Главная - История ремонта
Дислалия симптомы, лечение, описание. Функциональная дислалия. Ее причины

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Механической (органической) дислалией называют вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения.

Причиной механической дислалии является

Укороченная подъязычная связка.

-макрогласия- большой язык

-микрогласия - маленький язык

Раздвоение языка

Несформированный кончик языка

-Прогнатия - верхняя челюсть сильно выдается вперед.

Прогения - нижняя челюсть выступает вперед

Открытый прикус - смыкании между зубами верхней и нижней челюстей.

(передний открытый прикус)

Боковой открытый прикус

Неправильное строение зубов, зубного ряда.

Неправильное строение нёба. препятствует правильной артикуляции многих звуков.

Толстые губы, с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков. затрудняет правильную артикуляцию.

Функциональная дислалия. Ее причины

Функциональной дислалия - вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Т.е нет никакой органической основы.

Одной из распространенных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, на протяжении длительного периода. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

Дислалия может возникнуть у ребенка и по подражанию. Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, косноязычная или слишком торопливая, а иногда с диалектными особенностями речь.

Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

Речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.

Сенсорная функциональная дислалия. Моторная функциональная дислалия. Фонологические и антропофонические дефекты.

ДИСЛАЛИЯ – нарушение речи. В основе дислалии могут лежать или функциональные (обратимые) нейродинамические сдвиги в центральных отделах речевых анализаторов, или дефекты анатомического строения артикуляционного аппарата. В зависимости от нарушенного анализатора выделяют:

Моторная функциональная дислалия связана с функциональными нарушениями в центральном отделе речедвигательного анализатора. Это обусловливает некоторую неловкость и недифференцированность движений губ и языка ребенка, что в свою очередь приводит к неточности артикуляции звуков и «приблизительности» их звучания.

Сенсорную функциональную дислалию вызывают функциональные нарушения в центральном отделе речеслухового анализатора, что приводит к затруднениям в слуховой дифференциации акустически и артикуляционно близких звуков (звонких-глухих, мягких-твердых, шипящих-свистящих и др.) (САПКА вместо ШАПКА, ЛАК вместо РАК и т.д.)

В зависимости от характера дефекта произношения выделяют антропофонические нарушения (фонетические) - искажения или отсутствие звуков и фонологические (фонематические) - смешения звуков. Чаще встречаются фонетико-фонематические нарушения - замены и смешения звуков.

Акустико-фонематическая дислалия.

(первичное нарушение фонематического слуха,страдают операции узнавания фонем,различение по акустическим признакам.)

Акустические признаки:

Звонкость-глухость

Санорность звуков р и л, м и н («лыба» - рыба, «рапа» - лапа).

Мягкость-твердость(м-м мягкое)

Носовой-ротовой (м, н и их мягкие аналоги)

При этом нарушении система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной (редуцированной) по своему составу.

обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. Ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (гора - «кора», жук - «щук», рыба - «лыба»).

Неразличение, ведущее к отождествлению, уподоблению, наблюдается при дислалии преимущественно в отношении фонем с одномерными акустическими различиями.

При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

Функциональная дислалия.

Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Иными словами, нет никакой органической основы.

Одной из распространенных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

Дислалия может возникнуть у ребенка и по подражанию. Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, косноязычная или слишком торопливая, а иногда с диалектными особенностями речь.

Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

Часто причиной дислалии у детей является так называемая педагогическая запущенность, когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.

Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных, мягких и твердых свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается.

В то же время недостатки звукопроизношения, особенно в тех случаях, когда они выражаются в замене звуков или в смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем служить причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чтения.

Дислалия бывает также следствием недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти.

Она может быть вызвана и неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

Дислалия у детей может быть вызвана также снижением слуха. На почве тугоухости возникает до 10% случаев нарушений звукопроизношения. Чаще всего при этом наблюдается затруднение в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных.

Причиной тяжелой и длительной дислалии может быть и недостаточное умственное развитие ребенка. У детей-олигофренов в свыше 50% случаев отмечаются нарушения звукопроизношения.

Дизартрия

Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термин «дизартрия» образован от греческих слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая расстройство.

Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации.

Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

Нарушения артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи, составляют так называемый первичный дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру.

Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений. Причинами дизартрии являются органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых, хронических инфекций, кислородной недостаточности (гипоксии), интоксикации, токсикоза беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребенка возникает асфиксия, ребенок рождается недоношенным.

Причиной дизартрии может быть несовместимость по резус-фактору. Несколько реже дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка.

Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). Поданным Е. М. Мастюковой, дизартрия при ДЦП проявляется в 65 - 85% случаев.

Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции.

Ринолалия

На рисунке движение мягкого нёба: А - мягкое нёбо поднято и плотно прижато к задней стенке глотки. Тембр голоса при произношении всех звуков речи, кроме носовых, нормальный; Б - мягкое нёбо поднято и прижато к утолщенной задней стенке глотки. Тембр голоса нормальный; В - мягкое нёбо поднято недостаточно. Контакт между мягким нёбом и стенками глотки отсутствует. Выдыхаемый воздух свободно проникает в носовую полость. Тембр голоса назальный

Формы ринолалии

В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.

Закрытая ринолалия

Закрытая ринолалия (Термин «ринолалия» уместен лишь в тех случаях, когда имеются и другие нарушения артикуляции звуков. В остальных случаях употребляется термин «ринофония».) характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время произношения звуков речи. Самый сильный резонанс в норме наблюдается при произнесении носовых м, м" н, н". В процессе артикуляции этих звуков носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает в носовую полость. Если же носовой резонанс отсутствует, эти фонемы звучат как ротовые б,б", д, д.



Кроме произношения носовых согласных звуков при закрытой ринолалии нарушается произношение гласных. Оно приобретает неестественный, мертвый оттенок.

Причинами закрытой ринолалии чаще всего являются органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изменения бывают вызваны болезненными явлениями, в результате которых уменьшается проходимость носа и затрудняется носовое дыхание. Передняя закрытая ринолалия возникает при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом задних отделов нижних раковин, при полипах в носовой полости, при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости. Задняя закрытая ринолалия у детей чаще всего является следствием больших аденоидных разрастаний, изредка носоглоточных полипов, фибромы или других носоглоточных опухолей.

Функциональная закрытая ринолалия встречается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она характерна тем, что возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. При функциональной закрытой ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической. Причина заключается в том, что мягкое нёбо при фонации и произношении носовых звуков поднимается выше нормы и закрывает звуковым волнам доступ к носоглотке. Подобные явления чаще наблюдаются при невротических расстройствах у детей.

При органической закрытой ринолалии прежде всего устраняют причины непроходимости носовой полости. Как только появляется правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости носовой полости (например, после аденотомии) закрытая, ринолалия или ринофония продолжается в обычной форме, прибегают к тем же упражнениям, что и при функциональных нарушениях. При функциональной закрытой ринолалии детей систематически упражняют в произнесении носовых звуков. Проводится подготовительная работа по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха.

Открытая ринолалия

Для нормальной фонации характерно наличие затвора между ротовой и носовой полостями, когда голосовая вибрация проникает только через ротовую полость. Если же разделение между носовой полостью и ротовой неполное, вибрирующий звук проникает и в носовую полость. В результате нарушения преграды между ротовой и носовой полостью увеличивается голосовой резонанс. При этом изменяется тембр звуков, особенно гласных. Наиболее заметно изменяется тембр гласных звуков и и, у, приартикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Менее назально звучат гласные звуки е и о, и еще меньше нарушен гласный а, так как при его произношении ротовая полость широко раскрыта.

Кроме тембра гласных звуков, при открытой ринолалии нарушается тембр некоторых согласных. При произнесении шипящих звуков и фрикативных ф, в, х прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные звуки га, б, д, т, к и г, а также сонорные л и р звучат неясно, так как в ротовой полости не может образовываться воздушное давление, необходимое для их точного произношения. При длительной открытой ринолалии (особенно органической) воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, которое необходимо для образования звука р.

Открытая ринолалия может быть органической и функциональной.

Органическая открытая ринолалия бывает врожденной или приобретенной.

Наиболее частой причиной врожденной формы является расщепление мягкого и твердого нёба.

Приобретенная открытая ринолалия образуется при травме ротовой и носовой полости или в результате приобретенного паралича мягкого нёба.

Причины возникновения функциональной открытой ринолалии могут быть разными. Например, она бывает при фонации у детей с вялой, артикуляцией мягкого нёба. Функциональная открытая форма проявляется при истерии, иногда как самостоятельный дефект, иногда как подражательный.

Одна из функциональных форм - привычная открытая ринолалия, наблюдаемая, например, после удаления больших аденоидных разрастаний, возникает в результате длительного ограничения подвижности мягкого нёба.

Функциональное обследование при открытой ринолалии не обнаруживает органических изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой ринолалии служит также то, что обычно нарушается произношение только гласных звуков, в то время как при произношении согласных нёбно-глоточное смыкание хорошее и назализации не происходит.

Прогноз при функциональной открытой ринолалии более благоприятный, чем при органической. Назальный тембр исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения произношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

Ринолалия, обусловленная врожденным несращением губы и нёба, представляет серьезную проблему для логопедии и целого ряда наук медицинского цикла (хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, медицинской генетики и др.). Расщелины губы и нёба являются наиболее распространенным и тяжелым врожденным пороком развития.

В результате этого дефекта у детей в процессе их физического развития возникают серьезные функциональные расстройства.

У детей с врожденным несращением губы и нёба очень затруднен акт сосания. Особенные трудности он представляет у детей со сквозной расщелиной губы и нёба, а при двусторонних сквозных расщелинах этот акт вообще невозможен.

Затрудненное вскармливание приводит к ослаблению жизненных сил, и ребенок становится восприимчивым к различным заболеваниям. В наибольшей степени дети с расщелинами предрасположены к катару верхних дыхательных путей, бронхиту, пневмонии, рахиту, анемии.

Нередко у таких детей наблюдаются патологические изменения в лорорганах: искривления носовой перегородки, деформации крыльев носа, аденоиды, гипертрофии (увеличения) миндалин. Зачастую у них возникают воспалительные процессы в носовой области. Воспалительный процесс может перейти со слизистой оболочки носа и глотки на евстахиевы трубы и вызвать воспаление среднего уха.

Частые отиты, нередко принимающие хроническое течение, служат причиной понижения слуха. Примерно 60 - 70% детей с расщелинами нёба имеют снижение слуха различной степени (чаще на одно ухо) - от небольшого снижения, не препятствующего восприятию речи, до значительной тугоухости.

С отклонениями в анатомическом строении губы и нёба тесно связаны недоразвитие верхней челюсти и неправильный прикус с дефектным расположением зубов.

Многочисленные функциональные нарушения, вызванные дефектом строения губы и нёба, требуют постоянного врачебного наблюдения.

В нашей стране созданы условия для комплексного лечения в специализированных центрах при НИИ травматологии, при кафедрах хирургической стоматологии, а также в других учреждениях, где осуществляется большая лечебно-профилактическая работа.

Врачи различных специальностей наблюдают детей и сообща принимают план комплексного лечения.

В течение первых лет жизни ребенка ведущая роль принадлежит педиатру, который руководит вскармливанием и режимом дня малыша, осуществляет профилактику и проводит лечение, в случае необходимости рекомендует амбулаторное или стационарное лечение.

Операция по восстановлению верхней губы (хейлопластика) рекомендуется в первый год жизни ребенка; часто ее производят в родильных домах в первые дни после рождения.

В случаях расщелины нёба стоматолог-ортодонт применяет различные приспособления, в том числе обтуратор, которые облегчают питание и создают условия для развития речи в дооперационный период. Отоларинголог выявляет и лечит все болезненные изменения в ушной, носовой полостях, в носоглотке и гортани и подготавливает детей к операции.

Левосторонняя расщелина верхней губы и альвеолярного отростка

Левосторонняя расщелина твердого нёба

При отклонениях в умственном развитии и наличии выраженных невротических реакций ребенка консультирует невропатолог.

Операция восстановления нёба (уранопластика) проводится в большинстве случаев в дошкольном возрасте.

По состоянию психического развития дети с расщелинами нёба делятся на три категории: дети с нормальным психическим развитием; дети с задержкой умственного развития; дети с олигофренией (разной степени). При неврологическом обследовании признаки выраженного очагового поражения головного мозга, как правило, не наблюдаются. У некоторых детей имеются отдельные неврологические микропризнаки. Намного чаще у детей отмечаются функциональные нарушения нервной системы, иногда значительно выраженные психогенные реакции, повышенная возбудимость.

Помимо всего вышесказанного, врожденные расщелины нёба оказывают отрицательное влияние на развитие речи ребенка.

Расщелины губы и нёба играют различную роль в формировании речевого недоразвития. Это зависит от величины и формы анатомического дефекта.

Встречаются следующие виды расщелин:

1) расщелина верхней губы; верхней губы и альвеолярного отростка;

2) расщелины твердого и мягкого нёба;

3) расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и нёба - одно и двусторонние;

4) подслизистые (субмукозные) расщелины нёба.

При расщелинах губы и нёба все звуки приобретают носовой или назальный оттенок, который грубо нарушает внятность речи.

Типичным является наложение на назализованные звуки дополнительных шумов, таких, как придыхание, храп, гортанность и др.

Возникает специфическое нарушение тембра голоса и звукопроизношения.

Чтобы препятствовать прохождению пищи через нос, ребенок с самого раннего возраста приобретает привычку поднимать заднюю часть языка для блокирования прохода в носовую полость. Эта позиция языка становится привычной и также меняет артикуляцию звуков.

Алалия

Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется.

Алалия (от греч. а - частица, означающая отрицание, и лат. lalia - речь) - отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).

Дети-алалики представляют собой разнородную в педагогическом отношении группу и различаются по степени выраженности дефекта и продуктивности коррекционной работы.

Алалия наблюдается у детей с сохранными периферическим слухом и артикуляционным аппаратом, имеющих достаточные для развития речи интеллектуальные возможности.

Отсутствие речи резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими. А это в свою очередь приводит к постепенному отставанию в умственном развитии, которое в данном случае носит вторичный характер. Дети-алалики существенно отличаются от олигофренов (умственно отсталых): по мере становления речи и под воздействием специального обучения интеллектуальное отставание постепенно исчезает.

Причины, вызывающие нарушения формирования речи, связаны с органическими поражениями ЦНС. К ним относятся: воспалительные, травматические поражения головного мозга (осложнения после менинго-энцефалита, краснухи, травм); кровоизлияния в мозг вследствие тяжелых и быстрых родов; обменные нарушения в период внутриутробного развития плода, во время родового акта, а также в период раннего развития ребенка в возрасте от одного месяца до одного года (Н. Н. Трауготт, В. К. Орфинская, М. Б. Эйди-нова и др.). Кроме того, возникновение алалии возможно у детей, перенесших тяжелый рахит, сложные заболевания дыхательной системы, нарушения сна и питания в ранние месяцы жизни (Э. Фрешельс, Ю. А. Флоренская, Н. И. Красногорский и др.).

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две формы алалии: моторную и сенсорную.

Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, а сенсорная - с нарушением речеслухового анализатора. Однако такое деление в настоящее время уже не исчерпывает всего многообразия проявлений алалии у детей.

Моторная алалия

Моторная алалия является результатом органического нарушения центрального характера. Такой нездоровый неврологический фон в сочетании с грубым отставанием в речевом развитии приводит к снижению речевой активности, возникновению речевого негативизма (нежелание говорить), постепенному отставанию в психическом и интеллектуальном развитии. Известный исследователь детской речи А. Б. Богданов-Березовский указывал на то, что детские афазии (алалии) не только связаны с нарушениями определенных участков мозга, вследствие чего возникает расстройство всей речевой функции, но также обязательно находят отражение в общей сфере интеллекта.

К проявлениям неврологической недостаточности часто присоединяется и неправильный воспитательный подход со стороны родителей, вызванный чаще всего чрезмерно бережным, щадящим отношением к нездоровому, слабому ребенку. К таким детям снижаются требования, близкие стараются оградить их даже от необходимого и вполне посильного труда. А это в свою очередь усугубляет негативные личностные особенности ребенка: часто он становится более упрямым, капризным, раздражительным.

Навыки самостоятельного бытового самообслуживания у таких детей недостаточны: они плохо одеваются, не умеют застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать бант и т. д. Нарушена и общая моторика: дети неловко двигаются, чаще обычного спотыкаются и падают, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по бревну, ритмично подвигаться под музыку и т. п. Отстает развитие моторики артикуляционного аппарата. Ребенка затрудняет воспроизведение определенных артикуляционных движений (поднять язык вверх и удержать в таком положении, облизать верхнюю губу, пощелкать языком и т. д.), а также переключение.

Для детей с алалией характерно недостаточное развитие таких высших психических функций, как внимание и память.

Ослабленное психофизическое состояние детей, страдающих моторной алалией, усугубляется повышенной утомляемостью, низкой работоспособностью.

Н. Н. Трауготт отмечала, что психическая пассивность, заторможенность, безынициативность придают детям-алаликам вид умственно отсталых, что далеко не всегда соответствует истинному состоянию их интеллекта.

Характерным признаком моторной алалии является преобладание расстройств экспрессивной речи (Экспрессивная речь (от лат. express) - выражение, высказывание), т. е. резкое снижение возможностей самостоятельных связных высказываний. У детей отмечаются затруднения в овладении активным словарным запасом, грамматическим строем речи, звукопроизношением и слоговой структурой слова.

Эти проявления наблюдаются на фоне относительно полноценного понимания речи.

При моторной алалии могут наблюдаться разные уровни речевого развития, выделенные и описанные профессором Р. Е. Левиной: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Подробную характеристику каждого уровня речевого развития см. в гл. VII настоящего пособия.)

Таким образом, состояние речи у детей-алаликов характеризуется большим разнообразием и зависит от тяжести неврологического нарушения, условий воспитания и речевой среды, времени и длительности логопедического воздействия, а так во многом от компенсаторных возможностей ребенка: психической активности, состояния интеллекта и эмоционально-волевой сферы.

Речь детей-алаликов для неспециалиста при кратковременном общении большей частью непонятна. Аморфные образования типа «тя бах»; «дека мо» (чашка упала; девочка моет) могут быть поняты только в непосредственной ситуации, при подкреплении речи соответствующими жестами и мимикой. Выразить действия, события или желания, не связанные с наглядной сиюминутной ситуацией, ребенок, находящийся на первом уровне развития, не может и таким образом оказывается вне речевого общения.

Второй уровень речевого развития дает ребенку возможность выразить свои отдельные наблюдения, суждения в более доступной для окружающих форме. Например: «Сек. Ипята. Сябака бизит гоки. Матики таюта изя, сянька, канька» - Снег. Ребята. Собака бежит с горки. Мальчики катаются на лыжах, санках, коньках; «Детька папа каляли. Папа кути сяин Катя. Катя аит сяик. Еся ети сяй. Сяик изи а дева. Детька патя. Атик дая сяик» - Девочка и папа гуляли. Папа купил шарик Кате. Катя играет с шариком. Здесь летит шар. Шарик лежит на дереве. Девочка плачет. Мальчик дал шарик.

Речь детей с третьим уровнем речевого развития включает в себя более развернутые высказывания. Однако при их анализе четко выделяются ошибки в лексико-грамматическом и фонетическом оформлении. Например: «Быя у бабути Ани. Моя тота Нада, она ботея, деевне, зивот. Катоски сеяи, кятные ягоды. У бабути коева и гусы и маненьки сяньяты» - Была у бабушки Ани. Моя тетя Надя, она болела в деревне. Живот. Картошки сеяли. Красные ягоды. У бабушки корова и гуси и маленькие свиняты.

При моторной алалии, как указывалось выше, понимание обращенной к ребенку речи относительно сохранно. Дети адекватно реагируют на словесные обращения взрослых, выполняют простые просьбы и поручения. Нередко родители в беседе с воспитателем и на приеме у логопеда отзываются о своем ребенке так: «Он все понимает, только ничего не говорит». Однако более тщательное и целенаправленное психолого-педагогическое обследование этих детей позволяет сделать заключение о том, что понимание речи у них нередко ограничивается лишь обиходной ситуацией. Для детей-алаликов являются трудными задания, предусматривающие понимание форм единственного и множественного числа глаголов и существительных («Покажи, про кого говорят плывет и про кого - плывут»; «Дай мне гриб, а себе возьми грибы»); форм глаголов мужского и женского рода прошедшего времени («Покажи, где Саша выкрасил самолет, и где Саша выкрасила самолет»); отдельных лексических значений («Покажи, кто идет по улице и кто переходит улицу»); пространственного расположения предметов («Положи ручку на книжку, положи ручку в книжку»); устааовление причинно-следственных связей.

Ошибки в выполнении подобных заданий объясняются тем, что дети преимущественно ориентируются на лексическое значение слов, составляющих инструкцию, и не учитывают грамматических и морфологических элементов (окончаний, предлогов, приставок и пр.), уточняющих смысл.

Трудности в понимании речи сохраняются длительное время, для их устранения требуется специальное обучение. Видимость же благополучного понимания ребенком обращенной к нему речи создается у родителей обычно за счет привычных условий общения и использования обиходных речевых штампов («Сложи карандаши в коробку»; «Налей молоко в чашку» и т. п.).

Однако подобное состояние речи ограничивает для ребенка-ала-лика, посещающего детский сад общего типа, полноценное участие в занятиях, задерживает усвоение программы.

Подобный разрыв между уровнем собственной речи ребенка и требованиями, предъявляемыми дошкольным учреждением общего типа, нередко приводит к возникновению невротических реакций, негативизму и иногда служит основой для конфликта такого ребенка и со сверстниками, и с воспитателем. Зная причины этих трудностей общения, воспитатель должен проявлять терпение и чуткость, тактично помогать детям в оформлении речевых высказываний, оберегать их от негативных оценок со стороны полноценно развивающихся сверстников.

На занятиях и во внеучебное время воспитатель должен учитывать отставание ребенка с алалией, принимать во внимание его индивидуальные особенности и подбирать для него доступные виды заданий.

Нарушения смысловой стороны речи у детей с моторной алалией требуют длительной и систематической коррекции. Вне специального обучения этот дефект не преодолевается. Воспитатель обязан направлять детей с моторной алалией на консультацию к логопеду для последующего устройства в специальный детский сад.

Сенсорная алалия

При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания речи (импрессивной стороны речи) при полноценном физическом слухе. Сенсорная алалия обусловлена поражением височных областей головного мозга левого полушария (центр Вернике).

Дети или совсем не понимают обращенной к ним речи, или понимают ее крайне ограниченно. При этом они адекватно реагируют на звуковые сигналы, могут различать после небольшой тренировки разные по характеру шумы (стук, скрежет, свист и др.). Вместе с тем дети испытывают большие трудности в определении направления звука.

У детей с сенсорной алалией отмечается явление эхолалии - автоматического повторения чужих слов. Чаще всего вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.

В ряде случаев дети пытаются назвать предъявленные им предметы, картинки и в то же время неправильно, выполняют просьбу дать (показать) эти же предметы или картинки.

Ведущим дефектом для этой редко встречающейся категории детей является нарушение фонематического слуха (восприятия фонем родного языка), проявляющееся в разной степени. Оно может обусловить полное неразличение речевых звуков, т. е. непонимание ребенком обращенной к нему речи, а в более легких случаях - затрудненное восприятие речевого материала на слух.

Недостаточность фонематического слуха может проявляться в том, что дети не различают слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу (дочка - бочка; мышка - миска; рак - лак), не улавливают разницу в грамматических формах.

Детей, страдающих сенсорной алалией, нередко смешивают со слабослышащими детьми (см. гл. «Нарушения речи у детей с недостатками слуха»), с сенсорными афазиками (см. гл. «Афазия»).

Воспитатель должен избегать слишком категоричных выводов по поводу умственного развития ребенка с сенсорной алалией. Непонимание речевого задания и его невыполнение может быть ошибочно принято за интеллектуальную недостаточность. Поэтому в таких случаях целесообразно предложить ребенку выполнить практическое задание по образцу, например построить башенку с заданным чередованием элементов с учетом их формы, цвета, размера или выложить из мозаики геометрическую фигуру. Важно при этом выяснить, как ребенок ориентируется в дидактическом материале, принимает ли он помощь воспитателя, подражает ли другим детям. В обязанности воспитателя входит своевременное выявление такого ребенка и направление на консультацию к отоларингологу (в сурдоцентр) для исследования слуха объективными методами, а затем и к психоневрологу и логопеду.

Заикание

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.

Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи в момент произношения (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц).

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Распространенность заикания среди детей. В конце XIX в. наш отечественный психиатр И. А. Сикорский впервые установил, что заикание возникает в большинстве случаев в возрасте от 2 до 5 лет, и в связи с этим назвал его «детской болезнью».

По данным ученых, как советских, так и зарубежных, заикаются примерно 2% детей от их общего числа. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Дислалию у детей и методы ее устранения изучаются до сих пор. Этот дефект речи заключается в том, что проблем с развитием речевого аппарата и слуха у малышей не наблюдается, а присутствуют только затруднения с произношением звуков. Если до 5 лет нарушение речи есть у всех детей, то после указанного возраста необходимо обследование ребенка у специалиста.

Что это такое?

Дислалия (мед шифр-код по мкб 10) – это нарушение звукопроизношения у детей с нормальной артикуляцией и сохраненным слухом. В устной речи диагноз проявляется как смешение, замена или искажение звуков. Устаревшее название и синоним дислалии – косноязычие. Сейчас врачи это слово не используют.

Логопедическая работа при дислалии заключается в обследовании подвижности и строении речевого аппарата, механизма артикуляционной моторики, состояния фонематических процессов и звукопроизношения. Если исправить речевой дефект не удается, то помимо логопедического обследования, ребенка направляют на консультацию к отоларингологу, неврологу, стоматологу.

Классификация дислалии

Методы коррекции дислалии как речевого нарушения зависят от ее клинической классификации. Учитывая причины нарушения произношения звуков, врачи выделяют органическую (механическую) и функциональную дислалию. Механическое нарушение связано с анатомическим дефектом артикуляционного аппарата, а функциональное – обусловлено социальными факторами. Все виды дислалии и их характеристики связаны напрямую с физическим состоянием ребенка.

Классификация дислалии функциональной в свою очередь подразделятся на сенсорную и моторную. Первая обусловлена нейродинамическими сдвигами в речеслуховом анализаторе. Моторная дислалия – это возрастное нарушение речедвигательного анализатора, при котором движения языка и губ малыша становятся неточными, хотя слуховое восприятие нормальное. Нередко функциональная и механическая дислалия комбинируются.

В зависимости от того, какое количество искажается звуков, речевые дефекты подразделяют на простые (мономорфные) и сложные (полиморфные). К простым относятся нарушения, при которых неправильно произносится только один звук. Сложная дислалия встречается у детей дошкольного возраста, дефектно произносящих звуки разных групп.

Причины возникновения

Замена звуков при дислалии может быть обусловлена несколькими причинами. При механической аномалии встречаются такие нарушения артикуляционного аппарата, как короткая уздечка языка, массивный или слишком маленький язык, малоподвижные губы, неправильный прикус, высокое узкое или плоское низкое небо, мелкие или редко расположенные зубы.

Функциональная дислалия связана с психологическими особенностями детей, так как строение артикуляционного аппарата не нарушено. Причиной может быть подражание неправильной речи родителей, педагогическая запущенность, минимальная мозговая функция, несформированность фонематического слуха, общая физическая ослабленность ребенка.

Симптомы

Дефекты произношения – это замена, искажение, пропуск или смешение звуков. Под основными симптомами дислалии у детей подразумевается полное выпадение в конце, начале или середине слова звука. Он также может заменяться по признаку твердости-мягкости или глухости-звонкости. Когда ребенок путает в речевом потоке два правильно произносимых звука (употребляет неуместно), то это говорит о смешении звуков.

Последовательность постановки звуков сложной дислалии у детей дошкольного возраста должна формироваться в соответствии с возрастом. Такая симптоматика как косноязычие, несформированность фонематического слуха, несовершенство речи при малой подвижности органов артикуляции или неправильная постановка звука исчезают в норме к 5 годам. Если этого не происходит, то нужна профессиональная коррекция дислалии любой этиологии с помощью логопедических занятий.

Диагностика

Основный метод обследования при дислалии – это выяснение логопедом особенностей протекания беременности, родов, перенесенных болезней новорожденного, состояние слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Первичная диагностика дислалии происходит по медицинской документации. Затем доктор переходит к визуальному осмотру подвижности и строения органов артикуляционного аппарата, и оценивает выполнение ребенком серии упражнений по подражанию.

Логопедические принципы обследования детей выявляют характер нарушения речи в разных позициях: слогах, словах, текстах, фразах. Далее логопед проверяет способность фонетического слуха. Методика логопедического воздействия – это проверка способности к слуховой дифференциации всех звуков речи. В заключении отображается форма аномалии, вид, разновидность неправильного произношения.

Коррекция дислалии

Когда проведена вся схема обследования, врач определяет соответствующие приемы формирования правильного звукопроизношения. Современные методы лечения патологии позволяют при небольших нарушениях произвести коррекцию за 1-2 месяца, а при сложных случаях – за 4-6 месяцев. Чем младше ребенок, тем быстрее идет процесс. Чтобы логопедические уроки были эффективны, сроки и продолжительность занятий не должны быть реже 3 раз в неделю по 1 часу. Если нарушения носят центральный характер, то помимо занятий с логопедом, с ребенком нужно заниматься дома несколько раз в день.

Этапы коррекционной работы

Коррекция дислалии выстраивается в три этапа:

  1. Подготовительный . Устраняются анатомические дефекты при механической аномалии (пластика уздечки, курс ортодонтического лечения). Проводится развитие речевой моторики при функциональной дислалии (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика). Для правильного произношения логопед может проводить эксперименты с ребенком: формировать направление воздушной струи, отрабатывать опорные звуки, развивать мелкую моторику.
  2. Формирование первичных навыков произношения . Изучаются способы постановки звуков (с механической помощью, по подражанию или смешанно). Устанавливается автоматизация звуков в словах, слогах, предложениях, текстах. При смешении звуков логопед производит их дифференциацию.
  3. Формирование коммуникативных навыков . Заключительный этап включает в себя развитие привычки у ребенка безошибочно употреблять все отработанные звуки в любых ситуациях при общении.

Упражнения для устранения механической дислалии

Когда ребенок разговаривает сквозь сжатые зубы, но с ними все нормально, то, скорее всего, дело в неправильном строении лицевых костей. Такая патология возникает, когда подвижна лишь нижняя челюсть, а движения верхней ограничены. Можно развить подвижность лицевых костей с помощью следующих нехитрых упражнений, которые ребенок должен регулярно выполнять дома (все варианты делаются не меньше 5 раз):

  1. Открывать и закрывать рот, постоянно увеличивая между зубами раствор;
  2. Двигать из стороны в сторону нижней челюстью, потом взад-вперед;
  3. Верхними зубами покусывать нижнюю губу, затем нижними – верхнюю;
  4. Верхними резцами энергично поводить по нижней губе и то же с верхней губой проделать;
  5. Смыкать последовательно сначала зубы, потом губы.

Артикуляционные упражнения для губ

Механическая аномалия часто происходит вследствие травмы ребенком губ, после чего на них образуются рубцы, ограничивающие подвижность артикуляционного органа. Улучшить губную функциональность можно с помощью массажа и артикуляционных упражнений:

  • «Трубочка» . При плотно зажатых зубах надо губы трубочкой вытянуть вперед, удерживая в таком состоянии 10 секунд.
  • «Улыбка» . При естественной улыбке и сжатых заборчиком зубах нужно выдержать время от 10 секунд и более.
  • «Пофыркивающая лошадь» . Губы следует расслабить, затем фыркнуть ими наподобие лошадиного звука не меньше 10 раз.
  • «Воронка» . При разомкнутых зубах на счет «раз» надо губы вытянуть трубочкой вперед, на счет «два» следует губы втянуть внутрь, подвернув за зубы. Упражнение желательно проделать больше 10 раз.
  • «Прятки» . Нижняя губа должна быть спрятана за передние верхние зубы так, чтобы была только верхняя губа видна, словно она над подбородком нависает. Удерживать ее нужно не менее 5 секунд в таком положении.

Прогноз и профилактика

Основное условие профилактики дислалии – это здоровый образ жизни с первых дней после рождения. Ребенку нужен массаж, зарядка, закаливание, что благотворно повлияет в дальнейшем на развитие речи. Когда малыш еще не произносит слоги, с ним надо разговаривать, рассказывать сказки. И это не обязательно должно быть чтение. Описывайте ему предметы, говорите о том, что делаете: играете, убираете, готовите.

Для профилактики механической дислалии следует обращать внимание на развитие прикуса. Постоянно проверять, насколько правильно растут нижние и верхние зубы по отношению друг к другу, регулярно проявлять всестороннюю заботу о физическом развитии. Если своевременно выявить анатомические и психологические нарушения, то ребенку не понадобится психоанализ и помощь логопеда.

Если у ребёнка выявлена дислалия, проблемы с речевым аппаратом и слухом у него отсутствуют. Однако наблюдаются трудности с произношением звуков. До 5 лет присутствие нарушений с речью наблюдается у всех детей. Если проблема сохраняется в более старшем возрасте, необходимо обследовать ребёнка.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Что такое «дислалия»?

Дислалией называют нарушение звукопроизношения у детей, обладающих нормальной артикуляцией и сохраненным слухом. В устной речи это проявляется, как замена, искажение или смещение звуков. Ранее заболевание называли косноязычие. Сейчас врачи полностью отказались от этого термина.

Если у человека выявлена патология, в обязательном порядке проводится логопедическая работа. Ее суть состоит в исследовании и изучении речевого аппарата ребенка, механизма его артикуляторной моторики, а также состояния фонетических процессов и звукопроизношения. Если исправить дефекты не удаётся, помимо логопедического обследования необходимо получить консультацию отоларинголога, стоматолога и невролога.


Патология в логопедической практике встречается достаточно часто. Согласно статистике, нарушение наблюдается у каждого третьего школьника. В период начальной школы патология присутствует у каждого 5 ребенка. В более позднем возрасте нарушение сохраняется у 1 процента детей.

Виды дислалии

Применяемые методы коррекции для борьбы с патологией напрямую зависят от её классификация. Разделение осуществляется с учётом нарушений произношения звуков. Врачи выделяют два основных вида дислалии: механическую и функциональную. Первая обусловлена анатомическим дефектом артикулярного аппарата. 2 развивается в результате воздействия социальных факторов. Все виды патологии и их характеристики напрямую зависят от физического состояния ребёнка.

Функциональная дислалия в свою очередь делится на сенсорную и моторную. В первом случае наблюдаются нейродинамические сдвиги в речи и слуховом анализаторе. Моторная дислалия обычно представляет собой возрастное нарушение речедвигательного анализатора. При патологии движение языка и губ ребенка становятся неточными. При этом слуховое восприятие продолжает оставаться нормальным. Нередко разновидности патологии совмещаются, образуя комбинированную форму.


В зависимости от того, какое именно количество звуков искажается, речевые дефекты в свою очередь делятся на простые и сложные. Иногда их именуют мономорфными и полиморфными. В первую категорию включают нарушения, при которых человек неправильно произносит только один звук. В случае сложной дислалии перечень нарушений больше. Патология нередко встречается у детей дошкольного возраста.

Существует несколько разновидностей нарушения. В зависимости от них меняется симптоматика и особенности борьбы с патологией.

Артикуляторная дислалия

Артикуляционная дислалия является одной из функциональной разновидности заболевания. Патология в свою очередь делится еще на 2 группы — артикуляционная фонетическая и артикуляционная пневматическая. Первый вариант заболевания обуславливается неверным расположением органов артикуляции. Человек, разговаривающий с ребёнком, понимает, какой звук он хочет произнести. Однако произношение больного сильно отличается от нормы.

Отличительная черта второй группы заболевания состоит в подмене трудного звука на более простой. Ребенок непроизвольно подбирает этот звук, который ему легче выговаривать.

Механическая дислалия

Механической дислалии свойственно дефектное произношение, связанное с аномалиями периферических органов речи. В результате наблюдается искаженное произношение звуков. У ребёнка может присутствовать ротацизм, сигматизм свистящих и шипящих, ламбдацизм и иные явления. Иногда наблюдается элизия звуков. Иногда страдают фонематические процессы и письменная речь. Присутствие заболевания выявляется в процессе логопедической диагностики. Она включает в себя обязательный осмотр органов артикуляции и оценку речи ребенка. Если выявлено заболевание, осуществляется коррекция звуков производительного дефекта. Действие выполняется при помощи логопедических средств. Дополнительно может потребоваться прохождение лечения у стоматолога, ортодонта и челюстно-лицевого хирурга.

Полиморфная дислалия

Полиморфным нарушением произношения называют один из видов дислалии. В простонародье такое явление именуют картавостью. Заболевание проявляется расстройством произношения сразу нескольких звуковых групп. Диагноз ставится детям старше 5 лет. При этом интеллект ребенка, иннервация и целостность органов артикуляции сохраняется. Разновидность патологии является одной из самых распространенных. С дислалией сталкиваются порядка 53% детей дошкольного возраста. В процессе взросления детей значение показателя снижается.

Фонематическая дислалия

Фонематическая дислалия у ребенка развивается в результате действия взрослого окружения ребенка. Если во время грудного периода и в процессе формирования речевых навыков ребёнок не слышит нормальную человеческую речь, возможно развитие патологии. Часто заболеванием страдают дети, с которыми сюсюкаются. У таких пациентов наблюдается нарушение связи между восприятием образа и анализом его речевого выражения. В момент начала говорения ребёнок повторяет слова взрослых. Если его не поправлять, развитие навыка замедлится.

На практике большинство родителей умиляются забавным речам маленького ребёнка. Они поощряют лепет. Порой на неправильно сказанные слова от родителей слышится бурная радостная реакция. Последствия подобного поведения со стороны взрослых членов семьи приводит к необходимости посещения логопеда в течение многих месяцев.

Функциональная дислалия

Функциональная дислалия возникает из-за нарушения функционирования корковых отделов речедвигательного и речеслухового анализатора. Патология может быть спровоцирована неправильным воспитанием речи. Заболевание проявляется моторной или сенсорной неточностью произношения. В первом случае наблюдается искажение звуков. При сенсорной функциональной дислалии ребёнок заменяет их или выполняет смещение.

Выявить присутствие патологии может логопед.


ычно наличие заболевания определяется во время прохождения профилактического исследования. В первую очередь специалисты примут во внимание сформированность речевого процесса. Если будет выявлен недостаток, проводится коррекция. В случае присутствия патологии функционального характера, исправление ситуации направлено на создание артикуляционных укладов и фонетико-фонематических процессов. Дополнительно совместно с родителями создаются благоприятное речевое окружение для ребёнка.

Причины и профилактика дислалии

Причин, приводящих к развитию дислалии у ребенка, достаточно много. Врачи разделяют их на две категории — органические и социально-биологические. В первую из них включают нарушения произношения, которые возникают из-за аномалии строения артикуляционного аппарата. Проблемы с выговариванием звуков могут возникнуть в результате патологий:

  • зубов;
  • челюсти;
  • нёба;
  • языка.

Проблемы могут иметь врожденный или приобретенный характер. Так, исказить речь могут отсутствие зубов, высокий свод нёба, присутствие неправильного прикуса или укороченной подъязычной связки. На речи ребенка отражается любая из вышеперечисленных аномалий.

Социально-биологические причины также достаточно часто приводят к развитию патологии. В процессе развития речи ребенок подражает взрослым.


временный ритм жизни приводит к тому, что многие родители недостаточно часто общаются со своим ребенком. Некоторые взрослые не уделяют должного внимания развитию произносительных навыков у детей. Всё это в дальнейшем способно привести к дислалии. Не стоит ожидать, что у ребёнка правильная речь разовьется спонтанно. Если наблюдается задержка формирования навыков произношения, свойственных родному языку ребёнка, в последующем это может стать причиной закрепления дефектного звукопроизношения.

Отдельно специалисты выделяют категорию причин, которые приводят к развитию дислалия у детей в связи с возрастом. В этом случае речевой дефект является физиологической нормой. Он не требует выполнения специфической коррекции и в последующем исчезнет самостоятельно, если родители будут уделять достаточное количество времени для занятий с ребёнком. Нужно учитывать, что именно в дошкольном возрасте происходит закладывание дальнейших коммуникационных возможностей. Именно они в последующем играют важную роль во взаимодействии с окружающим миром.

Дислалию можно предупредить при помощи выполнения профилактических мероприятий, предупреждающих развитие нарушения речи. Для этого необходимо:

  • контролировать состояние здоровья ребенка;
  • во время беременности нужно регулярно посещать акушера-гинеколога;
  • родители должны обеспечить ребёнка всесторонней заботой, а также предпринимать меры для его полноценного физического и умственного развития;
  • окружающие ребенка взрослые должны отличаться правильной, грамотной и полноценной речью;
  • необходимо проходить своевременное обследование, чтобы вовремя выявить присутствие анатомических нарушений со стороны строения или работы органов речи.

Коррекция дислалии с упражнениями

Процесс борьбы с патологией состоит из нескольких этапов. Чтобы избавиться от дислалии, предстоит предпринять подготовительные меры, затем преодолеть фазу формирования первичных навыков произношения. Финалом работы с ребенком становится создание коммуникативных способностей. На подготовительном этапе осуществляются следующие действия:

  • ликвидируются нарушения, связанные со строением артикуляwbjyyjuj аппарата;
  • улучшение мелкой моторики;
  • происходит процесс развития обработки произношения звуков;
  • развитие фонематических процессов, если имеет место быть функциональное нарушение речи;
  • логопедический массаж и артикуляционная гимнастика, если у ребёнка выявлена моторная форма функциональной дислалии.

Во время фазы формирования первичных навыков произношения происходит постановка отдельно взятого звука, автоматизируется их произношение в слове. Ребёнок учится составлять правильное предложение и тексты. Специалист предпринимает меры для развития умения дифференцировать звуки.


На последнем этапе осуществляется закрепление приобретенных навыков. Ребёнок учится безошибочно употреблять звуки вне зависимости от ситуации общения. Очень важно работать с логопедом регулярно. Занятия должны проходить минимум 3 раза в неделю. Параллельно проводится домашняя терапия. Суть состоит в выполнении особых упражнений и заданий, которые дает врач. Дополнительно проводится артикуляционная гимнастика. Продолжительность лечения составляет от 1 месяца до полугода. Точный период и результат лечения напрямую зависит от формы заболевания и степени запущенности патологии.

Упражнения, позволяющие устранить дислалию, достаточно разнообразны. Они во многом зависят от разновидности патологии. Так, если наблюдается механическая разновидность патологии, стоит проделывать следующие упражнения:

  • последовательно смыкать сначала зубы, а потом губы;
  • открывать и закрывать рот;
  • прикусывать верхнюю губу нижними зубами, а затем наоборот;
  • проводить верхними резцами по нижней губе, выполняя действие энергично.

Существуют упражнения и для улучшения артикуляции звука. В этом случае рекомендуется сложить губы в трубочку, вытягивать их вперёд и удерживать в таком состоянии 10 секунд. Другим упражнением является улыбка. Для его выполнения пациент должен улыбнуться и сжать зубы заборчиком. В таком положении необходимо пробыть от 10 секунд и более.


Еще одним методом выступает упражнение “пофыркивающая лошадь”. Пациент должен расслабить губы, а затем выдохнуть, попытавшись изобразить звук, который воспроизводят лошади. Действие рекомендуется выполнить минимум 10 раз.

Помочь при борьбе с патологией способно и упражнение “воронка”. Чтобы выполнить его, пациент должен разомкнуть зубы на счёт 1 и вытянуть губы трубочкой вперёд. На счёт 2 губы втягиваются внутрь и подворачиваются за зубы. Рекомендуется выполнять упражнение больше 10 раз.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и, реже, их пропусках.


Классификация Д.

Выделяют две основные формы Д: функциональную и механическую (органическую).

Функциональная Дислалия нарушение звукопроизношения, когда не наблюдается органических нарушений, периферически или центрально обусловленных.

Механическая Дислалия при отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба).

ФД возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а МД – в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. При ФД может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при МД обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Сколько времени занимает постановка звуков и как быстрее это сделать?

Функциональная Дислалия.

При ФД несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляторные образцы отдельных звуков. В этих случаях оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков . Артикуляторная база оказывается неполной, т.к не все необходимые для речи слуходвигательные образования (звуки) сформировались. В зависимости от того, какие из признаков звуков – акустические или артикуляционные – оказались несформированными, звуковые замены могут быть различными.

В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем).

Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков .

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита:

Ротацизм – дефект произношения Р Рь

Ламбдацизм – Л Ль

Сигматизм С Сь З Зь Ц Ш Щ Ж Ч

Йотацизм Й

Каппацизм К Кь

Гаммацизм Г Гь

Хитизм Х Хь.

В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта добавляют приставку пара -: параротацизм, параламбдацизм и др.

Уровни нарушенного произношения.

В ряде случаев дети правильно употребляют звук изолированно, в слогах, а в самостоятельной речи не употребляют. Дело в том, что произносительные умения детей соотносятся со степенью сложности вида речевой деятельности.

О.В.Правдина выделяет 3 уровня нарушенного произношения:

неумение правильно произносить звук или группу звуков;

неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах;

смешение двух близких по звучанию или артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука.

Эти данные свидетельствуют о том, что ребенок с нарушенным произношением проходит те же этапы овладения звуком, что и нормальный, но на каком-то из этапов он может задержаться или остановиться.

Механическая дислалия – нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи. Ее иногда называют органической. Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные: 1) аномалиями зубочелюстной системы : диастемы между передними зубами; 2) отсутствием резцов или их аномалиями; 3) неправильным положением верхних или нижних резцов или соотношением между верхней и нижней челюстью (дефекты прикуса). Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого неба (высокий свод).

В таких случаях наиболее часто наблюдаются дефекты свистящих и шипящих звуков, губно-зубных, переднеязычных, взрывных, реже Р и Рь. Довольно часто нарушается произношение и гласных звуков, которые становятся малоразборчивыми из-за избыточной зашумленности согласных и недостаточной акустической противопоставленности гласных.

Вторую значительную по распространенности группу составляют звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка : слишком большой или маленький язык, укороченная подъязычная связка.

При таких аномалиях страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается также боковой сигматизм. В ряде случаев страдает внятность речи.

Значительно реже встречаются нарушения произношения, обусловленные губными аномалиями , т.к. врожденные дефекты (различные деформации) преодолеваются хирургическим путем в раннем возрасте.

При этом в основном нарушается произношение губных звуков вследствие неполного смыкания губ, а также губно-зубных звуков. Иногда наблюдаются дефекты произношения лабиализованных гласных (О, У).

Однако не всегда аномалии органов артикуляции приводят к дефектам произношения. Это свидетельствует о компенсаторных возможностях человека: один и тот же акустический эффект можно получить разными путями.

Механическая дислалия может комбинироваться с функциональной фонематической.

Во всех случаях механических дислалий необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.

Простые и сложные дислалии.

В зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, дислалии подразделяются на простые и сложные. К простым (мономорфным) относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки, к сложным (полиморфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (например, свистящие и соноры).

(«Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)

Возрастная (физиологическая) дислалия.

В 3 года должны быть правильными губно-губные (П, Пь, М, Мь, Б, Бь), губно-зубные (В, Вь, Ф, Фь), заднеязычные (К, Кь, Г, Гь, Х, Хь), переднеязычные (Т, Ть, Д, Дь, Н, Нь) и, разумеется, гласные.

К 4 годам появляются свистящие (С, Сь, З, Зь, Ц)

К 5 годам – шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч)

К 6 годам – соноры (Р, Рь, Л, Ль, Й)

До этого времени отсутствие звуков считается физиологическим состоянием и называется «возрастная дислалия», что означает, что ребенок развивается правильно, и эти недостатки должны пройти самостоятельно. Но это относится только к отсутствию звуков или к замене сложных звуков более простыми. В случае искажения звуков (горловое, боковое, межзубное, любое другое) в любом возрасте необходима помощь логопеда.


Механической (органической) дислалией называют вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения.
Причиной механической дислалии является:

Укороченная подъязычная связка.

Макрогласия- большой язык

Микрогласия- маленький язык

Раздвоение языка

Несформированный кончик языка

Прогнатия - верхняя челюсть сильно выдается вперед.
Прогения - нижняя челюсть выступает вперед
Открытый прикус - смыкании между зубами верхней и нижней челюстей.

(передний открытый прикус)

Боковой открытый прикус

Неправильное строение зубов, зубного ряда.

Неправильное строение нёба. препятствует правильной артикуляции многих звуков.

Толстые губы, с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков. затрудняет правильную артикуляцию.

Функциональная дислалия. Ее причины
Функциональной дислалия - вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Т.е нет никакой органической основы.

Одной из распространенных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, на протяжении длительного периода. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

Дислалия может возникнуть у ребенка и по подражанию. Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, косноязычная или слишком торопливая, а иногда с диалектными особенностями речь.

Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.
Речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.


  • Дислалия функциональная и механическая . Причины . Механической (органической) дислалией называют вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата...


  • Дислалия функциональная и механическая . Причины . Механической (органической) дислалией называют вид неправильного звукопроизношения, который вызывает.


  • Дислалия функциональная и механическая . Причины .
    М. Е. Хватцев определял такие нарушения как разлитое, или общее, косноязычие и указывал на его связь с недоразвитием речи.


  • Она выделила только две формы: функциональная и механическая , в состав последней была включена и ринолалия.
    Отказ от обобщающего термина «косноязычие » т.к это симптом. На сегодняшний день осталось 2 формы дислалии


  • Причина - аномалия строения артикуляционного аппарата или особенности речевого воспитания. Различают механическую и функциональную дислалию . Механическая дислалия вызвана нарушением строения артикуляционного аппарата, неправильный прикус...


  • Моторная функциональная дислалия . Фонологические и антропофонические дефекты. ДИСЛАЛИЯ – нарушение речи. В основе дислалии могут лежать или функциональные (обратимые) нейр.


  • Дислалия функциональная и механическая . Причины . Механической (органической) дислалией называют вид неправильного звукопроизношения, который вызывает... подробнее ».


  • Принципы 1т.к.нарушение функциональное пр.комплекс.воздействия применяется только с механ. Артикуляторно-фонетическая дислалия . (обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.)


  • Формирование артикуляционной базы звуков при функциональной дислалии осуществляется в более короткие сроки, чем при механической дислалии .


  • Принципы1т.к.нарушение функциональное пр.комплекс.воздействия применяется только с механической дислалией 2пр.системности 3пр.этиопатогенетический4пр.развития(дают прогноз,на 1звук дается 1месяц работ.

Найдено похожих страниц:10




 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS