Главная - Санузел
Какая столица израиля была раньше. Историческое значение перемещения посольства сша из тель-авива в иерусалим. Иерусалим или Тель-Авив – какой город является столицей

Иерихон. На иврите город называется Йерихо, на арабском Эриха и стоит у подножия Иудейских гор напротив впадения Иордана в Мертвое Море в Иерихонском оазисе. Иерихон - самый древний из раскопанных городов в мире, он насчитывает около 10 тыс. лет почти непрерывного заселения. Кроме того, это самый низкий в мире город, который находится более чем на 350 м ниже уровня моря в оазисе который считается самым большим на всем Ближнем Востоке и расположен в нескольких километрах севернее северной оконечности Мертвого моря.

Название города по одной версии происходит от слова «луна» - «яреах» на иврите, по другой - от слова «запах», «благоухание» - «реах». Вторая гипотеза, возможно, связана с тем, что в древние времена в иерихонском оазисе выращивались пряности и благовония - единственное место в Израиле, где благодаря уникальному климату и наличию воды эти культуры могут произрастать. Самое древнее археологическое свидетельство - остатки башни времен неолита, около 8 тыс. лет до н. э. Самое древнее письменное упоминание - книга Иисуса Навина.

Сразу после сорокалетнего блуждания евреев по пустыне и смерти Моисея еврейское войско пересекает Иордан примерно в районе современного моста Алленби и становится лагерем в Галгале как раз в канун праздника Пейсах. Иерихон становится первым городом, захваченным израильтянами при помощи хитрого военного трюка: еврейское войско обходит город 7 раз, так что осажденным оно кажется в семь раз большим, затем 7 раз трубит в 7 юбилейных труб - «и стены города пали» (Навин 6). Отсюда пошло знаменитое высказывание о «трубах Иерихонских». Иерихон был полностью разрушен, его жители уничтожены до единого человека, за исключением блудницы Раав, которая укрыла в свое время еврейских разведчиков, за что была пощажена.

Надо сказать, что археологи не нашли никаких свидетельств той эпохи, поскольку слой, который должен соответствовать по времени еврейскому захвату Земли Обетованной, как и все последующие по времени слои, смыты зимними половодьями вади Кельт, сюда выходящего. Разумеется, это не является доказательством, того, что события, описанные в книге Иисуса Навина, не происходили в действительности. По разделу земли между коленами оазис Йерихо - сам город не восстанавливался - отошел колену Биньямина. Позже служил региональным и сельскохозяйственным центром в самые разные времена и многократно упоминается в Библии. В хасмонейский период здесь был выстроен целый комплекс летних царских дворцов, позже перестроенных Иродом Великим для своих нужд. В частности, Ирод построил здесь театр и ипподром в одном здании, что является довольно необычным.

Библейский Иерихон

Был преподнесен в качестве ценнейшего подарка знаменитой Клеопатре влюбленным Марком Антонием. Разрушен во время Иудейской войны и отстроен вновь римским императором Адрианом в первой половине 2 в. н. э. После разрушения Второго Храма здесь еще несколько сотен лет - по крайней мере до 7 в. - существовала еврейская община, найден мозаичный пол синагоги позднего талмудического периода. Во время крестовых походов город вновь полностью разрушен и позже становится одним из важных арабских центров, каковым и остается до нашего времени. В 1994 г. передан правительством Рабина Арафату и становится одним из главных центров Палестинской автономии.

Место это всегда имело чрезвычайную стратегическую важность по 3 основным причинам: здесь находилось и находится перекрестье важнейших дорог и караванных путей Ближнего Востока, здесь крупнейший оазис с большим количеством пресной воды, благодаря вади Кельт, Иордану и ряду местных источников и здесь уникальный климат, позволявший выращивать уникальные, в особенности в древнем мире, культуры, пряности и благовония, здесь найдена самая древняя в мире плантация хурмы, считается что этот плод стали культивировать впервые именно здесь. Раскопки в этом, интереснейшем с исторической точки зрения, месте, ведутся с середины прошлого века. В них принимали участие археологи всего мира, в том числе такие известные, как Кэтлин Кэньон, и израильские - Эхуд Нецер.
Раскопки хасмонейских и иродианских дворцов, проводившиеся в основном в наше время под руководством Эхуда Нецера, находятся прямо в том месте, где вади Кельт покидает скалистую расщелину и вырывается на открытое пространство. Хасмонеи строили здесь, вероятно, со времен основания династии, хотя максимальное развитие приходится на период Александра Янная. После этого, самого успешного хасмонейского царя царица Александра Саломея - Шломцион ха-Малька достроила еще два дворца, и при ее жизни, постепенно входящий в силу сын Антипатра Ирод строит себе свою первую виллу - летний дворец. Иродианское строительство здесь довольно необычно: оно проводилось специальной строительной командой, присланной из Рима зятем императора Августа Агриппой и поэтому совершенно не похоже на типичное иродианское строительство в других местах.

Во-первых, здания возведены из необычно маленьких кирпичей. Во-вторых, стены сложены из кирпичей не квадратной формы, как везде - opus quadratum, а ромбовидной, которые стоят на остром ребре - opus reticulatum. Такое строительство наблюдается только в этот период и всего лишь в трех местах в Израиле - здесь, в Баниасе и недалеко от Шхемских ворот в Иерусалиме. Вероятнее всего, во всех трех местах строила одна и та же бригада, которая затем вернулась в Рим. Здесь хорошо сохранилась задняя стена иродианского бассейна с нишами для статуй и штукатуркой. В строении хорошо чувствуется необычное для римской архитектуры чисто эллинистическое сочетание зодчества и природы. В Израиле больше, чем в Риме, сохранились следы и идеи ушедшей в историю Древней Греции. Есть также руины большого дворца с огромным центральным залом, с хорошо обработанным полом, выложенным разноцветными камнями, и бассейны с кирпичными столбами с остатками очень толстого слоя штукатурки, а также круглой комнатой с круглым сооружением посередине неизвестного назначения: быть может, бассейн, или фонтан, или что-либо другое.

Пожалуй, главная достопримечательность Иерихона - это курган древнего города, Тель Йерихо. Арабы называют его Тель эс-Султан, а источник, находящийся рядом с ним - Эн-Султан, тот самый, в котором пророк Елисей - Элиша - опреснил воду. Именно на этом месте стояли стены, павшие от звука труб израильтян. Раскопки, проводившиеся здесь многократно, еще со времен английских исследователей прошлого века, обнаружили много интересного. Сначала Уоррен, а затем Кэтлин Кэньон раскопали весь тель, обнажив руины города вплоть до неолитической башни - 8 тысячелетие до н. э., когда нигде в мире городов не было вообще. Найдены также сложенные из красных кирпичей городские стены, которые относятся примерно к 3 тысячелетию до н. э. - начало ранней бронзы, когда опять-таки в мире городов практически не было.

Иерихон сегодня

Территория города того периода составляет примерно 40 акров и это большое поселение для того времени. Город был окружен валом - насыпью, также сохранившейся под слоем земли, которая окружает территорию, в два раза большую, чем территория города, что означает, что, возможно, были дома и вне крепостных стен. Насыпь имела не только военное назначение, но и защищала город от наводнений. Во времена Иисуса Навина она уже не существовала, поэтому слой этого периода и был позже смыт. В городе есть сегодня коптская церковь, во дворе которой обнаружен пол византийской базилики «Девы». Неподалеку от автобусной станции сохранилось здание русской православной миссии и общежития для паломников, на территории которого найдена византийская надгробная табличка 566 г. с посвящением местному епископу. Сегодня это здание служит палестинской администрации. В разных местах города также обнаружены руины различных византийских построек и церквей, среди них Андреа, Тель эль-Хасан и другие. В 600 м южнее главного кургана -руины иродовских строении, театра и ипподрома - Тель Самарат.
В Иерихоне найдена также древняя синагога примерно 8 в. н. э. с мозаичным полом, который обнаружили случайно, при реконструкции старого дома. На мозаике изображена менора и арка завета - арон а-кодеш. На полу есть также надпись, гласящая: «Мир народу Израиля». Обнаружена синагога в 1936 г. Дом этот сейчас принадлежит евреям и его можно посетить. Еще одной важной достопримечательностью этого древнего города являются руины арабского дворца омейядских правителей Йерихо 8 в. н. э., известные под названием «Дворец Хишама». Основан он был примерно в 747 - 749 гг. правителем Эль-Валидом на довольно большой территории, включая собственную ферму, протянувшуюся до берегов реки Иордан. Считается, что еще до Эль-Валида, в 724 г. другой правитель, Хишам эль-Малик, облюбовал это место, правда, построить практически ничего не успел. Однако сегодня дворец называют по ошибке именно его именем.

Вход во дворец через внушительные ворота с нишами для статуй - довольно необычное явление для ислама, запрещающего всяческие изображения человека. Найденные скульптуры находятся сегодня в музее Рокфеллера в Иерусалиме. Ворота тщательно украшены сложной витиеватой резьбой, арабесками, столь принятыми в мусульманском мире во всем, вплоть до витиеватости речи. В изображениях нет никакой символики, это только лишь украшения. За воротами - сидения - лежанки с каменными подголовниками. Далее - огромный двор с красивой абстрактной скульптурой посередине. Со двора есть спуск под землю, где значительно прохладнее - там находились комнаты отдыха. Дворец этот так никогда и не был достроен до конца из-за ранения и смерти Эль-Валида, однако большую часть сооружений он возвести успел. Раскапывали его иорданцы до 1967 г., а затем израильские археологи. Сохранилось огромное и роскошное здание бань с мозаичными полами и очень толстыми колоннами.

Бани должны были быть покрыты крышей, однако она то ли разрушилась со временем, то ли так и не была построена вообще. Здание украшено резьбой по камню и было покрыто штукатуркой. Полностью сохранилась гостевая комната с очень красивой мозаикой, со стенами и крышей. Рядом - туалеты. Вход в бани был украшен куполом и резьбой, которые сегодня также хранятся в музее Рокфеллера. Сохранилась также мечеть с михрабом и бассейн с маленькими арочками - арабесками и фонтаном. Сегодня Иерихон - часть Палестинской автономии и посещение города не рекомендуется. От Иерихона к Рамалле идет древняя дорога, вдоль которой сохранились римские верстовые столбы.

Фото: panoramio.com, wikipedia.org, juan.livejournal.com kezling.ru

В отличие от Царства Иуды, которое после захвата Иерусалима царём Давидом в конце XI в. до н. э., всегда управлялось из одной столицы, у Царства Израиля на протяжении его истории столиц было несколько: Шхем (Тель Балата), Тирца (Тель эль-Фара), и, наконец, Самария. Эта последняя была основана в 876 г. до н. э. царём Омри (884-873 гг. до н. э.), сын которого, Ахав, женился на знаменитой финикийской принцессе Изевель, жутко ненавидимой пророками Израиля за её поганое влияние на израильского царя. Однако поганые влияния – это одно, а политика и экономика – совсем другое. В период правления царей Омри, Ахава, а затем Йеровама II, Царство Израиля в целом, и его столица Самария, в частности, достигли апогея своего расцвета. Пламенные борцы за права угнетённо-обездоленных лишенцев (т. е., пророки Израиля и Иуды) толкали гневные обвинительные речи в адрес Самарийских братков, которые тем временем возлежали на ложах из слоновой кости, слушали красивую музыку, и распивали качественные напитки. Что же касается царства пастухов к югу от Царства Израиля, то до падения Самарии там богатых было немного, и делить было почти нечего.
Вид с вершины горы, на которой некогда находилась столица Израиля:

Вид в другую сторону, справа видны останки стены и башен эллинистического периода:


Ступени, ведущие в Храм Августа, возведенный Иродом Великим (37-4 гг. до н. э.)


Развалины Храма Августа. Где-то здесь, внизу, находился дворец Царей Израиля:






В ранних книгах Еврейской Библии (Танаха), "Самария" – это название города, а не района. После того, как в 722/1 гг. до н. э. Царство Израиля и его столица Самария были захвачены ассирийцами, новые хозяева реорганизовали аннексированную ими территорию в качестве новой провинции, и дали ей название "Самерина". Провинция Самерина простиралась от Изреэльской долины на севере до долины Аялон на юге, и от Средиземноморского побережья на западе до реки Иордан на востоке. Отсюда и пошло название центральной части Земли Израиля. А до этого, ассирийцы называли Царство Израиля "Бейт Хамри", по имени основателя Самарии, царя Омри.
Земля Израиля в период правления Саргона II:


Еще интереснее судьба названия "Израиль" – изначально, скорее всего, оно относилось лишь к северным племенам, а затем, к северному царству. После его падения, правители Царства Иуды развязали широкомасштабную кампанию по интеграции северного населения в состав своего царства, параллельно заимствуя и реинтерпретируя северные традиции (известно, что после разрушения Северного Царства, огромное количество израильтян искало убежище на юге, на территории Царства Иуды). В результате, история была написана заново, появился эпонимный патриарх Иаков-Израиль, затем древний народ "Израиль", затем объединенное Царство Израиля, которое раскололось надвое, и сейчас "Израиль" снова имеет возможность воссоединиться под знаменем общей истинной веры. Другим словами, в процессе борьбы за интеграцию жителей разрушенного Царства Израиля родился миф об общих древних истоках, а также мифическая трансцендентная категория "Израиль". Интересно, что ни одно еврейское государство в древности (кроме на 100% неортодоксального Царства Израиля) не называлось "Израилем". "Израилем", в более поздние периоды, назывался весь еврейский народ – в смысле метафизическом и трансцендентном. Однако обратите внимание, для современного еврейского государства было выбрано именно это название.
Карта района:


Развалины древней Самарии (н. ц. 168.187) находятся на расстоянии ок. 13 км к северо-западу от Шхема, на территории палестинской деревни Себастия (о происхождении этого названия см. ниже), недалеко от поселения Шавей Шомрон. Для того, чтобы попасть туда, необходимо ехать по 60 дороге до поворота на Шавей Шомрон, продолжить далее до перекрестка "Цомет Шомрон" (рядом с деревней Дир Шараф), и повернуть налево (это все еще 60 дорога). Проехав километр, справа Вы увидите небольшую горку – это и есть Тель Шомрон. На вершину ведет асфальтированная дорога.
Так это выгладит со стороны посёлка Шавей Шомрон:


Однако стоит заметить, что в настоящий момент дорога ремонтируется, и попасть на развалины сложно. Во избежание разочарований, стоит договориться о планируемом визите с армией; офицер, с которым мы общались, сообщил нам, что каждую неделю-две место посещается израильтянами в рамках организованных экскурсий (в-основном, по четвергам). Нас туда пускать не хотели, мы изловчились, и пошли в обход. Это не проканало, так как нас, конечно, заметили, и поджидали. В конце концов, я договорился с офицером, что они позволят нам посетить развалины, а я за это расскажу им историю сего дивного места. Так оно и было. Пока командир дивизии выписывал запрет на наше посещение развалин, мы успели посмотреть большую часть того, что нас интересовало. Самое интересное, что, разговаривая с солдатами, как всегда, нашли кучу общих знакомых (и я не имею в виду Ирода и Хасмонеев).
Спереди ехал джип, сзади – Хаммер. На сей раз наши дети остались дома, им развалины надоели.






К сожалению, раскопки в городе Самария велись давно, и поэтому, конечно, не наилучшим образом. Почему, в отличие от других важных мест на в Иудее и Самарии, там практически не копали после конца 60-х гг., мне не очень понятно, но вероятно, есть на то причины. Раскопки в Самарии производились в 1908-10 гг. (Шумахер, Райзнер и Фишер), в 1931-35 гг. (Крауфут, Сукеник и Кеньон), в 1965-67 гг. (Заядин), и 1968 г. (Хеннеси). В ходе раскопок были обнаружены развалины городского акрополя, стены города, склады, дворец, и дома, датируемые периодом Первого Храма (а также 63 остракона). Кроме этого, были раскопаны городские башни, датируемые эллинистическим периодом (считающиеся наиболее впечатляющими развалинами того приода, сохранившимися в Израиле), а также останки различных строений, сооруженных Иродом Великим – храм Августа, театр, форум и стадион. Также были найдены храм римской богини Коры и улица с колоннами, датируемая Римским периодом. В Византийский период здесь были возведены церкви. Несмотря на то, что в настоящий момент на месте нет никаких указателей, и не специалисту разобраться в развалинах довольно сложно, надо сказать, что масштабы раскопа весьма впечатляют. Хочется надеяться, что археологи еще вернутся сюда; также хочется надеяться, что развалины Самарии когда-нибудь будут приведены в порядок и снова станут Израильским Национальным Парком, как это было в не столь далеком прошлом.
План раскопа:



A вот план сооружений, датируемых периодом Первого Храма:


Об историческом контексте основания Самарии в Танахе рассказывается следующее (здесь и далее синодальный превод с моими исправлениями):
...Прочие дела Зимри и заговор его, который он составил, описаны в летописи царей Израильских. Тогда разделился народ Израильский надвое: половина народа стояла за Тивни, сына Гинатова, чтобы воцарить его, а половина за Омри. И одержал верх народ, который за Омри, над народом, который за Тивни, сына Гинатова, и умер Тивни, и воцарился Омри. В тридцать первый год Асы, царя Иудейского, воцарился Омри над Израилем и царствовал двенадцать лет. В Тирце он царствовал шесть лет. И купил Омри гору Шомрон у Шемера за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал построенный им город Самариею (Шомрон), по имени Шемера, владельца горы. И делал Омри неугодное пред очами Яхве и поступал хуже всех бывших перед ним. Он во всем ходил путем Иеровоама, сына Наватова, и во грехах его, которыми тот ввел в грех Израильтян, чтобы прогневлять Яхве, Бога Израилева, идолами своими. Прочие дела Омри, которые он сделал, и мужество, которое он показал, описаны в летописи царей Израильских. И почил Омри с отцами своими и погребен в Самарии. И воцарился Ахав, сын его, вместо него. Ахав, сын Омри, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского, и царствовал Ахав, сын Омри, над Израилем в Самарии двадцать два года.
И делал Ахав, сын Омри, неугодное пред очами Яхве более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Этбаала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Яхве, Бога Израилева... (Млахим Алеф 16: 20-33)
А Яхве, Бог Израиля, в его Самарийской версии, был падонком. Во-первых, у него была баба (жена-не жена, не совсем ясно). Во-вторых, он выставлял свое сокровище на всеобщее обозрение. Вот рисунок, обнаруженный на севере Синая, в месте под названием Кунтиллет Аджруд, на нём изображены два голых мужика (ученые считают, что эти мужики – это дважды изображенный египетский бог Бес – по всей видимости, так автор рисунка представлял себе Яхве), и женщина, играющая на каком-то музыкальном инструменте. Надпись на иврите гласит: "Сказал Е[…]??? "Скажи Йехал[елю] и Йоасе и [… ... ... я б]лагословил вас Самарийскому Яхве и его Ашере"."


Покрупнее:


Сын Омри, Ахав (873-852 гг. до н. э.), как было сказано выше, был весьма непопулярен в среде борцов за истинную веру и социальную справедливость, и тёркам между ним и знаменитым пророком Элиягу посвящено немало глав Еврейской Библии. Что же касается археологических свидетельств, связанных с периодом его правления, то он, пожалуй, был одной из наиболее продвинутых и деятельных личностей того периода. Другими словами, Царство Израиля при нём цвело и развивалось быстрыми темпами. Постройки, обнаруженные в Самарии и датируемые его периодом, свидетельствуют о незаурядной изощренности и качестве строительства, которые, по всей видимости, стоит приписать финикийским камнетесам, строителям, и ремесленникам, прибывшим сюда в рамках добрососедских взаимоотношений между Ахавом и финикийским царем Этбаалом. Но не только археологические находки свидетельствуют о том, что Ахав был крут – так называемый "Курхский Монолит" Салманасара III рассказывает о том, что Ахав принял участие в анти-ассирийской коалиции, и прислал 10.000 солдат и 2.000 колесниц для знаменитой Каркарской битвы (853 г. до н. э.). Поясняю: это очень много.
Кроме развития экономики и политических связей, Ахав вел довольно агрессивную политику по отношению к своим соседям, и, в конце концов, погиб в битве за Рамот-Гильад (северное Заиорданье):
... И умер царь, и привезен был в Самарию, и похоронили царя в Самарии.
И обмыли [его боевую] колесницу на пруде Самарийском, и псы лизали кровь его, и омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек. Прочие дела Ахава, все, что он делал, и дом из слоновой кости, который он построил, и все города, которые он строил, описаны в летописи царей Израильских... (Млахим Алеф 22: 37-39)
Археологи полагают, что они обнаружили развалины этого самого пруда. Я его не видел, или видел, да не опознал.
Его сын, Йехорам (851-842 гг. до н. э.), также погиб на войне – но на сей раз не от руки чужеземного врага, а из-за заговора своего же военачальника Йеху. Этот Йеху был подпольно помазан на царство(-убийство) учеником пророка Элиягу (после того, как он улетел на небеса на огненной колеснице), пророком Элишой. Элиша вообще был товарищ, связываться с которым не стоило – однажды, во имя Господа, Бога Израилева, он натравил медведей на детишек, которые обозвали его "лысым". Медведи, послушавшись повеления "человека божьего", разодрали детишек на части:
...И пошел он [из Иерихона] в Бейт-Эль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, лысый! иди, лысый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Яхве. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка... (Млахим Бет 2: 23-
24)
Это – одна из поучительных библейских историй, ибо к "человекам божьим" подобает относиться с уважением. Стоит отметить, что именно из-за этой истории появилась ивритская поговорка "?? ????? ??? ???" – типа, какие медведи в Иерихонских краях, и откуда там лес? Хотя, конечно, защитники историчности Святаго Писания скажут, что лес там был, но давно. А сейчас – нету, но это ничего не доказывает и не опровергает.
Итак, благочестивый на первых порах Йеху (842-814 гг. до н. э.) методично истребил всю семью Ахава, а также провел религиозную реформу. После того, как, в соответствии с заповедью Господней, он уже поубивал несколько десятков детей, решил Йеху очистить Землю Израиля от идолопоклонства. Дело было так:
...Прибыв в Самарию, он убил всех, остававшихся у Ахава в Самарии, так что совсем истребил его, по слову Яхве, которое Он изрек Элиягу. И собрал Йеху весь народ и сказал им: Ахав мало служил Ваалу; Йеху будет служить ему более. Итак созовите ко мне всех пророков Ваала, всех служителей его и всех священников его, чтобы никто не был в отсутствии, потому что у меня будет великая жертва Ваалу. А всякий, кто не явится, не останется жив. Йеху делал это с хитрым намерением, чтобы истребить служителей Ваала. И сказал Йеху: назначьте праздничное собрание ради Ваала. И провозгласили собрание. И послал Йеху по всему Израилю, и пришли все служители Ваала; не оставалось ни одного человека, кто бы не пришел; и вошли в дом Ваалов, и наполнился дом Ваалов от края до края. И сказал он хранителю одежд: принеси одежду для всех служителей Ваала. И он принес им одежду. И вошел Йеху с Йонадавом, сыном Рехавовым, в дом Ваалов, и сказал служителям Ваала: разведайте и разглядите, не находится ли у вас кто-нибудь из служителей Яхве, так как здесь должны находиться только одни служители Ваала. И приступили они к совершению жертв и всесожжений. А Йеху поставил вне дома восемьдесят человек и сказал: душа того, у которого спасется кто-либо из людей, которых я отдаю вам в руки, будет вместо души спасшегося. Когда кончено было всесожжение, сказал Йеху скороходам и начальникам: пойдите, бейте их, чтобы ни один не ушел. И поразили их острием меча и бросили их скороходы и начальники, и пошли в город, где было капище Ваалово. И вынесли статуи из капища Ваалова и сожгли их. И разбили статую Ваала, и разрушили капище Ваалово; и сделали из него отхожее место, до сего дня. И истребил Йеху Ваала с земли Израильской. Впрочем от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, от них не отступал Йеху, - от золотых тельцов, которые в Бейт-Эле и которые в Дане. И сказал Яхве Йеху: за то, что ты охотно сделал, что было праведно в очах Моих, выполнил над домом Ахавовым все, что было на сердце у Меня, сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом... (Млахим Бет 10: 17-30)
Кроме своих зверств, Йеху знаменит еще тем, что он изображен на коленях (но зато в шапке-петушке) перед ассирийским царем Салманасаром III (858-824 гг. до н. э.) на знаменитом "Черном Обелиске", ныне в Британском Музее:




Самария достигла апогея своего расцвета в период правления внука Йеху, царя Йеровама II (789-748 гг. до н. э.), правившего огромной империей, простиравшейся от Лаво Хамат (70 км севернее Дамаска) до Мёртвого Моря. Именно в период его правления в Израиле объявились трагический пророк Хошеа (которому Яхве приказал жениться на пищевой бляди), и гневный пророк(-пастух?) по имени Амос, который был родом из иудейской деревни Ткоа (до того, как появился хайтек, жрать там было нечего). Амос неоднократно пытался жечь глаголом сердца надменных самарийских богатеев, обвиняя их в различных преступлениях против нравственности и социальной справедливости.
Археологи обнаружили в Самарии немало предметов роскоши из слоновой кости, которые, по всей видимости принадлежали подобным браткам:




Богатеи, я так полагаю, клали на Амоса и его глаголы с прибором, хотя, надо признать, говорил он красиво (да и отредактировали его речи грамотно, уверяю вас как истинный ценитель пророческой литературы):
...Вы, которые день бедствия считаете далёким и приближаете торжество насилия, - вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поёте под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьёте из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных... (Амос 6: 3-7)
...Так говорит Яхве: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного - за пару сандалий. Втаптывают голову бедных в земную пыль, и сталкивают кротких с дороги; даже отец и сын ходят к одной девушке, чтобы бесславить святое имя Мое. На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих... Вот,.. у проворного не станет силы бежать, и крепкий не удержит крепости своей, и храбрый не спасет своей жизни, ни стреляющий из лука не устоит, ни скороход не убежит, ни сидящий на коне не спасет своей жизни. И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день, говорит Яхве... (Амос 2: 6-15)
После смерти Йеровоама II Самария постепенно стала приходить в упадок. Ассирийцы, постепенно начавшие прибирать к рукам части Израильского Царства, превратили его в своего вассала. После смерти ассирийского царя Тиглатпаласара III (744-727 гг. до н. э.), последний израильский царь Хошеа бен-Эла (732-724 гг. до н. э.) восстал против ассирийского владычества, в результате чего ассирийцы решили окончательно покончить с существованием Царства Израиля. Самария была осажена Салманасаром V, и захвачена - либо самим Салманасаром в 722 г. до н. э. (если верить Еврейской Библии), либо Саргоном II в 721 г. до н. э. (если верить ассирийским источникам).
Саргон II (справа):

В соответствии с анналами Саргона II, 27.290 человек были депортированы в Месопотамию, а на их место привезены поселенцы из Месопотамии.
Tипа как это было:


Cаргон также хвастался тем, что отстроил Самарию заново лучше, чем она была прежде. Оставшиеся на месте израильтяне перемешались с новоприбывшими жителями, и (так рассказывают библейские авторы), в результате появиась новая этническо-религиозная сущность – самаритяне. В следующем отрывке из Танаха рассказывается о том, как все это произошло:
...В двенадцатый год Ахаза, царя Иудейского, воцарился Хошеа, сын Элы, в Самарии над Израилем и царствовал девять лет. И делал он неугодное в очах Яхве, но не так, как цари Израильские, которые были прежде него. Против него выступил Салманассар, царь Ассирийский, и сделался Хошеа подвластным ему и давал ему дань. И заметил царь Ассирийский в Хошеи измену, так как он посылал послов к Со, царю Египетскому, и не доставлял дани царю Ассирийскому каждый год; и взял его царь Ассирийский под стражу, и заключил его в дом темничный. И пошел царь Ассирийский на всю землю, и приступил к Самарии, и держал ее в осаде три года. В девятый год Хошеи взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Хлахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских... (Млахим Бет 17: 1-6)
Далее библейский редактор объясняет, что все это произошло из-за грехов, коими сыны Израиля не переставали гневать Яхве. А в конце главы он рассказывает, откуда появились самаритяне:
...И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Хаматы, и из Сфарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее. И как в начале жительства своего там они не чтили Яхве, то Яхве посылал на них львов, которые умерщвляли их. И донесли царю Ассирийскому, и сказали: народы, которых ты переселил и поселил в городах Самарийских, не знают закона бога той земли, и за то он посылает на них львов, и вот они умерщвляют их, потому что они не знают закона бога той земли. И повелел царь Ассирийский, и сказал: отправьте туда одного из священников, которых вы выселили оттуда; пусть пойдет и живет там, и он научит их закону бога той земли. И пришел один из священников, которых выселили из Самарии, и жил в Бейт-Эле, и учил их, как чтить Яхве. Притом сделал каждый народ и своих богов и поставил в капищах высот, какие устроили Самаряне, - каждый народ в своих городах, где живут они. Вавилоняне сделали Суккот-Бнот, Кутийцы сделали Нергала, Хаматяне сделали Ашиму, Аввийцы сделали Нивхаза и Тартака, а Сфарваимцы сожигали сыновей своих в огне Адрамелеху и Анамелеху, богам Сфарваимским. Между тем чтили и Яхве, и сделали у себя священников высот из среды своей, и они служили у них в капищах высот. Яхве они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их. До сего дня поступают они по прежним своим обычаям: не боятся Яхве и не поступают по уставам и по обрядам, и по закону и по заповедям, которые заповедал Яхве сынам Иакова, которому дал он имя Израиля... ...Народы сии чтили Яхве, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их. (Млахим Бет 17: 30-34; 41)
Из этого отрывка появилось такая известная ивритская фраза, как "??? ?????" ("львиные прозелиты"), т. е., люди, принявшие иудаизм из страха, неискренне.
После ассирийского завоевания, город Самария продолжал быть главным административным центром провинции (а затем – сатрапии) на протяжении ассирийского, вавилонского, и персидского периодов. О том, как обстояли дела в Самарии в ранне-персидский период (последняя треть VI –V вв.), мы узнаем в-основном, из книг Эзры-Неемии, повествующих о возвращении евреев из Вавилонского плена и восстановлении еврейского поселения на территории Иуды и Иерусалима. В соответствии с библейским нарративом, правитель Самарии по имени Санваллат (наряду с Товией-Аммонитянином [на самом деле, евреем, проживавшем в Заиорданьи] и Гешемом-Аравитянином) являлся одним из главных противников возведения стены вокруг Иерусалима во время Неемии, который прибыл в Иерусалим в 445 г. до н. э. Некоторые ученые даже полагали, что конфликт между правителями Самарии и вернувшимися из Вавилона евреями, описанный в книгах Эзры-Неемии, произошел потому как изначально Иудея подчинялась Самарии с административной точки зрения.
Но тут началась новая эпоха. После того, как Александр Македонский завоевал Сирию, он назначил некого Андромаха ее правителем (332 г. до н. э.). Историк Квинт Курций Руф рассказывает, что в то время, как Александр пребывал в Египте, самаритяне сожгли его живьем. Александр расправился с жителями Самарии, часть которых была убита, а часть бежала, и на месте захваченного города Александр основал Македонскую колонию. В Самарии находятся наиболее впечатляющие развалины на всей территории Израиля, датируемые эллинистическим периодом (а именно, сторожевые башни):








В 108-7 гг. до н. э. еврейский этнарх и первосвященник Йоханан Гиркан осадил, взял и разрушил Самарию. Осада длилась целый год, после чего городы был стерт с лица земли, а жители его порабощены. В 63 г. до н. э., после захвата Земли Израиля римлянами, Гней Помпей отобрал Самарию у евреев, и вернул ей независимость. В 57-55 гг. до н. э. она была отстроена заново Габинием наряду с другими эллинистичскими городами, захваченными и разрушенными Хасмонеями. Вершины своего расцвета в период Второго Храма Самария достигла в период правления Ирода Великого (40 – 4 гг. до н. э.), облюбовавшего её в самом начале своего правления. Во время осады Иерусалима в 37 г. до н. э., он демонстративно отправился в Самарию для того, чтобы отпраздновать там свою свадьбу с Мирьям, внучкой (бывшего) первосвященника Гиркана II. После разборок между Марком Антонием и Октавианом, Ирод получил Самарию в подарок от последнего, и решил заново отстроить ее.
Главным письменным свидетельством касательно деятельности Ирода в Самарии являются "Иудейские Древности" Иосифа Флавия. Не обращайте внимание на то, как он оценивает побуждения Ирода и его действия – Йосиф просто гонит:
"Теперь (Ирод) задумал возвести для ограждения себя от народа третью крепость, а именно в Самарии, которую он назвал Себастией. Итак, он решил укрепить это место, находившееся на расстоянии одного дня пути от Иерусалима и представлявшее то удобство, что оно могло служить отличным средством для обуздания не только города, но и всей страны. Для ограждения себя от всенародного восстания Ирод приступил к перестройке города, носившего название Стратоновой Башни и теперь прозванного Иродом Кесарией. На широкой равнине он воздвиг укрепление и поместил в нем отряд всадников, выбранный для того по жребию; в Галилее он построил Геву, в Перее (Заиорданьи) Хешбон. Ирод воздвиг все эти крепости в разных местностях, постоянно заботясь о том, чтобы укрепить и обезопасить свое положение, и стараясь держать в своих руках весь народ, чтобы он менее думал о возмущении (впрочем, некоторое небольшое брожение замечалось всегда) и чтобы ни малейшее движение не оставалось незамеченным, так как всегда имелись налицо силы, бывшие в состоянии немедленно все узнать и подавить всякую такую попытку. Когда он отправился, чтобы укреплять Самарию, он пригласил поселиться там многих из своих прежних солдат, равно как и многих пограничных жителей, причем соблазнил их перспективою постройки нового храма. Вместе с этим он также желал поднять таким образом значение этого города, который раньше не принадлежал к числу особенно блестящих. Главною побудительною для этих иноземцев причиною было то, что Ирод в видах своей личной безопасности не скупился на деньги. При этом Ирод переименовал город в Себастию и распределил между жителями ближайшую, лучшую во всей стране землю, дабы они при своем поселении сейчас же пользовались известным благосостоянием. Он окружил город крепкою стеною и воспользовался покатостью местности, причем дал городу такие размеры, что он не уступал в этом отношении даже наиболее знаменитым городам. Он обнимал двадцать стадий. Внутри города он оставил красивую открытую площадь в полторы стадии и воздвиг здесь храм, принадлежавший по величине и красоте к числу самых выдающихся. Отдельные части города также были им постоянно украшаемы, причем это вызывалось соображениями личной безопасности, стремлением воспользоваться крепкими стенами для обращения всего города в огромную крепость, а также желанием оставить после себя достойный памятник своего вкуса и человеколюбия" (Древности 15: 292-8).
"Себастос" – это греческий эквивалент "Августа", и Ирода назвал отстроенный им город, который он получил в подарок от Августа, "Себасте" в честь своего патрона. Это название и сохранилось в названии арабской деревни, до сих пор расположенной на развалинах древнего города.
Монументальные ступени в храм Августа, построенный Иродом Великим:












Себасте была сожжена еврейскими повстанцами во время Великого Восстания (а именно, в 66 г. н. э.), но впоследствии была восстановлена, и достигла нового апогея своего расцвета в период правления императора Септимия Севера (193-211 гг. н. э.). Септимий Север восстановил храм Августа, построенный Иродом, и стадион. Этим периодом также датируется улица с колоннами (около 600 из которых сохранились), театр, форум, базилика и акведук.
Колоннада (сейчас тут прогуливаются толстые арабы и их противные бабы – все в шлёпанцах, с грязными ногами, а когда-то кросавчег Ирод тут свадьбу справлял). Да, кстати, могу сказать, что, судя по их ляжкам и животам, в оккупированной Палестине жрать хватает:




Когда-то здесь Цари Израиля, македонские бойцы и друзья Ирода двигали прогрессом, а теперь - козлы пасут баранов:






В Византийский период зародились традиции, в соответствии с которыми в Себастии находились могилы пророков Элиягу и Овадии, а также две пещеры, в которых Овадия (напарник Элиягу) спрятал сотню пророков Яхве от гнева Ахава и Изевель (Млахим Алеф 18: 4).
Вот одна из неплохо сохранившихся церквей (арабская надпись над входом гласит: "нету бога кроме аллаху", внутри церкви нарисован магендовид, так что мы не намного умнее):






Интересно, что каким то образом появилась традиция, идентифицирующая Себасте как место захоронения Иоанна Крестителя, который, в соответствии с Иосифом Флавием, был казнен в крепости Махеронт (Михвар), расположенной в Заиорданьи, к востоку от Мертвого Моря. Город начинает приходить в упадок в VI в. н. э., возможно вследствии землятресения 551 г. н. э. Средневековые путешественники упоминают Себасте как деревню.

Итак, Шомрон, Самария - это самые исконные еврейские земли, воспетые Библией наряду с Иудеей, и именно эту землю палестинские арабы сегодня хотят «обООНить»…
Мы - три автобуса, сопровождаемые несколькими десятками израильских солдат - приехали в город Шомрон, древнюю столицу Израильского царства, город, давший название центральной горной области нашей страны, по разрешению палестинских властей, которое они дают несколько раз в году.
Остановка у въезда в зону «В». Через бронированное окно автобуса показались встречающие нас джипы. Их было необычно много. Позор: едем в столицу Израильского государства по спецпропуску, под конвоем…
Желтые бронированые автобусы заехали на пыльную, неасфальтированную площадь, окруженную арабскими сувенирными магазинчиками. Часть конвоя осталась с машинами, а часть рассыпалась по горе охранять нас.
Здесь, в северной, второй столице страны (примерно как в России - Питер), сейчас царит полная заброшенность. Это место - страшный наш позор.
Позор, потому что здесь еврейские цари отвращали народ от Торы. Этот город стал символом раскола, двоевластия еврейской государственности. Позор, потому что сюда современное Государство Израиль не разрешает ездить евреям. Евреям в свою бывшую северную столицу вход воспрещен!
А ведь это место уникальное! На шомронском холме-кургане были найдены руины практически всех эпох истории Земли обетованной. От эпохи Израильского царства сохранились остатки царского дворца, пластинки слоновой кости, черепки с надписями трехтысячелетней давности, часть крепостной стены, а на краю холма расположены могилы пророков Элиши и Овадии…
Виды здесь - не нашел подходящего слова - самарийские, такие есть разве что только в Шило, еще одной заброшенной еврейской столице.
Согласно ТаНаХу, Шомрон - это единственный город, изначально построенный евреями в Земле Израиля. Кладка стен впечатляет (где-то за девять веков до Котеля - западной стены Храмовой горы).
После небольшого спуска по южному склону попадаем на центральную римскую улицу. Колоннада ведет к западным воротам городских стен. Археологи нашли здесь около 600 колонн.
Моя любовь - каменная резьба. Ее фрагменты сохранились очень хорошо, несмотря на мягкость местного камня. Его наивное желание быть похожим на мрамор вызывает улыбку.
Большая часть горы вообще не тронута раскопками: на ней пышно растут оливы и кактусы…
Так я отметил в этом году День независимости.
День независимости Израиля от бывшей своей столицы.
Хоть бы от Иерусалима не отказались…

Toldot.ru

Авраам КОЭН

Оцените пост

Notice: Undefined variable: thumbnail in /home/forumdai/public_html/wp-content/plugins/wp-postratings/wp-postratings.php on line 1176

Сегодня мы попробуем разобраться в том, какая столица Израиля: Тель-Авив или Иерусалим. Оказывается, правы и те, кто утверждает, что это современный город с романтичным названием Холм весны, и другие, которые отдают главенство древнему поселению в Земле Обетованной.

Немного о стране

Перед тем как решить вечный спор о том, какой Израиля: Иерусалим или Тель-Авив, мы расскажем немного о самой стране. Государство расположено на Ближнем Востоке, в землях, которые упоминаются в Библии. Проживает здесь чуть больше восьми миллионов человек. Пройдя через века несчастий и странствий, люди сумели возвратиться на родину и возродить ее. Сегодня эта страна считается одной из самых высокоразвитых в мире по экономике, армии, уровню медицины, привлекательности для туристов. И хотя конфликты с соседями в Израиле возникают довольно часто, именно его выбирают для жизни сотни тысяч иммигрантов. А паломников, желающих посетить святые места сразу трех мировых религий, вообще ничто не страшит.

Две столицы одного государства

Так какая она, столица Израиля - Тель-Авив или Иерусалим? Давайте разберемся. Согласно официальным данным, главным политическим центром страны является древний Иерусалим. Но стоит отметить, что в нем расположены только правительство и религиозные центры. Остальные же отрасли человеческой деятельности (культура, образование, бизнес, развлечения, торговля) концентрируются в Тель-Авиве. Это молодой город с особенным колоритом и непревзойдённым шармом. Далее мы более детально остановимся на каждой из этих столиц, так как они ни в чем не уступают друг другу.

Древний Иерусалим

Итак, какая столица в Израиле - Тель-Авив или Иерусалим, читатель уже знает. Город, которому уже не одна тысяча лет, сегодня привлекает людей со всего земного шара. Интересно, что здесь нет никаких полезных ископаемых, взращивать сельскохозяйственные культуры здесь довольно трудно. Так почему же человечество стремится сюда, в землю, обещанную Богом всем евреям? Трудно сказать.

Город Иерусалим упоминается уже в 18-19 веках За годы существования он не раз переходил из рук в руки: персы, греки, римляне, арабы, турки, египтяне, британцы оставили свои следы в этих землях. В мае 1948 года Израиль становится независимым государством и начинает отсчет своей новой жизни.

Достопримечательности Иерусалима

Спор о том, какая столица Израиля - Тель-Авив или Иерусалим, ведется даже теперь. Но истину читатель уже знает, поэтому мы приглашаем его в виртуальное путешествие по достопримечательностям древнейшего святого города. А их здесь хоть пруд пруди, и, как говорят местные жители, каждый камушек здесь святой. Поэтому прекращаем рассуждать о том, какая столица в Израиле - Тель-Авив или Иерусалим, отправляемся в

  • Мечеть Купол скалы с золотым куполом, имеющим 20 метров в диаметре, который виден с любого уголка Старого города. Это действующая святыня, возведенная на месте вознесения пророка Мухаммеда на небо.
  • Стена плача - это единственная уцелевшая стена Второго Иерусалимского храма, разрушенного по приказу Тита. не часть самого храма, а остатки опорных сооружений вокруг горы. Но все равно каждый житель или гость города считает своим долгом прийти сюда и помолиться Всевышнему.
  • Храм Гроба Господня - величайшая христианская святыня, возведенная на месте распятия и погребения, а также воскресения Иисуса. Первый храм был построен здесь Еленой, матерью императора Константина. По преданию, она нашла в подземелье пещеру, где покоилось некогда тело Христа, а также крест, на котором его распяли.
  • Мечеть Аль-Акса - третья по важности святыня ислама. Именно в ее сторону обращались мусульмане до тех пор, пока пророк не перенес киблу в Мекку.
  • Виа Долороса - это путь, который прошел Иисус, неся на Голгофу свой крест. Это дорога скорби, имеющая 14 остановок, где сейчас возвели часовни.
  • Собор Святого Иакова в Армянском квартале (12 век).
  • Пещера Цидкиягу, или Каменоломни царя Соломона.
  • Церковь и монастырь Святой Марии Магдалины (18 век), возведенная по приказу русского императора
  • Цитадель Давида. Это не священное здание, однако оно много раз служило народу защитой и крепостью.

Теперь читатель навсегда запомнит то, какая столица государства Израиль - Иерусалим или Тель-Авив. А мы продолжаем наше путешествие и отправляемся в другой главный город этой чудной страны.

Вторая столица

Мы продолжаем наши рассуждения о том, столица страны Израиль - Иерусалим или Тель-Авив. В городе, который по праву именуют второй столицей государства, проживает более миллиона человек. Датой основания его считается 1909 год, а через сорок лет он стал столицей Израиля. Холм весны, а именно так переводится название поселения, объединяет в себе несколько городов: Яффу, Holon, Petach-Tiqva, Ramat Gan, Bat Yam, Bene Baraq. Именно в Тель-Авиве, а не в Иерусалиме, расположились Министерство обороны и многие иностранные посольства. Именно этот город является центром коммерческой, финансовой, промышленной и культурной жизни страны.

Достопримечательности Тель-Авива

Столица Израиля - Тель-Авив или Иерусалим? Дискуссия продолжается, поэтому мы отправляемся на экскурсию по современному и оживленному мегаполису под названием Холм весны. Что интересного ожидает путешественника, решившего остановиться именно здесь?

  • Пляжи на берегу Средиземного моря. По сути, это вся западная часть Тель-Авива, разделенная на участки. Каждый пляж располагает не только собственным названием, но и службой спасения. Они оборудованы велодорожками и спортплощадками, манят тишиной и покоем.
  • Старый Яффо - порт, который хорошо сохранил свой прежний облик. Тут обратите внимание на Площадь часов с башней, Музей истории, Площадь древностей, Старый порт и Блошиный рынок.
  • Рынок Кармель - сердце местной торговли, шумный базар с неповторимым восточным колоритом, где можно услышать все языки мира.
  • Район Неве Цедек - некогда престижный квартал для самых богатых в городе. Сегодня здесь работают музеи, галереи, бутики.
  • Музей искусств, расположенный на площади в 18 тыс. квадратных метров.
  • Площадь Рабина. Это место, где убили Сегодня там открыт мемориал, и каждый год проходят митинги.
  • Базар ремесленников.
  • Бульвар Ротшильда - первый в городе.
  • Парк Яркон - крупнейший парк в стране, расположенный на одноименной реке.

Можно много рассуждать о том, столица Израиля - Тель-Авив или Иерусалим. Каждый город важный и особенный по-своему. Не верите? Убедитесь в этом сами, посетив их и прогулявшись по их улочкам!



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS