Главная - Не совсем про ремонт
Яркие особенности романского стиля в архитектуре средневековья. Романский стиль в частной архитектуре, фото Романский стиль в архитектуре

Для архитектурного стиля, зародившегося в средневековой Европе, характерны полукруглые арки, которые отличаются от готических стрельчатых. Поскольку примеры романской архитектуры можно встретить по всему европейскому континенту, этот стиль зачастую рассматривается как первый пан-европейский архитектурный стиль со времен Римской империи. Помимо полукруглых арок, направление отличается массивными формами, толстыми стенами, прочными опорами, крестовыми сводами и большими башнями. С 6 по 10 век большинство церквей и монастырей в Европе строилось именно в этом величественном стиле. Мы отобрали для вас 25 самых умопомрачительных и впечатляющих примеров романского стиля в архитектуре, которые просто необходимо увидеть!

Собор Успения Девы Марии, Гурк, Австрия. 12 век

Эта базилика считается одним из самых важных романских зданий в стране. Она имеет две башни, три апсиды, склеп и галереи.

Собор Нотр-Дам, Турне, Бельгия. 17 век


С 1936 года считается главной достопримечательностью и наследием Валлонии. Невозможно не отметить тяжелый и серьезный характер постройки, романский неф и кластер из пяти колоколен и полукруглых арок.

Ротонда св. Лонгина, Прага. 12 век

Основанная в качестве приходской церкви в небольшой деревне возле Праги, она была почти разрушена в начале 19 века, но восстановлена позже.

Собор Святого Трофима, Арль, Франция. 15 век


Один из самых важных примеров романской архитектуры во Франции.

Сен-Савен-сюр-Гартамп, Франция. Середина 11 века


Церковь, вошедшая в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1983 году, имеет квадратную башню и пять лучевых капелл с многоугольной апсидой.

Бамбергский кафедральный собор, Бамберг, Германия. 13 век

Церковь, основанная в 1012 году императором Генрихом II, известна своими четырьмя внушительными башнями. Собор был частично разрушен пожаром в 1081 году, но восстановлен к 1111 году.

Собор в Клонферте, Ирландия. 12 век


Дверной проем этого собора считается венцом романского стиля. Он украшен головами животных, листьями и человеческими головами.

Сан-Либераторе на Майелле, Абруццо, Италия. 11 век

Фасад этого аббатства является примером ломбард-романского архитектурного стиля.

Собор Модены, Модена, Италия. 12 век


Собор считается одним из самых знаковых романских зданий в Европе и является объектом Всемирного наследия.

Базилика Святого Серватия, Маастрихт, Нидерланды. 11 век

Здание считается примером различных архитектурных стилей, но преимущественно - романского.

Двери собора в Гнезно, Польша. 12 век


Бронзовые двери считаются одним из самых значительных произведений романского искусства в Польше. Они украшены барельефами, которые демонстрируют 18 сцен из жизни святого Войцеха.

Монастырь Петра и Павла, Крушвица, Польша. 1120 год


Это произведения романского искусства построено из песчаника и гранита. Оно имеет трансепт, пресвитерию и апсиду.

Андреевская церковь, Краков, Польша. 1079-1098 гг


Эта церковь была создана для оборонительных целей. Она является одним из немногих оставшихся примеров европейских крепостных церквей.

Лиссабонский собор, Португалия. 1147 год


Самая старая церковь в Лиссабоне, которая представляет собой смесь различных стилей и прославилась своими романскими железными воротами.

Собор Святого Мартина, Словакия. 13-15 век


Самый большой и интересный романский собор в Словакии. Внутри него расположены мраморные надгробия, а стены расписаны сценами коронации Карла Роберта Анжу.

Базилика Сан-Исидро, Леон, Испания. 10 век


Среди наиболее заметных особенностей здания - арки, пересекающие трансепт и резной тимпан.

Кафедральный собор Лунда, Швеция. 1145 год


Романский стиль здесь выражен в планировке, склепе и арочных галереях.

Гроссмюнстер, Цюрих, Швейцария. 1100-1120 гг


Протестантский храм в романском стиле. Имеет большой резной портал со средневековыми колоннами.

Собор Дарема, Англия. 1093 год


Здание примечательно необычными сводами крыши нефа, поперечными арками и массивными колоннами.

Замок Данноттар, Абердиншир, Шотландия. 15-16 век


Разрушенная средневековая крепость состоит из трех основных крыльев, установленных вокруг четырехугольника, и необычного сложного дубового потолка.

Собор Саламанка, Испания. 1513-1733 гг


Несмотря на то, что в 17 веке собор был перестроен и стал готическим, он сохранил большую часть романского стиля.

Аббатство Вонхоцк, Вонхоцк, Польша. 1179 год


Аббатство признано одним из самых драгоценных памятников романской архитектуры в Польше.

Кафедральный собор в Порту, Португалия. 1737 год


Это один из старейших соборов в городе. Он окружен двумя квадратными башнями, поддерживаемыми контрфорсами и увенчанными куполом.

Санта-Мария-Маджоре, Венето, Италия. 11 век


Интерьер этого собора украшает восхитительная мозаика 9 века.

Кафедральный собор Сан-Никола-ди-Труллас, Италия. 1113 год


Собор был построен в качестве сельской школы, а затем стал монастырем с крестовыми сводами и фресками.

Пусть ваши друзья увидят эти потрясающие постройки. Поделитесь с ними этим постом!

Возникновение романского стиля в архитектуре обусловлено феодальной раздробленностью в Западной Европе, которая приводила к частым междоусобным войнам между князьями-феодалами, стремящимися отнять друг у друга драгоценные клочки земли. Поэтому было важно создавать такие сооружения, которые смогли бы выдержать напор захватчиков и выполнить свою главную функцию — оборонную. Так романский стиль в архитектуре и стал основным общеевропейским стилем монументального строительства.

Основные черты романского стиля в архитектуре

Поскольку главной целью того периода стало строительство крепких замков, функциональных и способных противостоять военному нападению, то художественно-эстетической ценности архитектуры не придавалось особого значения. Романские замки строились как настоящие крепости, поэтому архитектура была тяжелая, монументальная. Особенности романского стиля в архитектуре заключаются также в крупных размерах, строгости, простоте форм и линий, прямоте углов, доминировании горизонталей над вертикалями.

Романский стиль иногда называют «стиль полукруглой арки», поскольку одной из главных отличительных черт сооружений в этом стиле являлись потолки, оформленные в виде арочных сводов, которые подпирались одинаковыми рядами столбов.

Стены зданий в раннем романском стиле были толстые, с маленькими окнами, которые почти никак не украшали. Однако чем больше развивался романский стиль, тем чаще стены в умеренных количествах могла покрывать мозаика, каменная резьба или скульптурная пластика. Характерным для романских замков было наличие круглых башен с вершинами в виде шатра. Вход в здание - особенно это касается храмов - часто оформлялся как портал.

Практически невозможно встретить другие здания общественного назначения, построенные в романском стиле, кроме соборов и монастырей. А основным типом жилого сооружения в романскую эпоху стал феодальный замок под названием донжон, который представлял собой дом-башню, находящуюся в центре крепости. Первый этаж подобной башни отводился под помещения, предназначенные для хозяйственных целей, второй - для парадных помещений, третий — для хозяйских спален. На четвертом и, как правило, последнем этаже размещались комнаты для прислуги и охраны замка.

Идеальным местом для такой крепости была какая-нибудь труднодоступная местность, например, горный склон. Крепость окружалась рядом высоких, зубчатых стен из камня и глубоким рвом с водой. Доступ внутрь самим жителям обеспечивал подъемный мост.

Романский стиль в архитектуре Европы

Само название стиля появилось в начале XIX века, когда искусствоведы задумались о том, что романский стиль напоминает по виду архитектуру Древнего Рима («Roma» в переводе с итал. «Рим»).

Лучше всего до наших времен романский стиль дошел в виде храмов и соборов. Замки и дворцы стали приходить в упадок еще с началом эпохи Возрождения. Некоторые из них приводили в порядок, отстраивали и снова превращали в замки, многие из которых дожили до наших дней как страшные замки , окутанные разными легендами, остальные же превращались в руины.

Франция

В архитектуре Франции романский стиль стал проявляться ближе к концу X века. Наиболее популярным типом зданий в этом стиле стали трехнефные базилики — храмы вытянутой, прямоугольной формы с тремя продольными проходами-нефами, которые в изображении на плане часто напоминали крест. Распространенным стал и тип паломнического собора с обходной галереей и радиальными капеллами - например, церковь Сен-Сернен в городе Тулуза на юге Франции.

Бургундская архитектурная школа за основу романского стиля принимала принцип монументальности, а школа Пуату - скульптурное декорирование. Храм аббатства Клюни III и Нотр-Дам в Пуатье и являются, соответственно, главными представителями этих школ среди французских памятников архитектуры.

Германия

Ранний романский стиль в архитектуре Германии характеризуется саксонской школой. Характерный для нее тип церкви - собор с парой симметричных хор с западной и восточной стороны. Примером может служить церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме.

Поздний романский стиль характеризуется возведением императорских дворцов - например, императорский дворец в Госларе. Распространяется и аналогичный донжонам во Франции дом-башня - бергфрид.

Италия

Регионами в Италии, где больше всего прижился романский архитектурный стиль, стали Ломбардия и Тоскана - они стали основными центрами этой архитектуры. Церковь Сан-Микеле в Павии, кампанила в Парме, кафедральный собор в Модене до сих пор считаются одним из самых интересных архитектурных ансамблей итальянского Средневековья.

Романскую архитектуру этого периода в Италии можно назвать проторенессансной - от французской и немецкой романики ее отличало использование античных элементов и цветного мрамора.

В романском стиле выполнен соборный ансамбль в Пизе, в частности, всем известная достопримечательность Италии - Пизанская башня.

Англия

Даже несмотря на то, что в XI веке Англия была завоевана нормандцами, которые навязывали на острове французский язык и культуру, а соответственно, и французские архитектурные принципы, романский стиль в средневековой архитектуре Англии проявился несколько иначе, чем во Франции.

Английская соборная архитектура имела более вытянутые, протяженные формы, поэтому и башни были больше и выше. В тот период и был воздвигнут знаменитый замок - Лондонский Тауэр.

Романский и готический стили в архитектуре: в чем разница?

Вслед за романским пост господствующего стиля в европейской средневековой архитектуре заняла готика . В то время как романский стиль в разных регионах возник к концу X - началу XI века и царил до XII века, а где-то и дольше, то готический стиль появился в XII веке и сохранял свое влияние до XIV века. В Англии многие соборы в романском стиле в связи с ранним приходом готики переделывали под новый стиль, поэтому их первозданный вид искусствоведам неизвестен.

Хотя основой готическому стилю послужил именно романский стиль , в особенности, бургундская школа, они все же имеют ряд существенных различий, которые совершенно не позволяет их спутать. Наиболее ярко эти главные отличия можно проследить на примере соборной архитектуры.

  • Арки и вершины в готическом стиле заостренные, в отличие от круглых романских верхушек.
  • Главная черта романского стиля - массивность, монументальность, в то время как готике присуща утонченность.
  • Окошки в романском стиле маленькие, в виде бойниц, готический стиль предполагает внушительные размеры окон и большое количество света.

  • Горизонтальные линии в романском стиле преобладают над вертикальными, такие здания выглядят приземисто. В готическом стиле все наоборот - вертикали доминируют над горизонталями, отчего сооружения имеют очень высокие потолки, кажутся устремленными вверх, вытянутыми к небу.
  • Для бургундской школы характерен минимум элементов декора в архитектуре. Готический стиль характеризуется богато оформленными фасадами, яркими витражами, резьбой и узорами.

Узнать о романском и готическом стилях еще больше вам поможет это видео:

Мир европейского Средневековья отличался замкнутостью своего быта, что привело к сосуществованию нескольких независимых и параллельных друг другу культурных направлений. В редко встречающихся городах зарождались новые обычаи, рыцарские замки жили своей жизнью, крестьяне придерживались сельских традиций, а христианская церковь стремилась распространить богословские идеи. Эта пестрая картина средневековой жизни породила в плане архитектуры два направления: романский и готический. Архитектура романского стиля зародилась в Х веке, ознаменовав период затишья после многочисленных междоусобных войн. Этот стиль считают первым общеевропейским, что выделяет его на фоне других послеримских направлений архитектуры.

Романское искусство

Романский стиль - европейский стиль архитектуры и искусства XI-XII вв., отличающийся массивностью и величественностью. Его возникновение связано с возрождением церковного строительства. Когда период упадка завершился, начали появляться монашеские ордена, возникали сложные формы литургий, что требовало возведения новых просторных зданий и усовершенствования строительных техник.

Таким образом, одновременно с развитием раннего христианства развивался и романский стиль в архитектуре Средневековья.

Романский и готический стили

Готический стиль считается преемником романского. Его родиной стала Франция, а возникновение относят к середине XII в. Готика быстро распространилась по Европе и господствовала там вплоть до XVI в.

Наименование стиля произошло от названия готских племен. В эпоху Ренессанса считалось, что именно ими была создана средневековая архитектура. Романский и готический стили разительно отличаются, несмотря на близкое время существование.

Готические здания знамениты своей воздушностью и легкостью, крестовыми сводами, шпилями, устремленными в небо, стрельчатыми арками и ажурным декором. Часть этих особенностей появилась еще в поздний период романского искусства, но наивысший расцвет получила именно в готике. Вплоть до XVI в. преобладала в Европе и активно развивалась готическая архитектура.

Романский и готический стили, таким образом, - два этапа архитектурного развития Средневековья, отразившие в себе особенности жизни и государственного устройства того времени.

Культовые постройки в романском стиле

Романская архитектура носит суровый крепостнический характер, ее образцы - это крепости, монастыри, замки, расположенные на возвышенностях и предназначенные для обороны. Росписи и рельефы подобных сооружений обладали полусказочными сюжетами, отражали божественное всемогущество и во многом были заимствованы из народного фольклора.

Романский стиль в архитектуре, как и все искусство Средневековья, отражает в себе культурный и экономический застой западноевропейских стран. Связано это с тем, что достижения римлян в строительном ремесле были утеряны, и уровень техники значительно снизился. Но постепенно, по мере развития феодализма, стали складываться новые типы построек: укрепленные феодальные жилища, монастырские комплексы, базилики. Последние выступали как основа культового строительства.

Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода формирования раннехристианского храма. Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Часто здание двора было окружено галереями - атриумом, где размещалась чаша для крещения. Базилики святого Аполлинария в Равенне и святого Павла в Риме - это и есть ранняя архитектура романского стиля.

Романское искусство постепенно развивалось, и в базиликах стали увеличивать пространство, предназначенное для алтаря и хора, появились новые помещения, нефы стали делить на ярусы. И к XI в. сформировалась традиционная схема строительства такого рода сооружений.

Приемы строительства

Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Так, страдающие от постоянных пожаров деревянные перекрытия были заменены сводчатыми конструкциями. Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий - с помощью подпружных арок и крестовых сводов - в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества.

Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Постепенно этот принцип дифференциации становится обязательным.

Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит, мрамор, кирпич и вулканический бут. Процесс укладки был прост: раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.

Примеры романского стиля в архитектуре: замки Дадли (Англия) и Сюлли (Франция), Церковь святой Марии (Германия), замок Стерлинг (Шотландия).

Строения в романском стиле

Романский стиль в архитектуре Средневековья отличается большим многообразием направлений. Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и традиции в развитие местного искусства. Так, романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же мере не похожи на испанские.

Романская архитектура Франции

Огромный вклад Франции в развитие романской архитектуры связан с организацией и планировкой алтарной части церковных строений. Так, появление венца капеллы связывают с установлением традиции ежедневного чтения мессы. Первым зданием с таким нововведением считается церковь при бенедиктинском монастыре "Сен-Флибер", построенная в XII в.

Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к условиям окружающей действительности. Например, чтобы защитить постройки от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции; для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.

Романская архитектура Германии

Романский стиль в Германии развивали три основные школы: рейнская, вестфальская и саксонская.

Саксонскую школу отличает господство строений типа базилики с плоскими перекрытиями, характерных еще для периода раннего христианства. Часто использовался опыт церковной архитектуры Франции. Так, в качестве прообраза многих сооружений брали монастырскую церковь в Клюни, выполненную в базиликанской форме и имевшую плоские деревянные перекрытия. Подобная преемственность обуславливается влиянием французского ордена бенедиктинцев.

Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. В отличие от французских церквей, в саксонских постройках не было обхода в хоре, а опоры чередовались: между квадратными столбами устанавливались колонны или два столба сменялись двумя колоннами. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Такое размещение опор делило внутренне пространство храма на несколько отдельных ячеек, что придавало всему убранству самобытность и неповторимый шарм.

В исполнении саксонской школы архитектура романского стиля обретала простоту и четкость геометрических форм. Декор был мал и скуден, интерьер отличался строгостью, окна располагались редко и на большой высоте - все это придавало строениям крепостной и суровый характер.

Школа Вестфалии специализировалась на возведении церквей зального типа, которые представляли собой пространство, разделенное на три равные по высоте нефа с каменными сводами. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений.

Характеристика романского стиля в архитектуре была бы неполной без упоминания о рейнской школе. Здесь главный упор делается на особенности строения перекрытий. Они конструировались по «связанной романской системе», суть которой состояла в том, что своды боковых нефов опирались на распор среднего. Таким образом, опоры чередовались: массивные столбы держали свод главного зала, а на легкие промежуточные опоры приходился вес боковых.

В соборах и церквях рейнской школы архитектурный декор также был максимально скуп. Часто снаружи строились декоративные аркады как, например, в Шпейерском соборе, внешний вид которого, невзирая на простоту, отличается очень выразительными формами. Одним словом, суровое величие и мощь олицетворял собой немецкий романский стиль.

Архитектурный романский стиль был воплощением феодального периода в истории. И именно в памятниках средневековой Германии достигла вершин монументальность и мрачная незыблемость этой эпохи.

Романская архитектура Италии

Как и в случае с зодчеством других европейских стран, архитектура Италии была различной. Все зависело от традиций и условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так, провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции, дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник строительства из кирпича.

Архитектура романского стиля североитальянских провинций характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями, расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь «Сан-Микеле» (Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.

Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в античном стиле.

Что же касается самого Рима и юга Италии, то эти области практически не сыграли роли в формировании романской архитектуры.

Зодчество Нормандии

После принятия христианства Церковь установила четкие требования к строительству храмов и соборов, которые воплощали в себе романское искусство. Романский стиль, отличающийся громоздкостью строений, не привыкшие к излишествам и непрактичности викинги стремились свести к необходимому минимуму. Строители сразу отвергли массивные цилиндрические своды, отдав предпочтение стропильным перекрытиям.

Ярким образцом романской архитектуры в Нормандии являются церкви аббатств «Санте-Трините» (женский монастырь) и «Санте-Этьен» (мужской). При этом церковь «Трините» (XI в.) считается первым в Европе зданием, где был сконструирован и установлен двухпролетный крестовый свод.

Наибольшая заслуга нормандской школы в том, что она, сообразно с многовековыми традициями и опытом каркасного строения, творчески переосмысливала заимствованные конструкции и схемы сооружений.

Романская архитектура Англии

После того как норманны завоевали Англию, они сменили стиль своей политики на созидательный. И в знак политического и культурного единства придумали два типа зданий: замок и церковь.

Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами и ускорила строительную активность в стране. Первым возведенным зданием стало Вестминстерское аббатство. Это сооружение включало башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три восточные апсиды.

XI век для Англии ознаменовался строительством множества церковных сооружений, среди которых значатся Винчестерский, Кентерберийский соборы, аббатства святого Эдмонда и еще множество других зданий в романском стиле. Многие из этих построек позднее были реконструированы и переделаны, но по сохранившимся документам и остаткам древних конструкций можно представить внушительную монументальность и облик зданий.

Норманны оказались искусными строителями замков и крепостей, и башня «Тауэр» - одно из ярчайших тому доказательств. Это построенное по приказу Вильгельма укрепление стало самым впечатляющим строением той эпохи. Впоследствии такое совмещение жилого здания и оборонительного укрепления получило широкое распространение в Европе.

Романский стиль в Англии обычно называют нормандским из-за того, что строительство вели именно викинги, реализуя свои архитектурные замыслы. Но постепенно ориентирование создаваемых конструкций на оборону и укрепление сменялось стремлением к декорированию и роскоши. А к концу XII в. романский стиль уступил свое место готике.

Романская архитектура Беларуси

Романский стиль в архитектуре Беларуси возник после принятия христианства, когда византийские архитекторы стали возводить храмы сообразно европейской традиции.

Начиная с XI в. в стране стали появляться башни, замки, храмы, монастыри, городские дома, выполненные в рассматриваемом нами стиле. Эти постройки отличались своей массивностью, монументальностью и суровостью, а украшались скульптурами и геометрическими орнаментами.

Однако на сегодняшний день памятников романской архитектуры сохранилось очень мало. Связано это с тем, что многие строения были разрушены во время частых войн, или же в последующие годы их реконструировали. Так, например, Софийский собор (Полоцк), возведенный в середине XI в., дошел до нас в сильно перестроенном виде, и определить его изначальный облик сегодня не представляется возможным.

Архитектура Беларуси того времени отличалась использованием большого количества строительных техник и приемов. Самыми известными и яркими образцами служат собор Спасо-Ефросиньевского монастыря (Полоцк), церковь Благовещения (Витебск), церковь Борисоглебская (Гродно). Эти постройки совмещают в себе особенности древнерусского зодчества и присущую романскому стилю базиликальность.

Таким образом, уже в XII в. романский стиль начал постепенно проникать на славянские земли и преобразовывать архитектуру Беларуси.

Заключение

Таким образом, начал зарождаться романский стиль в архитектуре в период Средневековья (V - X вв.), а проявлялся он в разных странах Европы по-разному, в зависимости от географических, политических и национальных особенностей. В течение всей той эпохи параллельно, практически не соприкасаясь, существовали и развивались разные архитектурные направления, что привело к самобытности и неповторимости сооружений в различных странах Европы.

В эпоху Средневековья романский стиль оказал большое влияние на формирование монастырских комплексов, которые включали храм, больницы, трапезные, библиотеки, пекарни и еще множество других построек. В свою очередь, эти комплексы повлияли на структуру и расположение городских построек. Но непосредственное развитие городских укреплений началось в последующий период, когда уже царствовала готика.


Римский или романский стиль , который англичане еще называют норманнским, взял свое начало в искусстве Западной Европы, в 11 веке. Особенно ярко он выразился в архитектуре. Он стал логическим продолжением зодчества времен античности. Распространили же романский стиль монахи. Для их орденов артели строителей возводили здания в Европе. Поэтому главными строениями романской архитектуры считаются церкви, монастыри и храмы . Таким образом, можно в очередной раз наблюдать, как религия влияла на развитие культуры.

Характерные признаки романской архитектуры

Признаки романской архитектуры


Римский стиль – это феодальные крепости, монастыри, замки и базилики, измененные под его влиянием до неузнаваемости. Новую архитектуру сформировали в 13 веке прибывшие с востока аланы, гунны и готы. В Европе в то время часто разгорались войны, из-за чего ей очень кстати пришлись фортификационные сооружения в романском стиле с полуциркульными арками, тяжелыми стенами и крестовыми или цилиндрическими сводами.

Здания в романском стиле всегда отличались лаконичностью. Эти ясные, прочные и основательные постройки идеально гармонировали с окружающим ландшафтом, благодаря глубоким порталам со ступенями, массивным и ровным перегородкам, нешироким оконным проемам. Романская архитектура – это строения в виде крепостных соборов и дворцов. В их центре находится вышка, называемая донжоном, которую обступают кубы, призмы и цилиндры других построек. Каменные конструкции храмов и капителей поддерживают громадные столбы или пилоны. Простые геометрические фигуры, рельефные или резные стены стали главными признаками строений в римском стиле.

Теологичный характер романской архитектуры объединяет единство и формы ее соразмерных и аккуратных элементов. Данный строгий стиль не признает излишеств. Главной его чертой была и остается практичность. Но при этом романская архитектура допускает прямоугольные и круглые окна с холщовыми ставнями. Также часто встречаются световые проемы в виде трилистников, глаз и ушей.

Что является главным в романской архитектуре

Романский стиль архитектуры


В основе романского стиля лежат массивные и громадные черты. Строения как бы показывают мощь и власть хозяина. Удивительно, как давят такие простые и рациональные здания. Романская архитектура привела к тому, что храмовые базилики стали делать сводчатыми. Стены и пилоны также отличились прочностью и толщиной. Пространство организовывалось продольно. Восточный алтарь и хор, а также сам храм, значительно увеличились в размерах. Кессонный соборный потолок заменили сводами из камня. Колонны разделяли нефы на части.

Стены романского стиля декорированы раскрашенными барельефами. Внутри здания часто убраны коврами. Еще интерьер могут украшать смущенные, трагичные или божественные скульптуры. Средневековая атмосфера романской архитектуры своей душой вытесняет телесность. Именно она привела к возникновению первых витражей. Колонны и капители храмов украшены разными изображениями и мотивами.

Тюркские и северо-иранские племена обогатили европейскую культуру, из-за чего архитектура синтезировалась со скульптурой. Соборные порталы увенчались каменными священными персонажами, которые еще больше стали воздействовать на молящихся.

Особенности строительства в романском стиле


Главным стройматериалом романской архитектуры стал камень. Из него сначала строили крепости и храмы, но вскоре стали появляться и другие светские каменные постройки. Залежи известняка вдоль французских рек позволяли возводить все строения того времени. Им даже выкладывали орнаменты на наружных стенах.

Итальянцы свои стены облицовывали мрамором, коего у них предостаточно. Его отесывали или делали из него блоки. Камни на строительство в период средневековья шли меньшие, чем во времена античности. Их легко можно было достать на каменоломнях и доставить на стройплощадки.

При недостатке камня применяли кирпич, который отличался от современного большей толщиной и меньшей длиной. Этот весьма твердый материал сильно обжигали. Романские постройки из такого кирпича все еще можно встретить в Англии, Германии, Франции и Италии.

Как развивались городские поселения

Европейские города в романском стиле становятся торговыми центрами, так как они располагались на пересечении главных путей. Жилье здесь в основном укрепленное, а феодальные дома имеют вид башен или крепостей.

Романский стиль в архитектуре Британии


Декор замков этой страны отличается минималистичностью. Возводить такие внушительные постройки было очень непросто. Для них требовались большие затраты, поэтому декорирование не было главной задачей. Камни в замковых стенах аккуратно подогнаны, что обеспечивает таким сооружениям прочность. Оконное остекление раньше было роскошью, поэтому проемы для света делали маленькими.

Английская романская архитектура


В Англию романский стиль пришел вместе с норманнами-завоевателями. Там вместо деревянных вышек стали возводить кубические строения из камня в два этажа. Бивуаки лучников окружили палисады, рвы и донжоны, в которых укрывались от вражеских набегов. Тауэр, возведенный в 1077 году, является самым известным образцом английской романской архитектуры. Его донжоном выступает Белая Башня. От норманнов англичане переняли объединение монастыря и приходской церкви, а также двухбашенную конструкцию западного фасада. Собор в Дареме является примером этого.

Образцы римской архитектуры в Германии

Романская архитектура в Германии


Немецкий Вормский собор представляет собой отличный пример романской архитектуры. Его строили более 100 лет. Здесь арочные карнизные фризы освежают ровные стены и маленькие окна. Немецкие замки в городах Госларе, Гельнгаузене, Зеебурге и Айзенахе отлично передают дух романской эпохи. Их шестиугольные дворы обнесены крепостными перегородками с укрепленными воротами.

Как отразился романский стиль на архитектуре Франции, Испании и Италии

Романская архитектура Франции


Во Франции архитектура с романским оттенком привела к появлению храмов для паломников с хорами и капеллами. Базилики стали трехнефными. К бургундской школе римской эпохи относится церковь Пуатье.

В Испании во время романского периода стали строить укрепления для городов и крепостные дворцы. Церкви и храмы были похожи на французские. Особенно хорошо это видно по кафедральному собору в Саламанке.

Римское направление архитектуры заставило итальянских зодчих придерживаться базикального и центирического типов для церквей. Образцы этого – ломбардские и тосканские соборы с их типичными фасадами, которые украшали лизенами, скульптурами, мини-галереями и портиками. Пармский архитектурный ансамбль из баптистерия, церкви и колокольни как раз все это и передает.

Интерьер романских соборов изнутри

Интерьер романских соборов


Храмы римского периода содержали по три зала, разграничивающих приходские помещения. Византийские цилиндрические столбы даже перешли потом в готическое направление. А кубические капители пересекались шарами. Стены вместе с ними покрывали рельефные скульптуры.

В начале десятого века появились примитивные витражи, которые впоследствии превратились в полноценные картины из цветного стекольного многоцветья. В это же время вместе с ними интерьер стали украшать сосудами и лампадами из стекла.

Знаменитые архитектурные памятники в римском стиле

Архитектурные памятники в романском стиле


Романская архитектура распространена по всей Западной Европе. Выразительные аркады на соборах, наклонные башни и баптистерии можно наблюдать в Пизе. Франция знаменита своими купольными церквями. Сицилия пестрит сводчатыми постройками с остроконечными арками.

Внушительные и строгие памятники в романском стиле с маленькими дверями и окнами и мощными стенами скупо украшены. Эти здания конструктивно просты и ясны. Их наибольшее количество находится во Франции. Романские храмы спокойны и торжественно-суровы. Феодальные замки в виде крепости всегда принимали и спасали деревенских жителей от нападений. Эти строения располагали на возвышенностях, чтобы можно было не только оборонять владения, но и наблюдать за ними. Замки снабжены подъёмными мостами и укрепленными порталами, окружены рвами, огромными каменными стенами, на которых находятся бойницы, башни и зубцы.

Монастырь святой Одилии в Эльзасе привлекает к себе паломников не только действующей церковью, но и исцеляющим источником, который полезен для незрячих.

Базилика Сен-Сернен в Тулузе – память о когда-то существовавшем одноименном аббатстве. Ее романская архитектура знаменита среди посетителей, поэтому к церкви прилагается вместительная гостиница для них. Кирпичная базилика отличается от типичных каменных сооружений в романском стиле. Неф ее окружен удобными для паломников дорожками.

Всемирное наследие ЮНЕСКО тоже включает в себя церкви в романском стиле, которые расположены в долине Валь-де-Бой. Церквушки в пиренейских зарослях избежали войн и неплохо сохранились. Они являются самыми древними испанскими постройками. Туристы добираются к церквям по горным серпантинам, чтобы узреть, какая она, романская архитектура.
Особенно это любят делать испанцы. Здания строились специальными зодчими из Ломбардии. В них сохранились римские ранние фрески, которые перевезены в Национальный музей Каталонии, в Барселону. Некоторые церкви находятся не только в деревнях, но и в горах. Рядом с храмами расположились кладбища.

Старая парижская церковь Святого Германа в Лугах очень впечатляет приезжих туристов. Внутри собор отличается тишиной и спокойствием. Здесь погребен Декарт. Кажется, что романская архитектура храма помогает отвлечься от плохих мыслей. Святой Герман, творящий чудеса, был защитником бедных. Церковь называют в лугах из-за того, что она находится за городом.

Собор успения девы Марии 12 века в Гурке


Австрийский собор успения девы Марии 12 века в Гурке представляет собой пример романской базилики. У него в наличии есть галереи, усыпальница, апсиды и вышки. Бельгийский собор Нотр-Дам 17 века в Турне является основным наследием Валлонии. Эта массивная постройка с полукруглыми арками, пятью колокольнями, кластером и романским залом выглядит очень строго. Пражская ротонда святого Лонгина 12 века вначале выступала как деревенская приходская церковь. Позднее ее восстанавливали, так как она оказалась разрушенной.

Во Франции романскую архитектуру представляет собор св. Трофима 15 века в Арле, а также церковь Сен-Савен-сюр-Гартамп середины 11 века. В Германии характерным образчиком описываемой эпохи является императорская церковь 13 века в Бамберге. Она славится собственными четырьмя массивными башнями. Ирландский собор 12 века в Клонферте увенчан дверным проемом в романском стиле. На нем красуются головы людей и животных, а также листья.

Италия знаменита своим аббатством 11 века в Абруццо и собором 12 века в Модене, который входит во Всемирное наследие. В Нидерландах примером романской архитектуры считается базилика св. Серватия 11 века в Маастрихте. А польские двери из бронзы собора 12 века в Гнезно декорированы романскими барельефами. Там же, в Крушвице, находится монастырь Петра и Павла 1120 года, который строили из гранита с песчаником. У него есть апсида, пресвитерия и трансепт. Польская Андреевская церковь в Кракове изначально возводилась как оборонительный объект.

Лиссабонский собор


В Португалии тоже имеется свой пример римской архитектуры – это Лиссабонский собор 1147 года. Эта церковь является самой старой в городе. Она построена в смешанном стиле, но больше она известна своими римскими воротами из железа. В Словакии романский стиль представлен собором св. Мартина 13-15 веков. Там находятся надгробия из мрамора и расписные стены, которые рассказывают о коронации Карла Роберта Анжу.

Итак, если подвести итог всего вышеописанного, то можно это закончить тем, что романская архитектура сильно повлияла на следующее развитие культуры и интерьера других периодов . Она постепенно перетекла в готику, потом в маньеризм, а затем и в авангард.

Дворец Карла Великого

Огромный дворец в столице Карла Великого в Аахене (Aix-la-Chapelle) - типичный образец романского стиля. От него сохранилась только часовня - центрическая восьмиугольная в плане постройка, увенчанная восьмилотковым сводом с двумя ярусами галерей. Полукруглые арки и цилиндрические своды напоминают о строительных технологиях Древнего Рима. Сейчас здание «встроено» в более позднее сооружение, но интерьер сохранился почти в первозданном виде.

Элемент, наиболее часто отождествляемый с романским стилем, - полукруглая арка. Это была самая передовая конструкция, основной элемент римской архитектуры, который снова стали использовать в каменном строительстве. Дерево использовалось для бытовых построек и чаще всего для крыш и потолков каменных зданий. Каменный свод представлял собой простой цилиндрический свод полукруглой формы. Со временем появился крестовый, но опять-таки полукруглый, свод.

Цилиндрические своды часто использовались, когда нужно было перекрыть неф в церкви. В толстых стенах, которые поддерживали тяжелые своды, трудно было проделать окна, поэтому интерьеры были темными. Иногда неф делился на несколько частей поперек, каждая из которых перекрывалась своим сводом, или же возводилась крыша из дерева, которая была недолговечной. В церкви Сен Филибер (960-1120 гг.) в Турню (Франция) центральный неф выше боковых нефов с крестовыми сводами. Центральный неф перекрыт поперечными цилиндрическими сводами, благодаря чему можно было сделать окна вверху. Поперечные своды разрушают единство центрального нефа, поэтому этот эксперимент никогда не был повторен снова. Кроме того, в церкви Сен Филибер нартекс имеет два яруса, напоминая немецкий вестверк. Апсида с венцом капелл впоследствии станет характерным элементом французского храмового зодчества.

Крепости и замки

В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки . Именно отсюда происходит термин «романский» - римский. Это же название распространилось и на языки некоторых европейских народов, которые произошли от латинского языка. В романском стиле доминирующую роль играла архитектура. Как бы отвечая взглядам отцов церкви - противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной, частоколом и рвом.

Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами; иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер - вышка, с которой открывается вид на окрестности, или название некоторых дворцовых построек). Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и были особым знаком дворянства. Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня».

Главная башня обычно имела несколько этажей, и ее легко было защищать с верхних этажей и крыши. Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой; они были с разнообразными окнами. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Окна были не только круглые и четырехугольные, но и принимавшие форму глаз, ушей или трилистника. Ставни же делались из холста. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. В замках все внушало страх. Не случайно о них сложилось множество легенд. Руа отмечает, что замки наводят на мысль, что людям этой поры нравилось все массивное и громадное; что у них не было ни малейшего вкуса к изящному.

Некоторые из первых замков, т.н. жилые башни (донжоны), представляли собой башни с комнатами, расположенными друг над другом. По мере того как совершенствовалась техника атаки, начали сооружать защитные башни, расположенные по всему периметру, несколько рядов стен и ворота с подъемными мостами. Увеличивалась численность гарнизона замка, улучшались жилищные условия. Однако, многие залы и покои в настоящее время кажутся крайне скудно обставленными. На то были свои причины. Обширные владения феодалов требовали постоянного наблюдения, которое включало в себя не только управление делами, но военные действия. Поэтому феодал имел лишь самое необходимое для жизни и то, что легко поддавалось транспортировке. Нехитрый их скарб состоял из мебели, драпировок, посуды, провизии и прочих необходимых вещей, часто перевозимых с места на место. По прибытии в замок все это размещалось сообразно потребности. Полноценно обставленными или декорированными средневековые интерьеры назвать нельзя.

Комнаты в замке были так же просто обставлены, как и комнаты в домах простых людей. Главный зал служил жилым помещением и столовой владельцу замка, его семье, слугам и солдатам. Служебные помещения, дополнительные комнаты и другие удобства появлялись постепенно, по мере того, как жизнь средневекового общества становилась более оседлой и размеренной.

Поскольку замки обычно возводились из камня (хотя полы и крыши были деревянными), некоторые из них уцелели до наших дней или были восстановлены, поэтому мы знаем, что представляли собой интерьеры замков. Феодал часто владел несколькими замками. Феодалы периодически посещали свои замки, чтобы устроить аудиенцию, уладить споры и просто показаться своим подданным. Семья феодала и солдаты гарнизона постоянно переезжали, всякий раз приходилось заново налаживать домашнее хозяйство.

Мебель и другие предметы были складными, опять же для того чтобы при необходимости они могли путешествовать вместе со своими хозяевами. Стены помещений покрывались светлой темперной краской или побелкой (разведенным в воде толченым мелом). Последний слой краски иногда дополнялся тонкими красными линиями, изображающими кирпичную кладку. Довольно часто применялась так называемая белая штукатурка, изготовленная из извести, песка и щетины. В некоторых случаях, когда требовалась особо изысканная текстура, в смесь добавлялся жженый гипс. Такая штукатурка называлась парижской или французской (franco plastro).

Полы были каменными или деревянными и не покрывались коврами, перекрытия из дерева, окна были маленькими и узкими и не имели стекол, поэтому не защищали от непогоды. В центре зала был очаг, дым выходил через отверстие в крыше. Камин и дымоход появились гораздо позднее. В одном конце комнаты на специальном возвышении устанавливался стол, за которым восседали члены семьи феодала и его благородные гости. В центре зала положенные на козлы доски служили обеденными и сервировочными столами. Сидели на скамьях или стульях, кресло стояло на почетном месте во главе стола и предназначалось для хозяина замка. В ночное время источником света был очаг и факелы.

Большое распространение в те времена получила настенная роспись, изображавшая батальные или придворные сцены и геральдические знаки. Помимо этого, плоскости украшались растительными орнаментами или имитациями драпировок. Реальные драпировки - шпалеры - развешивались рядами по каменным стенам или в арочных проемах. Шпалеры служили для утепления и украшения помещений и обыгрывали те же сюжеты, что и настенные росписи.

Значительную роль в убранстве залов играли охотничьи трофеи, не говоря уж о доспехах, оружии, боевых знаменах и геральдических щитах, призванных демонстрировать воинскую доблесть хозяина замка. Доспехи, надо сказать, не всегда выставлялись напоказ. Порой они убирались в своеобразные "шифоньеры" - нечто вроде вертикальных сундуков, украшенных резьбой или геометрическими орнаментами.

В Англии зал в замке Хендингхем (ок. 1140 г.) в Эсексе имеет два этажа: двери, окна и балконы украшены норманнскими арками. Единственное украшение- орнамент на сводах арок.

Огромная арка посредине главного зала поддерживают: деревянные перекрытия, на которые опираются поперечные брусья меньшего размера. Полукруглые арки свидетельствуют о том, что здание построено в норманнском (романском) стиле; единственное украшение – орнамент на сводах арок. Мебель и другие предметы обстановки не являются подлинными, но подобные вещи вполне могли украшать зал в Средние века.

Но со временем стиль жизни средневекового замка менялся. Период постоянных сражений уступил место обустройству завоеванного пространства. И хотя говорить о полном затишье было бы безосновательно, тем не менее в XIII веке в странах Европы уже началась эпоха стабильного культурного развития. Что и позволило постепенно сформироваться стилю, который мы называем готикой.

Дома

Крестьяне жили в деревянных домах с двухскатной крышей, где была всего одна комната. С течением времени крестьяне стали перебираться в город под защиту крепостных стен и ворот. В городском доме было несколько комнат, располагавшихся на разных этажах. Такие дома жались друг к другу на узких улицах, поскольку всем хотелось жить в пределах городских стен. Если в качестве строительного материала использовалось дерево, верхние этажи домов часто нависали над улицей, это делалось для того, чтобы увеличить площадь жилища.

Прекрасный пример городской архитектуры этого периода - дома, построенные в XII веке во французском городке Клюни. Все дома имеют смежные боковые стены (это дома т.н. строчечной застройки) и полностью занимают отведенные под их строительство участки земли. Маленький внутренний дворик рядом с уборной обеспечивает доступ света и воздуха в заднюю комнату. Комната, расположенная на первом этаже в передней части дома, имеет выход на улицу; обычно здесь размещался магазин, мастерская или склад. Узкая лестница ведет на верхний этаж в просторную комнату, выполнявшую сразу несколько функций. В небольших помещениях по другую сторону внутреннего дворика размещались кухня и спальня. Над вторым этажом дома находился чердак или мансарда, занимаемая детьми, слугами или работниками, или отведенная под склад. Воду брали из колодца во внутреннем дворе.

Интерьер городского дома практически ничем не отличался от интерьера деревенского фахверкового дома. Фахверковый дом возводится из тяжелых деревянных брусьев, пространство между которыми заполняется штукатуркой и бутом. Для раннего средневековья не характерны обшитые деревом или оштукатуренные стены. Воду набирали из общественных колодцев или фонтанов. Сточные воды и нечистоты стекали в открытые канавы, которые делали санитарную обстановку в городе ужасной. Продолжительность жизни была маленькой (в среднем двадцать девять лет), эпидемии были обычным явлением.

Мебель

Универсальную роль выполнял сундук. Он был одновременно и емкостью для хранения и стулом, если сверху на него клали подушку. После того как люди научились красить ткани, чистые, яркие цвета стали использовать для одежды, покрывал, скатертей, гобеленов и портьерах. На окнах нет занавесок. Полог над кроватью создавал некую интимную зону, отделяя ее от остального помещения и защищая от сквозняков. Полог делали из ткани и крепили при помощи матерчатых петель или металлических колец, которые нанизывались на стержни. Даже такие скромные удобства были доступны только аристократам. В домах простых людей были голые стены, деревянные скамьи, доски, положенные на козлы, вместо столов, ломти хлеба вместо тарелок и глиняные кружки или кувшины для питья или хранения жидкостей. Церкви и дома состоятельных людей освещались свечами. Свечи обычно делались из сала; свечи из пчелиного воска были очень дорогими. Фитиль для ламп делали из веревки, его погружали в сосуд с рыбьим или растительным жиром.

В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную часть. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром которого стала его новая столица - Константинополь. История архитектуры Византии делится на три периода: ранневизантийский (V - VIII .вв.), средневизантийский (VIII - XIII вв.) и поздневизантийский (XIII - XV вв.). Временем высшего расцвета был первый период, особенно время царствования Юстиниана (20 - 60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу, покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземноморья, Италии и Адриатики.

История развития стиля

В Европе после падения Римской империи наступил период хаоса и не-разберихи, который часто называют «темными веками». В период с 400 до 1200 гг. Европа страдала от отсутствия центральной власти, разрушения системы римского права и упадка экономики. В эпоху анархии власть находилась в руках представителей местной аристократии, которые сами представляли угрозу, т.к. постоянно воевали друг с другом и всячески угнетали остальное население. Феодальная система формировалась там, где власть устанавливалась силой и распределялась по иерархическому принципу. На самом верху иерархической лестницы находился король или император, наделявший властью своих подданных, самую нижнюю ступень занимали крепостные крестьяне, которые обрабатывали землю и платили налоги, поддерживая, таким образом, феодальный строй. В этой ситуации, когда хаоса можно было избежать только с помощью армии, военная мощь стала синонимом власти.

В условиях, когда крупные феодалы постоянно предпринимали набеги на земли соседей, жизнь стала во многом зависеть от умения защищаться. Оружием воина были меч, копье, лук и стрелы. Человек, закованный в броню, имел преимущество перед атакующим его врагом. Прочные стены вокруг дома или города позволяли жителям чувствовать себя в относительной безопасности. Феодал, живший в замке, мог предложить свою помощь горожанам на взаимовыгодных условиях. Такое партнерство в период раннего Средневековья (до 1000 г.) стало основой для развития романского стиля.

Только после того как король франков Карл Великий основал новую империю (771-814 гг.), «мгла» темных веков начала рассеиваться, и, наряду с наметившимся прогрессом во всех сферах жизни, развитие получило новое направление в искусстве. Началом Средневековья принято считать Рождество 800 года н. э. - дату коронации Карла Великого. Его называли новым Константином, поскольку империя, которую он основал на Западе, была подобием Римской. Каролингский стиль (по имени Карла) можно рассматривать как раннюю фазу романского стиля. Термин «романский стиль» употребляется потому, что архитектурное наследие Древнего Рима не было полностью забыто, в частности продолжают использоваться полукруглые арки. Но он не очень удачен, т.к. слишком подчеркивается связь с искусством Древнего Рима.

Церкви

Германия

Церковь Санкт Михаэль (873-885 гг.) в Корвее-на-Везере - базилика, к которой с западной стороны была добавлена массивная пристройка, практически являвшаяся самостоятельным зданием. Этот элемент, получивший название «вестверк», стал довольно часто применяться в каролингских и романских храмах.

Большая пристройка в западной части собора монастыря Сент Галлен хорошо видна на сохранившемся плане (ок. 820 г.). На нем обозначены все элементы этого сложного комплекса. Собор имеет апсиды с запада и с востока, что делает его симметричным относительно продольной и поперечной оси. Такую планировку можно обнаружить в Германии в более позднее время. В церкви Санкт Михаэль в Хильдесхайме (1010-1033 гг.) трансепты и башни расположены симметрично в западной и восточной частях собора. Соборы в Майнце (после 1009 г.), Шпейере (заложен ок. 1024 г.) и Вормсе (заложен в 1170 г.) свидетельствуют о распространении романского стиля.

Италия

Церковь Сан Миньато во Флоренции (1018-1062 гг.) имеет деревянную крышу, интерьер украшают сложные геометрические орнаменты из черного и белого мрамора. Пол в алтарной части приподнят, так что видна расположенная внизу крипта. Церковь Сант Амброджо в Милане (1080-1128 гг.) -раннехристианская базилика с открытым атриумом перед входом. Центральный неф разделен на четыре травеи (ячейки), три из которых перекрыты крестовыми сводами. Четвертая травея - это алтарь, сейчас над ним возвышается приземистая восьмигранная башня. Двухъярусные боковые нефы перекрыты крестовыми сводами с полуциркульными арками.

Франция

В церкви Сент Фуа в Конке во Франции (1050-1120 гг.) останавливалось много паломников. Мощи мученика, заключенные в позолоченную украшенную драгоценными камнями статую, привлекали толпы верующих, направлявшихся в Испанию в Сантьяго де Компостела. Высокий средний неф с цилиндрическим сводом разделен на отдельные травеи и его окружают двухъярусные боковые нефы, которые отделены аркадой. Для окон в центральном нефе не осталось места. Восьмигранная башня над средокрестием - в месте пересечения трансепта и нефов - имеет окна. В целом интерьер простой и строгий. Базилика в виде латинского креста отличается вытянутыми пропорциями.

Церковь Ла Мадлен в Везле (1104-1132) - одна из первых церквей, центральный неф которой перекрыт не цилиндрическим, а четырехчастным крестовым сводом. Применение крестовых сводов давало новые возможности. Высокий светлый собор хорошо просматривается от нартекса до апсиды.

Каменные крестовые своды разделены арками из темных и светлых клинообразных камней, точно такие же арки разделяют центральный и боковые нефы. Стена над аркадой среднего нефа прорезана окнами. Капители колонн украшены изящной резьбой. Хор - более поздняя, готическая пристройка. Верхние участки стен центрального нефа больше не испытывают такой нагрузки, и там можно делать окна. Таким образом, решается одна из важнейших проблем романской архитектуры - проблема освещения интерьера. Но подпружные арки и арки галерей по-прежнему имеют полуциркульную форму. Арки выложены из темных и светлых клинчатых камней.

В эпоху романики существовали разные типы церквей. Сен Фрон в Перигё (XII в.) напоминает Сан Марко в Венеции. Это пятикупольная церковь в форме греческого креста, но интерьер здесь иной. Вместо роскошных венецианских мозаик - голые стены. В Нормандии при строительстве мужского монастыря Сент Этьенн (1060-1081 гг.), заложенного в Кане по приказу Вильгельма Завоевателя в честь успешной высадки в Англии в 1066 г., была построена оригинальная базилика в виде латинского креста с крестовыми нервюрными сводами, трансептами и глубоким алтарем. Над боковыми нефами был сделан трифорий (узкая галерея, расположенная над сводами боковых нефов) и еще выше ряд окон. Нервюрные (нервюра - арка из тесанных клинчатых камней, обычно укрепляющая ребра свода) крестовые своды состоят из шести распалубок и называются шестичастными. Подобные своды будут широко применяться в готике.

Расположенный на острове у побережья Нормандии монастырь на горе Сен-Мишель (XI в.) включает ряд сооружений, относящихся к романской эпохе и построенных задолго до собора и других готических построек, возвышающихся на вершине горы. Сохранились часовни, датируемые X веком, и крипта с крестовыми сводами и приземистыми колоннами. Единственное украшение - простая резьба на капителях колонн. Центральный неф церкви с полукруглыми арками боковых нефов, трифориями и верхними окнами выполнен в классическом романском стиле. Перекрытия деревянные. Стены и дома в городе, расположенном у подножия горы, - замечательный образец французской средневековой архитектуры; здесь можно изучать сооружения, строившиеся и перестраивавшиеся со времен Каролингов до XV столетия. Сохранился огромный Рыцарский зал- одно из помещений монастыря. Возможно, его назвали так потому, что в нем помещались защищавшие аббатство рыцари, или название ему дал военный орден Св. Михаила. Каменные своды знаменуют собой переход к стрельчатым сводам. Пространство открытое благодаря тому, что свод опирается на тонкие колонны.

Англия

Романский стиль был привнесен в Англию норманнскими завоевателями в 1066 г. Термин норманнский используется в Англии для построек, которые в остальной Европе называли бы романскими. Многие английские соборы изначально были построены в норманнском стиле, некоторые были перестроены в эпоху готики, в них сохранились только отдельные фрагменты в романском стиле; другие были переделаны в меньшей степени. Соборы в Дареме и Глостере с арками на массивных столбах датируются концом XI столетия. В Дареме колоны имеют простую цилиндрическую форму и украшены геометрическим орнаментом. Полукруглые арки центрального нефа указывают на норманнский (романский) стиль собора. Крестовый свод стрельчатых очертаний указывает на зарождение готики. Вероятно, стены были окрашены в яркие цвета. Присутствуют верхние окна, что не типично.

Испания

Романский стиль в Испании очень напоминает французский вариант романского стиля. Монастыри Санта Краос (1157 г.) и Поблет (XII век) повторяют планы цистерцинских монастырей на юге Франции. В монастыре Поблет цилиндрические своды трапезной и арки, поддерживающие крышу в общей спальне (XIII век), имеют стрельчатые очертания. В церкви Сан Исидоро в Леоне арки боковых нефов имеют подковообразную форму, а трансепты соединены с центральным нефом арками с фестончатыми краями - признак мавританского стиля.

Другие страны

В Дании, Швеции, Финляндии и особенно в Норвегии сохранились деревянные церкви и другие постройки, относящиеся к 1000-1200 гг. Самые интересные из них - финские деревянные церкви, т.н. мачтовые церкви (ставкирки), которые строились из больших бревен-мачт. Типичная мачтовая церковь обычно небольшая, как правило 9x15 м, при этом высота достигает 30 м.

Вокруг центрального объема располагаются более низкие боковые нефы. Нечто подобное представляет собой уменьшенная трехнефная романская базилика, выстроенная из дерева. По всей видимости, основная идея была привнесена в Скандинавию странствующими монахами, которые направлялись на север, чтобы обратить викингов в христианскую веру, и учили местных жителей строить храмы, описывая им устройство церквей на юге. Полукруглые арки каменных соборов воспроизводились в дереве, а резьба по дереву напоминает каменную. В XIX веке в Скандинавии существовали сотни таких церквей, но до наших дней сохранились только двадцать четыре. Великолепным образцом ставкирки является церковь Святого Андрея в Боргунне, Согне-Фьюнд, Норвегия.(ок. 1150 г.). Арки не несут никакой нагрузки. Высота церкви ок. 15 метров. Интерьер освещается через крошечные окна, расположенные наверху. Церковь в Торпо (ок. 1190 г.) замечательна яркими росписями, украшающими сводчатый потолок, который имитирует каменный свод. Фигуры по стилю напоминают миниатюры из средневековых манускриптов.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS