Главная - Прихожая
Что располагали в центре древнеегипетского сада. Сады Древнего Египта, их значение в истории ландшафтного искусства. Частный египетский сад

Исходя из археологических данных, в Древнем Египте было очень широко распространено садоводство. В местах погребений историки обнаруживали фрукты, семена растений и их части. Многие из них изображались на стенах гробниц. По рисункам можно сделать вывод о том, что в Египте существовало два вида садов: светские и при храмах.

В Карнаке при храме Амона Ра существовал сад, который датируют периодом правления Тутмоса III. Этот сад расположен террасами, что говорит о проникновении метода ландшафтной планировки в Древний Египет из Месопотамии.

В Египте были священные деревья: можжевельник, сикамор античный, нильская акация и тамариск. С именем богини неба Нут связывали сикамор античный. Существуют изображения, где крестьяне складывали к подножию этого дерева жертвоприношения (овощи, фрукты, воду в кувшинах).

Египтяне представляли умершего и воскресшего Осириса как бога плодородия и загробного мира. Его деревом считалось хвойное. И даже его гроб с телом изображался внутри дерева. На многих памятниках можно увидеть шишку сосны. Ученые трактуют ее как жертвоприношение Осирису. Один из манускриптов говорит, что кедр появился по воле бога плодородия.

Также его деревьями считались сикамор и тамариск. Осирис очень почитал деревья. А одно предание говорит о том, что он запрещал повреждать фруктовые деревья, а также перекрывать потоки воды.

По некоторым данным, каждый храм имел свое священное дерево и священные. Редкие растения привозились в Египет из завоеванных стран в качестве трофеев. Их корни упаковывали в ящики с землей. Привезя в Египет, их высаживали вокруг храмов и дворцов.

Дома и дворцы знати как правило располагались посреди садов. В усыпальнице Нембамунов историки нашли изображения, которые дают хорошее представление о светском саде. Из цветов здесь растут маки, васильки, кувшинки. Зачастую здесь располагаются аллеи финиковых пальм, которые чередовались с сикаморами. Есть изображения с перголами - беседками, которые увиты виноградом. Виноград выращивался различных сортов. Во времена XVIII династии это был черный, красный, пурпурный, бледно-зеленый и белый виноград. Также египтяне культивировали гранат. Популярными являлись цикорий, лук и арбузы. Как лекарственные растения или для красоты выращивали мак, кувшинки, крокусы, шафран, белую лилию.

Рамсес III внес большой вклад в развитие садоводства. Он придумал высаживать небольшие деревья и кустарники в крупные декоративные глиняные вазы. Позднее римляне заимствовали этот прием, а также садоводы Ренессанса. Во время его правления было создано 514 садов. Главным образом они служили для обеспечения храмов вином, маслом, ароматическими травами, древесиной.

Не менее важной была и другая роль садов - декоративная.

В совокупности с озелененными улицами и священными рощами сады составляли зеленое оформление городов. В плане они являлись прямоугольной сеткой. парадные процессии проходили на улицах, которые были ориентированы на дворцы и храмы. Они имели большую ширину - около 40 метров - рассчитанную на движение значительного числа людей. По обеим сторонам улицы шли ряды пальм. Уже на подходе к самому храму дороги часто украшали фигурами сфинксов.

Когда эта дорога заходила на территорию храмового комплекса, она становилась композиционной осью. Также она являлась и осью симметрии архитектурной композиции. По мере продвижения в глубь объемы и пространства, которые как бы нанизывались на нее, имели тенденцию либо уменьшаться, либо увеличиваться.

Внутри комплекса достигалась постоянная смена впечатлений. Это было сделано за счет ритмичного чередования освященных внутренних дворцов и темных пространств интерьеров храма, а также постоянного изменения размеров при движении.

Характер египетского храма определялся геометрической сеткой планов городов, принципом симметрии и осевым построением храмовых комплексов. он был сформирован как регулярный, имеющий четко выраженную главную ось.

В качестве примера можно привести план сада площадью 1 га. Он обнесен стеной и имеет квадратную форму. Вход является началом оси и отмечен пилонами. В глубине сада расположен дом, который замыкает ось. Композиционной осью является крытая аллея. Египтяне называли ее перголой. Она была увита виноградом, поэтому образовывала тенистый свод. Четыре прямоугольных бассейна и две беседки располагаются симметрично относительно осевой дороги. По всему периметру сада идут рядовые посадки. Такой вот сад является образцом регулярного стилевого направления. Однако он имеет специфическую черту. Это наличие ограждающих стен, а также внутренних, которые создают отдельные участки.

Саду в Древнем Египте было характерно органичное слияние религиозных, эстетических и утилитарных функций. А вообще, садовое искусство здесь сформировалось с четкими композиционно-планировочными канонами. Это были:

  • регулярный план, который включал в себя использование симметрии и осевое построение композиции;
  • наличие водоемов;
  • формирование замкнутых композиций;
  • применение рядовых и аллейных посадок;
  • использование экзотических растений;
  • использование ритма, как композиционного приема.

Глава «Сады Древнего Египта». «Сады через века». Рандхава М.С. Перевод с английского: Ардашникова Л.Д., издательство «Знание», Москва, 1981 (Mohindar Singh Randhawa, "Gardens Through the Ages", Macmillan Co. Delhi. India. 1976)

Коренные сельскохозяйственные преобразования пришли из Месопотамии в Египет примерно в 4600 г. до н. э.

Египет в эпоху, предшествовавшую древнему царству, представлял собой страну с высокоразвитой цивилизацией. История сохранила нам множество подробностей, свидетельствующих о тогдашнем уровне его культуры.

Вдоль берега Фаюмского озера в V тысячелетии до нашей эры находились поселения. Уровень воды в озере был на 180 футов выше, чем в настоящее время. Жители выращивали пшеницу двузернянку, ячмень, лен, из которого ткали полотно; содержали домашних животных: овец, коз и свиней. Они пользовались серпами с кремневыми наконечниками и каменными топорами.

Важнейшей составной частью цивилизации Египта являются его искусство и особенно архитектура и скульптура. Их отличают великолепие, величавость, монументальность. Арка, свод, колонна стали вкладом Египта в архитектуру мира. Уилл Дурант в своей книге «История цивилизации» отмечает, что в истории скульптуры нет ничего более прекрасного, чем диоритовая статуя фараона Хефрена, брата знаменитого Хеопса, которая находится сейчас в Каирском музее. Статуя дошла до нас почти неповрежденной; высеченная из труднообрабатываемого камня, она живо свидетельствует о своеобразии творческого почерка ее создателя.

Судя по данным археологии, в Древнем Египте было широко распространено садоводство. Фрукты, семена и части растений обнаружены в местах погребений. Многие растения изображены на надгробных памятниках. Рисунки свидетельствуют, что у египтян существовали сады двух видов: светские и сады при храмах.

Известен сад при храме Амона-Ра в Карнаке, который существовал еще со времен правления Тутмоса III, примерно с 1500 г. до н. э. Этот расположенный террасами сад - лишнее подтверждение проникновения метода ландшафтной планировки из Месопотамии в Египет.

Священными деревьями в Египте считались сикамор античный, можжевельник, тамариск и нильская акация. Сикамор античный связывали с именем Нут - богини неба. На некоторых памятниках изображены крестьяне, складывающие к подножию сикамора жертвоприношения: фрукты, овощи, воду в кувшинах.

Умирающий и воскресающий Осирис был в представлении древних богом плодородия и царем загробного мира. В Дендорахе деревом Осириса считалось хвойное. Гроб с его телом изображался как бы внутри дерева. Шишку сосны, часто фигурирующую на памятниках, трактуют как жертвоприношение Осирису. Манускрипт, хранящийся сейчас в Лувре, повествует о том, что кедр возник по воле бога плодородия.

Сикамор и тамариск также считались деревьями Осириса: в посвящениях говорится, что бог плодородия отдыхал под этими деревьями. А его мать, богиня неба Нут, часто изображалась на фоне сикамора. В погребении в Диосполис Нарва изображен тамариск, поникший над саркофагом Осириса. Некоторые из скульптур в огромном храме в Фивах изображают тамариск и двух человек, льющих на него воду. Древние ваятели, очевидно, хотели сказать этим, что Осирис был почитателем деревьев. Предание гласит, что Осирис запрещал повреждать фруктовые деревья и перекрывать источники воды, которые так важны для орошения жарких южных земель.

Имеются данные, подтверждающие, что каждый храм имел свое священное дерево и свои священные рощи. Сохранились записи, из которых явствует, что редкие растения привозились из завоеванных стран как ценная добыча; корни растений аккуратно упаковывались в ящики с землей, а потом «трофеи» высаживались вокруг храмов и дворцов.

В египетской символике и украшениях изображение лотоса встречается повсюду. Миф повествует, что из цветка лотоса родился Гор - восходящее солнце; лотос был символом воскресения. На алтаре жертвоприношения всегда лежали цветки лотоса.

Дворцы и дома богатых вельмож и жрецов обычно располагались среди садов или участков, засаженных деревьями и окруженных стенами.

Изображения в усыпальнице Нембамунов (около Фив) дают ясное представление о светском саде. Здесь растут кувшинки, васильки и маки; отчетливо видна аллея из финиковых пальм, чередующихся с сикаморами.

Выращивали египтяне и инжир. Одна из картин запечатлела обезьян, собирающих инжир. Это позволяет предположить, что египтяне, как и малайцы, обучали обезьян собирать фрукты с деревьев.

На некоторых картинах изображены перголы - беседки, увитые виноградом. Во времена восемнадцатой династии египтяне выращивали черный, пурпурный, красный, белый и бледно-зеленый виноград, культивировали гранат, росший дико в Гималаях, Афганистане, Персии и Палестине. У древних египтян были очень популярны арбузы, цикорий и лук. Крокусы, мак, кувшинки, шафран, лилия белая выращивались в основном как лекарственные растения, а иногда и просто для красоты.

Как обеспечивалось водоснабжение? Египтяне создали систему каналов. Огромные сады фараонов и знати орошались каналами, по которым шла вода из Нила. Маленькие сады снабжались водой из колодцев, аналогичных тем, которые используются в Индии: уравновешенная перекладина, действующая как рычаг для поднятия воды.

Крупный вклад в дело интродукции растений и садоводства внес Рамсес III (1198- 1166 гг. до н. э.). Во времена его правления стали практиковать посадку небольших деревьев и кустарников в крупные декоративные глиняные вазы. Позднее эта практика была заимствована Римом и садоводами итальянского Ренессанса.

В период правления Рамсеса III было создано 514 садов. Главным их назначением было обеспечение храмов маслом, вином, древесиной и ароматическими травами. Но наряду с этим сады играли не менее важную декоративную роль.

Древнейшие сады мира
Считается, что первой цивилизацией, культивировавшей искусство создания садов и парков, был Древний Египет. Археологические находки, барельефы, рисунки и надписи не оставляют сомнений в том, что у египтян, от фараона до простолюдина, существовало благоговейное отношение к садам как к дарам небес. Например, надпись на гробнице видного сановника рассказывает, что он построил дом, вырыл бассейн и посадил деревья. Под сады отводились
огромные пространства и в частных владениях, и на городских площадях. Один из таких садов изображён на стене зала Анналов в Карнакском храме: фараон Тутмос III отдыхает среди тенистых деревьев. Садами славилась древняя столица Фивы. Существовали сады и при больших храмах, например храмах Ментухотепов.

Фараон Рамсес III расширил сады и леса. «Я заставил плодоносить все деревья и растения на земле. Я сделал так, чтобы люди могли сидеть в их тени», - говорил он. Фараон разбил огромные сады в резиденции своего
прославленного предка Рамсеса II, вдоль священного пути устроил роскошные цветники, посадил виноградники, чтобы у бога Атума было вдоволь вина, и оливковые рощи, дававшие «наилучшее в Египте масло, чтобы ярко горело пламя в священном дворце». Более других Рамсес III почитал храм Хора: «Я заставил расцвести священную рощу, которая находится в его ограде. Я заставил зазеленеть папирусы, как в болотах Ахбит (где, согласно мифу, жил Хор-младенец). А Они были в небрежении с древнейших времён. Я сделал цветущей Священную рощу твоего храма и дал ей место, которое было пустыней. Я назначил садовников, чтобы всё плодоносило». Знаменит был и парк царицы Хатшепсут, а фараон Тутмос IV привёз из похода в Палестину коллекцию редких растений и приказал сделать барельеф с их изображением. Это древнейшее свидетельство о ботаническом саде.

После каждой военной кампании сады египтян пополнялись новыми растениями. Из Персии они вывезли резеду, мак, мирту и клещевину, из семян которых получали масло для обрядовых действ. В царствование Клеопатры (I в. до н. э.) в Египте увлекались разведением роз. Их лепестки толстым слоем устилали полы пиршественных залов прославленной царицы, розовые венки украшали головы пирующих, возлежавших на подушках, наполненных розовыми лепестками. Благоухающие розы обвивали кубки с вином, стены и колонны залов. Прекрасным садам Клеопатры и её розовым пирам пытались подражать знатные римляне. За цветы, вывозившиеся целыми кораблями, они платили египтянам огромные деньги.
Вероятно, именно в Древнем Египте были созданы первые образцы регулярной планировки садов, сочетающие красоту и пользу, изящество и утилитарность. В гробнице одного из полководцев фараона Аменофиса III в Фивах сохранилось изображение сада как бы с птичьего полёта: на квадратном участке земли, окружённом высокой стеной, симметрично расположены аллеи деревьев и изысканной формы бассейны с водоплавающими птицами, а в середине сада разбит виноградник. Здесь же находится жилой дом.

В тени деревьев нередко ставили изящные беседки для трапез. Под деревянными навесами в кувшинах охлаждались напитки, а на столах и подставках красиво размещались изобильные яства. Воздух был напоён ароматом цветов. Более всего чтили лотос, посвящённый богу заходящего Солнца Осирису и богине плодородия Исиде. В садах, как правило, устраивали квадратные или прямоугольные пруды либо бассейны, облицованные камнем; в них цвели водяные лилии и плавали утки. Иногда разводили почитавшихся священными крокодилами, змей, ящериц и т. п. Пруды с папирусами, кувшинками и лотосами положили начало так называемым водяным садам. Каменные ступени вели к причалу, где для увеселения хозяев и гостей почти всегда стояла лодка.

Из всех садовых работ самой трудоемкой являлся полив. Еще в эпоху среднего царства садовники ходили к водоёму с глиняными кувшинами - прообразами лейки, подвешивали их на коромысло и приносили к главной канаве; вылитая в неё вода растекалась по другим канавам и орошала сад. Эта однообразная и тяжёлая работа отошла в прошлое лишь с изобретением шадуфа. На берегу водоёма вкапывали массивный столб высотой примерно в два человеческих роста, к нему прикрепляли длинный шест, вращавшийся во всех направлениях. К толстому концу шеста привязывали камень, а к тонкому подвешивали на верёвке холщовый или глиняный сосуд. Верёвку тянули вниз и наполняли сосуд, а потом его поднимали вверх и выливали воду в жёлоб. С помощью такого примитивного приспособления смогли решить проблему полива садов. Кстати, шадуфы существуют и по сей день.

Уже во времена Древнего, а тем более Среднего царства хозяин дома и в городе, и в деревне старался иметь свой сад, где выращивал фрукты и овощи. Египтяне любили прямые линии, и потому их сады разделялись на квадраты и прямоугольники ровными тенистыми аллеями из деревьев и виноградных шпалер с цветниками. Состоятельный египтянин Анена собрал в своем саду почти все деревья, росшие в нильской долине: сикомор, финиковую, фиговую, кокосовую и другие виды пальм, ююбу, акацию, тамариск, гранат, персик, тис, а также деревья, породы которых определить не удалось. Известно, однако, что их насчитывалось 18. В садах и рощах каждому виду растений — пальмам, смоковнице, эбеновому дереву — отводили отдельные симметричные квадратные участки. Растения высаживали стройными рядами по росту: самые высокие помещали ближе к ограде, а самые низкие — к середине сада, к пруду.

Если верить Страбону, то при дворце знаменитого царя Соломона (X в. до н.э.) находился бальзамический сад, где выращивали ценные пряности. Один из царских покоев напоминал павильон, украшенный деревьями и растениями из металла, сделанными так тонко и искусно, что их можно было принять за настоящие. По другим сведениям, при дворце Соломона существовал:: богатых сада с бассейнами и редкими рыбами. Древние иудеи уподобили царя могучему дереву, растущему в раю в самом центре земли. С подобными представлениями во многих религиях народов мира связана идея царя строителя святилищ с садом, где растёт древо жизни. Весь мир — это сад главного божества, а царь в нём — садовник.
Висячие сады.

Великолепные сады украшали города Древней Месопотамии. Известно, что ещё в XXII в. до н. э., в правление шумерского царя Гудеа, создавались виноградники, окружённые живыми тростниковыми изгородями. Ассирийский царь Тигратпаласар I (около 1100 г. до н. э.) с гордостью сообщал: «Кедры и буки, а также такие породы деревьев, которые никто из моих предшественников не разводил, привёз я из завоёванных мною земель и посадил в парках моей страны. Также посадил я в ассирийских парках дорогие садовые насаждения, которых раньше не было в моей стране». Удивительно, но воинственные и жестокие ассирийские цари с невероятной нежностью относились к садам, окружавшим их роскошные дворцы, всячески восхваляли и неизменно изображали на барельефах и стелах.
Но особую славу обрели вавилонские висячие сады, считавшиеся одним из чудес света и описанные античными историками Диодором, Страбоном и Геродотом. Прихотливая память потомков ошибочно связала их с именем ассирийской царицы Семирамиды. В действительности величайшие сады древности посвящались другой женщине.

Самый знаменитый царь Вавилона Навуходоносор II (605-562 гг. до н. э.), при котором город достиг невиданного расцвета, любил свою молодую жену, мидийскую принцессу. Она выросла среди зелёных холмов Мидии, наслаждаясь шелестом листьев и тенистой прохладой деревьев, и потому в душном и пыльном Вавилоне задыхалась и тосковала. Навуходоносор доказал, что любовь может творить чудеса: в самом центре жаркой и знойной пустыни он создал для жены образ её далёкой родины. Лучшие математики и зодчие обдумывали проект, лучшие строители воплощали его в жизнь, а ремесленники без устали лепили и обжигали кирпичи. Выло возведено четыре яруса прямоугольных
террас, соединённых широкими лестницами. По замечанию древнегреческого историка Диодора, они сужались кверху, «подобно театру».
Своды ярусов висячих садов опирались на высокие 25-метровые колонны. Террасы, сообщавшиеся витыми лестницами, выложили каменными плитами, покрыли слоем камыша и залили асфальтом. Потом сделали прокладку из двойного ряда кирпичей,скреплённых гипсом, а сверху положили свинцовые листы, чтобы вода не просачивалась вниз. Поверх насыпали толстый слой плодородной земли.

Создание садов явилось весьма трудоёмким делом. Из далёких краёв повозки, запряжённые быками, везли саженцы редких деревьев, завёрнутые во влажную рогожу; семена диковинных растений и трав. День и ночь рабы качали воду из Евфрата, поднимая её на верхнюю террасу, откуда журчащие струи сбегали вниз. Сад производил ошеломляющее впечатление: казалось, будто громадная зелёная, цветущая пирамида, орошаемая фонтанами, парила в воздухе.
Вавилоняне многое восприняли от своих предшественников, шумеров, для которых сады являлись одним из главных источников богатств. В древней легенде рассказывается о трудолюбивом и опытном садовнике по имени Шукаллитуда. Все его усилия вырастить прекрасный сад были тщетны: как бы заботливо он ни ухаживал за растениями, они засыхали, а яростные ветры покрывали лицо его сада «пылью гор». Тогда садовник обратил взор к небу и звёздам, изучил небесные знамения и постиг законы могущественных богов. Благодаря этому Шукаллитуда обрел новую мудрость …узнал решенья божьи.
В саду, в пяти, в десяти местах укромных,
Он там посадил по дереву, их сень — защита.
Сарбату-дерево, с листвою густою, тень его кроны — сень-защита.
Тень его ни в рассвет, ни в полдень,
Ни в сумерки никуда не уходит.
(Перевод Крамера)

Восторженные описания висячих садов оставили и современники Александра Македонского. Восхищённый красотой Вавилона, великий полководец даже намеревался сделать его столицей своей колоссальной империи. Но честолюбивым замыслам не суждено было сбыться. Летом 323 г. до н. э. в душном и раскалённом Вавилоне Александр мучился от приступов неведомой болезни. Ложе царя перенесли из дворца в сады. Наверное, здесь он вспоминал родную Македонию с её тенистыми дубравами, тосковал по запаху трав и шороху листвы. В висячих садах его и настигла смерть.
По примеру Вавилона висячие сады создавались в Древнем Египте, Греции, Риме. В XVI-XVIII вв. в Московском Кремле при жилых покоях царя и царицы устраивали особые верховые сады, изобиловавшие диковинными заморскими растениями. При императрице Елизавете Петровне висячий сад находился над колоннадой вдоль Невского проспекта и реки Фонтанки в Аничковом дворце. Возвели висячий сад и в Зимнем дворце при Екатерине Великой; он сохранился в Эрмитаже до сих пор.

ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО

ИСТОРИЯ ЛАНДШАФТНОГО (САДОВО-ПАРКОВОГО) ИСКУССТВА

Сады и парки формировались на протяжении нескольких тысячелетий. Их развитие шло одновременно с другими видами искусства - архи­тектурой, живописью, скульптурой, а также с литературой, подчиняясь требованиям социального строя и приспосабливаясь к природе. В са­дово-парковом искусстве* (Поскольку основные приемы сформиро­вались в ходе исторического развития садов и парков, в тексте помимо термина «ландшафт­ное искусство» используется традиционно принятый термин «садово-парковое искусст­во») находили свое воплощение достижения расте­ниеводства (декоративного садовод­ства, селекции, интродукции), архи­тектурного и инженерного мастерст­ва (строительства, ирригации и др.). Эти находки закреплялись в виде различных приемов, которые систе­матизировались, канонизировались, возводились в ранг эстетических и технологических принципов.

В каждую историческую эпоху в соответствии с ее эстетическими уста­новками и техническими возможно­стями складывался свой комплекс принципов и приемов, который и оп­ределял облик парков, их стиль. При этом сформировались два основных стилевых направления - регулярное и пейзажное.

Для регулярного стилевого на­правления характерны геометриче­ская сетка плана (включающая прямолинейную трассировку дорог, гео­метрическую форму партеров и цвет­ников, симметричное оформление композиционной оси и пр.), архи­тектурно обработанный, террасиро­ванный рельеф, подчеркнутое доми­нирование главного здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев и кустарников и их стрижка. В эту группу входят древние сады Востока, Греции и Рима, сады сред­невековья и эпохи Возрождения, французские регулярные парки XVII в., сады и парки России конца XVII - первой половины XVIII в. Пейзажное стилевое направление в отличие от регулярного отобра­жает и подчеркивает красоту есте­ственной природы. Оно характеризу­ется свободной сеткой плана, извили­стыми дорогами, естественным рель­ефом, свободными контурами водое­мов, лужаек, полян, свободнорастущими деревьями с живописными формами крон. К этому стилевому на­правлению относятся сады Китая и Японии, пейзажные парки Европы XVIII в. и России XVIII - начала XIX в., садово-парковое искусство Европы, Америки, России XIX- XX вв. Это подразделение несколько условно, так как в парках одного на­правления часто присутствуют при­емы другого. Для парков нашего сто­летия, включая и современные, ха­рактерно почти равноправное уча­стие приемов обоих направлений.



В пределах этих стилевых направлений, несмотря на общность комп­лекса планировочных и композицион­ных черт, формируются парки, суще­ственно различающиеся между со­бой. Они имеют характерные черты, соответствующие определенной исто­рической эпохе, экономике, природ­ным условиям, эстетическим воззре­ниям общества - словом, всему то­му, что формирует стиль эпохи и со­ответственно стиль в садово-парко­вом искусстве.

Рассматривая стиль в садово-пар­ковом и ландшафтном искусстве в целом с позиций марксистско-ленин­ской эстетики, его можно охаракте­ризовать не просто как набор регу­лярных или пейзажных приемов, а как такую их совокупность, которая формирует физиономический облик объекта в соответствии с природ­ными, социально-историческими и даже национальными особенностями.

РЕГУЛЯРНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В САДОВО-ПАРКОВОМ ИСКУССТВЕ

Лекция 1. САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

1. Садово-парковое искусство Древнего Египта.

2. Садово-парковое искусство Ассиро Вавилонии.

3. Садово-парковое искусство Античной Греции.

4. Садово-парковое искусство Древнего Рима.

Садово-парковое искусство Древнего Египта.

Древний Египет как самостоятель­ное государство был основан в конце IV тысячелетия до н. э. Его террито­риальные границы приурочены к долине р. Нил, несущей свои воды с юга на север и впадающей в Сре­диземное море. Здесь естествен­но произрастали в основном тама­риксы и финиковые пальмы, а вдоль берегов Нила - тростники, папи­русы, лотосы. Жаркий и засушли­вый климат с горячими ветрами, поч­ти полным отсутствием осадков иск­лючал возможность существования древесно-кустарниковой раститель­ности на сколько-нибудь значитель­ных площадях. Древними египтяна­ми была создана развитая иррига-

ционная система с каналами, обеспе­чивающими водой поля, и гидротех­ническими устройствами, защи­щающими города и поселения от на­воднений во время разлива реки.

Из ценного строительного матери­ала, которым был богат Древний Египет,- гранита, известняка, пес­чаника и др. возводились великолеп­ные дворцы, долговечные храмовые комплексы и пирамиды, частично со­хранившиеся и до наших дней.

История Древнего Египта, в том числе и его история архитектуры и градостроительства, делится на несколько периодов:

Древнее царство - 3200-2400 гг. до н. э., столица - Мемфис. Среднее царство XXII- XVIII вв. до н. э., объединение Египта после двухвекового перерыва, обусловленного война­ми и раздробленностью, столица - Фивы. Затем наступил двухвековой перерыв (XVIII- XVII вв.), связанный с нашествием гиксосов. Новое царство - XVI-XI вв. до н. э. и позднее время - с X в. до 332 г. н. э., т. е. до завоевания Египта Александром Маке­донским, который основал новую столицу - Александрию.

Период существования Древнего царства ха­рактеризуется строительством пирамид, Сред­него - мощным ирригационным строительст­вом и сооружением Фаюмского водохрани­лища с обширной оросительной системой. Новое царство - наиболее яркий период раз­вития египетского государства, для которого характерно строительство храмовых комплек­сов.

За три тысячелетия существова­ния египетского государства вместе с развитием градостроительства, ар­хитектуры и растениеводства форми­ровалось и садовое искусство. Са­ды создавали при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление го­родов, которые имели прямолиней­ную сетку плана. Город «...видимый с внешних валов или стен, произво­дил впечатление цветущего оазиса, из зелени которого выступали обели­ски и монументальные пилоны хра­мов» . Валы и стены защи­щали город не только от вражеских нашествии, но и от наводнений во время разлива Нила. Улицы, ориентированные на дворцы и храмы, иг­рали роль парадных дорог для про­цессий и имели значительную ши­рину (до 40 м), рассчитанную на дви­жение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании с пальмами. Использование такого приема дава­ло ритмическое чередование стволов, затененных участков дороги, скульп­турных изображений.

На территории храмового комплек­са эта дорога становилась продоль­ной композиционной осью, являю­щейся одновременно и осью симмет­рии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались простран­ства и объемы, которые по мере про­движения последовательно изме­нялись в размерах в сторону увели­чения или уменьшения.

В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования от­крытых, освещенных солнцем внут­ренних дворцов с темными простран­ствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного из­менения их размеров при движении.

Геометрическая сетка планов горо­дов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное ис­пользование принципа симметрии определили характер египетского са­да, который сформировался как ре­гулярный с четко выраженной глав­ной осью.

В качестве примера приводится план еги­петского сада площадью 1 га. Сад имеет квад­ратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилонами и является началом оси, замыкаю­щейся домом, расположенным в глубине са­да. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осе­вой дороге размещены четыре прямоуголь­ных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Рассмотренный сад - об­разец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружаю­щих отдельные участки - входную площадку, перголу, водоемы, посадки.

Сад давал тень и прохладу, обе­спечивал плодами и цветами, здесь же находились священные расте­ния - лотос, папирус и др. В расти­тельном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты - инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из тра­вянистых были распространены гвоз­дики, васильки, маки.

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние ре­лигиозных, утилитарных и эстетиче­ских функций.

В целом в Древнем Египте сфор­мировалось садовое искусство с чет­кими композиционно-планировочны­ми канонами:

Регулярным планом, включаю­щим осевое построение композиции и использование симметрии;

Формированием замкнутых композиций;

Наличием водоемов как неотъ­емлемой, а часто и главной части сада;

Использованием ритма как ком­позиционного приема;

Применением аллейных и рядо­вых посадок;

Использованием экзотов в ас­сортименте древесных растений.

1 - вход; 2 - пергола, увитая виноградом; 3 -жилое здание; 4 - бассейны.

План строения египетского сада площадью 1 га. Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилонами и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Рассмотренный сад-образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки: входную площадку, перголу, водоемы, посадки. Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения - лотос, папирус и др. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты - инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки

Афинский Акрополь.

Комплекс храмов (крепость, где жители могли прятаться во время осады). Расположен он на окраине Афин, на возвышающемся скалистом уступе размером 130 на 300 метров.

План Акрополя :

I - пропилеи римского времени; 2 - храм Ники Аптерос; 3 - постамент памятника Агриппе; 4 - Пинакотека; 5 - «Пропилеи Мнесикла»; 6 - южное крыло пропилей; 7 - остатки древнейших стен; 8 - святилище Артемиды Бравронии; 9 - место статуи Афины Промахос; 10 - место храма Гекатомпедона; 11 - Эрехтейон; 12 - Парфенон; 13 - храм Ромы и Августа; 14 - музей Акрополя; 15 - Одеон Ирода Аттика; 16 - стоя Евмена 11; 17 - святилище Асклепия; 18 - театр Диониса; 19 - Одеон Перикла.

Генералиф

Местонахождение: Гренада (Испания), около Альгамбры, летняя резиденция Халифов

Период создания: 1302-1324 гг.

Генералиф и Альгамбра представляют собой дворцовые комплексы арабов в Испании с внутренними двориками, террасами и садами, оформленными в виде небольших двориков атриум-перистильного типа (патио) – с мощением декоративной плиткой вместо газона и пышной растительностью, расположенной не всегда чётко симметрично, часто довольно свободно, что видно на представленном плане. Вода является основным мотивом сада, она присутствует в каждом патио. Характерной является связь внутренних пространств с внешними видами, что достигается путём создания видовых точек. И в дальнейшем этот приём нашёл широкое распространение.

Тадж-Махал

Местонахождение: Агра (Индия)

Создание: 1632–1653 гг.

Архитектор: предположительно Устад-Иса

Этот замечательный комплекс был создан шах Джеханом, как усыпальница для его любимой жены. Сад перед зданием спроектирован по принципу "чор-баг" – четыре квадрата. В виде главных осей расположены каналы, пересекающиеся в центре парка.

Вилла Ланте

Местонахождение: Баньяя, 84 км от Рима (Италия).

Создание: 50-ые годы XVI века.

Архитектор:Джакомо да ВИНЬОЛА.

Представленные 5 планов итальянских садов относятся к лучшим образцам парков эпохи Возрождения. Они относятся к регулярному стилевому направлению, но регулярность их не жёсткая, сады могут включать отдельные деревья и даже целые рощи, деревья могут иметь свободную форму кроны. Эти сады имеют архитектурный характер, что проявляется уже в тщательной обработке рельефа - обычно это террасирование.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS