Главная - Инструменты и материалы
Павильон турецкая баня екатерининского парка. Екатерининский парк. Турецкая баня. Водоснабжение Царского Cела

Как известно, Украина считается одной из самых крупных стран в Европе. Ее территория располагается сразу в нескольких климатических зонах, в ней множество рек, а южное побережье омывают сразу два моря: Черное и Азовское.

А знаете ли вы, какова площадь Украины? Нет? Об этом и о многом другом речь пойдет в данной статье. Читатель узнает более подробно о том, как назывались регионы в прошлом, какими географическими точками на карте обозначены границы государства, а также познакомится с наиболее значимыми областями страны.

Раздел 1. Общая информация

Украина находится на востоке Европы и имеет общие границы с такими странами, как Польша, Румыния, Словакия, Молдова, Россия и Беларусь.

Свою независимость она обрела в августе 1991 года. На сегодняшний день столицей государства является город Киев.

Всего на территории государства проживает около 45 млн. человек. Имеется выход в Черное и Азовское моря. Основной водной артерией страны является река Днепр.

Официальная валюта - украинская гривна.

Раздел 2. Сегодняшняя площадь Украины и прежние названия регионов

В историческом прошлом земли современной Украины имели совсем другое территориальное деление. Областей тогда еще не существовало, а регионы носили совершенно другие названия. Приведем несколько примеров:

  • Бессарабия - это территория, большая часть которой расположена в Республике Молдова. В состав нынешней Украины вошел север (Хотынский район) и юг (Измайловский, Белгород-Днестровский районы).
  • Буковина - Черновицкая область.
  • Волынь - земли, состоящие из Волынской, Ровенской и части Тернопольской и
  • Галичина - часть Тернопольского региона, Львовская и Ивано-Франковская области.
  • Закарпатье (Закарпатская Украина) - Закарпатская область.
  • Подолье (укр. Поділля) состоит из Винницкой, Хмельницкой и части Тернопольской областей.
  • Полесье (укр. Полісся) - часть Житомирской области, Киевская и Черниговская области.
  • Таврия - земли бывшей состоящие из Крыма, нынешних Херсонской и Запорожской областей. Центром Таврии был город Симферополь.

Раздел 3. Географическое положение

Как уже было упомянуто выше, площадь Украины достаточно обширная. На первый взгляд, сложно даже представить, что длина границ с севера на юг - около 893 км, а с запада на восток - около 1320 км.

Крайняя северная точка страны находится в Черниговской области в селе Петровка, южная - в Крыму, на мысе Сарыч. Западной отметкой является село Соломоново в Закарпатской области, восточной - село Красная звезда в Луганской области. Географический центр страны расположен в возле небольшого города Ватутино. На сегодняшний день в этом месте стоит специальный стенд с надписью «Украина. Площадь страны и регионов». Каждый желающий может ознакомиться с данной достопримечательностью, сфотографироваться или же просто отдохнуть в этом месте в одном из многочисленных кафе, расположенных поблизости.

Данное государство занимает 5,6% Украины составляет 603,7 кв. м), а также считается самой большой из всех стран, расположенных полностью внутри Европы (к примеру, Франция имеет величину 547 тыс.кв. км). Общая протяженность морских рубежей составляет почти 1360 км, из них по Черному морю - 1057 км, по Азовскому - 250 км, а по Керченскому заливу - 49 км.

Раздел 4. Природа и климат

Согласитесь, площадь Украины в кв. км немалая, а значит и не столь удивительно, что в данном регионе наблюдаются различные виды климата и почв и, как следствие, представителей флоры.

Страна расположена на Восточно-Европейской равнине в зонах хвойных и смешанных лесов, степи и лесостепи. Для характерны черноземные почвы, севернее (в зоне смешанных лесов) преобладает серая лесная и дерново-подзолистая почва, южнее (в степях) распространены каштановые и темно-каштановые земли.

На сегодняшний день на Украине находится много природных заповедников. Самыми известными считаются Дунайский и "Аскания-Нова".

Формирование климата происходит под воздействием воздушных масс, приходящих с севера Атлантики. Меньшее влияние оказывают воздушные массы со стороны Северного Ледовитого океана. На изменение местного климата воздействует речная система, почва и растительность, различные сооружения и т.д.

Украина находится в основном в поясе умеренно-континентального климата, исключением является только южное для которого характерен субтропический климат.

По мнению специалистов, в этом государстве основными климатообразующими факторами являются следующие: направление и сила воздушных потоков, атмосферное давление и осадки, температура воздуха.

Зима умеренно холодная, а лето теплое и сухое.

Раздел 5. Водные ресурсы

Территория (площадь) Украины омывается на юге водами Черного и Азовского морей. Первое соединяется со многими морями и имеет выход к океану. Благоприятный климат Черного и Азовского морей делает побережья одними из лучших мест для курортного отдыха.

На Украине насчитывается свыше 70 тыс. рек и около 20 тыс. водоемов. Река Днепр является крупнейшей не только в государстве, но и в Европе в целом. По ее течению сооружены водохранилища гидроэлектростанций, решающие проблемы водоснабжения многих регионов.

Другие крупные речные системы - Днепровская, Днестровская, Дунайская и т.д. Украина, площадь территории которой составляет 600 кв.км, на самом деле проблем с водой как для питья, так и для орошения почв не испытывает.

Раздел 6. Самая маленькая область страны

Черновицкую область, находящуюся на юго-западе Украины, называют Буковиной. И такое имя было дано совсем не случайно, ведь на этих землях растут буковые деревья.

Ее площадь составляет всего 8,1 тыс.кв. км, население - 904 тыс. человек. Запад области занимают карпатские склоны высотою до 1500 метров. Река Днестр разделяет регион на две части.

Административный центр Буковины - Черновцы, которые расположены на Этот город считается культурным центром Западной части Украины, в нем провели свою жизнь известные деятели многих национальных культур.

Первое упоминание о поселении города Цецин (нынешние Черновцы) относится к концу XIV в. Город находился на пересечении торговых путей и был известен своими ярмарками. После захвата Молдавии Османской империей произошло деление земель на христианский и мусульманский миры. В период XVI-XVIII вв. город постоянно подвергался разорению. Новый расцвет Буковины начался только после вхождения в 1775 г. в состав Австро-Венгерской империи. Архитектурные сооружения на улицах города до сих пор напоминают о том периоде.

Раздел 7. Самая крупная область в государстве

Основная территория Одесской области находится на Причерноморской низменности, на севере расположены предгорья Подольской возвышенности, а восточные и юго-восточные стороны омываются Черным морем. На западе регион граничит с Молдовой, на юго-западе - с Румынией, на севере - с Винницкой и Кировоградской областями, а на востоке - с Николаевской.

Рассказ о том, какая площадь Украины, был бы невозможен без упоминания об этой области. Тут протекает около 200 рек, хотя многие из них летом пересыхают. Крупные используются для судоходства, орошения и создания гидроэлектростанций (Днестр, Дунай). В приморской зоне имеется много пресноводных и соленых водоемов. К крупным заливам относятся следующие: Куяльницкий, Днестровский и т.д.

Климат умеренно-континентальный, лето жаркое, а зима мягкая и малоснежная. Юг области подвержен сильным ветрам, суховеям и засухам.

Раздел 8. Донецкая - самая густонаселенная область

В состав Донецкой области входит 18 районов. На площади в 25,6 тыс. кв. км проживает около 5 млн. населения. На 1 кв. км приходится 173,4 человека, что превышает плотность населения в Киевской и Одесской областях. Областной центр -город Донецк. Это крупнейший промышленный узел Украины, в котором размещены основные предприятия и шахты.

Кроме этого, в области имеются свои достопримечательности. В Артемовском районе -известная соляная шахта, а в Славянском районе - крупнейший дендропарк. Здесь же стоит Святогорский мужской монастырь.

Павильон «Турецкая баня» в Пушкине (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В сердце Екатерининского парка, с южной стороны Большого пруда, расположено необычное здание. Оно разительно отличается от остальных строений: пышных, горделивых памятников эпох барокко и классицизма. Павильон «Турецкая баня» будто сошел со страниц восточной сказки - простые изящные линии, опалово-розовая окраска стен, воздушные пропорции купола и увенчанная полумесяцем золоченая игла минарета.

Почему «Турецкая баня», а не «Турецкая мечеть»? Дело в том, что павильон был возведен в память о русско-турецкой войне 1828-1829 гг. Турки же в то время имели неприятную привычку: устраивали бани в захваченных храмах чужих религий. Император Николай, считавший себя защитником всех православных христиан, назначением и формой нового павильона не только напоминал о победах русского оружия - это был прозрачный намек на будущую судьбу Блистательной Порты.

Архитектор И. А. Монигетти, лично бывавший в Адрианополе, в основу проекта положил наброски тамошней мечети. Для усиления пропагандистского эффекта во внутреннем убранстве использовали подлинные мраморные колонны, украшения и барельефы из личной бани турецкого султана (его адрианопольская резиденция в свое время была захвачена русскими войсками, и элементы декора вывезли в Петербург в качестве трофея).

Уже на стадии проекта архитектор столкнулся с типичными для николаевской России трудностями - засильем бюрократии и хронической нехваткой денег. Монигетти предполагал соорудить настоящую, роскошную турецкую баню-хамам: с Кофейной, Диванной, Раздевальней, Горячей, Большой и Малой банями с разной температурой воды. Смета была рассчитана на 38 000 рублей, но Николай I оценил имперское величие куда скромнее - в 30 000 и ни копейки сверху. Чтобы вписаться в скудный бюджет, Монигетти пришлось отказаться от первоначальной идеи и превратить павильон в холодную купальню - сейчас лишь умывальные чаши с кранами для горячей и холодной воды напоминают о былом замысле.

Хотя «Турецкая баня» - самый молодой павильон в Екатерининском парке, его интерьер - один из самых старых. Часть адрианопольских украшений в комнате с бассейном и золоченым фонтаном относится к 16 веку.

На внутреннюю обстановку было выделено всего 4000 рублей. Чтобы уложиться в скромную сумму, Монигетти пришлось лично ехать в Москву и закупать «мелочные вещи к омеблировке» в действующих турецких банях. Полностью отделка была завершена в 1853 г. - до поражения России в Крымской войне оставалось меньше десятилетия.

В последние годы империи никому не нужный павильон тихо ветшал, пока в 1917 г. не был законсервирован. Во Вторую мировую павильону тоже досталось: он получил несколько попаданий снарядов. После косметического ремонта «Турецкую баню» превратили в подсобку при лодочной станции, мраморный интерьер закрыли слоем краски.

В 2006 г. началась полная реставрация памятника. Здание воссоздали буквально из руин - минарет разобрали, пронумеровав кирпичи, затем сложили заново. Усилили фундамент павильона, восстановили инженерные коммуникации. В теплое время года «Турецкая баня» вновь принимает посетителей: возрожденные комнаты служат музейными залами, в них выставляются экспонаты из фондов Царского села.

Практическая информация

Как добраться: полную информацию об адресе Екатерининского парка, доступном транспорте, часах работы и стоимости билетов вы можете найти на странице «Екатерининский парк в Пушкине ».

Павильон находится в пейзажной части парка, на западном берегу Большого пруда.

В 1848 году, начинаются работы по сооружению Турецкой бани. В середине 1840-х годов задание на создание проекта павильона «в турецком вкусе» для Екатерининского парка в память о победоносной войне России с Турцией 1828–1829 годов и о мире, заключенном в Адрианополе, получает К.И. Росси. В то время архитектору уже около 70 лет, интерес к его творчеству давно прошел, и ему поручаются второстепенные заказы. Павильон в мавританском стиле никак не мог сочетаться с творческим характером Росси, художника, создавшего в русской архитектуре собственный стиль, определивший лицо Петербурга.


Архитектор воспользовался зарисовками адрианопольских сооружений, сделанными в 1829 - 1830 годах по распоряжению Николая I К.Седжером и А.Дезарно и почти полностью повторил один из них в своем варианте. Проект Росси был отклонен, и в феврале 1848 года его рисунки пересылаются И. Монигетти () с тем, чтобы он тоже составил проект таковой бани, с употреблением для сего привезенных из Адрианополя мраморных украшений подобной бани». Имеются ввиду мраморные детали отделки павильонов в саду султанского дворца Эске-Сераль - киосков султана и султанши, вывезенных в качестве трофеев русско-турецкой войны из Адрианополя.
Проект, созданный молодым архитектором, был утвержден в апреле 1850 года, и с этого времени в течение двух лет строительство павильона осуществлялось под руководством архитектора Комуцци, получившего подряд на работы.


По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка.
Турецкая баня (Турецкая ванна) представляет собой маленькую мечеть с золоченым куполом и минаретом, увенчанным шпилем с полумесяцем.


Сооружение павильона было задумано на мысе (что потребовало сложных работ по укреплению берега), вдающемся в Большой пруд так, что три фасада бани выходят на озеро.


Интерьеры этого павильона дошли до нас только в подробном описании: «Турецкая баня внутри великолепно отделана в мавританском стиле. При входе маленькие сени ведут в раздевальню; стены ее в нижней части покрыты разноцветной мраморной мозаикой, а в верхней части украшены лепкой и живописной орнаментацией; каскадный фонтан устроен в нише, отделяющей раздевальню от мыльни; ниша резная из олонецкого мрамора с позолотой, которая вообще обильно применена во всей отделке; мыльня имеет верхний свет и такую же орнаментировку, как раздевальня; в стенах вделаны две мраморные чаши с кранами для теплой и холодной воды. Отсюда арка ведет в круглый зал с куполом; иллюминаторы пропускают ровный рассеянный свет; среди зала беломраморный бассейн с раскрашенным и позолоченным фонтаном; на стенах две чаши с водой; над ними мраморные резные стенки с древними надписями; с одной стороны зала, отделенный колоннами альков; в нем мраморный чешуйчатый каскадный фонтан с богато орнаментированной мраморной спинкой; другая арка ведет в небольшой, почти темный, шестигранный покой с двумя мраморными чашами; все полы мраморные; стены частью природного, частью искусственного мрамора».


Помимо нарядной отделки интерьеры павильона были пышно убраны «византийскими» вещами, а также мебелью и светильниками, изготовленными по рисункам Монигетти.
В первые годы Турецкая баня использовалась по своему прямому назначению, однако в дальнейшем она превратилась в павильон, где можно было приятно отдохнуть.
После 1917 года павильон был законсервирован в связи со значительными повреждениями, и после проведения реставрационных работ в 1939 году до 1941 года был открыт «как музей».


Во время Великой Отечественной войны Турецкая баня была значительно разрушена попавшей в нее бомбой.
Реставрационные работы начались практически сразу после окончания войны, но к 1953 году были полностью восстановлены только фасады, сами помещения павильона начали использовать как складские.
В 80-х годах здесь располагалась лодочная станция.


Реставрационные работы начались в 2003 году и шли в течении 10 лет.


В настоящий момент павильон Турецкая баня функционирует в качестве музея.


Информация частично взята с
сайта проекта "Энциклопедия Царского Села"

Руины Баболовского дворца


Баболовская чаша


Мост-плотина


Баболовский парк


Баболовский дворец

Во времена правления дома Романовых в Царскосельском и Баболовском парках насчитывалось семь отдельно стоящих банных зданий, каждое из которых было возведено в неповторимом архитектурном стиле. Почти не осталось сведений о так называемой «старой бане», которая располагалась на месте нынешнего церковного флигеля и была разобрана при перестройке дворца. Не сохранилась и деревянная купальня архитектора Джакомо Кваренги, с огромным бассейном для обучения плаванию царских детей и внуков. Здание настолько сильно пострадало во время Великой Отечественной войны, что его решили не восстанавливать. По сей день среди руин дворца-дачи светлейшего князя Г. А. Потёмкина в Баболовском парке стоит недостроенная мыльня с 48-тонной Царь-ванной из цельного куска гранита, предназначенной для купания Екатерины II в козьем молоке. Стены мыльни возводили над уже установленной ванной, но из-за технических просчётов, проект так и не был полностью осуществлён.

Четыре бани императорского банного комплекса


«Верхняя ванна»


«Нижняя ванна»


«Холодные бани»


Турецкая баня

Из императорского банного комплекса сохранились лишь четыре бани: «Верхняя ванна» или «Мыльня Их Высочеств» (1777—1779 гг.), «Нижняя ванна» или «Кавалерская мыльня» (1778—1779 гг.), проект которых принадлежит придворному архитектору И. В. Неелову, римские термы шотландского архитектора Ч. Камерона, которые называют «Холодными банями» (1780—1785 гг.), и Турецкая баня, построенная обрусевшим архитектором И. А. Монигетти (1850—1852 гг.).

Водоснабжение Царского Cела


Виттоловские канал и пруд


Виттоловские канал и пруд


Шапельный грот (1828). Виттоловский водовод


Таицкий водовод


Таицкий водовод

Главным врагом осуществления проектов была сама природа, ведь Екатерининский парк и прилегающие территории были очень бедны водой. Долгое время дворцовый комплекс снабжался из Виттоловского водопровода, но чем больше строений появлялось, чем больше прудов придумывала императрица в своём парке, чем больше придворных выезжало в летнюю резиденцию, тем острее вставал вопрос водоснабжения. И речь о строительстве бань и купален, для которых требовалась специальная система труб, колодцев и насосных станций, даже не велась. В 1773 году в Царском Селе началось строительство нового водопровода с забором воды в реке Тайцы и Таицких ключах. Работы велись почти 14 лет, однако Таицкий водопровод уже в скором времени позволил начать возведение двух новых бань для нужд членов императорской семьи и их придворных. Их называли «Верхняя и нижняя ванны», они были созданы по проекту Ильи Васильевича Неелова.

«Верхняя ванна» или «Мыльня Их Высочеств»


Верхняя ванна


Купальня Цесаревича Павла Петровича в Старом саду


План Верхней ванны, 1777 год


Роспись купола Верхней ванны


Роспись купола Верхней ванны

В глубине Старого Голландского сада над гладью Зеркального пруда парит дивно лёгкий и изящный светло-жёлтый павильон, который настолько удачно вписан в окружающий пейзаж, что кроме как шедевром классицизма, называть его не хочется. Однако в царские времена здание это имело самое простое бытовое назначение. Это Мыльни их Высочества, то есть баня для ближайших родственников императора, которую построили в 1777—1779 гг. взамен старого банного дворцового флигеля. Архитектор Илья Неелов только что вернулся из Италии, где был избран членом Болонской Пио-Клементинской Академии, поэтому в ранних своих работах он руководствовался «простотой, изяществом и достоинством» классической итальянской архитектурной школы. За неброскими архитектурными фасадами без вычурного декора спрятан роскошный и очень функциональный интерьер. Все стены бани были расписаны известным художником-декоратором Алексеем Бельским по мотивам фресок Золотого дома императора Нерона: античный мир, утопающий во фруктах и цветах. Главным центральным помещением павильона является восьмиугольный зал для отдыха, по стенам которого расположены двери в сени, раздевальню, парную, мыльную, котельную и комнату с бассейном. Инженерное оборудование для подачи, подогрева и сброса воды в царской бане использовалось только самое передовое. Вода поступала из строящегося Таицкого водопровода, она считалась целебной и особенно подходящей для банных процедур. Здесь же появилась одна из самых первых в российской империи ванн, ведь именно в период царствования Екатерины Великой в обиход вошло не только слово «ванна», немецкого происхождения, но и мода «ванну принимать». Несколько лет подряд «Верхней ванной» пользовалась сама императрица, а затем её внуки — Александр и Константин. Инженерная начинка здания несколько раз реконструировалась и совершенствовалась, пока в 1911 году Николай II не распорядился приспособить Мыльню «под помещения, учреждённого с высочайшего соизволения в музей памяти 200-летия Царского Села».

«Нижняя ванна» или «Кавалерская мыльня»


Нижняя ванна


Аллеи террасы Верхнего сада и Нижняя ванна


План Нижнней ванны, 1778


Нижняя ванна, 1911



Экспозиция павильона Нижняя ванна


Экспозиция павильона Нижняя ванна

Вторым архитектурно-инженерным произведением Ильи Неелова в Екатерининском парке является здание Кавалерской мыльни или Нижней ванны, которая была предназначена для придворных дам и кавалеров. Павильон, исполненный в виде классических римских терм, умело спрятан за листвой деревьев, сбоку от центральной аллеи парка. Семь цилиндрических помещений, объединённых центральным куполом, с двумя прямоугольными входами — отдельно для дам, отдельно для кавалеров, ибо, по приказу императрицы и постановлению Сената, совместные омовения в банях были запрещены. Внутри здание объединяла только центральная общая зала с огромной ванной, в которой можно было плавать. А в остальном помещения были строго поделены на мужскую и женскую: две раздевальни, две парные, и даже котельных было две. Вода поступала в Кавалерскую мыльню также из самотечного Таицкого водопровода. Специально для этих целей из Каскадного канала был проложен деревянный отвод, который переходил в оловянные водопроводные трубы, по ним вода поступала в водогрейные котлы и краны. «Нижнюю ванну в Царском селе обслуживал целый штат: парильщики, банщики, дровотаски и истопники. Дрова для бани заготавливали зимой и сушили два года под проветриваемым навесом. Дрова использовали только для печей и каминов Нижней ванны. Водогрейные котлы топились высококачественным кардиффским углём, который активно импортировали из Великобритании» . Этот небольшой банный комплекс придворные активно использовали вплоть до революции 1917 года.

«Холодные бани»


Холодные бани, Г. К. Чарлз Камерон


Ротонда (Купольный зал), Агатовые комнаты


Купальный зал. Бассейн с балюстрадой. Фото 30-х годов


«Пандус» - спуск из Висячего сада в Екатерининский парк


А. Тон. Камеронова галерея. Литография

А для личного их Императорского Величества пользования в 1780 году Екатерина Вторая утверждает в работу проект бани «как у римских императоров», архитектора Чарльза Камерона. Он обратил на себя внимание русской Императрицы, благодаря фундаментальному труду о римских термах, полностью проиллюстрированному самим автором. Он был приглашён в Царское Село, чтобы создать дворец «ни слишком велик, ни слишком мал» , в котором расположилась бы личная купальня Екатерины и который воплощал бы в себе «резюм славного века Цезарей, Августов, Цицеронов, Меценатов» .

В результате рядом с главным дворцом Царского села появились величественные «Термы Камерона» — настоящий миниатюрный дворцовый комплекс в античном стиле, который, помимо холодной бани, включал в себя висячий сад, крытую прогулочную галерею и анфиладу покоев для отдыха, которые известны под названием «Агатовые комнаты». Здание Холодных бань, состоящее из двух этажей, соединяло в себе дух древности и возрождения. Массивный первый этаж из грубого камня, «как будто изъеденного ветрами и дождями» , с широкими арками и колоннами воплощал в себе мир древних богов и атлантов. А верхний этаж, лёгкий и ажурный, с изящными статуями в нишах и коваными решётками ложных балкончиков, являл Ренессанс. Весь первый этаж здания занимали различного вида банные помещения и купальни для омовения и отдохновения, причём назывались они на латинский манер. Купальный зал с оловянным бассейном для плавания в прохладной воде — фригидарий, помещение с ванной для купания в тёплой воде — тепидарий, кальдарий — маленькая, очень горячая парильня. Императорская мыльня включала в себя опочивальню, отдыхательную комнату, комнату для массажа, а также, по личному распоряжению Екатерины, здесь была встроена настоящая русская парная баня, для создания которой пригласили всё того же Илью Неелова. Был здесь и гипокауст — небольшое тёмное помещение без окон, куда входили работники, следившие за разными температурными режимами в комнатах здания, ведь именно здесь нагревалась вода. Вода для бань накапливалась в специальном колодце и подавалась насосами в гипокауст по системе свинцовых труб, проложенных под висячим садом. Затем она нагревалась в трёх разных сосудах до трёх разных температур и поступала через цистерны в три разных помещения уже прохладной, тёплой и очень горячей. Для стока отработанных вод из всех помещений сразу была специально изготовлена труба большого диаметра, которую проложили под Цветочным садиком и по склону направили в сторону одного из каналов. По всему зданию подавался подогретый воздух по каналам, расположенным в стенах. Сами помещения отапливались печами и каминами, которые Чарльз Камерон разрабатывал лично. А для того, чтобы в помещениях не накапливалась лишняя вода и конденсат, в каждой комнате была поставлена «машина для растворения окна» , которая работала как примитивная вентиляция. Камерон старался максимально учесть технические и эстетические особенности римских терм, а также совместить их с надёжным инженерным оборудованием, а также изысканным и подчёркнуто пышным убранством, насколько это позволяла смета. «Мы с мастером Камероном мастерим здесь, в Царском Селе, сад с террасами, с банями внизу и галереей наверху. Это будет прелесть» , — писала Екатерина. Работы были полностью закончены за два года до её смерти.. Проект создал молодой архитектор И. А. Монигетти, который был принят на должность главного архитектора Императорских царскосельских дворцов.

В 1848 году новый главный архитектор представил императору вариант банного павильона, решённого в стиле турецкой мечети с минаретом. Основой для проекта стала собственная акварель Монигетти, на которой он изобразил ту самую адрианопольскую мечеть, мрамор из которой был доставлен в царскую резиденцию под Петербургом. А место для будущей бани выбрал лично император. В представленном проекте под большим куполом располагался хаммам, из которого по переходам можно было пройти к ещё двум банным помещениям. Для нагревания в них воды до разных температур предполагалось создать специальный резервуар с водой и топку. В хаммаме горячий пар должен был естественным образом образовывать капли, стекающие по стенам. 30 апреля Монигетти получил «Высочайше утверждённый план с означением на оном карандашом места, на котором должна быть построена Турецкая ванна» . Почти два года ушли на подготовку береговой линии, где грунт был слишком слаб для будущего фундамента. Земля вдоль укреплённой кромки была вынута на трёхметровую глубину и залита слоями бетона со щебнем. «Работы по сей ванне произведены с надлежащею прочностью и чистотою, а внутренние украшения с особенною изящностию из лучших материалов, согласно смете и утвержденному проэкту» ещё два года спустя засвидетельствовала приёмная комиссия Министерства императорского двора. Центральное помещение украсил мраморный бассейн с позолоченным фонтаном. В стене журчал вмонтированный каскадный фонтан. Водопроводная система холодной и горячей воды была подведена во все помещения мыльни, однако исполнена баня была без отопления! Документальных свидетельств причины такого решения не сохранилось, Турецкая баня в Царском Селе никогда не использовалась по назначению. К концу 1853 года Николай I закончил выбирать предметы мебели и украшений, а также «мелочных вещей к омеблировке Турецкой бани» . После чего изящный павильон превратили в комнаты отдохновения над водами Большого озера.


Мраморный (Палладиев) мост

Царскосельский банный комплекс по сей день является, пожалуй, самым дорогим и изысканным в мире, построенным для личного пользования одной семьи. Он стал также и своеобразным памятником передовой архитектуры и инженерии своего времени.

В 1848 году, начинаются работы по сооружению Турецкой бани. В середине 1840-х годов задание на создание проекта павильона «в турецком вкусе» для Екатерининского парка в память о победоносной войне России с Турцией 1828–1829 годов и о мире, заключенном в Адрианополе, получает К.И. Росси. В то время архитектору уже около 70 лет, интерес к его творчеству давно прошел, и ему поручаются второстепенные заказы. Павильон в мавританском стиле никак не мог сочетаться с творческим характером Росси, художника, создавшего в русской архитектуре собственный стиль, определивший лицо Петербурга.


Архитектор воспользовался зарисовками адрианопольских сооружений, сделанными в 1829 - 1830 годах по распоряжению Николая I К.Седжером и А.Дезарно и почти полностью повторил один из них в своем варианте. Проект Росси был отклонен, и в феврале 1848 года его рисунки пересылаются И. Монигетти (http://basilius3.livejournal.com/13618.html) с тем, чтобы он тоже составил проект таковой бани, с употреблением для сего привезенных из Адрианополя мраморных украшений подобной бани». Имеются ввиду мраморные детали отделки павильонов в саду султанского дворца Эске-Сераль - киосков султана и султанши, вывезенных в качестве трофеев русско-турецкой войны из Адрианополя.
Проект, созданный молодым архитектором, был утвержден в апреле 1850 года, и с этого времени в течение двух лет строительство павильона осуществлялось под руководством архитектора Комуцци, получившего подряд на работы.


По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка.
Турецкая баня (Турецкая ванна) представляет собой маленькую мечеть с золоченым куполом и минаретом, увенчанным шпилем с полумесяцем.


Сооружение павильона было задумано на мысе (что потребовало сложных работ по укреплению берега), вдающемся в Большой пруд так, что три фасада бани выходят на озеро.


Интерьеры этого павильона дошли до нас только в подробном описании: «Турецкая баня внутри великолепно отделана в мавританском стиле. При входе маленькие сени ведут в раздевальню; стены ее в нижней части покрыты разноцветной мраморной мозаикой, а в верхней части украшены лепкой и живописной орнаментацией; каскадный фонтан устроен в нише, отделяющей раздевальню от мыльни; ниша резная из олонецкого мрамора с позолотой, которая вообще обильно применена во всей отделке; мыльня имеет верхний свет и такую же орнаментировку, как раздевальня; в стенах вделаны две мраморные чаши с кранами для теплой и холодной воды. Отсюда арка ведет в круглый зал с куполом; иллюминаторы пропускают ровный рассеянный свет; среди зала беломраморный бассейн с раскрашенным и позолоченным фонтаном; на стенах две чаши с водой; над ними мраморные резные стенки с древними надписями; с одной стороны зала, отделенный колоннами альков; в нем мраморный чешуйчатый каскадный фонтан с богато орнаментированной мраморной спинкой; другая арка ведет в небольшой, почти темный, шестигранный покой с двумя мраморными чашами; все полы мраморные; стены частью природного, частью искусственного мрамора».





Помимо нарядной отделки интерьеры павильона были пышно убраны «византийскими» вещами, а также мебелью и светильниками, изготовленными по рисункам Монигетти.
В первые годы Турецкая баня использовалась по своему прямому назначению, однако в дальнейшем она превратилась в павильон, где можно было приятно отдохнуть.
После 1917 года павильон был законсервирован в связи со значительными повреждениями, и после проведения реставрационных работ в 1939 году до 1941 года был открыт «как музей».


Во время Великой Отечественной войны Турецкая баня была значительно разрушена попавшей в нее бомбой.
Реставрационные работы начались практически сразу после окончания войны, но к 1953 году были полностью восстановлены только фасады, сами помещения павильона начали использовать как складские.
В 80-х годах здесь располагалась лодочная станция.




Реставрационные работы начались в 2003 году и шли в течении 10 лет.



В настоящий момент павильон Турецкая баня функционирует в качестве музея.









 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS