Главная - Кухня
План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?". Тема Когда наступит лето.docx - Конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?" (1 класс) Как мы узнаем что наступило лето

Тема: Когда наступит лето?

Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времён года.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

    Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.

    Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.

    Учить выделять характерные признаки времён года.

Развивающие задачи урока:

    Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.

    Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.

    Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Воспитательные задачи урока:

Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.

Планируемые результаты : учащиеся научатся называть месяцы и времена года в определенной последовательности; характеризовать явления природы в разные времена года.

Оборудование:

учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир»;

Рабочая тетрадь к учебнику 1 класса «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков;

тетрадь не печатной основе А.А.Плешаков;

картинки с изображением Муравьишки и Мудрой Черепахи;

листы с днями недели; с месяцами;

«волшебные годовые круги», цветные карандаши;

«мультимедийный проектор»;

раскраски на темы: зима, весна, лето, осень (для подарков учащимся).

Ход урока

1. Организационный момент . Ребята, сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости. Им очень захотелось вместе с нами окунуться в мир знаний, узнать, что-то новое и необычное.

Повернитесь к гостям, улыбнитесь им.

– Итак, мы начинаем наш урок.

2.Актуализация знаний.

1.Беседа

Дети, сегодня на уроке у нас в гостях снова Муравьишка и приготовил он нам загадки и вопросы. Послушайте их.

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний.(Дни недели .)

2.Игра «Какой день недели?»

Какой сегодня день недели?

Какой день недели был вчера?

Какой день недели будет послезавтра?

Через сколько дней придет суббота? Воскресенье?

3.У каждого ученика лист с днями недели.

Расставьте цифры от 1 до 7,соответствующие дням недели.

Среда

Пятн.

Понед.

Четв.

Вторн.

Воскрес.

Суббот.

4.Работа по теме урока .

Узнал нетерпеливый Муравьишка, когда придёт суббота и захотелось узнать, а что, догадаемся из кроссворда, который нам приготовил.

Слайд 1.

Яркое, круглое, светит днем.

Летом он длиннее, а зимой короче.

С приходом лета они появились на лугах, в садах на клумбах.

Он подает с неба маленькими капельками

Так что же хочет узнать Муравьишка?(Когда же наступит лето?)

Побежал он к Мудрой Черепахе и спросил у неё, а она ему отвечает: «Сегодня мы вместе с тобой и с ребятами побываем в гостях у старика-годовика и найдём ответ на твой вопрос».

Дети, для того, чтобы дать правильный и точный ответ на этот вопрос, я предлагаю ответить Муравьишке позже, а пока получше и подробнее познакомиться с временами года. И в конце урока мы должны дать ответ Муравьишке: Когда же наступит лето?

А сейчас отправимся в путешествие – в путешествие по временам года.

5. Работа по теме урока.

У каждого ученика «волшебные годовые круги».

Слайд 2 -3 .

Положите перед собой круг.

Это волшебный круг, а его хозяин старик-годовик. Послушайте сказку о нём.

«Старик-годовик»

Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошёл снег.

Махнул старик-годовик второй раз. Полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились первые цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно…

Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь. (В.И.Даль)

Кто запомнил, что случилось, когда старик-годовик махнул первый раз рукавом? (Стало холодно, пошёл снег)

Какое это время года? (Зима)

Слайд 4-6 .

Раскрасьте полоски, где написано слово «зима» голубым карандашом.

Кто знает, что это за птиц выпустил старик-годовик? (Это зимние месяцы) Назовите их. (Декабрь, январь, февраль)

Когда старик-годовик махнул второй раз, что случилось в природе? (Стал таять снег, появились первые цветы)

Какое это время года? (Весна)

Слайд 7-9 .

Раскрасьте полоски, где написано слово «весна» зелёным карандашом.

Каких трёх птиц старик выпустил второй раз? (Весенние месяцы: март, апрель, май)

Третий раз махнул старик-годовик, стало совсем жарко и душно. Что наступило? (Лето)

Слайд 10-11

Полоски со словом «лето» раскрасьте жёлтым цветом.

Каких трёх птиц выпустил старик-годовик летом? (Летние месяцы: июнь, июль, август)

Кончится лето и четвёртый раз махнёт старик-годовик рукавом, станет дождливо, холодно. Что это за время года? (Осень)

Слайд 12-14

Раскрасьте полоски со словом «осень» оранжевым цветом.

Каких птиц он выпустит осенью? (Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)

Почему не будет старик-годовик махать пятый раз? (Потому что в природе всего 4 времени года)

Слайд 15 .

После осени опять наступит зима, опять полетят первые три птицы – декабрь, январь, февраль, и опять всё пойдёт по кругу, как стрелочки на часах, слева направо. Покажите пальчиком это круг.

Почему эта схема называется годовым кругом?(Времена года идут друг за другом так,что получается круглый год. А за одним годом наступает следующий и так без конца.)

* У каждого ученика лист с названиями месяцев.

Слайд 16

Давайте пронумеруем месяцы по порядку их следования. Назовите зимние месяцы, весенние, летние, осенние.

Раскрасьте тот листик с месяцем, где написано название месяца, в котором вы родились.

Поднимите руку, кто родился зимой (раскрасить листик синим цветом); кто родился весной (зелёным цветом); кто родился летом (жёлтым цветом); кто родился осенью (оранжевым цветом или красным). - Раскрасьте тот листик с месяцем, где написано название месяца, в котором вы родились.

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали. (ходьба на месте)
Вверх на солнце посмотрели,
И всех нас лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (присесть на корточки)
А потом мы дружно встали –
Великанами все стали. (потянуться на носочках)

6. Работа по теме урока (продолжение ).

а)Игра «Бывает – не бывает».

Хлопайте, если бывает; топайте, если не бывает.
Осенью: листопад, дождь, жара, капель.
Зимой: гроза, снег, метель, гололёд, пурга.
Весной: гроза, ледоход, подснежник, листопад.
Летом: гроза, капель, радуга, вьюга, жара.

1.Работа по учебнику.

Откройте учебники на стр. 10 и приготовьте карточки с изображением времён года.

Отгадайте загадки и положите нужную картинку на годовой круг.

Тройка – тройка прилетала,
Скакуны в той тройки белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.

Слайд 17 .

Какие признаки зимы вы знаете? (Солнышко светит, но не греет. Земля замерзает и покрывается снегом. Водоёмы сковывает лёд. День зимой короткий, а ночь длинная. Звери спят в норках.)

Пришла, улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора.
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»

Слайд 18

Какие признаки весны вы можете назвать? (Весной солнышко не только светит, но и греет. Снег тает, бегут ручьи, появляются первые цветы, дни становятся длиннее, а ночь короче. Природа просыпается и оживает.)

Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки.
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай.
Слайд 1 9

Как же нам узнать лето? (Становится очень жарко. Цветет много растений. День становится ещё длиннее, а ночь совсем короткая.

Слайд 20

Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закорма.
Сказала: «За мною нагрянет зима». (Осень)
- Что же происходит в природе осенью?

(Солнышко греет меньше. На улице холодает. Дни становятся короче, а ночь длиннее. Опадают листья на деревьях и кустарниках, желтеет и вянет трава. Звери готовятся к зиме, улетают птицы в тёплые края, насекомые прячутся в укромные места.)

2. Работа по учебнику.

Посмотрите, на стр.11 Муравьишка нарисовал картинки. Он очень старался, но кое-что перепутал. Найдите ошибки. (…)

Послушайте стихотворение И.Суркова и скажите, что описал автор в своем стихотворении:

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь,
Все кругом светло.
На лугу пестреют яркие цветы.
Золотом облиты
Травы и кусты
Дремлет лес: ни звука,
Лист не шелестит,
Только жаворонок звонко
В воздухе звенит. (Лето)

Как же нам ответить Муравьишке, когда наступит лето? В каком месяце? - (Лето наступит, когда закончится зима и пройдёт весна)

Послушайте загадки и перечислите название летних месяцев.

1.Теплый длинный-длинный день,
В полдень – крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи-ка? (Июнь ).

2.Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его - вершина лета.
Что, скажи, за месяц это? (Июль ).

3.Листья клена пожелтели.
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц,
Подскажи! (Август ).

– Итак, какие же признаки характерны для лета? (Ответы).

4.Игра Слайд 21

Дети, лето - это еще и ягодная пора.

Лето угощает щедро, но чтобы лес не обеднел, бери у него одни ягоды, не вырывай с корнем кустики. Может быть, по этому лесам и полям ходила твоя бабушка, прабабушка или прапрабабушка. Триста лет может жить кустарник черники. Так пусть он живет все времена!

Представьте, что вы сидите на лесной полянке, вокруг много красивых цветов, спелых ягод, бежит маленький ручеек, вы затихаете и слышите…(запись "Пение птиц")

– Что же вы услышали? (Ответы).

– Правильно ребята это птицы.

– Что происходит в жизни птиц летом?

– Правильно.

Работа в учебнике.

– Дети, кто может сказать какого цвета лето ? (Ответы).

5.Работа по учебнику .

Откройте учебник на с. 42 , рассмотрите рисунок, что вы на нем видите?

– Какие же цвета нужно добавить к рисунку, чтобы получилось лето?

– А теперь раскрасьте рисунок.

IV. Закрепление изученного на уроке.

– Мы много сегодня говорили о лете.

Посмотрите на доску и продолжите цепочки

Слайд 22

Дни недели:понедельник…

Времена года:весна…

Весенние месяцы:март..

Летние месяцы:июнь..

Зимние месяцы:декабрь…

Сколько месяцев в каждом времени года?

Какое время года наступает после весны?

Прочитаем слова Мудрой Черепахи, вывод сегодняшнего урока.

(Слайд 16)

Зима,весна,лето,осень-это четыре времени года.В году двенадцать месяцев.Первый-январь.Последний-декабрь.

7. Итог урока .

– О чем мы говорили сегодня на уроке?

Какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень)

Назовите зимние месяцы, весенние месяцы, летние месяцы, осенние месяцы.

Так что же мы можем сказать Муравишке, когда придет лето?

Старик-годовик приготовил вам подарок: тем, кто родился осенью, он дарит кленовый листочек, кто родился зимой – снежинку, кто родился весной – веточку мимозы, а кто родился летом - ромашку.

* Дети выходят к доске по временам года и получают подарки.

МБОУ КР ОО «Гуторовская средняя общеобразовательная школа имени Куренцова А.И.»

Урок окружающего мира на тему: «Когда наступит лето?»

Подготовила Коренева Галина Леонидовна

Тема. Когда наступит лето?

Форма проведения: урок с применением ИКТ.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

    Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.

    Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.

    Учить выделять характерные признаки времён года.

Развивающие задачи урока:

    Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся. творческие способности.

    Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.

    Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Воспитательные задачи урока:

    Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.

    Формирование поведенческих навыков здорового образа жизни.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, в какой последовательности сменяются времена года, месяцы; научиться узнавать время года по характерным признакам; усвоить правила укрепления здоровья.

План урока

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

    Изучение нового материала:

      выделение признаков различных времён года;

      работа по учебнику с годовым кругом;

      работа с рисунком учебника и беседа с учащимися о сохранении здоровья в различные времена года.

    Первичная проверка понимания: беседа о любимом времени года и работа с рисунками учебника.

    Рефлексия

    Подведение итогов занятия.

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Методы и приёмы: диалогические, наглядные, практические, анализ и обобщение, поисковый и игровой метод.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и средства обучения:

    Оборудование. У учащихся - учебник; ножницы и клей для работы с тетрадью; письменные принадлежности, цветные фишки.

    Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация

    Компьютер, медиапроектор, экран.

    Презентация к занятию.

Ход урока

I .Орг.момент

1. Мобилизация.

Прозвенел сейчас звонок, начинается (урок).

Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

2. Наш девиз.

3. Наши правила.

На уроке ты сидишь Тихо-тихо, словно мышь. Парта – это не кровать, И на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно. Учитель спросить – надо встать, Когда он сесть позволит – сядь. Ответить хочешь – не шуми, А только руку подними.

4. Мобилизация.

А теперь закроем глазки и проговорим: «Я готов к уроку!»

Актуализация знаний.

1. Беседа.

- Вот мы снова с вами на водопаде «Мир вокруг».

- О чём мы говорили на прошлом уроке?

- Что такое настоящее, прошлое, будущее?

3. Беседа.

Отгадайте загадку Муравьишки.

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний. (Дни недели)

Какой сегодня день недели?

Какой был вчера?

Какой будет завтра?

Назовите все дни недели по порядку.

Так, когда придёт суббота?

Самоопределение к деятельности.

1. Вступительная беседа.

Учитель сообщает, что снова в гостях у детей Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик.

Узнал Муравьишка, когда придёт суббота, но вдруг подумал: «А когда же наступит лето? Ведь у ребят будут каникулы»

Побежал он к Мудрой Черепахе, а она встречает его новой загадкой.

Ученики читают загадку о временах года, отгадывают её и объясняют, как догадались.

Четыре ковра рукодельницы ткут

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зеленый, пестрый, желтый.

Ответ здесь мудреный, его нашел ты? (времена года)

Назовите времена года.

Кто поможет Муравьишке разобраться, когда наступит лето?

Учитель выслушивает ответы некоторых учащихся.

Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

Прочитайте тему на с. 10 учебника

Изучение нового материала:

1.Выделение признаков времён года. Игра «Узнай время года».

Мудрая Черепаха приготовила загадки о временах года. Есть желающие отгадать их? Сколько будет загадок? Почему?

Учитель (хорошо читающие ученики) читает загадки. Ученики отгадывают время года и называют его характерные признаки. Учитель при необходимости дополняет ответы детей.

2. Обобщение.

Сколько всего времён года?

Назовите их.

Времена года идут друг за другом так, что получается круглый год. А за одним годом наступает следующий. И так без конца.

3. Работа по учебнику с годовым кругом.

Рассмотрите рисунок-схему на с.10. Найдите на этой схеме названия времен года. Сколько их? Назовите.

Какое сейчас время года?

Найдите его на годовом круге.

Посмотрите и скажите, какое время года было до него?

А какое будет после?

А кто ответит Муравьишке, когда наступит лето?

Могут ли времена года нарушить порядок? А в какой сказке это произошло?

Посмотрите отрывок из мультфильма «12 месяцев» и скажите, почему сейчас не может прийти лето?

4.Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев»

5. Физкультминутка.

Давайте и мы с вами разберемся, за каким временем года идет лето. А поможет нам в этом сказка Владимира Даля «Старик - годовик».

6.Слушание сказки Владимира Даля «Старик - годовик», выполнение задания

Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошел снег. Какое это время года? Назовите приметы зимы.. А каких трех птиц выпустил старик-годовик? (Когда снежинок белый рой летит куда-то вдаль, зовем мы зимнею порой декабрь, январь, февраль.) Найдите картинку с изображением зимы и названия трех зимних месяцев и приклейте ее, (звучит зимняя песенка).

Махнул старик-годовик второй раз. Полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы. Какое это время года? Что происходит в природе весной? (В лесу и в поле слышен гвалт весенних птичьих стай. За февралем приходит март, за ним апрель и май.) Найдите картинку с изображением весны и названия трех весенних месяцев и приклейте их на, (звучит весенняя песенка).

Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно... Какое это время года? Назовите приметы лета. Как звали птиц? (За маем лето на порог июнь к нам приведет. Июль подарит ягод сок, а месяц август -мед.) Найдите картинку с изображением лета и названия трех летних месяцев и приклейте ее, (звучит летняя песенка). Махнул старик-годовик 4 раз и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь. Какое это время года? Что происходит в это время в природе? Как звали птиц? (За летом осени ансамбль исполнит танец свой. Сентябрь, октябрь, потом ноябрь засыпят лес листвой). Найдите картинку с изображением осени и названия трех осенних месяцев и приклейте ее, (звучит осенняя песенка).

Как вы думаете, махнет старик-годовик еще раз? Почему? А что будет после осени? Вы слышали выражение «круглый год»? Что оно означает по-вашему мнению? (времена года сменят друг друга, т.е. идут друг за другом по кругу. Отсюда и выражение - «круглый год».) Посмотрите на наши листы, на что они похожи? У нас получился календарь. Глядя на календарь, сможете ответить на вопрос Муравьишки: Когда наступит лето?

7. Работа по учебнику с годовым кругом.

Мне и Муравьишке очень понравилась ваша работа. Мы предлагаем вам игру. Откройте учебник, найдите годовой круг. Я вам буду загадывать загадки о месяцах, а вы найдете этот месяц на круге и отметите его фишкой. Сколько цветов у фишек? Почему? Каждому времени года соответствует свой цвет: зима - синий, весна - зеленый, лето - красный, осень - желтый. Готовы?

На морозце от зари Расцвели в саду пионы,

Заалели снегири. В землянике - горок склоны.

Эй, мороз, сильней ударь, Ветерок, прохладой дунь,

Начинай же год,. (январь..) Чтоб не жарким был...(июнь)

Зеленеет даль полей, Опустел уютный сад,

Запевает соловей. Паутинки вдаль летят,

В белый цвет оделся сад, И на южный край земли

Пчелы первые летят. Потянулись журавли.

Гром грохочет. Угадай, Распахнулись двери школ.

Что за месяц это? ... (Май) Что за месяц к нам пришел?

(сентябрь)

Прочитайте названия месяцев на годовом круге. Сколько их?

Сколько месяцев в каждом времени года?

Назовите и запомните зимние месяцы, весенние, летние, осенние.

В каком месяце вы отмечаете свой день рождения? Найдите этот месяц на картинке.

В какое время года это бывает?

8. Работа с рисунками и занимательными заданиями учебника. Беседа о сохранении здоровья в различные времена года .

После знакомства с месяцами ребята возвращаются к общим признакам времён года и выполняют занимательные задания учебника на с. 11: определение времени года по одежде Муравьишки; поиск ошибок на рисунках Муравьишки. После выполнения первого задания учащиеся обсуждают вопросы сохранения здоровья в различные времена года.

Первичная проверка понимания

1. Беседа о любимом времени года. Групповая работа.

Ребята рассказывают друг другу о любимом времени года. Затем учитель подводит детей к мысли, что все времена года по-своему прекрасны, надо только уметь это замечать.

2. Работа с рисунками, данными в учебнике. Найдите ошибки, которые допустил муравьишка. (Работа в парах)

3. Пока мы рассматривали картины, Муравьишка собрался на прогулку. Посмотрите, в какое время года Муравьишка вышел погулять?

(Выполнение задания № 2 в р.т.)

Закрепление знаний и способов действий: выполнение творческого задания.

1. Выполнение творческого задания.(Р.т.,№3,с.10)

Учитель предлагает детям придумать свои значки для каждого времени года и нарисовать их в правильной последовательности, начиная с весны. Работа с условными знаками помогает детям выделить и запомнить характерные признаки времён года.

Рефлексия

Подведение итогов урока

Всем спасибо за работу,на память о нашем уроке вам останутся календари, которые помогут запомнить дни недели, времена года, названия месяцев. Вернитесь на первый лист. Он остался пустым. Что можно здесь сделать? Я предлагаю вам нарисовать дома картинку того времени года, в котором вы родились и приклеить рядом картинку-значок. А какая картинка могла бы подойти к зиме? Весне? Лету? Осени? Спасибо за урок!

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Запомнить названия месяцев в определенном порядке.


Презентация к уроку окружающего мира, 1 класс УМК «Школа России» Автор: Никифорова Наталья Васильевна, учитель начальных классов МКОУ «Гремяченская СОШ» Хохольского района, Воронежской области

«Когда наступит лето?»

Ребята, Мудрая Черепаха сказала, что сегодня на уроке мы узнаем, про разные времена года. А что это такое?

А вот послушайте загадку:

Четыре ковра рукодельницы ткут

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зелёный, пёстрый жёлтый

Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты?

жми на вопрос

Времена года

Красна девица идёт,

Ярко солнышко ведёт,

А старушка-холодушка

Перед ними пятится,

В глушь лесную прячется.

Можно купаться и рыбу ловить,

Можно по лесу с корзиной бродить,

Бегать по лужам под дождиком тёплым

И не бояться до нитки промокнуть.

Белоснежная хозяйка

Всё укроет одеялом,

Всё разгладит, приберёт,

А потом земле усталой

Колыбельную споёт.

Прошла по лугам, по лесам, по полям. Припасы она заготовила нам. Припрятала их в погреба, в закрома. Сказала: «За мною нагрянет зима».

Отгадайте загадки, жмите снова на загадку, чтобы проверить себя.

Ребята, а ещё Мудрая Черепаха сказала, что сегодня на уроке мы узнаем про месяцы.

А что это такое?

А вот послушайте загадку:

Двенадцать братьев

Разно называются

И разными делами

Занимаются?

жми на вопрос

Месяцы года

Угадайте зимние месяцы.Чтобы проверить себя, нажимайте на загадку.

Назовите-ка ребятки, Месяц в этой-вот загадке, Дни его всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи, На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый Год.

По счёту первым он идёт, С него начнётся новый год. Открой скорее календарь, Читай!

Написано - ...

Последний зимний

месяц жаль, Короткий самый

Угадайте весенние месяцы.Чтобы проверить себя, нажимайте

на загадку.

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад-

Заглянул к нам

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель-

В гости к нам

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

Тёплый, длинный-длинный день.

В полдень - крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Жаркий, знойный,

Душный день.

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Месяц тёплый, щедрый, славный,

Он считает себя главным -

Так как на дары богат,

Урожаю каждый рад.

Угадайте летние месяцы.Чтобы проверить себя, нажимайте

на загадку.

сентябрь

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало -

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

Угадайте осенние месяцы.Чтобы проверить себя, нажимайте

на загадку.

Ребята, помогите расположить правильно времена года, начиная с весны.

Угадайте, какое время года на картинке.

Чтобы проверить себя, нажимайте на картинку.

Ребята, расположите правильно

месяцы года.

весенние

сентябрь

Ребята, я понял, что времена года идут друг за другом так, что получается круглый год, причём за одним годом наступает следующий. И так без конца.

Всё правильно, Муравьишка. Какое сейчас время года? Какое время года было до него. А какое будет после? Так вот теперь ответь на вопрос

«Когда наступит лето?“»

жми на вопрос

В какое время года носят такую одежду?

В какое время года носят такую одежду?

В какое время года носят такую одежду?

Спасибо, дети,

Учитель Времена года Лето Весна Осень Зима Загадки Месяцы Загадки

Рисунки на слайде 11 сканирован с учебника А.А.Плешакова «Окружающий мир», 1 класс, часть 1

Времена года Времена года Одежда Одежда Одежда

Интернет источники

Цели: формировать представления о годовом цикле - временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времен года

Оборудование:

  • учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас»;
  • Рабочая тетрадь к учебнику 1 класса «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков;
  • тетрадь не печатной основе А.А.Плешаков «Проверим себя. 1 класс»;
  • картинки с изображением Муравьишки и Мудрой Черепахи;
  • цветные фишки: синяя, зелёная, жёлтая, оранжевая;
  • листы с днями недели; с месяцами;
  • «волшебные годовые круги», цветные карандаши;
  • картинки с изображением времён года;
  • карточки из Приложения «Рабочей тетради» с изображениями времён года;
  • кленовые листочки, веточки мимозы, снежинки, ромашки (для подарков учащимся)

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

2. Повторение изученного материала.

А) - Выполним задание в тетради «Проверим себя» на стр.26-27.

(Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Проверим себя. 1 класс»)

Б) - Расставьте цифры от 1 до 7, соответствующие дням недели.

* У каждого ученика лист с днями недели.

Среда

Пятн.

Понед.

Четв.

Вторн.

Воскрес.

Суббот.

3. Сообщение тему урока.

Узнал Муравьишка, когда придёт суббота, но вдруг он подумал: «А когда же наступит лето? Ведь у ребят каникулы?»

Побежал он к Мудрой Черепахе и спросил у неё, а она ему отвечает: «Сегодня мы вместе с тобой и с ребятами побываем в гостях у старика-годовика и найдём ответ на твой вопрос».

4. Работа по теме урока.

* У каждого ученика «волшебные годовые круги».

Положите перед собой круг. Это волшебный круг, а его хозяин старик-годовик. Послушайте сказку о нём.

«Старик-годовик»

Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошёл снег.

Махнул старик-годовик второй раз. Полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились первые цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно…

Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь. (В.И.Даль)

Рисунок 1

* На доску вывешивается картинка с изображением зимы.

Кто запомнил, что случилось, когда старик-годовик махнул первый раз рукавом? (Стало холодно, пошёл снег)

Какое это время года? (Зима)

Раскрасьте полоски, где написано слово «зима» голубым карандашом.

Кто знает, что это за птиц выпустил старик-годовик? (Это зимние месяцы) Назовите их. (Декабрь, январь, февраль)

* На доску вывешивается картинка с изображением весны.

Когда старик-годовик махнул второй раз, что случилось в природе? (Стал таять снег, появились первые цветы)

Какое это время года? (Весна)

Раскрасьте полоски, где написано слово «весна» зелёным карандашом.

Каких трёх птиц старик выпустил второй раз? (Весенние месяцы: март, апрель, май)

* На доску вывешивается картинка с изображением лета.

Третий раз махнул старик-годовик, стало совсем жарко и душно. Что наступило? (Лето)

Полоски со словом «лето» раскрасьте жёлтым цветом.

Каких трёх птиц выпустил старик-годовик летом? (Летние месяцы: июнь, июль, август)

* На доску вывешивается картинка с изображением осени.

Кончится лето и четвёртый раз махнёт старик-годовик рукавом, станет дождливо, холодно. Что это за время года? (Осень)

Раскрасьте полоски со словом «осень» оранжевым цветом.

Каких птиц он выпустит осенью? (Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)

Почему не будет старик-годовик махать пятый раз? (Потому что в природе всего 4 времени года)

После осени опять наступит зима, опять полетят первые три птицы – декабрь, январь, февраль, и опять всё пойдёт по кругу, как стрелочки на часах, слева направо. Покажите пальчиком это круг. И за одним годом наступает следующий год и так без конца.

Откройте учебники на стр. 70 и приготовьте карточки с изображением времён года.

Отгадайте загадки и положите нужную картинку на годовой круг.

Тройка – тройка прилетала,
Скакуны в той тройки белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
(Зима)

Какие признаки зимы вы знаете? (Солнышко светит, но не греет. Земля замерзает и покрывается снегом. Водоёмы сковывает лёд. День зимой короткий, а ночь длинная. Звери спят в норках.)

Пришла, улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора.
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»
(Весна)

Какие признаки весны вы можете назвать? (Весной солнышко не только светит, но и греет. Снег тает, бегут ручьи, появляются первые цветы, дни становятся длиннее, а ночь короче. Природа просыпается и оживает.)

Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки.
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай.
(Лето)

Как же нам узнать лето? (Становится очень жарко. Цветет много растений. День становится ещё длиннее, а ночь совсем короткая. Люди собирают урожай.)

Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закорма.
Сказала: «За мною нагрянет зима».
(Осень)

Что же происходит в природе осенью? (Солнышко греет меньше. На улице холодает. Дни становятся короче, а ночь длиннее. Опадают листья на деревьях и кустарниках, желтеет и вянет трава. Звери готовятся к зиме, улетают птицы в тёплые края, насекомые прячутся в укромные места.)

Скажите, какое сейчас время года? (…) Накройте на годовом круге его синий фишкой.

Посмотрите на годовой круг и скажите, какое время года было до него? (…) Накройте его оранжевой фишкой.

А какое время года будет после зимы? (Весна) Накройте его зелёной фишкой.

Как же нам ответить Муравьишке, когда наступит лето? (Лето наступит, когда закончится зима и пройдёт весна)

Выполним задание в «Рабочей тетради» на стр.30 № 2.

5. Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали. (ходьба на месте)
Вверх на солнце посмотрели,
И всех нас лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (присесть на корточки)
А потом мы дружно встали –
Великанами все стали. (потянуться на носочках)

6. Работа по теме урока (продолжение).

Отгадайте загадку:

Двенадцать братьев разно называются
И разными делами занимаются.
(Месяцы года)

* У каждого ученика лист с названиями месяцев.

Рисунок 2

Давайте пронумеруем месяцы по порядку их следования. Назовите зимние месяцы, весенние, летние, осенние.

Раскрасьте тот листик с месяцем, где написано название месяца, в котором вы родились.

Поднимите руку, кто родился зимой (раскрасить листик синим цветом); кто родился весной (зелёным цветом); кто родился летом (жёлтым цветом); кто родился осенью (оранжевым цветом или красным).

Рассмотрите верхний рисунок в учебнике на стр. 71. Скажите, в какое время года носят такую одежду? (Летом, осенью, зимой)

Посмотрите, на стр.71 Муравьишка нарисовал картинки. Он очень старался, но кое-что перепутал. Найдите ошибки. (…)

Ребята, а вот Мудрая Черепаха придумала вот какие условные знаки для каждого времени года на стр. 70. Догадайтесь, какому времени года соответствует каждый знак. Почему? (Весна – распускается много цветов, лето – светит ярко солнце, осень – часто идут дожди, зима – бывает снег.)

Прочитаем слова Мудрой Черепахи, вывод сегодняшнего урока.

Игра «Бывает – не бывает».

Хлопайте, если бывает; топайте, если не бывает.
Осенью: листопад, дождь, иней, капель.
Зимой: гроза, снег, метель, гололёд, пурга.
Весной: гроза, ледоход, подснежник, листопад.
Летом: гроза, капель, радуга, вьюга, жара.

7. Итог урока.

Какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень)

Назовите зимние месяцы, весенние месяцы, летние месяцы, осенние месяцы.

Старик-годовик приготовил вам подарок: тем, кто родился осенью, он дарит кленовый листочек, кто родился зимой – снежинку, кто родился весной – веточку мимозы, а кто родился летом - ромашку.

* Дети выходят к доске по временам года и получают подарки.

Выполнить задание в «Рабочей тетради» на стр. 29 -30 № 1, №3.

Тема. Когда наступит лето?
Цели: формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах и
их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены
времён года.
Форма проведения: урок с применением ИКТ.
Тип урока: открытие новых знаний
Задачи:
Образовательные задачи урока:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.
2. Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их
последовательности.
3. Учить выделять характерные признаки времён года.
Развивающие задачи урока:
1. Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие
способности.
2. Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать
выводы.
3. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Воспитательные задачи урока:
1. Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем
года.
2. Формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение
применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы
своего края.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, в какой последовательности
сменяются времена года, месяцы; научиться узнавать время года по характерным
признакам; усвоить правила укрепления здоровья.

Предварительная работа: прогулка с целью наблюдения за зимними явлениями
в природе.
Оборудование: компьютер, таблички с названиями дней недели, месяцами,
карточки для работы в парах, у учащихся – цветные карандаши, ножницы, клей.
I.Организационный момент
Ход урока
­Здравствуйте, ребята, гости! Сегодня у нас не обычный урок, у нас
присутствуют гости. Они пришли посмотреть, как вы умеете работать, чему
научились.
­Давайте улыбнёмся друг другу, и в дружеской обстановке проведём урок.
II. Актуализация знаний
1.Беседа
­ Отгадайте загадку Муравьишки.
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний. (Дни недели.)
­ Назовите по порядку все дни недели.
2. Игра «Какой день недели?»
­ Какой день недели был вчера?
­ Какой день недели будет послезавтра?

3. Игра «Неделька, стройся!»
(Учитель заранее готовит таблички с названиями дней недели. Вызывает к доске
семерых учеников, дает каждому по табличке. По команде «Неделька, стройся!»
дети должны быстро построиться по порядку, начиная с того дня, который
назовет учитель.)
Работа в парах. Соедините названия дней недели с их номером по порядку.(2
пары)
Проверка (Как вы соединили дни недели их номерами по порядку? А другая
пара?
III. Самоопределение к деятельности
(Слайды 2­3)Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает? (Летом.)
­ А когда же приходит лето? (Ответы детей.)
Какая же тема нашего урока? (Когда наступит лето?)
­ А еще какие времена года вы знаете? Сколько их? Назовите по порядку. Какой
месяц год заканчивает? А какой начинает?
(Не все ученики могут ответить на предложенные вопросы, некоторые путаются.)
­ Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О временах года.)
­ Какую учебную цель мы поставим перед собой? О чем должны будем узнать?
(Как сменяются времена года? В какой последовательности? Какие месяцы
соответствуют каждому времени года?
IV. Работа по теме урока
Вот и нашему Муравьишке стало интересно: а когда же все – таки наступит
лето? Побежал он к Мудрой Черепахе, а она встречает его новой
загадкой. (Слайд 4)
Четыре ковра рукодельницы ткут,

Один за другим их на землю кладут.
Белый, зеленый, пестрый, желтый.
Ответ здесь мудреный, его нашел ты?
­ Ребята, кто догадался, о чем загадка? (О временах года.)
­ А какое сейчас время года? (Ответы детей.)
­ Рассмотрите рисунок – схему на с.10. Найдите на этой схеме название времен
года. Сколько их? Назовите. (Зима,весна,лето,осень.)
­ Мудрая Черепаха приготовила загадки о временах года. Есть желающие
отгадать их? Сколько будет загадок? Почему?
(Дети отгадывают и показывают это время годы на схеме.)
(Слайд 5)Птица – тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима.)
­Найдите на годовом круге на стр. 10 учебника это время года.
­Что происходит в природе зимой?
(Слайд 6) Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора,
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»
(Весна)

­Найдите весну на годовом круге. А какие изменения в природе происходят в это
время года?
(Слайд 7)Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки, чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай.
(Лето)
­ Найдите лето там же. А летом что происходит в природе?
(Слайд 8)Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Припрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима».
(Осень)
­И последнее время года найдите на годовом круге. Какие изменения в природе
происходят осенью?
­ Кто ­нибудь догадался, почему эта схема называется годовым кругом?(Времена
года идут друг за другом, так что получается круглый год. А за 1 годом
наступает следующий. И так без конца.)
­ Ребята, а вы знаете, почему происходит смена времён года?
(Слайд 9)
(Потому, что Земля вращается вокруг солнца, а более подробно мы поговорим об
этом на другом уроке)
­ Скажите ещё раз какое сейчас время года?
­ Найдите его на годовом круге. Посмотрите и скажите, какое время года было
до него?
­ А кто ответит Муравьишке, когда наступит лето?(Лето наступит тогда, когда
закончится весна)
­ А могут ли времена года нарушить порядок?

­А в какой сказке это произошло? (12 месяцев) (Слайд 10)
­А почему так произошло?
­Отгадайте загадку Муравьишки
(Слайд 11)Двенадцать братьев
Разно называются
И разными делами
Занимаются? (Месяцы года)
­ Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их? (12)
­ Прочитайте их названия.
­ Сколько месяцев в каждом времени года?
­ Назовите и запомните зимние месяцы (декабрь, январь, февраль), весенние
месяцы (март, апрель, май), летние (июнь, июль, август), осенние (сентябрь,
октябрь, ноябрь) (слайд 12)
­Ребята, а вы знаете почему месяцы года так называются? А хотите узнать?
Некоторые ребята приготовили сообщения об этом. Послушайте их.
Во многих странах и у нас тоже месяцы называют так, как придумали в Древнем
Риме. Вначале они называли месяцы просто по номерам: первый, второй, третий,
а считать начинали с марта.
Первый месяц –январь.Этот месяц назван в честь любимого в Риме бога
времени, покровителя путешественников и моряков – Януса.
Февраль. В середине этого месяца римляне справляли большой праздник:День
очищения от всех грехов и плохих поступков.Этот праздник они назвали « Диес
Фебрутус», а потом и весь месяц стали называть фебруарис, а по русски –
февраль.
Март. Римляне назвали этот месяц мартусом в честь римского бога войны­
Марса.
Апрель. На латинском языке « априкус», значит «согретый солнцем», а «априре»
­открывать, расцветать. Правда подходит для весеннего месяца?
Май. Назван в честь богини весны и гор, богини плодородия «Майи».

Июнь. Он назван римлянами в честь богини Юноны, жены владыки неба
Юпитера.
Июль. Назван в честь римского императора Юлия Цезаря.
Август. Назван в честь другого императора – Октавиана августа.
Сентябрь. « Септембер», что по латыни значит «седьмой». Помни, что римляни
начинали считать месяцы не января, как мы, а с марта. Поэтому номера месяцев
у них не такие как у нас.
Октябрь. Октобер – по латыни «восьмой»
Ноябрь. Новембер, что значит «девятый»
Декабрь. Децембер, что значит « Десятый»
­Я думаю, вам было интересно узнать об образовании названий месяцев.
V.Физкультминутка
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали. (ходьба на месте)
Вверх на солнце посмотрели,
И всех нас лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (присесть на корточки)
А потом мы дружно встали –
Великанами все стали. (потянуться на носочках)
VI.Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику: стр.11
­ Рассмотрите рисунки Муравьишки, он торопился и допустил ошибки, найдите
их.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 стр. 9
­ Найдите приложение к заданию, вырежьте картинки. Расположите рисунки в
правильном порядке.

­ Картинку с каким временем года надо наклеить первой?
­ Выполните задание (Проверка в парах)
№2 стр.9
­ Рассмотрите рисунки. Сравните их. Чем похожи? Чем отличаются? Подумай,
какую одежду носить Муравьишке в разное время года?
№ 3 стр.10
(Работа в группах)
­Прочитайте названия первых 3 месяцев
­ К какому времени они относятся?
­ Придумай значок обозначающий зиму.
(Учащиеся придумывают значок для каждого времени года. Проверка. Каждая
группа рассказывает о результатах своей работы)
№ 4 стр.10.
­ Прочитайте названия месяцев. Что заметили?
­ С какого месяца начинается год? (с января)
­Поставьте рядом с январём в кружок цифру 1.
­ Продолжите нумерацию в правильном порядке.
VII. Подведение итогов урока
­ Посмотрите на доску и продолжите цепочки (запись написана заранее)
Осенние месяцы: сентябрь………………..
Зимние месяцы: декабрь………
Времена года: весна,……….
Весенние месяцы: март,…..
Летние месяцы: июнь……….
­ Так что же мы ответим Муравьишке? Когда же наступит лето(Ответы детей)

­ Вернёмся к цели урока. Как сменяются времена года? Мы узнали когда
наступит лето?(В определённой последовательности, друг за другом)Узнали, что
каждому времени года соответствуют свои месяцы(Назвать)
VIII. Рефлексия
Ребята представьте, что наступило лето а, вы же знаете, что летом расцветают
много красивых цветов. Вот и я вам положила на парту по 3 цветочка. Давайте
мы с вами соберём все вместе букет.
Кому урок очень понравился, было всё понятно, пусть приклеит красный
цветочек.
А вот кто испытывал небольшие затруднения, кто справился не со всеми
заданиями, тот пусть приклеит белый цветочек.
Кому было трудно понять тему урока, кому ещё нужна помощь учителя,
товарищей, приклейте жёлтый цветочек.



 


Читайте:



Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков

Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков

ОВЕН (21.03. – 20.04.) Характер возможной криминогенности обусловлен, прежде всего, отсутствием у Овнов комплекса неполноценности, а...

Названы знаки зодиака, среди представителей которых больше всего маньяков

Названы знаки зодиака, среди представителей которых больше всего маньяков

Преступные наклонности в человеке определяются по-разному. Можно учесть факторы наследственности и среды. А можно спросить о них у небесных светил....

«Заграница к чему снится во сне?

«Заграница к чему снится во сне?

Сонник: Новый семейный сонник Сонник Заграница Путешествие заграницу предвещает, что скоро вы с компанией друзей совершите приятную поездку. А...

feed-image RSS