Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
Реклама
Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей. Методы обучения грамоте, их классификация.
Процесс появления различных новых подходов, способов и приемов обучения чтению и письму наблюдается и в наши дни, будет это происходить в ближайшем и отдаленном будущем. И естественно, что для каждого, кто профессионально связан с обучением грамоте, нужно хорошо ориентироваться в море-океане различных способов и приемов обучения грамоте. Это поможет избежать простого повторения найденного ранее, исключить этически неприятные случаи выдачи того, что было когда-то известным, за якобы вновь открытое.
Следующие учебники и книги. Львов Михаил Ростиславович (9 февраля 1927, с. Паваренис, ныне в Алитусском районе Литвы - 24 июня 2015) — педагог, методист по русскому языку, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук и профессор. В 1953 окончил Барнаульский педагогический институт. С 1947 преподавал в школе г. Славгорода Алтайского края. С 1961 на научно-педагогической работе: в МГПИ им. В.И. Ленина (1961-64 и с 1975), Магнитогорском педагогическом институте (1964-75). В развитии речи младших школьников методически обосновал 3 направления: работа над словом, предусматривающая расширение источников изучения речи, углубление способов семантизации лексики, освоение синонимов и антонимов в языке; работа над словосочетанием и предложением с опорой на систему упражнений конструктивного и творческого характера; работа над связной речью с разработанной типологией и методикой сочинений. Михаил Ростиславович сформулировал ведущие тенденции речевого развития учащихся: рост объема и структурное усложнение единиц речи (до 3-го класса); увеличение разнообразия речевых средств (4-7-е классы); стабилизация средств речи (8-10-е классы). Эти исследования обобщены в труде «Тенденции развития речи учащихся». Львов М.Р. соавтор общих методических пособий: «Методика обучения русскому языку в начальных классах», составитель хрестоматии «Развитие речи учащихся в начальной школе», отразившей изучение данного вопроса в отечественной филологической науке от Ф.И. Буслаева и А.Я. Острогорского до М.А. Рыбниковой и др. Книги (9) Методика обучения русскому языку в начальных классах В книге изложен систематический курс методики русского языка в начальной школе. Во второе издание введены материалы, отражающие реализацию реформы школы: об обучении детей шестилетнего возраста, об упорядочении учебной нагрузки учащихся и пр; учтена специфика новых учебников — «Азбуки» , книг для чтения, учебников русского языка, учебного комплекса в целом. Методика преподавания русского языка в начальных классах Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей. Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ. Методика развития речи младших школьников Назначение пособия — помочь учителю в систематической организации работы по развитию речи. В нем подробно описывается методика обучения связной речи, дан не только теоретический материал, но и предлагаются методические рекомендации и дидактический материал. Первое издание книги называлось «Речь младших школьников и пути ее развития» (1975 г.). Основы теории речи В учебном пособии с современных позиций изложены теоретические основы речи, охарактеризованы ее виды, кодовые переходы, теории речевых актов, коммуникации, современной риторики, детской речи и ее развития в школе, отражены вопросы психолингвистики, социолингвистики и т.д. Правописание в начальных классах Уровень грамотности учащихся средней школы — одна из острейших проблем народного образования. Теоретическая часть книги посвящена характеристике принципов русской орфографии и существующих методов обучения. В практической части представлена алгоритмическая система решения орфографических задач, формирования навыков правописания по всем разделам курса русского языка для учащихся I — IV классов. Риторика. Культура речи В пособии рассматривается интересная, но мало изучаемая область филологической науки — риторика, сферы ее влияния и применения, история возникновения. Особое внимание уделяется видам красноречия, значению духовно-нравственного слова. Очень важны практические советы в отношении ораторского искусства, необходимого в преподавательской, дискуссионной и других областях деятельности. Словарик синонимов и антонимов По замыслу автора, «Словарик» предназначается для творческого развития учащихся начальных классов. Весь учебный, образовательный процесс — это созидание, и в качестве исследователей, изобретателей, конструкторов выступают сами дети. На первый взгляд, это игра, на самом деле — серьёзнейшая познавательная деятельность. Материал «Словарика» систематизирован: в нём 5 разделов, 200 словарных статей, дети работают с синонимами, постепенно переходят к антонимам, к соединенным синонимико-антономическим связям, к многозначности слова и синонимическим рядам и антонимическим парам, построенным на многозначности. Естественно, что трудность материала постепенно возрастает. Но всё это не значит, что «Словарик» — некое подобие учебника, что его надо «проходить». Словарь-справочник по методике русского языка Словарь-справочник по методике русского языка создан впервые. В нем раскрыты важнейшие понятия методики русского языка в средней школе. По всем основным темам названа литература, изучение которой поможет читателям организовать целенаправленную самостоятельную работу по овладению методикой. Пособие предназначено студентам факультета русского языка и литературы педагогических институтов. В то же время оно может быть полезно учителям средней школы, так как позволит им углубить и систематизировать свои знания. Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах М.: Академия, 2007. - 304 с. Содержание: Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах М.: Просвещение, 1979. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1987.- 415 с. В книге изложен систематический курс методики русского языка в начальной школе. Во второе издание введены материалы, отражающие реализацию реформы школы: об обучении детей шестилетнего возраста, об упорядочении учебной нагрузки учащихся и пр; учтена специфика новых учебников - «Азбуки» , книг для чтения, учебников русского языка, учебного комплекса в целом. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н., Цукерман Г.А., Горецкий В.Г., Кубасова О.В. и др.
Ладыженская Т.А. (ред.). Методика развития речи на уроках русского языка Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». - М.: Просвещение, 1988. - 240 с. - ISBN 5-09-000507-9. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах Учебно-методическое пособие. — Томск: Пеленг, 1992. — 60 с. — (Библиотека развивающего обучения).
Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи М.: Флинта, 2000. - 104 с. Книга посвящена первому этапу в подготовке младших школьников по русскому языку — периоду обучения грамоте. в книге даются методические советы по обучению фонетике, графике, орфографии и речи. Приводятся разработки уроков.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах М.: Академия, 2007. - 464 с. - (Высшее профессиональное образование). Методика обучения грамоте.
Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей. Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ. ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................... 8 Глава 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НАУКА...................... 8 Глава 2. НАУКИ О ЯЗЫКЕ - ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ...............................................10 Глава 3. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА.............13 Глава 4. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ..........................................16 Глава 5. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКИ.......................20 РАЗДЕЛ I МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ............................................................28 Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ..............................................................................28 Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения…………………………………………………………………………………………......28 Задачи, стоящие перед обучением грамоте..................................................29 Учебно-методический комплект по обучению грамоте......................................................................30 Методы обучения грамоте, их классификация.............................................32 Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМАТЕ…..................33 История методов обучения грамоте............................................................................33 Буквослагательный метод..................................................................................34 Переход к звуковым методам.............................................................................37 Глава 3. СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ....................................................40 Выбор методики........................................................................................................................40 Добукварный период.................................................................................................................40 Звукослоговыс схемы, схемы буквенные, звуковые………………......................................41 Работа со слогом, слогоделение..............................................................44 Знакомство с ударением.......................................................................46. Изучение звуков......................................................................................................46 Знакомство с буквами........................................................................................49 Глава 4. РАБОТА УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ.......................................................................50 Механизм чтения, его составляющие......................................................................50 Чтение слогов в букварных «столбиках» ..........................................................................53 Чтение и разбор букварных текстов......................................................................................54 Обучение письму......................................................................................................................56 Уроки обучения грамоте..........................................................................................................59 РАЗДЕЛ II МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................62 Глава I. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ.............................................................62 Зарождение метода объяснительного чтения........................................................................62 К. Д. Ушинский - родоначальник метода объяснительного чтения...................................63 Взгляды Л. Н. Толстого на процесс обучения чтению..........................................................66 Критика метода объяснительного чтения передовыми методистами XIX в.......................67 Развитие и совершенствование метода объяснительного чтения в XIX в. ........................68 Методика воспитательного чтения Ц. П. Балталона..............................................................71 Метод литературно-художественного чтения......................................................................73 Метод творческого чтения.......................................................................................................74 Развитие методики чтения в 30-70-е годы XX в. ..................................................................76 Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ЛИТЕРАТУРЕ...........80 Пропедевтический этап литературного образования младших школьников................80 Учебный материал для чтения и литературоведческой пропедевтики в начальных классах………………................................................................................................................81 Роль взрослого в формировании ребенка-читателя............................................86 Организация живых впечатлений и творческая деятельность детей в системе литературного образования младших школьников............................................................87 Глава 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ.................................................. 93 Качества навыка чтения............................................................................... 93 Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца..................................... 94 Работа над правильностью и беглостью чтения......................................................... 95 Работа над сознательностью чтения...................................................................................100 Работа над выразительностью чтения...............................................................................106 Глава 4. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ..................110 Литературоведческие основы анализа художественного произведения..............110 Психологические особенности восприятия художественногопроизведениямладшимишкольниками......................................................... 111 Методические закономерности работы с художественным текстом в начальных классах................................... 114 Глава 5. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ....................................................................................... 115 Первичное восприятие текста................................................................. 115 Анализ художественного произведения на уроке чтения......................................................... 116 Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза................................................................................................... 118 Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения.......................... 119 Несколько слов о школьном театре............................................................... 122 Глава 6. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РАЗНЫХ РОДОВ И ЖАНРОВ... 123 О родах литературных произведений..................................................................... 123 Методика работы над эпическими произведениями в начальных классах..................... 123 Методика работы над лирическими произведениями в начальных классах........................ 128 Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах............... 130 Глава 7. РАБОТА С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ...................................................................... 133 О воспитательной роли книги..................................................................................................... 133 Истоки современной системы работы с детской книгой................................................ 134 Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников.................................................................................................................................... 136 Подготовительный этап обучения работе с детской книгой..................................................... 137 Начальный этап обучения работе с детской книгой.................................................................. 138 Основной этап обучения работе с детской книгой................................................................... 139 Типология уроков внеклассного чтения...................................................................................... 140 Глава 8. УРОКИ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.............................. 143 Требования к урокам чтения........................................................................................................ 143 Задачи современного урока чтения............................................................................................ 144 Типология уроков чтения……………………………………............................................................ 144 Подготовка учителя к уроку чтения............................................................................................ 146 РАЗДЕЛ III. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ТЕОРИИ (ФОНЕТИКИ, ЛЕКСИКИ, МОРФЕМИКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЯ, ГРАММАТИКИ - МОРФОЛОГИИ И СИНТАКСИСА) ..................................................................................... 151 Глава 1. КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО «ШКОЛЬНОЙ ГРАММАТИКЕ» ..... 151 Глава 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» ..........................................................................153 Пути реализации воспитательной функции языка........................................... 154 Формирование языковых понятий................................................................. 155 Изучение закономерностей и структуры языка....................................................................... 158 Углубленное изучение русского языка................................................................................... 159 Развивающая роль теории языка.......................................................................................... 160 Глава 3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ................................................. 160 Языковой анализ как метод...........................................................161 Метод конструирования.............................................................................................................. 162 Сравнительно-исторический метод........................................................................................... 163 Наглядные методы....................................................................................................... 164 Метод рассказа учителя................................................................................................ 165 Эвристические, или поисковые, методы................................................................................. 165 Игра как метод......................................................................................................... 167 Коммуникативные методы.......................................................................................................... 168 Программированное обучение и компьютер...............................................................................168 Глава 4. УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ................................ 169 Роль учебника, его функции..................................................................................... 169 Требования к текстам в учебнике.................................................................................... 170 Типы учебников и пособий......................................................................................... 171 Виды работы учащихся по учебнику................................................................................ 173 Глава 5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ КУРСА. МЕТОДИКА ФОНЕТИКИ И ГРАФИКИ....... 174 Понимание функций произносительных единиц речи.......................................................... 174 Умения учащихся................................................................................................ 175 Процесс обучения. Методы, приемы...................................................................................... 176 Трудности фонетики и графики........................................................................................ 177 Глава 6. МЕТОДИКА ЛЕКСИКИ И СЕМАНТИКИ. МЕТОДИКА МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ...................................................................................... 177 Учебный процесс. Методические приемы. Трудности.............................................................. 179 Обобщения. Обратная связь.................................................................................... 181 Глава 7. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ................................................................. 182 Морфология. Части речи.............................................................................................. 182 Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение...................................... 183 Тема «Род имен существительных».............................................................. 184 Тема «Число имен существительных»............................................................................. 185 Тема «Склонение имен существительных»............................................................... 186 Глава 8. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ............................................................................. 190 Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных............................. 190 Тема «Род имен прилагательных» ................................................................................ 191 Тема «Число именприлагательных» ................................................................................ 192 Темя «Склонение имен прилагательных» ......................................................................... 193 Словообразование имен существительных и прилагательных............................................ 196 Глава 9. ГЛАГОЛ.............................................................................................................. 197 Лексическое и грамматическое значение глаголов.................................................................. 197 Тема «Время глагола». Прошедшее время................................................................. 199 Тема «Настоящее время глагола» .............................................................................. 199 Тема «Инфинитив». Неопределенная форма глагола................................................ 202 Тема «Будущее время глагола (простое и сложное)»................................................... 203 Знакомство с наклонениями и залогами глаголов..................................... 205 Словообразование глаголов........................................................................ 207 Глава 10. РАЗНЫЕ ТЕМЫ КУРСА МОРФОЛОГИИ............................................................ 208 Знакомство с местоимением...................................................................................................... 208 Знакомство с именами числительными...................................................................210 Знакомство с наречиями.................................................................................................. 211 Служебные части речи. Союзы. Предлоги......................................................... 211 Глава 11. СИНТАКСИС........................................................................... 212 Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе.......................................... 212 Предложения, их виды................................................................................................................. 213 Члены предложения. Словосочетания..................................................................... 216 Однородные члены предложения.......................................................................................... 217 Сложные предложения................................................................................................................. 218 Прямая и косвенная речь...................................................................... 219 РАЗДЕЛ IV МЕТОДИКА ПРАВОПИСАНИЯ (ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ)... 223 Глава 1. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ (XIX-XX вв.)............................................................................................................ 223 Грамматические основыобучения правописанию.................................................................. 223 Позиция К. Д. Ушинского............................................................................................... 224 Антиграмматическое направление................................................................................. 226 Глава 2. СВОЙСТВА РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ КАК ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ........ 227 Общее понятие................................................................................................................... 227 Алфавит...................................................................................................... 228 Графика................................................................................................................. 228 Орфография.................................................................................................... 229 Пунктуация................................................................................... 230 Принципы русской орфографии. Морфологический принцип................................... 230 Фонематический принцип................................................................................ 232 Традиционный принцип орфографии............................................................................... 233 Принцип дифференциации значений................................................................................ 234 Принцип фонетический.................................................................................... 234 Принципы пунктуации.................................................................................................................. 235 Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ..... 236 Орфограмма.............................................................................................. 236 Орфографическая зоркость...................................................................... 237 Правила правописания.................................................................................... 238 Мотивация орфографической работы............................................................ 240 Ступени формирования умений по орфографии...................................................................... 241 Речевой слух......................................................................................................... 243 Семантическая работа в усвоении правописания...................................................................... 243 Глава 4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ......................................... 244 Выбор методов...................................................................................................... 244 Языковой анализ и синтез............................................................ 245 Запоминание........................................................................................... 246 Решение грамматико-орфографических задач................................................................. 247 Алгоритмы........................................................................................................................ 249 Ступени сжатия алгоритма................................................................................ 250 Виды упражнений в правописании.................................................................................. 251 Имитативные упражнения (виды списывания)............................................................... 252 Виды диктантов................................................................................................................. 253 Грамматико-орфографическое комментирование............................................................. 254 Самостоятельное письмо, выражение мысли, его роль в правописании............................ 255 Глава 5. ИЗУЧЕНИЕ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ..................................................... 256 Классификация ошибок................................................................................................. 256 Диагностика и прогнозирование ошибок............................................................... 257 Исправление и предупреждение ошибок......................................................................... 258 Глава 6. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (ГРАММАТИКА И ОРФОГРАФИЯ)................................ 260 Общие требования к уроку............................................................................................... 260 Типология уроков русского языка.............................................................................. 261 Структурные компоненты уроков русского языка..................................................................... 263 Планирование уроков и подготовка к ним..................................................... 265 РАЗДЕЛ V МЕТОДИКАРАЗВИТИЯРЕЧИУЧАЩИХСЯ............................. 269 Глава 1. ОЧЕРК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ «ДАРА СЛОВА» В РУССКОЙ ШКОЛЕ XIX-XX вв....... 269 К. Д. Ушинский......................................................................... 269 Основные направления в методике развития речи........................................................... 270 Тенденции 60-х годов XX в. ....................................................................... 272 Глава 2. ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ................. 273 Речь и ее виды...................................................................................... 273 Речь имышление..................................................................................................... 274 Высказывание.............................................................................................................. 275 Типы речи (текста).............................................................................. 277 Теории строения текста.......................................................................................... 278 Факторы речевого развития человека.............................................................................. 280 Глава 3. КУЛЬТУРА РЕЧИ И МЕТОДИКА................................................... 281 Критерии культуры речи.................................................................................... 281 Глава 4. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ..................................................... 283 Имитативные методы....................................................................................................... 283 Коммуникативные методы...................................................................................................... 284 Метод конструировании.................................................................................... 286 Риторика в начальных классах....................................................................................... 288 Глава 5. УРОВНИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ...................................... 290 Уровень произносительный.................................................................................................... 290 Направления работы на произносительном уровне................................................................ 292 Уровень лексический (словарная работа) ............................................................................... 295 Грамматический уровень работы но развитию речи............................................................. 297 Глава 6. УРОВЕНЬ ТЕКСТА В РАЗВИТИИ РЕЧИ................................................. 300 Виды школьных текстовых упражнений..................................................................................... 300 Типология ученических работ и компоненты системы развития речи.................................. 302 Пересказы и изложения, их значение, цели и виды............................................................... 304 Методика изложений отдельных видов.......................................................... 305 Творческие пересказы и изложения........................................................................ 307 Глава 7. УРОВЕНЬ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ). УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ........... 309 Сочинение как самовыражение личности................................................................ 309 Подготовительные ступени к сочинению................................................................ 310 Исполнение, реализация подготовленного............................................................................... 313 Анализ детских сочинений....................................... 315 Глава 8. ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ СОЧИНЕНИЙ.......................................................... 317 Сочинения-миниатюры................................................................................................................. 317 Описание картины............................................................................................................. 318 Сочинения на литературные темы..................................................................................... 319 Сочинение сказок........................................................................................... 321 Сочинениянаосновеопытаинаблюденийучащихся.................................................. 322 Литературное творчество школьников..................................................................................... 323 Глава 9. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ, ИХ ДИАГНОСТИКА И ИСПРАВЛЕНИЕ......... 327 Типы и причины речевых ошибок.................................................................. 327 Характеристика лексических ошибок............................................................ 329 Морфологические ошибки.............................................................................. 330 Синтаксические ошибки........................................................................... 331 Логические и композиционные ошибки................................................................................. 332 Исправление и предупреждение речевых ошибок.................................................... 333 Глава 10. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ... 335 Типология организационных форм развития речи............................... 335 Язык, речь, ее развитие, языковая личность........................................................... 336 РАЗДЕЛ VI ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ..................................... 341 Задачи и формы внеурочной работы............................................................... 341 Языковые игры................................................................................................................. 342 Кружок русского языка..................................................................................................... 344 Ребенок дома....................................................................................... 344 Виды внеклассных занятий................................................................................................. 345 Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. − М.: Просвещение, 1979. МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА Предмет и задачи методики преподавания русского языка Русский язык как учебный предмет в начальных классах Принципы обучения родному языку Этапы исследования! Методики русского языка МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте Звуковой строй русского языка и его графика СОПОСТАВИТЕЛЬНО-КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (НА ИСТОРИЧЕСКИХ ПРИМЕРАХ) ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В ЕГО СОВРЕМЕННОМ ВИДЕ Общие черты метода ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Работа над звуками ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ Задачи обучения письму Характеристика современных шрифтов-прописей. Организационные и гигиенические условия обучения письму. Приемы обучения письму букв. Типичные графические ошибки учащихся. Элементы орфографии в период обучения грамоте Развитие речи учащихся на уроках письма. Требования к урокам чтения и письма. Типы уроков чтения и письма. Система уроков чтения и письма в период обучения грамоте. Особенности уроков в малокомплектной школе. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ МЕТОДИКА КЛАССНОГО ЧТЕНИЯ Воспитательное и образовательное значение уроков классного чтения. Задачи уроков чтения на современном этапе развития советской школы Качества полноценного навыка чтения и пути их совершенствования ИСХОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МЕТОДИКУ ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Процесс работы над художественным произведением в начальных классах Первичное знакомство с содержанием произведения (этап первичного синтеза) МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ИДЕЕЙ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ Методика чтения сказок Ознакомление школьников со сказкой как жанром. Методика чтения басен МЕТОДИКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКИ, ГРАММАТИКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И ОРФОГРАФИИ Из истории методики изучения грамматики в начальных классах Роль изучения родного языка для формирования у младших школьников элементов научного мировоззрения Лингвистическая основа обучения младших школьников русскому языку с учетом взаимосвязи всех его сторон Общая характеристика содержания начального обучения русскому языку Методика изучения основ фонетики и графики Ознакомление с особенностями звуков и букв, с гласными и согласными звуками. Мягкие и твердые согласные. Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие согласные и их обозначение на письме. Слог. Ударные и безударные слоги. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ Сущность грамматических понятий. Трудность их усвоения младшими школьниками. Процесс работы над усвоением понятий. Методические условия, обеспечивающие эффективное усвоение понятий. Грамматические и словообразовательные упражнения МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Система изучения имен существительных в начальных классах Ознакомление с числом имен существительных. СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Изучение рода и числа имен прилагательных Правописание падежных окончаний имен прилагательных СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ГЛАГОЛАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Последовательность изучения глагола. Последовательность изучения материала в III классе. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРЕДЛОГАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Работа над правописанием предлогов Ознакомление со смысловым значением предлогов и их синтаксической ролью Работа над предложением Ознакомление младших школьников с пунктуацией. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Урок русского языка РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ Задачи и пути развития речи младших школьников Требования к речи учащихся. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СЛОВАРЕМ Лексикология как лингводидактическая основа методики словарной работы Многозначность слова и омонимы. Фразеология СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ И ЗАДАЧИ ЕЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. УСТНЫЙ ПЕРЕСКАЗ И ПИСЬМЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Выборочный пересказ Пути повышения самостоятельности и творческой активности СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. УСТНЫЕ РАССКАЗЫ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ Виды устных сочинений Роль сочинений в воспитании школьников Тема сочинения и ее раскрытие Составление плана Подготовка к сочинению Анализ сочинений учащихся. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ Типы ошибок Исправление и предупреждение ошибок. В учебном пособии освещаются вопросы эффективности в обучении русскому языку в начальных классах. В нем получили отражение такие разделы: методика русского языка как наука, методика обучения грамоте, методика классного и внеклассного чтения, методика изучения грамматики и орфографии , развитие речи учащихся. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков |
Новое
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
- Учет расчетов с бюджетом