Главная - Советы дизайнера
Г.в.носовский, а.т.фоменко империя. Значение клейма vlfberht на мечах викингов и точное место их изготовления На царе шапка говорит

1. ЯКОБЫ НЕЧИТАЕМЫЕ НАДПИСИ НА СРЕДНЕВЕКОВЫХ МЕЧАХ.

Якобы нечитаемые надписи обнаружены не только на русских монетах. Они присутствуют и на многочисленных средневековых клинках (мечах), находимых в Европе, и особенно на территории СССР и сопредельных государств .

Известный специалист по истории средневекового оружия А.Н.Кирпичников пишет: "В 70-х годах прошлого века хранитель Бергенского музея (Норвегия) А.Л.Лоранж заинтересовался викингскими мечами и, к удивлению, обнаружил на них ранее незаметные знаки и надписи... К 1957 году в Финляндии сотрудник Национального музея Хельсинки И.Леппяахо расчистил 250 раннесредневековых мечей и встретил десятки надписей и знаков... В 1963 году расчисткой мечей начал заниматься историк-металловед рижанин А.К.Антейн... В музеях Латвии и Эстонии ученый открыл свыше 80 клинков с надписями, знаками и орнаментами... (А.Н.Кирпичниковым - Авт.) было расчищено 99 мечей, найденных... на территории Древней Руси, в Латвии и в Казанском Поволжье...

На 76 клинках открылись ранее неизвестные начертания... Удивительное обилие надписей и знаков, проступивших вдруг на вещах, давно и хорошо известных, объясняется производственными особенностями клеймения... надписи и знаки на изделиях IX-XIII веков... были инкрустированы в ГОРЯЧЕМ СОСТОЯНИИ железной или дамаскиновой проволокой. Даже на полосе, очищенной от коррозии, начертания почти неразличимы. Лишь после применения специального травителя - быстродействующего реактива Гейна (медь, хлористый аммоний) - перед удивленными глазами присутствующих, словно из небытия, всплывали начертания" , с.149.

Считается, что "на лезвиях были написаны имена мастеров или мастерских. Имена принадлежали западно-европейским каролингским оружейникам, работавшим, вероятно, в районах Рейна и Дуная... Некоторые из приведенных имен ИЛИ РЕДКИЕ, ИЛИ ВСТРЕЧЕНЫ ВПЕРВЫЕ. Таким образом, РУССКАЯ ЗЕМЛЯ СОХРАНИЛА ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ЗАПАДНЫХ КУЗНЕЦОВ, ДО СИХ ПОР НЕИЗВЕСТНЫХ НА СВОЕЙ РОДИНЕ" , с.50.

Зададимся вопросом: так откуда же известно, что эти мечи сделаны в Западной Европе, если, как нам говорят, прочтенные на них имена мастеров В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ НЕИЗВЕСТНЫ? Приведем яркий пример из статьи , иллюстрирующий - как именно археологи "узнают" родину меча. А.Н.Кирпичников приводит фотографию рукояти одного из мечей и пишет: "Эта КРАСИВАЯ рукоять меча в виде перевитых чудовищ ПОСЛУЖИЛА ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ УТВЕРЖДЕНИЯ, ЧТО МЕЧ БЫЛ СДЕЛАН В СКАНДИНАВИИ" , с.51.

Таким образом, родину меча определяют, например, по красоте рукояти. Если красивая - значит Западная или Северная Европа. Если некрасивая - то, может быть, Русь.

Но на одном из таких "типично скандинавских" мечей А.Н.Кирпичников обнаружил надпись: "ЛЮДОТА КОВАЛЬ" , с.54, то есть, попросту, КУЗНЕЦ ЛЮДОТА. КОВАЛЬ - хорошо известное славянское слово. По поводу этого меча А.Н.Кирпичников пишет: "Красивая бронзовая рукоять с рельефным орнаментом в виде перевитых чудовищ была подобна скандинавским украшениям XI века. ВО ВСЕХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ОН ЗНАЧИЛСЯ СКАНДИНАВСКИМ МЕЧОМ, НАЙДЕННЫМ НА РУСИ" , с.54.

А.Н.Кирпичников продолжает: "В XII веке техника наведения клейм изменилась. Появились фигуры, выложенные ЛАТУНЬЮ, СЕРЕБРОМ и ЗОЛОТОМ. Изменилось и содержание клейм: вместо имени мастеров... появились ДЛИННЫЕ ВЕРЕНИЦЫ БУКВ... ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО ТАКОГО РОДА НАДПИСЕЙ, в том числе и обнаруженных нами, ЕЩЕ НЕ ПРОЧТЕНО" , с.50.

Где больше всего найдено таких мечей с надписями? Этот вопрос мы специально не исследовали. Но некоторое представление о распределении находок мечей может дать следующая выборка мечей со специальными, так называемыми сокращенными надписями. Вот данные из книги , с.17.

"ПОЛНЫЙ ПОДСЧЕТ МЕЧЕЙ С СОКРАЩЕННЫМИ НАДПИСЯМИ дает цифру 165... Если учесть места обнаружения клинков или, когда они неизвестны, места хранения, то по странам мечи распределяются следующим образом:

СССР - 45 (в том числе: Латвийская ССР - 22, Эстонская ССР - 7, Украинская ССР - 6, Литовская ССР - 5, РСФСР - 5), ГДР - 30, Финляндия - 19, Швейцария - 12, ФРГ - 12, Польша - 11, Чехословакия - 9, Франция - 8, Англия - 6, Дания - 5, Норвегия - 4, Испания - 2, Швеция - 1, Италия - 1" , с.17.

Отсюда видно, что на первом месте стоит СССР и сопредельные страны, а не Скандинавия.

Есть много мечей - ЧИСЛО ИХ ИСЧИСЛЯЕТСЯ ТЫСЯЧАМИ, - которые пока что не расчищены , с.55. Кроме того, "из четырех тысяч мечей VIII-XIII веков, находящихся в различных собраниях Европы, изучены едва ли десятая часть" , с.55.

Что же написано на мечах? Как уже сказано, уверенно читать этот материал историки сегодня в общем-то не могут. И понятно, почему. Надписи выполнены в виде вереницы значков, где причудливо смешаны русские, латинские буквы и другие знаки. В книге , например, приведено лишь два более или менее осмысленных прочтения имен: Константин и Звенислав . Первое имя - интернациональное, другое - явно славянское.

Остальные непонятные буквосочетания стараются прочитать, в основном, так. Предлагается считать, будто КАЖДАЯ БУКВА - это лишь ПЕРВАЯ БУКВА некоторого ЛАТИНСКОГО слова. То есть вся надпись является якобы сокращением - состоит лишь из первых букв некоторых слов. Но встав на такую точку зрения, не так уж трудно прочесть практически ЛЮБУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СИМВОЛОВ, на любом, наперед заданном языке.

При этом исследователи почему-то считают, что большинство мечей происходят из Западной Европы. Отсюда и нацеленность на попытки интерпретации значков и буквосочетаний именно в терминах ЛАТИНСКОГО языка. Интерпретируя значки (иногда удачно, иногда - нет) как латинские буквы, исследователи начинают "вычитывать" длинные тексты религиозного содержания.

Приведем типичный пример из книги . Это - надпись на мече, найденном у села Монастырище в Воронежской области. Она показана на рис.3.1 . Фотография заимствована из статьи А.Н.Кирпичникова . Вот как предлагает читать ее Дброглав. Сначала он переводит знаки надписи в латинские буквы. И получается следующее: NRED-[C]DLT. Затем предлагается следующее латинское прочтение этого якобы сокращения: N(omine) RE(demptoris) D(omini), D(omini) L(igni). T(rinitas). , таблица VIII (группа "nr").

Наконец, предлагается и русский перевод: "Во имя Искупителя - господа и креста господа Христа. Троица" , таблица VIII.

Здесь в круглых скобках - буквы, добавленные Дброглавом. Мы уже высказали свое скептическое мнение об этом "методе прочтения" непонятных надписей на мечах, предложенном историками. Нам кажется, что задача прочтения непонятных надписей на мечах и на монетах - чрезвычайно интересная и, возможно, сложная задача, которая должна быть строго поставлена и решена. По сути дела, это - известная задача дешифровки. Такие задачи успешно решают специалисты в этой области, в том числе и математическими методами.

Мы не занимались сами этой проблемой. Все же выскажем одно наблюдение, которое, возможно, окажется полезным в будущем. Так называемая "тайнопись", то есть письмо с использованием непривычных сегодня букв, было, по-видимому, довольно распространенным явлением вплоть до XVII века. В том числе и на Руси. Известны примеры бесспорного прочтения некоторых таких надписей. К ним относится надпись на русской книге XVII века, расшифрованная Н.Константиновым . Мы уже рассказывали о ней в книге "Тайна русской истории", гл.1:6. Эта русская надпись, кстати, тоже много лет считалась историками совершенно не поддающейся расшифровке. Мы еще раз приводим здесь на саму надпись, а на - таблицу расшифровки ее символов, предложенную Н.Константиновым .

Рис.3.2

Рис.3.3

Попробуем применить ЭТУ ЖЕ ТАБЛИЦУ Н.КОНСТАНТИНОВА к надписи на мече, о которой мы только что говорили. Получится следующее: СИКЕР или СИКЕРА, а дальше идет разделительный символ, после которого, по-видимому, - слово ВОПЕ или НОВЕ. Вторая половина надписи не очень ясна. Но первая - хорошо известное русское слово СЕКИРА, то есть как раз меч специального вида. И получается вроде бы РУССКАЯ, а не латинская надпись. Да и меч найден в Воронежской области.

Применим тот же метод КО ВСЕМ ПРОРИСЯМ надписей на мечах, приведенных А.Н.Кирпичниковым в его статье. Их - четыре. ПЕРВАЯ ИЗ НИХ - это та самая надпись, которую мы только что обсудили, рис.3.1 , . А.Н.Кирпичников приводит оборотную сторону меча, на которой изображена ТАМГА, - уже хорошо знакомый нам "татарский" символ. О нем мы подробно говорили выше.

Три других содержат якобы латинские имена загадочных западно-европейских мастеров. Напомним, - почему-то неизвестных у себя на родине, см. выше.

2. ИТАЛЬЯНСКИЕ И ГЕРМАНСКИЕ МЕЧИ С АРАБСКИМИ НАДПИСЯМИ.

В Историческом Музее ROM города Торонто (Канада), в июле 1999 года, были представлены около десятка итальянских и германских мечей XIII-XIV веков. Два из них мы приводим на и . Обращает на себя внимание тот факт, что на ИТАЛЬЯНСКИХ И ГЕРМАНСКИХ мечах нанесены АРАБСКИЕ надписи. А вот итальянских и германских надписей на них почему-то нет. Во всяком случае, мы их не обнаружили.

Историки, конечно, давно обратили внимание на это странное, в рамках скалигеровской версии, обстоятельство. Поразмыслив, придумали "объяснение". Которое авторитетно излагается в музейной табличке, находящейся рядом с этими мечами. Нам предлагают считать, будто арабские надписи "указывают на то, что меч был помещен в арсенал города Александрии, в Египте". То есть итальянские и немецкие мечи каким-то образом оказались в египетской Александрии, там их отнесли в Арсенал и здесь якобы нанесли арабские надписи. Усомнимся в этом. Скорее всего, надписи нанесены ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ мечей, на еще не остывшей стали. Скорее всего, арабские надписи на итальянском и германском оружии означают то же самое, что и арабские надписи на старом русском оружии, о чем мы говорили в книге "Тайна русской истории", гл.1:1. А именно, что в XIV-XVI веках на всей территории "Монгольской" Империи, частями которой были и Италия, и Германия, одним из общепринятых языков был язык, считаемый сегодня арабским.

3. ПОЧЕМУ КОРОНАЦИОННАЯ МАНТИЯ СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ПОКРЫТА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО АРАБСКИМИ НАДПИСЯМИ.

Историки пытаются как-то "объяснить" этот удивительный для них факт. Делают они это так. Причем весьма неуклюже. "Как гласит АРАБСКАЯ надпись, находящаяся на ее краю, она изготовлена в 528 г.Геджры (1133 г. после Р.Х.) (якобы - Авт.) в "счастливом городе Палермо" для нормандского короля Рожера I; она была, ВЕРОЯТНО, забрана Фридрихом II из норманнской добычи Генриха VI, после того, как часть имперских регалий погибла при штурме Виттории, и была помещена в королевскую сокровищницу" , т.6, с.122-123.

То есть нам предлагают считать, будто эту "чужую арабскую Мантию" императоры стали торжественно носить вместо своих собственных "погибших германских регалий". Изготовить заново германскую Мантию, как-то не догадались. Или же у императоров Священной империи не было денег на изготовление новой коронационной Мантии вместо сгоревшей. Предпочли взять поношенную "чужестранную".

По нашему мнению, картина совершенно ясна. Мы сталкиваемся здесь с тем же эффектом, что и в случае многочисленных "арабских надписей" на старом русском оружии, о чем мы рассказали выше. Скорее всего, коронационную Мантию Священной Империи германской нации носили наместники Великой Империи, управлявшие от имени главного русско-ордынского царя-хана, территорией средневековой Германии. Естественно, что Мантия, как символ "Монгольской" Империи, была покрыта "монгольскими" надписями. Объявленными сегодня историками "исключительно арабскими". Однако в то время в Великой Империи наиболее важные документы и надписи писали как по-славянски, так и "по-арабски".

Между прочим, историки сообщают также, что среди драгоценных регалий Священной Римской империи имеется "так называемая сабля Карла Великого, старинной ВОСТОЧНОЙ работы" , т.6, с.122-123. Хотя ее изображение в труде не приведено, однако теперь возникает естественная мысль. Не покрыта ли эта САБЛЯ Карла Великого АРАБСКИМИ надписями? Как и русское оружие средних веков?

Посмотрим теперь на роскошную торжественную мантию Карла Великого, . Сегодня она хранится в сокровищнице Аахенского Дома, в Германии. Считается, что изготовлена примерно в 1200 году , с.19. Хотя, напомним, - согласно скалигеровской хронологии, - Карл Великий будто бы жил несколькими столетиями раньше. Поэтому историки уклончиво говорят, что мантия "почиталась с 17 столетия в Metz-Кафедрале как Мантия Карла Великого (Mantle of Charlemagne)" , с.19. Очень любопытно, что мантия Карла Великого украшена ОСМАНСКИМИ=АТАМАНСКИМИ ПОЛУМЕСЯЦАМИ И КРЕСТАМИ. При этом большие полумесяцы помещены, в том числе, прямо на груди имперского орла, .

Османский=атаманский полумесяц со звездой-крестом встречается на многих гербах и старинных предметах в том числе и в Западной Европе. На , мы приводим три старинных герба из музея швейцарского города Лозанна. На них мы видим османские=атаманские полумесяцы со звездами. Обратите внимание, что на двух гербах даты начинаются с латинской буквы J, а на одном гербе - с латинской буквы I. Напомним, что эти буквы были начальными буквами имени Jesus или Isus и указывали - сколько лет прошло от Рождения Христа. Поэтому подлинные датировки этих гербов могут быть примерно на 150 лет ближе к нам, то есть относиться к XIX веку, а не к XVIII, как считается сегодня. Напомним, что, согласно нашим результатам, Андроник-Христос родился около 1152 года.


Изучение надписей на средневековом оружии представляет интересную историю о ментальности и веровании как рыцарей, носящих это оружие, так и мастерах, изготавливавших их. Мистическое значение этих надписей было важно для рыцарей, участвующих в крестовых походах и в многочисленных войнах того неспокойного времени. Меч был символом справедливости, защиты христианских идеалов, мира и покоя граждан. На них молились, приносили присягу, давали обеты. Иногда в навершии рукояти находились святые мощи. Знаменитые мечи имели свои имена. Меч короля Артура имел имя Экскалибур, обладал магическими свойствами и мог заживлять раны.

"D NE QVIA VIM PATIOR RESPONDE PRO ME" с латыни перевели так - "Господи! Чтобы я не терпел обиды, ответь за меня". Первая D - означает сокращённо DOMINE. Эта надпись производная от цитаты из Библии Libri Isaiae Capitis XXXVIII versum XIV
DOMINE VIM PATIOR RESPONDE PRO ME
Впрочем, часто надписи были сокращёнными, с начальными буквами религиозных изречений. Неграмотные рыцари, участвующие в крестовых походах заучивали слова молитв по первым буквам, выгравированных на их мечах. Таким образом они могли прочитать молитву перед боем. Допустим:
DIOLAGR читается так: "D(e)I O(mnipotentis) LA(us) G(enitricis) R(edemptoris)". В переводе с латыни это означает - "Бога всемогущего СЛАВА матери искупителя". Другая композиция ININININININ, несмотря на обилие знаков, значительно проще и означает: I(esu) N(omine), I(esu) N(omine), I(esu) N(omine) и еще три повторения. Текст переводится как "Во имя Иисуса, Во имя Иисуса, Во имя Иисуса…" и еще три раза. Тайнопись SNEMENTS означает: S(ankta) N(omin)E M(atris) E(nimo)N T(rinita)S - "Святая Во имя Богоматери во имя Троицы".
IHS (Jesus Homini Salvator) или употребляемые отдельно литеры S, О, X (Salvator - Спаситель, Omnipotentes - Всемогущий, Xristus -Христос).


IN NOMINE DOMINI (Во имя Господа)
SOLI DEO GLORIA (Только во славу Господа)
USSU TUO DOMINE (По приказу твоему, Господи)
IN TI DOMINI (Во имя твое, Господи)
IN DEO GLORIA (Во славу Божию)
PRO DEO ET RELIGIONE VERA (За Бога и истинную религию)
IVDICA DOMINE NOCENTES ME EXPUGNA IMPUGNATES ME, представляющие собой первую строфу 34 Псалма: «Суди, Господи, тяжущихся со мной, борись с борющимися со мной»
FIDE SED CUI VIDE (Верь, но смотри, кому веришь)
ELECTIS CANCIONATUR DEO GLORIA DATUR (Избранными воспевается и воздается слава Господу)
PAX PARTA TUENDA (Равный мир Должен быть сохранен)
ROMANIS SACRIFICATUR РАРАЕ GLORIA DATUR (Римлянами возносится молебен и славится Папа)


В дальнейшем, когда в обиход вошла шпага, как непременный атрибут знатного рода, который носился постоянно, и которая означала готовность в любую минуту защищать честь и достоинство появились другого рода надписи:
VINCERE AUT MORI (Победить или умереть)
INTER ARMA SILENT LEGES (Среди оружия молчат законы)
FIDE, SED CUI VIDE (Верь, но смотри, кому)

Некоторые латинские девизы можно отнести к разряду морально-этических наставлений. Допустим:
TEMERE NEC TIMIDE (Не оскорбляй и не бойся),
VIM SUPERAT RATIO (Разум одолевает силу)
HOCTANGI MORTI FERRUM (Касание этим железом смертельно)
RECTE FACIENDO NEMINEM TIMEAS (Ничего не бойся, правильно поступая)


Встречаются надписи на национальных европейских языках, часто имеющих значение девизов:
Ne те tire pas sans raison ne me remette point sans honneur (Нe обнажай меня без необходимости, не вкладывай в ножны без чести)
Honni soit qui mal у pense (Позор тому, кто дурно об этом подумает)
Dieu mon esperance, Iерёе pour та defence (Бог - моя надежда, шпага моя защита).

Часто надписи на оружии имеют смешанный характер, отражая новую идеологию абсолютистской монархии:
PRO GLORIA ЕТ PATRIA (За Славу и Отечество)
PRO DEO ЕТ PATRIA (За Бога и Отечество)
VIVAT REX (Да здравствует король)


Нередкими были и стихотворные надписи, характерные только для этих орудий казни: Die hersen Steiiren Demvnheil
Jch ExeQuire Jhr Vrtheil
Wandem sunder wirt abgesagt das leben
Sowirt er mir vnter meine handt gegeben
(Сердца правят несчастьем
Я исполняю ваш приговор
Грешник когда его лишают жизни
Тогда его передают мне в руки).

Другие надписи на клинках:
"Cuando esta vivora pica, No hay remedio en la botica" (от этой гадюки в аптеке нет лекарства). Надпись на навахе, подаренной Сталину испанскими республиканцами.

"Умри злодей от руки моей". Надпись на охотничьем кинжале. Златоуст, 1880-е годы.

"Meine Ehre heißt Treue" (Моя честь называется верность). девиз на кинжалах SS (Schutz Staffeln)

"Mort aux boches" (Смерть немчуре). Boche - французское пренебрежительное/матершинное название немцев. Надписи на клинках французского сопротивления.
"Ложных друзей берегись сам, а от недругов спасу тебя я." латинская надпись на сабле польского короля Яна Собеского
"В правде сила" надпись на сабле хромого Тимура
Melius non incipient, quam desinent -
Лучше не начинать, чем останавливаться на полпути
Serva me - servabo te - сохрани меня - сохраню тебя
Mehr sein als scheinen - Будь лучше, чем кажешься
Oderint, dum metuant. - Пусть ненавидят - лишбы боялись.
"Без нужды не вынемай, без славы не вкладывай"
"Без веры не присягай, присягнувши веруй" одни из многочисленных девизов на казачьих шашках.
«In hostem omnia licita».- По отношению к врагу всё дозволено.(лат.)
In omnia paratus – готов ко всему
Ultima ratio – последний довод

УДК 903.227
Значение клейма VLFBERHT на мечах викингов и
ТОЧНОЕ место их изготовления
Ч.А. Тукембаев

В скандинавской истории не определены Северный (Norweg) и Восточный (Austrverg ) пути, Восточное государство (Austrrí ki ) -. Слово Norweg, обозначавшее Северный путь, после крестовых походов сделали этнонимом норвежцев, которые были викингами с IX века. С викингами явились их мечи + VLFBERHT +, + VLFBERH + T . Два века ими сеяли смерть в Европе, но, затем, мечи исчезли, а викинги остались. Распространение мечей викингов по странам Европы, разные надписи на них, место изготовления и обзор литературы обсуждены в -. В установлено, что легендарный Асгард расположен в Тянь-Шане, где сейчас проживают прямые потомки динлинов, как и в Скандинавии, поэтому взгляд на проблему в корне меняется. Стало необходимым изучать скандинавские саги в комплексе с прогрессом металлургии, поскольку в , выявлено, что железо в клинках викингов кристаллизовано в сталь по уникальной технологии.
А. Кирпичников указывал, что меч VLFBERHT лишь внешним видом напоминает меч каролингов, в клинок заложена среднеазиатская технология дамаска, перевозили не слитки булата, а клинки, рукояти прилаживали к клинку в Норвегии. Оппоненты противились, так как полагали, что надпись восхваляет хозяина или это клеймо неграмотного кузнеца, или оружейной фирмы, но только из Золингена. Понять суть надписей, значков и переплетенных лент, изображения человека на клинке (рис. 1, I , II ) и выявить место их изготовления не желали. Сначала считали , , что на клинке выбито ULFBERHT . Потом выяснили, что лучшие клинки IX века имеют клеймо VLFBERHT (рис.1, I ) -, а клинки позднего времени содержат надпись ULFBERHT . В захоронениях Норвегии наибольшее количество мечей с клеймом VLFBERHT , так как она была плацдармом викингов, куда они прибыли по Северному пути (рис. 2), а других странах - количество мечей мало.
На клинке, найденном в Гнездово, изображен человек (рис.1, II ) , . Ценность этого клинка, по Бируни, сравнима со стоимостью лучшего слона, чему свидетельствует воздвигнутая в 415 году семиметровая колонна весом в 6,5 тонн из чистого железа в Дели, поэтому не ржавеющая 1600 лет. Меч викинга реконструирован (рис. 1, III ) по итогам . Клинок, как масло, пробил ряд колец кольчуги. Правы предания: викинги перерубали мечи франков, чему виною структура булата, а не грубая сила. Меч хранится в Британском музее рядом с оригиналом IX века и назван «Дымом Саттон-Ху», согласно захоронению VII века в Англии, где найден оригинал.

Рис. 1. Надписи I , II на мечах викингов, III - реконструкция меча VLFBERHT .
IV - кувшин и V - матрица-инталия VIII - IX веков, Au =81,7 %.

Для обнаружения места изготовления клинков VLFBERHT требуется осознать суть этого слова, найти регион, где в VIII - IX веках была налажена металлургия выплавки булата из железа, и установить причину исчезновения мечей викингов в Европе в XI веке.
I . Булат, оружие и экспансия викингов . В 2000-х годах оппоненты , осознали суть технологии булата. Возобладал здравый смысл: этапу дамасской ковки предшествует этап получения булата , . Не из всякой стали куют дамасские клинки, а из булата. В , рентгеноструктурным и физико-химическим анализом клинков VLFBERHT выявлена микроструктура булата, неизвестная в Европе до 1795 года, а в клинках из Золингена ее нет. Поняли правоту , что булат плавили в Средней Азии в тиглях. Он был известен в Азии с IX века, как индийская сталь - phaulad , фулад, дамаск. В 1795 году сталь научились варить в Англии, назвав ее индийским вутцем. Однако енисейские кыргызы с VI века добывали железо из магнитного железняка и ковали обоюдоострые мечи , кинжалы, копья, пластинки панцирей, наконечники стрел, лемеха, серпы, мотыги . «Худуд-аль-Алам» отмечает торговлю железом редкого совершенства в государстве халлух (756-940).


Рис. 2. Северный путь викингов по Оби, Иртышу и Арктике.

В - выявлено, что в Ахсикенте наладили металлургию и торговлю клинками редкого совершенства в Дамаске. Но металлургия - стезя енисейских кыргызов. Хазарская хроника в 750 году зафиксировала союз шведов, русов и асов, поддержавший в Таласской битве 751 года арабов. По пути с Урала и Енисея в Талас примкнули племена турок: чигили и др. Встававшие на ноги Аббасиды (750-1258) возвратили исконно кыргызские земли зеленоглазым хозяевам, вернувшимся с Урала и Енисея, т.е. енисейским кыргызам. Эти земли они отобрали у тюргешей в 740 году, в том числе, Ферганскую долину с Ахсикентом . Китайская летопись подтверждает этот факт и не знает иных зеленоглазых в Азии, кроме кыргызов. Их арабы назвали халлух , а азиатские народы - карлук. Так в 756 году в центре Азии появилось христианское государство карлуков, обогатившееся на торговле оружием и породившее набеги викингов на Англию с 789 года.
Экспансию викингов вызвало потепление климата в Евразии, начавшееся в конце VIII и достигшее пика в IX веке. Засуха привела к упадку и погнала кочевников Азии на запад. Льды Арктики отошли от берегов Скандинавии и России, поэтому в Карское море из Средней Азии по Иртышу и Оби (рис. 2) устремились корабли викингов . Этот Северный путь нашла Н. Федорова, обнаружив в полярных областях Урала и Обской губы артефакты среднеазиатского происхождения, потерянные викингами в первой половине IX веке . Клинки, а не слитки булата перевозили без посредников в Норвегию по Оби и Волге. Балтийское и Северное море кишело пиратами. На Балтике племена угров и финнов жили в каменном веке, до XIII века не знали железа и промышляли грабежом на море. Поэтому викинги использовали безопасный, но трудный и суровый Северный путь по Оби.
II . Кыргызстан - средоточие культур и религий . Асгард на территории Тянь-Шаня выявлен в , согласно его описанию в саге , . В саге сказано, что Страна Турок недалеко от Асгарда на юге, а это Кашгар (рис. 2). На юге от Асгарда в Гимле (Гималаях) живут темные альвы - индусы, на севере - белые альвы, т.е. динлины - енисейские кыргызы. Издревле здесь обитали ассиане, т.е. асы. Они с гётами образовали конфедерацию массагетов против Александра Великого. Царица Томирис - дочь гётов.
«Сага об Инглингах» стала сторонним источником того, что до середины IX века Кашгар был Страной Турок. На юго-западе кыргызы граничат с таджиками и иранцами. В Суябе, Ак-Бешиме до нашествия караханидов из Кашгара обитали христиане, буддисты, зороастрийцы, индуисты, что содействовало приходу индийских технологий, прогрессу и цивилизации. Нашествие вызвало стагнацию, дележ между главными племенами турок: чигиль и ягма и раскол на юг и север. В итоге, караханиды распались на два ханства, изгнали христиан - карлуков в 1040 году на Енисей и Урал, что привело к упадку.
Китай испокон веков знал кыргызов, как Dingling - 丁零 с 201 года до нашей эры. При Бичурине буква “ g ” выпала и получилось динлин. Инглинг-Yngling идентично Dingling , так как отцы Инглингов - асы из Асгарда (старые скандинавы ), откуда они в III - IV веке, изгоняя гуннов, переселились в Швецию. Однако главные события саги развиваются после ухода Одина из Азии в 840 году, что подтверждено китайской летописью о динлинах, енисейских кыргызах . Т урки называли динлинов с VI века кыргызами; от них в IX веке берут начало викинги. Тогда Восточный путь - это Великий шелковый путь, а империя Тан - это Восточное государство, так как rí ki в Austrrí ki - это райх.
Создав металлургию в VI веке , кыргызы стали самым процветающим народом Азии на базе поливного земледелия и оседлого скотоводства, хранили богатое культурное наследие предков, в чем заверяют Бируни и арабские географы. Однако в IX веке они ушли завоевывать просторы Великой степи из-за засухи. В карлукский период Кыргызстан стал самым благоустроенным государством Азии. В отличие от азиатских народов близок к цивилизованным народам, нрав приятный и общительный, но воинственный . По аль-Масуди (896-956) и Махмуду Кашгари (XI - XII вв.): карлуки всех красивее, ростом высокие, лицом приятные и самые культурные в среде турок. Со стороны персов Фирдоуси (935-1020) в «Шахнаме» воспел совершенство карлукских красавиц, а, потом, и Низами (1141-1209).
Одна часть кыргызов R 1 a 1 M 17/ M 198 имеет ген андроновца (асы - древние кыргызы ), другая - имеет норвежский тип викинга (молодые скандинавы ). Поэтому, норвежцы и кыргызы - это потомки сынов Одина, так как происходят из динлинов, европеоидов, т.е. голубоглазых, высоких, белокурых дьяволов. Именно так в Древнем Китае называли динлинов, которых через тысячу лет в Европе стали называть викингами.
В 820-840 годах Один начал великий поход из Асгарда на запад, как сказано в Саге из-за жары, т.е. из-за засухи. Стотысячная армия ринулась из Средней Азии по Иртышу, Оби, Северному океану в Норвегию и во главе с Рагнаром - по Великому шелковому пути. После разгрома Тюркского каганата в 820-840 годах по Восточному и Северному маршруту на Франкскую империю напало закаленное в боях войско динлинов. Там их с испугу стали величать викингами, потому что прибыли в Европу с мечами, копьями и боевыми топорами редкого совершенства. Отблеск булатных клинков поверг Европу в ужас, леденя душу дымом Саттон-Ху. Генетика подтверждает данный факт, поскольку среди кыргызов 63% R 1 a 1 M 17/ M 198. Так как Один оставил в Асгарде Ве и Вили , то их потомки - молодые скандинавы - карлуки, ныне, живут и в Скандинавии, и в Кыргызстане, т.е. носители Y -ДНК норвежского типа, как у Чоро Чорыева (см. FTDNA ). Кроме того, гены датских викингов R 1 b 1 b 2, внедренные Рагнаром в Англии, восходят к предкам великой царицы Томирис и имеются среди кыргызов и на Поволжье.
III . Археология Ак-Бешима изучается с 1953 года . Площадь его шахристана с цитаделью 35 га. Найдены христианская церковь VIII века, обширное кладбище вдоль стен, равноконечные кресты (рис. 1, IV ) карлукского периода 756-940 гг. В погребении скелеты 9 взрослых и 9 детей; все европеоиды, на груди одного из взрослых христианский нательный крест. Ак-Бешим - это белые времена : наступает, когда солнце пересекает тундук в полдень. Это отвечает «Знамению победы» императора Константина, взошедшему в полдень 28 октября 312 года равноконечным, катакомбным крестом. Археологи МГУ установили: жизнь в Ак-Бешиме взошла в V веке; в конце X века христиане покинули город и настали черные времена. В X - XI веках город лежит в руинах, где находят 75 караханидских монет 50-60 годов XI века с изображением зверей, птиц, рыб. Это означает откат в тенгрианство, шаманизм. Значит, причиной исчезновения мечей VLFBERHT в Европе стал упадок и раскол каганата Караханидов в 1040-42 годах на Западное ханство, отошедшее чигилям, со столицей в Самарканде и Восточное ханство с центром в Кашгаре.
В 1998 году археологи Эрмитажа и Кыргызстана провели раскопки объекта VIII в Ак-Бешиме. Найдено множество оружейных изделий из стали . Они, по А. Кирпичникову и А. Медведеву, распространены в Восточной Европе. Встречаются в Уюк-Тарлык (Тува), погребение 51, 975-1050 гг.; Каменка (Среднее Приднепровье), курган 433, XII в.; Секешфехервар на месте радиотелебашни (Венгрия), X-XI в.; Гнездово (Россия), курган 14 и могильник Саркел - Белая Вежа (Россия), курган 21, IX-XI в. Присутствуют бронебойные наконечники, но кыргызских трехлопастных наконечников стрел нет.
Бронебойные наконечники удостоверяют, что предназначены для поражения врага в доспехах. Оружие доставляли в Норвегию Северным путем от озера Зайсан по Иртышу и Оби (рис. 2). При скорости драккара 10 км/час 9000 км до Бергена преодолеете за 6 недель. Возможно, викинги срезали путь по притокам Тобола, через Уральский хребет на Северную Двину и Печору . Они прошли суровый Северный путь. Куда он ведет, арабам не удалось выведать у енисейских кыргызов. Как они заметили, кыргызы отсекали посредников, сами перегружали и перевозили восточные товары на север. Опыт плавания по Полярному кругу у викингов богатый, а путь от о-ва Вайгач до Бергена и до Америки им известен. Подвоз оружия из Асгарда до Саркела (стрелка к Волге) по Восточному маршруту, далее ладьями до Старой Ладоги достиг пика после разгрома Тюркского каганата в 840 году. По этому пути Рагнар Лодброк привел датских викингов из Асгарда в Европу.
Победа в Таласской битве обеспечила прогресс металлургии и новую культуру над кочевниками Азии с 751 года, поэтому язык шведов оставлен на клейме VLFBERHT . В по записям в «Саге об Инглингах» выявлено, что в Тянь-Шане родился главный элемент всемирной культуры - классическая европейская музыка, вокал, диатоника, которые викинги и россомоны принесли на запад и сделали достоянием Европы, выражая там своей музыкой и пением ностальгию по Асгарду. О расцвете культуры Ак-Бешима свидетельствует монетный двор на объекте X , литейная мастерская с запасом руды, бракованные монеты, пряжка, железный нож и др. инструменты металлообработки. Уникальной находкой стал необычный золотой солид VIII - IX веков. Он в 10 раз тоньше солида, диаметр - 17 мм, вес - 0,45 г . Данные масс-спектрометрии (%): Au =81,7; Cu =10; Ag =5; Fe =3; а Pb , Zn , Sn по 0,1. Так как на лицевой стороне - барельеф, но на обратной - инталия одного и того же изображения (рис. 1, V ), то находка является матрицей для изготовления монет. Такая находка матрицы означает, что найден атрибут государства карлуков.
Матрица найдена на глубине 160 см между камней горна и, вероятно, спрятана во время штурма. На ней изображение мужчины и женщины. У мужчины головной убор с египетским крестом. На головном уборе женщины возвышается равноконечный крест, точь в точь, как на шапке Мономаха и коронованных особ Византии. Весьма вероятно, что отсюда корона перешла Владимиру Мономаху в 1056 году с приходом в Киев Аскольда с динлинами, так как в 1054 году произошел раскол христианства на католичество и православие, а Мономах был ребенком. Значит, равноконечные кресты на рис. 1, I , II , V , указывают, что в IX веке булат и клинки VLFBERHT изготавливали в Ак-Бешиме, точнее, в центре металлургии - Ахсикенте , . Тогда, это первое христианское королевство VIII века, основанное викингами в центре Азии до начала их эпохи в Европе с IX века.
Карлуки отвергали религию согдийцев - манихейство, так как были христианами, поэтому писали на хорезмийском варианте арамейского письма , а манихеи - на согдийском. Это означает, что вера напрямую пришла из Византии через Хорезм (Скифию) и тундук на флаге Кыргызстана сберегли на века, как символ предков - равноконечный крест, но в IX веке цвет флага был иной. Как гласит китайская летопись, с признанием государства в 756 году к синему флагу снизу добавился красный цвет.
В 2016 году исполнится 1260 лет создания государства карлуков и свадьбы Манаса в 756 году. В отличие от стало известно, что арабский топоним « اڡراقر » означает Асгард или Ахсикент. В «Худуд-аль-Алам» записан топоним с иного языка, по-арабски, поэтому получаем « Aq . raq . r », «Ак-ра-кыр», «Акра-кыз», т.е. Асгард, так как людей севера обозначали «ак», «ас». Любые перестановки слогов выводят к кыргызам. Интерес вызывает «Акра-кыз», поскольку указывает на город божественной невесты - Каныкей, в девичестве Санира, где сан - святая, но по-арабски, акра - щедрость. Так как Манас, по Каралаеву, родился 100 лет спустя смерти Мухаммеда, то с учетом исламского календаря ему в 756 году исполнилось 26/27 лет. Поэтому монарху было положено жениться на высокородной невесте. Тогда пришлось ехать в Фергану, где в приданое от невесты получил Ахсикент, а, значит, Ахсикент стал наследуемым достоянием династии. Через 200 лет карлукские красавицы вдохновили Фирдоуси на бессмертную поэму «Шахнаме». Для истории Кыргызстана этот факт единства народа и первого флага кыргызов имеет знаковое значение.
IV . Рагнар Лодброк , согласно трактату Саксона Грамматика «Деяния данов», владел Скифией и представлял Инглингов . До поездки Рубрука к монголам в 1254 году Западная Европа считала Черное и Каспийское моря единым целым, как установил ал-Масуди (896-956). Скифия до Каспия и Урала была подвластна Асгарду, а потому клады куфических монет, мечи викингов и новое вооружение появились в Киеве на рубеже IX - X веков из Асгарда. Рагнар означает благородный, божественный и прочитывается, как рах-нар, райх-нар, где нар - священный, белый почитаемый в Азии верблюд.
Рагнар начал войну против Тюркского каганата 820-840 годов на западе Скифии. В отличие от анализ выявил, что за легенду о Даксо отвечает река Даикс, по Птолемею (Урал, Яик). Оттуда Рагнар с войском из Асгарда (по стрелке на рис. 2) шел в Саркел и Самкертц (Тамань, Тьмутаракань) и гнал братьев Даксо с венграми на Днепр, сравнял Саркел с землей. Братья Даксо - это сыновья Обадии из династии Буланидов, а их опекал брат Обадии Ханукка. В битве при Гелесспонте Рагнар штурмом взял Самкертц. В «Деяниях данов» под Гелесспонтом подразумевается водная линия, разделяющая Европу и Азию по Дону, Керченскому проливу, Босфору. Там же подсказки: линия Гелесспонта отделяет хазар от потомков галлов - Semigallians в Крыму; Рагнар пересел с коней Буланидов на ладьи. Таким образом, Рагнар с россомонами вошел в Бертинские анналы 839 года, зарегистрировав победу в Константинополе, куда, обогнув Европу, он вновь пришел в 860 году.
Разогнав хазар по белу свету, Рагнар пошел на ладьях на север. В 840 году уничтожил сембийцев и сжег Старую Ладогу, что датировано слоями пепла . Куршам как-то удалось откупиться от гнева Рагнара, поэтому живы до сих пор. Благодаря Рагнару Лодброку, христианство и булат - харалунж в «Слове о полку Игореве» пришли на Русскую равнину из Асгарда, т.е. из ее северной и южной столицы Ак-Бешима и Аксикента. Место под солнцем завоевывают с оружием в руках и верой в истину.
На рис. 2 показан путь Рагнара с сыном Иваром из Гардарики на юг в Страну Саксов. Как сказано в саге , к саксам он направился через некоторое время после взятия Парижа в 845 году по той из трех рек, впадающих в Северное море, которая посредине, а это Рейн. Поход длился 5 лет. В 860 году навестили два греческих города; Константинополь и Корсунь в Крыму. Значит, поход начался с того, что в 855 году викинги навестили Людовика Немецкого в Ульме - летней резиденции Каролингов.
В IX веке Гардарика в «Саге об Инглингах» это Англия, так как на юге от нее Страна Саксов. Поскольку население Англии подверглось насилию датских викингов, то у мужчин в нынешнее время гены датского типа, что удостоверено генетическим анализом злодеяний Рагнара. Далее Рагнар добрался до верховий Рейна и через водораздел пришел в Ульм, где на все времена оставил равноконечный крест (рис. 1, IV ) символом Германии. Гора белого камня на Дунае в Регенсбурге, а о ней сказано в , стала местом поклонения и подвигла немцев на воздвижение Валгаллы в память о подвигах викингов (Ahnenerbe ).
Из Ульма викинги поплыли по Дунаю к Черному морю. В 855-860 годах они потеряли в Секешфехерваре п лоский наконечник стрелы, пряжку и меч викинга, точно такие, как в могильнике Саркела и Ак-Бешиме . Тогда в Венгрии жили авары и славяне, но не дошли до высот металлургии. Венгры с Арпадом в люльке (855-907) в добыче ячменя дрались где-то у Днепра (арпа - ячмень, пиво), куда их выгнал Рагнар в 839 г. Племена не привязаны к источнику оружия из Ак-Бешима . Это оружие, обнаруженное в Саркеле, Гнездове и Секешфехерваре, потеряли викинги, т.е. россомоны, так как Рагнар в 839 году оставил их в Самкертце. Дополним металлургию тем, что в Тянь-Шане много залежей магнитного железняка. В Нижнем Кемине, а он от Ак-Бешима на другой стороне реки Чу, содержание Fe =51,8 %. Залежи магнитного железняка сильномагнитные, поэтому обнаруживаются компасом, а енисейские кыргызы умели добывать магнитный железняк с VI века .
Византийская хроника зарегистрировала атаку викингов в 860 году с суши и моря. Часть викингов высадилась на Дунае, и с боями шла по Болгарии до Константинополя, а другая половина доплыла на ладьях. Затем эскадра Рагнара через Черное море пришла в Самкертц, где россомоны закрепились в 839 году, и выбила хазар из византийского города Корсунь - Херсонес Таврический в Крыму. Наконец, викинги прошли на север по Днепру и на месте поселения угров основали город Киев в 860 году. Завоеванные земли в честь ее основателей - россомонов названы Русью, а их воеводу стали величать Аскольдом. На Днепре племена духовно зависели от колдунов, иудеев, булгар, мусульман, бежавших из Тюркского каганата. Из Византии россомоны привезли в Корсунь рабов, в том числе болгар, где обучили их писать и читать по-русски. Лучшие ученики Кирилл и Мефодий в 862 году учили русской грамоте племена славян, угров, булгар, турок и др., чтобы дать людям новое мышление и истинную веру.
ЗНАЧЕНИЕ КЛЕЙМА VLFBERHT НА МЕЧАХ ВИКИНГОВ И ТОЧНОЕ МЕСТО ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ. ОКОНЧАНИЕ

Меня сковали
Предать бойца
В первом бою.

Меня послали
По злое золото
На крайний свет.

Р.Киплинг Руны на Виландовом мече Пер. М. Гаспарова

Находки рунических надписей на оружии демонстрируют нам, вероятно, наиболее мощную форму воздействия человека на окружающий его мир. Руны являлись, несомненно, самым действенным магическим инструментом, в то время как оружие выступало в качестве самого авторитетного и непререкаемого аргумента в сфере материальной жизни. И то и другое, с точки зрения человека архаической эпохи, наиболее эффективно преобразовывало реальность, изменяя ее в требуемом направлении. Сочетание же двух столь действенных орудий в единый комплекс, несомненно, должно было существенно усиливать результативность предпринимаемых шагов. В этом контексте любопытно подвергнуть исследованию те закономерности, которые можно различить при анализе фонда рунических памятников, связанных с предметами вооружения.

Следует отметить, что количество надписей на оружии, известных к настоящему времени, относительно невелико и в целом составляет сравнительно небольшой процент от общего числа рунических памятников, причем бросается в глаза совершенно непропорциональное распределение их по эпохам. Так, если от интересующей нас эпохи старших рун и переходного периода до нас дошло не менее 26 надписей на предметах вооружения, то период младшерунической письменности (примерно с 700 по 1300 г.) сохранил лишь около двух десятков объектов подобного рода. Напомним, что старшерунических надписей известно немногим более 250 , в то время как количество эпиграфических памятников эпохи викингов и Средневековья исчисляется почти в 6000 единиц. В результате мы получаем весьма показательные цифры: старшерунические надписи на оружии составляют примерно 10 % от общего числа находок, в то время как младшерунические - лишь около 0,0035 % .

При этом ни в коей мере нельзя списать такую разницу на какие-либо различия в состоянии источникового фонда - мы располагаем, как известно, огромным количеством находок предметов вооружения эпохи викингов, неизмеримо превосходящим суммарное количество аналогичных артефактов времен Великого переселения или иных эпох. То есть представленное соотношение получено на основании анализа вполне корректной базы данных и отражает некую закономерность, реально существовавшую и нашедшую отражение в источниках. Разумеется, фонд надписей увеличивается, и с течением времени, как и в любой иной сфере рунической эпиграфики, происходят определенные изменения статистического порядка, однако столь колоссальный разрыв в цифрах, несомненно, уже не подвергнется существенной корректировке.

Интересно соотношение находок внутри этой группы. 23 рунические надписи из 26 нанесены на предметы наступательного вооружения. Среди них 14 экземпляров мечей и их конструктивных элементов - наверший, обкладок ножен и т.д., 8 наконечников копий и дротиков , 1 древко стрелы . При этом лишь 3 находки связаны с предметами оборонительного вооружения - 2 умбона от щитов и шлем .

В своем исследовании, посвященном проблеме рунических надписей на оружии, К . Дювель выделяет четыре группы находок, дифференцируемых им по хронологическому и географическому признакам. Первую группу составляют находки, происходящие из болот Южной Ютландии и Северной Германии . Второй блок образуют надписи на наконечниках копий и дротиков , относимые к периоду III в, . н . э . Третья группа включает англосаксонские надписи на предметах вооружения, датируемые VI в . н . э . Наконец, в четвертой группе представлены наиболее поздние надписи, относимые к VII в . и обнаруженные за пределами Скандинавского полуострова, в континентальной Европе . Подобная классификация не является идеальной, однако позволяет привлечь внимание к определенным закономерностям, присутствующим в данном фонде находок. Бросается в глаза, например, универсальный характер колющего и метательного оружия - надписи на копьях и дротиках присутствуют во всех хронологических подпериодах рассматриваемого отрезка времени. В то же время предметы оборонительного вооружения относятся преимущественно к наиболее ранним эпохам рунической письменности и не представлены среди поздних находок. Отметим также, что, за редчайшим исключением (кроме надписи из Эвре Стабю ), находки оружия связаны с континентальной Европой , Британскими островами или Данией , но не со Скандинавским полуостровом . Это подчеркивает достаточно подвижный характер того образа жизни, который был присущ германцам на протяжении периода переселений да и в эпоху ранних варварских королевств, хотя, разумеется, свидетельствует также и о большей плотности населения в нескандинавских областях германского мира, а также о широком распространении здесь рунической грамотности и активности применения рун в воинском обиходе.

Итак, наиболее локальную и вместе с тем наиболее долго существующую группу образуют надписи на предметах вооружения из болот пограничья Германии и Дании . Обстоятельства их обнаружения далеко не всегда дают ответ на вопрос о том, каким именно образом тот или иной предмет попал в болото. Отнести все эти объекты априорно к результатам жертвоприношений вряд ли возможно, хотя бы уже потому, что мы не можем совершенно исключить и другие возможные обстоятельства, в результате которых предмет оказался в глубине топи. Например, владелец мог обронить и потерять его при переправе через болото либо утонуть вместе с ним, метнуть копье в противника, который, в свою очередь, уже не смог выбраться на сухое место, и т.д. То есть у нас нет никаких оснований видеть в каждой находке именно жертву богам, вне зависимости от того, что представляет собой сама надпись.

Находки из болот датируются примерно от 200 г.н.э. до VI столетия включительно. Наиболее показательны в этой группе следующие надписи:

1. Навершие ножен меча из Торсберга относится к наиболее ранним объектам с руническими знаками - оно несет на себе две надписи: owlpupewar и niwajemariR . Первая из надписей рассматривается специалистами как искаженное w(u)lpupewaR - определение принадлежности оружия (с суффиксом -aR): «сияющего, великолепного дружинника» . Вторая часть - «неплохо известный» (славный);

2. Ко второй половине III в . принадлежит обкладка от ножен меча из Вимозе в Дании . Надпись состоит из двух частей: mariha iala и makija и читается следующим образом: «этот меч принадлежит мне» или, как вариант, «этот меч принадлежит Мару (имя владельца)» ;

3. Также в Вимозе обнаружена серебряная накладка на ножны с золоченой отделкой. На ней рунами написано имя awns - вероятно, Awings ;

4. Из болота в Иллеруп происходит рукоятка щита с надписью swarda . Она относится к наиболее ранним - около 200 г . - и истолковывается как один из вариантов германского слова «меч» или прилагательное swarta - «черный» ;

5. Из знаменитого Нюдамского болота , прославившегося находкой одного из хорошо сохранившихся кораблей эпохи переселений, происходит древко стрелы, датируемое промежутком III-V в.в. с надписью lua -возможно, искаженным типичным заклинанием alu ;

6. Весьма показательна в смысле истолкования надпись на бронзовом фрагменте умбона из Иллерупа - aisgRh . Вот перечень переводов предложенных отдельными исследователями: Бюгге - «Сиги владеет этим щитом» ; Ольсен - «Одержи победу, щит» ; Гринбергер - «Я одерживаю победу» ; Нореен - «Эйсгер владеет этим» ; Хольтхаузен - «Сиггер владеет мной» ; Краузе - «Aisig. Hagel» (два слова - «яростный» и «порча» ); Гутенбруннер - «Оставайся невредимым от бури копий» (кеннинг); Антонсен - «Отводящий град» (копий или стрел); Эрик Мольтке высказался в пользу бессмысленности (нечитаемости) надписи. Столь вариативное прочтение, сохраняющее тем не менее устойчивое семантическое ядро, позволяет отнести эту надпись к одному из двух типичных формализованных классов надписей;

7. Из болота Крагехуль в Дании происходят пять фрагментов наконечников копий, на одном из которых имеется надпись: EkerilaR asugisalas muha haite gagaga ginuga he lija hagalawijubig . В этом достаточно длинном тексте четко и недвусмысленно читаются несколько первых слов: Я, эриль Асгисль... После этого следуют более или менее стандартизованные посвящения и магические формулы, в том числе и известное gagaga .

Кроме того, среди болотных находок имеется и весьма показательная категория. На умбоне щита из Торсберга присутствует римская надпись - AEL(IUS) AELIANUS . Есть и другие римские имена, обнаруженные в Иллерупе, Нюдаме, Торсберге и Вимозе.

Другая группа рунических надписей представлена однотипными находками метательных и колющих копий . Самая ранняя из них, относимая ко второй половине II в ., одновременно считающаяся и наиболее ранней рунической надписью, - листовидный наконечник из Эвре Стабю в Норвегии, происходящий из погребального комплекса, состоящего из двух мужских и двух женских сожжений. Одно из наиболее популярных толкований надписи raunijaR - «лишающий врага мужества» . Из Дамсдорфа , в Центральном Бранденбурге , происходит датируемая серединой III в . надпись на наконечнике копья: ranja ( «находящийся в движении» ?), которая приписывается находившимся здесь в то время бургундам . Единственный из наконечников, найденный не в погребении, - ковельский, несущий надпись tilarids - «стремящийся к цели» .

В этой же группе должны быть упомянуты находки из Мос ( Готланд ) - sioag или gaois (перевод неясен, возможно «ревущий, звучащий» ), а также польская находка из местечка Розвадов - ...krlus (возможно, «я, герул» ?).

С Британских островов , главным образом из погребений, происходят несколько находок. В Кенте обнаружены пять деталей меча VI в . и один наконечник копья VII в . - в том числе обнаружены:

1. В Сарре -нечитаемая надпись на навершии меча;

2. В Эш-Гилтон - также навершие: eic sigimer nemde - «Сигимер назвал меня» , с другой стороны - sigi mci ah ( «Сиги владеет мною» );

3. Обкладка ножен из Чессел Даун-Фридхоф на острове Уайт : aeco so eri ( «увеличивающий страдания» );

4. Два серебряных позолоченных навершия с рунами «z» из Эш-Гилтона , иногда рассматриваемые как посвящение Тору ;

5. Фавершем . На навершии меча дважды начертана руна Тюра . Этот случай, с точки зрения наличествующей у нас информации, должен быть признан классическим - это соответствует одному из крайне немногочисленных упоминаний в Эдде об истинном магическом значении и употреблении рун;

6. Наконечник копья из Холборо - своеобразная биндеруна : руна Тюра на прямоугольном основании, напоминающем кириллическую букву П;

7. Наконец, скрамасакс из Темзы . «Неканонический» вариант англосаксонского футарка , дополненный, вероятно, именем владельца: beagnop .

Определенная невыразительность англосаксонских надписей объясняется тем, что германская языковая и магическая подоснова рунической письменности в Англии довольно быстро приходила в упадок.

Континентальные надписи VII в . редки. Из более чем 50 , обнаруженных, например, в Германии , - только пять сделаны на оружии. Из них относительно разборчивы четыре . На серебряной пластинке из Лейбенау , по всей видимости, присутствует имя владельца - Rauzvi , остальные знаки спорны. Скрамасакс из Хайльфингена несет на себе надпись ikxrxkwiwixu . Понятно лишь то, что в начале стоит местоимение ik - «я» .

Наконечник копья из Вурмлингена -надпись idorih . Варианты прочтения - «делаю могущественным и уважаемым» , имя собственное или посвящение Тору ( Top = Dor ?). Возможно, имя собственное имеется и на саксе из Штайндорфа : husibald...

Эпоха викингов донесла до нас только три (!) надписи на оружии, весьма малочисленны и надписи последующего времени ( XII-XIII вв.). Достаточно сказать, что из примерно 3 тысяч секир, обнаруженных в Норвегии , только одна содержит руническую надпись. Помимо нечитаемых надписей ( afke , Уппланд), есть достаточно стандартизованные двухчастные: rani: aapnuikur и butfus: faii . ( «(Г)рани владеет этим дротиком. Ботфос вырезал» ) (Свенскенс, Готланд) или audmundr gerdi mik. asleikr a mik ( «Аудмунд сделал меня. Аслейк владеет мною» ) (Корсёюгорден, Норвегия). Периодом около 1200 г . датируется умбон с надписью gunnar gerdi mik. helgi a mik ( «Гуннар сделал меня, Хельги владеет мною» ). В Гринмаунт (Ирландия) найдена надпись, содержащая прозвище владельца: tomnalselshofopasoerpeta ( «Дуфнал Голова Морской Собаки владеет этим мечом» ). Наконец, к самому концу периода (конец XIII в .) относится надпись типично христианского свойства: «Ave Maria...»

В общей сложности известно более двух десятков младшерунических надписей на предметах вооружения, что, как было указано выше, составляет неизмеримо меньшую долю от общего числа, чем в случае со старшеруническими надписями. Выводы, непосредственно следующие из приведенных фактов, в целом сводятся к следующему.

Несомненна высокая роль, которая отводилась нанесенным на оружие руническим надписям или отдельным знакам. Этим символам придавалось значение, далеко выходящее за рамки обычной информационной трансляции. При этом явственно ощутимо четкое различие между двумя эпохами рунической письменности. В эпоху викингов, когда руническая эпиграфика вплотную приблизилась к состоянию рафинированного алфавитного письма, а всякое сверхъестественное содержание рун стало рассматриваться как безусловно второстепенное, окончательно изменился и характер надписей. Наряду с возникающей на самом излете активного бытования рун формулой типичного христианского молитвенного призыва , органично замещающего языческое обращение к Асам, большинство надписей на оружии в эпоху викингов тяготеет к чрезвычайно устойчивой формуле: «Имярек сделал меня. Некто владеет мною» с незначительными вариациями. Иногда данная надпись редуцируется, остается только имя владельца.

В одном случае можно предположить, что владелец и лицо, вырезавшее руны (разумеется, и изготовитель оружия), являются разными людьми. Однако результирующая формула отличается удивительной устойчивостью. Более того, она фактически, в несколько сокращенной форме, воспроизводит ядро формулы, характерной для наиболее массовой типа памятников младшерунической эпиграфики - рунических камней . Для них также весьма характерно указание, по меньшей мере двух действующих лиц - автора изображения и заказчика либо заказ чика и поминаемого посредством установки камня человека. Редукция формулы и ее предельный лаконизм диктовались характером предмета - носителя надписи, не оставлявшего такого простора, как поверхность камня. Тем не менее сложение весьма формализованного и чрезвычайно устойчивого речевого блока свидетельствует об окончательной фиксации в сознании не только традиции начертания рунических надписей, но и стереотипных формулировок, в рамках которых преимущественно и мыслилась, и реализовывалась руническая письменность.

Учитывая весьма значительные изменения, происходившие с футарком в течение второй половины I - начала II тыс . н.э., мы приходим к выводу, что отраженные в эпиграфике стереотипы мышления оказывались гораздо более устойчивыми, нежели традиционный рунический алфавит.

При этом в подавляющем большинстве случаев надписи сугубо утилитарны, ибо сочетают в себе свойства марки изготовителя и клейма собственника. Это служит отражением главной и основной тенденции, являющейся проекцией тенденции общерунической и заключенной в неуклонной десакрализации рунической письменности, уменьшении роли магических , ритуальных и посвятительных надписей и возрастании роли надписей профанного, бытового содержания. Наметившись еще в эпоху старших рун, в рамках переходного периода в континентальной Европе и на островах, эта тенденция приводит к полному торжеству профанных надписей в младшерунический период.

Что же касается старшерунических надписей на оружии, то они демонстрируют гораздо меньшую формализацию. Собственно, типология надписей не слишком разнообразна. Следует выделить пять основных категории:

1. Собственное имя оружия, чаще всего являющееся однословным или составным эпитетом, то есть хейти или кеннингом;
2. Указание имени владельца оружия;
3. Указание на лицо, вырезавшее руны,- эриля;
4. Магическое заклинание или его аббревиатура;
5. Непосредственное посвящение оружия асу в расчете на помощь.

Чрезвычайная трудность прочтения и тем более интерпретации некоторых надписей должна удержать нас от безапелляционных выводов. Однако отметим, что, как правило, эти типы не пересекаются, то есть предмет несет обычно достаточно краткую надпись, лежащую в пределах одного из указанных семантических полей. Очевидна чрезвычайная значимость именно магической составляющей рунических символов. При неустойчивости орфографии, общей для старшерунических памятников, прослеживается удивительно упорное и настойчивое стремление пометить оружие с использованием чрезвычайно экспрессивных эпитетов, совершенно недвусмысленно подчеркивающих агрессивный и активный либо, реже, оборонительный характер предмета вооружения. «Стремящийся к цели» , «Яростный» , «Проникающий» - трудно представить более подходящие имена для копий или мечей. Справедливо высказывание Л . А . Новотны , указывавшего на то, что надписи на оружии - это прежде всего язык воинов и племенной знати , предназначенный для варварски возвышенной поэтической передачи ощущения борьбы, крови, ран, оружия, трупов, охоты и т.д. Это само по себе блестящее и яркое отражение неспокойного мира сокрушителей Империи воссоздает лихорадочную и воинственную атмосферу эпохи, когда каждый воин находился в состоянии перманентной борьбы за свое существование и за победу, эпохи, известной нам по эпосу и кровавому оттенку золотых украшений.

Несомненна персональная связь между оружием и его владельцем. Одно не существует без другого, и наоборот. В этих надписях запечатлелась надежда на помощь в решающем броске и удачном ударе, надежда на то, что вовремя подставленный щит выдержит и не подведет. Метательное копье, ангон, являлся весьма важным элементом экипировки и вместе с тем порой выступал как главный действующий персонаж поединка. Первый всесокрушающий бросок мог привести к безоговорочной победе еще до рукопашной схватки. Поэтому ему уделялось особое внимание. В то же время неудачный бросок ставил под угрозу дальнейший исход поединка. Именно в силу этого столь лаконично-яркими порой бывают надписи на наконечниках копий, выступающих как своеобразный символ эпохи.

Воин любил свое оружие, доверял ему, называл его ярким и звучным именем, ожидая помощи в бою, вероятно, прежде всего, от самого оружия, а уже во вторую очередь - от ответственного за воинский успех божества. Несомненна определенная, более или менее явно выраженная, персонификация предмета вооружения , наделение его определенными чертами одушевленного существа, органично вписывавшееся в стереотипы языческого мышления и продолжавшее пережиточно-тотемистическую традицию зооморфа в украшении шлемов. В этом контексте непосредственным продолжением этой традиции одушевления выступает рыцарский обычай давать имена собственные мечам, копьям и другим предметам вооружения. Он, как и многие другие черты классического европейского рыцарства, уходит своими корнями именно в германскую традицию языческого периода. «Ожившие» меч или копье продолжали свой путь и в иной мир - с хозяином, в качестве погребального инвентаря, либо самостоятельно, как большинство находок из болот Северной Европы . И в самом деле, при анализе надписей на оружии сразу же возникает ощущение, что копье, получив собственное имя, действительно обретало вместе с ним и свою неповторимую судьбу, которая была не менее славной и, пожалуй, с точки зрения археолога, гораздо более продолжительной, чем судьба самого его владельца. Так, ковельское копье настолько дистанцировалось уже в нашем сознании от своего хозяина, что перипетии его судьбы - не только новейшей, но и раннесредневековой - воспринимаются действительно как приключения самого копья и только во вторую очередь-как приключения неведомого готского воина.

При анализе текстов рунических надписей на оружии возникает соблазн истолковать некоторые из характерных эпитетов как хейти Асов , в частности самого Одина . Известно, что письменные источники дают нам чрезвычайно многообразную палитру хейти Одина, насчитывающую многие десятки имен, к тому же наверняка существовали и другие. Отвергать такую возможность нельзя. К тому же именно Одину принадлежит один из немногочисленных эддических «именных» предметов вооружения - копье Гунгнир . Впрочем, ни один из известных нам текстов не упоминает о рунах, нанесенных на копье, однако это, разумеется, ни о чем не говорит.

Вся история с обретением Одином тайного знания рун тесно завязана на этот тип вооружения - именно копьем пронзил себя мудрейший из Асов, принеся себя в жертву самому себе. Устойчивая ось Один - копье - руны , о которой напоминает обилие типических надписей на наконечниках пик и дротиков, заставляет более внимательно отнестись именно к этому- основному и древнейшему - виду оружия.

При этом существуют прямые письменные свидетельства о наличии рунических символов и надписей на мечах. Канонический вариант - «Речи Сигрдривы » , находящие прямую аналогию в надписях на навершии из Фавершема и, возможно, копья из Холборо:

Руны победы,
коль ты к ней стремишься,-
вырежи их
на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра!
(Речи Сигрдривы: 6)

Строфа из «Беовульфа» блестяще иллюстрирует один из вариантов нанесения рун на оружие. Хродгар, рассматривая золоченую витую рукоять меча, видит на scennum изображение битвы божества с великанами и надпись, указывающую, кем и для кого был изготовлен меч:

...и сияли на золоте
руны ясные,
возвещавшие,
для кого и кем
этот змееукрашенный
меч был выкован
в те века незапамятные
вместе с череном,
рукоятью витой...
(Беовульф: 1694)

Какая именно часть рукояти подразумевалось под термином scennum , неизвестно, однако данная надпись типологически соответствует именно переходной форме старшерунических надписей англосаксонского региона, сохраняющих архаический вид, но уже демонстрирующих стандартизованную позднюю немагическую (профанную) формулу с упоминанием изготовителя/владельца. Рассказчик не упоминает конкретных имен при описании надписи - возможно, для него было самоочевидным, что в надписи такого рода должны быть упомянуты именно владелец оружия и мастер: сложившаяся традиция предполагалась «по умолчанию». Подобный тип надписей находит полное соответствие в находке наверший из Эш-Гилтона и, возможно, из Сарре . Эш-Гилтонская находка хронологически, типологически и биЮ «концептуально» наиболее близка к мечу из «Беовульфа» и, несомненно, является лишь вершиной айсберга, малодоступного нашему восприятию и оценке в силу фрагментарности источникового фонда эпохи «темных веков».

Напоследок уместно высказать еще одно предположение. Как представляется, вызревание и конституирование формализованных текстов рунических надписей на оружии в какой-то мере было связано со все меньшей индивидуализацией форм самого вооружения. Росла численность дружин, возрастали производственные ресурсы общества, повышалось качество оружия. Меч или копье, оставаясь непреходящей ценностью и предметом искренней привязанности воина, тем не менее в некоторой степени утрачивали индивидуальность . Наконечники копий, секиры и даже мечи эпохи викингов, а тем более последующего периода, не просто стали более массовыми - определенно снизилось разнообразие их внешних форм. Несколько меньшая выразительность форм позднего оружия - при повышении его эффективности - очевидна. Раньше каждый предмет вооружения действительно представлял собой уникальное произведение оружейного искусства - взятый сам по себе, он значил для своего обладателя, повидимому, больше, чем в более позднее время, и больше ценился. Он как бы имел свое собственное лицо, совершенно неповторимое и индивидуальное. Именно в этом надо искать корни обычая давать оружию собственные имена. Оружие было чрезвычайной ценностью, и нанесение имени владельца на его поверхность, во всяком случае, в последнюю очередь могло преследовать цель обозначить именно собственнические отношения - каждому и так было ясно, чье именно это копье или меч.

Конунги эпохи викингов, несомненно, снабжали своих дружинников более или менее значительными партиями вооружения, заказывая их кузнецам. Это был первый и весьма уверенный шаг к стандартизации оружия, облегчающей его производство и повышающей качество, но вместе с тем всегда неуклонно ведущей к обезличиванию вещей. Популярные типы мечей длительное время находились на вооружении, унифицируясь до весьма значительной степени. Все большие и большие контингенты дружинников собирались под одной крышей в пиршественном зале, на одном корабле, в одном лагере и т.д. Все более и более частой становилась ситуация, в которой воины могли перепутать свое оружие. Именно в этот период нужда в знаках собственности, сугубо утилитарных метках владельца, выходит из тени и становится велением времени.

Современной моделью такого эпиграфического памятника является выведенная шариковой ручкой фамилия владельца на внутренней стороне тульи бескозырки или фуражки, каковую нетрудно обнаружить на большинстве головных уборов в любом из военных училищ или гарнизонов. Это достаточно «грубая» модель, однако и стандартизация в наши дни доведена до своего логического предела.

Первые шаги допромышленной стандартизации в конце I тысячелетия н.э. уничтожили значительную долю индивидуальности оружия, изрядно «обезличив» его, что отразилось в изменении стереотипа рунических формул и степени их распространенности. Предлагаемая схема, конечно же, не исчерпывает сути проблемы, но, как представляется, является магистральным направлением ее решения.

(С) А.А. Хлевов Предвестники викингов. Северная Европа в I - VIII веках



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS