Главная - Прихожая
Механический способ смешения цвета. Теория цвета: смешение цветов Способы оптического смешения цветов

>> Смешение цветов. Оптическое смешение цветов

Смешение цветов

Видимые в естественных условиях цвета, как правило, являются результатом смешения спектральных цветов.

Существуют три основных способа смешения цветов: оптическое, пространственное и механическое.


Оптическое смешение цветов основано на волновой природе света . Его можно получить при очень быстром вращении круга , сектора которого окрашены в необходимые цвета.

Вспомните, как вы вращали в детстве волчок и с удивлением наблюдали за волшебными превращениями цвета. Легко изготовив специальный волчок для опытов по оптическому смешению цветов и провести серию экспериментов (см. упр. 11),можно убедиться, что призма разлагает белый луч света на составные части - цвета спектра, а волчок смешивает эти цвета снова в белый цвет.

В науке «Цветоведение» (колористика) цвет рассматривается как физическое явление. Оптическое и пространственное смешение цветов отличаются от механического их смешения.

Основные цвета в оптическом смешении - красный, зеленый и синий.

Основные цвета при механическом смешении цветов - красный, синий и желтый.

Оптическое смешение

цветов

Дополнительные цвета (два хроматических цвета) при оптическом смешении дают ахроматический цвет (серый).

Вспомните, как вы были в театре или цирке и радовались тому праздничному настроению, которое создает цветное освещение. Если внимательно проследить за тремя лучами прожекторов: красным, синим и зеленым, то можно заметить, что в результате оптического смешения этих лучей получится белый цвет (ил. 84).

Можно провести и такой эксперимент по получению многокрасочного изображения путем оптического смешения цветов: взять три проектора, поставить на них цветные фильтры (красный, синий, зеленый) и, одновременно перекрещивая эти лучи, получить на белом экране почти все цвета, примерно так же, как в цирке.

Участки экрана, освещенные одновременно синим и зеленым цветами, будут голубыми. При сложении синего и красного излучений на экране получается пурпурный цвет, а при сложении зеленого и красного совершенно неожиданно образуется желтый цвет.

Сравните: если мы смешиваем краски, то получаем совсем другие цвета (ил. 85).


Механическое смешение

цветов

Складывая все три цветных луча, получаем белый цвет. Если в проекторы установить черно-белые слайды , то можно попытаться их сделать цветными с помощью цветных лучей. Не проделав такого опыта, трудно поверить, что многообразия цветовых оттенков можно достигнуть смешением трех лучей: синего, зеленого и красного.

Конечно, существуют и более сложные приборы для оптического смешения цветов, например телевизор . Каждый день, включая цветной телевизор, вы получаете на экране изображение со многими оттенками цвета, а основано оно на смешении красного, зеленого и синего излучений.

Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство . Основы живописи: Учебник для уч. 6 кл. - Обнинск: Титул, 2008. - 80 с:цв.ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Применяемые в живописи краски разделяют по цвету на простые и спектральные, составляющие солнечный цвет. Первые краски нельзя составить из других, но если их смешать, то можно составить все остальные цвета. Выделяют три простых краски: красную – краплак с розово-красным оттенком, желтую – стронциевую с лимонно-желтым оттенком и синюю – лазурь с голубым оттенком.

Леонардо да Винчи первым создал тройную систему цветов.

Им было установлено, что многообразие цвета, найденное еще древними римлянами и греками, ограничено. Леонардо относил к простым цветам: белый, красный, черный, зеленый, синий и желтый. Леонардо да Винчи определил наличие двух возможных аспектов цвета – художественного и физического.

Существующие в живописи несколько видов смешения красок делают возможным получить необходимые цветовые тона или оттенки. Получить нужный цвет и оттенок можно механическим способом, к примеру, смешивая краски на палитре. Также известен оптический метод: тонкий шар просвечивающейся краски наносится поверх уже высохшей, первоначально положенной краски. Художники различают еще и пространственное сочетание как подвид оптического смешения.

Механическое смешение

Смешение масляных красок механически обычно производят на палитре. Акварельные же краски смешивают на фаянсовой тарелке, светлой пластмассовой или эмалированной палитре, на белой бумаге и стекле с подложенной белой бумагой. Такие смешения дают возможность получить истинный цвет красок.

Законы оптического соединения цветов при механическом сочетании неприемлемы. Это поясняется тем, что полученный при механическом сочетании цветов результат отличается от того, который образовался вследствие оптического смешения. Для примера соединим три спектральных луча – желтый, красный, синий. Таким образом, получится белый цвет.

Механически смешав краски тех же цветов, можно получить серый цвет. Желтый цвет можно получить при оптическом соединении синего и красного световых лучей, а при механическом смешении две этих краски дадут тускло-коричневый цвет.

Оптическое смешение

Чтобы получить требуемый эффект при оптическом смешении цветов, применяют просвечивающие краски, или, как их еще называют, лессировочные. Палитра масляных красок имеет просвечивающие краски: золотисто-желтая «ЖХ», Ван-Дик коричневый, кобальт синий спектральный, кобальт синий, изумрудная зеленая и волконскоит, тиоиндиго розовая. Еще имеются полулессирующие краски: марс коричневый светлый, марганцевая голубая, сиена натуральная, охра темная.

Для техники корпусного письма создали масляные краски. Корпусное письмо предназначено для отображения рельефной фактуры и передачи света. Мазки масляной живописи часто достигают эффекта пространственной комбинации красок. Это когда используют оптическую смесь пары расположенных близ друг друга цветов. Посмотрев на них с довольно большого расстояния, можно рассмотреть новый цвет. Большинство акварельных красок в палитре относится к лессирующим. Они полностью растворяются в воде (эти краски готовятся на красителях).

При нанесении таких красок на бумагу или на первоначально нанесенную краску цвета просвечиваются или разбеливаются, изменяя тон. Другие акварельные краски изготавливаются посредством земляных пигментов. Краски не способны раствориться в воде, поэтому пигменты оказываются во взвешенном состоянии.

Оптическое сочетание цветов имеет характерные закономерности. Отметим, что к любым оптически образованным хроматическим цветам можно найти другие, так называемые дополняющие хроматические цвета. Такого рода цвет при оптической смеси с первым, взятым в определенной пропорции, будет давать ахроматический цвет – белый или серый. Взаимодополняющими цветами в спектре являются: голубой и оранжевый, красный и зелено-голубой, желто-зеленый и фиолетовый, желтый и синий, пурпурный и зеленый. Данные цвета располагаются на противоположных сторонах цветового круга. Два не дополняющих хроматических цвета в результате оптического смешения дают новый цветовой тон. Этот тон в цветовом круге расположен между сочетаемыми, не дополняющими хроматическими цветами.

Всегда насыщенность цвета, полученная вследствие оптического соединения двух не дополняющих цветов, окажется меньше, чем у смешиваемых цветов.

Пространственное смешение

«Пуантельная» живопись является типичным способом пространственного сочетания красок, при котором точки либо мелкие мазки, находящиеся рядом, создают эффект оптического смешения цветов. На этом принципе основана техника мозаики. Набор мозаики состоит из мелких кусков разноцветного стекла, называемого смальтой. Создавая картину, художнику важно учитывать законы пространственного соединения цветов, так как ее обязательно будут рассматривать с расстояния.

Работая над значительными по своим размерам живописными произведениями, обязательно нужно помнить о достижении возможных эффектов объединения цветов в пространстве, которые рассчитаны на восприятие с больших дистанций.

Художники-импрессионисты в своем творчестве использовали это цветовое свойство. Чаще всего к данному методу обращались те, которые писали мелкими разноцветными пятнами, применяя технику раздельных мазков. Рассматривая картины таких художников с некоторого расстояния, возникает ощущение единого цвета, так как мелкие мазки разных цветов зрительно сливаются.

Вот что раскопала в закромах: когда-то помогала супругу готовить статью для публикации. На самом деле в этой статье доступно и популярно излагается очень ценная информация из книг, которые входят в секретный список преподавателей питерской академии. А книги редкие: четырнадцать лет назад их можно было только конспектировать в читальном зале изумительной академической библиотеки. И помню впечатление от прочитанного. Это было потрясающе - многие вещи в голове сразу встали на место. Чувствую, что просто обязана дальше нести знание в массы.
Если что, я училась в Академии, примерно как Гэтсби учился в Оксфорде - это был трехмесячный курс факультета повышения квалификации преподавателей. Исключительно полезный опыт, потрясающие люди.
Вот фоточка того времени:

А вот и сама статья:

Оптическое смешение красок и световые эффекты в живописи

Одной из основных проблем современного положения дел в обучении живописи является ощутимый упадок технического мастерства художников живописцев, что не может не сказаться и на художественных достоинствах их произведений. Причиной тому слабая теоретическая информированность и отсутствие практического опыта в освоении различных традиций построения живописного изображения. Отсюда прямолинейный подход к решению цветовых задач, грубая и однообразная манера письма. Неоспоримую актуальность приобретает обращение к более глубокому изучению свойств цвета и красочного материала, возможность обогатить живописный язык дополнительными возможностями.
Оптическое смешение цветов является одним из мощных выразительных средств живописи, расширяющим границы палитры и придающим новые измерения восприятию глубины и светоносности пространства.
Существуют две системы живописи, основанные на оптическом смешении красок и два основных вида такого смешения. Красочное вещество различных цветов не смешивается при этом на палитре, а располагается на картине таким образом, чтобы оказать особое, совместное воздействие на зрительное восприятие.
Оптическое смешение красок по принципу старых мастеров подразумевает многократное просвечивание различных цветных слоев друг через друга: свою роль играет цвет грунта, подмалевок, собственно живопись и лессировки.
Другой метод оптического смешения красок, разработанный в девятнадцатом веке французскими художниками таких направлений, как импрессионизм, пуантилизм, дивизионизм, опирается на свойство положенных рядом пятен цвета сливаться на расстоянии в единый красочный тон.
Оба метода требуют известного воспитания глаза и практики. Большую помощь художнику может оказать и знание теоретических основ физических и физиологических законов, позволяющих классифицировать оптические явления.
Эти знания важны для любых художников, даже предпочитающих смешивать краски на палитре и работающих в манере, далекой от двух названных традиций, и позволяют повысить и обогатить технику живописи.

Красочный эффект старинной живописи слагается из просвечивания красочных наслоений и грунта. Грунту отводится важная роль. Выбор цвета грунта зависит от светового и красочного эффекта картины. Светлая живопись требует белого грунта; живопись, в которой преобладают глубокие тени - темного. Светлый грунт сообщает теплоту краскам, нанесенным на него в тонком слое, но лишает их глубины; темный грунт сообщает глубину и холод.
Цветные грунты, полученные покрыванием белого грунта какой либо прозрачной краской, поглощают свет, поэтому не делаются слишком темными, цветные грунты с корпусной краской отражают и поэтому могут быть взяты более темными. Наиболее универсальным для различных художественных задач считается светло-серый нейтральный грунт.
Большое значение в классической живописи имеет подмалевок. По белому грунту подмалевок выполняется прозрачной коричневой краской. Затем следует прописка форм белой и черной красками таким образом, чтобы коричневая подготовка просвечивала повсюду, кроме бликов. В подмалевке тени выполняются значительно светлее, чем должно быть в законченном виде, с учетом последующих лессировок. Если подмалевок выполняется по серому грунту, то коричневой краской тушуются тени предметов, света проходят белилами, а в полутонах оставляется серый грунт.
На цветном грунте подмалевок ведется дополнительной по цвету краской, например, по красному грунту - в зеленовато-сером тоне и т. д.
Далее следует основной живописный слой. Света и полутона прописывают в локальных тонах значительно светлее, чем они должны быть в законченном виде. Тени зачастую лессируют прямо по подмалевку.
Если живопись ведется по темной основе, то ее тона составляются без черной и вообще темной красок, так как последние уже заложены в темном грунте. Краски наносятся густо в светах и тонко в полутонах, где позволяют просвечивать грунту, дающему в этом случае возможность воспроизводить холодные переходы в тонах тела, не прибегая при этом к введению на палитру синих, черных и зеленых красок.
Завершается живопись лессировками, которые наносятся на хорошо просохший слой краски.
Лессировками называются тонкие, прозрачные и полупрозрачные слои красок, наносимые на другие краски для придачи последним желаемого интенсивного и прозрачного тона.
Краски обладают различной степенью прозрачности; почти все они, кроме самых кроющих, пригодны для лессировок.
Краски для лессировок разжижают маслами и лаками. Лессировать можно цельными красками или их смешением. С помощью лессировки можно усилить или наоборот погасить силу и яркость тона. Под лессировкой живопись становиться более темной и теплой, особенно если лессировки в картине многочисленны.
Живопись, исполненная лессировками, приобретает на основании законов оптики необычайную насыщенность и звучность красок, придающих ей особую красоту, недостижимую в живописи корпусными красками, но у нее есть и слабые стороны.
Лессировки вследствие своего физического строения сильно поглощают свет, и поэтому картина, исполненная ими, требует для своего освещения значительно большего количества света, чем живопись, выдержанная в корпусных красках, которые больше отражают свет, чем поглощают. Живопись лессировками лишена воздушности, которая достигается в живописи с матовой поверхностью, сильно отражающей и рассеивающей свет.
В силу этих причин лессировочная живопись не всегда отвечает задачам современного художника. Больший интерес в настоящее время представляют полулессировки.
Полулессировка наносится тонким полупрозрачным слоем. С оптической точки зрения подобный слой красок представляет собой один из видов так называемых «мутных сред», которым обязаны некоторые из видимых цветов природы (синий или красный закатный цвет неба и д. р.). На том же оптическом основании светлые полупрозрачные тона красок при нанесении на темную поверхность дадут тона с холодным оттенком; те же краски на белой поверхности будут выглядеть значительно теплее. В природе этот эффект можно наблюдать на примере струйки дыма: на фоне черной земли она выглядит голубой, но становиться желтоватой, когда через нее просвечивает светлое небо. Так старые мастера получали свои серые переходные полутона в живописи тела, нанося полупрозрачные светлые краски на коричневую основу.
Полулессировки придают живописи своеобразную красоту. Они не блещут силой и яркостью, но получить эти оттенки физическим смешением красок на палитре невозможно.

Открытие другого метода оптического смешения красок обычно приписывается импрессионистам, но нельзя не заметить его зарождения уже в старинной живописи. Так произведения Тициана (особенно позднейшего периода его творчества) более «импрессионистичны», нежели произведения Боттичелли, а Рембрандт уже более импрессионист, чем Тициан. В живописи Вермеера заложены почти все открытия нового времени в области цвета.
Однако в единую стройную систему эти находки были сведены в конце девятнадцатого века художниками дивизионистами, практикующими «разделение тонов», живопись при этом представляет собой мозаику цветных мазков: краски близки по чистоте к спектральным и смешиваются оптически на расстоянии.
Той же эпохе принадлежат первые опыты цветной фотографии. С экспериментами дивизионизма перекликается изобретение братьев Люмьеров – автохромные фотографические пластинки, где изображение состоит из мелких крупинок, причем не «основных» цветов берлинской лазури, кармина и желтой, принятых во всех руководствах, а из красного (близкого к киновари), изумрудно- зеленого и синего (с оттенком фиолетового). Но дальнейшие опыты показывают, как из различных группировок трех люмьеровских красок можно составить любые оттенки. Например:
Сине-фиолетовая + изумрудная = голубая
Сине-фиолетовая + красная = пурпуровая
Красная + зеленая = желтая.
Подобным же образом происходит оптическое смешение цветов на экране современного телевизора; при этом «работают» три «люмьеровских» основных цвета.

Механическая смесь
Ученикам обычно объясняют происхождение оттенков из трех основных цветов - красного, желтого и голубого. Попарная механическая смесь образует оранжевый, зеленый и фиолетовый, а смесь всех трех основных цветов дает цвета с пониженной яркостью.
Но для практических целей эта теория не всегда подходит. Смешивая основные цвета, нельзя получить чистые и яркие зеленый, фиолетовый и оранжевый - приходиться прибегать к более ярким готовым пигментам. Чем больше компонентов включает механическая смесь, тем больше в ней доля серого, тем слабее яркость красок.
Если в картине требуется передать максимум света, это требуется делать чистыми красками, готовыми пигментами. Но как тогда быть с богатством оттенков видимого мира?
Если требуется написать солнечную зелень, освещенную красноватыми лучами, то механическая смесь красного и зеленого непременно окажется грязной и тусклой. Однако достаточно в промежутки между мазками спектрально-чистой зелени вписать красные или оранжево-красные, чтобы зелень загорелась теплым светом, не теряя своей чистоты.
Понижение светосилы тройными смесями в светах ведет к тому, что и без того короткая шкала красок сокращается еще больше. Если затемнить светлый конец шкалы, то на темном конце все равно не будет ничего, кроме черного, что приведет к черноте и тусклости колорита.

Оптическое смешение
В отличие от механического, оптическое смешение происходит в глазу человека. Результаты оптических и механических смесей существенно различаются. Для их изучения можно провести ряд лабораторных опытов.
Можно пользоваться волчком с вырезками цветной бумаги: при вращении волчка цвета оптически смешиваются.
Можно делать выкраски тонких полосок чередующихся цветов. Если же заменить полоски длинными узкими треугольниками, входящими друг в друга, то можно проследить растяжку оттенков от цвета к цвету, чистотой своих переходов близко напоминающую спектр.
Смеси могут составляться как из светлых (разбеленных), так и темных тонов, дающих красивые теневые сочетания, без следа той глухости, что есть в готовых темных пигментах.
Всякий разложенный тон не только выигрывает в чистоте и светосиле, но и лучше передает неуловимую игру сложных воздушных оттенков природы.
В работе удобно обращаться к цветовому кругу. В круге располагаются десять цветов в порядке спектра: красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, зелено-голубой, голубой, синий, фиолетовый и пурпурный.
Два диаметрально противоположных цвета (при условии правильного подбора оттенков) оптически обесцвечиваются, дают белый или серый: пурпурный + зеленый, синий + желтый и т. д., поэтому называются дополнительными.
Два цвета, не лежащие на одном диаметре, дают промежуточный цвет, который надо искать по меньшей дуге окружности между этими цветами, ближе к цвету, который в большем количестве входит в смесь. Красный и зеленый дают оранжевый, желтый, желто-зеленый; фиолетовый и зелено-голубой дают синий и голубой.
Только серых оттенков можно составить из пяти комбинаций. Хотя все смеси и дают впечатление серого цвета, каждая индивидуальна; выбор диктуется художественной задачей - так, голубая стена, освещенная золотистым светом, будет передаваться мазками оранжевого и голубого.
Вот несколько характерных смесей, неожиданных на первый взгляд:
1 Красный + зеленый = оранжевый, желтый, желто- зеленый.
2 Красный + желто-зеленый = оранжевый, желтый.
3 Фиолетовый + зеленый = голубой, синий.
4 Фиолетовый + оранжевый = пурпурный, красный.
5 Желтый + фиолетовый.= пурпурный, красный, оранжевый
6 Оранжевый + светло-синий = розово-сиреневый
7 Оранжевый + зелено-голубой = желто-зеленый
Все эти смешения резко отличаются от соответствующих механических смесей. Только соседние по спектру цвета дают одинаковые результаты.
Смеси могут составляться и из двух, и из большего количества цветов.
Восприятие картины, построенной на оптическом смешении цветов, зависит от ряда дополнительных факторов.
Дистанция- расстояние до картины увеличивается по сравнению с традиционным.
Масштаб мазка - зависит от размера картины и художественных задач. Не стоит доводить технику до фанатизма, превращать ее в механический труд.
Освещение картины - свет должен быть белым и ровным; искусственный свет, отличающийся по спектру от дневного, может разрушить впечатление от картины; то же касается и искажения цвета в репродукциях.
Картина- мозаика перестает быть застывшей и неподвижной, достигается неуловимое мерцание, неопределенность и изменчивость тонов, свойственных природе.
В повседневной работе над учебными этюдами студентам, даже только начинающим освоение масляной живописи, на основании вышеизложенного материала, можно дать ряд рекомендаций.
– Беречь отражающие свет свойства грунта; избегать тянущих грунтов.
– Грамотно использовать подмалевок прозрачными красками.
– Стремиться разнообразить живопись по толщине и фактуре красочного слоя, использовать просвечивание прозрачных красок.
– Писать света спектрально чистыми красками или использовать в светах оптические смеси спектрально чистых красок.
– Не стремиться к особенной однородности смеси красок на палитре: прожилки живого цвета в следах мазков кисти или мастихина на картине придают ей движение и мерцание цвета.
– Разнообразить приемы наложения краски: она может быть текучей или почти сухой,- первое подходит для подмалевка или лессировки, второе - для торцовки и работы «сухой кистью», создающей разнообразные зернистые рыхлые фактуры и красивые наслоения цветов.
Изучение и осмысленный отбор разнообразных методов создания живописного изображения играют важную роль в формировании художника- профессионала и его неповторимой творческой индивидуальности.

Библиография:
1. Вибер Ж. Живопись и ее средства. Перевод с французского. М., Издательство Академии художеств СССР. 1961.
2. Фейнберг Л.Б. Лессировка и техника классической живописи. М. – Л. «Искусство», 1937.
3. Фельдман В. А. Свет и чистота красок в живописи. Принципы импрессионизма. Киев, типография Кульжеико, 1915.
4. Киплик Д. И. Техника живописи. М. – Л. «Искусство», 1950

Человек знает больше, чем может объяснить. Это явление называют по-разному: интуицией, шестым чувством, подсознанием, зовом сердца - как угодно. И вы его переживали неоднократно. Например, когда вы смотрите на фото интерьера, видите обстановку, цвет и чувствуете: что-то не так - или наоборот: отлично - а объяснить почему, не можете. К выбору цвета люди также подходят интуитивно: почему-то нравиться, а почему?… Но, сегодня мы постараемся сделать так, чтобы одной загадкой стало меньше.

Что означает сочетание цветов. Для чего сочетать?

Сочетание цветов - это результат взаимодействия всех используемых цветов и оттенков.

Чтобы разобраться с сочетанием цвета нужно вникнуть для чего это делать. Цвет в интерьере воздействует на визуальное восприятие человеком - это не только красиво и не красиво, но и направленные визуальные восприятия: пространства, перспективы, баланса, настроения, температуры.

Пространство - цветом можно визуально увеличить или уменьшить пространство.

Перспектива - цветом можно удалить или приблизить предметы в интерьере, сочетанием цветов можно создать передний и задний планы.

Баланс - цветом и сочетанием цветов, уравновешивают общее восприятие интерьера, или вводят дисбаланс, чтобы изменить характер интерьера.

Настроение - есть легкие радостные цвета и противоположные им: тяжёлые, угрюмые, строгие.

Температура - цветом воздействуют на восприятие человеком тепла в помещении: утепляют и охлаждают интерьер.

Также, цветом можно выразить различные ассоциации: небо, землю, песок, отношение историческому периоду или региону.

Цвета, которые мы используем в интерьере работают совместно. Один цвет может усилить, ослабить или видоизменить другой цвет и его восприятие. Например, нейтральный заиграет розоватыми оттенками в окружении ярко-желтого цвета:

И в окружении красного, он таким уже не является:

Хотя, это одинаковый однотонный серый цвет, а изменённая цветовая тональность возникает только в наших глазах. Также присмотритесь, в окружении жёлтого цвета, серый выглядит темнее, а в окружении красного светлее, но опять же - это изменение происходит только в наших глазах.

Если неосмысленно наполнять интерьер разными цветами, то в конечном итоге, можно получить цветовой хаос. Чтобы этого не произошло, следуйте правилам гармоничных сочетаний. О них и пойдет речь далее.

Правила гармоничных сочетаний

Гармоничные сочетания - это сочетания между собой отличающихся цветов для создания визуального балансового единства и уравновешивания всей цветовой композиции в интерьере. Отличия в цветах называются контрастом.

Контраст - визуальная разница между цветами относительно друг друга. Чем больше отличие в цветах, тем больший между ними контраст или по-другому можно сказать - цвета больше контрастируют друг с другом. Когда отличия в цветах достигают предела - это называется полярный контраст. Самый сильный полярный контраст - контраст сочетания чёрного и белого цвета.

В понимании большинства людей гармоничные цвета это похожие цвета. От части, это верно, но, лишь от маленькой части. Гармоничные цветовые сочетания работают как в близких цветовых комбинациях, так и далёких. Рассмотрим варианты цветовых сочетаний и начнём с самых понятных и привычных.

Монохромное сочетание цветов

Монохромное сочетание происходит от понятия один цвет. Этот вариант сочетаний разделяется на два вида: чёрно-белое сочетание, и сочетание в рамках одного цветового тона

Чёрно-белое сочетание цветов

Чёрно-белое монохромное сочетание - происходит при использовании чёрного, белого и серого цвета производного от чёрного и белого. Контраст между белым и чёрным цветом самый сильный из всех контрастов.

Сочетание чёрного и белого цвета изначально гармонично.

Чёрно-белым может быть как весь интерьер, так и отдельная часть интерьера, в этом случае, произойдет визуальное цветовое зонирование.

Если вы выбрали чёрно-белый интерьер, то, при последующем желании, его можно трансформировать в другую цветовую комбинацию, так как чёрный и белый цвета универсальны и совместимы со всеми цветами.

Чёрный, белый, серый цвет - могут присутствовать при любом цветовом сочетании, не нарушая гармоничности.

Монохромное сочетание цветов с одним хроматическим цветом

Монохромное сочетание происходит при использовании одного цветового тона хроматического цвета с последующим его осветлением, затемнением, или изменением насыщенности. Цветовой тон - это любой оттенок из хроматических цветов, то есть любой цветной.

В монохромной цветовой палитре гармония достигается за счёт гармоничности близких цветов. Посмотрим на примерах, какие цветовые вариации приобретает жёлтый цвет в монохромной цветовой палитре.

Осветление жёлтого белым:

Затемнение жёлтого чёрным:

Изменение жёлтого по насыщенности - затемнение жёлтого серым:

Монохромное цветовое сочетание выбирают люди, которым нравиться один определённый цвет. Присмотритесь, сколько вариаций возникает с одним цветом при простых процедурах: изменения насыщенности, осветления, затемнения - может быть этого разнообразия и вам окажется достаточно.

Контрастные сочетания хроматических цветов и оттенков

Контрастные сочетания хроматических цветов, основаны на сочетании противоположных цветов цветового круга:

Цвета, расположенные напротив, являются максимально контрастными. Применение чистых хроматических цветов в интерьере не всегда удобно из-за излишней яркости. Чтобы сделать цвета более приглушенными их осветляют или затемняют и сочетания цветов строятся по цветам соответствующей светлоты, для этого применяют цветовой круг с осветлённой и затемнённой палитрой:

Сочетание хроматических цветов считается гармоничным, когда при, условном, смешении всех используемых цветов получатся чёрный или серый цвет без цветного оттенка.

Под условным смешение цветов подразумевается то, что цвет уже содержится в материальном объекте, и смешать механически его нельзя, можно только, мысленно представить.

Рассмотрим как образуются контрастные сочетания хроматических цветов.

Сочетание двух цветов. Контраст дополнительных цветов

Контрастное сочетание двух цветов строится на противопоставлении противоположных цветов в цветовом круге:

Для чистого жёлтого цвета, противоположным будет фиолетовый цвет. Для осветленного жёлтого осветлённый фиолетовый.

Противоположный цвет в интерьере вводится, для создания сильного акцента или визуального балансового равновесия.

Сочетание трёх цветов

Для определения трехцветного гармоничного сочетания, цвета в цветовом круге соединяются равносторонним или равнобедренным треугольником.

Трехцветная модель гармоничного сочетания, делает интерьеры разнообразнее и богаче по цветам. Если ваш любимый цвет жёлтый и зелёный, то третьим дополнительным цветом к нему будет красно-оранжевый. Если эта вариация не подходит, то посмотрите на цветовые комбинации из четырёх цветов.

Сочетание четырёх и более цветов

Аналогично, если вписывать в цветовой круг: квадрат, прямоугольник, шестиугольник - образуются равновесные цветовые комбинации.

Многоцветные модели уводят в большую цветовую вариативность. Однако, стоит не забывать, что вариативность рассеивает взгляд, а чрезмерное разнообразие цветов может привести к цветовому хаосу.

Однополярное сочетание или сочетание аналогичных цветов

Модель полярного или аналогичного сочетания строится вокруг одного основного цвета и близких к нему оттенков, содержащих, дополняющие цвета.

Аналогичная модель для основного жёлтого цвета состоит из сочетания: жёлтого, зелёного и оранжевого цветов:

Если ваши цветовые вкусы лежат в области похожих цветов, то вы можете воспользоваться моделью аналогичного сочетания.

Созвучное сочетания цветов и оттенков. Цветовой шар Иттена

Созвучное сочетание цветов отличается от контраста дополнительных цветов тем, что правила контрастов учитывают дополнительную контрастность между затемнёнными и осветленными хроматическими цветами, и участие ахроматических: белого, серого и чёрного цвета - в комбинации цветовых сочетаний. Для определения цветового созвучия применяется цветовой шар Иттена, от имени художника и колориста, изучавшего теорию цветового воздействия на человека.

Середина шара -линия экватора, это хроматические основные и дополнительные цвета, в их максимальной тональности.

При движении от экватора к условному северу, хроматические цвета осветляются добавлением белого цвета, полюс имеет естественный белый цвет.

При движении от экватора к южному полюсу, хроматические цвета затемняются и на полюсе образуется естественный чёрный цвет.

Для упрощения представления шара отобразим его развертку на плоскости:

Чтобы определить созвучность цветов, нужно мысленно представить, что центральная точка шара - это точка баланса. Далее, соединяя цвета по линии экватора или под углами, мы определяем созвучные контрастные цвета. Как и в случае с сочетанием противоположных цветов, применяются модели: двух, трёх, четырёх и многоцветных сочетаний. Рассмотрим некоторые варианты на примерах.

Созвучное сочетание двух цветов

Контрастное сочетание двух цветов строится на противопоставлении противоположных цветов в цветовом шаре. Соединив два цвета на экваторе - получаем контраст дополнительного цвета. Далее, переместив один конец стрелки к северу, второй конец переместится к югу, то есть, осветлённый цвет будет сочетаться с его противоположным затемнённым. Рассмотрим на примере жёлтого цвета. Для чистого жёлтого цвета противоположный - фиолетовый цвет:

Переместимся по жёлтому на один уровень вверх к белому и, соответственно, на один уровень вниз сместится фиолетовый, то есть затемнится. Получаем сочетание: осветлённый жёлтый - затемнённый фиолетовый.

Созвучное сочетание трёх цветов

Контрастное сочетание трёх цветов строится на противопоставлении трёх дополнительных цветов в цветовом шаре, соединённых, вершинами равностороннего и равнобедренного треугольника. Соединив три цвета на экваторе, мы получим контраст дополнительных цветов. Далее, вращая треугольники, мы получаем множественно созвучных цветовых оттенков.

Для чистого жёлтого цвета, как и в контрасте дополнительных цветов, противоположные - чистый синий и чистый красные цвета:

Сместимся к северу по жёлтому - к югу по синему и красному и получим сочетания: осветлённого жёлтого, с затемнёнными синим и красным:

Аналогично, можно смещать и вращать треугольник как угодно внутри шара, изучая получившиеся цветовые созвучия.

Созвучие дополнительных цветов поможет создать в интерьере четкие цветовые акценты.

Созвучное сочетание цветов четырёх и многоцветных моделей

Также, как мы вписывали в шар треугольник, и находили цветовые созвучия, аналогично вписав: квадрат, четырёхугольник, трапецию - вы получите цветовые созвучия четырёх цветов.

Последовательно вписывая в шар многоугольные геометрические фигуры, вы найдёте множество вариаций цветовых созвучий.

Отличия созвучного сочетания от сочетания дополнительных цветов, в том что задача созвучия не противопоставить цвета, а усилить значение заданного цвета за счет ослабления контрастного ему цвета или группы цветов.

Как применить знания

Для тех, кто внимательно дочитал до этих строк, напомним, в начале статьи мы обещали, что цветовой мир вокруг вас измениться. И, чтобы вы это осознали, попробуйте сейчас посмотреть на интерьерные фотографии, которые вы уже видели до этого, но уже опытным взглядом. Например на ту же, что была вначале статьи:

Оцените, как расположены те или иные элементы, в каких они выполнены цветах, почему так. Какие модели цветовых сочетаний применили дизайнеры. Найдите какого цвета может не хватать. Попробуйте мысленно представить, что бы вы поменяли.

Воспользуйтесь цветовым кругом или цветовым шаром подбирая краску или обои. Возможно, теперь у вас появилась точка опоры, и выбрать варианты сочетания цветов будет легче.

Для тех, кто работает или собирается работать с дизайнерами, теперь будет намного проще понять друг друга, и создать совместно интерьер, в котором вам будет максимально комфортно. Начинайте творить!

В ближайших статьях посвященных сочетаниям цветов мы сделаем более подробные обзоры цветовых вариаций по популярным интерьерным цветам с примерами и рекомендациями.

Урок по материалам книги: Сокольникова Н.М. "Основы живописи".
Видимые в естественных условиях цвета, как правило, являются результатом смешения спектральных цветов.
Существуют три основных способа смешения цветов: оптическое, пространственное и механическое.

Оптическое смешение цветов.
Оптическое смешение цветов основано на волновой природе света. Его можно получить при очень быстром вращении круга, сектора которого окрашены в необходимые цвета. Вспомните, как вы вращали в детстве волчок и с удивлением наблюдали за волшебными превращениями цвета.
В науке "Цветоведение" (колористика) цвет рассматривается как физическое явление. Оптическое и пространственное смешение цветов отличаются от механического их смешения. Оптическое смешение цветов
Основные цвета в оптическом смешении - красный, зеленый и синий.
Основные цвета при механическом смешении цветов - красный, синий и желтый.
Дополнительные цвета (два хроматических цвета) при оптическом смешении дают ахроматический цвет (серый).
Вспомните, как вы были в театре или цирке и радовались тому праздничному настроению, которое создает цветное освещение. Если внимательно проследить за тремя лучами прожекторов: красным, синим и зеленым, то можно заметить, что в результате оптического смешения этих лучей получится белый цвет.

Оптическое смешение цветов

Можно провести и такой эксперимент по получению многокрасочного изображения путем оптического смешения цветов: взять три проектора, поставить на них цветные фильтры (красный, синий, зеленый) и, одновременно перекрещивая эти лучи, получить на белом экране почти все цвета, примерно так лее, как в цирке.
Участки экрана, освещенные одновременно синим и зеленым цветами, будут голубыми. При сложении синего и красного излучений на экране получается пурпурный цвет, а при сложении зеленого и красного совершенно неожиданно образуется желтый цвет.
Сравните: если мы смешиваем краски, то получаем совсем другие цвета.

Механическое смешение цветов

Складывая все три цветных луча, получаем белый цвет. Если в проекторы установить черно-белые слайды, то можно попытаться их сделать цветными с помощью цветных лучей. Не проделав такого опыта, трудно поверить, что многообразия цветовых оттенков можно достигнуть смешением трех лучей: синего, зеленого и красного.
Конечно, существуют и более сложные приборы для оптического смешения цветов, например телевизор. Каждый день, включая цветной телевизор, вы получаете на экране изображение со многими оттенками цвета, а основано оно на смешении красного, зеленого и синего излучений.

Пространственное смешение цветов.
Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков.

Ж. СЕРА. Цирк

Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения.
Закономерности пространственного смешения цветов важно учитывать художнику при создании любой картины, поскольку она будет рассматриваться обязательно с некоторого расстояния. Особенно необходимо помнить о получении возможных эффектов смешения цветов в пространстве при выполнении значительных по своим размерам живописных произведений, рассчитанных на восприятие с большого расстояния.
Это свойство цвета прекрасно использовали в своем творчестве художники-импрессионисты, особенно те, которые применяли технику раздельного мазка и писали мелкими цветными пятнами, что даже дало название целому направлению в живописи - пуантилизму (от французского слова "пуант" - точка).
При рассматривании картины с определенного расстояния мелкие разноцветные мазки зрительно сливаются и вызывают ощущение единого цвета.


ПОЛЬ СИНЬЯК. Папский дворец в Авиньоне

Интересный эксперимент по разложению цвета на составляющие провел художник Джакомо Балла. Не только цвет, но и движение он разложил на составляющие его фазы, используя принцип последовательного фиксирования движения, как при выполнении моментальной фотографии. В результате этого родилась удивительная картина "Девочка, выбежавшая на балкон", которая только при рассмотрении издали на основе пространственно-оптического смешения цветов раскрывает замысел автора.


ДЖ. БАЛЛА. Девочка, выбежавшая на балкон

Механическое смешение цветов.
Механическое смешение цветов происходит тогда, когда мы смешиваем краски, например, на палитре, бумаге, холсте. Здесь следует четко различать, что цвет и краска – это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска – химическую.
Цветов в природе гораздо больше, чем красок в вашем наборе.
Цвет красок значительно менее насыщен, чем цвет многих предметов. Самая светлая краска (белила) светлее самой темной (черной) краски всего в 25-30 раз. Возникает, казалось бы, неразрешимая проблема – передать в живописи все богатство и разнообразие цветовых отношений природы такими скудными средствами.
Но художники успешно решают эту проблему, используя знания по цветоведению, выбирая определенные тональные и колористические отношения.
В живописи различными красками, в зависимости от их сочетаний, можно передать один и тот же цвет и, наоборот, одной краской – разные цвета.
Интересных эффектов можно достигнуть, если добавить немного черной краски к каждому цвету.

Иногда механическим смешением красок можно достигнуть результатов, похожих на оптическое смешение цветов, но, как правило, они не совпадают.
Яркий пример – смешение всех красок на палитре дает не белый цвет, как в оптическом смешении, а грязно-серый, бурый, коричневый или черный.

Для урока использовался текст Е. Стасенко "Курс имитации"
Лессировками называется способ нанесения акварели прозрачными мазками (как правило, более темные поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим. Таким образом, краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет, и цвет каждого фрагмента складывается из цветов в его слоях. При работе в этой технике можно увидеть границы мазков. Но, так как те прозрачны, это не портит живопись, а придает ей своеобразную фактуру. Мазки выполняются аккуратно, чтобы не повредить и не размыть уже высохшие живописные участки.



Пожалуй, главным достоинством является возможность создания картин в стиле реализма, т.е. максимально точно воспроизводящих тот или иной фрагмент окружающей среды. Такие работы внешне имеют определенное сходство, например, с масляной живописью, однако, в отличие от нее, сохраняют прозрачность и звонкость цветов, несмотря на наличие нескольких слоев краски.
Яркие, свежие лессировочные краски придают акварельным работам особую полнозвучность цвета, легкость, нежность и лучезарность колорита.
Лессировка - это техника насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Там, где стоит задача добиться интенсивности цвета, многослойный прием стоит на первом месте.
Лессировка незаменима в затененных интерьерах и удаленных планах панорам. Мягкость светотени интерьера в спокойном рассеянном свете со множеством всевозможных рефлексов и сложность общего живописного состояния интерьера могут быть переданы лишь техникой лессировки. В панорамной живописи, где необходимо передать нежнейшие воздушные градации перспективных планов, нельзя пользоваться корпусными приемами; здесь можно достигнуть цели лишь при помощи лессировки.
При письме в данной технике художник относительно независим в вопросе хронологических рамок: не нужно торопиться, есть время подумать без спешки. Работу над картиной можно разбить на несколько сеансов, в зависимости от возможностей, необходимости и, собственно, желания автора. Это особенно важно при работе с изображениями большого формата, когда можно отдельно друг от друга выполнять различные фрагменты будущей картины с их последующим финальным объединением.
Благодаря тому, что лессировка выполняется по сухой бумаге, удается достичь великолепного контроля над точностью мазков, что позволяет максимально воплотить свой замысел. Постепенно нанося один слой акварели за другим, легче подобрать необходимый оттенок для каждого элемента в рисунке и получить нужное цветовое решение.

В качестве практики мы будем рисовать лист дерева. Лист подойдет абсолютно любой, ниже я предоставлю примеры фотографий, с которых можно срисовать лист.
Пример поэтапного рисования листа можно посмотреть по ссылке



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS