Главная - Мебель
Мечети крыма. Самые красивые мечети крыма

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Джума Джами Евпатория Джума-джами видно и с берега, и с моря, это главная и самая большая мечеть в городе, она была заложена в Гезлеве в XVI веке по воле хана Девлет-Гирея I знаменитым архитектором того времени Ходжа Синаном. На данный момент строение полностью отреставрировано, а его минареты были восстановлены после полного разрушения. При СССР мечеть временно была закрыта и вновь возобновила свою деятельность в 1990 году. Название мечети переводится как «святая пятница», в этот день, по легенде, родился пророк Магомет. Здесь оглашалось право на Крымское Ханство, на котором расписывались все 18 ханов, впоследствии древний акт хранился всегда в этой мечети вплоть до присоединения Крыма к России, поэтому она имеет не только архитектурное, но и историческое значение. Здание построено из камня-ракушечника и известняка, его венчает огромный купол диаметром более 10 метров с многочисленными окнами по периметру, благодаря которым свод мечети будто парит в воздухе. Вокруг главного купола располагаются еще 11 меньшего размера, покрытые оцинкованным железом. По форме мечеть напоминает куб, освещают это огромное строение и двухэтажные галереи 45 стрельчатых и полукруглых окон. Атмосфера внутри мечети потрясающая, а голос муллы звучит просто необыкновенно.

3 слайд

Описание слайда:

Мечеть Кабир-Джами Симферополь В начале XVI века по приказу Менгли Гирей хана в самой середине Крымского полуострова, возле реки Салгир была выстроена Белая мечеть, или Акмеджит. Это была резиденция наследника крымского султана. Начало строительства города было положено большой соборной мечетью Кебир-Джами. Священный дом мусульман является самым старым зданием города, который и на сегодняшний день является украшением старого города. На протяжении веков мечеть стояла в первозданном виде и служило назначению. Но как только в городе основался советский режим, мечеть Кебир-Джами была закрыта как и остальные кальтовые учреждения всех вероисповеданий и конфессий. В 1930 году в городе было снесено 7 мечетей. По приказу правительства они были разрушены полностью. Однако Белой мечети крупно повезло, не смотря на то, что у здания был сломан минарет и в её здании устроили кинотеатр, само здание осталось. На протяжении шестидесяти лет мечеть использовалась не по назначению и помещение не ремонтировалось. В 1990 году, в пору, когда на родину стали возвращаться крымскотатарские переселенцы, они обратились в организацию «Крым-реставрация». Известный архитектор Ш. Халилов спроектировал реконструкцию старейшей мечети полуострова, после чего была отдана мусульманам. Однако даже после масштабных реставрационных работ отделка мечети не отличается пышностью. На сегодняшний день она является общественно-религиозным центром приверженцев этой религии по всему Крыму.

4 слайд

Описание слайда:

Мечеть Муфти-Джами Феодосия Расположенная в тихом уютном квартале города, мечеть являет собой одно из самых старейших культовых мусульманских сооружений восточного Крыма и гармонично вписывается в архитектурный ансамбль исторической части города. Строительство мечети велось в 30-е годы 17 столетия в период правления султана Мурад Хана III. Ее внешние очертания напоминают стамбульские мечети, так как воздвигалась она в традициях османской архитектуры. Здание имеет форму квадрата площадью 40 квадратных метров, а материалом для него служил бут и кирпич. Алтарная часть находится на южной стороне здания. Указатель на Мекку (михраб) находится там же. Верх здания венчает сферический купол, низ которого имеет вид двенадцатигранного барабана. У храма три входа: северный(главный), а также западный, ведущий к восьмигранному минарету и восточный. Минарет сложен из тесаного известняка, в нем видны редкие щелевидные окошки, а завершает его острое навершие с тремя шарами и полумесяцем. Дюрбе (мавзолей), упоминавшееся многими путешественниками посещавшими мечеть в 17-18 веках, до настоящего времени не сохранилось. В конце 20-го века мечеть возвращена мусульманской общине, а начиная с 1998 года там регулярно проводятся службы.

5 слайд

Описание слайда:

Мечеть Тахталы Джами Бахчисарай Мечеть из досок (на тюрк. Тахталы Джами) была заложена на берегу реки Чурук-Су и построена по своеобразной технологии. Возведение здания было завершено в начале 18 века (указывается 1707 г.) Бек Хан Султахани, которая являлась дочерью хана Селима 1 Герая. Мусульманская святыня была построена по своеобразной технологии: каркас был выполнен из дерева, а проемы были заложены камнем. В народе ее прозвали мечетью из досок. Имеет прямоугольную форму, минарет распложен в северо-западном углу. Черепичная крыша вальмовая (четырехскатная). Минарет виден из любой точки города. «Тахталы Джами» за время своего существования претерпела многое. На рубеже 18 века она пережила всех правителей Крымского полуострова, упадок Крымского ханства, крымскую войну и приход российской власти на полуостров. Время было неблагосклонно к внешнему облику мечети, и спустя почти 200 лет со дня своего образования в ней был произведен ремонт. Форма окон и дверей была немного изменена: ей была придана форма арки. С 1923 по 1979 года она была закрыта, и лишь благодаря помощи верующих ее состояние поддерживалось от окончательного разрушения.

6 слайд

Описание слайда:

Мечеть Хана-Узбека Старый Крым Самая древняя мечеть на все территории Крыма, которая сохранилась до наших дней, находится в Старом Крыму. Хан Узбек, который правил Золотой Ордой начиная с 1312 года, являлся ярым приверженцем ислама и для его распространения на Крымском полуострове приказал выстроить мечеть в Солхате (одно из древнейших названий Старого Крыма). Для строительства был приглашен известный в те времена архитектор Абдула-Гази-Юсуф ибн Ибрагим Эзабели. На одной из стен мечети туристы могут увидеть надпись об этом. Мечеть выстроена по строгим мусульманским традициям. Здание мечети Хана-Узбека имеет прямоугольную форму. Вход в виде арки украшен орнаментами, а также арабскими надписями. Слева от входа расположен минарет. Для воспитания представителей высшего духовенства в 1932 году к мечети пристроили Медресе (духовное училище). Инициатором строительства явилась богатая жительница города, которая затем была похоронена вблизи своего детища. На сегодняшний день, в мечети проводятся намазы. К сожалению, от Медресе остались одни руины. Большое количество туристов приезжает к этому великому месту, чтобы окунуться в историю Старого Крыма.

7 слайд

Описание слайда:

Мечеть Аджи-Беи Судак, пос. Дачное Мечеть Аджи-Бей является одним из ярчайших памятников архитектуры. Мечеть была построена в конце XVIII века. До 30-х годов прошлого века мечеть использовалась по прямому назначению. После этого мечеть была закрыта советской властью. После закрытия мечети в здании был организован клуб, а через некоторое время оно было переоборудовано под общежитие. Рядом с мечетью находился фонтан. Подвод воды к фонтану был проложен австро-венгерскими военнопленными еще в период Первой Мировой войны. Вода в фонтан поступала от источника горы Ай-Георгий по керамическим трубам. В 40-е годы прошлого века фонтан разрушили. Здание мечети также практически полностью потеряло свой исторический облик. Сохранились только четыре оконных проема, которые обрамлены наличниками с профилированным сандриком в готическом стиле. На данный момент проводятся реставрационные работы по восстановлению первоначального внешнего вида мечети. Однако внутренняя перепланировка мечети, которая была произведена еще в 40-е годы, значительно исказила исторический интерьер помещения. Сейчас в мечеть уже используется по прямому назначению

Мечети - неотъемлемая часть истории и культуры крымскотатарского народа, исповедующего Ислам. Это не только святыни, чьи двери открыты для желающих помолиться 24 часа в сутки. Некоторые из крымских мечетей давно стали объектами культурного наследия и популярными у туристов достопримечательностями.

Представляем вам список самых красивых мечетей Крыма по версии сайта Crimeantatars.club .

Список открывает расположенная в исторической части Бахчисарая, недалеко от ханского дворца мечеть Орта Джами (Бахчисарай). Памятник архитектуры XVIII века. Строительство начал крымский хан Сахиб Герай I (1532–1551). Известно, что она была одной из главных городских мечетей Бахчисарая. В 1881 году перестроена прихожанами. С 1929 года мечеть была закрыта для посещений и стала использоваться как дом культуры и кинотеатр. В том же году была внесена в список культовых зданий, находящихся на учете Крымского комитета охраны памятников искусства, старины и народного быта (Крымохрис).

Орта Джами была недействующей почти 95 лет. Решением 20-й сессии Бахчисарайского совета 23 созыва от 16 июля 2001 года здание мечети возвращено мусульманской религиозной общине «Мустафа-Джами». В 2012–2013 годах по инициативе бахчисарайской семьи Умеровых была проведена историческая реконструкция здания, о чём впоследствии сделана надпись на стене обновлённой мечети. Памятник архитектуры XVIII века вновь открыли в августе 2013 года.

На втором месте в списке - Джума Джами Рефата Велиуллы (Карасубазар - Белогорск). Открылась 24 апреля 2015 года. Напомним, как сообщал , во время церемонии над ней заиграла радуга. Спонсор строительства мечети - белогорский меценат Ресуль Велиляев. Здание украшают два минарета высотой 33 метра. Купол мусульманского культового сооружения украшен уникальной росписью крымских мастеров, для внутренней отделки использовались ценные породы древесины. Мечеть вмещает 500 человек. На первом этаже располагается молитвенная комната для мужчин, на втором - для женщин. В подвальном помещении - классные комнаты, конференц-зал, помещения для ритуального омовения и столовая. В будущем рядом с мечетью планируется построить медресе и создать парковую зону.

Мечеть Хана Узбека - архитектурный памятник, расположенный в городе Эски Крым (Старый Крым) - указана третьей в списке самых красивых. Является старейшей из сохранившихся мечетей полуострова. Была заложена в 1314 году, в начале правления хана Золотой Орды Узбека. В 1332 году к мечети добавили медресе по инициативе богатой женщины Инджибек-хатун, которая в 1371 году и была там похоронена. Медресе на сегодняшний день представляет собой величественные руины, но мечеть сохранилась полностью.

Кебир Джами (Акмесджит - Симферополь) - старейшее здание Акмесджита. Святыня была построена по заказу хана Менгли I Герая зодчим Хаджи Абдурахим-Беком в 1508 году. Об этом свидетельствует сохранившаяся надпись на портале мечети. На протяжении многих лет мечеть подверглась реконструкции несколько раз. После Второй мировой войны Кебир Джами находилась в запущенном состоянии. В течение нескольких лет мечеть использовалась в качестве переплетной мастерской. После возвращения крымских татар из депортации началось возрождение старой мечети. В 1989 году Кебир Джами была возвращена мусульманской общине.

Одно из самых ярких сооружений резиденции крымских ханов в Бахчисарае Большая ханская мечеть находится на территории Ханского дворца. Мечеть была построена в 1532 г. Сахибом I Гераем, чье имя она носила долгое время. Первоначальный облик мечети значительно отличался от нынешнего. Сегодня это прямоугольное каменное сооружение, покрытое черепичной крышей. По бокам его украшают два минарета. Внутри минаретов проходит винтовая лестница, по которой поднимались на балкончик муэдзины, призывая оттуда правоверных на молитву. К сожалению, как ранее сообщал , в настоящее время весь Бахчисарайский историко-архитектурный комплекс, включая и Ханский дворец, и мечеть, находятся в плачевном состоянии и подлежат немедленной реставрации. На сайте change.org cоздана соответствующая петиция, призванная обратить внимание ответственных лиц на назревшую необходимости срочно спасти историческое наследие.

Действующая мусульманская мечеть Джума-Джами Кезлева (Евпатории) и один из наиболее интересных памятников архитектуры Крыма построена в 1552 году по заказу крымского хана Девлет Герая I. Её создателем является выдающийся турецкий зодчий и инженер Ходжа Синан. Второе название - Хан-Джами. И хотя в списке она названа шестой, все же Хан-Джами является самой большой и самой красивой мечетью в Крыму - её, единственную на полуострове многокупольную (13 куполов) мечеть, называют крымской Ай-Софией. Здесь взошли на престол 18 крымских ханов, расписавшись в специальном акте, который хранился в мечети. Окна с витражами с каждой стороны символизируют четыре времени года.

Обращает на себя внимание и восстановленная соборная мечеть Корбек Джами в селе Корбек (Изобильное) под Алуштой. Минарет разрушили еще в начале ХХ века, а само здание сожгли в 1994 году. Культовый объект восстановил турецкий предприниматель Мурат Улькер - крымский татарин по происхождению, внук последнего имама Корбек Джами Девлета-хаджи Ислама, который в 1933 году был вынужден уехать в Турцию из-за сталинских репрессий. При строительстве мечети использовали редкие породы дерева. Все надписи арабской вязью, михраб и портал на входе в мечеть покрыты сусальным золотом.

Мечеть Коккоз-Джами (второе название - Юсуповская мечеть) расположена в селе Коккоз (Соколиное). Святыня была построена в 1910 году на средства графа Феликса Юсупова. В плане здание Коккоз-Джами было прямоугольной формы и имело базиликатный тип. Стены мечети красиво украшают надписи на арабском языке. Кроме того, особым украшением являются двухъярусные стрельчатые окна. Черепичная кровля красиво покрывает мечеть, а рядом с основным зданием расположился минарет. Довольно хорошее состояние сохранила Юсуповская мечеть и до сегодня. В советские времена её не трогали благодаря тому, что в ней располагался клуб, а вот минарет уберег сам Аллах, ведь то, что он уцелел, в советские времена «воинствующего атеизма» было чудом. Кроме того, недавно мечеть еще и отреставрировали.

Городские объекты загружаются. Пожалуйста, подождите...

    0 м до центра города

    Джума-джами видно и с берега, и с моря, это главная и самая большая мечеть в городе, она была заложена в Гезлеве в XVI веке по воле хана Девлет-Гирея I знаменитым архитектором того времени Ходжа Синаном. На данный момент строение полностью отреставрировано, а его минареты были восстановлены после полного разрушения. При СССР мечеть временно была закрыта и вновь возобновила свою деятельность в 1990 году.

    0 м до центра города

    В начале XVI века по приказу Менгли Гирей хана в самой середине Крымского полуострова, возле реки Салгир была выстроена Белая мечеть, или Акмеджит. Это была резиденция наследника крымского султана. Начало строительства города было положено большой соборной мечетью Кебир-Джами. Священный дом мусульман является самым старым зданием города, который и на сегодняшний день является украшением старого города. На протяжении веков мечеть стояла в первозданном виде и служило назначению.

    0 м до центра города

    Мечеть Аджи-Бей является одним из ярчайших памятников архитектуры. Мечеть была построена в конце XVIII века. До 30-х годов прошлого века мечеть использовалась по прямому назначению. После этого мечеть была закрыта советской властью. После закрытия мечети в здании был организован клуб, а через некоторое время оно было переоборудовано под общежитие. Рядом с мечетью находился фонтан.

    0 м до центра города

    Крымский полуостров до конца XVIII века принадлежал Крымскому ханству, образовавшемуся на обломках Золотой Орды. Местное население – татары – и тогда, и сейчас исповедовали ислам и имели много культовых сооружений. Мечеть Юкъары Джами была построена в XIX веке и ее обычно называли верхней. Была еще нижняя мечеть, не сохранившаяся до наших дней.

    0 м до центра города

    Расположенная в тихом уютном квартале города, мечеть являет собой одно из самых старейших культовых мусульманских сооружений восточного Крыма и гармонично вписывается в архитектурный ансамбль исторической части города. Строительство мечети велось в 30-е годы 17 столетия в период правления султана Мурад Хана III. Ее внешние очертания напоминают стамбульские мечети, так как воздвигалась она в традициях османской архитектуры.

    0 м до центра города

    Мечеть из досок (на тюрк. Тахталы Джами) была заложена на берегу реки Чурук-Су и построена по своеобразной технологии. Возведение здания было завершено в начале 18 века (указывается 1707 г.) Бек Хан Султахани, которая являлась дочерью хана Селима 1 Герая. Мусульманская святыня была построена по своеобразной технологии: каркас был выполнен из дерева, а проемы были заложены камнем. В народе ее прозвали мечетью из досок. Имеет прямоугольную форму, минарет распложен в северо-западном углу. Черепичная крыша вальмовая (четырехскатная). Минарет виден из любой точки города.

Постоянные контакты Крыма с мусульманскими странами были предопределены его географическим положением. Сегодня ислам в Крыму является тем фактором, который объединяет многочисленные народы Крыма, а мечети - символом этого объединения.

История

Первые сведения о мечетях Крыма появились раньше, чем полуостров стал частью Золотой Орды. О том, как быстро менялась власть в Крыму в те годы, свидетельствует то, что знаменитый храм с аркадой в Судаке изначально задумывался как мечеть и строили его турки. Позже генуэзцы превратили его в католическую церковь, а в 15-м веке он снова стал мечетью.

Совсем рядом, в Старом Крыму, который был резиденцией эмира и назывался Солхат, была построена мечеть Хана Узбека, которая сохранилась до нашего времени и является самой старой из ныне действующих. Самым большим мусульманским храмом в Средние Века была мечеть Биюк-Джами созданная знаменитым архитектором Хаджи Синаном. В начале 20 века её минарет разрушили, а сам храм разобрали, заложив на фундаменте православный храм Александра Невского. Ходж Синан построил и легендарную мечеть Хан-Джами в Евпатории, превращённую в советские годы в музей атеизма. С 15 по 18 век религиозная жизнь Крыма находилась под влиянием турецкого ислама, стремительно росли новые центры торговли, ремёсел и культуры Крымского Ханства, появлялись и новые мечети.

С тех пор их количество только сокращалось. Начался этот процесс с гонения на мусульман в середине 18 века, когда Крым попал под власть Российской Империи, продолжился в первые годы советской власти и развился в 1930-е годы. В 1938 году были закрыты все мечети Крыма, которые не были разрушены или переделаны под различные организации и всё еще функционировали. Повезло лишь трём храмам, которые отнесли к памятникам архитектуры: «Шор Джами», «Буюк Джами» в Симферополе, и легендарная «Хан Джами».

Мечети Крыма сегодня

Начиная с депортации татар и до 1980-х здесь уничтожалось всё, что можно было уничтожить. Возрождение ислама и мечетей началось в последние годы существования Советского Союза: в 1989 году здесь были зарегистрированы первые мусульманские общины, восстанавливались старые мечети и строились новые. Вернули к жизни Джума-Джами в Евпатории, Кебир-Джами в Симферополе... Этот процесс активизировался в начале века и теперь набирает обороты. Так, совсем недавно открылась Соборная мечеть под Алуштой. Сегодня на территории Крыма действуют около 300 мечетей, строятся новые и появляются организации, реконструирующие старинные храмы (такой является «Альраид»)...Сегодня мусульмане Крыма как никогда усердно молятся за мир.

Построенные в ХIII-ХVIII вв. мусульманские культовые сооружения: мечети, медресе, теккие, дюрбе, - в качестве архитектурных памятников прошлого являются частью культурного наследия.

На востоке мечети наряду с дворцами и городскими укреплениями являлись основными градообразующими элементами и различались по своим функциям и размерам.

Обычно строилось несколько соборных мечетей, где проходила общегородская пятничная молитва, и десятки малых квартальных для удобства совершения пяти намазов, обязательных для мусульман. Роль соборных мечетей была огромной. Они олицетворяли собой духовное единство членов городской общины, там утверждались нормы правопорядка и морально-этические положения.

Мусульманские культовые сооружения являлись архитектурными символами веры. Крыму было немало мечетей, наглядно представлявших эпоху средневековья, насыщенную важными историческими событиями, доносивших из глубины веков имена сельджукских, османских, мамлюкских султанов, золотоордынских и крымских ханов. Они воплощали в себе культурные, политические и экономические связи полуострова с различными регионами исламского мира. Показателен, например, целый ряд имен и событий в истории, связанных со строительством мусульманских молитвенных зданий.

В 1314 г. по приказу хана Узбека в Крыму была построена мечеть, которая сохранилась и до наших дней. Самая большая в Крыму мечеть, сооруженная в честь султана Селима в г.Кефе (Феодосия), строение знаменитого турецкого зодчего Ходжа Синана разобрана в 1833 году, а построенная им же в г. Кезлеве (Евпатория) Хан-Джами длительное время использовалась в качестве музея атеизма. Новые торговые, ремесленные центры полуострова XVI - ХVIII вв. - Бахчисарай, Кезлев, Карасубазар, Ор (Перекоп) активно застраивались общественными и культовыми сооружениями при поддержке и покровительстве крымских ханов, что в советский период нашей истории послужило одним из поводов к их уничтожению. К примеру, в Бахчисарае, по описанию турецкого путешественника Эвлия Челеби, в 1666 году насчитывалось 24 мечети, а в 1786 году - 38, ныне же сохранилось лишь 8. Карасубазар (Белогорск) в 1666 году располагал 28-ю мечетями, в 1786 г.- 21. В 20-е годы к памятникам архитектуры, охраняемым законом и государством, Народным Комиссариатом просвещения Крымской АССР были отнесены здания двух караван-сараев XVII в., двух бань («Буюк хаммам»), а также трех мечетей: «Хан Джами», «Шор Джами», «Буюк Джами». Ныне в Карасубазаре не существует ни одного памятника средневековой архитектуры. В городе Кезлев в XVII веке находились здания 26 мечетей, в 1786 году ¾ 21, ныне сохранилось только три. Итак, общее количество мечетей сооруженных за пять с половиной столетий в 6 городах и в 1474 деревнях Крыма к 1786 году составило свыше 1600. Вероятно такое же число их сохранилось к 1805 году, когда без учета Ялтинского уезда насчитывалось 1556 культовых зданий. Но полвека спустя, уже к началу колониальной войны, количество мечетей сократилось до 1492.

В 1860-62 годах около двухсот тысяч крымских татар, спасаясь от чиновничьего и помещичьего произвола, эмигрировало в балканские и малоазиатские владения Оттоманской Порты. Целенаправленная политическая акция царского режима обернулась национальной трагедией для крымских татар. К. Ханацкии в «Памятной книге Таврической губернии» (1867г.) показал масштабы этой трагедии: «... в Перекопском уезде татарами оставлено 278 аулов или деревень и выселилось 41331 человек. Занято новыми поселенцами 34 колонии, остальные 244 остаются в развалинах. В Симфе­ропольском уезде выселилось татар за границу 17459 человек из 146 деревень и аулов, из которых опустели и остались в развалинах 18, остальные 126 остаются под прежними названиями, так как не все татары из них вышли за границу... В Феодосийском уезде эмиграция татар происходила из 67 деревень, из которых 14 совершенно опустели... Из Евпаторийского уезда выселилось татар за границу 80434 человек
и размещавшихся в 196 деревнях, из которых совершенно опустело 39. Таким образом, эмиграция татар в Таврической губернии происходила из 784 татарских деревень или аулов, из которых 330 остаются в развалинах, а остальные заняты новыми переселенцами...».

В связи с сокращением населения и запустением деревень, на полуострове к 1864 году сохранилось от разрушения лишь 803 мечети, а четверть века спустя, в 1890 году, еще меньше -737. На этом же уровне число мечетей оставалось до 1914 года, тогда как после окончания Первой мировой и гражданской войн их было уже 632 (100 мечетей всего за 6 лет!).

С установлением Советской власти и принятием декрета об отделении церкви от государства мечети были переданы мусульманским общинам. Однако в 30-е годы с нагнетанием атеистической пропаганды мусульманские молитвенные здания, в основном под предлогом их неудовлетворительного санитарно-технического состояния закрывались, обветшавшие постройки разрушались, а оставшиеся передавались колхозам под склады, клубы, школы, избы-читальни и т. д.

В 1938 году оставшиеся функционирующие мечети были закрыты, а с 1944 года вплоть до конца восьмидесятых наступил период, когда по возможности уничтожалось все, что могло напоминать о народе Крыма: кладбища, культовые сооружения, деревни, топонимика.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS