Главная - Прихожая
Собор святого петра в бове история создания. Панорама Собор Святого Петра (Бове). Виртуальный тур Собор Святого Петра (Бове). Достопримечательности, карта, фото, видео

Северное Подпарижье по неведомой мне причине уже очень давно превратилось в некую Выставку Достижений Христианского Хозяйства всея Франции, и свою пальмовую ветвь в номинации «Самые красивые соборы страны» никому уступать не собирается. Судите сами: Руан, Реймс, Амьен, Эврё, Мец и наконец Бове, - это те места, куда люди едут прежде всего, чтобы полюбоваться удивительным полетом фантазии древних мастеров и величием возведшей их Церкви.

Словно серая мышь тулится среди этого древнего великолепия новодел под названием Лизье, но он является очередным гениальным творением все той же церкви, которой былого могущества всегда казалось чуть-чуть недостаточно. В те годы, когда древние Святые начали видеться людям уж слишком далекими и ненастоящими, а вера в Господа сильно пошатнулась после ужасов Первой Мировой войны, во Франции практически одновременно стартовали два скрупулёзно продуманных прожекта, завершившихся головокружительным взлетом креста на прежние высоты.

Двух самых обычных милых девочек (назовем их «со странностями»), живущих среди нас, делающих те же, что и мы, ошибки и нередко бродящих душой впотьмах церковь одномоментно назначила Святыми. В память о них верховные крестоносцы отгрохали таких богоугодных монстров, что бедных «старичков» аж немного перекосячило. Несмотря на все неувязки, подброшенные уже вполне продвинутым и цивилизованным XX веком, те, кто хотели, снова поверили в Чудо, а Лурд и Лизье из скромной глухомани превратились в два самых посещаемых паломниками города Франции.

История Святой Терезы из Лизье настолько наивна и тривиальна, что рассказывать ее у меня нет никакого желания. Поэтому вот вам для услады взора великолепная базилика в ее честь, и давайте перейдем к действительно изысканному, обласканному Богом и проверенному веками Бове.

«Бог любит троицу, а на четвертый помилует» - сказал граф-епископ Милона, когда древняя базилика в Бове окончательно догорела в третий раз за последние несколько лет. На ее углях еще конечно можно было пожарить аппетитного порося или согреть озябшие конечности, но в качестве святыни очередная обитель уже не годилась совершенно. В те годы (а на дворе тогда стоял, полыхал кострами инквизиции и тасовал колоды королей глухой XIII век) катастрофы с храмами частенько объяснялись тем, что Бог, дескать, хочет видеть на этом месте что-то гораздо более значимое и величественное.

Астрономические часы в Бове - это настоящее произведение искусства. В них постоянно что-то булькает, всхлипывает и позванивает. C ними вы, даже если очень захотите, вряд ли пропустите наступление Дня всех Святых, послеобеденную сиесту или сбор урожая. Вот только жаль, что они слегка тяжеловаты для повседневного и повсеместного пользования.

Ну что ж, значимое, так значимое! - решили в Бове и нарисовали такую церковь, какой свет еще не видывал, а тьма пока даже не пробовала на зуб. Дело оставалось за малым: построить то, что изобразил на бумаге архитектор и молиться, чтобы все это не звезданулось на головы очумевших от восторга горожан.

Первые трудности обрушились на город оттуда, откуда их мог ждать только умалишенный. Людовик IX, вошедший в историю под именем Святой, за Веру мог сжечь еретика на площади, отказаться от близости с прехорошенькой женой и даже откусить себе какую-нибудь не самую важную конечность, однако в Бове от него пришли только неприятности и ничего кроме неприятностей. Назначение какого-то «левого» мэра, гипотетические угрозы и отправка вполне реальных войск, - все это тормозило строительство, а порой и просто рушило уже построенное.

Все знали, что с года на год должна распахнуть прихожанам свои каменные объятья уникальная часовня Сент-Шапель, которая была призвана восхитить весь мир, но предположить, что ревность монарха дойдет до разрушения конкурентов, не мог даже сам Господь. А вышло все именно так. Одним словом, будто объевшись каких-то не полезных для мозга грибов, Людовик встал в распор, и не было от него житья ни зодчему, ни каменщику, ни простому смертному.

Ну а пока Бове, будто молодой бычок, бодался с королем, в соседнем Амьене умудрились завершить строительство своего собора. Про него уже все было известно и понятно, а потому на общем собрании бовенского коллектива было решено догнать и переплюнуть нахального выскочку. Для этого стены и без того уникального хора планировалось увеличить, доведя общую высоту до 48 метров.

Возводить свод начали с осторожностью и аккуратностью опытного лекаря еврея, отпиливающего ногу у очередного незадачливого крестьянина. Однако всего через двенадцать лет после окончания работ, самые высокие на тот момент хоры мира таки рухнули, погребя под собой надежды и мечты строителей, а заодно и самих строителей. Стройка века снова встала, и теперь уже надолго.

После такой незадачи пыл соборостроителей сильно поугас. В Бове лучшие умы того времени с утроенной энергией начали пересчитывать нагрузки, а архитекторы уже возведенных «небоскребов» дружно принялись смотреть кошмарные сны про обрушение своих детищ. Ничего кардинально нового средневековые математики в итоге не придумали, а бовенские святоши так и не удосужились уступить им ни единого метра своего поднебесья. Поэтому старым проверенным способом в собор воткнули несколько дополнительных колонн, заложили в проект стяжки и в общей молитве обратились к Господу за столь необходимой поддержкой.

Лишь в 1500 году, высосав из города последние деньги, трансепт встал на свое законное место. И все бы ничего, да только центральная башня храма вдруг ни с того, ни с сего взяла да и решила сойти с небес на землю. Видимо уж очень сильно прогневили Господа непомерные амбиции небольшого французского городка, или апостол Петр, в честь которого возводили собор, оказался не в фаворе, но работы снова пришлось прекратить.

И в который раз в городе начались переговоры об уменьшении высоты храма, тем более, что в далеком Таллинне уже была завершена 159-метровая церковь святого Олофа, позволяющая местному собору стать лишь вторым. Серебряную медаль Бове носить в итоге не захотел. Работы были свернуты, и город наконец обрел буквально «безбашенный» храм, занимающий первое место в мире по высоте хоров. От этого несоответствия высот храм в Бове получился несколько придавленным и обрубленным, но его мощь и стать не может не восхищать.

Хотя что-то рано я начал говорить о восхищении. Если кто-то думает, что на этом все беды храма благополучно завершились, то он глубоко заблуждается. Давайте оставим в покое эту несчастную Революцию, которая как смерч прошлась по всему культурному наследию страны, и отправимся в наше цивилизованное время высоких технологий и светлых умов.

Оказалось, что место глупости может найтись в любой эпохе, несмотря на наличие под рукой продвинутого компьютера и полученного в лучших университетах мира образования. После первого глобального обрушения 1284 года на соборе были установлены дополнительные внешние тяги, которые будто паутиной связали все башни. Они-то и не понравились нашим современным умникам, посчитавшим эстетику собора без нУжды попранной.

Несколько лет с помощью новейшего оборудования они пытались выяснить функциональную нагрузку железных тросов и в результате пришли к выводу, что вот тут-то средневековые мастера облажались. Никакого смысла в громоздких железяках-страшилках не было, как ни крути собор в 3D, сколь ни раскачивай его виртуальными землетрясениями и ни атакуй магнитными аномалиями. Ничтоже сумняшеся они сняли провода и несколько дней, а то и недель наслаждались видами освободившегося от пут гиганта.

Полные штаны радости пришлось менять после того, как хоры начали отходить от трансепта, а внешние колонны вдруг заходили ходуном, недвусмысленно намекая на то, что следующего обрушения ждать осталось совсем недолго. Поседевшие от ужаса реставраторы в пожарном порядке снова повязали собор с головы до пят, но вместо тупорылого железа из прошлого использовали современную, прочную как человеческая самоуверенность сталь.

И снова та же недолгая радость, раздача призов передовикам капиталистического производства, а затем тихое, едва различимое для слуха «Упс» (ну или на французский манер – «merde»). Оказалось, что менее гибкая сталь сковала собор как кандалами, не позволяя ему даже шелохнуться, и от этого по стенам веселыми ручейками в разные стороны начали разбегаться вполне различимые трещины.

После этого случая храм Божий наконец оставили в покое, и вот уже несколько десятков лет с ним вроде бы ничего страшного не происходит. Будто средневековый великан стоит он на центральной площади города и согревает небеса кострами своей пламенеющей готики. От его величия захватывает дух и сжимает сердце, им хочется восхищаться и любоваться вечно, в нем даже такому безбожнику как я хочется преклонить колени и все-таки попытаться отыскать того Бога, который заслужил такой храм.

Собор Святого Петра в Бове (фр. Cathédrale Saint-Pierre de Beauvais) - самый высокий (хотя и незаконченный) из французских готических соборов. Расположен на севере Франции в городе Бове. Это кафедральный храм нуайонского диоцеза.

Собору в Бове принадлежит видное место в истории готической архитектуры. Он, в частности, обладает самыми высокими готическими хорами в мире (48,50 м). Храмовый комплекс состоит из позднего трансепта (XVI век), хора с апсидами и семи полигональных апсид капеллы XIII столетия, которые доступны через деамбулаторий. Малая романская церковь Нотр-Дам-де-ла-Бас-Эвр (Basse Œuvre, строилась в 997-998 гг.) занимает место, предназначенное для нефов.

История

Работы по возведению собора начались в 1225 году под управлением графа-епископа Милона из Нантёйя, сразу после третьего пожара в старой базилике с деревянной крышей, алтарь которой был отреставрирован только за три года до пожара. Хоры были завершены в 1272 году, в двух кампаниях, с интервалом в 1232-1238 годах в связи с финансовым кризисом, вызванным борьбой с Людовиком IX. Две кампании отличаются небольшим изменением направленности и стилистики работы. По решению епископа Гийома де Гре высота здания была увеличена на 4,9 метра, чтобы сделать своды собора самыми высокими в Европе. Своды в интерьере хора достигают 48 метров, что значительно превосходит высоту одновременно построенного собора Нотр-Дам в Амьене с его 42-метровыми нефами.

Архитектурный план собора из издания 1856 г.; светлым выделены никогда не построенные фрагменты.

Работа была прервана в 1284 году из-за обрушения некоторых сводов. Это обрушение часто рассматривается как катастрофа, которая подготовила «нервный срыв» среди французских архитекторов, работающих в готическом стиле. Стивен Мюррей отмечает, что обрушение также оказалось «предвестником меньших по размеру строений, что ассоциировалось с демографическим спадом, Столетней войной и XIII веком».

Впрочем, крупномасштабная стройка вскоре была продолжена, хоры были перестроены до той же высоты, хотя и с большим числом колонн в проходах позади хоров (chevet). Трансепт был построен с 1500 до 1548 гг. Трансепт был выполнен в стиле пламенеющей готики, характерном для периода раннего французского ренессанса. В 1573 году обрушение «слишком амбициозной» 153-метровой центральной башни остановило работу снова, после чего были сделаны лишь небольшие дополнения. Это сделало бы собор вторым самым высоким строением в мире на тот момент после Церкви святого Олафа в Таллине.

Эжен Виолле-ле-Дюк называл хоры Собора в Бове «Парфеноном французской готики».

Его фасады, особенно на южной стороне, показывают всё богатство поздней готики. Резные деревянные двери северного и южного порталов являются шедеврами соответственно готического и ренессансного искусства. Собор обладает сложными астрономическими часами (1866) и гобеленами 15-го и 17-го веков, но к его главным художественным сокровищам относятся стеклянные витражи 13, 14, и 16-го века, самый красивый из которых был изготовлен художником Ренессанса Engrand Le Prince, уроженцем Бове. Ему также принадлежат некоторые витражи во втором храме города - Сент-Этьен, которые являются интересным примером перехода между романским и готическим стилями.

14 января в средние века в соборе Бове проводился праздник осла (лат. festum asinorum), в память о бегстве Святого семейства в Египет.

Состояние постройки

В стремлении к созданию самого высокого собора в XIII веке строители Сен-Пьер де Бовэ задействовали и развили передовые технологии того времени. Хотя структура могла быть выше, контрфорсы были сделаны тоньше, чтобы максимально пропустить свет в собор. В 1284 году, всего через двенадцать лет после завершения, часть свода хоров рухнула вместе с несколькими аркбутанами. В настоящее время считается, что обрушение конструкций было вызвано резонансными колебаниями из-за сильного ветра.

Внутренние опоры северного трансепта

На снимке показаны боковые железные тяги для поддержки между аркбутанами; неизвестно, когда были установлены эти внешние тяги. Эта технология могла быть доступна в момент первоначального строительства, но необходимость в дополнительной поддержке могла быть признана после обрушения в 1284 году или даже позднее. В 1960-е годы неэстетичные тяги были убраны по причине сомнений в их нужности. Тем не менее, стали усиливаться колебания, созданные ветром, и хоры частично отошли от трансепта. Впоследствии тяги были вновь установлены, но на этот раз они были выполнены из стали. Так как сталь менее гибкая, чем железо, структура оказалась более жёсткой, и стало возможным появление дополнительных трещин.

Как показывает поэтажный план, оригинальный дизайн включает в себя неф, который никогда не был построен. Таким образом, отсутствие опоры со стороны центрального нефа способствует структурной слабости собора.

С течением времени появились другие проблемы, которые требовали более радикальных мер. Северный трансепт теперь имеет четыре больших деревянных и стальных боковых ферм на разных высотах, установленных в 1990-е, чтобы сохранить трансепт от обрушения (см. фотографию). Кроме того, главное перекрытие трансепта прерывается намного большей по размеру подпоркой, которая поднимается из пола под углом в 45 градусов. (см. фото). Эта подпорка была установлена в качестве чрезвычайной меры, чтобы дать дополнительную опору колоннам, которые до настоящего времени поддерживают высочайшие своды в мире.

Эти временные меры будут действовать до постройки постоянного решения. Ведутся различные исследования для определения с большей уверенностью, что можно сделать, чтобы сохранить конструкцию величественного здания. Колумбийский университет выполняет исследование с использованием трёхмерной модели с помощью лазерного сканирования в здании, чтобы определить слабые места в конструкции.

Годы Координаты : 49°25′57″ с. ш. 2°04′53″ в. д.  /  49.43250° с. ш. 2.08139° в. д.  / 49.43250; 2.08139 (G) (Я)

Собор Святого Петра в Бове (фр. Cathédrale Saint-Pierre de Beauvais ) - самый высокий (хотя и незаконченный) из французских готических соборов . Расположен на севере Франции в городе Бове . Это кафедральный храм нуайонского диоцеза .

Собору в Бове принадлежит видное место в истории готической архитектуры . Он, в частности, обладает самыми высокими готическими хорами в мире (48,50 м). Храмовый комплекс состоит из позднего трансепта (XVI век), хора с апсидами и семи полигональных апсид капеллы XIII столетия, которые доступны через деамбулаторий . Малая романская церковь Нотр-Дам-де-ла-Бас-Эвр (Basse Œuvre , строилась в 997-998 гг.) занимает место, предназначенное для нефов .

История

Работы по возведению собора начались в 1225 году под управлением графа-епископа Милона из Нантёйя , сразу после третьего пожара в старой базилике с деревянной крышей, алтарь которой был отреставрирован только за три года до пожара. Хоры были завершены в 1272 году, в двух кампаниях, с интервалом в 1232-1238 годах в связи с финансовым кризисом, вызванным борьбой с Людовиком IX . Две кампании отличаются небольшим изменением направленности и стилистики работы . По решению епископа Гийома де Гре высота здания была увеличена на 4,9 метра, чтобы сделать своды собора самыми высокими в Европе. Своды в интерьере хора достигают 48 метров, что значительно превосходит высоту одновременно построенного собора Нотр-Дам в Амьене с его 42-метровыми нефами .

Впрочем, крупномасштабная стройка вскоре была продолжена, хоры были перестроены до той же высоты, хотя и с большим числом колонн в проходах позади хоров (chevet). Трансепт был построен с 1500 до 1548 гг. Трансепт был выполнен в стиле пламенеющей готики , характерном для периода раннего французского ренессанса . В 1573 году обрушение «слишком амбициозной» 153-метровой центральной башни остановило работу снова, после чего были сделаны лишь небольшие дополнения. Это сделало бы собор вторым самым высоким строением в мире на тот момент после Церкви святого Олафа в Таллине .

Состояние постройки

В стремлении к созданию самого высокого собора в XIII веке строители Сен-Пьер де Бовэ задействовали и развили передовые технологии того времени. Хотя структура могла быть выше, контрфорсы были сделаны тоньше, чтобы максимально пропустить свет в собор. В 1284 году, всего через двенадцать лет после завершения, часть свода хоров рухнула вместе с несколькими аркбутанами . В настоящее время считается, что обрушение конструкций было вызвано резонансными колебаниями из-за сильного ветра.

На снимке показаны боковые железные тяги для поддержки между аркбутанами ; неизвестно, когда были установлены эти внешние тяги. Эта технология могла быть доступна в момент первоначального строительства, но необходимость в дополнительной поддержке могла быть признана после обрушения в 1284 году или даже позднее. В 1960-е годы неэстетичные тяги были убраны по причине сомнений в их нужности. Тем не менее, стали усиливаться колебания, созданные ветром, и хоры частично отошли от трансепта. Впоследствии тяги были вновь установлены, но на этот раз они были выполнены из стали. Так как сталь менее гибкая, чем железо , структура оказалась более жёсткой, и стало возможным появление дополнительных трещин.

Как показывает поэтажный план, оригинальный дизайн включает в себя неф , который никогда не был построен. Таким образом, отсутствие опоры со стороны центрального нефа способствует структурной слабости собора.

С течением времени появились другие проблемы, которые требовали более радикальных мер. Северный трансепт теперь имеет четыре больших деревянных и стальных боковых ферм на разных высотах, установленных в 1990-е, чтобы сохранить трансепт от обрушения (см. фотографию). Кроме того, главное перекрытие трансепта прерывается намного большей по размеру подпоркой, которая поднимается из пола под углом в 45 градусов. (). Эта подпорка была установлена в качестве чрезвычайной меры, чтобы дать дополнительную опору колоннам, которые до настоящего времени поддерживают высочайшие своды в мире.

Эти временные меры будут действовать до постройки постоянного решения. Ведутся различные исследования для определения с большей уверенностью, что можно сделать, чтобы сохранить конструкцию величественного здания. Колумбийский университет выполняет исследование с использованием трёхмерной модели с помощью лазерного сканирования в здании, чтобы определить слабые места в конструкции.

Дополнительный иллюстративный материал

    Собор в Бове - вид с востока

    Beauvais voute10.jpg

    Свод центрального нефа

    Picardie Beauvais4 tango7174.jpg

    Астрономические часы собора

    Южный портал собора

    Beauvais Cathedral SE exterior.jpg

    Вид собора с юго-востока

    Beauv kated vitraze DSCN4397.JPG

    Витражи собора

Напишите отзыв о статье "Собор Святого Петра (Бове)"

Примечания

Литература

  • Murray, Stephen: «The Choir of the Church of St.-Pierre, Cathedral of Beauvais: A Study of Gothic Architectural Planning and Constructional Chronology in Its Historical Context» in The Art Bulletin 62 .4 (December 1980), pp. 533-551

Ссылки

  • (фотографии под лицензией creative commons , лазерные сканы, панорамы), данные исследовательской программы World Monuments Fund /CyArk .

Отрывок, характеризующий Собор Святого Петра (Бове)

Перед зарею задремавшего графа Орлова разбудили. Привели перебежчика из французского лагеря. Это был польский унтер офицер корпуса Понятовского. Унтер офицер этот по польски объяснил, что он перебежал потому, что его обидели по службе, что ему давно бы пора быть офицером, что он храбрее всех и потому бросил их и хочет их наказать. Он говорил, что Мюрат ночует в версте от них и что, ежели ему дадут сто человек конвою, он живьем возьмет его. Граф Орлов Денисов посоветовался с своими товарищами. Предложение было слишком лестно, чтобы отказаться. Все вызывались ехать, все советовали попытаться. После многих споров и соображений генерал майор Греков с двумя казачьими полками решился ехать с унтер офицером.
– Ну помни же, – сказал граф Орлов Денисов унтер офицеру, отпуская его, – в случае ты соврал, я тебя велю повесить, как собаку, а правда – сто червонцев.
Унтер офицер с решительным видом не отвечал на эти слова, сел верхом и поехал с быстро собравшимся Грековым. Они скрылись в лесу. Граф Орлов, пожимаясь от свежести начинавшего брезжить утра, взволнованный тем, что им затеяно на свою ответственность, проводив Грекова, вышел из леса и стал оглядывать неприятельский лагерь, видневшийся теперь обманчиво в свете начинавшегося утра и догоравших костров. Справа от графа Орлова Денисова, по открытому склону, должны были показаться наши колонны. Граф Орлов глядел туда; но несмотря на то, что издалека они были бы заметны, колонн этих не было видно. Во французском лагере, как показалось графу Орлову Денисову, и в особенности по словам его очень зоркого адъютанта, начинали шевелиться.
– Ах, право, поздно, – сказал граф Орлов, поглядев на лагерь. Ему вдруг, как это часто бывает, после того как человека, которому мы поверим, нет больше перед глазами, ему вдруг совершенно ясно и очевидно стало, что унтер офицер этот обманщик, что он наврал и только испортит все дело атаки отсутствием этих двух полков, которых он заведет бог знает куда. Можно ли из такой массы войск выхватить главнокомандующего?
– Право, он врет, этот шельма, – сказал граф.
– Можно воротить, – сказал один из свиты, который почувствовал так же, как и граф Орлов Денисов, недоверие к предприятию, когда посмотрел на лагерь.
– А? Право?.. как вы думаете, или оставить? Или нет?
– Прикажете воротить?
– Воротить, воротить! – вдруг решительно сказал граф Орлов, глядя на часы, – поздно будет, совсем светло.
И адъютант поскакал лесом за Грековым. Когда Греков вернулся, граф Орлов Денисов, взволнованный и этой отмененной попыткой, и тщетным ожиданием пехотных колонн, которые все не показывались, и близостью неприятеля (все люди его отряда испытывали то же), решил наступать.
Шепотом прокомандовал он: «Садись!» Распределились, перекрестились…
– С богом!
«Урааааа!» – зашумело по лесу, и, одна сотня за другой, как из мешка высыпаясь, полетели весело казаки с своими дротиками наперевес, через ручей к лагерю.
Один отчаянный, испуганный крик первого увидавшего казаков француза – и все, что было в лагере, неодетое, спросонков бросило пушки, ружья, лошадей и побежало куда попало.
Ежели бы казаки преследовали французов, не обращая внимания на то, что было позади и вокруг них, они взяли бы и Мюрата, и все, что тут было. Начальники и хотели этого. Но нельзя было сдвинуть с места казаков, когда они добрались до добычи и пленных. Команды никто не слушал. Взято было тут же тысяча пятьсот человек пленных, тридцать восемь орудий, знамена и, что важнее всего для казаков, лошади, седла, одеяла и различные предметы. Со всем этим надо было обойтись, прибрать к рукам пленных, пушки, поделить добычу, покричать, даже подраться между собой: всем этим занялись казаки.
Французы, не преследуемые более, стали понемногу опоминаться, собрались командами и принялись стрелять. Орлов Денисов ожидал все колонны и не наступал дальше.
Между тем по диспозиции: «die erste Colonne marschiert» [первая колонна идет (нем.) ] и т. д., пехотные войска опоздавших колонн, которыми командовал Бенигсен и управлял Толь, выступили как следует и, как всегда бывает, пришли куда то, но только не туда, куда им было назначено. Как и всегда бывает, люди, вышедшие весело, стали останавливаться; послышалось неудовольствие, сознание путаницы, двинулись куда то назад. Проскакавшие адъютанты и генералы кричали, сердились, ссорились, говорили, что совсем не туда и опоздали, кого то бранили и т. д., и наконец, все махнули рукой и пошли только с тем, чтобы идти куда нибудь. «Куда нибудь да придем!» И действительно, пришли, но не туда, а некоторые туда, но опоздали так, что пришли без всякой пользы, только для того, чтобы в них стреляли. Толь, который в этом сражении играл роль Вейротера в Аустерлицком, старательно скакал из места в место и везде находил все навыворот. Так он наскакал на корпус Багговута в лесу, когда уже было совсем светло, а корпус этот давно уже должен был быть там, с Орловым Денисовым. Взволнованный, огорченный неудачей и полагая, что кто нибудь виноват в этом, Толь подскакал к корпусному командиру и строго стал упрекать его, говоря, что за это расстрелять следует. Багговут, старый, боевой, спокойный генерал, тоже измученный всеми остановками, путаницами, противоречиями, к удивлению всех, совершенно противно своему характеру, пришел в бешенство и наговорил неприятных вещей Толю.
– Я уроков принимать ни от кого не хочу, а умирать с своими солдатами умею не хуже другого, – сказал он и с одной дивизией пошел вперед.
Выйдя на поле под французские выстрелы, взволнованный и храбрый Багговут, не соображая того, полезно или бесполезно его вступление в дело теперь, и с одной дивизией, пошел прямо и повел свои войска под выстрелы. Опасность, ядра, пули были то самое, что нужно ему было в его гневном настроении. Одна из первых пуль убила его, следующие пули убили многих солдат. И дивизия его постояла несколько времени без пользы под огнем.

Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался.
Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.

Высокая готика собора в Бове May 18th, 2014

Пикардия, родина готического стиля и самых смелых в 13-ом столетии строительных экспериментов, дала миру шесть грандиозных готических соборов, один из которых, собор святого Петра в Бове, остался непревзойденным по высоте сводов. Для сравнения, высота сводов Ланского собора составляет 24 метра, собор в Бове ровно в два раза выше - 48 метров.

Любопытно, что в Средние века не существовало понятия масштаба, соответственно не было и чертежей. Как в таком случае возможны были подобные сложнейшие и абсолютно новаторские сооружения? Как была устроена голова средневекового архитектурного гения, чтобы создать такую громадину в воображении, удерживать ее в памяти до мельчайшей детали и ухитрится донести свою идею до исполнителей и продолжателей? Для меня это непостижимая загадка.
Мастера французской готики были первопроходцами, что имело свои плюсы и минусы. Несомненным плюсом мне кажется то, что их не ограничивал чужой опыт, они не знали предела собственным возможностям, свободно фантазировали, благодаря чему мы и получили их архитектурные чудеса. Минусом же был замах на заведомо неосуществимое, из-за чего большая часть амбициозных проектов в готике никогда не была реализована, либо не завершена. Собор в Бове является ярким тому свидетельством. По высоте своих сводов он впереди планеты всей (в процессе строительства своды вместе с поддерживавшими их аркбутанами дважды обваливались, но строители были упрямы и не уменьшили их высоту ни на метр), но достроить собор пороху таки не хватило. Возведены только алтарная часть и трансепт, нефы же никогда построены не были. На их месте притулилась маленькая романская церквушка, которую предполагали снести по ходу строительства собора. Выглядит это не так чтобы здорово.

Но главной проблемой стало то, что высоченные хоры с гигантскими витражными окнами, поддерживаемые только контрфорсами (специально сделанными очень тонкими, чтобы пропускать как можно больше света в алтарную часть), без опоры на нефы стали весьма неустойчивой конструкцией, в буквальном смысле колеблемой ветром. Причем раскачивались как раз те самые опоры, на которых, собственно, все и держалось. В результате, по зданию пошли трещины, а трансепт отошел от хоров. Видимо, сразу по завершении алтарной части для спасения собора от очередного обрушения было принято решение скрепить зубцы контрфорсов железными тросами, что существенно испортило вид.

Кстати, ураганную силу ветра в Бове даже в ясные, теплые весенние дни могу удостоверить.

В настоящее время ведется последний этап реставрации, благодаря которому уродующие здание тросы можно будет убрать, а кроме того освободить интерьер собора от деревянных стяжек и диагональных подпорок, установленных в 90-е годы прошлого века, дабы предотвратить обрушение сводов и растрескивание стен. Из-за них не удалось, к сожалению, подобраться поближе к знаменитым древним витражам 13 и 14 веков, поэтому сфотографировала то, до чего смогла дотянуться, в том числе один из современных витражей.

Изумительно отреставрирован южный фасад, хотя его скульптура еще не установлена. По сравнению с северным южный фасад сверкает на солнце сахарной белизной.

Северный фасад с порталом, украшенным барельефом с древом Иесеевым.

Аркбутаны.

Страница 1 из 2

БОВЕ СОБОР Святого Петра (Сен-Пьер де Бовэ) – кафедральный храм нуайонского диоцеза, самый высокий (хотя и незаконченный) из французских готических соборов. Расположен на севере Франции в городе Бове. В истории готической архитектуры ему принадлежит видное место. В частности, собор обладает самыми высокими готическими хорами в мире (48,5 м). Храмовый комплекс состоит из позднего трансепта (XVI в.), хора с апсидами и семи полигональных апсид капеллы XIII в., которые доступны через деамбулаторий. Малая романская церковь Нотр-Дам-де-ла-Бас-Эвр (строилась в 997–998 гг.) занимает место, предназначенное для нефов. Сразу после третьего пожара в старой базилике с деревянной крышей, алтарь которой был отреставрирован только за три года до пожара, в 1225 г. начались работы по возведению собора под управлением графа-епископа Милона из Нантёйя. Хоры были завершены в 1272 г., в двух этапах, с интервалом в 1232–1238 гг. из-за финансового кризиса, вызванного борьбой с Людовиком IX Святым (1226–1270 гг.). Этапы строительства отличаются небольшим изменением направленности и стилистики работы. По решению епископа Гийома де Грее высота здания была увеличена на 4,9 м, чтобы сделать своды собора самыми высокими в Европе (своды в интерьере хора достигают 48 м, что значительно выше одновременно построенного Амьенского собора с его 42-метровыми нефами). Работа была прервана в 1284 г. из-за обрушения некоторых сводов. Это обрушение исследователями часто рассматривается как катастрофа, потому что подготовила «нервный срыв» среди французских архитекторов, работающих в стиле готики. Впрочем, крупномасштабная стройка вскоре была продолжена, хоры были перестроены до той же высоты, хотя и с большим числом колонн в проходах позади хоров. Трансепт, построенный в 1500–1548 гг., был выполнен в стиле пламенеющей готики, характерном для периода раннего французского ренессанса. В 1573 г. произошло обрушение «слишком амбициозной» 153-метровой центральной башни, что снова остановило работу (после чего были сделаны лишь небольшие дополнения). Если бы не это, то собор стал бы вторым самым на тот момент высоким строением в мире (после церкви св. Олафа в Таллинне). Оригинальный дизайн включал в себя неф, который никогда не был построен. Французский архитектор, реставратор готических соборов и замков Эжен Виоле-ле-Дюк (1814–1879 гг.) называл хоры собора в Бове «Парфеноном французской готики»: его фасады (особенно на южной стороне) показывают всё богатство поздней готики. Резные деревянные двери северного и южного порталов являются шедеврами готического и ренессансного искусства. Собор обладает сложными астрономическими часами (1866 г.) и гобеленами XV и XVII вв., но к его главным художественным сокровищам исследователи относят стеклянные витражи XIII, XIV и XVI вв. Самый красивый из них был изготовлен художником Ренессанса Engrand Le Prince, уроженцем Бове. Ему также принадлежат некоторые витражи во втором храме города – Сент-Этьен, которые исследователи признают самым интересным примером перехода от романского стиля к готическому.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS