Главная - Инструменты и материалы
Эразм Роттердамский: краткая биография, философское учение и основные идеи. Эразм роттердамский краткая биография

Выдающиеся деятель эпохи Возрождения, богослов, филолог, философ, педагог - все это относиться к имени Эразм Роттердамский. Он презирал схоластическую философию, осудил протестантский раскол, отстаивал церковные реформы, при всем при этом Эразм обладал литературным талантом и отличным чувством юмора.

Его знаменитейшая «Похвала глупости» - это признанный шедевр сатиры, изданный в мире более 200 раз. История любви родителей Эразма Роттердамского заслуживает особого внимания. Отец Эразма отказался от карьеры священника ради любви. Он воспротивился воле родителей и соединил свою судьбу с девушкой, которая в будущем стала мамой знаменитого философа. Своему первенцу, родившемуся 28 ноября 1469, они дали имя Гергард, что означает желанный.

Родители Гергарда-Эразма не состояли в браке, и маленький Эразм первые годы жизни провел с матерью. Вскоре оба родителя умирают от чумы - сначала мать, потом отец. Его опекуны понимают, что с печатью «рожденного вне брака» Эразм не может претендовать на хорошие общественные должности. Именно поэтому с ранних лет его отправляют в монастырь. С 1486 по 1492 в братстве каноников-августинцев Роттердамский изучает древние языки (латинский и греческий), работы античных писателей и философов.

Эразм совершенствуется в риторике, овладевает познаниями в различных науках и его замечают. После недолгой службы у епископа Камбре он уезжает в Париж. С 1493 по 1499 в Париже Эразм изучает богословие и античную литературу. В 1498 году он знакомиться лордом Маунтджой, который впоследствии увозит Эразма в Лондон. В Лондоне он пробыл меньше года, зато в это короткое время он встречается с Томасом Мором (автор «Утопии») и Джоном Колетом. В дальнейшем с Мором Эразма связывала искренняя и крепкая дружба.

В 1500 Эразм возвращается в Париж. Здесь он издает сборник 818 анекдотов и изречений античных писателей «Адажиа». В 1502 году в Париж пришла чума, спасаясь от заразы, Эразм кочует из города в город: Орлеан, Левена, Роттердам, Париж, Лондон и наконец, Италия, город Турин.В Туринском университете ему преподносят почетный диплом на звание доктора богословия. И в Италии Эразм не сидится на месте: он посещает Болонье, Флоренцию, Венецию - дополняет сборник античных анекдотов и изречений.

В 1507 году сборник «Адажиа» переиздается, теперь это «Три хилиады (тысячи) и примерно столько же сотен изречений». В 1509 году на престол Англии вступает Генрих Восьмой, в связи с этим событием Эразм Роттердамский возвращается в Лондон. По пути в Англию он сочиняет сатиру «Похвала глупости», издано это ироническое произведение было только в 1511 году. В Кембриджском университете с 1511 по 1513 Эразм преподает греческий и богословие. По причине частых болезней, связанных с английской погодой, Эразм в 1513 году уезжает в Германию.

С 1517 по 1521 живя в Лувене, Эразм Роттердамский купается в лучах славы: он ярчайшая звезда богословия и светской науки. Огромное количество посетителей желают видеть его, тысячи писем от его почитателей ждут ответа. Но недолго сияло солнце - в связи с расколом церкви и некой связи философии Эразма и философией Мартина Лютера, священнослужители начинают травлю Роттердамского. Это вынуждает его переехать в 1521 году в Базель. Здесь он пишет половину «Разговоров запросто».

В 1529-1535 Эразм Роттердамский живет во Фрейбурге, с 1535 - в Базеле. За это время издано большое количество его трудов: «О раннем воспитании детей», «Рассуждения насчет войны с турками», «Истолкование символа веры», «О приготовлении к смерти» и другие. В июле 1535 году казнен Томас Мор. Эразма целиком поглощает тоска по лучшему другу: он понимает, что жизнь его близится к концу. 12 июля 1536 года Эразма Роттердамского не стало.

Главная идея, пронизывающая толстой нитью все литературные творения Эразма - это построение человеческого идеала приближенного к личности самого Христа. Эразм Роттердамский относился критически как к политике, так и к обществу тогдашней Европы. Он осуждал отдаленность церкви от апостольского учения. В разные временные отрезки его труды по-разному воспринимались церковью, наукой и обществом и до сих пор однозначной оценки его работ не существует.

Эразм Роттердамский доклад для 7 класса кратко про голландского ученого, гуманиста, богослова, писателя изложен в этой статье.

«Эразм Роттердамский» краткое сообщение

Эразм Роттердамский — является крупнейшей фигурой в северном Возрождении и за свои заслуги по праву получил прозвище «князь гуманистов». Ученый был первым, кто стал изучать тексты священных писаний с научно-критической точки зрения.

Будущий мыслитель появился на свет 28 октября 1469 года в городке Гауда, вблизи Роттердама. Он был незаконным сыном священника и его служанки. При рождении его назвали Гергард. Сначала мальчик учился в местной школе, после продолжил обучение в Нертогенбосхе, общине «Братья общей жизни».

В 13 лет потерял родителей. И из-за своего статуса «незаконнорожденного» принимает решение удалиться в монастырь. Он решает стать священником Августинского монастыря.

Роттердамский имел прекрасные интеллектуальные способности, широкий круг познаний, досконально знал латынь. Эти знания привлекали к нему влиятельных людей, и благодаря им Эразм покидает стены монастыря. Его нанял на работу епископ Камбре на должность секретаря. Покровитель в 1495 году отправляет бывшего священника в университет Парижа, чтобы он изучил богословие. Несколько лет Роттердамский прожил во Франции, а в 1499 году посещает Англию, где читает лекции в Оксфордском университете.

Взгляды Эразма Роттердамского отобразились в его работах. Первое значительное сочинение носило название «Адагии», которые издались в 1500 году. Ученый комбинировал и соединял идеи раннего христианства и античности. Кстати, «Адагии» принесли ему мировую известность. Он долго не жил на одном месте, а колесил, преимущественно, по городам Франции.

В 1504 году издается книга «Оружие христианского воина», в которой автор заклал основы своей небесной философии. Несмотря на то, что он был католиков, Эразм является предтечей Реформации.

После очередной поездки в Англию, судьба Эразма Роттердамского забрасывает в Италию в 1505 году. Здесь он прожил 2 года, получив степень доктора богословия в Туринском университете. Гуманист совершил третью поездку в Англию, которая ознаменовалась написанием выдающегося его сатирического произведения — «Похвала глупости». Памфлет опубликовали в 1509 году, и с этого момента Эразм Роттердамский вошел в число самых авторитетных богословов. Долгое время ученый преподавал в университете Кембриджа.

В 1513 году богослов уезжает на 2 года в Германию, путешествуя по ее городам. Но в 1515 году вновь возвращается в любимую Англию. Император Священной Римской империи, Карл Испанский, сделал его советником короля.

  • Эразм слыл натурой нежной, тонкой, легко ранимой, испытывающей потребность в согласии и дружбе, которая ненавидела раздоры. Он быстро и легко находил общий язык с разными людьми. Но, вместе с тем, богослов был обидчив, злопамятен, недоверчив, сварлив. Ближе к старости данные качества стали просто маниакальными.
  • Имел слабое здоровье. Ему посчастливилось вылечиться от подагры и болезни почек у самого известного врачевателя того периода — Парацельса.
  • Эразм не придавал особого значения, к какой национальности принадлежит человек.
  • Дружил с Томасом Мором, любил полемизировать с ними.
  • Большую часть жизни прожил в Англии.

Надеемся, доклад про Эразма Роттердамского, помог Вам подготовиться к занятию. А свое сообщение о Эразме Роттердамском Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Эразм Роттердамский, родился в Голландии, в 1469 году. Он был незаконнорожденным сыном служанки и священника, которые умерли очень рано. Первое образование он получил в 1478-1485 годах в латинской школе в Девентере, где преподаватели ориентировались на внутреннее самосовершенствование человека через подражание Христу.

В 18 лет Эразм Роттердамский по велению опекунов был вынужден отправиться в монастырь, где провел среди послушников шесть лет. Такая жизнь ему была не по нраву, и он в конце концов сбежал.

Эразм Роттердамский, биография которого переписана тысячи раз, был интереснейшей личностью. Сочинения Лоренцо Виллы, как и других итальянцев, произвели на него большое впечатление. В результате Эразм стал активно поддерживать гуманистическое движение, стремившееся возродить античные идеалы красоты, истины, добродетели и совершенства.

Дальнейшее образование Эразм Роттердамский получал в Париже, в период между 1492 и 1499 годами. Он числился на богословском факультете, однако занимался изучением В 1499 году Эразм переехал в Англию. Там он был принят в Оксфордский кружок гуманистов. Здесь он сформировал свою философско-этическую систему. В 1521-1529 годах Эразм жил в Базеле. Здесь он сформировал кружок гуманистов. Кроме этого, он много путешествовал и интересовался культурой разных народов.

Основные вопросы, которыми интересовался Эразм Роттердамский, касались филологии, этики и религии. Он изучал и издавал работы раннехристианских писателей и древних авторов. Эразм создавал и развивал различные приемы толкования и критики. Большое значение имеет сделанный им перевод «Нового завета». Исправляя христианские источники и толкуя их, он надеялся обновить богословие. Однако, вопреки своим намерениям, дал начало рационалистической критике Библии.

Таких результатов не ожидал даже сам Эразм Роттердамский.

Философия его была достаточно проста и доступна любому человеку. Основой благочестия он считал божественное начало, которое кроется в духовно-нравственной жизни и земном мире.

Свои взгляды он называл «философией Христа» - это означало, что каждый должен сознательно следовать высокой нравственности, законам благочестия, как бы подражая Христу.

Проявлением божественного духа он считал все лучшие Благодаря этому, Эразм смог найти образцы благочестия в разных религиях, у разных народов.

Творчество Эразма Роттердамского имело огромное влияние на культуру Европы.

Его можно назвать интеллектуальным лидером Европы того времени.

Крупнейшим гуманистом всего Северного Возрождения стал Эразм Роттердамский (1469-1536). Получив первоначальное образование на родине, в Голландии, в школе «братьев общей жизни», в Девентере, Эразм провел шесть лет в монастыре, где продолжал увлекавшие его занятия древними языками. Знакомство с сочинениями итальянских гуманистов, особенно с работами Лоренцо Валлы, дало стимул его переходу с позиций «нового благочестия» на позиции гуманизма.

Он продолжал свое образование в Париже, несколько лет жил в Англии, совершенствовался в греческом языке и издавал работы в Италии, но больше всего был связан, надолго поселившись в Базеле, с немецким гуманизмом. В отличие от сторонников Цельтиса, он предпочитал национальному энтузиазму позицию «гражданина мира», а естественным и математическим наукам - литературно-филологические и широко понятые религиозно-этические вопросы.

Размах его издательской и комментаторской деятельности был беспрецедентен: он публиковал не только многих греческих и римских классиков, но и собрания сочинений «отцов церкви», в том числе восточных, и других раннехристианских писателей. Особое значение имело его издание очищенного от искажений греческого текста Нового Завета с новым латинским переводом, который исправлял ошибки канонизированной церковью Вульгаты.

Эразм систематизировал и развил разработанные итальянскими гуманистами метод и конкретные приемы критики текста, способы его аллегорического толкования. Он использовал их не только в трудах религиозно-философского характера, но и в издании компендиума античной мудрости - сборника более чем трех тысяч пословиц и поговорок древних авторов, снабженных его собственными комментариями.

В противовес схоластике, которую Эразм остро критиковал (хотя и не изжил полностью зависимости от нее), он интересовался не вопросами трансцендентности божества, а путями практического благочестия. Его основу он видел в осознании человеком божественного начала, скрытого в земном мире и проявляющегося в духовно-нравственной жизни людей. В этом учении, главные черты которого нашли выражение уже в ранней работе Эразма - «Наставление христианскому воину» (1501), сплетались мистические представления и зарождающийся рационализм.

Идеи Эразма, особенно его антропология, способствовали развитию пантеистических тенденций философии XVI в. Лучшие интеллектуальные, моральные,волевые качества человека, совершенствование его естественных сил и способностей Эразм оценивал как проявление в человеке действия божественного духа. Он придавал важное значение образованию и воспитанию в их единстве - они восполняют «пробелы, оставленные природой», дают возможность человеку «раздвинуть границы своего жребия».

Обосновывая необходимость руководствоваться разумом, сознательно следовать в практической жизни законам благочестия и высокой нравственности, которые отождествлялись Эразмом с учением Христа, он использовал гуманистически трактованное понятие «подражания Христу», а свою позицию в целом называл «философией Христа».

Отсюда представления Эразма, принадлежащие к центральным в его творчестве, - право считать христианским «все то истинное, с чем ты когда-либо сталкивался». Такой подход позволял искать образцы подлинной мудрости и добродетели вне рамок ортодоксального католицизма у представителей разных времен и народов, у людей различных исповеданий, в творчестве античных языческих авторов.

Догматическая определенность христианства в трудах Эразма размывалась, достижения языческой культуры уже не рассматривались как нечто враждебное христианству, напротив, они понимались как основа дальнейшего развития культуры человечества. Усвоение и распространение гуманистической образованности обретало, таким образом, роль первостепенной добродетели истинного христианина.

Хотя Эразм спешил оговорить, что светское образование лишь приуготовляет к восприятию высших теологических истин, в своих произведениях он концентрировал всю силу таланта и широчайшую эрудицию на пропаганде гуманистической культуры.

В своей «философии Христа» Эразм утверждал, что личные идеалы и действия человека должны согласовываться с нравственными законами «общего блага», исключающего эгоистическую узость индивидуальных или групповых интересов. В «Наставлении христианскому воину» он подчеркивал, что такова должна быть этика и властителя, и его подданных, взаимно готовых идти на компромиссы ради мира и общего блага.

В конкретной критике современного общества с позиций этого теоретического и практического учения Эразм выступал как беспощадно-ироничный обличитель невежества и пороков всех сословий, прежде всего клира и монашества, противник формализма и обрядоверия в церковном благочестии.

Все это, включая язвительные насмешки Эразма над бесплодными хитросплетениями схоластики, суевериями, многими сословными предрассудками, воспринималось в обстановке надвигавшейся Реформации как смелая атака на существующие церковные, а отчасти и общественные порядки.

Эразм обращался не только к религиозно-философским, но и к основным политическим вопросам своей эпохи. Он надеялся исправить недостатки общества путем распространения новой культуры и образования, перестройки духовной жизни людей. Это должна была быть, по его словам, «мирная победа».

Он резко выступал против междоусобных войн и, признавая необходимость защиты отечества, решительно осуждал войны как метод решения спорных вопросов, видел в них народное бедствие, препятствие развитию культуры.

Просвещение общества Эразм считал панацеей от множества присущих ему зол и бед, и не случайно именно педагогика в неразрывной связи с этикой стала стержнем всей деятельности гуманиста.

Многостороннее творчество Эразма оказало мощное воздействие на европейскую культуру XVI в., сильное влияние его ощущалось и в XVII столетии. Его произведения считались образцами красноречия и элегантной латыни. Привлекала живая непринужденность его общения с читателем, богатство интонации, любовь к тонкой шутке, умение вовремя использовать античный афоризм или пример из Священного Писания.

Особенно популярными в веках стали его шедевр социальной и нравственной критики - «Похвала Глупости», в которой сочетаются сила сатиры, ирония, изящество стиля, а также своеобразная энциклопедия его педагогических и этических идей - цикл диалогов «Домашние беседы» («Разговоры запросто»).

Дезидерий Эразм Роттердамский (1466-1536), знаменитый западный писатель и учёный, родился 27 октября 1466 в Роттердаме; он был побочный сын; отец и мать его умерли, когда он был еще 13-летним ребенком. Он учился в девентерской школе, и уже тогда Агрикола удивился его необыкновенным способностям. По совету опекунов и одного из друзей, Эразм на 20 году поступил в Эммаусский монастырь (близ Гауды). Он прожил там пять лет (до 1491 года). Но от природы он был нерасположен к монашеству, а то, что видел он в Эммаусе, развило в нем это отвращение. Он до конца жизни с негодованием говорил о сухости сердца эммаусских монахов, о пошлости их разговоров, об их обжорстве и пьянстве. Эразм с радостью принял приглашение епископа камбрейского ехать с ним в Рим. Но раньше чем епископ собрался в путь, Эразм, рукоположенный в священники, получил от монастырского начальства разрешение и пособие ехать в Париж для изучения богословия.

Схоластический характер преподавания в парижском университете не нравился Эразму; он говорил о парижских богословах: рассудок у них испорчен, язык варварский, манеры обращения грубы, жизнь лицемерна, слова ядовиты, сердце коварно. Эразм надеялся прожить своим трудом, отказался от монашеской карьеры, стал добывать пропитание себе частными уроками и литературной работой; это было тогда новостью. В своих сочинениях Эразм Роттердамский едко осмеивал лицемеров и обскурантов, омерзение к которым сохранил на всю жизнь.

Имя его уже пользовалось большой известностью, когда он поехал в Англию с молодым вельможей, воспитателем которого был; там он нашел себе друзей и покровителей в гуманистах Колете и Томасе Море . Некоторое время Эразм жил в Оксфорде и усовершенствовал свое звание греческого языка. Пробыв год в Англии, он в 1499 возвратился на континент и жил то во Франции, то в Нидерландах, занимаясь учеными трудами по классической литературе и по богословию. В это время Эразм Роттердамский издал свои знаменитые «Пословицы» (Adagia). Потом он поехал в Италию, прожил там несколько лет; гуманисты везде принимали его с почетом, как знаменитого товарища. По приглашению короля Генриха VIII , Эразм снова поехал в Англию и на пути туда написал начало своего знаменитого сатирического трактата «Похвала глупости », Encomium moriae. Он противопоставляет в ней здравый смысл ученым нелепостям и осмеивает пороки. Эта маленькая книга Эразма Роттердамского, изданная с рисунками Гольбейна , имела громадный успех и была переведена на все языки западных народов.

Глупость, могущественная богиня, произносит у Эразма речь в похвалу себе, описывает свое царство, перечисляет своих подданных. Ей служат государи и нищие, поэты и ораторы, юристы и философы. Но самые верные её слуги монахи, схоластические богословы, церковные сановники. Монахи считают невежество благочестием, грязь и попрошайничество великими добродетелями, и из-за важных вопросов о числе узлов на поясе, о цвете мантии, о величине капюшона забывают заповеди христианства. Христос на страшном суде скажет: «Откуда эти новые евреи? Я обещал царство небесное не тем, кто ходит в монашеском платье, читает молитвы, перебирая четки, а тем, кто совершает дела веры и любви». От монахов речь Глупости переходит к епископам, забывающим о благе своей паствы, думающим только о деньгах, именьях, роскоши, наслаждениях, и к папам, берущим на свою долю роскошь и удовольствие, оставляющим труды и заботы на долю апостолам Петру и Павлу.

Прижизненное (1515) издание «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского с рисунками Гольбейна

Эразм Роттердамский и теперь недолго прожил в Англии (до 1513). Он не хотел занимать никакой должности; ему нравились свобода и ученый досуг; несколько времени он разъезжал по разным городам континента, не останавливаясь нигде надолго; но с 1516 жил большею частью в Базеле. Там Эразм напечатал свое издание греческого текста Нового Завета, составившее эпоху в богословии. Он восстановил текст по сличению множества рукописей с глубоким знанием языка и гениальной критической проницательностью; сравнение вариантов и объяснительные примечания этого издания дали основу всем дальнейшим богословским исследованиям. Эразм Роттердамский пользовался тогда глубоким уважением ученых во всей западной Европе, вел обширную переписку. Из его литературных трудов этого времени особенно важны «Разговоры» (Colloquia), написанные превосходным латинским языком в тоне известного античного скептика Лукиана . Эта книга предназначена быть руководством к изучению хорошего латинского слога, в особенности разговорного; но в ней также разъясняется множество церковных, научных и общественных вопросов. Эразм написал тогда много филологических и богословских статей, издал много классических писателей с примечаниями, писал примечания к изданиям сочинений отцов церкви.

Своими трудами Эразм Роттердамский подготовил Реформацию . Потом говорили даже, что «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел». Но научный интерес был для Эразма выше религиозного, филологический выше догматического, и крутые перевороты не нравились ему, потому с началом церковной реформы он отстранился от Лютера .

Портрет Эразма Роттердамского. Художник Ганс Гольбейн Младший, 1523

Человек небольшого роста, слабого сложения, обыкновенно державший глаза опущенными, слушавший и говоривший с улыбкой, боязливый, вздрагивавший при слове «смерть», Эразм Роттердамский не был создан для роли вождя народных движений. При споре Рейхлина с обскурантами он уже держал себя молчаливее, чем следовало бы защитнику науки. Лютер совершенно не нравился Эразму, считавшему бесполезными ссоры из-за догматов, ожидавшему пользы от научного просвещения высших сословий. Он советовал противникам церковных злоупотреблений действовать умеренно и надеялся, что церковная иерархия сама произведет необходимые улучшения. Эразм Роттердамский уклонялся от сношений с реформаторами, не принял к себе Гуттена , бежавшего в Базель, и подвергся резким упрекам его. Но и противники реформации порицали Эразма за его холодность к борьбе их с реформаторами, говорили, что он выковал оружие для Лютера. Чтобы показать, что он чужд делу Реформации, Эразм писал против принятого Лютером учения Августина о предопределении. Обе враждовавшие между собою партии были враждебны Эразму; но католики все-таки считали его своим.

Эразм Роттердамский умер 12 июля 1536. Настроение его мыслей было философско-языческое, а не христианское. Он вел безукоризненную жизнь; ум его был свободен от религиозных суеверий. Он считал честную жизнь достаточной для душевного спокойствия. Набожности в Эразме не было совсем.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS