Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
Реклама
Научно-исследовательская работа учащихся: понятия, этапы, формы. Формулирование гипотезы |
При прохождении курса повышения квалификации по теме
«Проектная
и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных
результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
столкнулась с трудностями по формулировке гипотез. Помог материал И.П. Бугровой
"Гипотеза исследования" .
Уровень гипотезы заключается в ее соответствии уровню проводимого исследования: эмпирического или теоретического. Поскольку эмпирическое исследование основывается на результатах опыта, то и гипотеза формулируется о предположении изменения (либо не изменения) конкретного явления или факта, т.е. эмпирическое исследование и его гипотеза выступают в функции установления новых фактов для последующего развития теории. Для теоретического уровня исследований гипотеза формулируется с целью проверки теоретического знания, например, следствия из теории. Специфика гипотезы данного уровня заключается в том, что она является, как и теоретическое исследование, обобщающей и применимой для целой группы изучаемых объектов или явлений, направленной на раскрытие их сущности, установлением причин взаимосвязей между параметрами, подлежащими экспериментальному исследованию. По своему функциональному предназначению гипотезы могут делиться на виды.
По содержанию гипотезы делятся на:
Гипотезы информационного характера формулируются обычно на начальном этапе исследования (либо характерны для начинающих исследователей) и несут в себе зависимость от одной переменной. Другими словами, экспериментатор, начинающий исследование, строит предположение о том, как и каким образом можно достичь поставленной цели исследования. (Если сделать так..., то получится эффект...)
Механизм построения индуктивной гипотезы заключается в построении на основе наблюдаемого опыта или данных фактов предсказательного обобщающего заключения, относящегося к группе явлений, подобных изучаемому. Ход мыслей экспериментатора — от частного к общему включает принятые исследователем допущения, разработанные на их основе предположения, индуцированную из них гипотезу. Дедуктивная гипотеза строится из общего теоретического положения путем разработки ряда предположений, вытекающих из него. Из выдвинутых предположений дедуцируются выводы—допущения. Ход мыслей экспериментатора — от абстрактного (общего) к конкретному. Индуктивно—дедуктивная гипотеза включает в себя элементы двух предыдущих типов гипотез, содержит последовательность процедур синтеза теоретических фрагментов — допущений в новое теоретическое знание, на основе анализа которого дедуцируется предсказание неизвестных ранее сторон и свойств изучаемого объекта. По своему характеру гипотеза может быть революционизирующей (выдвижение принципиально нового положения) или модификацией известных законов, исходя из предположения о том, что некоторые законы существуют в областях, где действие их еще не выявлено. По логической структуре гипотезы могут носить линейный характер, когда выдвигается и проверяется одно предположение, или разветвленный, когда необходима проверка нескольких предположений. Главная характеристика гипотезы исследования При формулировании гипотезы необходимо учитывать такую важную ее характеристику как проверяемость, которая предполагает наличие адекватных способов или приемов проверки данной гипотезы. Как сформулировать гипотезу? Существует множество методов построения гипотез (по сути - поиска новых идей): Мозговая атака - коллективный метод поиска новых идей и решений. Аналогия символическая - аналогия, с помощью которой проблема описывается несколькими словами обобщенно. Метод ассоциации основан на способности человека так, преобразовывать полученные ранее знания, чтобы их можно было использовать для новых условий. Метод инверсии, предусматривающий рассмотрение задачи с противоположных позиций по отношению к принятым. И.П. Бугрова пытается разобрать проблемную ситуацию более конкретно с осмыслением объекта или явления, вызвавшего интерес с различных сторон, на элементарном примере. Проблемная ситуация. Мне нравиться не очень сладкое варенье, и я пробовала добавлять при варке меньше сахара, чем по рецепту, но такое варенье храниться очень недолго. Как приготовить не слишком сладкое варенье, которое будет долго храниться и не портиться? Ввозможные гипотезы. Гипотеза №1. Если варить варенье дольше, то оно будет хорошо храниться. Гипотеза №2. Если сваренное по измененному рецепту варенье поместить в холодильник, то оно будет храниться значительно дольше. Гипотеза №3. Попробую, найти другой рецепт варенья, для которого требуется меньше сахара. Гипотеза № 4. Если изменить технологию обработки банки для хранения варенья, то варенье хранится дольше. Гипотеза №5. Если я сварю варенье из других ягод (несладких) и добавлю необходимое по рецепту количество сахара, то варенье дольше сохраниться. Гипотеза № 6. Возможно, что я так и не смогу приготовить варенье по вкусу. Итак, перед нами стоит проблема, и мы предположили варианты ее разрешения. Как можно убедительно доказать правильность или ошибочность своих размышлений? Как проверить свои догадки (гипотезы)? Удачи при проведении исследования!!! Как подготовить проект?
Как вообще разработать проект?Идея проекта, как правило, рождается у
учителя. Но он таким образом создает проблемную
ситуацию, что ученику кажется, что эта проблема
занимала его ничуть не меньше и он давно пытается
ее разрешить, правда, не знал, как это сделать. Как грамотно организовать проектную деятельность?Успех любой деятельности (в том числе и
проектной) зависит от правильной ее организации.
Здесь важно правило «триединства» –
сотрудничество учителя, ученика и родителя.
Учитель несет на себе функцию направляющего,
корректирующего, консультирующего члена
команды, а самое главное – вдохновителя и
стратега. Ученик и родитель действуют тандемом,
где ребенок является идейным исполнителем, а
родитель помогает найти нужную информацию, а
порой и материализовать идеи. Какова структура проекта?Рассмотрим подробно все эти этапы . 1. Постановка проблемы Проблема может идти от ребенка (например, проведя анкетирование в классе, можно узнать все волнующие учеников проблемы), а может направляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации, отметим еще раз, проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка. 2. Тема проекта Тема (название проекта) должна отражать
его основную идею. Например, проект называется
«Миллион алых роз». Дети рассказывают о том, что
название взято из известной песни А. Пугачевой.
Этим они объясняют правомерность выбора
названия проекта. Проблема, которая сподвигла к
разработке проекта, связана с тем, что один из
самых чудесных цветов, преподносимых любимым
женщинам, мамам, друзьям, погибает почти сразу. 3. Цель проекта После того как из ряда поставленных
проблемных вопросов был выбран наиболее
значимый, определяется цель проекта. – Какие архитектурные постройки можно
воссоздать в условиях школы? Выбрав наиболее значимый для вас, можно определить цель проекта: например, какой материал наиболее оптимально подойдет для моделирования архитектурных сооружений. 4. Задачи проекта Чаще всего задачи рассматриваются в
следующем ключе: задачи, связанные с теорией
(теоретические задачи: изучить, найти, собрать
информацию); задачи, связанные с
моделированием или исследованием (смоделировать
изучаемый объект или провести
исследование-эксперимент); задачи, связанные с
презентацией (проведение грамотной защиты
проекта). 5. Гипотеза Гипотезу выдвигают исходя из цели. Возвращаясь к моделированию архитектурных сооружений, можно выдвинуть такую гипотезу: предположим, пластилин самый оптимальный материал, который можно использовать в условиях школы. Исследуя свойства материала, можно подтвердить или опровергнуть эту гипотезу. 6. План работы Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом: подумать самостоятельно; посмотреть книги; спросить у взрослых; обратиться к компьютеру; понаблюдать; проконсультироваться со специалистом; провести эксперимент; В защите же мы озвучиваем взаимосвязь
методов исследования и поставленных задач. Это и
есть план действия (то есть практическая
реализация задач через методы). Пример 1 . В проекте «Миллион алых роз» дети проводили два эксперимента: «Роза – вода», где исследовали влияние воды на состояние роз, и «Розы – химические добавки», где изучали влияние химических добавок на долготу жизни срезанных роз. Выводы по исследованию были четко озвучены и в доказательство представлены таблицы и графики по итогам экспериментов. Пример 2. В защите проекта «Образовательная программа “Испания”» вместо исследования было выполнено моделирование. Дети собрали «Лестницу испанских образов», где были представлены самые яркие образы испанской культуры. Каждый из выступающих (а в защите может участвовать не более трех человек) рассказывал о своей части работы и объяснял, почему использовал именно такой материал для представления своего образа (ткань, пластилин, определенная техника выполнения и т.д.). Надо отметить, что если в проекте
участвует несколько человек, то на этом этапе
каждый выступающий обязательно должен
рассказать о личном вкладе в разработку общего
проекта – другими словами, кратко представить
свой «подпроект». 7. Продукт проекта Логическим итогом любого проекта должно
быть представление продукта проекта – некой
материальной (хотя и не всегда) субстанции,
которая обязательно должна быть значимой и
полезной. Идея проекта, работа над разрешением
целей и задач, вдохновение, которое
сопутствовало вам на протяжении всей работы, –
все это должно найти свое отражение в продукте
проекта. 8. Выводы (итог) проекта Заканчивается работа над проектом
подведением итогов: смогли ли вы добиться
поставленной цели или нет, подтвердилась ли
гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно
озвучить планы на будущее. Цель и задачи исследования Цель - это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. По существу, в цели формулируется общий замысел исследования. Поэтому она должна быть сформулирована кратко, лаконично и предельно точно в смысловом отношении. Как правило, определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с названием своей научной работы, ее темой. Например: В работе «Психодрама как средство формирования коммуникативных умений у подростков» цель сформулирована следующим образом: выяснить возможности психодрамы в формировании коммуникативных умений у подростков; Цель исследования «Педагогическая игра в развитии самооценки у подростков»: разработать комплекс игровых занятий для развития адекватной самооценки у детей; Работа «Проект как средство развития познавательного интереса у старшеклассников» была направлена на достижение следующей цели: «определить эффективность проектной технологии в развитии познавательных интересов учащихся». В научно-методической литературе приводятся следующие формулировки целей: 1. Разработать педагогические или научно-методические (организационно-педагогические и т.п.) основы формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо. 2. Выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические (методические) условия (предпосылки и условия) формирования (воспитания, развития)... 3. Обосновать содержание, формы, методы и средства... 4. Разработать методики (методические системы) формирования...или, допустим, методики применения системы средств наглядности в... 5. Определить и разработать педагогические (дидактические) средства (системы средств)... 6. Разработать теоретические модели... 7. Разработать требования, критерии... 8. Педагогически обосновать что-либо, например, игровую деятельность. Определив цель работы, надо сформулировать задачи как характеристики цели, которые необходимо установить в ходе исследовательской работы. Задачи исследования - это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Важно выстроить такую последовательность задач, которая позволяла бы определить «маршрут» научного поиска, его логику и структуру. Среди значительного количества задач в литературе предлагают различать три группы задач педагогического исследования: Историко-диагностическую, связанную с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования; Теоретико-моделирующую, которая раскрывает структуру, сущность изучаемого, факторы и способы его преобразования; Практически-преобразовательную, направленную на разработку и использование методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и на разработку практических рекомендаций. Задачи формулируются с помощью глаголов: изучить, разработать, выявить, установить, обосновать, определить, проверить. Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т.е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы. Традиционно задачи пед.исследования в связывают: С изучением состояния вопроса (первая глава), С разработкой экспериментальной методики обучения (вторая глава), С выявлением эффективности применения ее на практике (третья глава). Например, в работе «Психодрама как средство развития коммуникативных умений подростков» были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме и разработать номенклатуру коммуникативных умений для учащихся ** класса. 2. Определить возможности психодрамы в формировании коммуникативного опыта. 3. Разработать содержание занятий на основе психодрамы для учащихся 9-го класса. 4. Экспериментально проверить влияние психодрамы на формирование и коррекцию коммуникативных умений подростков. Решение научной проблемы никогда не начинается непосредственно с эксперимента. Этой процедуре предшествует очень важный этап, связанный с выдвижением гипотезы. Гипотеза исследования - утверждение, предположение, истинность которого не очевидна и требует проверки и доказательства. По-существу гипотеза - это главная идея решения. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования. К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования: а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены; б) она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик. В научно-методической литературе предлагаются шаблоны формулировок: 1. Что-то влияет на что-то в том случае, если... 2. Предполагается, что формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях. 3. Что-то будет успешным, если... 4. Предполагается, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо. Например, Гипотеза: формирование коммуникативной культуры будущего педагога посредством драматизации будет эффективным, если: Коммуникативная культура будущего педагога понимается как …; Драматизация, как педагогический инструмент организации ролевого поведения студентов в реальных жизненных и игровых ситуациях, выступает педагогическим средством формирования коммуникативной культуры, обеспечивая …; Технология формирования коммуникативной культуры будущего педагога посредством драматизации основывается на принципах …; включает …; строится на …. Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают. Различают рабочую гипотезу и научную. Рабочая гипотеза - это временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала. Научная гипотеза создается, когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность выдвинуть «проект» решения, которое может быть развито в научную теорию и воплощено в методики и технологии. То, что содержится в гипотезе, должно быть доказано всем содержанием работы и отражено в выводах и заключении. Например: в работе «Активизация познавательной деятельности учащихся старших классов» гипотеза сформулирована так: «Познавательная деятельность старшеклассников будет более активной, если учебный процесс будет построен на ситуациях «свободного выбора; учителем будут использованы интерактивные методы обучения: дискуссия, ролевая игра, проект». Гипотеза не может быть истинной или ложной, поскольку утверждение, содержащееся в ней, носит проблематичный характер. О гипотезе можно говорить лишь как о корректной или некорректной по отношению к предмету исследования. Гипотеза должна соответствовать следующим методологическим требованиям: Логическая простот а – предполагает, что гипотеза не должна содержать в себе ничего лишнего. Ее назначение – объяснять как можно больше фактов возможно меньшим числом предпосылок, представлять широкий класс явлений, исходить из немногих оснований. Часто излишним является некое предварительное вступление перед формулировкой гипотезы: в результате констатирующего эксперимента сделано предположение, что..., В результате предварительного изучения указанной проблемы и анализа предмета исследования выдвинута гипотеза... и т. п. Логическая непротиворечивост ь расшифровывается следующим образом: во-1, гипотеза есть система суждений, где ни одно из них не является формально-логическим отрицанием другого; во-2, она не противоречит всем имеющимся достоверным фактам, в-3, соответствует установленным и устоявшимся в науке законам. Однако последнее условие нельзя абсолютизировать, иначе оно станет тормозом для развития науки. Требование вероятности гласит, что основное предположение гипотезы должно иметь высокую степень возможности ее реализации. Иначе говоря, гипотеза может быть и многоаспектной, когда помимо основного предположения имеются и второстепенные. Некоторые из них могут и не подтвердиться, но основное положение должно нести в себе высокую степень вероятности. Требование широты применения необходимо для того, чтобы из гипотезы можно было бы выводить не только те явления, для объяснения которых она предназначена, но и возможно более широкий класс других явлений. Требование концептуальности выражает прогностическую функцию науки: гипотеза должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозировать дальнейшее развитие теории. Требование научной новизны предполагает, что гипотеза должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми. Требование верификации означает, что любая гипотеза может быть проверена. Как известно, критерием истины является практика. В психологии и педагогике наиболее убедительны те гипотезы, которые проверяются опытно-экспериментальным путем, но возможен также вариант логических операций и умозаключений. Опираясь на эти требования можно сформулировать ряд практических рекомендаций для описания гипотезы исследования: – она не должна включать в себя слишком много предположений (как правило, одно основное, редко больше); – в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем; – не должна содержать ценностных суждений;; – не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений; – гипотеза должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос, соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений; – требуется безупречное ее стилистическое оформление, логическая простота; – соблюдение преемственности с уже имеющимся знанием. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так..., как...»; «при условии, что...», Примеры формулирования гипотезы: Тема: Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования Гипотеза. Новое качество образования технологическим специальностям может быть получено, если: Оптимально сочетаются наиболее эффективные стороны традиционного и дистанционного обучения; Создана соответствующая инфраструктура…; Правильно выбрано соотношение и характер представления материала, вынесенного на аудиторное и самостоятельное изучение; Преподаватели будут подготовлены к моделированию образовательного процесса с использованием современных информационных технологий; Реализована автоматизированная система диагностики процесса обучения и степени обученности студентов. Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. Проблема
исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики. Тема отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Правила выбора темы
Приступая к работе над темой, очень важно иметь её план, хотя бы в самой общей форме. Он поможет ученику отыскать, собирать, накопить первоисточники по теме. По мере изучения и первичного ознакомления с литературой принятый план, безусловно, будет видоизменяться. Однако ориентировочный план даст возможность связать в единое целое разнообразную информацию. Поэтому такой план надо составить как можно раньше, и в его составлении незаменима помощь руководителя работы. Актуальность
выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Как правило, цель начинается с глаголов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «провести» и т.д. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования . В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе эксперимента. Задачи могут отражать определённую пошаговость достижения цели, последовательность действий. Решение задачи позволяет пройти определенный этап исследования. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования, причем отдельные задачи могут быть поставлены как для теоретической (обзор литературы по проблеме), так и для экспериментальной части исследования. Задачи определяют содержание исследования и структуру текста работы. Гипотеза исследования
– это развёрнутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, то есть технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько – какие-то из них подтвердятся, какие-то нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения («Если…, то…» или «Чем…, тем…»). Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное. В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Основные этапы исследования :
Задачи, сроки и план исследования должны соответствовать выбранным для исследования объекту, предмету и цели. Не менее важным является и умение представить результаты своего исследования на публике, приведём несколько моделей защиты исследовательской работы: Критерии оценки научно-исследовательских работ учащихся, а так же памятка для юных исследователей представлены в Приложении № 1,2 Жизнь человека – движение по пути познания. Каждый шаг обогащает нас, если благодаря новому опыту мы начинаем видеть то, что ранее не замечали и не понимали. Но вопросы к миру – прежде всего вопросы к себе. Важно, чтобы в процессе организации исследовательской деятельности учащихся сохранялась ситуация предзаданной неизвестности, благодаря чему совершенно по-особому начинает выстраиваться вся система взаимодействия участников образовательного процесса. Гипотеза - это высказывание о каком-то действительно существующем явлении, которое можно проверить экспериментально. Это предположение, что одно исследуемое явление оказывает то или иное влияние на другое, так что происходят определенные изменения. Говоря проще, это утверждение, что если изменить какую-то переменную величину, то, как следствие, изменится и другая переменная. Гипотезу широко используют как в естественных, так и социальных научных областях. Она является инструментом, помогающим исследовать явления окружающего мира с целью более глубокого их познания. Независимо от того, начинаете ли вы заниматься научной деятельностью или выполняете школьное задание, если вы разберетесь, что же такое гипотеза, вы сможете сами их выдвигать. Материал, предоставленный в этой статье, поможет вам попробовать свои силы в написании гипотезы. ШагиЧасть 1 Как подготовиться к написанию гипотезы
Подберите необходимую литературу. Найдите как можно больше информации по интересующей вас теме. Ваша задача - как можно глубже исследовать выбранную тему, чтобы действительно разобраться в этом вопросе. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков |
Новое
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
- Учет расчетов с бюджетом