Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
Реклама
Требования к организации урока. Методы проведения и организации уроков по специальной подготовке (ДПЮ) в школе |
Что играет ведущую роль в профессиональной жизни педагога? Конечно, урок. Это тяжелая работа, когда в течение 45 мин от вас требуется концентрация воли и внимания. Но именно в эти минуты учитель в самой полной мере реализует себя. Урок дает ощущение полезности профессиональной деятельности, и учитель проявляет свое стремление к творчеству и самостоятельности. Педагог академик М.Н. Скаткин отмечал, что урок - это творимое учителем "педагогическое произведение". Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечивает высокий уровень преподавания. Нужно также учитывать личный опыт, индивидуальные качества учителя, состав класса и особенности текущего учебного материала. Ведь подготовка к уроку - не только наука, но и искусство, требующее от учителя вдохновения, порыва, творчества. А помните ли вы основные требования к организации современного урока? Предположим, к вам на урок пришел завуч. Он может обратить внимание на:
Как же подготовиться к современному уроку? Помните, ни один урок не может решить всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса, а поскольку это еще и педагогическое произведение, его содержание должно быть законченным, с внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Возможные подходы к уроку:
При оценке урока учитываются:
Структура урока может быть такова:
Формы:
Методы:
Средства:
5. Контроль качества знаний и их корректировка.
6. Самоанализ урока и постановка новых целей.
Соблюдая основные требования к уроку, учитель проводит его, используя свои творческие способности, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от индивидуальных черт учащихся. Для эффективной организации и проведения урока необходимо соблюдение определенных правил:
Рассмотрим подробнее соблюдение первого правила - определение целей урока. Умеете ли вы их правильно формулировать? Довольно часто в конспектах уроков молодого учителя можно прочитать: "Рассказать учащимся о жанрах эпических произведений и т. д.", "Ознакомить со свойствами пластмасс и т. п." Можно это считать целями урока? Нет! Цель деятельности педагога - это его познавательное стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости учащегося. Поэтому цели урока должны быть максимально конкретными. Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Ее необходимо конкретизировать, например:
Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Какие же свойства личности необходимо воспитывать? Прежде всего нравственные качества человека, готовность к труду, к защите Отечества и др. Для примера можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке:
Цель развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений. Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, на наш взгляд, ключевые, а именно:
Но есть вопрос вопросов: как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? Мы считаем, что для этого необходимо использовать личностно ориентированный подход к образованию . Предлагаем вам памятку о характерных особенностях личностно ориентированного урока и схему самоанализа урока. Особенности личностно ориентированного урока Замысел урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка. Для построения образовательного процесса используются принципы:
Организация учебного занятия предполагает:
Самоанализ урока Класс______________________________________________________ Вопросы для самоанализа: Круглова И.В. Основным звеном в системе учебного процесса является урок, и от того, насколько гигиенически рационально он построен, зависит работоспособность учащихся, а, следовательно, их успеваемость и состояние здоровья. 1. Продолжительность урока (кроме 1 класса) не должна превышать 45 минут. В первом классе продолжительность составляет 35 минут. 2. Профилактика переутомления может быть достигнута не только регламентированием длительности урока, но и его элементов, поэтому урок должен быть построен на чередовании различных видов деятельности (письмо, чтение, устная работа, творческая деятельность). Отдельные виды учебной деятельности на уроке по основным предметам (письму, чтению, математике) значительно влияют на функциональное состояние организма и работоспособность детей. Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. Плотность урока должна быть 80%. 3. Учитель начальных классов должен на уроках организовывать физкультурные минутки для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Обязательное проведение двух физкультминуток на каждом уроке. Физкультминутку необходимо провести в фазу спада работоспособности, так как это препятствует дальнейшему развитию как умственного, так и мышечного утомления. Ее продолжительность должна составлять 2-3 минуты, что временно снижает нагрузку зрительного анализатора и позвоночника, оптимизирует состояние мозгового кровообращения и эмоциональный тонус школьника. На уроках письма физкультминутки должны проводиться на 15 и 25 минуте. Комплексы упражнений должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности. Позитивный эффект физкультминутки проявляется в том случае, если она проводится в положении стоя при открытых в классе фрамугах. Желательно, чтобы за исключением уроков, характеризующихся значительной нагрузкой на голосовой аппарат, дети сопровождали движения речевками. Они способствуют установлению более правильной ритмики дыхания, а также улучшению осанки, поскольку качественное звукопроизношение нуждается в ее оптимальной организации. Окончание регламентированной работы с компьютерами, обучения письму, чтению, математике, должно сопровождаться выполнением специального комплекса упражнений для наружных мышц глазного яблока и его аккомодационного аппарата. 4. Использование технических средств обучения. Технические средства обучения (телевидение, видео-, кино-, и диафильмы, звукозаписи) в учебном процессе снимают монотонность урока, придают занятиям эмоциональность и способствуют повышению работоспособности и успеваемости учащихся, но их применение отрицательно влияет на ЦНС, зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому регламентируется оптимальная длительность просмотров диафильмов, кинофильмов и телепередач на уроках в разных классах (табл. № 7). Молодым учителям бывает трудно справиться с потоком документации. Я думаю, что моя разработка кому-нибудь поможет. Планирование работы – сложный и ответственный этап в подготовке учителя к занятиям. Планирование работы включает разработку календарно-тематического планирования и составление плана на каждый урок – поурочное планирование. Как правильно и просто это сделать. Скачать:Предварительный просмотр:ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА Подготовка учителя к работе Планирование работы – сложный и ответственный этап в подготовке учителя к занятиям. Планирование работы включает разработку календарно-тематического планирования и составление плана на каждый урок – поурочное планирование. Основными документами при планировании служат учебный план школы и программа. Приступая к составлению плана работы, учитель, исходя из учебного плана, в соответствии с данным количеством часов, распределяет программный материал по четвертям учебного года и приступает к составлению календарно-тематического планирования. В отношении порядка изучения тем и примерного числа часов на каждую тему учитель руководствуется программой. Однако ему предоставляется право делать перестановку в изучении отдельн6ых вопросов в пределах темы. При тематическом планировании учебной работы материал каждой темы или небольшого раздела программы распределяется по урокам. Т Е М А / I этап / II этап / III этап / I этап – Водно-эмоциональный – создать мотив, вызвать интерес. Сказать какие знания, умения, навыки получат учащиеся и какой будет контроль. (1 урок). II этап – Операционно-познавательный – выстраивание общей технологии темы (моделирование и планирование темы). Цель – обеспечить усвоение знаний, умений и навыков. Каждый урок – определить цель – зная конечный результат. Зная цель – определить содержание каждого урока. III этап – Оценить работу свою и учащихся. Определяют тему каждого урока, виды практических работ, материал для повторения и закрепления знаний, самостоятельную работу учащихся, контрольные работы по теме. Какой-либо обязательной единой формы календарно-тематического плана нет, однако целесообразно выделить следующие графы. 1. Номер учебного занятия по теме. 2. Тема урока, форма его проведения (урок, конференция, экскурсия, практическое занятие и т.д.). 3. Основные задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные). 4. Основные методы проведения занятий. 5. Межпредметные связи (осуществляются на уроке). 6. Упражнения учащихся под руководством учителя. 7. Самостоятельная работа учащихся на уроке. 8. Демонстрации. 9. Домашнее задание. План урока Завершающее звено в планировании работы учителя – планирование каждого предстоящего урока. Работа над планом или конспектом урока позволяет четко представлять все элементы урока и его содержание. План урока избавляет учителя от необходимости удерживать в памяти все детали урока и их смысловую и хронологическую последовательность, разгружая этим внимание учителя и переключая его на наблюдение за работой класса. Каждый учитель пишет план так, как ему удобно для урока. Однако в плане должны быть отражены следующие вопросы, без которых он утрачивает свое значение:
План урока не догма. Он не должен сковывать учителя на уроке. Вполне допустимы некоторые отступления от плана. Нет необходимости ежегодно переписывать планы уроков. Если план урока не требует основательной переработки, достаточно внести в него нужные изменения и дополнения. Начинающим учителям необходимо писать конспект урока. Требования к проведению урока Несмотря на многообразие типов урока, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения. 1. Учитель должен сформулировать тему и цель урока. 2. Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим. 3. На уроке должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся. 4. Учитель должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся. 5. Учитель должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на уроке. 6. Соблюдать санитарно-гигиенические требования. Нормальная организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил: 1. Определение целей урока. 2. Уточнение типа урока. 3. Уточнение вида урока. 4. Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями. 5. Определение структуры урока, соответствующей цели и задачам, содержанию и методам обучения. Остановимся на «Целях урока». Многие преподаватели не убеждены в необходимости ставить цели урока и в их постановке испытывают значительные трудности. Пример: «Рассказать учащимся о видах конденсаторов…» «Познакомить со свойствами пластмасс…» Это нельзя считать целями урока. Цели урока должны быть максимально конкретными. Дидактические: 3 основные дидактические задачи: 1. Обеспечить усвоение (знаний, умений, навыков…) 2. Закрепить, повторить… (обеспечить закрепление), обобщить и систематизировать, отработать навыки (какие), устранить пробелы в знаниях. 3. Проконтролировать (проверка или контроль знаний, умений, навыков). Воспитательные: Предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Какие же свойства личности необходимо воспитывать? В общем виде можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке.
Воспитательную цель можно написать общую в перспективном плане и не писать каждую в плане урока. Развивающие: Предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых умений), воли и самостоятельности.
Структура урока Существует 9 этапов (возможных) традиционного урока. Любой этап должен быть целесообразен. 1 этап – Организационный (чем короче, тем лучше). Цель – Концентрация внимания. 2 этап – Проверка домашнего задания. Цель – Не проверка кто сделал, а кто нет, а выявление пробелов и их устранение. 3 этап – Глубокий контроль знаний. Цель – Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся. 4 этап – Создание мотивации (без этой темы «нет дальнейшей жизни»). Цель – Подготовить учащихся к усвоению нового материала. 5 этап – Объяснение нового материала. Цель – Усвоение знаний. 6 этап – Выявление адекватности понимания детьми нового материала. 7 этап – Закрепление новых знаний. Цель – Закрепить в память учащихся те знания и имения, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. 8 этап – Домашнее задание. 4 условия : - до звонка При полном внимании Каждый должен знать, что сделать Каждый должен знать, как это сделать. При написании плана на доске – установка на «все сделать» и домашнего задания не будет. 9 этап – Подведение итогов урока. Анализ плана урока, объявление оценок, ответы на вопросы учащихся. Материал каждой темы распределяется по урокам ТЕМА I этап II этап III этап Вводно-эмоциональный Операционно-познавательный Оценивающий Календарно-тематический план Номер учебного занятия по теме Тема урока, форма его проведения (урок, конференция, экскурсия, практическое занятие и т.д.) Основные задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные) Основные методы проведения занятий Межпредметные связи Упражнения учащихся под руководством учителя Самостоятельная работа учащихся на уроке Демонстрации Домашнее задание План урока Тема и задачи урока Построение урока Последовательность и методы изучения нового материала Упражнения Домашнее задание Перечень оборудования и наглядные пособия, необходимые на уроке Требования к проведению урока Учитель должен сформулировать тему и цель урока. Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим. На уроке должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся. Учитель должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся. Учитель должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на уроке. Соблюдать санитарно-гигиенические требования. Организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил Определение целей урока Уточнение типа урока Уточнение вида урока Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями Определение структуры урока, соответствующей цели и задачам, содержанию и методам обучения Цели урока Дидактические Воспитательные Развивающие Основные дидактические задачи: - Обеспечить усвоение (знаний, умений, навыков…) - Закрепить, повторить… (обеспечить закрепление), обобщить и систематизировать, отработать навыки (какие), устранить пробелы в знаниях. - Проконтролировать (проверка или контроль знаний, умений, навыков). Воспитательные - воспитание патриотизма - воспитание гуманности - воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду - воспитание положительного отношения к знаниям - воспитание дисциплинированности - воспитание общения, правил поведения и т.д. (в зависимости от выбранной структуры урока, технологии) Развивающие Формировать у учащихся умения осуществлять основные мыслительные операции Выделение главного Сравнение Анализ Конкретизация Абстрагирование и т.д. Структура урока 1 этап – Организационный 2 этап – Проверка домашнего задания 3 этап – Глубокий контроль знаний 4 этап – Создание мотивации 5 этап – Объяснение нового материала 6 этап – Выявление адекватности понимания детьми нового материала 7 этап – Закрепление новых знаний 8 этап – Домашнее задание 9 этап – Подведение итогов урока Современный этап развития нашего государства предъявляет не только новые требования к росту экономики, военной отрасли, сельского хозяйства, не обходят стороной реформы и российское образование. Если вспомнить советскую школу, то главной задачей педагогов было вложить в головы школьников определенное количество знаний, которые им могли бы пригодиться во взрослой жизни. В настоящее время урок в условиях ФГОС должен стать развивающим, и деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы научить ребят учиться и добывать знания самостоятельно. Развивать такие качества и черты характера у школьников, которые помогут им стать успешными людьми в жизни. На учителя сейчас возлагается большая работа по формированию современной личности школьника. В статье попробуем разобраться, какие требования к уроку предъявляются в условиях новых образовательных стандартов. Урок - форма обученияВ современной школе основной является урок. На каждый отводится определенное количество времени, которое регламентируется школьным уставом. Педагог во время занятий должен руководить различными видами деятельности обучающихся, контролировать, направлять в нужное русло, создавать благоприятные условия для овладения новыми знаниями. Для достижения этой цели тип урока по ФГОС может быть разным, так же как и методы и средства, используемые на нем. Современный урок должен соответствовать некоторым требованиям. Рассмотрим их более подробно. Какова должна быть структура урокаГотовясь ежедневно к занятиям, учитель должен опираться на требования, определяющие форму их проведения. Они должны иметь определенную структуру, которая соответствует следующим положениям:
Только предварительно тщательно подготовленный урок может стать настоящим кладезем информации и полезных знаний для современных школьников. Требования к подготовке, организации и содержанию урокаГотовясь к уроку, современный учитель не должен упускать из виду следующие моменты:
Только поистине любящий всем сердцем своих учеников и полностью отдающийся работе учитель может подготовить и провести незабываемые занятия, где время для ребят пролетит совсем незаметно, а в головках отложится ценная и нужная информация. Классификация уроков по ФГОСВ современном образовательном процессе по новым стандартам образования можно выделить несколько типов занятий:
Если спросить любого педагога, то все эти типы уроков ему прекрасно знакомы. Но в образовательном процессе чаще всего проводятся комбинированные занятия, независимо от того, это урок русского языка по ФГОС или какой-то другой. Каждая разновидность урока имеет свою определенную структуру, под которой подразумевается совокупность различных этапов, взаимосвязанных между собой. Рассмотрим некоторые из них. Получение новых знанийСтруктура типов уроков по ФГОС обычно имеет схожие этапы, но в зависимости от разновидности занятия есть и свои особенности. Если большая часть времени отводится для усвоения нового материала, то выделяют следующие этапы:
Этих этапов предлагают придерживаться, когда занятие проводится в соответствии с новыми стандартами образования. Структура комбинированного урокаЭтот тип урока по ФГОС имеет следующие этапы:
Виды уроковНезависимо от того, к какому типу относятся занятия, они могут проводиться в различной форме. В современной школе, когда учащиеся сейчас подкованы с точки зрения использования всех гаджетов, а также для наиболее эффективного усвоения материала очень важно преподносить информацию в различной форме. В зависимости от этого выделяют не только тип урока по ФГОС, но еще и его вид:
У каждого учителя в своем арсенале имеется много различных форм занятий, которые он периодически использует в своей практике. Конечно, надо отметить, что не каждый урок можно провести, используя всю палитру форм занятий. Чаще всего педагоги приберегают их, чтобы дать открытый урок. Все-таки надо помнить, что учеба - это не развлечение, а серьезная работа. Критерии эффективности современного урокаСовременное общество предъявляет большие требования к образованию, так как от полученных в школе знаний будет зависеть дальнейшая жизнь выпускников, их умение приспосабливаться к жизни в наше нелегкое время, найти свое место под солнцем. Не важен по ФГОС, но имеются некоторые признаки, показывающие, насколько урок будет эффективным:
Когда проводится открытый урок, педагоги всегда обращают внимание на то, как учитель во время урока организует работу с разными категориями учащихся. Отличие урока по ФГОС от традиционных занятийПроведение занятий в соответствии с новыми образовательными стандартами в корне отличается от привычных традиционных представлений о процессе. Вот некоторые отличительные черты:
Опытные педагоги за много лет работы уже наработали некоторые методы, которые помогают им в профессиональной деятельности, и вот их рекомендации молодым специалистам, чтобы сделать урок максимально эффективным:
Чтобы провести современный урок, который не только даст ученикам необходимые знания, но и научит их умению находить выход из сложных ситуаций, отстаивать свое мнение, не пасовать перед трудностями, необходимо всей душой любить своих воспитанников и посвящать себя целиком своей работе. Перед школой сейчас стоит сложная задача по формированию современной личности. И более важным является привить ребятам умение учиться, находить нужную информацию, адекватно воспринимать различные ситуации в жизни, ставить перед собой цели и упорно к ним идти. Конечно, без участия родителей это невозможно, но это уже тема совсем другого разговора.
Современные требования к организации и проведению учебного занятия Из цикла: «В помощь преподавателю и мастеру производственного обучения» Составитель: , УО ГГПК Данные методические рекомендации предназначены для оказания помощи преподавателям и мастерам производственного обучения при подготовке к проведению различного вида учебных занятий. В данном издании рассматриваются вопросы дидактических и психологических требований к занятиям, методы и способы организации познавательной деятельности учащихся. Для педагогов предложена методика анализа занятия с позиции личностно-ориентированного образования. Предлагаемый материал может быть использован в работе преподавателями и мастерами производственного обучения для организации и проведения занятий, соответствующих современным требованиям образовательного стандарта. DIV_ADBLOCK185"> · определение оптимального содержания занятия в соответствии с требованием учебной программы и целями занятия, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; · прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на занятии, так и на отдельных его этапах; · выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе занятия, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на занятии и максимальную самостоятельность в учении учащихся; · реализация на занятии всех дидактических принципов; · создание условий успешного учения учащихся. 2. Психологические требования к занятию Психологическая цель занятия: · проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретной учебной дисциплины и конкретного занятия; · учет в целевой установке занятия психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе; · предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся. Стиль занятия 1) Определение содержания и структуры занятия в соответствии с принципами развивающего обучения: · соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление; · определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; · планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов педагога, учебника, пособия и т. д.) и в процессе самостоятельного поиска; · выполнение педагогом и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, кто формирует-формулирует, кто решает); · учет контроля, анализа и оценки деятельности учащихся, осуществляемых педагогом, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся; · соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т. д.) и принуждения (напоминания об отметке, резкие замечания, нотации и т. п.). 2) Особенности самоорганизации педагога: · подготовиться к занятию и главное – осознание психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению; · рабочее самочувствие педагога в начале занятия и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью занятия, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему предстоящему, педагогическая находчивость и др.); · педагогический такт (случаи проявления); · психологический климат на занятии (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт или др.). Организация познавательной деятельности учащихся 1) Определение мер для обеспечения условий для продуктивной работы мышления и воображения: · планирование путей восприятия учащимися изучаемых объектов и явлений, их осмысления; · использование установок в форме убеждения, внушения ; · планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся; · использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для восприятия новых (индивидуальный опрос, беседа, тесты по повторению). 2) Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений: · определение уровня сформированности знаний и умений учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т. п.); · опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации деятельности мышления и воображения учащихся; · планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и «лишними» данными, организация поисковой, исследовательской работы на занятии и др.); · руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного, к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать; · использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение темы и цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы). 3) Закрепление результатов работы: · формирование навыков путем решения задач; · обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса. Организованность учащихся: · отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития; · возможные группы учащихся по уровню обученности, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на занятии. Учет индивидуальных особенностей учащихся: 4. Требования к технике проведения занятия: · занятие должно быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; · темп и ритм занятия должны быть оптимальными, действия педагога и учащихся завершенными; · необходим полный контакт во взаимодействии педагога и учащихся на занятии, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; · доминировать должна атмосфера доброжелатель-ности и активного творческого труда; · по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения; · обеспечить соблюдение единого орфографического режима учебного заведения; · педагог должен обеспечить активное учение каждого учащегося.
3. Методика анализа занятия с позиции личностно-ориентированного образования 1. Подготовка педагога к занятию: · Какую роль педагог отводит занятию в личностном развитии учащихся. · Задачи занятия, их связь с задачами образовательной области дисциплины и темы. · Проводилась ли диагностика личностного развития обученности, воспитанности учащихся, как использовались результаты диагностики при постановке задач занятия и определение его содержания. · Какая индивидуальная работа проектировалась педагогом на занятии. · Как педагог оценивает результаты работы отдельных учащихся на занятии (в чем продвинулись на занятии сильные, слабые учащиеся). 2. Организация занятия · Какие задачи были поставлены на занятии педагогом перед учащимися, удалось ли привлечь учащихся к реализации поставленных задач, как учащиеся поняли задачу занятия, как педагог выяснил степень понимания учащимися задач предстоящей работы. · Была ли создана мотивация деятельности учащихся, как был разбужен интерес, возникло ли у них желание овладеть новыми знаниями и продвинуться в развитии. · Как учащиеся участвовали в организации занятия, имело ли место взаимное обучение, коллективный или взаимный контроль и оценка. Какие роли выполняются учащимися на занятии. Кто принял на себя ответственность за организацию, порядок и дисциплину. · Какова организационная структура занятия, можно ли выделить этапы занятия на пути движения учащихся к цели. Как изменяется деятельность учащихся на каждом этапе, какие задачи они решали. · Организация рефлексии учащихся по поводу услышанного на занятии. · Какие ценности были положены в основу содержания обучения и стали ли они предметом обсуждения с учащимися. · Какие глобальные (планетарные) и более частные проблемы развития человечества были включены в содержание занятия. · Какими способами личностного развития овладели учащиеся: умением ставить перед собой задачи и добиваться их реализации; коммуникативными умениями; умением сотрудничества и взаимопомощи; умением саморегуляции, самоконтроля и самодисциплины; умением самопознания, рефлексии и др. · В чем состоял развивающий характер содержания обучения на занятии. · Имели ли место дифференциация и интеграция содержания. 4. Технология обучения: · Как была организована самостоятельная, творческая работа учащихся. · Какими методиками педагог приводил учащихся в состояние активности. · Имело ли обучение диалогический характер. Возникали ли у учащихся вопросы к педагогу, друг к другу, к учебнику. · Какими средствами и способами педагог осуществлял поддержку учащихся на занятии. Была ли индивидуальная поддержка. · Как осуществлялось развитие гуманитарного мышления учащихся. · Как предупреждались затруднения учащихся и устанавливалась обратная связь. · Какие из современных технологий обучения использовал преподаватель. · Каков эффект технологий, использованных преподавателем. 5. Экология занятия: · Состояние здоровья учащихся группы, его учет на занятии. · Какое настроение было у учащихся. Не возникали ли акты агрессии, подавленности, неудовлетворительности, пассивности. Что было причиной и не переутомились ли учащиеся. · Достаточно ли были загружены учащиеся и пережили ли они радостное чувство успеха. · Доброжелательность, сердечность, душевность, взаимная забота педагога и учащихся – с каким настроением ушли с занятия педагог и учащиеся. 6. Педагогическая культура и профессионализм педагога на занятии: · Проявлялись ли в поведении и общении педагога с учащимися любовь, доброта, уважение независимо от их успехов в обучении. · Понимает ли педагог психологию учащихся, понимает ли поведение учащихся и все ли поступки педагога были педагогически целесообразны и справедливы. · Хорошими ли профессиональными знаниями владеет преподаватель, может ли выстроить свою систему доказательств и умеет ли увлечь своей дисциплиной учащихся. · Были ли на занятии педагогические находки, вдохновение педагога, фантазия, импровизация, артистизм, индивидуальный почерк. · Умеет ли педагог гибко ставить проблемные вопросы по ходу изучения темы. Обладает ли способностью вести занятия на уровне эвристической беседы. · Не проявляет ли педагог раздражительности и недовольства учащимися, не повышал ли на них голос, не нарушал ли норм общей и педагогической этики. · Как педагог относится к неверным ответам учащихся, вовлекает ли в их опровержение других учащихся. Не допускает ли пренебрежения или невнимания к вопросам учащихся. 7. Общая оценка занятия как элемента системы личностно-ориентированного образования: · Занятие было хорошо подготовлено (или нехорошо подготовлено) для решения задач развития учащихся. Обеспечило (не обеспечило) учащихся в продвижении и усвоении знаний. · Занятие полностью отвечало (не отвечало) принципам природосообразности, культуросообразности и индивидуальному подходу к учащемуся. · Учащиеся чувствовали (не чувствовали) себя хозяевами занятия, его соавторами и проявили ли свои субъектные свойства, активность, ответственность, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию. · Преподаватель использовал (не использовал) гуманистическую педагогическую технологию, реализовал (не реализовал) стратегию сотрудничества. Сочетал (не сочетал) фронтальную работу группы с индивидуальной работой. Поощрял (не поощрял) индивидуальные достижения. · Общая атмосфера и образовательная среда занятия способствовали (не способствовали) саморазвитию, самообразованию, самовыражению, самоопределению учащихся; использование их жизненного опыта и стимулирование личностного смысла учения. Анкета Преподаватель глазами учащегося: Позволяют ли занятия приобрести необходимые знания и умения по дисциплине. Последовательны ли и логичны занятия. Имеется ли хороший подбор примеров и иллюстраций. Содержат ли занятия информацию, которую можно получить только в аудитории. Вызывают ли занятия интерес к изучаемой дисциплине. Стимулируют ли занятия активную и творческую работу. Оценка личности педагога: Уверенно ли держится педагог перед аудиторией. Владеет ли высокой культурой речи и соблюдает ли должный темп изложения. Считается ли с мнением учащихся. Требователен ли. Объективен ли в оценке знаний и умений. Корректен ли и практичен.
Литература 1. Дереклева завуча. – М., «ВАКО», 2008. 2. Журнал «Завуч». № 7, 2005. 3. Ильин к современному уроку. – Мн., РИПО, 2005. 4. Онищук в современной школе. – М., Просвещение, 1981. 5. Педагогический анализ урока: пособие. / . – 2008. 6. Скакун и анализ уроков по специальным и общетехническим предметам. – М., «Высшая школа», 1984. 7. Хуртова профессионального обучения педагогов. – Волгоград, «Учитель», 2008. 8. Яночкина -методическая литература для педагогических работников учреждений ПТО и ССО. – Мн., РИПО, 2007. ; г. Гродно, УО ГГПК, методический кабинет |
Читайте: |
---|
Популярное:
Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков |
Новое
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
- Учет расчетов с бюджетом