Главная - Полы
Верования древнего китая. Религия в Китае. Во что верят китайцы. Обряд инвеституры и клятвы

Китай - страна с удивительной культурой, которая насчитывает несколько тысячелетий. Но удивительна здесь не только культура, но и религия и философия. Даже сегодня религия Древнего Китая продолжает процветать и находить отклики в современных направлениях культуры и искусства.

О культуре кратко

Особого расцвета культура Поднебесной достигла во времена становления империи, в период правления и Хань. Уже тогда Древний Китай начал обогащать мир новыми изобретениями. Благодаря ему мировое наследие обогатилось такими важными изобретениями, как компас, сейсмограф, спидометр, фарфор, порох, ну и туалетная бумага, которая впервые появилась именно в Китае.

Именно здесь изобрели мореходные устройства, пушки и стремена, механические часы, приводной ремень и цепную передачу. Ученые Китая первыми стали использовать десятичные дроби, научились вычислять длину окружности, открыли метод решения уравнений с несколькими неизвестными.

Древние китайцы были грамотными астрономами. Они первыми научились вычислять даты затмения, составили первый в мире каталог звезд. В Древнем Китае было написано первое руководство по фармакологии, врачи проводили операции с использованием наркотических средств в качестве наркоза.

Духовная культура

Что касается духовного развития и Китая, то они были обусловлены так называемыми «китайскими церемониями» - стереотипными нормами поведения, которые были четко зафиксированы в этике. Эти правила были сформулированы еще в глубокой древности, задолго до начала строительства Великой Китайской стены.

Духовность у древних китайцев была достаточно специфическим явлением: преувеличенное значение этико-ритуальных ценностей привело к тому, что религию как таковую в Поднебесной заменила философия. Именно поэтому многих приводит в замешательство вопрос: "Какая религия была в Древнем Китае?" Действительно, попробуй, сходу вспомни все эти направления... Да и верованиями их сложно назвать. Стандартный культ богов здесь заменен культом предков, а те боги, что сохранились, превратились в абстрактные божества-символы, без уподобления человеку. Например, Небо, Дао, Поднебесье и т. д.

Философия

Рассказать кратко о религии Древнего Китая не получится, слишком уж много в данном вопросе нюансов. Взять, к примеру, мифологию. Популярные у других народов мифы китайцы заменили легендами о мудрых правителях (основанных, кстати, на реальных фактах). Также в Китае не было жрецов, персонифицированных богов и храмов в их честь. Функции жрецов исполняли чиновники, высшими божествами были умершие предки и духи, которые олицетворяли силы природы.

Общение с духами и предками сопровождалось специальными ритуалами, которые всегда обставлялись с особой тщательностью, поскольку были делом государственной важности. Любая религиозная идея обладала высоким уровнем философской абстракции. В религии Древнего Китая существовало представление о Высшем Начале, которому дали название Тянь (Небо), в редких случаях Шан-Ди (Господь). Правда, воспринимались эти начала как некая верховная и строгая всеобщность. Эту всеобщность нельзя было любить, подражать ей, да и восхищаться ею не было особого смысла. Считалось, что Небо наказывает нечестивых и вознаграждает послушных. Это олицетворение Высшего Разума, поэтому императоры Древнего Китая носили гордый титул «сына Неба» и находились под его непосредственным покровительством. Правда, управлять Поднебесной они могли до тех пор, пока сохраняли добродетель. Потеряв ее, император не имел права оставаться у власти.

Еще один принцип религии Древнего Китая - деление всего мира на инь и ян. Каждое такое понятие имело много значений, но в первую очередь ян олицетворяло мужское начало, а инь - женское.

Ян связывали с чем-то ярким, светлым, твердым и сильным, то есть с какими-то положительными качествами. Инь олицетворяли с Луной, а точнее с ее темной стороной и другими мрачными началами. Обе эти силы тесно связаны между собой, в результате взаимодействия и была создана вся видимая Вселенная.

Лао-цзы

В философии и религии Древнего Китая первым появилось такое направление, как даосизм. Эта концепция включала в себя понятия Справедливости, Всеобщего Закона и Высшей Истины. Его основателем считается философ Лао-цзы, но так как о нем не сохранилось достоверных биографических сведений, его считают легендарной фигурой.

Как писал один древнекитайский историк Сым Цянь, Лао-цзы родился в царстве Чу, долгое время он выполнял работу по охране архива при царском дворе, но, видя, как падают общественные нравы, подал в отставку и уехал на Запад. Как сложилась его дальнейшая судьба - неизвестно.

Единственное, что осталось от него - сочинение "Дао-дэ Цзин", которое он оставил смотрителю пограничной заставы. Оно положило начало переосмыслению религии Древнего Китая. Кратко говоря, в этом небольшом философском трактате были собраны основные принципы даосизма, которые не поменялись даже сегодня.

Великое Дао

В центре учения Лао-цзы находится такое понятие, как Дао, правда, ему невозможно дать однозначного определения. В дословном переводе слово «Дао» означает «Путь», но только в китайском языке оно получило еще такое значение, как «логос». Этим понятием обозначали правила, порядки, смыслы, законы и духовные сущности.

Дао - это источник всего. Бестелесное, туманное и неопределенное нечто, являющееся духовным началом, которое невозможно постичь физически.

Все видимое и осязаемое бытие находится намного ниже духовного и эфемерного Дао. Лао-цзы даже осмелился назвать Дао небытием, потому что оно не существует так, как горы или реки. Его реальность совсем не такая, как земная, чувственная. И поэтому постижение Дао должно стать смыслом жизни, в этом состоит одна из особенностей религии Древнего Китая.

Властитель божеств

Во втором веке нашей эры последователи Лао-цзы стали обожествлять его и воспринимали как олицетворение истинного Дао. Со временем обычный человек Лао-цзы превратился в высшее даоское божество. Его знали под именем Высочайшего владыки Лао, или Желтого Владыки Лао.

В конце второго века в Китае появилась «Книга о превращениях Лао-цзы». Здесь о нем говорится как о существе, которое появилось еще до возникновения Вселенной. В этом трактате Лао-цзы называли Корнем Неба и Земли, Владыкой божеств, Праотцом инь-ян и т. д.

В культуре и религии Древнего Китая Лао-цзы считали истоком и жизненной основой всего сущего. Он 9 раз перевоплощался внутренне и столько же раз менялся внешне. Пару раз он появлялся в облике советников правителей Древности.

Конфуций

Основные религии Древнего Китая во многом развились благодаря Конфуцию. Именно он открыл эпоху, в которой были заложены основы современной китайской культуры. Его сложно назвать основателем религии, хотя его имя упоминается в одном ряду с именами Заратуштры и Будды, но вопросы веры занимали мало места в его идеологии.

Также в его облике не было ничего от нечеловеческого существа, а в историях о нем упоминали как об обычном человеке без всяких мифических дополнений.

О нем пишут как о простом и до безобразия прозаичном человеке. И все же ему удалось войти в анналы истории, оставив свой отпечаток не только на культуре, но и на духе всей страны. Его авторитет оставался непоколебимым, и на то были свои причины. Конфуций жил в эпоху, когда Китай занимал незначительную часть от современной территории Поднебесной, это приходилось на период правления Чжоу (примерно 250 год до Рождества Христова). В то время император, который носил титул сына Неба, был личностью авторитетной, но не обладал властью как таковой. Он исполнял исключительно ритуальные функции.

Учитель

Конфуций прославился своей ученостью, из-за чего был приближен к императору. Философ постоянно совершенствовал свои знания, не пропускал ни одного приема во дворце, систематизировал чжоуские ритуальные танцы, народные песни, составил и редактировал исторические рукописи.

После того как Конфуцию исполнилось 40 лет, он решил, что имеет моральное право учить других, и стал набирать себе учеников. Он не делал различий по происхождению, хотя это не значило, что каждый мог стать его учеником.

Великие наставления

Конфуций давал наставления только тем, кто, обнаружив свое невежество, искал знаний. Такие занятия не приносили большого дохода, но слава учителя росла, многие из его учеников стали занимать завидные государственные посты. Так что количество желающих учиться у Конфуция росло с каждым годом.

Великого философа не волновали вопросы бессмертия, смысла жизни и Бога. Конфуций всегда уделял большое внимание повседневным ритуалам. Именно с его подачи сегодня в Китае существует 300 обрядов и 3000 правил приличия. Для Конфуция главным было найти путь к спокойному процветанию общества, высшего начала он не отрицал, но считал его далеким и абстрактным. Учения Конфуция стали фундаментом для развития китайской культуры, поскольку касались человека и человеческих отношений. Сегодня Конфуций считается величайшим мудрецом нации.

Чжан Даолинь и даосизм

Как уже было сказано, философия Лао-цзы оказала влияние на все сферы культуры и легла в основу новой религии - даосизма. Правда, это случилось спустя несколько столетий после смерти основателя Дао.

Направление даосизма начал разрабатывать проповедник Чжан Даолинь. Эта религия сложная и многогранная. В ее основу положена вера в то, что мир полностью населен бесчисленным количеством добрых и злых духов. Над ними можно получить власть, если знаешь имя духа и проводишь необходимый ритуал.

Бессмертие

Центральной доктриной даосизма считается учение о бессмертии. Если говорить кратко, в мифологии и религии Древнего Китая не было какого-либо учения о бессмертии. Только в даосизме появилось первое упоминание по этому вопросу. Здесь считалось, что человек обладает двумя душами: материальной и духовной. Последователи течения верили, что после смерти духовная составляющая человека превращается в духа и продолжает существовать после того, как тело умрет, а потом растворяется в небе.

Что касается физической составляющей, то она становилась «демоном», а спустя время уходила в мир теней. Там ее эфемерное существование могло поддерживаться жертвами потомков. В противном случае она растворится в земной пневме.

Тело считалось единственной нитью, которая связывала эти души воедино. Смерть приводила к тому, что они рассоединялись и погибали - одна раньше, другая позже.

Китайцы говорили не о каком-то сумрачном загробном мире, а о бесконечном продлении физического существования. Даосы верили, что физическое тело - это микрокосм, который нужно превращать в макрокосм, подобный Вселенной.

Божества в Древнем Китае

Несколько позже в религию Древнего Китая стал проникать буддизм, к новому учению самыми восприимчивыми оказались даосы, позаимствовав множество буддистских мотивов.

Спустя некоторое время появился даоский пантеон духов и божеств. Конечно, на почетном месте стоял основатель Дао, Лао-цзы. Широкое распространение получил культ святых. К нему причисляли известных исторических деятелей и добродетельных чиновников. Божествами считались: легендарный император Хуанди, богиня Запада Сиванму, первый человек Паньгу, божества Великого начала и Великого предела.

В честь этих божеств строились храмы, где выставлялись соответствующие идолы, и жители Китая приносили к ним подношения.

Искусство и культура

Доказательства взаимосвязи традиционных религий и искусства в Древнем Китае можно отыскать в литературе, архитектуре и изобразительном искусстве. В большинстве своем они развивались под влиянием религиозных и этико-философских знаний. Это касается учений Конфуция и буддизма, проникшего на территорию страны.

Буддизм просуществовал в Китае около двух тысячелетий, конечно, он заметно изменился, пока приспосабливался к специфической китайской цивилизации. На основе буддизма и конфуцианского прагматизма возникла религиозная мысль чань-буддизм, позже она пришла к своей современной, завершенной форме - дзен-буддизму. Китайцы так и не приняли индийское изображение Будды, создав свое собственное. Точно так же отличаются и пагоды.

Если говорить кратко о культуре и религии Древнего Китая, то можно сделать следующие выводы: религия в давнюю эпоху отличалась особым рационализмом и прагматизмом. Эта тенденция присутствует и сегодня. Вместо вымышленных божеств в религии Китая присутствуют настоящие исторические личности, догмами здесь выступают философские трактаты, а вместо шаманских ритуалов используют 3000 правил приличия.

Почти половина (47%*) жителей современного Китая считают себя атеистами. Еще 30% считают себя нерелигиозным. Во многом это следствие государственной политики в начальный период становления КНР и затем в ходе «Культурной революции». Однако, к реальным атеистам – тем, кто не верит ни в какие религии, не отмечает религиозные праздники и не соблюдает обычаи, относится 15% населения. Для значительной части жителей Китая религия по-прежнему занимает важное место в жизни.

*Опрос международного социологического агентства WIN / Gallup International (2012). Во время всекитайской переписи населения (2010) вопрос о религиозных воззрениях на задавался.

Согласно опросам, проведенным в начале XXI века, около 80% китайцев исполняли некоторые обряды и ритуалы, связанные с народными и, частично, с даосистскими верованиями; 10-16% называют себя буддистами; 2-4% - христиане; и 1-2% - мусульмане. По официальным данным на начало 2010 года в Китае насчитывалось 20 000 буддийских и 3000 даосских монастырей, 35 000 мечетей, 6000 католических и более 58 000 протестантских церквей. Китай является домом для 100 миллионов верующих, в основном буддистов, даосов, христиан, католиков и мусульман.

Многие исследователи ставят под сомнение правильность применения термина «религия» к даосизму, буддизму и конфуцианству. Часто используются термины «духовные практики », «философские школы ». Выделять в китайской культуре обособленную религиозную компоненту следует с большой долей условности для аналитических целей. В китайском языке в принципе не существовало термина "религия". Замещавшее его понятие "учение", "школа" в равной степени было применимо к философским, научным и религиозным учениям - китайская не проводила различия между ними (равно как и индийская).Втерминах китайского языка вопрос о границах между религией, философией, наукой и эзотерическими пратиками (такими как даосская алхимия или гадание на И-Цзин) оказывается практически бессмысленным.

Резюмируя, можно сказать, что главным идолом для основной массы китайцев является достаток и семья. Немного циничным, но в целом правильным ответом на вопросы "Какая религия в Китае? ", "Основная религия Китая? ", "" будет - "в материальное благополучие" .

Ламаистский храм

В ламаистском храме в Пекине

В китайском храме

Народная религия в Китае

За многовековую историю Китая здесь возникло множество религиозных традиций и обычаев, в объединении их называют н ародной религией Китая . Как правило, они заключаются в поклонении различным природным, клановым и национальным божествам: предкам, духам, героям. Наиболее почитаемые божества - Мацзу и Хуанди .
Почитание предков уходит в глубину китайской истории, является неотъемлемой частью культуры и народной религии, а также играет важную роль в конфуцианстве. Ритуалы проводятся во время фестиваля Цинмин , праздника Двойной Девятки , их элементы присутствуют в других церемониях: свадьбах, посвящениях, похоронах. Местом поклонения предкам являются могилы, гробницы, храмы предков или домашние кумирни. Ритуалы проходят в форме молитв и принесения в жертву пищи, благовоний, сжигания свечей и жертвенной бумаги, специальных церемониальных денег.

Даосизм

Даосизм - это сочетание различных философских и религиозных школ, появившихся начиная с VI века до н. э. Источником является трактат «Дао дэ цзин », приписываемый Лао-цзы. Даосизм сосредоточен на вопросах здоровья, естественности поведения, долголетия, обретения бессмертия.
Даосизм зародился из народной религии, которая считается низшей ступенью даосизма. Главное понятие религии - «Дао » (Путь, Всеобщий Закон). Даосские практики включают в себя дыхательную гимнастику цигун , траволечение, фэншуй , алхимию, астрологию, несколько видов боевых искусств. В Китае действует множество школ, сект и ответвлений даосизма. Основных школ две: Северная (Цюаньчжэнь, Школа Совершенной Истины ) и Южная (Чжэнъидао, Школа Истинного Единства ).

Буддизм

Буддизм появился в Китае в правпение династии Хань. Сведения о нем проникли в Китай еще до нашей эры, но распространяться он начал позднее, когда находившемуся в то время у власти императору явидось, по преданию, чудесное видение во сне: человек ростом шестнадцать футов, с ярким ореолом вокруг чела. Поскольку видение явилось ему с запада, император направил гонцов в этом направлении, и онн возвратились с образом Будды и буддийскими сочинениями. К IX веку это учение, восприняв многие идеи из китайской философии, укоренилось в стране, получив большое распространение среди простого народа. Cложилось три главных направления: китайский буддизм, тибетский буддизм (ламаизм) и палийский буддизм. Вместе с буддизмом в Китае раепространилось также влияние индийского искусства, из Китая оно проникло в Корею, а оттуда в Японию.

Могила Конфуция в в Цюйфу (Шаньдун)

Скульптурное изображение Конфуция

Обращения посетителей в храме Конфуция в Цюйфу

Конфуцианство

Под конфуцианством понимают этико-философское учение, основы которого заложил . Базовым принципом учения была гармония, единство. Каждый человек должен знать свои обязанности и права, выполнять долг перед страной и проявлять уважение к предкам. Интересно, что жители Китая называют это понятие «школа ученых книжников» либо просто «школа ученых».

Религии в КНР в новейшее время

В 1950 году компартия издала директиву для представителей власти во всех регионах и провинциях, требуя от них наложения запрета на религиозные организации и общественные формирования. Власти участвовали в расформировании организаций христиан, даосов, буддистов и т.д., требуя от их членов зарегистрироваться и раскаяться, с тем чтобы стать новыми людьми. Если организации не регистрировались в срок, то после выявления нарушения их подвергали суровому наказанию. В 1951 году были приняты суровые установления в отношении тех, кто продолжал вести религиозную деятельность.

Китай – одно из самых интересных и самобытных государств в мире. Основой для формирования жизненной философии и оригинальной национальной культуры этой страны стал симбиоз нескольких религиозных направлений. На протяжении тысячелетий воздействие на социальное устройство общества, духовное развитие и моральный облик китайского народа оказывали древняя народная религия Китая, возникшие на территории этой страны даосизм и конфуцианство, а также заимствованный у индусов буддизм. Позднее, в VII веке нашей эры, список религиозных конфессий пополнили ислам и христианство.

История развития и возникновения религиозных течений в Китае

Три основные религиозные системы Китая (даосизм, конфуцианство и буддизм) принципиально отличаются от духовных представлений народов Европы, Индии и Ближнего Востока. По сути своей они являются философскими учениями, направляющими человека на путь самопознания и развития, помогающими ему найти свое место в социуме, обрести смысл жизни. В отличие от других вероисповеданий, религия Китая не касается идеи Бога-Творца и не имеет таких понятий, как рай и ад. Чужда китайцам и борьба за чистоту веры: различные конфессии мирно уживаются друг с другом. Люди могут одновременно исповедовать и даосизм, и буддизм, в придачу ко всему искать покровительства у духов, участвовать в церемониях поклонения предкам и других древнейших ритуалах.

Древняя народная религия Китая

До возникновения и распространения среди населения даосизма, конфуцианства и буддизма на территории Китая царила политеистическая система верований. Объектами поклонения для древних китайцев служили их предки, духи и мифические существа, отождествляемые с природными явлениями божества, герои, драконы. Проявлением божественного начала также были Земля и Небо. Причем Небо главенствовало над Землей. Оно отождествлялось с высшей справедливостью: ему поклонялись, возносили молитвы, от него ждали помощи. Спустя тысячелетия традиция обожествлять небеса не утратила актуальности. Подтверждением тому служит Храм Неба, построенный в 1420 году и действующий по сей день.

Даосизм

Народная религия Китая послужила основой для возникновения даосизма – философского и религиозного направления, сформировавшегося в VI веке до нашей эры. Создателем даосского учения считается Лао-цзы – легендарная личность, существование которой ученые ставят под сомнение. Смысл даосизма заключается в познании дао (пути), достижении благополучия и здоровья, стремлении к бессмертию. Движение к этим прекрасным целям происходит благодаря соблюдению определенных моральных законов, а также использованию особых практик и дисциплин: дыхательной гимнастики (цигун), боевого искусства (ушу), гармоничного обустройства окружающего пространства (фэншуй), техники трансформации сексуальной энергии, астрологии, лечения травами. На сегодняшний день в Поднебесной проживает около 30 миллионов приверженцев этой концепции. Для последователей учения Лао-цзы, а также для всех, кого привлекает эта религия Китая, открыты двери храмов. В стране существует несколько даосских школ и действующих монастырей.

Конфуцианство

Приблизительно в то же время, что и даосизм (VI век до нашей эры), зарождается еще одна массовая религия Китая – конфуцианство. Ее основателем стал мыслитель и философ Конфуций. Он создал собственное этико-философское учение, которое спустя несколько столетий получило статус официальной религии. Несмотря на появление религиозного аспекта, конфуцианство сохранило свою изначальную суть – осталось сводом моральных норм и правил, направленных на гармонизацию отношений личности и общества. Цель последователя этой системы заключается в стремлении человека стать благородным мужем, который должен быть сострадательным, следовать чувству долга, почитать родителей, соблюдать этику и ритуалы, стремиться к знаниям. На протяжении веков конфуцианство оказывало влияние на моральный облик и психологию этого народа. Не утратило оно своего значения и сегодня: соответствовать принципам учения, следуя долгу и неустанно совершенствуя себя, стремятся миллионы современных китайцев.

Буддизм

Наряду с исконно китайскими направлениями (даосизм и конфуцианство) в тройку наиболее значимых вероисповеданий в этой стране входит буддизм. Возникшее на территории Индии в V веке до нашей эры, учение Будды дошло до Китая в I веке нашей эры. Спустя несколько столетий оно укоренилось и получило массовое распространение. Новая религия Китая, обещавшая освобождение от страданий и бесконечных перерождений, изначально привлекала преимущественно простолюдинов. Однако постепенно она покорила сердца и умы людей самых разных сословий. Сегодня миллионы китайцев придерживаются этой традиции и стараются соблюдать заповеди буддизма. Количество буддистских храмов и монастырей в Китае исчисляется тысячами, а число людей, принявших монашество, составляет около 180 тысяч.

Религии Китая в наши дни

Черная полоса для всех религиозных конфессий Китая началась в 1949 году после провозглашения Китайской Народной Республики. Все религии были объявлены пережитком феодализма и запрещены. В стране наступила эпоха атеизма. В 1966–1976 годах ситуация накалилась до предела – КНР потрясла «культурная революция». На протяжении десяти лет ярые приверженцы «перемен» уничтожали храмы и монастыри, религиозную и философскую литературу, духовные реликвии. Тысячи верующих были убиты или сосланы в исправительные лагеря. После окончания этой страшной эпохи в 1978 году была принята новая конституция КНР, в которой провозглашались права граждан на свободу вероисповедания. В середине 80-х годов прошлого столетия в стране началось массовое восстановление храмов, сопровождаемое популяризацией религии как важнейшей части национальной культуры. Политика возвращения к духовным истокам оказалась успешной. Современный Китай представляет собой мультирелигиозную страну, в которой мирно сосуществуют, гармонично дополняя друг друга, традиционные учения (даосизм, конфуцианство, буддизм), древняя народная религия Китая, сравнительно недавно пришедшие сюда ислам и христианство, а также верования национальных меньшинств (религии моз и дунба, религия Белого Камня).

Религия в древнем Китае

Если Индия – царство религий, а религиозное мышление индийца насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай являет собой цивилизацию иного типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли значительно большую роль, нежели мистические абстракции и индивидуалистические поиски спасения. Трезвый и рационалистически мыслящий китаец никогда не задумывался слишком много над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать. Если характерная этнопсихологическая особенность индийца – его интровертивность, ведшая в своем крайнем выражении к аскезе, йоге, монашеству строгого стиля, к стремлению индивида раствориться в Абсолюте и тем спасти свою бессмертную душу от сковывающей ее материальной оболочки, то истинный китаец выше всего ценил как раз материальную оболочку, т. е. свою жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий. При этом этически детерминированный рационализм был доминантой, определявшей нормы социально-семейной жизни китайца.

Специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления, всей духовной ориентации в Китае видна во многом.

В Китае тоже есть высшее божественное начало – Небо. Но китайское Небо – это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Ее нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Правда, в системе китайской религиозно-философской мысли существовали, кроме Неба, и Будда (представление о нем проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале нашей эры), и Дао»(основная категория религиозного и философского даосизма), причем Дао в его даосской трактовке (существовала и иная трактовка, конфуцианская, воспринимавшая Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индийскому Брахману. Однако не Будда и не Дао, а именно Небо всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае.

Важнейшей особенностью древнекитайской религии была весьма незначительная роль мифологии. В отличие от всех иных ранних обществ и соответствующих религиозных систем, в которых именно мифологические сказания и предания определяли весь облик духовной культуры, в Китае уже с древности место мифов заняли историзованные легенды о мудрых и справедливых правителях. Легендарные мудрецы Яо, Шунь и Юй, а затем культурные герои типа Хуанди и Шэньнуна, ставшие в сознании древних китайцев их первопредками и первоправителями, заменили собой многочисленных почитаемых богов. Тесно связанный со всеми этими деятелями культ этической нормы (справедливость, мудрость, добродетель, стремление к социальной гармонии и т. п.) оттеснил на второй план чисто религиозные идеи сакрального могущества, сверхъестественной мощи и мистической непознаваемости высших сил. Иными словами, в древнем Китае с весьма раннего времени шел заметный процесс демифологизации и десакрализации религиозного восприятия мира. Божества как бы спускались на землю и превращались в мудрых и справедливых деятелей, культ которых в Китае с веками все возрастал. И хотя с эпохи Хань (III в. до н. э. – III в. н. э.) ситуация в этом плане стала изменяться (появилось множество новых божеств и связанных с ними мифологических преданий, причем частично это было вызвано выходом на передний план и записью народных верований и многочисленных суеверий, до того пребывавших как бы в тени или бытовавших среди включенных в состав империи национальных меньшинств), на характере китайских религий это уже мало сказалось. Этически детерминированный рационализм, обрамленный десакрализованным ритуалом, уже с древности стал основой основ китайского образа жизни. Не религия как таковая, но прежде всего ритуализованная этика формировала облик китайской традиционной культуры. Все это сказалось на характере китайских религий, начиная с древнекитайской.

Так, например, заслуживает внимания то обстоятельство, что религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная и социально несущественная роль духовенства, жречества. Ничего похожего на сословие улемов или влиятельные касты брахманов китайцы никогда не знали. К буддийским и особенно даосским монахам они относились обычно с плохо скрываемым пренебрежением, без должного уважения и почтения. Что же касается конфуцианских ученых, чаще всего выполнявших важнейшие функции жрецов (во время культовых отправлений в честь Неба, важнейших божеств, духов и предков), то именно они были уважаемым и привилегированным сословием в Китае; однако они были не столько жрецами, сколько чиновниками, так что собственно религиозные их функции всегда оставались на втором плане.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

В древнем Китае В III тыс. до н. э. территория Китая была мало похожа на то, что она представляет ныне: девственные леса и болота, питавшиеся реками, разливающимися в половодье, обширные озера, топкие солонцы и только на возвышенных плоскогорьях - луга и степи. На востоке

Из книги От Кира Великого до Мао Цзэдуна. Юг и Восток в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

В Древнем Китае Вопрос 7.49Кончина императора воспринималась как национальное бедствие.Как сообщали народу о смерти властителя Поднебесной? Какими словами?Вопрос 7.50После смерти императора Цинь Шихуана (259–210 гг. до Р.Х.) Поднебесной фактически управлял первый министр

автора

7.12 Какие монголы жили в «древнем» Китае? Тем, что МОНГОЛЫ жили в Древнем Китае, сегодня никого не удивишь.Это всем известна До сих пор современные монголы там живут. Да и современная Монголия граничит с Китаем Эти монголы относятся к монголоидной, а не индоевропейской

Из книги Пегая орда. История «древнего» Китая. автора Носовский Глеб Владимирович

7.13. Библия в «древнем» Китае Возникает четкое ощущение, что по крайней мере некоторые «древне»-китайские тексты были занесены туда из России и Европы. Причем, занесены очень поздно. Поэтому следует ожидать, что среди них найдутся и какие-то части Библии. Это ожидание

Из книги Мифы Цивилизации автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

МИФ О ДРЕВНЕМ КИТАЕ Из статьи д-ра Е. Габовича (Германия) о китайских чудесах:«Трудные роды китайской исторической идеи хорошо известны критикам хронологии. Собственно китайская историческая идея сильно отличалась от европейской и сводилась к тому, что рассказы о

Из книги Русь и Рим. Колонизация Америки Русью-Ордой в XV–XVI веках автора Носовский Глеб Владимирович

11. Библия в «Древнем» Китае Выше мы рассказали о «древне»-китайской хронологии и, в частности, о том, что некоторые «древне»-китайские тексты на самом деле являются переводами с европейских языков. Причем выполненными очень поздно - в XVII–XIX веках. А поэтому следует

Из книги Римские войны. Под знаком Марса автора Махлаюк Александр Валентинович

Глава II Война и религия в Древнем Риме Тот, кто внимательно прочитал предыдущую главу, очевидно, понял, что отношение римлян к войне изначально определяли два главных обстоятельства. Это, во-первых, крестьянская тяга к земле, а во-вторых, стремление аристократии к славе.

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Империя ученых (Гибель древней империи. 2-е испр. изд.) автора Малявин Владимир Вячеславович

Пролог На пути к империи: классические течения политической мысли в Древнем

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Мумии европеоидов в Древнем Китае В Древнем Китае властвовали европейцы. В последние два десятилетия археологи, ведущие раскопки в бассейне реки Тарим на северо-западе Китая, все чаще и чаще находят изумительно сохранившиеся мумии, облаченные в одеяния, которые

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

«Религия» и этика на древнем Ближнем Востоке. Понимание добра и зла Строго говоря, по многим своим признакам языческие «религии» древнего Ближнего Востока соответствуют вовсе не религии в средневековом и более позднем понимании, а современной прикладной науке и

Из книги Древний Китай. Том 2: Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Гегемоны-ба в древнем Китае Ослабление чжоуских ванов и усиление раздробленности в Поднебесной создавали, как уже упоминалось, ситуацию вакуума власти. Вообще-то это почти нормальная ситуация для классических феодальных структур. Однако такого рода норма чаще всего

автора Васильев Леонид Сергеевич

Аристократия, государство и войны в древнем Китае Итак, аристократия была фундаментом государственности в Китае. Но она же, по меньшей мере до периода Чжаньго, играла решающую роль во всех ведшихся в древнем Китае войнах, именно по этой причине их следует считать

Из книги Древний Китай. Том 3: Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Философский синкретизм в древнем Китае Еще одной из важных форм идейного сближения элементов философской рефлексии различного происхождения и направления был идейный синкретизм. Он нашел свое отражение в упоминавшихся уже позднечжоуских и частично раннеханьских

Из книги Очерки по истории религии и атеизма автора Аветисьян Арсен Аветисьянович

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

В Древнем Китае было распространено поклонение явлениям природы и духам умерших предков. Ранней формой религии у китайцев был культ Шан-ди, который почитался как верховное божество, легендарный тотемный родоначальник. Круговорот в природе и порядок движения небесных светил, китайцы объясняли существованием бога неба. Небо в китайской мифологии понималось как создатель всего сущего, как сознательное существо, управляющее миром. Верующие китайцы полагали, что Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Поэтому смысл жизни древнего китайца заключался в установлении правильных отношений человека с Небом.

Культ Неба, это не только мифологические представления и верования, но и развитая религиозно-культовая система. Небо выступало в качестве прародителя китайских императоров. Правитель считался сыном Неба, а его страна начала именоваться Поднебесной. Главной прерогативой китайских правителей считалось осуществление жертвоприношений и воздание почестей Отцу – хранителю мирового порядка.

Жреческое сословие в Китае не получило сильного развития, религиозные функции выполняли чиновники. Деятельность чиновников была направлена, прежде всего, на выполнение административных обязанностей для сохранения социальной устойчивости китайского общества. Поэтому культ Неба носил бюрократический оттенок. Мистический компонент был слабо выражен и в мифологии Древнего Китая. Главные действующие персонажи мифов – культурные герои, которые создают ремёсла, язык, сельскохозяйственные культуры и многое другое, чем пользуются люди. Культурные герои отмечены необыкновенным рождением, их нередко охраняют животные-защитники, и они становятся мудрыми правителями или совершают великие деяния.

Особенностями китайского мировоззрения является не только обращённость к социальным проблемам, но и установка о конечности существования. Китайцы считают, что рождение человека это его начало, а смерть – его конец. Жизнь – это хорошо, а смерть – это плохо. Для китайской культуры характерно почитание предков с целью умилостивить их и тем самым обезопасить живущих от их возможного вредного воздействия. Древние китайцы считали, что самым важным в жизни должно быть гармоничное соотношение вещей, это привело к тому, что целью своей религии китайцы считают сохранение естественного ритма жизни и стремление к гармонии во всех взаимоотношениях.

Культ Неба сохранялся в Китае вплоть до XX века. В Пекине сохранился храм Неба, где совершались жертвоприношения и императорами и простыми людьми.

Термин даосизм происходит от китайского слова «дао», которое можно перевести как путь и объяснить как плавное движение всего естественного в мире Главное понятие даосской религиозной системы – Дао, очень неоднозначно. Это корень, первооснова мира, закон бытия, некий Божественный абсолют. Великого Дао никто не создал, но всё происходит из него, чтобы, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Дао это и путь, по которому следует всё в мире, в том числе и великое Небо. Каждый человек, чтобы стать счастливым должен стать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. «Дао пусто, но в применении неисчерпаемо». Дао можно трактовать и как единство с природой через подчинение одинаковым законам. Нарушение гармонии между людьми и природой является причиной бедствий: голода, войны, болезней и т.д.


Сила Дао выражается в двух противоположных источниках энергии инь и ян. Инь олицитворяет женское начало – тёмный и пассивный аспект бытия, ян – мужское, светлое, активное начало. Например, инь – это бездействие, зима, смерть, лишения, ян – деятельность, лето, жизнь, изобилие. Взаимодействие этих двух начал – источник круговорота жизни. Все предметы и живые существа содержат эти два начала, но в разных пропорциях, которые не всегда одинаковы в разное время.

Даосизм начинает оформляться в религиозно-культовую систему в IV-III вв. до н.э. В дальнейшем происходила эволюция его институтов, развитие теоретических и практических основ. Основоположником даосизма считают легендарного мыслителя Лао-цзы («старый учитель»). По одной из легенд он оставил таможеннику во время последнего путешествия трактат «Дао дэ дзин» («Книга о Дао»), в котором изложил идеи даосизма. По другой версии автором этого философского труда является даосский мудрец Чжуан-цзы («Учитель Чжуан»).

Что касается политики, Лао-цзы учил, что чем меньше государство вмешивается в жизнь людей, тем лучше. Согласно этой теории трудности у власти появляются из- за того, что она прибегает к диктаторским методам, заставляя людей поступать так, как для них противоестественно. Если все люди будут следовать Дао, в мире наступит гармония человеческих отношений. Дао ничего не желает и ни к чему не стремится, также должны поступать и люди.

Всё естественное происходит само собой, без особых усилий личности. Естественному ходу противостоит корыстная эгоистическая деятельность человека. Такая деятельность предосудительна, поэтому главным принципом даосизма выступает недеяние («увэй»). Увэй не пассивность, а непротивление естественному ходу событий.

Для мировоззрения Чжуан-цзы большое значение имела концепция «уравнивания сущего» (ци-у), согласно которой мир представляет собой некое абсолютное единство. В нём нет места чётким границам между вещами, всё слито друг с другом, всё присутствует во всём. Для традиционной китайской философии реальной признавалась психофизическая целостность живого существа. Сам дух понимался как утончённая материально-энергетическая субстанция – ци. После смерти тела «ци» рассеивалось в природе. Кроме того, даосизм унаследовал от шаманизма учение о множественности душ – животных (по) и мыслящих (хунь). Тело выступало единственной нитью, связывающих их воедино. Смерть тела приводила к разъединению и гибели душ. В понятии субстанции ци, которая течёт сквозь все живые организмы, кроется ключ к пониманию основ китайской медицины и такими методами лечения как акупунктура (иглоукалывание) и акупрессура (надавливание на определённые места тела).

Уже в глубокой древности огромное значение придавалось средствам продления физической жизни, а долголетие стало одной из важнейших ценностей китайской культуры.

Путь к бессмертию предполагал два аспекта: совершенствование духа и совершенствование тела. Первый заключался в занятиях медитацией, созерцанием Дао и единение с ним. Второй включал в себя гимнастические и дыхательные упражнения, занятия алхимией. Алхимия разделялась даосами на внешнюю и внутреннюю. Первая предполагала поиски эликсира бессмертия. Даосские алхимики накопили ценный эмпирический материал в области химии и медицины, значительно обогативший традиционную китайскую фармакологию. Последователи внутренней алхимии исходили из положения о полном подобии человеческого тела и вселенной. А раз в теле человека есть всё, что есть в космосе, то можно создать новое бессмертное тело из веществ, соков и энергий собственного тела. Особое внимание уделялось управлению энергиями, протекающим по особым каналам тела (цзин) и накапливающихся в особых резервуарах (дань тянь). Управление энергиями достигалось при помощи концентрации сознания и визуализации (ци гун).

Нравственный идеал даосизма – отшельник, который с помощью медитации, дыхательных и гимнастических упражнений, алхимии добивается высокого духовного состояния слияния с природой, Дао и достигает бессмертия. Достижение бессмертия, или как минимум, долголетия предусматривало: «питание духа» путём соблюдения заповедей, «питание тела» – соблюдение строжайшей диеты.

История даосизма в Китае противоречива, иногда императоры делали её официальной религией своего государства, а иногда запрещали, закрывали даосские монастыри. Некоторые аспекты учения даосизма подвергались влиянию традиционных народных верований. Синтез этих двух факторов привёл к возникновению религиозного культа с использованием колдовства и суеверий. Появились ритуальные физические упражнения,особые диеты,магические заклинания. Попытки достичь бессмертия привели интересным последствиям в народной трактовке даосизма. Так, сохранилось предание, что по совету даосских мудрецов император Хань Ци в III в. до н.э. посылал несколько экспедиций на поиски острова блаженства, чтобы добыть гриб бессмертия.

Таким образом, можно проследить некоторую эволюцию даосизма: сначала утверждение, что в земном мире царит полный порядок и нет надобности что- либо менять, а поздний вариант даосизма свидетельствует о неудовлетворённости его приверженцами существующим в мире порядком вещей. И в этом случае его последователи отказались от пассивного подхода к жизни путём поиска эликсира бессмертия.

Конфуцианство разработано великим китайским мыслителем Кун-цзы, учителем Куном (551-479 до н.э.). По его принципам живёт не только Китай, но и некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Свои взгляды он изложил в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

Особенность конфуцианства состоит в том, что изначально оно было этико-политической и философской концепцией и позже стало выполнять функции религии. Конфуций жил в эпоху смуты и междоусобиц в так называемый, период Борющихся Царств, завершающий собой историю древнекитайского государства Чжоу. Этот период отличался с одной стороны раздробленностью страны, с другой – бурными новаторскими процессами, переходом к новому типу мышления.

Главным образом, учение Конфуция обращается к вопросам семьи, общества, государства и человека, как отдельной личности. Для внесения гармонии в жизнь людей философ предлагал им следовать пяти главным добродетелям. Для пояснения роли каждой добродетели Конфуций использовал плодовое дерево как пример. «Жэнь» (человечность) – это его корни, «йи» (справедливость) – ствол, «ли» (идеальное поведение) – ветви, «жи» (мудрость) – цветы, «хсинь» (верность) – плоды дерева добродетели. С помощью «ли» можно достичь общественной и политической гармонии, что в свою очередь приведёт к высшей гармонии между небом и землёй.

Лучше всех добродетель «ли» соблюдали предки. Поэтому надо чтить предков, соблюдать ритуалы. Однажды его спросили, следует ли людям исполнять обязанности по отношению к предкам. Он ответил вопросом: «Не научившись служить людям, можно ли служить духам?» В другом случае он высказался так:» Стремиться к тому, чтобы народ выполнял свой долг в почитании духов и душ умерших,но держаться от них подальше. Это и есть мудрость».

Конфуций считал народные верования суеверием, мало уделял внимание учению о духах и потустороннем мире. Но он выступал за сохранение существующих обычаев и настаивал на выполнении обрядов, из которых особо выделял обряд жертвоприношения предкам. Культ в конфуцианстве был предельно формализован и исполнялся чиновниками.

Исходным положением конфуцианства является концепция Неба и небесного веления, т.е., судьбы. Небо – это часть природы, но вместе с тем высшая духовная сила, которая определяет саму природу и человека. Человек, наделённый Небом определёнными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними и с высшим моральным законом (Дао), а также совершенствовать эти качества с помощью образования. Конфуцианство, в отличии от даосизма утверждало, что человек обязательно должен действовать. Только работа над собой поможет достичь нравственного совершенства. Целью самосовершенствования является достижение уровня благородного мужа и этот уровень не зависит от социального положения, а достигается благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Благородный муж должен обладать жэнь, гуманностью, человеколюбием. В основе жэнь лежит принцип – « не делай другому того, чего себе не пожелаешь».

Конфуций учил, что человек должен придерживаться золотой середины – это единственный путь избежать крайностей в поведении.

Особое место в учении Конфуция занимает концепция сяо – сыновняя почтительность, уважение к старшим вообще. Страна рассматривается тоже как большая семья. Основой учения о чётком иерархическом разделении обязанностей в обществе, а также о правильном понимании вещей и их применении стала концепция чжэн мин – исправления имён, т.е. приведение вещей в соответствие с их названием.

На базе этих философских положений Конфуций развивал свои политические концепции, выступая за чёткое разделение обязанностей между членами общества. Эта идея была выражена Конфуцием в его изречении: «правитель должен быть правителем, а подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном». При этом правитель должен управлять народом не сколько на основе законов и наказаний, а примером личной добродетели. Если правители будут поступать честно и благородно, граждане последуют их примеру. Для пояснения своей мысли Конфуций использовал метафору:»Добродетель князя подобна ветру, а добродетель народа подобна траве. Когда ветер подует, трава «естественно» согнётся».

В империи Хань (II в. до н.э. – III в.н.э.) конфуцианство получило статус государственной идеологии, который сохранялся вплоть до начала XX –го века. Постепенно происходило обожествление самого Конфуция. Указом императора 555 г. в каждом городе возводился храм в честь мудреца и проводились регулярные жертвоприношения. Его канон стал основой образования, его знание стало обязательным для получения чиновничьих должностей. Культ Конфуция был запрещён после прихода к власти коммунистического правительства в 1949 г.

3.Синтоизм .

Синтоизм – традиционная религия японцев и не получил распространение за пределами этой страны. Термин «синто» появился в средневековье и означает «путь богов». Синтоизм, основанный на патриархальных племенных культах, длительное время господствовал в Японии, в период 1868-1945 – государственная религия.

Эта религия не имеет в своей основе системы догм или разработанного богословского учения. Её изначальное кредо: «Бойся богов и повинуйся императору!». Характерными чертами этой религии являются любовь к родной стране и эстетическое восприятие природных явлений. Синтоизм также связан с анимистическим почитанием предков и шаманизмом.

В синтоизме развит культ богов и духов – ками или син, в образах животных, растений, явлений природы. По представлениям древнего японца духи населяли весь окружающий человека, мир – небо, землю, горы, реки, леса и даже предметы. Человек также произошёл от ками и после смерти опять становиться духом. Наиболее распространённым воплощением таинственной божественной силы является камень.

Синтоизм остановился на первой стадии развития религии из культа природы. Поскольку главным природным объектом в Японии считалось солнце (японцы называют свою страну «страной восходящего Солнца»), высшим божеством в пантеоне синтоизма стала богиня солнца Аматэрасу. Она же прародительница всех японских императоров и покровительница земледелия. Согласно легенде Аматэрасу послала своего внука Ниниги (в переводе «юноша-бог изобилия рисовых колосьев») править японскими островами. Он стал родоначальником японских императоров, символизируя их божественное происхождение. Он прередал следующему императору от богини Амантерасу три священных предмета: зеркало, меч и нити с нанизанными на них бусинами – магатама,которые стали символами священной власти имераторов. Императорский рескрипт, изданный в 1898 г. требовал, чтобы в школах говорили детям о божественности императоров. Не случайно Японию называют страной восходящего солнца и на её флаге изображена эмблема главного светила.

К другим богам, первоначально заселившим землю, относятся боги земли, моря, гор, деревьев, огня и др. Троицу великих богов, наряду с Аматэрасу, составляют бог луны и бог ветра и водных просторов, под их влиянием находятся все объекты. Мир делится на верхний, небесный, где живут божественные предки людей, срединный – земля – место обитания людей и земных духов, и «нижний мир тьмы», куда птицы уносят души умерших людей.

Боги в синтоизме одновременно являются божественными предками людей и культурными героями. В синтоизме отсутствуют священные тексты, как таковые. Синтоистское предание было зафиксировано в письменном виде в трудах историографического характера – «Кодзики» и «Нихонги». В них содержится история Японии от сотворения мира, изложенная в форме мифов и сказаний. Согласно синтоистской космологии, земля и небо породили трёх богов, позднее ещё двух, затем пять пар божеств. Боги создали Японские острова и Аматэрасу.

Целью жизни в синтоизме считается воплощение идеалов предков, а спасение достигается в этом, а не потустороннем мире путём духовного слияния с божеством с помощью молитв и обрядов. Спасение – в вознесении благодарности ками и своим предкам, в жизни в гармонии с природой, в постоянной духовной связи с богами. Всё что требует от людей синтоизм – жить мирно и не подвергаться осквернениям, избегая действия злых духов.

На ранних этапах развития синтоизма были распространены шаманские обряды, культ носил сезонный характер. Строились временные храмы из тонких свежесрубленных деревьев, связки которых поддерживали крышу, покрытую листвой. Полы в таких храмах устилали травой, что являлось символом единения человека с природой, причастностью человеческой жизни к земле, плодородию.

Позднее строятся просторные деревянные храмы, архитектура которых связана с ландшафтом. Кроме того в каждом доме имеется небольшой алтарь. Присутствие алтаря в храме или доме символизируется его эмблемой или скульптурным изображением. В синтоизме отсутствует антропоморфное изображение богов.

Система культовых действий разработана скрупулёзно: обряд индивидуальной молитвы прихожанина, коллективные храмовые действия – очищения, жертвоприношения, сложные процедуры храмовых праздников. Молитвенный обряд отличается простотой – в стоящий перед жертвенником деревянный ящик бросают монету, затем «привлекают внимание» божества несколькими хлопками в ладоши и произносят молитву. Обряд очищения состоит в омовении водой рук и полоскании рта, а процедура массового очищения состоит в обрызгивании верующих солёной водой и обсыпании солью. Жертвоприношение включает в себя подношение риса, лепёшек, подарков храму. Обряд возлияния представляет собой совместную трапезу прихожан, когда выпивается сокэ и съедается часть жертвоприношений, что символизирует участие в трапезе богов.

Большое значение в развитии синтоистского ритуала имели календарные обычаи и обряды, возникшие в глубокой древности и связанные с молением об урожае. Божество не только просили, но и развлекали, в итоге возникли серии праздников в честь различных богов, покровительствующих урожаю. Частью синтоистского культа являются праздники, связанные с историей святилища. Для большинства местных праздников характерны своеобразие и неповторимая индивидуальность. Праздник, который отмечет вся Япония с 13 по 15 августа – Бон мацури – Праздник усопших душ. По поверью, в эти дни души умерших возвращаются снова к семьям. Для того чтобы душа не заблудилась родственники зажигают фонари, а в воду опускаются игрушечные кораблики с едой.

Борьба за власть между родами способствовала проникновению на японские острова конфуцианства и буддизма. После победы рода Сога в 6 веке начинается широкое распространение буддизма, сопровождаемое строительством монастырей и храмов. Будды и бохисатвы вошли в пантеон синтоизма как новые боги. Синтоистские боги признаются аватарами различных божеств буддизма. Буддизм дополнил религиозное мировоззрение японцев своим вниманием к внутреннему миру отдельного человека. Местные культы и буддизм поделили между собой функции, связанные с особыми моментами в жизни японца: светлые, радостные события - рождение, брак, - остались в введении родовых богов. Смерть, трактуемая синто как скверна, взял под защиту буддизм, предоставив концепцию нирваны. Так постепенно происходит процесс соединения двух религий – в японской терминологии «рёбусито» - «путь буддизма и синто».

Важным этапом в развитии синтоизма стало формирование в средние века культа императора – тэнноизм. В эпоху Мэйдзи с 1868 г., когда началась модернизация всех сфер японской жизни, синтоизм был провозглашён государственной религией. Его реформа привела к разделению синтоизма на четыре течения: императорский синто, храмовый синто, сектантский синто и народный синто.

После поражения Японии во Второй мировой войне началась демократизация страны и искоренение милитаризма и тэнноизма. В настоящее время в Японии насчитывается более 100 млн. синтоистов и почти столько же буддистов. Мировосприятие японца опирается на соединении синто и буддизма. Многие японцы рассматривают синтоизм как духовное наследие, связанное с национальной идеей, сохранением традиций. Приоритеты синто – культ природы и предков – в современном мире оказываются востребованными гуманитарными ценностями. Синтоистское святилище всегда было и остаётся сейчас организующим и объединяющим началом жизни, символом социального равновесия в обществе.

Литература

1. Баранов И. Верования и обычаи китайцев / И.Баранов. – М., 1999.

2. Васильев Л.С. История религий Востока / Л.С.Васильев. – М.; Ростов н/Д, 1999.

3. Вонг Е. Даосизм: пер. с англ. / Е.Вонг. – М., 2001.

4. Гусева Н.Р. Индуизм / Н.Р.Гусева. – М., 1977.

5. История и культура Древней Индии: тексты. – М., 1989.

6. Конфуций. Беседы и суждения Конфуция / под ред. Р.В.Грищенкова. – СПб., 2001.

7. Мещеряков А.И. Древняя Япония: буддизм и синтоизм / А.И.Мещеряков. – М., 1987.

8. Религия Китая: хрестоматия. – СПб, 2001.

9. Светлов Г.Е. Путь богов (синто в Японии) / Г.Е.Светлов. – М., 1985.

10. Кислюк, К.В. Религиоведение: учеб. Пособие для высш. Учеб. Заведений /К.В.Кислюк, О.И.Кучер. – Ростов н/Д., 2003.

11. Из наставлений Аюрведы. // Наука и религия.2009. №3.

12.Дараган В. Любимец всей Индии. // Наука и религия. 2009. №3.

13. Берзин, Э. Конфуцианство / Э. Берзин // Наука и жизнь. – 1994. - № 5.

14. Гусева, Н.Р. Индуизм / Н.Р. Гусева // Наука и жизнь. – 1994. - № 7.

15. http://www.au.ru /japan/ htm/dao 1.htm (Даосизм)

16. http:/www.hinduismtodau.kauai.hi us/ htodau.html (Индуизм)



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS