Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
Реклама
Совершение намаза по мазхабу имама абу ханифы |
Ну‘ман ибн Сабит Абу Ханифа (699–767 гг.; по хиджре 80–150 гг.) - выдающийся факых и мухаддис, основатель одного из четырех суннитских мазхабов. Некоторые относят его к первому поколению после Пророка (ат-таби‘ун). Другие считают, что он относится ко второму поколению (атба‘у ат-таби‘ин) . Среди его учителей были и сподвижники пророка Мухаммада. Отвергнув предложение халифа Мансура занять должность главного судьи Багдада, был заключен в тюрьму, где и скончался. Первый систематизатор фикха. Автор трактатов «Аль-фикх аль-акбар», «Муснад аби ханифа» и др. Абу Ханифа сыграл в развитии мусульманского богословия и права роль, которую трудно переоценить. Он вошел в историю Ислама с титулом аль-имам аль-а‘зам (величайший имам). Абу Ханифа родился во время правления омеййадского халифа Абдуль-Малика ибн Марвана в семье богатого торговца шелком, происходившего из среды иранских мавали - людей, получивших покровительство того или иного арабского племени. Абу Ханифа относился к племени Теймуллы ибн Са‘лаба ибн Бакра ибн Ваиля. По сообщению его современников, в возрасте 16 лет Абу Ханифа вместе с отцом совершил паломничество в Мекку (хадж), во время которого ему удалось увидеть последних оставшихся в живых асхабов - сподвижников Пророка, в частности, Абдуллаха ибн Хариса. От них будущий богослов мог услышать рассказы о том, как поступал или что говорил Пророк в той или иной ситуации. Также он встретил великого сподвижника Анаса ибн Малика, который с раннего возраста на протяжении десяти лет находился рядом с Пророком, помогая ему в повседневных делах. В юности Абу Ханифа получил блестящее общее и богословское образование на своей родине в Куфе. Среди его учителей были авторитетные ученые того времени - ‘Ата ибн Рабах, Хишам ибн ‘Урва, Нафи‘. В возрасте 22 лет он становится учеником выдающегося иракского богослова Хаммада ибн Сулеймана аль-Аш‘ари. В его кружке Абу Ханифа провел восемнадцать лет, вплоть до смерти наставника. А затем на протяжении десяти лет сам возглавлял этот кружок, считаясь самым авторитетным факихом Куфы и Басры. У него обучались и получили знания по мусульманскому праву такие известные ученые, как Абу Юсуф аль-Кады, Мухаммад ибн аль-Хасан, Зуфар ибн аль-Хузайл, Нух аль-Джами‘а и другие. Многие сообщают о том, что Абу Ханифа был богобоязненным, щедрым, молчаливым, постоянно углубленным в раздумья, сторонящимся пустого, бесполезного общения. Мухаммад ибн Джабир сказал: «Абу Ханифа был немногословным, редко смеющимся, размышляющим, угрюмым подобно тому, кого недавно постигла беда (неприятность)». Также Ибрахим ибн Саид аль-Джавхарий передает, что Абу Ханифа обязал себя давать один динар как милостыню при клятве Всевышним во время разговора . На благодеяния он выделял сумму, равную семейным затратам. Ночи великий имам проводил в молитвах и ду‘а. Абу Юсуф сообщает о том, что Абу Ханифа каждую ночь в одном ракяате полностью прочитывал Коран, порой совершал ночной и утренний намазы с одним омовением. Яхья аль-Хаманий передает со слов своего отца следующее: «Я сопровождал Абу Ханифу на протяжении 6 месяцев и ни разу не видел его совершающим утреннюю молитву, кроме как с омовением ночной». Супруга Абу Ханифы сказала: «Я не помню ночи, которую бы он провел во сне. Абу Ханифа летом спал между полуденной молитвой Зухр и послеполуденной ‘Аср и в первую часть ночи зимой». Чтение всего Корана в одном ракяатеМуса‘ар вспоминал: «Однажды я зашел в мечеть и увидел человека, совершающего намаз. Мне понравилось его чтение. Я стоял, пока он не прочитал седьмую часть Корана, и подумал, что сейчас уже сделает поясной поклон, но этого не случилось. Потом он достиг трети, и я опять ожидал совершения поясного поклона. Затем он прочитал половину. Далее чтение молитвы шло в том же порядке, пока не был прочитан весь Коран в одном ракяате. Я посмотрел на него и узнал в этом человеке Абу Ханифу». Хариджа ибн Муса сообщил, что Коран в одном ракяате был полностью прочитан четырьмя людьми: ‘Усманом ибн ‘Аффаном, Тамимом ад-Дарий, Са‘идом ибн Джубейром и Абу Ханифой. Асад ибн ‘Амр сообщал: «Абу Ханифа совершал утреннюю молитву с омовением ночной на протяжении 40 лет. По ночам в одном ракяате он прочитывал весь Коран. И его плач был слышен настолько явственно, что соседи чувствовали в своих душах сострадание к нему». Этот человек вобрал в себя ту мораль, к которой нас призывает Ислам. Примером тому являются нижеприведенные случаи. Однажды некий человек сказал имаму: «Побойся Бога!» Имам вздрогнул, побледнел и, опустив голову, ответил: «Да вознаградит тебя Всевышний Аллах! Насколько сильно нуждаются люди в тех, кто говорил бы им это». Также, когда имама сильно бранил один человек, тот произнес следующие слова: «Да простит тебя Господь! Он знает во мне противоположное тому, что ты сказал». Абу Ханифа был одним из самых авторитетных богословов своего времени. Шаддад ибн Хаким сказал: «Я не видел более знающего, чем Абу Ханифа в его время». Великий имам аш-Шафи‘и произнес следующие слова: «Люди черпают знания по мусульманскому праву у Абу Ханифы» или «люди в мусульманском праве подобны детям при сравнении с Абу Ханифой». Абу Юсуф сообщает о том, что Абу Ханифа увидел себя во сне раскапывающим могилу заключительного Божьего посланника и собирающим его кости. Сон очень сильно напугал его, и он попросил у Ибн Сирина, являвшегося одним из его друзей, растолковать увиденное. Ибн Сирин сказал: «Ты тот, кто соберет Сунну Пророка и воскресит ее». Абу Ханифа четко придерживался Корана и Сунны Пророка в своем учении и при отсутствии решения того или иного вопроса в этих основных источниках прибегал к высказываниям сподвижников. Но если и среди них не было однозначного ответа, то Абу Ханифа следовал «иджтихадур-ра’й», то есть он давал заключение посредством развития мнения, проистекающего из Корана и Сунны. Данное утверждение основано на следующем высказывании имама Абу Ханифы, услышанном Абу ‘Исматом: «То, что передано от посланника Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует), бесспорно принимаемо (используемо). То, что передано от его сподвижников, мы применяем и не выходим за рамки сказанного ими. Что же касается того, что вне этого, то они - мужчины и мы - мужчины», то есть каждому Бог дал право думать, анализировать и высказывать свое мнение. Ибн Хазм сказал: «Все приверженцы Абу Ханифы пришли к единому мнению о том, что в его мазхабе слабый по своей достоверности хадис (да‘иф) стоит выше (наиболее первостепенен), чем проведение сравнительной аналогии (кыяс) и мнение, основанное на религиозных положениях (ра’й)». Да, Абу Ханифа в своих трудах в первую очередь опирался на Священный Коран и хадисы, высказывания сподвижников, а затем - кыяс и мнение. Но в нормах шариата, основанных на двух последних критериях, не было принуждения. В доказательство этому есть следующее изречение имама, переданное Исма‘илом ибн Хаммадом: «То, что мы смогли извлечь, лишь мнение. Мы никого не принуждаем придерживаться его и не говорим о необходимости принятия его каждым. Тот, у кого есть лучше, пусть принесет». Также Абу Ханифа сказал: «Мы знаем, что это - мнение. И оно - лучшее, чего мы смогли достичь. А если кто придет с наилучшим, то мы примем у него». Абу Ханифа уделял большое внимание хадисам и ученым, занимавшимся их изучением. Абу Юсуф передает следующие слова имама: «Мужчине допускается передавать только тот хадис, который он выучил наизусть с того момента, как его услышал». Кайс ибн Раби‘ сказал: «Абу Ханифа отправлял товар в Багдад. Там на него закупались вещи, которые привозились в Куфу. Из года в год он собирал прибыль, на которую покупал одежду, еду и все необходимое для ученых, изучавших Сунну. Передавая им это, он говорил: «Благодарите только Господа. Я не дал вам ничего из своего имущества, но дал лишь то, чем наделил меня Всевышний посредством вас». Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Наилучшие из моих последователей - это те, из числа которых я был избран, затем те, кто следует за ними [ат-таби‘ун], а затем - следующие [атба‘у ат-таби‘ин]. После этих [трех поколений] появятся те, кто любит полноту (тучность) [малоподвижны, инертны; много и беспорядочно едят] и свидетельствуют до того, как у них попросят об этом [говорят много пустого, бесполезного, болтают, наговаривают]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1024, хадис № 213–(2534); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 247, хадис № 4053, «сахих». «За пустословные клятвы [когда нет серьезного намерения клясться] Всевышний не накажет вас [нет в этом ни греха, ни наказания, ни искупления], а отвечать вам за то, когда было намерение в сердце [когда клятва Всевышним серьезна и прочувствована]» (см. Св. Коран, 2:225). «Будьте обязательны в тех договорах, которые заключаете между собой [также и в выполнении обещаний], и не нарушайте клятвы, которые даете осознанно и убежденно, ведь вы [клянясь Богом в подтверждение своей правдивости и обязательности] ставите Всевышнего в положение гаранта (поручителя) [поднимая ваши земные взаимоотношении на качественно иной уровень]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) знает все, что вы делаете [о чем вам следует припоминать, когда даете обещание или берете на себя ответственность]» (Св. Коран, 16:91). Слово «имам» переводится как «предстоятель на молитве, религиозно грамотный и уважаемый человек». Но раньше этим словом называли именно крупных религиозных ученых и богословов. То есть «Имам» с большой буквы. Они были наставниками людей, душой общества, обладали глубокими познаниями в Божественных предписаниях, мудростью и являлись носителями высокой морали. Когда слово «имам» применяется в сочетании с именами великих богословов прошлого, таких, например, как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи‘и, Ахмад ибн Ханбаль, то подразумевается именно последнее. Среди дней недели особое место у мусульман занимает пятница. В этот день начинается всеобщее движение, подготовка к чему-то особенному, значительному. Это особенно заметно в мусульманских странах. Люди, одетые в праздничные одежды, чистые, со светящимися лицами, радостно идут на пятничный намаз, придавая этому дню особое значение. Обязательность пятничного намаза установлена в кораническом аяте, смысл которого заключается в следующем: «О те, которые уверовали! Когда призовут на молитву в пятничный день, то стремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас. О, если бы вы только знали! А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто; может быть, вы будете счастливы! » (62: 9–10). Как высоко ценил этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), видно из хадисов: «Пятница – это самый благословенный день! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам), так как в этот день был создан наш праотец Адам, мир ему, в этот же день он из Рая был спущен на землю, в этот день была взята его душа, и Судный день состоится также в пятницу». Также необходимо помнить слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Кто оставит пятничную молитву три раза подряд, пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Всевышним, т. е. не войдёт в его сердце истинная вера ». Пятничная молитва обязательна:1. Для жителей данного города, населённого пункта . А также для тех, кто живёт в пределах одного фарсаха (5544 метра). Те же, кто находятся за пределами этой территории, обязаны посещать молитву в том случае, если услышали призыв высоким голосом с минаретов. Одним словом, пятничная молитва обязательна для жителей города и пригорода, связанного с ним, и не обязательна для тех, кто живёт в отдельном от города населённом пункте (в селе или деревне). Тот же, кто находится в городе проездом и не является его жителем, обязан совершить пятничный намаз, если намеревается остаться там в течение 15 полных дней. Путешественникам пятничный намаз не обязателен. 2. Для тех, кто здоров . Больным и тем, кто не может оставить больного одного, молитва в мечети не обязательна. 3. Для свободных людей . Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы более 3-х раз подряд. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподавателями. Правда, и тут существуют случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными. 4. Для мужчин . Женщинам и детям пятничный намаз не обязателен. 5. Для совершеннолетних и дееспособных . 6. Для зрячих . Слепым, хотя бы и имеющим поводыря, пятничный намаз не обязателен. 7. Имеющим возможность ходить . Безногим, прикованным к инвалидному креслу и парализованным пятничный намаз не обязателен. 8. Обязателен для тех, кто не сидит в тюрьме, не боится преследования властей, не боится попасть в плен, подвергнуться нападению разбойников и т. п. Не обязателен в случае стихийных бедствий (сильные морозы, угроза схода лавин, ливневые дожди и т. п.). Те, которым пятничный намаз не вменяется в обязанность, совершают обеденный намаз дома поодиночке без азана и икамата, а если вдруг они пойдут на пятничный намаз, то совершение его хватает вместо обеденного. Семь условий для того, чтобы пятничная молитва считалась действительной 1. Молитва должна читаться в достаточно крупном населённом пункте, имеющем представителя власти . Учёные говорят: «Это такой населённый пункт, где главная мечеть не вмещает весь джамаат». В больших городах, где несколько мечетей, пятничную молитву могут совершать в нескольких местах, если считают, что это необходимо для того, чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин. 2. Имам должен иметь разрешение от местной власти . Или же молитву может вести человек, уполномоченный этим имамом. Если же молитву ведёт человек, не получивший разрешения, но за ним эту пятничную молитву читает тот, кто имеет полномочия на это, то молитва действительна. Исключения составляют те случаи, когда ни представители власти, ни люди, получившие от них разрешение, не ходят в мечеть. Тогда пятничную молитву может вести имам, избранный джамаатом. 3. Совершается во время полуденной молитвы . 4. Чтение проповеди перед обязательной пятничной молитвой . 5. При этом необходимо присутствие хотя бы одного мужчины в здравом уме. Если проповедь слушали только женщины и дети, то такая хутба недействительна. 6. Чтение пятничной молитвы джамаатом . Кроме имама, необходимо наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман, даже если они будут больными или путешественниками. 7. Двери мечети, где проводится молитва, должны быть открыты для всех . Нельзя одних впускать в мечеть, а другим запрещать входить. Обстоятельства, при которых можно пропустить пятничную молитвуВ хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) приводятся следующие категории людей, кому выполнение пятничной молитвы не обязательно, – это раб, женщина, ребёнок и больной. Для них выполнение пятничной молитвы не обязательно, следовательно, они могут её пропустить, выполняя при этом обычную обеденную молитву. А остальные должны выполнять её неукоснительно и в лучшем виде. Если пятничная молитва пропускается без уважительных причин – это является запрещённым. Известны слова Пророка (мир ему и благословение): «Или прекратят люди оставлять пятничные молитвы, или поставит Аллах на их сердца печать, и будут они после этого из тех, кто проявляет небрежность ». Желательные действия пятничного дняПророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил о пятнице: «Поистине, пятница – и праздник, и день, отданный упоминанию Аллаха ». В другом хадисе: «В этот день Всевышний Аллах прощает по своему усмотрению шестьсот тысяч грешников, освобождая их от ада ». Но чтобы попасть в число избранных Аллахом, необходимо выполнить некоторые условия. Вот что об этом говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Если мусульманин, очистившись насколько хватит сил, надушив себя благовониями, придёт в мечеть и, никого не беспокоя, выполнит предписанные обязанности, да ещё не будет разговаривать или глядеть по сторонам, а молча и со смирением выслушает проповедь, то от этой и до следующей пятницы будут прощены все его ошибки ». Собираясь в мечеть, нельзя есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом. Перед пятничной молитвой мусульманину желательно искупаться, остричь ногти, надеть чистую и нарядную одежду, использовать самый приятный запах, и пораньше, насколько это возможно, прийти в мечеть. Там приносить покаяния за вольные и невольные грехи, совершённые в течение недели, читать Коран, вспоминать прекрасные имена Аллаха и прославлять Его, Всемогущего и Всесильного (произносить зикр). В пятницу у входа в мечеть сидят ангелы и отмечают: «Первым пришёл такой-то мусульманин, вторым – тот-то, третьим – тот…». Как только имам начинает проповедь, ангелы прекращают запись, и книга закрывается. Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату. Второй азан муаззину желательно произносить перед ним. Хутбу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаха, затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл. Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман. Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть. Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), прочитать тасбихи. Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джамаате) мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями. Нежелательные действия пятничного дня1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред . Придя в мечеть, нельзя ходить между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, стараться занять место в передних рядах. Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше. После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд. Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаха. В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад». 2. Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат , так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них. 3. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана , и также относятся к порицаемому, приближённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза. 4. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы . 5. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место , так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место ». 6. Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди , так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам ». С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему «Замолчи», то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую ». «Кто во время пятничной проповеди скажет другому всего лишь «молчи», тот проболтался, а кто проболтался, тому нет пятницы ». Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо. В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся. Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок! Краткое изложение совершения намаза, более полное описание вы можете прочитать в нашей библиотеке Обязательные действия омовения 1. Мытье лица должно быть совершено так, чтобы с него стекали капли воды (по меньшей мере две). Омываемые зоны лица: от лба и до подбородка включительно, захватывая область между мочками ушей. Так же необходимо омыть волосяной покров лица (у мужчин - борода и усы. Если же борода очень густая, то достаточно омыть ее сверху, не касаясь водой кожи лица) 2. Мытье обеих рук до локтей включительно 3. Протирание головы (масху) совершается путем проведения по 1/4 части головы мокрой рукой (1/4 часть - это ровно столько, сколько закрывает рука). Масху обязательно нужно совершать тремя или более пальцами 4. Мытье обеих ног, включая лодыжки СОВЕРШЕНИЕ НАМАЗА: Подготовка к намазу Желающий совершить намаз очистит свою одежду, тело и место, на котором совершается намаз. Затем совершит омовение и при наступлении времени намаза огласит азан , прочитает икамат и встанет, смотря в сторону киблы . Вступление в намаз Затем вступит в намаз, совершив намерение сердцем и подтвердив это словами. Руки не должны быть спрятаны в рукава. Если у женщины рукава длинные, то руки ей освобождать не надо. Руки поднимаются на уровень ушей, большие пальцы должны находиться на уровне мочек ушей, ладони должны быть направлены в сторону киблы, пальцы не нужно ни смыкать, ни разводить в сторону. Женщина поднимет руки на уровень плеч. Затем произносится «Аллагьу акбар» одновременно с поднятием рук, а заканчивается произнесение «Аллагьу акбар» складыванием рук на груди. Правая рука кладется на левую чуть ниже пупка, обхватив ее за запястье большим пальцем и мизинцем. Женщина складывает руки на груди, не обхватывая одну руку другой. Взгляд должен быть направлен на место сужды. Первым читается ду"асанаъ, т. е. ифтитах (более подробно указано выше), затем про себя произносим «А"узу» и «Басмалла» , а также «Аль-Фатиху» и «амин» - также про себя, после читается сура, а потом, приступая к поклону, такбир для руку (поясного поклона), завершается такбир с завершением поклона. Поясной поклон На поясном поклоне читается: «Суб хана раббиял азим..…» . Спина и затылок должны находиться на одном уровне, а обеими руками держаться за колени. Ноги ставятся ровно. Мужчина оба предплечья чуть-чуть оторвет от боков, а женщина, наоборот, прижмет. Смотреть нужно на ноги. По завершении тасбиха («СубхIана раббиял гIазим…» ) поднимется. Поднимаясь, прочитает «СамигIаллагьу лиман хIамида…» , и, встав, прочитает «Рабанна лякал хIамду» . После этого со словами «Аллагьу акбар» переходит к сужде (земному поклону). Земной поклон При земном поклоне сначала встают на колени, затем руками касаются пола, а потом уже лицо опускается между рук. Во время сужды необходимо внутреннее равновесие, спокойствие, когда лоб прикладывается к земле (полу), вместе с ним пола должен коснуться и нос. Во время сужды три раза читается «СубхIана раббиял агIля…» . Живот молящегося не должен касаться бедер, а плечи - боков, локти необходимо приподнять от пола. Женщина же выполняет порядок сужды наоборот. Например, она прижмет живот к бедрам. Затем с произнесением «Аллагьу акбар» поднимают голову и садятся между обеими суждами при этом левая нога ставится на бедро, правая - на нижнюю часть пальцев - это положение называется «ифтираш» . Со словами «Аллагьу акбар» переходят ко второй сужде. Во время сужды взгляд должен быть направлен на кончик носа, при сидении в сужде - на подол. Второй ракаат Также с произнесением «Аллагьу акбар» поднимаются на второй ракаат намаза. Вставать нужно, опираясь на обе ноги. На руки не нужно опираться, если хватает сил встать самостоятельно. С сужды поднимаются сразу, не садясь, и начинают чтение «Басмаллы» («Истифтах» и «Аузу» не читаются). Во втором ракаате чтение чуть-чуть сокращается, т. е. читается сура короче, чем в первом ракаате. Во втором ракаате, так же как и в первом по завершении чтения совершают руку и сужду. Чтение ташаххуда После поднятия с третьей сужды, садятся для чтения «Ташаххуда» в положение «ифтираш» , поставив руки на бедра. Во время чтения «Ашгьаду алля илягьа илля ллагь» пальцы правой руки сжимаются в кулак, а указательный палец приподнимается, после произнесения «илля ллагь» - опускается. Затем читается салават и произносится салам (выход из намаза). Славословия (азкары), читаемые после намаза По завершении намаза желательно (суннат), читать славословия, которые исходят от Пророка салля Ллаху ‘алейхи ва саллям, для увеличения вознаграждения, получаемого за намаз, и укрепления его принятия. Азкары читаются после фарзнамаза, если после них нет ратибатов (утренний, послеобеденный), а после таких намазов, как обеденный, вечерний и ночной читают лишь «Аллагьумма анта ссаллям ва минка ссаллям, табаракта я заль джаляли валь икрами». Затем совершают суннат и после читают: Астагъфируллагьал гIазим (три раза). Аллагьумма анта ссаллям ва минка ссаллям, табаракта я заль джаляли валь икрами . Аятуль Курсий. Суру «аль-Ихлас», и оба «Куль аузу» («аль-Фаляк» и «ан-Нас». СубхIаналлагь 33 раза. АлхIамдулиллагь 33 раза. Аллагьу акбар 33 раза. И на сотый счет читают: «Ля илягьа илляллагьу вахIдагьу ля шарика лягьу лягьуль мульку ва лягьуль хIамду ва гьува гIаля кулли шайин къадир. Ал лагьумма ля манигIа лима агIтайта ва ля мугIтIия лима ма нагIта ва ля янфагIу заль джадди минкаль джадду» Затем читают мольбу себе и батьям повере и т.д. СубхIана раббика раббиль иззати амма яссифуна ва сала мун алал мурсалина валхамдулиллагьи раббилаламина
Намаз ОЧИЩЕНИЕ Религия Ислам зиждется на чистоте. Мусульманин, совершающий намаз, предстает перед Аллахом, поэтому от него требуется соблюдение чистоты тела, одежды и места моления. Наша религия придает большое значение также внутренней чистоте человека, то есть мусульманин должен быть чист душой и сердцем так же, как он чист внешне. Чистого любит Аллах и люди. Аллах сказал в Коране: «Воистину, Аллах любит кающихся и очищающихся (совершающих ритуальные омовения)». (Коран: 2: 222). А в хадисе Пророка Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказано: «Чистота — половина веры». 1. ИСТИНДЖА Истинджа — это обязательное удаление нечистот после мочеиспускания или опорожнения кишечника. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, больше всего наказаний в могиле будет от нее (мочи)». (Передал Муслим). 2. ВУДУ (АБДЕЗ) — ТАХАРАТ Буду (малое омовение) — это промывание и протирание некоторых частей тела в определенном порядке. При этом на теле не должно быть изолятора, препятствующего протеканию воды (лак на ногтях, пятно масляной краски и т.п.). О пользе совершения вуду наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек при совершении омовения моет руки, ему прощаются грехи, совершенные руками, когда моет лицо — грехи совершенные глазами, когда протирает голову — грехи совершенные ушами, когда моет ноги, то прощаются грехи, совершенные ногами при ходьбе». 3. ГУСУЛ Гусул — это полное омовение, при котором на теле человека не остается ни одного сухого места. Есть обстоятельства, при которых человек обязан совершить гусул Фарды гусул Действия, без выполнения которых гусуль не считается совершенным: 4. ОСОБЫЕ СОСТОЯНИЯ У ЖЕНЩИН 1.Хайд — менструация. У женщин по достижении совершеннолетия возникает особое состояние, которое называется менструацией. Это состояние наступает ежемесячно в определенные дни. Обычно менструация продолжается до 55-ти лет, но у некоторых женщин она заканчивается и раньше. 5. ТАЯММУМ Таяммум — это ритуальное очищение без использования воды. Он заменяет вуду или гусуль в определенных случаях Таяммум является даром Аллаха Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и нам, Его последователям, который облегчает соблюдение гибады. 6. МАСИХ Масих (хуфф) — это специальная кожаная обувь. После совершения вуду человек, надевший на ноги масих, при повторном совершении омовения их не снимает, ему достаточно только протереть их. Это одно из облегчений в нашей религии. Хуфф должен соответствовать следующим условиям: Наджас — это нечистое вещество, оскверняющие тело человека его одежду и место моления Наджас подразделяется на два вида: НАМАЗ 9. ВРЕМЕНА НАМАЗОВ В течение суток совершается пять намазов: каждый — в свое определенное время. Нельзя выполнять намаз ни раньше, ни позже положенного для него времени. Несвоевременное чтение намаза без уважительной причины является большим грехом. Сказано в Священном Коране, означающее: «Воистину, намаз для верующих предписан в строго определенное время» (Коран: 4: 103). 10. ВИДЫ НАМАЗА 1. Фард — обязательный намаз. Намазы уаджиб 1. Намаз «Витр»: 3 ракагата. Намазы нафиля Нафиль-намазы намазы делятся на: 11. ФАРДЫ НАМАЗА Есть 12 фардов: 6 из них вне намаза — они являются условиями для совершения намаза; 6 фардов в намазе — это рукны намаза. 12. ТАСЯТТУР То, что должно быть прикрыто у мужчин и женщин, называется «тасяттур». То, на что запрещено смотреть у другого человека, называется «аурат». Сказано в Коране: «О, дети Адама, мы ниспослали вам одеяния для прикрытия ваших постыдных мест и одежду, которая украшает вас, а лучшая одежда для вас — богобоязненность». (Коран, 7: 26) Кыям 5. Кыям, т.е. стояние после Такбира. Мужчинам следует положить ладонь правой руки на левую руку, при этом мизинцем и большим пальцем обхватить кисть левой руки и держать в таком виде на животе ниже пупка (Фото 3). Женщины складывают руки на уровне груди правой ладонью поверх левой ладони, но, не обхватывая ее пальцами правой руки. Кираат 7. Кыраат — чтение. В положении «стоя», последовательно «про себя» читается «Субханака…», «Агузу билляхи…», и сура «Аль-Фатиха» (см. Прил.1 текст 6 — 7) и какая-нибудь короткая сура (можно один длинный аят или три коротких аята), но без чтения «Бисмилляхи…». Саджда (суджуд) — земной поклон 10. Саджда — земной поклон. Сказав «Аллаху Акбар», касаются пола сначала коленями, потом руками, потом лбом и носом; при этом голова находится между рук, ноги не отрываются от земли и глаза смотрят на крылья носа. В этом положении повторяют 3 раза: «Субхана Раббияль-А’ля» (см. Прил.1 текст 13). Мужчины локтями не касаются земли и своих ребер. Стопы держат ровно, касаясь земли согнутыми в направлении Кыблы пальцами ног. У женщин локти прижаты к ребрам и земле, ноги в том же положении, что и у мужчин. Сидение между суджудами 11. Сидение между суджудами. Со словами «Аллаху Акбар» отрывают лоб от земли. Садятся на колени, руки кладут на уровень колен, смотря на свои бедра. Находиться следует в состоянии покоя столько, чтобы успеть сказать «СубханАллах». Мужчины садятся на левую ногу, а согнутые пальцы правой ноги направлены в сторону Кыблы; женщины садятся на землю, сложив обе ноги под себя в правую сторону. 12. Со словами «Аллаху Акбар» совершается второй земной поклон и 3 раза читается «Субхана Раббияль-А’ля». 13. После выполнения последнего рака’ата намаз завершается последним сидением. Сказав «Аллаху Акбар», следует подняться из суджуда и сесть так же, как в рис 9-10 (сидение между 2-мя суджудами). Сидя по порядку читать: 15. После намаза читаются дуга (см. Прил.1 тексты 19 — 26). 17. ДЖУМА И НАМАЗ АЛЬ-ДЖУМ’А Джума — священный день мусульман, поэтому мусульмане должны встречать его с праздничным настроением. Мужчинам следует, совершив тахарат и красиво одевшись, пойти в мечеть. Пророк Мухаммад ада сказал: «Тому, кто в пятницу, сделав омовение, придет на Джума и будет слушать проповедь молча, простятся грехи от этого до следующего Джума и еще за 3 дня». 18. НАМАЗ АТ-ТАРАУИХ Намаз Ат-Тарауих состоит из 20-ти ракагатов и совершается в месяце Рамадан Он является сунной муаккадой для мужчин и женщин. Также этот намаз — сунна для тех, кто не соблюдает пост по причине болезни или путешествия Совершать намаз Ат-Тарауих в мечети — сунна, за это человек имеет большое вознаграждение. Можно читать этот намаз и дома одному Пророк Мухаммад СГВ сказал «Тому, кто в месяце Рамадан проводит ночи в гибаде ради Аллаха, с верой в пользу и надеждой на вознаграждение, будут прощены прошлые грехи». 19. ЧТЕНИЕ НАМАЗА СИДЯ И ИМА’ (ГЛАЗАМИ) В религии Ислам нет трудностей: любая ‘ибада предписывается по возможностям человека.Те, кто не может читать намаз стоя, совершают его сидя. В такой ситуации все обязанности, выполняемые стоя, совершаются сидя, а рукуг исполняют по своим физическим возможностям, сказав: «Сами’Аллаху лиман хамидан», выпрямляются, потом, сделав суджуды, завершают намаз. 21. КАДА / КАЗА (ДОЛГ) ПРОПУЩЕННЫХ НАМАЗОВ Намаз, который читается после окончания его времени, называют «када» Оставление намаза намеренно, без уважительной причины является большим грехом. Если же это случилось, то нужно покаяться. 22. САДЖДА-ТИЛАВАТ В 14-ти местах Корана встречаются аяты, после прочтения которых является уаджибом совершить специальное саджда, называемое «тилават». Это требование относится и к тому, кто услышит эти аяты и к тому, кто прочитает их. Это саджда является актом поклонения Аллаху. 23. НАМАЗ ДЖАНАЗА (НАМАЗ ПО УСОПШЕМУ) Намаз Джаназа — мольба, обращенная к Аллаху, о прощении недостатков усопшего и его грехов — является последней обязанностью мусульман перед умершим. Намаз Джаназа является фардом кифайя, т.е. обязанностью, возложенной на весь джамаат. Однако, присутствие джа-маата не является условием для намаза Джаназа. Если одна женщина или один мужчина читают этот намаз, то он засчитывается как фард. Условия совершения намаза Джаназа. Введение Салят (молитва, намаз) - это столп религии. Совершение его правильно, в соответствии с Сунной - это обязанность каждого мусульманина. К сожалению, мы часто относимся к исполнению этого основного предписания религии беспечно, следуя своим прихотям, мало заботясь о том, чтобы совершить молитву в соответствии с тем порядком, который дошел до нас от Пророка . Вот почему большинство наших молитв остаются лишенными благословения Сунны, хотя исполнение их по всем правилам не потребует от нас много времени и труда. Все, что от нас требуется, - это немного усилий и старательности. Если мы потратим немного времени и внимания, чтобы узнать правильный способ совершения молитвы, и сделать его привычкой, то время, которое мы сейчас тратим на совершение молитвы, останется тем же, но из-за того, что наши молитвы будут совершаться в соответствии с Сунной, благословения и награды за них будут гораздо больше, чем раньше. Благородные сподвижники, да будет Аллах доволен ими всеми, обращали огромное внимание на выполнение каждого действия молитвы, продолжая при этом учиться соблюдению Сунны Пророка друг от друга. В силу этой необходимости, в этой скромной статье собраны методы молитвенной практики по Сунне согласно ханафитскому мазхабу и указаны ошибки при совершении молитвы, которые в наше время получили распространение. По милости Аллаха слушатели нашли этот труд очень полезным. Некоторые мои друзья пожелали сделать так, чтобы эта статья была доступной в виде печатной продукции, чтобы большее число людей могло воспользоваться ее советами. Так, цель этого краткого обзора состоит в том, чтобы объяснить совершение молитвы согласно Сунне и применение его на практике с должным вниманием. Пусть Всемогущий Аллах сделает этот труд полезным для всех нас и даст нам в этом тауфик. По Милости Аллаха существует большое количество книг, больших и малых, где описано совершение молитвы. Поэтому целью этой работы не является представить исчерпывающее описание молитвы и ее правил, мы остановимся лишь на нескольких важных моментах, которые помогут привести форму молитвы в соответствие с требованиями Сунны. Другой целью этой работы является необходимость предупредить от ошибок в совершении молитвы, которые получили распространение в наши дни. ИншаАллах, краткие советы, данные здесь, помогут привести наши намазы в соответствии с Сунной (по крайней мере, внешний вид наших молитв), чтобы мусульманин мог смиренно предстать перед Господом. Все, что было (мной) сделано, совершено лишь с помощью и поддержкой Аллаха, с надеждой и упованием на Него.
Мухаммад Таки Усмани Прежде чем начинать молитву: Вы должны быть уверены, что все нижеследующее сделано как положено. 1. Необходимо встать, обратившись в сторону киблы. 2. Стоять нужно прямо, ваши глаза должны смотреть на то место, где вы будете совершать земной поклон (саджда). Склонять шею и класть подбородок на грудь является нежелательным (макрух). Также неправильно принимать такое положение, когда ваша грудь будет наклонена. Стойте прямо, таким образом, чтобы ваши глаза были устремлены к тому месту, где вы совершаете земной поклон (саджда). 3. Обратите внимание на расположение ступней ваших ног - они тоже должны быть направлены в сторону киблы (отклонять ступни ног вправо или влево также противоречит Сунне). Обе ступни должны быть повернуты в сторону киблы. 4. Промежуток между обеими ступнями должен быть небольшим, размером в четыре пальца руки. 5. Если вы совершаете намаз джама’атом (коллективно), нужно быть уверенным в том, что вы все стоите на прямой линии. Самый лучший способ сделать линию прямой - это когда каждый человек помещает концы обеих пяток в самом конце молитвенного коврика или на линии, которая отмечена на коврике (которая отделяет одну часть коврика от другой). 6. Когда вы стоите джама’атом, убедитесь в том, что ваши руки тесно соприкасаются с руками тех, кто стоит справа и слева от вас, и что между вами нет промежутков. 7. Оставлять щиколотки закрытыми недопустимо, при любых условиях. Очевидно, что неприемлемость этого во время намаза увеличивается. Поэтому убедитесь, что одежда, которую вы носите, выше, чем ваши щиколотки. 8. Рукава должны быть такой длины, чтобы закрывать всю руку. Только кисти рук можно оставить открытыми. Некоторые люди совершают молитву с подвернутыми рукавами. Это неправильно.
9. Также порицаемо (макрух), совершать молитву в такой одежде, которую вы не надели бы публично. Когда вы начинаете молитву: 1. Совершите ният, или намерение, в своем сердце - что вы собираетесь совершить такую-то и такую-то молитву. Нет необходимости произносить слова намерения вслух. 2. Поднимите руки вверх к ушам таким образом, чтобы ваши ладони были обращены в сторону киблы, концы больших пальцев должны касаться мочек ушей или идти параллельно им. Остальные пальцы стоят прямо и направлены вверх. Есть те (кто, совершая молитву), поворачивает ладони (больше) в сторону ушей, а не в сторону киблы. Некоторые практически прикрывают уши руками. Некоторые делают как бы слабый символический жест, не поднимая руки полностью до ушей. Некоторые захватывают часть уха рукой. Все эти действия являются неправильными и противоречат Сунне, поэтому их нужно оставить. 3. Подняв руки таким образом вверх, скажите: «Аллаху Акбар». Затем, используя большой палец и мизинец правой руки, обхватите ими вокруг запястья левой руки и держите его таким образом. Затем, вы должны расположить три оставшиеся пальца правой руки (сзади) левой руки таким образом, чтобы три этих пальца были обращены в сторону локтя. 4. Расположите ваши руки немного ниже пупка, расположив их как описано выше. Стоя:
1. Если вы совершаете ваш намаз в одиночку или возглавляете его в качестве имама, прежде всего, произнесите ду’а Сана; затем суру «Аль-Фатиха», затем еще несколько сур. Если вы следуете за имамом, вы должны произнести только ду’а Сана и затем стоять молча, слушая внимательно чтение имама. Если вы не слышите чтения имама, вам следует произносить суру «Аль-Фатиха» мысленно в вашем сердце, но не шевеля при этом языком. 2. Когда вы читаете (намаз) сами, будет лучше, если вы, читая «Аль-Фатиху», будете задерживать дыхание на каждом аяте и начинать следующий аят с новым вздохом. Не читайте более одного аята на одном дыхании. Например, задержите дыхание на (аяте): «АльхамдулиЛляхи Раббиль-Аа’лямиин», - и затем на: «Ар-Рахмани-р-Рахим», - и затем на: «Малики йяумид’дин». Произносите всю суру «Аль-Фатиха» таким способом. Но не будет ошибкой, если вы произнесете более чем один аят на одном дыхании. 3. Не шевелите никакими частями тела без необходимости. Стойте спокойно - чем тише, тем лучше. Если вы хотите почесаться или сделать что-то подобное, используйте только одну руку, но не делайте этого без очень серьезной необходимости, используя минимум времени и усилий. 4. Перенесение всего веса тела только на одну ногу так, что другая нога останется как бы в невесомости, так что тело приобретет определенный изгиб, будет против этикета молитвы. Воздерживайтесь от этого. Лучше распределить вес тела поровну на обе ноги, или, если вы все-таки должны перенести вес всего тела на одну ногу, нужно сделать это таким образом, чтобы другая нога не изгибалась (не представляла из себя кривую линию). 5. Если вы чувствуете желание зевнуть, постарайтесь воздержаться от этого. 6. Когда вы стоите на молитве, устремляйте ваши глаза на место, где вы совершаете земной поклон. Воздерживайтесь от того, чтобы смотреть налево, направо или прямо.
Когда вы наклоняетесь для поясного поклона (руку’) следите за следующим: 1. Наклоните верхнюю часть тела таким образом, чтобы ваша шея и спина оказались почти на одном уровне (представляли собой одну линию). Не наклоняйтесь выше или ниже этого уровня. 2. Когда совершаете руку’, не изгибайте шею так, чтобы ваш подбородок касался груди, не поднимайте шею выше уровня грудной клетки. Шея и грудная клетка должны быть на одном уровне. 3. В руку’ держите ступни прямо. Не располагайте их с уклоном внутрь или наружу. 4. Положите обе ваши руки на колени таким образом, чтобы пальцы обеих рук не были сомкнуты. Другими словами, когда вы придерживаете правое колено правой рукой и левое колено левой, между каждыми двумя пальцами должно быть пространство 5. Когда вы стоите в поясном поклоне, запястья и руки должны оставаться прямыми. Они не должны изгибаться или кривиться. 6. Оставайтесь в поясном поклоне как минимум на то время, в течении которого вы можете спокойно три раза произнести: «Субхан Раббияль-Азым». 7. Когда вы находитесь в поясном поклоне, глаза должны быть устремлены на ступни ног. 8. Вес тела должен быть распределен на обе ступни, и оба колена должны быть параллельны друг другу.
1. Когда вы поднимаетесь из положения руку’ обратно в положение стоя, следите за тем, чтобы стоять прямо, не перекашивая и не изгибая тело. 2. В этом положении глаза также должны быть устремлены на место, где вы совершаете земной поклон (саджда). 3. Иногда кто-то просто делает вид, что выпрямился, вместо того, чтобы подняться полностью и стоять прямо, иногда кто-то начинает совершать саджда, не выпрямившись как следует из положения руку’. В таком случае для них становится обязательным сделать земной поклон заново. Поэтому старайтесь воздерживаться от этого. Если вы не уверены в том, что выпрямились как следует из положения руку’, не начинайте совершать земной поклон (саджда). Когда вы совершаете саджда (земной поклон): Запомните следующие правила, когда совершаете саджда: 1. Прежде всего, согните колени и встаньте (коленями) на молитвенный коврик таким образом, чтобы грудь не наклонялась вперед. Грудь следует опускать вниз, когда колени уже будут стоять на полу. 2. Пока вы не опуститесь коленями на пол, воздерживайтесь насколько возможно от изгиба или понижения верхней части тела. В наши дни стала особенно распространена небрежность в отношении этого особого правила молитвенного этикета. Многие люди сразу наклоняют грудь, начиная опускаться в саджда. Но правильным является метод, который описан выше. Если это (вышесказанное) делается не по серьезной причине, этим правилом нельзя пренебрегать. 3. После того, как вы опуститесь на колени, вы опускаетесь на руки, затем опускаете вниз кончик носа, затем лоб.
В саджда (земном поклоне): 1. Находясь в земном поклоне, держите вашу голову между двумя руками, таким образом, чтобы концы больших пальцев были параллельны мочкам ушей. 2. В земном поклоне пальцы обеих рук должны оставаться прижатыми друг к другу, между ними не должно оставаться пространства. 3. Пальцы должны быть направлены в сторону киблы. 4. Локти должны оставаться приподнятыми над полом. Класть локти на пол является неправильным. 5. Руки нужно держать в стороне от подмышек и боков. Не прикрывайте локтями бока и подмышки. 6. В то же время не держите локти слишком растопыренными в разные стороны, создавая таким образом дискомфорт тем, кто молится рядом с вами. 7. Бедра не должны касаться живота, держите бедра и живот в стороне друг от друга. 8. В течение всего земного поклона кончик носа должен оставаться прижатым к полу. 9. Обе ноги должны стояться вертикально на полу, так, чтобы пятки были направлены вверх, а пальцы ног были подвернуты, прижаты к полу и направлены в сторону киблы. Если кто-то не может этого сделать по каким-то физиологическим причинам, он должен подвернуть пальцы насколько это будет возможно. Располагать пальцы ног параллельно полу без серьезных причин неправильно. 10. Следите внимательно за тем, чтобы ваши ноги не отрывались от пола в продолжение всего земного поклона. Некоторые люди совершают саджда, ни на мгновение не задерживая на полу ни одного из пальцев ног. В таком случае их земной поклон считается невыполненным, соответственно, вся молитва становится недействительной. Очень внимательно следите за воздержанием от такой ошибки. 11. Находиться в положении саджда нужно столько времени, чтобы можно было бы три раза спокойно произнести «Субхан Раббияль-Аа’ля». Поднимать голову с пола сразу же, как только лоб коснется земли, запрещено.
В промежутке между двумя земными поклонами: 1. Поднявшись с первого земного поклона, сядьте прямо на бедра, спокойно и удобно. Затем совершите второй земной поклон (саджда). Совершение второго земного поклона, без выпрямления, сразу же после того, как только вы немного подняли голову, является грехом. Если кто-то будет делать (земной поклон) подобным образом, ему придется начинать молитву заново. 2. Подожмите под себя левую ногу (подобно лезвию хоккейной клюшки). Правую ногу поставьте вертикально, так, чтобы пальцы были обращены в сторону киблы. Некоторые люди поджимают под себя обе ноги и сидят на пятках. Это неправильно. 3. В то время как вы сидите, обе руки должны лежать на бедрах, но пальцы не должны опускаться (на сами колени), кончики пальцев должны лишь достигать места, где начинается край колена. 4. Пока вы сидите, ваши глаза должны быть устремлены на колени. 5. Вы должны оставаться в положении сидя столько времени, за сколько можно произнести: «СубханаЛлах», - по крайней мере один раз. Если вы во время сидения (между двумя земными поклонами) скажете: «Аллахумма гфирли вархамни вастурни вахдини варзукни», - это будет еще лучше. Но нет необходимости делать это во время совершения фард-намаза (обязательной молитвы), лучше сделать это при совершении нафиль-намаза (дополнительной молитвы). Второй земной поклон и подъем после него (вставание после него): 1. Совершайте второй земной поклон в том же порядке, что и первый - сначала ставите обе руки на пол, затем кончик носа, затем лоб. 2. Полное совершение земного поклона должно быть таким же, как об этом говорилось выше в связи с первым земным поклоном. 3. Когда вы поднимаетесь из положения саджда, первым от пола поднимаете лоб, затем кончик носа, затем обе руки, затем колени. 4. Поднимаясь, лучше не опираться на пол для поддержки, однако, если это трудно сделать (вставать без поддержки трудно) из-за массы тела, болезни или пожилого возраста, опираться на пол для поддержки допускается. 5. После того, как вы подниметесь в первоначальное положение, скажите: «БисмиЛлях», - перед тем, как читать суру «Аль-Фатиха» в начале каждого рака’ата.
1. Сидеть в положении (ка’да) следует таким же образом, как это было описано выше в той части, где говорилось о сидении между двумя земными поклонами. 2. Когда вы доходите до слов: «Ашхаду алля иляха», - при чтении (ду’а) «Ат-тахийят», вы должны поднимать указательный палец с указывающим движением и опускать его обратно, когда произносите: «иль-Аллах». 3. Способ совершения указывающего движения: вы делаете круг, соединяя средний и большой пальцы, закрываете мизинец и безымянный палец (тот, что рядом с ним), затем поднимаете указательный палец таким образом, чтобы он был направлен в сторону киблы. Поднимать его прямо вверх по направлению к небу не следует. 4. Опуская указательный палец, его ставят обратно, в такое же положение, которое у него было перед началом указывающего движения. Когда вы поворачиваетесь (чтобы произнести салам): 1. Когда вы поворачиваетесь, чтобы произнести салам в обе стороны, вам следует повернуть вашу шею настолько, чтобы ваша щека была видна тем, кто сидит сзади вас. 2. Когда вы поворачиваетесь для (произнесения) салама, ваши глаза должны быть устремлены на плечи. 3. Поворачивая шею направо со словами: «Ас-саляму алейкум ва рахматуЛлах», - имейте намерение приветствовать всех людей и ангелов, находящихся справа. Таким же образом, давая салам в левую сторону, имейте намерение приветствовать всех людей и ангелов слева от вас.
1. Приподнимите ваши обе руки вверх настолько, чтобы они оказались напротив груди. Пусть между обеими руками остается небольшое пространство. Не держите руки близко друг ко другу и не держите их далеко друг от друга. 2. Во время ду’а внутренняя сторона рук должна быть обращена к лицу. Намаз для женщин Вышеописанный метод совершения молитвы предназначен для мужчин. Намаз, совершаемый женщинами, отличается от мужского в некоторых моментах. Женщины должны внимательно следить за соблюдением следующего: 1. Прежде чем начать молитву, женщины должны убедиться в том, что все их тело, кроме лица, кистей рук и ступней, покрыто одеждой. Иногда женщины совершают молитву, оставляя открытыми волосы на голове. Некоторые оставляют открытыми запястья. Некоторые используют такой тонкий или маленький шарф, что через него видны свисающие локоны волос. Если во время молитвы хотя бы четверть любой части тела остается открытой на такое время, которого достаточно, чтобы сказать: «Субхан Раббияль-Азым», - три раза, то такая молитва становится недействительной. Однако, если открытой останется меньшая часть тела, молитва будет действительна, но (на таком молящемся) все равно остается грех. 2. Для женщин выполнение молитвы в комнате лучше, чем на веранде, и выполнение ее на веранде лучше, чем выполнение ее во внутреннем дворе. 3. В начале молитвы женщинам не нужно поднимать руки к ушам, им лишь нужно поднять их на уровень плеч. И руки следует поднимать внутри шарфа или другого покрывала. Вынимать руки из-под покрывала не следует. 4. Когда женщины складывают руки на груди, они должны просто положить ладонь правой кисти руки поверх конца левой кисти руки. Складывать руки на уровне пупка, как мужчинам, не нужно. 5. В поясном поклоне (руку’) женщинам не обязательно полностью выравнивать спину, как мужчинам. Также им не следует сгибаться также низко, как мужчинам. 6. В положении руку мужчины должны обхватывать пальцами колени, женщинам нужно лишь положить руки на колени так, чтобы пальцы были расположены близко друг от друга, то есть чтобы между пальцами оставалось пространство. 7. Женщины не должны держать ноги абсолютно прямыми, вместо этого они должны наклонить колени немного вперед. 8. В положении руку’ мужчины должны держать руки вытянутыми в стороны от боков. Женщины, наоборот, должны прижимать руки к бокам. 9. Женщины должны держать обе ноги близко друг от друга. Оба колена должны быть почти соединены, чтобы между ними не оставалось расстояния. 10. При совершении саджда мужчины не должны понижать грудь до того момента, пока не поставят на пол оба колена. Женщинам не нужно придерживаться такого способа - они могут сразу опустить грудь и начать совершать саджда. 11. Женщины должны совершать саджда так, чтобы живот был прижат к бедрам и руки прижаты к бокам. В дополнение к этому они могут расположить ноги на полу, направив их в правую сторону. 12. Мужчинам не разрешается ставить локти на пол во время саджда. Но женщины, наоборот, должны положить всю руку, включая локти, на пол. 13. Во время сидения между двумя саджда и чтения «Ат-Тахийят» женщины сидят на левом бедре, направив обе ноги вправо и оставляя левую ногу на голени правой. 14. От мужчин требуется, чтобы они внимательно следили за положением своих пальцев во время руку’, и держали их вместе в саджда, и затем оставляли их, как они есть, во время остальной части молитвы, когда они не прилагают усилия, чтобы соединить или раскрыть их. Но от женщин требуется, чтобы они держали пальцы близко друг к другу, чтобы между теми не было свободного пространства. Это нужно делать в положении руку’, в саджда, между двумя саджда и в ка’да. 15. Для женщин является макрух (нежелательным) совершать намаз джама’атом, совершение молитвы в одиночку (будет) предпочтительнее для них. Однако если их мужчины-махрамы (члены их семьи) совершают намаз в доме, не будет ничего плохого, если женщины тоже присоединятся к ним в джама’ате. Но в этой ситуации необходимо, чтобы они стояли точно позади мужчин. Женщины не должны стоять рядом с мужчинами в одном и том же ряду. Некоторые существенные правила поведения в мечети 1. Входя в мечеть, скажите следущее ду’а:
2. Сразу после входа в мечеть сделайте намерение: «Я буду пребывать в (состоянии) и’тикаф все время, пока я нахожусь в мечети». Сделав это, иншаАллах, можно надеяться на духовную пользу от и’тикафа (пребывания в мечети). 3. Проходя внутрь мечети, лучше всего сесть в переднем ряду. В случае, если первые ряды уже заняты, садитесь там, где найдете свободное место. Проходить, перешагивая через шеи людей, недопустимо. 4. Не следует обращаться с приветствием к тем, кто уже сидит в мечети и занят зикром (поминанием Аллаха) или чтением Корана. Однако, если кто-то из этих людей не занят и смотрит на вас, не будет вреда, если вы поприветствуйте его. 5. Если вы хотите совершить сунна или нафиль-намаз в мечети, выберите место, где перед вами может пройти наименьшее количество людей. Некоторые люди начинают свои молитвы в задних рядах, в то время как впереди имеется достаточно свободного места. Из-за этого другим людям становится трудно пройти между ними, чтобы найти себе свободное место. Совершение молитвы таким образом является грехом само по себе, и, если кто-то пройдет перед человеком, совершающим молитву, тогда грех прохождения перед молящимся также падает на того, кто совершает такую молитву. 6. После вхождения в мечеть, если у вас есть немного свободного времени перед началом молитвы, тогда, перед тем как сесть, совершите два рака’ата (молитвы) с намерением тахийя аль-масджид. Это очень похвальное дело. Если у вас не остается времени перед молитвой, вы можете соединить намерение на тахийя-аль-масджид с намерением на суннат-намаз. Если же у вас не остается времени, даже чтобы совершить суннат-намаз, и джама’ат уже собрался (готов к молитве), это намерение может быть присоединено к намерению на фард-намаз. 7. Пока вы находитесь в мечети, продолжайте делать зикр. Особенно полезно произносить следующие слова:
8. Не позволяйте вовлекать себя в ненужные разговоры, пока находитесь (в мечети), которые могут отвлечь вас от поклонения и молитвы или зикра (поминания Аллаха). 9. Если джама’ат уже готов (уже собрался) для молитвы, заполняйте прежде всего первые ряды. Если в первых рядах есть свободное место, не разрешается вставать в задние ряды. 10. Когда имам занимает свое место на минбаре, чтобы произнести пятничную хутбу (проповедь), то вплоть до окончания молитвы не допускается разговаривать, приветствовать кого-то или отвечать на приветствие. Однако, если кто-то начнет разговаривать в это время, также не разрешается просить его сохранять тишину. 11. Во время проповеди (хутбы) сидите так, как вы сидите в ка’да (во время намаза). Некоторые люди сидят так только в первой части хутбы, а затем кладут руки иначе (убирают их с бедер) во второй ее части. Такое поведение неправильно. Нужно сидеть с руками, положенными на бедра, в течении обеих частей проповеди. 12. Воздерживайтесь от всего, что может распространять грязь или запах по мечети или причинить кому-то вред. 13. Когда вы видите, что кто-то делает что-то неправильно, попросите его не делать этого, спокойно и мягко. Недопустимо открыто его оскорблять, упрекать его, ссориться с ним. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков |
Новое
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
- Учет расчетов с бюджетом