Главная - Полы
Особенности развития детей с нарушением зрения. Классификация детей с нар.зрения

Дети с проблемами остроты зрения имеют особенности в развитии и требуют иного подхода к обучению, чем те, кто видит хорошо. Прежде всего, это проявляется компенсаторным развитием других органов чувств, позволяющих познавать мир – осязания, слуха. В зависимости от степени ослабления зрения методики донесения знаний до них будут различаться.

Виды нарушений зрения

Нарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера. Первые характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции или могут пройти самостоятельно (пример – косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.). Органические же поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.).

Часто при органических нарушениях зрения выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития – ДЦП, нарушения слуха, задержка умственного развития и др.

По причине, вызвавшей нарушения зрения их классифицируют на:

  • Врожденные – если повреждающий фактор действовал в период внутриутробного развития плода (чаще инфекции и метаболические расстройства);
  • Наследственные – когда заболевание глаз передается из поколения в поколение (например, дальтонизм, катаракта, глаукома и др.);
  • Приобретенные – если причина действовала после рождения ребенка (инфекции, травмы и др.).

По степени снижения остроты зрения детей разделяют на слабовидящих, с остаточным зрением или тотально слепых.

Благодаря зрению человек получает до 90% информации об окружающем мире. Поэтому, когда этот орган чувств выпадает, информация к ребенку преимущественно поступает через слух и осязание. Особенностью детей с нарушением зрения является то, что у них формируются несколько иные представления об окружающем мире, чем у зрячих, так как формируются иные чувственные образы. В воспитании таких детей важную роль играет регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.

Снижение остроты зрения кроме того, что ограничивает познание мира вокруг ребенка, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти. Слепые дети могут неправильно понимать слова, так как слабо соотносят их с реальными предметами, которые эти слова обозначают.

Огромную роль в развитии детей с нарушением зрения играет физическая активность. При воспитании особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, так как они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечное чувство, обучают важным навыкам или даже стимулируют зрение. Важно учитывать рекомендации офтальмолога и конкретный диагноз при формировании вариантов двигательной активности маленьких детей. Это необходимо для того, чтобы предупредить отрицательные последствия при неправильно подобранных нагрузках.

Другой особенностью детей с нарушением зрения является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.

Подбирать игрушки для маленьких детей с плохим зрением нужно крупные, яркие, с фактурной поверхностью (стимулирует развитие осязания и остаточное зрение), особенно интересны им музыкальные игрушки и те, которые издают определенные звуки.

В семье слабовидящий ребенок должен быть вовлечен в процесс реализации внутрисемейных обязанностей и выполнять их по мере возможности. Не нужно ограничивать его контакты с нормально-видящими детьми.

Психофизическая характеристика детей с нарушением зрения

В развитии слепого дошкольника можно выделить 3 общие закономерности:

  • Такой ребенок несколько отстает в физическом и умственном развитии по сравнению со зрячим сверстником, так как активность в отношении освоения окружающего мира у него ниже;
  • Периоды развития слепого ребенка не совпадают с таковыми у зрячих. Это происходит до тех пор, пока другие органы чувств не выработают механизмы компенсации отсутствия нормального зрения;
  • Для развития слепого ребенка характерна диспропорциональность – одни стороны личности развиваются быстрее (речь, мышление), а другие – медленнее (овладение пространством, движения).

Важная характеристика детей с нарушениями зрения – из-за недостаточного развития координации движения слепые дошкольники неуклюжие и недостаточно уверенные. Так, при врожденной слепоте отставание в формировании навыка ходьбы может составлять 2-3 года. Импульсивность дошкольников на том же уровне, что и зрячих, но ввиду отсутствия достаточной координации импульсивность проявляется резче и ярче.

Профилактика нарушений зрения у детей

Чтобы надолго сохранить хорошее зрение, необходима профилактика его нарушений у детей. Заниматься этим следует с первых месяцев жизни малыша. Так, первый визит к офтальмологу здоровый ребенок должен совершить вместе с мамой в возрасте 1 месяца. Врач осуществит диагностику возможных врожденных проблем с органом зрения и даст рекомендации по профилактике нарушений зрения у детей. В возрасте 2-3 лет можно уже проверить по специальным таблицам остроту зрения. Ранняя диагностика позволит избежать в будущем многих проблем с учебой в школе.

Обучение детей с нарушениями зрения должно учитывать рекомендации окулиста. Абсолютно слепые дети могут посещать специализированные детские сады и обучаться в школах-интернатах для слепых и слабовидящих. Возможно получение среднего образования на домашнем обучении. При остаточном зрении обучение детей с нарушениями может проводиться с применением специального оборудования и пособий.

Если ребенок умеет читать, он должен обязательно соблюдать правила гигиены чтения – не читать лежа, делать перерывы около 3-5 минут, выполняя специальную гимнастику для глаз. Также врачи рекомендуют ограничить просмотр телевизора и время компьютерных для игр.

Видео с YouTube по теме статьи:

Малыши с нарушением зрения видят мир совсем по-другому, и их воспитание и развитие имеет свои особенности. Правильное воспитание такого ребенка очень важно для его развития, последующей адаптации в школе и в дальнейшей жизни. Все нарушения зрения делятся на функциональные и органические. Самые легкие из известных нарушений – функциональные. Это катаракта, косоглазие, астигматизм, помутнение роговицы, миопия и пр. Если меры принимаются своевременно, то есть шанс на исправление такого состояния. Органические нарушения – патологии структуры глаза и других частей зрительной системы. Причиной становятся нарушения и аномалии глаз, заболевания сетчатки, зрительного нерва и пр. К сожалению, при диагностировании нарушений зрения у многих детей выявляются и другие нарушения – ДЦП, нарушение слуха, задержка в умственном развитии и др. Они могут приводить к остаточному зрению, слабовидению, слепоте.

Характерным для данной патологии является недостаточность зрительного восприятия, фрагментарность, замедленность, вследствие чего наблюдается обедненный чувственный опыт; нарушение цветоощущения, затруднения в пространственной ориентировке. Дети с нарушениями зрения познают мир в большей степени через слух и осязание. В результате этого у них формируется другое представление о мире, чем у зрячих, а чувственные образы имеют иные качество и структуру. К примеру, слепые дети узнают машину или соловья вовсе не по внешним качествам, а по звуку. Вот почему так важно обращать внимание детей на разнообразные звуки. У детей с нарушениями зрения важным органом восприятия окружающего мира являются руки. Поэтому необходимо развивать пальцевой, ладонный, кистевой способы восприятия. Незрячие дети старшего возраста должны уметь считывать тактильно рельефно-графическое изображение. Речь детей с нарушением зрения фрагментарна.

Что делать?

Для детей с нарушенным зрением, также как и для детей нормальновидящих очень важно развиваться, обучаться! Первой образовательной ступенью является дошкольное учреждение. Очень важно серьёзно подойти к его выбору. Для детей с нарушенным зрением существуют специализированные сады, в которых:

  • обучение и развитие детей происходит с учетом особенностей заболевания.
  • ребенок получает все то, что ему нужно для нормального развития (не только знания, но и соответственное лечение) .
  • группы в таких садах меньше, чем в обычных (ясли – до 6 детей, детский сад – до 10 детей) . То есть, к детям применим индивидуальный подход.
  • для обучения детей применяют специальное оборудование и методики.
  • с детьми работает учитель – тифлопедагог
  • назначают аппаратное лечение

Таким образом, уже с младшего дошкольного возраста необходимо активно развивать зрительное восприятие ребенка и в этом родителям поможет правильный детский сад.

Каждый появившийся на свет младенец воспринимает мир через слух, зрение и осязание. К сожалению, не к каждому крохе природа благоволит, и иногда ребенок рождается с какими-либо нарушениями. Малыши с нарушением зрения видят мир совсем по-другому, и их воспитание и развитие имеет свои особенности. Правильное воспитание такого ребенка очень важно для его развития, последующей и в дальнейшей жизни. Что нужно знать о развитии детей с проблемами зрения?

Классификация нарушений зрения у детей

  • Самые легкие из известных нарушений – функциональные. Это катаракта, косоглазие, астигматизм, помутнение роговицы, миопия и пр. Если меры принимаются своевременно, то есть шанс на исправление такого состояния.
  • Нарушения, которые касаются структуры глаза и иных отделов системы зрения, называются органическими. Причиной становятся нарушения и аномалии глаз, заболевания сетчатки, зрительного нерва и пр.

К сожалению, при диагностировании нарушений зрения у многих детей выявляются и другие нарушения – ДЦП, нарушение слуха, задержка в умственном развитии и др.

Нарушения зрения у детей разделяются на три типа :

  • Косоглазие и амблиопия (острота зрения ниже 0,3).
  • Слабовидящий ребенок (острота зрения 0,05-0,2 на лучшем видящем глазу, при коррекции).
  • Слепой ребенок (острота зрения 0,01-0,04 на лучшем видящем глазу).

Что касается причин появления нарушений в зрении , их разделяют на

  • приобретенные (например, вследствие травмы),
  • врожденные ,
  • наследственные .

Особенности обучения и развития детей с нарушением зрения

Как известно, малыши с нарушением зрения, с окружающим миром знакомятся через осязание и слух , в большей степени. Вследствие чего, их представление о мире формируется иначе, чем у видящих детей. Качество и структура чувственных образов также иные. Например, птицу или транспорт дети узнают по звукам, а не по их внешним признакам. Поэтому один из главных моментов в воспитании малышей с такими проблемами – акцентирование внимания на разных звуках . Участие специалистов в жизни таких детей – обязательная часть их воспитания для нормального развития.

Каковы особенности обучения детей с проблемами зрения?

    • Снижение зрения влияет не только на процесс изучения окружающего мира, но и на развитие речи, воображения ребенка и его памяти . Дети с нарушением зрения зачастую не способны правильно понимать слова, учитывая слабое соотношение слов с реальными объектами. Поэтому без помощи логопеда обойтись довольно сложно.
    • Физическая деятельность – важная составляющая лечения и развития. А именно подвижные игры, которые необходимы для стимуляции зрения, укрепления мускулатуры, развития координации движения, обучения нужным навыкам. Конечно, только с учетом рекомендаций офтальмолога и диагноза малыша, во избежание обратного эффекта.
    • Обязательно обучение правильной ориентации в пространстве за счет выполнения определенных заданий/упражнений.
    • При обучении ребенка какому-либо действию, его повторяют многократно до тех пор, пока его выполнения не дойдет до автоматизма. Сопровождается обучение словами и комментариями для того, чтобы кроха понимал – что именно он делает и зачем.
  • Что касается игрушек – они должны быть крупных размеров и непременно яркими (не ядовито-яркими). Желательно не забывать о музыкальных игрушках и тех, что предназначены для стимуляции тактильных ощущений.
  • Внутри семьи родители должны вовлекать ребенка в реализацию обязанностей по дому . Ограничивать общения ребенка с детьми, не имеющими проблем со зрением, не следует.

Детские сады с нарушением зрения – прекрасный вариант для воспитания и обучения слабовидящих детей

В образовании, как в школьном, так и в дошкольном, нуждаются все дети. А малыши с нарушениями зрения – в специальном образовании . Конечно, если нарушения не слишком серьезные, то ребенок может обучаться и в обычном саду (школе), как правило — пользуясь . Во избежание различных неприятных ситуаций, другие дети должны быть осведомлены об особенностях здоровья слабовидящего ребенка.

Почему лучше отдать ребенка в специализированный детский сад?

  • Обучение и развитие детей в таких садах происходит с учетом особенностей заболевания .
  • В специализированном саду ребенок получает все то, что ему нужно для нормального развития (не только знания, но и соответственное лечение).
  • Группы в таких садах меньше, чем в обычных – около 8-15 человек. То есть, внимания детям уделяется больше.
  • Для обучения детей в садах применяют специальное оборудование и методики .
  • В группе слабовидящих детей никто не будет дразнить ребенка – то есть, самооценка ребенка не упадет. Читайте: .

Помимо специализированных садов, существуют также специальные детские центры коррекции зрения . С их помощью родителям будет легче справляться с проблемами обучения и развития слабовидящего ребенка.

ТИФЛОПЕДАГОГИКА – (от греч. typhlos - слепой) наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на процесс формирования и развития личности.

«Зрение играет огромную роль не только в развитии собственно зрительных восприятий, но и в развитии пространственных представлений (пространственная ориентировка в окружающем, двигательная сфера), поскольку движения развиваются под зрительным контролем. Зрительно-пространственные представления имеют особо важное значение для ребенка и в процессе его обучения в школе, так как овладение буквами алфавита, числовыми изображениями, ориентацией в географической карте и т.п. предполагает определенный уровень развития зрительно-пространственных представлений» .

Способность видеть, т.е. ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора, называется зрением.

Характерные особенности зрительного восприятия: дистантность, мгновенность, одновременность и целостность обозрения окружающего мира. Структурно и функционально зрительный анализатор – самый сложный и наиболее совершенный орган, отличающийся рядом особенностей. Он тесно взаимодействует с двигательным, тактильным, обонятельным, слуховым анализаторами, образует с ними сложные динамические системы связей.

Зрительный анализатор состоит из периферического отдела (глаз), проводникового отдела (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования) и центрального отдела (зрительные зоны коры головного мозга, расположенные в затылочной области).

Периферическая часть зрительного анализатора – глазное яблоко состоит из 3 оболочек: наружной, средней и внутренней. Наружная оболочка включает мышцы, вращающие глазное яблоко, и переднюю прозрачную часть – роговицу. Средняя оболочка содержит кровеносный сосуды, радужку и зрачок. Внутренняя оболочка (сетчатка) – воспринимающий (рецепторный) аппарат глаза. Она состоит из зрительных клеток- палочек и колбочек. Внутреннюю часть глазного яблока составляют стекловидное тело (бесцветная студенистая масса) и зрительный нерв, который соединяет периферический отдел с центральным.

Роговица, хрусталик и стекловидное тело являются сложной оптической преломляющей системой глаза. Нормальное функционирование этой системы обеспечивает правильную рефракцию (преломляющую способность глаза), при которой лучи, идущие от объекта, преломляются на сетчатке. В этом случае предмет воспринимается четко и ясно.

Выделяют 2 группы детей, имеющих нарушения зрения. Это слепые дети (менее 0,04), слабовидящие дети (с остротой зрения при использовании обычных средств коррекции от 0, 05 до 0,4).

Из истории тифлопедагогики. Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих считается Валентин Гаюи (1745 - 1822), французский педагог, единомышленник и последователь Д. Дидро, основатель первых учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря В.Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.

В 1784 году он создает Парижский национальный институт слепых, который размещается в мрачном тесном здании на улице Сен-Виктор. Содержался он за счет государственных средств, частных пожертвований, доходов от мастерских, в которых работали слепые воспитанники, и концертов, устраивавшихся учащимися и преподавателями. Материальное положение Парижского института слепых было чрезвычайно сложным.

Луи БРАЙЛЬ (1809 - 1852), потерял зрение в трехлетнем возрасте, играя ножом в мастерской отца, случайно поранил себе глаз. Местный врач не смог оказать помощи, началось воспаление глаз и он лишился зрения. Родители Луи самоотверженно боролись за полноценное обучение и воспитание своего сына. Когда мальчик подрос мать пригласила музыканта, который стал учить его играть на скрипке. Отец приучил его к портному ремеслу. Уже ко времени поступления в школу Луи Брайль умел играть на скрипке, плести бахрому для упряжи и шить домашние туфли. Стремясь дать сыну образование родители добились приема мальчика в школу для зрячих – случай, неслыханный в ту пору .

В 1819 году 10-летнего Луи Брайля определили в Парижский институт для слепых детей, с которым у него была связана вся последующая жизнь. В это время в институте обучалось около 100 мальчиков и девочек. Луи Брайль - воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института слепых, стал автором изобретения, изменившего систему обучения слепых.

В 1829г . создал специальный шрифт, основанный на комбинациях шеститочия, его система охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать. В основе системы Брайля лежит феноменальное по своей простоте шеститочие, в котором точки располагаются в два столбика по три в каждом. Из шеститочия можно получить 63 комбинации точек, образующих такое же количество знаков. Это дало возможность Л. Брайлю построить не только алфавит, но и стройную универсальную систему обозначения в точных науках и нотописи. Подобно тому, как глаз человека охватывает всю букву, так и палец слепого мог сразу, без лишнего напряжения, воспринимать точечный знак, составленный из шеститочия Брайля.

Впервые всю систему Луи Брайль опубликовал в 1829 году в Париже под названием «Способы написания слов, музыки и пения при помощи точек». Второе издание вышло в 1837 г. так была полностью решена проблема письменности и печати для слепых. Книгопечатание по Брайлю началось с 1852г. во Франции. В России первая книга по Брайлю вышла в 1885г.

Первое учебное заведение для слепых в Р. было организовано в 1807г. при Смольнинской богадельне в С.-Петербурге. В течение 19 в. было открыто еще несколько школ для слепых, существовавших на средства Попечительства о слепых (учреждено в 1881г.). Обучение велось по единому учебному плану и программам, действовали единые правила приема в училища. Для большинства обучающихся обучение было платным и стоимость достигала до 300 рублей в год.

После Октябрьской революции в 1917 г. школы для слепых детей стали составной частью системы народного образования. В 1928г. появились первые советские школьные программы для слепых.

В начале 30-х гг. появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ (в нескольких школах Ленинграда и Москвы), а с конца 30-х гг. открываются и первые школы для слабовидящих. Развитию этого направления в тифлопедагогике способствовала Ю.Д. Жаринцева.

В 30-е гг. содержание образования в школах для слепых обогащается предметами, которые с начала возникновения мирового опыта обучения слепых считались ненужными и недоступными: физика, математика, естествознание и др. Большой вклад в тифлопедагогику и разработку методик обучения слепых общеобразовательным предметам сделал профессор Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена – Б.И. Коваленко.

Развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии связано с именами таких ученых, как М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, Н.Б. Коваленко, А.С. Ганджий, Н.Г. Крачковская, Н.В. Серпокрыл, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, В.П. Ермаков, А.И. Каплан, А.Б. Гордин, Р.С. Муратов, Б.В. Сермеев, В.А. Феоктистова, Э.М. Стернина, И.С. Моргулис и др.

Причины и последствия нарушения зрения

Причины нарушения зрения различны:

  • воздействие патогенных факторов в период эмбрионального развития;
  • генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения);
  • тяжелые заболевания матери во время беременности, особенно на ранних этапах.
  • К аномалиям развития наследственного происхождения относится микрофтальм – грубое структурное изменение глаза, характеризующееся уменьшением размеров одного или обоих глаз и значительным понижением зрения. При микрофтальме глаз предрасположен к различным воспалительным заболеваниям с дальнейшим понижением зрения. В редких случаях встречается анофтальм – врожденное безглазие. Самой распространенной формой врожденного изменения органа зрения является катаракта – помутнение хрусталика. Она бывает у детей, страдающих хромосомными заболеваниями (болезнь Дауна). К врожденным также относятся :

  • пигментная дистрофия (дегенерация) сетчатки, характеризующаяся сужением поля зрения до полной его потери;
  • астигматизм – аномалия рефракции, т.е. преломляющей способности глаза. Вследствие А. изображение предмета становится нерезким. Каждая точка предмета изображается размытым эллипсом. Астигматизм глаза устраняется с помощью очков с цилиндрическими стеклами, контактных линз;
  • иногда встречаются нарушения зрения, обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями. Симптомы этого проявляются не сразу, а лишь на определенном этапе развития. Зрение постепенно снижается, причем это состояние может сопровождаться повышенной утомляемостью и головными болями. В этом случае необходимо оперативное вмешательство.
  • Приобретенные аномалии распространенны меньше, чем врожденные. Однако велико влияние целого ряда приобретенных аномалий на различные отклонения функций зрительного анализатора от нормы:

  • внутричерепное и внутриглазное кровоизлияния,
  • травмы головы вследствие осложненных родов
  • различные травматические повреждения мозга (ушибы или ранения головы) и глаз в послеродовой период могут привести к нарушению зрения.
  • Приобретенная катаракта нередко бывает травматического происхождения. Глаукома – связана с повышением внутриглазного давления и изменениями в тканях глаза, приводит к потере зрения. Атрофия зрительного нерва – заболевание, характеризующееся нарушением связи между сетчаткой глаза и зрительными центрами. Заболевания ЦНС (менингит, менингоэнцефалит), осложнения после общих заболеваний организма – вот неполный перечень основных приобретенных зрительных аномалий, вызывающих различные по степени нарушения зрительной функции.

    Осложняет последствия многих аномалий прогрессирующий характер нарушения зрительного анализатора. Патологические процессы таких текущих заболеваний, как глаукома, атрофия зрительного нерва, мозговые опухоли, долгое время не проявляя себя, могут постепенно ухудшать состояние зрительных функций и затем вызвать резкое падение уровня зрения.

    К прогрессирующим нарушениям зрения относятся и такие виды нарушений преломляющей способности глаза, обуславливающие значительное понижение зрения, как близорукость и дальнозоркость. При близорукости (миопия) нарушение рефракции выражается в том, что лучи, идущие от предмета, преломляются не на сетчатке, а перед ней. При дальнозоркости преломление лучей, идущих от предмета, происходит позади сетчатки. Вследствие этих отклонений на сетчатке образуются неясные, расплывчатые изображения. Дальнозоркость у детей встречается реже, и преобладая у младших школьников с возрастом значительно снижается. Количество детей с близорукостью имеет тенденцию увеличиваться. Увеличение обычно происходит при нарушении санитарно-гигиенических правил учебной работы в школе и дома. При прогрессирующей близорукости ухудшается зрение и общее состояние организма (ослабление опорного аппарата), В свою очередь, воспалительные процессы глаз, детские инфекционные заболевания оказывают влияние на усиление близорукости.

    Степень нарушения функции зрительного анализатора определяется понижением остроты зрения. Острота зрения проверяется по таблицам, составленным из 10-12 видов букв или знаков. Каждый последующий ряд знаков по сравнению с предыдущим означает соответственно разницу в остроте зрения на 0,1. Острота зрения большинства людей, характеризующаяся способностью определять буквы или знаки десятой строки таблицы на расстоянии 5 м, равна 1,0 и рассматривается как нормальная. Исследуемый, определяющий на этом расстоянии буквы первой строки имеет остроту зрения 0,1.

    Если острота зрения ниже 0,1 используется счет пальцев. Ребенок, сосчитавший раздвинутые пальцы руки на расстоянии 5м, обладает остротой зрения, равной 0,09. Тот же счет пальцев на расстоянии 2м приблизительно соответствует остроте зрения 0,04; на расстоянии 0,5м – 0,01, а с расстояния 30см – 0,005. Острота зрения, при которой ребенок не различает пальцев, а видит только свет, равна светоощущению. Если ребенок не может отличать света от темноты, острота его зрения равна 0.

    Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции – очков.).

    Слепота – это двусторонняя неизлечимая потеря зрения. Различают разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение и цветоразличение); практическая слепота, при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры, силуэты и цвета предметов непосредственно перед глазами. Большинство слепых детей имеют остаточное зрение.

    В зависимости от времени наступления нарушения функции зрительного анализатора выделяют слепорожденных и ослепших, т.е. лишившихся зрения после рождения. Психическое развитие слепорожденных детей имеет те же закономерности, что и развитие зрячих детей, однако тяжелое первичное поражение зрение проявляется в различных вторичных отклонениях и особенностях психического развития детей.

    Отсутствие возможности визуально воспринимать признаки предметов и явлений, ориентироваться в пространственных признаках обедняет их чувственный опыт, а следовательно, нарушает взаимодействие сенсорных и интеллектуальных (отвлеченно-логических) функций, сдерживает развитие образного мышления. Для слепых детей характерна своеобразная ориентировочная реакция на звук. Глубокие дефекты зрения отрицательно влияют на формирование двигательных навыков слепорожденного ребенка. Неудачи и затруднения, возникающие в процессе обучения ходьбе, закрепляются в виде неприятных переживаний и приводят к резкому ограничению двигательных функций у слепых детей.

    Развитие высших познавательных процессов у слепорожденных протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.

    Чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стирание зрительных образов.

    Система компенсаторной перестройки на первоначальном этапе обучения создает условия для правильного отражения окружающего мира в наглядно-действенной форме, а по мере накопления социального и бытового опыта и в словесно-логической форме при помощи сохранных анализаторных систем в организме слепого ребенка.

    Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лиц с глубокими зрительными нарушениями.

    Л.С. Выготский указывал, что слепые владеют так называемым шестым чувством (тепловым), позволяющим им на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет.

    Компенсация слепоты, указывает Л.И. Солнцева, представляет собой целостное психическое образование, систему сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающую ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира и создающую возможность овладения различными формами деятельности в каждом возрастном этапе.

    В процессе обучения педагогу, взрослому (родителям) следует исходить их того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с первых месяцев его жизни.

    Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления качественное своеобразие (нарушено цветоощущение, цветовые характеристики воспринимаемого оттенка обеднены.) У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть двумя глазами, т.е. нарушено бинокулярное зрение.

    Среди слабовидящих существует большое число лиц с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения, имеются врожденные формы патологии цветоощущения.

    На восприятие предметов и их изображений оказывает влияние нарушение глазодвигательных функций, что вызывает трудности в фиксации взора, прослеживания динамических изменений, оценке линейных и условных величин.

    Коррекционная работа поэтому направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.

    Остаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэтому оно должно тщательно оберегаться: необходимы регулярная диагностика, периодическое консультации у офтальмолога, тифлопедагога, психолога.

    Большое значение у слепых и слабовидящих в восприятии и познании окружающей действительности имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения. Различные ощущения, воспринимаемые нервными окончаниями кожи и слизистыми оболочками, передаются в кору головного мозга в отдел, связанный с работой рук и кончиков пальцев. Так незрячие и слабовидящие учатся «видеть» руками и пальцами.

    Наряду с осязанием в различных видах деятельности важную роль играет слуховое восприятие и речь. Возникшее на первой стадии системы компенсации слепоты дифференцированное слуховое восприятие и голосовые реакции при знакомстве с предметами становятся все более значимыми как средство общения с окружающими людьми. С помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Они могут по звуку определить его источник и местонахождение с большей точностью, чем это сделали бы зрячие люди. Высокий уровень развития пространственного слуха у лиц с нарушением зрения обусловлен необходимостью ориентироваться в условиях разнообразного звукового поля.

    Поэтому в процессе обучения и воспитания проводятся упражнения на дифференциацию – различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, происходящих в них.

    Успешность овладения лицами с нарушениями зрения различным видам деятельности зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, пространственной ориентировки. Последняя является существенной частью свободного движения в пространстве. Обучение пространственной ориентировке слепых детей показывает, что процесс ее формирования многоуровневый и связан с развитием и совершенствованием интегративных процессов, умением и возможностью слепых детей целостно и обобщенно воспринимать окружающее пространство, анализировать его, используя как конкретные, индивидуальные, так и обобщенные ориентиры, наполняющие пространство.

    Обучение детей с недостатками зрения в школе

    Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе принципов, присущих этой системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Обосновывая основные положения обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей, тифлопедагогика исходит из учения о разностороннем развитии личности, естественнонаучных основ компенсации слепоты и слабовидения, концепции о единстве биологических и социальных факторов в развитии детей с отклонениями в развитии. Это единство, как отмечал Л.С.Выготский, представляет собой единство сложное, дифференцированное и изменчивое как по отношению к отдельным психическим функциям, так и к разным этапам возрастного развития детей.

    В связи с этим школы должны выполнять следующие функции: учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, санитарно-гигиеническую, лечебно-восстановительную, социально-адаптационную и профориентационную.

    Специфика работы школ заключается в следующем:

  • Учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;
  • Модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпов его прохождения;
  • Дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;
  • Специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебно-восстановительной работы;
  • Усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.
  • Школы для слепых и слабовидящих детей (специальные школы 3 и4 видов) состоят из трех ступеней: 1- начальная школа (1-4 класс); 2- основная или неполная средняя школа (5-10 кл.); 3- средняя школа (11-12 кл.). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

    Программы специальных школ по общеобразовательным предметам соответствуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала. В них учтена необходимость коррекционно-компенсаторной работы. Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации значительно нарушенного и компенсации отсутствующего зрения с помощью оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических пособий (для слепых), плоскопечатных (для слабовидящих).

    Своеобразие программы по русскому языку в школах для слепых состоит в том, что в ней уделяется большое внимание обучению чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильно-двигательных ощущений. Введено изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения (знакомство с дорожным знаком «Осторожно, слепые», рельефными схемами улиц и площадей, маршрутами движений, звуковыми светофорами и локаторами). Предусмотрены специальные занятия по овладению правилами пользования тростью при движении, при переходе улицы, обнаружении препятствий. При изучении природоведения увеличивается время на проведение опытов, наблюдений, предметных уроков и экскурсий для восполнения отсутствующей или недостающей зрительной информации.

    Трудовое обучение в специальной школе имеет три ступени, учитывающие специфические и возрастные особенности развития детей с нарушениями зрения:

  • Первоначальное трудовое обучение в 1-4 кл,
  • Трудовая подготовка, осуществляемая на общеобразовательной основе, имеющей политехническую направленность в 5-10 кл.,
  • Широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд в 11-12 кл.
  • Дети с нарушением зрения могут обучаться в массовой общеобразовательной школе , если для них созданы там специальные образовательные условия: специальная освещенность, наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, психолого-педагогическое сопровождение детей специалистами- тифлопедагогами, тифлопсихологами; образовательный процесс должен иметь коррекционную направленность в той мере, что и в специальной школе. Для детей с нарушенным зрением должны быть организованы специальные коррекционные занятия: ритмика, лечебная физкультура, коррекция нарушений речи, занятия по социально-трудовой и пространственной ориентировке, развитию зрительного восприятия.

    Профилактика нарушений зрения на уроке вменяется в профессиональные обязанности педагога, поэтому каждый педагог и классный руководитель должен:

  • Содействовать своевременному обнаружению нарушений зрения детей (обращать внимание на дополнительную фокусировку зрения, жалобы ребенка на то, что он не видит с доски и т. д.);
  • Правильно выбрать место в классе для слабовидящего ребенка;
  • Следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм в классных комнатах;
  • Соблюдать культуру оформления доски;
  • Создавать благожелательную эмоциональную обстановку в классе;
  • Регламентировать зрительные нагрузки (количество читаемого и время чтения на уроке не более 15-20 минут, не раздражающие цвета одежды учителя);
  • Организовывать тренировку мышц глаз;
  • Использовать здоровье-сберегающие технологии в образовательном процессе (например доктора Ф.И. Базарного).
  • Для учащихся школ 3 вида выпускается весьма разнообразная литература, издаваемая по системе Брайля, которая иллюстрируется рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для незрячих, имеющих остаточное зрение выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать.

    В школах для слабовидящих широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями. Для подбора, построения и реконструкции изображений для слепых и слабовидящих разработаны специальные методики, учитывающие зрительные и осязательные возможности детей (В.П.Ермаков).

    К оптическим средствам коррекции относятся различного рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком или на далеком расстоянии. Лупы помимо этого устанавливаются над шкалами измерительных приборов, на станочном оборудовании. Используются телевизионные увеличивающие устройства для слабовидящих, позволяющие получить шестидесятикратное увеличение. Разработаны специальные пишущие машинки для незрячих программистов электронно-вычислительных машин.

    Дети с патологией зрения неправильно понимают слова, так как слабо соотносят их с реальными объектами, поэтому им необходима квалифицированная логопедическая помощь. Нужно обращать внимание детей на разнообразные звуки: как шумит машина, работает холодильник, течет вода, шумит ветер и т.д.

    Обучая ребенка какому-либо действию, необходимо многократно повторять его «рука в руку», вырабатывая автоматизм. Особенно это важно для слепых и слабовидящих детей. Полученные навыки важно поддерживать постоянно.

    Для слабовидящих детей больше подойдут настольные игры: «Бильярд», «Футбол», «Хоккей», с помощью которых дети смогут тренироваться в определении удаленности объектов в пространстве относительно себя и других объектов, расстояния между ними. Катание на велосипеде, на лыжах вполне доступно детям с нарушениями зрения – только под контролем взрослых. Всем детям с нарушенным рением полезно играть с различными крупными конструкторами для закрепления бинокулярного и развития стереоскопического зрения.

    Упражнения для глаз:

  • Упражнения для зрительно-двигательной ориентации (можно выполнять стоя или сидя): Отвести взгляд вправо, влево, не поворачивая головы. Поднять глаза вверх, голова неподвижна. Затем опустить взгляд вниз.
  • Упражнения для снятия усталости глаз: - крепко зажмурить глаза на 3-5сек., затем открыть; - быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.; – смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и приблизить его к глазам (в течение 3-5 сек.); – смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек., затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек.
  • Упражнения для глаз по методике доктора Ф.И. Базарного.
  • Вопросы для самоконтроля:

    1. Чем занимается тифлопедагогика?

    2. Выделите основные причины нарушений зрения?

    3. С помощью чего незрячих детей обучают письму и чтению?

    Литература:

  • Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. Для учителя. – 2-е изд., испр. – М., 1988
  • «Вижу мир» (Как помочь детям с нарушениями зрения?) Наталья Воронина, консультант Любовь Плаксина. Интернет.
  • Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
  • Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1990.
  • Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1992.
  • Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. – М., 1992.
  • Зайцева Л.Г. Диалог с Л.С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики // Дефектология. – 1998. - № 2.
  • Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М., 1973.
  • Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. – М., 1956.
  • Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1965.
  • Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1997.
  • Михайлова Е.Н. Основы коррекционной педагогики. Учебно-справочное пособие. – Томск.: Томский государственный педагогический университет, 1999.
  • Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1998.
  • Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: учебное пособие/ Сост. Н.В.Новоторцева. 3-е изд., перераб. И доп. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и К», 1999.
  • Специальная педагогика: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр « Академия», 2000.
  • Той Фиона «Искусство раслабления». Релаксация. М. 1998.
  • Шкляев Алексей «Понять, простить, помочь» (незрячим о зрячих и наоборот) ООО «ИПТК «Логос» ВОС» М.– 2002.
  • Шкляев Алексей «След в след» ООО «ИПТК «Логос» ВОС» М.– 2000.
  • Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит: Кн.для воспитателей. – М, 1995.
  • Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушениями зрения в начальных классах / Под ред. Л.И. Плаксиной. – Калуга, 1998.
  • Тест на усвоение материала:

    Задание I Выберите из общего списка указанные виды отклонений и выпишите их номера:

    Сенсорные нарушения______________________________________________

    а) дактилография; б) дактилология;

    в) дидактогения; г) пиктография.

    Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник.- Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006.- 335с.

  • 3. Медико-социально-педагогическая профилактика, патронаж и ранняя комплексная помощь
  • 4. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями
  • Контрольные вопросы
  • Лекция 3. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта и проблемы их образования как предмет олигофренопедагогики
  • 1. Понятие умственной отсталости, ее формы и причины
  • 2. Классификации умственной отсталости
  • 3. Исторический аспект характеристики социальной политики в отношении умственно отсталых лиц
  • 4. Образование умственно отсталых детей
  • 5. Зарубежная практика образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью
  • 6. Рекомендации педагогам по осуществлению интегрированного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
  • Лекция 4. Психология детей с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-развивающего обучения
  • Представления о зпр и их классификации
  • 2. Особенности психики детей с зпр
  • 3. Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения детей с зпр
  • Контрольные вопросы
  • Лекция 5. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями
  • 1. Нарушения анализаторных систем
  • 2. Психолого-педагогическая классификация лиц с недостатками слуха
  • Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей
  • 4. Дети с нарушениями зрения
  • 5. Профессиональное образование, трудовая деятельность, социальная адаптация лиц с нарушениями слуха и зрения
  • Контрольные вопросы
  • Лекция 6. Логопедия и логопсихология
  • Предмет, задачи и методы логопедии
  • 2. Виды речи и основные причины ее нарушения
  • 3. Развитие речевой деятельности в онтогенезе
  • 4. Современные классификации речевых нарушений
  • 5. Предмет, задачи и методы логопсихологии
  • 6. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи в пмпк
  • 7. Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения
  • Контрольные вопросы
  • Лекция 7. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • 1. Этиология и патогенез детского церебрального паралича
  • 2. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с дцп
  • 3. Нарушения психики при дцп
  • 4. Речевые нарушения при детском церебральном параличе
  • 5. Основные цели и принципы коррекционной работы при дцп
  • 6. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом
  • Лекция 8. Девиантное поведение детей и подростков, причины и пути коррекции
  • 1. Девиантное поведение, его причины и проявления
  • 2. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению
  • 3. Специфика употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте
  • 4. Динамика злоупотребления психотропными веществами в подростковом возрасте
  • 5. Работа учителя с девиантными подростками
  • Материалы для семинарскИх занятиЙ
  • Тема 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики и специальной психологии (2 часа) Вопросы для обсуждения
  • Литература
  • Тема 2. Основные категории специальной педагогики и психологии
  • Тема 4. Психология детей с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-развивающего обучения (2 часа) Вопросы для обсуждения
  • Литература
  • Тема 5. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями (2 часа) Вопросы для обсуждения
  • Литература
  • Тема 6. Логопедия и логопсихология (2 часа) Вопросы для обсуждения
  • Литература
  • Тема 7. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (2 часа) Вопросы для обсуждения
  • Литература
  • Тема 8. Девиантное поведение детей и подростков, причины и пути коррекции (2 часа)
  • Тема 2. История развития отечественной системы специального образования (6 часов)
  • Тема 3. Особенности организации коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми (6 часа)
  • Тема 5. Особенности организации образовательного процесса в специальной школе для детей с речевыми нарушениями (специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат V вида) (6 часов)
  • Тема 6: Приоритетные направления развития современного специального образования (4 часа)
  • Проверь себя!
  • 6. Одним из принципов коррекционно-развивающего обучения является…
  • Содержание
  • 670000, Г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
  • 4. Дети с нарушениями зрения

    Следующую группу детей с дизонтогениями по дефицитарному типу составляют лица с нарушениями зрения. Закономерности и особенности психического развития лиц с нарушенной функцией зрения изучает тифлопсихология . Ее данные актуальны для тифлопедагогики - науки о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения.

    В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития.

    Слепые (незрячие) - подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение, а также лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10-15°) с остротой зрения до 0,08.

    По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, контуры (силуэты) предметов.

    Слабовидящие - подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения, слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокулярное зрение).

    Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Важное место занимают: разработка содержания, методов и организация обучения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих; определение типов и структуры специальных учреждений для их обучения и воспитания; разработка научных основ построения учебных планов, программ, учебников, частных методик.

    Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих считается В. Гаюи (1745-1822), французский педагог, единомышленник и последователь Д. Дидро, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.

    Л. Брайль (1809-1852), потерявший зрение в трехлетнем возрасте, воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института слепых, стал автором изобретения, изменившего систему обучения слепых. Основанная на комбинациях шеститочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать.

    Первое учебное заведение для слепых в России было организовано в 1807 году при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам.

    В течение XIX в. было открыто еще несколько школ для слепых, существовавших на средства Попечительства о слепых. Для большинства учеников обучение было платным и стоимость достаточно высока.

    В 1928 году появились первые советские школьные программы для слепых. В начале 30-х годов XX века появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ (в нескольких школах Ленинграда и Москвы), а с конца 30-х годов открываются и первые школы для слабовидящих. Развитию этого нового направления в тифлопедагогике способствовала Ю.Д. Жаринцева.

    Развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии связано с именами таких ученых, как М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, Н.Б. Коваленко, А.С. Ганджий, Н.Г. Крачковская, Н.В. Серпокрыл, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, В.П. Ермаков, А.И. Каплан, А.Б. Гордин, Р.С. Муратов, Б.В. Сермеев, В.А. Феоктистова, Э.М. Стернина, И.С. Моргулис и др.

    Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации. Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения. Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения - сетчатки, роговицы и заболеваний центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз.

    Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора. При прогрессирующих зрительных дефектах происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса.

    К непрогрессирующим дефектам зрительного анализатора относят некоторые врожденные его пороки, такие, как астигматизм, катаракта. Причинами этих дефектов могут стать также последствия некоторых заболеваний и глазных операций. Существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, лишившиеся зрения после трех лет жизни. Такая дифференциация основывается на том, что время утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка.

    Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и своеобразие психофизического развития. Психическое развитие слепорожденных имеет такие же закономерности, как и у зрячих детей, но отсутствие визуальной ориентировки сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании социального опыта.

    Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции.

    Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.

    Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от времени потери зрения: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стирание зрительных образов.

    Слепой ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть.

    Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лиц с глубокими зрительными нарушениями.

    В процессе обучения педагогу, взрослому (родителям) следует исходить из того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с первых месяцев его жизни.

    Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие.

    У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть двумя глазами, т. е. нарушено бинокулярное зрение.

    Среди слабовидящих существует большое число лиц с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения, имеются врожденные формы патологии цветоощущения. Коррекционная работа направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.

    Остаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэтому оно должно тщательно оберегаться: необходимы регулярная диагностика, периодическое консультирование у офтальмолога, тифлопедагога, психолога.

    Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.) и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения.

    Наряду с осязанием у слепых и слабовидящих в различных видах деятельности важную роль играет слуховое восприятие и речь.

    С помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды.

    Поэтому в процессе обучения и воспитания слепых и слабовидящих проводятся упражнения на дифференциацию - различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, происходящих в них.

    Успешность овладения лицами с нарушениями зрения различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной - зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, пространственной ориентировки. Пространственная ориентировка является существенной частью свободного движения в пространстве.

    Различные структуры психологической системы, формирующейся у слепых разного возраста, являются основой для эффективной коррекции дефектов их пространственной ориентировки.

    Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушении зрения имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушенным зрением должны регулярно получать консультативную помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др.

    Общаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать все свои действия, что позволит ребенку воспринимать информацию о происходящем вокруг него с помощью сохранных анализаторов, как бы «видеть с помощью слуха». Успешность компенсаторной перестройки анализаторов во многом зависит от семейного обучения и воспитания. Важно создать условия, соответствующие возможностям слепого или слабовидящего ребенка. Создание чрезмерно щадящего режима или неоправданной опеки отрицательно сказывается на формировании личности при дефекте зрения.

    Воспитание и обучение слепого или слабовидящего ребенка в семье требуют от родителей знания особенностей развития ребенка с нарушенным зрением, влияния первичного дефекта на формирование психических функций, двигательных, социальных, учебных и других умений, способов и приемов формирования и развития навыков ориентировки в пространстве, восприятия предметов и явлений окружающего мира, умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя, исследовать и познавать окружающий ребенка мир при помощи сохранных чувств.

    Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения являются государственными учреждениями общественного воспитания детей слепых) слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2-3 до 7 лет. Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовку их к обучению в школе.

    Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка.

    Кроме образовательной составляющей, работа в дошкольных группах направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания. Проводится работа по гигиене, охране и развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы, формированию навыков ориентировки в пространстве и самообслуживанию.

    Развитие зрительных функций дополняется развитием слуха и осязания. Дети подготавливаются к систематическим занятиям в школе.

    Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе принципов, присущих этой системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения.

    В связи с этим школы для слепых и слабовидящих детей должны выполнять следующие функции:

      учебно-воспитательную;

      коррекционно-развивающую;

      санитарно-гигиеническую;

      лечебно-восстановительную;

      социально-адаптационную;

      профориентационную.

    Это обеспечивает нормализацию развития детей с нарушенным зрением, восстановление нарушенных связей с окружающей их средой (социальной, природной и др.).

    Психическое развитие слепых и слабовидящих детей, формирование у них компенсаторных процессов, активной жизненной позиции, осознание способов самореализации и овладение ими зависят прежде всего от социальных условий, в первую очередь от образовательных.

    Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем:

      учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;

      модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения;

      дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;

      специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебно-восстановительной работы;

      усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.

    Для обучения и воспитания детей с нарушением зрения в стране имеется развитая сеть специальных школ. При некоторых массовых общеобразовательных школах имеются классы охраны зрения.

    Как уже отмечалось ранее, школы для слепых и слабовидящих детей (специальные школы III и IV видов) состоят из 3-х ступеней:

      I ступень - начальная школа;

      II ступень - основная школа или неполная средняя школа;

      III ступень - средняя школа.

    Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

    Школа I ступени призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование у школьников умения и желания учиться.

    Школа II ступени закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества.

    Школа III ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса профессионального обучения на основе его дифференциации.

    Программы специальных классов общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих детей по русскому языку, математике, ознакомлению с окружающим миром, природоведению соответствуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала. При этом программы специального образования построены с учетом особенностей развития незрячих и слабовидящих детей.

    Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации значительно нарушенного и отсутствующего зрения с помощью оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических пособий (для слепых), плоскопечатных (для слабовидящих).

    Особенностью программы по русскому (национальному) языку в начальных классах специальных школ для слепых и слабовидящих детей является то, что они предусматривают увеличение продолжительности подготовительного периода. Эта работа продолжается и на последующих этапах обучения русскому (национальному) языку.

    Программа по математике, так же как и программа по русскому языку, предусматривает увеличение подготовительного периода. Большое внимание уделяется формированию конкретных представлений о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов и чертежно-измерительных действий.

    В программах школ для слабовидящих «Ознакомление с окружающим миром и природоведение» увеличено количество предметных уроков, экскурсий и практических занятий, что позволяет обогатить зрительный опыт детей и сформировать у них представления об окружающей действительности. В тему «Организм человека и охрана его здоровья» введен материал об органе зрения и его охране, что способствует овладению навыками гигиены и охраны зрения. Введено изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения.

    При изучении природоведения в школе для слепых особое внимание уделяется умениям выделить элементарные сигнальные признаки предметов и объектов живой и неживой приводы при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения.

    Особенности программ по изобразительному искусству для слепых и слабовидящих состоят, прежде всего, в подборе видов объектов и средств изобразительной деятельности.

    Обучение общеобразовательным предметам слепых и слабовидящих учащихся в основном осуществляется по программам общеобразовательной массовой школы с учетом специфики их развития.



     


    Читайте:



    Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

    Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

    Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

    Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

    Салат

    Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

    Лечо с томатной пастой рецепты

    Лечо с томатной пастой рецепты

    Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

    Афоризмы и цитаты про суицид

    Афоризмы и цитаты про суицид

    Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

    feed-image RSS