Главная - Прихожая
Освещение над доской в школе по санпин. Освещение образовательных учреждений

Образовательные учреждения предназначены для того, чтобы развивать учеников умственно и физически. В школе ребенок проводит минимум 5-7 часов ежедневно 5 дней в неделю. То есть, существенную часть своего времени. Поэтому ему должны быть обеспечены условия для продуктивной, удобной, безопасной работы. Кроме того, по данным Philips, в образовательных учреждениях на освещение уходит около 70% электроенергии. А в связи с ростом тарифов, вопрос экономного потребления электроэнергии в образовательных учреждениях стоит довольно остро. Современные световые решения способны не только обеспечивать качественное освещение, соответствующее стандартам, но и существенно уменьшить расход электроенергии.

Почему важен свет?

По мнению физиологов, 80% информации воспринимается человеком через органы зрения, и только 20% - благодаря всем другим органам восприятия. Плохое освещение, устаревшие светильники и лампы, мерцающий или тусклый свет отрицательно влияют на настроение детей, их активность, концентрацию внимания, сосредоточенность, память и восприятие нового материала, а также приводят к развитию проблем со зрением.

По данным Департамента охраны материнства, детства и санитарного обеспечения Министерства здравоохранения, за 10 лет обучения у школьников зрение ухудшается в среднем вдвое. Если в начальной школе только у 3% детей имеются нарушения зрения, то в 3-4 классе эта цифра увеличивается до 10%, в 7-8 классе - 16%, а среди старшеклассников - примерно 20% близоруких. Кроме того, с первого по пятый урок, снижение остроты зрения происходит у 13% учащихся с нормальным зрением, и у 30% школьников с миопией. Последние устают гораздо быстрее, тем более при низкой освещенности. Значительно улучшить эти показатели, а также увеличить работоспособность и уменьшить утомляемость можно с помощью качественного освещения в классах.

Правильное освещение в школьном классе

Поскольку освещение влияет на самочувствие, настроение и продуктивность школьников, важно, чтобы оно было правильным. Согласно рекомендациям Philips, освещение в учебных заведениях должно соответствовать таким минимальным характеристикам:

В учебных классах должен быть нейтральный белый свет - 4000 К, минимальная освещенность - не менее 300 люкс.
- В зонах отдыха - теплый белый свет - 2700 К-3000 К.
- Индекс цветопередачи в школе должен быть не менее 80 Ra.
- Окружающие стены, потолок и пол должны быть окрашены в светлые цвета.
- Коэффициент пульсации светильников не должен превышать 15%.

К сожалению, во многих школах используют светильники с устаревшей конструкцией и электромагнитными пускорегулирующими аппаратами. Они имеют низкое качество лампы с плохой цветопередачей и коротким сроком службы, низкое качество стартера, электронных балластов (для холодного запуска ламп), высокий уровень шума.

Замена стандартного освещения на более современное и энергоэффективное позволит улучшить качество окружающей среды ребенка, повысить его успеваемость, улучшить самочувствие.

Кроме того, энергоэффективные системы освещения служат дольше и заменяются реже. А затраты на эксплуатацию ниже, чем у устаревших светильников.

Как влияет освещение на школьников - результаты исследования

Производители источников света, разрабатывая решения, осознают значение света и учитывают особенность аудитории, для которой его создают.

Например, система Philips School Vision была разработана для освещения классных комнат и используется в школе Гамбурга (Германия) и голландском университете в Твенте. Система имеет 4 режима освещения - «Энергия», «Спокойствие», «Стандарт» или «Концентрация», которые переключаются нажатием кнопки. School Vision в течение года действовала в двух младших классах, и эксперимент показал, что динамическое, регулируемое освещение классных комнат положительно влияет на учебный процесс. В частности, повышается концентрация внимания и почти вдвое уменьшается количество ошибок (с 17,85 до 9), растет скорость чтения - на 35% (с 780 слов до 1051) по сравнению с классами, по сравнению с классами со стандартным освещением.

Было установлено, что изменение режимов освещения способствовало улучшению оценок учеников в среднем на 18%. У школьников также повысилась мотивация и длительность концентрации в период обучения. Также изменение режимов существенно повлияло на интерес учащихся: дети, составлявшие пазлы при освещении в режиме «Энергия», общались между собой на 95% больше, чем при стандартном освещении. Таким образом, удалось получить наглядные примеры того, как качественное, правильное освещение благоприятно влияет на восприятие и повышает успеваемость учеников.

Современное энергоэффективное освещение для школьников

Поскольку повышение энегроэффективности является одним из приоритетных направлений деятельности международных финансовых институций (МВФ, ЕБРР и др.) , многие организации финансируют замену старого освещения, на новые, современные системы.

Например, Philips в рамках программы «Здоровые школы - простые решения» реализовала проект по комплексному переоснащению системы освещения в общеобразовательной школе. Школа была выбрана по следующим критериям: у школы типичный план построения помещения, поэтому этот опыт применим к другим образовательным учреждениям страны; светильники в школе не менялись более 30 лет. Еще одним аргументом в пользу этой школы было наличие трех классов, где обучались дети с ограниченными возможностями слуха. Для таких учеников зрительный контакт является наиболее важным, поэтому необходимо, чтобы в классе не было посторонних отвлекающих звуков. Старые лампы при работе издавали шум, которого лишены светильники нового поколения.

В результате в школе были заменены 910 устаревших светильников, установленных в 1982 году, на 435 светильников нового поколения c энергоэффективными люминесцентными лампами типа TCS 260 и TCS 165.

После замены ламп энергоаудит показал, что уровень освещения классов улучшился в 4 раза и на треть уменьшился расход электроэнергии на освещение (32%). Потребление электроэнергии в целом по школе снизилось с 58,4 кВт/ч до 39,55 кВт/ч. Количество света (на уровне поверхности парты) выросло с 200 люкс до 800 люкс, то есть, вчетверо, и сейчас соответствует нормам. Цветопередача выросла с 55 Ra до 85 Ra, на 55%, и сейчас этот уровень соответствует стандартам и нормам.

Кроме того, на 400% вырос срок службы лампы без замены: с 5000 до 20000 часов.

Важно, что современные световые решения не только положительно влияют на успешность учеников, но и позволяют существенно сокращать затраты на электроэнергию. опубликовано

Публикация в журнале «Безопасность и охрана труда», 2008. № 3. С. 59-61.

РАЗУМНОЕ, ДОБРОЕ,…СВЕТЛОЕ

(О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛ)

Е.И.Ильина, зав. лабораторией промышленного освещения, к.т.н

Т.Н.Частухина, вед. научн. сотр. лаборатории промышленного освещения

ООО «Научно-исследовательский институт охраны труда в г. Иваново»

1-е сентября, день знаний, школьники, отдохнувшие за летние каникулы, с удовольствием идут в школу, для первоклашек – самое главное событие в их жизни. Администрация, педагоги, родители с любовью готовили школьные здания к занятиям, в классах провели покраску стен и потолков, повесили красивые занавески на окнах, установили новые светильники. Казалось бы, все должно быть прекрасно. Давайте посмотрим, так ли все хорошо, как предполагается.

Как показывают многочисленные и многолетние исследования, проводимые врачами-гигиенистами и специалистами-светотехниками, один из основных факторов окружающей среды – освещение – до сих пор находится на уровне, не соответствующем требованиям нормативных документов.

Исследованиями установлено, что до 22-25% молодых людей заканчивают школу с дефектами зрения. За период обучения патология возрастает примерно в 2,5 раза. Отмечено ослабление зрения школьников от класса к классу, прежде всего – появление и развитие близорукости. Отмечено также утомление зрения учащихся от урока к уроку. Так понижение остроты зрения от первого урока к пятому наблюдается у 13 % школьников с нормальным зрением и у 30% школьников, страдающих близорукостью, которые утомляются гораздо быстрее, причем процесс утомления усугубляется при низкой освещенности.

По инициативе журнала «Светотехника» в 2005 году было организовано обследование состояния освещения ряда школ Москвы, Саранска и Томска, которое показало абсолютно ненормальное состояние школьного освещения. Более того, обследование говорит об ухудшении условий освещения школ по сравнению с 1980-1981 гг., когда проводилось аналогичное обследование.

В результате обследования выявлено, что более 85 % осветительных установок школьных классов не соответствует требованиям действующих норм по уровням освещенности на рабочих столах в классах и 100% классов не соответствует нормам по освещенности классных досок. То есть, если использовать гигиенические критерии оценки условий освещения, то все обследованные места следует признать вредными по условиям освещения как для учащихся, так и для педагогов. Установить наличие вредности по каким-либо показателям условий освещения несложно, и не этот факт является причиной написания настоящей статьи. Критиковать мы все умеем. Как нам представляется, ситуация вполне созрела для того, чтобы осветительные установки были приведены в состояние, соответствующее современному уровню развития светотехники и гигиеническим требованиям. Давайте же посмотрим, какие составляющие оказывают влияние на состояние освещения в школах.

В первую очередь, следует обратить внимание на состояние нормирования освещения в общеобразовательных учреждениях. В настоящее время действуют три основных нормативных документа, в той или иной степени регламентирующих требования к освещению различных помещений школ:

1. Строительные нормы и правила Российской Федерации. Естественное и искусственное освещение. СНиП 23-05-95* с изменением № 1, утвержденным постановлением Госстроя России от 29 мая 2003г. №44

2. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278 – 03

3. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02.

Казалось, документов достаточно, открывай и пользуйся. К сожалению, документы содержат ряд противоречий, что существенно снижает ценность данных документов и явилось причиной обращения главного редактора журнала «Светотехника» Айзенберга Ю.Б. к главному санитарному врачу РФ Онищенко Г.Г. с просьбой о пересмотре требований СанПиН 2.4.2.1178-02 к освещению школ. В чем же заключаются эти противоречия?

Начнем с уровней освещенности, рекомендуемых и допускаемых для использования в школах. Сравним для простоты требования к освещенности столов в классах (нормативная освещенность школьных досок на уровне 1, 5м от пола во всех документах принята равной 500 лк в вертикальной плоскости).

СанПиН 2.4.2.1178-02 требует обеспечения на рабочих столах освещенности 300 лк. При этом отмечено, что «в учебных помещениях должны быть обеспечены нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими нормативами » (какими? – Авторы ).

В СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278 – 03 приведен в качестве нормативного значения уровень освещенности 300 лк, при этом в скобках дано значение 500лк, которое, как указано в примечании к таблице, является оптимальным. Коэффициент пульсации освещенности должен быть не более 10%.

В Приложении И к СНиП 23-05-95* указано, что освещенность рабочих столов в классах должна составлять 400 лк при ограничении пульсации освещенности до 10% (разряд А2 зрительных работ), а освещенность кабинетов преподавателей – 300 лк при ограничении пульсации освещенность до 15%.(разряд Б1 зрительных работ).

Казалось бы, разница не так уж и велика, но теме не менее она имеется и вносит путаницу при оценке условий освещения для школьников и при аттестации рабочих мест преподавательского состава по условиям труда.

Еще большая путаница вносится при использовании ламп накаливания (ЛН), применение которых до сих пор имеет место во многих школах.

СНиП 23-05-95* содержит пункт, в котором указано, что «использование ламп накаливания допускается для общего освещения только для обеспечения архитектурно-художественных требований и во взрывоопасных помещениях». Это, практически, запрет на использование ламп накаливания в школах. Для тех школ, освещение которых еще не реконструировано и выполнено светильниками с лампами накаливания, норму освещенности следует снизить на одну ступень шкалы освещенности и приять равной 300 лк для классов и 200 лк для кабинетов преподавателей. Также на одну ступень шкалы освещенности допускает снижение нормативного уровня освещенности при использовании ламп накаливания и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278 – 03. А вот СанПиН 2.4.2.1178-02 допускает снижение нормируемой освещенности при использовании ламп накаливания на 2 ступени, то есть величина освещенности 150 лк становится допустимой, что, простим тавтологию, совершенно недопустимо.

Подытоживая вышесказанное, представляется целесообразным принять как наиболее разумные и соответствующие современному состоянию техники и экономики следующие нормативные величины освещенности (Ен) и коэффициента пульсации освещенности (Кп):

для рабочих столов в классах – Ен=400 лк, Кп=10%;

для кабинетов преподавателей – Ен=300лк, Кп=15%.

Следует отметить, что нормативные значения освещенности в классах выбраны для учащихся. Для преподавателей, зрительная работа которых может быть отнесена к разряду зрительных работ Б1, достаточным может оказаться уровень освещенности 300 лк, и именно эта величина может быть использована при аттестации рабочих мест. При этом следует учесть, что для преподавателей старше 40 лет нормативное значение освещенности составит 400 лк.

Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание – это реализация осветительных установок в школах. В настоящее время и администрации регионов выделяют больше средств на реконструкцию и ремонт школьных зданий, в том числе и освещения, и родители охотно идут на то, чтобы внести посильные средства для улучшения условий освещения в классах. Приобретаются эстетичные современные светильники, устанавливаются лампы либо в соответствии с чьими-либо пристрастиями (теплого, холодного, дневного света), либо просто по принципу «какие попались», а потом приходит специалист с прибором и с грустью констатирует, что новенькие красивые «современные» светильники, как правило, обеспечивают нормативные уровни освещенности, но создают такие высокие уровни пульсаций освещенности (до 55% при норме 10%), что утомляются не только неокрепшие глазки наших любимых деток, но и «закаленные» глаза преподавателей. Про ограничение пульсаций освещенности в последние годы очень много говорится, отрицательное их влияние не только на зрение, но и на общее состояние человека доказано, меры по ограничению пульсаций разработаны, технически осуществимы и практически доступны.

Для того, чтобы новые осветительные установки не создавали вредных условий освещения, необходимо, чтобы на стадии проектирования установок просчитывались способы снижения пульсаций освещенности, а светильники и лампы приобретались бы именно в том исполнении, которое обеспечивало бы качество освещения, безопасное как для учащихся, так и для преподавателей.

В настоящее время российскими предприятиями разработаны светильники как для общего освещения помещений, так и для освещения досок, имеется и большой выбор импортных светильников. Хочется обратить внимание на то, что при сертификации светильников в России до сих пор не оценивается их способность ограничивать пульсации освещенности, так как при квалифицированном использовании любых светильников, обеспечив определенную схему включения и используя соответствующие лампы, можно обеспечить ограничение коэффициента пульсации. Этот путь возможен, но он чреват некоторыми сложностями при монтаже и эксплуатации светильников. Наиболее простым мероприятием является использование светильников с высокочастотными пускорегулирующими аппаратами (ВЧ ПРА). Стоимость таких светильников несколько выше, но наряду с достижением качественного освещения достигается и существенная (около 10%) экономия электроэнергии. То же самое можно сказать и о настольных светильниках с компактными люминесцентными лампами (КЛЛ), которые при использовании электромагнитных ПРА также являются источником повышенных пульсаций (до 40%), что при их расположении в непосредственной близости от глаз пользователя является совершенно недопустимым.

Следует обратить внимание и на тот случай, когда в школах, использующих для освещения лампы накаливания, будет предпринята попытка заменить их спиральными КЛЛ, которые все шире входят в нашу жизнь как альтернатива лампам накаливания. По информации производителей для обеспечения одной и той же освещенности КЛЛ потребляют в 4-5 раз менее электроэнергии, чем ЛН. Но заменяя ЛН на КЛЛ надо помнить, что при использовании ЛН был заложен совсем другой норматив (на две ступени более низкий!!), значит заменяя ЛН на КЛЛ в указанной выше пропорции вы получите заведомо удручающий результат. К тому же прямая замена ЛН на КЛЛ в существующих светильниках, как правило, ведет к росту слепящего действия из-за больших размеров КЛЛ по сравнению с ЛН. Таким образом, следует учесть, что устройство освещения в школах требует внимательного квалифицированного подхода.

Несколько слов о компьютерных классах. Об устройстве рабочих мест с компьютерами, об их якобы вредном воздействии на пользователя в последние годы пишется очень много и не всегда корректно. Каждому потенциальному пользователю, а тем более организатору рабочих мест с компьютерами, необходимо, прежде чем приобретать оборудование и монтировать осветительные установки, прочитать СанПиН 2.2.2/2.4.1340 – 03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», где приведены не только нормы расстановки обрудования, указано на необходимость наличия трехпроводной сети с нулевым проводом, но и даются такие «мелкие» подробности, которые при постоянном воздействии могут привести к крупным неприятностям. Например, указано, что оборудование должно быть светлым и матовым, для того чтобы снизить отраженную блескость и улучшить распределение яркости в поле зрения работающего. Отрадно, что закончилась эра черных столов, которые были столь популярны еще несколько лет назад. Но надвинулось другое бедствие – черные корпуса компьютеров и черные клавиатуры. Возможно, их обилие объясняется тем, что «запад» в очередной раз сбросил нам ненужное оборудование. А мы, как всегда, либо бросаемся на «новинку», либо потребляем то, «что нам купили». Пора научится потреблять не то, что нам предложили, а то, что нам нужно и что соответствует требованиям норм.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИЛИАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА им. А. И. Герцена

Кафедра: Русский язык и литература

По дисциплине: Безопасность жизнедеятельности

На тему: Освещение в общеобразовательных учреждениях

Введение

1. Основные светотехнические характеристики

2. Источники света и осветительные приборы

3. Естественное освещение

4. Искусственное освещение

5. Смешанное освещение

6.Освещение учебных классов

7. Освещение коридоров

8. Освещение столовой

9. Освещение спортивного зала

10. Наружное освещение

11. Аварийное освещение

12. Контроль за освещением рабочего места

13. Последствия неправильного освещения

Заключение

Список литературы

Введение

Свет является естественным условием жизни человека, необходимым для здоровья и высокой производительности труда, основанной на работе зрительного анализатора, самого тонкого и универсального органа чувств.

Среди факторов внешней среды, влияющих на организм, свет занимает одно из первых мест. Свет оказывает влияние не только на орган зрения, но и на весь организм в целом. Свет, воздействуя через орган зрения, вызывает возбуждение, распространяющееся до больших полушарий коры головного мозга. Под воздействием света перестраиваются физиологические и психические реакции организма.

Многочисленными исследованиями воздействия естественного света на организм человека установлено, что свет влияет на разнообразные физиологические процессы в организме, способствует росту, активизирует процессы обмена веществ, повышает газообмен.

Огромно значение света в профилактике зрительного утомления и наиболее распространённых расстройств зрения, в частности близорукости, так как именно в детском возрасте формируется рефракция глаза, влияющая на уровень зрительных функций и зрительную работоспособность. Поэтому в помещениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения.

Основная информация об окружающем мире - около 90% - поступает через зрительное восприятие. Именно поэтому гигиенически рациональное производственное освещение имеет огромное положительное значение. Правильно спроектированное и рационально выполненное освещение помещений оказывает положительное воздействие на работающих, способствует повышение эффективности и безопасности труда, снижает утомление и травматизм, помогает сохранить высокую работоспособность. Свет представляет собой электромагнитное излучение с длинной волны 0,38 - 0,76 мкм.

1. Основные светотехнические характеристики

Правильно спроектированное и рационально выполненное освещение помещений оказывает положительное воздействие на работающих, способствует повышению эффективности и безопасности труда, снижает утомление и травматизм, помогает сохранить высокую работоспособность. Свет представляет собой электромагнитное излучение с длиной волны 0,38 - 0,76 мкм. Освещение характеризуется количественными и качественными показателями. К количественным показателям относятся:

· световой поток -- часть лучистого потока, воспринимаемая человеком как свет; характеризует мощность светового излучения, измеряемую в люменах [лм];

· освещенность -- поверхностная плотность светового потока; определяется как отношение светового потока, равномерно падающего на освещаемую поверхность, к ее площади, измеряется в люксах [лк];

· яркость поверхности под углом к нормали -- это отношение силы света, излучаемого освещаемой или светящейся поверхностью в этом направлении, к площади проекции этой поверхности на плоскость, перпендикулярную к данному направлению.

Для качественной оценки условий зрительной работы используют такие показатели, как фон, контраст объекта с фоном, показатель ослепленности, видимости.

Фон -- это поверхность, на которой происходит различение объекта. Фон характеризуется способностью поверхности отражать падающий на нее световой поток. Эта способность (коэффициент отражения) определяется как отношение отраженного от поверхности светового потока к падающему на нее световому потоку.

Контраст объекта с фоном -- степень различения объекта и фона -- характеризуется соотношением яркостей рассматриваемого объекта (точки, линии, знака, пятна, трещины или других элементов) и фона.

Показатель ослепленности -- критерий оценки слепящего действия, создаваемого осветительной установкой.

Видимость -- способность глаза воспринимать объект. Она зависит от освещенности, размера объекта, его яркости, контраста объекта с фоном, длительности экспозиции.

2. Источники света и осветительные приборы

освещение естественное искусственное светотехнический

Источники света, применяемые для искусственного освещения, делят на две группы -- газоразрядные лампы и лампы накаливания. Лампы накаливания относятся к источникам света теплового излучения. Видимое излучение в них получается в результате нагрева электрическим током вольфрамовой нити. В газоразрядных лампах излучение оптического диапазона спектра возникает в результате электрического разряда в атмосфере инертных газов и паров металлов, а также за счет явления люминесценции, которое невидимое ультрафиолетовое излучение преобразует в видимый свет.

Благодаря удобству в эксплуатации, простоте в изготовлении, отсутствию дополнительных пусковых устройств, надежности работы при колебаниях напряжения и т. д. лампы накаливания находят широкое применение в промышленности. Наряду с отмеченными преимуществами лампы накаливания имеют и недостатки: у них низкая световая отдача, сравнительно малый срок службы (до 2,5 тыс. ч) в спектре преобладают желтые и красные лучи, что сильно отличает их спектральный состав от солнечного света.

В последние годы все большее распространение получают галогеновые лампы- лампы накаливания с йодным циклом. Наличие в их колбе паров йода позволяет повысить температуру накала нити, то есть световую отдачу лампы (до 40 лм/Вт).Пары вольфрама, испаряющиеся с нити накаливания, соединяются с йодом и вновь оседают на вольфрамовую спираль, препятствуя распылению вольфрамовой нити и увеличивая срок службы лампы до 3 тыс. ч. Спектр излучения галогеновой лампы более близок к естественному, чем спектр лампы накаливания.

Основным преимуществом газоразрядных ламп перед лампами накаливания является большая световая отдача 40-110 лм/Вт. Они имеют значительно больший срок службы -- у некоторых типов ламп он достигает 8-12 тыс. ч. Газоразрядные лампы могут иметь световой поток любого желаемого спектра. Основным недостатком газоразрядных ламп является пульсация светового потока. К недостаткам следует отнести также длительный период разгорания, необходимость применения специальных пусковых приспособлений, облегчающих зажигание ламп.

При выборе источников света для производственных помещений необходимо руководствоваться общими рекомендациями: отдавать предпочтение газоразрядным лампам как энергетически более экономичным и обладающим большим сроком службы; для уменьшения первоначальных затрат на осветительные установки и расходов на их эксплуатацию необходимо по возможности использовать лампы наименьшей мощности, но без ухудшения качества освещения.

3. Естественное освещение

Уровень естественного освещения классного помещения прежде всего зависит от величины окон. Чем больше их размер, тем больше проникает в помещение световых лучей, тем больше освещение рабочего места школьника. Установлено, что площадь застеклённой поверхности окна в городских школах должна относиться к площади пола как 1:4 или 1:5. Это отношение называется световым коэффициентом. В сельской местности, где школы, как правило, строятся на открытых площадках, световой коэффициент может составлять 1:6. Верхний уровень окна должен располагаться как можно ближе к потолку (20-30 см), так как наиболее удалённые от окон места в классе освещаются именно этой частью окна. В связи с этим недопустимо устройство в школах окон с полукруглой верхней частью или в виде треугольника, так как в этом случае уменьшается светонесущая часть окна. Освещение класса зависит от величины простенков между окнами, так как ученические места, расположенные против широких простенков, будут освещены недостаточно. Поэтому простенки между окнами следует устраивать по возможности меньшими (от 30 до 50 см.). Окна класса не должны быть затемнены противостоящими зданиями. Расположенные против школьных окон дома должны быть окрашены в светлые тона, лучше всего в белый цвет. Мебель в классе следует располагать так, чтобы свет падал с левой стороны по отношению к учащимся, так как иначе тень от руки во время письма школьника будет затенять тетрадь.

Перечисленные требования к естественному освещению школьных помещений учитываются при строительстве школьного здания и от работников школы зависит мало. Но есть целый ряд моментов, которые влияют на освещённость и могут полностью осуществляться учителями и другими работниками школы.

Освещённость класса зависит от окраски стен, потолка и мебели. Тёмные цвета поглощают большое количество световых лучей и тем самым снижают степень освещённости. Потолок в классе должен быть окрашен белой краской, стены - светлой (жёлтой, бежевой, светло- розовой), парты должны быть окрашены в светлые тона: крышки - в светло-зелёный, а боковые части и сидения в белый цвет.

Высокие цветы, расположенные на подоконниках, тоже уменьшают освещённость. Совершенно недопустимо устраивать в оконном проёме специальные полочки-лесенки, которые вместе с цветами, полностью закрывая окно, затемняют классную комнату. Известно, что если цветы заслоняют даже около 20% оконного проёма, то это приводит к потере 15-22,6% света в классе.

Для создания уюта и красоты цветы в школе необходимы, но располагать их надо на противоположной окнам стене, а большие цветы на полу, чтобы они не загораживали свет.

В некоторых классах и лабораториях, используемых для показа учебных фильмов, имеются затемняющие шторы. Учителя должны очень внимательно следить за тем, чтобы шторы после просмотра поднимались выше верхнего края окна, иначе они будут загораживать наиболее светонесущую часть окна.

Пыль на оконных стёклах тоже задерживает свет, а значит, и ухудшает освещение. Около 50% световых лучей через грязные, запыленные окна не проходит. Оконные стёкла должны быть ровными, так как волнистые стёкла, как и грязные, задерживают до 50% света.

Совершенно недопустимо закрашивать стёкла белой масляной краской или вставлять матовые стёкла, как это делают иногда в некоторых школах, чтобы дети не смотрели в окно и не отвлекались от занятий. Это вредно вдвойне. Во-первых, потому, что в классе будет темнее (через матовые стёкла проходит всего только 60% света), во-вторых, в этом случае учащиеся не имеют возможности дать отдых глазам. Учебная работа, как отмечалось выше, связана с постоянным напряжением мышц глаз. Для отдыха глаз полезно расслабить мышцы направив взгляд вдаль, в бесконечность. Учащиеся инстинктивно время от времени отводят глаза от книги и смотрят в окно, но при закрашенных окнах они не могут посмотреть вдаль, так как взгляд их постоянно наталкивается на непрозрачную белую поверхность.

Для оценки уровня освещённости пользуются специальным прибором - люксметром. При его отсутствии естественную освещённость можно определить более простыми способами. Одним из них является следующий: если из самого отдалённого места помещения небо видно во весь проём окна, то освещённость признаётся хорошей; если 2/3 просвета окна - удовлетворительной, и, если небо видно лишь в 1/3 части окна, - неудовлетворительной.

Имеется и другой метод. Если учащийся с нормальным зрением в проверяемом месте свободно читает мелкий шрифт книги на расстоянии 50 см от глаз, то освещённость принято считать достаточной. Оба эти способа определения уровня освещённости могут быть легко использованы учителем.

4. Искусственное освещение

Для улучшения естественного освещения в пасмурные дни и во время занятий второй смены школьные здания оборудуются источниками искусственного света. Искусственное освещение в школах, как правило, электрическое, с применением ламп накаливания или люминесцентных ламп.

Необходимо подчеркнуть, что если уровень естественного освещения в классах не всегда зависит от учителя, то достаточность искусственного освещения зависит только от внимания работников школы к этому вопросу.

Искусственное освещение по сравнению с естественным лишено ряда преимуществ (прежде всего общебиологического действия) солнечного света. Однако влияние его на зрительные функции и работоспособность учащихся достаточно велика. Установлено, что острота зрения учащихся прямо пропорциональна уровню освещения. При освещённости рабочих мест в 100 лк острота зрения в течение учебного дня не уменьшается, тогда, как при освещённости 50 лк к концу учебных занятий наблюдается некоторое снижение остроты зрения, а при освещённости в 30 лк острота зрения резко снижается уже на втором и третьем уроках.

С повышением уровня искусственного освещения увеличивается работоспособность.

Массовые обследования зрения учащихся показали, что в школах с плохим освещением больше близоруких детей, чем в школах с хорошим освещением.

Для того чтобы искусственное освещение не способствовало снижению работоспособности и не ухудшало зрительных функций учащихся, оно должно отвечать целому ряду гигиенических требований.

Первое гигиеническое требование к искусственному освещению - достаточный уровень освещённости. Допустимый гигиенический минимум освещённости для классных комнат, лабораторий и мастерских является 150 лк при лампах накаливания и 300 лк при люминесцентных. Для обеспечения такого уровня освещённости в классе площадью в 50 м2 должно быть 6-8 ламп мощностью 300вт каждая, то есть на 1 м2 должно приходиться около 48 вт. Наиболее высокая освещённость (200лк) на рабочем месте требуется в кабинетах черчения и рисования.

Кроме общего освещения, в учебных помещениях обеспечивается дополнительное местное освещение классных досок, рабочих мест в мастерских, столов в читальных залах.

Другое гигиеническое требование - равномерное распределение света по всей площади помещения. Для создания равномерного освещения необходимо правильно разместить светильники. С этой целью в типовом классном помещении в 50 м2 светильники располагаются приблизительно на одинаковом расстоянии друг от друга в два ряда, по четыре в каждом, высота подвеса ламп не менее 3 м от пола.

Свет, поступающий от ламп, должен быть рассеянным, что достигается применением специальных светильников, которые обеспечивают не только рассеянное освещение, но и исключают чрезмерную яркость. Применение в классах открытых ламп, когда свет от раскалённой нити попадает в глаза, совершенно недопустимо. Такое освещение, раздражая сетчатку, вредно действует на глаза, вызывает головную боль и раннее наступление утомления. Поэтому используют различные светильники.

В последние годы школы стали оборудоваться лампами дневного света, которые имеют значительные преимущества перед лампами накаливания. Спектр света этих ламп близок к видимой части спектра естественного света; кроме того, люминесцентное освещение даёт рассеянный свет, не имеет большой яркости и не создаёт резких теней. Лампы дневного света, в противоположность лампам накаливания, не влияют на температуру воздуха, так как дают холодный свет. Это обстоятельство даёт возможность обеспечить высокий уровень освещённости без нарастания температуры воздуха.

Гигиенические исследования влияния люминесцентного освещения на организм школьников показали, что при освещении класса люминесцентными лампами работоспособность учащихся луче, чем при освещении лампами накаливания.

5. Смешанное освещение

Многие считают, что смешанное освещение вредно для глаз. Однако это не совсем так. Смешанное освещение состоит из различных по длине волн, это обстоятельство делает его менее желательным, чем, например, достаточное естественное освещение. Но отрицательного влияния на организм человека оно не оказывает. Вредно выполнять зрительную работу при недостаточном уровне естественного освещения, и в этом случае смешанное освещение будет благоприятствовать зрительным функциям. Поэтому включать электрический свет следует не дожидаясь, пока совсем стемнеет. В некоторых зарубежных школах искусственный свет включается автоматически, с помощью фотоэлементов, как только освещение снижается до определённого уровня. Это устройство целесообразно, но и без него, при достаточно внимательном отношении педагогов к охране зрения учащихся, можно своевременно обеспечить достаточный уровень освещения в классе.

6. Освеще ние учебных классов (кабинетов)

Самыми важными помещениями в школе являются учебные классы - кабинеты, в которых осуществляется непосредственно процесс обучения. Правильное освещение учебных классов способствует повышению умственной активности учащихся, концентрации внимания, и, как следствие, повышению успеваемости учащихся школы. Чаще всего для освещения учебных классов применяются встраиваемые или накладные люминесцентные светильники или светильники дневного света.

Вкупе с естественным освещением люминесцентные светильники обеспечивают оптимальные параметры освещения, а также экономию электроэнергии. Расположение светильников в школьном классе зависит от многих параметров: геометрия помещения, яркость и угол рассеивания света светильников и т.д. особое внимание при освещении школьных классов необходимо уделить освещению школьной доски.

Основные требования к освещению школьной доски:

· отсутствие эффекта ослепления;

· обеспечение хорошего обозрения текста и графики из любой точки класса;

· безопасное подсоединение к сети;

· независимость от других электроприборов;

· низкий уровень шума;

· экономичность.

Чаще всего для освещения школьной доски используются люминесцентные светильники с длинными трубчатыми люминесцентными лампами. Крепится такой светильник, как правило, к стене над доской при помощи кронштейнов, либо к потолку с помощью подвесов.

7. Освещение коридоров

Школьные коридоры - это место, где школьники проводят перерывы между уроками и свободное время в целом. Школьные коридоры должны быть хорошо освещены, не должно присутствовать никаких темных углов. Коридоры школы должны быть безопасными.

Чаще всего для освещения школьных коридоров используются встраиваемые или накладные растровые светильники с люминесцентными лампами. Основная особенность растровых светильников заключается в том, что они оборудованы решеткой, которая отражает и рассеивает свет. Решетка также предотвращает выпадение ламп из корпуса светильника. Кроме того, люминесцентные растровые светильники обеспечивают оптимальные параметры освещения для школьных коридоров, а также экономичность, что немаловажно для бюджета образовательного учреждения.

8. Освещение столовой

Школьная столовая - очень важное помещение в школе. И важно здесь не только высокое качество питания, но и обстановка и освещение. Для освещения школьной столовой можно использовать самые различные светильники: встраиваемые, накладные, подвесные. Очень важны источники освещения, которые применяются для освещения данного помещения. Наиболее подходящими являются люминесцентные лампы теплой цветности. Освещение такого типа делает предлагаемую еду привлекательной и более аппетитной.

9. Освещение спортивного зала

Светильники в спортзале необходимо размещать вдоль двух стен большей длины. По коротким стенам светильников быть не должно, так как они дают эффект ослепления, особенно при играх. Тип светильников, наиболее подходящих для освещения школьного спортзала - накладные люминесцентные светильники с защитной металлической решеткой. Оптимальная модель светильника для освещения школьных спортзалов: накладной люминесцентный светильник sport, основной особенностью которого является наличие металлической решетки, защищающей источник освещения от различных физических воздействий. В случае, если освещения люминесцентными светильниками не хватает, можно добавить по углам спортзала прожекторы.

10. Наружное освещение

Все подходы к школе должны быть освещены. Наружное освещение школы должно обеспечивать безопасность и комфорт для школьников и учителей в темное время суток. Наружное освещение поможет сделать здание школы не только более привлекательным в эстетическом плане, но и оттолкнуть любителей незаконных действий. Наружное освещение играет роль психологического ограничителя, добавляя дополнительную безопасность зданию школы, освещая окружающее пространство. Лучше всего для проекта наружного освещения подходят грунтовые или венчающие уличные светильники.

11. Аварийное освещение школы

Каждая школа в обязательном порядке должна быть оборудована аварийными светильниками. В случае возникновения ситуаций, при которых прекращается штатная подача электроэнергии, наличие аварийного освещения может уберечь жизнь и здоровье наших детей.

Таким образом, оптимальными источниками освещения для школы являются люминесцентные лампы, а наиболее подходящие осветительные приборы - люминесцентные светильники. Они эффективны, экономичны и безопасны.

12 . Контроль за освещением рабочего места

В обязанность учителя входит контроль за освещением рабочего места школьника дома. Учитель должен порекомендовать родителям следующее: стол, за которым занимается школьник, следует поставить около окна, окно не следует загораживать цветами, шторами и занавесками. Для того чтобы на рабочем месте ученика обеспечить достаточное искусственное освещение, нужно, кроме общего источника света, иметь настольную лампу с лампочкой мощностью в 50-75 вт и обязательно с абажуром, закрывающим лампочку полностью.

Имеет значение и цвет абажура. Максимальная работоспособность бывает при жёлто - зелёном или белом свете. Поэтому на рабочем месте школьника абажур должен быть зелёного или молочно-белого цвета. Нельзя разрешать заниматься школьникам при погашенном общем освещении, когда горит одна настольная лампа, так как резкий переход зрения с хорошо освещённой книги или тетради к рассматриванию тёмных предметов в комнате оказывает вредное влияние на глаза.

13 . Посл едствия неправильного освещения

Недостаточность освещения приводит к напряжению зрения, ослабляет внимание, приводит к наступлению преждевременной утомленности. Продолжительная работа при недостаточном освещении приводит к снижению производительности и безопасности труда. Из-за неправильного освещения образуется глубокие и резкие тени и другие неблагоприятные факторы, зрение быстро утомляется, что приводит к дискомфорту.

Наличие резких теней искажает размеры и формы объектов и тем самым повышает утомляемость, снижает производительность труда. Тени необходимо смягчать, применяя, например, светильники со светорассеивающими молочными стеклами, а при естественном освещении использовать солнцезащитные устройства (жалюзи, козырьки и т.д.).

Чрезмерно яркое освещение вызывает ослепление, раздражение и резь в глазах. Неправильное направление света на рабочем месте может создавать резкие тени, блики, дезориентировать работающего. Все эти причины могут привести к несчастному случаю или профзаболеваниям, поэтому столь важен правильный расчет освещенности..

Колебания освещенности на рабочем месте, вызванные например, резким изменением напряжения в сети, также обуславливают переадаптацию глаза, приводя к значительному утомлению. Постоянство освещенности во времени достигается стабилизацией плавающего напряжения, жестким креплением светильников, применением специальных схем включения газоразрядных ламп.

Неправильное освещение может быть причиной таких заболеваний, как близорукость, спазм, аккомодация, зрительное утомление, и других болезней, понижает умственную и физическую работоспособность, увеличивает число ошибок в производственных процессах, аварий и несчастных случаев. Огромно значение света в профилактике зрительного утомления и наиболее распространенных расстройств зрения, в частности близорукости, так как именно в детском возрасте формируется рефракция глаза, влияющая на уровень зрительных функций и зрительную работоспособность. Поэтому в помещениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения.

Крайне нецелесообразны в учебном помещении слепящие источники света. При взгляде на ярко освещенный предмет или яркий свет зрачок суживается гораздо быстрее, чем происходит его расширение после перевода взгляда на нормально освещенный предмет. При этом ребенок плохо различает текст или предметы. Поэтому устраивать световые проемы спереди от учащегося недопустимо.

Заключение

Большую часть своего времени в течение дня ребенок проводит в стенах школы. Именно поэтому очень важно, чтобы не только обучение было высокого качества, но и сама обстановка в школе соответствовала нормам и способствовала развитию и физическому здоровью подрастающего поколения.

В настоящее время школа имеет огромное значение и занимает колоссальное место в нашей жизни и в жизни наших детей. Именно школа формирует большую часть личностных и социальных особенностей ребенка,

Больше всего внимание учителя должно уделяться на освещение классной комнаты, так как это один из основных компонентов гигиенического содержания учебного помещения который оказывают наибольшее влияние на детский организм.

Освещение школьных помещений играет важную роль и оказывает значительное действие на физическое и психическое здоровье учеников и работников учебного заведения. Очень важно в процессе организации освещения школы, знать, что каждый светильник здесь выполняет свою функцию. Каждый сектор здания школы имеет свое назначение и требует индивидуального подхода к освещению.

Список литературы

1. Безопасность жизнедеятельности под ред. Л.А. Михайлова М., 2005

2. Безопасность жизнедеятельности под ред. Л.А. Муравья М., 2003

3. Гигиена детей и подростков В.Р. Кучма М., «Медицина» 2001.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Естественное, искусственное, совмещенное производственное освещение. Разделение освещения по конструктивному исполнению. Типы искусственного и производственного освещения. Освещение рабочего места как важный фактор создания нормальных условий труда.

    презентация , добавлен 24.01.2012

    Производственное освещение: основные светотехнические величины и единицы их измерения. Коэффициент пульсации освещенности. Классификация производственного освещения в зависимости от источника света. Примеры устройства местного освещения фрезерных станков.

    контрольная работа , добавлен 03.10.2014

    Основные светотехнические понятия и величины. Особенности субъективного восприятия света. Характеристика видов и источников искусственного освещения, основные гигиенические требования, предъявляемые к ним. Нормирование освещённости рабочих поверхностей.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2011

    Основные требования к искусственному освещению производственных помещений. Виды освещения и методы его расчета, их преимущества и недостатки. Сущность точечного метода (метода силы света) и особенности его применение для расчетов всех видов освещения.

    практическая работа , добавлен 18.04.2010

    Рациональное освещение помещений и рабочих мест как один из важнейших элементов благоприятных условий труда. Основные гигиенические требования к искусственному освещению производственных помещений. Количественные и качественные показатели освещения.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2009

    Виды производственного освещения и источники света. Методика измерения параметров световой среды при аттестации рабочих мест. Гигиенические требования к освещению. Нормы освещенности рабочего места. Измерение освещенности при помощи цифрового люксметра.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2014

    Основные виды световых излучений и их негативное воздействие на организм человека и его работоспособность. Основные источники лазерного излучения. Вредные факторы при эксплуатации лазеров. Системы искусственного освещения. Освещение рабочего места.

    доклад , добавлен 03.04.2011

    Основная задача освещения производственных помещений и его организация. Основные светотехнические характеристики. Количественные и качественные показателями. Системы и виды производственного освещения. Обеспечение равномерного распределения яркости.

    реферат , добавлен 23.02.2009

    Характеристика источников искусственного производственного освещения - газоразрядных ламп и ламп накаливания. Требования к эксплуатации осветительных установок. Методы расчета общего искусственного освещения рабочих помещений, расчет по удельной мощности.

    реферат , добавлен 26.02.2010

    Влияние освещенности на безопасность трудовой деятельности. Основные светотехнические характеристики. Особенности искусственного освещения, его нормирование и расчет в компьютерном классе на 10 рабочих мест. Сравнительные параметры источников света.

Перед школой ставится задача: обеспечить не только обучение детей, но и широкий охват их внешкольной работой, имеющей огромное значение для политического и общекультурного роста учащихся. Эта работа в основном проводится во внеучебное время, т. е. в вечерние часы и, следовательно, при искусственном освещении.

Но и для учебной работы в утренние часы искусственное освещение необходимо. Во многих районах нашего необъятного Союза в силу особенностей светового климата, естественное освещение оказывается недостаточным либо в ранние утренние часы, либо
в конце занятий - с 2-3 часов дня, а в отдельных случаях (Приполярье и Заполярье) на протяжении значительной части учебного года работа школы возможна только при наличии искусственного освещения.

К искусственному освещению предъявляются следующие требования:
а) Оно должно быть достаточным по силе света, но не слепящим.
б) Оно должно быть по возможности равномерным на всей поверхности парт, не давать резких теней и ослепительных отблесков.
в) Свет должен быть рассеянным и не давать резких теней.
г) Освещение должно быть ровным, не мерцающим.
д) Оно не должно продуктами горения изменять как химических, так и физических свойств воздуха.
е) Оно не должно представлять опасности (пожар, взрыв, поражение электрическим током, отравление).

В настоящее время в качестве осветительных материалов используются в основном электричество, однако необходимо отдельно остановиться еще на одном методе освещения - с использованием керосина.

Керосиновое освещение . В школе можно допустить пользование только подвесными лампами. В этом случае от самого керосинового резервуара, расположенного ниже светоотдающего пламени (горелки), на значительную часть поверхности парт будет накладываться тень от резервуара, что нельзя недооценивать.

Керосиновое освещение в практике школы применяется лишь в тех местностях, где ещё нет электрического освещения. Количество школ с керосиновым освещением уменьшается из года в год.

Керосинокалильные лампы имеют значительное преимущество по сравнению с обычными керосиновыми лампами. При наличии двух керосинокалильных ламп на класс освещённость в нём повышается по сравнению с двумя обычными керосиновыми лампами с 3 до 40 люксов. При применении обычных керосиновых ламп такой результат может быть получен только при наличии 7 ламп по 30 линий или 8 ламп по 20 линий.

При наличии в школе керосинового освещения должна быть усилена вентиляция помещений. Выделение значительного количества лучистой теплоты вредно действует на детей в классе: перегревается голова, быстро возникает утомление, появляется тяжесть в голове и возникают головные боли. Поэтому керосиновые лампы следует вешать в классах с учётом теплового действия их как можно выше, во всяком случае не ниже чем на 1,5 м над головами сидящих за столом учащихся. Во избежание пожара потолок над лампой должен быть обшит кружком из железа, а над ламповым стеклом следует повесить розетку.

Керосиновые лампы требуют хорошего ухода, ежедневной очистки фитиля от нагара, обрезания фитиля во избежание образования коптящих языков. Свет от керосиновой лампы при правильном подъёме фитиля должен быть почти белый (светло оранжевый). Если лампа плохо заправлена и не полностью выдвинут фитиль, то свет будет желтоватый, плохо светящий.

Электрическое освещение представляется единственно рациональным освещением для школы.

Повышение силы освещённости не должно сопровождаться нарастанием блёсткости, вызывающей в глазах неприятное ощущение слепящего действия.

Блёсткость и слепящее действие источника света устраняются применением соответствующей арматуры (абажуров) и соответствующей высотой подвеса светильников. Отражённая блёсткость от поверхности парт требует, прежде всего, матовой окраски их; тому же содействует наклон крышки парт. По тем же соображениям и классная доска и панели стен должны иметь матовую окраску. Желательно, чтобы у доски было дополнительное специальное освещение софитами, улучшающими её освещённость.

Равномерность освещения должна обеспечить по возможности одинаковую или не резко разнящуюся освещённость в различных местах классного помещения, а также и на различных точках поверхности одной и той же парты. Требуется, чтобы в классе отношение наименьшей освещённости к наибольшей не превышало 0,5, т. е. чтобы при минимальной освещённости в 75 люксов максимальная не превышала 150 люксов.
Равномерность освещения лучше всего достигается применением общего освещения с соответствующим размещением светильников над поверхностью парт в классе.

Проектом правил и норм освещения школ, разработанных Московским светотехническим объединением, рекомендуется подвеска 6 светильников на высоте 3 м от пола. Свет должен быть рассеянным и не давать резких теней. Рассеянный поток света при искусственном освещении достигается применением арматуры. В школах и, в частности, в классных помещениях не допускаются светильники, не имеющие колпаков для защиты глаз от блёсткости.

Светильники прямого освещения, хотя бы и защищенные снизу светорассеивающими колпаками, свет от которых направляется исключительно по направлению к поверхности парт, не допускаются для оборудования школьных помещений. Этот тип светильника, в силу исключения отражённого светового потока от потолка и верхней части стен, неизбежно обусловливает создание на поверхностях парт теней от головы, корпуса, руки учащегося. Представителем такого типа светильников является «Универсаль», который в условиях школы может найти применение только для освещения физкультурных площадок, катков, школьных участков и пр.

Для рассеивания светового потока пользуются молочным (не матовым) стеклом.

В практике оборудования школы одно время нашёл широкое применение абажур, известный под названием «люцетты из цельного стекла», с отверстием внизу; он имеет ряд существенных недостатков, главными из которых являются неизбежные блики на крышках парт и необеспеченность равномерности освещения. Значительно лучшим типом светильника для освещения школьных помещений является «люцетта сборная», преимущественно отражённого света. Этот светильник состоит из двух соединённых металлическим кольцом колпаков - нижнего из молочного стекла и верхнего из матового стекла. Световой поток, направляющийся вниз, рассеивается, а направляющийся вверх отражается от потолка и верхней части стен. Этот тип светильника вполне пригоден для классных помещений.

В последние годы широкое распространение для оборудования школ приобрели светильники шарообразной и приближающейся к шару формы, наиболее удовлетворяющие гигиеническим и светотехническим требованиям, предъявляемым к освещению класса.

В настоящее время начинают применяться для освещения лампы «дневного света» (люминесцентные), которые дают поток лучей, близкий по своему спектральному составу к естественному дневному свету.

Преимущество этих ламп для освещения детских учреждений и в частности для школ очевидно. Поэтому, как только промышленность приступила к массовому производству таких ламп, они были широко внедрены в школы и детские сады.

Для обеспечения безопасности детей от тока все места с оголёнными поверхностями в проводке сети (рубильники) должны быть закрыты настенными или встроенными (в нишах) шкафчиками, запирающимися на ключ. Все выключатели должны устанавливаться на высоте, недоступной для самостоятельного манипулирования ими детей.

Чтобы создать в классе требуемую нормами освещённость, в каждом светильнике должна быть установлена лампа мощностью в 200 вт и, следовательно, общая мощность ламп на класс будет равна 1 200 вт. На каждый квадратный метр площади пола класса придётся, следовательно, от 24 до 29 вт/м2.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS