Главная - Советы дизайнера
Урок "исследование" окружающий мир. “Окружающий мир” как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы

В.С. Лосева

учитель начальных классов

Гимназия №1797 «Богородская»

г.Москвы

Мир вокруг нас

2 класс

Урок-исследование

по теме:

«Вода и жизнь людей»

Тема: «Вода и жизнь людей»

Цель:

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде она существует вода в окружающей среде.

Предложите детям вспомнить, где и какую они видели воду, как они ее использовали:

Вы слышали о воде!

Говорят она везде!

В лужах, в море, в океане

И в водопроводном кране.

На плите она кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без воды вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы ее в пруду найдете

И в сыром лесном болоте.

Путешествует всегда

Наша спутница – вода!

Рассмотрите с детьми глобус. А что такое глобус? Это модель земного шара. Когда глядишь на него, будто видишь нашу планету с очень далекого расстояния, из космоса. Какие цвета найдете на глобусе? Голубым цветом на глобусе изображена вода. Если быстро раскрутить глобус, то кажется, будто он одноцветный – голубой.

А все потому, что голубой краски на нем много больше, чем желтой, коричневой. Вода занимает места в два раза больше, чем суша.

Попросите детей показать все, что выделено голубым цветом.

Найдите океаны и моря. На глобусе обозначены четыре океана. Но когда корабль плывет вокруг Земли, пассажиры ни за что не заметят, где кончается один океан и начинается другой: вода и вода. А он и есть один-единственный огромный Мировой океан.

Океанов на свете четыре: Тихий океан, Атлантический океан, Ледовитый океан и Индийский океан, а морей куда больше – 30. Но и они, все тот же Мировой океан.

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В 3 КЛАССЕ «Б» ПО ТЕМЕ:

«СВОЙСТВА ВОДЫ И ЕЕ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ»

Цели урока:

    Образовательные:

Познакомить учащихся с некоторыми особенностями воды;

Познакомить учащихся с организмами, обитающими в воде;

Продолжить знакомство учащихся с огромной ценностью воды на Земле.

2) Развивающие:

Развивать у учащихся логическое мышление на примере изучения свойств воды;

Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

Развивать умение общаться в коллективе в процессе исследовательской работы.

3) Воспитательные:

Воспитывать способность и умения учащихся к исследованию;

Воспитывать аккуратность, усидчивость;

Воспитывать бережное отношение к воде – одному из главных богатств нашей планеты Земля;

Формировать экологическое сознание.

Оборудование урока: стаканчики с водой, стаканчики с молоком, стаканчики с соком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, речной песок, сахарный песок, акварельные краски, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, одноразовые тарелочки.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Целевая установка.

Учитель, обращаясь к учащимся, говорит, что на сегодняшнем уроке естествознания они познакомятся со свойствами воды. Но они посредством проведения исследований-опытов должны сделать выводы о самом дорогом для человека веществе – воде и об удивительном превращении ее в лед, пар и о других свойствах, которые необходимо знать учащимся.

III . Проведение опытов учащимися.

Опыт 1. Вода прозрачная.

Надо доказать, что вода – прозрачная. Перед учащимися стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика опускают ложечки. В каком стаканчике ложечка видна? О каком свойстве воды это говорит? Что можно сказать о свойстве воды?

Ответы учащихся: перед нами вода и молоко, в стаканчике с водой мы видим ложечку, в стаканчике с молоком – нет.

Вопрос учителя: А речная вода какова? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?

Учащиеся делают вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

Опыт 2. У воды нет вкуса.

Перед учащимися стоят два стаканчика: один с водой, другой с соком. Учитель предлагает учащимся попробовать через соломинку для коктейля воду. Есть ли у нее вкус? (Часто учащиеся говорят, что вода очень вкусна). Учитель объясняет, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, а чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», но на самом деле никто не чувствует ее вкуса. Для сравнения учащиеся пробуют сок, которые имеет вкусовые качества.

Ребята делают вывод: у воды нет вкуса.

Опыт 3. Доказать, что у воды нет цвета.

Учащиеся определяют цвет воды в стакане при помощи цветных полосок.

В результате исследования учащиеся пришли к выводу: вода не имеет цвета.

Опыт 4. У воды нет запаха.

Учитель предлагает учащимся понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Ребята приходят к выводу, что у воды нет запаха.

Однако нужно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее хлорируют, чтобы она была безопасна для нашего здоровья.

Опыт 5. Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

У учащихся два стакана с водой. В один из них учащиеся положили речной песок и размешивают его ложкой: песок не растворился. В другой стакан учащиеся насыпают ложечку сахарного песка, размешивают его: песок растворился. (Надо напомнить учащимся, что они постоянно размешивают сахар в стакане или чашке с чаем, и все пьют его сладкий чай). Следовательно, вода – растворитель, но не всех веществ.

На дно аквариума положили не речной песок. Растворится ли он? Что было бы, если на дно аквариума положить не речной песок, а сахарный? Рыбы погибнут, так как среда обитания станет другой.

Учитель предлагает учащимся размешать акварельную краску в стакане с водой. Желательно, чтобы у каждого была своя краска разного цвета, тогда получится целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась. Учащиеся делают вывод: вода хороший растворитель, не все вещества в ней растворяются.

Опыт 6. Вода бывает холодной и горячей.

У учащихся три стаканчика с водой разной температуры. Учитель вместе с ними измеряет термометром температуру воды в каждом стаканчике.

В реках, озерах, морях тоже бывает вода разной температуры: теплая и холодная. Некоторые животные и растения могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. Учащиеся определяют, в каких водоемах живут растения и животные.

В природе есть необычные места: очень горячая вода выходит из под земли на поверхность. Это гейзеры. Но в этом горячем «доме» тоже есть свои жильцы. Их очень мало. Это особенные водоросли.

Учащиеся сделали вывод, что в водоемах бывает вода разной температуры, значит, в них живут разные животные и растения.

Опыт 7. Вода не имеет формы.

Учащиеся наливают воду из стакана в тарелочку (в любой другой сосуд) и доказывают, что вода принимает форму того сосуда, в котором находится, а на ровной поверхности расползается лужицей. Значит, вода не имеет формы.

Опыт 8. Лед – это вода в твердом состоянии.

Учащиеся помещают кубики льда, физическое тело, в стаканы. Следят за их состоянием и видят, как тают кубики льда. Что с ними произошло? Они растаяли.

(Важно, чтобы учащиеся обратили внимание, что разные по величине кусочки льда растают за разные промежутки времени).

Ребята делают вывод: лед – это тоже вода.

Опыт 10. Вода – жидкая, может течь.

У учащихся по два стаканчика. Один с водой, другой пустой. Они аккуратно переливают воду из одного стаканчика в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не могла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Учащиеся доказали, что вода – жидкость.

(Для того, чтобы ученики лучше поняли, что означает понятие «жидкая», надо предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет – мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а выливаем кусками, то мы говорим, что кисель густой).

IV . Подведение итога урока учащимися.

Дается приложение: «Свойства воды». Учащиеся заполняют данное приложение.

V . Задание на дом.

Стр. 53-56 А.А.Плешаков «Мир вокруг нас».

Приложение

Свойства воды

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Выполнила : студентка 312 группы

Жуковская Анна Станиславовна

Специальность : 05070952

Преподавание в начальных классах

Руководитель : Корякина

Марина Николаевна

Курсовая работа защищена

с оценкой _____________________

«_____» апреля 2012 г.

Златоуст 2012

Введение……………………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы развития интереса к учению у младших школьников на уроках окружающего мира………………
1.1.Особенности организации урока окружающего мира в начальной школе ………………………………………….………
1.2. Особенности развития познавательных интересов у младших школьников…………………………………………………………
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира ………………………………………………………
2.1. Педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира ………….
2.2. Методические рекомендации по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира…
Заключение………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………

Введение

Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Одним из главных условий повышения качества обучения является формирование у младших школьников познавательного интереса.

Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов.

Проблема формирования познавательного интереса младших школьников – одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя начальных классов насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося.

Макаренко А.С. считал, что жизнь и труд ребёнка должны быть пронизаны интересом, что содержание образовательной работы определяется детским интересом. О собенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства.

Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение. Тяга к творчеству, которая является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания, - эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов младших школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.

В истории педагогики многие педагоги-методисты занимались исследованием этой проблемы: С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, Е.И. Киричук, Л.И. Божович а так же Г.И. Щукина, Н.Л. Погорелова, Н.Г.Морозова, А.К. Маякова, В.Б. Бондаревский, Г.К. Байдельдинова, Н.Д. Хмель.

Предмет «Окружающий мир»в учебный план начальной школы включен недавно, до этого в школе изучался предмет «Природоведение». Курс «Окружающий мир» достаточно сложный, содержит значительный объем информации из многих областей (биологии, географии, обществоведения, физики и даже химии). С учетом особенностей современного общества и социальной стороны жизни людей проблема расширения знаний об окружающем мире приобрела особое значение. Сегодня государство и общество поставили перед школой важнейшую задачу: воспитывать высшие чувства подрастающего поколения, формировать представления об истории нашего государства, развивать ценностные отношения и ориентиры. Уроки окружающего мирапри правильной их организации дают возможность развивать важнейшие интеллектуальные качества ученика: умение сравнивать, классифицировать, делать выводы.

Среди целей изучения окружающего мира одна из важнейших – развитие общественно значимых качеств личности, ценностных представлений о природе, людях, обществе. На ее достижение направлены как содержание курса, так и все компоненты методики ознакомления с природой, обществом, людьми и т.п. Особенно важны для формирования положительного отношения к миру и его познанию проблемные ситуации. Процесс изучения окружающего мира в большей степени, чем все другие учебные дисциплины начальной школы, способствует развитию детской эрудиции. Задача естественнонаучного образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях естественных наук, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно, что невозможно без интереса к учению.

У значительной части учащихся, по данным отечественных педагогов, наблюдается преобладание невысокого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс начальной школы у большинства из них остается на прежнем уровне и даже снижается. Количество учащихся, проявляющих интерес к учебной деятельности, уменьшается по мере их взросления с первого по четвертый класс включительно с 81% до 62%.

Исходя из актуальности и степени изученности проблемы мы сформулировали исследовательские параметры.

Проблема: Как организовать уроки окружающего мира, направленные на развитие познавательного интереса младших школьников.

Тема: Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.

Цель: Теоретически обосновать и разработать методические рекомендации по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.

Объект: Организация урока окружающего мира в начальной школе.

Предмет: Развитие познавательного интереса младших школьников в процессе изучения окружающего мира.

Гипотеза: познавательные интересы младших школьников будут развиваться, если на уроках окружающего мира:

1. Будут использоваться игровые и занимательные приёмы работы;

2.Будет организована самостоятельная работа с дополнительной литературой.

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность основных понятий: урок окружающего мира, познавательный интерес.

3. Описать особенности организации уроков окружающего мира в начальной школе.

4. Описать педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.

Практическая значимость: материал работы может быть использован студентами педагогических колледжей и учителями начальных классов при проведении уроков окружающего мира, направленных на развитие познавательного интереса младших школьников.

Глава 1. Теоретические основы развития интереса к учению у младших школьников на уроках окружающего мира

собенности организации урока окружающего мира в начальной школе

Мое выступление на августовской конференции. Выступление построено на основе урока Окружающий мир в 4 классе по теме "Какие полезные ископаемые применяют в строительстве?"

Просмотр содержимого документа
«мастер-класс Документ Microsoft Office Word (2)»

Мастер-класс «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников».

Задачи: определить актуальность исследовательской деятельности в соответствии с требованиями стандарта на ступени начального общего обучения; составить алгоритм проведения исследовательской деятельности младших школьников на примере урока окружающего мира; повысить профессиональную компетентность учителей начальной школы по развитию универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе.

Актуальность.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Давайте поговорим!

О важном и о прочем:

О том, что хорошо и хорошо не очень.

О чем-то знаете Вы,

Про что-то мне известно,

Давайте поговорим,

Надеюсь, будет интересно.

Тема нашего сегодняшнего разговора «Исследовательская деятельность младших школьников как одно из условий формирования УУД младших школьников». Хочу начать наш разговор с вопроса: «Что является отличительной особенностью Стандарта 2 поколения»?

Я согласна с Вами, в Стандартах нового поколения наряду с предметными выделяются личностные и метапредметные результаты. Неотъемлемая часть ядра нового стандарта – УУД.

Организация практической деятельности.

Что Вы понимаете под универсальными учебными действиями?

Совершенно верно, это система действий самого ребенка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

В первый класс приходят ученики с разными индивидуальными особенностями, способностями, уровнем подготовленности к обучению. Но есть одна особенность, которая объединяет этих детей – они еще не умеют учиться. Это и заставляет нас, педагогов, искать новые формы и методы обучения, позволяющие не только дать ученикам необходимый «набор» знаний и умений но и научить их учиться посредством УУД.

Большой педагогический опыт привел к мысли, что именно исследовательская деятельность является эффективным средством формирования метапредметных результатов.

Что же такое исследовательская деятельность?

Это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких к научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Это, прежде всего, наблюдение за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, не неизвестных маленькому человеку.

Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.

Существуют шесть основных этапов методики исследования:

    Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формируется гипотеза)

    Исследование

    Обмен информацией

    Организация информации

    Связывание информации

    Подведение итогов, рефлексия

Прежде, чем сконструировать урок-исследование, учителю необходимо что он должен получить на выходе и в соответствии с этим продумать задачи к уроку, ясно осознать, что ученик должен узнать на уроке, определить, какой материал должен быть изучен учеником.

Далее необходимо определить, какого типа исследование целесообразно сконструировать в данном случае. И, наконец, нужно определить динамический стержень урока – сконструировать проблемную ситуацию для учеников. И в заключении учителю необходимо продумать состав рабочих групп, распределение материала для изучения по группам, в какой форме ученики будут представлять результаты своего самостоятельного поиска и т.д.

Хочу предложить Вам рассмотреть структуру урока-исследования на конкретном примере, а именно на примере урока окружающего мира, и определить, какие УУД формируются на каждом этапе.

Предлагаю вам побыть учениками 4 класса. Мы отправляемся на урок окружающего мира. Я не буду подробно останавливаться на каждом этапе урока из-за ограниченности во времени.

Итак, тема урока «Полезные ископаемые». На уроке мы должны ответить на вопрос «Какие полезные ископаемые применяют в строительстве». Перед вами структура урока усвоения новых знаний.

1) Организационный этап.

2)

3) Актуализация знаний.

4) Открытие нового знания.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

На втором этапе были предложены загадки, отгадав которые дети сформулировали тему урока, поставили учебные задачи. Далее повторили изученный материал, необходимый для работы по теме урока. На следующем этапе остановимся подробнее. Работаем в группах

Начинаем работу нашей научной лаборатории. Как вы думаете, что нам необходимо сделать, чтобы выяснить, какие полезные ископаемые используют в строительстве? На столах у вас лежат образцы полезных ископаемых и две карточки. Возьмите карточку желтого цвета. (Эту карточку-помогайку составили ребята на предыдущем уроке). Как она поможет сегодня? Возьмите зеленую карточку. Что вы видите на ней? В этой таблице вы будете записывать результаты своих исследований. (Две группы работают с образцами, третья с картой и отвечает на вопрос «Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае и можно ли их использовать в строительстве?»).

Практическая работа. Отчет групп.

Мы пропустим следующий этап урока «Первичное закрепление»

Итак, мы ответили на поставленный вопрос? Оцените свою работу.

Ну а теперь давайте вернемся к теме нашей беседы «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников».

У вас на столах лежат листочки «Структура урока усвоения новых

знаний». Можно ли по ней составить урок – исследование? Конечно же да. Но основной этап «Открытие нового знания» нужно спланировать более тщательно. Я предлагаю вам сейчас во второй колонке записать, какие УУД формировались у учащихся (основной этап урока)

Примерная структура урока по ФГОС

Урок усвоения новых знаний

Организационный этап

Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся

Актуализация знаний

Открытие нового знания

Первичное закрепление

Информация о домашнем задании

Рефлексия

Уважаемые коллеги, вы познакомились с тем, как я организую исследовательскую деятельность на уроках. Предлагаю вам проявить творчество и предложить темы исследования и приемы, которые вы бы использовали на своих уроках-исследованиях.

Рефлексия

Уважаемые коллеги, последний этап урока «Рефлексия», он обязателен на моих уроках. Дети обычно отвечают на ряд вопросов

    Я узнал(а)…….

    Я научился (лась)…

    Мне понравилось….

    Я затруднялся (лась)….

    Мне было (скучно) интересно…..

Для вас я предлагаю всего один вопрос: «Считаете ли вы эффективным использование исследовательской деятельности для формирование УУД школьников?» При ответе можете использовать прием «незаконченное предложение»

Я считаю использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников……….., потому что……………….

За такой короткий промежуток времени невозможно охватить все стороны выбранной темы, поэтому я предлагаю вам памятки для вас и ваших юных исследователей, часть которых я составила сама, некоторые позаимствовала из опыта своих коллег. Спасибо за внимание.

Приложение 1.

Этапы методики исследования.

    Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предложений, на основе которых формируется гипотеза)

    Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)

    Обмен информацией (изложение результатов исследования)

    Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)

    Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)

    Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы)

Структура урока-исследования

    Мотивация учебной деятельности

    Актуализация

    Создание проблемной ситуации

    Постановка проблемы исследования

    Формулирование цели исследования

    Выдвижение гипотезы

    Проверка гипотезы: проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.

    Интерпретация полученных данных

    Вывод по результатам исследовательской работы

    Применение новых знаний в учебной деятельности

    Итоги урока. Рефлексия

    Домашнее задание

Приложение 2.

Формирование исследовательской деятельности


    этап (1-й класс)

1.Поддержаниеисследовательской активности

2.Развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать

3.Формировании первоначальных представлений о деятельности исследований

3 этап (3-4 классы)

Обогащение исследовательского опыта для дальнейшего накопления представлений об исследовательской деятельности

2 этап (2 класс)

1.Приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя

2.Развитие умений определять тему исследований, анализировать, сравнивать, формулировать результаты исследования

3.Поддердание инициативы, активности, самостоятельности

Приложение 3.

Памятка юному исследователю

(самостоятельное проведение исследовательской работы)

Моё исследование.

    Тема исследовательской работы. ( Как будет называться моё исследование?)

    Введение. Актуальность проблемы. ( В чем необходимость моей работы? Что я узнал из литературы?)

    Цель. (Что я хочу исследовать?)

    Задачи. (Для чего я хочу провести исследование?)

«Выяснить, сколько….»; «Установить, зависит ли….»; «Изучить, для чего….»; «Установить, почему…..»

(Задачи:

    Изучить литературу о…

    Выявить….

    Установить….

    Выяснить….

    Рассмотреть….

    Определить….

    Дата и место проведение моего исследования.

    Методика работы. (Каким образом я проводил исследование? Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт?

«Наблюдение начал….»

    Описание работы. (Мои результаты исследования. Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением. Работа сопровождается фотографиями, рисунками, вещественными доказательствами)

    Выводы. (Выполнил ли я то, что задумал? « На основе полученных данных можно сделать следующие выводы….(ответы на поставленные задачи)»

«Прочитав книги, я многое узнал о ….

Мои результаты исследования и сведения из литературы о …… совпадают.

Моё предположение подтверждается.»

    Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?

    Используемая литература.

    Приложения.


«phpmjGZzH_WinRAR-ZIP-archive_1»


Учитель начальных классов

Никифорова Марина Анатольевна


  • Продемонстрировать методику организации исследовательской деятельности младших школьников как средство формирования УУД.

Мотивация

Исследование

Обмен информацией

Организация информации

Связывание информации

Подведение итогов, рефлексия.


  • Организационный этап.
  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • Актуализация знаний.
  • Открытие нового знания.
  • Первичное закрепление.






п/п

Урок усвоения новых знаний

Открытие нового знания

Коммуникативные (определение функций участников)

Общеучебные (поиск и выделение необходимой информации)

Логические (построение логической цепи рассуждения)


  • Я узнал(а)…
  • Я научился (лась) ...
  • Я затруднялся (лась)…








Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«мастер-класс Презентация Microsoft Office PowerPoint»


Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников

Учитель начальных классов

МОУ СОШ № 27 им. Ф.Т. Цветкова

Никифорова Марина Анатольевна


  • Продемонстрировать методику организации исследовательской деятельности младших школьников как средство формирования УУД.

Основные этапы методики исследования

Мотивация

Исследование

Обмен информацией

Организация информации

Связывание информации

Подведение итогов, рефлексия.


  • Организационный этап.
  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • Актуализация знаний.
  • Открытие нового знания.
  • Первичное закрепление.
  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  • Рефлексия, подведение итогов урока.






п/п

Урок усвоения новых знаний

Открытие нового знания

Коммуникативные (определение функций участников)

Общеучебные (поиск и выделение необходимой информации)

Логические (построение логической цепи рассуждения)


  • Я узнал(а)…
  • Я научился (лась) ...
  • Я затруднялся (лась)…
  • Мне было (скучно) интересно ….








Спасибо за внимание!

Урок разработан и проведен

во 2 классе

учителем начальных классов Лобановой В.В.

МБОУ Большетумановская ООШ

Конспект урока-исследования по окружающему миру во 2 классе.

Тема урока: «Про кошек и собак».

Цель урока:

1. Познакомить детей с некоторыми породами собак и кошек, воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное к ним отношение.

2. Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.

3. Освоить первичные навыки проведения исследований.

Планируемые достижения:

Обучающиеся научатся: определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями атласа-определителя; находить нужную информацию по теме.

Умения, характеризующие достижения результата: выдвигать гипотезу, проводить простейшие исследования и фиксировать их в виде записей, словесного описания, составлять план рассказа о питомце, работать в группе, делать обобщения, сравнивать, следовать плану рассказа.

Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действия.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, атлас - определитель «От земли до неба», подключение компьютера к сети Интернет, учебник «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков, 2012г)

Структура урока:

    Организационный момент – 30 сек

    Актуализация знаний – 1 мин 30 сек

    Формулировка цели урока. Постановка учебной задачи – 1 мин

    Мотивация – 3 мин

    Физкультминутка – 30 сек

    Постановка проблемы – 2 мин

    Исследования в малых группах, открытие новых знаний – 20 мин

    Итог урока. Обмен информацией – 15 мин

    Домашнее задание – 1 мин

    Рефлексия – 30 сек

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I . Организационный момент

Придумано кем-то, просто и мудро,
при встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Внимательно слушают учителя, настраиваются на работу

Коммуникативные УУД: слушать учителя

Регулятивные УУД: способность к волевой саморегуляции

II . Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках.

Закончите предложение.

(на экране появляется запись)

Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются…

Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …

(На интерактивной доске появляются слова)

Из перечисленных животных подчеркни красным цветом диких животных, а зелёным цветом – домашних животных:

белка, корова, курица, медведь, волк, овца, заяц, волк, лягушка, лошадь, собака.

Соедини стрелками названия домашних животных и то, что от них получает человек:

корова яйца

куры молоко, сыр, масло

пчёлы шерсть

дикие животные

Один ученик отвечает, остальные показывают сигнал (правильно - неправильно)

домашние животные

Один ученик отвечает, остальные показывают сигнал (правильно - неправильно)

Учащиеся цепочкой выходят и соединяют линией на доске, остальные проверяют.

Познавательные УУД: анализ, синтез, классификация

Регулятивные УУД: контроль, самоконтроль

III . Формулировка цели урока.

Постановка учебной задачи.

На доске кроссворд.

Отгадайте загадки:

    Среди двора стоит копна,

Спереди вилы, сзади метла

    Четыре ноги, пятый хвост,

Шестая грива

    С бородой, а не старик

С рогами, а не бык

Доится, а не корова

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт

    Собой не птица, петь не

Кто к хозяину идёт, она знать даёт

Какое слово получилось в выделенной строке?

Значит, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

Но не только мы сегодня будем говорить о кошках, но и еще об одном животном.

(Звучит запись песни «Пропала собака»).

О ком говорится в песне?

Сегодня мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами. Сформулируйте тему урока.

Правильно.

А зачем нам нужно изучать эту тему?

Значит цель нашего урока …

Учащиеся отвечают:

Сегодня на уроке, мы будем говорить о кошках

В песне говорится о собаке.

Про кошек и собак.

Чтобы больше знать об этих животных.

Как можно больше узнать о кошках и собаках, о породах кошек и собак.

Познавательные УУД:

принятие учебной задачи, анализ.

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели

IV . Мотивация.

Ребята, у нас сегодня будет урок необыкновенный. Сегодня вы будете учиться проводить самостоятельные исследования.

(на экране появляется слово в первой строке «ИССЛЕДОВАНИЕ », остальные термины и этапы исследования появляются постепенно по щелчку «мышкой»)

Вспомните, что это такое?

А в толковом словаре Ожегова говориться так:

«Исследование – научный труд.

Исследовать – это значит:

    подвергнуть научному изучению;

    осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового.

А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ?

Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием.

Каждый из вас побывает в роли исследователя.

Мы попробуем собрать всю доступную вам информацию по данной теме.

(на доске открывается третья строка – словосочетание СБОР ИНФОРМАЦИИ)

Нужно ПОДУМАТЬ и задать себе вопрос: Что я уже знаю по этой теме?

Каким образом мы можем еще добыть информацию?

В настоящее время издается огромное количество детских справочников, энциклопедий, журналов, газет, где, как правило, они иллюстрированные

имеют краткие, доступные тексты.

Для этого мы должны научиться правильно задавать вопросы и давать правильные ответы сами, если вам задают вопрос.

В конце любого исследования нужно всю информацию ОБОБЩИТЬ, проанализировать РЕЗУЛЬТАТЫ и сделать ВЫВОДЫ.

(открывается последние строчки схемы)

Как вы думаете, ребята, что это мы с вами составили?

Алгоритм, план, программу исследования.

ИССЛЕДОВАНИЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

СБОР ИНФОРМАЦИИ

ОБОБЩЕНИЕ, ВЫВОДЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ

(варианты ответов детей)

(варианты детей)

(один ученик выбирает нужную карточку со схематическим изображение этого слова и вывешивает на магнитную доску)

(постепенно вывешиваются карточки в той последовательности, в которой их называют дети)

    из книг, журналов, газет, энциклопедий и т.д.

    посмотреть по телевизору

    понаблюдать или провести эксперимент, опыт.

Этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе.

    спросить у другого человека

Коммуникативные УУД: слушать учителя, поиск и выделение необходимой информации

Личностные УУД: интерес

Познавательные УУД: поиск информации

Познавательные УУД: знаково-символические действия.

Познавательные УУД: составление алгоритма, для решения проблемы

V . Физкультминутка

Вот идёт черный кот,

Притаился – мышку ждёт.

Мышка норку обойдет

И к коту не подойдет

Дети выполняют движения

Шаги с высоким подниманием ног

Приседания, руки к коленам

Встать, повернуться возле себя

Руки в сторону

VI . Постановка проблемы

- Подумаем!

Что мы знаем о собаках?

А все ли собаки имеют свой дом?

- Подумаем!

Что мы знаем о кошках?

А знаете вы о породах кошек и собак, как ухаживать за кошками и собаками?

Что мы можем предположить?

Что ж докажем это.

Ответы детей:

Это домашние животные, значит они имеют свой дом.

Нет, есть бездомные собаки.

Собаки бывают разного размера

Собаки имеют разный окрас шерсти.

Шерсть бывает гладкая, короткая, длинная, бывают без шерсти.

Имеют разный характер, бывают добрыми и злыми, ласковыми и агрессивными.

(Учащиеся по - этому же плану рассказывают о кошках, что знают.)

(Дети задумываются.

Нет, не знаем.

Кошки и собаки могут быть разных пород

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, осознанное построение речевого высказывания

Познавательные УУД:

выдвижение гипотезы.

VII . Исследования в малых группах, открытие новых знаний.

Здесь мы и воспользуемся сбором информации:

Из книг1 группа собирает информацию о кошках, 2 группа собирает информацию о собаках.

Обратимся к учебнику и атласу –определителю. Рассмотрим, как выглядят те или иные породы собак.

Обратимся к Интернету с вопросом «Как правильно ухаживать за кошками и собаками»

Прослушаем советы мудрой Черепахи «Как относиться к своим питомцам?»

Группы работают с атласом –определителем: находят породы кошек и собак, выбирают каждый себе породу кошки или собаки, делают соответствующие записи.

Рассматривание картинок в группе.

Каждая группа выписывает необходимые сведения, как ухаживать за кошками и собаками.

Учащиеся слушают советы мудрой Черепахи. Каждая группа записывает необходимые для них сведения.

Познавательные УУД: сбор информации, решение проблемы поискового характера.

Личностные УУД: интерес к поисковой деятельности.

Познавательные УУД: сбор информации, анализ, доказательство

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сбор информации

VIII . Итог урока. Обмен информацией.

Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы , и не подведены итоги. Информацию необходимо проанализировать и обобщить.

Для этого разложим на столе листочки с собранными данными.

Что мы можем рассказать о кошках и собаках?

Что нового и интересного узнали об этих животных?

Каким способом воспользовались выступающие?

Можем ли мы сказать, что мы узнали про породы кошек и собак?

Каким способом мы получили новую информацию?

У многих людей дома есть кошки и собаки, поэтому каждый из нас без труда может понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения своих питомцев. Можно провести даже некоторые эксперименты. Например, выяснить любят ли кошки и собаки музыку, чем они предпочитают питаться, как они спят, с чего начинают утро и т.д.

Но каждый из вас должен помнить, что прежде чем завести домашнего питомца, подумайте, сможете ли вы обеспечить ему надлежащий уход, обеспечить его вниманием и заботой.

От каждой группы прослушиваются сообщения, полученные в результате исследования.

Рассказ детей о породах собак и кошек;

Рассказ детей, как ухаживать за кошками и собаками.

Получение информации из книги, из Интернета.

Да, можем.

С помощью исследования.

Познавательные УУД: анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД: умения слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, составлять рассказ по теме.

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация.

IX . Домашнее задание.

Нарисовать домашнего питомца, составить и записать рассказ о нем по плану (выдается каждому ученику):

  1. Внешний вид.

    Особенности характера.

    Твое отношение к животному.

Познавательные УУД: принятие задачи.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать учителя.

Регулятивные УУД: планировать свой ответ.

X . Рефлексия.

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке

Я знал, но узнал лучше

Я запомнил.

Учащиеся закрепляют цветные фишки на доске в соответствии со своей работой на уроке.

Регулятивные УУД: осознание качества и уровня усвоения.

Литература:

    Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2013. – 174с.

    Новые стандарты – новое качество работы учителя. Практико-ориентированное учебно-методическое пособие / Т.С. Фещенко. – М.: УЦ»Перспектива», 2013, - 224с.

    Развитие исследовательских умений младших школьников / [Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 157с. – (Работаем по новым стандартам)

    Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013, - 152с. (Начальная школа)

Он взрослых изводил вопросом «Почему?» –

Его прозвали «маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?».

С. Я. Маршак

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

  • формирование у детей умения самостоятельного поиска информации.


Исследовательское обучение

  • Цель:

формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры

Исследовательское обучение

ЭТАПЫ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  • наблюдение и постановка вопросов;

  • построение предположительных решений;

  • исследование предположительных решений и выбор одного из них как наиболее вероятного;

  • проверка гипотезы и окончательное ее утверждение


Исследовательское обучение

Требования к постановке исследований в школе
  • перед учеником должна быть поставлена задача;

  • задача должна быть интересной, посильной, отвечать запросам ребенка; четко и определенно сформулирована.



Исследовательское обучение

Вариативность форм работы
  • Индивидуальная работа

формируются личностные универсальные учебные действия

(дети работают индивидуально, проводят опыт, наблюдение, на экскурсии собирают каждый свою информацию)
  • Групповая работа

формируются коммуникативные универсальные учебные действия

(в группах или всем классом анализируют и делают выводы)

Исследовательское обучение

Исследовательская компетентность

младшего школьника – это владение умениями и навыками исследовательской работы.

В качестве типичных элементов исследовательской компетентности учащегося выделяются способности человека осуществлять:
  • целеполагание , т.е. выделение цели деятельности;

  • целевыполнение , т.е. определение предмета, средств деятельности, реализацию намеченных действий;

  • рефлексию, анализ результатов деятельности , т.е. соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью.



ВЫВОД

В современном образовании большое внимание уделяется исследовательскому обучению. На первое место ставится мотивация младшего школьника, его заинтересованность в исследовании. Большое значение придаётся самостоятельности учащихся на уроках исследованиях. Это связано с тем, что для формирования исследовательских умений и навыков необходим личный опыт. На таких уроках учитель должен выполнять функции помощника, руководителя и не более того. Новые образовательные стандарты затрагивают исследовательское обучение и предъявляют соответствующие требования к образованию, а в частности к предмету окружающий мир.


Проблемно – исследовательский метод как основа исследовательского обучения


Проблемно - исследовательское обучение

Основные этапы методики проблемного исследования
  • Мотивация (создание проблемной ситуации)

  • Исследование

  • Обмен и организация информации

  • Связывание информации

  • Подведение итогов

  • Рефлексия

Дополнительные этапы методики проблемного исследования
  • Постановка новых вопросов

  • Практическое применение


Первый этап мотивация

  • Этап мотивации, или создания проблемной ситуации является ключевым этапом.

  • Если вопрос не возник и проблема не сформулирована в той или иной форме, то не может быть и подлинного исследования, предполагающий творческий поиск решения проблемы, возникшей у ребёнка.

  • Искусство педагога в данном случае заключается в том, чтобы спланировать и создать такие условия, которые с максимально высокой степенью вероятности обеспечат возникновение определённого рода вопроса или проблемы.

  • Причём вопрос должен возникнуть не у одного учащегося, а у всего класса или хотя бы большинства.

  • Создание учителем условий для возникновения вопроса, представляет собой не что иное, как создание проблемной ситуации.


Второй этап Исследование

  • Исследование направляется вопросом, который и регулирует поиск, осуществляемый ребёнком.

  • Для данного этапа подходит как индивидуальная работа, так и групповая. В первое время даже лучше использовать групповую работу, так как одному ребёнку ещё сложно самостоятельно осуществлять поиск.

  • Результатом данного этапа будет некоторый эскиз решения проблемы.


Третий этап обмен информацией

  • Дети обмениваются информацией, представляют свои идеи и в то же время соотносят свою работу с работами других учеников.

  • Важно то, что бы на данном этапе дети не только отчитались перед другими, но и сами что-нибудь усвоили из докладов других учеников

  • Возможные ошибки, недочёты, неточности – всё это можно исправить во время обмена информацией.


четвёртый этап организация или классификация информации

  • На этом этапе происходит сортировка данных, их сравнение, выявление сходств, различий. структуризация информации.

  • Данный этап не всегда может пройти удачно. Критерий качества этого этапа определяется по приближению к следующему шагу – обобщению.

  • Является важным на данном этапе, что бы учитель выделял достоинства работ всех детей и отмечал недостатки. Желательно предлагать различные варианты классификации информации, что бы выбрать оптимальный вариант.


Пятый этап связывание информации

  • Смысл этапа представляет собой нахождение идеи, которая относится ко всем изученным фактам.

  • Необходимо, чтобы роль учителя здесь была минимальной, иначе у детей не будет чувства открытия.

  • Как только идея найдена, начинается следующий этап.


шестой этап Подведение итогов

  • Достижение понимания решения, которое и является важнейшим результатом мыслительной деятельности.

  • Возвращение к началу исследования, а точнее к проблеме. Оценивается то, в какой мере она решена.

  • Предметом осознания является и сам процесс мышления: как осуществлялся поиск, каковы были его этапы, каким образом и на основании чего было сделано заключение или обобщение


Особенности организации исследовательского обучения младших школьников на уроках окружающего мира

Технология построения урока – исследования



Шаг 1

  • Определить количество групп и количество учеников в каждой группе.

  • Учесть размер группы (опт. 4-5 человек)

  • Учесть наличие в каждой группе организатора или руководителя.

  • Оптимальное количество групп – 5-6


Шаг 2

  • Определить состав каждой рабочей группы.

  • При изучении нового материала лучше объединять детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. При обобщении и закреплении материала группы дифференцируются по успеваемости учеников.


Шаг 3

  • Спланировать организацию работы каждой группы.

  • В ходе данной работы дети учатся искать информацию, анализировать, сравнивать и т.п. Поэтому целесообразно использовать специальные рабочие листы, которые помогают выполнять работу с информацией, в соответствии с задачей, решаемой группой.

  • Для включения в процесс работы каждого ребёнка нужно давать детям соответствующие инструкции.

  • Нужно учесть и то, что детям нужно учиться самостоятельно распределять роли в группы


Шаг 4

  • Спланировать представление результатов работы с каждой группой.

  • Формы представления результатов деятельности:

  • Инсценировки

  • Доклады

  • Модели

  • Схемы

  • Рисунки

  • Устные

  • Отчёты


Рекомендации по организации и проведению урока исследования

  • При подготовке к уроку продумать, что будет конечной целью урока, то есть знания и умения, которые будут формироваться у обучающихся.

  • Заранее подобрать материал, с которым учащиеся будут работать, так, чтобы дети сами смогли выделить главное и нужное для себя.

  • Определить, какого характера будет урок – исследование: либо дети сами будут выходить на новое знание, либо будут доказывать или опровергать представленную вами информацию.

  • Продумать проблемную ситуацию, с которой должны будут столкнуться ученики. Лучше, если это будет жизненная ситуация.

  • Подготовить наводящие вопросы к ситуациям, когда у детей могут возникнуть трудности. Это сохранит чувство самостоятельности у детей.

  • Нужно подготовить необходимые материалы, для индивидуальной работы или же для работы в группах (зависит от темы Вашего урока).

  • При работе в группах заранее спланировать количество и состав групп.

  • Продумать доступную детям форму представления итогов исследования.

  • При проведении урока – исследования напоминать детям об этапах исследования. У детей должно доводиться до автоматизма умение следовать этим этапам.

  • С каждым последующим уроком – исследованием стараться меньше участвовать в детском исследовании. Активизировать у детей навыки, полученные на прошлом уроке.


 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS