Главная - Сам Смогу сделать ремонт
Напиши для чего проводят строгание древесины. План – конспект урока по технологии. Тема: «Строгание заготовок из древесины». Порядок выполнения работы

Муниципальное казенное

образовательное учреждение

«Лицей № 1»

Конспект урока по технологии

5 класс

Тема занятия: Строгание древесины

подготовил

Емельянов Олег Борисович,

учитель технологии

г. Шадринск, 2013

План конспект.

Тема занятия: Строгание древесины

Цель занятия:

1. Обучающая: Дать учащимся начальное представление о технологии строгания заготовок из древесины.

2. Воспитывающая: Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

3. Развивающая: Развивать координацию движений при выполнении столярных операций.

Оснащение занятия:

1. Материально-техническое оснащение:

Инструменты: столярная ножовка (16 шт.), столярный угольник (16 шт.), линейка (16 шт.), рубанок (16 шт.), шило (16 шт.), сверло  10 мм (2 шт.), карандаш (16 шт.), рашпиль (16 шт.), лобзик (16 шт.), шлифовальная колодка (16 шт.).

Оборудование: сверлильный станок (2 шт.) столярный верстак (16 шт.), подкладная доска (2 шт.), выпиловочный столик (16 шт.).

Материалы: Брусок (береза) 15х40х320мм (16 шт.).

2. Дидактическое оснащение: Презентация: «Строгание древесины», технологическая карта изготовления рукоятка, критерии оценки практической работы.

3. Методическое оснащение: План-конспект занятия, Казакевич, В.М. Технология. Технический труд. 5 класс [Текст]: метод. пособие / В.М. Казакевича. – М.: Дрофа, 2005. – 127 с.

Место проведения: учебная мастерская

Тип занятия: комбинированный

Структура занятия:

1. Организационный момент – 1 – 2 мин.

2. Актуализация знаний – 3 мин.

3. Изложение нового материала – 15 – 20 мин.

3.1. Строгание заготовок из древесины.

3.2. Виды строгальных инструментов.

3.3. Устройство рубанка, фуганка и шерхебеля.

3.4. Приемы строгания рубанком.

3.5. Закрепление.

4. Практическая работа – 45 – 50 мин.

4.1. Вводный инструктаж. Правила безопасной работы при строгании древесины.

5. Подведение итогов занятия – 5 мин.

6. Уборка рабочих мест – 3 – 5 мин.

ИТОГО: 80 мин.

Оформление доски

Тема занятия

Строгание древесины

Ход занятия:

    Организационный момент.

Учитель отмечает присутствующих по журналу. Учитель сообщает тему и цель занятия.

2. Актуализация знаний.

1. Какие инструменты применяются для пиления древесины. (Столярная ножовка, выкружная пила, лучковая пила)

2. Из каких частей состоит ножовка? (Ручка, полотно)

3. Как различают ножовки с различной формой зуба? (Для поперечного, продольного и смешанного пиления.)

4. Какая ножовка применяется для продольного пиления? (Для продольного пиления нужно выбрать пилу с наклонным профилем зуба)

5. Для каких целей используют стусло? (Стусло используют для точного пиления заготовок поперек волокон под различными углами 30°, 45°, 90°)

Выслушав ответы обучающихся, учитель уточняет, дополняет и оценивает их.

3. Изложение нового материала.

    Более подготовленным обучающимся учитель предлагает выступить с докладом о видах столярных строгальных инструментов.

Методические рекомендации: Затем учащимся сообщают, что им предстоит ознакомиться с новой операцией обработки древесины - строганием. Оно применяется для придания изделиям необходимой формы, размеров и требуемого качества поверхности. Учащимся предлагают привести примеры использования строгания при изготовлении различных изделий. Технические сведения об этой операции целесообразно излагать постепенно. Так, на этом занятии можно ознакомить обучающихся с устройством рубанка и с приемами работы этим инструментом, па последующих - с другими строгальными инструментами, их наладкой, с механизацией строгальных работ на деревообрабатывающих предприятиях и т.п.

Пиломатериалы или заготовки из древесины после распиловки имеют шероховатости, риски, покоробленности и другие дефекты, которые устраняют путем строгания. В процессе строгания заготовке придают нужную форму и размеры.

Строгание – процесс, обработки заготовки до нужного размера и создания на ней ровных и гладких поверхностей с помощью стругов.

На Руси все виды инструментов, применяемых для строгания древесины, называли стругами или стружками. В настоящее время на мебельных и деревообрабатывающих производствах существует ручное и профильное строгание, а также строгание с помощью электрических инструментов и на строгальных станках. Эту работу выполняют плотники, столяры, станочники строгальных станков.

Ручное строгание выполняют деревянными и металлическими рубанками. Деревянные рубанки делятся на две группы: рубанок с одинарным ножом применяют для предварительного строгания, рубанок с двойным ножом – для чистового.

Рубанок металлический с одинарным ножом состоит из передней ручки, колодки, прижима, упорного стрежня, прижимного винта, ножа, задней ручки. Учитель при объяснении опирается на презентацию

Деревянный рубанок с одинарным ножом состоит из колодки, ручки- рожка, летка, деревянного клина, ножа.

Деревянный рубанок с двойным ножом состоит из колодки, летка, ножа, стружколома, винта (крепление стружколома), клина, рожка, упора, подошвы. Учитель при объяснении опирается на презентацию

Среди деревянных рубанков выделяют шерхебель и рубанок – фуганок. Шерхебель применяется для чернового строгания заготовок. Фуганок ручной инструмент для получения плоских поверхностей длинномерных заготовок. Фуганком строгают (фугуют), как правило, после обработки поверхности рубанком, чтобы сделать её более гладкой. Это достигается благодаря большой длине колодки рубанка – более 600 мм.

Режущая часть всех столярных инструментов имеет форму клина. Например, нож рубанка в своей режущей части затачива­ется в виде острого клина. Две поверхности клина на своем пересечении образуют острую режущую кромку. Эта режущая кромка разрезает волокна древесины, а передняя поверхность ножа отгибает срезанный слой в виде стружки.

Методические рекомендации: Перед тем как объяснить и продемонстрировать приемы строгания, учителю рекомендуется рассказать о строгании древесины вдоль и поперек волокон, о торцевании, пояснить, что при строгании вдоль волокон затрачивается небольшое усилие, получается менее шероховатая поверхность.

Перед строганием следует проверить, правильно ли налажен инструмент. У правильно установленного ножа лезвие расположе­но над подошвой колодки без перекосов и выступает на 1...3 мм у шерхебеля или на 0,1...0,3 мм у рубанка.

Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой - за колодку или ручку с передней стороны.

Рубанок устанавливают на обрабатываемую деталь лезвием вниз и проталкивают вперед. В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть рубанка, а в конце - на заднюю, чтобы обрабатываемая поверхность получалась плоской. При возвратном движении рубанка его поднимают над поверхностью. Так, совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой.

Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует строгать с другой стороны.

Рубанок надо держать крепко, чтобы руки не соскользнули с него и не ударились об острые боковые ребра заготовок. При этом возможны ушибы и порезы рук. Упоры заготовки не должны выступать выше обрабатываемой поверхности. Проверка и контроль качества строгания. Строганные поверхности заготовки – пласти, кромки и торцы проверяют с помощью контрольно-измерительных инструментов.

Правильность выстроганной пласти проверяют «на просвет» линейкой. Правильно выстроганная пласть лицевой пластью или лицевой стороной. На ней столяр или плотник проводит карандашом волнистую линию. Это означает, что лицевая пласть при дальнейшей работе будет базовой.

Методические рекомендации: Учитывая, что учащимся трудно сразу освоить строгание, рекомендуется предложить им тренировочные упражнения. Во время этих упражнений учитель обходит рабочие места, следит за правильным выполнением приемов работы, соблюдением правил безопасности труда, помогает тем, кто испытывает затруднения. После того как пятиклассники усвоят навыки строгания, можно разрешить им приступить к практической работе по изготовлению изделия.

Закрепление:

1. Какими инструментами осуществляется строгание поверхностей заготовок? (Рубанок с одинарным ножом, рубанок с двойным ножом, шерхебель, фуганок, калевка, галтель и др.)

2. Для каких целей используют шерхебель? (Для чернового строгания)

3. Для каких целей используют рубанок с двойным ножом? (Для чистового строгания)

4. Для чего применяют фуганок? (Для получения плоских поверхностей длинномерных заготовок )

5. Перечислите основные части рубанка? (Передняя ручка, колодка, прижим, упорный стрежень, прижимной винт, нож, задняя ручка )

6. Какие инструменты применяют для профильного строгания? (Калевки, фальцгобель, зензубель, галтель, горбачи и др. )

4. Практическая работа учащихся.

4.1. Вводный инструктаж.

Методические рекомендации: Перед выполнением практической работы учитель объясняет ее содержание на образце, показывает, какие поверхности следует зачищать рашпилем и шлифовальной шкуркой, дает рекомендации по зачистке кромок деталей. Перед тем как приступить к выполнению практической работы учитель объясняет обучающимся критерии оценки практической работы.

Правила безопасной работы при строгании древесины:

    Проверь надежность крепления заготовки на верстаке.

    Работу выполняй исправным, хорошо заточенным и правильно налаженным инструментом.

    Леток от стружки очищай деревянной палочкой (щепкой).

    Не проверяй качество строгания рукой. Ты можешь занозить руку.

    Струги храни на ребре (боку), лезвием от себя.

    Не оставляй струги на краю верстака.

    Используй инструменты строго по назначению.

    Выполняй только ту работу, которую поручил учитель.

    По окончании работы убери рабочее место.

4.2. Изготовление рукоятки и текущий инструктаж.

Изготовление изделия в соответствии с технологической картой .

    Для менее подготовленных обучающихся учитель предлагает изготовить бруски для подкладной доски.

Методические рекомендации: Во время работы учитель обходит рабочие места, следит за правильностью выполнения рабочих приемов, соблюдением правил безопасности труда и т.д. При необходимости оказывает помощь отдельным учащимся. В случае выявления ошибок или затруднений, характерных для многих ребят, останавливает работу и проводит текущий инструктаж.

5. Подведение итогов занятия.

Учитель анализирует характерные ошибки и их причины. Сообщает оценки работы каждого учащегося. Оценки учитель выставляет, опираясь на критерии оценки практической работы .

22 Январь, 2018
Тема 21­22:
Строгание заготовок из
древесины.
Домашнее задание: учебник
технологии § 9, страница 38­43

Вопросы:
1.Что такое пиление древесины? Какое
пиление называют поперечным, а какое
- продольным? Для чего и как
применяют стусло?
2. Какие меры безопасности следует
соблюдать при пилении ручной пилой?
Для чего применяют шлифовальную
колодку?

Строгание древесины­ обработки заготовки до
нужного размера и создания на ней ровных и
гладких поверхностей.
Строгание осуществляют с помощью различных
стругов (строгальных инструментов).
Среди стругов наиболее распространены
шерхебели, рубанки и фуганки

«Шерхебель» - слово немецкого
происхождения, что означает
«струг для грубого срезания».
Режущая кромка у ножа шерхебеля дугообразная,
а у рубанка и фуганка - прямолинейная.
выпуклая,
Шерхебелем выполняют первичное, более грубое
строгание поверхностей, а рубанком - окончательное,
чистовое.

Нож рубанка (как и режущая часть всех столярных инструментов) в
своей режущей части затачивается в виде острого клина. Две
поверхности клина на своем пересечении образуют острую режущую
кромку. Эта режущая кромка разрезает волокна древесины, а передняя
поверхность ножа отгибает срезанный слой в виде стружки.
Стружколом (рис.б) препятствует
излишне глубокому вхождению
ножа в древесину и образованию
слишком длинных стружек.

Фуганки и рубанки бывают со стружколомателем (стружколомом).
Стружколом (рис.б) препятствует излишне глубокому вхождению ножа
в древесину и образованию слишком длинных стружек.
Этими инструментами с деревянных заготовок сострагивают стружки.

Фуганки намного длиннее рубанков.
Ими удобно получать ровные, плоские поверхности.

Режущая часть всех столярных инструментов имеет форму
затачивается в виде острого клина.
клина. Например, нож рубанка в своей режущей части
Две поверхности клина на своем пересечении образуют
острую режущую кромку. Эта режущая кромка разрезает
волокна древесины, а передняя поверхность ножа отгибает
срезанный слой в виде стружки.
Перед строганием следует проверить,
правильно ли налажен инструмент. У
правильно установленного ножа лезвие
расположе­но над подошвой колодки
без перекосов и выступает на 1...3 мм у
шерхебеля или на 0,1 ...0,3 мм у рубанка.

Обрабатываемую деталь крепят на верстаке,
зажимая или заклинивая между упором и клином так,
чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх.
Правой рукой берут рубанок за ручку с задней
стороны колодки, а левой - за колодку или ручку с
передней стороны.
Рубанок устанавливают на обрабатываемую
деталь лезвием вниз и проталкивают вперед. В начале
строгания осуществляют нажим на переднюю часть
рубанка, а в конце - на заднюю, чтобы
обрабатываемая поверхность получалась плоской.
При возвратном движении рубанка его
поднимают над поверхностью. Так, совершая движение
вперед и назад, постепенно сострагивают
обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не

Существуют менее распространённые виды рубанков и их
предназначение, давайте разберем некоторые из них:
Шлифтик ­ плоское строгание.
Для окончательной зачистки торцов, древесины со
свилеватостью и задирами.
Гобрач ­ строгание криволинейных поверхностей.
Для ручного строгания выпуклых и вогнутых
деталей. Выпуклую поверхность строгают горбачом с
вогнутой подошвой, а вогнутую поверхность -
горбачом с выпуклой подошвой.
Цикля ­ плоское строгание. Для отделки больших
плоскостей, выравнивания и заглаживания мелких
неровностей и заусенцев. Цикли с ручкой широко
применяют при циклевании паркета. Цикли с корпусом
чаще используют для зачистки шпона.

Грунтубель ­ профильное строгание. Для выборки
трапециевидного паза («ласточкин хвост») или
зачистки поперек волокон таких пазов, выбранных с
помощью ножовки­наградки или стамески.
Цинубель ­ плоское строгание. Для рифления
поверхностей, необходимого при фанеровании и при
склеивании очень твердых пород древесины.
Используют при строгании свилеватой поверхности
твердых пород (красное и особенно черное дерево).
Отборник ­ профильное строгание. Для прямоугольной
обработки кромок, вы сборки и разработки четвертей.
Калевка ­ декоративное строгание. Для
профилирования разнообразных реек, кромок плоских
деталей, фигарейных поверхностей филенок и т. д.

\ Документы \ Для учителя технологии и трудового обучения

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Материалы прислал Глебов А.А. учитель технологии и трудового обучения МОУ "Веселолопанской средней обшеобразовательной школы"

Цель: изучить с учащимися инструменты для строгания; научить приемам строгания.

Оборудование : шерхебель, рубанок, фуганок, заготовки древесины.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1.Беседа по вопросам:

"Какое пиление называют поперечным, а какое продольным?

"Какие меры безопасности необходимо соблюдать при пилении?

"Перечислите правила ухода за верстаком.

2.Выполнение практических заданий.

Выполнить распиловку заготовки в стусле.

Произвести уборку верстака.

3.Словарный диктант.

Дать определение понятиям:

"смешанное пиление,

"стусло,

"базовая кромка,

"режущая кромка,

"шаблон.

4.Определите и запишите название видов пил в той последовательности, в которой учитель будет показывать пилы:

"зубья для продольного пиления;

"ножовка;

"зубья для поперечного пиления;

"лучковая пила.

5.Сообщение темы и цели урока.

П. Изложение программного материала.

1.Вводная беседа.

Кому из вас приходилось строгать древесину?

Для чего выполняется строгание?

Какие меры безопасности необходимо соблюдать при строгании?

2.Обработка заготовки до нужного размера.

Учитель. Для того чтобы обработать заготовку до нужного размера, нужно выполнить следующие операции:

"создание ровной гладкой поверхности;

"осуществление строгания с помощью стругов;

"шерхебели осуществляют первичное грубое строгание;

"рубанок осуществляет окончательное чистое строгание;

"фуганок намного длиннее рубанка, поэтому им можно получить ровные, плоские поверхности. (См. Приложения, рис. 25.)


3.Объяснение устройства рубанка.

Учитель. Рассмотрим устройство рубанка. (См. Приложения, рис. 26, 27.)

Он состоит из:

"колодки;

"ножа;

"клина;

"ручки.

Учитель демонстрирует устройство рубанка на рисунке и на самом инструменте.

4.Выполнение практического задания.

Учащиеся под руководством учителя и с его помощью осуществляют операции с рубанком:

"разборку;

"сборку;

"регулировку.

Учитель. Колодки стругов могут быть деревянными, металлическими, комбинированными.

Основной режущей частью стругов является нож, который имеет форму клина. Перед строганием производят правильную установку ножа. Лезвие должно выступать у шерхебеля на 1-3 мм, у рубанка - на мм.

Учитель демонстрирует регулировку ножа.

Учащиеся по руководством учителя и с его помощью осуществляют операции по регулировке ножа.

Перед началом работы заготовку надежно крепят на верстаке, используя упоры и клинья. Рубанок берут двумя руками. Устанавливают лезвием вниз и проталкивают вперед, осуществляя нажим на переднюю часть. Совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность. Держать рубанок необходимо крепко, чтобы не соскользнули руки.

Инструктирование по правилам безопасности при работе со стругами.

Учитель. Работая со стругами, необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

"надежно закреплять заготовку;

"работать с хорошо заточенным ножом;

"не проверять заточку ножа рукой;

"очищать инструмент только деревянным клином;

"класть инструмент на верстак боком.

III. Практическая работа.

Выполнение заданий:

Закрепите надежно заготовку.

Прострогайте кромки и пласты заготовки.

Проверьте качество строгания (самостоятельная проверка и взаимопроверка).

IV. Итог урока.

Оценка практической работы учащихся. Учитель отмечает допущенные ошибки.

Урок № 20. Строгание древесины

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Так как древесина является одним из наиболее старых строительных материалов, который используется уже очень давно, есть множество методов, пригодных для обработки этого материала. Одним из таких способов стало строгание древесины. Операция достаточно старая, однако именно при помощи нее удается придать нужную форму и размер заготовке.

Современная обработка древесины

На сегодняшний день выделяют два способа проведения этой операции. Она может проходить вручную, а может проводиться механическим путем. Если говорить о механическом стиле обработки, то наиболее широко распространена операция, проводящаяся на фуговальном станке.

Так как на сегодняшний день технологии развиты достаточно сильно, то станки стали снабжаться программным управлением, роботизированными комплексами, автоматическими линиями. Все эти усовершенствования привели к тому, что обработка на станках стала более качественной, а также удалось существенно повысить точностные показатели.

Технология строгания. Общее описание

Технология строгания древесины или же общий технологический процесс - это та часть процесса, в течение которой осуществляется изменение формы, размеров или же свойств обрабатываемого материала. Кроме того, так как древесина достаточно требовательный материал к обработке, то весь процесс делится на несколько стадий. Первая стадия - это сушка, так как если заготовку не просушить, то ее обязательно покоробит в будущем. После этого следует стадия раскроя материала на заготовки нужного размера. Следующая стадия - это как раз строгание древесины или же любая механическая обработка древесины, цель которой - придать нужную форму и подогнать под нужные размеры.

Стоит также отметить, что последовательность технологических операций может меняться. Это зависит от вида сырья, от способа отделки, от организации производства и т.д.

Суть строгания древесины заключается в том, что с поверхности заготовки устраняются все шероховатости, покоробленности и прочие дефекты. Тут стоит отметить, что чаще всего эти дефекты возникают после того, как древесная заготовка проходит стадию распиловки. Распиловка - это процесс резания древесины, при котором направление прямой совпадает с направлением рабочего движения. То есть распиловка и строгание древесины - это два основных метода обработки, технология которых достаточно проста, однако именно с ее помощью все древесное сырье приобретает свою форму.

Ручное строгание. Инструменты для работы

В качестве основного инструмента для работы при ручной обработке является рубанок. С его помощью обрабатываются все плоскости. Также можно использовать фуганки или шерхебели. Корпус практически всех стругов состоит из таких деталей, как колодка, рога, упор, нож, клин. Клин необходим для того, чтобы была возможность закрепить нож в колодке. Для ручного строгания древесины здесь используется нож, в качестве которого применяется стальная пластина. Толщина элемента составляет 3 мм, а изготавливается из углеродистой инструментальной стали марок У8 или У9. Нижняя часть обязательно закаливается.

Колодка представлена в виде прямоугольного бруска древесины. Передняя часть этой детали у шерхебеля или же рубанка оснащена рогом, установленным сверху. Фуганки же за ножом имеют рукоятку. Кроме того, колодка имеет подошву. Именно эта деталь изнашивается быстрее всего в области, которая расположена спереди пролета. По этой причине в некоторых случаях в обычную подошву вклеивают пятиугольную вставку из наиболее прочной древесины. При строгании древесины рубанком необходимо, чтобы нож ровно прилегал к задней стороне летка. Для этого она должна быть сделана идеально ровной. За концом ножа также имеется упор, который необходим для того, чтобы рукоятка не натирала руку во время работы.

Шерхебель - это инструмент, который применяется только для первичной обработки. Другими словами, проводится черновая обработка древесины строганием. Нож у данного инструмента представлен в виде овального резака. С его помощью снимается поверхностный слой, однако после его работы остаются достаточно глубокие ложбинки.

Следующий инструмент - рубанок. Строгание древесины этим инструментом является также первичным, а состоит он примерно из тех же элементов, что и шерхебель. Существенная разница заключается в том, что нож здесь выполнен в виде прямоугольника, а его края несколько сточены, чтобы во время обработки не задирать древесину. Используется он для того, чтобы выровнять поверхности, ранее обработанные шерхебелем.

Способы проведения операции

Виды строгания древесины делятся на ручное и механическое, однако они, в свою очередь, также могут быть проведены разными способами. Прежде чем приступить к самой процедуре, необходимо тщательно осмотреть заготовку и определить, в какую сторону идут волокна. Важно также понять степень шероховатости древесины. Есть важное правило. Строгание древесины проводится всегда по слою. Другими словами, вести инструмент нужно в сторону выхода перерезанных годичных и косослойных волокон. Это важно, так как правильный выбор направления поможет облегчить весь процесс. Кроме того, шероховатостей будет оставаться меньше. Во время работы такими инструментами, как шерхебель или рубанок, держать их необходимо следующим образом: левой рукой держат рог, а правая рука подпирает упор инструмента. Если для работы используется фуганок или полуфуганок, то в правую руку берут рукоятку, левую ладонь кладут на колодку.

Естественно, что данная операция должна выполняться в соответствии со строгими правилами безопасности. Проводить распиловку и строгание древесины можно только теми инструментами, которые остро и правильно заточены, а также правильно пригнаны клиньями. Подошва инструмента должна быть идеально ровной. Кроме того, можно закреплять лишь ту заготовку, у которой торцы параллельны и перпендикулярны кромкам. Материал, который зажимается на верстаке, должен плотно к нему прилегать, чтобы не было никаких изгибов.

После того, как строгание древесины ручным инструментом было закончено, нельзя ставить его на подошву, класть набок, подошвой от себя.

Механическая обработка. Инструменты для работы

Для осуществления древесины данным методом используется электрический рубанок. Модели для работы ИЭ-5707А-1 и ИЭ-5701А.

Что касается первого ручного электрического аппарата, то он чаще всего применяется в столярных мастерских, в том случае, если место работы оборудовано верстаком. Для строгания древесины рубанком такого типа он должен состоять из электродвигателя, клиноременной передачи, фрезы с заменяющимися ножами, подвижных и неподвижных лыж, головки, рукоятки. Суть технологии обработки состоит в следующем. Ротор электрического двигателя вращается в двух шарикоподшипниках. На валу установлен вентилятор. Кроме того, на конце вала закрепляется также ведущий шкив. Крутящий момент, который создает ротор, передается на фрезу, используя для этого клиноременную передачу. На данном агрегате имеется возможность регулирования глубины строгания. Для этого передняя лыжа может быть опущена или поднята. На оборудовании также можно проводить черновую и финальную обработку. Отличие состоит в том, что для черновой используется желобчатый резец, а для финальной - плоский.

Второй тип электрорубанка состоит примерно из тех же частей. Разница заключается в том, что при помощи в действие приводится ножевой вал, а не фреза. Сам же ножевой вал состоит из двух ножей.

Распиловка и строгание древесины ОКВЭД 2: код 16.10

ОКВЭД - это общероссийский классификатор видов экономической деятельности. В данный документ входят следующие стадии обработки древесины:

  • Рубка очистка или же расщепление пиломатериала.
  • Изготовление деревянных железнодорожных шпал.
  • Распиловка и строгание древесины, пропитка древесины различными химическими средствами, для защиты от влияния окружающей среды.
  • Обязательная сушка пиломатериала.
  • Производство напольного покрытия несобранного типа.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности - ОКВЭД по распиловке и строганию древесины - это документ, который имеет также несколько уточняющих, дочерних кодов. Основная запись же находится под кодом 16.10.

Наладка инструмента и способы эксплуатации

Прежде чем приступать к работе, необходимо проверить оборудование. Важно, чтобы ножи на электрических рубанках были правильно установлены, достаточно остро и правильно заточены. Очень важно, чтобы лезвия были выпущены на одинаковую длину и находиться на одном уровне с задней панелью. Еще одно важное правило - масса рабочих ножей должна быть одинакова. Сам по себе электрорубанок должен быть заземлен, а какую-либо наладку, настройку или ремонт можно проводить лишь в том случае, если он отключен от электрической сети.

Процесс эксплуатации электрического аппарата осуществляется следующим образом. включается в сеть, после чего по нажатию кнопки включения запустится электрический двигатель. После того как электрорубанок достигнет необходимой частоты вращения, его можно опускать на древесную заготовку. Важно, чтобы заготовка была полностью очищена от какого-либо мусора, пыли, грязи или наледи, если работа проводится в зимнее время. Очень важно, чтобы рубанок опускался достаточно медленно, иначе при соприкосновении заготовки и ножа произойдет толчок, который, скорее всего, разрушит пиломатериал. Агрегат должен перемещаться вдоль материала строго по прямой линии. Стоит также сказать, что после того как обработка завершена в первый раз, станок выключается, древесина возвращается в исходное положение и операция повторяется.

Здесь также очень важно соблюдать технику безопасности.

Важно следить за тем, чтобы все токоведущие части электрического оборудования были надежно защищены. Кроме того, к работе с электрическим агрегатом допускается только работник, прошедший специальную подготовку. Также важно следить, чтобы ножи во время работы не касались металлических частей.

Фуговальный станок

Рассматривать устройство данного станка стоит с того, что он может быть односторонним или двухсторонним. Если используется двухсторонний станок, то можно обрабатывать сразу две смежные поверхности одной заготовки. Есть также станки с ручной подачей или же с механизированной подачей. Если с ручной подачей все просто и понятно, то вот для осуществления механической подачи необходимо, чтобы рядом был установлен автоподатчик. В некоторых случаях вместо него может использоваться встроенный конвейерный механизм подачи. Также данные станки снабжены такими приспособлениями, как стружкоприемники, которые используются для стружки и пыли. Присоединяется он к заводской эксгаустерной сети.

Подготовка к эксплуатации

Подготовка к работе включает в себя этап технической наладки агрегата, а также проверки его работоспособности. Что касается технической наладки, то она заключается в следующем. Ножи, которые устанавливаются на фуговальных станках, должны иметь прямолинейную форму. При помощи линейки и щупа контролируется отклонение от прямолинейности. Зазор, который допускается между линейкой и лезвием, составляет всего лишь 0,1 мм, если длина лезвия до 400 мм. Если лезвие длиной до 800 мм, то зазор может быть 0,2 мм. Как и в случае с электрорубанком ножи должны быть сбалансированы по весу. Установка ножей осуществляется последовательно. У устройства есть стружколоматель. Лезвия ножей должны выступать над этим элементом не более чем на 1-2 мм. Для проверки станка необходимо иметь контрольный брусок, который обычно изготавливается из твердой сухой выдержанной древесины. Также у него имеются точно обработанные грани. Сечение граней может быть 20-30 х 50-70 мм и длиной от 400 до 500 мм.

Технология процесса обработки на станке

При эксплуатации фуговального станка, который имеет ручную подачу, необходим один работник. Работник берет заготовку из штабеля и оценивает ее состояние. Слишком покоробленные пиломатериалы нужно забраковать. Если она не сильно вогнута или покороблена, то ее можно использовать, на стол изделие укладывается именно вогнутой стороной. Далее левой рукой заготовка прижимается к линейке, а правой подается на станок. В таком случае торец древесины отодвинет веерное ограждение. Это откроет доступ к валу с вращающимися ножами. Когда передняя часть будет обработана, необходимо, все так же придерживая заготовку левой рукой, правой понемногу толкать ее вперед, с равномерной скоростью. При этом, естественно, нужно держать руки на безопасном расстоянии от ножей.

Если в работе используется фуговальный станок с механической подачей, то скорость подачи пиломатериала рассчитывается исходя из максимальной мощности электрического двигателя. После обработки необходимо проверить изделие. Отклонение от плоскости допускается не более 0,15 мм на каждые 1000 мм. Отклонение смежных поверхностей допускается не более 0,1 мм на высоте в 100 мм.

При эксплуатации данного инструмента для строгания древесины очень важно следить, чтобы на поверхности не было пороков или неоднородностей. Если во время работы нож наткнется на такой дефект, то заготовка может дернуться, а рука работника, лежащая на изделии, может попасть в ножевую щель.

Наиболее опасным является строгание древесины, которая достаточно тонкая, узкая или же короткая. По этой причине если у станка ручная подача, то есть ограничения по габаритам заготовок. Длина до 400 мм, ширина до 50 мм, толщина до 30 мм.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

5 класс « »»

Выполнил:

Кузьмин Сергей Ильич,

Учитель

МБОУ СОШ №6 г. Озёры

Пояснительная записка.

Представленный мной конспект соответствует требованиям Федерального образовательного стандарта. За основу взят деятельностный подход в обучении.

Материал состоит из конспекта урока. Данный урок проходит в рамках учебного курса технологии « Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» .

Формы работы учащихся: фронтальная и индивидуальная.

Цели урока:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие: развивать творческую активность обучающихся и навыки самооценки.

Формировать УУД:

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД: умение строить выражать свои проблемы.

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, анализ

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

формулировать вопросы по теме на основе опорных (вопросительных) слов; преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем;

познавательными УУД:

собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

коммуникативные УУД:

высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

Личностные УУД:

осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы и оценке результатов труда.

Планируемые результаты:

Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Для подготовки учащихся к восприятию нового материала, активизации их умственной деятельности в качестве мотивационного начала урока и актуализации опорных знаний организованно целенаправленное повторение ранее пройденного материала в форме фронтальной работы с целью подготовки учащихся к восприятию новых знаний. Рядом вопросов и учебных задач обучающиеся были подведены к формулированию цели урока. Акцент урока был поставлен на самостоятельную индивидуальную работу детей. Где каждый ребенок к концу урока должен придти к результату, изготовить клинышек для верстака.

Для самооценки учащихся на этапе рефлексии, я использовал ряд вопросов. Дети должны были оценить свою работу и работу одноклассников. Какие были допущены ошибки или нарушения. Что получилось, и что нет, объяснить почему.

В конце урока дано домашнее задание, которое поможет расширить знания по данной теме. Таким образом, урок построен на деятельной основе с использованием приёмов моделирования решения задач в реальной жизни, носит практический характер, и обеспечивает развитие познавательной деятельности и решения поставленных учебных задач.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к предмету.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 5 класс

Тема урока: « Строгание заготовок из древесины »

1. Цель урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать изученный материал по указанной теме.

Воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся, аккуратности, ответственности, неравнодушия к результатам своего труда, практической значимости изготовляемого изделия.

Развивающие: развивать творческую активность учащихся и навыки самооценки.

Формировать УУД:

Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор, активную позицию.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, сравнивание, умение контролировать свою и чужую деятельность, коррекция инициативы, управляющая деятельность, взаимоконтроль и самоконтроль.

Коммуникативные УУД: умение строить диалог и монолог (речевая деятельность), сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражать свои проблемы.

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, анализ ировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели.

2. Задачи:

1. Раскрыть понятия «строгание», «рубанок», «шерхебель», «рабочая поза» .

2. Раскрыть технологию процесса строгания заготовок из древесины.

3. Уметь готовить инструмент к работе, осуществлять наладку.

4. Осуществлять визуальный контроль качества изделия.

5. Соблюдение правил безопасного труда.

6. Делать выводы, обобщать.

3. Ожидаемые результаты:

Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

4.Тип урока: Комбинированный урок.

5.Технологии: Здоровьесбережения, проблемного обучения, дифференцированного подхода в обучении.

6.Ооборудование: столярный верстак, карандаш, линейка, рубанок, шерхебель.

7. Объект работы: клинышек для верстака.

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме «Строгание заготовок из древесины»

Основное содержание

Методы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые образовательные результаты

предметные

УУД:

РегулятивныеПознавательные; Коммуникативные

личностные

Организационный момент мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли вы готовы к уроку? Сегодня мы будем изучать еще один способ обработки древесины и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал и изготовить изделие. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра.

Словесный

Обеспечивает открытую, доброжелательную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проверяет присутствующих.

Проверяют наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.

Приветствуют учителя.

Регулятивные:

Самоконтроль учебной деятельности

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

Обучающиеся готовы к саморазвитию и самообразованию,

умеют мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начало деятельности».

Мотивация к учебной деятельности

Мы уже познакомились с некоторыми столярными операциями. Перечистите их. Сегодня мы будем знакомиться еще с одной.

Проблемный вопрос:

Демонстрирую две одинаковых по размерам доски. Одна остругана, другая имеет шероховатую пиленую поверхность. Вопрос. Давайте сравним две заготовки?

Чем она обработана?

Кто догадался о чём идет речь? С какой операцией мы сегодня будем знакомиться?

Словесный

(беседа), наглядный,

практический

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.

Предлагает обучающимся рассказать, что они уже знают об обработке древесины.

Обращается к классу с вопросами.

Слушают учителя; Определяют тему урока;

Участвуют в постановке познавательной цели урока.

Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются.

Регулятивные:

определяют цели и задачи урок);

Коммуникативные :

участвуют в формировании атмосферы исследования и сотворчества

Познавательные: работают с таблицей

Учебно-познавательная деятельность .

Чтобы получить ровную поверхность детали её строгают. При строгании с поверхности заготовки снимается тонкий слой древесины – стружка. Для ручной обработки заготовок из древесины строганием мы будем использовать рубанок и шерхебель. Давайте сравним два инструмента. В чем различия. Шерхебель служит для предварительного (чернового) строгания заготовок. Рубанок предназначен для окончательного (чистового) строгания заготовок.

Объясняю устройство рубанка. Особенности крепления ножа. Демонстрирую наладку рубанков с креплением ножа клином и винтом.

Словесный

(беседа), наглядный,

практический

Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выяснения различия между стругами и понять их назначение.

Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.

Делают вывод о применении стругов.

Осуществляют сравнение инструментов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Знают отличие рубанка от шерхебеля, в каких случаях их применять. Знают устройство стругов.

Познавательные:

Формулирование проблемы, поиск путей решения;

Информационный поиск;

Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение;

Построение речевого высказывания.

Регулятивные:

Целеполагание;

Планирование;

Контроль;

Оценка и самооценка.

Коммуникативные:

Изложение собственных мыслей и идей, диалог, умение вести дискуссию.

Проявлять познавательный интерес. Понимать: свою успешность при изучении темы.

Уважительное отношение к другому человеку, его мнению .

Самостоятельная работа. Инструктаж.

Перед строганием заготовку устанавливают в на верстаке. Как это сделать? Рубанок ставят подошвой на заготовку и начинают строгание. Для того, чтобы строганная поверхность получилась гладкой и ровной. Надо закрепить заготовку так, чтобы направление волокон древесины совпадало с направлением движения рубанка при строгании. В начале строгания нажимают сильнее левой рукой на переднюю часть рубанка, а в конце движения – правой рукой на заднюю часть. Если леток забился стружкой, то её надо вытащить вверх из летка или прочистить щепкой. Качество остроганной поверхности проверяют линейкой, прикладывая её в разных положениях.

Наглядный,

практический

Раздает заготовки. Предлагает закрепить её на верстаке. Контролирует. Демонстрирует хватку инструмента, рабочую позу, процесс строгания. Контроль строганных поверхностей. Подгонка клинышка к верстаку.

Устанавливают заготовки на верстаки. Готовят инструмент к работе. Строгают, контролируют остроганные поверхности, подгоняют в отверстия верстака.

Индивидуальная деятельность.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера на основе метода рефлексивной деятельности

Ответственное отношение к выполнению учебных задач.

Закрепление, рефлексия, подведение итогов урока

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь?

Словесный

Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Это может быть тест.

Что вызвало интерес?

Что показалось трудным? Какие ошибки были допущены?

Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе.

Регулятивные:

Участие в подведении итогов урока; выработка критериев оценивания работы.

Самооценка.

Познавательные:

Контроль и оценка способов своей деятельности

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

оценивать собственную работу

Самооценка на основе критериев успешности; Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

Следование моральным нормам и этическим требованиям

Домашнее задание

Знать материал параграфа § 13 из учебника;

Творческое д/з (какой еще существует для строгания древесины).

Оценивают свои возможности при выборе д/з.

Записывают д/з в дневник.

Список использованной литературы

1. Примерные программы общеобразовательных учреждений «Технология. Технический труд» для 5-9-х классов; рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

2. Технология: Технический труд. 5кл.: учебник/под ред. В.М. Казакевича, Г.А.Молевой.-2-е изд.,стериотип. – М.:Дрофа,2014.-192 с.:ил.

3. Тишенко А. Т., Симоненко В. Д. Учебник «Технология. Индустриальные технологии» – 5 класс. М.: «Вентана-Граф», 2012


Использованные материалы и Интернет-ресурсы



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS