Главная - Советы дизайнера
Дом центросоюза. Здание Центросоюза: единственная московская постройка Ле Корбюзье Открытый и закрытый

19 июня 1928 года было последним днём подачи конкурсных проектов на здание Центросоюза — могущественной организации, расцветшей в эпоху НЭПа и обладавшей тогда министерскими амбициями. Конкурс был организован не без странностей — параллельно с первым, открытым сбором работ, проекты заказали и нескольким иностранным бюро. Наиболее известным из них была парижская мастерская Ле Корбюзье. Исследователь его творчества Ж.-Л. Коэн приводит выдержки из пожеланий заказчика, приложенные к письму с приглашением: «Архитектура должна быть в четко-выраженном стиле официального административного здания, большое внимание следует уделить наружным поверхностям и силуэту, красота и величие здания должны проистекать из простоты форм, где это возможно, следует избегать использования декоративных деталей. Поскольку здание Центросоюза будет с трех сторон окружено крупными магистралями, оно должно иметь единый образ».


Всего на здание Центросоюза было подано 23 конкурсных проекта и еще 5 заказных. Но первую премию получил вовсе не амбициозный швейцарец, а выпускник Петербургского института гражданских инженеров Борис Великовский — автор многих предреволюционных неоклассических построек — доходных домов, фабрик, особняков. За год до конкурса он завершил самое современное здание тогдашней Москвы — штаб-квартиру Госторга в конце Мясницкой улицы.


Первый этап конкурса задумывался скорее как концептуальный, да и все проекты обладали теми или иными недостатками, поэтому жюри объявило следующий тур. Великовский в нём не участвовал, но у Корбюзье появились другие соперники: в том числе, братья Веснины, Александр Никольский, Петер Беренс и вчерашний студент Иван Леонидов.

В это же время, осенью 1928 года, Ле Корбюзье приехал в Москву. Возможно, и личное присутствие, и важность самого визита, на чем настаивали прогрессивно настроенные советские архитекторы, сыграли свою роль — в конце концов, первую премию и право постройки получил именно он. Предложение Ле Корбюзье на третьем этапе было наиболее цельным и простым как в своем образе, так и с точки зрения функции — лапидарной формы конторские корпуса и параболический в плане объем зрительного зала. У Леонидова Корбюзье заимствовал идею сплошного стеклянного фасада — не «тельняшек» ленточных окон, а единого полотна. У Великовского (Корбюзье, конечно же, посещает Госторг) — идею открытого этажа без перегородок и лифты непрерывного действия (патерностеры). Это и многое другое он объединил не только на основе своих «пяти принципов », но и новой идеи — «архитектура — это циркуляция!». И циркуляция 2000 сотрудников Центросоюза, перемещающихся между 7 этажами трёх конторских корпусов — вверх на лифте, вниз — по пандусу. И циркуляция воздуха — железобетон позволил создать единое межоконное пространство — именно здесь должен был проходить нагретый воздух зимой и охлажденный летом (форточки были задуманы только во внутреннем слое остекления).

Ле Корбюзье ещё два раза посещал Москву — в 1929 и 1930 годах, а стройка началась только в 1931 — уже без его участия. Как почти во всех проектах, одним соавтором выступил его двоюродный брат Пьер Жаннере, а вторым — советский архитектор Николай Яковлевич (Джеймсович — он был шотландцем по отцу) Колли. Колли два года жил в Париже, работал в мастерской Корбюзье и приводил проект к нашим нормам и реалиям. Потом он же воплощал его в жизнь — швейцарец разругался с советским государством (его проект Дворца Советов не прошел даже во второй тур, как раз тогда разгоралась борьба с формализмом и космополитизмом).



Здание было достроено только к 1937 году — в совсем другую эпоху. Система центрального кондиционирования так и не была воплощена из-за дороговизны, а для большей представительности (здание теперь занимал Наркомлегпром) стены облицевали армянским туфом: общий модернистский облик с гладкими поверхностями стен казался теперь анахронизмом.


Однако целые поколения советских архитекторов продолжали считать постройку важнейшей в стране. Бывший нарком финансов Николай Милютин (теоретик градостроительства и заказчик дома Наркомфина) чуть ли не ежедневно инспектировал стройку, Александр Веснин сравнивал Центросоюз с Успенским собором Аристотеля Фьораванти, а будущие модернисты 1960-х с восторгом вспоминали, как «вязали арматуру» на практике первых курсов института.

Интересно, что ещё до завершения здания на Мясницкой, в 1931-1934 годах, ученики знаменитого Александра Кузнецова (братья В. и Г. Мовчаны и др.), вдохновившись проектом Корбюзье спроектировали, построили очень похожее здание для Всероссийского электротехнического общества (ВЭО). Здесь также сплошной стеклянный фасад, лифт непрерывного действия и пандус. Но, в отличие от Корбюзье, они остроумно осветили его и фонарём на крыше (к сожалению давно переделанным) и круглыми окнами в стенах.


Быть может, главное новшество в организации офисных зданий — никак не разграниченное рабочее пространство — было утопией, но архитектурные решения общественных зон, четкое разведение потоков, эффективный транспорт внутри здания пережили не одну перестройку, и без них функционирование здания немыслимо.

Центросоюз дважды был реконструирован (в 1970-е и 2010-е): свободные этажи были разгорожены на отдельные кабинеты, оконные переплеты заменены, патерностеры демонтированы, но внутренние пространства актового зала, фойе, лестниц и пандусов сохранились почти в первозданном виде.



Фото Николай Васильев

Что случилось

Вчера на сайте движения «Архандзор» появилась о том, что рядом с домом Центросоюза архитектора Ле Корбюзье, на территории, которая принадлежит Министерству обороны, планируется строительство 58-метрового здания. По плану высотка появится на месте двух домов конца XIX века, которые не представляют исторической ценности. на их снос было выдано еще в апреле 2016 года, градозащитники обратили внимание на незаконные действия только сейчас.

Причиной стало обращение главы парижского Фонда Ле Корбюзье Антуана Пикона к мэру Москвы Сергею Собянину и главе Министерства культуры Владимиру Мединскому с просьбой отказаться от проекта, оказавшееся в распоряжении «Архнадзора». Хотя новая высотка не несет прямой угрозы зданию Центросоюза, где сейчас базируется Росстат, очевидно, что высотка может испортить вид на постройку архитектора, которому, кстати, в позапрошлом году поставили на Мясницкой. Реальность угрозы можно понять, если учесть, что с такого же разрешения на снос начинались многие истории, которые приводили в итоге к гибели исторических памятников - здания , например.

Два дома - белый и красный, - на месте которых может возникнуть новостройка

© Архнадзор

Что говорят эксперты

Татьяна Кудрявцева

Архитектор, эксперт по охране архитектурного наследия

«Я участвовала в экспертизе по определению границ охранной зоны вблизи дома Центросоюза, и в результате границы не изменились. Решение было еще раз подтверждено на совещании в декабре 2016 года. Да, рядом со зданием Ле Корбюзье есть два дома постройки конца XIX - начала XX века, которые уродуют памятник. Дело в том, что в этих домах уже лет 30 не живет никто, кроме бездомных. Сделать здания жилыми - невозможно. Поэтому на их месте появится новая постройка. Я не знаю, какая: знать может только главный архитектор города Сергей Кузнецов. Единственное, что могу я, - объяснить, какое здание там можно построить, а какое нет. Но этим на экспертизе я не занималась».

Константин Михайлов

Историк архитектуры, координатор общественного движения «Архнадзор»

«Власти, по обыкновению, затеяли совершенно неуместную стройку в историческом центре города, причем на охранной территории, рядом с домом Центросоюза. Само 58-метровое здание собираются поставить на месте доходных домов конца XIX века. Для этого уже предприняты некоторые действия по изменению действующего режима охраны. Были найдены эксперты, готовые подтвердить, что высотка никак не повредит историческому облику той местности и не повлияет на восприятие памятника мирового значения.

Окончательное решение властей по этому вопросу не готово, впрочем, как нет и постановления о начале строительства, но уже разработан проект Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) рядом с домом Ле Корбюзье. В нем как раз заложена высота около 60 метров.

Без технического исследования сложно сказать, как строительство может повлиять на состояние памятника архитектуры. Но то, что такое соседство плохо скажется на визуальном восприятии единственного проекта Ле Корбюзье в Москве, - это точно! Высотка будет перетягивать на себя внимание, что перечеркнет традиционное восприятие дома Центросоюза. Жаль, что в столичном правительстве не берут подобные соображения в расчет.


Участок предполагаемого строительства

Сейчас ведется работа по исполнению президентского об увеличении количества объектов Всемирного наследия, которые Россия могла бы предоставить ЮНЕСКО. Дом Ле Корбюзье - один из главных претендентов на номинацию от нашей страны. Тем более что многие постройки французского архитектора в других странах уже вошли в этот список. Однако планы столичного правительства возвести рядом с ним высотку ставят крест на этих намерениях.

Неудивительно, что мировое экспертное сообщество обеспокоено. К сожалению, в последнее время московские власти под разговоры о сохранении архитектурного наследия часто проектируют и разрешают стройки, которые портят исторический облик города. Достаточно вспомнить возле Новой Басманной улицы, из-за которой прекрасный храм Святых Апостолов Петра и Павла оказался по соседству с огромной башней, - и это только один из множества примеров.

Сейчас памятник нуждается в защите от агрессивного строительства по соседству. «Архнадзор» уже писал замечания по этому делу в Москомархитектуры. В планах - обратиться в правоохранительные органы и защитить здание юридическими методами. Потому что настоящие действия властей - с привлечением ненадежных экспертов - нарушают законодательство».

Пресс-служба Министерства обороны, на территории которого планируется строительство высотного здания, и ООО «Фин.ком», подрядчик проекта, отказались от комментариев.

galmara wrote in October 15th, 2012

В рамках празднования юбилея Ле Корбюзье, которому 6 октября исполнилось 125 лет, в Москве состоялся показ интерьеров единственного построенного в Москве здания по проекту Ле Корбюзье - Центросоюза (Наркомлегпрома/ Росстата). Мне посчастливилось оказаться в числе экскурсантов и сделать энное количество снимков своей маленькой мыльницей, некоторую их часть показываю здесь.
Впечатление потрясающее от увиденного!
1.

конечно, я не имею в виду этот ужасный кирпичный забор
2.

3.

Для фотографа такие пространства просто находка!!! И их, фотографов с мыльницами, мобильниками и навороченными зеркалками, там было достаточно.
Главным действующим лицом на этом мероприятии был г-н Жан-Луи Коэн - архитектор, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории архитектуры в Художественном институте Нью-Йоркского универститета, член Советов Канадского архитектурного центра в Монреале, Фонда Ле Корбюзье в Париже, по архитектуре и дизайну Музея современного искусства в Нью-Йорке, Берлинской академии художеств, Академии Св.Луки в Риме и Российской академии архитектуры. Кавалер ордена искусств и словесности. Инициатор многочисленных выставок в различных странах, автор многочисленных публикаций и книг. Он также был куратором выставки в Пушкинском музее.

4.
Жан-Луи Коэн представляет свою книгу

5.
Ж-Л Коэн и Елена Гонсалес, проведшая экскурсию по зданию

6.

7.

Жан-Луи Коэн прочитал интересную лекцию об истории строительства здания, я хочу лишь процитировать несколько фраз. А для тех, кто интересуется архитектурой и в частности, творчеством Корбюзье очень-очень советую приобрести вновь изданную книгу Жан-Луи Коэн "Ле Корбюзье и мистика СССР. Теории и проекты для Москвы 1928-1946" Арт Волхонка Москва, 2012. Это русское издание французского первоисточника 1987г. Богато иллюстрированная книга, интересно и очень подробно рассказывает об отношениях Корбюзье и Советской России.
8.

9.

Не ставлю перед собой задачу рассказать о творчестве и жизни Корбюзье, об истории конкурса и затем строительства здания Центросоюза, - обо всем этом очень интересно и подробно рассказал Ж-Л.Коэн в своей книге. Интересующиеся также могут найти немало информации в интернете. У меня также нет цели показать и рассказать о том, что именно в здании осталось подлинным и нетронутым со времен Ле Корбюзье - пусть этим занимаются архитекторы.

10.

затянувшийся ремонт не дает увидеть здание полностью
11.

Меня интересует лишь визуальная составляющая этого архитектурного шедевра.
Поэтому предлагаю посмотреть фотографии и восхититься прекрасной геометрией и чистотой линий. И не забывать при этом, что в конце 20х-нач.30х.гг. не было еще тех технологий строительства и материалов, которые есть сейчас, и многое придумывалось на ходу из того, что имелось тогда.

12.
Укладка арматуры одного из пандусов, 1932.

13.
слева -Корбюзье и рабочие, справа - Корбюзье и Н.Колли на строительстве Дома Центросоюза

Здание Центросоюза - заказ, который Ле Корбюзье получил от Москвы в октябре 1928г., - стал для него серьезнейшим интеллектуальным и профессиональным испытанием. Благодаря счастливой случайности, всего лишь несколько месяцев спустя после проигранной битвы за проект Дворца Лиги Наций, ему представилась возможность впервые продемонстрировать значимость своих идей в применении к масштабным проектам.
14.
Триумфальные ворота у Тверской заставы и силуэт храма Ал.Невского в Миуссах. Вид со стороны Белорусского вокзала. Рисунок Корбюзье 1928г.

Почему и как оказалось, что именно Центросоюз имел возможность в те непростые и небогатые годы объявить конкурс на строительство своего нового здания? Об этом подробно рассказывает Ж-Л.Коэн в своей книге. Приведу лишь короткую цитату.
Потребительская кооперация зародилась в Росси в 1864г., в 1898г. был создан Московский союз потребительских обществ (МСПО), впооследствии Центросоюз, председателем которого с 1926г. был Исидор Любимов.В нач. 1926г. исполком Моссовета выделил Центросоюзу, руководство которого располагалось тогда в Большом Черкасском переулке, земельный участок для строительства грандиозного конторского здания между домами №№ 35 и 44 по Мясницкой улице. Аппарат Центросоюза насчитывал в это время 2500 сотрудников, которых предполагалось разместить в этом здании.
В результате конкурса (в три тура), проведенного Всероссийским обществом гражданских инженеров,
победил Ле Корбюзье. Эта победа продемонстрировала непосредственный результат воздействия архитектурных идей и форм Ле Корбюзье на советское зодчество и одновременно обнаружил ряд совпадений и расхождений с идеями представителей советского авангарда, учитывая новый теоретический контекст, совпадающий по времени с той фазой движения "современной архитектуры" в Европе.

15.

16.

17.

18.

Этот заказ принес Ле Корбюзье ошеломительный успех потому, что он оправдал все ожидания. С присущим ему удивительным умением он отказался от всех условных и устарелых архитектурных традиций. Проект при простой, вполне утилитарной планировке содержит совершенно простые по идее стеклянные переходы и галереи, пандусы, заменяющие лестницы, оригинальной, но вполне удобной подковообразной формы, планировку клубного зала, сообщающие проекту чрезвычайную целесообразность, без всяких натяжек в сторону логики и здравого смысла.

19.
План первого этажа в окончательном проекте.1929, май.

20.
Ле Корбюзье среди советских архитекторов.Москва, октябрь 1928г.
Слева направо: Андрей Буров, Ле Корбюзье, Николай Соболев, Александр Веснин, Георгий Гольц.

"Исключительная ясность архитектурной мысли, четкость в построении масс и объемов, чистота пропорций, ясность соотношений всех элементов, сопоставленных по контрасту и по нюансу, масштабность всего сооружения в целом и отдельных его частей, легкость и вместе с тем монументальность, архитектурное единство, строгая простота характерны для этого сооружения"-Александр Веснин.
21.

22.

23.

24.

25.

26.

В 1936г. здание Наркомлегпрома приобрело,наконец, законченный вид как снаружи, так и и внутри. И тогда же впервые были опубликованы снимки основных помещений здания.
27. лифт pater noster

Несмотря на отклонения от начального замысла в отношении интерьеров, дом сохраняет верность архитектурному замыслу Ле Корбюзье: планировка внутренних маршрутов движения, трактовка наружных объемов здания соответствуют его планам. Сам Корбюзье был на этом объекте всего три раза и в последний раз видел здание в 1930г.

28.

29.

30.

31.

Н.Д.Колли в статье в журнале "Архитектура СССР" рассказывал о здании:"первый год эксплуатации здания показал, что свободное пространство "колоннады" - так теперь именуются столбы - отвечает всем ожиданиям. Главный вестибюль здания также позволил своим столбам приобрести достоинство колонн: облицованные искусственным мрамором серого цвета (как и писала Шарлотта Перриан), колонны в месте их сочетания с плоскостью потолка имеют "небольшие галтели из светлого дуба", а базы колонн обведены черным марблитом. Стены облицованы полированным желтым крымским мрамором "Биюк-Янкой", пол главного вестибюля выложен из плит бело-серого и темно-серого мрамора. Марш пандусов покрыт черной резиной, а стены вдоль них отделаны панелями светлого дуба. Стены этажных площадок пандуса исполнены из серого уральского полированного мрамора. Стены коридоров вдоль бюро облицованы светлым натуральным дубом".

32.

33.

34.

35.

36.

37.

Основной конфликт между архитектором и советскими клиентами возник вокруг проекта отопления и вентиляции.

38.

Принцип "нейтрализующих стен" и "точечной вентиляции"
39.

Корбюзье отправил запрос с экспертизой своего проекта американцам, которые сделали вывод о том, что такая "точная система" весьма затратна, требует " примерно в четыре раза больше горячего пара и в два раза больше моторной силы для обогрева и вентиляции здания, чем это необходимо" при обычном способе отопления. Поэтому Корбюзье не смог отстоять эту часть своего проекта.

40.

Для обогрева помещений использовались радиаторы, установленные вдоль всего фронта наружных стен на каждом этаже, а также от перегрева помещений солнечными лучами, наряду с традиционными полотняными шторами внутри помещения использовались также накручивающиеся на барабан механические шторы, опускающиеся и поднимающиеся в межрамном пространстве по команде из рабочего помещения. Эта система была разработана под руководством инженера П.Н.Шабарова. Для наружного остекления применялось стекло "саблэ" - необработанное зеркальное стекло, малопрозрачное и рассеивающее свет. Для внутреннего остекления на высоту 93 см от пола за радиаторами применялось кафедральное стекло, остальные части были остеклены зеркальным стеклом.
41.

42.

Разумеется, было немало противников, особенно с критикой функциональной практичности здания:
"..полнейшая асоциальность архитектора, полнейшая оторванность Корбюзье от запросов широкой массы. Он не связан ни с пролетариатом, ни с индустриальным капиталом" Эль Лисицкий.
Это "холодный, однообразный и неприветливый дом", за стенами которого "люди должны работать напряженно, автоматически, уныло, безрадостно", "по-американски".-Сергей Кожин.
43.

44.

45.

46.

47.

Конечно, после разных ремонтов и активной эксплуатации не все сохранилось в первозданном виде, но, если честно, увиденное превзошло все мои представления и ожидания. И не только потому, что я не являлась сторонницей творчества Ле Корбюзье и советское офисное здание не вызывало у меня большого энтузиазма и надежд на что-то интересное...Но даже из предполагаемого я боялась увидеть гораздо худшее, принимая во внимание то, как у нас умеют приспосабливать под свои нужды исторические объекты. Я ошиблась дважды и очень рада этому!:)

48.

50.

51.

52.

53.

54.

Поскольку далеко не все смогут увидеть это здание изнутри, постаралась показать побольше снимков.

Видео с сайта Культура - интервью Ж-Л Коэна от 30.06.2011

Дом Центросоюза (Наркомлегпрома) - офисное здание, возведённое в 1928-1936 годах в центре Москвы по проекту Ле Корбюзье . Здание относится к числу наиболее интересных архитектурных раритетов не только Москвы, но и мира, представляя собой созданный знаменитым архитектором образец европейского модернизма конца 20-х годов XX века. В здании Центросоюза первоначально помещался Центросоюз (для которого и проводился конкурс), затем Наркомлегпром СССР, Министерство текстильной промышленности СССР, с 1959 года - ЦСУ СССР. В настоящее время здесь располагается Федеральная служба государственной статистики - Росстат.

Дом Центросоюза - один из первых в Европе больших офисных комплексов с витражным остеклением. Построен в результате открытого конкурса 1928 года, в котором участвовали в основном русские архитекторы: братья Александр и Виктор Веснины , Б. М. Великовский, С. Е. Чернышёв, И. И. Леонидов , А. Д. Крячков и другие. Кроме того, были приглашены и иностранные архитекторы.

Дом Центросоюза - очень большое по тем временам сооружение. Первое, что бросается в глаза при подходе к нему - это гигантские поверхности стекла на фасадах, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, свободные пространства первого этажа (под зданием можно свободно пройти), горизонтальные крыши, красновато-коричневая облицовка стен из розового артикского туфа. Всё это - характерные особенности творческой манеры Ле Корбюзье начала 30-х годов (за исключением разве что облицовки), яркая иллюстрация его же известных «Пяти отправных точек современной архитектуры». В зданиях комплекса предусмотрены рабочие места для 3500 служащих, а также большой конференц-зал (выделенный отдельным блоком), клубные помещения, читальный зал, ресторан и многое другое. В первом этаже расположен просторный входной вестибюль, с открытыми лестницами и пандусами (наклонными пешеходными рампами) для связи между этажами.

Дом Центросоюза весьма сходен по программе со зданием Министерства здравоохранения и образования в Рио-де-Жанейро (арх-ры Л. Коста, О. Нимейер, при участии Ле Корбюзье 1936), где также присутствуют открытые колонны в основании здания, большие площади витражного остекления, разделение объёмов по их функции. Близкий аналог Центросоюзу и (арх. Ле Корбюзье, 1931), в котором основной блок также покоится на колоннах, а сплошное остекление фасада «вставлено» в раму из камня. Можно добавить к этому и , соавтором которого тоже является Ле Корбюзье (1947). Секретариат ООН - это, образно говоря, не что иное, как поставленный вертикально офисный блок Центросоюза. Как и все эти упомянутые здания, Центросоюз являет собой образец «интернационального стиля», повсеместно вошедшего в моду с начала 1950-х годов.

Строительство комплекса велось под надзором Николая Колли , эрудированного, авторитетного архитектора из группы конструктивистов. Он состоял в переписке с Ле Корбюзье , согласовывая с ним все изменения проекта. Именно благодаря авторитету и настойчивости Колли комплекс Центросоюза построен с весьма хорошим для тех времен качеством. Курировало стройку крыло Троцкого, но после того, как в конце 20-х годов в стране произошли известные перемены в политическом курсе, а затем и в архитектурном - в сторону «государственного классицизма», - проект был приостановлен на несколько лет. Завершалось строительство Центросоюза в 1933-36 годах.

По предложенным идеям проект Центросоюза Ле Корбюзье был крайне новаторским, опережающим время, - как в отношении примененных материалов и конструкций, так и по своему архитектурному облику. Причем, новаторским не только для России, где в ту пору существовал свой сильный архитектурный авангард, но и для Европы. В офисных блоках Центросоюза применена конструкция типа железобетонной этажерки-каркаса, позволяющая свободно планировать этажи, что для строительной практики России было новостью. Корбюзье предложил также навесные герметичные стеклянные стены-экраны с вакуумом вместо воздуха между двумя слоями стекла - с целью теплоизоляции внутренних помещений. Вдобавок к этому в здании предусматривалась внутренняя система аэрации - кондиционирования. Это технологическое решение, имевшее целью обеспечить комфортные условия для работников при любых погодных условиях, зимой и летом, в силу ограниченных возможностей того времени было осуществлено далеко не полностью.

В 1928 году Ле Корбюзье и Пьер Жаннере получают заказ на проектирование Дома Центросоюза в Москве. Впоследствии он будет построен с некоторыми отступлениями от первоначального замысла* (Здание ЦСУ СССР (б. дом Наркомлегпрома) на ул. Кирова в Москве было построено в 1930-1936 гг. при участии арх. Н. И. Колли. Этой работе Ле Корбюзье предшествовала его победа на конкурсе в 1928 г. (Прим. ред.)). Разрабатывая этот проект, Ле Корбюзье предлагает принцип «нейтрализующих стен». Это новшество вызвало насмешки со стороны московских и парижских специалистов. Но Гюстав Лион считает это предложение гениальной идеей, которая преобразит архитектуру. Под руководством этого физика были проведены тщательные изыскательские работы и опыты в лаборатории фирмы «Сен Гобен». В наши дни где-то в архивах этой фирмы хранятся папки с расчетами (в которые до сего времени никто не заглядывал).

1928 год. Здание Центросоюза в Москве. Красивый план!

В этом проекте, как и в Общежитии швейцарских студентов в Париже и затем в вилле Савой и «Плане-Обюс» в Алжире, Ле Корбюзье «сформулировал» идею свободного плана, связанную с периодом расцвета железобетона. Это подлинное произведение архитектуры, едва ли не безграничное по своему богатству. В этом проекте нет ничего общего со всем тем, что ему предшествовало, - с формулой классических эпох (комната = четыре стены). Правда, у него были предшественники, например, готика. Но готика являла непримиримые противоречия между планом, разрезом и техникой кладки из тесаного камня, сковывающей свободу творчества; семь веков спустя железобетон сыграл роль раскрепостителя.

Во время работы над этим проектом были созданы «нейтрализующие» навесные стены из стекла или камня. Это было подлинным новаторством в области строительной техники. До этого времени подобная конструкция стены никогда не применялась...

План сооружения строений Центросоюза в Москве, составленный Ле Корбюзье и Пьером Жаннере / Журнал «Современная архитектура». 1928. № 6. - С. 177-181.

Раздел 1. Общее расположение зданий

Мы постарались избежать массивных зданий с внутренними дворами. Наши здания расположены так, чтобы всюду мог проникать свет; сады заполняют пространство между зданиями; сады возвышаются и на крышах зданий (см. раздел 6 - „Крыши-террасы“). Дворы отсутствуют.

Так как Мясницкая очень шумная и сравнительно узкая улица, мы отодвинули назад за сад, засаженный деревьями, здания, отведенные под торговые отделы; благодаря деревьям, шум с улицы будет в значительной степени ослаблен.

У нас не имеется главного фасада в подлинном смысле этого слова: в отношении архитектурной ценности здания, выходящие на Мясницкую, и здания, обращенные к будущему бульвару, стоят на одном уровне.

Так как новая Мясницкая еще не открыта мы предусматриваем расширение именно в эту сторону.

Раздел 2. Распределение

Мы отделили основные отделы и сгруппировали их в самостоятельных, хотя и тесно связанных со всеми полезными местами, зданиях.

1. Группа А (Правление, административные отделы, контрольная комиссия) - на бульваре.

Отдельно, в спокойном боковом строении, в 1-м этаже отделы контрольной комиссии.

В первом же этаже большой вестибюль под справочным бюро, раздевальной для посетителей, уборными для посетителей, комнатой для ожидания и приемной.

На втором этаже - кабинеты заведующих, а на следующих этажах - различные отделы, правленческие и административные.

2. Группа Б занимает целое здание на Мясницкой; она содержит торговые отделы и рабочие организации. Комнаты представляют собою обширные помещения американского типа, в 4 м, высоты, причем движение происходит посередине, между низкими барьерами.

3. Между зданием, содержащим группу А, и зданием с группой Б мы расположили банк, занимающий совершенно самостоятельное положение, хотя он и связан с группой А; вход для посетителей с Мясницкой через сад. Финансовые отделы рядом.

4. Все помещения, охватывающие клуб, образуют внутри участка центральное здание, выход из которого в большой вестибюль группы Б, обращенный ка Мясницкую.

При клубе большой вестибюль-фойе-бар в нижнем этаже, с отдельным наклонным проходом и мостиками, ведущими в театральный зал. В первом же этаже - раздевальни, специально предназначенные для клуба, и уборные.

5. Амбулатории отведено место в маленьком боковом здании между клубом и Новой Мясницкой; это строение, защищенное от шума, выходит в сад. Сейчас оно непосредственно сообщается с Мясницкой через вестибюли в первом этаже; позднее же оно будет непосредственно связано с будущей Новой Мясницкой.

6. Квартиры служащих расположены в том же здании, что и амбулатории.

Раздел 3. Движение

Вопрос о движении внутри дома, по которому будут постоянно ходить 2 000 служащих, является задачей первостепенной важности. Мы разрешили ее согласно с требованиями городского благоустройства, т. е. предположили, что коридоры и лестницы являются так сказать, закрытыми улицами. Улицы эти имеют ввиду этого ширину в 3,25 м и всегда хорошо освещены. Лестницы же, по которым всегда трудно и утомительно ходить, заменены большими проходами с очень слабым наклоном (в 14°), позволяющими оживленное движение без утомления. Итак, во дворце Центросоюза нет лестниц.

Но однакоже для того чтобы обеспечить возможность быстрой связи, мы поместили у концов коридорной сети 4 маленькие лестницы, дающие возможность быстрого сообщения с верхними этажами.

Принимая во внимание особенности московского климата и суровость зимы, мы приняли соответствующую систему входов. Она состоит в том, что для того чтобы войти в оба дома - группы А и группы Б - надо пройти через большой и жарко натопленный тамбур; пол этого тамбура покрыт решеткой для снега с обуви и пальто. После тамбура служащие не входят в вестибюли, а спускаются по проходу со слабым наклоном в подземное помещение, где находятся обширные образцовые раздевальни; из этих раздевален прямой выход в первую часть каждого из двух проходов, которые обслуживают все здания. Эти раздевальни также обслуживаются обеими системами лестниц и двойных подъемных машин, каждая из которых открывается на оба больших наклонных прохода.

Уборные, ватерклозеты и ванные находятся рядом с большими наклонными проходами, в непосредственном соседстве, на каждом этаже. Все это образует первую систему путей сообщения (для служащих).

Вторая система (посетители). Посетители входят через те же тамбуры с Мясницкой или с бульвара, но вместо того чтобы спускаться в подвальное помещение, они проходят прямо в большие вестибюли, обслуживающие первый этаж. Посетители найдут тут же рядом раздевальни, залу для ожидания, фойе, телефон общего пользования, уборные, справочное бюро и т. д.

Посетители распределяются на две категории: а) посетители, направляющиеся в Правление и административные отделы и б) посетители торговых отделов и выставки (Мясницкая).

Третья система (клуб или общественные организации). Вход с Мясницкой, но в то же время существует и непосредственное сообщение с бульваром через вестибюль группы А.

Эта система обслуживает все отделы клуба, т. е. театральную и лекционную залу, библиотеку, помещение для выдачи книг, столовую, помещение для физкультуры.

Четвертая система (для автомобилей). С Мясницкой проезд под домом направо к угольному складу, с одной стороны, и к складам выставочной залы - с другой; проезд под домом налево - к гаражу, рассчитанному на 30-50 автомобилей.

Этот гараж непосредственно связан с помещением подвальных раздевален и большими проходами, расположенными ввиде подковы в группах А и Б.

Пятая система (для разных нужд). Здесь имеется в виду специальное устройство, как напр., мостик, соединяющий на 4-м этаже группу А (организации) с библиотекой, и на 5-м этаже группу А со столовой.

Раздел 4. Характер постройки

Проектом предусмотрена постройка из железобетона. Костяк состоит из правильных рядов железобетонных столбов, поддерживающих пол. Сообразно с нашим опытом, полы из железобетона выдаются за пределы столбов на 1,25 м со стороны улицы, так что окна зданий полностью освобождены от точек опоры. Это дает возможность неукоснительного применения системы „продольного окна“, дающей максимальное количества света.

Здания кончаются наверху крышами-террасами. Теория этих крыш-террас родилась в результате опыта, проделанного нами более 15 лет назад в очень суровом климате (в Юрских горах, на высоте 1000 м). Эта Теория, предусматривающая плоскую крышу со стоком воды внутрь дома, является непосредственным следствием введения центрального отопления в домах, находящихся в очень холодных странах с обильными снежными осадками. В сущности это единственное возможное решение вопроса в холодных странах.

Кроме того, для того чтобы избежать последствий расширения железобетона летом, мы завершаем свои крыши-террасы специальной системой садов, благодаря которым на плитках из бетона и под плитками из цемента, покрывающими песочный грунт, поддерживается постоянная влажность, целиком уничтожающая действие расширения. Эта теория плоских крыш проверяется нами уже в течение 15 лет во всех наших постройках, причем она применяется с полным успехом. Она к тому же принимается большинством современных архитекторов нового направления.

Стены, окружающие здания, попросту пустотелые стены. Вместо массивной кладки они состоят из многих рядов перегородок из пустотелых кирпичей, оставляющих промежуток для воздуха. Стены эти обладают каллорическим коэффициентом несравненно более высоким, чем все массивные постройки (см. более подробно в приложении для Лиги наций).

Полы можно будет делать, сообразуясь с их местным назначением, из каменных плит, из деревянного паркета, из керамических плит (см. № 6, раздел 6.)

Раздел 5. Кубатура

Общая кубатура: 24 000 куб. м в нижней части здания (подвальные помещения), 107 000 куб. м не считая нижней части здания (раздевальни).

(Все помещения имеют высоту 4 м.)

Раздел 6. Особенности

Мы обращаем ваше внимание на особенности, присущие нашему проекту:

1. Отопление, охлаждение, вентиляция. План № 1 показывает установку машин для отопления, охлаждения и вентилирования.

Мы предлагаем применение той же системы, которую мы предлагали и для Дворца наций в Женеве. В частности, зал будет снабжен системой отопления, охлаждения и вентиляции замкнутым кругом, дающей возможность очищать и обновлять воздух зала; постоянно поддерживая в нем путем охлаждения температуру 18°, из расчета 80 литров воздуха 18-градусной температуры на каждого жителя.

Чрезвычайно простое приспособление связывает зал с подвальным вентилятором и выбрасывает воздух с указанной выше скоростью под каждым из кресел. Таким образом каждый зритель располагает достаточным количеством чистого воздуха, а облако испорченного воздуха поднимается под наклонный потолок зала этот воздух очищается и восстанавливается в помещениях, приспособленных соответствующим образом, и спускается в подвальные охладительные приборы, сообщающие ему 18-градусную температуру.

2. Крыши-террасы (см. выше описание в разделе 4).

3. Продольные окна. Мы предлагаем применить здесь свой патент продольных окон, используемый в настоящее время сен-гобенскими мануфактурами. Окна эти снабжены двойным остеклением и открываются при помощи боковых шарниров, что дает возможность полного проветривания помещений. Этот патент предусматривает чрезвычайно простую систему запора (эксцентрического), обеспечивающего абсолютную герметичность. Каждый фасад снабжен системой передвижных трубных лесов, дающей возможность в полной мере производить очистку зданий с наружной стороны, причем это никогда не вызывает необходимости перерыва или каких-либо неудобств в работе служащих.

4. Клубный зал построен сообразно современным принципам акустики, в том виде, как они применены в парижском зале Плейель и в нашем большом Зале собраний во Дворце наций. Благодаря особому расположению линии стен получается одинаковая слышимость для всех зрителей.

Зрительная возможность одинакова со всех мест.

Мы предлагаем такое расположение сцены, которая дает возможность с большой легкостью менять декорации, что вполне соответствует, как нам кажется, желаниям русских режиссеров, которые создали в этой области методы, повсеместно вызывающие восхищение.

Благодаря установке специальных экранов зал спектаклей или кино может быть превращен в концертный или лекционный зал, в котором оратор сможет говорить в наиболее благоприятных условиях. Имеется достаточное пространство для декораций над и под сценой. Предусмотрено известное число уборных для актеров, под сценой, причем эти уборные получают свет непосредственно.

5. Мы наметили (см. план № 1) систему путей для канализации во всех зданиях.

6. Комната машинописи, а также и обе музыкальные комнаты, входящие в число 10 комнат общего труда, предусмотренные проектом на крыше здания группы Б, будут приспособлены при помощи способа Густава Лион так, чтобы в них поглощались все звуки.

7. Столовой отводится место в верхней части клуба по двум причинам:
1) из соображений освещения, чистого воздуха, использования террасы-сада, близости комнат физкультуры;
2) чтобы кухню можно было расположить в верхней части здания, во избежание неприятного запаха.

8. Комната физкультуры расположена на самом верху клубного здания, для того чтобы можно было пользоваться наиболее чистым воздухом, использовать обширные террасы для солнечных ванн и самую крышу этой комнаты, на которой будет устроен баскет-болл и беговой трек.

В Советский Союз, новую страну на карте мира, в которой европейские левые видели надежду на воплощение своих социальных утопий. Были и очарование неиссякаемыми идеями молодого поколения советских архитекторов, и публичные выступления (как в Большой аудитории Политехнического музея), и участие в конкурсах, и даже победа в одном из них, благодаря чему в Москве появилось Здание центросоюза – поистине шедевр модернистской архитектуры. В переписке с русским товарищем Александром Весниным Корбюзье отмечает: «В настоящий момент Москва является наиболее живым архитектурным центром». Смысл фразы станет понятней, если вспомнить, сколь сложен был путь к признанию идей мастера в западном обществе, сколько энергии, организационной и творческой, потребовалось для этого. Между тем в постреволюционной стране конструктивизм в гражданском и промышленном строительстве на недолгое десятилетие фактически сделался одной из государственных архитектурных религий. (Кто знает, примирила ли советская действительность Корбюзье с революциями, которых он всегда боялся? Ведь в бинарной оппозиции «архитектура или революция» он однозначно мыслил себя на стороне архитектуры.)
То, что в 1931 году Ле Корбюзье, уже тогда широко известный зодчий, не стал лауреатом конкурса на проект здания Дворца Советов, не представляется важным: проект не был осуществлен вовсе, и пластические идеи гениального швейцарца остались одним из интереснейших «файлов» в архиве его истории. Победа же Ле Корбюзье в конкурсе 1928 года на проект здания Все союзного общества кооператоров (Центральный сою; потребительских обществ, или Центросоюз) стала значительной вехой в истории мирового зодчества. По стройка, которую мастер возводил в сотрудничестве с кузеном Пьером Андре Жаннере и советским коллегой Николаем Джемсовичем Колли, явилась первым общественным зданием, первым государственным заказом в биографии звезды .
Конкурентами швейцарца в конкурсе на проект дома Центросоюза, объявленного Всероссийским обще ством гражданских инженеров (ВОГИ), выступал Александр и Виктор Веснины, их учитель Борис Вели ковский, Сергей Чернышёв (ставший спустя шесть лет главным архитектором Москвы и автором генерального плана ее реконструкции), Иван Леонидов, сибиряк Андрей Крячков и другие советские конструктивисты а кроме того - левые архитекторы из-за рубежа. Taк что победа была вовсе не дежурной данью уважения гостю, а выигрышем по гамбургскому счету.

В проекте, по условиям заказа (опубликованы в № : журнала «Строительство Москвы» за 1928 год), предлагалось запланировать четыре группы помещений. На открытый 1 -курс было подано 32 проекта. Ле Корбюзье, группа архитекторов Центросоюза, лондонцы Вернет и Тейт, а также Таут из Берлина участвовали в закрытом. Жюри состояло из представителей ВОГИ, МАО, ЛАС Центросоюза и Моссовета. Распределив премии участникам открытого конкурса, жюри, тем не менее, посчитало их проекты негодными. Что же касается работы Ле Корбюзье, то в отзыве комиссии отмечалось, что «четкость плана в размещении административных, оперативных общественных частей Центросоюза, хорошо запроектированные входы и вестибюли, наличие значительного отступа от Мясницкой улицы, удачное решение раздевален и стоянки автомобилей, своеобразное разрешение клуба и общая насыщенность проекта новыми решениями, переходящими в изобретательность, дают асе основания для рекомендации проекта Корбюзье к дальнейшей разработке». Были отмечены и минусы недостаточная освещенность гардероба, недостаточна обособленность клуба от остальных помещений, сложная конструкция перекрытия.

Тем не менее проект Ле Корбюзье отклонил и устроили второй конкурс, в котором маэстро вовсе не пригласили участвовать. И лишь в результате третьего конкурса в центре Москвы по адресу: улица Мясницкая, 39, выросло здание, вошедшее в путеводители по главным архитектурным достопримечательностям столицы. Реконструкция района позволила хорош» обозревать и задний фасад строения, который виде) с сегодняшнего проспекта Академика Сахарова.

По сути, оно представляет собой комплекс объемов со сплошным остеклением с перебивками поверхно стями, облицованными артикским туфом. Камень это вулканического происхождения, пористый, теплого фиолетово-розового оттенка. Комбинат по его добыче из месторождения на склонах Арагаца в Армении бы создан в городке Артик именно в 1928 году. Добывала и обрабатывался туф местными мастерами вручную.

Здание еще в период строительства солидно именовали домом Центросоюза, позже - домом Народной комиссариата легкой промышленности, после там рас полагалось Министерство текстильной промышленности, а с 1959 года - Центральное статистическое Управление (ЦСУ СССР). В новой России сооружение перешло Федеральной службе государственной статистики (Росстату). Памятник архитектуры, ныне объект [культурного наследия в соответствии с нуждами всегда многочисленных коллективов, его населявших, за время существования неоднократно подвергался переделкам, в 1991-1994 годах - реставрации.

Процесс строительства отразил драматизм резкой смены политической конъюнктуры страны. Творчество конструктивистов еще совсем недавно пользовалось покровительством партийцев, принадлежащих к «троцкистской оппозиции». Но после высылки Льва Троцкого из страны (в 1929 году) началось преследование его сторонников, возведение здания было приостановлено. Все же в 1933-1936 годах стройка завершилась, несмотря на то, что в архитектуре СССР восторжествовала: очередная неоклассическая тенденция.

Здание масштабно. В проекте изначально предполагалось, что находиться в нем будут 3500 служащих. Кроме многочисленных рабочих мест были устроены обширный конференц-зал, клубные помещения, библиотека, ресторан-столовая. Пандусы, ведущие наряду с лестницами из вестибюля наверх, - излюбленный прием Ле Корбюзье (мы увидим их через прозрачный фасад здания парламента в ). Пандусы не делают иной походку, как лестничные ступени, сохраняя индивидуальный шаг идущего.

Архитектор не изменяет себе и в главном: сооружение поставлено на «котурны»: в данном случае - изящные столбы, сохраняющие пространство между нижним этажом и землей. Свободный план предполагает отсутствие жестко детерминированного пространств Это стало возможным благодаря применению железобетонного каркаса, который, как и в проекте “Дом-Ино” был схож с этажеркой. Узкие опорные столбы позволял аранжировать пространство в соответствии с нуждам. Для Советского Союза это было в новинку. Ленточное окно (одна из «пяти отправных точек современной архитектуры») трактуется здесь тотально - сплошным остеклением. Фасад на Мясницкой при кажущейся элементарной (в буквальном смысле) простоте, тем не менее вовсе не скучен. Благодаря отсутствию фиксируемых взглядом оконных перегородок он становится экраном-отражателем, гигантским монитором, на котором не спокойное московское небо транслируют свою ежеминутно изменчивую феерию образов. Перпендикулярны параллелепипеды боковых корпусов, также восьми этажных, выступают вперед за линию фасадного экран; подчеркивая его «центральность», а «глухие» их торцы создают впечатление монументального обрамления; Учитывая местные метеоусловия, резкие перепады температур режима «зима - лето», Ле Корбюзье спланировал уникальную систему кондиционирования, а для сохранения тепла придумал вакуумное наполнение между двумя слоями стекол на фасадном «экране». (Увы, все задуманное оказалось осуществленным лишь частично Геометрическая ясность форм здания (прямоутольников центрального фасада и клубных помещений, а также мощного скругления, сохраняющего форму конференц-зала на заднем фасаде) здесь не исключает их пластической переклички, создающей определенную сложность взаимоотношений. Отметим способность зодчего предвидеть градостроительную ситуацию: задний фасад, выходящий в район тогда почти слободской атмосферы Домниковки, сразу же мыслился вполне репрезентабельно. Поэтому даже после проложения в 1980-х годах Новокировского проспекта (сегодня - проспекта Академик Сахарова), когда район был застроен пафосными офисными зданиями, задний фасад Центрсоюза выделяете в ряду других - главных.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS