Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
Реклама
Какие виды словарей существуют. Какие бывают словари? Какие бывают словари русского языка? Наиболее используемые виды словарей |
Тема: Повторение по теме «Лексикология». Цель: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме Задачи: Образовательные: формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы, паронимы; различать однозначные и многозначные слова; находить фразеологизмы; Развивающие: развивать творческое мышление, активность учащихся; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся. Воспитательные: привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку; воспитывать бережное отношение к родному языку. Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, презентация к уроку, маленькие снежинки, большие снежинки для самооценивания со стикерами, плакат с изображением елки, новогодние шары с терминами, плакаты «Лингвистический фейерверк», карты с домиками для синонимов, мяч-снежок, послания Деда Мороза, тексты для релаксации, ножницы, маркер ХОД УРОКА І. Организационный момент. Здравствуйте! Я рада, что оказалась в вашем классе в преддверие волшебного праздника под названием Новый год. У вас красиво украшенный класс, только вот не хватает одной маленькой детали – новогодней елочки. Ее я принесла с собой. Причем не обычную елочку, а волшебную, из страны Лексикология. Ведь сегодня мы с вами будем повторять все то, что вы выучили на протяжении этой темы. Давайте откроем тетради и запишем. Двадцать второе декабря. Классная работа. Повторение по теме «Лексикология». ІІ. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Итак, вернемся к нашей елочке. Я так к вам спешила, что забыла ее украсить. Помогите, мне, пожалуйста, нарядить наше деревце. А для этого нужно вспомнить, какие же понятия вы изучали в теме «Лексикология»? (учащиеся называют понятия, учитель размещает их на елочке) Спасибо вам, ребята! Вот какая красавица у нас получилась. Сегодня нам с вами нужно плодотворно поработать и повторить те понятия, которые вы мне только что назвали. Раз уж тема у нас с вами сегодня зимняя, за каждый правильный ответ я буду давать вам вот такие снежинки, а в конце урока вы сами по количеству снежинок сможете определить, какую оценку заслужили. ІІІ. Обобщение и систематизация знаний. 1. Интерактивная игра «Лингвистический фейерверк». Для начала давайте с вами повторим некоторые понятия. Обратите внимание на доску. Раздел, лексикология, котором, в, языка, словарный, лингвистики, состав, изучается. Сочетаемостью, лексической, возможность, называется, слова, сочетаться, с теми, словами, иными, или. Толковыми, служащие, словари, называются, значений, для, объяснения, слов. Ой, что это? Это же злая Снежная Королева разбила мои предложения на отдельные слова. Что же теперь делать? Может быть, кто-нибудь из вас попробует составить из этих слов определения, которые вы учили? Лексикология – раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка. Возможность слова сочетаться с теми или иными словами называется лексической сочетаемостью. Словари, служащие для объяснения значений слов, называются толковыми. Какие вы молодцы! 2. Работа в парах. А сейчас предлагаю вам вспомнить, что такое синонимы? У вас на партах карта с домиками, которые принадлежат жителям из города Синонимов. Снежная Королева замела снегом некоторые из жилищ, и теперь их маленькие жители не могут найти, где кто живет. Давайте с вами сейчас объединимся в пары и попробуем помочь нашим друзьям. Вам нужно найти спрятанные имена, вписав в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, как и слова, расположенные рядом. Стужа – холод Морозный – холодный Пурга – вьюга Ненастье – непогода У кого получилось? Молодцы! А скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, для чего необходимы синонимы? (1)Чтобы избежать неоправданного повтора слов; 2)Выразить мысль более точно). 4. Физкультминутка. Есть у синонимов братья, которые любят все отрицать и называть противоположные понятия. Как вы думаете, как зовут этих братьев? Конечно же, антонимы. Так вот, открою вам большую тайну, антонимы очень любят играть в снежки. Вот и я предлагаю вам немножко размяться и провести физкультминутку. А чтобы не тратить время урока, давайте совместим приятное с полезным и за одно повторим антонимы. Я бросаю вам снежок, называю слово, а вы должны бросить мне его обратно, назвав к нему антоним. Если вы не знаете, какой антоним можно подобрать, то бросаете снежок кому-нибудь из своих одноклассников. Условия понятны? Тогда начинаем. Холод – тепло, жара Зима – лето Белый – черный День – ночь Минус – плюс Радость – грусть, печаль Лед – пар, вода Замерзнуть - согреться 5. Работа с карточками. Взаимопроверка. Передохнули? Тогда давайте работать дальше. Я принесла вам послание от Деда Мороза. Но вредная Снежная Королева заколдовала некоторые буквы, превратив их в снежинки. Давайте попробуем определить, какие же буквы нам нужно вставить. А для этого перепишите, пожалуйста, в тетради текст послания, вставляя вместо снежинок пропущенные буквы. Дорогие дети! Снежной морозной зимой *десь будет весело. Вы выб*рете себе сверх*з*сканные новогодние костюмы, предл*женные вашими родителями, ра*дарите все подарки друзьям. Предл*гаю вам прик*снуться к сказке, поесть мороженых фруктов, выйти на улицу и как первопроход*икам и*мерить снеговой покров, а потом послушать новогодний ш*пот деревьев. Ваш Дед Мороз У кого получилось? Молодцы. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга написанное. Какие орфограммы вы встретили в данном тексте? А что еще вам показалось необычным? Какие похожие слова вы увидели? Как называются такие слова? Объясните значение найденных в тексте паронимов. Снеговой – состоящий из снега. Снежный – характеризующийся обилием снега. Морозный – относящийся к морозу как к явлению природы Мороженый – подвергшийся замораживанию 6. Минутка релаксации. А сейчас давайте передохнем. Закройте глаза и послушайте шуточный текст. Я потянул за дверную ручку - и тут как снег на голову в мои ручки свалилась с верхней полки шариковая ручка. Я выглянул в окно, увидел там подъемный кран и тут же вспомнил, что забыл закрыть кран в ванной. Тут раздался звонок. Это пришел мой одноклассник с подарками. Было очень странно, ведь зимой у него снега не выпросишь, а тут он принес сразу и лук со стрелами, и лук-порей для салата. Ваши глаза отдохнули. Можно продолжать. Текст, который я вам только что прочитала, находится на доске. Посмотрите на него еще раз и скажите мне, какие понятия, изученные в теме «Лексикология», в нем встречаются? Омонимы – лук, кран Многозначные слова – ручка А чем отличаются омонимы от многозначных слов? Фразеологизмы – как снег на голову (неожиданно), зимой снега не выпросишь (жадный). Посмотрите внимательно на нашу елочку и скажите мне, какое понятие мы с вами еще не повторили? Правильно, тематические группы слов. Что же это такое? А скажите мне тогда, какой общей темой был объединен наш сегодняшний урок? 7. Эстафета минутных испытаний. Учащиеся делятся на три команды по рядам. Им предлагается за одну минуту написать как можно больше слов, которые относятся к одной тематической группе. 1 ряд – зимние праздники 2 ряд – зимние игры 3 ряд – зимняя одежда Выигрывает тот ряд, который написал больше слов. IV . Рефлексия. Наш урок подходит к концу. Подведём итоги. Что узнали и чему научились сегодня на уроке? Что ещё научились делать? Ответы учеников: Повторили сведения по лексике. Учились отличать омонимы от многозначных слов. Учились правильно употреблять синонимы, антонимы, паронимы. Определяли фразеологизмы. Работали над своей лексикой, расширяя свой словарный запас. V . Домашнее задание. Домашним заданием будет подготовиться к контрольной работе, выполнить тест на с. 123 упр. 2; по желанию написать мини-сочинение на тему «Зимняя сказка», используя слова и понятия, которые мы разобрали на уроке. VI . Оценивание. Сегодня на уроке вы очень хорошо работали. Я предлагаю вам посчитать снежинки, которые вы сегодня заработали. Возьмите большие снежинки, подпишите на них свои фамилии и поставьте себе оценку. А теперь давайте украсим нашими снежинками доску. Мне бы очень хотелось, чтобы вы и дальше получали такие же хорошие оценки. Словари могут понадобиться человеку, включенному в какой-либо новый для него вид деятельности. Новая сфера деятельности открывает для человека новые явления, которые требуют понимания и, естественно, названия. Словарем называют книгу (или любой другой источник), в котором содержатся слова, расположенные в строгом порядке (чаще в алфавитном), ко всем словам приводятся толкования либо переводы на другой язык. Виды словарейЭнциклопедические словари – данный вид представляет краткую информацию из разнообразных областей знания. Такие словари объясняют не буквальное , а понятия и различные термины. Толковые словари дают слов, в переводных указывается слова на какой-либо из языков. Также существуют терминологические словари, в которых вы сможете найти какой-либо узкоспециальный термин. Значение слов можно посмотреть в этимологических словарях. Для проверки правильности написания того или иного слова – орфографические. Кроме того существуют словари синонимов, иностранных слов. Словари фразеологизмов помогут людям, занимающимся художественным переводом текстов или писательским делом. Здесь они смогут найти разъяснение значений различных устойчивых выражений, закрепившихся в речи того или иного народа. Существуют словари рифм (где представлены окончания слов), сортировка внутри которых происходит в обратном порядке. Такие словари называются «обратными». В частотных и семантических словарях элементы группируются по лексемам, которые расположены в зависимости от частоты употребления (от ядра к периферии). В орфоэпических словарях можно проверить произношение и звучание слов, в диалектических собрана лексика различных территориальных групп. В словарях неологизмов вы сможете найти недавно вошедшие в язык, еще не до конца освоенные слова. В словарях устаревших слов, напротив, представлены давно вышедшие из употребления слова. Нередко создаются словари, в которых представлены слова или выражения, характеризующие творчество конкретного автора. Обычно в таких словарях приводятся комментарии, объясняющие специфику употребления им того или иного слова. Видов словарей существует огромное множество. Для того, чтобы пользоваться любым словарем необходимо осознавать потребность обращения к словарю в процессе решения какой-либо познавательной и коммуникативной задачи. Также нужно уметь подобрать словарь, воспринять его текст правильным образом. Урок по теме «Толковые словари. Работа со словарной статьёй» 5 класс Планируемый результат: знают назначение толковых словарей и умеют их использовать для определения, уточнения лексического значения слов,знают структуру словарной статьи и умеют в ней ориентироваться. Овладевают умением использовать сопоставлять, извлекать необходимую информацию, анализировать изученные явления, вырабатывают способность свободно, правильно излагать свои мысли. (Презентация к уроку прилагается) Ход урока: Учитель: Однажды молодой (а впоследствии знаменитый) французский поэт Шарль Бодлер пришёл к другому поэту, маститому Теофилю Готье; Готье спросил его: «Читает ли вы словари?» Бодлер ответил, что да, читает охотно. И Готье стал говорить ему, как необходимо это занятие писателю, сколько полезного можно почерпнуть из чтения словарей. И всё-таки Готье был прав: без постоянной работы со словарями у писателя не может быть подлинной филологической культуры. И такая работа необходима не только писателю: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю! Ведь из них можно почерпнуть много важной и интересной информации. Слайд № 1 Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь - это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё. А. Франс Учитель: Действительно, если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Созданием словарей занимаются ЛЕКСИКОГРАФЫ. Они создали для вас, ребята, целый ряд словарей. Среди них энциклопедические и филологические. Слайд № 2 Если вы хотите узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, если вас интересуют явления природы (затмения, землетрясения и т.д.), если вам хочется больше узнать о планетах, истории цивилизаций и т.д. – обращайтесь к ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИМ словарям. В филологических словарях содержится информация о слове. К аждый из словарей выполняет свою определённую функцию, даёт информацию о слове соответственно своему назначению . Этот урок мы посвящаем Толковым словарям. 1.Толковый словарь. Как вы думаете, почему он так называется? Итак, словари, служащие для объяснения значений слов, называются толковыми. 2. Работа с текстом. Определите главную мысль текста. слайд № 3 С давних пор люди стали пользоваться словарями. Традиция создания словарей возникла тогда, когда книг стало много. Читающий человек встречал в текстах незнакомые слова, значение которых он не мог понять. Работа по толкованию слов - сложная. Учёный-языковед должен изучить, какие значения имеет то или иное слово в разных текстах, и написать о слове так, чтобы это было понятно человеку, для которого слово незнакомо. Писать нужно кратко, иначе словарь разрастётся до таких размеров, что им неудобно будет пользоваться. Да, создание словарей - дело трудное, кропотливое и долгое. Над своим «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даль трудился всю жизнь. Слайд № 4 (небольшие сообщения учащихся о создателях толковых словарей, подготовленные с помощью энциклопедического словаря юного филолога) Первое сообщение «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля» Слайд №5 Второе сообщение «Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова Слайд № 6 Третье сообщение «Словарь русского языка» С.И. Ожегова Слайд № 7 4. Но чтобы словарь стал нашими другом и помощником, нужно научиться им пользоваться. Работа со словарной статьёй и схемой. Слайд № 8 Рассмотрите схему словарной статьи, расскажите, как она устроена Поясняем понятия «пометы», «контекст» Вывод: если научишься ориентироваться в словарной статье, как много информации о слове ты сможешь узнать из неё! 5. Практическая часть 1) Рассмотрите словарную статью, расскажите, как она устроена Слайд № 9 Мужество , -а, ср. Храбрость, присутствие духа в опасности. Проявить мужество в бою. Витязь . –я ,м. Поэт., устар . Храбрый воин, богатырь. И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных. Пушкин. Руслан и Людмила. Жюри . – нескл . Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках. Постановление жюри. 2) рассмотрите словарь(если есть возможность положить каждому на парту) , выберите словарную статью, расскажите, как она устроена. 3) Сравните два определения одного и того же слова. Какое из них можно прочитать в словаре, а какое могут дать собеседники в разговоре? Слайд №10 Котёнок- детёныш кошки Котёнок – славный пушистый комочек. Роза – растение с красивыми крупными душистыми цветками и стеблем, обычно покрытым шипами. Роза - красивый колючий цветок. Запишите названия предметов, изображённых на рисунках. Найдите в толковом словаре лексическое значение каждого слова. Слайд №11 5) Прочитаем отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» Слайд № 12 Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень. Прилёг вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Выпишите слова, значение которых вы не знаете или затрудняетесь определить (картечь, сечь, лафет) Как вы решите эту учебную задачу? (обратимся к толковому словарю!)Обучающиеся определяют значение слов с помощью толкового словаря. 6) Выпишите 5 незнакомых слов и формулировки их значения из толкового словаря. Составьте с ними связный текст 6. итоги Учитель: Слова, слова, слова. Всему название дано – Слайд № 13 Советы помощника Если вы не помните или не знаете значения слова, обратитесь к словарям: В.И.Даль «Словарь большого великорусского языка» Д.Н. Ушаков « Большой толковый словарь современного русского языка» С.И.Ожегов «Словарь русского языка» Дом.задание: Составьте устное высказывание
В. Н. Сергеев Все знают, что такое словарь. Это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с другого языка.
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков |
Новое
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
- Учет расчетов с бюджетом