Главная - Двери
Урок по математике "закрепление действий с обыкновенными дробями". Урок: Необыкновенные игры с обыкновенными дробями

Урок-игра по математике в 5 классе

«Все действия с обыкновенными дробями»

Выполнила:

Дидковская Варвара Владимировна

учитель математики

Девиз урока: “Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее”.

И. Павлов.

Тема урока-игры: «Все действия с обыкновенными дробями».

Класс : 5.

Тип урока : обобщение и систематизация знаний.

Цели:

    усвоение и обобщение учащимися правил сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей, формирование умений и навыков применения их при решении задач, уравнений;

    развитие памяти учащихся, культуры устной речи, познавательного интереса школьников;

    воспитать ответственное отношение к учебному труду, самостоятельность, трудолюбие.

Оборудование :

Презентация урока;

Карточки с заданиями к игре «Поле чудес»

Карточки к проверочной работе;

Сигнальные карточки к устным упражнениям;

Модели цветов.

Структура урока:

Этапы урока

Вид деятельности

Тип деятельности

Форма деятельности

Организационный момент.

Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

1)Вступительное слово учителя.

2)Сообщение учащихся: «История возникновения обыкновенных дробей».

Развивающая

Коллективная

1) Отгадывание кроссворда.

2)Устные упражнения (тесты).

Повторительная

Тренировочные

Фронтальная

Фронтальная

1) Игра «Поле чудес».

2) Физкультминутка: «Поляна Правил».

Закрепляющая

Повторительная

Коллективная

Фронтальная

Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания.

Проверочная работа (дифференцированная)

Контролирующая

Индивидуальная

Домашнее задание: усвоение ведущих идей и основных теорий.

1)Кроссворд.

2)Сочинение сказки.

3)№925(б,в)

Творческая

Закрепляющая

Индивидуальная

Подведение

итогов урока

Ход урока

1.Организационный момент. Слайд 1.

2.Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд 2 . Ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие, мы посетим страну «Обыкновенные дроби». В этой стране мы сделаем несколько остановок: побываем в «деревне Исторической», посетим «замок Кроссвордный», заглянем на «Тестодром», поиграем на «Поле чудес», отдохнём на «поляне Правил», одолеем «горы Ума», побродим в «лесу Сказочном». На каждой остановке вам надо будет показать свои знания правил сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей, умение применять их при решении задач и уравнений, проявить активность, находчивость и смекалку.

Слайд 3 . Попасть в страну Обыкновенные дроби, минуя « деревню Историческую» нельзя. Поэтому первую остановку мы сделаем здесь, где группа учащихся расскажет об истории возникновения дробей.

Сообщение учащихся: «История возникновения обыкновенных дробей».

3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний, повторение и анализ основных фактов.

Слайд 4 . Следующая остановка « замок Кроссвордный» , здесь учащимся нужно отгадать кроссворд.

1.

По вертикали : 1.Как называется дробь, записанная в виде ?

По горизонтали : 2 Как называется дробь, у которой числитель и знаменатель делятся на одно и то же число?

3. Как называется дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю?

4.Как называется,записанное над чертой дроби?

5. Как называется,записанное под чертой дроби?

6. Как называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя?

Слайд 5 . (Ответы)

1.

2

с

о

к

р

а

т

и

м

а

я

б

ы

к

3

н

е

п

р

а

в

и

л

ь

н

а

я

о

в

4.

ч

и

с

л

и

т

е

л

ь

н

5.

з

н

а

м

е

н

а

т

е

л

ь

а

6.

п

р

а

в

и

л

ь

н

а

я

Слайд 6 . А сейчас мы заглянем на « Тестодром» , где обучающиеся должны найти и показать правильные ответы на вопросы, подняв соответствующую сигнальную карточку.

1.Какое число надо поставить вместо *, чтобы дробь была правильной?

1) 5; 2) 6; 3) 4.

2. Укажите наименьшую дробь

1) ; 2) ; 3) .

3. При каких х равенство дробей верно?

1) 6; 2) 20; 3) 1.

4. Найдите значение выражения ( + )∙ 9.

1) 2) ; 3) 3.

5. Какое число надо поставить вместо *, чтобы равенство( ) 2 = * было верным?

1) 2) ; 3)

6.Какое из чисел является корнем уравнения х + =1.

1) ; 2) ; 3)

7.Найдите от числа 12.

1)8; 2)18; 3)4.

4. Обобщение и систематизация знаний и их применение при выполнении практических заданий.

На « поле Чудес» учащимся надо расшифровать фразу, для этого, каждый из учащихся должен вычислить значение выражения, записанного на карточке.





Жил-был старик со старухою. Просит старик: - Испеки, старуха, колобок. -И-Из чего печь-то? Муки нету. - Э-эх старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.




Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше окно ---лавка ---пол ---двери --порог ---сени --крыльцо ----двор ---ворота








Катится, катится вдаль Колобок, Крутится, вертится красный бочок. А на опушке сидела Лиса, книжку читала, конечно, она. Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький! - -Знаешь ли ты что показывают одинаковые знаменатели двух дробей? -А какая дробь называется правильной? А теперь расшифруй, что здесь написано:

Действия с обыкновенными дробями

Тема урока: урок повторения, по теме: «Действия с обыкновенными дробями».

Цели урока:

    Систематизировать и обобщить знания учащихся по данной теме.

    Расширить межпредметные связи, повысить интерес к предмету в процессе повторения пройденного материала, развитие логического мышления.

    Формирование доброго отношения друг к другу.

    Развитие логического мышления.

Оборудование : раздаточный материал.

Ход урока: 1. Организационный момент. Ребята, вы в прошлом учебном году изучили большую тему: «Действия с обыкновенными дробями». Сегодня мы еще раз вспомним все. 2. Устная работа с классом.

Учитель организует детский коллектив на повторение ранее изученного материала.

Вопросы классу:

    Как выполнить сложение двух дробей с разными знаменателями?

    Что нужно сделать, чтобы сложить смешанные числа?

    Что нужно сделать, чтобы выполнить вычитание смешанных чисел?

    Как выполнить вычитание двух дробей с разными знаменателями?

    Как выполнить умножение двух дробей?

    Как выполнить умножение двух смешанных чисел?

    Как выполнить деление двух дробей?

    Как выполнить деление двух смешанных чисел?

3. Проверка усвоения ранее изученного.

    Какое слово получится?

Задание 1

Расшифруйте название однолетнего растения. Для этого решите примеры и воспользуйтесь кодом из таблицы.

7 1 / 3 + 5 3 / 5 =
6 2 / 3 - 1 2 / 5 =
7 / 8 · 64 =
1 / 6: 2 2 / 3 =

Это однолетнее растение семейства зонтичных высотой 60 см, которое применяется в хлебопекарном и кондитерском производстве, используется также для ароматизации некоторых квашений и солений. (Анис )

Задание 2

Расшифруйте название светящихся кругов, наблюдаемых вокруг дисков Солнца или Луны. Для этого решите примеры и воспользуйтесь кодом из таблицы. (Гало )

44 - 43 3 / 8 =
5 1 / 3 - 3 1 / 4 =
11 / 12 · 8 / 9 =
7 2 / 9 + 4 =

Задание 3

Отгадайте название животного, которое живет в Австралии. Для этого решите примеры и воспользуйтесь кодом из таблицы. (Коала )

7 4 / 5 · 3 1 / 3 =
9 / 10 · 5 / 6 =
2 7 / 9 - 2 5 / 18 =
4 7 / 30 - 1 1 / 15 =
13 / 14 * 7 / 25: 13 / 25 =

Задание 4

Расшифруйте название бабочки семейства парусников, размах крыльев которой достигает 10 см. Эта бабочка имеет желтую окраску с черным рисунком. Для этого решите примеры и воспользуйтесь кодом из таблицы. (Махаон )

4 1 / 3 + 1 1 / 2 =
3 2 / 5 - 3 =
1 / 4 · 3 / 5 =
1 24 / 35 - 1 2 / 7 =
5 / 19 · 3 4 / 5 =
4 / 5: 2 / 5 =

Задание 5

Этими примерами зашифровано имя древнеримского императора, который жил в 39 - 81 гг. н.э. Решите эти примеры и выберите из таблицы буквы, соответствующие полученным ответам (если, конечно, такие цифры там будут) и вы узнаете это имя.

а) 4 4 / 5 · 2 1 / 2 + 6 3 / 8 · 16 / 17 =
б) (4 - 5 / 7) · 21 =
в) 5 · 14 / 15 + 34 · 16 / 17 =
г) 12 1 / 2 · 2 2 / 5 - 5 1 / 5 ·2 4 / 13 =

Ребята! Как звали этого императора? (Тит)

Он правил всего два года, но оставил о себе самую светлую память и был прозван “любовью и отрадой рода человеческого”. Он считал, что никто не должен уходить от него огорченным. Античные историки передают: однажды, вспомнив, что за весь день он не совершил ни одного благодеяния, император воскликнул: "Друзья, я потерял день!"

Задание 7

Расшифруйте название животного, хвост которого контрастно раскрашен в черно-белые полоски. Это необходимо для того, чтобы не потерять друг друга на охоте. Для этого решите примеры и выберите из таблицы буквы, соответствующие полученным ответам. (Лемур )

4 / 5 + 3 / 7 =
5 / 9 - 7 / 18 =
5 / 9 · 4 / 7 =
15 / 17 · 34 / 45 =
5 / 12 + 9 / 20 =

  1. Домашнее задание.
Ребята должны ответить, из какого литературного произведения этот отрывок?

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе,
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу.
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.

(И. Ершов)

а) Определи, какой урожай сняли братья с трёх полей, если размеры полей были такими: первое поле длиной 5 3 / 8 км, шириной 2 км; второе поле диной 4 км, шириной 2 3 / 8 км; третье поле длиной 2 3 / 4 км, шириной 2 2 / 11 км, а урожайность везде одинаковая – 2 4 / 5 тонн с 1 км 2 .

б) Сколько денег выручили братья за свою пшеницу, если за 1 т они брали 5 1 / 5 руб.?

Объяснение домашнего задания.

Ребята должны ответить, из какого литературного произведения этот отрывок? Как ответить на первый вопрос задачи (как найти площадь поля; как найти площадь трех полей; как найти урожай, снятый с трёх полей)? Как ответить на второй вопрос? Как найти расстояние от села до столицы?

6. Выставление оценок.

Учитель выставляет оценки ребятам, отличившимся на уроке. Собирает работы учащихся и к следующему уроку выставит оценки в журнал остальным ученикам.

Урок построен по требованиям ФГОС. Данный урок: урок-путешествия.


«конспект урока»

Урок по теме: «Действия с обыкновенными дробями»

Концептуальная цель учителя: показать значимость формирования и развития творческого мышления у школьников в современном обществе через проектную деятельность

Задачи учителя на данном уроке:

    Создать условия для проявления познавательной и творческой деятельности.

    Показать осуществление формирования и развития творческого мышления через проблемное обучение.

    Показать первичный результат использования развивающих заданий в формировании и развитии творческого мышления у школьников.

Цели урока:

    Общеобразовательные – обобщить и систематизировать знания об обыкновенных дробях,закрепить и усовершенствовать навыки действий с обыкновенными дробями, подготовиться к изучению нового действия с дробями – деления.

    Развивающие – развитие памяти, внимания, творческого мышления и познавательной активности, развивать навыки самоконтроля и самооценки достигнутых знаний и умений

    Воспитательные – воспитание активных, жаждущих к знаниям, неравнодушных, любознательных обучающихся.

Задачи урока:

1) создание для обучающихся комфортных условий, творческого микроклимата, ситуации успеха;

2) облегчение процесса учения обучающихся.

Стратегическая цель: На протяжении всего урока обеспечивать связь изучаемой темы с жизнь Проблема: Зная первоначальные сведения об обыкновенных дробях, обучающиеся не задумываются над их ценностью.

Проблемный вопрос: Часто ли используют дроби в современной жизни? Давно ли они появились и как?

Варианты решения:

Через специальные тренировочные задания с обыкновенными дробями показать связь математики с жизнью и используя ИКТ.

Эпиграф урока: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует мозг, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели» А.И. Маркушевич

Ход урока: Слайд 1

Здравствуйте! Возьмитесь за руки, пожелайте друг другу удачи. Садитесь.

Сегодня я предлагаю эпиграфом к нашему уроку взять высказывание советского математика и педагога Алексея Ивановича Маркушевича: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует мозг, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели».(Слайд 2)

Ребята, я не зря взяла этот эпиграф к уроку. Еще раз прочитайте слова Алексея Ивановича Маркушевича. Как вы думает, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (развивать внимание, тренировать мозг, воспитывать в себе настойчивость и упорство в достижении цели) . Но каждый урок имеет еще и конкретную цель. А чтобы ее поставить начнем наше путешествие. Сегодняшний урок - это урок путешествия по различным станциям. Я желаю вам успеха в преодолении всех трудностей. Чтобы нам отправиться в путь нужно ответить на вопросы, отвечаем по поднятой руке.

    Как называется деление числителя и знаменателя на одно и то же число.

    Как называется элемент дроби, стоящий над чертой, под чертой.

    Каким действием можно заменить дробную черту.

    Для того чтобы сравнить дроби с разными знаменателями нужно…

    Какие числа называются взаимно обратными.

    Какая дробь называется правильной.

    Расскажите правило сложения дробей.

    Расскажите правило вычитания дробей.

    Расскажите правило умножения дробей.

    Расскажите правило деления дробей.

Какое слово ключевое?..... Что такое обыкновенная? (Обыкновенная дробь)

Итак, чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? Что мы будем повторять?

(Действия с дробями ).

А какие действия с дробями вы уже можете выполнять? КАКУЮ ЦЕЛЬ ПОСТАВИМ НА УРОК?

(Сложение, вычитание, умножение, делении, сокращение, выделять целую часть из неправильной дроби, переводить смешанную дробь в неправильную).

Итак, мы сегодня на уроке обобщим и систематизируем знания об обыкновенных дробях,закрепим и усовершенствуем навыки выполнения действий с обыкновенными дробями, для того, чтобы подготовиться к изучению новой темы, нового действия с обыкновенными дробями. Что это за действие? (Деление.)

Откройте, пожалуйста свои тетради, запишите число сегодняшнее 26 марта, классная работа и тему урока.

Зеленый свет светофора загорелся, отправляемся дальше. Прибываем на станцию

1 станция. «Третий лишний» (Слайд 3)

Работа в парах. Если ваши мнения разошлись, то можно работать самостоятельно. (Даю на разных листочках) На задание дается 2 мин. (Выполняя задание, на листочках дети вычеркивают ручкой лишнюю дробь.)

Выбери лишнее, и объясни почему.

1. ; лишняя 8/3 т.к. она неправильная

2.
лишняя 1/3 т.к. она несократима.

3.
лишняя 1/9 т.к. 5/9 и 9/5 взаимообратные

4.
лишняя 1/5 т.к. 25/100 и ¼ это равные дроби

Слайд 4

Проверяем с помощью слайдов. У вас на столах лежат Критерии по которым вам нужно оценить задания.

Наш поезд снова отправляется в путь. Прибываем на следующую станцию

2 станция «Ты мне – я тебе» (Слайд 5)

На выполнение задания отводится 10 минут.

На карточках записаны примеры. Среди них есть верные, есть неверные. Ваша задача помощью символов нарисовать диаграмму по следующему правилу: если пример верный ^ , если неверный -.

1) 5 + 4= 9 2) 7 · 3 = 23

3) · = 4) 6 + 4 = 10

5)
6) 5 · =

Слайд 6

Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте решение соседа по эталону. Поставьте необходимое количество баллов по критериям.

Наш поезд снова отправляется в путь. Прибываем на следующую станцию.

3 станция “Исследовательская ” (Слайд 7)

Исследование: Профессия и дроби!!!

Мы подготовили задачи, которые приходится решать нашим родителям в своей профессиональной деятельности. Ребята, давайте попробуем решить некоторые из этих задач все вместе!

Слайд 8 Задача 1: Врач-терапевт:

В структуре заболеваемости в осенне-зимний период первое место занимает ОРЗ. Это составляет 3/5 от общего количества заболевших. Сколько человек переболели ОРЗ, если общее количество заболевших 660 человек?

660 ÷ 5 · 3 = 396 (чел)

Ответ: 396 человека переболели ОРЗ.

(задача на нахождение дроби от числа, решается полу устно, комментируя с места.) (Вспоминаем алгоритм решения таких задач)

Ребята, посмотрите, пожалуйста, здесь две задачи от швеи. Как хотелось бы их успеть решить на уроке. Но время урока ограничено. Как же нам поступить? (решить по вариантам)

Слайд 9. Задачи 2 и 3 Эти две задачи от Портных. Давайте эти задачи решим по вариантам.(по 1 чел. решают у доски на закрытых досках, проверяем по решению на доске)

    Швея может выполнить заказ за 3 дня, а ее ученица – за 6 дней. Какую часть заказа они могут выполнить за один день, работая вместе?

1/3 + 1/6 = 2/6 + 1/6 = 3/6 = ½

Ответ: ½ часть заказа швея и ученица могут выполнить за один день, работая вместе.

    Швея сшила костюм. На юбку ушло 2 1/2 м ткани, а на жакет – на ¾ м ткани больше. Сколько ткани пошло на костюм?

1) 2 ½ + ¾ = 2 2/4 + ¾ = 2 5/4 = 3 ¼ (м) - пошло на жакет

2) 2 ½ + 3 ¼ = 2 2/4 + 3 ¼ = 5 ¾ (м) - пошло на костюм.

Ответ: 5 ¾ м ткани пошло на костюм.

Слайд 10. Задача 4: маляр:

Покрасили четверть длины всего забора, а потом еще 8 метров. В результате покрасили половину забора. Какова длина всего забора?

(можно рассмотреть разные способы решения)

(8 + 8) · 2 = 32(м) или

8 · 4 = 32 (м)

Ответ: 32 м длина всего забора.

Ребята, решая эти задачи мы сталкивались с дробями? Для чего же еще в жизни нужны дроби и умение выполнять действия с дробями? (для того, чтобы сдавать статистические отчеты, чтобы знать сколько ткани потребуется на костюм, сколько краски потребуется)

Людям разных профессий необходимо уметь решать задачи на дроби, знать правила сложения и вычитания, умножения и деления дробей.

Ребята, так незаметно мы прибыли на станцию итоговая.

4 Станция «Итоговая» (Слайд 40)

Итог урока:

Ребята, достигли ли мы целей урока? (Да) Что мы повторили?

(-Действия с дробями: сложение, вычитание, умножение, деление, сокращение дробей.)

(-Решение задач на дроби.)

Ребята, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке:

Рефлексия: (Слайд 11)

Я понимал всё, о чём говорилось и, что делалось на уроке.

Я принимал активное участие в работе. Мне было интересно.

Мне было достаточно комфортно на уроке, но я принимал в нём не

Очень активное участие. Мне было не очень интересно

К ответам на уроке я был не готов.

Мне было скучно на уроке.

Заключительное слово учителя:

Вот и закончилось наше путешествие. Я очень рада, что сегодняшний урок был для вас интересен и поучителен. Вы выяснили неясные моменты, если они у вас были. Поднялись на ступеньку выше в своих знаниях. А закончить урок я хотела бы словами великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: (Слайд 12)

"Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь".

Спасибо за урок!

Просмотр содержимого документа
«Оценочные листы»

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Критерии

Баллы

1 станция. «Третий лишний»

Нашел лишнее и смог объяснить

Допустил ошибки

2 станция «Ты мне – я тебе»

Выполнено верно

Допущена одна ошибка

Выполнено неверно

3 станция «Исследовательская»

Решил все задачи

Не решил одну задачу

Не решил две задачи


Критерии

Баллы

1 станция. «Третий лишний»

Нашел лишнее и смог объяснить

Нашел лишнее и не смог объяснить

Допустил ошибки

2 станция «Ты мне – я тебе»

Выполнено верно

Допущена одна ошибка

Выполнено неверно

3 станция «Исследовательская»

Решил все задачи

Не решил одну задачу

Не решил две задачи

Не решил ни одной верно задачи

Оценка:

7 баллов – «5»

6-5 балла – «4»

4-3 балла – «3»

2 и меньше – «2»

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

7 баллов – «5»

6-5 балла – «4»

4-3 балла – «3»

2 и меньше – «2»

Просмотр содержимого документа
«карточки»

1. ; лишняя 8/3 т.к. она неправильная

2. лишняя 1/3 т.к. она несократима.

3. лишняя 1/9 т.к. 5/9 и 9/5 взаимообратные

4. лишняя 1/5 т.к. 25/100 и ¼ это равные дроби

1. ; лишняя 8/3 т.к. она неправильная

2. лишняя 1/3 т.к. она несократима.

3. лишняя 1/9 т.к. 5/9 и 9/5 взаимообратные

4. лишняя 1/5 т.к. 25/100 и ¼ это равные дроби

1. ; лишняя 8/3 т.к. она неправильная

2. лишняя 1/3 т.к. она несократима.

3. лишняя 1/9 т.к. 5/9 и 9/5 взаимообратные

4. лишняя 1/5 т.к. 25/100 и ¼ это равные дроби

1. ; лишняя 8/3 т.к. она неправильная

2. лишняя 1/3 т.к. она несократима.

3. лишняя 1/9 т.к. 5/9 и 9/5 взаимообратные

4. лишняя 1/5 т.к. 25/100 и ¼ это равные дроби

1) 5 + 4= 9 2) 7 · 3 = 23

3) · = 4) 6 + 4 = 10

1) 5 + 4= 9 2) 7 · 3 = 23

3) · = 4) 6 + 4 = 10

1) 5 + 4= 9 2) 7 · 3 = 23



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS