Главная - Прихожая
Львов методика изучения правописания в начальной школе. Лекции по методике преподавания русского языка и литературы в начальной школе методическая разработка на тему. Предмет и задачи методики преподавания русского языка

Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.

Методы обучения грамоте, их классификация.
За более чем трехтысячелетнее существование письменности на Земле и порожденного сю не менее давнего обучения грамоте, за более чем тысячелетнее существование славянской письменности и связанного с нею обучения русской грамоте было открыто великое множество самых различных способов обучения: с одной стороны, обучения расшифровывать, читать зашифрованные, закодированные буквенными знаками устные формы речи, с другой -обучения фиксировать, кодировать, записывать теми же буквенными знаками разные формы устной речи.

Процесс появления различных новых подходов, способов и приемов обучения чтению и письму наблюдается и в наши дни, будет это происходить в ближайшем и отдаленном будущем. И естественно, что для каждого, кто профессионально связан с обучением грамоте, нужно хорошо ориентироваться в море-океане различных способов и приемов обучения грамоте. Это поможет избежать простого повторения найденного ранее, исключить этически неприятные случаи выдачи того, что было когда-то известным, за якобы вновь открытое.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методики преподавания русского языка в начальных классах, Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Русский язык, проверочные работы, 4 класс, к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 4 класс», ФГОС, Тихомирова Е.М., 2020
  • Русский язык, проверочные работы, 3 класс, к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс», ФГОС, Тихомирова Е.М., 2020
  • Русский язык, проверочные работы, 2 класс, к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс», ФГОС, Тихомирова Е.М., 2020
  • Русский язык, проверочные работы, 1 класс, к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1 класс», ФГОС, Тихомирова Е.М., 2020

Следующие учебники и книги.

Львов Михаил Ростиславович (9 февраля 1927, с. Паваренис, ныне в Алитусском районе Литвы - 24 июня 2015) — педагог, методист по русскому языку, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук и профессор.

В 1953 окончил Барнаульский педагогический институт. С 1947 преподавал в школе г. Славгорода Алтайского края. С 1961 на научно-педагогической работе: в МГПИ им. В.И. Ленина (1961-64 и с 1975), Магнитогорском педагогическом институте (1964-75).

В развитии речи младших школьников методически обосновал 3 направления: работа над словом, предусматривающая расширение источников изучения речи, углубление способов семантизации лексики, освоение синонимов и антонимов в языке; работа над словосочетанием и предложением с опорой на систему упражнений конструктивного и творческого характера; работа над связной речью с разработанной типологией и методикой сочинений.

Михаил Ростиславович сформулировал ведущие тенденции речевого развития учащихся: рост объема и структурное усложнение единиц речи (до 3-го класса); увеличение разнообразия речевых средств (4-7-е классы); стабилизация средств речи (8-10-е классы). Эти исследования обобщены в труде «Тенденции развития речи учащихся».

Львов М.Р. соавтор общих методических пособий: «Методика обучения русскому языку в начальных классах», составитель хрестоматии «Развитие речи учащихся в начальной школе», отразившей изучение данного вопроса в отечественной филологической науке от Ф.И. Буслаева и А.Я. Острогорского до М.А. Рыбниковой и др.

Книги (9)

Методика обучения русскому языку в начальных классах

В книге изложен систематический курс методики русского языка в начальной школе.

Во второе издание введены материалы, отражающие реализацию реформы школы: об обучении детей шестилетнего возраста, об упорядочении учебной нагрузки учащихся и пр; учтена специфика новых учебников — «Азбуки» , книг для чтения, учебников русского языка, учебного комплекса в целом.

Методика преподавания русского языка в начальных классах

Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей.

Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.

Методика развития речи младших школьников

Назначение пособия — помочь учителю в систематической организации работы по развитию речи. В нем подробно описывается методика обучения связной речи, дан не только теоретический материал, но и предлагаются методические рекомендации и дидактический материал.

Первое издание книги называлось «Речь младших школьников и пути ее развития» (1975 г.).

Основы теории речи

В учебном пособии с современных позиций изложены теоретические основы речи, охарактеризованы ее виды, кодовые переходы, теории речевых актов, коммуникации, современной риторики, детской речи и ее развития в школе, отражены вопросы психолингвистики, социолингвистики и т.д.

Правописание в начальных классах

Уровень грамотности учащихся средней школы — одна из острейших проблем народного образования.

Теоретическая часть книги посвящена характеристике принципов русской орфографии и существующих методов обучения.

В практической части представлена алгоритмическая система решения орфографических задач, формирования навыков правописания по всем разделам курса русского языка для учащихся I — IV классов.

Риторика. Культура речи

В пособии рассматривается интересная, но мало изучаемая область филологической науки — риторика, сферы ее влияния и применения, история возникновения.

Особое внимание уделяется видам красноречия, значению духовно-нравственного слова. Очень важны практические советы в отношении ораторского искусства, необходимого в преподавательской, дискуссионной и других областях деятельности.

Словарик синонимов и антонимов

По замыслу автора, «Словарик» предназначается для творческого развития учащихся начальных классов. Весь учебный, образовательный процесс — это созидание, и в качестве исследователей, изобретателей, конструкторов выступают сами дети. На первый взгляд, это игра, на самом деле — серьёзнейшая познавательная деятельность.

Материал «Словарика» систематизирован: в нём 5 разделов, 200 словарных статей, дети работают с синонимами, постепенно переходят к антонимам, к соединенным синонимико-антономическим связям, к многозначности слова и синонимическим рядам и антонимическим парам, построенным на многозначности. Естественно, что трудность материала постепенно возрастает. Но всё это не значит, что «Словарик» — некое подобие учебника, что его надо «проходить».

Словарь-справочник по методике русского языка

Словарь-справочник по методике русского языка создан впервые.

В нем раскрыты важнейшие понятия методики русского языка в средней школе. По всем основным темам названа литература, изучение которой поможет читателям организовать целенаправленную самостоятельную работу по овладению методикой.

Пособие предназначено студентам факультета русского языка и литературы педагогических институтов. В то же время оно может быть полезно учителям средней школы, так как позволит им углубить и систематизировать свои знания.

Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах

М.: Академия, 2007. - 304 с.

Содержание:
Общие подходы к развитию речи младших школьников.
Совершенствование устной речи младших школьников.
Работа над словом как лексической единицей речи.
Развитие синтаксического строя речи младших школьников.
Работа в области культуры речи младших школьников.
Обучение младших школьников воспроизведению текста и созданию собственных высказываний.
Методика обучения грамоте.
Изучение темы «Звуки и буквы» и совершенствование фонетико-графических умений младших школьников.
Методика обучения орфографии.
Методика изучения основ морфемики и словообразования.
Вопросы теории и практики обучения морфологии в начальной школе.
Изучение элементов синтаксиса и пунктуации.

Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах

М.: Просвещение, 1979.

Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах

2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1987.- 415 с.

В книге изложен систематический курс методики русского языка в начальной школе. Во второе издание введены материалы, отражающие реализацию реформы школы: об обучении детей шестилетнего возраста, об упорядочении учебной нагрузки учащихся и пр; учтена специфика новых учебников - «Азбуки» , книг для чтения, учебников русского языка, учебного комплекса в целом.

Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения

Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н., Цукерман Г.А., Горецкий В.Г., Кубасова О.В. и др.
М.: Академия, 1997. - 383 с.

Ладыженская Т.А. (ред.). Методика развития речи на уроках русского языка

Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.
Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.

Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка

Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». - М.: Просвещение, 1988. - 240 с. - ISBN 5-09-000507-9.

Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах

Учебно-методическое пособие. — Томск: Пеленг, 1992. — 60 с. — (Библиотека развивающего обучения).
Сборник содержит статьи по изучению русского языка на фонемной основе, что развивает фонетический слух у учащихся, является предпосылкой успешного обучения детей грамоте как основы для совершенствования у них орфоэпических навыков, важнейшего условия овладения графикой и орфографией русского языка, развития интереса к языку.
Автор предлагает практические рекомендации по использованию методов обучения орфографии на фонемной основе, обучению орфографической зоркости как учащихся младших классов, так и студентов, будущих учителей.
Работа предназначается студентам педагогических вузов, работникам системы народного образования, родителям.

Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи

М.: Флинта, 2000. - 104 с.

Книга посвящена первому этапу в подготовке младших школьников по русскому языку — периоду обучения грамоте. в книге даются методические советы по обучению фонетике, графике, орфографии и речи. Приводятся разработки уроков.
Книга может быть полезна при обучении грамоте по любому букварю; она адресована учителям начальных классов, методистам по начальному обучению, преподавателям ВУЗов и колледжей, студентам.

Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах

М.: Академия, 2007. - 464 с. - (Высшее профессиональное образование).

Методика обучения грамоте.
Методика чтения и литературы.
Методика изучения языковой теории.
Методика правописания (орфографии и пунктуации).
Методика развития речи учащихся.
Внеурочная работа по русскому языку.

Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей. Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................... 8

Глава 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НАУКА...................... 8

Глава 2. НАУКИ О ЯЗЫКЕ - ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ...............................................10

Глава 3. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА.............13

Глава 4. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ..........................................16

Глава 5. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКИ.......................20

РАЗДЕЛ I МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ............................................................28

Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ..............................................................................28

Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения…………………………………………………………………………………………......28

Задачи, стоящие перед обучением грамоте..................................................29

Учебно-методический комплект по обучению грамоте......................................................................30

Методы обучения грамоте, их классификация.............................................32

Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМАТЕ…..................33

История методов обучения грамоте............................................................................33

Буквослагательный метод..................................................................................34

Переход к звуковым методам.............................................................................37

Глава 3. СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ....................................................40

Выбор методики........................................................................................................................40

Добукварный период.................................................................................................................40

Звукослоговыс схемы, схемы буквенные, звуковые………………......................................41

Работа со слогом, слогоделение..............................................................44

Знакомство с ударением.......................................................................46.

Изучение звуков......................................................................................................46

Знакомство с буквами........................................................................................49

Глава 4. РАБОТА УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ.......................................................................50

Механизм чтения, его составляющие......................................................................50

Чтение слогов в букварных «столбиках» ..........................................................................53

Чтение и разбор букварных текстов......................................................................................54

Обучение письму......................................................................................................................56

Уроки обучения грамоте..........................................................................................................59

РАЗДЕЛ II МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................62

Глава I. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ.............................................................62

Зарождение метода объяснительного чтения........................................................................62

К. Д. Ушинский - родоначальник метода объяснительного чтения...................................63

Взгляды Л. Н. Толстого на процесс обучения чтению..........................................................66

Критика метода объяснительного чтения передовыми методистами XIX в.......................67

Развитие и совершенствование метода объяснительного чтения в XIX в. ........................68

Методика воспитательного чтения Ц. П. Балталона..............................................................71

Метод литературно-художественного чтения......................................................................73

Метод творческого чтения.......................................................................................................74

Развитие методики чтения в 30-70-е годы XX в. ..................................................................76

Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ЛИТЕРАТУРЕ...........80

Пропедевтический этап литературного образования младших школьников................80

Учебный материал для чтения и литературоведческой пропедевтики в начальных классах………………................................................................................................................81

Роль взрослого в формировании ребенка-читателя............................................86

Организация живых впечатлений и творческая деятельность детей в системе литературного образования младших школьников............................................................87

Глава 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ.................................................. 93

Качества навыка чтения............................................................................... 93

Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца..................................... 94

Работа над правильностью и беглостью чтения......................................................... 95

Работа над сознательностью чтения...................................................................................100

Работа над выразительностью чтения...............................................................................106

Глава 4. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ..................110

Литературоведческие основы анализа художественного произведения..............110

Психологические особенности восприятия художественногопроизведениямладшимишкольниками......................................................... 111

Методические закономерности работы с художественным текстом в начальных классах................................... 114

Глава 5. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ....................................................................................... 115

Первичное восприятие текста................................................................. 115

Анализ художественного произведения на уроке чтения......................................................... 116

Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза................................................................................................... 118

Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения.......................... 119

Несколько слов о школьном театре............................................................... 122

Глава 6. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РАЗНЫХ РОДОВ И ЖАНРОВ... 123

О родах литературных произведений..................................................................... 123

Методика работы над эпическими произведениями в начальных классах..................... 123

Методика работы над лирическими произведениями в начальных классах........................ 128

Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах............... 130

Глава 7. РАБОТА С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ...................................................................... 133

О воспитательной роли книги..................................................................................................... 133

Истоки современной системы работы с детской книгой................................................ 134

Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников.................................................................................................................................... 136

Подготовительный этап обучения работе с детской книгой..................................................... 137

Начальный этап обучения работе с детской книгой.................................................................. 138

Основной этап обучения работе с детской книгой................................................................... 139

Типология уроков внеклассного чтения...................................................................................... 140

Глава 8. УРОКИ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.............................. 143

Требования к урокам чтения........................................................................................................ 143

Задачи современного урока чтения............................................................................................ 144

Типология уроков чтения……………………………………............................................................ 144

Подготовка учителя к уроку чтения............................................................................................ 146

РАЗДЕЛ III. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ТЕОРИИ (ФОНЕТИКИ,

ЛЕКСИКИ, МОРФЕМИКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЯ, ГРАММАТИКИ -

МОРФОЛОГИИ И СИНТАКСИСА) ..................................................................................... 151

Глава 1. КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО «ШКОЛЬНОЙ ГРАММАТИКЕ» ..... 151

Глава 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК» ..........................................................................153

Пути реализации воспитательной функции языка........................................... 154

Формирование языковых понятий................................................................. 155

Изучение закономерностей и структуры языка....................................................................... 158

Углубленное изучение русского языка................................................................................... 159

Развивающая роль теории языка.......................................................................................... 160

Глава 3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ................................................. 160

Языковой анализ как метод...........................................................161

Метод конструирования.............................................................................................................. 162

Сравнительно-исторический метод........................................................................................... 163

Наглядные методы....................................................................................................... 164

Метод рассказа учителя................................................................................................ 165

Эвристические, или поисковые, методы................................................................................. 165

Игра как метод......................................................................................................... 167

Коммуникативные методы.......................................................................................................... 168

Программированное обучение и компьютер...............................................................................168

Глава 4. УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ................................ 169

Роль учебника, его функции..................................................................................... 169

Требования к текстам в учебнике.................................................................................... 170

Типы учебников и пособий......................................................................................... 171

Виды работы учащихся по учебнику................................................................................ 173

Глава 5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ КУРСА. МЕТОДИКА ФОНЕТИКИ И ГРАФИКИ....... 174

Понимание функций произносительных единиц речи.......................................................... 174

Умения учащихся................................................................................................ 175

Процесс обучения. Методы, приемы...................................................................................... 176

Трудности фонетики и графики........................................................................................ 177

Глава 6. МЕТОДИКА ЛЕКСИКИ И СЕМАНТИКИ. МЕТОДИКА МОРФЕМИКИ И

СЛОВООБРАЗОВАНИЯ...................................................................................... 177

Учебный процесс. Методические приемы. Трудности.............................................................. 179

Обобщения. Обратная связь.................................................................................... 181

Глава 7. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ................................................................. 182

Морфология. Части речи.............................................................................................. 182

Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение...................................... 183

Тема «Род имен существительных».............................................................. 184

Тема «Число имен существительных»............................................................................. 185

Тема «Склонение имен существительных»............................................................... 186

Глава 8. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ............................................................................. 190

Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных............................. 190

Тема «Род имен прилагательных» ................................................................................ 191

Тема «Число именприлагательных» ................................................................................ 192

Темя «Склонение имен прилагательных» ......................................................................... 193

Словообразование имен существительных и прилагательных............................................ 196

Глава 9. ГЛАГОЛ.............................................................................................................. 197

Лексическое и грамматическое значение глаголов.................................................................. 197

Тема «Время глагола». Прошедшее время................................................................. 199

Тема «Настоящее время глагола» .............................................................................. 199

Тема «Инфинитив». Неопределенная форма глагола................................................ 202

Тема «Будущее время глагола (простое и сложное)»................................................... 203

Знакомство с наклонениями и залогами глаголов..................................... 205

Словообразование глаголов........................................................................ 207

Глава 10. РАЗНЫЕ ТЕМЫ КУРСА МОРФОЛОГИИ............................................................ 208

Знакомство с местоимением...................................................................................................... 208

Знакомство с именами числительными...................................................................210

Знакомство с наречиями.................................................................................................. 211

Служебные части речи. Союзы. Предлоги......................................................... 211

Глава 11. СИНТАКСИС........................................................................... 212

Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе.......................................... 212

Предложения, их виды................................................................................................................. 213

Члены предложения. Словосочетания..................................................................... 216

Однородные члены предложения.......................................................................................... 217

Сложные предложения................................................................................................................. 218

Прямая и косвенная речь...................................................................... 219

РАЗДЕЛ IV МЕТОДИКА ПРАВОПИСАНИЯ (ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ)... 223

Глава 1. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ

(XIX-XX вв.)............................................................................................................ 223

Грамматические основыобучения правописанию.................................................................. 223

Позиция К. Д. Ушинского............................................................................................... 224

Антиграмматическое направление................................................................................. 226

Глава 2. СВОЙСТВА РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ КАК ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ........ 227

Общее понятие................................................................................................................... 227

Алфавит...................................................................................................... 228

Графика................................................................................................................. 228

Орфография.................................................................................................... 229

Пунктуация................................................................................... 230

Принципы русской орфографии. Морфологический принцип................................... 230

Фонематический принцип................................................................................ 232

Традиционный принцип орфографии............................................................................... 233

Принцип дифференциации значений................................................................................ 234

Принцип фонетический.................................................................................... 234

Принципы пунктуации.................................................................................................................. 235

Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ..... 236

Орфограмма.............................................................................................. 236

Орфографическая зоркость...................................................................... 237

Правила правописания.................................................................................... 238

Мотивация орфографической работы............................................................ 240

Ступени формирования умений по орфографии...................................................................... 241

Речевой слух......................................................................................................... 243

Семантическая работа в усвоении правописания...................................................................... 243

Глава 4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ......................................... 244

Выбор методов...................................................................................................... 244

Языковой анализ и синтез............................................................ 245

Запоминание........................................................................................... 246

Решение грамматико-орфографических задач................................................................. 247

Алгоритмы........................................................................................................................ 249

Ступени сжатия алгоритма................................................................................ 250

Виды упражнений в правописании.................................................................................. 251

Имитативные упражнения (виды списывания)............................................................... 252

Виды диктантов................................................................................................................. 253

Грамматико-орфографическое комментирование............................................................. 254

Самостоятельное письмо, выражение мысли, его роль в правописании............................ 255

Глава 5. ИЗУЧЕНИЕ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ..................................................... 256

Классификация ошибок................................................................................................. 256

Диагностика и прогнозирование ошибок............................................................... 257

Исправление и предупреждение ошибок......................................................................... 258

Глава 6. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (ГРАММАТИКА И ОРФОГРАФИЯ)................................ 260

Общие требования к уроку............................................................................................... 260

Типология уроков русского языка.............................................................................. 261

Структурные компоненты уроков русского языка..................................................................... 263

Планирование уроков и подготовка к ним..................................................... 265

РАЗДЕЛ V МЕТОДИКАРАЗВИТИЯРЕЧИУЧАЩИХСЯ............................. 269

Глава 1. ОЧЕРК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ «ДАРА СЛОВА» В РУССКОЙ ШКОЛЕ XIX-XX вв....... 269

К. Д. Ушинский......................................................................... 269

Основные направления в методике развития речи........................................................... 270

Тенденции 60-х годов XX в. ....................................................................... 272

Глава 2. ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ................. 273

Речь и ее виды...................................................................................... 273

Речь имышление..................................................................................................... 274

Высказывание.............................................................................................................. 275

Типы речи (текста).............................................................................. 277

Теории строения текста.......................................................................................... 278

Факторы речевого развития человека.............................................................................. 280

Глава 3. КУЛЬТУРА РЕЧИ И МЕТОДИКА................................................... 281

Критерии культуры речи.................................................................................... 281

Глава 4. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ..................................................... 283

Имитативные методы....................................................................................................... 283

Коммуникативные методы...................................................................................................... 284

Метод конструировании.................................................................................... 286

Риторика в начальных классах....................................................................................... 288

Глава 5. УРОВНИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ...................................... 290

Уровень произносительный.................................................................................................... 290

Направления работы на произносительном уровне................................................................ 292

Уровень лексический (словарная работа) ............................................................................... 295

Грамматический уровень работы но развитию речи............................................................. 297

Глава 6. УРОВЕНЬ ТЕКСТА В РАЗВИТИИ РЕЧИ................................................. 300

Виды школьных текстовых упражнений..................................................................................... 300

Типология ученических работ и компоненты системы развития речи.................................. 302

Пересказы и изложения, их значение, цели и виды............................................................... 304

Методика изложений отдельных видов.......................................................... 305

Творческие пересказы и изложения........................................................................ 307

Глава 7. УРОВЕНЬ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ). УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ........... 309

Сочинение как самовыражение личности................................................................ 309

Подготовительные ступени к сочинению................................................................ 310

Исполнение, реализация подготовленного............................................................................... 313

Анализ детских сочинений....................................... 315

Глава 8. ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ СОЧИНЕНИЙ.......................................................... 317

Сочинения-миниатюры................................................................................................................. 317

Описание картины............................................................................................................. 318

Сочинения на литературные темы..................................................................................... 319

Сочинение сказок........................................................................................... 321

Сочинениянаосновеопытаинаблюденийучащихся.................................................. 322

Литературное творчество школьников..................................................................................... 323

Глава 9. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ, ИХ ДИАГНОСТИКА И ИСПРАВЛЕНИЕ......... 327

Типы и причины речевых ошибок.................................................................. 327

Характеристика лексических ошибок............................................................ 329

Морфологические ошибки.............................................................................. 330

Синтаксические ошибки........................................................................... 331

Логические и композиционные ошибки................................................................................. 332

Исправление и предупреждение речевых ошибок.................................................... 333

Глава 10. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ... 335

Типология организационных форм развития речи............................... 335

Язык, речь, ее развитие, языковая личность........................................................... 336

РАЗДЕЛ VI ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ..................................... 341

Задачи и формы внеурочной работы............................................................... 341

Языковые игры................................................................................................................. 342

Кружок русского языка..................................................................................................... 344

Ребенок дома....................................................................................... 344

Виды внеклассных занятий................................................................................................. 345


Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. − М.: Просвещение, 1979. МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Предмет и задачи методики преподавания русского языка

Русский язык как учебный предмет в начальных классах

Принципы обучения родному языку

Этапы исследования!

Методики русского языка

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте

Звуковой строй русского языка и его графика

СОПОСТАВИТЕЛЬНО-КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (НА ИСТОРИЧЕСКИХ ПРИМЕРАХ)

ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В ЕГО СОВРЕМЕННОМ ВИДЕ

Общие черты метода

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Работа над звуками

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ

Задачи обучения письму

Характеристика современных шрифтов-прописей.

Организационные и гигиенические условия обучения письму.

Приемы обучения письму букв. Типичные графические ошибки учащихся.

Элементы орфографии в период обучения грамоте

Развитие речи учащихся на уроках письма.

Требования к урокам чтения и письма.

Типы уроков чтения и письма.

Система уроков чтения и письма в период обучения грамоте.

Особенности уроков в малокомплектной школе.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

МЕТОДИКА КЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Воспитательное и образовательное значение уроков классного чтения. Задачи уроков чтения на современном этапе развития советской школы

Качества полноценного навыка чтения и пути их совершенствования

ИСХОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МЕТОДИКУ ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Процесс работы над художественным произведением в начальных классах

Первичное знакомство с содержанием произведения (этап первичного синтеза)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ИДЕЕЙ

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ

Методика чтения сказок

Ознакомление школьников со сказкой как жанром.

Методика чтения басен

МЕТОДИКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКИ, ГРАММАТИКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И ОРФОГРАФИИ

Из истории методики изучения грамматики в начальных классах

Роль изучения родного языка для формирования у младших школьников элементов научного мировоззрения

Лингвистическая основа обучения младших школьников русскому языку с учетом взаимосвязи всех его сторон

Общая характеристика содержания начального обучения русскому языку

Методика изучения основ фонетики и графики

Ознакомление с особенностями звуков и букв, с гласными и согласными звуками.

Мягкие и твердые согласные.

Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.

Звонкие и глухие согласные и их обозначение на письме.

Слог. Ударные и безударные слоги.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ

Сущность грамматических понятий. Трудность их усвоения младшими школьниками.

Процесс работы над усвоением понятий.

Методические условия, обеспечивающие эффективное усвоение понятий.

Грамматические и словообразовательные упражнения

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Система изучения имен существительных в начальных классах

Ознакомление с числом имен существительных.

СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Изучение рода и числа имен прилагательных

Правописание падежных окончаний имен прилагательных

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ГЛАГОЛАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Последовательность изучения глагола.

Последовательность изучения материала в III классе.

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРЕДЛОГАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Работа над правописанием предлогов

Ознакомление со смысловым значением предлогов и их синтаксической ролью

Работа над предложением

Ознакомление младших школьников с пунктуацией.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Урок русского языка

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Задачи и пути развития речи младших школьников

Требования к речи учащихся.

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СЛОВАРЕМ

Лексикология как лингводидактическая основа методики словарной работы

Многозначность слова и омонимы.

Фразеология

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ И ЗАДАЧИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. УСТНЫЙ ПЕРЕСКАЗ И ПИСЬМЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Выборочный пересказ

Пути повышения самостоятельности и творческой активности

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. УСТНЫЕ РАССКАЗЫ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Виды устных сочинений

Роль сочинений в воспитании школьников

Тема сочинения и ее раскрытие

Составление плана

Подготовка к сочинению

Анализ сочинений учащихся.

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Типы ошибок

Исправление и предупреждение ошибок.

В учебном пособии освещаются вопросы эффективности в обучении русскому языку в начальных классах. В нем получили отражение такие разделы: методика русского языка как наука, методика обучения грамоте, методика классного и внеклассного чтения, методика изучения грамматики и орфографии , развитие речи учащихся.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS