Главная - Инструменты и материалы
Прием скорочтения ритм. Подавление артикуляции при чтении

Наиболее эффективными следует считать ежедневные занятия дома. Продолжительность каждого занятия - 40-50 мин. Желательно работать в одно и то же время. Рабочее место должно быть хорошо и ровно освещено. На столе не должно лежать ничего лишнего. Ничто не должно отвлекать от занятий. Настоятельно рекомендуем читать не только в положении сидя, но большую часть в положении стоя, размещая книгу на наклонной поверхности-типа бюро или конторки. Во время занятий следует делать небольшие перерывы, чтобы расслабиться, дать отдых глазам. Полезно посмотреть в окно вдаль, затем на передний план. Хорошо, если перед глазами убудет любимая картина, фотография, предмет.

Аутогенная тренировка (at).

Обязательным компонентом обу­чения является проведение в рамках занятий методов психо­физической саморегуляции - аутогенной тренировки. Как известно, аутогенная тренировка представляет собой научно-психологическую дисциплину, а именно методику самовнуше­ния, которая позволяет посредством психологических процессов, прежде всего воображения, внимания и эмоциональных состояний, влиять на деятельность органов, управляемых вегетативной нервной системой. В процессе обучения быстрому чтению роль воображения, внимания и эмоционального состояния исключительно велика.

Сравнительные исследования показали, что сеансы аутогенной тренировки на 40% повышают эффективность обучения. Реко­мендуемые формулы для занятий ATданы в приложениях 2 и 3. Однако более эффективно использовать аудиокассету про­граммы «Доминанта 2000 года», которую вы можете заказать в Школе Олега Андреева.

Порядок освоения программы

Программа «Доминанта 2000 года» включает в себя 8 уроков.

Каждый урок содержит теоретический раздел, описание упражнений и порядок их выполнения, а также контрольные тексты для выполнения домашнего задания. Освоение урока начинайте с изучения теории вопроса. Затем приступайте к упражнениям и только потом переходите к выполнению до­машнего задания в соответствии с нашими рекомендациями.

В конце книги имеются приложения, содержащие контроль­ные вопросы к текстам для измерения скорости чтения, а также тесты.

На вкладыше учебного пособия размещены таблицы Шульте, которые понадобятся вам для расширения поля зрения в ком­плексе упражнений урока 5.

Итоги изучения каждого урока при самостоятельном, заоч­ном обучении вы фиксируете на бланке «Примерный план освоения быстрого чтения» (см. приложение 1). Здесь вы запи­сываете в соответствующей графе скорость вашего чтения после чтения контрольного текста каждого урока и после ответов на вопросы, приведенные в приложении 7.

Слушатели очных курсов, изучающие методику, быстрого чтения под руководством преподавателя в учебных классах Школы Олега Андреева в Москве, в других городах России, странах СНГ а также за рубежом, выполняют другие контрольные тесты непосредственно на занятиях Приведенные в настоящей книге тесты носят для вас факультативный, необязательный характер.

Правила выстукивания ритма для подавления артикуляции

Патент России № 2109347

А. Ритм выстукивается карандашом, зажатым в пальцах правой руки, по твердой поверхности стола ударами в одну точку. Твердо, уверенно, четко.

Примечание. Левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него наблюдается большая зависимость речи от функций обоих полушарий.

Б. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти. Локоть и кисть не должны лежать на столе.

В. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное – обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.

Итак, вы разучили ритм. Попробуйте простучать его непрерывно в течение 2–3 мин. Вы не сбиваетесь. Отлично. Теперь проведем простой эксперимент. Начните выстукивать ритм, а затем одновременно с выстукиванием громко читайте вслух начало этой страницы сверху. Что у вас получилось? Вы сбились, читать вслух и одновременно выстукивать ритм – невозможно, это противоречит законам физиологии человека, которые мы разбирали. Теперь снова начните выстукивать и одновременно читайте начало этой страницы, но уже про себя. В этом случае удастся читать, но очень медленно, и трудно понять прочитанное. Это закономерно. Такова особенность этого упражнения.

С какими проблемами вы столкнетесь в процессе выполнения этого упражнения, как преодолеть их, какие фазы, стадии вы пройдете в процессе освоения упражнения «стук-ритм» – об этом будет подробно рассказано в следующем уроке. А пока обращаем ваше внимание, что освоение упражнения с выстукиванием ритма глубоко индивидуально. Но во всех случаях оно дает положительный результат только при условии правильного его выполнения.

Напоминаем обязательные компоненты правильного выполнения упражнения.

А. Текст читать про себя с одновременным выстукиванием ритма. В целях повышения эффективности упражнения рекомендуем всем учащимся выстукивать ритм при чтении про себя одновременно двумя руками после того, как вы начитаете с одновременным выстукиванием ритма одной рукой 10 часов.

Б. Обязателен постоянный слуховой контроль за правильностью и непрерывностью выстукивания ритма. Представьте себе, вы едете на велосипеде, мотоцикле, автомобиле. Вы уверенно держитесь и управляете своим транспортом. Но все же иногда вы обязательно осматриваете дорогу сзади, в зеркало заднего вида, все ли там в порядке.

Нечто подобное необходимо выполнять и здесь. В перерывах между абзацами текста прислушайтесь к ритму, все ли у вас правильно, а затем, как бы забыв о нем, вновь продолжайте чтение, концентрируя свое внимание на содержании читаемого текста.

Возможны два способа контроля ритма. На первом этапе, когда мы читаем до 10 часов, ставим задачу: ритм-стук слушать. А затем, на заключительном этапе, мы ставим задачу: ритм-стук слышать. Что значит слушать? Это значит вслушиваться, в каждый ритмический удар, контролировать каждый ритм. Это оправданно на начальном этапе. Уже после 10 часов, когда у вас вырабатывается автоматизм, вы как бы краем сознания, краем уха контролируете: правильно ли выстукиваете ритм, сосредотачивая внимание на выявлении смысла читаемого текста. Это и есть режим контроля, когда вы ритм слышите.

По книгеМ.Зиганова "Как повысить культуру чтения или сделать чтение приятным"

Некоторые авторы методик быстрого чтения, авторы статей о быстром чтении, плохо ознакомившиеся с фундаментальными работами психологов в области исследования речи, настаивают на так называемом "подавлении артикуляции" , якобы позволяющем читать совершенно не проговаривая текст, а следовательно быстро.

Вторая часть утверждения о том, что чтение без проговаривания быстрее чтения с проговариванием, ни у кого не вызывает сомнения, если бы можно было осмысливать содержание текста, не подключая мышцы, отвечающие за говорение, то удалось бы прорабатывать текст быстрее.

Но, как показывают исследования, ЧТЕНИЕ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ . Прорабатывать текст иначе, как с подключением мышц, отвечающих за говорение, нельзя принципиально.

Следовательно, полное ПОДАВЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ НЕВОЗМОЖНО ДЛЯ ЧТЕНИЯ С ПОЛНЫМ ПОНИМАНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ . Ко всему прочему у сторонников полного подавления артикуляции даже нет экспериментальных доказательств того, что можно читать абсолютно без проговаривания и при этом полностью понимать и запоминать читаемое.

Книгу, которую Вы держите сейчас в руках, возможно будут читать и те, кто на различных курсах быстрого чтения пытался "подавлять артикуляцию полностью", затрачивая многие часы на выполнение упражнения, и в результате либо ухудшил качество понимания читаемых текстов, либо так и не добился "чтения без проговаривания". Для них все же придется привести некоторые аргументы.

Обычно во время чтения практически все слова проговариваются читателями. Одни из читателей произносят текст шепотом, другие проговаривают его про себя, но шевелят при этом губами. Большинство же читателей проговаривают текст про себя без внешней мимики.

При этом многие читатели уверены в том, что вовсе не проговаривают текст при чтении. И напрасно. Специальными приборами, различными способами доказывается наличие у читателей артикулирования, внутреннего проговаривания текста. Вовремя такого немого чтения мышцы гортани работают так же, как и при чтении вслух.

Проговаривание текста при чтении закладывается с детства, со школьной скамьи. При формировании и развитии внешней речи (говорения вслух) и при формировании мышления проговаривание читаемого текста необходимо, поэтому, в частности, в школе детей учат читать вслух.

И далее, вплоть до старших классов, учителя развивают выразительное чтение, чтение с интонацией. Это и понятно: выразительное чтение пробуждает эмоции, чувства. Затрагивая струны души, особенно при работе над художественной литературой и, в первую очередь, над поэзией, читатель усваивает материал на эмоциональном уровне.

Но давайте разберемся, какие физиологические процессы происходят во время чтения с проговариванием.

Обработка информации на этапе овладения навыками чтения происходит следующим образом: читатель видит текст, читает вслух, прослушивает себя, усваивает содержание. В результате вырабатывается психическая установка: понять текст можно только при его прослушивании, а для этого нужно его проговорить, произнося вслух или про себя. Эта установка приводит к тому, что в процесс чтения вовлекаются и зрительные органы, и речевые органы. Такое чтение с проговариванием можно условно описать режимом 1:

УВИДЕЛ - ПРОГОВОРИЛ - УСЛЫШАЛ - ПОНЯЛ

Конечно, здесь схема обработки информации значительно упрощена. Более глубокое, детальное знание этой области физиологии для овладения навыками рационального чтения не требуется.

Выработав привычку проговаривать текст во время чтения, читатель и при беззвучном чтении продолжает проговаривать все слова, даже не замечая этого: глаза, сигнал от зрительных органов прошел в мозг, мозг передал команду мышцам гортани и языка для проговаривания ("про себя") слова, мышцы гортани и языка сжимаясь и расслабляясь "проговорили" слово, сигнал от мышц гортани пошел в мозг, мозг проанализировал сигнал от мышц гортани и языка и отправил его на распознавание значения "услышанного" слова и понимает его.

А параллельно этому процессу протекает еще один: мозг, получив сигнал от зрительных органов, отправляет его на распознавание "увиденного" слова и понимает его. При этом скорость прохождения сигнала "глаз-мозг-понятие" значительно превышает скорость прохождения сигнала "глаз-мозг-мышцы-мозг-понимание".

В итоге скорость перемещения взгляда начинает зависеть от скорости "понимания". Так годами выработанная установка на чтение с проговариванием существенно тормозит процесс чтения.

Скорость чтения при этом не может превысить 800-1200 знаков в минуту (такова максимальная скорость чтения почти каждого человека, потому что в этом темпе проговаривается текст).

Взрослому читателю уже нет необходимости проговаривать все прочитываемые слова. Другой, более рациональный способ чтения, при котором мышцы гортани и языка, отвечающие за произношение, не принимают участия, может быть условно описан режимом 2:

УВИДЕЛ -ПОНЯЛ

При таком чтении в мозг передается не звучание слова, а его зрительный образ в виде изображения. Такой способ обработки информации нам известен: так мы воспринимаем любую зрительную информацию.

Перед Вами встает задача путем длительных тренировок научиться переходить при чтении из режима 1 в режим 2, т.е. в основном отказавшись от артикулирования при чтении, перейти к чтению понятиями, смысловыми блоками.

Не следует думать, что любые тексты нужно читать лишь только в режиме 2. Литература, которая нуждается в подробном анализе, в глубоком изучении, а также отдельные абзацы, некоторые фразы, словосочетания, несущие особую стилистическую и эмоциональную нагрузку, и даже отдельные необычные и (или) труднопроизносимые слова требуют прочтения с проговариванием "про себя", а иногда даже и с реальным проговариванием. Но, научившись работать в режиме 2, при необходимости Вы всегда сможете переходить к чтению в режиме 1.

Поменять устоявшиеся годами принципы работы с текстом будет нелегко. Ваш мозг не привык работать в режиме 2, поэтому, когда Вы будете приучать себя работать над книгой без проговаривания большинства слов, качество усвоения текста существенно снизится.

И только когда Вы добьетесь автоматизма в выполнении упражнений по оттеснению проговаривания и выработаете психическую установку на чтение без артикулирования, мозг постепенно привыкнет к работе в режиме 2,. и качество усвоения текстов вновь улучшится.

Но это время не будет упущено: пока будет идти процесс привыкания к чтению без проговаривания, Вы увеличите скорость чтения до 1200-1500 знаков в минуту. Так как скорость проговаривания слов не превышает 800-1200 зн./мин., Вы уже физически не сможете проговаривать текст полностью, и проговарива-ние преобразуется в частичное озвучивание, в озвучивание урывками. Чтение при этом будет сопровождаться "внутренним бурчанием".

Существует и еще один недостаток, который присущ чтению с проговариванием: во время артикулирования мозг, контролируя этот процесс, затрачивает много усилий на дополнительную работу, которую можно было бы и не проделывать. Мозг при этом перегружается.

Оттесняя проговаривание при чтении, Вы позволите активнее работать мозгу, активизируете образное восприятие читаемого, Ваше воображение начнет работать лучше в процессе чтения, Вы будете легче устанавливать связи между фактами. Следует отметить, что артикулирование полностью подавить нельзя, как ошибочно считают авторы некоторых публикаций по проблемам быстрого чтения, его можно только оттеснить.

При затруднениях в восприятии отдельных слов или при эмоциональном восприятии художественной литературы, а особенно поэзии, при чтении математических и др. формул и текстов на иностранных языках, при изучении иностранных слов артикулирование неизбежно, поэтому мы говорим об оттеснении артикулирования, а не о ликвидации привычки проговаривать текст.

Оттеснить проговаривание можно следующими способами:
- принудительно увеличивать скорость чтения до такой степени, чтобы Вы практически не успевали проговаривать текст;
- расширять поле восприятия так, чтобы Вы не успевали бы проговаривать все слова, схватываемые каждой фиксацией взгляда;
- создавать помехи проговариванию;
- сформировать психическую установку на безартикуляционное чтение.

Используя различные методы оттеснения проговаривания, постоянно помните о конечной цели: перевести "чтение словами", которые Вы привыкли полностью озвучивать, проговаривать, в "чтение понятиями", в "чтение эмоционально-образно-смысловыми блоками".

Ведь при чтении информационных текстов Вас интересуют, за редким исключением, не сами по себе слова, а их смысловое и (или) эмоциональное наполнение, которое выражается словами.

Следовательно, можно воспринимать информацию, бросая взгляд на слова или группы слов, передающие понятия, и узнавая их значения при помощи построения образов и понятий, представлений.

Исследователи, изучающие механизмы речи, разработали различные методы подавления артикуляции, из которых наиболее эффективным является метод центральных речевых помех, или метод аритмического постукивания. Этот метод разработан Н. И. Жинкиным и использован им при исследовании закономерностей внутренней речи. Суть его в следующем. Читая про себя, испытуемый постукивает кистью руки специальный ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Он включает в себя двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя — во втором и со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта. Этот постоянно слышимый аритмический рисунок акустического воздействия разрушает привычный ритм естественных мелодических речедвижений при чтении русского текста, т. е. становится помехой для любой артикуляции — и внешней, и внутренней. Помеха здесь возникает в результате того, что слова в русском языке, составляющие речевой поток, обладают переменным, разноместным ударением. А аритмическое постукивание становится непреодолимой помехой внешней артикуляции.

Главная особенность этого метода в том, что на деятельность речевых органов (губы , язык, глотка, гортань) непосредственно никакого воздействия не оказывается. Глотка, язык, гортань, губы — все механизмы речи остаются свободными. При выстукивании рукой специального ритма вокруг соответствующих пунктов мозгового возбуждения в коре головного мозга возникает зона индуктивного торможения, которая делает невозможным произнесение читаемых слов, т. е. сокращает периферическую артикуляцию из центра. Чтобы разобраться в том, как это происходит, посмотрим, какие зоны мозга управляют процессами речи и ее пониманием.

Современная нейропсихология различает речь сенсорную — понимание того, что говорит партнер, и речь моторную — произнесение звуков речи. Конечно, обе эти формы речи очень тесно связаны между собой, но все же они различаются по механизмам реализации их основных функций. Важно для нас также и то, что сенсорная и моторная речь управляется разными отделами мозга.

В 1861 г. французский ученый П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобных извилин ( рис. 15) человек перестает членораздельно говорить и издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Здесь находится речевая моторная зона, или зона Брока . У пишущих правой рукой она находится в левом полушарии мозга, у левшей в большинстве случаев — в правом.


Рис. 15. Речевые зоны мозга

В 1874 г. другой французский ученый Э. Вернике установил зону сенсорной речи . Поражения верхней височной извилины приводят к тому, что человек слышит слова, но перестает их понимать. Здесь утрачиваются логические связи слов с предметами и действиями, которые эти слова обозначают. При этом больной может механически повторять слова, не понимая их смысла. Эту зону мозга назвали зоной Вернике.

В зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные в течение жизни человека звуковые образы слов. Конечно, они находятся там не буквально в виде цепочки закодированных слов (такое хранение неэкономично), а в виде так называемых нейронных следов звуковых образов. Всю жизнь человек пользуется этой картотекой. На рис. 15 показаны пути нервных импульсов, идущих от речевых мышц, и импульсов, идущих от уха. Для нормальной работы мозга большое значение имеют точечные ощущения, возникающие при артикуляции.

Как мы знаем, для быстрого чтения сокращение артикуляции — обязательное условие . Очевидно, для его выполнения необходимо найти средство воздействия на зону Брока в процессе чтения с тем, чтобы преградить путь управляющим импульсам, поступающим из этой зоны для формирования артикуляции. Как же добиться этого? Как установили ученые, движения пальцев рук в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речью.

Исследования, проведенные в Ленинграде профессором М. М. Кольцовой, показали, что речевые области мозга у детей частично формируются и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10—12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончиках пальцев.

Известно, что речь — это вторая сигнальная система и она нам от рождения не дается. Если ребенка не учить говорить, он будет немым. М. М. Кольцова рекомендует специальные упражнения для тренировки пальцев рук детей 6—7-месячного возраста. В результате ребенок гораздо раньше начинает произносить полные слова, обычно трудные для этого возраста. Таким образом, существует прямая и естественная связь между движением руки и произнесением слов. Значит, здесь есть постоянное функциональное взаимодействие предметной и речевой информации, которое объяснено И. П. Павловым как взаимодействие первой (предметной ) и второй (речевой ) сигнальных систем.

Теперь можно привести примеры, показывающие три различных способа реализации коммуникации: зрительный, слуховой, двигательный .

Представьте себе, что вы беседуете с приятелем, который пришел к вам по делу. Обсудив все вопросы, вы распрощались с ним. И вдруг вы вспомнили, что забыли сказать нечто важное. Нужно вернуть его. Как же можно это сделать, используя каждый из названных способов коммуникации?

Зрительный. Быстро набросав фломастером плакатик: «Вернись , пожалуйста!», вы выходите на балкон и показываете его приятелю, который, выйдя из подъезда, обернулся на прощанье помахать рукой. Увидев вас, он удивился странной форме общения, но все же выполнил вашу просьбу.

Слуховой. Выйдя на балкон, вы просто крикните. «Вернись , пожалуйста!»


Рис. 16. Гомункулус

Двигательный. Выйдя на балкон, вы делаете выразительное движение рукой, призывающее приятеля вернуться.

Итак, три разных способа коммуникации, а результат один — сообщение принято, понято и реализовано. Разобранные примеры — прямая аналогия с чтением. Различие лишь в том, что при чтении мы принимаем сообщения, и от нас в принципе зависит, каким способом (в каком коде) этот прием реализовывать: зрительном, слуховом или двигательном. Вместе с тем из всего этого можно сделать вывод: если движения рукой позволяют реализовать речевые коммуникативные действия, то, очевидно, такие Движения безусловно возбуждают и определенные отделы коры головного мозга, посылая туда соответствующие импульсы. О том, что рука действительно играет большую Роль в организации различных функций мозга, можно судить по рис. 16 . Здесь показан условный человечек, так называемый гомункулус. Размеры различных частей его тела соответствуют той части коры головного мозга, которая связана с анализом тех или иных ощущений, поступающих в мозг от различных частей тела.

Обратите внимание, какая большая часть коры головного мозга вовлекается в активную деятельность каждый раз, когда кисть руки выполняет определенные действия, например выстукивает ритм. При этом речедвигательный канал восприятия оказывается занят и пройти по нему встречным нервным импульсам уже нельзя. Теперь представьте себе, что, продолжая движения рукой (выстукивая ритм) и порождая при этом помеху в речедвигательном канале, вы начинаете читать про себя текст. Зону Брока охватывает отрицательная индукция из-за помехи, и канал для прохождения управляющих импульсов закрыт. В этом варианте читать можно только в том случае, если чтение не сопровождается артикуляцией. Как только произносится вслух читаемое слово, ритм сразу же сбивается. И наоборот, пока выстукивается ритм, проговаривать читаемое невозможно: зона Брока заперта, речедвигательный канал закрыт.

Приведенное объяснение, конечно, весьма условно, но оно отражает основную идею метода постукивания: ритмические движения рукой запирают речедвигательный канал и артикуляция практически становится невозможной. Естественно, возникает вопрос: неужели читающие быстро все время так и постукивают при чтении? Конечно, нет. Достаточно 20 часов почитать с постукиванием ритма, чтобы созрела и окрепла новая программа работы мозга , сформировался новый стереотипный код, обеспечивающий обработку поступающей по зрительному каналу в мозг информации без ее проговаривания.

Главное в освоении метода — правильно разучить и выстукивать ритм , для чего необходимо вначале внимательно прочитать правила выполнения этого несложного упражнения, затем простучать сам ритм и многократно повторить его. Следует помнить, что эффект метода проявляется только в том случае, если читатель самостоятельно работает с текстом — непрерывно выстукивает ритм и контролирует правильность звучания на слух. Читать текст с выстукиванием можно только после того, как выучен ритм. Для проверки правильности рисунка ритма надо контролировать его по нотной записи ( рис. 17) и использовать специальное графическое пособие: схема для проверки правильности выстукивания ритма .

Пособие для проверки правильности выстукивания ритма



Рис. 17. Нотная запись ритма

Как показывает опыт, при систематическом выполнении упражнений приведенных в конце главы, практически все обучающиеся достигают нужного эффекта. Для успешного подавления артикуляции, как правило, достаточно чтения с одновременным выстукиванием ритма в течение 20 ч. Однако в зависимости от типа нервной системы и других индивидуальных психофизиологических особенностей освоение упражнений протекает у некоторых обучающихся по-разному.

Простукивание ритма при обучении навыку скорочтения позволяет подавить внутреннее проговаривание слов

Человеческий мозг при простейшем чтении (проговаривании про себя) пропускает через себя речевую информацию. Для избавления от нее недавно вычитал упражнение. Во время чтения следует взять ручку и начать выбивать определенный такт. Такт подобран таким образом, что он не может быть совместим с русской речью.

Важно чтобы сам читающий выбивал его. Первые минуты очень сложно читать с одновременным выстукиванием ритма, но постепенно чтение убыстряется, а внутренний голос затухает. Через 1-3 часа можно столкнуться с таким фактом, что читатель не может вспомнить все прочитанное. Это походит через несколько часов непрерывного чтения подобным образом. Всего же для полного пропадание артикуляции требуется около 20-ти часов чтения подобным образом. Теперь такт(извиняюсь за безграмотность в музыкальном деле, но по другому не могу) 1 2-3 4-5 6 7 8 т.е. раз, раз-раз, раз-раз, раз раз раз. (при этом разница между 1 и 2 примерно 0,5 с, а между 2 и 3 0,05 с. Таким же образом и дальнейшее простукивание) Вот и все высказанное по ентому поводу. До скорого

Ритм Вы можете выдумать сами. Стучать нужно так, чтобы вы не могли ничего читать при этом. Не произносить текст - нельзя! можно его свернуть, т.е. произносить только ключевые слова.

Акртикуляция текстов при чтении. Как увеличить скорость чтения

Артикуляция в скорочтение не самое главное! и попробуйте найти в текстах главную мысль. Зачем быстро читать, если ты правильно не понимаешь текст.

Еще одно из самых грамотных упражнений для подавления артикуляции это либо считать про себя, или в слух от 0 до бесконечности, или рассказывать стих.

Если вы знаете наизусть небольшой кусок "Евгения Онегина", то можно и его. Я

Подумайте о чтении на другом языке, ведь можно освоить язык не зная произношения слов.

Чтобы понять механизм чтения попробуйте почитать на

    украинском

    английском

    немецком (если вы его НЕ знаете)

Следите за собой. Как вы произносите или не произносите слова.

Расширение угла зрения

По поводу скорочтения процесс охватывания всей строчки называется зрением зеленой точки, был он предложен очень давно и заключается в том, что каждый день по 10 минут предлагалось смотреть на лист А4 с зеленой точкой в центре. При этом смотрящий должен быть расслаблен и сосредоточиться только на созерцание листа бумаги.

Ответ2

Чтение можно разделить на два типа

1) это когда нужно узнать что-то новое

22) когда нужно что-то освоить. В первом случаем ещё можно использовать скорочтение, а вот во втором это переходит в пустую трату времени. Если вы читаете книгу чтобы узнать что-то новое то вы в принципе уже знакомы с темой, и большинство терминов используемых в данной литературе уже Вами поняты. Например профессор по физике, вполне может скорочитать какой-нибудь учебник, так-так он действительно знаком с данной темой. Но вот во втором случае когда нужно что-то выучить, вряд ли логично скорочитать, ведь в этом случае большинство встречаемых терминов, не отработаны, плохо понимаются, поэтому в таком случае нужен другой тип чтения, направленный на усвоение материала.

ИИ я думаю что не стоит смешивать мнемо и чтение, ибо мнемо сделано больше для не логичного текста.

Это упражнение на многозадачность. Оно не только увеличивает число Миллера, но и помогает повысить уровень внимательности и скорость мышления. Одной рукой вы придерживаете книгу, читая вслух, а второй рукой – какой вам удобнее – отстукиваете ритм. Если у вас есть музыкальное образование – хотя бы основы – вы быстро освоитесь. Но даже если и нет, при некотором упорстве вы достигните результата уже через несколько попыток. Один мой студент, предприниматель, зовут его Иван, рассердился на себя из-за того, что у него с первого раза ничего не вышло. Попросил неделю перерыва между встречами, чтобы идеально отрепетировать движения руки, отбивающей ритм. Через несколько дней он позвонил мне и сказал, что будет заниматься самостоятельно целый месяц и только потом приступит к следующему этапу обучения. Всем бы такое упорство! Кстати говоря, Иван очень успешный бизнесмен. Видимо, сказывается характер.

Ритм

Вначале читайте вслух под простой ритм наподобие ритма метронома. Оптимален ритм с частотой два удара в секунду. Вы его без труда освоите. Главное – не помогать себе головой при этом, как Мама Лошадь. Одна часть вашего мозга следит за движением руки и правильностью ритма, а другая – за чтением. Представляете, как легко вам будет читать, когда отпадет потребность выстукивать ритм? В каком-то смысле это упражнение напоминает тренировки лыжника, преодолевающего подъем коньковым шагом с мешочками песка – утяжелителями на ногах. Без утяжелителей бежать становится намного легче, как будто гора с плеч падает. Ту же роль выполняют гантели. Не поленитесь и прокачайте свой мозг по полной. Читайте под ритм!

Не нужно проговаривать про себя ритм. Рука должна работать как автономно. Идеально, если интервалы между ударами были одинаковы. При этом динамика вашего чтения не может быть все время постоянной, ведь вы не робот. Будут появляться паузы, в некоторых местах, напротив, скорость чтения возрастёт; иногда мы «подвисаем», задумавшись. Всё это будет

происходить при чтении вслух. А вот руке вашей не позволяйте филонить. Она должна работать над ритмом подобно автомату. Как бы ни менялась скорость проговаривания слов, рука знай, делает свое дело. Я иногда даже советую вообразить красный пульсирующий центр в голове, который управляет рукой по радиосвязи.

Получилось? Уверена, что да. Это относительно просто. Второй этап – усложнение ритма:

Раз, пауза, раз-два!

Раз, пауза, раз-два!

Этот ритм похож на стуки колес поезда. После освоения этого ритма берем более сложный.

Раз, пауза, раз-два-три!

Раз, пауза, раз-два-три!

Возможно, так вам будет понятнее:

Тук, пауза, тук-тук-тук!

Если после просмотра видео вам все равно не понятно, что такое чтение под ритм, объясню иначе. Помните анекдот:

- “Бабка, а ты правда живешь на стадионе?

Да-да-да!

Да-да-да-да!



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS