Главная - Инструменты и материалы
Василиса кожина 1812 год отечественная война. Василиса Кожина: Крестьянка, ставшая командиром партизан. Но почему имена крестьян-партизан не были сохранены

Об этой женщине известно крайне мало. Недостаточно для того чтобы считать её народной героиней. Представление о Василисе Кожиной как «русской Жанне д’Арк», которое прочно закрепилось в литературе и кинематографе, не имеет под собой реальных оснований. Некоторые и вовсе полагают, что это собирательный образ, созданный исключительно для того, чтобы поднять страну на борьбу с захватчиками и усилить патриотические чувства населения. Но обо всём по порядку.

Точная дата рождения Василисы Кожиной не установлена. На русских пропагандистских лубках времён наполеоновского вторжения она фигурирует как пожилая женщина. Однако если верить прижизненному портрету народной героини, написанному в 1813 году художником Александром Смирновым, то Василиса Кожина была значительно моложе. Это изображение рассматривается в качестве более достоверного источника информации об её возрасте. В настоящее время считается, что к моменту начала войны Кожиной было от 30 до 40 лет. Поэтому в качестве ориентировочного года рождения принимается 1780 – й.

Также известно, что она являлась крестьянкой хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии. Василиса была женой сельского старосты. По легенде, его за неповиновение убили французы, после чего она решила бороться против оккупантов. В связи с этим Кожиной приписываются слова: «Не могу больше служить миру, православные! Решила я делать свое дело, а дело мое мстить, пока силы хватит, нашему ненавистнику! Пойду в лес, на дорогу и везде, где встречу француза, буду истреблять его или сама погибну от его руки!» Но никаких документальных подтверждений у этого рассказа нет.

В художественной литературе можно встретить и другой вариант истории о старостихе – её муж был мягким и слабохарактерным человеком, поэтому всеми делами в доме и в деревне занималась она, а после прихода врага Василиса из лидера мирного времени стала боевым командиром. Такой сюжет тоже не имеет ничего общего с историческими реалиями.

Теперь перейдём непосредственно к подвигам Кожиной. Единственным зафиксированным упоминанием об её действиях является заметка «Старостиха Василиса», опубликованная в ноябре 1812 года в журнале «Сын Отечества». Отмечу, что иногда достоверность данной публикации подвергают сомнению, утверждая, что она была написана по заказу кутузовского штаба.

В заметке говорилось: «Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и её окрестности, рассказывает следующий анекдот, которого он был свидетелем. Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели ещё несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: „Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!“ Один из пленных офицеров, раздражён будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался её. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мёртвый к ногам её, и она вскричала: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!“»

Данная статья была перепечатана с небольшими изменениями в 1814 году в «Полном собрании анекдотов достопамятнейшей войны россиян с французами». Из этого рассказа видно, что муж старостихи не погиб и даже руководил отправкой захваченных французов в уезд. То есть мстительницей за его смерть она точно не была.

Собственно на этом документальные свидетельства о Василисе Кожиной заканчиваются. Кроме участия в конвоировании пленных, других сообщений о ней нет.

Позже о Кожиной стали писать как об одной из руководительниц крестьянского партизанского движения, которая организовала в Сычёвском уезде крупный отряд из женщин и подростков, действовавший по всем правилам военного искусства на коммуникациях Великой армии и уничтожавший вражеских фуражиров, а также небольшие части противника. Утверждалось, что она в одиночку заживо сожгла в избе 18 французов. За многочисленные заслуги героиню якобы наградил серебряной медалью «За храбрость» фельдмаршал Кутузов, а про её подвиги докладывали лично императору Александру I, который пожаловал Кожиной 500 рублей. Данные мифы были растиражированы во время празднования столетнего юбилея победы над Наполеоном в 1912 году. Затем они закрепились и прочно вошли в учебники и монографии.

В ходе войны с Наполеоном русской пропагандой активно тиражировался и другой образ, связанный с Кожиной, – юной девушки, её незамужней дочери, которую изображали с рогатиной в руках, повергающей на землю французского офицера. Именно в таком виде она представлена на рисунке Емельяна Корнеева «Русская героиня-девица – дочь старостихи Василисы». Историк Елена Вишленкова в своей книге «Визуальное народоведение империи, или „Увидеть русского дано не каждому“» писала, что это «персонаж, рождающий у элитарных зрителей ассоциации с "амазонками" французских революционных карикатур, а у остальных – воспоминания о былинной Василисе Микулишне».

Разумеется, никаких подтверждённых историческими источниками доказательств существования данной героини нет. Это всего лишь очередной патриотический миф, который использовался с целью показать торжество народного духа над зарвавшимся врагом. Даже о самой Кожиной имеются лишь отрывочные сведения, а об её детях, даже если таковые и были, неизвестно вообще ничего.

Пленение или убийство крестьянами наполеоновских солдат не являлись редкостью. Зачастую расправлялись даже с безоружными французами и в этом нередко принимали участие женщины. Историк Николай Фирсов в 1875 году в журнале «Русская старина» писал: «Банды крестьян, вооружённые топорами, вилами, ножами, охотничьими ружьями и, вообще, чем ни попало, выслеживали замерзающих французов, захватывали их и приводили в свои селения. Причём не боявшиеся Бога не только убивали, но и бесчеловечно мучили своих пленных. Даже баб и ребятишек охватывал прилив необузданной ненависти, и они жестоко издевались над несчастными, отданными им на потеху. Порою женщины проявляли какую-то особенную кровожадность. "Бывало, рассказывал впоследствии один старик-крестьянин, - наткнёмся мы, парни, на одного, возьмём и приведём в деревню. Так бабы купят его у нас пятак, сами хотят убить. Одна пырнёт ножом, другая колотит кочергой, опять другая тычет веретеном"».

Для понимания данного явления важен следующий факт – крестьяне не были сознательными верноподданными и активными патриотами в современном понимании этих терминов. Они безразлично относились к военно – политическим перипетиям противостояния Александра I и Наполеона. Для них столкновение интересов двух стран до поры до времени оставалось исключительно войной между господами.

Крестьянин, хотя бы и крепостной, это носитель консервативных ценностей. Главное для него – семья, дом, имущество. Поэтому когда на пороге избы появляются говорящие на непонятном языке вооружённые иноземцы, посягающие на самое святое, они тут же превращаются в «басурман», «антихристов» и «супостатов», которые сунулись «со своим уставом в чужой монастырь». И их убивали. Часто по – тихому, чтобы не навлечь карателей на деревню. Тела скрывали – закапывали в землю, топили или прятали в лесу.

Историческая Василиса Кожина тоже не была в полной мере радетельницей «за Государя и Отечество». Как и другие крестьяне, боровшиеся с наполеоновским вторжением, она воспринимала французов в первую очередь как чужаков, нарушивших складывавшийся веками традиционный уклад жизни. Российская историография XIX – начала XX веков недаром чётко разделяла действия армейских партизан и сельских отрядов самообороны, не сопоставляя эти понятия. В глазах крестьян борьба с французами являлась не войной за государственный суверенитет, а только лишь защитой своего дома и хозяйства.

Но остаётся непонятной причина героизации Кожиной, которая никак не проявила себя в боевых действиях. На этот вопрос хороший ответ дал сычёвский краевед Владимир Каплинский в своей статье «Василисина правда», опубликованной в №3 научно – популярного исторического журнала «Край Смоленский» за 2012 год. Он писал: «Почему же именно Василиса привлекла к себе внимание? В чём её подвиг? А подвиг её не в ратных делах, а в том, что женщина «ввязалась» в неженское дело – в войну. В XVIII – начале XIX века женщина в русской армии – нонсенс и даже позор для армии, государства: мужчины воевать не могут, так женщин стали брать. Известны лишь исключительно единичные случаи службы женщины в армии (Надежда Дурова) и то под видом мужчины. А тут женщина-крестьянка и гонит пленных французов. Ну, как не обратить на такой факт внимание?».

Усилиями историков и литераторов малозначительный эпизод был превращён в патриотический миф. Смоленская крестьянка стала олицетворением героической русской женщины и символом общенародного сопротивления иноземным захватчикам. Её образ, закрепившийся в массовом сознании, приобрёл былинные черты, которые имеют мало общего с настоящей старостихой Василисой.

Василиса Кожина: легенда Отечественной войны 1812 года

Отечественная война 1812 года породила на свет новое явление в истории - массовое партизанское движение. Во время войны с Наполеоном русские крестьяне стали объединяться в небольшие отряды, чтобы защищать свои села от иноземных захватчиков. Ярчайшая фигура среди партизан того времени - Василиса Кожина, женщина, ставшая легендой войны 1812 года. Партизанка. На момент вторжения французских войск в Россию Василисе Кожиной, по оценкам историков, было около 35 лет. Она была женой старосты хутора Горшкова в Смоленской губернии. По одной из версий, на участие в крестьянском сопротивлении ее подвигло то, что французы убили ее мужа, отказавшегося предоставлять еду и фураж для наполеоновских войск. Другая версия гласит, что муж Кожиной был жив и сам возглавлял партизанский отряд, а жена решила последовать примеру супруга.
В любом случае, для борьбы с французами Кожина организовала собственный отряд из женщин и подростков. Орудовали партизанки тем, что имелось в крестьянском хозяйстве: вилами, косами, лопатами и топорами. Отряд Кожиной сотрудничал с русскими войсками, часто передавая им пойманных вражеских солдат.
Признание заслуг. В ноябре 1812 года о Василисе Кожиной писал журнал «Сын Отечества». Заметка была посвящена тому, как Кожина конвоировала пленных к расположению русской армии. Однажды, когда крестьяне привели нескольких пойманных французов, она собрала свой отряд, села верхом на лошадь и приказала пленным следовать за ней. Один из захваченных офицеров, не желая подчиняться «какой-то крестьянской бабе», стал сопротивляться. Кожина сразу же убила офицера ударом косой по голове. Оставшимся пленным Кожина закричала, чтобы они не смели дерзить, ведь она уже 27 «таким озорникам» отрубила головы. Этот эпизод, кстати, был увековечен в лубочной картинке художника Алексея Венецианова о «старостихе Василисе». В первые месяцы после войны такие картинки продавались по всей стране как память о народном подвиге.

Считается, что за свою роль в освободительной войне крестьянка была награждена медалью, а также денежной премией лично от царя Александра I. В Государственном историческом музее в Москве хранится портрет Василисы Кожиной, написанный художником Александром Смирновым в 1813 году. На груди Кожиной видна медаль на Георгиевской ленте.
А еще имя отважной партизанки увековечено в названиях многих улиц. Так, на карте Москвы недалеко от станции метро «Парк Победы» можно найти улицу Василисы Кожиной.
Народная молва. Умерла Василиса Кожина примерно в 1840 году. О ее жизни после завершения войны неизвестно практически ничего, но слава о военных подвигах Кожиной распространялась по стране, обрастая слухами и выдумками. Согласно таким народным легендам Кожина как-то раз хитростью заманила 18 французов в избу, а затем подожгла ее. Есть также истории о милосердии Василисы: согласно одной из них партизанка однажды пожалела пленного француза, накормила его и даже дала теплую одежду. Является ли хоть одна из таких историй правдивой, к сожалению, неизвестно - никаких документальных подтверждений нет.

Неудивительно, что со временем вокруг отважной партизанки стало появляться множество баек, - Василиса Кожина превратилась в собирательный образ женской части русского крестьянства, боровшегося против захватчиков. А народные герои часто становятся персонажами легенд. Не удержались от мифотворчества и современные российские режиссеры. В 2013 году вышел мини-сериал "Василиса", впоследствии переделанный в полнометражный фильм. Заглавную героиню в нем сыграла Светлана Ходченкова. И хотя светловолосая актриса вовсе не похожа на женщину, изображенную на портрете кисти Смирнова, а исторические допущения в фильме иногда выглядят совсем уж гротескными (например, то, что простая крестьянка Кожина свободно говорит по-французски ), все же такие киноленты говорят о том, что память об отважной партизанке жива даже спустя два века после ее смерти.
cyrillitsa.ru

ВИДЕНСКАЯ Анна Валентиновна «Василиса Кожина». 2012 г.
Холст, масло. 270 х 180 см.


Василиса Кожина - героиня Отечественной войны 1812 года. По происхождению - крестьянка, жившая в хуторе Горшкове Сычевского уезда Смоленской губернии.

В 1812 году в журнале «Сын Отечества» появилась заметка «Старостиха Василиса»: «Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и её окрестности, рассказывает следующий анекдот, которого он был свидетелем. Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели ещё несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: „Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!“ Один из пленных офицеров, раздражён будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался её. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мёртвый к ногам её, и она вскричала: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!“»

Позже о Василисе Кожиной писали как о деятельнице партизанского движения, которая организовала в Сычёвском уезде отряд из подростков и женщин, охранявший селения и наносивший большой урон французам. Во время отступления армии Бонапарта, отряд Василисы Кожиной близ Смоленска взял в плен большое количество французов. За храбрость и содействие в ведении боевых действий против сил Наполеона крестьянка Кожина была удостоена медали и денежной премии, что было уникальным явлением того времени.

ЛЬВОВ И.М. «Воспоминание 1812 г. Старостиха Василиса». Почтовая карточка. Издательство Е.И. Селина, Москва.



А. Смирнов. «Портрет Василисы Кожиной» (1813)

Отечественная война 1812 года породила на свет новое явление в истории - массовое партизанское движение. Во время войны с Наполеоном русские крестьяне стали объединяться в небольшие отряды, чтобы защищать свои села от иноземных захватчиков. Ярчайшая фигура среди партизан того времени - Василиса Кожина, женщина, ставшая легендой войны 1812 года.

На момент вторжения французских войск в Россию Василисе Кожиной, по оценкам историков, было около 35 лет. Она была женой старосты хутора Горшкова в Смоленской губернии. По одной из версий, на участие в крестьянском сопротивлении ее подвигло то, что французы убили ее мужа, отказавшегося предоставлять еду и фураж для наполеоновских войск. Другая версия гласит, что муж Кожиной был жив и сам возглавлял партизанский отряд, а жена решила последовать примеру супруга. В любом случае, для борьбы с французами Кожина организовала собственный отряд из женщин и подростков. Орудовали партизанки тем, что имелось в крестьянском хозяйстве: вилами, косами, лопатами и топорами. Отряд Кожиной сотрудничал с русскими войсками, часто передавая им пойманных вражеских солдат.

В ноябре 1812 года о Василисе Кожиной писал журнал «Сын Отечества». Заметка была посвящена тому, как Кожина конвоировала пленных к расположению русской армии. Однажды, когда крестьяне привели нескольких пойманных французов, она собрала свой отряд, села верхом на лошадь и приказала пленным следовать за ней. Один из захваченных офицеров, не желая подчиняться «какой-то крестьянской бабе», стал сопротивляться. Кожина сразу же убила офицера ударом косой по голове. Оставшимся пленным Кожина закричала, чтобы они не смели дерзить, ведь она уже 27 «таким озорникам» отрубила головы. Этот эпизод, кстати, был увековечен в лубочной картинке художника Алексея Венецианова о «старостихе Василисе». В первые месяцы после войны такие картинки продавались по всей стране как память о народном подвиге. Считается, что за свою роль в освободительной войне крестьянка была награждена медалью, а также денежной премией лично от царя Александра I. В Государственном историческом музее в Москве хранится портрет Василисы Кожиной, написанный художником Александром Смирновым в 1813 году. На груди Кожиной видна медаль на Георгиевской ленте. А еще имя отважной партизанки увековечено в названиях многих улиц. Так, на карте Москвы недалеко от станции метро «Парк Победы» можно найти улицу Василисы Кожиной. Народная молва Умерла Василиса Кожина примерно в 1840 году. О ее жизни после завершения войны неизвестно практически ничего, но слава о военных подвигах Кожиной распространялась по стране, обрастая слухами и выдумками. Согласно таким народным легендам Кожина как-то раз хитростью заманила 18 французов в избу, а затем подожгла ее. Есть также истории о милосердии Василисы: согласно одной из них партизанка однажды пожалела пленного француза, накормила его и даже дала теплую одежду. Является ли хоть одна из таких историй правдивой, к сожалению, неизвестно - никаких документальных подтверждений нет. Неудивительно, что со временем вокруг отважной партизанки стало появляться множество баек, - Василиса Кожина превратилась в собирательный образ русского крестьянства, боровшегося против захватчиков. А народные герои часто становятся персонажами легенд. Не удержались от мифотворчества и современные российские режиссеры. В 2013 году вышел мини-сериал "Василиса", впоследствии переделанный в полнометражный фильм. Заглавную героиню в нем сыграла Светлана Ходченкова. И хотя светловолосая актриса вовсе не похожа на женщину, изображенную на портрете кисти Смирнова, а исторические допущения в фильме иногда выглядят совсем уж гротескными (например, то, что простая крестьянка Кожина свободно говорит по-французски), все же такие киноленты говорят о том, что память об отважной партизанке жива даже спустя два века после ее смерти.

О жизни этой народной героини известно крайне мало. Василиса была крестьянкой, а писать биографии представителей «низших» сословий в те времена было непринято. Можно только сказать, что родилась она примерно в 1780 -х годах. Жила в деревне Горшково в Смоленской губернии. Была старостихой-то есть женой старосты села. Под этим именем - «старостиха Василиса» - она и вошла в историю Отечественной войны 1812 года…

Партизаны Отечественной войны 1812 года

Смоленская губерния оказалась на пути Наполеона, шедшего в Москву. Французская армия сожгла множество деревень. Она использовала тактику выжженной земли. За линией фронта оказалось множество поселений. Жители этого региона в основном шли в партизаны, чтобы сражаться с агрессорами. Была среди этих добровольцев и Василиса Кожина. Отряд Кожиной состоял в основном из женщин и подростков. Мужчины, населявшие деревни, еще до того ушли в армию. После того как французы оккупировали западные губернии, прежняя государственная власть здесь стала несостоятельной. Некому было организовать партизан. Занимались этим люди не уполномоченные, а самые обычные - жители местечек и хуторов. Была среди этих лидеров и Василиса Кожина. У Василисы был муж, который работал старостой сельского поселения. Когда началась французская интервенция, его убили. По природе старостиха обладала бойким и упрямым характером. Эти качества и помогли ей собрать людей.

Каждая деревня - крепость.

Когда Наполеон стал терпеть поражения, атмосфера в его армии заметно накалилась. Солдаты были озлоблены из-за проигранных сражений, неудобств, отвратительного климата и плохой организации кампании. Их ярость вымещалась на крестьянах. После кровавой битвы при Бородино и пожара Москвы, ожесточению русских крестьян против французов не было предела. Теперь крестьяне безжалостно убивали всех иноземных солдат, которые попадали им в руки. Ведь сколько горя французы принесли на русскую землю. Разорённые земли, много погибших русских солдат, простых людей. Всё это переживал русский народ от вторжения Наполеона в Россию. По воспоминаниям французов, нигде в Европе (кроме Испании) крестьянство в деревнях не оказывало им такого сопротивления, как в России. «Каждая деревня превращалась при нашем приближении или в костёр, или в крепость»,-писали французы в своих письмах домой.

Случай

Бывали случаи, когда наши казаки вели пленных французов, крестьяне набрасывались на них, отталкивая конвой, стремясь лично растерзать пленных. Озлобление против наполеоновских солдат было страшное. Именно в этот момент впервые Россия узнала имя Василисы Кожиной. Вот что писал журнал «Сын Отечества» в 1812 году: « Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели ещё несколько французов, захваченных ими, и отдали их своей старостихе Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: «Ну злодеи французы! Во фрунт! Ступай марш!» Один из пленных офицеров, раздражён будучи, что женщина вздумала приказывать им, не послушался её. Василиса немедленно прикончила его на месте. И закричала: «Всем вам, ворам, собакам, будет тоже самое, кто только чуть-чуть пошевелится! Марш в город!»

Женский отряд Василисы

Она создала партизанский отряд (значительную часть которого составляли женщины) и стала воевать с французами. Отряд Василисы уничтожал отряды фуражиров французской армии, которые ездили по селам Смоленской губернии и забирали у селян продовольствие. Также партизаны нападали на небольшие подразделения французов.

Женщины в её отряде подобрались очень смелые и решительные. Так, одна из них по имени Прасковья, прославилась тем, что оборонялась вилами от шести французов. Трёх в битве заколола, а остальные убежали.

Вскоре, отряд Василисы, стал для Наполеоновской армии настоящей проблемой. Кожина вела свою войну по всем правилам партизанской науки: при стоянках выставлялись караулы и пикеты, было организовано обучение крестьянок стрельбе из ружей, добытых в бою у французов. Отряд Кожиной вступал в многочисленные сражения с отдельными французскими частями, отбивая у них подводы с продовольствием и припасами. Так в ходе одной из вылазок партизаны отбили у врагов 10 фур с фуражом, 30 коров и 20 овец. Казалось бы мелочь, но как гласит наука, количество часто переходит в качество. Теряя каждый день зерно, скот, продовольствие, французские гарнизоны в Смоленской губернии оказались на грани голода.

Рассказывали такой случай. Отступавший Наполеон, войдя в Смоленск в ноябре 1812 года, узнал о том, что продовольственных запасов в городе нет. А на них возлагали такие надежды голодающие и замерзшие французские солдаты! Наполеон в гневе велел немедленно судить и расстрелять смоленского интенданта Вильбланша. Однако ему удалось спастись. Генералы сообщили императору, что он не так уж и виноват. Все дело в «русских разбойниках», которые здесь, под Смоленском особенно дерзко нападают на французских фуражиров и истребляют их. И Наполеону доложили о неуловимой предводительнице Василисе и её партизанках. Наполеона истории о партизанах итак постоянно заставляли волноваться, а тут он не на шутку испугался. И правильно сделал, ведь в своей партизанской войне, Василиса и её женский отряд вообще не жалел французов. За убитых мужей, разорённые села, за Россию мстили они.

Народная героиня

После изгнания французов с территории России следы Василисы теряются. По одной версии, она в знак своих заслуг получила от императора Александра Первого большую сумму денег и памятную медаль. Василиса Кожина вернулась в родную губернию. Она умерла в 1840 году в возрасте приблизительно 60 лет. Василисе Кожиной также была посвящена серия лубочных картинок 1812-1813 годов. Широкое распространение получил лубок художника Веницианова: «Французы-голодные крысы в команде у старостихи Василисы». В 1813 году художник Александр Смирнов написал портрет Василисы. Вот, в общем-то и всё, чем общество и власть отблагодарило свою героиню. Подробнее о ней ничего сказать невозможно, нам остаётся только знать и помнить, что такая женщина жила и защищала свою Родину как могла и когда дралась с захватчиками, про награды не думала.

Текст: Евгений Филиппов



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS