Главная - Прихожая
Представление о чертах личности г оллпорта. Диспозициональное направление в теории личности: Гордон Олпорт, РэймондКеттел и Ганс Айзенк. Список использованной литературы

Американская психологическая наука дала миру многих выдающихся ученых, ставших основателями ведущих направлений современной психологии. Одним из них был и Гордон Виллард Оллпорт (1897-1967).

В своих многочисленных исследованиях он пытался понять психологию человеческого поведения, изучить цели, которые ставит перед собой и индивидуальные психологические характеристики, отличающие одного человека от другого, путь развития человеческой личности и саму .

В работах Г. Оллпорта достижения ведущих современных ему направлений психологии – бихевиоризма и психоанализа, объединены с результатами собственных наблюдений и исследований. Сам ученый видел следующую задачу своих исследований – «Уменьшить разногласия между философиями человека и установить шкалу их вероятной истинности». Поэтому основное в своих работах он уделял человеческой личности, её становлению и развитию.

Проведя изучение различных толкований и определений человеческой личности, с древних времен до современности, Г. Оллпорт выделил 50 наиболее значимых. Взяв их за основу и суммируя собственные наблюдения, он предложил свое - одно из лучших до сегодняшнего времени.

«Личностью называется динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, определяющая его уникальное поведение и мышление».

Динамичность личности проявляется в том, что человек в любой жизни готов к изменениям и развитию. В противоположность многим психоаналитикам Г. Оллпорт утверждал, что в любой момент развития человек вопреки прошлому опыту может изменить себя и свою . Основой этого свойства служит человека к самосознанию, т.е. способность себя и свои поступки и прогнозировать их вероятные последствия.

Единицей изучения личности служит определенная «личностная черта». Черта представляет собой определенное свойство личности, которое проявляется в ежедневных реакциях и поступках человека, в его мыслях и отношениях к явлениям окружающего мира. Черты достаточно устойчивы и одинаково проявляются в широком спектре ситуаций. В свое время Г. Оллпорт выделил до 1000 личностных черт. Среди них можно выделить доминирующие – главные, которые определяют наиболее важные поступки человека и второстепенные подчиненные. Все черты человека находятся во взаимосвязи друг с другом, что и создает и неповторимость каждого человека.

Г. Оллпорт был категорически против подведения людей, под какие либо общие типы, считая, что таким образом мы теряем человеческую индивидуальность. Каждая своеобразным образом проявляется в каждом индивиде, и мы не можем, называя отзывчивым и добрым одного человека, применить это определение в той же мере к другому человеку. Для каждого из них эти черты и их проявление будет различным, потому что в их личностях присутствуют и другие характеристики, которые определяют уникальность и своеобразие проявления конкретной черты именно этим человеком в этой ситуации. Роль ситуации и вообще контекста, в котором происходит человеческая жизнь очень велики. Именно с определенной ситуации проявляется человеческая личность, без ситуации нет человеческой личности. Все черты и свойства, находясь «внутри», и мы никак не можем судить об их наличии без того, что бы увидеть их проявление в жизни.

Что бы понять человеческую личность, необходимо так же проследить ее жизненный пусть и всю динамику развития человека, изучая его биографию, понимать взаимодействие различных черт и их сочетаний. Только тогда мы можем с уверенностью утверждать, что понимаем логику поступков и поведения человека.

Новаторство Г. Оллпорта проявилось и в объекте исследования. Объектом исследования для него служила психически здоровая личность. Следует отметить, что в начале века в психологии личности основной экспериментальный материал был получен из наблюдений врачей-психиатров за психически больными людьми, либо людьми, нуждающимися в серьезной помощи психотерапевта. Этим путем шли Фрейд, Юнг и многие другие психологи. Г. Олллпорт признавая достоинства данного подхода, считал, что в первую очередь необходимо изучать здоровую личность и в своих исследованиях руководствовался именно этим принципом.

Особое внимание Г. Оллпорта привлекало человеческой личности во всей возрастной динамике развития. В понимании жизненного пути и психологического созревания личности на пути к зрелости он остался верен себе, стремясь избежать радикальности других психологических направлений считавших, что человек в своем развитии зависим от детских переживаний и комплексов (Психоанализ) либо является продуктом действия внешних стимулов и ситуаций (бихевиоризм). Зрелая, здоровая личность по Г. Оллпорту отличается принятием себя таковой, какой она есть, обладает способностью к самопознанию, имеет цельную жизненную философию, демонстрирует эмоциональную зрелость и способность к теплым сердечным чувствам, а так же отличается здоровым чувством юмора.

Человеческое развитие – динамичный процесс, который продолжается всю жизнь, а значит, человек не является ни заложником своей наследственности, ни полностью зависимым от ситуации развития. Обладая свободой выбора, которую можно получить, развивая в себе способность к самопознанию человек способен в любой момент жизни направить личностное развитие к зрелости.

Своими работами относительно природы человеческой личности Г. Оллпорт стал первопроходцем, заложившим основы гуманистической психологии и понимания психологии здоровой личности. Его идеи оказали влияние на формирование взглядов на природу психического многих известных психологов в частности К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мэя и многих других.

Подготовил психолог
Савченко Олег (Севастополь)


Просмотров: 3048
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Общая психология

Теории личностных черт - направление в психологии, базирующееся на идее о том, что люди предрасположены вести себя определенным образом в различных ситуациях. Такого рода предрасположенность, сформировавшуюся в процессе развития конкретной личности, в рамках данного направления обычно и называют чертами.

Первая развернутая концепция черт личности была разработана на рубеже 30-х - 40-х гг. XX века уже упоминавшимся в статье о гуманистичеком направлении в психологии американским психологом Г. Олпортом. Согласно его представлениям, черта личности не только обусловливает определенную поведенческую реакцию на широкий спектр внешних стимулов, субъективно воспринимаемых как схожие, но и является мотиватором, побуждающим человека искать и создавать явления внешнего мира (например социальные ситуации), адекватные наличествующей черте.

Г. Олпорт разделял черты на общие, или измеряемые, которыми обладает множество людей в большей или меньшей степени, и индивидуальные, или морфологические, уникальные для каждого индивида и наиболее полно, с точки зрения Г. Олпорта, отражающие особенности его личности. В дальнейшем, развивая свою теорию, Г. Олпорт стал применять термин «черты личности» только для обозначения общих черт, а для черт индивидуальных он ввел новый термин - индивидуальные диспозиции. Г. Олпорт различал три вида индивидуальных диспозиций: кардинальные, центральные и вторичные.

Кардинальные диспозиции - максимально генерализированная, первазивная (всепроникающая) черта личности, определяющая всю жизнь человека. Ею наделены очень немногие люди, которые, как правило, становятся широко известными именно благодаря наличию кардинальной диспозиции. Более того, имена этих людей становятся нарицательными для определенного стиля жизни или поведенческих стратегий, например, дон Жуан, Фома Неверующий, маркиз де Сад и т. п.

Черты могут выделяться во всех сферах индивидуальности ‑ в личности, характере, интеллекте, но мы сосредоточимся в этой главе на изучении черт личности. Г.Оллпорт выделил следующие восемь основных характеристик черт личности.

1. Черта личности ‑ это не только номинальное, но и реальное обозначение. То есть они действительно существуют в людях, а не являются результатом теоретических выкладок.

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Привычки, объединяясь, сливаются в черты.

3. Черта личности является движущим элементом поведения. То есть черты склоняют человека создавать или искать ситуации, в которых они могут проявиться.

4. Существование черт можно установить эмпирически. И, хотя они не поддаются непосредственному наблюдению, психологические методы позволяют их обнаружить.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Перекрываясь, они проявляются в еще более обобщенных характеристиках поведения.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. И отрицательный полюс выраженности черты ‑ это не всегда «плохо», а положительный ‑ не всегда «хорошо».

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.

8. Несогласованность некоторых поступков с чертой не является доказательством ее отсутствия у человека.

Центральные диспозиции - хорошо узнаваемые другими людьми устойчивые характеристики, позволяющие достаточно полно и точно описать личность. На основании результатов своих исследований Г. Олпорт пришел к выводу, что количество центральных диспозиций для каждого конкретного индивида колеблется в пределах от пяти до десяти. Центральные диспозиции наиболее универсальны и в содержательном плане близки к чертам личности.

Вторичные диспозиции - менее устойчивые и менее узнаваемые по сравнению с центральными. К ним обычно относятся вкусовые предпочтения, ситуативно обусловленные краткосрочные установки и т. п.

По своим убеждениям Г. Олпорт был близок к представителям гуманистического направления. В силу этого в своих работах он предвосхитил многие принципы гуманистической психологии. В частности, Г. Олпорт настаивал на необходимости изучения психически здоровых людей, введя понятие зрелая личность. С его точки зрения, поведение зрелого субъекта автономно и осознанно, в то время как личностно незрелый, невротичный индивид руководствуется неосознанными мотивами, связанными с детскими переживаниями. Согласно Г. Олпорту, зрелая личность развивается в процессе становления, продолжающегося всю человеческую жизнь. Он также был привержен принципу холизма, рассматривая здоровую личность как интегрированное целое разнородных частей. Организующее и объединяющее начало в человеческой природе, одновременно являющееся главной движущей силой развития личности, Г. Олпорт обозначал как проприум.

Развивая теорию черт, Г. Олпорт внес существенный вклад в развитие социальной психологии, в частности, в изучение проблемы адаптации и социального влияния. Его труды «Природа предвзятости» и «Психология слухов» стали классическим работами по данной проблематике. Заинтересовавшись в контексте изучения зрелой личности проблемой ценностей, он на базе типологии ценностей Э. Шпрангера еще в 1931 г. разработал «Тест изучения ценностей», модификации которого до сих пор находят применение в организационной психологии.

Дальнейшее развитие теорий черт связано с творчеством Г. Айзенка и Р. Кеттела. Если Г. Олпорт, ставя во главу угла индивидуальные диспозиции, использовал, главным образом, идиографический метод исследования, направленный на углубленное изучение конкретного человека, то Г. Айзенк и Р. Кеттел, опирались, прежде всего, на позволяющий выявить закономерности, характерные для значительных по своему составу сообществ. С этой целью они обследовали большие выборки испытуемых и использовали для выявления закономерностей сложные математические процедуры, в частности, факторный анализ. При этом и Г. Айзенк, и Р. Кеттел исходили из убеждения, что основная функция психологии является прогностической, т. е. главной задачей выступает необходимость предсказать поведение человека в той или иной ситуации.

Г.Айзенк считал, что все элементы или черты личности объединены в иерархическую структуру и могут быть сведены к универсальным суперчертам. Поскольку такие сперчерты в большей или меньшей степени присущи всем людям, он обозначил их как типы. Первоначально Г. Айзенк выделил два типа: экстраверсия - интроверсия и нейротизм - стабильность.

Первый тип непосредственно связан с процессами возбуждения и торможения, или, в терминах Г. Айзенка, «корковой активацией». С его точки зрения, интроверты более возбудимы, чем экстраверты, в силу чего склонны избегать сильной внешней стимуляции, связанной, в частности, с социальными ситуациями. Экстраверты, испытывая дефицит возбуждения, напротив, постоянно ищут дополнительных стимулов во внешней среде.

Второй тип отражает особенности реакции нервной системы на тот или иной стимул. Люди, склонные к нейротизму острее, чем стабильные личности реагируют на стресс и иные вызывающие беспокойство ситуации, и их реакция носит более устойчивый и длительный характер. При определенном внешнем сходстве психологического «наполнения» этих двух типов, Г. Айзенк характеризует их как ортогональные измерения личности, т. е. считает, что между ними отсутствует корреляционная связь.

Впоследствии Г. Айзенк добавил к двум исходным типам третий - психотизм, связанный с интенсивностью выработки андрогенов. Однако к настоящему времени данное предположение остается во многом гипотетическим, не имеющим достаточного эмпирического подтверждения. Предполагается, что высокий уровень психотизма опосредствует склонность к нонкомформизму, а в крайних случаях к девиантному поведению.

Г. Айзенком разработан ряд психодиагностических методик для выявления индивидуальных особенностей по трем типам личности. Наиболее известен из них «Личностный опросник Айзенка» (EPQ), его использование существенно продвинуло исследования психопатологии и криминального поведения.

Р. Кеттел, в отличие от Г. Айзенка, разрабатывавшего свою схему на базе предварительно сформулированных допущений, считал, что выявить универсальные черты личности можно исключительно эмпирически, сведя посредством факторного анализа массив данных, полученных в результате обследования большого числа испытуемых различными методиками, к минимально возможному числу переменных. Таким образом, по мнению Р. Кеттела, можно свести многообразные и изменчивые поверхностные черты, наблюдаемые и фиксируемые извне, к ограниченному количеству универсальных и стабильных исходных черт, конфигурация и выраженность которых и определяет сущность личности.

В результате длительных многоплановых исследований Р. Кеттел выделил 16 исходных черт или личностных факторов, которые легли в основу разработанной им и получившей широкое распространение психодиагностической методики «Шестнадцать личностных факторов» (16 PF).

Дальнейшие исследования в данном направлении, в частности, работы американских психологов П. Коста и Р. Мак-Крэ, привели к вычленению пяти исходных факторов, получивших название «Большая пятерка». В нее вошли нейротичность (N), экстраверсия (E), открытость (O), согласие (A), сознательность (C). Для измерения степени выраженности каждого фактора был разработан опросник NEO - PI. Модель «Большой пятерки» получила широкое распространение в организационной психологии и психологии менеджмента не только благодаря своей простоте, но и достаточно высокой валидности и прогностической надежности.

Несмотря на это, практически все теории личностных черт неоднократно подвергались жесткой критике. В частности, в адрес Г. Олпорта выдвигались упреки в эклектичности и чрезмерной приверженности идеографическому методу исследования. Более того, сама идея черт подвергалась сомнению. В частности, в работах У. Мишеля приводились серьезные доказательства того, что поведение опосредствуется ситуационными факторами в гораздо большей степени, чем личностными чертами.

Концепции Г. Айзенка и Р. Кеттела многим специалистам представляются слишком сложными, перегруженными статистическими процедурами и при этом излишне «углубленными» в нейрофизиологию, в силу чего они тяжело адаптируются к практическому применению. Более того, неоднократно высказывались сомнения в надежности и валидности теста 16 PF, несмотря на огромный объем выборки испытуемых и мощный статистический аппарат, на которых базировалась его разработка.

Тем не менее работы апологетов теорий черт стали, по сути дела, классикой современной психологии, а разработанные ими психодиагностические методики до сих пор используются в социально-психологических исследованиях самого широкого спектра применения.

Теорию Гордона Олпорта (1897-1967) часто относят к диспозициональному направлению, согласно которому:

1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации;

2) каждый единичный человек уникален, непохож по своему психическому складу (системе черт) на других людей.

В своей персонологической концепции Г. Олпорт рассматривает человека как сложную "открытую" систему, в иерархической организации которой он выделяет следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности.

Системы высших мотивов входят в центральное ядро личности - Я - и преобразуются в системы ценностей человека. Стремление к самоактуализации и самореализации относятся к мотивам развития и являются изначально заложенными в человеке потребностями. Мотивы развития порождают обращенную в будущее систему целей, реализация которых обеспечивает формирование новых возможностей человека. Человек, по Олпорту, обращен в свое будущее.

"Для того, чтобы понять личность, всегда необходимо обращаться к тому, чем она может оказаться в будущем, ибо каждое состояние личности ориентировано в направлении будущих возможностей".

Развитие личности по Олпорту ассоциируется с динамикой мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов, согласно которому в процессе развития человека связи между старыми и новыми мотивами сохраняются, при этом характер этих связей имеет историческую, но не функциональную природу. Функционально они не тождественны.

Развитие мотивационной сферы в единстве с формированием обобщенных навыков поведения ведет, согласно Олпорту, к формированию основных свойств личности, называемых им чертами. Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Это такие психологические особенности, которые преобразуют множество стимулов и обуславливают множество эквивалентных ответных реакций. Например, агрессивный человек склонен интерпретировать нейтральные стимулы как угрожающие, робкий - в каждом человеке видит потенциального критика, носителя морали.

Черты рассматриваются Олпортом в качестве единиц анализа личности. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, подчиняющимися, другие приобретают характер кардинальных и центральных черт. И те, и другие в совокупности составляют фокус личности.

Кардинальные - черты, которые преобладают в поведении человека практически во всех ситуациях, центральные являются типичными для человека, но проявляются не во всех ситуациях. Согласно Олпорту, центральных черт бывает не больше 5-10.
Главной целью психологии личности Олпорт считает исследование неповторимости каждого человека. Он утверждал, что характерным свойством человека является его уникальность. "Индивидуальность - есть основная характеристика человеческой природы".
Неповторимость каждого индивида выражается им через введение понятия личностной диспозиции как слияния нескольких черт в неповторимый гештальт. В этом смысле личность можно изучать только с помощью идиографических методов исследования. Однако столь односторонний подход к человеку не был присущ Олпорту. Наоборот, он предлагает исследовать личность и идиографическими техниками, получая уникальное знание об индивиде, и номотетическими методами, утверждая универсальные законы и закономерности.


С точки зрения Олпорта личность подвержена как психологическим, так и биологическим влияниям. Олпорт причислял врожденные физические данные, интеллект, и темпераментом, к «трем главным разновидностям сырья, из которого формируется личность». Он соглашался, что темперамент - врожденный биологический фундамент личности. Представляя собой один из аспектов генетической данности, темперамент ограничивает развитие индивидуальности. Темперамент, по Олпорту, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и конституцией), из которого строится личность. Представляя собой один из аспектов генетической данности, темперамент ограничивает развитие индивидуальности. По Олпорту «из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь».

В личности Олпорт считал важным и наследственность, и среду. Он считал, что не одна особенность личности не свободна от наследственных влияний, но на всё влияет также и опыт.

Тема Личность вопрос 13.

А. Маслоу «Теория человеческой мотивации»

Все человеческие потребности он разделял на пять групп и назвал их базовыми потребностями.

1. Физиологические потребности, которые являются необходимыми для жизни и существования. Они включают потребности в еде, питье, убежище, отдыхе и сексуальные потребности. Сам автор пишет об этом следующее: «За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами. ... Вряд ли кто-нибудь возьмется оспорить тот факт, что физиологические потребности - самые насущные, самые мощные из всех потребностей, что они препотентны по отношению ко всем прочим потребностям. На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим прежде всего потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный. ...О голодном нельзя сказать: „Не хлебом единым жив человек“, потому что голодный человек живет именно хлебом и только хлебом. ...Но что происходит с его желаниями, когда у него вдоволь хлеба, когда он сыт, когда его желудок не требует пищи?

А происходит вот что - у человека тут же обнаруживаются другие (более высокие) потребности, и уже эти потребности овладевают его сознанием, занимая место физического голода. Стоит ему удовлетворить эти потребности их место занимают новые (еще более высокие) потребности, и так далее до бесконечности. Именно это я и имею в виду, когда заявляю, что человеческие потребности организованы иерархически».

2. Потребность в безопасности (в нашем случае включает в себя и потребность уверенности в будущем). Это потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Эта уверенность может выражаться в покупке страхового полиса или гарантиях пенсионного и социального обеспечения, которые может предоставить хорошая надежная работа. Обратимся к мнению самого Маслоу: «После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности. Почти все, что говорилось выше о физиологических позывах, можно отнести к этим потребностям, или желаниям. Подобно физиологическим потребностям, эти желания могут также доминировать в организме. ...Потребность в безопасности здорового и удачливого представителя нашей культуры, как правило, удовлетворена. Люди, живущие в мирном, стабильном, отлаженно функционирующем, хорошем обществе, могут не бояться хищников, жары, морозов, преступников, им не угрожает ни хаос, ни притеснения тиранов. В такой обстановке потребность в безопасности не оказывает существенного влияния на мотивацию. ...В нормальном же обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например, в виде желания устроиться на работу в компанию, которая представляет своим работникам социальные гарантии, в попытках откладывать деньги на „черный день“, в самом существовании различных видов страхования (медицинское, страхование от потери работы или утраты трудоспособности, пенсионное страхование)».

3. Потребность в принадлежности и любви (в случае описания мотивации трудовой деятельности их называют социальными потребностями). Эти потребности иногда называют потребностями в причастности, - это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Сам Маслоу говорит по этому поводу так: «После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности и мотивационная спираль начинает новый виток. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет теплых дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего. ...человеку крайне важно знать, что он живет на родине, у себя дома, рядом с близкими и понятными ему людьми, что его окружают свои, что он принадлежит определенному клану, группе, коллективу, классу. ...Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, как правило, приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии».

4. Потребность в признании (уважении) включает в себя потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих. Сам автор говорит по этому поводу: «Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием „достижение“. Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы».

5. Потребность в самоактуализации (самовыражении) - это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. По Маслоу основным источником человеческой деятельности, человеческого поведения, поступков является непрерывное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению. Потребность в самоактуализации несет в себе ряд функций. Во-первых, это по своей сущности гуманистическая потребность, т.е. потребность приносить людям добро. Второе важное положение самоактуализации - это то, что человек обязан быть тем, чем он может стать, человек обязан выполнить свою миссию, используя все свои возможности и способности.

По мнению Маслоу, самоактуализация - явление врожденное, она входит в природу человека. Но лучше самого автора сказать трудно: «Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность того, что он занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. ...Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается что-то творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.

Как правило, человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней».

Общий вывод, который делает А. Маслоу о базовых потребностях следующий: «...о любом здоровом представителе нашего общества можно сказать, что он одновременно удовлетворен и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Наше представление об иерархии потребностей будет более реалистичным, если мы введем понятие меры удовлетворенности потребностей и скажем, что низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие. Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например на 85%, потребность в безопасности удовлетворена на 70%, потребность в любви - на 50%, потребность в самоуважении - на 40 %, а потребность в самоактуализации на 10%. ...Ни одна из упомянутых нами потребностей почти никогда не становится единственным, всепоглощающим мотивом поведения человека».

По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней (первичные) требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более сильной или важной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения человека через его потребности бесконечен. Для того чтобы следующий более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Даже, если в данный момент одна из потребностей человека доминирует, деятельность человека при этом стимулируется не только ею.

После появления теории А. Маслоу, руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.

Несмотря на то, что теория А. Маслоу дала весьма полезное для различного рода руководителей описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью. Основная критика в адрес этой теории сводится к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.

Направленность личности - это психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Направленность включает в себя несколько иерархически связанных форм. Она всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Основные формы направленности личности (по К.К. Платонову):

Мировоззрение (система взглядов на окружающую человека объективную реальность;

Убеждение (система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением);

Идеал (образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания);

Интересы (специфическая познавательная направленность на предметы);

Склонности (избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься);

Желания (мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения);

Влечения (побуждение к деятельности, представляющее собой недостаточно осознанную потребность).

Всеобщей характеристикой живых существ является их активность, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Источником активности человека являются его потребности. Потребности - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития. Потребности человека имеют общественный и личный характер. Это находит выражение в том, что для удовлетворения своих узколичных потребностей человек использует результаты общественного труда.

Существуют различные классификации потребностей. Потребности различают по происхождению (естественные, культурные) и по предмету (материальные, духовные). Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению. В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта). Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания (потребность получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т.д.). Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурная по происхождению - либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

Человек, испытывая потребность в чем-либо, ищет возможность ее удовлетворить, что, в свою очередь, можно осуществить только в активности, духовной или физической деятельности. Промежуточным средством удовлетворения потребности, побуждающим человека к конкретной деятельности, выступает мотив. Мотив - материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, ради которого они осуществляются. Источником побудительной силы мотивов выступают потребности. Совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности, называется мотивацией.

Мотив характеризуется силой и устойчивостью, выполняет побуждающую, направляющую, регулирующую и смыслообразующую функции.

Сила мотива выступает как показатель непреодолимого стремления личности и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива. Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым относится сила мотивационного возбуждения, а ко вторым - знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества. Устойчивость мотива оценивается по его наличию во всех видах деятельности человека, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по сохранению во времени. Побуждающая функция мотива характеризует энергетику мотива, т.е. вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность. Направляющая функция мотива отражает направленность энергетики мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения. Регулирующая функция мотива определяет характер поведения и деятельности. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Смыслообразующая функция заключается в сообщении определенного личностного смысла целям, структурным единицам деятельности (действиям, операциям), а также обстоятельствам, способствующим или препятствующим реализации мотива.

Виды мотивов

Биологические - это влечения, желания человека, обычно отражающие его биологические потребности;

Социальные мотивы - это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют значительную роль в жизни человека;

Мотив достижения проявляется как устойчивое стремление личности достичь максимально высокого результата в деятельности;

Мотив избегания выражается в стремлении личности выбрать либо легкие для себя цели, гарантирующие успех, либо очень трудные (в этом случае неудача воспринимается не как личный неуспех, а как следствие привходящих и не зависящих от личности обстоятельств);

Мотив аффилиации (стремление к общению) проявляется как стремление личности наладить добрые, эмоциональные отношения с людьми;

Мотив отвергания выражается в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми;

Мотив власти проявляется в том, чтобы побуждать других людей поступать в соответствии со своими интересами и потребностями, добиваться их расположения, влиять, направлять, диктовать условия, определять нормы и правила поведения и т.д.

2. По предметному содержанию:

Предметные мотивы являются устойчивыми для личности, проявляются в различных ситуациях и видах деятельности, обеспечивают надситуационную устойчивость и своеобразие поведения личности. В этом качестве они становятся атрибутами личности, т.е. ее сущностными особенностями;

Функциональные мотивы связаны с конкретными видами деятельности человека, например, с учебой, профессиональной, общественно-политической деятельностью и т.д.

3. По степени осознания:

Осознаваемые мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Они определяют жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительного периода его жизни. К осознанным мотивам относятся интересы, убеждения, мировоззрения личности. Интересы - это мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Убеждения - представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к деятельности. Наличие убеждения связано с признанием и непосредственным переживанием их истинности и с потребностью реализовать их в жизни. Убеждения могут относиться к разным сферам действительности. С этой точки зрения можно говорить о нравственных, научных и других убеждениях человека. Мировоззрение - система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем;

Неосознаваемые мотивы характеризуются тем, что человек может не отдавать себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. К неосознанным мотивам относят установки, влечения, конформизм. Установка - неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям и объектам. Влечение - инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. По мнению психологов, влечение - первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредствованное сознательным целеполаганием. Оно является начальной стадией мотивационного процесса, который заканчивается осмыслением и в результате этого осмысления либо тормозится личностью, либо переходит в мотив и цель деятельности.

Поведение человека полимотивировано. Это значит, что в каждой конкретной ситуации актуализируется и действует не один, а несколько мотивов. Иерархия мотивов образует мотивационную сферу личности, которая в значительной степени определяет индивидуальность, неповторимость ее поведения и деятельности.

Необходимо отметить, что существуют формы мотивов, которые сложно отнести к осознаваемым или неосознаваемым. Таковыми являются, например, желания и стремления. Желание является ключевым, но при этом довольно широким и не точно определяемым понятием, связываемым обычно с потребностями, влечениями, переживаниями. Желание - форма проявления потребности, при которой конкретизированы предмет влечения и возможные пути удовлетворения потребности, а само влечение приобретает более осознанный характер, опосредуется и обусловливается всеми отношениями личности к предмету влечения. Стремление является собирательным термином для обозначения динамических психологических образований (влечений, желаний, намерений, интересов, страстей, идеалов, склонностей, призваний и т.п.), сущностью которых является потребностное отношение человека к миру. Под стремлением подразумевают либо такие потребностные отношения, в которых предметное содержание еще в значительной степени свернуто, либо такие, в которых динамическая сторона особенно ярко выражена.

15 вопрос Аффилиация – это стремление иметь друзей, оказывать кому-то поддержку, помощь, принимать их от других, взаимодействовать с окружающими. Потребность в общении зависит от стиля воспитания, она формируется в отношениях со сверстниками и родителями и усиливается в ситуациях, порождающих тревогу, стресс, мотив аффилиации. Это:

> необходимость в периодических разговорах (пусть даже и в пустой болтовне);

> налаживание контактов, отношений (желание ощущать себя связанным с другими людьми);

Данный мотив, к слову, проявляется не только у людей, но и у животных, однако у первых он выражен гораздо ярче, ведь человек в силу развитости разума способен планировать свои взаимоотношения, ставить себя на место другого и так далее.

Мотив отвергания выражается в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми.

Мотив власти - устойчивое и отчётливо выраженное стремление человека иметь подчинённых себе людей, то есть тех, которых можно заставить что-то сделать. Ряд учёных полагают, что человек с выраженным мотивом власти испытывает нежелание подчиняться другим. Однако с этим можно поспорить: жизнь показывает, что люди с ярко выраженными мотивами власти легко организуются в иерархии между собой (типичный пример - армия). Человеку с выраженным мотивом власти оной никогда не бывает мало, он всегда готов подняться на следующую ступень, но при этом он может весьма охотно подчиняться другому лидеру, на чьё место претендует.

Просоциальные мотивы- альтруистические действия, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Такое поведение по своим особенностям разнообразно и располагается в широком диапазоне от простой любезности до серьёзной благотворительности. Иногда просоциальное поведение наносит самому человеку большой ущерб, иногда оно заканчивается самопожертвованием. При альтруистическом поведении забота о других осуществляется по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было расчёта или давления со стороны. По смыслу такое поведение противоположно агрессии.

Агрессивные мотивы- стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Под это определение не подпадают дорожно-транспортные происшествия, действия, совершаемые стоматологом в процессе лечения и причиняющие пациенту боль, а также случайные столкновения прохожих друг с другом на тротуарах и пешеходных дорожках. Под него подпадают рукоприкладство, прямые оскорбления и даже распространение сплетен. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действий как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.

Вопрос 16.

Дайте характеристику понятиям:

*способности

*одаренность

*гениальность

Задатки - анатомо–физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. В качестве таких задатков принято выделять:
1. Типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных неравных связей, их прочность, легкость дифференцировок;
2. Анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга.

Способности - это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Одарённость - наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека.

Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности»

Одаренность -это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задач и условий жизни.

Талант -высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.

Гениальность - высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний.

Диспозициональная теория личности (Гордон Олпорт)

В основе диспозиционального направления персонологии лежат два главных принципа:

1. Люди обладают определенным набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях. Эти предрасположенности и есть диспозиции или черты личности . Это означает, что люди обладают определенным постоянством в своих поступках, мыслях и эмоциях. Черты личности люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них.

2. Нет двух людей, абсолютно похожих друг на друга. Главный теоретик диспозиционализма – Гордон Олпорт – считал, что каждая личность уникальна и ее уникальность лучше всего может быть понята через определение конкретных черт личности.

Главной задачей Олпорта было именно определение самого понятия личности. В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт проанализировал более 50 различных определений личности. В результате Олпорт приходит к выводу «Личность – это объективная реальность » вместе с тем, такое определение крайне неточно, поэтому Олпорт развивает его. «Личность – это динамическая организация всех психофизических систем внутри индивида, которые определяют характерное для него поведение и мышление ». Важно, что Олпорт делает упор на динамичности личности. Таким образом, личность – не статичная сущность, поведение человека постоянно меняется и эволюционирует. Одновременно с этим Олпорт упирает на то, что в структуре личности присутствуют и чисто психические и соматические элементы. Кроме того, личность, по Олпорту - это не готовая картина, а определенное русло, в котором функционирует и развивается человек.

Олпорт отмечал, что в качестве синонимов личности часто используются термины «характер» и «темперамент».

Характер в понимании Олпорта – это социальная сторона психики, связанная, в первую очередь, с моральными стандартами или системой ценностей. Характер, по сути, есть понятие этическое.

Темперамент , наоборот, - некий первичный материал, из которого строится личность. Темперамент включает в себя в основном генетически обусловленные аспекты эмоциональности человека. Темперамент – это одна из единиц одаренности личности, поэтому он может стимулировать, а может ограничивать развитие личности.

Черта личности

Олпорт в своей концепции выводит понятие черты личности , которую он считал наиболее валидной единицей анализа для изучения индивидуальности. Черта личности – нейропсихическая структура, способная преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные формы поведения. Таким образом, черта личности – склонность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций .

Например, если человек общителен, то он будет без конца болтать и дома, и на работе, и в кругу друзей. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Черты – это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обуславливающих множество похожих реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызывать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций может иметь одинаковое функциональное значение.

Черты личности характеризуются следующими свойствами:

1. Черта личности – не только обозначение, она существует в реальности и играет важную роль в жизни каждого человека.

2. Черта личности есть нечто более обобщенное, чем привычка или условный рефлекс. Фактически, черты личности предопределяют развитие привычек, а привычки, слившись воедино, образуют черту личности (например, опрятность).

3. Черта личности является определяющим элементом поведения. Черты личности побуждают такие формы поведения, в которых данные черты наиболее полно проявились бы.

4. Существование черт личности можно установить эмпирически. Несмотря на то, что черты личности нельзя наблюдать непосредственно, их можно «выследить», изучая анамнез или историю болезни, биографию, а также статистически.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт, т.е. черты как бы перекрывают друг друга. Например, проницательность и чувство юмора очень связаны между собой, хотя это все же разные вещи.

6. Черта личности может выступать как индивидуальная и как типологическая характеристика. В первом случае нужно рассматривать влияние конкретной черты на жизнь индивида, а во втором – построить валидную школу по этой черте и на ее основе изучать индивидуально-типологические различия.

8. То, что поступки или даже привычка не согласуются с чертой личности, не говорит об ее отсутствии. Это несоответствие может быть обусловлено временными или казуальными факторами.

Перечисленные свойства черт относятся к так называемым общим чертам личности , которые в той или иной мере присущи всем людям и, по существу, легко изменяемы и могут быть использованы для сравнения людей между собой. Кроме общих черт существуют так называемые индивидуальные, т.е. такие, которые не допускают сравнения с другими людьми.

Олпорт предложил выделять три типа диспозиций (черт личности):

1. Кардинальные диспозиции настолько характерны для человека, что практически все поведение человека можно свести к ее влиянию. Такая черта не может оставаться скрытой, она всегда заметна для окружающих. Примерами существования кардинальных диспозиций являются т.н. харизматические личности: Скрудж, Дон Жуан, Макиавелли.

2. Центральные диспозиции . Не столь всеобъемлющие, но все же довольно яркие черты личности. Это особые строительные блоки индивидуальности. Центральные диспозиции можно сравнить с теми главными качествами, которые мы приводим в резюме. Число центральных диспозиций относительно невелики. Герберт Уэллс считал, что их всего две: стремление к порядку и противоположному полу.

3. Вторичные диспозиции . Это менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и менее пригодные для характеристики личности черты. Это, например, предпочтения в еде и одежде.

Проприум

Конечно сами черты личности, разделяемые между собой, не дают целостной характеристики личности. Должно существовать нечто, объединяющее и цементирующее индивидуальность. Это термины такого уровня, как Эго или стиль жизни. Эти термины очень неточны и содержат очень много семантических неясностей. Поэтому Олпорт вводит новый термин – проприум .

Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся качество индивидуальности . Это то качество личности, которое человек на основе субъективного опыта осознает как главное. Фактически проприум – это аналог самости Юнга. Олпорт считал, что проприум не дается человеку с рождения, а развивается, проходя семь стадий. В течение каждой стадии развиваются так называемые проприотические функции , а в результате их окончательной консолидации формируется Эго.

1. В течение первого года жизни младенцы начинают осознавать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий и т.п. Эти повторяющиеся ощущения образуют телесную самость . В результате младенцы начинают отличать себя от других объектов. Олпорт считал, что телесная самость служит базой для самосознания.

2. Самоидентичность . Это второй аспект проприума, который развивается тогда, когда ребенок осознает самого себя в качестве определенного и постоянно важного лица. Наиболее важной точкой формирования самоидентичности становится осознание своего имени. Но в этот момент самоидентичность не формируется окончательно, а непрерывно развивается до тех пор, пока не стабилизируется в зрелости.

3. Самоуважение . Формируется в течение третьего года жизни и возникает от того, что ребенок делает что-то самостоятельно. Таким образом, самоуважение зависит от успешного выполнения ребенком заданий родителей.

В противоположность самоуважению может сформироваться чувство стыда. В результате 4-5 лет самоуважение становится чувством соревновательности и зависит от признания сверстников.

4. Расширение самости . Начинается примерно с 4-х летнего возраста. Связано с тем, что ребенок понимает, что ему принадлежат не только его тело, но и окружающие предметы. Ребенок начинает понимать значение собственности. Понимает слово «мой».

5. Образ себя . Развивается примерно в 5-6 лет. Ребенок понимает, что его родители, учителя, друзья и т.д. хотят видеть его «таким». В этом возрасте ребенок начинает понимать разницу между «я хороший» и «я плохой». Вместе с тем образ взрослого «Я» недостаточно развит в этом возрасте. Ребенок недостаточно четко понимает разницу между «я есть» и «я должен быть».

6. Рациональность . В возрасте с 6 лет до начала переходного возраста ребенок осознает, что он способен принимать решения и эффективно управлять своим поведением. Появляется коллективное и формальное мышление. Но ребенок еще не достаточно доверяет самому себе, он считает, что его семья, родственники и ровесники всегда правы. Эта стадия развития проприума отличается высоким конформизмом, моральным и социальным послушанием.

7. Проприативное стремление . Формируется в подростковом возрасте. Главная проблема подростка – найти себе жизненные цели и устремления. Подросток осознает, что будущее можно не только «хотеть», но и организовать. Однако в юности и ранней зрелости это стремление развито не полностью и поэтому развертывается новый этап поиска самоидентичности новое самосознание.

Кроме описанных, Олпорт предложил еще один этап развития проприума – познание самого себя . Он утверждал, что этот аспект проприума стоит над всеми остальными и синтезирует их. Познание самого себя позволяет человеку осознать объективную сторону своего «Я».

Функциональная автономия

В теории Олпорта важное место занимает мысль о том, что развитие личности должно подчиняться некой мотивации. По Олпорту любая теория личности основывается на анализе мотивации. Он предложил следующие главные требования, которым должна отвечать любая теория мотиваций:

1. Согласованность. Олпорт не соглашался с Фрейдом в вопросе о роли детства в формировании взрослой личности. Мотивы прошлого не объясняют ничего, если они не являются мотивами настоящего.

2. Дифференцированность мотивов. До Олпорта многие теоретики утверждали, что все поведение можно свести к действию одного единого мотива – либидо, стремление к превосходству и т.д. Олпорт считал, что это не верно, т.к. мотивы слишком разнообразны, чтобы их можно было свести к одному.

3. Сила высших психических функций. Олпорт считал, что важнейшим условием понимания мотивов поведения является анализ перспективных целей, намерений и представлений человека. Ключом к пониманию вопроса являются вопросы «Что ты хочешь делать?», «Как ты собираешься этого добиться?» и т.п.

4. Уникальность мотивов. Олпорт считал, что мотивы различных людей выдерживают лишь относительное сравнение между собой. Может быть определен мотив лишь для конкретного человека.

Описанные выше критерии составляют концепцию функциональной автономии . Во многих отношениях она составляет ядро ее теории черт личности. Концепция функциональной автономии означает, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами. Прошлое это прошлое человека, с ним ничто не связывает. По Олпорту личность свободна от прошлого – связь с прошлым чисто историческая, а не функциональная.

Различают два типа функциональной автономии:

1. Устойчивая . Связана с условно и безусловнорефлекторными механизмами ЦНС. Это механизмы нейрогуморальной регуляции, они не меняются на протяжении жизни и необходимы для выживания организма. К этому типу автономии относятся различные физиологические привычки: есть, спать и т.п. в одно и то же время.

2. Собственная функциональная автономия. Относится к приобретенным интересам человека, его ценностям, установкам и намерениям. Это главная система мотивации, которая заставляет человека развиваться и расти как личность. Причем собственная автономия не нуждается в постоянном подкреплении, она существует независимо от этого.

Олпорт предположил, что процессы собственной автономии подчиняются трем психологическим принципам:

1. Принцип энергетики . Собственная автономия возможна, потому, что уровень энергии, которым обладает человек, превышает необходимый для простого выживания. Например, нормальный человек стремиться не только удовлетворить свои материальные потребности, но и духовные интересы.

2. Принцип преодоления и компетенции. По Олпорту зрелым людям психологически присуща мотивация преодоления и извлечения уроков для себя. Вывод: любое поведение, ведущее к повышению уровня компетенции индивида, включается в структуру его собственной мотивации.

3. Принцип проприума . Все собственные мотивы уходят своими корнями в структуру Эго данного индивида. В результате человек строит свою жизнь вокруг проприума, стараясь усилить свое Эго.

Зрелая личность

В отличие от других психологов Олпорт никогда не занимался психопатологией. При этом он считал, что нельзя построить теорию здоровой личности на основе наблюдения за больными. Критерием психического здоровья Олпорт считал «зрелость» личности . Он полагал, что созревание человека – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс «становления». Поведение зрелой личности всегда функционально автономно и обусловлено сознательными мотивами. В противоположность, невротическая личность (незрелая) руководствуется, в основном, неосознанными мотивами. Олпорт предложил, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами.

1. Всесторонность. Зрелый человек может представить себя со стороны. Он активно участвует в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеет хобби, интересуется политическими и религиозными вопросами. Одним из главных свойств зрелого человека является удовлетворенность собой и любовь к себе .

2. Душевная теплота. Зрелый человек способен к теплым, сердечным отношениям. Олпорт считал, что существует два типа близких межличностных отношений: дружеская интимность и сочувствие. Интимность проявляется в способности вызывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, но избегать ревности. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям между собой и другими, позволяет демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиций, а также общность со всеми людьми.

3. Эмоциональная спокойность и самоприятие. Зрелый человек имеет положительное представление о самом себе и способен без ущерба для психики относится к разочарованиям и раздражениям, а также к собственным объективным недостаткам. Зрелый человек может справляться с собственным эмоциональным состояниям так, что это не наносит урон окружающим. Выражая свои мнения и чувства, зрелый человек считается с тем, как это влияет на других.

4. Реалистичность, опыт и амбиции. Зрелый человек хочет видеть вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. Зрелый человек обладает значительной квалификацией и компетенцией в тех делах, которыми он занимается. Важное дело для такого человека может временно отодвигать на задний план личные цели и желания. Такие люди стремятся к достижению лично значимых и реалистичных целей.

5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора . У взрослого человека имеется четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. К себе взрослый человек относится с определенной долей иронии, что препятствует напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству. Юмор – это защита от тревоги и абсурда. Чувство юмора позволяет человеку посмеяться над окружающими и над самим собой, продолжая ценить себя.

6. Цельность. Зрелый человек имеет целостную картину мира. Такой индивид хорошо представляет свое место в мире и имеет свою собственную теорию смысла жизни, которая состоит из системы нравственных ценностей, содержащей главную цель жизни. Зрелый человек имеет набор ценностей, который служит основой его жизни.

Теорию Гордона Олпорта (1897-1967) часто относят к диспозициональному направлению, согласно которому: 1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации; 2) каждый единичный человек уникален, непохож по своему психическому складу (системе черт) на других людей (см. Хрестомат. 4.2). В своей персонологической концепции Г. Олпорт рассматривает человека как сложную "открытую" систему, в иерархической организации которой он выделяет следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности.

Особое место в этой сложно организованной системе занимает мотивационно-потребностная сфера. В ней выделяются два уровня функционирования: уровень мотивов нужды и уровень высших мотивов, или мотивов развития. Принцип так называемого гомеостазиса- стремления к устранению напряжения - применим лишь к низшему уровню мотивационной системы (мотивам нужды). Формы истинно личностного бытия (стремление к новым целям, постановка творческих задач, актуализация чувства инициативности и ответственности и др.) не укладываются в формулу гомеостазиса. Поиск постоянного напряжения, сопротивление равновесию - характерные черты мотивов развития.

Системы высших мотивов входят в центральное ядро личности - Я - и преобразуются в системы ценностей человека. Стремление к самоактуализации и самореализации относятся к мотивам развития и являются изначально заложенными в человеке потребностями. Мотивы развития порождают обращенную в будущее систему целей, реализация которых обеспечивает формирование новых возможностей человека. Человек, по Олпорту, обращен в свое будущее.

"Для того, чтобы понять личность, всегда необходимо обращаться к тому, чем она может оказаться в будущем, ибо каждое состояние личности ориентировано в направлении будущих возможностей" (Allport G. Becoming. Basic Consideration for a Psychology of Personality. New Haven. 1957. P.12)

Развитие личности по Олпорту ассоциируется с динамикой мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов, согласно которому в процессе развития человека связи между старыми и новыми мотивами сохраняются, при этом характер этих связей имеет историческую, но не функциональную природу. Функционально они не тождественны.

Принцип функциональной автономии мотивов позволяет рассматривать новые мотивы как самостоятельные единицы психики человека, относительно независимые от более ранних форм (инстинктов и рефлексов). Введением этого принципа Олпорт противопоставляет свой взгляд на мотивационную структуру личности бихевиористическойточке зрения, согласно которой новые мотивы (драйвы) возникают в результате сочетания того или иного стимула с удовлетворением врожденных потребностей, т.е. с точки зрения поведенческой психологии высшие, духовные потребности человека являются дериватами его органических состояний. Так, по словам необихевиористов Н. Миллера и Д. Долларда вторичные побуждения "служат фасадом, за которым скрыты функции лежащих в их основе врожденных побуждений".

Образование новых мотивов Олпорт объясняет превращением средств деятельности в ее цели и мотивы. Иными словами, объекты и действия, которые некогда выступали для человека лишь в качестве средства достижения определенных целей, начинают сами по себе вызывать интерес и обретают собственную мотивационную силу. Развитие мотивационной сферы в единстве с формированием обобщенных навыков поведения ведет, согласно Олпорту, к формированию основных свойств личности, называемых им чертами. Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Это такие психологические особенности, которые преобразуют множество стимулов и обуславливают множество эквивалентных ответных реакций. Например, агрессивный человек склонен интерпретировать нейтральные стимулы как угрожающие, робкий - в каждом человеке видит потенциального критика, носителя морали.

Черты рассматриваются Олпортом в качестве единиц анализа личности. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, подчиняющимися, другие приобретают характер кардинальных и центральных черт. И те, и другие в совокупности составляют фокус личности.

Кардинальные - черты, которые преобладают в поведении человека практически во всех ситуациях, центральные являются типичными для человека, но проявляются не во всех ситуациях. Согласно Олпорту, центральных черт бывает не больше 5-10. Главной целью психологии личности Олпорт считает исследование неповторимости каждого человека. Он утверждал, что характерным свойством человека является его уникальность. "Индивидуальность - есть основная характеристика человеческой природы". Неповторимость каждого индивидавыражается им через введение понятия личностной диспозиции как слияния нескольких черт в неповторимыйгештальт. В этом смысле личность можно изучать только с помощью идиографических методов исследования. Однако столь односторонний подход к человеку не был присущ Олпорту. Наоборот, он предлагает исследовать личность и идиографическими техниками, получая уникальное знание об индивиде, и номотетическими методами, утверждая универсальные законы и закономерности.

Олпорт характеризует свою теорию как "конкретно приложимую к бесконечно разнообразным формам личностного существования и в то же время достаточно абстрактную для того, чтобы служить в качестве унифицирующего принципа для новой отрасли науки" (Allport G. Personality. A Psychological Interpretation. N.Y., 1938. P. IX).

Выделяя общие принципы развития личности (например, принцип функциональной автономии мотивов, общие качества личности - черты, установки, Я) мы неизбежно пользуемся номотетическим методом анализа научных данных. Но при качественном анализе личности мы сталкиваемся со своеобразной организацией ее свойств и качеств, уникальным стилем поведения, строением структуры Я. Исследование личности под таким ракурсом требует применения идиографического метода, использующего понятия "особенный", "единичный", "индивидуальный". Индивидуальным может быть не только особое сочетание неповторимых черт личности, но и путь, направление ее развития, при этом сам принцип перехода от стадии к стадии остается общим.

    Процесс развития личности Олпорт сопоставляет со сменой одной формы единства, целостности личности другой. Он выделяет три стадии в развитии единства личности:

    • детская стадия;

      стадия относительной дифференциации;

      стадия интегрированного единства.

На первой стадии ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу "все или ничего". На второй стадии это динамическое единство нарушается и возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов (в подростковом возрасте неструктурированными могут оказаться цели, мотивы, установки). На третьей стадии в процессе общения и деятельности на основе дифференциации и соподчинения отдельных свойств личности происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я. "С развитием дифференциации и интеграции постепенно развивается и важное ядро самосознания" (Allport G. Personality. A Psychological Interpretation. N.Y., 1938. P. 345). Самосознание является необходимым для стремления личности к поставленным целям. Эта характеристика присуща "Я". ""Я" является субъективным регулятором того единства, которым может обладать личность" (Там же).

Олпорт считал, что критерием проявления единства личности является постоянство поведения человека в разных ситуациях, причем именно в тех ситуациях, где включенность Я максимальна. Проверка этого предположения проводилась им в эксперименте. В первой серии испытуемые решали задачи в нейтральной ситуации, без включенности Я. Во второй серии при предъявлении тех же задач, менялись условия: испытуемым говорили, что результаты решения задач повлияют на их репутацию в колледже. Постоянство общих черт личности выявилось именно по второй серии, где включенность Я была максимальной.

Проблема развития личности является центральной для всего гуманистического направления, причем движение человека к самореализации и самоактуализации связано не столько с потребностью в редукции напряжения, установлением равновесия и желанием покоя, сколько с его нарушением, с планированием все более трудных задач. Этих же позиций придерживались и другие гуманистические психоолги - Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS