Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
Реклама
Что такое экология определение. Основы экологии |
Экология - наука о взаимодействии живых организмов и их систем с окружающей средой (ОС), об их взаимовлиянии и взаимопроникновении, что позволяет определить пути оптимизации и возможного изменения условий для окружающей среды и живых организмов. Под окружающей средой понимается практически вся Вселенная. Очень часто термин ОС заменяют словом «природа». Под живыми организмами понимается не только человек, но и все остальные живые представители природы: животные, растения, простейшие организмы. В буквальном переводе слово «экология» означает учение о «доме» (от греч. «ойкос» - местообитание, жилище, дом и «логос» - учение). Впервые этот термин и общее определение экологии было сделано немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г. В соответствии с историей развития экологии в ней можно выделить такие отрасли: а) биоэкология - экология микроорганизмов, грибов, простейших, животных (отдельно рассматривается биоэкология птиц, рыб и т. д.), а также палеоэкология (эволюционная экология); б) экология систем - тундр, пустынь, полупустынь, лесов, степей и т. п. Сюда же относится радиационная и химическая экология. Термин «экосистема» предложен в 1935 г. английским ботаником А. Гексли; в) экология человека - историческая, археологическая, собственно человека, города (урбоэкология), промышленная, сельскохозяйственная, рекреационная (экология зон отдыха), правовая, экономическая и т. п. 2. Структура современной экологииС научной точки зрения вполне обоснованно деление экологии на теоретическую и прикладную: теоретическая экология вскрывает общие закономерности организации жизни; прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Экология Динамическая; Аналитическая; Общая (биоэкология); Геоэкология; Прикладная; Экология человека; Социальная экология. Аутэкология (аутоэкология) представляет собой раздел экологии, который изучает особенности реагирования и взаимодействия видов живых организмов с факторами окружающей среды. В настоящее время аутэкологии в качестве самостоятельной научной дисциплины выделилась популяционная экология, предметом научных исследований которой является популяция живых организмов, существующих в определенных условиях среды и под влиянием которых она развивается видоизменяется. Синэкология - это раздел экологической науки, который изучает закономерности развития и существования сообществ живых организмов (биоценозов) в конкретных изменяющихся условиях среды обитания. В последние годы активно развивается такая отрасль экологии, как биогеоценология. Активизация научных поисков в рамках этого направления связана с выявленными значительными влияниями биогеоценотических факторов на особенности развития человеческих сообществ. Популяционная экология Популяция - группа организмов одного вида, проживающих в определенном районе. Примерами популяций являются все окуни в пруду, белки обыкновенные или дубы белые в лесах, население в отдельной стране или население Земли в целом. Популяции - это динамичные группы организмов, адаптирующиеся к изменениям условий окружающей среды путем изменения своих размеров, распределения возрастных групп (возрастной структуры), генетического состава. Биогеоценология - Однородные участки суши или воды, заселенные живыми организмами, называются биотопами (местами жизни). Исторически сложившееся сообщество организмов разных видов, населяющих биотоп, называется биоценозом, или биомом. Сообщество организмов биоценоза и окружающая их неживая природа образуют устойчивую и динамичную систему - биогеоценоз, или экосистему. Таким образом, биогеоценоз - это совокупность биома и биотопа. Некоторые авторы усматривают различие в терминах «экосистема» и «биогеоценоз». В этом случае отличие заключается в том, что экосистема может не содержать растительных сообществ, а биогеоценоз невозможен без фитоценоза. Границы биогеоценоза совпадают с границами растительного сообщества, являющегося его основой. Биогеоценоз функционирует как целостная, самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся система. В состав биогеоценоза входят следующие компоненты: неорганические вещества, включающиеся в круговорот (соединения углерода, азота, кислорода, вода, минеральные соли и пр.); климатические факторы (температура, давление, освещенность и др.); органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды); продуценты - автотрофные организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических под действием солнечного света (в основном зеленые растения); консументы - гетеротрофные организмы (растительноядные и плотоядные потребители готового органического вещества). В основном животные. ■ деструкторы и редуценты - гетеротрофные организмы, разрушающие остатки мертвых растений и животных (черви, мокрицы, раки, сомы) и превращающие их в минеральные соединения (бактерии, грибы). Глобальная экология (изучение биосферы) Также в подразделение общей экологии входят: экология растений; экология животных; экология микроорганизмов; водных организмов. Раздел геоэкология рассматривает: экология суши;экология пресных вод;экология моря; экология Крайнего Севера;экология высокогорий и т.д. Прикладная экология: промышленная (инженерная);технологическая;С/х;медицинская;промысловая;химическая;рекреационная; геохимическая;к природоиспользованию. Экология человека: экология города;экология народонаселения; Социальная экология: экология личности;экология человечества;экология культуры;этноэкология.
Основателем экологии считается немецкий биолог Э. Геккель (1834- 1919 гг.), который впервые в 1866 г. употребил термин «экология». Он писал: «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организма и окружающей среды, куда мы относим все "условия существования" в широком смысле этого слова. Они частично являются органической частично неорганической природы». Первоначально этой наукой была биология, изучающая популяции животных и растений в среде их обитания. Экология изучает системы уровня выше отдельного организма. Основными объектами ее изучения являются:
К настоящему времени экология вышла за рамки собственно биологии и превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Экология прошла сложный и длительный путь к осознанию проблемы «человек — природа», опираясь на исследования в системе «организм — среда». Взаимодействие Человека с Природой имеет свою специфику. Человек наделен разумом, и это дает ему возможность осознать свое место в природе и предназначение на Земле. С начала развития цивилизации Человек задумывался о своей роли в природе. Являясь, безусловно, частью природы, человек создал особую среду обитания, которая называется человеческой цивилизацией. По мере развития она все больше вступала в противоречие с природой. Сейчас человечество уже подошло к осознанию того, что дальнейшая эксплуатация природы может угрожать его собственному существованию. Актуальность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к «экологизации» — к необходимости учета законов и требований экологии — во всех науках и во всей человеческой деятельности. Экологией в настоящее время принято называть науку о «собственном доме» человека — биосфере, ее особенностях, взаимодействии и взаимосвязи с человеком, а человека — со всем человеческим обществом. Экология является не только интегрированной дисциплиной, где оказываются связанными физические и биологические явления, она образует своеобразный мост между естественными и общественными науками. Она не относится к числу дисциплин с линейной структурой, т.е. развивается не по вертикали — от простого к сложному, — она развивается по горизонтали, охватывая все более широкий круг вопросов из различных дисциплин. Ни одна отдельная наука не способна решить все задачи, связанные с совершенствованием взаимодействия между обществом и природой, поскольку это взаимодействие имеет социальные, экономические, технологические, географические и другие аспекты. Решать эти задачи может лишь интегрированная (обобщающая) наука, какой и является современная экология. Таким образом, из несамостоятельной дисциплины в рамках биологии экология превратилась в комплексную междисциплинарную науку - современную экологию — с ярко выраженной мировоззренческой составляющей. Современная экология вышла за пределы не только биологии, но и в целом. Идеи и принципы современной экологии имеют мировоззренческий характер, поэтому экология связана не только с науками о человеке и культуре, но и с философией. Столь серьезные изменения позволяют заключить, что, несмотря на более чем столетнюю историю экологии, современная экология — наука динамичная. Цели и задачи современной экологииОдной из главных целей современной экологии как науки является изучение основных закономерностей и развитие теории рационального взаимодействия в системе «человек — общество — природа», рассматривая человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы. Главнейшая цель современной экологии на данном этапе развития человеческого общества — вывести Человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором будет достигнуто удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколении. Для достижения этих целей экологической науке предстоит решить ряд разнообразных и сложных задач, в том числе:
Окружающая нас живая среда не является беспорядочным и случайным сочетанием живых существ. Она представляет собой устойчивую и организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции органического мира. Любые системы поддаются моделированию, т.е. можно предсказать, как та или иная система отреагирует на внешнее воздействие. Системный подход — основа изучения проблем экологии. Структура современной экологииВ настоящее время экология разделилась на ряд научных отраслей и дисциплин , подчас далеких от первоначального понимания экологии как биологической науки об отношениях живых организмов с окружающей средой. Однако в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные идеи биоэкологии , которая сегодня представляет собой совокупность различных научных направлений. Так, например, выделяют аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма со средой; популяционную экологию , занимающуюся отношениями между организмами, которые относятся к одному виду и живут на одной территории; синэкологию , комплексно изучающую группы, сообщества организмов и их взаимосвязи в природных системах (экосистемах). Современная экология представляет собой комплекс научных дисциплин. Базовой является общая экология , изучающая основные закономерности взаимоотношений организмов и условий среды. Теоретическая экология исследует общие закономерности организации жизни, в том числе в связи с антропогенным воздействием на природные системы. Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком и способы предотвращения этого процесса, а также разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Прикладная экология базируется на системе законов правил и принципов теоретической экологии. Из прикладной экологии выделяются следующие научные направления. Экология биосферы , изучающая глобальные изменения, происходящие на нашей планете в результате воздействия хозяйственной деятельности человека на природные явления. Промышленная экология , изучающая влияние выбросов предприятий на окружающую среду и возможности уменьшения этого влияния путем совершенствования технологий и очистных сооружений. Сельскохозяйственная экология , изучающая способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов почвы при сохранении окружающей среды. Медицинская экология, изучающая болезни человека, связанные с загрязнением окружающей среды. Геоэкология , изучающая строение и механизмы функционирования биосферы, связь и взаимосвязь биосферных и геологических процессов, роль живого вещества в энергетике и эволюции биосферы, участие геологических факторов в возникновении и эволюции жизни на Земле. Математическая экология моделирует экологические процессы, т.е. изменения в природе, которые могут произойти при изменении экологических условий. Экономическая экология разрабатывает экономические механизмы рационального природопользования и охраны окружающей среды. Юридическая экология разрабатывает систему законов, направленных на защиту природы. Инженерная экология - сравнительно новое направление экологической науки, изучает взаимодействия техники и природы, закономерности формирования региональных и локальных природно- технических систем и способы управления ими в целях защиты природной среды и обеспечения экологической безопасности. Она обеспечивает соответствие техники и технологии промышленных объектов экологическим требованиям Социальная экология возникла совсем недавно. Лишь в 1986 г. во Львове состоялась первая конференция, посвященная проблемам этой науки. Наука о «доме», или месте обитании социума (человека, общества), изучает планету Земля, а также космос — как жизненную среду социума. Экология человека - часть социальной экологии, рассматривающая взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающим миром. - одно из новых самостоятельных ответвлений экологии человека - наука о качестве жизни и здоровье. Синтетическая эволюционная экология — новая научная дисциплина, включающая частные направления экологии — общую, био-, гео- и социальную. Краткий исторический путь развития экологии как наукиВ истории развития экологии как науки можно выделить три основных этапа. Первый этап - зарождение и становление экологии как науки (до 1960-х годов), когда накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, были сделаны первые научные обобщения. В этот же период французский биолог Ламарк и английский священник Мальтус впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу. Второй этап - оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 1960-х до 1950-х годов). Начало этапа ознаменовалось выходом в свет работ русских ученых К.Ф. Рулье, Н.А. Северцева, В.В. Докучаева, впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии. После исследований Ч. Дарвина в области эволюции органического мира немецкий зоолог Э. Геккель первый понял, что Дарвин называл «борьбой за существование», представляет собой самостоятельную область биологии, и назвал ее экологией (1866 г.). Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале XX столетия. В этот период американский ученый Ч. Адаме создал первую сводку по экологии, публикуются и другие важные обобщения. Крупнейший русский ученый XX в. В.И. Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере. В 1930-1940-е годы сначала английский ботаник А. Тенсли (1935 г.) выдвинул понятие «экосистема» , а несколько позжеВ. Я. Сукачев (1940 г.) обосновал близкое ему представление о биогеоценозе. Третий этап (1950-е годы — до настоящего времени) — превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране окружающей человека среды. Одновременно с развитием теоретических основ экологии решались и прикладные вопросы, связанные с экологией. В нашей стране в 1960-1980-е годы практически ежегодно правительство принимало постановления об усилении охраны природы; были изданы земельный, водный, лесной и иные кодексы. Однако, как показала практика их применения, они не дали требуемых результатов. Сегодня Россия переживает экологический кризис: около 15% территории фактически являются зонами экологического бедствия; 85% населения дышат воздухом, загрязненным существенно выше ПДК. Растет число «экологически обусловленных» заболеваний. Наблюдается деградация и сокращение природных ресурсов. Аналогичное положение сложилось и в других странах мира. Вопрос о том, что произойдет с человечеством в случае деградации природных экологических систем и утраты биосферой способности поддерживать биохимические циклы, становится одним из наиболее актуальных. Экология как наука, изучающая отношения между организмами и их взаимосвязи с окружающей средой. Предмет и задачи экологии. Организм инадорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы как объекты экологии. Биоэкология и ее основные разделы (аутэкология, демэкология, синэкология). Ландшафтная экология. Экология человека и социальная экология. Повышение роли экологии на современном этапе развития человечества. Основные нарушения в биосфере, вызываемые деятельностью человека. Угроза глобальных экологических катастроф. Экология как научная основа выхода из глобальных кризисов. Экологические знания – основа природопользования. Экологические принципы заповедного дела и рационального использования природных ресурсов. Красные книги. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Экологическое законодательство Российской Федерации. Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании надорганизменных систем. Термин «экология» в 1866 г. ввел немецкий эволюционист Эрнст Геккель. Э. Геккель считал, что экология должна изучать различные формы борьбы за существование. В первичном значении, экология – это наука об отношениях организмов к окружающей среде (от греч. «oikos» – жилище, местопребывание, убежище). Экология, как и любая наука, характеризуется наличием собственного объекта, предмета, задач и методов (объект – это часть окружающего мира, которая изучается данной наукой; предмет науки – это наиболее главные существенные стороны ее объекта). Объектом экологии являются биологические системы надорганизменного уровня: популяции, сообщества, экосистемы (Ю. Одум, 1986). Предметом экологии являются взаимоотношения организмов и надорганизменных систем с окружающих их органической и неорганической средой (Э. Геккель, 1870; Р. Уиттекер, 1980; Т. Фенчил, 1987). По определению Р. Риклефса (1979), экологию можно представить «... как трехмерное сооружение из лежащих один над другим горизонтальных слоев, соответствующих различным уровням биологической организации – от индивидуума через популяцию и сообщество к экосистеме ; вертикальные разрезы, проходящие через все слои, делят все сооружение на секции, соответствующиеформе, функции, развитию, регуляции и адаптации . Каждому уровню экологической организации присущи свои особые структурные и функциональные характеристики». Из множества определений предмета экологии вытекает и множество задач , стоящих перед современной экологией: – Изучение структуры пространственно-временны х объединений организмов (популяций, сообществ, экосистем, биосферы). – Изучение круговорота веществ и потоков энергии в надорганизменных системах. – Изучение закономерностей функционирования экосистем и биосферы в целом. – Изучение реакции надорганизменных систем на воздействие разнообразных экологических факторов. – Моделирование биологических явлений для экологического прогнозирования. – Создание теоретической основы охраны природы. – Научное обоснование производственных и социально-экономических программ. Методы экологических исследований При изучении надорганизменных систем экология использует все разнообразие методов как биологических, так и небиологических наук. Однако специфическим методом экологии является количественный анализ структуры и функционирования надорганизменных систем . Современная экология – это один из наиболее точных, наиболеематематизированных разделов биологии. Структура современной экологии Экология делится на фундаментальную и прикладную . Фундаментальная экология изучает наиболее общие экологические закономерности, а прикладная – использует полученные знания для обеспечения устойчивого развития общества. Основу экологии составляет биоэкология как раздел общей биологии. «Спасти человека – это, прежде всего, сохранить природу. И здесь только биологи могут привести необходимые аргументы, доказывающие правомерность высказанного тезиса». Биоэкология (как и любая наука) делится на общую и частную . В состав общей биоэкологии входят разделы: 1. Аутэкология – изучает взаимодействие со средой обитания отдельных организмов определенных видов. 2. Экология популяций (демэкология) – изучает структуру популяций и ее изменение под воздействием экологических факторов. 3. Синэкология – изучает структуру и функционирование сообществ и экосистем. К общей биоэкологии относятся и другие разделы: – эволюционная экология – изучает экологические механизмы эволюционного преобразования популяций; – палеоэкология – изучает экологические связи вымерших групп организмов и сообществ; – морфологическая экология – изучает закономерности изменения строения органов и структур в зависимости от условий обитания; – физиологическая экология – изучает закономерности физиологических изменений, лежащих в основе адаптации организмов; – биохимическая экология – изучает молекулярные механизмы приспособительных преобразований в организмах в ответ на изменение среды; – математическая экология – на основании выявленных закономерностей разрабатывает математические модели, позволяющие прогнозировать состояние экосистем, а также управлять ими. Частная биоэкология изучает экологию отдельных таксономических групп, например: экология животных, экология млекопитающих, экология выхухоли; экология растений, экология опыления, экология сосны; экология водорослей; экология грибов и т. д. Биоэкология тесно связана с ландшафтной экологией , например: – экологией водных ландшафтов (гидробиологией) – океанов, рек, озер, водохранилищ, каналов... – экологией наземных ландшафтов – лесов, степей, пустынь, высокогорий... Отдельно выделяются разделы фундаментальной экологии, связанные с существованием и деятельностью человека: – экология человека – изучает человека как биологический вид, вступающий в разнообразные экологические взаимодействия; – социальная экология – изучает взаимодействие человеческого общества и окружающей среды; – глобальная экология – изучает наиболее крупномасштабные проблемы экологии человека и социальной экологии. Прикладная экология включает: промышленную экологию, сельскохозяйственную экологию, экологию города (населенных пунктов), медицинскую экологию, экологию административных районов, экологическое право, экологию катастроф и многие другие разделы. Прикладная экология тесно связана с охраной природы и окружающей среды . Экологические знания должны служить основой рационального природопользования. На их основе базируется создание и развитие сети охраняемых территорий: заказников, заповедников и национальных парков , а также охрана отдельныхпамятников природы . Рациональное использование природных ресурсов является основой устойчивого развития человечества. Во второй половине ХХ века в связи с интенсивным воздействием человеческого общества на биосферу начинаетсяэкологический кризис , особенно обострившийся в последние десятилетия. Современная экология включает множество разделов и охватывает самые разнообразные стороны человеческой деятельности; происходит экологизация всего общества. Глобальные экологические проблемы и пути их решения Глобальные экологические проблемы являются общими для всей биосферы и для всего человечества. Главные из них: – обеспечение населения продовольствием и водой; – защита людей от негативных последствий научно-технического прогресса; – обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и в природных ресурсах; – охрана природной среды от разрушительного антропогенного воздействия, защита среды от разнообразных загрязнений – физических, химических, биологических; – сохранение биологического (генетического) разнообразия : многообразия сообществ и экосистем, видов и генофонда каждого вида как представителя таксономической группы и сообщества. 400 лет назад каждые 3 года вымирал один биологический вид. В наше время каждые 8 месяцев на Земле вымирает один вид. Исчезновение одного вида растений может привести к гибели 10 видов животных. К глобальным экологическим проблемам также относится защита людей от особо опасных заболеваний . Международное сотрудничество в деле охраны природы . Глобальные экологические проблемы обострились после Второй мировой войны. Для их решения в 1948 г. был образованМеждународный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) . Первоочередной задачей МСОП являлось составление Красных книг – списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов. В 1963-1966 гг. была издана первая Международная Красная книга. В 1980 г. вышло ее четвертое издание. В 1978-1984 гг. издается Красная книга СССР, а в 1985 г. – Красная книга Российской Федерации. В 1980 г. Международным союзом охраны природы и природных ресурсов была разработана «Всемирная стратегия охраны природы» . В материалах Всемирной стратегии отмечается, что одной из глобальных экологических проблем является проблема питания: 500 млн. человек систематически недоедают. Труднее учесть число людей, не получающих полноценного питания, сбалансированного по белкам, витаминам и микроэлементам. Всемирная стратегия сформулировала первоочередные задачи охраны природы: – Поддержание главных экологических процессов в экосистемах. – Сохранение генетического разнообразия. – Долгосрочное рациональное использование видов и экосистем. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию . На этой конференции был принят ряд документов, подписанных представителями 179 государств: – Программа действий: Повестка дня на XXI век. – Заявление о принципах в отношении лесов. – Конвенция ООН об изменении климата. – Конвенция о биологическом разнообразии. В материалах Конвенции о биологическом разнообразии отмечается, что «...разнообразие важно для эволюции и сохранения систем жизнеобеспечения биосферы». Для сохранения систем жизнеобеспечения биосферы необходимо сохранение всех форм биологического разнообразия: «Страны, которые присоединяются к Конвенции, должны определять компоненты биологического разнообразия, ...осуществлять контроль за видами деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на биологическое разнообразие». В 1995 г. в Софии на конференции министров окружающей среды европейских стран была принята Общеевропейская стратегия сохранения биологического и ландшафтного разнообразия . Принципы Общеевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия природы: – Охрана наиболее уязвимых экосистем. – Охрана и восстановление нарушенных экосистем. – Охрана территорий с наибольшим видовым разнообразием. – Сохранение эталонных природных комплексов. n1.doc1. Кто впервые ввел в науку термин «экология»?А) Э. ГеккельВ) Ю. Одум С) В. Вернадский D) К. Рулье Е) А. Тенсли А) наука, изучающая взаимоотношения между живыми организмами, условиями существования и окружающей средой В) наука, изучающая динамику роста и развития животных и факторы влияющие на их рост С) наука, изучающая развитие растений и влияние на них абиотических и биотических факторов D) наука, изучающая распределение в природе животных растений и микроорганизмов в зависимости от действия климатических факторов Е) наука, изучающая численность населения аулов, сел, городов и всего мира и их социально-экономическое положение А) аутоэкология В) демэкология С) синэкология D) геоэкология Е) биоэкология А) демэкология В) аутэкология С) синэкология D) геоэкология Е) биоэкология А) синэкология В) демэкология С) аутэкология D) геоэкология Е) биоэкология А) прямое и косвенное действие на организм элементов окружающей среды В) круговорот веществ и источники энергии в природе С) элементы водной среды, оказывающие отрицательное воздействие на животных D) химический состав почвы, оказывающий косвенное влияние на развитие растений Е) изменение круговорота химических веществ компонентов биосферы А) экологические факторы В) условия существования С) ограничивающий фактор D) неблагоприятный фактор Е) благоприятный А) действие элементов неорганической среды на живые организмы
А) благоприятное и неблагоприятное воздействие живых организмов друг на друга и на окружающую среду В) действие элементов неорганической среды на живые организмы С) прямое или косвенное влияние деятельности человека на окружающую среду D) действие климатических и пищевых факторов на численность популяции Е) взаимоотношения между редуцентами и консументами 2-го порядка 10. Дайте определение антропогенному фактору: А) прямое или косвенное влияние деятельности человека на окружающую среду В) благоприятное и неблагоприятное воздействие живых организмов друг на друга и на окружающую среду С) действие элементов неорганической среды на живые организмы; D) действие климатических и пищевых факторов на численность популяции Е) взаимоотношения между редуцентами и консументами 2-го порядка А) растения, произрастающие на хорошо освещаемых местностях В) растения, произрастающих в густых лесах, в нижнем ярусе лугов С) растения, произрастающие редких и степных лесах D) растения, приспособленные к произрастанию в затемненных местах
А) растения, произрастающие в густых лесах и в нижнем ярусе лугов В) растения, произрастающие на хорошо освещаемых местностях С) растения, приспособленные к произрастанию в затемненных местах D) растения, произрастающие в редких и степных лесах Е) растения, произрастающие в почвах с высокой соленостью А) растения, произрастающие в редких и степных лесах В) растения, произрастающие в густых лесах и в нижнем ярусе лугов С) растения, произрастающие в густых лесах и в нижнем ярусе лугов D) растения, произрастающие на хорошо освещаемых местностях Е) растения, произрастающие в почвах с высокой соленостью А) водные растения, либо растения полностью или частично произрастающие в воде В) растения, произрастающие в близи озер, их корни находятся в почве, а нижним части опущены в воду D) растения, произрастающие в достаточно увлажненных местах
А) растения, произрастающие в сильно увлажненной среде С) растения, произрастающие в средне увлажненных местах Е) растения, произрастающие в сильно засоленных почвах (солончаках) А) растения, произрастающие в среднеувлажненных местах В) водные растения, либо растения полностью или частично произрастающие в воде С) растения, произрастающие в сильно увлажненной среде D) растения, произрастающие в песках, в засушливых местах и в пустынях Е) растения, произрастающие в сильно засоленных почвах (солончаках) А) растения, произрастающие в засушливых местах и в пустынях В) водные растения, либо растения полностью или частично произрастающие в воде С) растения, произрастающие в близи озер D) растения, произрастающие в средне увлажненных местах Е) растения, произрастающие в сильно засоленных почвах А) склерофиты В) суккуленты С) мезофиты D) гигрофиты Е) гелиофиты А) суккуленты В) склерофиты С) мезофиты D) гигрофиты Е) гелиофиты А) галофиты В) склерофиты С) гигрофиты D) галофилы Е) гелиофиты А) галофилы В) галофиты С) зоогликофилы D) киногалофилы Е) гелиофилы А) фотопериодизм В) биологические ритмы С) фототропизм D) анабиоз Е) климакс В) экотон С) экосистема D) природный ландшафт Е) экологическая ниша А) биоценоз В) микроценоз С) фитоплактон D) зоопланктон Е) перифитон А) борьба за ограниченный ресурс между организмами, относящихся к одному или разным видам С) взаимоотношение в результате, которого один вид заботится о другом
А) взаимоотношение, в основе которого лежит убийство, изгнание и уничтожение одного вида другим из-за пищевого ресурса и т.д. В) сосуществование двух видов, не приносящих друг другу вреда С) взаимоотношение, в результате которого один вид использует другой вид в качестве места обитания D) взаимоотношение, при котором два вида не причиняют друг другу вреда, а наоборот приносят пользу А) использование одним видом другого в качестве источника пищи или среды обитания В) взаимоотношение, в основе которого лежит убийство, изгнание и уничтожение одного вида другим С) борьба за ограниченный ресурс между организмами, относящихся к одному или нескольким видам D) взаимоотношение, при котором два вида не причиняют друг другу вреда, а наоборот приносят пользу Е) вид взаимоотношения, при котором организмы из своего тела выделяют химические вещества А) аллелопатия В) зоохария С) симбиоз D) нейтрализм Е) комменсализм А) зоохария В) аллелопатия С) симбиоз D) нейтрализм Е) комменсализм А) симбиоз В) аллелопатия С) зоохария D) нейтрализм Е) комменсализм А) комменсализм В) мутуализм D) нейтрализм Е) аллелопатия А) мутуализм С) аменсализм D) нейтрализм Е) комменсализм А) тропосфера В) ионосфера С) стратосфера D) мезосфера Е) экзосфера А) в стратосфере В) в термосфере С) в мезосфере D) в экзосфере Е) в тропосфере Е) 78% А) Э. Зюсс В) В.Вернадский С) А. Тенсли D) В.Докучаев Е) Э. Геккель А) В.Вернадский С) А. Тенсли D) В.Докучаев Е) Э. Геккель В) оксид азота С) оксид углерода D) формальдегид Е) пропан А) увеличение концентрации некоторых веществ в окружающей среде В) увеличение численности растений и животных С) не ограниченное потребление природных ресурсов D) смена использования пестицидов в сельском хозяйстве на другие вещества Е) изменение круговорота биологических и химических примесей в слоях почвы А) природные, антропогенные В) благоприятные, неблагоприятные С) прямые, косвенные D) прямые, вредные Е) критические, летальные А) шум, радиация В) микроорганизмы С) химические вещества D) извержение вулканов Е) наводнение А) вода, почва, атмосфера В) природные ресурсы С) производства D) технологические устройства Е) гидроэнергетические устройства А) пестициды С) давление D) температура Е) солнечные лучи А) сельское хозяйство В) реки, озера С) растения засушливых районов D) почвенные минеральные вещества Е) солнечная радиация В) фреоны, хлоруглеводороды
А) вырубка лесов В) конкуренция С) естественный отбор D) извержение вулканов Е) наводнения В) 0,5-0,9 мм Е) 15-25 м А) стенотермные В) эвритермные С) термофильные D) термофобные Е) гипотермные А) эвритермные В) стенотермные С) термофильные D) пойкилотермные Е) гипотермные А) биоинтервал фактора В) оптимизм С) пределы выносливости популяции D) пределы выносливости особи Е) пределы адаптации A) может, только в короткий срок B) может, только не размножается C) существует, размножается и дает потомство D) не может существовать E) могут существовать только крупные организмы А) экстремальный фактор В) летальный фактор С) критический фактор D) стресс фактор Е) оптимальный фактор А) критическими В) летальными С) экстремальными D) стресс-факторами E) оптимальными А) летальный В) критический С) экстремальный D) стресс- фактор Е) оптимальный А) внутривидовому В) межвидовому С) трофическому D) топическому Е) генетическому А) внутривидовым В) межвидовым С) генеративным D) трофическим Е) генетическим А) закон оптимальности С) закон толерантности D) закон констелляции Е) закон адаптации А) лимитирующий В) летальный С) критический D) оптимальный Е) адаптационный А) синергическое В) негативные С) антагонистическое D) антисинергическое Е) оптимальное А) негативное В) синергическое С) синхронное D) антагонистическое Е) стрессовое А) закон Либиха В) закон Шелфорда С) закон оптимума D) закон Вильяма Е) закон толерантности А) закон совместного действия В) закон лимитирующих факторов С) закон толерантности D) закон Шелфорда Е) правило Бергмана А) гиперфакториальные организмы В) гипофакториальные организмы С) стенобионты D) эврибионты Е) толерантные организмы А) гипофакториальные организмы В) гиперфакториальные организмы С) стенобионты D) эврибионты Е) толерантные организмы А) гомеостаз В) сукцесия С) синузия D) трофическая связь Е) климакс А) гомотипические реакции В) гетеротипические реакции С) конкуренция D) борьба за существование Е) иерархия А) гетеротипические реакции В) гомотипические реакции С) конкуренция D) борьба за существование Е) иерархия А) эффект группы В) эффект массы С) конкуренция D) изменение численности популяции Е) адаптация А) эффект массы В) эффект группы С) изменение численности популяции D) гомеостаз Е) адаптация А) гомотипические и гетеротипические В) природные и антропогенные С) циклические и случайные D) долговременные и кратковременные Е) периодические и непериодические А) модификационные изменения В) мутационные изменения С) индивидуальные D) групповые Е) генетические А) мутационные В) модификационные С) индивидуальные D) групповое Е) физиологические А) агроценотическая популяция В) географическая популяция С) биогеоценоз D) локальная популяция Е) территориальная популяция А) численность популяции В) плотность популяции С) рождаемость популяции D) биоценоз Е) продуктивность популяции А) плотность популяции В) численность популяции С) рост популяции D) размножение популяции Е) смертность популяции А) структура популяции В) гомеостаз популяции С) синузия D) бигеоценоз Е) плотность популяции А) показатель рождаемости, скорость роста, показатель смертности; В) выживаемость, толерантность С) эврибионтность, размножение D) стенобионтность, рост, развитие Е) стенобионтность, эврибионтность, рост, развитие В) потомство С) конкуренция D) условия окружающей среды Е) экологические факторы A) эпизоотии, природные стихии B) недостаток трофических ресурсов C) изменение адаптационных возможностей D) незаразные болезни E) изменение активности Солнца A) плотность популяции B) рождаемость и вымирание C) темп роста популяции D) биологический потенциал популяции E) продуктивность популяции А) зоофагия, фитофагия, детритофагия В) зоофагия, фитофагия, автотрофизм С) автотрофы, гетеротрофы D) осенний, весенний, летние режимы Е) режим часовой, дневной, месячный А) зоофагия В) фитофагия С) детритофагия D) некрофагия Е) копрофагия А) фитофагия В) зоофагия С) детритафагия D) некрофагия Е) копрофагия А) детритофагия В) зоофагия С) фитофагия D) копрофагия Е) фагоцитоз A) полифаги, олигофаги, монофаги B) зоофаги, фитофаги, детритофаги C) биофаги, некрофаги D) автотрофы, гетеротрофы E) правильные реакции, обратные реакции A) полифаги B) олигофаги C) зоофаги D) монофаги E) фитофаги A) олигофаги B) биофаги C) полифаги D) монофаги E) фитофаги A) монофаги B) биофаги C) полифаги D) олигофаги E) фитофаги A) пассивное и активное питание B) питание растениями и животными C) избирательное и неизбирательное D) частое и редкое питание E) режимное и безрежимное питание A) активное питание B) пассивное питание C) групповое питание D) индивидуальное питание E) режимное питание A) пассивное питание B) активное питание C) групповое питание D) индивидуальное питание E) режимное питание A) Элтоном в 1927 году B) В.И. Вернадским в 1920 году C) Э. Геккелем в 1865 году D) Ю. Одумом в 1900 году E) Э. Зюссом в 1869 году А) совокупность элементов природы, используемые человеком В) полезные ископаемые недр земли С) вещества, используемые в производстве в качестве сырья D) топливно-энегетический фонд Е) виды энергий А) возобновимые и невозобновимые В) воздух, почва, водные ресурсы С) климатические ресурсы D) космические ресурсы Е) ядерная энергия А) возобновимые с экономической точки зрения D) приодные экспортные ресурсы
А) невосполнимые с экономической точки зрения В) самовосполнимые, не требующие дополнительных затрат С) ресурсы, которые можно заменить D) природные экспортные ресурсы Е) возобновимые искуственным путем А) ресурсы, которые можно заменить другими ресурсами В) климатические и космические ресурсы С) самовосполнимые D) водные ресурсы и воздух Е) ресурсы, добываемые искусственным путем А) водные ресурсы В) энергоресурсы С) радиоактивные вещества D) биоресурсы Е) полезные ископаемые А) климатические ресурсы В) энергоресурсы С) радиоактивные вещества D) биоресурсы Е) полезные ископаемые А) космические ресурсы В) энергоресурсы С) радиоактивные вещества D) биоресурсы Е) полезные ископаемые А) атмосферный воздух В) энергоресурсы С) радиоактивные вещества D) биоресурсы Е) полезные ископаемые А) эдафический фактор В) эндогенный фактор С) биотический фактор D) абиотический фактор Е) климатический фактор А) исчерпаемые и неисчерпаемые В) наземные и подземные С) атмосферные, гидросферные и литосферные D) живые и неживые ресурсы Е) энергетические материальные А) планктон, нектон, бентос В) организмы выплывающие и не выплывающие на сушу С) плавающие для добычи пищи и ныряющие D) организмы ловящие пищу в глубине и на поверхности Е) пассивно плавающие и активно плавающие организмы А) совокупность пассивно плавающих в верхнем слое воды организмов В) рыбы, активно плавающие в толще воды С) совокупность животных и растений существующих на дне моря D) микроорганизмы
А) организмы, активно плавающие в толще воды С) совокупность организмов существующих на дне моря D) микроорганизмы, существующие в верхнем слое воды Е) организмы, обитающие в верхнем слое воздуха А) сообщество организмов способных существовать на дне В) организмы, пассивно плавающие в верхнем слое воды С) организмы, активно плавающие в толще воды D) организмы, существующие в верхнем слое воды Е) организмы, обитающие в верхнем слое воздуха А) фотопериодизм В) биологические ритмы С) фототропизм D) анабиоз Е) климакс А) растения В) животные С) микроорганизмы D) простейшие Е) хищники А) растения В) животные С) микроорганизмы D) простейшие Е) черви А) бактерии В) животные С) растения D) хищники Е) птицы А) продуктивность экосистем В) вторичная продуктивность
А) вторичная продуктивность В) основная продуктивность С) общая первичная продуктивность D) чистая первичная продуктивность Е) чистая вторичная продуктивность А) общая первичная продуктивность В) основная продуктивность С) вторичная продуктивность D) чистая первичная продуктивность Е) чистая вторичная продуктивность А) жизненная оболочка В) почвенная оболочка С) водная оболочка D) воздушная оболочка Е) водная, воздушная оболочка Е) 7 А) Р. Смит В) П. Крутцен С) Ш. Роуланд D) М. Малин Е) В. Докучаев В) болотные территории С) лиманы D) апвеллинги Е) моря и океаны А) болотные территории В) апвеллинги С) лиманы Е) моря и океаны А) глобальная экология В) общая экология С) синэкология D) демэкология Е) аутоэкология А) К. Мебиус В) В. Вернадский С) Н. Наумов Е) А. Тенсли А) мониторинг В) прогноз С) моделирование D) планирование Е) стандартизация А) наблюдение за источниками антропогенных факторов В) проведение исследований в биологических системах С) открытие законов природы D) экспертное оценивание объектов природы Е) сбор оплаты для сохранения природного фонда А) А. Тенсли В) К. Мебиус С) Э. Зюсс Е) Э. Геккель А) геоэкология В) экология человека С) экология животных D) экология микроорганизмов Е) правовая экология А) трофические связи В) сукцессия С) гомеостаз D) климакс Е) адаптация организмов А) смена одного биоценоза другим В) равновесие в экологических системах С) изменение массы вещества за определенный промежуток времени D) выработка растениями органических веществ в процессе фотосинтеза Е) уменьшение численности растений за счет деятельности человека А) в Южно-Казахстанской В) в Алматинской С) в Костанайской D) в Кызылординской Е) в Северо-Казахстанской А) организация заповедников В) проектирование сооружения С) использование ресурсов D) защита почв от эрозии Е) посадка растений и деревьев А) Д. Аллен В) В. Докучаев С) Ю. Либих D) А. Гумбольдт Е) В. Вернадский А) коммунальные отходы С) почвенные организмы D) энергия солнца Е) микроорганизмы и бактерии А) промышленность В) извержение вулканов С) природные стихийные явления D) растения Е) энергия ветра А) извержение вулканов В) промышленность С) аэрозоли и солнечная радиация D) пестициды и аэрозоли Е) энергия ветра и солнца В) корова С) сайгак D) горный козел Е) олень A) взаимодействие живого и неживого веществ B) деятельность живого вещества биосферы C) лучистая энергия Солнца D) хозяйственная деятельность человека E) геосфера B) мимикрия C) дифференциация E) синузия А) ярусность биоценоза В) особь вида С) группа организмов одного вида D) территория распространения популяции Е) устойчивость экосистем 138. Как называются пределы низких и высоких значений факторов, при которых могут существовать живые организмы? A) пределы толерантности B) апвеллинг C) абразив E) место обитания 139. Что такое демография? A) наука, изучающая состав, численность народонаселения и их динамику? B) наука, изучающая взаимоотношения двух государств C) наука, изучающая миграцию населения D) исчезновение народа или нации E) социальное положение населения 140. Что такое инсектициды? A) химические вещества, используемые для уничтожения насекомых-вредителей B) заболевания животных C) витамины для животных D) химические вещества, используемые для уничтожения растений-сорняков E) химические вещества, используемые для уничтожения грызунов 141. Что такое гербициды? A) химические вещества, используемые для уничтожения сорняков B) химические вещества, используемые для уничтожения насекомых-вредителей C) препарат, используемый для лечения болезней растений и животных D) химические вещества, используемые для уничтожения грызунов E) витамины для животных A) адаптация организмов разных видов к схожим условиям B) мутация әсерінен пайда болатын ағзалар C) результат отбора D) организмы с повышенной экологической пластичностью E) биологический вид A) сохраняются те популяции, скорость размножения которых скоррелирована с количеством пищевых ресурсов B) гибель тех популяций скорость поедания пищевых запасов которых быстрее, чем восстановления этих запасов C) катастрофическая нехватка пищевых ресурсов даже для одной популяции D) лимитирующий пищевой потенциал, который сказывается на распространении популяции E) сохраняются те популяции, скорость размножения которых максимальна А) от постоянного притока энергии В) от круговорота углерода С) от переноса пищевых ресурсов с одного уровня на другой D) от наличия почвенного плодородного слоя Е) от постоянства химического состава воды А) гетеротрофами В) автотрофами С) продуцентами D) хемотрофами Е) редуцентами А) ландшафт D) экологическая система E) географическая система А) антропогенный ландшафт В) природный ландшафт С) географическая система D) географическая оболочка E) геобиосфера А) курорт В) заповедник С) заказник D) предприятие E) орошаемые земли А) заповедник В) курорт С) парки города D) орошаемые земли E) предприятие А) сельское хозяйство В) извержение вулкана С) землетрясение D) солнечная радиация E) сели А) извержение вулканов В) сельское хозяйство С) отходы предприятий D) бытовые отходы E) теплые воды электростанций А) смена времен года В) влажность С) землетрясение D) адаптация животных
А) влажность В) смена времен года С) землетрясение; D) деятельность человека Е) природные стихийные бедствия А) землетрясение В) влажность С) температура D) адаптация человека Е) смена времен года А) температура В) химический состав воды С) почвенные организмы Е) соленость и плотность воды А) механический состав почвы В) температура окружающей среды С) рельеф D) химический состав почвы Е) соленость и плотность воды А) рельеф С) животные D) растения Е) микроорганизмы А) жизненная форма В) норма реакции С) биолюминесценция D) адаптация Е) гомеостаз А) Д. Кашкаров В) С.Раункиер С) В.Шелфорд D) В.Вернадский Е) А. Тенсли А) условием существования В) природной средой С) экзогенные условия D) окружающей средой Е) эндогенные условия А) на поведение В) на адаптацию С) на распространение D) на климатический режим Е) на размножение А) на размножение В) на поведение С) на распространение D) на морфологическое строение Е) на адаптацию А) стенобионты В) эвритермы С) эврибионтты D) резистентные Е) толерантные А) эврибионты В) стенобионты С) эвритермные D) резистентные Е) толерантные Е) 2/5 Е) 58% А) сернистый ангидрид, оксиды азота, двуокись азота В) фреоны, хлоруглеводороды С) фенол, цианиды, аммиак, метилмеркаптан D) дихлорэтан, хлор, бромбензол, аммиак, нитраты Е) молибден, серная кислота, азотная кислота, метиловый спирт А) альфа-, бета-, гамма-излучения В) промышленные предприятия, сельское хозяйство С) ионы химических веществ, атомные сооружения D) оксиды углерода, нитраты и оксиды натрия Е) энергия солнца и ветра, электромагнитные волны А) ослабление жизни организмов в неблагоприятных условиях В) место распространения популяции либо групп живых организмов на суше С) сходство животных и растений с неживыми и природными подразделениями D) адаптация организмов к новым условиям место обитания Е) распространение растений на новые пространства А) колебания численности популяций В) саморегуляция численности популяций С) гомеостаз популяции D) генетические изменения в популяции Е) максимальная мгновенная скорость прироста популяции А) защитная В) обеспечение кислородом С) поглощение кислорода D) задержание инфракрасных лучей Е) парниковое влияние D) водород Е) кислород А) эпизоотии, стихийные бедствия В) недостаток трофических ресурсов С) изменения адаптивных способностей D) незаразные заболевания Е) антропогенные воздействия А) А. Григорьев В) Э. Зюсс С) Ю. Одум D) Э. Геккель Е) И. Н. Пономарева Экология – это наука, которая изучает законы природы, взаимодействие живых организмов с окружающей средой, основы которой заложил Эрнст Геккель в 1866 году. Однако люди интересовались секретами природы еще с древности, имели бережное отношение к ней. Понятий термина «экология» существуют сотни, в разные времена ученые давали свои определения экологии. Само слово состоит из двух частиц, с греческого «ойкос» переводится как дом, а «логос» — как учение. С развитием технического прогресса состояние окружающей среды стало ухудшаться, что привлекло внимание мирового сообщества. Люди заметили, что воздух стал загрязненным, исчезают виды животных и растений, ухудшается вода в реках. Этим и многим другим явлениям дали название – . Глобальные экологические проблемыБольшинство экологических проблем из локальных переросли в глобальные. Изменение небольшой экосистемы в конкретной точке мира может повлиять на экологию всей планеты. К примеру, изменение океанического течения Гольфстрим приведет к крупным климатическим изменениям, похолоданию климата в Европе и Северной Америке. На сегодняшний день ученые насчитывают десятки глобальных экологических проблем. Приведем лишь наиболее актуальные из них, которые угрожают жизни на планете:
Это далеко не весь перечень глобальных проблем. Скажем так, экологические проблемы, которые можно приравнять к катастрофе, — это загрязнение биосферы и . Ежегодно температура воздуха повышается на +2 градуса по Цельсию. Причиной этого являются парниковые газы. В Париже проводилась всемирная конференция, посвященная проблемам экологии, на которой многие страны мира обязались сократить количество выбросов газов. В результате высокой концентрации газов происходит таяние льдов на полюсах, повышается уровень воды, что в дальнейшем грозит затоплению островов и берегов континентов. Чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу, требуется выработать совместные действия и проводить мероприятия, которые будут способствовать замедлению и прекращению процесса глобального потепления. Предмет изучения экологииНа данный момент существует несколько разделов экологии:
У каждого раздела экологии существует свой предмет изучения. Наиболее популярной является общая экология. Она изучает окружающий мир, который состоит из экосистем, их отдельные компоненты – и рельеф, почва, животный и растительный мир. Значение экологии для каждого человекаЗабота об экологии на сегодняшний день стала модным занятием, прситавку «эко» используют везде. Но многие из нас даже не осознают глубины всех проблем. Конечно, это хорошо, что огромное человечество людей стало неравнодушным к жизни нашей планеты. Однако стоит осознать, что состояние окружающей среды зависит от каждого человека. Любой житель планеты может ежедневно выполнять простые действия, что поможет улучшить экологию. К примеру, можно сдавать макулатуру и уменьшить использование воды, экономить электроэнергию и выбрасывать мусор в урну, выращивать растения и использовать предметы многоразового использования. Чем больше людей будет выполнять эти правила, тем будет больше шансов сохранить нашу планету. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков |
Новое
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
- Учет расчетов с бюджетом