Главная - Советы дизайнера
Виды внимания в психологии. Функции и виды внимания. Тренировка переключения внимания. Воспитание произвольного внимания

Развивать внимание взрослому человеку необходимо. Если перестать его, то можно стать рассеянным, снизится концентрация, появятся мелкие ошибки в работе. Развивая внимание мы не только искореняем недостатки но и получаем ряд существенных возможностей. Человек с развитым вниманием замечает самые мелкие особенности других людей, в связи с этим он может провести глубокий психологический анализ и узнать много того, о чем не подозревал раньше. Непроизвольное внимание позволяет быстро ориентироваться, в том числе, в новой и опасной ситуациях. Вот несколько упражнений для развития этого вида и других видов внимания.

Развитие непроизвольного внимания у взрослых

Упражнение 1. Необычная прогулка
Если человек ежедневно прогуливался мимо газона и не замечал растения, посаженные на нем, то специальная фиксация внимания на особенностях устройства газона, качестве его обработки, эстетических достоинствах и недостатках позволит тренировать не только волевое усилие по концентрации внимания, но и создаст условия для активизации процессов непроизвольного внимания.

Упражнение 2. Необычные условия
Тренировать непроизвольное внимание можно в необычных для восприятия условиях и сознательно «ловить» то, что привлекло внимание в «пограничном» спектре, когда еще отмечается фиксация, но уже ясно, что оно ускользает:
можно понаблюдать за привычными предметами при недостатке освещенности,
можно «прислушаться» к работе непроизвольного внимания при изменении параметров акустического восприятия (звук приятной музыки — привычная знакомая музыка — резкие неприятные звуки),
сознательно фиксироваться на переходах между объектами (обратить внимание на то, что привлекает внимание при переходе к другому виду деятельности, при переходе взгляда от одного предмета к другому и т.д.),
поэкспериментировать с силой раздражителей (пастельные тона – яркие сочные краски, тихое звучание – музыкальное звучание средней силы – громкое звучание).

Упражнение 3. А что интересует других людей?
Читая книги, слушая радио, просматривая телевизионные передачи, можно отмечать объекты, которые попадают в сферу внимания других людей, а в сферу нашего внимания обычно не попадают.

Упражнение 4. Неожиданные раздражители
Надо фиксировать внимание на неожиданных раздражителях, специально отмечать их, формулировать предположения о том, что происходит с нашей психикой при воздействии таких раздражителей.

Упражнение 5. Когда новая информация мешает?
Желательно отмечать моменты, когда появилась внутренняя попытка отмахнуться от неожиданного раздражителя, словесно определять, почему эта попытка появилась.

Упражнение 6. Необычные внутренние состояния
Фиксация особенностей активизации непроизвольного внимания во время необычных внутренних состояний (при повышении температуры тела, при резких атмосферных изменениях, при возникновении нестандартных ситуаций, возникших в общении) — это способ лучше узнать особенности своей системы непроизвольного внимания.

Помимо познавательной цели это упражнение позволит отвлечься от грустных мыслей, которые часто сопутствуют болезни.

Упражнение 7. Нужны ли воспоминания о прошлом?
Фиксировать все, что оказывается в зоне «ускользания» при воспоминаниях о прошлом может быть очень полезным. Не зря говорят, что ответы о будущем надо искать в прошлом.

Упражнение 8. Яркие эмоциональные реакции
Фиксировать яркие эмоциональные реакции, вызванные удивлением от того факта, что вокруг так много объектов, которые при обычном восприятии ускользают, доказывает, что многое проходит незамеченным. Возможно, многие проблемы можно решить, если постараться посмотреть на мир по-новому.

Развитие произвольного внимания у взрослых

Произвольное внимание функционирует благодаря сигналам, которые идут от второй сигнальной системы. Поэтому для тренировки замечательно подходят все виды учебной деятельности, в том числе:
(устное и письменное),
произвольная фиксация на смысле слов, как во внутренней речи, так и в процессе общения,
совершенствование в формулировании обобщающих утверждений,
упражнения по работе с абстрактными понятиями.

Произвольное внимание непосредственно связано с работой воли, поэтому для создания условий для развития, надо совершенствовать способность сознательно управлять своей психической деятельностью и своими поступками, а именно:
тренироваться преодолевать препятствия, связанные с нехваткой времени, недостаточной мобилизованностью к действиям,
тренировать такие личностные качества, как стойкость, настойчивость, решительность, самообладание, самостоятельность и самодостаточность.
можно развивать волю, выполняя «неинтересные» упражнения, но это доступно для более тренированных людей, которых не останавливает кажущаяся занудность такой деятельности (человека с развитой волей интересует сам процесс выработки навыков, а виды деятельности по их содержанию представляются равнозначными).

Обязательные условия по обеспечению безопасных условий при психических тренировках:
1. Тренировка системы произвольного внимания должна чередоваться выполнением привычной работы, которая позволяет привести душевное состояние в равновесие.
2. При возникновении избыточного напряжения воли может возникнуть переутомление, что может перечеркнуть весь позитивный эффект, полученный от тренировок. В этом случае необходимо вернуться к обычной размеренной жизни и дать возможность психике отдохнуть.
3. Если самостоятельно вернуться к спокойному состоянию не получается, то есть смысл обратиться к специалистам-психологам или, в случае необходимости, в медицинское учреждение.
4. При возникновении симптомов переутомления необходимо учитывать то, что психологический аспект в этом случае, как правило, «прячется» за проявление болезни тела и лечение физического состояния может значительно затянуться.

Развитие постпроизвольного внимания у взрослых

(когда внимание сконцентрировано без волевого усилия)

Для формирования этого вида внимания необходимо:
1. Формирование психологической установки
Психологическая установка — это состояние высокого уровня мобилизованности, повышенной готовности к действиям в определенном направлении. Для ее формирования необходимо наличие потребности, которая представляет высокую значимость.

Формирование психологической установки проходит по трем направлениям:
формирование чувственного образа, к достижению которого стремиться человек — возможно при применении техники визуализации и словесном описании образа желаемого,
представление, не осознанное, а в виде предвосхищения, о порядке действий, необходимых для достижения цели (перечисление необходимого порядка действий может осуществляться в рамках тренинга реализации личностного потенциала, а также в форме ведения дневниковых записей с последующим внесением корректирующих замечаний),
когнитивная составляющая (умозрительная модель будущей деятельности: убеждения и знания человека о том виде деятельности, к которому он стремится).
2. Достижение уровня автоматизации
Для достижения этого уровня необходимо пройти последовательно три этапа:
аналитический этап — знакомство с действиями и овладение отдельными элементами этого действия (при возникновении желания писать стихи надо тренироваться в подборе рифм, написании рифмованных строк с учетом стихотворного размера, тренироваться в подборе синонимов, работать над выразительностью текста и т.д.),
синтетический этап — объединение отдельных элементов в единое действие,
многократное повторение порядка действий, который представляется необходимым, чтобы желаемая деятельность дала результат, к которому человек стремиться.

Московская Городская Педагогическая Гимназия-Лаборатория № 1505.

Реферат на тему:

«Психология внимания»

Работа выполнена ученицей 9 класса «А»

Левшиной Александрой

Научный руководитель: Глебкин В.В.

Москва,2011 год


  1. Введение
  2. Глава I
  3. Глава II
  4. Глава III
  5. Словарь
  6. Заключение
  7. Список литературы

Введение.

Я выбрала эту тему реферата, потому что мне очень интересны различные психологические процессы нашего сознания, а в особенности – внимание. Одной из особенностей нашей духовной жизни является то, что находясь под постоянным наплывом новых впечатлений, мы замечаем и отмечаем только малую часть и именно эта часть, непрерывно поступающих в мозг внешних впечатлений и внутренних ощущений, выделяется нашим вниманием и выступает в виде образов, фиксируется памятью и, в конце концов, становится содержанием сознания. Например, мы с задержкой осознаем, что успели вполне целенаправленного взобраться на дерево, под которым бегает медведь, или как резко затормозили в ответ на внезапное появление собаки на проезжей части дороги. Внимание – один из тех познавательных процессов человека, который ученые исследуют уже много десятков лет. Одни ученые утверждают, что внимания как независимого познавательного процесса вообще не существует, что оно выступает только лишь как момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие ученые полагают, что внимание представляет собой самостоятельный психический процесс и особое психологическое состояние человека. Они утверждают, во-первых, что внимание имеет свои собственные свойства, которых нет у других психических процессов и состояний. Это распределение, концентрация, переключение, устойчивость, избирательность и объем (объем внимания – не то же самое, что объем памяти). Во-вторых, что в мозге человека можно выделить особые структуры и процессы, связанные именно со вниманием.

В результате работы над рефератом мои главные цели – разобраться в определении внимания, узнать о его особенных характеристиках и выяснить, с какой группой ученых я могла бы согласиться. Для достижения результата, мне необходимо прочитать всю заявленную литературу и разобраться в теме.

Для написания реферата я использовала много полезной литературы. Основными источниками информации стали учебник по психологии Р.С. Немова и учебное пособие «Общая психология в схемах и комментариях» под редакцией В.Г. Крысько. Я использовала также «Большой Психологический Словарь» под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П.Зинченко. В этом реферате будет рассмотрено определение внимания, его характерные особенности, свойства, функции и виды.

Первая глава будет посвящена определению внимания, его видам, функциям, свойствам и особенностям. Вторая глава - формированию и развитию внимания, а третья - теориям внимания.

Глава I

1.1.Определение внимания.

Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления, т.е. формально внимание можно определить как процесс, который обеспечивает избирательное восприятие, переработку, запоминание и использование человеком сенсорной информации: ощущений, образов, мыслей, переживаний и т.п. Действие внимания выражается в сосредоточенности психики человека на сравнительно узком участке внешней действительности или внутренней среды организма. Внимание – это процесс, который способствует отбору одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорированию другой.

1.2.Свойства внимания.

Внимание человека обладает шестью свойствами: устойчивостью, концентрацией, распределением, переключаемостью, объемом и избирательностью. Теперь рассмотрим каждое из них в отдельности:

· Устойчивость внимания проявляется в его способности в течение длительного времени сохраняться на постоянном уровне. Абсолютно устойчивого внимания не существует, и быть не может. В каждый момент времени в силу разных причин, постоянно отвлекающих внимание человека от того, чем он занят, его внимание незначительно колеблется. Устойчивость может зависеть от разных причин. Одни из них связаны с индивидуальными, физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы. Люди со слабой нервной системой или находящиеся в состоянии нервного возбуждения могут быстро утомляться, следовательно, их внимание становится более неустойчивым. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, как правило, тоже характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к выполняемой работе способствует частому отвлечению внимания от нее и наоборот, наличие интереса сохраняет внимание в течение длительного периода времени, даже если человек при этом устал.

· Концентрация (или сосредоточенность; противоположенное качество - рассеянность) проявляется в способности внимания собраться, ограничиться, сконцентрироваться на чем-то одном, отвлекаясь от всего остального в данный момент времени. Степень концентрации внимания на объекте может быть различной: от полного игнорирования (невосприятия) всего того, что происходит вокруг, до параллельного – наблюдение за тем, что происходит вокруг (распределение внимания).

· Переключаемость понимается как его перевод с одного предмета на другой и переключение с одного вида деятельности на другой. Данная характеристика внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как произвольным, так и непроизвольным. Иногда мы переключаем свое внимание для того, чтобы дать своему организму отдохнуть и восстановить работоспособность нервной системы.

· Распределение проявляется в его способности распределяться между несколькими объектами или распространяться на значительную часть пространства. Зависит от психологического и физического состояния человека.

· Объем – это количественно- качественная характеристика, которая определяется количеством предметов, которые человек одновременно способен удержать в своем внимании (численная характеристика взрослого человека от 5 до 7 предметов)

· Избирательность – это его сосредоточение на наиболее важных предметах.

1.3.Виды внимания.

Все виды внимания можно разделить по двум классификациям.

По степени активности и осознанности:

· Непроизвольным называется внимание, которое происходит не по воли человека в процессах, управляющих вниманием и регулирующих его. Такое внимание возникает, изменяется и исчезает само по себе, помимо желания и сознания человека. Например, мы невольно обращаем внимание на необычные звуки, неожиданные вспышки света, острые запахи, внезапные прикосновения к телу и т.п.

· Произвольным называется внимание, которое связано с участием воли человека. В этом случае человек сознательно и целенаправленно обращает свое внимание на какой-либо объект, удерживает внимание на нем в течение определенного времени и сам переключает свое внимание на новый объект. Например, в какой-то момент у человека может возникнуть необходимость найти определенную мысль в читаемом тексте. Сам процесс чтения будет сознательной, разумной и целенаправленной деятельностью. Внимание будет удерживаться на тексте и его содержании до тех пор, пока нужная мысль не будет найдена.

· Послепроизвольное внимание – это внимание, которое появляется у человека спустя некоторое время после того, как он произвольно удерживал свое внимание на чем – либо. Например, если человек начал чем – либо заниматься и продолжает это делать в течение достаточно длительного времени, то со временем ему уже не надо будет прилагать волевые усилия для того, чтобы и дальше удерживать свое внимание на данном объекте. Однако не все ученые согласны с утверждением о существовании послепроизвольного внимания.

По характеру управления вниманием:

· Непосредственным называется внимание, которое порождается, удерживается и регулируется только тем объектом, на который оно непосредственно направлено. Например, если мы, случайно, взглянули на что-либо, и то, что в данный момент времени оказалось в поле нашего зрения, привлекло внимание к себе, это и будет непосредственным вниманием.

· Опосредствованное внимание – это внимание, которое привлекается и регулируется не тем объектом, на которое оно непосредственно направлено, а чем-либо другим. Например, мы можем попросить человека обратить на что-либо внимание, оставить на видном месте какой-либо предмет с расчетом на то, что увидевший его человек обратит внимание не только на этот предмет, но и на что – либо другое, связанное с этим предметом. Или мы можем нарисовать стрелку в сторону предмета, на который желательно обратить внимание.

1.4. Функции внимания.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы. Со вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется более важным для организма. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный .

Глава II

2. 1 Формирование и развитие внимания.

Внимание, как и все психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Как низшая психическая функция, внимание представлено непосредственным и непроизвольным. А как высшая психическая функция – произвольным и опосредствованным вниманием. История внимания ребенка – есть история развития организованности его поведения. Произвольное внимание возникает от того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он в последствии и сам овладевает своим вниманием. С самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей двойной ряд стимулов, влияющих на внимание. Первый ряд – это окружающие ребенка предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают его внимание. Второй ряд – это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов. Вместе с постепенным овладением активной речью, ребенок начинает управлять и вниманием, причем сначала – вниманием других людей, а за тем и собственным. Сначала люди определенным образом действуют по отношению к ребенку, направляя его вниманием; затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, регулируя их внимание, а далее ребенок начинает действовать на себя, контролируя собственное внимание. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы – указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, то есть обращать внимание взрослых на интересующие его предметы.

Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, становятся для ребенка, скорее, процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции внимания.

Первые недели – месяцы жизни.

Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака, наличие непроизвольного и непосредственного внимания ребенка.

Конец первого года жизни.

Возникновение ориентировочно – исследовательской деятельности как средство будущего развития произвольного внимания. В это время ребенок не просто реагирует на новые впечатления, а сам активно ищет их. Такое поведение можно рассматривать как предпосылку возникновения и развития в будущем произвольного внимания.

Начало второго года жизни.

Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, его жестов, направления взоров на названный или указанный взрослым предмет. На этой стадии взрослый человек начинает использовать средства управления вниманием ребенка – такие, которыми в будущем мог бы воспользоваться и сам ребенок для произвольного управления вниманием других людей.

Второй - третий год жизни.

Хорошее развитие указанных выше форм внимания, начало активного пользования самим ребенком предложенными ему средствами для того, чтобы управлять вниманием взрослых.

Четыре с половиной - пять лет.

Появление у ребенка способности направлять свое внимание на что-либо под влиянием сложной речевой инструкции взрослого человека. Начало освоения символьных средств управления (знаки, рисунки). В это время у детей появляется эгоцентрическая речь, которая становится средством управления собственным вниманием в игре, то есть на этом этапе можно констатировать начало развития у ребенка произвольного и опосредствованного внимания.

Пять – шесть лет.

Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции, с опорой на внешние, вспомогательные средства. Внутренним средством управления вниманием ребенка становится внутренняя речь.

Школьный возраст.

Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного и опосредствованного внимания на основе внутренней речи и более совершенных внешних средств.

2.2. Нарушения внимания.

Существует три основных группы нарушения внимания: гипопрозексия, гиперпрозексия и парапрозексия.

При гипопрозексиях встречаются разнообразные варианты ослабления внимания. Полная неспособность к сосредоточению, концентрации внимания называется апрозексией. Последняя сопровождается повышенной отвлекаемостью.

При гиперпрозексиях внимание усилено, причем часто за счет односторонней его направленности. Например, больные с ипохондрическими состояниями проявляют патологически повышенное внимание к своим болезненным ощущениям и всему тому, что имеет отношение к здоровью.

Парапрозексия - извращение внимания, которое чаще понимается как его сосредоточение на объектах патологического характера (бред, галлюцинации). Чаще всего это возникает при чрезмерно сильном напряжении внимания, которое само по себе становится непереносимым для нервной системы человека, что и обуславливает парадоксальные реакции со стороны внимания. Парапрозексии могут возникать и у здоровых людей. Например, спортсмен на старте не слышит выстрела стартового пистолета, хотя активно сосредотачивался и готовился к этому моменту .

III Глава.

Теории внимания.

Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Поэтому он предполагал тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Непроизвольное внимание тоже зависит от аффективных состояний. Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения .

По мнению Т. Рибо, двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения получают особую интенсивность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. Секрет произвольного внимания заключается в умении управлять движениями. Произвольно восстанавливая движения, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания по Т. Рибо.

Существует еще одна теория, связывающая внимание с понятием установки. Эта теория была предложена Д.Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие действия.

Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий предмет, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых предмета на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми.

Установка, по мнению Д.Н. Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью ясности и отчетливости для того, чтобы быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации.

Интересную концепцию внимания предложил П.Я.Гальперин. Основные положения теории:

1. Внимание – один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности, представляющее собой психологическое действие, направленное на содержание образа, имеющего в данный момент времени в психике человека.

2. По своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части.

3. В отличии от других действий, внимание не имеет особенного результата.

4. Внимание как конкретный акт выделяется тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным.

5. Во внимании контроль осуществляется при помощи образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

6. Произвольное внимание – планомерно осуществляемое внимание (форма контроля, выполняемого по заранее составленному образцу)

7. Чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и рзультаты.

8. Все акты внимания являются результатом формирования новых умственных действий.

Глава I V

Словарь.

Внутренняя речь – беззвучная речь, возникающая в процессе мышления. Является производной формой внешней речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме.

Детская психология – отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка.

Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности.

Деятельность познавательная – деятельность, которая формируется в процессе обучения и воспитания к концу дошкольного возраста.

Импульсивность – особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влияние внешних обстоятельств или эмоций.

Конфликт – противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей и мнений.

Ориентировочно – исследовательская деятельность – деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед субъектом задач.

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Сознание - способность адекватно воспринимать окружающую реальность.

Эгоцентрическая речь – говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка.

Заключение.

Многие проблемы, возникающие в учении, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. В онтогенезе внимание изменяется мало, и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, но со временем можно избавиться от многих недостатков, т.к. одни слаборазвитые свойства внимания компенсируются усиленным развитием других качеств. Например, слабая устойчивость внимания компенсируется хорошей переключаемостью.

Таким образом, в реферате была рассмотрена тема: «Психология внимания». И можно сделать вывод, что внимание включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, четкой организации выполняемой деятельности и развитие интереса к ней; обладает шестью свойствами, пятью видами и тремя основными группами нарушения внимания.

В итоге работы я достигла поставленной цели, т.е. я узнала много новой информации о внимании. И я могу согласиться со второй группой ученых, что внимание представляет собой самостоятельный психический процесс и особое психологическое состояние человека, потому что у него есть свои собственные характеристики.

«Следует отметить,что когда человек хочет на чем-то сосредоточиться, он предпринимает значительные усилия сознания, концентрирует свою волю, начинает управлять своими действиями. У него изменяется поведение, появляется осторожность, становится более острым зрительное восприятие»

С.Л. Рубинштейн.

Список используемой литературы:

Книги:

1. Большой Психологический Словарь. Под редакцией Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – М.:2009

2. Гальперин П.Я. К проблеме внимания, Хрестоматия по вниманию. –М., 1976

3. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: СПб.:2009

4. Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: 2008.

5. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию.-М.,1976. с. 71-72

6. Узнадзе Д.Н. Установка у человека, Хрестоматия по вниманию. –М., 1976. – с.266

Под развитием внимания подразумевается 1 процесс улучшения его свойств (концентрации, устойчивости, объема и др.). Этот процесс начинается с первых месяцев жизни ребенка, когда он обладает только непроизвольным вниманием, и продолжается по мере взросления, все более обогащая его внимание произвольными видами на основе жизненного опыта.

Различают естественный и искусственный пути развития внимания . Естественный путь обусловлен медленными биологическими процессами развития самой . Искусственный же путь предполагает интенсификацию развития за счет различных психологических приемов и технологий и требует периодического закрепления приобретенных качеств. Наиболее существенное влияние на развитие внимания оказывают факторы:
- речь, развиваемая под воздействием обучения;
- копирование (подражание) поведения взрослых людей;
- умственная деятельность.

На 3-й стадии ребенок обнаруживает для себя такие средства привлечения внимания взрослых, как издание звуков, поворот головы в сторону взрослого и др. Подобные действия закладывают основу для развития возможности произвольной ориентации своего внимания.

На 4-й стадии процесс развития внимания получает ускорение благодаря освоению речи. Здесь уже наблюдается произвольное реагирование ребенка на слова взрослых, -подчеркнуто обращенных к нему. Но свою речь он преимущественно использует для привлечения внимания окружающих.

На 5-й стадии речь ребенка начинает играть роль прямого инструмента управления собственным вниманием. Однако в этот период произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, неустойчиво. Причина обычно заключена в плохом владении собственными чувствами, в повышенной .

На 6-й стадии все еще преобладает непроизвольное внимание. Наглядные, яркие, необычные предметы и явления окружающего мира проходят в психику «вне очереди». Вместе с тем идет активное освоение контроля над своим в связи с режимом посещения школы, подчинением распорядку дня Зарождение средства регуляции своим -внутренней речи - также интенсифицирует развитие внимания.

7-я стадия характеризуется таким уровнем развития внимания, которое позволяет сосредоточиться на каком-то занятии, связанном с исполнением профессионального долга, учебе. Вместе с тем особенности физиологического развития в этом негативно сказываются на характеристиках .

В развитии внимания у ребёнка можно отметить прежде всего диффузный, неустойчивый его характер в раннем детстве. Тот отмеченный уже факт, что ребёнок, увидя новую игрушку, сплошь и рядом выпускает из рук ту, которую он держал, иллюстрирует это положение. Однако это положение имеет не абсолютный характер. Наряду с выше отмеченным фактом нужно учесть и другой, который подчёркивается некоторыми педагогами [Фауссек, О внимании у маленьких детей, Пг. 1922.]: бывает, что какой-нибудь предмет привлечёт внимание ребёнка или, скорее, манипулирование с этим предметом так увлечёт его, что, начав манипулировать им (открывать и закрывать двери и т. п.), ребёнок будет повторять это действие раз за разом 20, 40 раз и больше. Этот факт действительно свидетельствует о том, что в отношении очень элементарных актов, связанных с значительной эмоциональной зарядкой, ребёнок уже рано может проявить внимание в течение более или менее значительного времени. Этот факт не следует недооценивать, и его нужно использовать для дальнейшего развития внимания у ребёнка. Но тем не менее, конечно, правильным остаётся то положение, что на протяжении дошкольного возраста, а иногда и к началу школьного, ребёнок ещё в очень слабой степени владеет своим вниманием. Поэтому в учебном процессе педагог должен тщательно работать над организацией внимания ребёнка, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребёнка волевых качеств.

В развитии внимания у ребёнка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребёнка, внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объём внимания ребёнка. Развитие объёма внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребёнка.

Развитие устойчивости детского внимания изучалось многими исследователями. Представление о результатах исследования даёт следующая таблица:

В этой таблице особенно показателен быстрый рост устойчивости внимания после 3 лет и, в частности, относительно высокий уровень его к 6 годам на грани школьного возраста. Это существенное условие «готовности к обучению».

Рост концентрации внимания Бейрль определял по количеству отвлечений, которым поддавался ребёнок в течение 10 минут игры. В среднем они выразились в следующих цифрах:

Отвлекаемость 2-4-летнего ребёнка в 2-3 раза больше отвлекаемости 4-6-летнего. Вторая половина дошкольного возраста - годы, непосредственно предшествующие началу школьного обучения, дают такой значительный рост и концентрации внимания.

В школьном возрасте, по мере того как расширяется круг интересов ребёнка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание - как непроизвольное, так особенно произвольное - продолжает развиваться. Однако сначала и в школе приходится ещё сталкиваться с значительной отвлекаемостью детей.

Более значительные сдвиги наступают тогда, когда успеют сказаться результаты обучения; размер этих сдвигов, естественно, зависит от его эффективности. К 10-12 годам, т. е. к тому периоду, когда по большей части наблюдается заметный, часто скачкообразный рост в умственном развитии детей - развитие отвлечённого мышления, логической памяти и т. д., обычно наблюдается также заметный рост объёма внимания, его концентрации и устойчивости. Иногда в литературе утверждается, будто у подростка (в 14-15 лет) приходится наблюдать новую волну отвлекаемости. Однако никак нельзя принять это утверждение, будто внимание у подростка вообще хуже, чем в предшествующие годы. Правильно, пожалуй, то, что в эти годы иногда труднее бывает привлечь внимание ребёнка; в частности от педагога для этого требуется большая работа и искусство. Но если суметь интересным материалом и хорошей постановкой работы привлечь внимание подростка, то его внимание окажется не менее, а более эффективным, чем внимание младших детей.

Говоря об этих возрастных различиях в развитии внимания, нельзя упускать из виду существование индивидуальных различий и притом весьма значительных.

Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для организации внимания имеет при этом уменье поставить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято субъектом .

Основываясь на слабости произвольного внимания у детей, ряд педагогов, начиная с интеллектуалиста Гербарта и до современных романтиков активной школы, рекомендовали целиком строить педагогический процесс на основе непроизвольного внимания. Педагог должен овладевать вниманием учащихся и приковывать его. Для этого он должен всегда стремиться к тому, чтобы давать яркий, эмоционально насыщенный материал, избегая всякой скучной учёбы.

Безусловно весьма важно, чтобы педагог умел заинтересовать учащихся и мог строить педагогический процесс на непроизвольном внимании, обусловленном непосредственной заинтересованностью. Постоянно требовать напряжённого произвольного внимания у детей, не давая никакой для него опоры, это, быть может, самый верный путь для того, чтобы не добиться внимания. Однако строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это по существу и невозможно. Каждое, даже самое захватывающее, дело включает в себя звенья, которые не могут представлять непосредственный интерес и вызывать непроизвольное внимание. Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь: 1) использовать непроизвольное внимание, и 2) содействовать развитию произвольного. Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно целесообразно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. При этом, однако, существенно, чтобы эта эмоциональность и интересность были не внешними. Внешняя занимательность лекции или урока, достигаемая сообщением очень слабо связанных с предметом анекдотов, ведёт скорее к рассеиванию, чем к сосредоточению внимания. Заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности; эмоциональностью должны быть насыщены её основные звенья. Она должна быть связана с сознанием значения того дела, которое делается.

Существенным условием поддержания внимания, как это вытекает из экспериментального изучения устойчивости внимания, является разнообразие сообщаемого материала, соединяющееся с последовательностью и связанностью его раскрытия и изложения. Для того чтобы поддерживать внимание, необходимо вводить новое содержание, связывая его с уже известным, существенным, основным и наиболее способным заинтересовать и придать интерес тому, что с ним связывается. Логически стройное изложение, которому, однако, даются каждый раз возможно более осязательные опорные точки в области конкретного, составляет также существенную предпосылку для привлечения и поддержания внимания. Необходимо при этом, чтобы у учащихся созрели те вопросы, на которые последующее изложение даёт ответы. В этих целях эффективным является построение, которое сначала ставит и заостряет вопросы перед учащимися и лишь затем даёт их разрешение.

Поскольку основой непроизвольного внимания служат интересы, для развития достаточно плодотворного непроизвольного внимания необходимо в первую очередь развивать широкие и надлежащим образом направленные интересы.

Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности. Способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.

Что такое внимание? Психические процесс, который обеспечивает концентрацию сознания на тех или иных объектах, система отбора информации, позволяющая нам воспринимать лишь значимые вещи. Мозг человека воспринимает сигнал, а внимание выделяет его и сосредотачивает восприятие на нем.

Уровень внимания у каждого человека свой. Кто-то легко концентрируется на задаче, а кому-то приходится прикладывать для этого большие усилия. В любом случае, заниматься, развитием внимания, памяти, мышления стоит обязательно, ведь это верный путь к тому, чтобы стать эффективнее, успешнее. Для того чтобы стать лучше, вы можете использовать способы развития внимания, которые помогут научиться сосредотачиваться и концентрироваться.

Способы развития внимания: шесть полезных упражнений

Кому следует развивать внимание? Всем! Внимание - это основа мышления и памяти. В первую очередь, следует уделить время всестороннему развитию внимания представителям специальностей, требующих предельной концентрации, студентам и школьникам, пожилым людям, офисным работникам, желающим развить в себе креативность.

От вашей силы воли зависит, насколько вы продвинетесь к цели. К счастью, существует множество способов эффективного развития внимания.

Мы приготовили для вас список эффективных упражнений на концентрацию, которые помогут повысить уровень внимания в повседневной жизни. Для начала стоит уделять упражнениям на развитие внимания по пять минут в день. Затем продолжительность тренировки можно продлить до 10, а потом и до 15 минут. Приступая к тренировкам, главное – не лукавить. В случае, если вы отвлеклись, упражнение на развитие внимания стоит начать с начала.

  • Обратный счет . Считайте в обратном порядке, начиная от 100 до 1. Не позволяйте вашему сознанию переключаться на другие мысли: отвлекаться на отслеживание времени или лай соседской собаки. Сосредоточьтесь исключительно на цифрах, а если обнаружили, что отвлеклись – начните все сначала.
  • Обратный счет через три . К этому упражнению можно переходить после того, как вы справились с предыдущим. На этот раз считайте от 100 до 1 через три цифры. Например: 100, 97, 94, 91. Не пользуйтесь подсказками: не стоит писать цифры на листочке или загибать пальцы. Будьте честны с самим собой – это непростая работа, но эффективная.
  • Концентрируйтесь на слове . Придумайте любое слово или словосочетание и сосредоточьтесь на нем на пару минут. Повторяйте слово про себя, не отвлекаясь на мысли о том, что оно значит, и почему вы выбрали именно его.
  • Концентрируйтесь на предмете . Выберите любой предмет, который вам хорошо знаком: например, карандаш или ежедневник. Сконцентрируйте внимание на нем: хорошенько рассмотрите мельчайшие детали, текстуру, цвет. Во время упражнения не позволяйте себе отвлекаться на посторонние мысли.
  • Концентрируйтесь на образе предмета . Если вы без труда справились с предыдущим упражнением – смело переходите к новому. Закройте глаза и представьте себе тот предмет, который только что в подробностях запомнили: воспроизведите его в мельчайших подробностях. Если вспомнить детали не удалось – откройте глаза, взгляните на предмет снова и вернитесь к упражнению.
  • Концентрируйтесь на дыхании . После того, как все упражнения останутся позади, проведите остаток времени в тишине, сосредоточившись на своем дыхании. Не отвлекайтесь на посторонние мысли: просто вдыхайте и выдыхайте.

Несмотря на кажущуюся простоту, выполнение этих упражнений требует большой силы воли. Но есть и альтернативные способы развития внимания.

Внимание, наряду с другими высшими психическими функциями, такими как память и мышление, можно развивать, занимаясь на игровых тренажерах сайта Викиум.

У сайта Викиум есть ряд очевидных преимуществ:

  • В основе игр-тренажеров Викиума лежат проверенные методики развития познавательных способностей, доказавшие свою эффективность в ходе клинических экспериментов, и результаты передовых исследований в области нейронаук;
  • Тренажеры сайта Викиум спроектированы так, что позволяют раскрыть мозговой потенциал, получив максимум удовольствия от игры;
  • Пользователям, купившим премиум-доступ, открывается возможность тренироваться по индивидуальной программе, составленной с учетом их сильных и слабых сторон, а так же следить за своим прогрессом с помощью полной статистики.

Заниматься на сайте или самостоятельно – решать вам. Но помните, развитие внимания – верный шаг на пути к улучшению качества собственной жизни.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS