Главная - Полы
План-конспект занятия (8 класс) на тему: занятие толерантность

Приложение 3 – Серия игр, упражнений для развития толерантности на уроках православной культуры

Игровая экспресс-диагностика «Проявляешь ли ты толерантность?»

По материалам газеты «ДОГ»

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.

1. Для того, чтобы не было войны...

а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) Нужно понимать, почему они происходят.

2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...

а) Это тебя не интересует.

б) Ты хочешь узнать об этих героях.

3. Ты противостоишь насилию...

а) Насилием.

б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.

4. Один товарищ тебя предал...

а) Ты мстишь ему.

б) Ты пытаешься объясниться с ним.

5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...

а) Ты об этом услышал и забыл.

б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.

6. Ты не согласен с кем-то...

а) Ты не даешь ему говорить.

б) Ты все-таки слушаешь его.

7. В классе ты уже ответил...

а) Тебе хочется отвечать еще.

б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.

8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...

а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.

Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.

Упражнения-миниатюры для развития толерантности

Упражнение «Ручки»

объединиться по парам (объединение задает учитель)

удерживаю ручки только указательными пальцами выполнять указания учителя:

сесть, встать, присесть на одной ноге и т.д.

на следующем этапе это же упражнение выполняется в тройках, четверках и т.д.

Упражнение «Меняются те, …»

В течение урока учитель говорит: «Прошу поменяться местами тех, кто…»

Варианты:

Сейчас смотрел в окно

У кого нет ко мне вопросов. И т.д.

Упражнение «Я плюс ты наоборот»

Заполнить табличку

  1. Напиши пожелание хорошему человеку

Упражнение «Молекулы»

Все встают и начинают хаотично передвигаться по классу. По команде учителя необходимо объединиться в группы по одному, двое и т.д.

Упражнение «Ворота пожеланий»

по принципу игры «Ручеек»

Каждому кто идет через импровизированные ворота нужно сказать какое-нибудь пожелание.

Упражнение «Правила урока»

На нашем уроке действуют правила:

  1. Уважительное отношение друг к другу;
  2. Когда один говорит остальные молчат (уважение к говорящему);
  3. Нет правильного и неправильного мнения, есть мнение говорящего.
  4. Обращение друг к другу по именам.

Упражнение «Поздоровайся локтями».

Время: 3 мин.

  1. Ученики стоят в кругу.
  2. Предложите всем рассчитаться на «один – четыре» и сделать следующее:
  • каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;
  • каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
  • каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в сторону;
  • каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в сторону).
  1. Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 1 минута. За это время они должны поздороваться как можно большим числом учеников класса, просто коснувшись друг друга локтями.
  2. Через 1 минуту соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.

Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.

Упражнение «Воображаемый мяч».

Соглашение с инициативой других.

Время: 5 мин.

Подготовка: Ученики свободно стоят в кругу.

1. Ознакомление учеников с целями упражнения. Объяснение, что это типичная командная игра, успех которой зависит от того, насколько игроки смогут сосредоточиться, настроиться на других, поддерживать чужую инициативу и проявить собственную активность.

2. Из учеников назначается игрок № 1. Дается следующая инструкция: «Чтобы начать игру, игрок № 1 перебрасывает кому-нибудь воображаемый мяч. Так как настоящего мяча у нас нет, игрок № 1 должен представить, о каком мяче идет речь. Вес, размер, форма и материал мяча подскажут, как его нужно кидать и ловить. Игрок № 1 должен назвать имя того, кому будет кидать мяч, и сказать, о каком мяче идет речь». Например: игрок № 1 встречается глазами с игроком № 2, произносит его имя и говорит перед броском: « Футбольный мяч» или «Шарик для пинг-понга»

3. Второй игрок ловит мяч так, как если бы он был настоящим, и готовится бросать (передавать) сам. Он должен изменить вид предмета. Может быть, у второго игрока появится желание покатить игроку № 3 шар для боулинга или же бросить легкий надувной шарик.

4. Когда игроки бросают или ловят мяч, они должны задействовать все свое тело. Вид мяча определяет, как мы движемся, действуем и реагируем. Группа играет примерно 5 минут.

Упражнение «Я тоже».

Наблюдение за собой и другими. Время: 5 мин.

1. Ученики класса произвольно стоят в кругу. В центре комнаты должно оставаться свободное место. Там встает первый доброволец, он будет ведущим в данной игре.

2. Ведущий внимательно наблюдает за сидящими вокруг него людьми. Он должен какую-то присущую некоторым игрокам (и бросающуюся в глаза) общую деталь, но не называть ее вслух, а произнести лишь имена людей, к которым она относится, и попросить их встать рядом с собой.

3. Оставшиеся участники должны определить, что же сходное есть во всех вызванных в середину круга людях.

4. Тот, кто догадывается первым, становится новым ведущим и выходит на середину. Все остальные садятся обратно на пол.

Примечание: сначала общей чертой может быть какая-то характерная деталь внешности игрока: элемент одежды, цвет глаз, волос и т. д. Постепенно принцип отбора может усложняться: в центр комнаты выходят только женщины, только смешливые игроки, только те, чье имя содержит определенную гласную и т. д.

Упражнение «Передача ритма».

Настройка на группу.

1. Учащиеся стоят в тесном круге.

2. Участники легко держат друг друга за руки.

3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.

4. Дается инструкция: «Сжатые руки – сигнал, который мы будем использовать в упражнении. Упражнение начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше».

5. Когда первый раунд завершен, можно предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду темп слегка ускоряется.

6. В заключении участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.

Вариант: можно вслед за первым рукопожатием отправить второе. Это побудит группу еще больше сконцентрироваться.

Упражнение «Круг доверия»

Уважительное отношение к другим.

1. Группа выстраивается в большой круг. Участникам предлагается закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу.

2. Участники должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. Совершенно очевидно, что в середине круга возникнет порядочная толкотня, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в медленном темпе.

3. Когда группа учеников успешно справится с заданием, в следующий раз можно повторить упражнение, попытавшись двигаться немного быстрее. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходится быть. Участники должны быть предельно внимательны, чтобы никто не ушел домой в синяках.

Примечание: это упражнение доказывает, что по жизни можно идти по-разному (вовсе не обязательно во что бы то ни стало пробиваться, расталкивая всех на своем пути), что люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего, отнесутся к вам также, что не обязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных.

Упражнение «Картина»

Умение прислушиваться к своим ощущениям и настраиваться на другого. Время: 2-3 мин.

1. Ученики делятся на пары. Партнеры самостоятельно решают, кто из них будет А, а кто – Б. в первом раунде Б становится за А и пальцем «рисует» на его спине отдельные буквы. Игрок А должен угадывать их. При этом глаза А закрыты. Желательно также, чтобы на игроках не было толстых жакетов или пуловеров.

2. Если А с легкостью отгадывает буквы, игрок Б может писать простые слова и даже короткие фразы. Игроку А необходимо сконцентрироваться. Он может попросить партнера, чтобы тот, когда слово заканчивается нажимал чуть сильнее. На выполнение задания отводится 2-3 минуты.

Варианты: можно заранее подготовить карточки с буквами, словами, геометрическими фигурами, которые будут даваться «художникам». Упражнение можно провести, разделив класс на равные команды. Каждая получает задание восстановить и озвучить краткую фразу. Которая по одному слову «записывается» на спинах игроков.

Упражнение «Мир без тебя»
Учитель. Представьте, что у меня есть волшебные гигантские очки, которые помогают увидеть в человеке только хорошее, даже то, что он иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки, выйду в центр круга и посмотрю через стекла очков на кого-нибудь из вас: Мир без тебя, (имя ребенка), был бы неинтересен, потому что ты... А теперь ты, (ИМЯ ребенка), примерь волшебные очки, посмотри на ребят и постарайся увидеть в ком-нибудь как можно больше хорошего, может быть даже то, чего раньше не замечал.
Так каждый ученик примеривает очки.

Упражнение «Завершение урока»
Учитель. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу... другой человек есть радость для тебя... Окружающий мир есть радость для тебя... Ты всегда радость для другого... Береги себя и другого береги... Уважай, люби всё, что есть на земле, - это чудо! И каждый человек - это чудо!

Упражнение «Похвались соседом»
Учитель. Сегодня мы будем хвалиться, хвастаться своим соседом (соседкой) справа. Посмотрите внимательно на своего соседа или соседку. Подумайте, какой он (она), что умеет делать, что у него (у нее) хорошо получается. Я начну: Мой сосед справа, Дима, - самый замечательный сосед на свете. Он умеет рассказывать увлекательные истории. Мне очень повезло с соседом!” Теперь очередь Димы хвастаться своим соседом .

Упражнение «Железнодорожный состав»

Учитель. Представьте себе, что мы железнодорожный состав, мы и есть одно целое, от нашего единства зависит результат нашей работы. Если одно из звеньев выпадает, движение «паровоза» приостанавливается - работа осложняется.

Упражнение «Ветер в ивах»
Это упражнение проводится, если ребят, уже более или менее доверяющих друг другу. Семь-восемь человек образуют тесный круг, соприкасаясь плечами. Водящий становится в центре круга, закрывает глаза и падает вперед или назад, задача играющих - не просто подхватить человека, но и осторожно передавать его из рук в руки по кругу.
Проводя упражнение, учитель должен быть, уверен, что все ребята адекватно оценивают степень опасности падения.

Марина Кристафович

Пояснительная записка.

Тема : «» .

Цель :

Познавательные :

1. Познакомить с понятием «толерантность » , «толерантная личность » .

Практические :

1. Научить пользоваться техникой бесконфликтного общения, раскрыть качества важные для эффективного межличностного общения, помогающие формированию коммуникативных навыков.

Воспитывающие :

1. Воспитывать нравственные качества подростков : уважение к личности человека, с которым ты учишься, живёшь рядом и просто видишь и встречаешь в жизни;

Задачи :

1. Развитие сочувствия, сопереживания у воспитанников.

2. Моделирование собственного поведения подростков в соответствии с их представлениями о проявлении толерантности .

Форма проведения : беседа – размышление.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, нетерпимость к людям разных национальностей и культур, проблема нравственного воспитания становится всё более актуальной.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка воспитанниками активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Ведущая роль в подготовке и проведении данного занятия отводится воспитателю, детям отводится роль слушателей и исполнителей определённых заданий. Занятие разработано с использованием ИКТ. Сопровождением компьютерная презентация. Предложенный материал даётся в форме упражнений, тестов, носит дискуссионный характер, учит размышлять, высказывать своё мнение, делать выводы.

Ожидаемый результат : данное занятие по толерантности для участников станет ориентиром поведения в обществе, отношений со сверстниками.

Оборудование :

Плакаты по толерантности ;

Таблица «Черты толерантной личности »

Плакат по бесконфликтному общению;

Бланки опросника «Черты толерантной личности » ;

Памятки по бесконфликтному общению на каждого ребенка;

Рисунки ребят «Что такое толерантность

Карточки-задания по бесконфликтному общению;

Стихотворения о добром слове Н. Рыленкова и Л. Щипахина.

Ход воспитательского часа.

1. Вступление.

Ребята, тема сегодняшнего занятия «Жить в мире с собой и другими » . Вы все прекрасно знаете значение таких слов, как : доброта, красота, терпение, чуткость, доверие, доброжелательность, сопереживание, уважение.

Все эти слова можно объединить в одно научное понятие - толерантность .

Современный культурный человек – это не только образованный человек. Этого мало. Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы людей , всего общества в целом.

Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году была принята Декларация толерантности . Согласно Декларации принципов толерантности , мы понимаем, что “толерантность означает уважение , принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира , наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности - это гармония в многообразии, это добродетель , которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…”

В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей , культур, миров. социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры , религии., научиться находить точки соприкосновения.

Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде , к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Значение слова толерантность зависит от исторического опыта народов.

В английском языке толерантность – готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;

Во французском – уважение свободы другого , его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов;

В китайском языке быть толерантным значит – позволять , допускать, проявлять великодушие в отношении других .

В арабском толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение»

В персидском – терпение, выносливость, готовность к примирению .

В русском языке – способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей .

Их невозможно представить себе без человека, так как они означают чувства и поступки людей. Если человек проявляет терпение, сопереживание, чуткость, уважение, то с ним будет приятно общаться, у него будет много друзей. Такого человека еще можно назвать воспитанным.

Понятие толерантность - многогранно , а сегодня мы рассмотрим одну из его сторон.

II. Основная часть

1. Беседа по вопросам

Что такое толерантность

Какое из определений вам импонирует больше всего?

Почему, на ваш взгляд, в разных странах эти определения различны?

А что же объединяет эти определения?

Почему так актуальна толерантность в наше время ?

2. Работа детей с бланками опросника «Черты толерантной

личности».

Давайте попробуем оценить себя, какие качества есть у вас?

Посмотрите, пожалуйста, на листы, которые лежат перед вами. Это - бланки-опросники с чертами толерантной личности .

Обсуждаю с детьми значение слов, написанных в бланке :

Черты толерантной личности .

1 Снисходительность

2 Терпение

3 Чувство юмора

4 Чуткость

5 Доверие

6 Альтруизм (любовь к людям)

7 Умение владеть собой

8 Доброжелательность

9 Умение не осуждать других

10 Уважение человеческого достоинства

11 Умение слушать

12 Сопереживание

Инструкция по заполнению бланка :

Сначала в колонке А поставьте «+» напротив тех черт, которые у вас наиболее выражены, затем в колонке В «-» напротив тех черт, которые у вас отсутствуют или слабо выражены.

На заполнение бланка дается 3 минуты.

Затем, на заранее подготовленном бланке опросника, проводится анализ ответов детей по каждому качеству , и определяются черты толерантной личности присущие нашему классу.

Резюме :

Вы – интересные ребята и живете в человеческом обществе, старайтесь сохранить хорошие качества и интерес сверстников к вам. Учитесь быть людьми в любой ситуации.

2. Поэма о толерантности .

Так, что же такое толерантность ? Давайте сочиним поэму о толерантности . Каждый придумает по строчке и напишет на листе бумаги, а я потом прочту все вместе.

Время на выполнение задания – 2-3 мин.

Читаю «поэму» , которую сочинили дети.

3. Задания по практике отношений

Задание №1. Правила бесконфликтного общения.

Ребята, мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен и стараемся избегать общения с людьми, которые нам неприятны и не вызывают у нас симпатии. Однако такое общение неизбежно. Как же научиться бесконфликтному общению? Посмотрите, пожалуйста, на памятки, которые лежат перед вами, давайте прочитаем!

Разыгрывание ситуаций. Анализ ошибок, обсуждение и правильный выбор из создавшегося положения. Дети для решения задачи используют памятки бесконфликтного общения.

Работа с карточками-заданиями.

Вы присутствуете при конфликтной ситуации. Катя оскорбила Петю из-за пустяка.

Петя, быстро принеси мне кружку, я хочу пить.

Сама принеси, у тебя, что ног нет?

Дурак, больше тебе ничего делать не буду.

Сама дура. А ты вообще ко мне больше не подходи!

В школе учитель ведет урок. Замечает, что Валера играет с мобильником.

Валера, убери, пожалуйста, телефон.

В ответ тишина, ученик увлеченно играет с телефоном.

Вы чего орете на меня! Это мой мобильник! Вы не имеете права его отбирать! – закричал мальчик.

Выйди вон из класса! Придешь тогда, когда будешь готов заниматься!

На столе у воспитателя лежали конфеты Лены. В комнате был только Егор. Он взял их без разрешения и съел.

Кто взял мои конфеты? – спрашивает Лена, входя в комнату.

Не знаю – отвечает Егор.

Негодяй, вор – это ты сожрал мои конфеты! – кричит девочка.

Дура, я их не трогал, нечего их было на стол класть. Будешь орать, в лоб получишь.

Резюме : Теперь вы видите, что значат слова в нашем повседневном общении и как важно правильно использовать в своей речи волшебные слова. От того, как мы разговариваем, зависит и наше поведение. Поэтому неразрывны между собой два понятия «культура общения» и «поведение» .

4. Чтение детьми стихотворений о добрых словах.

Со словом обидным нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

(Н. Рыленков)

Счастливей, чем счастья подкова,

Дороже, чем горсть серебра…

Спасибо за доброе слово.

Спасибо за слово добра.

(Л. Щипахина)

5. Упражнение «Волшебные слова» .

Сформулируйте “обязательные условия” для начала диалога между людьми и предотвращения конфликта при контакте с человеком.

Вы должны попросить учителя, чтобы он Вам помог подготовиться по его предмету.

У Вас нет часов. Вы опаздываете. Ваша задача – узнать у прохожего сколько время.

Вы находитесь на незнакомой улице. Ваша задача – вступить в контакт с незнакомым человеком и узнать, как пройти на нужную Вам улицу.

У Вас срочное неотложное дело, надо уехать. Но Вы не можете этого сделать, пока не договоритесь, чтобы за Вас кто-нибудь отдежурил по столовой.

Вы опоздали на урок. Ваша задача - попросить учителя пустить к себе на урок.

Вы находитесь на вокзале с тяжелыми сумками. Ваша задача – попросить незнакомого человека помочь Вам донести сумки.

6. Упражнение «Комплименты» .

Дети становятся в круг. Ведущий начинает, говоря комплимент, стоящему справа, передает ему игрушку. Каждый следующий должен сказать комплимент другому участнику .

III. Заключительная часть.

Ребята, что нового вы узнали на занятии ?

Что чувствовали? Какие у вас впечатления?

Мы сегодня выучили научное понятие – толерантность , научились пользоваться правилами бесконфликтного общения, говорить добрые слова и комплименты друг другу .

Мы – это маленькая семья.

И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является развитие у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.

Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию учащихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.

Цель занятия: развитие толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей и уважения.

Воспитательные:

  1. Развитие толерантных установок по отношению к людям;
  2. Развитие основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.

Развивающие:

  1. Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
  2. Развитие творческого потенциала учащихся.

Обучающие:

  1. Знакомство детей с понятием “толерантность” и историей его происхождения.

Возраст участников: учащиеся 4-го класса.

Материалы и оборудование:

  1. Мультимедийная презентация.
  2. Музыкальное оформление.
  3. Фломастеры и цветные карандаши для творческого задания.
  4. Раздаточный и наглядный материал.

Ход занятия

1. Приветствие.

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня.

Давайте мы с вами поприветствуем друг друга необычным способом: возьмемся за руки и красиво улыбнемся друг другу, поздороваемся локтями, поздороваемся пятками.

2. Разминка.

Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто…” – умеет веселиться? – у кого есть старший брат или сестра? – кто умеет дружить? – у кого сейчас хорошее настроение?

3. Введение в тему.

– Здорово, что у вас хорошее настроение и столько общего.

А сегодня мы отправимся в путешествие в страну своего Я. Совсем недавно – 16 ноября – весь мир отметил Международный день … ой, - ребята, я забыла, как называется этот волшебный день. Помогите мне. У каждого из вас есть карточка– билетик на наше занятие с цифрами (от 1 до 13). Задание:- встаньте так друг за другом, чтобы числа были расположены в порядке возрастания.

(Дети выстраиваются и показывают карточки.) А теперь переверните карточки и (имя ребенка) прочитает слово, которое получилось: “толерантность”.

– Ребята, откуда пришло к нам это загадочное слово и что оно означает, давайте заглянем в историю. (Обращение к презентации)

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран-Перигор, князь Беневентский . Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел.

Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Вот почему его имя было использовано для названия такого понятия в психологии, как толерантность.

– Посмотрите, ребята что же вкладывают в это понятие люди в разных странах:

(Дети по очереди читают)

– Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.

(В английском языке)

– Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.

(Во французском языке)

– Прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим.

арабском языке)

– Означает “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.

(В китайском языке)

Как вы думаете, что значит слово толерантность в русском языке? (ответы детей)

Толерантность - означает уважение, принятие и признание другого- человека или другой культуры, уважительное отношение к их взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности.

4. Рисунок “Цветок моего Я”

– Ребята, представьте свой внутренний мир в виде необычного цветка. Каким он будет, решать вам самим. Главное, чтобы он отражал то, что вам нравится, какой вы по характеру, что вы любите, к чему стремитесь. Ваши цветки мы посадим на нашу поляну и представим свои рисунки. – Посмотрите, какая красивая поляна у нас получилась. Пусть сейчас каждый расскажет о себе по своему рисунку (дети рассказывают о себе). Молодцы, посмотрите, какие мы все разные, но в то же время имеем и некоторые общие черты.

5. Работа со сказкой.

– Ребята, я хочу рассказать вам “Сказку о Необычном цветке” В одной стране, где днем светит яркое солнце, а по ночам редки холодные ветра, жили цветы. Они все были разные по характеру, но каждый из них был хорош по-своему. (Слайд) Королевские лилии – всегда стремились во всем быть первыми, любили давать советы и делать замечания другим цветам (Слайд), дикий шиповник – был слегка застенчив, но всегда доводил начатое дело до конца (Слайд), а желтые ноготки очень дружелюбны и жизнерадостны, любили веселые приключения (Слайд). Но в этой чудесной стране жил один необычный цветок – Синецветик, который боялся подружиться с остальными цветами, он считал себя некрасивым и безликим. И от этого он чувствовал себя несчастным, у него всегда было грустное настроение. (Слайд) Однажды древний мудрый цветок, который рос высоко в горах, сказал Синецветику: “Ты очень красивый и необычный цветок! Посмотри, какие у тебя прекрасные лепестки, какой ты добрый и отзывчивый, у тебя все получится и все будет хорошо!” (Слайд) Синецветик, услышав эти слова, расправил свои лепестки и широко улыбнулся всем другим цветам – жителям этой страны. Они тоже улыбнулись ему в ответ, и Синецветик был просто счастлив. (Слайд)

– Что делало Синецветика несчастным в начале сказки?

– Как вы думаете, что ему помогло стать счастливым?

– Да, в нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы нуждаемся в чьей-то помощи и поддержке. Пусть она выражается просто в приятных добрых словах, но подчас многое значит для человека. Каждому человеку требуются любовь, признание, поддержка. Каждый человек вырастает в собственных глазах, когда его хвалят. Похвала – самое действенное средство. Но помните, похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации. Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерие. И я хочу вам открыть секрет: Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.

6. Упражнение “Волшебный стул”.

Один из участников садится на этот стул в центр круга, остальные делают ему комплименты. Он благодарит всех, затем на стул садится следующий участник и т. д. Рефлексия: Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме:

  • Какие чувства вы испытывали, когда оказывали друг другу знаки внимания?
  • Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывались вам?
  • Легко ли было реагировать на оказанные знаки внимания? Почему?

7. Давайте попробуем почувствовать друг друга…

Возьмите за руки своих товарищей по команде, сядьте удобно, закройте глаза и… постарайтесь расслабиться,.. посчитайте мысленно до пяти.. Послушайте своё дыхание,.. а теперь прислушайтесь к звукам, доносящимся из класса.. и снова послушайте своё дыхание… теперь постарайтесь почувствовать свою правую руку, а в ней руку соседа справа… почувствуйте свою левую руку, а в ней руку соседа слева… представьте себе, что через руки бежит невидимый ручеёк, он очень тёплый и спокойный, это ручеёк дружбы и доверия, доброты и понимания, ручеёк поддержки и тепла… почувствуйте это… постарайтесь запомнить это ощущение надолго… а теперь мысленно мы считаем до пяти… и.. открываем глаза.. мы вернулись в наш светлый класс.

– Ребята, что вы почувствовали сейчас? Помогло ли это упражнение почувствовать своих товарищей по команде? (ответы детей)

– Итак, мы продолжаем путешествие по планете толерантности: и сейчас мы выполним творческое задание.

– У вас на столах лежат кусочки нашей планеты, но для того, чтобы всю планету соединить надо каждому из вас оставить на ней частичку себя. Ведь мы все разные, но мы вместе и будем жить на одной планете толерантности. У вас есть разноцветные фломастеры, нарисуйте на своих частях планеты частичку себя, пусть это будут улыбающиеся лица, если занятие вам понравилось, и грустные, если нет.

А теперь мы соберем нашу планету.

Посмотрите, какая она у нас получилась веселая и счастливая!

(Звучит музыка)

– Ребята, чтобы завершить наше занятие, давайте все вместе споем песенку, тоже веселую.

– Ребята, большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, я хочу, чтобы вы не забывали о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим, надо верить в свои силы и тогда сможешь достичь успеха.

Подготовила и провела Кузнецова Елена Васильевна,

педагог-психолог ЦДТ «Мечта» , с.Частые, Пермский край

Внеклассное занятие с элементами психологического тренинга для подростков

« Час толерантности».

«Мы разные – в этом наше богатство,

мы вместе – в этом наша сила».

Цели:

Развивать навыки общения, необходимые для установления межличностного взаимодействия на основе понимания ценности чувств другого человека и необходимости бережного к ним отношения,

Развивать рефлексию и эмпатию, развивать умение осмысленно воспринимать информацию;

Формировать чувство причастности к коллективу, групповой сплочённости;

Учить самообладанию в стрессовых условиях и методам снятия психофизического напряжения,

Исследовать эмоциональные состояния, переживания;

Воспитывать выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов, помогать подросткам осознать необходимость прощения, почувствовать радость прощения.

Методы:

1.Словесный- а) беседа, б) сообщение, в) рассказ, г) дискуссия, д) инструктаж

2 Наглядный - а) рассматривание, б) демонстрация, в) наблюдения учащихся.

3. Практический-а) упражнения, б) игры.

Оборудование: Листы бумаги, мешочек из ткани, два воздушных шара, бланки (качества личности), игрушки из киндер-сюрприза, цветные карандаши, листы формат А-4, большое вырезанное сердце, мяч, магнитофон, аудиозапись, вырезки из журналов, клей.

Предварительная работа:

    Психологическая и социальная диагностика.

    Подбор музыки.

Ход занятия:

Педагог-психолог - Здравствуйте! Я рада видеть вас всех. Сегодня у нас «Час толерантности».

1.Разминка «Приветственное письмо»

Инструкция : Я предлагаю вам написать свои приветствия на листах бумаги и положить их в мешочек. А теперь я их перемешаю, и вы получите уже другое приветствие, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей сегодняшней встрече.

Анализ : Трудно ли было написать приветствие? Как вы себя чувствовали, когда зачитывали ваше приветствие? Готовы ли вы продолжать наше тренинговое занятие?

    Игра «Воздушный шарик»

Участники группы делятся на 2 подгруппы (по 8 человек), образуют 2 круга и берутся за руки.

Инструкция. Я сейчас подброшу воздушные шарики в центр каждого круга. Задача - выдувая воздух не дать воздушным шарикам упасть или вылететь из круга. Руки расцеплять нельзя. Победят те, у кого дольше продержится шарик в воздухе.

3.Упражнение «ФИО - алфавит»

Инструкция : Участники делятся на 2 подгруппы, каждой из которых предлагается построиться по первой букве фамилии в алфавитном порядке

Мы стоим так близко друг к другу, что чувствуем плечо друга, который всегда поможет, не бросит в трудную минуту, не оставит в беде.

Молодцы, вы не только справились с этим не легким заданием, но и больше узнали друг о друге. Теперь вся наша группа - это единое целое.

Вводим понятие толерантная личность.

Сначала мы должны разобраться в главном понятии нашего занятия.

Что означает слово «толерантность»?

Справка: Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

До сих пор речь шла о толерантности как способности терпеливо выносить неприятные воздействия без значительного физического и эмоционального ущерба. В последние годы изменилось значение толерантности и получило широкое в обществе. Сегодня толерантность трактуется как терпимость, спокойное отношение к различным взглядам и убеждениям, поведению и внешнему облику других людей, притом, что самому человеку подобные особенности не свойственны. То есть сама эта непохожесть не выступает для толерантной личности раздражающим фактором При столкновении с вариантами отличий во внешнем виде, поведении почти бессознательно срабатывает механизм сравнения и оценивания: не такой, как я. Можно допустить равенство и по другим параметрам - интеллекту, воспитанности, доброте. Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности. То есть такой личности, которой для самоутверждения не требуется унижение кого-то другого.

Кого, на ваш взгляд, можно назвать толерантным человеком, толерантной личностью?

Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других.

Есть личность толерантная, а есть, к сожалению, личность нетолерантная или, как говорят ученые, интолерантная.

В чем может проявиться нетолерантное, нетерпимое поведение? Приходилось ли вам наблюдать его примеры в вашей повседневной жизни?

А какие примеры нетерпимости вы можете привести, опираясь на ваши знания истории?

В честь принятия Декларации 16 ноября было объявлено Международным Днем толерантности.

В чем может проявляться нетерпимость?

Смотри приложение 1.

4. Упражнение «Эксперимент».

Инструкция : Вы получили на бланках качества толерантной личности. Вам необходимо прочитать перечисленные качества и подчеркнуть те, которыми, по вашему мнению, обладает толерантная личность.

Смотри приложение 2.

Анализ : Сразу ли вы справились с заданием? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

5.Упражнение «Закончи фразу».

Ведущий предлагает участникам закончить фразы

Терпимость - это… Простить - это...

Анализ: Что для вас было сложным в этом задании? Легко ли вы подобрали нужные слова? Что для вас сложнее сделать терпеть или простить?

6. Упражнение «Чудесные превращения».

Инструкция : Участникам предлагается взять из мешочка одну игрушку из киндер-сюрприза. Необходимо в течение 5 минут придумать историю для своей игрушки: о ее жизни в прошлом, настоящем и будущем, о ее привычках, проблемах. Нужно рассказать всем эту историю от лица игрушки.

Рассказывая историю, подростки невольно говорят о себе, о своих желаниях, проблемах, самораскрываются. Например: «Я маленький серый мышонок. Мне очень одиноко, меня все бросили, и я стал никому не нужен. Я очень хочу найти друга, который поймет и поддержит меня в трудную минуту. Хочу гулять и веселиться, а не сидеть в одиночестве».

Анализ: Испытывали вы сложность при выполнении этого задания? Нашли ли вы сходства между собой и описываемой игрушкой?

7.Упражнение "Сменяющиеся команды".

Инструкция : Дается сигнал и произносится команда, например, "Четыре!". Это означает, что только заданное количество игроков должны как можно быстрее выйти в центр круга. Если в ходе выполнения упражнения игроки не точно выполняют задание, то дается следующее, а затем возвращаются к предыдущему.

Анализ: Какие трудности вы испытывали при принятии решения? Кто чаще выходил в центр круга?

8. Упражнение «Волшебный лес чудес»

Инструкция : Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: лес - роща и встанем в две шеренги. Наши руки - это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по голове, рукам, спине.

Анализ : Что вы испытывали, когда вы проходили по «лесу» и к вам прикасались участники группы? Ваши чувства, когда вы были деревьями? Расскажите о своем состоянии до и после упражнения.

9.Упражнение «Ожерелье».

Участники стоят в кругу и держатся за руки.

Инструкция: Нам необходимо выбрать ювелира

Давайте представим, что мы - большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас - бусинка. Ожерелье переливается разными цветами, а бусинки медленно двигаются на вращаемой витрине, демонстрируя себя покупателям.

Участники ходят по кругу в сменяющемся темпе (под музыку).

Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались. Все расходятся в разные стороны. Ювелир может взять только одного из участников за руку, каждая бусинка может захватить только одну бусинку и т.д. Образуется цепочка. Ювелир соединяет.

Анализ : С какими трудностями вы столкнулись при выполнении упражнения? Стоял ли остро перед вами вопрос выбора следующего участника? Кому было сложно демонстрировать себя?

10. Упражнение «Дорисуй и передай».

Инструкция : Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину. Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?

Анализ : Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением. Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

11.Упражнение «Угадай, о ком идет речь».

Инструкция : Каждый участник описывает – по возможности объективно и безоценочно – одного члена группы по выбору. Все остальные пытаются угадать, о ком идет речь. Материалы: бумага и карандаши. Члены группы рассаживаются за столами так, чтобы все могли видеть друг друга. Каждый участник выбирает кого-нибудь из группы и письменно фиксирует его особенности: черты лица, одежду, строение тела, характерные движения. Не следует давать никаких психологических заключений. Например, нельзя говорить: "Андрей – нервный, сейчас в хорошем настроении, преисполнен сознания собственного достоинства". Описание должно быть по возможности более точным, но не содержать указаний, которые позволили бы сразу же установить личность выбранного человека. На составление письменного портрета отводится 6 минут. Один за другим участники зачитывают свои заметки, а остальные каждый раз отгадывают, кто был описан.

Анализ : Что сложнее выделить внешние признаки или качества личности? Почему?

12 . Упражнение «Копилка обид».

Инструкция : Участникам предлагается нарисовать «Копилку обид» и поместить в нее все обиды, которые они переживали раньше. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой? Отсутствует смысл накопления обид. Жалость к себе является плохой привычкой. Что же делать с «текущими» обидами? Важно уметь выразить обиду. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Как же нужно относиться к обидчику? Давайте вместе примем решение, что делать с обидами? Порвите эти листки с обидами и выбросите их в мусорный пакет.

Анализ: в процессе обсуждения, приходят к выводу, что нужно уметь прощать обиды.

13. Упражнение "Я – хороший, ты – хороший".

Инструкция : Участники находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем кидает мяч другому. Тот делает то же самое. Мяч должен побывать у всех.

Анализ: Какие чувства вы испытывали, когда мяч оказался у вас в руках и было необходимо назвать свое положительное качество?

14. Упражнение «Сердце нашей группы».

И нструкция : Возьмите лист ватмана, вырежьте большое сердце и прикрепите его к стене. А теперь каждый из вас возьмет страницу журнала и, без ножниц попытаемся придать форму сердца, используя обрывочную технику. Обратите внимание на это огромное белое сердце. Оно не живое, не бьется и не трепещет. Но мы сейчас оживим его и вдохнем в него жизнь! Для этого надо немного. Просто взять и прикрепить свои маленькие сердечки на это большое сердце. Посмотрите, как оно на ваших глазах оживает! И это наше групповое сердце будет биться с нами весь тренинг!

Анализ : Какие чувства и эмоции вызвало у вас это упражнение? Понравилась ли вам это упражнение? Что вам нравится в этом сердце? Можете ли вы себя назвать толерантной личностью? А что мешает вам быть толерантной личностью?

Ответив на следующие вопросы, можно узнать умеете ли вы себя контролировать.

Смотри приложение 3.

Приложение 1 Справка. Проявления нетерпимости :

1) оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

2) игнорирование (отказ в беседе, в признании);

3) негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

4) этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

5) поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

6) преследования, запугивания, угрозы;

7) дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);

8) расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

9) ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);

10) национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

11) фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

12) империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

13) эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

14) осквернение религиозных или культурных символов;

15) религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

16) изгнание (официальное или насильственное);

17) сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

18) репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Приложение 2

Агрессивность, безволие, безразличие, бестактность, бесхарактерность, благородство, вежливость, властность, выдержка, высокомерие, деликатность, дерзость, доброта, душевность, конфликтность, лидерство, лицемерие, несдержанность, неуживчивость, объективность, отзывчивость, отчужденность, придирчивость, резкость, своенравность, слабоволие, справедливость, тактичность, уживчивость, уступчивость.

Агрессивность, безволие, безразличие, бестактность, бесхарактерность, благородство, вежливость, властность, выдержка, высокомерие, деликатность, дерзость, доброта, душевность, конфликтность, лидерство, лицемерие, несдержанность, неуживчивость, объективность, отзывчивость, отчужденность, придирчивость, резкость, своенравность, слабоволие, справедливость, тактичность, уживчивость, уступчивость

Агрессивность, безволие, безразличие, бестактность, бесхарактерность, благородство, вежливость, властность, выдержка, высокомерие, деликатность, дерзость, доброта, душевность, конфликтность, лидерство, лицемерие, несдержанность, неуживчивость, объективность, отзывчивость, отчужденность, придирчивость, резкость, своенравность, слабоволие, справедливость, тактичность, уживчивость, уступчивость

Агрессивность, безволие, безразличие, бестактность, бесхарактерность, благородство, вежливость, властность, выдержка, высокомерие, деликатность, дерзость, доброта, душевность, конфликтность, лидерство, лицемерие, несдержанность, неуживчивость, объективность, отзывчивость, отчужденность, придирчивость, резкость, своенравность, слабоволие, справедливость, тактичность, уживчивость, уступчивость

Приложение 3

Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»

Цель : показать участникам, каким коммуникативным контролем они обладают, как реагируют на изменения ситуации, умеют ли предвидеть, какое впечатление производят на окружающих.

Время : 15 минут.

Инструкция : Прочитайте высказывания и ответьте «да» или «нет».

1. Мне кажется трудным подражать другим людям.

2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я всегда такой, каким кажусь.

Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «да» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы отвечали искренне, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0–3 балла. У вас низкий коммуникативный контроль, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

4–6 баллов . У вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими людьми.

7–10 баллов. У вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.

Данный тренинг (система практических занятий) разработан для подростков 14-16 лет. Основная цель тренинга - обучение учащихся различным способам выхода из конфликтных ситуаций, толерантному поведению в межэтнических отношениях. Занятия помогают развитию коммуникативных навыков в процессе межличностного общения. Использованы разные формы работы: дискуссия, рисование, ролевые ситуации, игровые упражнения. Тренинг может проводиться на отдельных классных часах в учебном кабинете или актовом зале.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработчик: Гурченкова Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №34»

г. Каменска -Уральского Свердловской области

Тренинг для подростков « Будь толерантным!»

Цели тренинга:

Обучение различным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;

Развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию и сопереживанию;

Развитие коммуникативных навыков в процессе межличностного общения;

Обучение толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Место проведения: тренинг может проводиться на классных часах в учебном кабинете или актовом зале.

Возраст участников: 14-16 лет.

Продолжительность каждого занятия: 45-60 минут (всего в тренинге 5 занятий).

Формы работы: игровые упражнения, дискуссии, рисование, ролевые ситуации и др.

Основные принципы групповой работы:

Информированность. Участники должны знать о целях, задачах работы, привалах всех упражнений.

Конфиденциальность. Это этическое требование, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия каждого участника.

Добровольность. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях. Также любой участник имеет право выйти из группы, заранее объявив о своем решении всем участникам.

Безопасность. В группе недопустимы физическая и вербальная агрессия как со стороны участников, так и со стороны ведущего. Возможно высказывать свои чувства, но недопустимо давать оценки (особенно негативные) поведения и высказываний других участников тренинга.

Занятие первое. «Это сложное слово - толерантность».

Цель занятия:

  1. познакомить учащихся с понятиями "толерантность", "толерантная личность", критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости,
  2. показать значение толерантного поведения при взаимодействии с другими людьми.

Вводный этап. Упражнение «Чем мы похожи».

Задача упражнения: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.

Участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Анна, выйди, пожалуйста, в центр круга, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос». Анна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом (одинаковый рост, обувь, цвет глаз и т.д.) Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Как вариант этого упражнения можно использовать высказывание друг другу комплиментов. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: " Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его и также говорит комплимент другому участнику.

Обучающий этап. Работа с термином «толерантность».

Задача работы: знакомство с определениями толерантности.

Возможно использование приема рисования "Эмблема толерантности".

Материалы: бумага, фломастеры, маркеры.

Составляющие толерантности (написаны на доске, а учащимся предлагается объяснить их значение):

  1. Сотрудничество, партнерство.
  2. Готовность мириться с мнением другого человека.
  3. Уважение чувства человеческого достоинства.
  4. Уважение прав других.
  5. Принятие другого таким, какой он есть.
  6. Способность поставить себя на место другого.
  7. Уважение права быть другим.
  8. Признание многообразия людей, мнений, религий и т.д..
  9. Признание равенства других.
  10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
  11. Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.

которая могла бы печататься на обложках тетрадей, баннерах, буклетах. Процесс рисования занимает 5 мин. После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на группы на основе сходства между рисунками. Каждая из образовавшихся групп объясняет, что общего в их рисунках и придумывает лозунг толерантности.

Работа с понятием «толерантная личность».

Задача работы: знакомство со свойствами толерантной личности.

Возможно использовать прием «Мозговой штурм», при котором на доску записываются свойства, предложенные участниками группы, вырабатывается итоговое определение толерантной личности.

Свойства толерантной личности:

  1. признание равноправия всех людей (независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
  2. доброжелательность и терпимое отношение к людям (инвалидам, беженцам и др.);
  3. уважение культурной самобытности и языков других наций;
  4. сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
  5. позитивное отношение к людям других национальностей.

Необходимо также проговорить с участниками группы о противоположном типе поведения – интолерантности и сопоставить свойства двух типов личности.

Свойства интолерантной личности:

  1. ставить себя выше остальных;
  2. отсутствие чувства солидарности;
  3. неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе;
  4. пренебрежительное отношение к другим людям

Важно объяснить подросткам, что нетерпимость может проявляться достаточно широко: от обычной невежливости или раздражения - до геноцида, умышленного уничтожения людей. Она способствует совершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека.

Дискуссия. Какие проявления нетерпимости могут иметь место в отношениях не только между людьми, но и между государствами? (в этом случае необходима работа по трактовке того или иного понятия, они могут быть записаны на доске, а участники по очереди пробуют объяснить их значение).

Оскорбления, насмешки;

Игнорирование (отказ в беседе, в признании);

Негативные стереотипы и предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

Преследования, запугивания, угрозы;

Дискриминация (отрицание прав человека, изоляция в обществе);

Расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

Мигрантофобия (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");

Национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

Фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

Империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

Осквернение религиозных или культурных символов;

Религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

Изгнание (официальное или насильственное);

Репрессия (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Заключительный этап. Упражнение «Синквейн "Толерантность"».

Задача упражнения: способность обобщить информацию после определенной вдумчивой рефлексии.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза полученной информации. Происходит от французского слова "5". Таким образом, синквейн – это 5 строк:

1 – тема существительное, 2 – два прилагательных, которые подходит к теме существительного, 3 – три глагола по теме, 4 – осмысленная фраза на данную тему, 5 – резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).

Индивидуально или в парах участники пишут синквейны, потом проводится анализ и составляется общий синквейн.

Занятие второе. "Мы такие разные, но все-таки мы вместе!"

Цель занятия:

  1. помочь участникам определить главную причину нетерпимости в мире - различие между людьми;
  2. помочь подросткам понять, что «отличный от меня» не значит «плохой» и осознать «красоту различий».

Вводный этап. Упражнение «Приветствия».

Задача упражнения: познакомиться с приветствиями в разных культурах и сломать стереотипные формы поведения.

Необходимое время: 5-10 минут.

Участники получают карточки с приветствиями из разных стран:

  1. сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться (Япония);
  2. потереться носами (Новая Зеландия);
  3. пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  4. крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
  5. показать язык (Тибет);
  6. очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
  7. обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).

Участники приветствуют друг друга способом, указанным на их карточках.

Обсуждение упражнения:

  1. какую роль играют приветствия в нашей жизни?
  2. попробуйте догадаться, из каких стран пришли ваши приветствия?
  1. было ли трудно здороваться каким-то способом?
  2. показались ли какие-то из приветствий смешными?
  3. как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?

Все люди вокруг нас разные, у них разные привычки, взгляды на жизнь, обычаи, и важно научиться не только высказывать собственное мнение, но и принимать мнение другого. Ведь один из принципов толерантности – это принятие другого человека таким, какой он есть. Нужно научиться признавать многообразие людей разных национальностей, их мнений, религий, убеждений, традиций.

Упражнение « А я считаю …».

Задачи упражнения:

  1. осознать возможность сосуществования различных мнений;
  2. осознать ценность собственного мнения, отличного от других;
  3. научится правилам грамотной и корректной дискуссии.

Проведите посреди аудитории воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс ("согласен"), с другой - минус ("не согласен"). Сама черта означает отсутствие мнения.

Участники после зачитывания утверждений должны стать на сторону "плюса" или " минуса". Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Примеры утверждений:

Самый важный предмет - математика.

Играть "в компьютер" лучше, чем смотреть телевизор.

Самое прекрасное домашнее животное - кошка.

Не иметь высшего образования - стыдно.

Самая классная музыка - рэп.

«Кока-кола» вкуснее «Фанты».

Изучать иностранный язык легче, чем физику.

Война - это всегда плохо.

Обсуждение упражнения:

Был ли кто-нибудь прав в этих ситуациях? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Не испытывали ли они соблазна поменять мнение под давлением большинства? На все ли вопросы, о которых люди спорят, можно ответить однозначно? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

А теперь давайте попробуем создать своеобразный словарь слов, которые так или иначе связаны с понятием «толерантности».

Упражнение «Толерантный словарь».

Задача занятия: исследовать понятия, имеющие отношение к проблеме толерантности и разницу восприятия одних и тех же слов разными людьми

Оборудование: список понятий, бумага и фломастеры или карандаши для каждой команды.

Разделите участников на небольшие группы (по 3-4 человека). Дайте каждой группе несколько листов бумаги и карандаши. Ведущий вызывает к себе по одному представителю от каждой группы и сообщает им слово-задание.

Участники возвращаются в свои группы и молча рисуют это слово. Цель группы - догадаться, о каком слове идет речь. Группа, догадавшаяся первой, получает наибольшее число баллов. И так работаем с каждым участником.

Примеры слов: расизм, добро, беженцы, ненависть, равенство, кавказцы, русские, предрассудок, насилие, справедливость, культура, различия, внешность, родина и другие слова, имеющие отношение к нашей теме.

После завершения игры и подсчета баллов, попросите участников сравнить, как разные люди рисовали одни и те же слова:

Было ли трудно угадывать?

А рисовать?

Какие слова удались легче, какие - труднее?

Почему разные люди рисуют одни и те же слова по-разному?

Занятие третье. «Нетерпимости – нет!».

Цель занятия:

  1. дать возможность подросткам попробовать на себе роль дискриминируемого и того, кто осуществляет дискриминацию.

Самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в обществе является сфера отношений между различными этническими группами. На планете есть определенные зоны межэтнической напряженности, зараженные этническим насилием, которые порождают потоки мигрантов. Мы с вами можем наблюдать таких людей, которые вынуждены покидать свою родину и жить в другой стране. Нередко представители других национальностей подвергаются насилию, унижению, известны молодежные группировки, построенные по избирательному принципу и выдвигающие профашистские лозунги. В обществе существуют негативные стереотипы и предубеждения по отношению к людям другой национальности или религии.

Мы с вами сейчас выполним упражнения, которые помогут нам осознать себя в разных ролях. Способность ставить себя на место другого человека является основой толерантности, поэтому, испытав однажды неожиданные для себя чувства, вы, как участники тренинга, сможете иначе отнестись к проявлениям нетерпимости и их жертвам.

Упражнение «Ярлыки».

Задача упражнения:

  1. дать участникам возможность почувствовать себя на месте "стигматизированных" (отмеченных "ярлыком") людей;
  2. помочь увидеть недостатки такого подхода к людям.

Оборудование: наклейки с надписями, материалы для задания.

Вам потребуются наклейки с различными определениями, например: "ленивый", "умный", "лидер", "равнодушный" и т.д.

Подойдите к каждому из участников и наклейте на грудь одну из наклеек (выбор наклеек должен быть случайным). Попросите участников не говорить друг другу, какие наклейки на них наклеены и запретите смотреться в зеркало. Дайте всей группе какое-нибудь интересное задание (например, нарисовать или сочинить что-нибудь). Скажите, что участники должны вести себя друг с другом так, как будто бы написанное на наклейках - правда.

Обсуждение:

Что вы чувствовали, когда с вами вели себя неадекватно тому, как вы себя ощущаете?

Всем ли досталась одинаковая работа?

Как это связано с наклейками?

Существуют ли "наклейки" в реальной жизни?

Всегда ли наше мнение о других людях соответствует реальному?

Влияет ли наше мнение на поведение в отношении этих людей?

Если бы наклеек не было, группа бы работала лучше или хуже?

Упражнение «Разный старт».

Задача упражнения:

  1. познакомить участников с чувствами, которые испытывает человек, попавший в чуждую ему культуру;
  2. обсудить возможные реакции человека на такую ситуацию;

Оборудование: журналы для коллажа, ножницы, клей, бумага.

Вам потребуется придумать какое-нибудь простое творческое задание. К примеру, составить коллаж фотографий из старых журналов. Разделите группу на четыре подгруппы. Раздайте материалы. Рассадите группы в разных частях класса. Подойдите к первой команде и тихо скажите задание – сделать коллаж о весне. Также тихо попросите вторую группу изобразить осень, третью - лето. Подойдите к четвертой группе и скажите: "Од авдарку мо парстахи кам". Не отвечайте ни на какие вопросы представителей последней группы. Охотно помогайте остальным участникам.

Через какое-то время подойдите к каждой подгруппе. Посмотрите на работу первых трех групп. Дайте несколько советов. Похвалите работу участников. Подойдите к 4-й группе. Искренне возмутитесь, что они еще ничего не сделали или сделали неправильно. Поругайте участников.

Когда первые три группы закончили работу, похвалите их. В течение всего занятия члены групп не имеют права общаться друг с другом.

Обсуждение.

Начните обсуждение с чувств участников четвертой группы.

Позвольте им выразить свои все чувства;

Что они почувствовали, когда получили непонятное задание?

Как развивались события, как менялись их ощущения в связи с этим?

Что они чувствовали, когда их ругали и игнорировали?

Как чувствовали себя члены остальных групп?

Хотелось ли им возмутиться против несправедливости, или им, наоборот, было приятно, когда их хвалили, а другую группу ругали?

Почему никто не нарушил запрет на общение между группами и не помог членам четвертой группы (в этом вопросе присутствует элемент провокации)? Можно ли было нарушить запрет?

Если кто-то все же решился помочь 4й группе, спросите, что его заставило так поступить?

Как себя чувствуют люди, приехавшие к нам из другой страны и не понимающие правил нашей культуры и слов нашего языка?

Делает ли общество для них поблажки?

Как ведут себя члены общества по отношению к ним?

Можно ли что-то изменить в нашем поведении и в обществе, чтобы сделать жизнь этих людей легче?

Нужно ли что-то менять?

Кто является "четвертой группой" в реальном мире (напомните о людях, происходящих из деревни и приехавших в город, о беженцах, о людях из других республик, приехавших в наш город на работу (гастарбайтерах) и т.д.)?

Домашнее задание: спросите старших членов своей семьи, с какими трудностями им приходилось сталкиваться, когда они только начинали искать работу, поступать в институт, переезжали в другой город и т.д. Были ли вокруг них люди, которые им помогли или наоборот не поддержали в трудную минуту?

Занятие четвертое. «Разрушь пирамиду ненависти».

Цель занятия:

  1. познакомить учащихся с основными видами проявления нетерпимости – стереотипами и предрассудками;
  2. обсудить проблемы нашего общества (отношение к национальным и религиозным меньшинствам, беженцам).

На этом занятии мы с вами попытаемся разрушить пирамиду ненависти, которая строится из предрассудков и стереотипов, дискриминации и насилия. Порой очень сложно распознать эти «кирпичи пирамиды» в себе и окружающих людях. А еще сложнее понять их вред, который они приносят обществу и каждому из нас. Стереотипы есть у каждого из нас и это – естественный способ познания мира. Но эти стереотипы не должны быть ложными и приносить другому человеку зло и жестокость.

Стереотипы. Дать понятие «стереотипа». СТЕРЕОТИПЫ – это неправомочные обобщения, которые мы делаем по поводу тех, о ком мы мало знаем. Человеческий мозг устроен таким образом, что он постоянно классифицирует все, что встречает в реальности. Когда у нас не хватает информации о каком-то предмете, мы относим его к определенной категории и приписываем ему определенные качества. Так мы решаем, что «все русские много пьют», а «все подростки хоть в малых количествах да употребляют наркотики».

Упражнение «Христиане – мусульмане».

Задача упражнения: исследовать стереотипы по отношению к различным этническим и религиозным группам, их содержание, виды их проявления в жизни.

Оборудование: листы - опросники.

Разделите участников на несколько групп. Каждая группа будет работать с одним из листов - опросников. Каждый участник самостоятельно заполняет рабочий лист. Снова соберитесь в единую группу. Обсудите ответы.

Вы можете работать с теми национальными группами, которые являются актуальными для вашего региона, класса, города и т.д.

Обсуждение.

Было ли трудно заполнять рабочие листы?

Если каким-то группам это было легче, а каким-то - труднее, то почему это произошло?

Совпадают ли мнения всей группы?

Действительно ли все мусульмане/ русские / евреи такие, как написано в рабочих листах?

Каким образом у вас сформировалось именно такое мнение?

Влияют ли на ваше мнение стереотипы?

Листы - опросники

ХРИСТИАНЕ (или русские)

Мы все знаем, что русские любят...

Русских можно отличить по...

Русские всегда поступают...

Все остальные считают, что русские...

МУСУЛЬМАНЕ

Мы все знаем, что мусульмане любят...

Мусульман всегда можно отличить по...

Мусульмане всегда поступают...

Все остальные считают, что мусульмане.

ЕВРЕИ

Мы все знаем, что евреи любят...

Евреев можно отличить по...

Евреи всегда поступают...

Все остальные считают, что евреи...

Предрассудки. Дать понятие «предрассудка». Предрассудок - негативное отношение к человеку или какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Он обычно появляется у нас благодаря тому, что уже принят в том обществе или группе, где мы находимся. Существуют разные виды предрассудков. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежностью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, даже инвалидностью человека.

Упражнение «Ролевые ситуации».

Задача упражнения: познакомить подростков с различными видами предрассудков.

Разделить участников на подгруппы (2-4 человека). Раздать сценарии.

Вы можете придумать ситуации, более актуальные для вашего города, школы.

Обсуждение:

Что общего во всех проигранных сценках?

Познакомьте участников с предрассудком в вашей сценке?

Почему в сценках люди ведут себя именно таким образом?

Как чувствуют себя жертвы предрассудков?

Заслуживают ли они такого обращения?

Попросите участников вспомнить, случались ли с ними ситуации, когда они становились жертвами предрассудков?

Как они себя вели, кто им помог?

Как можно предотвратить подобные ситуации?

Сценарии.

  1. Саша любит рок-музыку. Недавно он проколол себе ухо, потому что многие рок-звезды носят серьги. Он пришел в школу, и одноклассники стали смеяться над ним. Один мальчик даже крикнул ему "ты не мужчина".
  1. Лена пришла в школу в новом платье. Подруги спросили ее, где она его купила. Она ответила, что мама купила его для нее в секонд-хэнде. Девочки сказали "значит, ты бедная" и не захотели с ней играть.
  1. Армен недавно приехал в наш город. Он говорит по-русски с акцентом. После школы ребята окружили его и стали передразнивать.
  2. Зарина - мусульманка. Она всегда носит длинные юбки и не ест в школьной столовой. Девочки смеются над ее одеждой, а один мальчик пытался заставить ее есть свинину.
  3. Катя собирается привести домой своего молодого человека. Она сообщает родителям, что он - мусульманин. Реакция родителей негативная.
  4. Недавно в классе узнали, что Расул - мусульманин. Теперь дети боятся его и думают, что он и его брат – террористы.

Занятие пятое. «От слов – к делу».

Цель занятия: помочь подросткам понять и решить, какие конкретные действия может предпринять каждый человек в собственной жизни, чтобы не допустить проявлений нетерпимости по отношению к другим людям в окружающем мире.

Мы понимаем, что в нашем мире действительно много насилия и жестокости и нам просто необходимо учиться быть толерантными во всём. И прежде всего, необходимо не просто говорить об этом, а переходить от слов к делу, мы должны научиться не допускать проявления нетерпимости вокруг себя, должны быть готовыми применять полученные на тренинге навыки в различных реальных жизненных ситуациях.

Это занятие поможет вам исследовать ситуации, в которых нетерпимость может проявляться в их повседневной жизни и возможные способы реакции в таких случаях.

Оборудование: карточки по числу подгрупп, разные предметы для костюмов.

Разделите участников на пары. Каждая пара получает одну карточку. Участники должны рассмотреть ситуации, выбрать самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения.

Затем пара делает презентацию своей ситуации. Рассказывает о возможных вариантах и о тех, которые были выбраны. Группа комментирует. После этого вся группа должна ответить на вопросы:

Что выиграют в каждом из выбранных вариантов те, кто вовлечен в ситуацию?

Что проиграют в каждом варианте те, кто вовлечен в ситуацию?

Могут ли быть какие-то еще пути решения, кроме предложенных?

Обсуждение:

Попросите участников вспомнить подобные ситуации, случавшиеся с ними в жизни;

Как они вели себя в таких случаях?

Что мешает нам иногда поступать так, как мы считаем правильным?

Что (или кто) может помочь нам вести себя так, как мы считаем правильным?

Что можно сделать, чтобы такие ситуации вообще не возникали вокруг нас?

Карточка 1. КЛИЧКИ.

В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то обидные. Одного из ребят все называют "Толстый", хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат "Какой он Саша, он - Толстый!".

Станете тоже называть его "толстый", иначе все могут начать смеяться над вами?

Будете называть его по имени. Вам наплевать на мнение окружающих.

Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками - глупо.

Карточка 2. СВАСТИКА.

На стене школы вы увидели свастику. Ваши действия:

Пройду мимо и не замечу

Напишу рядом "смерть всем черным"

Незаметно сотру ее

Вместе с друзьями начну в школе кампанию против нацистских символов.

Карточка 3. АНЕКДОТЫ.

Все вокруг смеются над армянами и чукчами и рассказывают про них оскорбительные анекдоты. Мальчик-армянин, который учится в вашем классе, очень обижается. Анекдоты при этом очень смешные.

Я тоже вспомню парочку анекдотов и расскажу.

Объясню армянскому мальчику, что анекдот - это просто шутка.

Попрошу не рассказывать таких оскорбительных анекдотов.

Карточка 4. ВОЙНА.

Один ваш друг в компании рассказывает, что все арабы и вообще мусульмане - террористы и поэтому мы должны их ненавидеть. Ваши действия:

Сделаю вид, что не услышал этой реплики.

Объясню друзьям, что это - предрассудок.

Карточка 5. РАСИЗМ.

В вашем дворе живет черный мальчик. Его папа - из Нигерии. Вы с ним подружились. Но ваш папа узнал и не хочет, чтобы вы общались с негром, потому что это - опасно.

Я послушаюсь папу, все-таки он – взрослый.

Я продолжу общаться со своим другом, но папе не расскажу.

Я попрошу разрешения пригласить друга в гости и познакомлю его с папой. Он поймет, что мой друг - интересный и талантливый и проблема будет решена.

Заключение к тренингу. На занятиях нашего тренинга мы с вами учились быть толерантными, пытались сдать своеобразный тест на толерантность, экзамен на человечность и понимание. Ключи к упражнениям, в которых вы участвовали, – это наши человеческие качества, и очень хотелось бы, чтобы эти качества были с вами всю жизнь.

В триумфальном ритуале римских полководцев есть такие слова: «Помни, что ты только человек». Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Это было своеобразное предостережение против установления диктатуры и тирании. Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Мы не должны применять насилие, быть жестокими по отношению друг к другу. Никто не обладает абсолютной властью над другими, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Будьте толерантными и человечными!

Список использованной литературы.

1.Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – 1999.

2.Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 2001.

3. Сериков Г.В. Мир различий/ Сборник упражнений для учащихся образовательных школ.

4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. - М., 2003.

5. Веб - сайт «А.Я. Психология» .http://azps.ru/.

6. Веб – сайт «Толерантность». http://www.tolerance.ru/.




 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS