Главная - Советы дизайнера
Текст-рассуждение: логическая структура, особенности функционирования языковых средств. Типы текстов. Структурные и языковые особенности текста-рассуждения. Устные рассуждения в речи учителей и учащихся

Рассуждение это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших знаний об окружающем мире.

Суть Р. в объяснении какого-либо утверждения или в обосновании истинности какой-то основной мысли (тезиса) другими суждениями (аргументами). Доказательство истинности суждения с помощью других суждений невозможно без установления логических связей, без выявления причинно-следственной зависимости между суждениями. Таким образом, в Р. преобладают причинно-следственные отношения .

Данный тип речи характеризуется

· наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений

· большим количеством сложных предложений, которые могут передавать различные логические отношения.

· для связи отдельных частей используются предлоги, союзы, наречия, различного типа устойчивые сочетания: поэтому, потому что, далее, во-первых, во-вторых, следовательно, вследствие, остановимся на, отметим следующее, перейдем к следующему и т. д.

Схематично рассуждение можно представить следующим образом:

Рассуждение == вопрос (тезис) - суждение 1 суждение 2 – суждение 3 ...

· объяснительная или доказательная часть, содержащая аргументы

· заключительная часть.

(Тезис – доказательство – вывод )

Последовательность названных частей зависит от формы построения Р., от количества положений, которые будут разъясняться или доказываться, от способа доказательства.



В зависимости от логического способа мышления, положенного в основу Р., они делятся на индуктивные и дедуктивные :

· Индуктивный путь - это умозаключение от частного, конкретного к общему.

· Дедуктивный путь - это путь умозаключения от общего к частному, от общих суждений к частным выводам.

От способа логического рассуждения зависит форма построения текста, т. е. его композиция:

· В Р., построенном индуктивным путем, вначале излагаются мысли и факты, а затем на их основании делается общий вывод, обобщение.

· В Р., построенном методом дедукции, сначала высказывается какое-то общее положение, а затем - мысли и факты, подтверждающие справедливость общего положения, его истинность.

Р. может быть построено как доказательство истинности или, наоборот, как доказательство ложности выдвинутого автором (или кем-либо) основного положения - тезиса. В зависимости от этого мы можем различать рассуждения-утверждения или рассуждения-опровержения.

Доказательство выдвинутого положения - основная, главная часть Р. Различаются Р. с прямымидоказательствами, т. е. Р. с такими доводами, которые непосредственно обосновывают справедливость выдвинутого тезиса, Р. с доказательством от противного. В этом случае истинность тезиса доказывается посредством опровержения предполагаемых положений, противоположных доказываемому. В качестве аргументов могут быть использованы различные факты из жизни самого автора или близких и знакомых ему людей; факты, взятые из литературных источников; ссылки на литературу (цитирование); сопоставление фактов; логические умозаключения и пр. Выбор того или иного доказательства определяется, главным образом, темой Р. Так, если тема Р. связана с злободневными вопросами жизни и требует от автора выражения его личного отношения, он чаще будет использовать собственные наблюдения, известные ему факты жизни. В характеристиках литературных героев, отзывах о прочитанном и увиденном, литературно-критических статьях как доказательства часто используются факты из литературных источников, ссылки на литературу и т. д.

Ошибки в рассуждениях.

Нарушения законов логики. Дети мои, призываю вас обратиться к тетрадям с «законами логики». +

*Ошибки индукции и дедукции.

Следует сначала высказать основную идею, а затем подкрепить ее примерами. Это подобно дедуктивному подходу. Либо, наоборот, привести примеры, а затем сделать основной вывод, заключение. Это сходно с индуктивным подходом.

Довольно часто люди делают неправильные шаги вверх и вниз по лестнице абстракции. В тот момент, когда человек начинает интерпретировать, обобщать или объяснять, он может сделать ошибку в выводах.

В индуктивных рассуждениях респондент может сделать три вида ошибок. Во-первых, перечислив ряд конкретных примеров, он может не сделать из них никакого вывода. Точнее, вывод может подразумеваться, но не быть высказанным явно. Надо добиться того, чтобы индуктивное рассуждение было полным, т.е. содержало как конкретные примеры, так и обобщающее суждение.

Вторая возможная ошибка индукции заключается в том, что не все примеры, приведенные говорящим/пишущим, соответствуют сделанному им выводу.

Третья ошибка индукции заключается в том, что из приведенных человеком примеров вытекает не тот вывод, который он сделал. Здесь также возможны два варианта: либо человек при формулировании вывода неточно сформулировал свою мысль, либо сделанный им вывод отражает его подлинное мнение, но должен быть подкреплен другим рядом примеров.

Ошибки дедукции сродни ошибкам индукции, и представляют собой как бы зеркальное их отражение.

Первоочередной проблемой является здесь контроль полноты. Если человек высказывает какое-то обобщающее суждение, следует обязательно подкрепить это суждение конкретными примерами.

Вторая проблема – это контроль соответствия. Примеры должны подкреплять именно данный вывод, а не какой-либо иной.

Определение (Спасибо Насте и Максимову)

Определение – способ изложения, цель которого состоит в раскрытии содержания какого-либо понятия путем перечисления его наиболее существенных признаков, позволяющих отличить определяемый предмет или явление от сходных с ним.
Для определения крайне важно, что все признаки, привлекаемые к раскрытию содержания понятия, установлены, доказаны и общепризнаны.

Любое определение состоит из двух частей: определяемого – слова или понятия, содержание которого раскрывается, и определяющей части – той части, которая его толкует.

По роли в тексте и процессе коммуникации определения делятся на три вида:

регистрирующие, уточняющие и учреждающие.

Регистрирующее определение используется, когда в тексте встречается понятие, неизвестное читателю, но употребляемое в общепринятом смысле. Оно фиксирует общепризнанные и общеизвестные существенные признаки понятия (его можно найти в энциклопедии, словаре ).

Уточняющее определение используется, когда нужно уточнить, дополнить общепринятое понятие или трактовать его по-своему. У.п. всегда основывается на соответствующем регистрирующем.

Учреждающее определение используется, когда формируется новое понятие или когда узкоспециальный термин становится общеупотребительным. Оно впервые фиксирует существенные признаки нового, неизвестного в данной области понятия. Оно не опирается уже на традиции употребления слова в языке, поэтому отбор и оценка признаков затруднены.

Также определения делятся на

- вербальные , т.е. они даны с помощью ср-в языка

- остенсивные , демонстрируют реальный объект (фото, рисунок)

В деловой, научной, учебной и справочной лит-ре определения строго следуют композиционным, логическим и лексическим образцам:

1. Двусоставное предложение, которое начинается определяемым в им.п, далее связка «это» и определяющая часть также в им.п (Аббревиатура – это слово, составленное из первых букв или слогов словосочетания )

2. Определяющая часть дается в начале, а определяемая вводится словом «называется» и стоит в Тв. П. в конце предложения (Слово, составленное из первых букв или слогов словосочетания, называется аббревиатурой )

В текстах массовой коммуникации форма определений более разнообразна: определения могут вводиться как второстепенные члены предложения, вставные конструкции, более или менее развернутый кусок текста. Выбор языковой формы зависит от темы, жанра, стиля, аудитории издания.

Определение должно быть

1) соразмерным (Правило «определение должно быть соразмерным» применимо по отношению лишь к тем определениям, где уточняется термин, значение которого в большей или меньшей степени уже известно)

2) ясным (Правило «определение должно быть ясным» указывает на то, что в определении не должны использоваться метафоры, сравнения , и значения терминов, используемых в качестве определяющих, должны быть заранее известны. «Интерактивность программы – способность отреагировать на определенные действия пользователя не позднее чем через 10 сек. » вводит новый термин и не может быть проверено на соблюдение этого правила.)

3) не заключающим в себе круга (Правило «определение не должно заключать в себе круга» означает, что определяемое понятие не должно непосредственно или опосредованно использоваться в определяющей части. Непосредственно – когда определяемый термин входит в определяющую часть своего определения, например «Количество – характеристика предметов с количественной стороны». Опосредованно – когда термины, входящие в определяющую часть, сами в свою очередь определяются за счет определяемого термина. Например, «Правильное мышление – мышление, соответствующее законам логики», «Законы логики – требования, делающие мышление правильным».)

4) не отрицательным (по возможности).
Соответственно ошибками в определении станут нарушения этих правил.

1) нарушение правила «определение должно быть соразмерным»:

А) слишком узкое определение,

В) слишком широкое определение

С) перекрещивающееся определение.

2) нарушение правила «определение должно быть ясным» (неясное определение).

3) нарушение правила «определение не должно заключать в себе круга»

Билет №23

Чужая речь и её виды. Правила переработки прямой речи в косвенную. Цитата, правила цитирования. Ошибки в косвенной речи и цитатах.

Виды чужой речи:

· прямая речь;

· косвенная речь;

· цитата.

Предложения с прямой речью

Предложения, в которые включена прямая речь, состоят из двух частей: слов автора и прямой речи. Прямая речь непосредственно передается от лица того индивида, которому она принадлежит.

Например: Татьяна увидела Евгения и сказала ему: «Давно не видела тебя, мой милый. Как дела?»

Предложения с чужой речью не относятся к категории и сложных предложений. Слова автора и непосредственно прямая речь, не смотря на то, что они соединены пунктуацией, должны рассматриваться как два отдельных простых предложения.

Предложениям с прямой речью присущи такие особенности:

1. Местоимения и глаголы принадлежат тому лицу, с уст которого исходит прямая речь.

2. В прямую речь могут быть включены междометия обращения и частицы. Например: Наталья всплеснула руками и закричала: «Ах, Сергей Александрович, как это мило видеть вас в нашем доме!»

Прямая речь может оформляться в диалог или реплику, в таком случае слова автора отсутствуют.

Предложения с косвенной речью

Предложения, в которые вводится косвенная речь, оформляются в виде сложноподчиненных предложений. Слова автора – это главное предложение, чужая речь выступает в роли придаточного.

Например: Я сказал жителям деревни, что заблудился, и подсел к ним на скамейку.

Косвенная речь никогда не сохраняет особенности речи человека, которому она принадлежит. Давайте сравним насыщенность предложений с косвенной и прямой речью.

Она бросила взор сияющих очей вверх, и восторженно проговорила: «Какая прекрасная луна нынче вечером! » - Она бросила взор сияющих очей вверх, и восторженно проговорила, что луна нынче вечером прекрасна.

В ряде случаев нельзя изменить ПР в КР без значительного изменения содержания.

Косвенная речь располагается в предложении всегда только после слов автора.

Чаще всего косвенная речь употребляется в газетных жанрах.

Цитаты - это дословные выдержки из текстов или чьих - либо высказываний. Цитаты являются разновидностью прямой речи. Цитирование мы применяем в сочинениях, научно – исследовательских работах, для того чтобы, во – первых, «подкреплять» свои гипотезы фактами (цитатами) из текста (если это сочинение-рассуждение на лингвистическую тему), во – вторых, ссылаясь на те или иные авторитетные источники, мы делаем свою работу собственно научной, доказательной (а не просто фантазией на тему).

Основные правила оформления цитат:

· Приводимая цитата должна точно воспроизводить цитируемый фрагмент текста.

· Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. Если под рукой нет текста произведения (экзамен в вуз), то следует расставить знаки в соответствии с правилами пунктуации.

· Если вы цитируете не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. В этом случае необходимо проверить, не искажен ли смысл цитаты.

· Варианты включения цитаты в текст сочинения могут быть различны:

- "Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь", - говорит князь Андрей Пьеру.

Князь Андрей говорит Пьеру, что знает в жизни "только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь".

В этом случае прямая речь должна быть преобразована в косвенную, а цитируемый текст пишется со строчной буквы.

· Пунктуация в прозаических цитатах совпадает с пунктуацией при прямой речи.

· После двоеточия перед цитатой, пишущейся не с начала, ставится многоточие, например:

Сам Раскольников говорит Лужину по поводу его рассуждений: "…доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…"

· Нельзя пересказывать поэтический текст своими словами (Пушкин пишет, что он любит Петра творенье).

Ошибки в употреблении – нарушение выше написанных правил.

/
ТЕКСТ - РАССУЖДЕНИЯ, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ РАБОТЫ НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

О главление

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития речи младших школьников через работу над рассуждением
1.1 Психолого-лингвистические основы речевой деятельности
1.2 Особенности развития речи младших школьников. Требования к речи младших школьников
1.3 Типы текстов. Структурные и языковые особенности текста-рассуждения. Устные рассуждения в речи учителей и учащихся
Выводы
Глава 2. Пути развития речи младших школьников через работу с текстом-рассуждением
2.1 Констатирующий этап эксперимента
2.2 Формирующий этап эксперимента
2.3 Контрольный этап эксперимента
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
В ведение

Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь, и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.
Проблема эффективной речи особенно актуальна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Умение убеждать, обосновывать собственное мнение необходимо как в общественной жизни, так и в быту. Умение рассуждать является важнейшим общеучебным умением, оно необходимо детям для овладения материалом школьных программ, при изучении большинства предметов, когда ученикам приходится делать выводы, выявлять причинно-следственные и условно-следственные связи, сравнивать, приводить доказательства, устанавливать истинность или ложность определенных суждений, обобщать. Это умение связано с овладением текстом типа рассуждения. Общеизвестно, что именно этот тип текста вызывает у большинства учащихся самые серьезные затруднения, которые проявляются в отсутствии аргументации, в использовании слабых, недостаточно весомых доказательств, в шаблонности построения текста, в подмене рассуждения повествованием. В методике слабо разработан вопрос обучения рассуждению в начальных классах. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаем развитие речевой деятельности через работу над рассуждением. Выдвигаем гипотезу: работа с текстом - рассуждением является одним из способов развития речи младших школьников на уроках русского языка.
Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования - процесс формирования и развития речи младших школьников.
Предмет исследования - текст - рассуждения, как один из видов работы над развитием речи учащихся начальных классов.
Была определена цел ь :
- формировать у учащихся умение самостоятельно создавать связные высказывания типа рассуждения на уровне, определенном программой.
Задачи исследования:
- установить уровень разработанности проблемы;
- рассмотреть требования к речи младших школьников;
- раскрыть языковую особенность текста - рассуждения;
- составить типологию упражнений для работы над умением создавать связные высказывания типа рассуждения.
Методы исследования:
- анализ научно - педагогической, методической литературы;
- изучение и обобщение опыта учителей, работающих в начальных классах;
- анализ программы по русскому языку (Рамзаевой Т.Г.);
-проведение опытно - педагогической работы.
Практическое значение работы заключается в разработке системы упражнений, которая поможет учителю оптимизировать процесс развития речи через рассуждение. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической работе.
Глава 1 . Теоретические основы развития речи младших школьников через работу над рассуждением

1.1 Психолого-лингвистичес кие основы речевой деятельности

Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уроках обучения: и естествознания, и музыки, и математики и др. Однако основной базой для решения задач развития речевой деятельности являются уроки русского языка и литературы. Рассмотрим возможности реализации задач развития речи на уроках русского языка, а конкретно - роль рассуждения как средства развития речи.
Одна из особенностей методов обучения применительно к работе по развитию речи заключаются в их сочетании с таким дидактическим средством, как текст, что вполне понятно: задача учителя - научить школьников создавать текст.
«Текст» употребляется в методике как синоним слова высказывание в значении «результат речевой деятельности», чаще применительно к письменному высказыванию (текст статьи, текст изложения, анализ текста, но и текст устного выступления).
речь младший школьник рассуждение
Повествование, описание, рассуждение - традиционно в методике это школьные жанры сочинений. В сущности же это определенные типы текстов. Каждый из них имеет свои структурные и языковые особенности. Если в ходе высказывания - ход, развитие действия, временные отношения, перед нами - повествование; если раскрытие признаков предмета - определительные отношения, мы строим описание; если же главное - аргументация, выявление причинно-следственных отношений, мы создаем рассуждение. Элементы повествования и описания в рассуждении играют такую же подчиненную роль, как описание и рассуждение в рассказе или элементы повествования и рассуждения в описании.
В сочинениях-повествованиях рассказывается о каком-нибудь событии, которое развертывается во времени, имеет динамику. Поэтому общая схема повествования такова: а) начало события; б) его развитие; в) конец события.
Описание - это такое ученическое сочинение, в котором раскрываются признаки предмета, отобранные пишущим в зависимости от задачи высказывания, его замысла. Поэтому оно строится по другой композиционной схеме: а) часть, в которой передается общее впечатление от предмета, указывается его назначение, дается оценка; б) часть, в которой раскрываются признаки предмета, подтверждающие его общую характеристику.
В рассуждении обычно различаются следующие части: тезис - часть, содержащая мысль, которая будет доказываться; доказательная часть, содержащая аргументы. При этом порядок частей, как в описании, так и в рассуждении может быть различным. В этих текстах может быть и третья часть, подчеркивающая высказанное ранее впечатление от предмета, его оценку (в описании), содержащая вывод (в рассуждении). В простом рассуждении объясняется или доказывается одна мысль и обычно формулируется один вывод, в более сложных - несколько мыслей и соответственно делается более обобщенный вывод или несколько выводов.
[ 12,стр.204-205]
Обобщенно характеристику различных типов речи можно представить в такой схеме:
Понятие о рассуждении, принятое в логике, лингвистике и методике обучения языкам существенно отличаются. При первоначальном исследовании текстов типа рассуждения лингвисты рассматривали ихс точки зрения соотнесенности с логической формой, выделяя посылки и умозаключение. Считалось, что если существует возможность преобразования человеческого, обычного высказывания в соответствующую логическую структуру, то это текст типа рассуждения.
« Такая логическая форма, в которой обосновывается истинность того или иного положения, называется доказательством. В доказательстве выделяются три части: 1) тезис - то, что нужно доказать; 2) аргументы - то, чем доказывается тезис; 3) рассуждение, которое показывает, как доказывается тезис, каким образом осуществляется переход от посылок к аргументам» . Таким образом, в логике под рассуждением понимается вывод из некоторых предложений, называемых посылками, нового положения - заключения, его обычно называют умозаключением . Соответственно, логичёское умозаключение может соотноситься с выводом или тезисом в лингвистическом понимании. Таким образом, то, что логики называют доказательством, лингвисты определяют как рассуждение. Однако нельзя сводить рассуждение к умозаключению, потому что тогда возникает круг в определении понятий: рассуждение, существует тогда, когда есть умозаключение, «умозаключение налично тогда, когда цель говорящего - прийти к новому суждению или доказать его, т.е, когда необходимо осуществить рассуждение» . Кроме того, следует разграничивать философскую логику (логику рассуждения) и логику изложения - совокупность правил и приемов членения и развертывания материала в речи, чтобы не сводить текстовое явление к логической форме, тем самым, обедняя наше понимание текста.
Если раньше в методической традиции описание, повествование и рассуждение рассматривались как типы текста, то в последнее время все чаще употребляется термин типы речи, в том числе в параллельных школьных учебниках (Е.И. Никитина, М.М. Разумовская) и программах по русскому языку. Мы используем оба термина как синонимы, так как обращаемся к заданиям из разных пособий и учебников, цитируем разные источники; однако предпочтение отдается типу текста, так как дети учатся создавать текст того или иного жанра.
Основанием для выделения рассуждения служит так же членение всех типов текста на две большие группы: констатирующие-представляющие, изображающие (традиционные описание, повествование, а также в некоторых классификациях сообщение, определение) и аргументативные. Среди аргументативных текстов выделяют рассуждение (М.П. Брандес, О.А. Нечаева, А.Б. Мордвинов и др., рассуждение и доказательства (О.Д. Митрофанова), рассуждение и объяснение (М. Цветкова), умозаключение-рассуждение (В.В. Одинцов), объяснение, доказательство и размышление (В.Н. Мещеряков) и др. Однако границы этих аргументативных текстов - разновидностей рассуждения - часто размыты, не во всех случаях возможно единство основания для деления понятий; большинство классификаций построено для анализа микротекстов: композиционно-речевых форм, прозаических строф, абзацев, функционально смысловых типов речи, сложных синтаксических целых, способов изложения. Сложное синтаксическое целое - компонент текста, микротекст, представляющий собой ряд высказываний, которые объединены общей темой и имеют структурные показатели связи; в нем более или менее отчетливо выделяются такие элементы композиции смысла, как зачин, развитие и концовка .
Т.Б. Трошева предлагает полевую структуру рассуждения, где «в центре поля находится собственно рассуждение как подтип речи, наиболее последовательно выражающий причинно-следственные отношения между суждениями - от причины к следствию, а не от следствия (тезиса) к причине (основанию)» . Это рассуждение точнее других соответствует умозаключению как форме мышления; оно свойственно строго логичной научной речи, оформляет выведение нового научного знания, демонстрирует ход авторской мысли, путь решения проблемы. «Прилегающие к центру область занимают подтипы речи, которые служат для того, чтобы придать высказанным суждениям более аргументированный характер: доказательство (коммуникативно-познавательная функция - установление истинноститезиса), опро вержение (установлениеложности тезиса), подтвер жде ние (или эмпирическое доказательство, функция установления достоверности высказанного положения посредством подкрепления его фактами), и обоснование (функция установления целесообразности утверждения, действия)». Доказательство, опровержение и подтверждение соответствуют коммуникативному вопросу «Действительно ли это так?», обоснование дает ответ на вопрос «Действительно ли это нужно, целесообразно?». Эти четыре подтипа объединяются на основе структурного сходства: они включают тезис, «образующий ключевую часть построения, и аргументы - комментирующую часть», которая призвана полностью или частично снять сомнения, относительно выдвинутого в качестве тезиса положения. Далее от центра располагается объяснение. Оно служит не столько для подтверждения справедливости тезиса или его опровержения, сколько для раскрытия причин; реальных явлений . Исходя из этого, можно сде и т.д.................

1. Научный стиль речи и его под стили.

2. Термин.

3. Языковые особенности научного стиля.

4. Способы и методы создания научного текста.

Одной из сфер человеческой деятельности является научно-профессиональная сфера. Ее обслуживает научный стиль.

Научный стиль – один из функциональных стилей общелитературного языка, обслуживающий сферу науки и производства. Его также называют научно-профессиональным стилем, подчеркивая тем самым сферу его распространения. Язык научного общения появился в России в XVIII в., когда научные знания стали оформляться в законченные системы, когда стали появляться учебные пособия и справочники.

Специфические особенности этого стиля обусловлены предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Он получает новые знания, хранит и передает их. Язык науки – естественный язык с элементами искусственных языков (расчеты, графики, символы и др.); национальный язык с тенденцией к интернационализации.

Научный стиль речи подразделяется на подстили: собственно-научный (его жанры – монография, статья, доклад), научно-информативный (жанры – реферат, аннотация, патентное описание), научно-справочный (жанры – словарь, справочник, каталог), учебно-научный жанры – учебник, методическое пособие, лекция), научно-популярный (очерк и др.).

Отличительная черта собственно-научного стиля – академическое изложение, адресованное специалистам. Признаки данного подстиля – точность передаваемой информации, убедительность аргументации, логическая последовательность изложения, лаконичность.

Научно-популярный подстиль имеет другие признаки. Он адресован широкой читательской аудитории, поэтому научные данные должны быть преподнесены в доступной и занимательной форме. Он не стремится к краткости, к лаконичности, а использует языковые средства, близкие публицистике. Здесь также используется терминология.

Научно-информативный подстиль должен точно передать научную информацию с описанием научных фактов.

Учебно-научный подстиль адресован будущим специалистам и поэтому в нем много иллюстративного материала, примеров, пояснений.

Научный стиль отличает ряд общих черт, обусловленных особенностями научного мышления. Главная особенность научного стиля – точное и однозначное выражение мыслей. Задача науки – показать закономерности. Поэтому его чертами являются: отвлеченная обобщенность, подчеркнутая логичность изложения, ясность, аргументированность, однозначность выражения мыслей.

Задачи общения в сфере науки, ее предмет, содержание речи требуют передачи общих понятий. Этому служит абстрактная лексика, специальная лексика и терминология.

Терминология воплощает точность научной речи. Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности (диффузия, конструкционная прочность, маркетинг, фьючерс, измерение, плотность, программные средства и др.). Понятие – это мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Формирование понятий – важное условие научной речи. Определение понятия дает дефиниция (лат. определение) – краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным термином (Индуктивность – это физическая величина, характеризующая магнитные свойства электрической цепи.)

Термин входит в язык и действует в рамках конкретной терминологической системы (терминологии).

К специфическим особенностям термина относятся: системность, наличие дефиниции (определения), однозначность, стилистическая нейтральность, отсутствие экспрессии, простота. Одно из требований к термину – его современность, т. е. устаревшие термины заменяются новыми терминами. Термин может быть интернационален или близок терминам, которые созданы и употребляются в других языках (коммуникация, гипотеза, бизнес, технология и др.). Также в термин входят интернациональные словообразовательные элементы: анти, био, микро, экстра, нео, макси, микро, мини и др.).

Терминология делится на 3 группы: общенаучную (анализ, тезис, проблема, процесс и др.), межнаучную (экономика, стоимость, рабочая сила и др.), узкоспециальную (только для определенной области знания). Терминология обеспечивает информационное взаимопонимание на национальном и межнациональных уровнях, совместимость законодательных и нормативных документов.

В своей основе научная речь – это письменная речь, связанная нормами. Отвлеченно-обобщенный характер научной речи подчеркивается включением большого количества понятий, использованием специальных лексических единиц (обычно, всегда), пассивных конструкций (металлы легко режутся). Широкое применение находят глаголы, имеющие отвлеченно-обобщенные значения, существительные, обозначающие отвлеченные понятия (скорость, время). Используются конструкции, подчеркивающие соотношение межу частями высказывания: вводные слова (наконец, итак), такие конструкции, как далее отметим, перейдем к следующей части, большое количество предлогов, выражающих различные отношения и действия (благодаря, в связи, вследствие и др.).

Лексический состав научного стиля характеризуется однородностью, отсутствуют лексика с разговорно-просторечной окраской, оценочная, эмоционально-экспрессивная. Много слов среднего рода: явление, свойство, развитие. Много абстрактной лексики – система, период, случай. Тексты научного стиля используют сложносокращенные слова, аббревиатуры: ПС (программные средства), ЖЦ (жизненный цикл); содержат не только языковую информацию, но и графическую, формулы, символы.

В синтаксисе используются сложные предложения с причастиями, деепричастными и причастными оборотами, временной связью (в связи с тем-то), простые предложения типа что есть что (водород есть газ), безличные предложения. Используются в основном повествовательные предложения, вопросительные – с целью привлечь внимание к проблеме.

Особенностью научной речи является активность родительного падежа. Это вызвано необходимостью последовательных действий при описании и характеристиках, пояснении. Однако излишнее употребление таких конструкций затрудняет восприятие смысла текста.

Следует помнить, что в научном стиле не принято местоимение «я», его заменяют на «мы» («с нашей точки зрения», «нам представляется очевидным»).

Научный стиль создал строгую систему жанров и строгие правила текстовой композиции. Научный текст отличает прагматическое построение, в нем все служит достижению конечной цели и прежде всего – композиция, но при этом отбрасываются эмоции, многословие, многозначность, подтекст. Его красота – это изящество аргументации, простота и логичность построения.

Композиционно научное произведение содержит 2 части – описательную (обзорную) и основную. В описательной части отражается ход научного исследования, формируется предмет и метод исследования, излагается история вопроса и ожидаемый результат. В основной части освещается методика и техника исследования, достигнутый результат.

Все материалы, не являющиеся важными для понимания проблемы, выносятся в приложение.

Научный текст имеет:

– тему, т. е. объект рассмотрения (изучения), содержание которой раскрывается в определенном аспекте;

– кроме того, подтему, т. е. тему, которая входит в более широкую тему, составляя часть ее и отличаясь более узким аспектом рассмотрения или рассмотрения одной из частей данного объекта;

– также существует микротема, равная в тексте абзацу и обеспечивающая смысловые связи частей текста.

Структурной единицей научного текста является абзац. Он содержит определенные идеи, положения, аргументы, микротемы. Они выражены в ключевых словах, которые легко вычленить, определив суть абзаца.

Каждый абзац имеет зачин, главную абзацную фразу, комментирующую часть и вывод. Ключевые слова находятся в абзацной фразе.

Для связи отдельных фрагментов текста употребляются предлоги, вводные слова, определенные речевые клише (автор рассматривает, необходимо отметить, это доказывает и др.).

Основными способами построения научного текста являются описание, рассуждение, повествование. Научный текст представляет собой тип текста жесткого построения.

Описание – это словесное изображение явления действительности путем перечисления его признаков.

Повествование – рассказ о событиях, явлениях, переданных в определенной последовательности. При этом соблюдается определенный порядок слов в предложении: подлежащее – сказуемое.

Рассуждение – словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли.

Научное описание имеет цель – раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи (внешний вид, составные части, назначение, сравнение). Всем известны, например, описания в химии свойств различных веществ (Титан – металл серого цвета. Он имеет две полиморфные модификации… Промышленный способ производства титана состоит в обогащении и хлорировании титановой руды с последующим ее восстановлением из четыреххлористого титана металлическим магнием… («Материаловедение»)).

Из произведений братьев Стругацких: «Описание дела № шестьдесят четвертого, – прочитал комендант. – Дело номер шестьдесят четыре представляет собой бурую полужидкую субстанцию объемом около десяти литров и весом в шестнадцать килограмм. Не пахнет. Вкус остался неизвестным. Принимает форму сосуда… Если посыпать солью, корчится. Питается сахарным песком».

Самый распространенный способ построения научного текста – рассуждение. Цель рассуждения – в проверке истинности или ложности какого-либо утверждения с помощью доводов, истинность которых проверена и не подвергается сомнению. Рассуждение – способ изложения, посредством которого передается процесс получения нового знания и сообщается само это знание как результат в форме логического вывода. Рассуждение строится как цепь умозаключений, основанных на доказательствах и опровержениях. Так, в рассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы пишете, что на луне, т. е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами…Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает…».

Задача научного повествования – зафиксировать, представить этапы изменений, формирований, т. е. временные рамки. То есть научное повествование представляет краткое или развернутое описание процессов, имеющих целью последующую регистрацию отдельных стадий процесса во временных рамках его протекания. Повествование – это рассказ о явлениях, событиях во временной последовательности, это изложение открытия законов с выводами и обобщениями, сравнениями. («Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг». Экономическая теория.).

Доказательство близко рассуждению – способу изложения, посредством которого подтверждается или отрицается истинность знаний, носивших характер гипотез. Оно, как и рассуждение, содержит тезис + аргументы + демонстрации + выводы.

Тексты гибкого построения основываются на логико-смысловом сцеплении смысловых частей текста. Они, как правило, имеют определенные, часто употребляющиеся элементы языка, такие, как гипотеза, преимущества, условия, причины, цели и др.

Структура такого текста представляет собой следующую конструкцию:

Научный стиль речи предполагает использование следующих методов логической организации научного текста: дедукции, индукции, аналогии и проблемного изложения.

Логическая схема текста с использованием дедукции: тезис, гипотеза > развитие тезиса, аргументация > выводы. Логическая схема текста с использованием индукции: цель исследования > накопление фактов, анализ, обобщение > выводы.

Дедукция (лат. выведение) – это движение мысли от общего к частному, от общих законов к частным. (При слове дедукция вспоминаются слова знаменитого Шерлока Холмса: «Не так уж трудно построить серию выводов, в которой каждый последующий вытекает из предыдущего. Если после этого удалить все средние звенья и сообщить слушателю только первое звено и последнее, они произведут ошеломляющее, хотя и ложное впечатление».) Метод дедукции состоит из трех этапов.

1 этап – выдвигается тезис (греч. положение, истинность которой должна быть доказана) или гипотеза (греч. основание, предположение).

2 этап – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство или опровержение. Здесь применяются различные типы аргументов (лат. доводов), служащих основанием доказательства, факты и примеры, сравнения.

3 этап – выводы и предложения. Этот метод часто применяется на семинарах в вузах.

Индуктивный метод (лат. наведение) – движение мысли от частного к общему, от знания одного факта к общему правилу, к обобщению. Композиция следующая: во вступительной части определяется цель исследования. В основной части излагаются имеющиеся факты, рассказывается о технологии их получения, проводятся анализ, синтез, сравнения. На основе этого делается вывод, устанавливаются закономерности. Так, например, строится отчет студентов о научно-исследовательской работе в вузе.

Проблемное изложение – это постановка в определенной последовательности проблемных вопросов. Метод берет начало от сократовского метода. В ходе его исследуется поставленная проблема и формулируются закономерности. Например, в ходе лекции или доклада формулируется та или иная проблема. Лектор предлагает пути ее решения, он делает всех слушателей участниками мыслительного процесса.

Метод аналогии формируется так: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях.

Он используется при построении текстов учебников, в ходе научной исследовательской работы студентов.

Итак, к особенностям научного стиля относятся точность, логичность, использование терминов. Кроме того, необходимо помнить о способах построения научного текста и о методах логического изложения материала в нем.

1. Научный стиль и его особенности.

2. Приведите примеры использования в вашей практике описания, рассуждения и повествования.

3. Язык научного текста.

Таблица 1. Цели подчеркнутого логического изложения мысли служит употребление вводных слов в тексте-рассуждении; особенно широко представлены вводные слова, обозначающие последовательность сообщений, а также степень достоверности и источник информации.

Вводные слова

Ситуация, при которой употребляется данная конструкция

Во-первых, во-вторых…, наконец

При введении нескольких аргументов;

С одной стороны…, с другой стороны…

При рассмотрении тезиса с разных позиции;

Наоборот, напротив. однако

При опровержении;

На наш взгляд, по нашему мнению, по словам кого-либо, по предложению кого-нибудь, по сведениям, по данным кого-нибудь (чего-либо), как известно, по сообщению такого-то лица, какого-либо источника

При указании на источник сообщения;

Предположим, представим, допустим

При ограничениях своих взглядов от чужого мнения

Таблица 2. Употребление конструкций с причинным, условным, уступительным, сравнительным, целевым, сопоставительным, противительным, изъяснительным значением в текстах-рассуждениях.

Смысловая нагрузка структурных частей рассуждения

Употребление конструкции, характерных для выявления данной смысловой нагрузки

1. Указание причины

В простом предложении – употребление предлогов благодаря, из-за, от, по причине, по + сущ.; в сложном предложении – употребление придаточных предложений с союзами: так как, потому что, благодаря тому что, из-за того что, по причине того что, ибо.

2. Указание на условие

В простом предложении употребление предлогов + сущ.: при условии (чего?), в случае (чего?), при наличии (чего?), при (чем?); в сложном предложении – придаточные предложения с союзами если, если бы

3. Указание на уступку

В простом предложении употребление предлогов + сущ.: несмотря на то (что?), вопреки тому (что?); в сложном предложении – придаточные с союзами: несмотря на то что, как ни, сколько ни, хотя (хоть), вопреки тому что

4. Указание на следствие

В простом предложении – употребление предлогов с сущ.: вследствие (чего?); в сложном предложении – конструкции с союзами вследствие того что, и поэтому.

5. Сопоставление, противопоставление, сравнение

В простом предложении и сложном предложениях – употребление союзов как, как будто, словно, точно, а, но, однако, если…, то-

Типовые фрагменты текста

Описание предмета

/каков предмет?/

Конь Еламана блестел, лоснился короткой гладкой шерстью. Он переступал, приседал, фыркал и мотал головой, прося повод. Еламан восхищенно посмотрел на острые, чуткие уши, на длинную упругую шею своего скакуна, вдруг ударил его пятками, пустил поводья и сорвался с места вскачь.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

Описание места

/Что находится здесь/

Дом Улжан самый большой в зимовье Жидебай. Гостеприимный, просторный, он весь украшен коврами, кошмами, алаша. Светильник еще не зажжен. Просторная комната, не обычно пустая, кажется покинутой.

/М.Ауезов. Путь Абая./

Описание состояния человека

/Каково ему?/

Каждый день начинался со счастья: родился верблюжонок! Кенжекей прямо с ума сошла, готова жить возле него постоянно. Целыми днями она вертелась около маленького тонконогого рыжего верблюжонка, глядела ему в чистые большие смолисто-черные глаза. То и дело ей казалось, что верблюжонок вот-вот упадет, не удержится на тонких, слабых ножках.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

Повествование

/Что делает предмет?/

Утром прискакал караульный, которого с вечера выставили на пригорок за аулом. Кален, Мунке, Дос вскочили, схватили оружие и бросились вон из юрты. За аулом нарастал топот, сухо хлопали выстрелы, кони на привязи храпели, взвивались на дыбы, а стригунок, на котором приехал сын Калена, оборвал чембур и куда-то ускакал.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

Рассуждение – доказательство

Да, такой гнев может родить мужество… Видно, люди, говорящие на разных языках, далекие друг от друга, - защищаясь от насилия, мстя за горькие обиды, действуют одинаково, как родные братья. Разные люди, разные народы одинаково не терпят насилия и несправедливости. Значит, не родовые признаки, не принадлежность к какой-либо расе или племени руководят людьми: их гнев пробуждается сходным и угнетенным положением.

/М.Ауэзов. Путь Абая./

Рассуждение-объяснение

/Что это такое?/

Этика /греч. Ethica, отethos– обычный/ - философская наука, объектом изучения которой является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин «этика» был введен Аристотелем.

/Словарь по этике. М., 1981/

Описание природы

/Каково вокруг?/

Закат гас, наступала темнота. Ветер утих, облака к ночи сбились, обложили небо, но грозы вроде бы нельзя было ждать. Ночь приходила теплая, душная, пищали комары, по восточному горизонту перекатывались зарницы.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

Рассуждение-размышление

/Как быть?/

Впереди жизнь и борьба. И в этой борьбе – он /Абай/ один. Правда, у него есть сила надежда. Его сила – это поэзия, его надежда – народ. Но эта надежда ещё в беспробудном сне. А сила его – не останется ли она непонятной, неузнанной? Хватит ли у него терпения, хватит ли воли – воли, стойкой в одиночестве?

/М.Ауэзов. Путь Абая./

Итоговое задание

Проанализируйте памятку для анализа текстов разных типов. Подберите тексты (описание, повествование, рассуждение), связанные с вашей специальностью, и разберите их, пользуясь памяткой.

Тема: Текст-рассуждение: логическая структура, особенности функционирования языковых средств

ЦЕЛИ УРОКА:

Развивающая:

    обобщение знаний по теме “Типы речи”; выявление отличий рассуждения от описания и повествования;

Образовательная:

Воспитательная:

    совершенствование умения доказывать свою точку зрения по проблемному вопросу.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, постановка цели урока.

2. Актуализация опорных знаний. Орфографическая, пунктуационная работа.

Вставить и объяснить пропущенные буквы и знаки препинания.

НА ДОСКЕ: У Чехова еще долго будут учить ся языку русс кие писате ли.

Язык Толстого напо минает по стройку, во зво димую ве ликанами: чтобы о ней судить, нужно гля деть на нее из дали. Язык Чехова нежное и тонкое пле тение, которое можно расс матривать и в лупу.

ВЫПОЛНЯЕТ У ДОСКИ ОДИН УЧАЩИЙСЯ, ЕСЛИ НЕОБХОДИМО, С ПОМОЩЬЮ КЛАССА.

3. Проверка домашнего задания.

а). Фронтальная беседа с учащимися по теме “Описание и повествование”

    признаки ОПИСАНИЯ: тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений), предмет описания статичен, действия практически нет, используются определенные средства выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и др.)

    признаки ПОВЕСТВОВАНИЯ: тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях; основное его свойство – динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения; последовательность действия подчеркивается интонацией.

    пример текста ОПИСАНИЯ (д/з)

б). В это время выполняют индивидуальную работу письменно по карточкам учащиеся (со слабыми показателями ЗУН).

КАРТОЧКА № 1

По стенам, около картины, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой.

Если бы не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия.

(И.А.Гончаров)

КАРТОЧКА № 2

Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста.

Однажды Забавину понадобилось послать телеграмму в Архангельск, и он пошел на метеостанцию, на которой, ему сказали, была рация. Станцию он отыскал без труда по высокой радиомачте, от которой во все стороны к земле были туго натянуты тросы.

Поднявшись на крыльцо, Забавин постучал. Ему никто не ответил. Тогда он отворил дверь и вошел в дом. В комнате, в которую он попал, было еще три или четыре двери. Одна из них вдруг распахнулась, и выглянул паренек-радист. Увидев Забавина, он сделал подозрительное лицо.

(Ю.Казаков)

4. Введение в новую тему “Рассуждение как тип речи”

Определение понятия “Рассуждение”.

5. Закрепление материала – работа в 4 группах

Определить тип речи и доказать примерами из текста (составляют ответ вместе, отвечают 1-2 уч-ся).

КАРТОЧКИ

1 текст – описание

Люблю подмосковную осень. Осенью тише становится в лесах. Березки, клены, осины покрываются разноцветными листьями. Эти листья постепенно опадают и ложатся на землю.

Осень в Подмосковье необыкновенно хороша в сентябре. Солнце в эту пору еще пригревает землю. Осенние цветы радуют нас своими красками, а осенние деревья еще не сбросили свой прекрасный, но печальный наряд.

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ

Текст – описание осени в Подмосковье. Аргументация: в 1 предложении – отношение к осени (люблю), далее – картина, подтверждающая эту любовь (тише становиться, разноцветные листья, необыкновенно хороша, радуют нас, прекрасный, но печальный наряд); средства выразительности (эпитеты, олицетворения, однородные подлежащие, определения); дается эмоциональная, личная оценка этого времени года.

2 текст – повествование

В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ

Текст – повествование. Аргументация: это сообщение о развивающихся событиях; основное свойство – динамичность, выраженная в глаголах совершенного вида (сошлись, открылся огонь, бросились врукопашную, фланг бросился и опрокинул батальон, взял батальон и повел); последовательность событий подчеркивается не только глаголами, но и специальными словами со значением времени (в десять часов, затем) и интонацией.

3 текст - рассуждение

Мало внимания обращает наш современник на родной язык: тот, как воздух, как вода, всюду, всегда с нами – и возникает иллюзия его малоценности. За что не платят рублей, то кажется дешевым. Забывают, что самый главный признак общности людей по-прежнему язык.

Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. Говорим, как птицы поют, - естественно и свободно, как придется. Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять до конца, не ощущением только, но и разумом, волей. Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу и совершая дело и подводя итог, мы осмысляем все это, словом передавая открытое для себя – другим.

(В.Колесов)

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ

Текст – рассуждение о значении родного языка в жизни людей. Аргументация: имеются основные части: тезис (1 предложение), изложение доказательства (только пользуемся; говорим, как птицы поют; языком владеть – понять не только ощущением, но и разумом, волей); заключение (итог - последнее предложение); средства выразительности, передающие мысли и чувства автора по данной проблеме (эмоционально окрашенные слова – мало внимания, увы, забывают, сравнительные обороты – как воздух, как вода, как птицы поют, ряды однородных членов –2 абзац, повтор слов “язык”, синтаксический параллелизм – 2 абзац, многочисленные “тире”).

4 текст – смешанный тип речи: повествование и описание (дается задание “сильной” группе)

Однажды я как-то замешкался в поле. Дичи попадалось порядочно, и день вышел такой для охоты хороший - с самого утра тихий, серый, словно весь проникнутый вечером. Я забрел далеко, и уже совершенно стемнело, но луна взошла, а ночь, как говорится, давно стала на небе, когда я достиг знакомой усадьбы.

Я перешел через знакомую дорогу, пробрался сквозь запыленную крапиву и прислонился к палисаднику.

Недвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озаренный и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный; разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами, высокие липы окружали ее ровной каймой.

(И.С.Тургенев)

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ

Текст – повествование и описание. Аргументация: 1) сначала идет вступительный рассказ от первого лица, используются глаголы (замешкался, попадалось, забрел, достиг усадьбы, перешел, пробрался, прислонился к палисаднику); последовательность действий подчеркивается не только глаголами, но и интонацией.

2) затем дается описание сада, увиденного рассказчиком; картина становится яркой благодаря перечисленным субъективным (небольшой сад, как бы успокоенный серебристыми лучами, благовонный, влажный, заросшая астрами, высокие липы) и объективным признакам (прямые дорожки, круглая клумба, ровная кайма);

3) кроме того, пространственное описание сочетается с временным, поэтому в 1 абзаце описание (день хороший, тихий, серый, проникнутый вечером) переплетается с повествованием.

6.Задание: Перед вами тексты, которые относятся к разным типам речи. Прочитайте и определите, используя метод фотографирования, к какому типу относится первый текст.

Гигантская акула известна также под названием слоновая акула. Эта рыба уступает по размерам только своей дальней родственнице - китовой акуле. Гигантские акулы достигают в длину 14, а иногда и 20 метров. Вес их измеряется тоннами. Гигантская акула плавает, широко разинув пасть, и отличается крайней медлительностью.

(Ответ: описание.)

    Одно фото

    Отвечает на вопрос КАКОЙ?

    Описание

В море много рыб и животных. Акул называют морскими разбойниками. Они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.

(Ответ: рассуждение.)

    Нельзя сфотографировать

    Отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?

    РАССУЖДЕНИЕ

Два текста различаются тем, что первый описывает физический портрет акулы, отвечая на вопрос, КАКАЯ она, акула? - длина тела, вес.. Второй текст отвечает на вопрос: ПОЧЕМУ акулу называют морским разбойником? Это принципиально два разных типа речи: описание и рассуждение. На этом уроке мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение.

У нас есть два верных помощника. Это фотоаппарат и светофор. Один из них уже помог вам, когда вы использовали метод фотографирования. Зачем же нам нужен светофор, вы сейчас узнаете.

Второй текст про акулу - текст-рассуждение. Как он строится?

Как построить текст-рассуждение?

В море много рыб и животных.

Вступление

Акул называют морскими разбойниками.

Что нужно доказать?

ПОТОМУ ЧТО

Они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей.

Доказательства

ТАКИМ ОБРАЗОМ, не случайно акул считают опасными рыбами.

7. Подведение итогов и задание на дом

Сегодня мы узнали, как составить текст-рассуждение.

    Из каких частей состоит текст-рассуждение?

    Какие слова можно использовать в таком тексте?

    особенности разных типов речи в языке

    д/з: написать небольшое рассуждение на тему:

1 вариант ДЛЯ ЧЕГО НАДО ХОРОШО ЗНАТЬ РУССКИЙ ЯЗЫК?
2 вариант ДЛЯ ЧЕГО НАДО ХОРОШО ЗНАТЬ ЛИТЕРАТУРУ?

“Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: “Жди меня” Симонова, “В землянке” Суркова, тот же “Теркин”… Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей. Полная жизнь русской классики в школе – это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не зная “Онегина”, не читая “Преступления и наказания”, мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там “народ”! Нас и так уже иначе как “населением” не называют. Так должны же мы как-то отстаивать себя…”.

Отметки за работу на уроке (если не объявлялись в течение урока).



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS