Главная - Климат
Очень краткое содержание приключение гулливера. «Путешествия Гулливера

Джонатан Свифт

«Путешествия Гулливера»

Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей

«Путешествия Гулливера» — произведение, написанное на стыке жанров: это и увлекательное, чисто романное повествование, роман-путешествие (отнюдь, впрочем, не «сентиментальное», которое в 1768 г. опишет Лоренс Стерн); это роман-памфлет и одновременно роман, носящий отчётливые черты антиутопии — жанра, который мы привыкли полагать принадлежащим исключительно литературе XX столетия; это роман со столь же отчётливо выраженными элементами фантастики, и буйство свифтовского воображения воистину не знает пределов. Будучи романом-антиутопией, это и роман в полном смысле утопический тоже, в особенности его последняя часть. И наконец, несомненно, следует обратить внимание на самое главное — это роман пророческий, ибо, читая и перечитывая его сегодня, прекрасно отдавая себе отчёт в несомненной конкретности адресатов свифтовской беспощадной, едкой, убийственной сатиры, об этой конкретике задумываешься в последнюю очередь. Потому что все то, с чем сталкивается в процессе своих странствий его герой, его своеобразный Одиссей, все проявления человеческих, скажем так, странностей — тех, что вырастают в «странности», носящие характер и национальный, и наднациональный тоже, характер глобальный, — все это не только не умерло вместе с теми, против кого Свифт адресовал свой памфлет, не ушло в небытие, но, увы, поражает своей актуальностью. А стало быть — поразительным пророческим даром автора, его умением уловить и воссоздать то, что принадлежит человеческой природе, а потому носит характер, так сказать, непреходящий.

В книге Свифта четыре части: его герой совершает четыре путешествия, общая длительность которых во времени составляет шестнадцать лет и семь месяцев. Выезжая, точнее, отплывая, всякий раз из вполне конкретного, реально существующего на любой карте портового города, он неожиданно попадает в какие-то диковинные страны, знакомясь с теми нравами, образом жизни, житейским укладом, законами и традициями, что в ходу там, и рассказывая о своей стране, об Англии. И первой такой «остановкой» оказывается для свифтовского героя страна Лилипутия. Но сначала — два слова о самом герое. В Гулливере слились воедино и некоторые черты его создателя, его мысли, его представления, некий «автопортрет», однако мудрость свифтовского героя (или, точнее, его здравомыслие в том фантастически абсурдном мире, что описывает он всякий раз с неподражаемо серьёзно-невозмутимой миной) сочетается с «простодушием» вольтеровского Гурона. Именно это простодушие, эта странная наивность и позволяет Гулливеру столь обострённо (то есть столь пытливо, столь точно) схватывать всякий раз, оказываясь в дикой и чужой стране, самое главное. В то же время и некоторая отстранённость всегда ощущается в самой интонации его повествования, спокойная, неспешная, несуетная ироничность. Словно он не о собственных «хождениях по мукам» рассказывает, а взирает на все происходящее как бы с временной дистанции, причём достаточно немалой. Одним словом, иной раз возникает такое чувство, будто это наш современник, некий неведомый нам гениальный писатель ведёт свой рассказ. Смеясь над нами, над собой, над человеческой природой и человеческими нравами, каковые видятся ему неизменными. Свифт ещё и потому является современным писателем, что написанный им роман кажется принадлежащим к литературе, которую именно в XX столетии, причём во второй его половине, назвали «литературой абсурда», а на самом деле её истинные корни, её начало — вот здесь, у Свифта, и подчас в этом смысле писатель, живший два с половиной века тому назад, может дать сто очков вперёд современным классикам — именно как писатель, изощрённо владеющий всеми приёмами абсурдистского письма.

Итак, первой «остановкой» оказывается для свифтовского героя страна Лилипутия, где живут очень маленькие люди. Уже в этой, первой части романа, равно как и во всех последующих, поражает умение автора передать, с психологической точки зрения абсолютно точно и достоверно, ощущение человека, находящегося среди людей (или существ), не похожих на него, передать его ощущение одиночества, заброшенности и внутренней несвободы, скованность именно тем, что вокруг — все другие и все другое.

В том подробном, неспешном тоне, с каким Гулливер повествует обо всех нелепостях, несуразностях, с какими он сталкивается, попав в страну Лилипутию, сказывается удивительный, изысканно-потаённый юмор.

Поначалу эти странные, невероятно маленькие по размеру люди (соответственно столь же миниатюрно и все, что их окружает) встречают Человека Гору (так называют они Гулливера) достаточно приветливо: ему предоставляют жилье, принимаются специальные законы, которые как-то упорядочивают его общение с местными жителями, с тем чтобы оно протекало равно гармонично и безопасно для обеих сторон, обеспечивают его питанием, что непросто, ибо рацион незваного гостя в сравнении с их собственным грандиозен (он равен рациону 1728 лилипутов!). С ним приветливо беседует сам император, после оказанной Гулливером ему и всему его государству помощи (тот пешком выходит в пролив, отделяющий Лилипутию от соседнего и враждебного государства Блефуску, и приволакивает на верёвке весь блефусканский флот), ему жалуют титул нардака, самый высокий титул в государстве. Гулливера знакомят с обычаями страны: чего, к примеру, стоят упражнения канатных плясунов, служащие способом получить освободившуюся должность при дворе (уж не отсюда ли позаимствовал изобретательнейший Том Стоппард идею своей пьесы «Прыгуны», или, иначе, «Акробаты»?). Описание «церемониального марша»… между ног Гулливера (ещё одно «развлечение»), обряд присяги, которую он приносит на верность государству Лилипутия; её текст, в котором особое внимание обращает на себя первая часть, где перечисляются титулы «могущественнейшего императора, отрады и ужаса вселенной», — все это неподражаемо! Особенно если учесть несоразмерность этого лилипута — и всех тех эпитетов, которые сопровождают его имя. Далее Гулливера посвящают в политическую систему страны: оказывается, в Лилипутии существуют две «враждующие партии, известные под названием Тремексенов и Слемексенов», отличающиеся друг от друга лишь тем, что сторонники одной являются приверженцами… низких каблуков, а другой — высоких, причём между ними происходят на этой, несомненно весьма значимой, почве «жесточайшие раздоры»: «утверждают, что высокие каблуки всего более согласуются с… древним государственным укладом» Лилипутии, однако император «постановил, чтобы в правительственных учреждениях… употреблялись только низкие каблуки…». Ну чем не реформы Петра Великого, споры относительно воздействия которых на дальнейший «русский путь» не стихают и по сей день! Ещё более существенные обстоятельства вызвали к жизни «ожесточеннейшую войну», которую ведут между собой «две великие империи» — Лилипутия и Блефуску: с какой стороны разбивать яйца — с тупого конца или же совсем наоборот, с острого. Ну, разумеется, Свифт ведёт речь о современной ему Англии, разделённой на сторонников тори и вигов — но их противостояние кануло в Лету, став принадлежностью истории, а вот замечательная аллегория-иносказание, придуманная Свифтом, жива. Ибо дело не в вигах и тори: как бы ни назывались конкретные партии в конкретной стране в конкретную историческую эпоху — свифтовская аллегория оказывается «на все времена». И дело не в аллюзиях — писателем угадан принцип, на котором от века все строилось, строится и строиться будет.

Хотя, впрочем, свифтовские аллегории конечно же относились к той стране и той эпохе, в какие он жил и политическую изнанку которых имел возможность познать на собственном опыте «из первых рук». И потому за Лилипутией и Блефуску, которую император Лилипутии после совершенного Гулливером увода кораблей блефусканцев «задумал… обратить в собственную провинцию и управлять ею через своего наместника», без большого труда прочитываются отношения Англии и Ирландии, также отнюдь не отошедшие в область преданий, по сей день мучительные и губительные для обеих стран.

Надо сказать, что не только описанные Свифтом ситуации, человеческие слабости и государственные устои поражают своим сегодняшним звучанием, но даже и многие чисто текстуальные пассажи. Цитировать их можно бесконечно. Ну, к примеру: «Язык блефусканцев настолько же отличается от языка лилипутов, насколько разнятся между собою языки двух европейских народов. При этом каждая из наций гордится древностью, красотой и выразительностью своего языка. И наш император, пользуясь преимуществами своего положения, созданного захватом неприятельского флота, обязал посольство [блефусканцев] представить верительные грамоты и вести переговоры на лилипутском языке». Ассоциации — Свифтом явно незапланированные (впрочем, как знать?) — возникают сами собой…

Хотя там, где Гулливер переходит к изложению основ законодательства Лилипутии, мы слышим уже голос Свифта — утописта и идеалиста; эти лилипутские законы, ставящие нравственность превыше умственных достоинств; законы, полагающие доносительство и мошенничество преступлениями много более тяжёлыми, нежели воровство, и многие иные явно милы автору романа. Равно как и закон, полагающий неблагодарность уголовным преступлением; в этом последнем особенно сказались утопичные мечтания Свифта, хорошо знавшего цену неблагодарности — и в личном, и в государственном масштабе.

Однако не все советники императора разделяют его восторги относительно Человека Горы, многим возвышение (в смысле переносном и буквальном) совсем не по нраву. Обвинительный акт, который эти люди организуют, обращает все оказанные Гулливером благодеяния в преступления. «Враги» требуют смерти, причём способы предлагаются один страшнее другого. И лишь главный секретарь по тайным делам Рельдресель, известный как «истинный друг» Гулливера, оказывается истинно гуманным: его предложение сводится к тому, что достаточно Гулливеру выколоть оба глаза; «такая мера, удовлетворив в некоторой степени правосудие, в то же время приведёт в восхищение весь мир, который будет приветствовать столько же кротость монарха, сколько благородство и великодушие лиц, имеющих честь быть его советниками». В действительности же (государственные интересы как-никак превыше всего!) «потеря глаз не нанесёт никакого ущерба физической силе [Гулливера], благодаря которой [он] ещё сможет быть полезен его величеству». Сарказм Свифта неподражаем — но гипербола, преувеличение, иносказание абсолютно при этом соотносятся с реальностью. Такой «фантастический реализм» начала XVIII века…

Или вот ещё образчик свифтовских провидений: «У лилипутов существует обычай, заведённый нынешним императором и его министрами (очень непохожий… на то, что практиковалось в прежние времена): если в угоду мстительности монарха или злобе фаворита суд приговаривает кого-либо к жестокому наказанию, то император произносит в заседании государственного совета речь, изображающую его великое милосердие и доброту как качества всем известные и всеми признанные. Речь немедленно оглашается по всей империи; и ничто так не устрашает народ, как эти панегирики императорскому милосердию; ибо установлено, что чем они пространнее и велеречивее, тем бесчеловечнее было наказание и невиннее жертва». Все верно, только при чем тут Лилипутия? — спросит любой читатель. И в самом деле — при чем?..

После бегства в Блефуску (где история повторяется с удручающей одинаковостью, то есть все рады Человеку Горе, но и не менее рады от него поскорее избавиться) Гулливер на выстроенной им лодке отплывает и… случайно встретив английское купеческое судно, благополучно возвращается в родные пенаты. С собой он привозит миниатюрных овечек, каковые через несколько лет расплодились настолько, что, как говорит Гулливер, «я надеюсь, что они принесут значительную пользу суконной промышленности» (несомненная «отсылка» Свифта к собственным «Письмам суконщика» — его памфлету, вышедшему в свет в 1724 г.).

Вторым странным государством, куда попадает неугомонный Гулливер, оказывается Бробдингнег — государство великанов, где уже Гулливер оказывается своеобразным лилипутом. Всякий раз свифтовский герой словно попадает в иную реальность, словно в некое «зазеркалье», причём переход этот происходит в считанные дни и часы: реальность и ирреальность расположены совсем рядом, надо только захотеть…

Гулливер и местное население, в сравнении с предыдущим сюжетом, словно меняются ролями, и обращение местных жителей с Гулливером на этот раз в точности соответствует тому, как вёл себя сам Гулливер с лилипутами, во всех подробностях и деталях, которые так мастерски, можно сказать, любовно описывает, даже выписывает Свифт. На примере своего героя он демонстрирует потрясающее свойство человеческой натуры: умение приспособиться (в лучшем, «робинзоновском» смысле слова) к любым обстоятельствам, к любой жизненной ситуации, самой фантастической, самой невероятной — свойство, какового лишены все те мифологические, выдуманные существа, гостем которых оказывается Гулливер.

И ещё одно постигает Гулливер, познавая свой фантастический мир: относительность всех наших представлений о нем. Для свифтовского героя характерно умение принимать «предлагаемые обстоятельства», та самая «терпимость», за которую ратовал несколькими десятилетиями раньше другой великий просветитель — Вольтер.

В этой стране, где Гулливер оказывается даже больше (или, точнее, меньше) чем просто карлик, он претерпевает множество приключений, попадая в итоге снова к королевскому двору, становясь любимым собеседником самого короля. В одной из бесед с его величеством Гулливер рассказывает ему о своей стране — эти рассказы будут повторяться не раз на страницах романа, и всякий раз собеседники Гулливера снова и снова будут поражаться тому, о чем он будет им повествовать, представляя законы и нравы собственной страны как нечто вполне привычное и нормальное. А для неискушённых его собеседников (Свифт блистательно изображает эту их «простодушную наивность непонимания»!) все рассказы Гулливера покажутся беспредельным абсурдом, бредом, подчас — просто выдумкой, враньём. В конце разговора Гулливер (или Свифт) подвёл некоторую черту: «Мой краткий исторический очерк нашей страны за последнее столетие поверг короля в крайнее изумление. Он объявил, что, по его мнению, эта история есть не что иное, как куча заговоров, смут, убийств, избиений, революций и высылок, являющихся худшим результатом жадности, партийности, лицемерия, вероломства, жестокости, бешенства, безумия, ненависти, зависти, сластолюбия, злобы и честолюбия». Блеск!

Ещё больший сарказм звучит в словах самого Гулливера: «…мне пришлось спокойно и терпеливо выслушивать это оскорбительное третирование моего благородного и горячо любимого отечества… Но нельзя быть слишком требовательным к королю, который совершенно отрезан от остального мира и вследствие этого находится в полном неведении нравов и обычаев других народов. Такое неведение всегда порождает известную узость мысли и множество предрассудков, которых мы, подобно другим просвещённым европейцам, совершенно чужды». И в самом деле — чужды, совершенно чужды! Издёвка Свифта настолько очевидна, иносказание настолько прозрачно, а наши сегодняшние по этому поводу естественно возникающие мысли настолько понятны, что тут не стоит даже труда их комментировать.

Столь же замечательно «наивное» суждение короля по поводу политики: бедный король, оказывается, не знал её основного и основополагающего принципа: «все дозволено» — вследствие своей «чрезмерной ненужной щепетильности». Плохой политик!

И все же Гулливер, находясь в обществе столь просвещённого монарха, не мог не ощущать всей унизительности своего положения — лилипута среди великанов — и своей, в конечном итоге, несвободы. И он вновь рвётся домой, к своим родным, в свою, столь несправедливо и несовершенно устроенную страну. А попав домой, долго не может адаптироваться: своё кажется… слишком маленьким. Привык!

В части третьей книги Гулливер попадает сначала на летающий остров Лапуту. И вновь все, что наблюдает и описывает он, — верх абсурда, при этом авторская интонация Гулливера — Свифта по-прежнему невозмутимо-многозначительная, исполнена неприкрытой иронии и сарказма. И вновь все узнаваемо: как мелочи чисто житейского свойства, типа присущего лапутянам «пристрастия к новостям и политике», так и вечно живущий в их умах страх, вследствие которого «лапутяне постоянно находятся в такой тревоге, что не могут ни спокойно спать в своих кроватях, ни наслаждаться обыкновенными удовольствиями и радостями жизни». Зримое воплощение абсурда как основы жизни на острове — хлопальщики, назначение которых — заставить слушателей (собеседников) сосредоточить своё внимание на том, о чем им в данный момент повествуют. Но и иносказания более масштабного свойства присутствуют в этой части книги Свифта: касающиеся правителей и власти, и того, как воздействовать на «непокорных подданных», и многого другого. А когда Гулливер с острова спустится на «континент» и попадёт в его столицу город Лагадо, он будет потрясён сочетанием беспредельного разорения и нищеты, которые бросятся в глаза повсюду, и своеобразных оазисов порядка и процветания: оказывается, оазисы эти — все, что осталось от прошлой, нормальной жизни. А потом появились некие «прожектёры», которые, побывав на острове (то есть, по-нашему, за границей) и «возвратившись на землю… прониклись презрением ко всем… учреждениям и начали составлять проекты пересоздания науки, искусства, законов, языка и техники на новый лад». Сначала Академия прожектёров возникла в столице, а затем и во всех сколько-нибудь значительных городах страны. Описание визита Гулливера в Академию, его бесед с учёными мужами не знает себе равных по степени сарказма, сочетающегося с презрением, — презрением в первую очередь в отношении тех, кто так позволяет себя дурачить и водить за нос… А лингвистические усовершенствования! А школа политических прожектёров!

Утомившись от всех этих чудес, Гулливер решил отплыть в Англию, однако на его пути домой оказался почему-то сначала остров Глаббдобдриб, а затем королевство Лаггнегг. Надо сказать, что по мере продвижения Гулливера из одной диковинной страны в другую фантазия Свифта становится все более бурной, а его презрительная ядовитость — все более беспощадной. Именно так описывает он нравы при дворе короля Лаггнегга.

А в четвёртой, заключительной части романа Гулливер попадает в страну гуигнгнмов. Гуигнгнмы — это кони, но именно в них наконец находит Гулливер вполне человеческие черты — то есть те черты, каковые хотелось бы, наверное, Свифту наблюдать у людей. А в услужении у гуигнгнмов живут злобные и мерзкие существа — еху, как две капли воды похожие на человека, только лишённые покрова цивильности (и в переносном, и в прямом смысле), а потому представляющиеся отвратительными созданиями, настоящими дикарями рядом с благовоспитанными, высоконравственными, добропорядочными конями-гуигнгнмами, где живы и честь, и благородство, и достоинство, и скромность, и привычка к воздержанию…

В очередной раз рассказывает Гулливер о своей стране, об её обычаях, нравах, политическом устройстве, традициях — и в очередной раз, точнее, более чем когда бы то ни было рассказ его встречает со стороны его слушателя-собеседника сначала недоверие, потом — недоумение, потом — возмущение: как можно жить столь несообразно законам природы? Столь противоестественно человеческой природе — вот пафос непонимания со стороны коня-гуигнгнма. Устройство их сообщества — это тот вариант утопии, какой позволил себе в финале своего романа-памфлета Свифт: старый, изверившийся в человеческой природе писатель с неожиданной наивностью чуть ли не воспевает примитивные радости, возврат к природе — что-то весьма напоминающее вольтеровского «Простодушного». Но Свифт не был «простодушным», и оттого его утопия выглядит утопично даже и для него самого. И это проявляется прежде всего в том, что именно эти симпатичные и добропорядочные гуигнгнмы изгоняют из своего «стада» затесавшегося в него «чужака» — Гулливера. Ибо он слишком похож на еху, и им дела нет до того, что сходство у Гулливера с этими существами только в строении тела и ни в чем более. Нет, решают они, коль скоро он — еху, то и жить ему должно рядом с еху, а не среди «приличных людей», то бишь коней. Утопия не получилась, и Гулливер напрасно мечтал остаток дней своих провести среди этих симпатичных ему добрых зверей. Идея терпимости оказывается чуждой даже и им. И потому генеральное собрание гуигнгнмов, в описании Свифта напоминающее учёностью своей ну чуть ли ни платоновскую Академию, принимает «увещание» — изгнать Гулливера, как принадлежащего к породе еху. И герой наш завершает свои странствия, в очередной раз возвратясь домой, «удаляясь в свой садик в Редрифе наслаждаться размышлениями, осуществлять на практике превосходные уроки добродетели…».

«Путешествия Гулливера» является произведением многожанрового создания. Здесь собраны и приключенческие события и путешествия, и фантастические явления, любовные отношения, а также книга является романом – антиутопией с широкомасштабным воображением Свифта.

Работа состоит из четырех частей. Главный герой романа Гулливер на протяжении шестнадцати лет и семи месяцев путешествует по свету. На его пути встречаются необычайные страны и земли, где он знакомится с новыми людьми, изучает их традиции и законы. Гулливер – это отражение некоторых черт характера автора и его мыслей.

Первой страной, которую посетил герой, оказалась Лилтпутия. Здесь живут очень маленькие люди. Свифт очень точно смог передать состояние человека, оказавшегося совершенно в другой среде, испытывая чувство одиночества и внутренней скованности.

Изначально народ «маленького» государства достаточно приветливо встретил Человека Гору (Гулливера), показав свой способ жизни и посвятив в политические приоритеты. Свифт на примере юмористических образов и нелепостей Лилипутии передал проблемы, царившие в то время в Англии.

Вскоре герой вынужден бежать из странной земли в Блефуску, но и здесь он сталкивается с непониманием и безрассудством. Гулливер строит лодку и, встретив в море английское судно, возвращается в родные края. В качестве доказательства своих путешествий он берет с собой маленьких овечек.

Следующей страной, которую посетил герой, становится Бробдингнег. Это место, где живут огромные великаны, и Гулливер теперь приобретает образ лилипута. Свифтофскому герою приходится приспосабливаться к стихии жизни на территории великанов.

Гулливер проявляет смекалку и становится любимцем при дворе самого короля. Герой рассказывает ему об Англии и ее законах. Каждый раз персонажи, слушающие необыкновенные истории Гулливера удивляются и поражаются, ведь свои уставы для них кажутся привычными. В произведении Свифт словами и мыслями своего героя подвел итог тому, что происходит в английском государстве: череда революций и убийств, заговоров и интриг, лицемерия, жестокости и ненависти – все это повергло короля великанов в шок.

Джонатан выразил некий сарказм под видом мнения другого правителя. Это относится и к политическим принципам государства.

Гулливер чувствует свое унизительное положение в стране больших людей и ему снова хочется вернуться домой, несмотря на несовершенство и несправедливость отечества. А когда возвращается, то долгое время не может адаптироваться к прежним правилам.

Третья книга повествует о путешествиях героя на летающем острове Лапуту. Принцип письма автора прежний – абсурд, сарказм и ирония. Лапутяне удивляют своим пристрастием к политике и новостям, а также вечной тревоге, которая мешает им спокойно жить и радоваться. Гулливер решает вернуться в Англию, но на пути попадает на остров Глаббдобдриб, а после в королевство Лаггнегг. Фантазия Свифта приобретает новую волну.

А в последней части произведения Гулливер попадает в страну гуигнгнмов, которые являются животными – конями, но только в этих существах герой открывает для себя истинные искренние человеческие качества. Служат гуигнгнмонам еху - точное подобие людям, злобные и мерзкие существа. Гулливер мечтает жить среди добропорядочных коней, но его внешность не позволяет стать полноценным членом гуигнгнмов. И вновь он возвращается домой и продолжает размышлять и анализировать свои странствия.

Жизнь обыкновенного доктора Лемюэля Гулливера оказывается весьма насыщенной событиями, причем происходящее совершенно не зависит от его желания и воли.

Отправляясь в путь на корабле из какого-либо английского порта, мужчина неожиданно попадает в некие удивительные государства, живущие по собственным правилам и законам. Сначала судьба забрасывает его в страну Лилипутию, населенную людьми чрезвычайно маленького роста.

Окружающие Гулливера крохотные существа встречают его достаточно дружелюбно, определяется, каким образом он будет обитать среди них без ущерба для лилипутов. Они даже обеспечивают его кормление, что весьма непросто для членов этого сообщества, ведь рацион Человека-Горы, как они называют гостя, по сравнению с их собственными нормами питания просто огромен.

В свою очередь, доктор помогает маленьким обитателям Лилипутии, без труда выйдя в пролив и доставив с собой на веревке весь морской флот враждующей с лилипутами страны Блефуску. Этот поступок приводит к весьма благосклонному отношению к нему со стороны местного императора.

Гулливер изучает обычаи приютившего его государства, хотя они и кажутся весьма забавными и даже нелепыми. Он узнает и о том, что в стране имеются две политические партии, хотя их позиции отличаются только по вопросу рациональности употребления высоких либо низких каблуков, чему лилипуты придают огромное значение.

Столь же смехотворна и причина непрекращающегося конфликта между Лилипутией и Блефуску, представители двух миниатюрных народов не в силах достигнуть согласия по поводу того, с какого конца, острого или тупого, стоит осуществлять разбитие яиц. Гулливер с легкостью проводит параллель политической системы этой страны со своей родной Великобританией, где не перестают оставаться непримиримыми врагами члены партии тори и вигов.

Однако отнюдь не всем лилипутам нравится то, в какой степени император приблизил к себе и возвысил чуждого им Человека-Гору. Маленькие люди, состоящие в правительстве, составляют против него обвинительное заключение, где все его услуги рассматриваются как преступления, в связи с чем представители лилипутского высшего света требуют беспощадной казни Гулливера, в качестве наиболее мягкой кары для него предлагается выкалывание глаз.

Врач вынужден срочно бежать в Блефуску, но и там вся история повторяется в точности, сначала миниатюрные жители страны рады огромному, по их представлениям, человеку, но затем начинают видеть в нем врага и мечтают лишь об избавлении от гостя.

Мужчина самостоятельно конструирует лодку и, отплыв от недружественных берегов, встречает корабль английских купцов, который и доставляет его в родные края. Домой с ним прибывают и крошечные овечки, крайне быстро размножающиеся и способные, по мнению Гулливера, принести немалую пользу суконной отрасли отечественной промышленности.

Но его приключения на этом вовсе не заканчиваются. Далее судьба приводит Гулливера в страну великанов, где уже он сам ощущает себя беззащитным лилипутом. Доктор понимает, что здесь ему на каждом шагу угрожает гибель, и он вынужден приспосабливаться к новым условиям существования и гигантским людям, среди которых ему весьма непросто находиться.

Однако через некоторое время странный гость и в этом государстве оказывается приглашенным к королевскому двору, и король великанов охотно разговаривает с необычным и странным для него созданием, которое он видит в Гулливере.

Англичанин рассказывает ему об обычаях своей страны, об ее историческом прошлом и сегодняшнем политическом устройстве, его слова искренне поражают властелина гигантов, он не в силах себе представить, чтобы подобные вещи были возможны в действительности.

Но для самого Гулливера его жизнь в этом краю унизительна, его тяготит зависимость и полное отсутствие свободы. Он снова совершает побег и оказывается в Британии, хотя в течение длительного времени врачу все вокруг кажется чересчур маленьким и незаметным.
Тем не менее, ему не суждено надолго задержаться дома.

Приключения Гулливера продолжаются на некоем летающем острове под названием Лапуту, в столице очередного встретившегося на его пути государства его потрясает беспредельная нищета и разорение, царящие повсеместно. Правда, иногда он видит и определенные оазисы, где еще сохраняются порядок и относительное благосостояние, вскоре доктор понимает, что они являются единственным свидетельством прежней достойной жизни в этих местах.

Гулливеру становится известно о том, что все беды на Лапуту начались с появления лиц, называющих себя «прожектерами» и стремившимися все изменить. Результаты их деятельности оказываются весьма печальными, и путешественнику доводится даже побывать в Академии прожектеров и попытаться пробудить в них здравый смысл, хотя и безрезультатно.

Следующей невероятной страной для странника становится край гуигнгмов или коней, однако обладающих вполне приятными и милыми человеческими чертами. Гулливер наконец оказывается среди тех, кто по-настоящему ему нравится, но вскоре он видит, что коням прислуживают создания, называемые еху и с виду абсолютно ничем не отличающиеся от людей. Но в то же время они являются совершенно нецивилизованными, дикими, беспредельно грубыми и безобразными существами, живущими только самыми примитивными животными инстинктами.

Врач снова повествует о своей стране, на этот раз беседуя с благородными конями, которые, слушая его, от души недоумевают и возмущаются тем, как можно в такой степени игнорировать естественные и прекрасные законы природы. Обитель гуигнгмов можно считать своеобразной утопией, и Гулливер мечтает провести остаток дней именно здесь, однако в реальности его желание оказывается несбыточным.

Кони созывают генеральное собрание, как принято у них в случае необходимости принятия важных решений. В результате длительных совещаний они приходят к выводу, что их гость чересчур похож на еху, и именно по этой причине должен находиться среди этих чудовищ, а не среди достойных и порядочных созданий, к которым гуигнгмы причисляют себя.

Их нисколько не интересует, что сходство их визитера с существами «третьего сорта» является исключительно внешним. После изгнания из этого сообщества Гулливер окончательно возвращается на родину, проводя отныне время в своем любимом садике за размышлениями о жизни, людях, добродетелях и пороках.

Данное произведение соединило в себе несколько жанров. В романе увидим увлекательное повествование путешествия, памфлет, также в нём содержится антиутопия, фантастика и чуточку буйства. Этот роман можно назвать пророческим, так как прочитавший его в любые времена, отчётливо увидит в нем конкретность адресата Свифтовской сатиры. Автор поражает своим воображением, которое удивит любого.


Главный герой - обыкновенный доктор, который попадает в невероятное приключение вне его желания. Он лишь решил поехать на корабле от Англии, но вскоре он совершенно случайно попадает в самые невообразимые страны, в которых по их обыкновению протекает совершенно обыденная жизнь.


Лемюэль был средним сыном в своей семье. Всего в семье было их пятеро. Он жил в Ноттингемшире, а немного повзрослев, поехал учиться в Кембридж в колледж. После обучения в колледже он доучивался у хирурга Бэтса, а после этого самостоятельно изучал медицинскую деятельность. Отучившись, пошел работать на судно доктором-хирургом.


Через три года, напутешествовавшись вдоволь, он решает женится и берет в жены Мери Бертон, являющуюся дочкой торговца чулками. Ближайшие два года они со своей женой живут в Лондоне, но после непредвиденной кончины его учителя, ему приходится вновь вернуться на должность хирурга на судно.

Вот он снова на судне и ничего не предвещает беды, но вскоре поднимается сильный шторм, их корабль терпит крушение, команда погибает, а он чудесным образом доплывает до берега и отключается на долгое время.


Когда же герой приходит в сознание, он понимает, что привязан огромным количеством веревок, а подневольным его делают много маленьких существ, которые в точности, как люди, только совсем миниатюрного размера.


Все эти маленькие веревки оказываются не столь крепкими и Гулливер, немного напрягшись, освобождает одну руку, но маленькие люди стреляют в него стрелами-иголками. Он успокаивается и принимает решение полежать еще немного и, дождавшись темноты, освободиться.


Возведя большую лестницу, к нему взбирается, судя по всему, их правитель Гурго. Он говорит очень много, но понять его не представляется возможным, так как язык Гулливеру незнаком. Лемюэль объясняет человечкам, что он очень хочет есть и его кормят.


Чиновники решают перевезти Гулливера в столицу и пытаются ему это объяснить, но он просит их освободить его. Ему отказывают. Раны Гулливера лечат какими-то непонятными травами и дают ему попить, подмешав туда много снотворного. Гулливер засыпает. Героя увозят в столицу.


Герой просыпается в заброшенном храме, прикованный цепями к одной из ног. Герой поднимается и оглядывает окрестности. Он видит красивый город и ухоженные поля. Он справляет нужды, а вскоре его посещает король, имеющий размеры не больше ногтя и объясняет, что постарается о нем хорошо заботиться.


Герой проводит на этом острове уже две недели, для него шьют специальный матрац и постельное белье. Государство не имеет представления, что же делать с этим огромным человеком, ведь он очень много ест и вскоре у них наступит голод.


Проходит около трех недель и он немного осваивает их язык. Гулливер хочет попросить правителя освобождения. Чиновники устраивают обыск и забирают у него саблю, пистолет, и пули с порохом. Немного вещей Гулливер успевает спрятать.


Великан начинает нравиться императору и маленьким человечкам и они специально для него танцуют, выполняют всякие трюки, а также возвращают его шляпу, которую он потерял на берегу.


Единственный, кому не нравится Гулливер это адмирал Скайреш Болголам, он по распоряжению короля пишет договор, в котором обсуждаются условия свободы Гулливера. Гулливеру проводят экскурсию по Лилипутии, а также по его столице. Ему показывают дворец. Секретарь рассказывает, какая политическая ситуация у них стране, а также о вражде партий и возможности нападения со стороны другой империи Блефуски, которая располагается на другом острове.


Гулливер помогает в борьбе против Блефуску, связав якоря у их кораблей, и доставив их в столицу. Правители Лилипутии очень хотят захватить врага, но Гулливер против этого, и отказывается выполнять услугу.


Однажды в Лилипутии возник пожар и Гулливер, чтобы помочь гражданам, мочится на него. Император возмущается.


Герой решается писать в своем блокноте всё, что он видит в этой странной стране. Он описывает невысоких жителей, маленьких животных и миниатюрные растения, также он пишет о том, что хоронят здесь людей вниз головой и как они карают ложнодоносчиков. Если в этой стране кто-то забывает поблагодарить жителя, может сесть в тюрьму. Их ребятня не воспитывается их родителями, а женщины и мужчины живут отдельно. Гулливер проводит в этом месте почти год. К этому времени у него появляется стул со столом и полностью новая одежда.


Император начинает ревновать и объясняет Гулливеру, что он слишком дорого обходится их казне. Вскоре приходит обвинительный акт от Болголам, который обвиняет его в том, что он помочился на дворец, а также отказал в завоевании другого государства. Гулливер пугается и убегает от лилипутов.


Вскоре он попадает на море и находит там лодку и по разрешению императора Блефуску он уплывает на ней вдаль. Вскоре его подбирают английские купцы и привозят его в Даунс. Пару месяцев он находится со своей семьей, но потом ему приходится вновь отправиться на заработки.


В июне он отправляется из Англии на судне, но в апреле он вновь попадает в шторм, после которого на судне остается очень мало питьевой воды. Вместе с высадившимися, он попадает на остров, на котором замечает великанов, которые на тот момент уже бегут за товарищами. Герой понимает, что он находится в поле с высаженным ячменем, но это растение очень большое. Его находит крестьянин и отдает владельцу поля. Герой знакомится с хозяевами и вскоре он ужинает с ними.


Просыпается герой от вида чрезмерно больших крыс, которые желают им подкрепиться. Жена фермера выносит его в сад, чтобы герой мог справить нужду. Хозяйская дочь делает Гулливеру кроватку, мастерит ему новую одежду и называет его Грильдриком. В скором времени, по наставлению соседа, герой начинает выступать для публики, а после нескольких недель с ним отправляются в тур с показательными выступлениями. Проходит порядка десяти недель и они успевают побывать во многих городах и деревнях.

Гулливер худеет и становится болезненным на вид и хозяин продает его королевской особе. Гулливер с королевой разговаривают о жизни на ферме, а после этого женщина представляет его своему мужу, который отдает его ученым.


Герою строят дом и шьют одежду. Он частенько обедает с королем и королевой. Слуга королевы карлик сильно завидует Гулливеру.


Гулливер с королевой отправляются по стране, но назойливый карлик все время пытается избавиться от героя. Королева хочет развлечь Гулливера, поэтому просит смастерить ему лодку и дать таз с водой, что бы он имел возможность поплавать. Для гребня Гулливер берет волос короля. Гулливер рассказывает об Англии и ее обычаях, а король сильно критикует правление страной.


Проходит три года. В один прекрасный денек королева со свитой решают прогуляться по пляжу, но орел похищает героя и он оказывается в море, где его вновь подбирает английский корабль и привозит его в Даунс.


Где-то в начале августа Гуливер уезжает из Англии на судне. Вскоре нападают злодеи. Герой просит милости у злодеев и один из японцев ее проявляет. Всё судно захватывают и пленят. Гуливера погружают в челнок и выкидывают посреди океана, но он вновь оказывается на острове.


Остров оказался летающим. Граждане этого острова называют себя Лапутянами и они очень странные на вид. Его кормят, обучают языку и снова шьют новую одежду. Вскоре летающий остров прилетает в центральный город королевства Логадо. Через какое-то время герой понимает, что лапутяне любят математику и музыку, а их самый большой страх космические катаклизмы. Так как лапутяне-мужчины сильно задумчивы, их жены любят им изменять.


Через какое-то время герой узнает, что остров летает от того, что есть магнит, который находится в центральной части Лапуты. Если подданные восстают, их король закрывает солнце или опускает остров на этот город. Король со своей семьей никогда не покидает Лапуту.


Однажды герой решил спуститься в Бальнибарби, это небольшой континент. Он останавливается у сановника, который носит имя Мьюноди. В этом государстве люди бедно одеты, поля пустые, но крестьяне всё равно стараются их возделывать. Сановник рассказывает, что когда-то их обучили совершенно уникальной обработке почвы, поэтому на ней перестало что-то расти. Мьюноди тогда этим не заинтересовался, поэтому его поля приносит плоды.


Вскоре герой попадает в Академию прожектора. Там ученые занимаются странными изучениями: получением солнечных лучей из огурцов, еды из отходов, порох пытаются извлечь из льда, а дом начать строить сверху. Ещё много чего рассказали ему ученые, но ему показалось это смешным. Также у них были предложения о новых законах, к примеру поменять задние части мозга или брать налоги с людских пороков ну или достоинств.


Герой уезжает в Мальдонадо, чтобы уехать от Лаггнегг. Пока ждет корабль, он посещает остров Глаббдобдриб, который населяют волшебники. Главный житель этого острова умудряется вызвать духов, среди них был Ганнибал, Цезарь, Брутт, Александр Великий и жители Помпеи, также он разговаривает с Аристотелем, Декартом и Гомером, с разнообразными королями, да и обычными, ничем не примечательными людьми. Но вскоре он вернулся в Мальдонадо и спустя пару недель уплыл в Лаггнегг. Вскоре его там арестовали. В городе Тральдрегдаб Гулливер имеет возможность встретиться с королем, там он знакомится со странным обычаем, необходимо облизать тронный зал. Прошло три месяца, как он находится в Лаггнегге. Жители здесь обходительны и добродушны, он узнаёт, что некоторые жители рождаются бессмертными. Гулливер мечтает о том, чтобы он мог сделать, если он был бессмертным, но народ рассказывает, что от бессмертия они только страдают. После Лаггнегга герой приезжает в Японию, а потом в Амстердам. В апреле он попадает в Даунс.


После таких странных, долгих и тяжелых путешествий Гулливеру дают должность капитана судна. Он случайно берет на работу разбойников, которые вскоре его пленят и высаживают на ближайший остров. Там на Гулливера нападают обезьяны, а конь, который очень странный на вид, его спасает. Конь приходит к своей лошади и они что то обсуждают, периодически ощупывая Гулливера.


Лошади приводят героя к себе домой, там он встречает обезьян, похожих на людей, но они являются домашними питомцами. Ему предлагают тухлое мясо, но он отказывается и показывает, что молоко для него подойдет больше. Лошади тоже принимаются обедать. Этот обед составляет овсяная каша.


Гулливер потихоньку осваивает и этот язык и вскоре рассказывает одной из лошадей историю своего появления.


Как то его застает в обнаженном виде слуга коня, у которого он живет, но он обещает держать тайну, что мужчина очень похож на обезьяну.


Гулливер рассказывает об Англии, об английских лошадях, медицине и алкоголе. Конь решил, что жители Англии совершенно не используют разум по назначению, а лишь для увеличения пороков.


В гуигнгнмах заключаются семейные браки для рождения детей, обязательно двух разного пола.

Так как человекообразные обезьяны с трудом поддаются дрессировке, их решают истребить, но вскоре приходят к решению всех еху стерилизовать, а Гулливера, так как он похож на еху, отправить из страны. Через два месяца Гулливер уплывает.


От путешествия он немного теряет рассудок, так как считает, что его хотят отправить жить к еху, хотя уже давно находится на португальском судне, но вскоре он подлечивается и его отправляют в Англию.

В декабре он приезжает домой и решает написать о своих приключениях рассказ.


Краткий пересказ "Путешествия Гулливера" в сокращении подготовил Олег Ников для читательского дневника.

Роман Джонатана Свифта Путешествия Гулливера состоит из четырех частей, в каждой описывается одно из четырех путешествий главного героя. Главным героем романа является Лемюэль Гулливер, хирург, а после – и капитан нескольких кораблей.

Первая часть романа описывает посещение Гулливером Лилипутии. Само название страны говорит читателю о том, как выглядят ее обитатели. В начале жители Лилипутии встречают Гулливера вполне приветливо. Ему дают имя Человек Горы, предоставляют жилье, обеспечивают питанием – что особенно трудно – ведь его рацион равен рациону семьсот двадцати восьми лилипутов. С Гулливером приветливо беседует сам император, предоставляет ему множество почестей. Однажды Гулливеру жалуют даже титул нардака, самый высокий титул в государстве. Это происходит после того, как Гулливер пешком приволакивает через пролив весь флот враждебного государства Блефуску. Постепенно Гулливер все подробнее знакомится с жизнью Лилипутии и узнает, что в этой стране существуют две партии – Тремексены и Слемексены, каждая из них отличается тем, что одни являются приверженцами низких каблуков, а другие – приверженцы высоких. На этой почве между ними возникают жесточайшие споры. Еще более банальна причина войны между Лилипутией и Блефуску: она заключается в вопросе о том, с какой стороны разбивать яйца – с острого или тупого конца.

В итоге Гулливер сбегает с Лилипутии на Блефуску, откуда на специально выстроенной им лодке отплывает, и … встречает купеческое судно. Он возвращается в Англию и привозит с собой миниатюрных овечек, которые вскоре распространяются повсеместно.

Вторая часть романа повествует читателю о том, как главный герой проводит время на Бробдингнеге – острове великанов. Теперь его воспринимают, как карлика. Он претерпевает множество приключений, пока не оказывается у королевского двора. Гулливер становится любимым собеседником самого короля. В одной из бесед он рассказывает, что история Англии – ни что иное, как куча заговоров, смут, убийств, революций и высылок. Между тем Гулливер чувствует себя в этой стране все более унизительно: положение лилипута в стране великанов ему неприятно. Он уезжает прочь, но дома, в Англии, долгое время все вокруг ему кажется слишком маленьким.

В части третьей Гулливер попадает сначала на летающий остров Лапуту. Далее с этого острова он спускается на континент и попадает в город Лагадо. Здесь его потрясают сочетания беспредельного разорения и неких оазисов процветания. Эти оазисы – все, что осталось от прошлой, нормальной жизни, до того, как появились прожекторы. Прожекторы - это люди, побывавшие на острове Лапуту и решившие, что и на земле так же следует пересоздать всю науку, искусство, законы, языки. Утомившись от этих чудес, Гулливер намеревается отплыть на Родину, но по пути домой оказывается вначале на острове Глаббдобдриб, а затем в королевстве Лаггнегг.

В четвертой, заключительной части романа, автор повествует о том, как Гулливер оказался в стране гуингнмов. Гуингнмы – это кони, но именно в них герой находит вполне человеческие черты: доброту, порядочность, честность. В служении у гуингнмов находятся злобные и мерзкие существа – йеху. Йеху внешне очень похожи на человека, но по характеру и поведению представляют собой исчадие мерзости. Однако прекрасно прожить свои дни главный герой здесь не может. Добропорядочные и благовоспитанные гуингнмы изгоняют его к йеху – только за то, что внешне он похож на них. Гулливер возвращается в Англию, чтобы больше уже не совершать путешествий никогда. Так завершается роман Д.Свифта Путешествия Гулливера.

«Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова». После
игры Томский рассказал удивительную историю своей бабушки, которая знает
тайну трёх карт, якобы открытую ей знаменитым Сен-Жерменом, непременно
выигрывающих, если поставить на них подряд. Обсудив этот рассказ,
игравшие разъехались по домам. Эта история показалась неправдоподобной
всем, включая и Германна, молодого офицера, который никогда не играл,
но, не отрываясь, до самого утра следил за игрой.Бабушка
Томского, старая графиня, сидит в своей уборной, окружённая служанками.
Здесь же за пяльцами и её воспитанница. Входит Томский, он заводит
светскую беседу с графиней, но быстро удаляется. Лизавета Ивановна,
воспитанница графини, оставшись одна, смотрит в окно и видит молодого
офицера, появление которого вызывает у неё румянец. От этого занятия
её отвлекает графиня, отдающая самые противоречивые приказания и при
этом требующая их немедленного исполнения. Жизнь Лизаньки в доме
своенравной и эгоистичной старухи несносна. Она виновата буквально
во всем, что раздражает графиню. Бесконечные придирки и капризы
раздражали самолюбивую девушку, которая с нетерпением ожидала своего
избавителя. Вот почему появление молодого офицера, которого она видела
уже несколько дней подряд стоящим на улице и смотревшим на её окошко,
заставило её раскраснеться. Этим молодым человеком был не кто иной, как
Германн. Он был человеком с сильными страстями и огненным воображением,
которого только твёрдость характера спасала от заблуждений молодости.
Анекдот Томского распалил его воображение, и он захотел узнать тайну
трёх карт. Это желание стало навязчивой идеей, невольно приведшей его
к дому старой графини, в одном из окон которого он заметил Лизавету
Ивановну. Эта минута и стала роковой.Германн начинает оказывать
знаки внимания Лизе, чтобы проникнуть в дом графини. Он тайком передаёт
ей письмо с объяснением в любви. Лиза отвечает. Германн в новом письме
требует свидания. Он пишет к Лизавете Ивановне каждый день и наконец
добивается своего: Лиза назначает ему свидание в доме на то время, когда
её хозяйка будет на балу, и объясняет, как незамеченным проникнуть
в дом. Едва дождавшись назначенного времени, Германн проникает в дом
и пробирается в кабинет графини. Дождавшись возвращения графини, Германн
проходит к ней в спальню. Он начинает умолять графиню открыть ему
секрет трёх карт; видя сопротивление старухи, он начинает требовать,
переходит к угрозам и наконец достаёт пистолет. Увидев пистолет, старуха
падает в страхе с кресел и умирает.Воротившаяся вместе
с графиней с бала Лизавета Ивановна боится встретить в своей комнате
Германна и даже испытывает некоторое облегчение, когда в ней никого
не оказывается. Она предаётся размышлениям, как внезапно входит Германн
и сообщает о смерти старухи. Лиза узнает, что не её любовь - цель
Германна и что она стала невольной виновницей гибели графини. Раскаяние
терзает её. На рассвете Германн покидает дом графини.Через три
дня Германн присутствует на отпевании графини. При прощании с покойной
ему показалось, что старуха насмешливо взглянула на него. В расстроенных
чувствах проводит он день, пьёт много вина и дома крепко засыпает.
Проснувшись поздней ночью, он слышит, как кто-то входит к нему, и узнает
старую графиню. Она открывает ему тайну трёх карт, тройки, семёрки
и туза, и требует, чтобы он женился на Лизавете Ивановне, после чего
исчезает.Тройка, семёрка и туз преследовали воображение Германна.
Не в силах противиться искушению, он отправляется в компанию известного
игрока Чекалинского и ставит огромную сумму на тройку. Его карта
выигрывает. На другой день он поставил на семёрку, и вновь выигрыш его.
В следующий вечер Германн вновь стоит у стола. Он поставил карту,
но вместо ожидаемого туза в руке его оказалась пиковая дама. Ему
кажется, что дама прищурилась и усмехнулась... Изображение на карте
поражает его своим сходством со старой графиней.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS