Главная - Мебель
Первые трамваи. Первый трамвай в России (г. Киев)

История московского трамвая в фотографиях April 14th, 2014

Московскому трамваю, любимому транспорту многих горожан, в этом году стукнуло 115 лет. В честь этого юбилея в прошлую субботу по московским улицам и бульварам прошёл парад ретро-трамваев.


Читать этот пост на Йополисе


Днём рождения этого замечательного вида транспорта является 25 марта (7 апреля по новому стилю) 1899 года, когда от Брестского (ныне Белорусского) в сторону Бутырского (ныне Савёловского) вокзала отправился в первый рейс вагон, купленный в Германии на фирме «Сименс и Гальске». Впрочем, городской транспорт был Москве и раньше. Его роль выполняли появившиеся в 1847 году десятиместные конные экипажи, прозванные в народе «линейками».

Первый же рельсовый конный трамвай был устроен в 1872 году для обслуживания посетителей Политехнической выставки, и сразу полюбился горожанам. У вагона конки была верхняя открытая площадка, именовавшаяся империалом, куда вела крутая винтовая лестница. В этом году на параде был представлен вагон конки , воссозданный по старым фотографиям на базе сохранившейся рамы, переделанной в вышку для ремонта контактной сети.

В 1886 году от Бутырской заставы до Петровской (ныне Тимирязевской) земледельческой академии стал курсировать паровой трамвай, ласково названный москвичами «паровичком». Из-за пожароопасности он мог ходить лишь на окраинах, а в центре по-прежнему первую скрипку играли извозчики.

Первый регулярный маршрут электрического трамвая в Москве проложили от Бутырской заставы до Петровского парка, а вскоре пути проложили даже по Красной площади. С начала и до середины XX века трамвай занимал нишу главного общественного транспорта Москвы. Но и конка не сразу сошла со сцены, лишь с 1910 года кучеров стали переучивали на вагоновожатых, а кондукторы просто перешли с конного трамвая в электрический без дополнительного обучения.

С 1907 по 1912 год в Москву было поставлено более 600 вагонов марки «Ф» (фонарный) , выпускавшийся сразу тремя заводами в Мытищах, Коломне и Сормово.

На параде 2014 года показали вагон «Ф» , восстановленный из грузовой платформы, с прицепным вагоном типа MaN («Нюренбержский») .

Сразу после революции трамвайная сеть пришла в упадок, пассажирское движение расстроилось, трамвай использовался в основном для перевозки дров и продовольствия. С приходом НЭПа ситуация стала постепенно налаживаться. В 1922 году заработало 13 регулярных маршрутов, стремительно рос выпуск пассажирских вагонов, линия паровичка была электрифицирована. Тогда же возникли знаменитые маршруты «А» (по Бульварному кольцу) и «Б» (по Садовому, позже заменённый троллейбусом). А были ещё «В» и «Г», а также грандиозный кольцевой маршрут «Д», просуществовавший недолго.

После революции упомянутые три завода перешли на выпуск вагона марки «БФ» (бесфонарный), множество которых ходили по московским улицам вплоть до 1970 года. В параде участвовал вагон «БФ» , с 1970 года выполнявший буксировочные работы на Сокольническом вагоноремонтном заводе.

В 1926 году на рельсы встал первый советский трамвай типа КМ (Коломенский моторный), отличавшийся повышенной вместимостью. Уникальная надёжность позволила трамваям КМ оставаться в строю аж до 1974 года.

История представленного на параде вагона КМ № 2170 уникальна: именно в нём Глеб Жеглов задержал карманника Кирпича в телефильме «Место встречи изменить нельзя», этот же трамвай мелькает в «Покровских воротах», «Мастере и Маргарите», «Холодном лете 53-го», «Солнце светит всем», «Законном браке», «Миссис Ли Харви Освальд», «Похоронах Сталина»...

Наивысшего расцвета Московский трамвай достиг к 1934 году. В сутки он перевозил 2,6 млн человек (при тогдашнем четырёхмилионном населении). После открытия метро в 1935-1938 годах объём перевозок пошёл на спад. В 1940 году сформировался график работы трамваев с 5 часов 30 мин утра до 2 часов ночи, действующий до сих пор. В годы Великой Отечественной войны трамвайное движение в Москве почти не прерывалось, даже была проложена новая линия в Тушино. Сразу же после Победы начались работы по переносу трамвайных путей со всех магистральных улиц в центре города на менее загруженные параллельные улицы и переулки. Этот процесс продолжался много лет.

К 800-летию Москвы в 1947 году на Тушинском заводе разработали вагон МТВ-82 с корпусом, унифицированным с троллейбусом МТБ-82.

Однако, из-за широких «троллейбусных» габаритов МТВ-82 не вписывался во многие кривые, и уже в следующем году форму кабины изменили, а ещё через год передали производство на Рижский вагоностроительный завод.

В 1960 году в Москву доставили 20 экземпляров трамвая РВЗ-6 . Всего 6 лет они эксплуатировались Апаковским депо, после чего были переданы в пострадавший от землетрясения Ташкент. Показанный на параде РВЗ-6 № 222 хранился в Коломне в качестве учебного пособия.

В 1959 году для Москвы закупили первую партию значительно более комфортабельных и технологичных вагонов Tatra Т2 , открывших «Чехословацкую эру» в истории московского трамвая. Прототипом этого трамвая послужил американский вагон типа РСС. Трудно в это поверить, но участвующая в параде «Татра» № 378 много лет была сараем, и для её восстановления потребовались огромные усилия.

В нашем климате «чехи» T2 проявили себя ненадёжно, и практически специально для Москвы, а потом и для всего Советского Союза завод Татра-Смихов приступил к выпуску новых трамваев Т3 . Это был первый вагон повышенной комфортности, с большой просторной водительской кабиной. В 1964-76 годах чешские вагоны полностью вытеснили с московских улиц старые типы. Всего Москва закупила более 2000 трамваев Т3, некоторые из которых эксплуатируются до сих пор.

В 1993 году приобрели ещё несколько вагонов Tatra Т6В5 и Т7В5 , прослуживших лишь до 2006-2008 годов. Они тоже поучаствовали в нынешнем параде.

В 1960-х годах было решено расширить сеть трамвайных линий в те жилые массивы, куда метро доберётся ещё нескоро. Так появились «скоростные» (обособленные от проезжей части) линии в Медведково, Хорошево-Мневники, Новогиреево, Чертаново, Строгино. В 1983 году исполком Моссовета принял решение построить несколько вылетных линий скоростного трамвая в микрорайоны Бутово, Косино-Жулебино, Новые Химки и Митино. Последующий экономический кризис не позволил осуществиться этим амбициозным планам, и транспортные проблемы решались уже в наше время при прокладке метро.

В 1988 году из-за нехватки средств прекратились закупки чешских вагонов, и единственным выходом стало приобретение новых отечественных трамваев сравнительно худшего качества. В это время завод Усть-Катавский вагоностроительный завод в Челябинской области освоил выпуск модели КТМ-8 . Специально для узких московских улочек была разработана модель КТМ-8М с уменьшенным габаритом. Позже в Москву поставлялись новые модели КТМ-19 , КТМ-21 и КТМ-23 . Ни одна из этих машин не участвовала в параде, но мы каждый день можем наблюдать их на улицах города.

По всей Европе, во многих странах Азии, в Австралии, в США сейчас создаются новейшие скоростные трамвайные системы с низкопольными вагонами, движущимися по обособленному полотну. Часто для этого специально убирают движение автомобилей с центральных улиц. Москва не может отказываться от мирового вектора развития общественного транспорта, и в прошлом году было принято решение о покупке 120 вагонов типа Фокстрот совместного производства польской фирмы PESA и Уралвагонзавода.

Первым в Москве на 100% низкопольным вагонам присвоено числовое наименование 71-414 . Вагон длиной 26 метров с двумя сочленениями и четырьмя дверьми вмещает до 225 пассажиров. Похожими характеристиками обладает новый отечественный трамвай КТМ-31 , но его низкопольность лишь 72%, зато стоит он в полтора раза дешевле.

В 9:30 трамваи стартовали от депо им. Апакова на Чистые Пруды. Я ехал в МТВ-82, попутно снимая колонну из кабины и салона трамвая.

Позади шли послевоенные типы вагонов.

Впереди - довоенные, по дороге встречаясь с современными вагонами типа КТМ.

Москвичи с удивлением наблюдали необычное шествие, на отдельных участках собиралось множество любителей ретро-трамваев с фотоаппаратами.

По представленным ниже фото салонов и водительских кабин участвовавших в параде машин можно оценить, какую эволюцию проделал московский трамвай за 115 лет своего существования:

Кабина вагона КМ (1926 год).

Кабина Tatra T2 (1959 год).

Кабина вагона PESA (2014 год).

Салон КМ (1926 год).

Салон Tatra T2 (1959 год).

Салон PESA (2014 год).

Салон PESA (2014 год).

Мало кто знает, но первый трамвай на электрической тяге, в том понимании, в котором мы его знаем сейчас, поехал именно в России. Но как это часто случалось со многими открытиями, он был никому не нужен и денег на продолжение проекта не нашлось, а уже спустя год в Германии была построена первая небольшая ветка, но обо всем по порядку.

От конки до электрической тяги

Первые трамваи в мире были на конной тяге и появились они в Балтиморе в 1828 году, а позже распространились по многим городам Америки. Однако первые рельсы были подобны железнодорожным и выступали над дорогой вверх, что очень мешало уличному движению. В 1852 году Альфонс Луба предложил систему, по которой рельсы утапливались в дорогу, и конный трамвай получил широкое распространение повсеместно, в том числе и в России. Первый конный трамвай в России появился в 1963 году в Петербурге. В Москве лишь 9 лет спустя, в 1872 году.

Точно не известно, кто выдвинул первым идею поставить на конный вагон двигатель на электрической тяге, но первый экспериментальный вагон поехал именно в России, и создал его Федор Аполлонович Пироцкий 22 августа 1880 года. Он установил электродвигатель на двухэтажный вагон, подобный тому, что на фотографии выше. Питание обеспечивала миниатюрная электростанция, а ток передавался непосредственно по рельсам. Но этот эксперимент так и остался лишь на полосах газет, а до реализации дело так и не дошло, так как в России он был никому не нужен. Однако этому эксперименту предшествовало очень важное событие. Первые свои опыты Пироцкий начал в 1876 году, и уже спустя год добился первых успехов, пустив электрический ток по рельсам. Результаты были опубликованы в «Инженерном журнале». Статьей очень заинтересовался Карл Сименс и обратился за консультацией к российскому ученому и тот ему не отказал.

В 1879 году в Берлине Вернер Сименс на промышленной выставке представил широкой публике передвижной трамвайчик с 4 открытыми вагонами, больше похожими на лавочку на колесах. Да и сам трамвайчик был по размеру как современный квадроцикл и полностью открытый. Однако он произвел настоящий фурор и за время выставки перевез 86 тысяч гостей. Сразу после окончания Сименс начал проектировать первую трамвайную линию на электрической тяге, а уже 1881 году она была открыта и начала перевозить первых пассажиров. Вот так легко Россия упустила возможность стать лидером в отрасли, а уже спустя какие то 10-20 лет мы были вынуждены покупать все в Европе.

Первые трамвайные линии

Одним из первопроходцев в постройке современного городского транспорта был Киев. В 1891 году была построена линия по маршруту Подол - Крещатик. По началу планировалось использовать на ней конную тягу, однако перепады высот были слишком высоки и даже 6 лошадей не всегда могли затащить вагон в горку. Пришлось перестраивать дорогу и использовать трамваи на паровой тяге. Проектировал ее и строил Российский инженер Аманд Струве, который ранее строил железные дороги и железные мосты, а так же владел литейными производствами. Первые два года по маршруту ходили трамваи на паровой тяге. Первый трамвай на Электрической тяге поехал в Киеве 13 июня 1894 года и это можно смело назвать пуском первого трамвая современного типа в Российской Империи. К слову во Львове электрический трамвай поехал раньше, 31 мая того же года. Но тогда он назывался Лимбург и владела им Австро-Венгрия.

В столицах понимали необходимость и своевременность трамвайных линий, однако владельцы конных маршрутов владели всеми правами аренды практически всех центральных улиц Петербурга и Москвы, и не особо то горели желанием вкладываться в трамвай. Но все же первый трамвай в Петербурге был запущен в 1894 году прямо по льду реки Нева. Маршрут соединял оба берега реки, а так же двигался вдоль берега по центральной части города. Первый полноценный трамвайный маршрут в городе появился в северной столице лишь 1907 году.

Однако днем рождения российского трамвая считается 8 (20) мая 1896 года, когда первая трамвайная линия заработала в Нижнем Новгороде. И построила эту линию конечно же компания "Сименс-Гальске". Киев сейчас Украина, в Петербурге линии на лето разбирали, когда оттаивал лед и функционировала она только зимой, а вот нижегородский травмвай стал первым, постоянно действующем, и сразу же на электрической тяге. Хотя в 1895 трамвай появился в Калининграде, но тогда это был немецкий Кенигсберг.

Именно в 1896 году в городе проходила Всероссийская промышленно-художественная выставка, на которую ожидался большой наплыв гостей. Всего было построено 172 павильона, а мероприятие посетило более миллиона человек. Такие мероприятия раньше были сравнимы в современными спортивными чемпионатами, для гостей строилась инфраструктура, велось благоустройство не хуже, чем сейчас в городах, принимающих олимпийские игры. А ведь в то время в Нижнем вообще не было даже конки, и поэтому власти города приняли решение сразу строить современную сеть трамваев. Всего было построено 4 линии: одна с нормальной колеей и три узкоколейки. И не прогадали, ведь трамвай стал самым популярным видом транспорта, и ежегодно перевозил 7,5 млн человек, а ведь население Нижнего Новгорода тогда было всего 90 тысяч человек.

Первый трамвай в Москве был запущен 6 апреля 1899 года, и далось это большим трудом и на каждом этапе проявились все проблемы нашей необъятной Родины, так знакомые нам по сей день. Долгое время правами на дороги в Москве владело "Первое Общество конно-железных дорог", а они не очень то и стремились к модернизации. Прибыль шла, зачем что-то менять? Однако к концу века население Москвы росло очень быстро, старая система дорог уже на справлялась с потоком и в обществе это прекрасно понимали, а так же прекрасно понимали, что в один прекрасный момент город может выкупить все дороги и сам создать трамвайную сеть. В 1895 году они сами предложили властям города переоборудовать Долгоруковскую линию, а так же некоторые пригородные линии под современный трамвай. Согласование шло долго и даже ходила байка, что главный полицмейстер города не давал разрешение на строительство, потому что трамвай ехал быстрее, чем его карета, а этого он допустить никак не мог. Строительство началось три года спустя в 1898 году. Первая линия прошла от Бутырской заставы до Петровского парка, а одновременно с ней начала строиться линия от Страстной площади до Сущевского вала и проходила по малой Дмтровке, ул. Чехова, Долгоруковской и Новослободской, а все электротехническое оборудование, включая сами трамваи опять же были заказаны в Сименс-Гальке.

Торжественное открытие первой линии состоялось 24 марта (6 апреля) 1899. Первые вагоны курсировали каждые 14 минут, а билет стоил 6 копеек. В первый же год выручка на первых двух линиях выросла в 2 раза, что стало толчком для расширения сети дорог в Москве.

class="eliadunit">

Первый российский трамвайный вагон

Несмотря на то, что первый экспериментальный трамвайный вагон в России поехал в 1880 году, своего завода, выпускающего трамваи, у нас не было долгое время. В конце 19-го века трамвай победно пошел по стране вытеснять конки, а в России вводились все новые и новые линии. В 1901 году была заложена трамвайная линия и в Тифлисе (Тбилиси), а трамвайные вагоны для него построил Усть-Катавский Вагоностроительный завод. Казалось бы, можно было порадоваться за Российское машиностроение, но и тут не обошлось без ложки дегтя, ведь завод принадлежал Бельгийцам. Трамвай, выпущенный в Усть-Катовске, был открытого типа, но для юга этого было достаточно. Вагон выпускался вплоть до 1909 года.

Первый паровой трамвай в России

Однако рассказ наш не был бы полным, если бы мы не упомянули о паровых трамваях. В 19-ом веке весь мир двигался на пару, а электричество было пока чем-то новым, и трамваи на паровой тяге были распространены повсеместно. Несмотря на пар и копоть, которые они выделяли, они были намного прибильнее чем конки, да и перевозили они довольно много людей, особенно в сравнении с первыми трамваями на электрической тяге. Были такие трамваи и в России и появились они куда раньше. Первый подобный транспорт был запущен в 1886 году в Петербурге и Москве. Однако "Паровики", как их тогда назвали, проходили только по окраинам и в пригородах, так как были довольно пожароопасным транспортом, несмотря на все свои преимущества.

Конструкция подобного состава несколько отличалась. Паровой трамвай почти всегда имел ведущий вагон и прицепные, причем почти всегда империал (второй этаж) был закрытым, а если был открытым, то билеты туда стоили дешевле, так как пассажирам приходилось дышать копотью из трубы. Первое время такие трамваи были гораздо выгоднее, однако с развитием электромеханики они были вытеснены более чистым и безопасным транспортом даже на пригородных направлениях.

Как итог можно провести следующее:

Первый конный трамвай в России - Санкт-Петербург 1863 год

Первый паровой трамвай в России - Санкт-Петербург и Москва 1886 год.

Первая трамвайная линия на электрической тяге построенная в Российской Империи - Киев 13 июня 1894 год, в настоящий момент находится на Украине.

Первая трамвайная линия на электрической тяге построенная в России и находящийся в России - Нижний Новгород 1896 год

Самая старая ветка трамвая на электрической тяге в России - Калининград 1895 год

Первый трамвайный вагон, выпущенный в России - УКВЗ 1901 год.

class="eliadunit">

«ДИВО» русская книга рекордов и достижений

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: Наука и техника: Общественный транспорт

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

РОССИЙСКАЯ КОНКА

В России конка появилась в Петербурге в 1860 году, сначала как грузовая, связавшая 17-ю линию Васильевской: острова со складами биржи. А в 1866 году начали действовать три пассажирские линии - Невская, Адмиралтейская и Садовая. В 1872 году была построена первая линия конки в Москве В начале 1880-х годов конка была в Одессе, Харькове, Тифлисе, Риге и Ростове-на-Дону.

ПЕРВЫЙ ТРАМВАЙ

Первый трамвай в России появился в Петербурге. 22 августа 1880 года в II часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка русским изобретателем Федором Аполлоновичем Пироцким был продемонстрирован первый электрический трамвай. Пироцкий, служащий главного артиллерийского управления, решил проблему передачи электроэнергии по рельсам. Позже на заброшенной железнодорожной ветке в Сестрорецке ему удалось двинуть по рельсам трамвай, находившийся на расстоянии километра от источника тока. Владельцы акционерных обществ конно-железных дорог увидели в электрическом вагоне опасного конкурента. Поэтому у Пироцкого, к великому сожалению, дальше опытов дело не пошло. И только спустя 12 лет (в 1892 году) в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Затем трамвайные линии построили в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринославе.

В 1883 году впервые электропитание трамвая было осуществлено через воздушный контактный провод, как у современных трамваев.

В Москве первые трамваи появились в 1899 году. А в Петербурге лишь в 1907 году, то есть через 27 лет после и зобретения.

ПЕРВЫЕ ТАКСИ

Первый автомобиль-такси появился на улицах Петербурга в 1907 году. А по Москве первые такси - французские «рено» и итальянские «фиаты» - забегали 21 июня 1925 года. И лишь в 1932 году в такси появились отечественные машины ГАЗ-А6, а с 1936 года - автомобили М-1 (знаменитые «эмки»).

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ АВТОБУС

По Москве первый автобус начал курсировать 18 апреля 1922 года. Стоимость билета «на одну станцию» была четверть миллиона бумажных рублей. Весь рейс состоял из двух станций. Первый автобус не имел ни своего номера, ни какого-либо определенного расписания движения. «Захватить» автобус и сесть в него можно было только случайно.

Регулярное автобусное движение открылось в Москве 24 августа 1924 года. Всего курсировало 8 машин английской фирмы «Лейланд», которые могли развить максимальную скорость 30 километров в час.

ПЕРВЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС

Первый российский троллейбус был создан в 1933 году на московском заводе «Динамо». S ноября 1933 года на площади Белорусского вокзала собралось множество народа. Все смотрели в сторону Ленинградского шоссе. Вскоре на дороге показался «рогатый», который возвращался из своей первой поездки от Белорусского вокзала до села Всехсвятского.

ПЕРВОЕ МЕТРО

Первый проект сооружения Московского метрополитена - «внеуличной железной дороги», как его тогда называли, был разработан русским инженером П. И. Балинским и в конце 1902 года рассматривался в Московской городской думе. Он сразу вызвал настороженное к себе отношение: ведь в нем предусматривалось безвозмездное отчуждение городских земель вокруг наземных линий, снос многих домов. Пайщики трамвайных компаний испугались конкуренции, духовенство окрестило подземку «греховной мечтой», и проект отклонили. Несколькими годами ранее точно так же был отклонен проект сооружения метро в Санкт-Петербурге.

Первый в нашей стране метрополитен был открыт в Москве IS мая 193S года. Первая очередь была протяженностью 11,6 километра и имела 13 станций (две линии - от Сокольников до ЦПКиО им. Горького и до Смоленской площади). По этим линиям курсировало в час 15 пар четырехвагонных поездов, перевозивших в сутки 177 тысяч пассажиров.

РЕКОРДЫ МЕТРОПОЛИТЕНА

Самое оживленное в мире метро - в Москве. Ежедневно его услугами пользуется от 8 до 10 миллионов человек. В мае 1990 года Московский метрополитен имел 141 станцию, 49 пересадочных узлов, 428 составов, которые курсировали по 227 километрам пути. Занимая пятое место в мире по развитости железнодорожной сети, московское метро крепко держит пальму первенства по количеству перевозимых в сутки пассажиров.

ВМЕСТО АВТОБУСОВ - ФУНИКУЛЕРЫ

Самое большое количество канатных дорог - в грузинском городе Чиатура. Нигде в мире нет ничего подобного. Канатные дороги являются здесь основным видом транспорта: десятки линий связывают центр города с рудниками и рабочими поселками. Часть из них - пассажирские.

САМЫЙ СЕВЕРНЫЙ ТРАМВАЙ

Ближе всех к Северному полюсу находится трамвайная линия в Усть-Илимске протяженностью 16 километров. С 1991 года по ней ходит самый северный в мире трамвай. Трамвайная линия соединяет город с лесным комплексом.

Первый в мире трамвай был представлен конкой, которая представляла собой большую, крытую, высокую карету, на крыше её располагались тоже скамейки для сидячих мест. Следовало такое инженерное сооружение по городским улочкам по рельсовым путям, как правило, на конной тяге. Американский город Балтимор, США стал пионером в освоении подобной техники в 1828 году. Через четыре город Нью-Йорк становится обладателем тех же самых конок, а спустя ещё четыре года и третьем американском городе Новом Орлеане появляются чудо девятнадцатого века конки. Но наибольшей популярности данный пассажирский вид транспорта достиг спустя двадцать лет. Именно, в 1852 году появляются коночные рельсы новой формы.

Если ранее они выступали над уличным уровнем дорожного покрытия на пятнадцать сантиметров, то теперь они наоборот углублялись в городское, дорожное полотно. У них появился жёлоб, в зацепление с которым входили колёсные реборды. Авторство принадлежало французскому изобретателю Альфонсу Лубе. Таким образом для городского транспорта стало меньше помех. Конную тягу в виде одной или двух лошадей могли заменять зебрами или мулами.

Основное преимущество конки по сравнению с омнибусами состояло в наименьшем сопротивлении качения. Специалисты продолжали работать над усовершенствованием этого вида транспорта, поскольку живая тяговая сила могла работать только четыре, максимум пять часов. Затем животным требовалась или замена, или полный отдых. Для обеспечения только одной трамвайной конки требовалось десять единиц одного или другого вида животных. Их необходимо было обеспечить не только отдыхом, но и питанием. Всё это увеличивало накладные расходы.

Такие первые трамваи просуществовали, практически, до 1914 года. К тому времени во всю свою силу шагала по земле электрическая тяга, вот она-то и помогла заменить нелёгкий труд животных. В оснащении первыми электрическими трамваями лидировал всё тот же американский город Нью-Йорк. В этом же году стали отказываться от дальнейшей эксплуатации конок. Правда, в европейском городе Амстердаме имели место курьёзные случаи, когда продолжали эксплуатировать всё ту же конку, но в качестве тяговой силы использовался автобус. Чтобы такое новшество было понятно местному трудовому народу, на такой транспорт устанавливались трафареты с яркой надписью «трамвай». Такой вид транспорта в Амстердаме просуществовал в течение четырёх лет. После чего, трамвайные пути были демонтированы, а по улицам стали ходить городские автобусы.

Великобритания страна, придерживающаяся строгих правил. На её территории до сих порт действуют законы, появившиеся в двенадцатом или тринадцатом веке. Вот и трамвайная конка, где тягу осуществляют мулы, осталась до сих пор на великобританском острове Мэн. С улиц Мексиканского города Селайя конка исчезла только в 1956 году.

Американцы пытались электрические трамваи заменить небольшими паровозами. Но такое нововведение не прижилось по причине большого шума и чёрного дыма.

Большой популярностью до сих пор пользуется в американском Сан-Франциско трамвай, созданный в 1880 году на канатной тяге. Сам канат идёт по жёлобу, в качестве тяги изначально служила паровая машина, в последующем стал эксплуатироваться электрический мотор. Скоростная регулировка у этого трамвая отсутствует. Сегодня данный канатный трамвай является одним из популярных мест отдыха не только молодёжи, но и людей старшего возраста.

В конце девятнадцатого века на столичных улицах парижане смогли воспользоваться услугами пневматического трамвая. Для этого в городе создали целую пневматическую сеть. Городская компрессорная станция по трубам поставляла в качестве тяговой силы сжатый воздух. Движение трамвайного вагона приводилось с помощью пневматического двигателя. Специальный резервуар служил хранилищем сжатого воздуха. Его ёмкости хватало, чтобы обеспечить движение транспорта на всём маршруте. Конечная остановка трамвая одновременно выполняла роль заправочной станции, где обслуживающий персонал производил заправку баллона сжатым воздухом.

Транспортная новинка просуществовала до начала двадцатого столетия.

По улицам украинской столицы в своё время бегали трамваи, у которых мотор отсутствовал. Но уже в пятидесятые годы двадцатого века появились трамваи с дизелем. Они обеспечивали пассажирские перевозки на пригородных линиях.

В лице Фёдора Аполлоновича Пироцкого мы сегодня имеем отца первого русского электрического трамвая. Начиналось всё с той же конки. Волковское поле Санкт-Петербурга послужило для русского учёного той самой площадкой, где на длине в одну версту железнодорожных электрифицированных путей пробежал русский электрический трамвай. 1880 год ознаменовался для столичного люда тем, что на улицах Санкт-Петербурга в сентябре увидели электрический трамвай, его питание осуществлялось с помощью миниатюрной электростанции. Испытания проводились в течение всего сентября. К сожалению, желаемого результата учёный не достиг.

Большая часть лавров по созданию электрического трамвая достались немецкому инженеру изобретателю Эрнсту Вернеру фон Сименсу.

01.06.1892 году на киевских улицах появились первые электрические трамваи. Создателями этого чуда явилась немецкая компания «Сименс». В ближайшее десятилетие уходящего девятнадцатого века удалось построить трамвайные линии и пустить по ним электрические трамваи в ряде российских городов - это были: Тверь, Екатеринодар, Казань, Житомир, Москва, Курск, Витебск, Елисаветград, Екатеринослав и Нижний Новгород. В российском столичном граде электрические трамвайные пути появились только в 1907 году. Владивосток стал обладателем трамвайных путей уже 09.10.1912 года. Российскими изобретателями в качестве основы был взят образец трамвая Сименса.

На родине изобретателя электрический трамвай побежал по улицам Берлина в 1879 году, правда, в тот год данный транспорт обслуживал только берлинскую промышленную выставку. Показатель максимальной скорости равнялся шести с половиной километрам в час. Питание осуществлялось через третий рельс, напряжение постоянного тока было равно ста пятидесяти вольтам, достигнув мощности в три лошадиные силы.

Локомотивный вес составлял всего двести пятьдесят килограмм. Состав электрического локомотива состоял из четырёх вагонов. За четырёх месячный период времени таким транспортным средством воспользовались восемьдесят шесть тысяч человек, побывавших на выставке. В дальнейшем демонстрация такого поезда проходила в Париже, Брюсселе, Дюссельдорфе, Санкт-Петербурге, Лондоне и Копенгагене. Рельсовая колея в своих параметрах имела незначительную ширину, всего пятьсот восемь миллиметров. По сути, дела - это была игрушка для больших дядей и тётей.

Спустя некоторое время в Лихтерфельде, являющимся берлинским пригородом, Эрнестом Сименсом осуществляется новая постройка электрического трамвая. Напряжение, равное ста вольтам уже подавалась по двум рельсам на моторный отсек. Силовой агрегат трамвая обладал мощностью, равной пяти киловаттам. Значение достигнутой максимальной скорости было равно двадцати километрам в час. Общая длина путей составляла две тысячи пятьсот метров. Такой же тип линии был создан Сименсеном и в Париже.

Американцы к созданию электрического трамвая пошли своим путём. Начало стартовых работ было заложено изобретателем Лео Дафтом в 1883 году, но истинного успеха в создании такой техники достиг инженер Фрэнк Спрейг в 1888 году. Именно его модификация получила массовое распространение на территории других городов США.

Всем нам хорошо известен трамвай как один из видов городского транспорта. История его существования насчитывает уже почти два столетия. Появившись в 1828 году, трамваи постепенно получали распространение в мире, до сих пор являются неотъемлемой частью транспортной сети множества городов. За долгие годы своего существования этот вид транспорта постоянно изменялся и совершенствовался. Появлялись разные виды трамваев, среди которых были конный, электрический, пневматический и бензомоторный. Ниже будут более подробно рассмотрены особенности каждого из них.

Конный

Именно с появления конного вида городского транспорта (или конки) и начинается отсчет истории трамвая. Она довольно интересная и занимательная. Ее мы и поведаем в статье.

Первый трамвай представлял собой закрытый или открытый экипаж, запряженный одной или двумя лошадьми, а иногда и мулами или зебрами, и передвигающийся по рельсам. Управлял конкой кучер, также в ней обязательно присутствовал кондуктор, который (помимо продажи билетов пассажирам) зачастую помогал кучеру в управлении на трудных участках дороги. Первый трамвай появился еще в 1828 году в американском Балтиморе, а через несколько лет и в других городах. Но настоящую популярность этот вид транспорта получил лишь после того, как в 1852 году были изобретены рельсы с желобами, не выступающие над дорогой, и таким образом, конки перестали мешать движению другого транспорта.

Уже в конце XIX века конные трамваи стали популярны и в России, причем в нашей стране использовались два вида такого транспорта: одноэтажные и двухэтажные конки, так называемые империалы.

Но расцвет конки оказался недолгим. Существенные неудобства в ее применении, например, низкая скорость движения, быстрая утомляемость лошадей и необходимость их регулярной смены, привели к тому, что уже в конце XIX - начале XX века конные трамваи были заменены на электрические практически во всех крупных городах. Причем произошло это как в Америке и Европе, так и в России.

Электрический трамвай

Идеи, заложенные позже в основу создания электротранспорта, были озвучены русскими учеными еще в 40-е годы XIX века. Однако потребовалось еще полвека, чтобы эти идеи были претворены в жизнь, лишь в 1892 в Киеве был запущен первый электрический трамвай. Позднее они появились также в Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге и других крупных городах. На несколько лет раньше появились первые электрические трамваи в Европе. Но в целом можно говорить о практически одновременной разработке и внедрении данного вида транспорта в Российской Империи и европейских странах. Данный вид трамвая отличался более высоким уровнем комфорта и значительно большей скоростью по сравнению с конкой.

Другие типы этого вида транспорта в истории

Еще несколько видов этого городского транспорта не получили широкого распространения в мире. Так, на протяжении нескольких десятилетий в Париже существовал пневматический трамвай. Движение вагона осуществлялось за счет пневматического двигателя, а сжатый воздух находился в специальных баллонах, общего запаса которых хватало на поездку в обе стороны. На конечной станции происходила дозаправка баллонов сжатым воздухом.

В России (а позже и в СССР) в ряде городов существовали бензомоторные трамваи. Информации о том, как они выглядели, до наших дней сохранилось мало. Известно лишь, что они представляли собой вагонетки без крыши, которые управлялись легкими мотовозами. Широкого распространения они не получили, это в основном из-за того, что уровень создаваемого ими шума во много раз превышал допустимые нормы.

Трамвай в 20-м веке

Говоря о судьбе трамвая в XX веке, нужно отметить, что за этот период в его развитии были как взлеты, так и падения. Время с начала XX века и до периода между Первой и Второй мировыми войнами считается так называемым золотым веком трамваев. В этот период он постепенно стал практически основным видом городского транспорта. Конки к этому времени уже почти полностью перестали использоваться, а автобусы и автомобили еще не получили значительного распространения. Однако уже в середине - в конце пятидесятых годов автомобили постепенно начали заменять трамваи на городских улицах. Также к этому времени серьезную конкуренцию этому виду транспорта стали составлять троллейбусы и автобусы, поездки в которых были куда более комфортными, ведь ремонт трамвайных путей практически не проводился, так что и движение уже не отличалось плавностью и мягкостью. Все это приводило к упадку этого вида городского транспорта.

Взлет трамваев

Как гласит история трамвая, новый его «взлет» относится к концу семидесятых годов. К этому времени масштабная автомобилизация привела к таким негативным последствиям, как пробки на дорогах, смог, отсутствие мест для парковки. Все эти факторы привели к необходимости пересмотра транспортной политики практически по всему миру, преимущества трамвая как экологически чистого вида транспорта вновь стали очевидны. Кроме того, техническое усовершенствование трамвайных сетей помогло уменьшить количество в городах автомобилей и автобусов, а это способствовало снижению числа парковочных мест и появлению большего количества парков и скверов.

Трамвай в современном мире

В наши дни городские трамваи не только продолжают выполнять свою непосредственную функцию - перевозку пассажиров по установленному маршруту, но и могут использоваться в экскурсионных целях, для привлечения туристов или в качестве рекламы того или иного заведения. Так, по улицам курсируют двухэтажные трамваи и трамваи-кабриолеты, а в некоторых городах они выполняют также функцию кафе или гостиниц.

Есть также трамваи, используемые в технических и служебных целях: например, для работ по ремонту рельсового покрытия или уборки снега, для перевозки грузов.

Скоростной вид

В ряде городов получили широкое распространение В целом скоростным считается любой вид этого городского транспорта, скорость которого составляет или превышает 24 км/час. На практике, конечно, скорость современных трамваев может быть в несколько раз больше. Так, во Франции скоростной трамвай, курсирующий между центром города и аэропортом, может на некоторых участках пути развивать скорость свыше 100 км. Если говорить о нашей стране, то, например, в Волгограде создана целая трамвайная система, включающая в себя 22 станции и частично проходящая под землей для обеспечения максимально возможной скорости движения.

Самым старым в мире функционирующим трамваем считается «Санта-Тереза» в бразильском Рио-де-Жанейро. Еще в 1896 году он был переведен с конной тяги на электрическую, а с тех пор ездит по улицам города без каких-либо изменений или усовершенствования. Используется для развлечения туристов и проведения экскурсий по городу.

В Лиссабоне можно прокатиться на так называемом музыкальном трамвае. Путешествуя на нем, туристы как будто переносятся в прошлое. Как и сто лет назад, этот трамвай сделан из фанеры, а на протяжении всего пути местные исполнители создают живое музыкальное сопровождение. Если же пассажир хочет выйти, он должен потянуть за специальный трос, расположенный сверху.

Во французских Альпах проходит самый высокогорный в мире Трамвайные рельсы здесь были проложены в начале XX века, тогда эта дорога использовалась в основном в сугубо практических целях, то есть для перевозки крестьян из одной деревни в другую. В настоящее же время это очень популярный маршрут среди туристов, поскольку поездка на таком трамвае позволяет своими глазами увидеть альпийские красоты, а наивысшая точка маршрута находится на высоте почти двух с половиной километров над уровнем моря.

Музеи трамвая

Как было рассмотрено выше, за годы своего существования трамвай претерпел множество изменений, один его вид сменялся другим. История трамвая необычайно интересна, поэтому как в России, так и в мире существует целый ряд музеев этого вида и электротранспорта в целом. Один из них находится в Нижнем Новгороде. Это неслучайно, ведь именно нижегородский трамвай считается первым в России. В музее представлено значительное количество трамваев и троллейбусов, и поскольку музей ориентирован на семьи с детьми, то все экспонаты здесь можно потрогать руками и очень тщательно изучить.

Еще один музей истории трамвая и троллейбуса находится в Екатеринбурге, его открытие было приурочено к 275-летию города. В нем подробно освещается история создания городского электротранспорта.

Что касается музеев истории трамвая за границей, интереснейшая организация, посвященная данному виду транспорта, находится в Амстердаме. В музее представлено около 60 вагонов, привезенных из нескольких европейских стран и принадлежащих различным эпохам существования этого вида транспорта. Для того чтобы полностью прочувствовать атмосферу, здесь обязательно нужно прокатиться в старинном вагоне, маршрут которого проходит мимо всех основных достопримечательностей города. При этом самым маленьким туристам также разрешается активно «помогать» движению трамвая: например, называть остановки и звонить в колокольчик. Еще одна услуга, которую предоставляет музей, - аренда исторических вагонов для свадеб, выпускных вечеров и просто фотосессий, что пользуется большой популярностью среди местных жителей и приезжих.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...