Главная - Кухня
Портретная характеристика героя в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче. Сочинение по рассказу Андреева «Петька на даче

Терзает, мучит, раздирает на части, и в то же самое время наполняет жизнь смыслом. От неё невозможно отказаться, но и приблизиться к ней вплотную порой несбыточно. Рассказ Леонида Андреева «Петька на даче» (краткое содержание следует далее) повествует именно о такой мечте…

Вольная тюрьма

В парикмахерской раздаётся окрик, отрывистый и громкий: «Мальчик, воды!» К Осипу Абрамовичу, парикмахеру, подбегает Петька, мальчик десяти лет, и худыми, нескладными ручонками протягивает жестянку с горячей водой. Вокруг скучный запах дешевых духов, мухи, грязь. Посетитель, как правило, нетребовательный: приказчики, швейцары, рабочие, мелкие чиновники, старые и молодые, аляповато одетые, с румяными щеками и маслянистыми наглыми глазками. За окном серые от пыли деревья, такие же серые, неохлаждённые тени от них. Невдалеке виднеются дома «дешёвого разврата». На скамейках сидят мужчины, женщины, странно одетые, со злыми, а зачастую и вовсе равнодушными лицами. Пьют водку, смеются, говорят хриплыми голосами, обнимаются, порой ругаются и даже дерутся, что не вызывает страха или жалости, а наоборот - всеобщее оживление и веселье… Петька не знал, мало ли, много ли он жил таким образом. Бесконечная вереница дней и ночей слилась воедино, в один длинный неприятный сон с постоянными криками: «Мальчик, воды!», - с растянувшимися рассказами его друга Николки о пьяных бабах и мужиках, и с нескончаемыми подношениями горячей воды, снова и снова… Рассказ Андреева «Петька на даче» на этом не заканчивается.

Неуловимая мечта

Продолжая рассказ «Петька на даче», вернёмся к главному герою. Из всех служащих в парикмахерской Петька был самым младшим. Когда-то его мать, кухарка Надежда, отдала мальчика в подмастерье к Осипу Абрамовичу. С тех пор он там ел, спал и служил, зимой и летом, без выходных и праздников, не ведая о других краях, или даже об иных кварталах и улицах. Время от времени его навещала мать, приносила угощения и сласти. Он лениво ел, мало говорил, не жаловался, и только просил забрать его отсюда. Куда? Он и сам не знал. Ему просто хотелось куда-нибудь далеко, в совсем иное место. Очень хотелось. Но какое это должно быть место? И сие ему было невдомёк. Поэтому он быстро забывал о своей просьбе, вяло, отрешенно прощался с матерью, не спрашивая, когда она приедет снова. Петька не знал, плохо ему живётся в парикмахерской или хорошо, скучно или весело, однако с каждым новым днём он всё более худел, покрывался нехорошими струпьями, и всё чаще разливал воду. Посетители то и дело с брезгливостью смотрели на грязного, веснушчатого, худого мальчика, который с острыми морщинками около глаз и под носом больше походил на старого карлика.

Дача

Рассказ «Петька на даче», краткое содержание которого изложено в данной статье, на этом не заканчивается. Однажды в обед нежданно-негаданно приехала Надежда и сообщила Петьке, что его вместе с ней отпускают погостить на дачу, в Царицыно, где живут её господа. Мальчик смутно представлял себе, что такое дача, однако внутри ощутил необъяснимую радость. Произошло то, о чём он мечтал. Он поедет в то самое место, куда он неосознанно стремился. Интересно, какое оно? Вокзал с его грохотом, сутолокою, торопливыми пассажирами; вагон поезда, проносящиеся за окном яркие пейзажи; бесконечный задумчивый лес, ясное, широкое небо, которое невозможно увидеть в городе; полянки, весёлые, светлые, зелёные - новые впечатления страшили, волновали, и вместе с тем наполняли его душу невиданным восторгом. Он смотрел и боялся пропустить, потерять малейшую подробность этого нового для него мира.

Прошло два дня. Только что вырванный из «каменных объятий городских громад», бледный, взволнованный, страшащийся, словно щенок, голубой глади озера, Петька уже чувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что существует парикмахерская, Осип Абрамович и вечный крик: «Мальчик, воды!» Он растолстел, хотя ел совсем мало. Незаметно и как-то вдруг исчезли с его лица морщинки, словно кто-то прошёлся по ним горячим утюгом. Он научился вырезать в орешнике удочку, копать червей и удить рыбу.

Возвращение в реальность: конец мечте

В конце рассказа «Петька на даче», краткое содержание которого упускает множество деталей, барин привозит из города Надежде письмо: Осип Абрамович срочно вызывает Петьку обратно на работу. Кухарка расплакалась и с тяжелым сердцем пошла звать сына. Ничего не подозревающий Петька играл на заднем дворе в «классики». Слова матери: «Надобно ехать, сынок!» - ничего для него не значили. Он улыбнулся и удивился. Для него больше не существовал город, парикмахерская с расколотыми зеркалами и вечно недовольный Осип Абрамович. Они стали для него призраками, безликими фантомами, а дача, удочка и запланированная на завтра рыбалка - фактами, его новой реальностью. Но постепенно его мысли стали проясняться, и произошла удивительная перестановка: Осип Абрамович стал самой что ни на есть объективной реальностью, действительным фактом, а удочка превратилась в призрак. Мальчик не просто заплакал, а начал неистово кричать, упал на землю, и начал кататься по земле.

На следующий день Петька отправился обратно, в город. И снова звучало резкое: «Мальчик, воды!», - и вновь сонные, апатичные глаза не видели, как расплескивали то там, то здесь горячую воду. А по ночам раздавался тихий голосок, и Николка жадно ловил каждое слово о даче, о том, чего никто, никогда не слышал и не видел, и всматривался в маленькое худое лицо, испещрённое мелкими морщинками около глаз и под носом…

Ещё раз хочется напомнить, что рассказ называется «Петька на даче». Краткое содержание не может передать всю тонкость и глубину чувств главного героя, поэтому прочтение произведения просто необходимо.

Среди огромного множества поучительных детских рассказов стоит выделить произведение Андреева «Петька на даче». В основе сюжета лежит реальная история знаменитого в то время парикмахера Ивана Андреева, однофамильца автора.

Первая публикация рассказа была в 1899 году в «Журнале для всех». По остросоциальной направленности произведение сравнивается с рассказом «Ванька» Антона Чехова.

Главный герой – мальчик бедного происхождения. Ему всего лишь 10 лет, но его лицо уже избороздили тоненькие морщинки – так что он стал походить на состарившегося карлика. В свои годы он уже узнал, что такое рутинный изнуряющий труд.

Мать по имени Надежда отдала мальчика в ученики к парикмахеру Осипу Абрамовичу. Это был грозный и постоянно недовольный мужчина. Его просьба «Мальчик, воды!» всегда звучала резко. Парикмахер не давал своим ученикам спуску и наказывал за оплошности.

Петька почти нигде не бывал, кроме душной парикмахерской, где все его дни проходили одинаково серо. Поэтому у него появилась мечта – найти какое-то другое место, где ему будет хорошо.

Приятель Петьки, был старше на три года и намного опытнее. Он уже утратил былую мечтательность и стал маленьким циником. Да и как таким не стать, когда дети видели вокруг только похабных опустившихся людей: по улицам ходили пьяные мужчины и часто избивали таких же пьяных дам.

Но однажды произошла чудо: мать повезла мальчика на дачу к богатым хозяевам. Она там должна была прислуживать на кухне. Петя очень воодушевился возможностью увидеть что-то новое и необычное. Он не знал, что такое дача, но уже с нетерпением ждал, когда они там окажутся.

Ожидания мальчика оправдались. Свежий воздух, прекрасная природа так сильно отличались от душного города, что Петька вначале даже сконфузился. Ему помог освоиться гимназист . За несколько дней герой очень привык к обстановке, ведь для ребенка это место очень подходило. Поэтому когда пришло письмо с вызовом в город, Петя долго не мог понять, зачем ему опять туда ехать, ведь парикмахерская и Осип Абрамович для него стали уже почти не реальными. Мальчик вначале непонимающе смотрел на всех, а потом начал кричать, словно раненый зверь. Но вскоре смирился и молча уехал в город вместе с Надеждой.

Композиция рассказа закольцована. Начало и конец практически одинаковы: Петя исполняет рутинную работу в парикмахерской, а за окном пьяная ругань мужчин и женщин. После того, как мальчик вернулся с дачи, его снова поглотил город, словно маленькую жертву.

Очень яркая художественная деталь в рассказе – ранние морщины Пети. Ему только 10 лет, но он трудится, как взрослый. Ребенок не знает, что такое праздники и от этого становится похожим на состарившегося карлика. Но, как только он приезжает на дачу, его морщины разглаживаются.

В рассказе представлены два мира: город и дача. Город душит Петю взрослыми обязанностями, а дача дарит герою детство.

Почему герой снова возвращается к прежней безрадостной жизни? Потому что ему никто не хочет помочь. Барин, владелец дачи, сочувствует мальчику, но на деле никак не помогает. Автор показывает, что ничего в жизни таких детей не изменится, пока общество не начнет действовать, а не просто жалеть.

Рассказ «Петька на даче» Андреева - призыв к гуманности по отношению к детям. Писатель понимал, что только реальные действия на государственном уровне могут изменить ситуацию.

Урок литературного чтения по теме:

Л. Андреев «Петька на даче», 4 класс

Учитель начальных классов

Петрова Татьяна Григорьевна

МБОУ «Лицей № 9» г.Белгород

Цель урока: создание условий по изучению композиции рассказа, определению идейно-тематического содержания.

Личностные: способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе; умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, готовности для саморазвития в процессе сотрудничеств.

Метапредметные задачи:

Регулятивные: создавать условия для наблюдения над выполнением целеполагания, оценки результата своих действий.

Познавательные: содействовать развитию умения исследовать и анализировать полученную информацию по теме, с целью выделения отличительных признаков и критериев для сравнения и классификации изучаемых объектов;

Коммуникативные: создавать условия для развития устной речи учащихся, умения слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группы и строить продуктивное сотрудничество, учиться на принципах толерантности обсуждать вопросы, учитывать позиции других людей.

Задачи предметные :

Содействовать формированию представления о композиционном строении рассказа.

Способствовать формированию умения по поступкам, словам, эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя, определять идейно-тематическое содержание произведения.

Совершенствовать навыки учащихся в различных видах чтения и пересказа.

Увидеть возрождение главного героя под влиянием новых впечатлений, переживаний.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация; карточки для кластера, тесты; карточки для групповой и индивидуальной работы.

Планируемые результаты:

Научить сравнивать «два мира, два детства»: уютный мир деревни(дачи) и жестокий мир города(парикмахерской).

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Виды деятельности учащихся

  1. Организационный момент

1. Приветствие учителя. Учащиеся читают эпиграф (Слайд №1). «Надежда, которая не угаснет».

Личностные

Регулятивные

2.Актуализация опорных знаний.

Целеполагание.

3.Открытие новых знаний:

А)выявление проблемы рассказа.

4.Усвоение новых знаний и способов действий.

  1. Учащиеся читают эпиграф и формулируют тему и цель урока: продолжим работу над произведен

На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

Подробнее остановиться на образе главного героя.

Проследить за его изменением в городе на даче.

Обратить внимание на внешние и внутренние переживания.

Откуда будем получать информацию?

Какие действия нам помогут?

1.-Работа по тексту.

Какие смысловые части вы выделили в рассказе? (3части).

Тяжелые дни в парикмахерской.

Счастливые дни на даче.

Возвращение в город.

Учитель предлагает остановиться на составлении художественного портрета главного героя.

2.-Работа в группах. Заполнение таблицы юного критика: « Описание художественного портрета героя». Учитель предлагает использовать цветовую гамму для характеристики образа главного героя.

«Старший лаборант» группы получает задание. Учащиеся читают инструкцию по выполнению задания и приступают к поисковой деятельности.

Жизнь в городе.

Петька в поезде.

Петька на даче.

Возвращение в город.

Дача окончательно сломила Петьку или вселила в него надежду?

познавательные, личностные,

коммуникативные.Регулятивные-целеполагание

Коммуникативные,познавательные

Познавательные

5.Интеллектуально-мыслительная разминка

6.Систематизация и самооценка полученных знаний.

7.Подведение итогов и систематизация знаний.

8.Рефлексия.

Учащиеся находят ответы-таблицы, развешанные на стенах.

Проверим ваши знания содержания текста рассказа.

Какой художественный прием использует автор?

Какое образное сравнение помогает представить Петькины дни в парикмахерской?

Какое сравнение подобрал к облачкам?

Что хотел приласкать, как сестер?

Во время отчета групп о своей работе, учащиеся заполняют таблицу: «Художественный портрет главного героя».

После отчета групп, учащиеся делают вывод: используя прием контраста, автор противопоставляет два мира: реальный и сказочный. Дача оставляет надежду на лучшую жизнь, воспоминания.

Работа в парах.

1.Составление мини-кластера «Мир реальный- мир мечты.» Охарактеризуйте жизнь Петьки на даче и в городе.

Учащиеся приходят к выводу:

Под влиянием новых впечатлений происходит возрождение личности.

Идея рассказа:

Боль за униженных и оскорбленных .

- Теперь мы можем ответить на вопрос поставленный в начале урока о названии рассказа?

Андреев назвал рассказ «Петька на даче». так как это самое яркое событие в жизни героя. Оно дало ему надежду на лучшую жизнь.

Давайте пополним нашу копилку знаний.

О том, как люди должны относиться друг к другу, быть добрее, уметь сострадать.

Какие знания и умения помогли вам сегодня на уроке?

Напишите одно из нравственных качеств, которое вы воспитываете в себе и цените в людях на карточке и закрепите его на демонстрационной ленте, а если вдруг вы забудете,- вспомните о нашем уроке. И чудо произойдет, оно к вам вернется!

Желаю удачи!

Коммуникативные, регулятивные, познавательные

Коммуникативные,познавательные,

Регулятивные, личностные

учитель высшей квалификационной категории.

Урок по литературному чтению в 4 классе

Место работы: Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

«Гимназия №3 города Зеленодольска

Тема: Два мира в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»

(Второй урок по теме. На первом уроке дети узнали об авторе, прочитали произведение, выполнили словарную работу).

Цель: сравнить два мира: живой, сияющий мир дачи и «мёртвый» мир парикмахерской; увидеть возрождение героя под влиянием новых ярких впечатлений и переживаний. Учить по поступкам, эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя. Воспитывать в детях чувство сострадания, сопереживания людям, учить находить выход из трудных жизненных ситуаций.

Оборудование: детские рисунки по произведению, карточки, магнитофон, зеркало, корзина с овощами и фруктами.

В ходе урока у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:

Личностные : учить прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в его личностных переживаниях, формировать чувство ответственности человека за себя и близких, чувство любви, внимания, заботы, сострадания, сопереживания.

Регулятивные: осознавать этапы учебной работы, вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов, строить высказывания с учетом учебной задачи, самостоятельно работать с книгой и выделять необходимую информацию, проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий.

Познавательные: адекватно воспринимать художественный текст, обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на данном текстовом материале, отбирать, систематизировать и фиксировать необходимую информацию, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: выражать свои чувства в устной речи, строить монологи и участвовать в диалоге, учитывая позицию собеседников, настроение других людей, проявлять эмпатию к герою литературного произведения, принимать участие в работе группы, выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в тексте.

Предметные результаты: читать текст со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им, отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом, самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя, выражать свое мнение о герое и его поступках, выделять главную идею и основные проблемы произведения.

Ход урока:

1. Организационный момент. Введение в тему.

На столе находится корзина с фруктами и овощами, зеркало.

У: Ребята, о чём вам напомнили предметы, которые вы видите перед собой? С каким произведением они связаны?

Д: - Корзина с фруктами и овощами напоминает о лете, об отдыхе на даче

Эти предметы связаны с произведением «Петька на даче», а точнее зеркало напомнило о жизни Петьки в парикмахерской, а корзина с фруктами – о его жизни на даче.

Глядя на эти предметы, можно сказать, что на уроке мы будем говорить о произведении Леонида Андреева «Петька на даче»

2. Актуализация знаний.

У: О ком этот рассказ? Восстановите цепочку событий по рисункам. Составьте картинный план.

На доске размещены детские рисунки, из которых дети выбирают подходящие для составления картинного плана, обосновывая свой выбор и составляя план рассказа:

1.Жизнь в парикмахерской.

2.Петька в поезде

3.Петька на даче.

4. Возращение в город

Дети делают вывод: для того, чтобы показать внутреннее состояние Петьки, автор использует разные краски – мир парикмахерской представляется серым и скучным, однообразным, а рисунки, представляющие мир дачи, яркие, наполненные разнообразием красок.

3.Сравнительный анализ мира парикмахерской и мира дачи.

У: Перед нами предстают два мира: мир парикмахерской и мир дачи. Какими они вам представляются?

Идёт работа в парах – составление характеристики мира дачи и мира парикмахерской с помощью прилагательных

МИР ПАРИКМАХЕРСКОЙ МИР ДАЧИ

Примитивный Яркий

Однообразный Удивительный

Скучный Светлый

Холодный Восхитительный

Мрачный Живой

Равнодушный Счастливый

Безрадостный Сияющий

Безжалостный Новый

Ужасный Интересный

Ещё чтобы мы лучше поняли, как плохо было Петьке в парикмахерской, и как хорошо он себя чувствовал на даче.

4. Составление портрета Петьки.

У: Каким вы себе представили Петьку? Для ответа на вопрос предлагаю поработать в группах.

Составьте, используя подходящие отрывки из текста, портрет главного героя.

1 группа. Петька в парикмахерской.

2 группа. Петька в поезде.

3 группа. Петька на даче.

4 группа. Возвращение Петьки.

Итоги работы групп:

Петька в парикмахерской: « Худой, веснушчатый мальчик, сонные глаза, полуоткрытый рот, грязные руки, на стриженной голове пошли струпья, около глаз и под носом мелкие морщинки. Он похож на состарившегося карлика. Сонный, усталый, грустный, ему хочется в другое место, подальше от парикмахерской, но куда, он еще не знает. Он скучает по матери, но не может выразить свои чувства при встрече с ней».

Петька в поезде: «Петька прилип к окну, и только стриженная голова его вертелась на тонкой шее, как на металлическом стержне. Глаза Петьки уже давно перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим. Он чувствовал, что жизнь его изменится к лучшему. Ему было и радостно, и тревожно, потому что он не знал, что его ждет на даче, но чувствовал, что там лучше, чем в парикмахерской».

Петька на даче: «Весёлый, восхищенный миром дачи. Он стал выглядеть лучше, ему стало легче, потому что рядом была его мама, он набрал вес и стал выглядеть как полноценный человек. Петька чувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что существует парикмахерская и Осип Абрамович. Он по-настоящему почувствовал вкус детства, нашёл друга. Он был счастлив».

Возвращение Петьки: «Подержанная гимназическая курточка облекала его худенькое тело. Петька уже не вертелся, а сидел тихо. Глаза его были сонливы и апатичны. Тонкие морщинки были как у старика. Петька не хотел возвращаться в ужасную парикмахерскую. Он знал, что его там никто не любит. У него не было там друзей, близких, с которыми можно поговорить. Он был очень расстроен».

У: Похожи ли ваши портреты? Почему нет? Ведь это один и тот же человек.

Почему происходят такие изменения?

Д: - Эти изменения происходят с человеком, потому что меняется его настроение, если ему грустно, то и внешность, и поведение меняются.

Если у человека горе или неприятность, то об этом можно догадаться по его лицу, по глазам.

Самые большие изменения происходят с Петькой на даче. Он видит мир в ярких красках, меняется его облик, каждый день наполнен радостными переживаниями. Он как будто заново открывает для себя мир.

Он понимает, что это именно то место, куда он так мечтал попасть в городе. Это как сказка, но с грустным концом, как сон, который закончился. Петьке придется вернуться в парикмахерскую, а он этого не хочет.

У: Как вы думаете, какая картина страшнее: вид десятилетнего мальчика, глаза которого апатичны и сонливы, а лицо покрыто морщинками как у старца, или вид того же мальчика, который «закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле»?

Д: - Страшно, когда Петька начинает громко кричать, но он кричит и катается по земле, чтоб взрослые поняли, что ему плохо в парикмахерской.

А я думаю, что страшнее, когда он молчит и держит в себе всю боль. Надо было ему поговорить с мамой и хозяевами, может быть что-то и изменилось бы. Когда расскажешь о своей проблеме, сразу легче.

У: Действительно, гораздо страшнее видеть десятилетнего мальчика с равнодушными глазами, который уже потерял интерес к жизни. А ведь его жизнь только начинается.

У: Как вы думаете, дача разрушила Петькину жизнь или зародила в нем огонёк надежды?

Д: - Я думаю, что надежда на лучшее всё-таки есть. Ведь, уезжая, Петька просил маму спрятать удочку. Он надеялся когда-нибудь вернуться. Он будет ждать этого возвращения, мечтать об этом.

Я хочу добавить, что воспоминания о времени, проведенном на даче, будут ему помогать выжить в парикмахерской.

5. Итог.

У: Какое настроение в целом порождает рассказ? Можно ли помочь герою?

Д: - Очень жаль мальчика, у которого такое трудное детство вдали от мамы, без друзей.

Я думаю, что всегда надо надеяться на лучшее. И автор нам это подсказывает, назвав маму Надеждой. Я думаю, что именно она может изменить к лучшему Петькину жизнь. Если она будет рядом, то Петьке будет гораздо легче. И он станет другим.

Я согласна. Мама ведь самый главный человек в жизни. Я всегда с ней советуюсь. И Петьке я бы посоветовала с мамой поговорить. Только она может изменить его жизнь.

6. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Как можно помочь Петьке»

Тема детства в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»

Чекалов П.К.

Невинномысский институт экономики, управления и права, г. Невинномысск, Россия

e-mail: Chekalov58@

5 апреля 1898 г. на страницах газеты «Курьер» М. Горький увидел рассказ Л. Андреева «Баргамот и Гараська», который произвел на него большое впечатление, после чего он попросил у автора хороший рассказ для популярного в то время петербургского «Журнала для всех». Андреев откликнулся на просьбу Горького рассказом «Петька на даче», который и был опубликован в названном журнале в следующем 1899 г.

Главным героем рассказа является десятилетний мальчик Петька, выступающий прислугой в парикмахерской. Еще до встречи с ним мы глазами посетителя видим его «худую, ма-ленькую ручонку, которая откуда-то со стороны протягива-лась к подзеркальнику и ставила жестянку с горячей водой». Чуть ниже автор подробнее воспроизводит портрет мальчика: «На стриженой го-лове у него пошли нехорошие струпья. Даже нетребова-тельные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тонень-кие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика».

Обратим внимание на неприглядный и даже отталкивающий портрет героя. Казалось бы, десятилетний мальчик должен быть воплощением живости, резвости и непоседливости, а вместо этого мы видим равнодушное и апатичное сгорбленное существо, постоянно погруженное в дрему, чей облик скорее напоминает состарившегося карлика с прорезавшимися на лице тонкими морщинками.

Мы узнаем, что Петька был самым маленьким из всех служащих в парикмахерской, молчаливо сносившим постоянные окрики: «И утром, и вечером, и весь божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды», - и он все подавал ее, все подавал». Повтор «все подавал ее, все подавал» говорит о бесконечно многократном механическом исполнении одних и тех же функций. И потому неслучайно, что Петькины дни тянулись удивительно однообразно и по-хоже один на другой, как два родные брата, он спал много, но ему почему-то все хотелось спать. Праздников не было, не случалось в жизни ничего такого, что могло бы хоть как-то скрасить замедленно-унылое течение времени.

Однообразие жизни мальчика подчеркивается и однообразием окружающего его мира, в частности, внутреннее убранство парикмахерской: «И зимою и ле-том (…) все те же зеркала, из которых одно было с трещиной, а другое было кривое и потешное. На за-пятнанной стене висела одна и та же картина, изображав-шая двух голых женщин на берегу моря, и только их розо-вые тела становились все пестрее от мушиных следов, да увеличивалась черная копоть над тем местом, где зимою чуть ли не весь день горела керосиновая лампа-молния».

Трещина, кривое и потешное, запятнанная стена, мушиные следы, черная копоть, грязная простынка, туповатая бритва, неприятный скрип, жесткая щетина, скучный запах, дешевые духи, надоедливые мухи, грязь – вот та лексика, которая выразительно характеризует действительность, в которой обитает герой. Но писатель расширяет окружающий героя мир за счет описания ближайшего квартала и бульвара, характерными признаками которых выступают дома дешевого разврата, серые от пыли деревья, грязно и странно одетые мужчины и женщины, равнодушные, злые, распущенные лица, рез-кие голоса, брань, пьянство, избиение пьяным мужчиной та-кой же пьяной женщины…

Язык и этого описания настолько красноречив, что избавляет от дополнительного комментария.

Какое радостное, счастливое существо может вырасти на фоне такого угрюмого, беспощадно жестокого социального пейзажа? Его не может быть даже теоретически, а вот практически породить себе подобное существо – очень даже может быть. В этом смысле очень характерным выступает портрет Николки, старшего (на три года) товарища Петьки, который уже «важничал и держался, как боль-шой: курил папиросы, сплевывал через зубы, ругался сквер-ными словами и даже хвастался Петьке, что пил водку». Время от времени он убегал на соседнюю улицу посмотреть крупную драку и всегда возвращался счастливый и смеющийся. Для тринадцатилетнего мальчика подобная уродливая сцена является развлечением, счастливой возможностью разнообразить безынтересное течение жизни. И такое вывернуто-уродливое восприятие жизненных явлений характерно не только для Николки, но и для всего взрослого населения: у них лица становились осмысленнее и живее только тогда, когда они наблюдали драку.

Становится ясно: этот мир - не для детей. Связь между внешним миром и полной апатией Петьки непосредственна: окружающая действительность своей пошлостью, грязью, бездуховностью убивает в маленьком человеке какие-либо живые, свойственные обычному ребенку проявления. Подробное описание места действия дает объяснение того состояния, в котором персонаж находился постоянно: «Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно». В рассказе неоднократно подчеркивается, что «ему хотелось бы куда-нибудь в другое место... Очень хотелось бы».

Завязкой рассказа является сцена, когда однажды приехала мать, поговорила с Осипом Абрамовичем и сообщила Петьке, что его отпускают на дачу в Царицыно, где живут ее господа. Характерно при этом, что герой не знал, что такое дача, но полагал, что она есть то самое место, куда он так стре-мился. И потому лицо его покрылось тонкими мор-щинками от тихого смеха, и он начал торопить Надежду, дергая за руку и тихонько подталкивая к двери. Мы замечаем, как ему не терпится поскорее оставить парикмахерскую. Это начало преображения героя. Впервые в нем начинают проявляться черты, свойственные всем детям. И потом, с развитием действия «состарившийся карлик» будет превращаться в обычного ребенка: в нем просыпается интерес ко всему новому, что он видит и наблюдает, сонливость и апатия исчезают, проявляются черты непосредственности и непоседливости. Чтобы убедиться в этом, достаточно проследить за поведением героя, когда он с матерью оказался в вагоне: «Петька прилип к окну, и только стриже-ная голова его вертелась на тонкой шее, как на металли-ческом стержне. Он родился и вырос в городе, в поле был первый раз в своей жизни, и все здесь для него было поразительно ново и странно: и то, что можно видеть так далеко, что лес кажется травкой, и небо, бывшее в этом новом мире удиви-тельно ясным и широким, точно с крыши смотришь. Петька видел его с своей стороны, а когда оборачивался к матери, это же небо голубело в противоположном окне, и по нем плыли, как ангелочки, беленькие радостные облачка».

Обратим внимание на то, как резко меняется лексика повествования, она обретает свежие, яркие краски, появляются уменьшительно-ласкательные формы, светлые, радостные тона. И затем эти картины дополнят игрушечная белая церковь, зеркальная гладь реки, колеблющиеся отраженья деревьев в воде, молодые рябины и березки, шершавая и ласковая земля, тишина… Новый окружающий мир сразу накладывает свою печать на внешний облик мальчика: «Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим». Чуть ниже о десятилетнем мальчике будет сказана парадоксальная фраза: «изумительно помолодел»… Из мира, где его старило все, он попадает в мир обычного детства. Вот простое объяснение его преображения.

Важно отметить восприятие природы «выхваченным из каменных объятий городских громад» Петьки: мы видим в нем полноту ощущений, в высшей степени эмоциональное переживание встреч с лесом, полянками, прудом, небом. Характерно и то, какие ассоциации рождали эти встречи: полянки он хотел бы приласкать, как сестер, а небо звало его к себе и смеялось, как мать. И невооруженным глазом заметно родственное восприятие и отношение к природным явлениям. Мы понимаем, что именно этот мир наиболее полно соответствует внутренним запросам героя, и поэтому он так скоро вступает в полное согласие с ним. Он вместе с гимназистом Митей ловит рыбу в пруду; делает вид, что плавает, барахтаясь в воде и поднимая нос и брови кверху; поднимается на заросшую деревьями крышу дворца, бродит среди разрушенных стен громадного здания; бегает босиком по шершавой земле; ходит на плотину смотреть, как катаются на лодках господа; играет в «классики», надувая щеки; копает червей, вырезает в орешнике удочку…

Постепенно Петька по-чувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская. И поэтому, когда по истечении недели мать сказала ему «Надобно ехать сынок», он искренно не понял куда и зачем, потому что про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хо-телось уйти, - уже найдено. И он думал, что такое положение вещей останется незыблемым навсегда. И далее следует пронзительная сцена постепенного осознания маленьким человеком трагической неминуемости завершения праздника: «Петька продолжал не понимать, хотя дело было ясно как божий день. Но во рту у него пересохло, и язык двигал-ся с трудом, когда он спросил:

А как же завтра рыбу ловить? Удочка - вот она...

Что же поделаешь!.. Требует. (…) Ты не плачь: гляди, опять отпустит, - он добрый, Осип Абра-мович.

Но Петька и не думал плакать и все не понимал. С одной стороны был факт - удочка, с другой призрак - Осип Аб-рамович. Но постепенно мысли Петькины стали прояснять-ся, и произошло странное перемещение: фактом стал Осип Абрамович, а удочка, еще не успевшая высохнуть, превра-тилась в призрак. И тогда Петька удивил мать, расстроил барыню и барина и удивился бы сам, если бы был способен к самоанализу: он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощенные, - он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пья-ные женщины на бульваре. Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь еще усилить ее».

Эта кульминационная сцена поразительна и мастерством, с каким она выполнена, и глубиной проникновения в психологию ребенка, и непосредственным отражением реакции мальчика на страшное для него известие. Здесь обнажается конфликт произведения: мальчик жил в чужом отупляющем мире не осознавая этого, и потому, хоть апатично, но все же безболезненно сносил его; теперь же он вынужден возвращаться после того, как познал о существовании другого мира, полностью соответствующего его духовным и физическим запросам. Становится ясно, что теперь Петьке просто невыносимо будет жить прежней жизнью. Этой трагедии ребенка не понимают ни мать, ни господа, которые вечером, собираясь в сад Дипмана на танцы, обсуждают произошедшее: «Вот видишь, перестал, - детское горе непродолжительно».

На следующий день, когда Петька возвращался в город, он «не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом». Мальчик замкнулся и стал прежним состарившимся карликом, потому что возвращается в прежний мир. А когда они вышли на грохочущую улицу, «большой жадный город равнодуш-но поглотил свою маленькую жертву». В этой маленькой фразе отчетливо выражена философия писателя: современный ему грязный и пошлый город, уподобляясь чудовищу, если и не буквально пожирает, то непоправимо калечит душу ребенка.

И далее все повторяется сначала: «И снова в грязной и душной парикмахерской звучало отрывистое: «Мальчик, воды», и посетитель видел, как к подзеркальнику протягивалась маленькая грязная рука, и слышал неопределенно угрожающий шепот: «Вот погоди!»…

Любопытное наблюдение: на первых четырех страницах рассказа, где повествуется о жизни мальчика в городе, 6 раз используется слово «грязь» и производные от него; это слово совершенно исчезает со страниц, где описывается дачная жизнь, но затем на заключительной полстраничке возникает еще 2 раза. Таким образом, и чисто лексическими средствами писатель подчеркивает возвращение героя в прежний, неизменившийся однообразный, грязный и удушливый мир.

«А по ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок, и рассказывал о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал»…

В сущности, ничего небывалого и невиданного в недельном пребывании Петьки на даче не было, была обыкновенная жизнь обыкновенного мальчишки: купание, ловля рыбы, лазание по развалинам дворца… Но все дело как раз в том, что герои рассказа лишены вот этих самых обычных детских радостей. Петька и Николка обитают в таком диком, варварском мире, где обыденные явления детской жизни воспринимаются ими как нечто небывалое и фантастическое. В конце рассказа происходит смутное осознание такого кричаще-несправедливого положения вещей: «В наступавшем мол-чании слышалось неровное дыхание детских грудей, и дру-гой голос, не по-детски грубый и энергичный, произносил:

Вот черти! Чтоб им повылазило!

Кто черти?

Да так... Все».

В этих словах Николки выражена угроза тому, кто устроил жизнь детей так нелепо. Он еще не понимает, кто виноват в том, что жизнь его сложилась таким образом, но он уже смутно догадывается, что кто-то все же виновен.

Рассказ завершается начальным мотивом отдаленного жалобного крика, доносящегося с бульвара: «там пьяный муж-чина бил такую же пьяную женщину». Композиционный круг произведения замыкается, подчеркивая обреченность детей: им не выбраться из этого жизненного круга. Единственный счастливый случай, к сожалению, не превратился в счастливую возможность изменения жизни к лучшему.

Идея рассказа заключена в мысли о том, что общество виновно перед детьми, лишенными детства, и несет ответственность за то, с какими принципами, установками, мировоззрением они войдут во взрослую жизнь. И чтобы будущее человечества не вызывало тревоги, необходимо, как минимум, вернуть детям то, без чего они не могут полнокровно существовать: обычное детство с обычными детскими радостями.

Лексико-семантический способ номинации лиц

(на примере русского и английского языков)

Чекмасова Т.Е.

Воронежская государственная лесотехническая академия, Россия

(экономический факультет, 4 курс)

Науч. рук.: Е.А.Маклакова , к.филол.н. , доцент

Как известно, многозначность отражает асимметрию языкового знака посредством фиксации всего безграничного человеческого опыта ограниченными языковыми средствами, когда за одним звуковым комплексом закрепляется несколько значений. Необходимо заметить, что большинство русских наименований лиц – это преимущественно идентифицирующие знаки, для которых типична многофункциональность и многозначность, что необходимо учитывать при подборе их переводных соответствий в английском языке, например:

    академик – 1. действительный член академии наук. 2. звание ученого, художника, скульптора, избранного в соответствующую академию. 3. о человеке, много знающем, хорошо разбирающемся в чем-либо;

    художник – 1. человек, создающий произведения изобразительного искусства красками, карандашом и т.п., живописец. 2. тот, кто создает произведения искусства, творчески работает в области искусства. 3. тот, кто достиг высокого совершенства в какой-либо работе, кто проявил большой вкус и мастерство в чем-либо;

    агент – 1. представитель организации, выполняющий служебные поручения. 2. лицо, являющееся ставленником кого-то, служащее чьим-либо интересам. 3. секретный сотрудник разведки какого-либо государства; шпион.

    комиссар – 1. должностное лицо, облеченное правительством особыми или значительными полномочиями. 2. в СССР: лицо, отвечающее за политико-воспитательную работу в студенческом строительном отряде. 3. в европейских странах и в России в 18-19 в.в.: чиновник, выполняющий полицейские функции;

    деспот – 1. в рабовладельческих монархиях Древнего Востока: верховный правитель, пользовавшийся неограниченной властью. 2. самовластный человек, попирающий чужие желания и волю; тиран .

Довольно часто в процессе функционирования в речи слово проявляет заложенную в нем способность к полисемии, что способствует увеличению количественного состава единиц исследуемого корпуса языка. Семантическая структура следующей лексемы, по данным анализа её частотности в современных контекстах, не всегда включает в себя сему «происходящий по рождению из той или иной социальной среды, сословия», что говорит, возможно, о расширении полисемии и появлении нового третьего значения, например:

значение 1 - лицо мужского пола, переселившийся из другой страны, края), «Интересно, что Потемкин выходец из Грузии, жена его грузинка, Манана, младшая дочь - самый молодой налогоплательщик в России.» (Сергей Есин. Выбранные места из дневника 2001 года // "Наш современник", 2003), английские переводные соответствия: emigrant, immigrant;

значение 2 – лицо мужского пола, происходящий по рождению из той или иной социальной среды, сословия), «Петербургский огородник Ефим Андреевич Грачев, выходец из ярославских крестьян, получил 60 медалей на различных выставках в России и за границей за наилучшие сорта картофеля.» (Л.И. Шустова. Путешествие по стране Агрос // "Биология", 2003), английские переводные соответствия отсутствуют;

значение 3 – лицо мужского пола, занимавшийся деятельностью в какой-либо сфере производственной или общественной жизни), «В Красноярском крае губернатор - выходец из крупного бизнеса: проще ли работать с такими губернаторами? (Александр Попов. "Теракты менее негативны для бизнеса, чем изменение системы власти" // "Континент Сибирь" (Новосибирск), 2004.12.17]; «Выходец из "особистов".» [Вячеслав Морозов. Адмирал ФСБ // "Наш современник", 2004), английские переводные соответствия отсутствуют .

Современная лексикология видит в многозначности слов их способность к семантическому варьированию, т.е. изменению значения в зависимости от контекста. Очевидно, что следующие за архисемой лицо дифференциальные и интегральные семы уточняют и конкретизируют структуры семем одной и той же лексемы, и каждая из них обладает своим собственным набором переводных соответствий в английском языке:

значение 1 – лицо мужского пола, занимается исполнением произведений искусства профессионально, в присутствии публики), английские переводные соответствия: artiste, artist, actor, principal, player, performer, protagonist, lead;

значение 2 – лицо мужского пола, достиг высокого мастерства в какой-либо области), английские переводные соответствия: artist, artisan, master;

значение 3 – лицо мужского пола, притворяется кем-либо или каким-либо, скрывает истинные мысли и чувства в расчете на благоприятное впечатление), английское переводное соответствие: artist.

Образование наименований лиц такими лекcико-семантическими способами, как метафорический или метонимический перенос, характерно для обоих языков. Например, наименования bears (медведи) и bulls (быки), первоначально возникшие в биржевом жаргоне для наименования игроков, постепенно расширили свое значение и в настоящее время регистрируются всеми специальными англоязычными словарями без каких-либо помет, указывающих на ограниченность их употребления.

Большинство метафорически переосмысленных английских наименований лиц являются результатом переноса по ассоциации. При данном виде переноса схожие признаки связаны не с понятием об определенном явлении, а с представлениями о нем в конкретной речевой ситуации, с ассоциациями. Основными лексическими группами, участвующие в метафорическом образовании наименований лиц являются:

1) наименования животных, например: loan shark (кредитная акула) – ростовщик; fat cat (жирный кот) – состоятельный бизнесмен, думающий лишь о собственной выгоде; a white crow – белая ворона;

2) наименования вымышленных существ, например: business angel (бизнес-ангел) – состоятельный человек, вкладывающий собственные средства в начинающийся или расширяющийся бизнес; ghost (привидение, призрак) – лицо, зарегистрированное в качестве работника, но фактически не работающее и не получающее заработной платы; a printer’s devil – мальчик на побегушках;

3) наименования лиц, изначально имеющих другое, не связанное с данной сферой общения значение, например: company doctor (доктор компании) - финансовый консультант, classman (классный человек) – студент, выдержавший экзамен с отличием, street Arab (уличный араб) – беспризорник, бродяга, castler-builder (строитель замков) – фантазер, jack-in-office – важничающий чиновник, бюрократ .

Анализ русскоязычных лексикографических изданий свидетельствует о том, что в русском языке с помощью метафорического переноса образуется значительное количество наименований лиц (амеба, баритон, боров, волшебник, глыба, дуб, жеребец, контральто, курица, ласточка, модель, нимфа, пила, размазня, чертенок, шкаф, штучка, челноки).

Не меньшее распространение получили слова и словосочетания со значением лица, которые представляют собой заимствования из литературного языка в результате изменения объема значения слова. Значительная часть русскоязычных и англоязычных наименований лиц такого рода совпадает, что вероятно вызвано экстралингвистическими причинами – совпадением основных, базовых явлений в культурной жизни обоих народов, их особой актуальностью в употреблении для носителей обоих языков (служители Фемиды, буриданов осел, человек в футляре, Фигаро, скупой рыцарь, принцесса на горошине, Фома неверный, мещанин во дворянстве, премудрый пескарь, валаамова ослица) .

Кроме того, данный корпус языковых единиц регулярно пополняется семантическими дериватами, образованными в результате расширения значения общеупотребительных слов, таких как, например, отправитель / sender, партнер / partner, продавец / seller, покупатель / buyer, торговец/ trader . Сопоставление толкований таких лексем, которые приведены, с одной стороны, в общелитературных словарях, а с другой – в специальных лексикографических изданиях, свидетельствует о том, что для специальных и неспециальных наименований лиц интегральным признаком является обозначение лица по виду деятельности (продаже, покупке и т. д.). Специальные толкования получают, кроме того, дополнительные дифференциальные признаки: обозначение физических и / или юридических лиц; отношение к обязательству, договору и т. д.

В заключение отметим, что лексико-семантический способ номинации лиц имеет широкое распространение в обоих исследуемых языках.

Молодежь Молодежь и наука : реальность и будущее», направленую на создание... . Корчагина М. Б. - М., 1998. – С. 48. Научное издание Молодежь и наука : реальность и будущее Материалы III Международной...

  • Молодежь и наука (3)

    Документ

    Конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука : реальность и будущее». Первая конференция проходила... инженерно-экономическая академия, Россия 579 Молодежь и наука : реальность и будущее Ходжаев Р.А. Таджикский государственный...



  •  


    Читайте:



    Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

    Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

    Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

    Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

    Салат

    Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

    Лечо с томатной пастой рецепты

    Лечо с томатной пастой рецепты

    Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

    Афоризмы и цитаты про суицид

    Афоризмы и цитаты про суицид

    Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

    feed-image RSS