Главная - Советы дизайнера
И. ветров. основы марма-видьи. марма-терапия. мармавидья. мармы. марма-точки. история, теория, основные ключи марма-видьи. Мармы — жизненные точки человека


Марма-терапия — один из древнейших методов аюрведического лечения, техника глубокого восстановления и энергетической перезагрузки организма. В ее основе — мягкое и при этом глубокое воздействие на мармы (в переводе с санскрита — «зоны жизни», «особо чувствительные точки») — биоэнергетические центры человеческого тела.

На протяжении тысячелетий марма-массаж оставался великим тайным знанием. В Индии оно было доступно только избранным — царям и воинам, владевшим искусством традиционного индийского боя Каларипаятту. Зная расположение «точек жизни» и «точек смерти» на теле человека, а также понимая как их активизировать, они могли врачевать, восстанавливать свои силы и поражать врага одним лишь прикосновением к мармам. По сей день, марма-терапия считается самой древней из известных ныне техник восполнения жизненной энергии (праны) и восстановления обмена веществ.

В Индии марма-терапия уже давно используется лучшими врачами в повседневной практике, эти знания бережно хранятся и передаются из поколения в поколение.

Согласно аюрведе, на нашем теле расположены 107 марма-точек: 22 на ногах, 22 на руках, 12 на груди и животе, 14 на спине, 37 на голове и шее. Сто восьмой мармой считается разум.

Мармы находятся в мышцах, венах, связках, сухожилиях, костях и суставах. Воздействие на них в процессе массажа или самомассажа восстанавливает функции тех или иных органов, возвращает силы и энергию, помогает расслабиться. С точки зрения марма-терапии главной причиной большинства болезней является нарушение распределения жизненной энергии, праны, в теле и сознании. Точечное воздействие на мармы снимает энергоблоки и восстанавливает нормальное течение праны.

Мармы в аюрведе описываются как перекрестки материи и сознания. Они располагаются близко к поверхности кожи и чрезвычайно чувствительны. Все эти точки связаны между собой невидимыми энергетическими каналами, нади, пронизывающими тело. Мармы играют ключевую роль в поддержании равновесия дош (ваты, питты и капхи) и в стимуляции трех циркулирующих систем — лимфатической, кровеносной и нервной.

Жизненно важные марма-зоны: ступни, голени, колени, бедра, живот, солнечное сплетение, грудная клетка, спина, кисти, предплечья, плечи, шея, затылок, челюсти, глаза, макушка.

Марма-терапию практикуют отдельно, а также в сочетании с традиционным индийским массажем и другими терапевтическими методами аюрведы, например .

Как работает марма-терапия

Согласно науке о мармах, большая часть заболеваний связана с энергетическим дисбалансом в теле. Марма-массаж способствует устранению энергетических блоков и налаживанию естественного течения праны на уровне тела и ума.

Марма-терапия включается следующие методы:

* Марма-массаж.

* Применение лечебных масел и пасты (на основе травяных порошков, масел и специй).

* Бандажные обертывания.

* Специальная гимнастика.

Типы марма-массажа

Марма-массаж может выступать в качестве лечения или предупреждения любых заболеваний, связанных с дисбалансом праны в теле. В зависимости от физического и психического состояния пациента, его возраста, а также природы заболевания, применяются различные техники марма-массажа.

* Сукха тирумма . Этот вид массажа направлен на общее укрепление организма и используется в качестве профилактики болезней.

* Ракша тирумма . Этот массаж выполняется для лечения самых различных заболеваний, как соматической, так и психической природы.

* Кача тирумма . Такой массаж рекомендуют танцорам, спортсменам, тем, кто занимается любым видом борьбы — для улучшения гибкости и физической формы.

Преимущества марма-массажа

* Балансирует доши.

* Улучшает пищеварение, усиливает агни — «пищеварительный огонь».

* Выводит токсины.

* Повышает энергию.

* Омолаживает.

* Снимает боли при артрите и боли в суставах.

* Ослабляет защемление нерва.

* Способствует глубокой релаксации.

Техника марма-массажа

Специалисты аюрведы уверяют, что при помощи марма-массажа поддаются лечению астма, мигрень, повышенное артериальное давление, ишиас, заболевания опорно-двигательного аппарата, а также другие болезни, которым особенно подвержены современные горожане. Научившись воздействовать на определенные точки, можно активизировать скрытые силы организма. «Самомассаж — это отправная точка и ключ к самоизлечению, — говорит Ниил Венугопал , бакалавр аюрведической медицины и хирургии, практикующий доктор аюрведы, марма-терапевт, специалист Центра аюрведы и йоги “Керала”. — Сейчас у многих людей есть проблемы, связанные с головной, поясничной, желудочной болью, и они все решаются с помощью марма-массажа».

Воздействуя на марма-точки, можно исправить сбои в сложнейшем механизме тонкого тела человека (ум, чувства, мысли, желания). А в экстренных ситуациях знание марма-точек может вывести человека из бессознательного состояния, спасти жизнь.

На марму наносят небольшое количество смеси и масел (их выбирают в зависимости от доминирующей доши, как именно — см. ниже). Массаж проводят большим пальцем. Начинают с мягких и плавных круговых движений малого радиуса по часовой стрелке. Каждый следующий круг делают шире предыдущего. Выполнив пять расширяющихся по спирали движений, круги сужают, медленно усиливая нажим. Цикл из пяти расширяющихся и пяти сужающихся кругов повторяют трижды. Мармы, находящиеся в дисбалансе, более чувствительны, при воздействии на них возможны болевые ощущения.

Техника марма-массажа определяется тем, какую именно дошу следует гармонизировать. Для этого нужно понять свою конституцию и установить, какая доша у вас доминирует, а какая находится в состоянии дисбаланса — в этом поможет наш .

Массаж при дисбалансе ваты

Признаки ваты : сухость, холодность неравномерность и шероховатость.

Основные вата-мармы : адхипати (макушка), стхапани (центр лба, третий глаз), нила и манья, (под ухом на передней стороне шеи и на боковой стороне щитовидной железы), набхи (точка на 5 см ниже пупка), басти (в нижней части брюшной полости, примерно на 10 см ниже пупка), гуда (конец копчика).

Особенности массажа : согревающий, плавный, питательный, с обилием теплого масла. Прикосновения должны быть мягкими, но уверенными. Резкие движения представителей данной доши выводят из равновесия. Излишки масла можно оставлять на коже, чтобы она ими пропиталась. Особенно важно обильно умастить маслом живот. После массажа вату нужно укрыть простыней или одеялом, а при местном массаже приложить грелку для сохранения тепла.

Массажные масла : любые базисные, но лучше всего кунжутное или лесных орехов с добавлением эфирных масел аира, базилика, ветивера, джатамамси (аралии индийской), имбиря, камфоры, кардамона, кориандра, лаванды, лемонграсса, ромашки, сандала, шалфея или эвкалипта. Смешивайте масла по формуле: 40 капель эфирного на 100 мл растительного.

Массаж при дисбалансе питты

Признаки питы : маслянистость, жар, напряженность и текучесть.

Основные питта-мармы : стхапани (центр лба, третий глаз), нила и манья (под ухом на передней стороне шеи и на боковой стороне щитовидной железы), хридайа (прямо под сердцем в нижней части грудины), басти (в нижней части брюшной полости, примерно на 10 см ниже пупка).

Особенности массажа : успокаивающий, расслабляющий, с умеренным количеством охлаждающего масла. Прикосновения глубокие, последовательные и медленные. Кожа питта-типа склонна к воспалениям и раздражению — при массаже особенно чувствительных зон следует соблюдать осторожность.

Массажные масла : охлаждающие растительные, вроде кокосового или оливкового, в миксе с эфирными маслами мяты, мелиссы, ветивера, жасмина, кориандра, кумина, лаванды, розы, сандала, тысячелистника или фенхеля. На 40 капель эфирного масла должно приходиться 100 мл базового.

Массаж при дисбалансе капхи

Признаки капхи : холодность, влажность, плотность, жирность.

Основные капха-мармы : адхипати (макушка), урви (середина плеча и середина бедра), басти (в нижней части брюшной полости, примерно на 10 см ниже пупка), талахридайа (точка в центре тыльной стороны ладони), кшипра (основание большого пальца руки, а также основание мизинца руки), ани (наружный верхний слой коленной чашечки, а также внутренняя поверхность плеча над локтевым суставом).

Особенности массажа : бодрящий, стимулирующий, с минимальным количеством теплого масла. Движения энергичные, быстрые, порой даже резкие. Капха нуждается в маслах меньше, чем другие доши. Поэтому массаж нередко делают со спиртом или присыпкой, иногда в шелковых перчатках.

Массажные масла : согревающие растительные, такие как миндальное, горчичное или рапсовое, в сочетании с эфирными маслами тысячелистника, шалфея, эвкалипта, апельсина, базилика, имбиря, камфоры, кардамона, корицы, мирры. Так как масла в данном случае требуется меньше, чем для массажа других типов дош, концентрацию эфирных масел можно увеличить: 60—80 капель эфирного на 100 мл растительного масла.

Объясняется, прежде всего, тем, что в нём используется уникальная процедура уравновешивания - так называемая марма-терапия , стимуляция жизненно важных энергетических центров. Эти центры, мармы, в аюрведе описываются как точки стыка материи и сознания, точки, в которых объединяются тонкие энергии Ваты, Питты и Капхи, а следовательно, концентрируется организующий «разум» тела. В общей сложности в аюрведе выделяется 108 марм. Семь из них, так называемые махамармы, лучше известны под названием «чакры» .

Мармы особенно важны, так как располагаются близко к поверхности кожи и чрезвычайно чувствительны. Все мармы связаны между собой невидимыми потоками энергии, или энергетическими каналами, – нади, пронизывающими всё тело.

Максимальной концентрации нади достигают в области пупка, где находится вторая нижняя чакра. В районе пупка – канала, по которому от матери к ещё не рождённому ребёнку поступает жизненная сила, соединяются все семьдесят две тысячи тонких энергетических течений.

Обычные мармы располагаются в области лимфатических узлов и в точках стыка пяти анатомических систем: кровеносных сосудов, связок, мышц, нервов и костей. Они играют ключевую роль в поддержании равновесия дош и в стимуляции трёх циркулирующих систем – лимфатической, кровеносной и нервной. Махамармы, или чакры, располагаются в области семи желёз внутренней секреции, отвечающих за выработку гормонов – биологически активных веществ, которые участвуют в регуляции физиологических функций и эмоций. Первая чакра соответствует половым железам, вторая – поджелудочной железе и брюшной области, третья – надпочечникам, четвёртая - вилочковой железе (тимусу), пятая - щитовидной железе, шестая (так на зываемый «третий глаз») - гипофизу, а седьмая («венечная чакра») - шишковид ной железе (эпифизу). Чакры соединены тремя переплетающимися каналами, которые, извиваясь, подобно змеям, тянутся от основания позвоночника до темени. По ним при пробуждении поднимается кундалини, духовная энергия, в обычном состоянии дремлющая в области первой чакры. Как вы увидите, раскрытие энергетических центров посредством массажа, йогических упражнений и медитации естественным образом укрепляет жизненные силы и развивает способность к сосредоточению.

Так называемые меридианы, энергетические каналы, используемые в китайской акупунктуре, сходны с нади, но не тождественны им. Аюрведическая система древнее китайской. Представление о жизненно важных энергетических центрах тела сложи лось в рамках дханурведы – ветви Вед, посвященной воинской науке. В дханурведе мармы классифицируются в соответствии с тем, какие последствия повлечёт за собой попадание в данную точку инородного тела (например, стрелы), - мгновенную смерть, отсроченную смерть, мучительную смерть или утрату дееспособности. Позд нее один великий вайдья, изобретатель хирургии, изучил эту систему жизненно важ ных энергетических центров и нашёл ей применение во врачебном искусстве. Разумеется, многие западные люди удивятся, узнав, что культура, породившая искусство медитации и давшая миру великих свами, достигла больших успехов также в воинской науке. Однако такая реакция - не что иное, как плод сложившихся на За паде ошибочных представлений о ведической мудрости, которая в действительности всецело практична. Надо отдавать себе отчёт в том, что наука о достижении чистоты и блаженства была бы неполна без науки об истреблении зла. Между прочим, «Бхагавад-гита», один из великих ведических эпосов, - это предание о том, как Господь Кришна наставлял великого лучника Арджуну перед выходом на поле боя. Работа с мармами и применение целебных трав и масел превращает аюрведичсский массаж в комплексную методику уравновешивания тонких энергий тела и ума. Далее речь пойдёт о конкретных приёмах массажа.

20.06.2017

Марма – это точка на поверхности тела, под которой пересекаются жизненно важные структуры организма, либо физической, либо тонкой природы, либо и той, и другой. Некоторые мармы совпадают с акупунктурными точками, другие находятся рядом, но не совпадают. Повреждение марм в результате внешней травмы или нарушения внутреннего метаболического равновесия приводит к тяжелым, нередко фатальным последствиям.

Мармы были известны еще в ведический период. Чтобы нанести противнику максимальное поражение, воины целились в мармы, а врачи применяли знания о мармах для лечения таких ранений. В Сушрута-самхите выделено 107 марм, классифицированных по следующим признакам:

  • структура, которую они затрагивают (мускулы, кровеносные сосуды, связки, нервы, кости, суставы);
  • местоположение;
  • размер;
  • последствия наносимого ущерба (быстрая смерть, смерть через некоторый промежуток времени, наступление смерти после извлечения инородного тела из раны, инвалидность, боль).

Хотя на большей территории Индии марма-терапия уже не применяется, эта практика сохранилась в южном штате Керала среди последователей боевого искусства калариппаятту, которое практикуется приблизительно с XII в. нашей эры, и очень похоже на практику хатха-йоги. Его подготовительные физические упражнения ведут к достижению полного контроля над физическим телом и постижению более тонких аспектов практики путем самопознания. Таким образом, традиция калариппаятту имеет самое непосредственное отношение к дханурведе (искусству военных действий), аюрведе и медитации. Мастера калариппаятту выделяют 160-220 марм, которые можно использовать в военном деле, а в терапии применяют 1707 марм, описанных Сушрутой.

Традиция калариппаятту рассматривает человека как структуру, состоящую из трех тел, сложным образом переплетенных между собой:

  • подверженное изменениям тело жидкостей, в состав которого входят, кроме прочего, ткани и побочные продукты метаболизма;
  • относительно стабильное тело мускулов, костей и марм;
  • тонкое тело с нади и чакрами.

Эти тела не являются самостоятельными, абсолютно независимыми друг от друга, но их можно рассматривать и по отдельности, в соответствии с теми специфическими функциями, которые каждое из них выполняет в совокупной структуре. Эта классификация не противоречит аюрведическому разделению структуры человека на пять оболочек. Обе системы отражают одну реальность – просто в основу этих двух классификаций положены различные цели.

Согласно теории калариппаятту, ранение в точку мармы блокирует либо перерубает соответствующий нади в этой точке, тем самым прерывая и поток праны (жизненной силы), и поток ваты (продукта переработки праны и одновременно инструмента ее деятельности). Существенный ущерб можно причинить только в том случае, если ранение проникает в ткани под местом расположения мармы не менее чем на 2,5 см. простой шлепок по ней не причиняет особого вреда.

Первая и немедленная помощь при ранении в марму – жесткий удар или шлепок по аналогичной марме на противоположной стороне тела. Это позволит восстановить течение праны, и пострадавший окажется вне опасности. Чтобы такой компенсирующий удар сработал, его следует нанести не позднее определенного времени с момента ранения, и за этим должно последовать лечение, направленное на восстановление равновесия дош, нарушенного в результате ранения.

Марму, как и чакру, нельзя даже назвать структурой, она существует не во всякий момент времени. Мармы существуют лишь до тех пор, пока в организме течет прана (в мертвом теле они отсутствуют). Марма активизируется полностью, только в тот момент, когда через нее проходит реальный поток праны. Смерть или ущерб, которые ожидаются в результате ранения в определенную марму, наступает только в том случае, если эта марма в момент поражения была активна. Течение и концентрация праны в определенных мармах подчиняются влиянию лунных циклов.

Учение о Мармах повлияло на развитие йоги, астрологии и индийских боевых искусств. Нам эти знания нужны для здоровья.

Аюрведа дала много уникальных концепций для мира медицины, еще в эпоху, когда не было даже намека на современную науку. Трактаты аюрведы – это огромный ресурс знаний в том числе по анатомии тела и хирургии.

В древнем тексте «Сушрута Самхита» анатомия описана до малейших деталей, включая все кости, сосуды, нервы, эмбриологию и т.д. Среди уникальных концепций, которые содержит этот труд, есть учение о Мармах(пер. уязвимый) – жизненно важных точках человеческого тела, повреждение которых может вызвать деформации, боли, или даже привести к смерти. Это соединение физического и тонкого тел.

Прим. Кроме Сушруты эти точки определяли и другие древние врачи, но его работа дошла до нашего времени в законченной форме и считается наиболее полной.

Сушрута (автор «Сушрута Самхита») сумел идентифицировать 107 точек Мармы. Древний врач так определил это понятие: «Марма - это место встречи пяти элементов тела, а именно: Мамса (мышцы, плоть), Сира (кровеносные сосуды, артерии и вены), Снаю (связки, сухожилия и нервы), Асти (кости) и Сандхи (суставы). Прана (элемент жизни) находится в этих местах слияния. Поэтому любая травма таких точек приводит к серьезным последствиям в зависимости от структуры или структур, преимущественно вовлеченных в Марму».

Хотя все Мармы состоят из вышеупомянутых пяти элементов, но какая-то из пяти составляющих в каждой конкретной точке преобладает. Например, сердце считается Сирой-Мармой. Оно состоит из всех 5 элементов, но в основном формируется кровеносными сосудами. Аналогично, Гуда-Марма (анус и прямая кишка) состоит из всех элементов или структур, но преимущественно образована мышцами.

Все Мармы соединяются друг с другом энергетическими каналами. По ним протекает жизненная энергия Прана. Сушрута определил 64 самых основных Марм. Они, в свою очередь, классифицируются на три типа:

1.Кула-Мармы . Нанесение им вреда чревато смертельным исходом. В Древней Индии информация об этих точках охранялась, ее передавали только самым достойным ученикам. Воины в бою закрывали именно эти места.

2.Колу-мармы . Нарушение функционирования этих точек вызывает очень сильную боль.

3.Абхьяса-мармы. Воздействие на эти точки не влечет за собой серьезных нарушений.

Кроме того, Мармы классифицируются и относительно трех дош, поэтому с помощью массажа определенных точек можно гармонизировать вышедшую из баланса дошу.

По этому же принципу некоторые Мармы могут служить для определения или лечения заболеваний различных органов. Если связанный с точкой орган или канал поражен, то Марма болезненно реагирует на нажатие «отраженной» болью. Это дает возможность определить наличие проблемы.

Аюрведа рекомендует стимулировать некоторые из этих точек с помощью масляного самомассажа ежедневно, так как это активирует энергетические каналы и улучшает общее состояние организма. Знаниями о Мармах пользуются массажисты в аюрведе. В сочетании с индивидуально подобранными травами и маслами марама-терапия приносит отличный результат.

Марма-видья – наука о мармах, жизненно важных точках человеческого тела, повреждение которых может вызвать смерть (мармы связаны между собой особыми энергетическими каналами, известными как нади, в организме человека насчитывается 350 тысяч таких каналов). Эта огромная область тайных знаний, существующая не одно тысячелетие, передавалась по парампаре (цепи ученической преемственности) и до настоящего времени является закрытой. Основной формой использования знания Марма-видьи является Марма-терапия.

Традиционная аюрведическая школа марм, принадлежащая Сушруте, основателю индийской медицинской школы, автору древнейшего индийского медицинского трактата «Сушрута Самхита», дошла до наших дней. Позднее появились произведения других авторов, такие как Мармарахасьянгал и Марманиданам. Все эти книги рассматривают вопросы местонахождения марм; каждой жизненной точке даются название, номер; определяются их расположение, размер, классификация; указываются признаки прямого и полного повреждения, время жизни после такого повреждения и симптомы при слабом повреждении точки.

Мармы – энергетические центры, точки стыка между физическим телом и тонкими энергетическими телами. Слово «marma» означает «тайный», скрытый» или «жизненно важный». В древности знания об этих центрах использовались в военном деле: ранение или удар в жизненно важную точку подрывали энергетику врага. Врачам знание марм помогало излечивать воинов, раненных в битве.

Существует также школа марм, чье знание передавалось в семьях потомственных аюрведических докторов. Эта школа использует науку и технику марм для понимания того, как работает ум, для лечения болезней и достижения трансформации. На практике такой метод дает возможность доступа к подсознательному уровню ума (буддхи) с помощью специальной техники воздействия на определённые точки и участки тела.

Состояние нашего сознания (манас) во многом зависит от того, что хранит в себе наше подсознание, запрограммированное нашими родителями, учителями, опытом, окружением, культурой, воспитанием и т.д. Эти “программы” определяют актуальное состояние нашего ума и действий. Чтобы изменить это состояние и улучшить качества ума, нужно поменять “программы“. Работа с сознательным уровнем ума - это работа с хранящейся там информацией. Работа с подсознанием - это преобразование самих “программ“ и их алгоритмов.

С помощью техники марм аюрведический доктор может открыть доступ к подсознанию и трансформировать “программы“. Сила марм подобна действию ножа, которым можно выполнить целительную операцию, а можно убить. Но такое знание должно использоваться только для служения человечеству и никогда – в целях манипуляции. Марма - это метод, который должен быть детально изучен целителем прежде всего на самом себе и только после этого может применяться в отношении других людей.

Марма-терапия является одной из разновидностей аюрведического массажа, это самая древняя из известных ныне техник восполнения жизненной энергии и восстановления обмена веществ. В результате точных и деликатных прикосновений к особым точкам тела (мармам) оказывается энергетическое воздействие на глубинные структуры мозга и эндокринную систему.

Марма-терапия имеет широкое применение при лечении многих хронических заболеваний, а также оказывает мощный омолаживающий эффект на организм в целом, обуславливая надёжную защиту и профилактику онкологии. Отмечено также, что после сеанса марма-терапии восстанавливается и увеличивается энергоинформационное поле пациента, происходит разблокировка и коррекция работы энергетических потоков.

Марма-терапия успешно применяется для лечения больных, страдающих от страхов, неврозов, шизофрении, агрессивности, депрессии, склонности к самоубийству. Ее применение эффективно в борьбе с пагубными привычками, ее целительному и трансформирующему воздействию подвластны зависть, злость, замешательство, нервозность, плохая память, неспособность к концентрации, бессонница, вялый ум. Это сильный инструмент для повышения самооценки и формирования самодисциплины, для создания новых целей, ценностей и системы верований, а также для помощи людям, которые не способны преодолеть сложившуюся ситуацию.

В ходе марма-терапии применяется марма-массаж, древняя техника восстановления организма. Поскольку многие из марм связаны с определенными мышцами, органами или тканями и являются биологически активными зонами-проекциями жизненно важных центров нашего организма, то воздействие на них в процессе массажа способствует гармонизации энергий и восстановлению функций тех или иных органов, придает силы, помогает расслабиться и быстрее справиться с заболеванием.

Болезнь возникает тогда, когда возникает дисбаланс энергий: орган или какая-то система недополучают энергию или получают её в избытке, либо возникает блокировка энергии в жизненно важных центрах физического, эфирного или тонкого тел человека. Наш организм здоров, когда он энергетически наполнен, когда энергия течёт в нём беспрепятственно и распределена правильно. Во время марма-массажа врач воздействует на мармы и может перераспределить энергию таким образом, что она будет двигаться равномерно. Во время массажа учитывается индивидуальное строение тела, состояние грубого и тонкого тела, болезни и многое другое, - все это помогает массажу быть более эффективным.

Марма-массаж способствует лучшей детоксификации мягких тканей, укреплению мышц и связок. Он с успехом применяется для профилактики и быстрого выздоровления при следующих болезнях и недомоганиях: грыжа, прогрессирующий деформирующий артрит, спондилит, смещение дисков, астма, головная боль, мигрень, эпилепсия, проблемы с почками и сердцем, боль в груди, кровяное давление, расстройство биоритмов, загиб матки, проблемы с желудком и кишечником, понос, запоры, воспаление миндалин, закупорка пазух и проблемы с глазами.

Марма-массаж снимает энергетические блоки, улучшает кровообращение, поднимает общий тонус организма и балансирует нервную систему. Он воздействует не только на физическом, но и на более тонком уровне, помогая восстановиться всем системам и органам. Улучшает функционирование спинного и головного мозга, помогает вернуть подвижность суставам, успокоить ум и ускорить процесс исцеления и омоложения. Способствуя рассасыванию энергетических блоков и закупорок, марма-массаж решает кожные проблемы, связанные с диабетом, восстанавливает функции печени, поджелудочной, щитовидной и вилочковой желез, а также функции гипофиза. Массаж включает не только плавное втирание масла и активацию марма-точек, но и мягкую растяжку, т.е. комбинацию движений для открытия суставов и восстановления эластичности сухожилий. Это способствует особенно глубокому расслаблению и насыщает тело жизненной энергией.

Марма-терапия показана как детям, так и взрослым. Противопоказания – острые инфекционные заболевания, неотложные состояния, беременность. Результат марма-терапии всегда один – радость, спокойствие, хороший сон, отсутствие тревоги и депрессии.

 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS