Главная - Полы
Технология укладки асфальта на старый асфальт. Как и из чего можно самостоятельно сделать настоящий асфальт. Технологии и рецепты изготовления качественного асфальта своими руками. Asphalt Как сделать новый асфальт из старого

Одним из самых распространенных вторичных материалов, получаемых путем переработки, является асфальтовая крошка, также известная как асфальтогранулят и применяемая в широком спектре работ по строительству и ремонту.

Получается данный материал путем измельчения методом холодного фрезерования старого асфальтного покрытия, снятого во время замены или ремонта дорожного полотна. Таким образом, асфальтовая крошка состоит из частичек битума и мелкого щебня от трех до пяти миллиметров в диаметре, кроме того, может содержать следы песка или прочих элементов.

Использование асфальтовой крошки

За счет недорогой цены, простоты в эксплуатации, а также того, что крошка как полученный путем переработки продукт наносит сравнительно меньший вред окружающей среде, спектр ее применения крайне широк и включает в себя практически все сферы хозяйственной жизнедеятельности человека:


В связи с широким применением этого материала, а также наличием на рынке множества других вариантов, потребители в попытках найти наиболее приемлемый для себя вариант, часто задают вопрос, сколько стоит куб асфальтовой крошки. Ниже в тезисной форме приведены основные справочные характеристики этого материала, в том числе и ответы на такие вопросы, сколько весит 1 куб асфальтовой крошки и сколько кубов помещается в КАМАЗе или самосвале.

  • Средняя цена асфальтовой крошки в Москве – 12-14$, в регионах она начинается от 10$;
  • 1 куб асфальтовой крошки может весить от 1500 до 1900 килограмм, в зависимости от ее состава;
  • Соответственно, в кузов среднего КАМАЗа поместится около 12 кубов;

Расход крошки на м 2 при толщине слоя в 20 сантиметров составляет примерно 400-600 килограмм.

Технология укладки

  1. Прежде всего подготавливается основание для асфальтовой крошки. Местность разравнивается, убирается крупный мусор: булыжники и металлолом. Этот пункт вполне возможно пропустить, если состояние местности является приемлемым для данной цели.
  2. Вариативно поверхность грунтуется с использованием битумной эмульсии асфальтовой крошки для лучшего сцепления в дальнейшем. Расход ее составляет около одного литра на кв.м.;
  3. Выкладка крошки по поверхности, уплотнение выложенного слоя. Это возможно произвести как специализированной техникой, так и самостоятельно. Стоить помнить, что коэффициент уплотнения асфальтовой крошки в зависимости от состава достигает значения в 2 единицы, что означает, что при укатке толщина имеет возможность уменьшиться до двух раз и обязательно включить этот фактор в расчеты!
  4. Пропитка битумной эмульсии асфальтовой крошки. Это дополнительно укрепит ее и увеличит срок службы. Расход около 0,5 литра на м 2 .

Укладка асфальтовой крошки собственными руками не слишком отличается от описанной выше технологии. Разница заключается только в том, что выкладывать ее придется самостоятельно при помощи лопат, а укатывать автомобилями. Могут возникнуть сложности с тем, как расплавить асфальтовую крошку: без применения техники это является делом не только трудоемким, но и огнеопасным. Расплавить крошку можно на открытом огне в металлической емкости достаточного размера. Обязательно имейте при себе огнетушитель для ликвидации возможного возгорания!

Плюсы и минусы использования асфальтной крошки

Для начала упомянем об экологическом аспекте применения асфальтовой крошки. Многих людей, из числа тех, кто будет облагораживать дачный участок, имея детей и животных в семье, интересует, вредна ли асфальтовая крошка. Несмотря на то, что в ее составе содержится битум – продукт переработки нефти, который соответственно наносит окружающей среде больше вреда, чем пользы, использование в хозяйстве крошки более экологически чистое, чем в случае с асфальтом тех же объемов.

По документации, асфальтовая крошка имеет класс опасности 4, наравне с бытовым мусором, таким как старая одежда и обувь.

  1. Широкий спектр применения, охватывающий большую часть сфер хозяйственной деятельности человека;
  2. Демократичная цена, которая выгодно выделяет асфальтовую крошку на фоне щебня или гравия и за счет схожих свойств зарекомендовала крошку как подходящую им замену;
  3. Долгий срок службы при использовании ее в подходящих для этого условиях: второстепенных дорог и дорожек малой протяженности и спортивных комплексов;
  4. Легкость в укладке. Для этого не обязательно заранее готовить поверхность, а укатка асфальтовой крошки не подразумевает обязательное участие спецтехники, в целях экономии ее можно выполнить с помощью проезжающих автомобилей;
  5. Высокая устойчивость к неблагоприятным погодным условиям.

Недостатки у асфальтовой крошки, как и у любого другого материала, существуют:

  1. Больше вредного воздействия на окружающую среду в сравнении со щебнем или песком;
  2. Необходимость в периодичном обновлении полотна.

Однако все недостатки сполна перекрываются многочисленными положительными ее качествами.

Альтернативные варианты

Кроме того, потребителями часто задается вопрос: что лучше, асфальтовая крошка или щебень? Однозначного ответа на него нет, так как эти материалы, включая песок и бой кирпича и бетона, как правило, выполняют одни и те же функции. Но цена у крошки ниже, а щебень обладает менее вредным воздействием за счет отсутствия в составе битума. Так что делать выбор необходимо, основываясь на обстоятельствах и личных предпочтениях.

Подводим итоги

Таким образом, асфальтовая крошка станет для вас идеальным вариантом, если вы цените простоту и удобство в укладке и предпочитаете тратить лишние средства на себя и своих близких, а не на строительные материалы. Для стоянки или подъездной дороги, спортивной площадки или пола в гараже – этот материал удовлетворит любые ваши потребности!

Асфальтобетонное дорожное покрытие автобана подвергается постоянному воздействию механических нагрузок от .

Кроме того, на него влияют погодные условия и грунтово-гидрологические факторы.

Внутренние напряжения и деформации дорожного полотна, вызываемые этими воздействиями, накапливаются , что приводит к появлению дефектов и разрушений верхнего слоя дорожной одежды в виде трещин и выбоин.

Чтобы качество дорожного полотна соответствовало требованиям безопасности дорожного движения (ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 за № 196-ФЗ в редакции от 26.07.2017 «О безопасности дорожного движения»), дорожно-строительными организациями проводятся работы по удалению изношенных и поврежденных слоев асфальтобетонного покрытия (АБП) и замене их новыми слоями.

Объемы ежегодно снимаемых старых АБП в каждом крупном городе РФ составляют десятки тысяч тонн, а в целом для автомобильных дорог России ежегодно «набегает» более миллиона тонн демонтированного асфальтобетона.

Современные технологии переработки старого асфальтобетона носят ресурсосберегающий характер, поскольку регенерированное покрытие с успехом используется в процессе создания нового АБП.

Регенерация демонтированного АБП направлена на восстановление и повышение технико-эксплуатационных характеристик асфальтобетонного материала с целью его повторного использования для асфальтирования автобанов или других дорожно-ремонтных работ.

По истечении ресурсного срока эксплуатации дорожного покрытия в его составе сохраняется до 90% полезной массы асфальтобетонного материала, пригодного для дальнейшего применения.

Чтобы методики переработки б/у асфальта были более понятны, рассмотрим подробнее структуру дорожной одежды и свойства основных элементов, ее составляющих.

Дорожные одежды с АБП являются наиболее распространенными конструкциями автобанов всех категорий.

Выше приведена схема так называемого «дорожного пирога» — многослойной дорожной одежды с обязательным асфальтобетонным покрытием толщиной не менее 15 см.

ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные…» определяет состав асфальтобетонных смесей (п. 3.1) как рационально подобранные смеси щебня, гравия, песка и минерального порошка с битумом, перемешиваемые в нагретом состоянии. При этом асфальтобетоном принято называть (п.3.2) асфальтобетонную смесь (далее – АБС) в уплотненном состоянии уже после укатки катками.

Следует различать понятия асфальта и асфальтобетона, используемые в дорожно-строительной практике:

  1. Асфальт является вяжущим органическим веществом природного либо искусственного происхождения с различным содержанием битумов в его составе (от 13% до 75%). Он представляет собой смесь битумов с песком и гравием. Настоящий природный асфальт состоит из тяжелых нефтяных фракций и мало отличим от обычной смолы, за это его древние греки и назвали — горная смола.
  2. Асфальтобетон – результат технологического перемешивания битумов с инертными материалами – щебнем, гравием и песком, которые существенно повышают прочностные характеристики асфальтобетонной смеси. Другими словами, асфальтобетон является модифицированным вариантом традиционного дорожного асфальтового покрытия.

В составе АБП битум составляет всего 4,5-6,0%, остальное – щебень, гравий и песок.

Это дало основание еще полвека назад на основе широких исследований в США, СССР, европейских странах и Китае взять на вооружение концепцию о 100%-й пригодности дорожного асфальтобетонного покрытия к переработке и повторному применению.

Современные технологии регенерации и рециклинга асфальтобетонных покрытий представляют собой переработку изношенного в процессе эксплуатации АБП с доведением его технических показателей и физико-химических характеристик до требуемого уровня.

Использование демонтированного старого асфальтобетона позволяют сделать это при минимальном потреблении новых вяжущих материалов и инертных заполнителей.

Удаление отслужившего материала

Своеобразной точкой отсчета запуска переработки старого асфальтобетона является демонтаж асфальтобетонного полотна.

Он проводится с учетом состояния слоя полотна, типа покрытия и ряда других факторов.

Асфальтовое покрытие снимают послойным удалением материала изношенного полотна, при этом демонтируют либо по всей толщине дорожного покрытия, либо удаляют только материал локальных поврежденных зон.

На небольших участках до сих пор используют ручные способы вскрытия и удаления асфальта с использованием таких инструментов, как:

  • ударно-отбойные пневматические инструменты;
  • режущие установки;
  • ломы;
  • кайло;
  • кувалды;
  • кирки.

На больших площадях снятия АБП без специализированной техники уже не обойтись. На смену бригадам с отбойными молотками и лопатами пришли мини-экскаваторы с гидромолотами .

Серьезную конкуренцию традиционным способам снятия дорожного полотна представляют современные дорожные фрезеры , оснащенные вращающимися фрезерными барабанами для прорезания старого асфальтобетона на требуемую глубину.

Ширина прорезаемой полосы на дороге при удалении покрытия зависит от ширины барабана и варьируется в пределах от 350 мм до 2200 мм.

Стальные зубья барабанов срезают необходимый слой АБП и прорезают на основании дорожной одежды неглубокие борозды для улучшения сцепки оставшегося материала основания с новым слоем асфальтобетонной смеси или регенерированного асфальтобетона.

Фрезерование слоев дорожного полотна выполняют двумя различными способами:

  • горячим фрезерованием, проводимым в условиях предварительного разогрева АБП;
  • холодным фрезерованием, при котором работы начинаются без разогрева.

У каждого из способов фрезерования имеются свои преимущества и недостатки.

Горячее фрезерование

Этот метод для удаления АБП быо внедрен раньше, чем начали применять холодное фрезерование.

При помощи мобильных инфракрасных горелок, работающих на газе (пропан-бутановая смесь) или на керосине, асфальт нагревается и размягчается .

Это помогает снизить величину усилия, которое нужно затратить для разрушения демонтируемого покрытия.

Недостатками горячего фрезерования являются следующие обстоятельства:

  • высокая стоимость используемых топливных ресурсов;
  • риск возгорания техники и опасность получения ожогов персоналом;
  • разрушенный асфальтовый материал склеивается, делая неудобным повторное применение;
  • при хранении в штабелях на складе АБЗ куски сфрезерованного асфальта слеживаются в жаркую погоду, что вынуждает пересыпать их песком или минеральным порошком.

При выборе горячего фрезерования приоритетным мотивом считается скорость проведения ремонтных работ , поскольку нагретое АБП срезается быстро и с минимальными усилиями.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что горячий способ — затратный, но быстрый.

Холодный способ

Холодное фрезерование требует больше усилий и более затратно по времени выполнения работ, поскольку слой дорожного полотна снимается в своем естественном твердом состоянии.

Преимуществами этой методики являются следующие факторы:

  • неизменяемость структуры покрытия, что дает возможность использовать снятый материал в составе подготавливаемой асфальтобетонной смеси;
  • при хранении в штабелях куски сфрезерованного асфальтобетона не слеживаются;
  • экономичность процесса фрезерования.

Асфальтобетонный лом и гранулят

Демонтаж старого АБП приводит к образованию кусков асфальтобетона различных размеров, называемых асфальтобетонным ломом.

В составе таких отходов — лома — остаются основные компоненты асфальтового и асфальтобетонного покрытия – щебень, песок и остатки битума.

Толщина снятых пластов составляет от 5 до 15 см.

Размеры кусков асфальта не нормируются, однако в практике сепарации асфальтовых глыб принято разделять на три условные группы :

  • мелкие отходы, размеры которых не превышают 20 см;
  • средний лом размерами элементов 15-40 см;
  • крупные глыбы размером более полуметра.

Асфальтовый лом, находясь в статусе вторичного ресурса, является отличным ремонтно-строительным материалом . Достоинствами асфальтового лома считаются следующие качества:

  • прочность к воздействию механических статических и динамических нагрузок;
  • устойчивость к воздействию атмосферной влаги и химически активных веществ;
  • устойчивость к резким температурным перепадам;
  • возможность дальнейшего измельчения путем дробления с помощью отбойного молотка;
  • низкая стоимость.

Средние показатели объемного веса асфальтового лома составляют 1800-2200 кг на 1 м3, тогда как у асфальтобетона этот параметр несколько больше – от 2000 до 2450 кг или, соответственно, 2-2,45 т на 1 м3.

В зависимости от способа дробления кусков старого асфальтобетона получают асфальтобетонный гранулят (далее – АБГ) и асфальтовую крошку , пользующиеся широким спросом. Средняя плотность АБГ – от 2100 до 2200 кг/куб.м.

Стандартом СТО НОСТРОЙ 2.25.35-2011 «Автомобильные дороги. Устройство оснований дорожных одежд» дано определение АБГ как измельченного старого асфальтобетона (п.3.2), который допускается применять при изготовлении дорожных одежд и покрытий.

В связи с растущей востребованностью АБГ в дорожно-ремонтных работах внедрен ГОСТ Р 55052-2012 «Гранулят старого асфальтобетона. Технические условия», регламентирующий требования к этому материалу по аналогии с европейским стандартом на гранулят асфальтобетона EN 1310808.

Это позволит поднять планку уровня использования АБГ как высококачественного материала для дорожной одежды.

На российском рынке строительных материалов цена лома асфальтобетона варьируется в пределах 100-300 руб./куб. м , тогда как вторичный АБГ предлагается по цене 500-1500 руб. за тонну.

Рециклинг и регенерация

В мировой практике дорожно-строительных работ по реконструкции автобанов с успехом используются методы регенерации и рециклинга бывших в использовании материалов дорожной одежды, позволяющие экономить на приобретении новых стройматериалов.

Довольно часто в информационных источниках по этой тематике некорректно трактуются понятия регенерации и рециклинга асфальтобетона, смешивая в одну кучу конечные результаты совершенно разных по своей сути технологических концепций.

Уточним особенности этих процессов, связанные с их названиями. Термин регенерация взят из латинского языка – «regeneratio» означает «возрождение, восстановление».

Применительно к реконструкции дорожных одежд автомагистралей регенерация означает восстановление их технико-эксплуатационных качеств:

  • сплошности,
  • проезжаемости,
  • коэффициентов аварийности и безопасности и т.п.

А для самого АБП – восстановление физико-механических свойств и показателей качества.

Среди таких свойств:

  • шероховатость;
  • износостойкость;
  • сдвигоустойчивость;
  • трещиностойкость.

Повторное использование материала старого АБП специалисты называют английским словом «recycling», означающим рециркуляцию – повторное использование, возвращение в оборот, переделку/переработку для полезного использования.

Рециклинг старого покрытия может проводиться без регенерации его свойств, например, в случае применения гранулята асфальтового лома для укрепления дорожных обочин отсутствует потребность в восстановлении пластичности, необходимой асфальтобетонной смеси при ее вторичном использовании в дорожном покрытии.

Алгоритм рециклинга АБП

Для технической реализации рециклинга старого асфальтобетона в целях его применения в качестве верхнего слоя дорожного покрытия выполняются следующие работы :

  1. Удаление поврежденного слоя покрытия горячим или холодным способом фрезерования.
  2. Изготовление АБГ путем дробления снятого фрезерованием слоя до размеров фракций щебня.
  3. Нагрев гранулята в специальной печи без открытого пламени для восстановления вяжущих и пластичных свойств старого битума в составе снятого асфальтобетона.
  4. Добавление порции свежего битума для корректировки вяжущих и пластичных свойств асфальтобетонной смеси в соответствии с рецептурой.

При проведении работ по переработке старого асфальта должны соблюдаться следующие требования, направленные на обеспечение качества нового асфальтобетонного покрытия:

  1. Для новой асфальтобетонной смеси, получаемой в процессе рециклинга, необходимо выполнить предварительное проектирование ее состава, в котором определены рецептура новой асфальтобетонной смеси, зерновой состав инертных компонентов, вязкость битума и его содержание в старом асфальтобетоне, технология переработки и тип смесительной установки, количество старого асфальтобетона в составе регенерируемой смеси.
  2. При нагреве гранулята в печах необходимо соблюдать температурные режимы , не допускающие начала испарения легких фракций из состава вяжущего и его выгорания, которое может произойти при превышении температуры вспышки битума (180-220 град. Ц для вязких и 45-110 град. Ц для жидких битумов).

Количественные показатели по содержанию гранулята и добавок в новом асфальтобетоне должны определяться лабораторными методами в соответствии с ГОСТ, ТУ и другими нормативными документами.

Способы вторичного использования отходов асфальтобетона

По месту проведения технологических мероприятий рециклинга различают два способа переработки снятого дорожно-строительного материала:

  • регенерацию старого асфальтобетона в стационарных условиях на асфальтобетонном заводе (АБЗ), предполагающую предварительный демонтаж дорожного покрытия и отправку асфальтобетонного лома на АБЗ для переработки;
  • рециклинг АБП непосредственно на месте реконструкции полотна , предполагающий переукладку покрытия с использованием специальной дорожной техники – ремиксеров, рециклеров, разогревателей асфальта и др.

В зависимости от применения разогрева асфальтобетона при его переработке технологии рециклинга подразделяют на две большие группы:

  1. Горячий рециклинг, который не может обойтись без разогрева старого асфальтобетонного материала до температуры размягчения старого битумного вяжущего. Разогрев используется на этапе демонтажа АБП, в процессе восстановления пластичных свойств старого битума и при перемешивании гранулята со свежими компонентами при изготовлении асфальтобетонной смеси под укладку вместо снятого полотна.
  2. Способы холодной переработки (холодный рециклинг), при реализации которых отсутствуют тепловые воздействия на старый материал и на компоненты свежей смеси.

Реалии практики дорожно-ремонтных работ таковы, что чаще всего используются комбинированные варианты названных методик .

Например, горячая переработка асфальтобетона еще не так давно отождествлялась с работами в стационарных заводских условиях на территории с развитой производственной инфраструктурой (склады, транспортные пути для завоза асфальтового лома и вывоза приготовленной асфальтобетонной смеси, емкости с битумом и т.п.).

С появлением мобильных АБЗ переработку асфальта осуществляют непосредственно на ремонтируемой дороге, обеспечивая выполнение всех необходимых технологических операций, присущих горячему рециклингу.

Холодное фрезерование, используемое в методиках холодного ресайклинга передвижных установок, с успехом «перекочевало» в технологические потоки, используемые на стационарных АБЗ.

Вместо разогрева в смесителях раздробленные куски АБП или гранулят от дорожной фрезеровки смешиваются с эмульсионными добавками или вспененным бетоном , после чего считаются годными для укладки.

В качестве альтернативы традиционной технологии восстановления АБП по формуле «фрезерование и повторное асфальтирование» выступают методики горячей и холодной регенерации на месте проведения дорожных работ .

В первой из них используется регенерация асфальтобетона на АБЗ стационарного или мобильного типа, а во второй — разрыхление материала покрытия, его обработку на месте, улучшение свойств и укладку в покрытие дорожной одежды.

В работах задействован комплект термопрофилировочной техники , состоящий из асфальторазогревателя, горячего рециклера, называемого также термопрофилировщиком, и гладковальцованных катков.

Принципы работы асфальтобетонных заводов

Технологический поток переработки асфальтобетона на АБЗ состоит из следующих этапов:

Горячая переработка на АБЗ имеет следующие преимущества :

  • возможность постоянного контроля качества компонентов старого АБП;
  • регулирование рецептуры смеси с учетом состава используемого гранулята;
  • возможность использования до 80% старого материала без снижения рецептурных свойств свежей асфальтобетонной смеси.

Из недостатков горячей переработки в стационарных условиях отмечают следующие факторы:

  • высокие затраты на перевозку демонтированного покрытия;
  • высокая энергоемкость сушки и нагрева компонентов асфальтобетонной смеси;
  • наличие канцерогенных углеводородов и минеральной пыли в дымовых выбросах.

Особенности горячего и холодного способов на месте проведения работ

Горячий способ , называемый также термопрофилированием асфальта, осуществляется непосредственно на месте ремонта дорожного полотна.

Для всех технологий термопрофилирования характерны следующие операции :

  • разогрев верхнего слоя АБП;
  • рыхление разогретого слоя;
  • перемешивание разрыхленных компонентов;
  • повторная укладка.

В зависимости от конкретной технологии горячего рецикклинга на различных стадиях техпроцесса могут использоваться операции по добавлению битума, введению пластификаторов или свежей асфальтобетонной смеси и т.п.

Технологии горячей переработки асфальтобетона на месте обладают следующими достоинствами :

  • высокими физико-механическими показателями регенерированного асфальтобетона;
  • простотой применения технологии;
  • минимальным износом режущего инструмента;
  • сохранением существующей геометрии покрытия;
  • возможностью работ на одной полосе, не препятствуя движению по другой полосе;
  • снижением стоимости ремонтно-монтажных работ;
  • увеличением срока эксплуатации покрытия;
  • сокращением сроков проведения ремонтных работ почти в два раза.

К недостаткам «горячего» метода относят :

  • экологические проблемы – при нагреве улетучиваются пары старого битума;
  • ухудшение пластичности битума при превышении температуры термообработки;
  • сложности в организации работ, поскольку в «боевой» готовности должен находиться весь машинный комплекс, используемый в работе.

Работы по холодному рециклингу , проводимые на месте, выполняются в следующей последовательности :

Из достоинств холодного рециклинга на месте отмечают:

  • малый расход энергии;
  • экологическую чистоту технологии;
  • сохранение целостности грунта, отсутствие его деформаций;
  • качественную регенерацию покрытия.

Недостатки этой методики следующие :

  • высокая стоимость оборудования (эмульгаторов и т.п.);
  • необходимость четкой организации подготовительных работ и постоянного контроля над техническим состоянием используемой техники.

Видео по теме

Видео о преимуществах ремонтных работ дорожного полотна, проводимых на месте и в небольших объемах, с помощью специального оборудования для инфракрасного нагрева и регенерации отслужившего асфальта:

Заключение

Применение ресурсосберегающих технологий по использованию регенерированных старых асфальтобетонных материалов позволяет создавать адекватную замену определенной части компонентов асфальтобетонной смеси с соблюдением основных требований к качеству дорожных покрытий.

При этом существенно снижаются расходы на приобретение битума, экономятся энергоресурсы и материалы.

Вконтакте

Асфальт обладает уникальными качествами, которые позволяют использовать его в качестве дорожного покрытия. Такой выбор практичен и эффективен, кроме того он подходит для любых дорог, независимо от их назначения. Помимо ГОСТов технология укладки асфальта должна соответствовать СНИП (СНиП 2.05.02-85 и СНиП 3.06.03-85), и иной нормативной документации.

Общие сведения

Правила укладки асфальта, позволяют чётко разделить всю работу на несколько самых важных этапов:

  • подготовка рабочего участка;
  • формирование несущего слоя (песчано-щебёночная смесь);
  • нанесение слоя покрытия (крупно фракционный асфальт КЗ-7, либо КЗ-10);
  • обработка уплотняющим катком.

Дефекты при асфальтировании и сразу после него появляются в дорожном полотне достаточно часто. Для их скорого устранения можно применить холодный асфальт, отличающийся от обычного изменённым составом, высокой морозоустойчивостью и пластичностью. Это функциональный и износостойкий материал, который прекрасно подходит для проведения точечных ремонтных работ, формирования покрытия на участках, прилегающих к железной дороге, осуществления предупреждающих дорожно-ремонтных операций и т.д.

Необходимое оборудование:

  • Устройство для перемешивания;
  • Ёмкости, в которых будут находиться битумные соединения;
  • Устройства, обеспечивающие контроль температуры;
  • Смешивающие механизмы для приготовления асфальтного раствора.

«Перед началом укладки холодный асфальт мелкозернистой (0,5 см) или песчаной (1-1,5 см) фракции смешивается с битумными загустителями.»

Особой подготовки поверхности к укладке холодного асфальта не требуется, нужно только убрать лишний мусор и избавиться от избытка влаги. Пробой в дорожном полотне покрыть заготовленной смесью и оставить застывать. Уплотнять его специально не нужно, это произойдёт само собой благодаря естественной утрамбовке на участке.

Виды использующихся укладчиков

Технология укладки асфальта на старый асфальт асфальтоукладчиком подразумевает использование следующих разновидностей механизмов:

  • дорожные фрезы - устройства, позволяющие снимать верхний слой дорожных покрытий;
  • асфальтоукладчики - устройства, используемые на основном этапе укладки;
  • катки - механизмы, обеспечивающие утрамбовку и уплотнение грунта.

Асфальтоукладчики, в свою очередь, также делятся на несколько групп.

По типу ходовой части они могут быть:

  • гусеничными (применяются преимущественно для строительства и реконструкции дорожного полотна);

  • колёсными (в большей степени подходят для ремонта путём настилания верхнего тонкого слоя).

Также существует деление этих механизмов по типоразмерам:

  1. Ширина укладки 1-3 м: применяется для обработки полос уширения, пешеходных дорожек, тротуаров;
  2. Ширина укладки 2-4,5 м: покрывает одну полосу автодороги;
  3. Ширина укладки 2,5-7,5 м: покрывает сразу две полосы автодороги;
  4. Ширина укладки 3-9 м: используется для проведения работ на дорогах 1-й и 2-й технической категории с двухполосной проезжей частью.
  5. Ширина укладки 3-12 м: используется для проведения работ на дорогах 1-й и 2-й технической категории с трёхполосной проезжей частью.

Какой минимальный слой необходимо класть на старый асфальт?

Минимальный слой асфальта при укладке должен иметь толщину от 80 мм. Наносить его нужно с равномерной скоростью, без остановок. Структура дорожного покрытия может включать в себя сразу два слоя, тогда каждый из них в отдельности может не соответствовать указанной величине, но их общая толщина должна составлять не менее 8 см.

Технология укладки нового асфальта на старый

Технология укладки асфальта на старый асфальт будет отличаться в зависимости от характера повреждений и степени износа предыдущего покрытия. Например, отдельные ямы можно отремонтировать холодным асфальтом. Если повреждения носят нелокальный характер, то возможно использование метода горячей или холодной фрезеровки, при котором осуществляется снятие верхнего слоя старого асфальта, текстурирование основы и нанесение нового покрытия.

Наконец, можно применить способ восстановления асфальта. В этом случае потребуется:

  • провести капитальную очистку старого асфальта (для этого потребуется поливомоечная машина);
  • уложить щебёночный слой (эту работу выполняет грейдер);
  • очистить края дорожного покрытия и разогреть его;
  • при помощи катков уложить слой восстановленного асфальтобетона.

Когда процедура завершена, все швы и все стыки пропитывают битумом. Если полотно асфальтобетона износилось равномерно и в целом находится в хорошем состоянии, то можно его «нарастить». Достаточно уложить поверх тщательно вычищенного старого слоя – новый.

Правильная технология укладки асфальта на старый асфальт (ГОСТ Р 54401-2011, 9128) подразумевает осуществление дорожных работ любого типа только при сухой погоде и приемлемой температуре

Асфальтирующий слой, уложенный под дождём можно сразу считать бракованным.

Сколько стоит укладка за 1 м2 нового асфальта на старый

Чтобы точно вычислить, сколько стоит укладка асфальта 1 м2, нужно учесть траты на расходные материалы и на саму работу. Конкретные цифры могут изменяться в зависимости от региона или особенностей выбранной технологии. Однако средняя стоимость квадратного метра асфальта с укладкой колеблется в диапазоне от 400 до 1000 рублей.

Какие документы необходимы для проведения ремонтных работ?

Как и любой другой вид строительной деятельности, ремонтные работы сопровождаются соответствующей документацией.

Договор на укладку (образец):

Договор на асфальтирование территории (образец):

Заключение

Нельзя забывать о том, что любые строительные работы должны завершаться полным вывозом мусора. Также не стоит слишком экономить асфальтобетон, в противном случае вскоре придётся вновь браться за работу. Соблюдение всех технологических требований позволит продлить жизнь дорожного покрытия до 5-10 лет.

Надежность асфальтного покрытия зависит от использования в смеси качественных составляющих, их равномерного перемешивания, поддержания температурного режима во время изготовления и хранения. Кроме этого, планируемое место укладки асфальтового покрытия должно находится максимально близко к месту его производства, чтобы время на транспортировку материала по возможности было минимальным.

Достоинства и недостатки материала

Главные достоинства укладки асфальта заключаются в:

  • доступной стоимости, особенно в случае малотоннажного применения;
  • возможности быстрого приготовления в заводских условиях;
  • долговечности покрытия при условии соблюдения технологии изготовления и укладки;
  • относительной простоте укладки асфальта при наличии специальной техники.

Недостатками асфальта бетона считают:

  • резкое снижение технических характеристик при нагреве под воздействием солнечных лучей;
  • испарение битума при нагреве и выделение вредных паров;
  • необходимость поддержания требуемой температуры до момента укладки асфальтового покрытия.

В то же время, несмотря на наличие серьезных недостатков, ценовой альтернативы асфальтобетону пока не найдено. Дорожка из тротуарной плитки выйдет заметно дороже.

Работы по улучшению качества и универсальности материала ведутся в рамках подбора более эффективных смесей. Хорошие показатели дает добавление полимерных смесей и уменьшение объемной доли битума.

Назначение составляющих компонентов

Асфальтобетон с минеральным порошком и без.

Первый асфальт изготавливался на основе природных битумов. Потом стали применять битум, получаемый в результате перегонки нефти, при нагреве жидких углеводородов. Сегодня это самое распространенное вяжущее вещество для изготовления асфальтобетонной смеси.

Песок, гравий или щебень в асфальте играют роль основных рабочих наполнителей. Песок необходим для более равномерного распределения давления внутри асфальтового слоя и заполнения пустот между отдельными камнями. Совместно с битумом он связывает более крупные фракции камня, удерживает их и не позволяет им выходить наверх за пределы слоя.

Фракции гравия и щебня определяют группу асфальтобетона и область его применения. Все асфальтные покрытия условно делятся на три группы по плотности в зависимости от применяемых размеров камней:

  1. плотные, с фракцией гравия 5-10 мм, под мощение дворов, тротуаров, дорожек и других покрытий с невысокой нагрузкой;
  2. пористые, с размером камня 10-20 мм, под укладку нижних слоев в многослойных покрытиях;
  3. высокопористые, с фракцией щебня 20-40 мм, для применения на ответственных участках автомобильных дорог.

Такое распределение по пористости определяет способность асфальта пропускать влагу и отводить ее в дренажный слой для дальнейшего отвода в грунт. Поэтому высокопористый материал труднее укладывать, но его эксплуатационный период значительно больше.

В качестве минеральных наполнителей добавляют мелко измельченный до порошкового состояния мел, известняк или песчаник. Они заполняют последние остаточные пустоты и делают асфальтированную дорожку более однородной. Причем лучший минеральный наполнитель делают из песчаника, как химически нейтрального вещества.

При добавлении резиновой крошки, измельченной до размеров 1,0-1,5 мм, повышается пластичность и гидравлическая устойчивость. Поэтому асфальт с нею часто используют для покрытия кровли цехов промышленных предприятий. Асфальтобетон с резиновой крошкой реже трескается и имеет пружинящие свойства.


Армирование полимерной сеткой.

Полимерные добавки в виде армирующих пластиковых волокон существенно повышают прочность материала. Используется такая технология приготовления только для самых ответственных участков. Прочность асфальтированной дорожки также можно повысить, добавляя в неё цемент, но в этом случае нельзя использовать известняк в качестве мелкодисперсного наполнителя.

Самостоятельное изготовление асфальта

Изготовленный своими руками асфальт не позволяет применять его для укладки автомобильных дорог и городских улиц. Однако такой материал можно эффективно использовать для обустройства садовых дорожек или площадок с малой весовой нагрузкой при эксплуатации. Для изготовления асфальта своими руками вам потребуется:

  • обычный, пусть даже не мытый песок;
  • гравий или щебень мелкой фракции;
  • твердая битумная смола с температурой плавления не более 120°С;
  • широкая бадья или бетономешалка;
  • металлическая бочка и ведро;
  • совковая лопата;
  • широкое сито или металлическая сетка для просеивания песка.

Приготовьте в бадье или бетономешалке сухую смесь песка с гравием в соотношении 1:2 по объему. Установите бочку на подставку и разожгите под ней огонь. Вылейте внутрь ведро воды.

Одновременно с этим поставьте на другой костер ведро, наполненное на треть водой. Когда вода в ведре начнет закипать, положите в него битум для нагрева и плавления. В бочку высыпьте щебеночно-песчаную смесь. Кипящая вода в ведре и в бочке обеспечит поддержание температурного режима 100°С.

Засыпьте в бочку щебеночно-песчаную смесь и дождитесь, когда вода закипит. Варите битум в воде до расплавления битума и постепенного выкипания воды. Затем перелейте расплавленный битум в бочку с щебеночно-песчаной смесью и начните активно перемешивать. Перемешивание рекомендуется производить металлической трубой или другим прочным предметом. На момент переливания в бочке должна быть кипящая вода, в холодную воду горячий битум лить нельзя.

Соотношение объема битума к объему щебеночно-песчаной смеси примерно 1:15. Более точно густоту асфальта можно определить только визуально.

С целью улучшения пластичности асфальтовой массы, упрощения перемешивания и облегчения последующей укладки, можно использовать специальные или жидкое моющее средство. Пластификатор добавляют в соответствии с указаниями инструкции, жидкое моющее средство из расчета 1 стакан на 40-50 литров асфальта.

Как только вода выкипит, самодельный асфальт готов и его можно укладывать на дорожку. Если к этому моменту у вас не закончены подготовительные работы, то снова добавьте воды в бочку. При этом учтите, что добавлять можно только кипяток, холодная вода, попавшая на раскаленную поверхность, может моментально вскипеть и привести к ожогам.

Укладка асфальтового покрытия

Работы по укладке своими руками начинаются с принятия планировочных решений и разметки. На этом этапе работ необходимо четко определится:

  • с местоположением дорожки;
  • ее шириной и высотой над уровнем земли;
  • с типом бордюра и высотой его установки;
  • с местами укладки водоотводов.

Во время определения местоположения дорожки следует учесть наличие возможных подземных инженерных коммуникаций, расположение садовых деревьев и направление уклонов для стока дождевой воды. После принятия решений нужно забить колышки по периметру будущего асфальтового покрытия, определяя его точные контуры.

По размеченному контуру необходимо выкопать, так называемое «корыто» или траншею, глубиной 15 см. На ее дно постелить слой , которое предотвратит прорастание сорных растений и позволит влаге свободно уходить в нижний слой грунта.

Установить и закрепить бордюр и засыпать «корыто» до верха щебнем. Поверхность необходимо тщательно утрамбовать. От качества трамбовки зависит долговечность асфальтового покрытия.

Далее следует купить асфальт или приготовить его самостоятельно и настелить его поверх щебня слоем толщиной 4-5 см за один раз. Предварительное выравнивание можно производить перевернутыми граблями или деревянной шваброй.

В процессе выравнивания необходимо проверять наличие уклонов при помощи строительного уровня. Уплотнение асфальтобетонного слоя на садовой дорожке лучше всего делать .

Следует отметить, что процесс укладки асфальта своими руками зависит от погодных условий. Эти работы не следует производить при отрицательных температурах и в сырую дождливую погоду.

Технология вторичного использования асфальтовых покрытий

Потребность в экономии денежных средств при ремонте и строительстве новых дорог с асфальтовым покрытием привела к разработке системы эффективного рециклинга (вторичного использования материалов). В этом случае осуществляется переработка снятого с дорожного покрытия асфальта, причем как в стационарных заводских условиях, так и в мобильном оборудовании по месту производства работ.

По этой технологии асфальтобетонное покрытие снимается при помощи специального механизма с механической фрезой – ремиксера. Далее удаленный материал измельчается до фракции щебня и может использоваться для приготовления сухих смесей при устройстве дорожного основания и отсыпок загородных магистралей и дорог.


Основание под асфальт.

По второй технологии собранный и измельченный материал закладывается в печь и нагревается без доступа огня до 170°С с добавлением необходимого количества свежего битума и добавок. Этот способ переработки широко распространен при проведении ремонта городских улиц и дворов, поскольку цена, изготовление и укладка асфальта в этом случае значительно ниже.

Вторичное использование асфальта в домашних условиях

Старое дорожное покрытие из асфальтовой смеси позволяет домашнему мастеру обустроить на приусадебном участке удобные и аккуратные пешеходные дорожки из асфальта, которые вполне могут заменить собой тротуарную плитку. Такой асфальт, сделанный своими руками, также можно использовать, например, для покрытия пола в гараже или перед ним.

Снимать необходимо только верхний битумный слой. Снятый материал требуется как можно мельче разбить на куски. Максимальная фракция не должна превышать 40 мм.

Методика проверки качества асфальтового дорожного покрытия

Каждый изготовитель строительных материалов обязан выдавать покупателю асфальта сертификат соответствия качества продукции государственным стандартам. Для этого на заводе должна быть сертифицированная лаборатория, которая может провести необходимый комплекс испытаний. Кроме этого, во всех крупных городах существуют независимые лаборатории по проверке качества строительства и изготовления материалов.

На строительной площадке проверка происходит путем высверливания керна заданного диаметра из дорожного полотна с последующим восстановлением дорожного покрытия. Внешне качество привезенного асфальта можно определить по его температуре и наличию черной жирной пленки на поверхности.

С целью экономии средств, сегодня нередко прибегают к восстановлению асфальта, уже бывшего в употреблении. Давайте подробно рассмотрим, как использовать старый асфальт и что для этого нужно.

Вторичное использование асфальта возможно только после регенерации, которую производят на заводе. Но процесс этот несложный и вполне позволяет провести все работы самостоятельно.

Тщательно утрамбовав грунт в месте будущих работ по укладке асфальта, обустраиваем подушку из песка и щебня, поливаем ее и снова производим уплотнение слоя. На этом подготовка основы окончена - теперь необходимо обзавестись исходным материалом, который остается у Вас после работ по демонтажу старого покрытия, или же просто купить старый асфальт. Также понадобится несколько килограмм битума (лучше №3, но можно и №4) и физическая сила.

Для того, чтобы растопить старый асфальт, загружаем его в металлическую емкость вместе с приобретенным битумом и нагреваем. Для этого достаточно просто поставить емкость над костром. Постоянно мешаем состав, пока он не расплавится до однородной массы, после чего добавляем еще немного щебня и песка, чтобы смесь имела рассыпчатую консистенцию. Затем переработанный асфальт можно укладывать на поверхность образованной ранее основы. Чтобы избежать налипания состава на поверхность укладчика, можно обработать уплотняющую поверхность приспособления старой масляной отработкой.

Вот, собственно, и все, что требуется знать о том, как использовать старый асфальт в домашних условиях.

Вторичная переработка асфальта на заводе, как уже упоминалось выше, производится методом регенерации. В этом случае, при перемешивании расплавленного состава старого асфальта, в него иногда добавляют еще и новые минеральные наполнители, и пластификаторы, кроме стандартного битума.

Вторичное использование асфальта для повышения эффективности работы восстановительных установок, лучше производить после измельчения. Также такой метод значительно повышает степень точности рецептуры замеса. Но, в таком случае, приходится дополнительно бороться с налипанием асфальтного материала на рабочие элементы дробилок. Решением этой проблемы стало термическое дробление в паровых установках. В таких агрегатах при дроблении производится нагрев материала до 80°С. Но это за границей, а на отечественном производстве для произведения регенерации старого асфальта, в стандартном варианте, применяют обычные установки для смешивания подобных составов. Также применяется дополнительная комплектация установок оборудованием для сохранения, транспортировки и дозировки асфальтобетонной смеси.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS