Главная - Инструменты и материалы
Золотая Орда (Улус Джучи). Золотая Орда в мировой истории. Коллективная монография

Улус Джучи , самоназвание Великое государство в русской традиции — Золотая Орда — средневековое государство в Евразии.
В период с 1224 года по 1266 год находилось в составе Монгольской империи. В 1266 году при хане Менгу-Тимуре обрела полную самостоятельность, сохранив только формальную зависимость от имперского центра. С 1312 года государственной религией стал ислам. К середине XV века Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных ханств. Ее центральная часть, номинально продолжавшая считаться верховной — Большая Орда, прекратила существование в начале XVI века.
История

Разделение Монгольской империи Чингисханом между своими сыновьями, произведенное к 1224 году, можно считать возникновением Улуса Джучи. После Западного похода возглавляемого сыном Джучи Бату (в русских летописях Батый) улус расширился на запад и его центром стало Нижнее Поволжье. В 1251 году в столице Монгольской империи Каракоруме состоялся курултай, где великим ханом был провозглашен Мункэ, сын Толуя. Бату, «старший в роде», поддержал Мункэ, вероятно, надеясь получить полную автономию для своего улуса. Противники джучидов и толуидов из потомков Чагатая и Угэдэя были казнены, а конфискованные у них владения были разделены между Мункэ, Бату и другими чингизидами, признавшими их власть.
Расцвет Золотой Орды . После смерти Бату законным наследником должен был стать его сын Сартак, который находился в это время в Монголии. Но по пути домой новый хан неожиданно скончался. Вскоре умер и провозглашенный ханом малолетний сын Бату Улагчи.
Правителем улуса стал Берке, брат Бату. Берке еще в молодости принял ислам, но это было, по-видимому, политическим шагом, не повлекшим исламизации широких слоев кочевого населения. Этот шаг позволил правителю получить поддержку влиятельных торговых кругов городских центров Волжской Булгарии и Средней Азии, привлечь на службу образованных мусульман. В его правление значительных масштабов достигло градостроительство, ордынские города застраивались мечетями, минаретами, медресе, караван-сараями. В первую очередь это относится к Сарай-Бату, столице государства, которая в это время стала известна как Сарай-Берке. Берке приглашал из Ирана и Египта ученых, богословов, поэтов, из Хорезма — ремесленников и купцов. Заметно оживились торговые и дипломатические связи со странами Востока. На ответственные государственные посты стали назначаться высокообразованные выходцы из Ирана и арабских стран, что вызывало недовольство монгольской и кыпчакской кочевой знати. Однако это недовольство пока не выражалось открыто. В правление Менгу-Тимура Улус Джучи стал полностью независим от центрального правительства. В 1269 году на курултае в долине реки Талас Мункэ-Тимур и его сородичи Борак и Хайду, правители Чагатайского улуса, признали друг друга независимыми государями и заключили союз против великого хана Хубилая на случай, если он попробует оспорить их независимость.
После смерти Менгу-Тимура в стране начался политический кризис, связанный с именем Ногая. Ногай, один из потомков Чингис-хана, занимал при Бату и Берке пост беклярбека, второго по значению в государстве. Его личный улус находился на западе Золотой Орды. Ногай поставил своей целью образование собственного государства и в период правления Туда-Менгу и Тула-Буги ему удалось подчинить своей власти огромную территорию по Дунаю, Днестру, Узеу (Днепру).
На сарайский престол был посажен Тохта. Сначала новый правитель во всем слушался своего покровителя, но вскоре, опираясь на степную аристократию, выступил против него. Длительная борьба закончилась в 1299 году поражением Ногая, и единство Золотой Орды было вновь восстановлено. Во времена правления хана Узбека и его сына Джанибека Золотая Орда достигла своего расцвета. Узбек провозгласил ислам государственной религией, пригрозив «неверным» физической расправой. Мятежи эмиров, не желавших принимать ислам, были жестоко подавлены. Время его ханствования отличалось строгой расправой. Русские князья, отправляясь в столицу Золотой Орды, писали духовные завещания и отеческие наставления детям, на случай своей там погибели. Несколько из них, действительно, были убиты. Узбек построил город Сарай аль-Джедид, много внимания уделял развитию караванной торговли. Торговые пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. Орда вела торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем. После Узбека на престол ханства вступил его сын Джанибек, которого русские летописи называют «добрым». С 1359 по 1380 год на золотоордынском престоле сменилось более 25 ханов, а многие улусы попытались стать независимыми. Это время в русских источниках получило название «Великая замятня».

Права на ордынский престол самозванца Кульпы сразу же были подвергнуты сомнению зятем и одновременно беклярибеком убитого хана темником Мамаем. В итоге Мамай, приходившийся внуком Исатаю, влиятельному эмиру времён хана Узбека, создал самостоятельный улус в западной части Орды, вплоть до правого берега Волги. Не будучи Чингизидом, Мамай не имел прав на титул хана, поэтому ограничился должностью беклярибека при ханах-марионетках из рода Батуидов. Ханы из Улуса Шибана, потомки Минг-Тимура, попытались закрепиться в Сарае. По-настоящему это им не удалось, ханы менялись с калейдоскопической быстротой. Судьба ханов во многом зависела от благосклонности купеческой верхушки городов Поволжья, которая не была заинтересована в сильной ханской власти.
Смута в Золотой Орде закончилась после того, как чингизид Тохтамыш при поддержке эмира Тамерлана из Мавераннахра в 1377—1380 годах сначала захватил улусы на Сырдарье, разгромив сыновей Урус-хана, а затем и престол в Сарае, когда Мамай вступил в прямой конфликт с Московским княжеством. Тохтамыш в 1380 году разгромил собранные Мамаем после поражения в Куликовской битве остатки войск на реке Калке.
Распад Золотой Орды . В шестидесятых годах XIII века произошли важные политические перемены в жизни бывшей империи Чингисхана, что не могло не отразиться на характере ордынно-русских отношений. Начался ускоренный распад империи. Правители Каракорума перебрались в Пекин, улусы империи приобрели фактическую самостоятельность, независимость от великих ханов, и сейчас же между ними усилилось соперничество, возникли острые территориальные споры, началась борьба за сферы влияния. В 60-е годы улус Джучи втянулся в затяжной конфликт с улусом Хулагу, владевшим территорией Ирана. Казалось бы, Золотая Орда достигла апогея своего могущества. Но тут и внутри нее начался неизбежный для раннего феодализма процесс распада. Началось в Орде «расщепление» государственной структуры, и сейчас же возник конфликт в составе правящей элиты. В начале 1420-х годов образовалось Сибирское ханство, Узбекское ханство в 1428, в 1440-х — Ногайская Орда, затем возникли Казанское, Крымское ханство и Казахское ханство в 1465г. После смерти хана Кичи-Мухаммеда Золотая Орда прекратила существовать как единое государство. Главным среди джучидских государств формально продолжала считаться Большая Орда. В 1480 году Ахмат, хан Большой Орды, пытался добиться повиновения от Ивана III, но эта попытка окончилась неудачно, и Русь окончательно освободилась от татаро-монгольского ига. В начале 1481 года Ахмат был убит при нападении на его ставку сибирской и ногайской конницы. При его детях, в начале XVI века, Большая Орда прекратила существование.
Золотая Орда: мифы и реальность

В начале XIII века монгольские племена, объединенные под властью Чингисхана, начали завоевательные походы, целью которых было создание огромной сверхдержавы. Уже во 2-й половине XIII века пространства от Тихого океана до Дуная оказались под контролем Чингизидов. Сразу после своего появления исполинская империя разделилась на отдельные части, крупнейшим из которых был улус потомков Джучи (старшего сына Чингисхана), куда вошли Западная Сибирь, часть Средней Азии, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Крым, земли половцев и других тюркских кочевых народов. Западная часть улуса Джучиева стала юртом сына Джучи Батыя и получила в русских летописях название «Золотая Орда» или просто «Орда».
Начало политической истории Золотой Орды относится к 1243 году, когда Батый возвратился из похода в Европу. В этом же году великий князь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение. Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья. Ее военная мощь в течение долгого времени не имела равных. Дружбы с ордынцами искали правители даже отдаленных стран. По территориям Орды проходили важнейшие торговые маршруты, связывавшие Восток и Запад.

Растянувшись от Иртыша до Дуная, Золотая Орда с этнической точки зрения представляла пеструю смесь самых разных народов— монголы, волжские булгары, русские, буртасы, башкиры, мордва, ясы, черкесы, грузины и др. Но основную массу населения Орды составляли по-ловцы, в среде которых уже в XIV веке стали растворяться завоеватели, забывая свою культуру, язык, письменность. Многонациональный характер Орды наследовался ею вместе с завоеванными территориями, принадлежавшими ранее государствам сарматов, готов, Хазарии, Волжской Булгарии.
Одно из стереотипных представлений о Золотой Орде состоит в том, что это государство было чисто кочевническим и почти не имело городов. Этот стереотип переносит ситуацию времен Чингисхана на всю историю Золотой Орды. Уже преемники Чингисхана отчетливо поняли, что «нельзя управлять Поднебесной, сидя на коне». В Золотой Орде было создано более сотни городов, выполнявших функции административно-налоговых и торгово-ремесленных центров. Столица государства - город Сарай - насчитывала 75 тысяч жителей. По средневековым масштабам это был огромный город. Подавляющее большинство золотоордынских городов было разрушено Тимуром в конце XIV века, но некоторые сохранились до наших дней - Азов, Казань, Старый Крым, Тюмень и др. На золотоордынской территории строились города и с. преобладанием русского населения - Елец, Тула, Калуга. Это были резиденции и опорные гарнизоны баскачества. Благодаря союзу городов со степью развивались ремесла и караванная торговля, создавался экономический потенциал, длительное, время способствовавший сохранению могущества Орды.
Культурная жизнь Орды характеризовалась многоэтничностью, а также взаимодействием кочевого и оседлого укладов. В начальном периоде Золотой Орды культура развивалась во многом за счет потребления достижений завоеванных народов. Это не значит, тем не менее, что монгольский субстрат золотоордынской культуры не имел самостоятельного значения и влияния на покоренные племена. У монголов была сложная и очень своеобразная обрядовая система. В отличие от ситуации в соседних мусульманских странах в общественной жизни Орды довольно высокой была роль женщин. Очень характерным для монголов являлось чрезвычайно спокойное отношение к любым религиям. Веротерпимость вела к тому, что сплошь и рядом даже в одном семействе мирно уживались приверженцы различных исповеданий. Развивалась традиционная народная культура - особенно богатый и яркий фольклор героико-былинного и песеннего характера, а также орнаментально-прикладное искусство. Важнейшей культурной чертой монголов-кочевников было наличие собственной письменности.
Строительство городов сопровождалось развитием архитектуры и домостроительной техники. После принятия ислама в качестве государственной религии в XIV веке стали интенсивно, сооружать мечети, минареты, медресе, мавзолеи, монументальные дворцы. В разных районах Золотой Орды достаточно четко выделялись зоны конкретного влияния различных градостроительных традиций - булгарских, хорезмских, крымских. Постепенно различные элементы многоэтничной культуры объединялись в одно целое, перерастали в синтез, в органическое сочетание разнообразных черт духовной и материальной культуры разных народов, населяющих Золотую Орду. В отличие от Ирана и Китая, где монгольская культура быстро и легко растворилась без заметных следов, в Золотой Орде в один поток слились культурные достижения разных народов.
Одним из самых полемичных в отечественной историографии является вопрос об отношениях между Русью и Ордой. В 1237 -1240 годах разобщенные в военно-политическом отношении Русские земли подверглись разгрому и разорению войсками Батыя. Удары монголов по Рязани, Владимиру, Ростову, Суздалю, Галичу, Твери, Киеву оставили у русских людей впечатление шока. После Батыева нашествия во Владимиро-Суздальской, Рязанской, Черниговской, Киевской.землях более двух третей всех поселений было уничтожено. Массово вырезались и.городские, и сельские жители. Трудно сомневаться, что агрессия монголов принесла жестокие несчастья русскому народу. Но в историографии имелись и другие оценки. Монгольское нашествие нанесло жестокую рану русскому народу. Завоеватели в течение первого десятка лет после нашествия не брали дань, занимаясь только грабежами и разрушениями. Но такая практика означала добровольный отказ от долговременных выгод. Когда монголы осознали это, начался сбор систематизированной дани, ставшей постоянным источником пополнения монгольской казны. Отношения Руси с Ордой приняли предсказуемые и устойчивые формы - рождается явление, получившее название "монгольское иго". При этом, однако, практика периодических карательных походов не прекращалась до XIV в. По подсчетам В. В. Каргалова, в последнюю четверть ХШ в. Орда провела не менее 15 крупных походов. Многие русские князья подвергались террору и запугиванию с целью не допустить с их стороны антиордынских выступлений.
Русско-ордын ские отношения были непростыми, но сводить их только к тотальному давлению на Русь было бы заблуждением. Еще С. М. Соловьев четко и однозначно «развел» период опустошений русских земель монголами и последующий за ним период, когда они, живя вдалеке, заботились только о сборе дани. При общей негативной оценке «ига» советский историк А. К. Леонтьев подчеркивал, что Русь сохранила свою государственность, не была прямо включена в состав Золотой Орды. Негативно влияние монголов на русскую историю оценивает А. Л. Юрганов, но и он признает, что хотя «непокорных унизительно наказывали... те князья, которые охотно подчинялись монголам, как правило, находили с ними общий язык и даже более того- роднились, подолгу гостили в Орде». Своеобразие русско-ордынских отношений становится понятным только в контексте той исторической эпохи. В середине XIII века децентрализованная Русь подверглась двойной агрессии - с Востока и с Запада. При этом западная агрессия несла несчастья никак не меньшие: она была подготовлена и финансирована Ватиканом, заложившим в нее заряд католического фанатизма. В 1204 году крестоносцы разграбили Константинополь, затем обратили взоры к Прибалтике и Руси. Их давление было не менее жестоким, чем у монголов: немецкие рыцари поголовно уничтожали сорбов, пруссов, ливов. В 1224 году. они вырезали русское население города Юрьева, ясно дав понять, что ждало бы русских в случае успешного продвижения немцев на восток. Цель крестоносцев - разгром православия - затрагивала жизненные интересы славян и многих утро - финнов. Монголы же были веротерпимы, духовной культуре русских они всерьез угрожать не могли. И в отношении территориальных захватов монгольские походы заметно отличались от западной экспансии: после первоначального удара по Руси монголы отошли назад в степь, а до Новгорода, Пскова, Смоленска они вообще не дошли. Католическое наступление шло по всему фронту: Польша и Венгрия устремились на Галицию и Волынь, немцы - на Псков и Новгород, шведы высадились на берегах Невы.
Государственное устройство в Золотой Орде

На протяжении первого столетия своего существования Золотая Орда была одним из улусов Великой Монгольской империи . Потомки Чингисхана правили Золотой Ордой даже после падения империи, а когда Орда распалась, они владели государствами, пришедшими ей на смену. Монгольская аристократия являлась высшим слоем общества в Золотой Орде. Поэтому правление в Золотой Орде основывалось, главным образом, на принципах, которыми руководствовалось правительство империи в целом. Монголы составляли национальное меньшинство в золотоордынском обществе. Большей частью населения в Орде были тюрки.

С религиозной точки зрения, распространение ислама как среди монголов, так и среди тюрков в Орде стало фактором огромной важности. Постепенно мусульманские институты утвердились наряду с монгольскими. Большинство монголов Золотой Орды были выходцами из того четырехтысячного войска, которое было передано Джучи Чингисханом; они относились к племенам Хушин, Кыйят, Кынкыт и Сайджут. Вдобавок, были также и мангкыты, но они, как мы знаем, держались в стороне от остальных и, со времен Ногая, составляли отдельную орду. Как уже упоминалось, тюрки были признаны полноправными членами степного общества. В западной части Золотой Орды тюркский элемент был представлен, главным образом, кипчаками (половцами), а также остаточной частью хазар и печенегов. К востоку от среднего течения Волги, в бассейне реки Кама, жили оставшиеся булгары и полутюркизированные угры. К востоку от нижней Волги мангкыты и другие монгольские кланы правили рядом тюркских племен, таких, как кипчаки и огузы, большинство из которых смешалось с иранскими аборигенами. Численное превосходство тюрков делало естественным то, что монголы постепенно должны были тюркизироваться, а монгольский язык, даже внутри правящих классов, уступить место тюркскому. Дипломатическая переписка с зарубежными странами велась по‑монгольски, но большинство документов конца XIV и XV веков, касающихся внутреннего управления, из тех, что мы знаем - на тюркском языке.
С экономической точки зрения Золотая Орда представляла собой симбиоз кочевого и оседлого населения. Южнорусские и северокавказские степи предоставляли монголам и тюркам обширные пастбища для табунов и скота. С другой стороны, некоторые части этой территории на периферии степей использовались также для выращивания зерновых. Страна булгар в районе средней Волги и Камы была также сельскохозяйственной с высокоразвитым земледелием; и, конечно, Западная Русь и южные княжества Центральной и Восточной Руси, особенно Рязань, производили зерно в изобилии. Сарай и другие большие города Золотой Орды с их высокоразвитыми ремеслами служили пунктами пересечения кочевничества и оседлой цивилизации. Как хан, так и князья часть года жили в городах, а на протяжении другой части года следовали за своими табунами. Большинство из них владело также земельными угодьями. Значительная часть городского населения проживала там постоянно, так что был создан городской класс, состоявший из разнообразных этнических, социальных и религиозных элементов. Как у мусульман, так и у христиан были свои храмы в каждом крупном городе. Города играли роль первостепенной важности в развитии золотоордынской торговли. Сложный экономический организм Орды был сориентирован на международную торговлю, и как раз от нее ханы и вельможи получали большую долю своего дохода.
Организация армии в Золотой Орде строилась в основном по монгольскому типу, установленному Чингисханом, с десятичным разделением. Армейские части группировались в два основных боевых порядка: правое крыло, или западная группа и левое крыло, или восточная группа. Центр, по всей вероятности, составляла гвардия хана под его личным командованием. За каждым большим армейским подразделением был закреплен букаул. Как и в других частях Монгольской империи, армия составляла основу ханской администрации, каждой армейской части был подчинен отдельный район в Орде. С этой точки зрения мы можем сказать, что в административных целях Золотая Орда была разделена на мириады, тысячи, сотни и десятки. Командир каждого подразделения отвечал за порядок и дисциплину в его районе. Все вместе, они представляли собой местное управление в Золотой Орде.

Ярлык о неприкосновенности хана Тимур‑Кутлуга от 800 г. гиджры, выданный крымскому тархану Мехмету, был адресован «огланам правого и левого крыла; почтенным командирам мириад; и командирам тысяч, сотен и десятков». Для сбора налогов и других целей военной администрации помогал целый ряд штатских чиновников. В ярлыке Тимур‑Кутлуга упоминаются сборщики налогов, гонцы, лица, обслуживающие конно‑почтовые станции, лодочники, чиновники, отвечающие за мосты, и рыночная полиция. Важным чиновником был государственный таможенный инспектор, которого называли даруга. Основное значение корня этого монгольского слова - «нажимать» в смысле «штамповать» или «ставить печать». В обязанности даруги входило наблюдение за сбором налогов и учет количества собранного. Вся система администрации и налогообложения контролировалась центральными правлениями. В каждом из них дело, фактически, вел секретарь. Главный битикчи заведовал ханским архивом. Иногда хан доверял общий надзор над внутренней администрацией особому чиновнику, которого арабские и персидские источники, говоря о Золотой Орде, называют «визирем». Неизвестно, был ли это в действительности его титул. Такие чиновники при ханском дворе, как стольники, виночерпии, сокольничьи, содержатели диких животных, егеря, также играли важные роли.
Судопроизводство состояло из Верховного суда и местных судов . В компетенцию первого входили наиболее важные дела, затрагивающие государственные интересы. Следует вспомнить, что целый ряд русских князей представал перед этим судом. Судьи местных судов назывались яргучи. Согласно Ибн‑Батуте, каждый суд состоял из восьми таких судей под председательством главного.Он назначался специальным ярлыком хана. В XIV веке мусульманский судья вместе с адвокатами и писарями также присутствовал на заседаниях местного суда. Все вопросы, подпадающие под исламское право относились к нему. Ввиду того, что торговля играла важную роль в экономике Золотой Орды, было вполне естественно, что купцы, в особенности имевшие выход на заграничные рынки, пользовались большим уважением со стороны хана и вельмож. Хотя официально и не связанные с правительством, именитые купцы могли достаточно часто оказывать влияние на направление внутренних дел и внешних сношений. Фактически мусульманские купцы представляли собой международную корпорацию, контролирующую рынки Центральной Азии, Ирана и Южной Руси. Индивидуально они давали клятву верности тому или иному правителю, в зависимости от обстоятельств. Коллективно они предпочитали мир и стабильность во всех странах, с которыми им приходилось иметь дело. Многие из ханов зависели от купцов в финансовом отношении, поскольку те распоряжались большим капиталом и имели возможность одалживать деньги любому хану, чья казна истощалась. Купцы также с готовностью собирали налоги, когда от них этого требовали, и были полезны хану во многих других отношениях.
Основную часть городского населения составляли ремесленники и самые разнообразные работники. В ранний период формирования Золотой Орды одаренные мастеровые, захваченные в плен в завоеванных странах, становились рабами хана. Часть из них отсылалась к великому хану в Каракорум. Большинство же, обязанное служить хану Золотой Орды, селилось в Сарае и других городах. В основном они являлись уроженцами Хорезма и Руси. Позднее и свободные работники тоже, видимо, стали стекаться к ремесленным центрам Золотой Орды, главным образом - в Сарай. В ярлыке Тохтамыша от 1382 г., выданном Ходже‑Беку, упоминаются «старейшины ремесленников». Из этого можно заключить, что кустари были организованы в гильдии, скорее всего, каждое ремесло формировало отдельную гильдию. Одному ремеслу отводилась особая часть города для мастерских. Согласно свидетельствам археологических исследований, в Сарае были кузницы, ножевые и оружейные мастерские, фабрики по производству сельскохозяйственных орудий, а также бронзовых и медных сосудов.

Золотая Орда в мировой истории. Коллективная монография. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2016. – 968 с. + 28 с. цв. вкл.
ISBN 978-5-94981-229-7

Предисловие (Рафаэль Хакимов, Мари Фаверо) ....................................................................... 3
Введение (Вадим Трепавлов) ........................................................................................................ 7

Глава I. Срединная Азия и Восточная Европа в XII – начале XIII в. ............................. 13
§ 1. Кочевые империи Срединной Азии (Николай Крадин) ..................................................... 13
§ 2. Хорезм, восточные кипчаки и Волжская Булгария в конце XII – начале XIII в.
(Дмитрий Тимохин, Владимир Тишин) ................................................................................ 25
§ 3. Кочевники Восточной Европы в начале XIII в. (Владимир Иванов) ................................ 41
§ 4. Королевство Венгрии и куманы в преддверии западного похода монголов
(Роман Хаутала) ................................................................................................................... 50
§ 5. Монгольская империя и ее роль в мировой истории (Николай Крадин) ......................... 58

Глава II. Становление Улуса Джучи...................................................................................... 72
§ 1. Джучи – первый правитель улуса (Ильнур Миргалеев) ..................................................... 72
§ 2. Завоевание Хорезма монгольскими войсками (1219–1221 гг.)
(Дмитрий Тимохин) .............................................................................................................. 77
§ 3. Завоевание русских земель в 1237–1240 годах (Александр Майоров) ............................. 89
§ 4. Завоевательный поход в Центральную Европу:
военная сила и тайная дипломатия (Александр Майоров) ............................................... 113
§ 5. Образование Улуса Джучи (Вадим Трепавлов) ................................................................ 137

Глава III. Государственный строй Улуса Джучи............................................................... 148
§ 1. Административное устройство. Организация управления (Вадим Трепавлов) ............. 148
§ 2. Территориальное устройство Улуса Джучи
(территория западнее Дона) (Борис Черкас) .................................................................... 157
§ 3. Право Золотой Орды. Налогообложение.
Придворный этикет и протокол (Роман Почекаев) .......................................................... 179
§ 4. Взаимоотношения Руси с Джучидским улусом (Чарльз Гальперин) ............................. 196
§ 5. Левое крыло Улуса Джучи в XIII – начале XV века (Канат Ускенбай) ........................ 208
§ 6. Языки официального делопроизводства
и канцелярская культура Золотой Орды (Ленар Абзалов) ............................................... 217

Глава IV. Улус Джучи в период могущества...................................................................... 225
§ 1. Первые правители Улуса Джучи (Роман Почекаев) ........................................................ 225
§ 2. Расцвет Улуса Джучи: правление Узбека и Джанибека (Роман Почекаев) .................. 244
§ 3. Военное дело Золотой Орды (Эмиль Сейдалиев) ............................................................. 264

Глава V. Население Улуса Джучи и становление
средневекового татарского этноса........................................................................................ 288
§ 1. Этноним «татар» на ранних этапах истории Евразии (Рафаэль Хакимов) .................... 288
§ 2. Иноконфессиональное население Улуса Джучи.............................................................. 311
Русские (Юрий Селезнёв) ................................................................................................... 311
Народы Волго-Уральского региона (Владимир Иванов) ................................................. 316
Армяне (Александр Осипян) ............................................................................................... 322
§ 3. Католические миссионеры в Золотой Орде (Роман Хаутала) ....................................... 328 966
Глава VI. Золотая Орда и ее соседи...................................................................................... 334
§ 1. Золотая Орда и мамлюки (Мари Фаверо) ......................................................................... 334
§ 2. Золотая Орда и Анатолия (Ильнур Миргалеев) ................................................................ 353
§ 3. Золотая Орда и Юаньская династия (Чжао Чжу-Чэн) ................................................... 358
§ 4. Между степными ханствами: взаимоотношения Чагатаидов
и Золотой Орды (1260–1370) (Михаль Биран) .................................................................. 363
§ 5. Взаимоотношения с Ильханами (Ильнур Миргалеев) ...................................................... 367
§ 6. Противостояние между Улусом Джучи и католической Европой
с середины XIII до середины XIV века (Роман Хаутала) ............................................... 371
§ 7. Золотая Орда и Балканы (XIII–XIV века) (Александар Узелац) ..................................... 384
§ 8. Господство Золотой Орды в Валахии и Молдавии (Виктор Спиней) ............................ 403

Глава VII. Золотоордынская цивилизация......................................................................... 427
§ 1. Золотая Орда как цивилизация
(по материалам археологии) (Марк Крамаровский) ........................................................ 427
§ 2. Экологические и экономические критерии
цивилизованности Золотой Орды (Эдуард Кульпин-Губайдуллин) ................................ 447
§ 3. Исламская культура Золотой Орды (Эльмира Сайфетдинова) ...................................... 457
§ 4. Архитектура и искусство в Золотой Орде (Эмма Зиливинская) ..................................... 464
§ 5. Язык письменных памятников золотоордынского периода (Фануза Нуриева) ............ 502
§ 6. Литература Улуса Джучи и постзолотоордынских
татарских ханств (Хатип Миннегулов) .............................................................................. 515
§ 7. Становление историографической традиции (Эльмира Сайфетдинова) ...................... 524
§ 8. Многоязычие и культурные взаимодействия в Золотой Орде (Иштван Вашари) ....... 528

Глава VIII. Хозяйство, ремесла и торговля........................................................................ 541
§ 1. Кочевое население Улуса Джучи (Владимир Иванов) ..................................................... 541
§ 2. Земледелие, скотоводство, промыслы и ремесло (Леонард Недашковский) ................. 551
§ 3. Татары и торговцы на черноморской границе в XIII и XIV веках:
совпадение интересов и конфликты (Николо Ди Козмо) ................................................. 578
§ 4. Генуэзцы и Золотая Орда (Мишель Балар) ....................................................................... 598
§ 5. Международная и внутренняя торговля (Леонард Недашковский) ............................... 608
§ 6. Деньги и денежная политика Джучидов в XIII–XV вв. (Павел Петров) ....................... 616
§ 7. Города Золотой Орды (Эмма Зиливинская, Дмитрий Васильев) .................................... 633

Глава IX. Природный и социально-экономический кризисы......................................... 665
§ 1. Изменение климата в Центральной Евразии
и Золотой Орде (Юлай Шамильоглу) ................................................................................ 665
§ 2. Влияние Черной смерти на Золотую Орду: политика, экономика,
общество, цивилизация (Юлай Шамильоглу) ................................................................... 679

Глава X. Распад Улуса Джучи............................................................................................... 695
§ 1. Смута 60–70-х годов XIV века (Ильнур Миргалеев) ........................................................ 695
§ 2. Попытки возрождения Золотой Орды в конце XIV – начале XV в.
(Ильнур Миргалеев) ............................................................................................................. 698
§ 3. Борьба за власть в первой половине XV в. (Роман Рева) ............................................... 704
§ 4. Предпосылки и особенности дезинтеграции Улуса Джучи (Вадим Трепавлов) ........... 729

Глава XI. Позднезолотоордынский мир.............................................................................. 735
§ 1. Джучиев улус в XV–XVI вв.: инерция единства (Вадим Трепавлов) ............................. 735
§ 2. Большая Орда (Вадим Трепавлов) ..................................................................................... 742
§ 3. Астраханский юрт (Илья Зайцев) ...................................................................................... 752 967
§ 4. Улуг Улус (Крымское ханство) (Владислав Гулевич) ...................................................... 761
§ 5. Вилаяте Казан (Казанское ханство) (Анвар Аксанов) ...................................................... 777
§ 6. «Мещерский юрт» (Касимовское ханство) (Булат Рахимзянов) .................................... 787
§ 7. Тюменский и Сибирский юрты (Денис Маслюженко) .................................................... 797
§ 8. Татарские политические образования на территории
Великого княжества Литовского: Яголдаева «тьма» (Илья Зайцев) ............................... 807
§ 9. Татары на Балканах (Тасин Джемиль) .............................................................................. 810
§ 10. Татары в Московском государстве (Андрей Беляков) .................................................... 815
§ 11. Мангытский юрт (Ногайская Орда) (Вадим Трепавлов) ................................................ 832
§ 12. Владения Шибанидов в Центральной Азии (Денис Маслюженко) .............................. 842
§ 13. Казахское ханство (Александр Нестеров) ...................................................................... 851

Глава XII. Политическое развитие татарских государств в XV–XVIII вв. .................. 854
§ 1. Правовая культура в татарских государствах XV–XVIII вв.:
золотоордынское наследие и исламские институты (Роман Почекаев) ......................... 854
§ 2. Татаро-русские отношения в XV столетии (Антон Горский) ......................................... 861
§ 3. Татаро-русские отношения (XVI–XVIII вв.) (Илья Зайцев) ............................................ 866
§ 4. Татарские юрты и Османская империя (Илья Зайцев) .................................................... 874
§ 5. Взаимоотношения татарских государств с Польско-литовской унией
(Дариуш Колодзейчик) ........................................................................................................ 895
§ 6. Наследие державы Чингиз-хана на европейских картах XV–XVIII веков
(Игорь Фоменко) ................................................................................................................. 904

Заключение. Золотая Орда и татарские юрты
в мировой истории (Вадим Трепавлов) ........................................................................... 922
Именной указатель.................................................................................................................... 927
Географический указатель........................................................................................................ 946
Сведения об авторах.................................................................................................................. 962

2252 0

В свет вышла новая монография по истории Золотой Орды, крупнейшего средневекового государства Евразии

В рамках совместного с Оксфордским университетом проекта вышла в свет коллективная монография «Золотая Орда в мировой истории» («The Golden Horde in World History»), подготовленная Институтом истории имени Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан, Центром исследований Золотой Орды и татарских ханств имени М.А. Усманова.

В монографии представлены материалы, связанные с историей Золотой Орды, показывающие ее место в мировой истории. В ней аккумулированы основные новейшие исследования ведущих ученых из научных центров России и зарубежья.

Книга может быть полезна исследователям, преподавателям вузов, представителям органов власти и управления и всем тем, кто интересуется историей Золотой Орды.

Как сообщила научный сотрудник Института истории имени Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан Гиниятуллина Люция Сулеймановна, к этому труду отношение имеют несколько научных учреждений.

«Кроме нашего центра научным руководителем проекта был В.В. Трепавлов, Казахстан представлял Канат Ускенбаев, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова. Координацию работы авторов осуществлял Ильнур Миргалеев, ответственными редакторами были Миргалеев и Хаутала, а шеф-редактора - Рафаэль Хакимов и Мари Фаверо», - рассказала Л. Гиниятуллина.

Идея создания такого научного труда зародилась в Казани, на Четвертом Международном Золотоордынском Форуме, Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан посвященном освещению источниковедческих исследований по истории Золотой Орды и тюрко-татарских ханств. В форуме приняли участие 97 ученых, представителей из 11 стран: Россия, Великобритания, Нидерланды, США, Польша, Украина, Турция, Финляндия, Казахстан, Сербия, Болгария.

План-проспект монографии ученые обсудили на Лейденской международной конференции, организованной Лейденским университетом в мае 2015 года. По мнению организаторов, конференция стала первым западноевропейским симпозиумом, посвященным изучению многовековой истории Золотой Орды.

Как отметил в «Предисловии» монографии известный ученый Р. Хакимов, для советской политики представлялась важной фальсификация истории татар. Цель сталинской идеологии состояла в ограничении истории татар локальными событиями Поволжья и в объяснении происхождения татар от волжских булгар, оказавших героическое сопротивление татаро-монгольскому нашествию. Одновременно формировался негативный образ татар как азиатов, прервавших естественный ход русской истории.

Научный редактор: В. Трепавлов

Ответственный редактор: И. М. Миргалеев , Р. Хаутала

В монографии представлены материалы, связанные с историей Золотой Орды, показывающие ее место в мировой истории. В ней аккумулированы основные новейшие исследования ведущих ученых из научных центров России и зарубежья.

Книга может быть полезна исследователям, преподавателям вузов, представителям органов власти и управления и всем тем, кто интересуется историей Золотой Орды.

Главы книги

Почекаев Р. Ю. В кн.: Золотая Орда в мировой истории. Коллективная монография. Каз.: Институт истории АН РТ, 2016. Гл. XII. § 1. С. 854-861.

В параграфе прослеживаются закономерности правового развития государств - наследников Золотой Орды

Похожие публикации

Сочнев Ю. В. В кн.: Золотоордынское наследие. Материалы второй Международной научной конференции "Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды", посвященной памяти М.А. Усманова. Казань, 29-30 марта 2011 г.. Вып. 2. Каз.: ООО «Фолиант», Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2011. С. 175-180.

Статья посвящена разбору сведений актов Константинопольского патриархата о существовании в середине XIV в. на территории в бассейне Нижнего Дона православного населения и выяснению значимости рассматриваемого материала для изучения проблем, связанных с конфессиональными отношениями в Золотой Орде. Основным документом, анализу которого в статье уделяется главное внимание, является итоговое решение Константинопольского патриарха и Синода по спорному делу об имущественных правах между Донскими священниками и митрополитом Аланийским, датируемое 1356 г. По ряду вопросов автор, не соглашаясь с мнением предшествующих исследователей, предлагает новые трактовки и оценки. В целом новым подходом является его стремление анализировать информацию, извлекаемую из актов, для понимания процессов трансформации религиозной политики Золотоордынский властителей. Материал статьи на локальном примере иллюстрирует и дополняет наши представления о процессе развитии конфессиональных отношений в Золотой Орде.

Под редакцией: С. К. Сизов Н. Новгород: Нижегородский коммерческий институт, 2012.

И сборнике опубликованы материалы очередной научной конференции состоявшейся в Нижегородском коммерческом институте 25 апреля 2012 года. В материалах конференции нашли свое отражение как общетеоретичеекие вопросы развития исторической пауки, так и актуальные проблемы отечественной и зарубежной истории. Важное место отводится истории развития отечественной экономики, государства и права. Хронологически материалы конференции охватывают период от античности до современности. В докладах и сообтцениях излагаются результаты исследовании, показываются новые подходы и делаются научные выводы. Конференция 2012 года посвящена 400-летию Нижегородского ополчения. В сборнике материалов конференции выделен особый раздел, где собраны доклады и сообщения, освещающие события 1612 г., их истрическое значение. Сборник предназначен для специалистов гуманитарного профиля, аспиратнов и студентов, изучающих исторические дисциплины.

Книга содержит полную и всестороннюю информацию по истории императорской России – от Петра Великого до Николая II. Эти два столетия стали эпохой, когда закладывались основы могущества России. Но это же время и обусловило падение империи в 1917 году. В текст книги, выдержанной в традиционной манере хронологического изложения, включены увлекательные вставки: «Действующие лица», «Легенды и слухи» и другие.

В статье рассматривается положение церкви после монгольского завоевания Руси и установления ордынского господства. Автор на основе конкретно-исторического анализа источников опровергает идеологизированные выводы и оценки советской историографии о предательской роли духовенства в этот исторический период, показывает реальную картину участия высших иерархов в политических событиях, имперские основы религиозной политики монгольских властителей, ее практическое воплощение ордынскими ханами на разных этапах в отношении русской церкви.

Статья продолжает направление исследований, обращенных к изучению ярлыка золотоордынского хана Менгу-Тимура. Автор доказывает существование двух ярлыков этого хана, выданных представителям русской церкви. Сохранился перевод второй грамоты, выданной митрополиту Кириллу, который следует дати¬ровать 1279 г. Ее содержание связанно с переписью 1273 г., и имеет уточнения к первому ярлыку, определяющие тарханные категории населения. Выявлена зависимость положений Уставной грамоты Василия Дмитриевича и Киприана (1404 г.) от ярлыка хана Менгу-Тимура.

Сочнев Ю. В. В кн.: Актуальные вопросы истории. Материалы межвузовской научной конференции 25 апреля 2012 года. Н. Новгород: Нижегородский коммерческий институт, 2012. С. 195-198.

В статье рассматривается объем привилегий, предоставленных Золотоордынскими ханами православным иерархам, на основе анализа сохранившихся ярлыков. В связи с этим выясняется изменение правового положения русской церкви в монгольский период.

Сочнев Ю. В. В кн.: ВОПРОСЫ АРХИВОВЕДЕНИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: сборник статей участников XVI Региональной научно-практической конференции (13 декабря 2018 г.). Вып. Вып. XV . Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2019. С. 14-19.

Статья продолжает направление исследований, обращенных к изучению ярлыка золотоордынского хана Менгу-Темира. В работе рассмотрен дискуссионный вопрос определения содержания термина «данщики», содержащегося в указанном источнике.

В изучении истории России традиционно одними из важнейших являются проблемы, порожденные монгольским завоеванием и последующим длительным господством иноземных властителей. В историческом очерке дается конкретно-исторический анализ основных событий периода монгольского нашествия и его последствий, раскрывается система господства монгольских ханов и эксплуатации ими русских княжеств. В ряде случаев автор не соглашается с выводами широко распространенных в последнее время концепций, касающихся указанного периода, и предлагает собственное видение проблемы. Читатель также найдет в издании выдержки из наиболее важных и интересных исторических источников, ставших классическими для изучения истории монголов, их завоеваний, государств и образа жизни. Издание ориентировано на преподавателей истории и студентов, абитуриентов, а также может быть полезно всем интересующимся отечественной историей.

Батый… Разоритель и завоеватель Руси или влиятельный государственный деятель, фактически возводивший на трон великих ханов Монгольской империи. Степной варвар, во главе диких орд прошедший от Алтая до Дуная, или правитель огромных территорий, удачливый военачальник и искусный дипломат, поддерживавший отношения с русскими князьями, французским королем и папой римским?

Эта книга откроет вам истинную биографию Батыя - хана, не имевшего такого титула… Хана, который никогда не был ханом.

В статье анализируются сведения о золотоордынском хане Узбеке в исторических источниках, его государственная политика, в том числе и в отношении русских земель. Автор приходит к выводу, что термин «ордынское иго» наиболее актуален именно для периода правления этого монарха.

Статья содержит анализ историографии тайной полиции в Российской империи. Выявляя подходы историков к данной теме и способы их работы с историческими свидетельствами, автор показывает негативные следтвия политической актуальности и процесса герметизации знаний о государстве. Ревизия историографического наследия позволяет автору освободить восприятие темы от созданных в разные времена и в разных условиях "квазиочевидностей". Одновременно обращается внимание на наличие богатого комплекса делопроизводственных докуменов полицейского ведомства, сохранившихся в Государственном архиве Российской Федерации. Предлагая неоинституциональный подход к их анализу, автор показывает очевидные и латентные информационные возможности обнаруженных документов.

Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.

Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Аистов А. В. , Леонова Л. А. Научные доклады лаборатории количественного анализа и моделирования экономики. P1. Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2010. № Р1/2010/04.

В работе проанализированы факторы выбора статуса занятости (на основе данных Российского мониторинга экономического состо-яния и здоровья населения 1994-2007 гг.). Проведенный анализ не отвергает предположение о вынужденном характере неформальной занятости. В работе также исследовалось влияние статуса неформально занятого на удовлетворенность жизнью. Показано, что неформально занятые, в среднем, более удовлетворены жизнью по сравнению с официально оформленными работниками.

В 20-30-е годы XIII века в истории человечества происходят события эпохального характера, оказавшие влияние на судьбы многих народов Евразии и определившие многие процессы мировой истории. Эти события связаны, прежде всего, ее завоевательными походами, а затем и образованием нового государства - Улуса Джучи.

Это был момент крутого исторического поворота в судьбах многих народов и государств Европы и Азии, который, бесспорно, определил формы и динамику их цивилизационного развития.

Глобальный Проект по созданию самой обширной на земле империи, простиравшейся от Китая до Западной Европы и включавшей 720 различных народов, имел поразительные геополитические, демографические и социальные последствия. Между Востоком и Западом были переброшены новые «мосты».

Нестандартность в формировании «ответов» на «вызовы» времени и природы была присуща золотоордынской цивилизации. Проблема удержания и мобилизации покоренных народов в составе империи континентального масштаба не могла быть решена исключительно силовыми методами. Империя должна была позаботиться о своем реноме, имидже, о правопорядке, а также комфортности, свободе и безопасности подданных.

Торговля в Золотой Орде

Территориальная протяженность и мобильность кочевой цивилизации, связанные с масштабностью империи, вызвали к жизни функцию посредничества в торговой, информационной, коммуникативной сферах. С решением именно этих целеустановок, задач выживания и развития до уровня самодостаточности и конкурентоспособности объясняется взлет экономической мощи, градостроительства, .

Характеризуя степень культивирования и патронажа торгового дела со стороны государства, известный татарский историк Г.Газиз (Губайдуллин) определяет ее как четко выраженный, осознанный идеал: порядок во имя торговли. Ибо все, что делалось для развития торговли, - «работало» на усиление экономической мощи, повышение уровня жизни и безопасности государства.

Торговля определяла социокультурный облик Золотой Орды как страны торговой, как связующего моста между крайними полюсами внутри самой империи, а также между культурно-историческими системами Европы и Азии. Она влияла на формирование особенностей характера, традиций и менталитета народов, входивших в состав Улуса Джучи. Во многом благодаря торговле Улус был самым богатым государством в Европе.

Торговля являлась также важнейшим фактором консолидации целого спектра этноконфессиональных сообществ империи, превращения их в культурно-цивилизационную общность (систему).

Система государственного управления в Золотой Орде

Система государственного управления представляла собой «кальку» . Следуя чингизидскому образцу и копируя его, население Золотой Орды также было поделено на два типа в соответствии с их традиционным менталитетом, образом и укладом жизни.

Первый тип - население степных кочевнических районов. Оно управлялось через систему улусов. Улус - это объединение разноплеменных людей, отколовшихся от своих родов и ведущих кочевой образ жизни под властью какого-либо хана. Улусы - наиболее федерированные структруры империи, обладавшие реальной автономией. Кочевое население улусов платило два вида натуральных налогов - общеимперские и местные. Улусы являлись составной частью империи до конца 50-х годов XIII века В начале 60-х годов XIII века они превращаются в самостоятельные государства, что также подтверждает мысль об эффективности этнотерриториальной модели государственного устройства и функционирования Золотой Орды.

Второй тип - это население оседло-земледельческих районов и городов. На этом уровне была создана централизованная, общеимперская система управления. Города с прилегающими к ним территориями являлись собственностью не улусных правителей, а великого хана. Великий хан управлял городами и населением земледельческих районов с помощью специального чиновничьего аппарата: даругчинов, назначаемых ханом правителей; тамгачинов, сборщиков налогов и податей; баскаков, воевод специальных охранных отрядов.

Величина налогов для обоих типов населения была одинаковой и составляла одну десятую часть имущества податного населения. Такая практика мотивировалась стремлением учесть особенности и сочетание двух образов жизни - кочевничества и оседлости, что придавало империи большую степень устойчивости.

К концу XIII в. были созданы диваны (центральные канцелярии) по отраслям управления. Делопроизводством заправляли секретари и переписчики (битакчи). К высшим должностным лицам относился визирь, ведавший казной, налогами и общим государственным управлением в целом. Он назначал баскаков, битакчи и других чиновников. При нем велся и общеордынский дафтар - перечень поступлений в казну.

Высшая военная власть сосредоточивалась в руках бекляри - бека, старшего из четырех улусных эмиров, руководившего военными высшего звена - эмирами, темниками и тысячниками. Кроме него, при дворе находились два эмира, выполнявшие важные поручения хана и визиря, а также высший чиновник бакаули (заместитель по тылу), ведавший снабжением и вооружением армии, учетом и распределением трофеев.

Огромными полномочиями на местах обладали наместники - эмиры улусов. Как правило, они были членами ханской династии, родовитыми и влиятельными нойонами. В XIV веке власть областных наместников еще более расширилась, а их ленные владения стали наследственными. В их подчинении были гарнизоны, военные отряды и множество чиновников.

В армии хана Тимур-Кутлуга служили уланы правого и левого крыла, тысяцкие, сотские, десятские, беки, даруги селений, кадии, муфтии, шейхи, суфии, писцы палат, таможенники, сборщики податей, букаули, заставщики, ямщики, кормовщики, сокольничий, бареничи, лодочники и мостовщики. В ярлыках перечислялись многочисленные представители исламского духовенства, ведавшие делами религии и судопроизводством.

Система права в Золотой Орде

В Золотой Орде была развита система права и судопроизводства. Ордынское право носило многокомпонентный характер, отражая цивилизационное многообразие культурных традиций народов, составивших ордынский суперэтнос. Это монгольское право - Великая яса Чингисхана 1206 год, содержавшая 33 фрагмента и 13 изречений самого хана; монгольское и тюркское обычное право; исламское право шариат, действовавшее еще в доордынский период в Волжской Булгарии и странах Центральной Азии; в русских землях это «Русская правда».

Неизвестно, насколько четко осознавалась и в обществе (на низовом уровне), и правящей аристократией (на верхнем уровне) роль национального фактора и стабильности межэтнических (межконфессиональных) отношений. Можно лишь по итогам модернизации всей кочевнической системы (имеется в виду вся совокупность реформ - военная, хозяйственная, судебно-правовая, политико-административная, налоговая и др.) констатировать, что формирование и функционирование Золотой Орды, безусловно, происходило на основе осознания значимости учета и сохранения этнокультурных, конфессиональных, мировоззренческих и иных особенностей включенных в империю народов. Об этом свидетельствует и практика формирования главных административных единиц государства - улусов по территориальному и этнокультурному принципу.

Властным центром, ядром степной империи были земли Дешт-и- Кипчак. В состав государства были включены территории традиционно оседлых областей с древними ремеслами, торговлей и культурой - это левобережный Хорезм, Волжская Булгария, мордовские земли, Северный Кавказ, Крым и Молдавия. Северо-восточные и частично южные русские земли территориально не входили в Орду, но находились от нее в вассальной зависимости и платили дань. Земли к западу от Хорезма, где правили , составили Белую Орду (Ак Орда), а низовья Сырдарьи и восточная часть улуса, где правили потомки брата Батыя - Орды-Ичена, именовались Синей Ордой (Кок Орда). Основой такого деления являлся учет этнокультурных особенностей кипчакского и огузского союзов племен.

Потомки Чингисхана — Чингизиды

Ордынский кочевой мир преследовал цель не столько разрушения (а тем более уничтожения) оседлых цивилизаций, сколько попытку расширить ареал своего влияния. Кочевники стремились в первую очередь включить в состав своей империи степные территории, необходимые для выпаса скота и разведения все новых табунов коней, необходимых для поддержания мощной конницы. Объектом их интереса становились земли и народы, прилегающие к стратегически важным торговым, культурным, информационно-коммуникативным путям. Прагматичный подход диктовал не разрушительную, а развивающую эти территории политику.

Земледельческие территории, ремесленно-торговые поселения и города рассматривались кочевниками как источник поступления регулярной дани - хлеба, товаров, денег. При условии признания верховенства ханской власти и регулярной уплаты налогов монголы, а затем и ордынцы, оставляли местной власти значительную долю самостоятельности; более того, они не стремились уничтожить основы локальных культур, монголизировать или трансформировать этносы или изменить их менталитет. Сами победители-монголы, оказавшись в среде побежденных народов, носителей более древних и развитых культур, довольно быстро ассимилировались в новой среде, переняли язык, традиции, верования, образ жизни покоренных этносов. Потомки Чингисхана - Чингизиды, положившие начало многим монархическим династиям Востока, и представители высшей монгольской элиты, составлявшие их ближнее окружение, быстро инкорпорировались в новую для них культурно-цивилизационную среду в различных регионах огромной Монгольской империи.

За одно-два поколения дети и внуки Чингисхана, вставшие во главе крупных государств, в значительной мере восприняли культурно-цивилизационные традиции этих стран, адаптировали к ним элементы и компоненты монгольской культуры. Так, внук Чингисхана Хубилай-хан, завершив завоевание Китая и оставаясь великим монгольским ханом, провозгласил себя китайским императором, основав династию Юань, просуществовавшую почти столетие.

Потомки сына Чингисхана Джагатая (Чагатая), правившие в Восточном Туркестане, Мавераннахре и Семиречье, восприняли традиции среднеазиатских, главным образом тюрко-мусульманских цивилизаций раннего средневековья. После завоевания Ирана, Афганистана, Туркмении, Ирака и восточной части малой Азии внук Чингисхана Хулагу-хан основал династию Хулагуидов (или Ильханов), которая адаптировала культурные элементы четырех цивилизаций - монгольской, тюркской, арабской и персидской.

Монгольские этнические корни прослеживаются в среднеазиатской династии Тимуридов, основанной (Аксак Тимуром), и династии Великих Моголов в Индии, основанной их потомком Ба-буром.

Золотоордынская модель цивилизации представляет собой уникальный феномен средневековья, интегрировавший ключевые характеристики многих культурных миров: восточного (исламского), европейского (русского), тюркского (булгарского). Синтез и рождение новых культурных и суперкультурных черт проходили в государственной, экономической, социальной, бытовой сферах.

Через призму многоаспектного взгляда на историю Золотой Орды, ее место и роль в развитии тюркской, русской и общемировой цивилизации мы имеем основания считать осуществленный ею евразийский интеграционный Проект попыткой цивилизационного прорыва в истории человечества. В какой мере ее наследники, соседствовавшие с ней народы и государства усвоили этот опыт и вынесли из него поучительные уроки - это вопрос, относящийся к поколениям народов постордынского исторического времени.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS