Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
Реклама
Омонимия корней. Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются. Фиксация новой учебной задачи |
-ГОР- гор елый, загор еть (-ГАР- под ударением загар ) -ЗАР - зар ница, зар я (-ЗОР- под ударением зорька ) Исключение: зоревать -КЛОН - преклон ение, склон иться (под ударением –КЛАН-КЛОН) -ТВОР - притвор иться, столпотвор ение (под ударением –ТВАР-ТВОР)Исключение: утварь
-ЛАГ – ЛОЖ- полаг ать – полож ение Исключение: пОлог -РАСТ – РАЩ – РОС- раст ение, выращ енный, подрос ла Исключение:росток, росточек, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль, отраслевой. (ПодросткОвый – от подрОсток, где О под ударением. На вырост – приставка вы оттянула на себя ударение.) -СКАК – СКОЧ - скак ать – вскоч ить Исключение: скачок, скачу, скачи, скачкообразный -НИМ – НЯ- сним ать - сня ть -ЖИМ – ЖА- сжим ать - сжа ть -ЧИН – ЧА- начин ать – нача ть -КЛИН – КЛЯ- проклин ать - проклят ие -НИМ – НЯ- поним ать – поня ть примин ать - примя ть
-БЕР – БИРА- убер у - убир аю -ДЕР – ДИРА- удер ет - удир аю -ПЕР – ПИРА- запер - запир ать -ТЕР – ТИРА- вытер - протир ать -МЕР – МИРА- замер еть - замир ать -СТЕЛ – СТИЛА- постел ить - застил ать -БЛЕСТ – БЛИСТА- заблест еть - блист ательные -ЖЕГ – ЖИГА- выжег - прижиг ать -ЧЕТ – ЧИТА- вычет ы - вычит ание Исключение: сочетать, сочетание -КОС – КАСА-кос нулся – кас ался
-МАК – МОК- мак ать, обмак нуть («погрузить в жидкость») промоч ить, вымок нуть («набрать влагу, стать мокрым») -РАВН – РОВН- уравн ение, сравн ить («одинаковый, равный») заровн ять яму, разровн ять грядку («сделать ровной поверхность») -ПЛОВ - ПЛАВ - «О» только в словах плов ец, плов чиха «А» в остальных словах поплав ок, жук-плав унец и др. (Но: плыв уны – слои почвы) Проверяя корни с безударными гласными, помним:
В этих словах нет чередования в корне: росинка, сложность, возгордиться, сдержаться, терзание, побережье, спиртовой, покоситься, накосить, гористый (участок).
Приводим таблицу, слова из которой чаще всего встречаются на экзамене.
Задание 9 . Ъ-Ь / приставки ПРЕ-ПРИ/ С-З на конце приставок/ гласные в приставках. Его понятийное . Прочие морфемы (суффиксы, приставки, окончания) не имеют самостоятельного значения. Они только добавляют к основному значению дополнительные оттенки. Владеющий русским языком прекрасно поймет, что « » – это совсем не то же самое, что «хвостище», но и в том, и в другом случае речь идет об одной и той же части тела животного, т.к. корень у этих слов общий. Однокоренные словаВсе слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными. Они могут принадлежать как к одной части речи (кот – котик – котофей – котище), так и к разным (пуск – пускать – пусковой). Сложные словаОдин корень в есть обязательно. Но , состоящие из двух корней. Такие слова называются сложными. Так, слово «пешеход» имеет два коря: «пеш» и «ход». Омонимичные корниВстречаются слова, корни которых пишутся одинаково, но значения они имеют разные. Таковы корни у омонимов – слов одинаковых по написанию, но разных по значению: слова «ключ» в значении «источник» и «ключ» в значении «приспособление для открывания двери, отмычка» пишутся одинаково, но у слова «ключ» в первом значении однокоренным словом будет, например, «ключевая (вода)», а во втором значении – «ключник». Чередование звуков в корнеБывает, что гласные или согласные звуки в одном и том же корне в разных однокоренных словах пишутся по-разному, чередуются, например «бег – бежать» или «положить – прилагательное». Понять, как именно пишется корень в том или ином слове, помогают правила. Иногда это зависит находится гласная под ударением, или нет (загар – загорелый), иногда от того, на какую букву заканчивается корень (рос – выращен), порой – от значения слова, например макать (погружать в жидкость) и мокнуть (пропитываться влагой). Чередование звуков обусловлено историческими процессами, происходящими в языке (историческое чередование) или особенностями произношения (фонетическое чередование). Сращивание корнейВ результате изменений в языке некоторые корни «срослись» с приставками, суффиксами. В таких словах можно выделить исторический (этимологический) корень и современный, принятый в языке на данный момент. Так, в слове «заводской» этимологический корень «вод», современный – «завод». Такие корни называются связанными. Корни современных слов, совпадающие с этимологическими, называются свободными – таких в русском языке большинство. 1. А.Н. Асаул, С.Н. Иванов, М.К. Старовойтов, «Экономика недвижимости» Учебник для вузов. – 3-е изд., исправ.- СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009.-304с. 2. Хавин Д.В., Овчинников П.А., Есин Е.Ю., Ноздрин В.В. Маркетинг недвижимости: Учебное пособие. – Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2005. – 102 с. Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс). Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол -ик ‘маленький стол". Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения - ‘детский праздник" - не выражен ни одной из морфем. Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но , над, если ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, весьма ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан ). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий , ид-ти . Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: об-у-ть - раз-у-ть, агит-ирова-ть - агит-ациj-я. По некоторым примерам художественной, публицистической литературы и разговорной речи может сложиться впечатление, что возможны слова, состоящие только из приставок или суффиксов, например: «Демократизмы, гуманизмы - идут и идут за измами измы » (В. В. Маяковский). Но это не так: в подобных случаях суффикс превращается в корень и вместе с окончанием или без него образует имя существительное. Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова. Так, в слове переменка мы выделяем корень -мен- , подбирая однокоренные слова менять, обмен, замена и др. В слове высказывать находим корень -сказ- , сравнивая исходное слово со словами пересказывать, высказать, сказать, рассказ, сказка и т.д. Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но разные по значению. Такие корни называются омонимичными. Сравним, например, два словообразовательных гнезда слов: · 1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик - корень -нос- ; · 2) нос, носовой, носик, носище, переносица - корень -нос- . Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются. Фразеологизм оставить с носом означает ‘оставить ни с чем, обмануть, одурачить", а остаться с носом - ‘оказаться одураченным, потерпеть неудачу". Но при чем же тут нос? Дело в том, что этот фразеологизм возник тогда, когда в русском языке существовало еще одно слово нос (однокоренное слову носить ) со значением ‘подношение невесте как выкуп за нее". Если сваты приходили с таким подношением в дом невесты и получали в этом доме отказ, то их подношение не принималось, они и оставались со своим «носом». Слово нос с таким значением вышло из употребления и сохранилось лишь в составе фразеологизма. Но в языке существует другое слово нос , обозначающее часть лица, совпадающее по звучанию с утраченным, поэтому мы теперь связываем фразеологизм с оставшимся словом. Чередования гласных 1) о/а: распороть - распарывать, настроить - настраивать, выловить - вылавливать ; это чередование очень часто наблюдается при образовании глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ива-/-ыва- . 2) Беглые гласные
о
и
е
: 3) е/о: бреду - бродить, веду - водить, везу - возить, несу - носить, греметь - гром. 4) Полногласие/неполногласие: Неполногласие - лексико-фонетическое явление современного русского языка: наличие сочетания ра, ла, ре, ле между согласными в корневых (или приставочных) морфемах. Через старославянские памятники письменности слова с неполногласными сочетаниями проникали в древнерусский язык и закреплялись в нем, сосуществуя с восточнославянским полногласием оро, оло, ере, ело/оло: страна - сторона, злато - золото, брег - берег, млеко (Млечный Путь) - молоко . Неполногласные и полногласные образования в истории развития языка претерпели различные изменения: в одних случаях сохранился неполногласный вариант, в других - полногласный; порой оба слова сохранились, но разошлись в лексическом значении. Сохранились старославянские варианты: время, бремя (но беременная), сладкий, храбрый, брань (но оборона ) и т.д. Сохранились только полногласные варианты: борона, горох, молодец, дорога, корова и т.д. Такие слова, как порох - прах, страна - сторона и т.д., в современном языке различаются значением. В полногласном варианте корня возможно чередование о/а , связанное с образованием несовершенного вида глагола с помощью суффикса -ива- : отгородить - отгораживать , заболотить - заболачивать . Важно помнить, что полногласие возможно только внутри одной морфемы (чаще корня, иногда - приставки: через-/чрез- , пере-/пре- ) и его надо отличать от «ложного полногласия», возникающего на стыке морфем (положить, пророк, столовая, измерение, гололед) . Словообразующие морфемы: приставка, суффикс Например, слово подводник состоит из 4 морфем:
Все морфемы, кроме корня, называются , или служебными морфемами. См. Для каждой из морфем есть свои условные знаки:
Примечание.
В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο
», основа подчёркнута (за неимением технической возможности обозначить их, как принято в
лингвистике).
Примечание. Трудности вызывает выделение основы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю , стоящими после других гласных или после мягкого знака, т.к. эти гласные обозначают два звука, один из которых относится к основе, а другой — к окончанию. Например, существительное армия [арм’иj -а ] имеет окончание -а , а звук [ j ] входит в основу. Для того чтобы это доказать, нужно просклонять слово: в арми, арми[ j -э ] й и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] — часть основы, ведь окончание — изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (армий Ο ), а в других формах он не получает специального обозначения. Главная морфема в слове — . Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное лексическое значение. Корни бывают и . Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными). Например, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, учиться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и поэтому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию «учить». Слова куст, кустик, кустарник, кустовой, куститься — однокоренные, так как содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к слову «куст». Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо. Словообразовательное гнездо — это совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования. Пример словообразовательного гнезда Исходное слово «губерния».
(Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. — М., 1990. — Т. 1. — С. 262) Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова и найти в них общую часть. Например, 1) в слове переменка выделяется корень -мен- в результате подбора однокоренных слов мен ять, обмен , замен а и др.; 2) в слове высказывать корень -сказ- , так как это общая часть однокоренных слов пересказ ывать, высказ ать, сказ ать, рассказ , сказ ка и т.д. Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт) , из одного звука (пой ти) или быть нулевым (единственное слово, в котором нулевой корень — вы-нуть . Этот нулевой корень чередуется с -ним- (вы-ним- ать ).
Например, газ опровод , вечн озелён ый, бел о-син е-красн ый. В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде. Например, кор пункт — кор (респондентский) пункт, вуз — в (ысшее) у (чебное) з (аведение). Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но различающиеся по значению. Такие корни называются омонимичными. Например, 1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик — корень -нос- (слова имеют отношение к действию «носить»); 2) нос, носовой, носик, носище, переносица — тоже корень -нос- , но слова имеют отношение к части лица «нос». Ничего общего между словами «носить» и «нос» нет, значит, эти две группы слов относятся к разным словообразовательным гнёздам, и корни в них — омонимичные. Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются. При образовании новых слов и форм слов во многих корнях возможны чередования звуков (т.е. мена), в результате чего образуются разные варианты одного и того же корня. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов. См. таблицы чередований звуков . Например, 1) в словах прос ить, прош у, спраш ивать один и тот же корень -прос- , в котором имеются чередования с//ш и о//а ; 2) в словах рот — рт а гласная о чередуется с «нулём звука», который называется беглая гласная . Примечание. Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормл ю (корм ить), любл ю (люб ить), ослепл ение (слеп ой) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня. Упражнения к теме «Омонимичные корни» 1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод- : водный, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный. Разбейте их на два гнезда так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову вода, во втором — слова, родственные слову водить. 2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор- : горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать. Разбейте их на два гнезда так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову гора, во втором — слова, родственные слову гореть. Упражнения к теме « Чередование гласных и согласных в корне» 1. В каком примере правильно выделен корень в слове поздравление ? 1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение, 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе. Ответ: 4) поЗДРАВЛение. 2. В каких вариантах встречается в русском языке корень слова отец ? Ответ: 4: 1) отец ; 2) отц- (отца, отцу) ; 3) отч- (отчизна, отчество) ; 4) отеч- (отечество, отеческий) . 3. Дан список однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено . Сколько здесь представлено вариантов корня? Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, загородить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать). 4. Найти слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь . Ответ: лев (льва, львиный), орел (орла, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса) . «Корень слова 2 класс» - Цветок, цветной, зацветать. Вес, весовой, взвешивать. 3. Как определить корень в слове? Белок, белый, белить. В лесу работает лесник. Под берёзой растёт подберёзовик. В саду работает садовник. Однокоренные слова. 2. Что такое корень слова? Под осиной растёт подосиновик. Корень слова. Муравьи живут в мура- вейнике. «Корень биология» - Лишайники.; учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. Развивающая: Сравнивать строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем. Органы цветковых растений. Развивать творческое мышление и монологическую речь. Разъяснять особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем. «Орфограммы корня» - Правописание согласных в корне слова. Устный диктант Объясните орфограммы. Что такое орфограмма? На какие 4 группы делятся чередующиеся гласные в корне? Согласные в корне. Найдите ошибки. Проверяемые безударные гласные. Корень или нет? Глагольная форма ли нет? И-Ы после Ц. Объясните устно орфограммы. Блест-блист. Раст-ращ-рос. Бир-бер. Кос-кас. Корни с чредованием гласных. Клан-клон. Пер-пир. Мы с чередованием корни, Учат дети нас упорно. Зор-зар. Мер-мир. Лаг-лож. Гор-гар. «Однокоренные слова с корнем» - Умные совята – Совята у совушки. Осина – осинка, подосиновик, осиновый, осинник. Горняк – работник горной промышленности. Добывает полезные ископаемые. Учиться находить однокоренные слова, выделять корень. Очень сильно. Оса. Задача урока: Подосиновик. Правило. Однокоренные слова. Урок по русскому языку во 2 классе по программе развивающего обучения. «6 класс корень» - Подведение итогов работы: Увеличение расстояния между делениями на конце корня на второй день. Информационные ресурсы. Грибы. Определение зоны роста корня. «Биология. Растения. Этапы проведения опыта: Бактерии. Помещение проростка в банку, где создана влажная камера. Прорастание семян фасоли, гороха с хорошо развитыми зародышевыми корешками. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков |
Новое
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
- Учет расчетов с бюджетом