Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
Реклама
Рассказ Л.Н. Андреева "Петька на даче". Анализ рассказа Андреева «Петька на даче |
Урок литературного чтения по теме: Л. Андреев «Петька на даче», 4 класс Учитель начальных классов Петрова Татьяна Григорьевна МБОУ «Лицей № 9» г.Белгород Цель урока: создание условий по изучению композиции рассказа, определению идейно-тематического содержания. Личностные: способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе; умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, готовности для саморазвития в процессе сотрудничеств. Метапредметные задачи: Регулятивные: создавать условия для наблюдения над выполнением целеполагания, оценки результата своих действий. Познавательные: содействовать развитию умения исследовать и анализировать полученную информацию по теме, с целью выделения отличительных признаков и критериев для сравнения и классификации изучаемых объектов; Коммуникативные: создавать условия для развития устной речи учащихся, умения слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группы и строить продуктивное сотрудничество, учиться на принципах толерантности обсуждать вопросы, учитывать позиции других людей. Задачи предметные : Содействовать формированию представления о композиционном строении рассказа. Способствовать формированию умения по поступкам, словам, эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя, определять идейно-тематическое содержание произведения. Совершенствовать навыки учащихся в различных видах чтения и пересказа. Увидеть возрождение главного героя под влиянием новых впечатлений, переживаний. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: презентация; карточки для кластера, тесты; карточки для групповой и индивидуальной работы. Планируемые результаты: Научить сравнивать «два мира, два детства»: уютный мир деревни(дачи) и жестокий мир города(парикмахерской). Ход урока.
Рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче» впервые опубликован в «Журнале для всех» в 1899. В его основу легла история однофамильца писателя Ивана Андреева. Он считался самым модным парикмахером Москвы. Рассказ относится к остросоциальным произведениям и часто сопоставляется в критике с близким к нему по сюжету и проблематике произведением А.П. Чехова «Ванька». В центре рассказа «Петька на даче» -- судьба ребенка из бедной семьи, отданного учеником к парикмахеру и выполняющего самую тяжелую и грязную работу. Рисуя портрет героя, Л.H. Андреев показывает жизнь ребенка и то, как окружающая обстановка влияет на мальчика. Петька худеет, у него появляются нехорошие струпья и тоненькие морщинки. Л.H. Андреев пишет, что мальчик становится похожим на состарившегося карлика: «…прохожий видел маленькую, худую фигурку, сгорбившуюся в углу на своем стуле, и погруженную не то в думы, не то в тяжелую дремоту. Петька спал много, но ему почему-то все хотелось спать, и часто казалось, что все вокруг него не правда, а длинный неприятный сон. Он часто разливал воду или не слыхал резкого крика: "Мальчик, воды",- и все худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья. Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика». Позже автор рисует другой портрет, когда Петька ехал за город: «Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим» . Портрет мальчика меняется по ходу развития событий и в конце рассказа Л. Н. Андреев снова передает образ Петьки: «Подержанная гимназическая курточка облекала его худенькое тело, из-за ворота ее выставлялся кончик белого бумажного воротничка. Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом» . Из внешних характеристик автор ещё использует описание поведения героя и описание предметной обстановки. Поведение мальчика, как и его портрет меняется с изменением обстановки. В городе автор описывает поведение Петьки: «Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно. Когда его навещала мать, кухарка Надежда, он лениво ел принесенные сласти, не жаловался и только просил взять его отсюда» , «И утром, и вечером, и весь божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: "Мальчик, воды",- и он все подавал ее, все подавал» . Поведение мальчика значительно меняется, когда он оказывается на даче, Петька как будто бы оживает, ловит рыбу с гимназистом, любуется природой, всё для него составляет интерес и наслаждение. Автор описывает обстановку, в которой живет мальчик и в которой протекает его детство - это квартал, где она находится, заполнен домами дешевого разврата. В нем постоянно происходят драки, звучат скверные слова, царит пьянство. Очень ярко Л. Н. Андреев рисует состояние мальчика в конце рассказа, когда Петька узнает, что ему придется вернуться в город: «Но Петька и не думал плакать и все не понимал. С одной стороны был факт удочка, с другой призрак - Осип Абрамович. Но постепенно мысли Петькины стали проясняться, и произошло странное перемещение: фактом стал Осип Абрамович, а удочка, еще не успевшая высохнуть, превратилась в призрак. И тогда Петька удивил мать, расстроил барыню и барина и удивился бы сам, если бы был способен к самоанализу: он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощенные,- он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре. Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь еще усилить ее» . Читатель может увидеть мир глазами героя: «Он боялся леса, который покойно шумел над его головой и был темный, задумчивый и такой страшный в своей бесконечности; полянки, светлые, зеленые, веселые, точно поющие всеми своими яркими цветами, он любил и хотел бы приласкать их, как сестер, а темно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать. Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбался чему-то и степенно, как старик, гулял по опушке и лесистому берегу пруда» . В рассказе так же присутствует ещё один ребенок - Николка. Так мы узнаем о жизни мальчика: «Другой мальчик, Николка, насчитывал от роду тремя годами больше и скоро должен был перейти в подмастерья. Уже и теперь, когда в парикмахерскую заглядывал посетитель попроще, а подмастерья, в отсутствие хозяина, ленились работать, они посылали Николку стричь и смеялись, что ему приходится подниматься на цыпочки, чтобы видеть волосатый затылок дюжего дворника. Иногда посетитель обижался за испорченные волосы и поднимал крик, тогда и подмастерья кричали на Николку, но не всерьез, а только для удовольствия окорначенного простака. Но такие случаи бывали редко, и Николка важничал и держался, как большой: курил папиросы, сплевывал через зубы, ругался скверными словами и даже хвастался Петьке, что пил водку, но, вероятно, врал. Вместе с подмастерьями он бегал на соседнюю улицу посмотреть на крупную драку, и когда возвращался оттуда, счастливый и смеющийся, Осип Абрамович давал ему две пощечины: по одной на каждую щеку» . Автор показывает, что для Петьки значила эта поездка за город, это единственное светлое воспоминание в детстве мальчика. Петька ещё долго вспоминает об этом и делится с Николкой впечатлениями: «А по ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок, и рассказывал о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал. В наступавшем молчании слышалось неровное дыхание детских грудей, и другой голос, не по-детски грубый и энергичный, произносил: Вот черти! Чтоб им повылазило! Кто черти? Да так... Все» . Л.Н. Андреев в своем произведении раскрывает жизнь не только главного героя рассказа. Жизнь Петьки можно считать типичной жизнью для детей из бедных семей того времени. Не случайно в рассказе выведена фигура еще одного мальчика -- Николки. Своим рассказом Л.Н. Андреев стремится привлечь внимание прогрессивной общественности к положению детей в капиталистическом обществе. И образ ребенка автор создает при помощи описания поведения, причем в некоторых случаях описание поведения героя можно отнести к внешней характеристике, а в некоторых к внутренней. Иногда поведение раскрывает внутреннее состояние героя. Также автор использует портретную характеристику. Портрет мальчик в рассказе динамичен, он меняется с изменением обстановки, окружающей ребенка. Применяется описание предметной обстановки, которая помогает создать образ Петьки. Рассказ «Петька на даче» написан в 1899 году Леонидом Николаевичем Андреевым. Сюжет рассказа заключается в повествовании небольшого отрезка жизни простого мальчика и рабочей семьи. Ребенок 10 лет от роду уже долгое время работает подсобным рабочим у парикмахера. Главная мысльВ рассказе описаны переживания, мысли и томления мальчугана, его мечты о счастливом месте, где ему будет хорошо.Главной мыслью рассказа является то, что ребенок всегда остается ребенком. Ведь у каждого человека должно быть детство, свобода и мечты. Читать краткое содержание Андреев Петька на дачеСчастье ребенка - это игры, свобода действий, единение с природой.О чем же рассказ «Петька на даче»? Мальчик Петя десяти лет от роду в полную силу работает помощником парикмахера в захудалой цирюльне. В свои 10 лет Петька уже много повидал. И обозленных людей, которые рады его ошибкам и готовы мгновенно отвесить подзатыльник, пьяных женщин и вечно дерущихся молодых парней. И ко всему этому он привык и ни считает это чем-то плохим, это обыденная жизнь окружающая его. Мальчик с широко раскрытыми глазами смотрит на окружающий мир, впитывает в себя как губка, учится справляться с действительностью. Но его мысли, которые он никогда не озвучивает, заняты мечтами о «другом месте», где он никогда не был, но где ему будет хорошо и радостно.Но однажды мать Петьки, которая работала в городе, кухаркой, забрала мальчика на дачу к своим господам. На даче Петька никогда не был.Сколько потрясений перенес Петька. Сначала он первый раз ехал на поезде через поля и лес. Затем он, наконец, приехал на дачу, которая окружена природой. Лес, речка, поля и тропинки - все это на первых порах испугало мальчика, и он стал тихим, слегка задумчивым и робким. Но прошло всего лишь два дня и Петька, подружившись с соседским мальчишкой, стал исследовать окружающий мир.Однако все хорошее имеет свойство заканчиваться. Так и однажды матери мальчика пришло письмо от парикмахера, с указанием того, что Петька должен вернуться и приступить к своим обязанностям. И хоть умом мальчик понимал, что возвращаться необходимо, что отдых на даче не будет бесконечным, детское сердце не хотело этого. Петька держался, как мог, но не справился и разрыдался на глазах у взрослых. И слезы его говорили, о нежелании вновь становится взрослым, вновь приступать к работе. Слезы эти были всплеском душевных страдание, от горя разлуки с окружающей природой, о незаконченных детских проделках.Мальчик вернулся в городок, но в память о счастливых каникулах Петька привез с собой самодельную удочку, которую попросил сохранить свою маму, та в свою очередь согласилась это сделать. Ведь мама Петьки хоть с виду и совсем не очень уж нежная женщина и не привыкшая пестовать своего дитя, на самом деле очень любит Петьку, но в силу обстоятельств не может прекратить его работу, не может дать ему то, что называлось бы счастливым детством.А в городе все те же пьяные женщины, обозленные мужчины и парикмахерская. Уныние, тоска и взрослая жизнь маленького мальчика Петьки. Вариант 2 краткое содержание Петька на дачеГерой рассказа – Петька работает в парикмахерской на побегушках. Бедному ребенку ничего больше не остаётся, иначе умрёт от голода. И вот хозяин отпускает ребенка на дачу, где его мама работает кухаркой. Жизнь на лоне природы напоминает ребёнку рай. И возвращение в город он воспринимает с ужасом. В рассказе говорится об оторванности городских людей от природы, о радости возвращения к ней. Также важна социальная тема судьбы бедных детей. Начинается рассказ со сцены в отвратительной парикмахерской. Здесь грязно, воняет, звучат ругательства, люди ведут себя нехорошо. И ребенку приходится тяжело трудиться, день за днём – безо всякой надежды на улучшение. Из этого городского ада Петьке посчастливилось попасть на дачу с мамой. Естественно, несколько дней он привыкает к окружающей обстановке. Но вскоре ребенок снова становится собой – радостным, любопытным, бодрым мальчиком. Он играет, бегает, рыбачит, просто радуется жизни. Всё для него сказочно, даже облака кажутся похожими на ангелов. И вот скоро ему объявляют, что пора опять возвращаться в тот серый грубый мир. Ребенок кричит и плачет, будто у него отнимают детство. Барин и барыня видят его страдания, даже сочувствуют ему. Но кому легко? И они, забыв о несчастном, которому могли бы легко помочь, идут развлекаться. А Петька возвращается служить в парикмахерскую. Там есть его старший коллега – уже почти подросток. Так он рассказывает грязные истории о посетителях, ведёт себя отвратительно. Петька понимает, что ему самому грозит стать вот таким. У ребенка нет сил противиться окружающей атмосфере, что-то поменять в ней, хотя бы, набравшись сил на даче, сохранить в себе детскую чистоту. Чувствуется, что здесь герой обречен «пополнить ряды» унылых горожан. В основе рассказа о Петьке реальная история, которая произошла с однофамильцем писателя – модным парикмахером. Картинка или рисунок Петька на дачеДругие пересказы для читательского дневника
На вопрос!!! Составте отзыв по рассказу Петька на даче по плану 1 главные герои 2 сам отзыв 3 оценка заданный автором Елена Оканина
лучший ответ это В рассказе известного русского писателя Леонида Николаевича Андреева "Петька на даче" мальчик Петька, лишенный детских радостей, проводит свою жизнь в душной парикмахерской, помогая цирюльнику. Вдруг Петька попадает на дачу, обретает свободу, становится счастливым, но счастье быстро проходит, и тем печальнее возвращение мальчика к прежней жизни. Ответ от Serega serega
[гуру] Ответ от МАКСИМ КРОТОВ
[новичек] Ответ от 123 321
[новичек] Ответ от Виктория Семененко
[новичек] Сочинение Рассказ относится к остросоциальным произведениям и часто сопоставляется в критике с близким к нему по сюжету и проблематике произведением А.П. Чехова «Ванька». В центре рассказа «Петька на даче» - судьба ребенка из бедной семьи, отданного учеником к парикмахеру и выполняющего самую тяжелую и грязную работу. Андреев подчеркивает грозный взгляд, который бросает на мальчика парикмахер Осип Абрамович. Временами он шепчет угрозы, предвещающие наказание. Рассказ имеет кольцевую композицию. Действие его начинается и заканчивается примерно одной и той же сценой в парикмахерской. Причем квартал, где она находится, заполнен домами дешевого разврата. В нем постоянно происходят драки, звучат скверные слова, царит пьянство. И на фоне этой изнанки жизни в постоянном труде проходит детство героя рассказа. Писатель не скупится на художественные детали, изображающие всю пошлость окружающей обстановки. Это и равнодушные лица грязно и странно одетых посетителей, и засиженная мухами картина на стене парикмахерской, и отвратительные по своей жестокости картины пьяных побоищ. Весь ужас обстановки подчеркивает ее беспросветное однообразие. Все дни похожи друг на друга, как родные братья. Их еще сильнее обезличивает один и тот же крик: «Мальчик, воды». Праздников нет. Рисуя портрет героя, Л.Н. Андреев показывает, как подобная беспросветная жизнь иссушает детскую душу. Петька худеет, у него появляются нехорошие струпья и тоненькие морщинки. Л.Н. Андреев пишет, что мальчик становится похожим на состарившегося карлика. Однажды хозяин отпускает Петьку погостить на даче, где служит его мать кухаркой, и тот словно оказывается в раю: отдыхает, купается, с интересом исследует развалины старинного дворца. За городом Петька впервые видит ясное и широкое небо, беленькие радостные облачка, похожие на ангелочков. Это небо становится определенным символом счастья, свободы, покоя, широты мира, открытой пытливому детскому взгляду. Л.Н. Андреев подчеркивает, как органичен этот мир для детского сознания. Мальчик, который до этого никогда не был на даче, за два дня так привыкает к окружающей обстановке, что забывает, что на свете существует Осип Абрамович со своей парикмахерской. Но счастье внезапно обрывается: мальчику велят вновь возвращаться к своим скучным, изнуряющим обязанностям. Перед читателем разворачивается подлинная трагедия ребенка, которого лишили детства. Петька по-мальчишески реагирует на создавшуюся ситуацию: кричит и плачет. Но вскоре герой успокаивается и покорно возвращается к своим обязанностям. Барин и барыня искренне жалеют мальчика, но вместо реальной помощи вспоминают лишь о том, что кому-то сейчас в этом мире живется еще хуже. Потом они с чистой совестью идут на танцы развлекаться. Своим рассказом Л.Н. Андреев стремится привлечь внимание прогрессивной общественности к положению детей в капиталистическом обществе. Ведь истинный гуманизм состоит не в том, чтобы пожалеть ребенка, а чтобы помочь ему. Такую реальную помощь оказывают мальчику Сашке из рассказа «Ангелочек» Свечниковы, которые оплачивают его обучение в гимназии. Однако сила художественного обличения жестоких капиталистических нравов в произведении такова, что напрашивается вывод о том, что изменить положение детей в обществе можно только на государственном уровне. Отдельные меценаты не решат ситуацию кардинальным образом. Судьбу Петьки можно считать типичной для того времени судьбой ребенка из бедной семьи. Не случайно в рассказе выведена фигура еще одного мальчика - Николки, который на три года старше Петьки. Слушая грязные истории, которые рассказывает Николка про посетителей, Петька думает о том, что ко-гда-то будет такой же, как Николка. «Но пока ему хотелось бы куда-нибудь в другое место», - подчеркивает Л.Н. Андреев. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков |
Новое
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
- Учет расчетов с бюджетом