Главная - Спальня
Курс медитации Vipassana. Работаем с умом и материей. Мой первый опыт. Самостоятельная техника медитации випассана



Вернулся со своего второго курса Випассаны. Там 10 дней медитации по 10 часов в день и полное отсутствие коммуникаций с другими людьми. Кто не в теме - прочитайте . Во второй раз впечатления спокойнее, а результаты интереснее. Сейчас объясню, что это такое, как работает и чем может быть полезно.

Первые впечатления

Отзывы людей после первого курса звучат так: «Это невероятный опыт! Я стал добрее/спокойнее/всё понял! Это изменит твою жизнь! Ты обязательно должен попробовать!». Звучит как секта.

Сравните: «Я начал бегать по утрам, уже 10 дней бегаю. Ощущаю себя потрясающе! Настроение, работоспособность и сон улучшились. Это изменит твою жизнь! Ты обязательно должен попробовать!». Спасибо, я как-нибудь сам решу.

Первые впечатления всегда такие, не обращайте на них внимание.

Что это

Приведу аналогию. Бег - это упражнение для тела. Вам говорят: «Бегайте по 15 минут, следите за дыханием и пульсом». Такие упражнения развивают ноги и дыхалку. Есть тренеры и курсы по обучению бегу.

Випассана - это упражнение для ума. Вам говорят: «Сидите полтора часа с ровной спиной, не двигайтесь, наблюдайте ощущения на теле, но не реагируйте на них». Тренирует равновесие ума и понимание вещей. Есть учителя и курсы по обучению этой технике.

Как это работает

На курсе технику объясняют в терминах на древнем языке Пали. Самому на опыте понятно, а другому человеку объяснять тяжело. Поэтому я взял бумагу, ручку и Википедию и за 10 часов восстановил процесс с медицинской точки зрения. Будет сложно, приготовьтесь.

Каждому ощущению мозг почти автоматически даёт эмоциональную окраску - возникают чувства и эмоции . Чувство - процесс, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Эмоции - те же чувства, но не к объекту, а к ситуации в целом. Дальше я использую чувства и эмоции как синонимы. вики 1 вики 2

Мозг реагирует не только на ощущения, но и на собственные эмоции.

Например, кто-то случайно поцарапал вам машину, и вы разозлились. Событие уже прошло, но вы злитесь ещё 8 часов. То же со страхом, грустью, радостью, интересом, виной, удовольствием.

Получается цепная реакция из эмоций, которые не дают трезво взглять на ситуацию, осознать её и пережить . По одному из определений, переживание - особая деятельность по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни. вики

Проще говоря, переживание - это осознание и накопление опыта.

Но запускается этот процесс, только когда эмоции улягутся. Если что-то отвлечет, эмоция будет вытеснена в подсознание и останется там как психологический комплекс .

Если эмоция была вытеснена, и вам снова поцарапают машину, реакция будет двойной:

Да сколько, @#$%^, можно?!!

Если эмоция была пережита и осознана, реакция будет более взвешенной:

Хм, второй раз поцарапали. Вероятно, здесь ставить машину не стоит. Вот и знак висит...

Получается такой процесс

Сенсорная информация → воспринимается в форме ощущений → в ответ появляются чувства и эмоции → запускается цепная реакция переживаний → которая заканчивается накоплением опыта или вытеснением проблемы в подсознание.

Чем больше у человека пережитого и осознаного внутреннего опыта, тем лучше он понимает ситуацию и разумнее действует.

Чтобы этот опыт получить, нужно перестать множить новые эмоции и спокойно разобраться со старыми. Вот этим я и занимаюсь во время медитации.

Как перестать множить эмоции

  1. Избавиться от внешних раздражителей.
  2. Успокоить ум.
  3. Наблюдать ощущения и эмоции, но не реагировать.
  4. Позволить мозгу вспомнить, осознать и пережить всё, что его волнует.

Разберём практические аспекты.

Как избавиться от внешних раздражителей

Отправиться на курс медитации, где будет 10 дней покоя. Расписание известно, следить за временем не надо, заботиться о еде не надо, вспоминать о работе тоже, связи с внешним миром нет, внутри разговаривать нельзя, читать и писать нельзя, а сама медитация проходит в тихом тёмном помещении.

Как научиться успокаивать ум

Дать ему подходящий объект для концентрации внимания. Лучше всего подходит дыхание - наблюдать, но не пытаться управлять им. И одновременно держать спину прямой. Если замечтаться и согнуть спину, через 10 минут она начнёт болеть. Это гарантированно вернёт ум из грёз в реальность. Система с болевой обратной связью научит концентрироваться на дыхании кого угодно. На это уходят первые 3 дня или 30 часов практики.

Как научиться наблюдать эмоции и чувства

Тут есть хитрость. Эмоции всегда сопровождаются физиологическими проявлениями. Даже если эти эмоции на основе воспоминаний. Вспомнил грузовик на встречке - сердцебиение ускорилось, кулаки сжались, лоб нахмурился. Вспомнил тортик - слюна потекла. вики

Чувство опасности часто воспринимается как неприятные ощущения в животе. Арт-директору не нравится плохой дизайн, и он морщится. Подавление эмоций не работает - они всё равно проявляются в микровыражениях и других физиологических параметрах - на этом эффекте работает полиграф . Сильные эмоции проявляются физиологически сильнее, слабые - слабее (вики), но обязательно проявляется.

Как научиться различать самые тонкие ощущения

Нам поможет явление адаптации и сенсорная депривация.

Органы чувств адаптируются к силе внешних раздражителей. Например, чувствительность глаз в темноте увеличивается до 200 000 раз (вики). Если избавиться от сильных ощущений, мозг начнёт различать слабые.

Сенсорная депривация - частичное или полное лишение органов чувств внешнего воздействия. Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, запускает процессы внутренного подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации, процессы самонастройки и стабилизации психики. вики

Если сидеть в зале для медитации в тишине и полутьме без движения, мозг начнёт различать очень тонкие ощущения. Можно почувствовать разницу температуры входящего и выходящего воздуха при дыхании, процесс сокращения разных отделов сердца, напряжение между бровями при воспоминании о царапине на машине.

Випассана

Когда у человека настолько повышается чувствительность, он учится сканировать тело с головы до пяток, находить ощущения, связывать их с эмоциями и наблюдать. Это и есть техника медитации Випассана. Оставшиеся 7 дней и 70 часов практики уходят на это.

За это время вспоминается, переживается, осознаётся и завершается много эпизодов. На интеллектуальном уровне это происходит в форме инсайтов - неожиданных, отчасти интуитивных прорывах к пониманию поставленной проблемы и «внезапном» нахождении её решения.

На первом курсе люди часто замечают, что у них очень много обрывков мыслей. Что они постоянно отвлекаются. Что большую часть времени они проводят в разных фантазиях, а не в реальности. Вспоминают и переосмысливают поступки. Понимают причины реакций других людей. Это самые частые и самые первые инсайты. Ещё примеры в отзывах и по ссылкам ниже. Дальше всё очень индивидуально.

7 дней практики Випассаны на курсе - как несколько лет в обычной жизни.

Почему 10 дней

10-дневный курс позволяет освоить технику и пережить несколько серьёзных эмоциональных спадов и подъёмов в безопасном окружении. Тогда приходит спокойствие и уверенность.

За более короткий срок спокойствие и уверенность не придут. Курсы медитации по вечерам не могут дать подобного эффекта в принципе.

Техника и курсы

Самой Випассане, как технике медитации, 2500 лет. Техника одна и та же, разные учителя преподают её немного по-разному. Я занимался по программе С. Н. Гоенки . По его программе преподают в 290 центрах медитации почти во всех странах мира. Обучение идёт по аудио-видео-записям Гоенки. На курсе всегда есть сертифицированный учитель для ответов на вопросы по технике медитации, и управляющий для решения бытовых вопросов.

Существуют другие курсы Випассаны, но я про них ничего сказать не могу.

Существуют другие техники медитации. Те, которые связаны с наблюдением за дыханием и умом должны давать похожий эффект (по словам Гоенки). Те, которые связаны с произнесением слов или визуализацией образов - могут давать какой-то свой эффект, но не тот, что здесь описан.

К чему нужно быть готовым

Технике 2500 лет, на таких курсах преподаётся с 1800-х годов, сам Гоенка стал учителем 50 лет назад, и последние 20 лет программа обучения уже не меняется даже в мелочах. Это делает курс крайне традиционным. В таком виде курс точно работает, но в нём много вещей из прошлого.

Техника подходит людям любой религии и атеистам. Есть всего несколько моментов, где что-то объясняется кармой, реинкарнацией и прошлыми жизнями. Эти вещи можно отбросить, они не влияют на технику.

Целью медитации заявляется достижение счастья и просветления. В принципе, техника позволяет последовательно избавиться от всех негативных эмоций и стать абсолютно счастливым. Но так далеко заходить необязательно. Можно работать с тем, что беспокоит сейчас, и действовать по ситуации.

  • Курс ведётся в записи 1991 года в низком качестве с шумами.
  • Гоенка - индус со скрипучим голосом, весёлый, миролюбивый. Он непохож на Учителя из фильмов про монахов. Голос может раздражать.
  • В начале и в конце каждой медитации Гоенка своим скрипучим голосом поёт песни на древнем языке Пали. Звучит устрашающе.
  • В конце каждой медитации ученики зачем-то хором произносят «Сааду. Сааду. Сааду». В зале висит отдельная табличка, объясняющая, что делать это необязательно и даже вредно, если не понимаешь, что это значит. «Сааду» - значит «Согласен». Произносится в ответ на реплику «Пусть все в мире будут счастливы». Это мило.
  • По вечерам лекции про технику. Термины даются на языке Пали и потом объясняются, но воспринимать сложно.
  • Первые 3 дня ничего непонятно. Сидим, наблюдаем дыхание, ничего не происходит. Я выше объяснил, как работает первый этап и что будет на втором, так что вам будет понятнее.

Стив Джобс регулярно медитировал, но в другой технике - дзадзэн . Её цель похожая - успокоение тела и разума. Объекта наблюдения нет. Нужно настолько успокоить тело и ум, чтобы нечего было наблюдать.

В офисах Гугла есть комнаты для медитации, а один из инженеров создал курсы внутри компании и написал книгу , но я не знаю, какая там техника медитации.

Из отзывов других людей

«Випассана - очень простая, рабочая и практическая штука, за которой, как случается с подобными штуками, стоит такая глубина, что затруднительно даже подступиться к описанию. Примерно как с „e = mc²“.» → Александр Горник , 2-й раз

«Как бы ни хотелось скептику обвинить Гоенку в попытке промыть нам мозги, придраться тут не к чему. Будда создал учение, идеально подходящее для атеиста или агностика. Випассана зиждется на шила (по сути, старый добрый категорический императив - кто будет с ним спорить?), самадхи (концентрация ума - очень полезный в жизни навык) и панья (мудрость).» → ЖЖ

«Техника считается универсальной и нерелигиозной, но по вечерам много говорят о Будде. И учат заповедям, как и религии, -  быть добрым, сострадательным, любить всех, не убивать, не воровать, не лгать. Но каждый может взять из техники то, что ему полезно.» → Наталья Молина

«Сам же мистер Гоенка в записи меня жутко раздражал. Во-первых, голосом. Во-вторых, интонациями. В третьих, он очень любил повторять одно и то же слово, или одну и ту же фразу по десять раз, что просто выводило из себя, несмотря на всю випассану» → Георгий Вербицкий

«У всех одна цель - чтобы ты правильно понял технику. Организаторы лучше тебя знают что надо для этого делать и все эти ограничения очень точно продуманы и основаны на опыте. Плюс, широчайше применяется здравый смысл и я не нашёл никаких противоречий с тех, как бы организовал ограничения я сам, как бы хотел, чтобы они работали в отношении меня. Свободу мою никто не трогал.» → Пётр Диденко

«Конечно, не обошлось и без психоделических переживаний. Традиция випассаны славится своим равнодушием к „спецэффектам“. „Попытайтесь это игнорировать и возвращайтесь к практике“, - типичный ответ учителя неофиту по поводу ангелов, с которыми он общался во время медитации. Но мой второй и третий день курса, а так же пару дней в середине - сытный бульон для испытывающего психоделический голод.» → Александр Янкелевич

«Постепенно ты понимаешь, что объективно, а что приходяще. Ты понимаешь что ощущения - очень объективны, у тебя появляется критерий объективности, её образец.» → Пётр Диденко , 2-й раз

«Прошел почти месяц. Вечером я медитирую и мгновенно засыпаю. Я рано встаю, шести-семи часов для сна теперь вполне достаточно. А раньше была соней. Я научилась концентрироваться, поэтому мне легче работать. Радуюсь простым вещам, меньше раздражаюсь, и если что-то не так, мысленно повторяю „И это пройдет“. Помогает!» → Наталья Молина

«В организации, созданной Гоенкой, и ритритах, проводимых ею, очень сильны подражательные и культовые тенденции. Техника способна ускорить и обострить Деперсонализацию и диссоциативные расстройства (как определено в DSM-IV). В описании и рационализации техники много теоретизирования и необоснованных утверждений. Выгоды, которые преподносятся, как результат практики Випассаны, нуждаются в перепроверке.» → Harmanjit Singh

«После медитаций дома я чувствовала себя дерганой и нервной - хотелось бежать и срочно делать все и сразу, хоть разорвись. Но был и положительный эффект - я стала в разы больше успевать, постепенно успокоилась и нашла равновесие випассаны и реальной жизни. Я больше не медитирую специально, но научилась поддерживать состояние концентрации, пока хожу, еду в метро или даже жду лифта. И если наблюдаю ощущения, как нас учили, то даже в самые мерзкие моменты жизни могу совершенно искренне улыбнуться.» → Женя Пронина

«Если бы не медитация и связанный с ней тяжелый умственный и физический труд, это был идеальный отпуск.» →

Випассана является высшим выражением изречения Сократа «Познай себя». Будда обнаружил, что причина страдания действительно может быть стерта, когда мы видим нашу истинную природу. Это радикальное понимание.

Это означает, что наше счастье не зависит от манипулирования внешним миром.

Медитация випассана является рациональным способом очистки сознания. А так же способом очистки от психических факторов, которые вызывают страдания и боль. С помощью випассаны можно осознать то, что не возможно понять находясь в постоянном процессе манипулирования внешней материей.

Медитация постепенно очищает ум, ликвидируя разные формы привязанностей. Будда говорил, что два фактора являются корнем страдания: желание и невежество.

Медитация касается настоящего момента с пребыванием в «сейчас». Медитация заключается в наблюдении за телом и умом с чистым вниманием.

Как випассана связана с религией?

Хотя випассана была обнаружена Буддой, сама медитация - это не буддизм. Это метод, при котором Будда и его ученики освободились от всякого рода страдания и достигли пробуждения.

Этот простая техника является демократическим методом, открытым для людей любой веры.

Является ли медитация бегством от реальности? Нет. Напротив, это истинная конфронтация с реальностью.

Випассана, или медитация прозрения, является фундаментальной буддийской медитацией, заимствованной из южного буддизма. Фокусировка или первичный объект этой медитации - это дыхание, и начало практики начинается с дыхания.

Концентрация на дыхании называется – анапанна. И это переносит вас в состояние «здесь и сейчас». Все дышит. У всех нас есть индивидуальные различия, но мы все дышим. Далее приводится сама техника анапанны.

Как правильно выполнять медитацию?

Сядьте удобно, выпрямите спину и позвоночник, выровняйте голову, шею и грудь. Сделайте два или три преднамеренных медленных глубоких вдоха и закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании, следите за своим дыханием. Существуют два эффективных способа это сделать:

  1. Делайте акцент на мышцы в области солнечного сплетения, которые каждый раз, когда вы вдыхаете, движутся в одном направлении, и каждый раз, когда вы выдыхаете, движутся в другом направлении.
  2. Делайте акцент на внутренней стороне ноздрей и на кончике вашего носа. Почувствуйте, как проходит воздух, почувствуйте легкий шепот воздуха в процессе дыхания.

Когда ваша концентрация ослабевает, мысленно возвращайтесь к одному из вышеуказанных способов. Ваша задача состоит в том, что бы сосредоточиться на дыхании в самом легком из возможных способов.

Цель практики - не отвлекаться на постоянно возникающие мысли. Но еще важнее - это насильственно не отталкивать мысли. Не чувствуйте себя виноватым за то, что у вас возникают мысли. Это естественный процесс.

Старайтесь снова и снова просто привести ваше осознание обратно на основной объект медитации: вдох и выдох. Делайте это спокойно и мягко. Просто продолжайте возвращаться к дыханию.

Если ваше дыхание становится быстрым или медленным, просто плавно следите за дыханием. Не пытайтесь изменить его, просто следите. Любые звуки, запахи, ощущения будут присутствовать, но ваша задача - не обращать на это внимания, а просто наблюдать, как они приходят, и как они уходят.

Возвращайте ваше сознание обратно на свое дыхание. Если ваш ум блуждает, старайтесь очень мягко вернуть его к вдоху и выдоху. Не судите себя, не расстраивайтесь, нет никакого успеха или неудачи в том, что у вас сразу не получается сконцентрироваться, просто плавно возвращайтесь к осознанию своего дыхания.

Все звуки, которые вы слышите, просто замечайте их, но не концентрируйтесь на них. Старайтесь вернуться к своему дыханию.

Если вы испытываете возбуждение или путаницу или скуку или блаженство или ничего не испытываете, просто рассматривайте это как еще одну мысль. Если вы начинаете дремать, сделайте несколько глубоких вдохов.

Если ваш ум становится взволнованным в течение дня, просто начинайте следить за своим дыханием.

Заключение

Вот такую простую, на первый взгляд, технику открыл Будда. Если осмелиться попробовать хотя бы 10 минут делать анапанну, то сразу придет понимание сложности процесса.

В голове будет появляться огромное количество мыслей, которые в течение дня просто не осознаются. Их так де много, а то и больше, но человек не обращает внимание на этот поток, отвлекаясь задачами и проблемами.

Медитация випассана способна научит человека концентрации и сосредоточению на моменте «здесь и сейчас». А если обрести такую способность, то все проблемы начнут отпадать сами собой.

Випассана - все более популярная в России духовная практика (ретрит), участники которой на 10 дней принимают обет молчания, отказываются от связи с внешним миром и остаются наедине с собой. В попытках выяснить, помогают ли такие практики изменить свою жизнь, «Афиша Daily» записала истории тех, кто прошел буддистскую випассану в России и за границей.

Юлия Рудометова

О жизни до випассаны

В 2014 году я ушла из офиса, где проработала четыре года. Это был сложный период поисков себя. Я отправилась в Юго-Восточную Азию с билетом в один конец, но путешествие закончилось досрочно: я сломала лодыжку. Пока лежала в гипсе, подруга прошла випассану в Непале. От нее я и узнала об этой практике. К концу года, восстановив здоровье и проработав полгода в гастрономическом журнале, я бросила себе очередной вызов.

В России официальные ретритные центры випассаны находятся в Подмосковье, Петербурге и Екатеринбурге. Выбор был прост: в Питере и Москве я была, а на Урале еще нет. В декабре подала заявку на март (нужно заполнить анкету, в которой спрашивают о твоих целях и предыдущем опыте каких-либо практик), мне ее одобрили, и 8 марта 2015-го я уже была в Екатеринбурге. Когда я летела на випассану, я до конца не осознавала, что мне предстоит. Знала, что это будет некое испытание. Наверное, если бы я заранее выяснила, какое именно, то сто раз подумала бы, ехать или нет.

Как устроена випассана

Центр випассаны на Урале арендует территорию детского лагеря в сосновом лесу поселка Сысерть. Мы вставали в 4.00, шли на двухчасовую медитацию, потом завтрак, после него 1,5 часа до следующей медитации - это мое любимое время. Я тут же шла обратно досыпать, сытая и довольная. Отбой был в 22.00, но шести часов сна было ничтожно мало. На медитации уходило около 15 часов в сутки. Никаких дел, кроме медитации, не было. В день мы ели 2,5 раза: завтрак в 6.00, обед в 12.00 и что-то вроде полдника в 16.00, на котором давали половинку фрукта и стакан молока. До следующего завтрака только столовая вода. Еда была вегетарианская, но разнообразная.

Брать еду с собой на випассану нельзя. Обысков при заселении не устраивают, все на твоей совести. Помню, в общем коридоре на этаже из мусорного ведра торчали обертки от шоколадок, печенья и даже пустая пачка сухого собачьего корма. Не всем легко выдержать такой режим питания. Моя соседка таскала с обеда хлеб, сушила его на батарее, а перед сном хрустела. Бытовые условия меня не испугали. Мы жили в комнате по 3–4 человека, и в нашем здании не было душа: приходилось с мокрой головой, замотанной в полотенце, в минус 10 градусов идти из одного корпуса в другой.

Правила випассаны

В первый день ты принимаешь условия випассаны. Отказываешься от всех видов связи с внешним миром и даешь обет молчания на все десять дней. Что бы ни случилось в мире - ты об этом не узнаешь. Все ценные вещи, документы, кошелек сдаются на хранение. Нет ни ноутбука, ни телефона и какой-либо возможности позвонить. Нет всех тех вещей, которыми ты привык забивать свое свободное время: фильмы, книги, музыка, рисование. Есть только ты, и больше ничего. Избавиться от телефона и интернета на 10 дней - это уже роскошь в наши дни.

Випассана подразумевает сегрегацию полов: мужчины и женщины жили в разных корпусах. Мы пересекались только в общем зале медитации, где девушки сидели с правой стороны, а мужчины - с левой. Под запретом не только тактильный контакт с кем-либо, но и контакт глазами: один случайный взгляд может выбить из равновесия на два дня. Знаю, что некоторые перемигивались, особенно те, кто приехал парами. Одна девушка после випассаны призналась, что на общей медитации у нее было удобное место и она могла рассмотреть всех симпатичных парней. Я же честно приняла правила игры: все время смотрела в пол и не пропустила ни одной медитации.

Выдерживали не все. Помню, две девушки поссорились из-за форточки: одной было слишком жарко, другой - слишком холодно. Они нарушили обет молчания и высказали друг другу свои недовольства. Такое часто случается в середине випассаны: говорят, из человека лезут бесы, выплескивается накопившаяся агрессия.

О медитации

Самое сложное - медитировать. Это длится не 15–20 минут, а долгие часы каждый день. Тяжело не только телу, тяжело успокоить мысли. Первый день в голове был настоящий покерный клуб. И я не могла контролировать этот процесс. Бесконечные изнуряющие потоки мыслей. Ты пытаешься сосредоточиться на дыхании, а в голове вечеринка. На второй и третий день, когда люди уже долго пьют и болтают, шумная вечеринка становится вялотекущей. И эти люди устроили в моей голове караоке! Я не подозревала, что знаю репертуар Филиппа Киркорова. Стараешься медитировать, а в голове неожиданно включают «Кукарача, кукарача…». На четвертый день мысли наконец утихли. Совсем.

В середине випассаны у нас были медитации твердой решимости, когда тебе нельзя шевелиться: принимаешь позу и 60 минут сидишь неподвижно. Первый день я провалила все три медитации. Ноги затекали, спину ломило. Казалось, это невыполнимая задача. Кстати, идеальной тишины там не было. В общем зале медитирует более 80 человек: кто-то чихнул, почесался, высморкался, кто-то шуршит молнией, подушкой. Но ты учишься этого не замечать. Одна из главных задач випассаны - научиться чувствовать жизнь в каждой клеточке своего тела. Это трудно и сначала не получается. Но ближе к концу випассаны мне это удалось. У меня было ощущение, что я, как новогодняя елка, свечусь. Я могла направить энергию в мизинец правой ноги, на изгиб локтя, мочку уха или затылок. Звучит неправдоподобно, но это так.

О недоверии

Ежедневно с 20.00 до 21.00 нам читали лекции, на которых рассказывали общие вещи про випассану. На пятый день лекция была про благодарность и денежные пожертвования. В один миг мне все стало казаться бредом: мы, как сектанты, внимательно слушаем эту чушь. Появилась мысль, что сейчас меня заставят переписать все свое имущество. Хотя ничего такого не было. Как известно, випассана работает за донейшен: ты оставляешь в конце столько, сколько считаешь нужным и можешь себе позволить. Если у тебя нет денег, то никто не осудит. Вместо этого ты можешь в следующий раз послужить: убирать комнаты, готовить или стать менеджером курса. Конкретную сумму оплаты никто не называет. Был только один момент, который мне не понравился: когда ты оставляешь пожертвование, в тетрадь записывают твою фамилию и сумму, которую ты опускаешь в специальный ящик.

На следующий день мысли все бросить и уехать, к счастью, прошли.

О возвращении

Близкие друзья знали о випассане, а родителям я сказала, что уезжаю в йога-лагерь, где нельзя пользоваться телефоном. Оставила им телефон экстренной связи со словами, что по нему можно звонить только в случае землетрясения или цунами. Родители выдержали, не звонили, хотя мама до сих пор подозревает, что я была в секте. А как только включила телефон, узнала, что умерла бабушка, а еще меня неожиданно уволили из журнала. Для меня это было шоком, и я долго приходила в себя. После випассаны сделала на запястье татуировку - слово anicca («аничча», язык пали), означающее «все временно, и нет ничего постоянного».

Полтора года назад я переехала жить в Крым. Работала на фрилансе и параллельно начала заниматься новым делом по душе - организацией экскурсий и вечеринок в разных городах.

Випассана стала логическим продолжением моего незаконченного азиатского путешествия. После нее я начала делать то, что я хочу, а не то, чего ждут от меня другие. Сейчас подумываю пройти еще раз, но уже в другой стране.

Игорь Будников

О жизни до випассаны

На пятом курсе МГИМО я устроился юристом в американскую компанию: престижное место, большая зарплата. Казалось бы, я должен был быть доволен жизнью. Но, оглядываясь назад, понимаю, что это были самые несчастные годы моей жизни.

Про випассану я узнал примерно за пару лет до того, как я первый раз в нее поехал. Я начал заниматься йогой и слышал в йога-центре, что есть такая штука, как випассана, но для чего она и о чем, не понимал. Випассана предполагает, что десять дней ты не пользуешься интернетом и телефоном - полностью исчезаешь из социума. А моя работа требовала, чтобы я был на связи 24/7. У всех сотрудников были Blackberry (мы их назвали «электронные поводки»), которые надо было круглосуточно держать при себе. Мой образ жизни был несовместим с исчезновением. Да и корпоративная культура не одобряет такие устремления работников. О випассане я думал два года, а потом понял, что пройдет еще два года - и ничего не изменится. Я перестал получать удовольствие от работы. Проще говоря - все достало. В 2012 году я с большим трудом согласовал трехнедельный отпуск (самый долгий за шестилетнюю карьеру) и выбрал даты випассаны.

Как устроена випассана в Малайзии

Почему я выбрал Малайзию? Так совпало с графиком отпуска, а еще меня привлекал климат и возможность после ретрита отдохнуть в Таиланде. Центр в Малайзии специально построен для проведения випассаны. Условия очень хорошие: у каждого студента отдельная маленькая комната с туалетом.

Випассану я проходил вместе со своей девушкой. Это усложнило задачу, потому что подобные ретриты предполагают индивидуальную работу: мужчины и женщины живут в разных частях центра, а в зале для медитаций и в столовой сидят по разные стороны. Мы причиняли много неудобств: часто переглядывались, обменивались знаками и улыбками, за что нас дважды вызывали на ковер к учителю и грозно предупреждали: еще раз повторится - и нас выгонят. Любой взгляд, жест или записка могут стать навязчивой идеей на несколько дней: «Она мне улыбнулась. Что это значит, что она хотела этим сказать?» Мы с Наташей встречались полтора года, и, видимо, была та стадия отношений, когда находиться поодаль было невыносимо.

Русских, кроме нас, больше не было: несколько европейцев, китайцев, больше всего малазийцев. Дисциплина жесткая: подъем в 4.00 утра и медитации до 21.00. Это была классическая випассана по системе Гоенки, которая включает в себя один вид медитации: сидя и неподвижно. В других традициях сидячие медитации чередуются с ходьбой. Испробовав на себя разные ретриты, могу точно сказать, что провести весь день сидя на полу по-турецки очень сложно. Часто это были просто муки, когда ты ждешь, когда же раздастся сигнал, означающий, что можно встать, попить и сходить в туалет. Через 15 минут мы возвращались и сидели еще один час. Из 12 часов медитации в день в лучшем случае эффективными были только 4–5 часов. Остальные были попросту страданием различной степени тяжести. Раз в день мы слушали лекцию в записи. Для меня и Наташи запись отдельно включали на русском языке. Настоящая випассана проводится бесплатно, но в конце ты можешь оставить пожертвование.

О боли

Перед поездкой у меня защемило спину. Я регулярно ходил к массажисту. Вроде бы стало лучше, но в самолете боль вернулась. Я переживал: кто мне будет вправлять спину на випассане и как я вообще буду медитировать? Я пришел к учителю пожаловаться на спину, и он сказал: «Понаблюдай эту боль, и через четыре дня она исчезнет». Первые несколько дней прошли как на каторге, но на четвертый день, совпадение или нет, боль уменьшилась. Випассана - самоубийство для ума, поэтому он с первого дня искал тысячу причин и отговорок, почему нужно сбежать. В моем случае это была боль в спине.

Ближе к вечеру у нас был часовой перерыв на вечерний чай. На сам чай уходило минут 10, и оставалось еще 50, которые нужно было себя чем-то занять. Я не помню раньше, чтобы ощущал такую фундаментальную скуку: нельзя читать, писать, слушать музыку. Никаких развлечений вообще. Медитировать уже нет сил, сидеть устал, спать не хочешь. В это время каждый сходил с ума по-своему. Кто-то изучал жизнь муравьев. В Москве в свой свободный вечер я либо встречался с друзьями, либо шел в кино. Остаться один на один с собой, не включая музыку или телевизор или не развлекая себя едой, почти невозможно. Я не подозревал, насколько беспокойный у меня ум. Во время медитаций был хаотичный поток мыслей: о работе, уволят меня или нет, о еде, о сексе, о том, сколько еще осталось сидеть, о боли, о родителях, друзьях, в голове крутятся на повторе песни, которые ты случайно услышал по радио. И ты не можешь с этой кашей в голове ничего сделать. Нам говорили, что мысли отражают то, как ты живешь. И до тех пор, пока такая голова, жизнь тоже будет кашей.

Первая продуктивная медитация была на шестой день. Последняя сессия вечером, перед сном. Я перестал чувствовать боль и потерял ощущение времени. Я был в необычном для себя состоянии, будто покурил марихуану. Цвета стали ярче. Я шел от зала медитации в свою келью 40 минут, хотя расстояние там 50 метров. Кажется, впервые в жизни я со слезами на глазах разглядывал деревья, луну и насекомых. Последний день - день освобождения - был счастьем. Я, правда, так и не понял, чем хочу заниматься, но смог наконец обнять свою девушку.

Об изменениях

Я думал, что випассана - это волшебная таблетка, которая мгновенно решит все проблемы. Но это не так. В нашей фирме была особая мотивация к работе: каждый год сотрудникам прибавляли зарплату. Когда я вернулся в офис после отпуска, первым делом забрал свой конверт. Развернул, посмотрел на цифру, которая была больше, чем год назад, и расплакался. Если дописать нолик сзади или умножить на два, ничего не изменится. Работа осталась такой же, какой я ее оставил. Примерно через полгода я уволился.

Я прошел больше десяти ретритов. Даже если занимаешься любимым делом и проводишь весь год в приятных местах, в голове все равно накапливается мусор. На мой взгляд, ретрит раз год - это базовая гигиена для сознания. Я бы сравнил медитацию с ежедневной чисткой зубов. Почистил зубы - ощущения во рту приятные, свежо. А если по какой-то причине не почистил, жить можно, но испытываешь дискомфорт. Самым тяжелым был 21-дневный ретрит. Это как бег на длинную дистанцию. Кажется, что медитировать больше нет сил, но через пару кругов открывается второе дыхание.

Вместе с работой поменялось отношение ко всему. Раньше для меня было важно, одежду какой марки я ношу и в каких ресторанах бываю. Сейчас мне все равно. Да, я так и не ответил на вопрос, в чем мое предназначение. Но возможно, и не нужно искать ответ. Просто делать то, что тебе нравится и во что ты веришь.

Об отношениях с родителями

Я до последнего не говорил родителям об увольнении. Морально готовился к скандалу: «Ты что такое придумал?! Не глупи». В итоге полетел к ним в гости в Поволжье, чтобы отпраздновать свой день рождения. Мы сидели за праздничным столом, и тут я сказал: у меня новость. Воцарилась гробовая тишина. Но реакция меня поразила. Мама сказала: «Знаешь, я давно думала, что тебе надо попробовать что-то еще». А папа только спросил, чем я планирую заниматься. Отношения с родителями очень поменялись. Они, глядя на меня, стали вегетарианцами. Им уже 60 лет, но они в теме всего, чем я занимаюсь. Более того - они сами прошли випассану. Они фермеры, выращивают зерно. Раньше работа им постоянно приносила стресс: кредиты, зарплаты, что-то вышло из строя. А сейчас они перестали воспринимать все близко к сердцу. И от этого, надо сказать, бизнес только выиграл.

Марина Белых

О жизни до випассаны

В течение 16 лет я работала в большой медиакомпании - от ночного диджея на Rock FM (затем были Love Radio, Energy, «Европа плюс») и руководителя проектов до PR-специалиста и топ-менеджера. На пике карьеры я поняла, что больше не хочу этим заниматься: продавать людям то, что им не нужно.

У меня трое детей. Им, как я поняла позднее, не хватало родительской любви, хотя я отказывалась это замечать. Четыре года назад я уволилась, чтобы быть с детьми. Примерно в то же время мы с мужем решили развестись. Развод - это всегда болезненно, когда от тебя будто бы отрывают часть и остается пустота.

Я была не то чтобы на распутье, но у меня происходила смена системы координат: я бросила карьеру, развелась с мужем и была в поиске чего-то простого и настоящего, хотела вырваться из потребительского мира, в котором жила все это время. Моя приятельница сказала: «Слушай, а съезди на випассану!» Я ничего об этом не знала, но решила попробовать: вдруг это поможет найти успокоение. Детям нужна стабильная и счастливая мама, а не мама в погоне за новой машиной, помадой или впечатлением.

Что происходит на випассане

Я записалась на випассана-центр на Урале - это были ближайшие даты со свободными местами. Женщине не всегда удается куда-то вырваться из-за детей и домашних забот. Но я всех распределила по родственникам без лишних объяснений, куда еду и зачем. Все-таки я уже взрослый человек - и если мне нужно куда-то уехать на 10 дней, значит, нужно.

Первый день прошел легко. У тебя полно сил, вокруг новая обстановка. Второй день начинаешь грузиться - все идет не так, не хватает коммуникации. Сложнее всего было отказаться от сигарет. Признаюсь: я все-таки заныкала с собой пачку и курила на третий-четвертый день под соснами в шоке от происходящего. Вообще, випассана - очень гуманная практика. Никто тебя не заставляет ничего делать. Вместо медитаций в комнате спишь? Окей, это твое решение.

На третий день медитаций по 12 часов я вышла на улицу и увидела, что все звезды на разной высоте, разного цвета и яркости. В первую секунду подумала, что сошла с ума. И не на шутку испугалась. Учитель сказал, что я наконец перестала думать о себе и увидела мир. Это были мои личные ощущения, не спровоцированные химическими веществами. Был момент, когда мне даже захотелось уехать в монастырь: в этом же истинное счастье! Это лучше, чем любой оргазм, чем деньги, чем экстрим, чем путешествия. Ощущение можно сравнить с рождением ребенка: первые несколько минут, когда кладут младенца на грудь, - самые счастливые в твоей жизни. Випассана напомнила мне об этих чувствах. Только в этот раз было рождение самой себя.

О боли

У меня из-за травмы нет подтаранного сустава в стопе. Чудо, что я вообще могу ходить и даже изредка вставать на каблуки. Разумеется, периодически накатывает сильная боль. Я сразу сказала учителю курса, что не смогу сидеть в позе, которую они рекомендуют, - коленки под себя. Он спросил, давно ли была травма и, когда узнал, что шесть лет назад, сказал: этого уже ничего нет, давай попробуем. Я возмутилась: как это ничего нет? У меня даже справка об инвалидности была! Но я поверила ему. Нога болела до слез. Я изо всех сил старалась абстрагироваться, но все мысли возвращались к боли. На випассане учат наблюдать свое дыхание и отключать внутренний диалог. И каждый день боль становилась все меньше: сначала пульсация, затем легкое покалывание, а потом совсем ничего. Я четыре часа сидела на больной ноге - а боли не было. Потом, конечно, реальность нахлынула и боль вернулась. Поэтому на випассану стоит ездить время от времени, чтобы не потерять этот навык.

Об изменениях

Випассана - это очень физиологичная техника, в которой, в отличие от других практик, ничего не нужно визуализировать или домысливать. Это своего рода физкультура для мозга, с помощью тела тебя учат чувствовать окружающий мир без оценочных суждений.

Не могу сказать, что випассана изменила мою жизнь. Но она стала толчком к изменениям. Я переехала из маленького провинциального города в Москву. Увлеклась педагогикой Монтессори, сейчас получаю международный диплом Монтессори-педагога. Випассана изменила мое отношение к детям: мы четверо все разные, но это нормально. Я научилась внимательно слушать их, разговаривать без спешки и проявлять уважение. А уважение - это безусловное право человека иметь мнение, отличное от твоего собственного.

Некоторые меня до сих пор спрашивают: «Марина, откуда у тебя столько терпения и сил? Как у тебя получается быть всегда такой спокойной и жизнерадостной?» Я никого не агитирую проходить випассану, но рассказываю, что стало катализатором этих изменений.

На випассане у меня обострились обоняние и слух. Помню, после очередной медитации стояла на улице, услышала звук подъезжающей машины и почувствовала запах бензина, но никого не было. Через минуты четыре машина подъехала. Наконец я смогла бросить курить после пятнадцатилетнего стажа, преодолеть страх перед болью (встала на горные лыжи!), наладила отношения с родителями. Самое главное - я перестала бороться с миром.

Духовное самоочищение зародилось еще в древней Индии, но его и по сей день активно практикуют совершенно разные люди по всему миру.

Самой давней практикой является медитация випассана, она очень популярна и ныне, ведь подходит всем, даже тем людям, которые очень далеки от религии буддизма.

Благодаря этой мудрой технике вы сможете легко научиться жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром, быть счастливым.

Дословно название этой практики переводится как «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле», а главная задача ее – очистить человеческий ум от негатива, от зла и загрязнений, чтобы обрести духовную свободу. Медитация випассана – техника не сложная, однако требует определенных знаний и действий от человека.

  • Действие випассана направлено на то, чтобы избавлять людей от страданий;
  • Практика дает возможность жить с ощущением легкости, счастья и гармонии;
  • Медитация випассана полностью очищает человека от всех плохих эмоций и переживаний;
  • Эта методика никоим образом не привязана к религии, потому подходит всем;
  • Медитация позволяет в корне изменить свою жизнь, обрести духовный покой.

Основные цели и задачи медитации випассана

Практика была несправедливо утрачена и забыта древним народом, однако сам великий Будда вернул ее людям в 500-х годах до н.э. Каким же образом она помогает избавлять человеческие души от страданий и моральных мук? Дело в том, что духовная практика учит реагировать правильно на события в нашей жизни, как положительные, так и отрицательные, чтобы сохранять необходимый баланс. Медитация випассана помогает устранить три главные первопричины человеческих бед:

  1. неведение;
  2. отвращение;
  3. влечение.

Традиционно, эта духовная практика самоочищения длится ровно 10 дней, на протяжении которых вы помогаете себе совершенствоваться, постигать тайные истины, просветляться духовно и, как итог, обретать долгожданное умиротворение.

Современные последователи и учителя практики випассана утверждают, что проводить ее следует в уединении, относиться к каждому новому дню техники серьезно, но не воспринимать ее как панацею от всех земных бед. Медитация випассана способна излечить и физическое тело (ведь духовный и материальный мир всегда тесно связаны между собой, очищение тонких сфер неизбежно отражается и на нашем общем самочувствии), однако важно понимать, что должный эффект следует ожидать лишь после правильной, продуктивной работы на протяжении всех 10 дней практики.

Помните о том, что любая духовная практика – это всего лишь ваш путеводитель, наставник или некий инструктор, который помогает направить вас к необходимым мыслям, действиям и выводам, дает важные для самосовершенствования знания. Однако работать над собой придется вам самим, и лишь от вас будет зависеть финальный итог. Нельзя ожидать духовного очищения и просветления, если за 10 дней практики вы не соблюдали всех необходимых предписаний.

Медитация випассана: техника и предписания

В силу того, что духовная практика имеет множество тонких нюансов, знаний и наставлений, в одиночестве ее выполнять будет очень затруднительно. Потому мудрые последователи Будды помогают современному человечеству и направляют новых учеников к верному пути. Ныне медитация випассана преподается для всех желающих, а учитель помогает соблюдать важные правила, удерживает мысли практика в правильном направлении на протяжении всех 10 дней. Практика состоит из трех своеобразных курсов, выполнять которые следует поэтапно:

  1. В первую очередь вы должны узнать и выучить все предписания, чтобы неукоснительно выполнять их. Без этих разумных ограничений невозможно сконцентрироваться на своем тонком мире и энергетических вибрациях, потому как материальные ощущения будут отвлекать разум.
  2. Затем учитель предлагает дыхательную технику (это специальная методика, которая фокусирует все ваше внимание на воздушном потоке, на его циркуляции вокруг вашего тела и в нем самом). Такой прием помогает отсечь все лишнее, заставить человеческий ум полностью очиститься от любых ненужных чувств, ощущений, мыслей. Благодаря этому этапу будет проще сконцентрироваться, сделать свой дух восприимчивым для дальнейших учений, максимально точно донести до своего разума новые знания.
  3. Завершающий этап – это концентрация на ощущениях своего физического тела, на материальных чувствах, чтобы овладеть техникой отсечения. Заставьте себя ясно осознать, что все эти чувства совершенно не значащие, не важные, научитесь полностью игнорировать их. В десятый же, самый последний день медитации випассана, вы начинаете концентрироваться на чакрах любви, доброты и понимания. Заполняете этими положительными вибрациями свое самосознание, чтобы они могли оказывать эффект и на других людей, позитивно влияли на окружающий мир.

Предписания для медитации випассана

На протяжении всего курса, всех 10 дней медитации и практики, вы следуете указаниям своего духовного наставника, придерживаетесь ограничений, не нарушаете запреты.

Выше уже упоминалось, как неразрывно связаны два мира – материальный и энергетический, тонкий мир нашей души. Если тревожащие чувства первого мира преобладают в нашем сознании, то глубоко проникнуть в мир духовный будет невозможно. Поэтому медитация випассана начинается именно с того, что берет под контроль физическое тело и животное начало, не дает этому помешать духовному просветлению. Для гармоничной практики необходимо:

  • Воздержаться от убийства любых живых существ;
  • Воздержаться от плотских утех и любых половых контактов;
  • Воздержаться от воровства и подобных злодеяний;
  • Воздержаться от принятия веществ, опьяняющих рассудок (алкоголя, наркотических средств и пр.)
  • Воздержаться от лжи.

Учитель посоветует вам приостановить любые религиозные начинания на время медитации випассана, не придерживаться поста, не молиться и не совершать прочих подобных деяний. Это необходимо для того, чтобы ничего более не отвлекало вас, чтобы вы целиком и полностью погрузились в практику. После окончания курса медитации випассана вы сможете сразу вернуться к прежнему образу жизни.

Супругам на время практики следует спать в разных кроватях, чтобы не тревожить друг друга отвлекающими плотскими мыслями. Медитация предполагает полное разделение полов, а также уединение на протяжении 10 дней курса, потому лучше исключить любые физические контакты с людьми. Следует подумать и о новом месте для сна: мудрецы этой методики советуют спать на низком, твердом ложе.

Чего стоит ожидать после удачной медитации випассана

Уже на десятый день курса вы начинаете ощущать благоприятные перемены в своей жизни. Тревоги и страхи, беспокоящие и отравляющие ваш ум ранее, уменьшаются и исчезают, а вместо них внутри разливается чувство покоя, благодатной тишины, умиротворения.

Человек спокойнее реагирует на неприятности и жизненные неурядицы, легко переносит неудачи, они не способны его сломить или лишить сил. Каждый день не покидает ощущение тихого счастья, невесомости в мыслях. Вы буквально расцветаете! Медитация випассана отзывы имеет настолько впечатляющие, что круг ее приверженцев и число новых учеников растет год от года.

Медитация випассана – это духовная практика, которую следует периодически повторять. Это помогает сохранять чистоту ума, избавляться от негативных переживаний прошлого опыта. Возвращайтесь к практике через определенное время, чтобы поддерживать качество своей духовной жизни на высоком уровне, повышать свою моральную стойкость.

Кроме того, после курса випассана человек начинает излучать духовный свет, он способен одаривать своим добром и теплыми вибрациями других людей, улучшать окружающий мир, способствовать наполнению его любовью, чистотой и миром. Вы начинаете жить не просто лучше, но и на благо мира!

Про випассану (которая, кстати, во многих странах успешно проводится в тюрьмах) еще говорят «отсидеть». Почему за освобождением нужно отправляться в конц­лагерь? И верно ли идти к избавлению от душевных и телесных мук путем насильственного страдания?

Только так — свидетельствуют 25 веков канонической традиции - можно получить опыт монашеской жизни, встретиться с самим собой и достичь тишины на уровне ума. Освобождение от застарелых болезней, зависимостей, прилив энергии, похудение, нормализация физиологических ритмов организма - не цель, но следствие практики.

ЧТО ТАКОЕ ВИПАССАНА

Это древняя техника, которая была известна в Индии за несколько тысячелетий до нашей эры. Ее основные идеи были описаны еще в Ведах. Затем, в VI веке до нашей эры, ее вновь открыл Гаутама Будда.

В суттах Палийского канона Будда и его ученики употребляют словосочетание «випассана-бхавана», что значит «развитие видения-как-есть». Те, кто занимается таким развитием, должны прийти к осознанию непостоянства (аничча), неудовлетворительности (дуккха) и безличности (анатта) явлений опыта (дхамма). Такая практика должна привести к растождествлению с элементами опыта и таким образом устранить предпосылку для появления психологического, а затем и физического страдания. Випассана-бхавана в Палийском каноне - одно из двух основных направлений развития медитации наряду с саматха-бхавана, развитием спокойствия, собранности и сосредоточения. Жесткость курсов, ставящая осознанное восприятие в экстремальные условия, позволяет использовать все ресурсы осознания на полную мощность и приводит к сильнейшему медитативному опыту в кратчайшие сроки.

На данный момент випассаной чаще всего называют методики медитации, преподававшиеся Махаси Саядо и Сатья Нараяном Гоенкой. В Индии, а также в России и на Украине большую популярность приобрели 10-дневные курсы випассаны по Гоенке, в то время как в традиционно буддистских странах – Таиланде, Мьянме и Шри-Ланке – чаще можно встретить випассану по Махаси Саядо. Внешнее отличие последней школы в том, что медитация практикуется одинаковое количество времени сидя и при ходьбе.

Череда запретов

Опыт випассаны в первую очередь складывается из череды запретов. Монах (а в данном случае и ученик, решивший пройти випассану) живет подаянием (практика проводится на благотворительные взносы студентов предыдущих курсов), ему ничего не принад­лежит, кроме одежды, он поднимается в 4 утра с ударами гонга и медитирует до 21:30 в общем зале или в келье с двумя часовыми перерывами. Он не ест мяса и не принимает пищу после 12 дня (веган­ское питание - разнообразное, изобильное и очень вкусное: на кухне работают служащие из числа старых студентов). В качестве послабления для новичков (так называемых «новых студентов») дают один фрукт и чай с молоком на полдник. В корпусах всегда стоят чайники с отварами трав - успокоительным, слабительным, желудочным, почечным, грудным сбором. От неподвижного сидения, хоть и с короткими перерывами на разминку и отдых, часто обостряются хронические болезни, случаются бессонница и запоры. Все это предлагается считать частью практики, однако некоторые покидают курс из-за проблем со здоровьем, а кто-то не выдерживает психологически - в среднем беглецов около пяти человек на курс. Их отпускают только после беседы с помощником учителя (моя первая соседка сбежала ночью, тайно, в моих джинсах). Если спустя годы они решаются вновь пройти курс, их несколько раз испытывают отказом, укрепляя намерение.

Говорить о наболевшем можно только с менеджерами (практиками с большим опытом ретритов). Они тактично и с большим участием решают бытовые вопросы (даже специально ездили в ближайший город мне за лекарством). Они же выступают переводчиками в беседах с помощником учителя (обычно это прошедшие специальное обучение в медитационных центрах этой традиции европейцы или индусы, владеющие английским), следят за дисциплиной и режимом. Если вы откровенно отлыниваете в часы медитаций в комнате - качаетесь на качелях на улице или просто спите, - вас мягко вернут к практике. С их помощью можно сделать внушение соседу, если он слишком хорошо пахнет или хомячит под одеялом колбасу, что мешает вам сосредоточиться. Кстати, через пару дней, когда обостряются все органы восприятия, начинаешь ценить и обет молчания, и простоту еды, и запреты на парфюмерию, афродизиаки, отвлекающие внимание окружающих от практики. Молиться и выполнять асаны тоже запрещено. Помогать служащим готовить и мыть полы нельзя - это не ваша обязанность. В общем, создана ситуация, при которой нашему беспокойному уму совершенно не за что зацепиться и он обречен на глубокое погружение в себя. На самом деле именно это и является причиной, делающей випассану для многих невыносимой: и правда очень непросто так долго оставаться наедине с самим собой.

10 дней тишины

Именно эта техника, как вещает в своих медитационных центрах по всему миру Гоенка (успешный бизнесмен, однажды избавившийся с помощью этой случайно обнаруженной им в Бирме древней техники от мучительной мигрени), привела Гаутаму Будду к просветлению. Випассана заявлена как не относящаяся ни к одной из религий, но путь ученика випассаны вполне по-буддистски начинается с поисков прибежища в истине - это шила (нравственность), самадхи (покой ума) и панья (интуитивная мудрость). По прибытии на курс студенты заполняют анкету (хрониче­ские болезни, принимаемые медикаменты, нет ли проблем с психикой, каковы отношения в семье, был ли наркотический, целительский, эзотериче­ский опыт). В ней же все обещают не ступать ни шага за территорию семинара до конца 10-го дня и следовать требованиям нравст­венного поведения: не убивать, не воровать, не лгать, отказаться от интоксикантов и любой сексуальной активности. После заселения в четырехместную комнату студент получает номер своего места в зале. Это место - один метр с полосатым ковриком.

Волевой порог

Вечером первого (на самом деле «нулевого») дня все повторяют мантру на языке пали - формальную просьбу научить медитации Анапана. Эта простая с виду медитация продолжается три дня - учеников просят следить за дыханием и ощущениями с посте­пенным сужением участка наблюдения до треугольника под носом. По идее, так достигается самадхи - острота ума, способность концентрироваться на ощущениях тела. Но поначалу не выдерживаешь и минуты, чтобы не отвлечься на игры разума. Про эту борьбу за право быть в центре собственного внимания потом хорошо сказала моя соседка: «Твое левое полушарие идет войной на правое, а ты вроде не при делах - наблюдаешь за дыханием». Перед каждым заходом на час-полтора медитации голос Гоенки на англий­ском с жутким индийским акцентом озвучивает все инструкции, а следом мягким женским голосом идет русский перевод.

На экране

На четвертый день дается сама техника випассана - перемещение участка внимания по всему телу. Развитие уравновешенности и осознанности путем наблюдения за ощущениями во всем теле и, как следствие, понимание закона их непостоянства, иллюзорности (аничча) - это способ достичь интуитивной мудрости. Смысл техники - в наблюдении единственно объективной реально­сти - реальности своего тела.

Перемещение внимания, по идее, должно становиться непрерывным потоком тонких, то есть приятных ощущений. А грубые ощущения - боль, неудобство, онемевшие ноги и негнущаяся спина - уходят, потому что ты не придаешь им значения. Но и собст­венное эфирное тело из светящихся частиц, и внутреннее видение чакр, и все волшебство, которое может принести свободный поток энергии («продвинутым» предлагается направлять его вглубь тела, прощупывая позвоночник), - лишь ощущения, которые появляются, чтобы потом исчезнуть. Потому что все пройдет, ведь закон природы - непостоянство, аничча.

О СВЯЗИ ЙОГИ И ВИПАССАНЫ

Илья Журавлев, инструктор московского центра «Йога 108»:

«Осознанность и наблюдение ощущений без неприятия или привязанности к ним часто рекомендовал поддерживать во время выполнения асаны мой первый учитель. Позже, обучаясь в Индии у других мастеров, я встречал похожий подход. Наверное, это обычное дело для культур, где широко известна медитация. Но у нас встречается, что практикуют асаны в резком, «спортивном» стиле. Тогда исчезает текучесть, энергия движется негармонично. Встречается и «зависание» на ощущениях, желание «поймать кайф» либо, наоборот, паническая боязнь неприятных ощущений и дискомфорта. Думаю, что опыт випассаны может помочь исправить подобные препятствия в практике йоги. И всем искренне посоветую: «прочитать» и «попробовать дома» – это совсем не то. Не стройте иллюзий – вы никогда не сможете, живя в социуме, воссоздать режим интенсивного ретрита».

Тайна третьей планеты Випассана базируется на тезисе о том, что структура психики состоит из сознания, восприятия, ощущения и реакции на ощущения. Отзываясь на внешние впечатления - будь то приятная еда, победа футбольной команды, предательство близкого человека, - мы создаем определенные «зарубки», так называемые санкары влечения и отвращения. И со временем мы начинаем бессознательно реагировать на уровне этих программ, мы становимся заложниками санкар и всю жизнь по­ступаем механистически, гонимся за удовольствиями и избегаем страданий, наступая на одни и те же грабли. Не прожитая нами боль остается в сердце занозой (а в теле - мышечным блоком), нереализованные намерения - иллюзиями. Смысл техники - в «зачистке» личной чувственной истории. Когда ум спокоен, он не создает новых санкар, и со дна сознания начинают подниматься старые. Их точный образ - зеркальные цветы в «Тайне третьей планеты», которые «отслаивали» увиденное в обратной хронологии.

Сидение по мукам

Не реагировать на физические ощущения учит медитация Аддитана (твердого намерения, с которым Будда сел под дерево медитировать в ночь своего просветления: «Я не встану с этого места и не изменю позы до тех пор, пока не узнаю причину страдания»). Начиная с четвертого дня в течение трех часовых медитаций придется прекратить попытки поменять позу каждые пять минут, устраиваясь поудобнее в своих гнездах из подушек-спальников-валиков-скамеечек, и сидеть с закрытыми глазами неподвижно. Как бы ни горела поясница и ни чесалось за ухом, стоит перетерпеть - и обнаружить в себе новые, неисследованные пределы. Не будьте наивны: хоть тысячелетняя история Хатха-йоги и указывает нам четыре позы, в которых можно подолгу сидеть с прямой спиной (Падмасана, Сиддхасана, Сукхасана, Ваджрасана), сколько ни ерзай, самой удобной наверняка окажется «недолотос» на подушке (судя по его популярности в зале и моему опыту). Вообще для новых студентов випассана становится в первую очередь практикой этих четырех асан. И именно в долгожданный миг звучания финальной мантры приходит окончательное - на уровне тела! - понимание того, каким образом наши эмоции превращаются в мышечные блоки, как наши физические и ментальные тела непрерывно создают друг друга. Мне кажется точным наблюдение одной студентки: «Практикуя випассану, вы выполняете лишь одну сидячую позу, но значительные отрезки времени. Лично мое состояние менялось от эйфории до глубокой депрессии, но в итоге ум успокоился. Как будто я нашла ту умст­венную мышцу, которую можно втянуть, чтобы достичь нужного результата».

В новой жизни

На 10-й день после обучения новой технике Метта-бхавана, завершающей медитации, которая посылает любовь и сострадание всем живым существам, заканчиваются молчание и половая сегрегация, хотя все «нельзя» еще в силе. Стоит хоть раз посетить випассану, чтобы после девяти с половиной дней далекой внутренней эмиграции побывать на этом пиру, узнать цену каждого слова, увидеть внутренним взором, как души - уже родные, но еще незнакомые - буквально раскрываются навстречу друг другу. После завершения первой випассаны я была не в силах оторвать глаз от юной пары: они не могли даже обняться после 10-дневной разлуки, он едва прикасался к ее запястью, по ее лицу текли слезы. Эквивалентом абсолютной, необусловленной любви в этот день становится все: воздух, природа, еда, рассказы однокурсников о пережитом, слова, визитки, телефоны, звонки домой с покаяниями и признаниями, запись на уборку территории… Потребность радоваться и отдавать безгранична (ведь теперь твоя жизнь наконец-то изменится!) - так что берите с собой на випассану ровно столько денег, сколько хотите пожертвовать.

СТУДЕНТЫ КУРСОВ - О ПЕРЕЖИТОМ

«Я не перестала желать красивых вещей, новой машины и счастья в личной жизни, но думаю об этом спокойно, без надрыва».

«Улучшил зрение на полдиоптрии, существенно выпрямил спину, похудел на три кило и, видимо, хорошо поправил желудок. Вернулся с массой энергии и как будто бы гораздо более уравновешенный, чем был».

«Впервые почувствовала внутренний покой - и поняла, чем он отличается от состояний «плохо», «хорошо» и «все равно».

«Из-за отсутствия «айпода», с которым я последний год сплю, сны стали глубокими и более яркими».

«В этом состоянии раскрывается сердце и уходит страх боли. После года непрерывной практики (между двумя курсами випассаны) я сижу и ощущаю себя рождественской елкой с переливающимися огнями на поверхности и почти остановившимся временем внутри».

«Випассана позволяет открыть вторую половину мира. В современном социуме нет практики наблюдения за собой и погружения внутрь. Все задачи, вся жизнь, все мечты и устремления нацелены на внешнее - куда нам до внутреннего».

Адаптоген

Жизнь действительно изменится: будет непросто адаптироваться к большому городу, к работе и транспорту, доказывать в ответ на подколки друзей, что «это не секта». Потом покажется, что от честно высиженного равновесия не осталось и следа, что уже не отмахнуться от неровностей судьбы словом «аничча». Но вы уже никогда не будете прежним. В моей жизни случилось так, что страдания, от которых я бежала на випассану, не исчезли, а усугубились, и дошло до того, что противники випассаны называют диссоциацией личности, - отстраненности ума от реакции на внешний мир. И если бы не странное безразличие к тому, что недавно доводило до слез, я бы никогда не опустила руки, не уволилась бы с работы, не приняла бы свою депрессию, не решилась бы пройти курс психотерапии, не сменила бы профессию, не приложила бы усилия, чтобы захотеть быть счастливой не так, как мечталось, а как-то иначе, не укрепилась бы в практике, не переоценила бы отношение к людям, не увидела бы свою чудовищную гордыню и свои иллюзии. Все, что нужно было мне тогда, - это сдаться. И випассана, с которой я изначально сражалась до победного «на слабо», с полными карманами украденных с завтрака пряников и с ожиданием подвоха в душе, все-таки обманула. Не когда я поливала крашеный пол спортзала не выплаканными в школе слезами; не когда под конец особенно мучительной Аддитаны устала страдать, и меня резко ударил в межбровье прилетевший изнутри пылающий огненный шар, и все мое существо втянулось в него, как измерительный метр в рулетку, и стало падать в пропасть вдоль позвоночника (тело оставалось непо­движным!); и не когда в невыносимой ситуации открывалось такое терпение, что я себя не узнавала. Она обманула меня, когда я приехала на второй ретрит, оказавшийся совсем иным. Никаких мультфильмов мой внутренний телевизор не показал, мне просто дали зеркало - сколько уже пройдено, и опять я в самом начале пути.

ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА ЭКСПЕРТУ: АЛЕКСАНДР АДУШКИН

Соучредитель Российского фонда випассаны, психотерапевт, тренер, директор проекта «Институт осознанности» (Москва)

Чем отличается випассана Гоенки от випассаны, практикуемой в других традициях буддизма?

Во-первых, структурой ретритов. Во-вторых, формой преподавания – курс записан на электронные носители информации. В-третьих, практика адаптирована под мышление западного человека: тонкости объясняются с помощью аутентичных фразеологических оборотов, присущих языку страны, в которой проводится випассана. В отличие от других школ, випассана по Гоенке популяризирует только медитацию в положении сидя, где на начальных стадиях за основу взято исключительно наблюдение за ощущениями в теле.

Невзирая на то, что в других школах випассаны продолжительность, интенсивность и объекты созерцания могут быть иными, суть медитации остается неизменной: беспристрастное наблюдение за феноменами, к которым относятся ощущения в теле и объекты ума. Все это неизбежно приводит к развитию однонаправленного внимания, формирует уравновешенность, необусловленность сознания, обнаруживает «пустотность» (бессубстанциональность) всех феноменов и того, что мы называем «Я». И, что самое главное, ведет к прекращению страдания.

Существует ли критика випассаны Гоенки в современном мире?

Широко известна критика Ошо, о которой можно почитать в интернете. Также можно отнести к критике пренебрежительное отношению к випассане некоторых современных западных последователей Махаяны, Ваджраяны и Дзогчена. В этих направлениях буддизма считается, что путь випассаны – это путь отречения для людей со средними способностями, в то время как практикующие Махаяну, Ваджраяну и Дзогчен – это люди с высшими способностями, и поэтому випассана им ни к чему.

На мой взгляд, такой точки зрения придерживаются в основном люди недалекие, не имеющие реального опыта самонаблюдения, без которого невозможна практика более высоких уровней по­священности. Спор на тему «чья практика лучше» в буддизме представляет из себя пустую трату времени, поскольку любой опыт, ведущий к выс­шему совершенству и просветлению, является совершенным.

Была ли техника випассаны утеряна?

На лекциях Гоенка рассказывает о том, что випассана была утрачена и сохранилась лишь в Бирме, где из поколения в поколение передавалась от учителя к ученику в своей первозданной чистоте. Гоенка утверждает, что именно благодаря сокрытости випассана и сохранила свою эффективность, потому что не была испорчена современными трактовками. Поскольку я сам лично не присутст­вовал при передаче техники Буддой своим ученикам (с тех пор, если верить источникам, прошло более 2600 лет), то не могу ответить на этот вопрос со всей достоверностью. Однако известно, что монастыри, в которых практикуется випассана, разбросаны по всему миру. В числе стран – Лаос, Камбоджа, Таиланд, Вьетнам. И существование некоторых из них насчитывает не одну сотню лет. А вот действительно ли там на протяжении всех этих столетий практика оставалась живым учением, а не слепым следованием традиции, – это уже другой вопрос.

Опасна ли випассана для душевного здоровья практикующего?

На сегодняшний день випассана является одной из самых сильных, полезных, эффективных и в то же время достаточно безопасных практик «саморегуляции». Но это только при условии, что студент действительно заинтересован в практике, выполняет ин­струкции учителя, не занимается самодеятельностью, не нарушает дисциплину во время ретрита. Тут важна мотивация. А если человек приехал только потому, что «нынче модно ездить на випассану», то он не извлечет из этого опыта никакой пользы.

Могу сказать, что позитивные результаты даже от одного 10-дневного ретрита проявляются сразу, и они настолько ошеломляющи, что не могут быть не замечены окружающими. Навык по осознанию своих реакций, сформировавшийся во время прохождения курса випассаны, остается с человеком навсегда, хоть и требует регулярной поддерживающей практики в течение жизни. Как, впрочем, и белизна зубов требует каждое утро и вечер использования зубной щетки и пасты.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

www.ru.dhamma.org – официальный сайт российского общества випассаны, где можно подать заявку на прохождение курса

www.dhamma.ru/lib/authors/mahasi/mahasi.htm – учебник техники Махаси Саядо

unreadable.name/vipassana-critique-rus.html – познавательная научная статья с критикой техники Гоенки от практика

esoteric.kiev.ua/osho/vipassana.html – Ошо о випассане и критике Гоенки

lordaphex.livejournal.com/86602.html – поразительной откровенности рассказ о випассане целителя-экстрасенса

«випассана>

 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS