Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
Реклама
Какие есть приемы создания образов в воображении. Способы создания образов воображения |
4.2.Психологическая характеристика воображения: понятие, виды, способы создания образов творческого воображения Понятие воображения Воображение – это создание образов объектов, не встречавшихся в личном опыте человека, результатом чего выступает создание новых материальных и духовных ценностей. Произведем сравнение (нахождение сходства и различия) воображения с другими познавательными процессами:
Б) общее: в основе и восприятия, и воображения лежит процесс создания образов;
Виды воображения Для выделения видов воображения возьмем два основания: 1. Участие сознания: А) непроизвольное воображение связано со спонтанным возникновением в сознании человека каких-либо образов без всякого участия воли (мечты, фантазии, сновидения, видения и грезы). Интересно отметить, что они иногда могут быть вещими (особенно сновидения), то есть предсказывать будущее, или объяснять прошлое. Особенно актуализируется непроизвольное воображение в тех случаях, когда ослабляется действие сознания, когда человек находится в состоянии полудремоты, сна, напряженного ожидания, сильного обострения значимых потребностей или при патологических расстройствах психики. Б) произвольное воображение: воссоздающее и творческое . Воссоздающее воображение связано с конструированием образов по заранее кем-то составленному описанию, например, при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим. В воссоздающем воображении реальность воспроизводится почти в непереработанном виде, поэтому оно больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Виды воссоздающего воображения: а) эмпатия, которая требует нашей способности вжиться в образ переживаемых другим человеком эмоций, т.е. требует от нас воспроизведения эмоций того, с кем мы общаемся; б) схемы, таблицы, чертежи; в) воссоздание в воображении воспринимаемых из описания образов героев при чтении художественной литературы. Однако такое воображение не является творческим, так как эти образы были созданы не читателем, а автором произведения. Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Оно очень характерно для деятельности художников-живописцев, конструкторов, композиторов, режиссеров, писателей, поэтов, архитекторов и других представителей творческих профессий. 2. Содержание образов (предметное, социально-психологическое):
Способы создания образов творческого воображения
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Задание 1 Определить, какие виды памяти включаются в следующих жизненных ситуациях:
Задание 2 Как вы объясните описанные факты?
Задание 3
Задание 4 Укажите, какие приемы создания образов были использованы в следующих случаях: русалка, Змей-Горыныч, человек-амфибия, колобок, Баба-яга, Плюшкин, скатерть-самобранка, Дон-Жуан, портрет А.С. Пушкина, подводная лодка, Печорин, радар. Задание 5 Какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях? (При ответе укажите характеристики соответствующего вида мышления).
Задание 6 Определите, на проявление каких мыслительных операций и видов мышления направлены следующие заданные воздействия?
У всех людей способности к творчеству разные. Их формирование определяется большим числом разного рода аспектов. К ним относятся врожденные задатки, деятельность человека, особенности окружающей среды, условия обучения и воспитания, влияющие на развитие у человека особенностей психических процессов и качеств личности, способствующих творческим достижениям. Основные приемы воображения. Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение. Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т.д.). Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д. Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др. Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше. Типизация- прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической). Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет). Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел. Все
приемы воображения работают
как единая система. Поэтому
при создании одного образа
могут использоваться несколько
из них. В большинстве случаев
приемы создания образов плохо
осознаются субъектом. Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия « представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление. Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, - они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления. Основные характеристики представлений Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления - это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления - это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие - очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Следует отметить, что представления - это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер. Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями. Классификация и виды представлений Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические. Классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.; 2) по степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях. Кроме этого, классификацию представлений можно осуществить но степени проявления волевых усилий. Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления. Суть музыкальных представлений главным образом заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями. Другой класс представлений - двигательные представления. По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невозможным. Необходимо остановиться еще на одном, весьма важном, типе представлений - пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами - образами пространства, так как одну сторону действительности - пространственное размещение вещей - они передают с полной наглядностью. Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда - двигательный компонент. Кроме того, все представления различаются по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Следует отметить, что одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер. Единичные представления - это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления - это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов. Следует также отметить, что все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления - это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели Операции представлений Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с представлениями смешанного типа. К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида. Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа. Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя. Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко. У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений. Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала. Суть данного утверждения состоит в том, что наши представления в значительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это необходимо учитывать при решении конкретных задач. Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. При этом следует иметь в виду, что всякое представление содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения. Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь - это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. Другой путь - путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений. Воображение – это процесс, в котором человек мысленно создает образы материальных вещей, представляет свое будущее и фантазирует на тему, что могло с ним быть, если бы он поступил по-другому в прошлом.
А вот пассивное позволяет нам только создавать воображаемый мир, который не материализуется, мы представляем себя в какой-то другой роли или живущими в другой стране, моделируем ту или иную ситуацию, мысленно одеваем созданную нами же одежду, но в реальной жизни этого не воплощаем. Процесс создания образов воображенияНаше сознание не может создавать что-либо без каких-либо знаний и опыта. Только владея определенной информацией мы можем нарисовать мысленно новый объект. Процессы воображения работают поэтапно. Сначала мы представляем уже знакомый нам объект материального мира, который видели вживую или на картинках, а потом наделяем его новыми свойствами и функциями, придумываем, как его можно использовать не по назначению, также не редко совмещаются несколько объектов в одном. Например, телефоны наделяются новыми функциями – фотоаппаратами и видеокамерами, средствами выхода в интернет, а некоторые продукты питания используются в косметических целях – овсяные хлопья используются в качестве скраба для лица и тела, а ягоды выступают в роли питающей маски. По такому же принципу пишутся картины, придумываются сказки и создаются скульптуры. Процесс создания воображения, исходя из предшествующего опыта, у всех протекает по-разному, его можно развивать с помощью различных методик и игр. Но нужно понимать, что не одна методика не поможет даже мысленно создать картинку слепому от рождения человеку, а глухой с раннего возраста не в состоянии придумать мелодичную музыку, похожую на песню соловья. Только основываясь на полученные ощущения и впечатления можно творить новое, именно поэтому творческие люди так часто пробуют свое мастерство в различных направлениях, много путешествуют и читают. Презентация: "Воображение"Методики создания образов воображенияНаше мышление создает новые предметы, используя различные методики обработки имеющихся знаний и впечатлений – это приемы воображения, их несколько. Наиболее распространенные из них:
Презентация: "Развитие воображения младших школьников"Приемы воображении, как правило, работают в комплексе. Ярким примером является создание современного смартфона, который совмещает в себе возможности телефона, компьютера, Wi-Fi роутера и фото и видеокамеры, которая создана по принципу работы наших глаз, но, несмотря, на равнозначную работу этих функций, акцент ставиться, все же, именно на то, что это телефон. На что способно наше воображениеМногие считают его чем-то второстепенным и не важным, но сила воображения способна на многое. Мечтая мы наделяем привычные нам вещи новыми свойствами, которые впоследствии воплощаются в жизнь ведущими компаниями-разработчиками. Также создаются сценарии пьес и фильмов, собирающие целые залы. Но техника и искусство не придел способностей нашей фантазии.
Так для примера, представьте, что вы жуете дольку лимона. Чувствуете, как увеличилось слюновыделение? Так происходит со всеми нашими мыслями. Существует масса методик, которые с помощью воображения позволяют не только достигать поставленных целей, но справляться с болезнями. Суть их состоит в том, чтобы человек думал только о позитивных вещах, максимально точно моделировал свое ближайшее будущее и то, что с ним будет через 5-10 лет. Это по-настоящему работает, только заниматься этим нужно периодически, а постоянно. Создавая мысленно позитивные картины своего будущего и настоящего, формируется не только хорошее настроение, которое помогает справляться со всеми текущими проблемами и болезнями, но и формирует планы, цели и методики их достижения. Сила воображения может использоваться и для формирования негативных образов, в этом случае мы даем отрицательный настрой всему организму и избежать заболеваний в этом случае очень нелегко. Старайтесь думать только о позитивном, и оно к вам притянется. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция. Одним из первых психологов, изучавших эти процессы, был выдающийся французский психолог Теодюль Арман Рибо (1839-1916). В своей книге «Творческое воображение» он выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация - самопроизвольная операция, она проявляется уже в восприятии. Как пишет Рибо, на одну и ту же лошадь художник, спортсмен, торговец и равнодушный зритель смотрят по-разному: «качество, занимающее одного, не замечается другим». Таким образом, вычленяются отдельные единицы из целостной, образной структуры. Образ «подвергается непрестанной метаморфозе и обработке по части устранения одного, прибавления другого, разложения на части и утраты частей». Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством. Так, аборигены Австралии называли книгу «раковиной» только потому, что она открывается и закрывается: подобное стремление одушевить все Рибо сводил к двум типам: олицетворение и преобразование (метаморфоза). Олицетворение состоит в стремлении одушевить все, предположить во всем, в чем есть признаки жизни, и даже в безжизненном, желание, страсть и волю. Олицетворение - неиссякаемый источник мифов, суеверий, сказок и т.д. Важными условиями для творческого воображения являются его целенаправленность, то есть сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии, предвидение предполагаемых результатов; продолжительное «погружение» в проблему. Е.И. Игнатьев, изучая вопросы творческого воображения, приходит к выводу о возможности возникновения своеобразной творческой доминанты у тех, кто глубоко охвачен творческой работой. Появление такой доминанты ведет к усилению наблюдательности, настойчивому поиску материалов, повышению творческой активности и продуктивности воображения. Интересной особенностью творческого воображения является то, что процесс этот не похож на планомерный, непрерывный поиск нового образа. Усиление творческой продуктивности сочетается с периодами спада творческой активности. Многие исследователи пытаются разобраться, что же предшествует вспышке творческой активности, и приходят к выводу, что в этом плане особое значение имеет своеобразный период заторможенности, период внешней бездеятельности, когда в подсознании происходят процессы, которые в сознании не формируются. Умственная активность не прекращается в период такого затишья, работа творческого воображения продолжается, но в сознании не отражается. Такие спокойные периоды некоторые авторы называют заторможенным состоянием транса («интервалы вынашивания», когда происходит перегруппировка информации, которая была уже усвоена). После такого внешнего «бездействия» происходит мгновенно процесс окончательного решения проблемы, внезапного рождения творческого образа, возникает ответ на давно мучивший вопрос. Интервал транса - «вынашивания» - проявляется в различных внешних признаках: у одних - это особая напряженность, скованность, у других - расслабленность и даже сонливость. Нередко в такие периоды исследователь пытается отвлечься от решения проблемы, вытеснить ее из своего сознания. Но внимание к проблеме все же остается, она живет в воображении и диктует ему свои законы. Когда ничто ему не мешает, нет внешних раздражителей и он находится наедине с собой (часто перед засыпанием), воображение возвращается к беспокоящей проблеме. Она отражается и в содержании сновидений, и в бодрствовании, она не покидает сферы подсознательного, чтобы в конце концов прорваться в сознание, и вот наступает вспышка-озарение, которое в начале еще не получает словесного выражения, но уже вырисовывается в виде образов. Ряд авторов в своем изучении роли феномена воображения в открытиях обращает внимание на необходимость на определенном этапе отвлечься от восприятия информации. Процесс познания или знакомства с новой информацией протекает сначала в подсознании, тогда как выбор новых моделей поведения или осознания полученной информации идет в сознании. Двусторонний характер творческого процесса и породил дилемму о том, предшествует ли художественному творчеству период вдохновения или творческий процесс носит спонтанный характер. Многие представляют творческий процесс в виде спектра, одна сторона которого дает открытие, совершаемое сознательным и логическим путем, а другая сторона рождает внезапные вспышки вдохновения, которые спонтанно возникают из таинственных глубин воображения. По мнению психологов, все великие творения или изобретения требуют внезапного переключения, сдвига или перемещения внимания и обращения к вопросу или области, которая до этого не изучалась или даже не вызывала особого интереса у них. «Пришло время» - это значит подошли к своему завершению процессы, которые рождают в воображении идеи, образы, действия. И вот известная, казалось бы, ситуация выглядит в совершенно ином свете, и решение проблемы, которая представлялась логически неприступной, становится реально возможным. Подобные ситуации, о которых люди не подозревали или расценивали их как недоступные или аналогичные, ведут к чрезвычайному обострению воображения, восприятию, рождают внезапные прозрения, неожиданную способность спонтанного правильного решения. Таким образом, один из компенсаторных механизмов - активация воображения, используемая человеком в условиях недостаточной стимуляции, на определенном этапе может приобретать положительное значение. Существуют традиционно выделенные операции творческого воображения, так называемые алгоритмы или приемы воображения: комбинирование, агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация, уподобление. Комбинирование – осуществление анализа и синтеза элементов реальности. Этот процесс позволяет мысленно расчленить реальность на составные части, затем соединить их снова в комбинацию, которая не дана непосредственно в ощущениях. Например, автор художественного произведения может наделить своих персонажей чертами характера, которые он наблюдал в жизни у реальных людей (прототипов художественного образа). Хотя персонаж художественного произведения реально никогда не существовал, но поскольку он несет в себе комбинацию реальных черт, то он воспринимается «как живой». Агглютинация – соединение в одном образе разнородных, несоединимых черт. Так, народная фантазия породила такие образы, как русалка (женщина+рыба) или кентавр (человек+конь). Гиперболизация – мысленное увеличение какого-либо предмета, явления, персонажа. Поскольку величина предметов познается в сравнении, то и преуменьшение предмета, явления, персонажа тоже есть разновидность гиперболизации. Так, классическим примером гиперболизации является создание Джонатаном Свифтом воображаемой страны лилипутов и страны великанов. Заострение – подчеркивание, акцентирование заострение тех или иных черт, особенностей объектов; персонажей. Так, Пиноккио, персонаж сказки Карло Коллоди, отличался длинным носом, который рос вследствие хвастовства (преувеличенной черты характера этого героя). Схематизация – прием, при применении которого отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко (например, при создании растительного орнамента). Мастер-класс « Способы и приемы создания образов воображения ».Теоретическая часть Сложные и часто меняющиеся обстоятельства жизни любого человека нашего общества в последнее время требуют от людей умения быстро реагировать на изменяющиеся условия. На это способна только творческая личность, потому что для неё характерна самостоятельность мышления, осознанный подход к деятельности и стремление найти эффективный способ достижения цели. Поэтому так важно начать формировать уже с дошкольного возраста у ребенка творческие способности. Сегодня с уверенностью можно сказать, что каждый нормальный ребенок рождается с предрасположенностью к развитию творческих способностей. Но творческими людьми вырастают только те дети, воспитание у которых позволило начать развивать эти способности как можно раньше. Эта задача ставиться нашими педагогами при проведении различных видов занятий. С 2004 года введен предмет «Развитие творчества». С тех пор в нашем отделе проводятся занятия по программе «Развитие творчества» с детьми 5-7 лет. При планировании этой работы с детьми в рамках этого предмета мы используем различные технологии: ТРИЗ, РТВ, методика Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли Целью данной программы является: формирование творчески развитого и инициативного, раскрепощенного человека, с высоким уровнем развития познавательных способностей. Мы понимаем, что развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации процессов мышления и воображения. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует её освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. С пятилетнего возраста, начинается сенситивный период развития воображения. Развитое воображение помогает освободиться от инерции мышления. На наших занятиях у детей формируется умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представление памяти, обеспечивающие, в конечном счете, создание нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях: учить смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, знакомом, привычном. Воображение ребенка-дошкольника сильно меняется в старшем дошкольном возрасте и большой скачок в его развитии обеспечивает игра. Предлагаем вашему вниманию несколько игр, которые мы используем для развития творческого воображения в процессе своих занятий. Практическая часть игры «Рассказ по картинкам» Цели: Развитие воображения и вербальной оригинальности; Развитие способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков Основное задание: Рассмотреть имеющиеся рисунки. Предложить придумать истории.
Цели: Формирование умений планирования; Развитие способности к детальной разработке выбранной темы. Основное задание: Предложить нарисовать и, если это возможно, описать сказочную волшебную страну, придуманную самостоятельно. Представить возможность обмениваться своими идеями и другой полезной информацией о магических мирах. Проведение с участниками семинара игры « Придумай животное» Цели: Развитие воображения и образного мышления; Развитие умения создавать необычные образы через комбинирование различных деталей Материалы и инструменты : Ножницы, клей, бумага Основное задание: Предложить детям вырезать различные детали и скомбинировать на чистом листе бумаги так, как они считают нужным. Понравившуюся комбинацию дети должны наклеить на этот лист. Предварительно на нем можно что-нибудь нарисовать (например, туловище или голову). Возможно также дорисовать что-то необходимое после приклеивания. Предложить детям раскрасить своих животных, дать им названия и рассказать истории о них. Обсудить со всей группой детей получившихся животных. Заключительная часть Педагог демонстрирует рисунки детей как продукты их творчества |
Читайте: |
---|
Популярное:
Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков |
Новое
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
- Учет расчетов с бюджетом