Главная - Не совсем про ремонт
Карточки "не с разными частями речи". Правописание не с разными частями речи НЕ с разными частями речи

Разделы: Русский язык

Цели урока

1. Обучающие:

– формироване навыков аналитического ассоциативного мышления при анализе семантической структуры текста;

– обучение навыкам ведения сетевого диалога через блог.

2. Развивающие:

– развитие языковой компетенции – совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений;

– развитие коммуникативной компетенции – совершенствование владения навыками устной речи;

– развитие образного мышления на основе создания синквейна

3. Культурологические:

– осмысление нравственных тезисов: “Раскрой ладонь – и одари теплом”, “Добрый человек и в нелегкий для себя час тоже незлобив и не может не помочь другу” и др. как залог успеха жизненного пути человека;

– рефлексия.

Техническое сопровождение урока, наглядность:

– проектор, 7 компьютеров (имеются в кабинете русского языка);

– интерактивная доска;

– выход в Интернет (создание синквейнов в режиме on-line через сервис GoogleDoc, анализ блоговых записей уч-ся – предварительное д\з)

– мультимедийная презентация.

Основные этапы урока.

Слайд 2. Вступление.

Приходим в мир мы – сделать жизнь светлее,
Хотя б на малый, скромный огонек,
Тот, что в ладонях пронести сумеем
Сквозь мрак и ветер жизненных дорог.
Не ждать взамен похвал или награды, -
Даря добро, нельзя таить корысть.
Так дарит нам весна – цветенье сада,
Так небо дарит – голубую высь.
“Бог посылает дождь и на плохих и добрых…”
Воды живой всем подает глоток.
Так солнце согревает души скорбных
И даже самый маленький цветок.
И нам нельзя пройти свой путь иначе.
Ведь мир велик и каждый – странник в нем.
Ты слышишь? Кто-то у дороги плачет…
Раскрой ладонь – и одари теплом!

Елена Влади (Елена Владимировна Никобадзе 1927-1990) из книги "У каждого свой город на земле"

(Музыкальное сопровождение: Keiko Matsui “Whisper From The Mirror”)

– Какие строки этого лирического эссе вы бы сделали сокровенными для себя?...(Обсуждение)

Затем учитель объясняет свою сокровенную фразу – переход к размышлению о труде души “навстречу людям”:

– Это рождает свет в душе человека, и такой человек делает мир светлее.

Постановка цели урока.

На одном из предыдущих уроков вы работали с текстом, в котором вы встретились с интересной интерпритацией этого цветка, послужившего автору поводом к серьезному разговору о духовном пути человека, текстом, вами до конца не понятого, а главное, не прочувствованного. Не до конца осмысли позицию автора. И совсем не поняли смысл первого образа текста. Поэтогму сегодня мы снова вернемся к этому тексту. Но чтобы он постепенно раскрылся перед вами и вы бы поняли, что и в тексте из нескольких предложений может быть сказано много, если обращать внимание на слова – образы, вокруг которых автор выстраивает подтекст, Мы по предложениям исследуем семантическую наполняемость текста, проследим ассоциативные связи авторского подтекста, которые и помогают понять позицию автора. Для этого мы воспользуемся технологией гипертекста

– Оределимся с понятиями гипертекст – гиперссылка – гиперсвязи...

– По ходу нашего исследования один из вас будет оформлять в тексте, который мы должны собрать, гирессылки: наши ассоциативные отсылки на другие тексты.

Перед нами образ сегодняшнего урока – ландыш.

Давайте почувствуем ваше восприятие первоначальное этого цветка – у вас пока мало знаний о нем.

Создайте в группах синквейн этого образа.

(Технология: обсуждение – создание и запись в тетради синквейна – ответственный группы записывает синквейн в Word в режиме On– Line в GoogleDoc // один из группы записывает на интерактивной доске последнее ключевое слово синквейна – обсуждение – аргументированное объяснение ассоциации (заготовка таблицы в Word)

Просмотр записей работы групп в Google)

– А вот как пишет О.Кожухова: “Благоухание ландыша не слышишь за сто шагов. К нему нужно подойти вплотную и наклониться”.

– Это начало нашего текста. С первого предложения погружаешься в ласкающую, теплую интонацию фразы для последующего разговора, благодаря звукописи – гармоническому сочетанию аллитерации: точно найденному согласному сонорному звуку – в сочетании с гласными.

– Что это за звук? (л)...

– Покоряет это начало и выбранным цветком, его певучим название – “ландыш” и удивляет выражением “слышать запах”.

– Обратите внимание, какого слова начинается текст! Обратимся к словарю на gramota.ru:

http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=%E1%EB%E0%E3%EE%F3%F5%E0%ED%E8%E5&all=x&lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x

А теперь обратим внимание на этимологию слова slovari.yandex.ru

http://slovari.yandex.ru/search.xml?text=%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%83%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5&encid=shansky&st_translate=sp&encid=shansky

Что значит “благо” – подберите к слову синоним – добро. Можно воспользоваться тем же порталом

http://www.gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=%E1%EB%E0%E3%EE

– Посмотрите, как много нам сказало первое предложение.

Есть и люди, которых нельзя понять, не приблизившись к ним, не увидев их в кругу друзей или даже наедине.

Тестовый вопрос : Как связаны грамматически две тезы?

– А теперь семантическа (лексическая) ассоциация предложения (обсуждение – решение)

– В блоге вы давали собственную интерпретацию понятиям “душа цветет” и “цветущая сложность”. Хотелось бы обратить внимание на две работы... (анализ)

– Опираясь на найденные ключевых слов и ассоциации, ответьте на вопрос: О какой человеческой душе будет дальше говорится в тексте?

– Как узнать доброго человека (обсуждение в группах). “Не словами, а.....(? Чем?– обсуждение)

Лучше всего раскрывается такой человек молчанием, добрым взглядом, улыбкой.

“Хорошего, доброго человека узнаёшь не мгновенно, а длительно, на протяжении времени. Только время и является истинным пробным камнем для всякого дела”.

Парадоксально: для того чтобы понять и увидеть в человеке доброту – нужно время. Почему?

В качестве аргументов приведу два текста (ссылка на стих-е С.Есенина “Шел господь пытать людей в любви” и мини-эссе “И еще чуть-чуть”)

– Как являет себя подлинная доброта (обсуждение)

“Не один раз помочь, а много, неудобствами для себя. Вот тогда это подлинная доброта, не порыв, не движение напоказ”

Итог размышлений – возвращение к строке первоначального стихотворения “Раскрой ладонь и одари теплом...” и гиперсвязь этой строки с заключительным предложением текста “Добрый человек и в нелегкий для себя час тоже незлобив и не может не помочь другу”

– Мы собрали весь текст. Давайте посмотрим, что у нас получилось... (анализ сделанных по ходу анализа гиперссылок)

– Не хватает еще одной – к слову ландыш. Это будет снова созданный вами синквейн по итогам наших размышлений.

Но сначала – работа над ошибками. Вот, что вы писали.... Изменилось ли ваше восприятие текста? (анализируются типичные ошибки с этим текстом на одном из предыдущих уроках)

Обсудите теперь указанные вопросы, включая вопрос о роли первого предложения и запишите их в Google

(Технология работы над ошибками: все садятся за ПК по группам. Время – 5 мин.)

Анализ....(в режиме реального времени через Интернет)

Подошло время итогового синквейн. Посмотрим, насколько глубоко вы поняли тему. Образ тот же – ландыш

(Принцип оформления тот же. По итогам работы выбираются лучшие, копируются в Word и создается последняя гиперссылка.)

– У нас сегодня был урок-исследование. Что мы исследовали? Вопрос не поверхностный – не спешите, подумайте...

И наша рефлексия гораздо важнее: наши ощущения не оформишь гипертекстом, они не видимы – но самые важные.

А теперь мое слово – в центре которого ключевой образ сегодняшнего исследования – ландыша души... Итог размышлений: свой духовный мир, себя.

Последние слайды

Я хочу Вам стихи подарить,
Чтоб звенел в них, как ландыши в чаще,
Добрых помыслов отзвук звенящий
В лучезарном сиянье зари.
Я хочу Красоту подарить.
Я хочу светлой вестницей быть,
В рупор лилии белой трубить,
Звоном ландышей тихих звенеть,
На заре переплавленных в медь.
Звук в стихи перелить, не дыша,
Чтоб у Вас окрылилась душа.
Вы слыхали, как на рассвете
Шепчут ландыши белые эти?
Я хочу Красоту подарить,
Пусть расправятся скорбные плечи,
Пусть Вас добрый мой Лекарь излечит
Светлым пламенем хрупкой зари.
Я хочу Вам ее подарить.
От нее я затеплю свечу,
Чтобы пламя у губ Ваших билось,
Чтобы скорбь до конца растворилась,
Красоту подарить Вам хочу!

Елена Влади (Елена Владимировна Никобадзе 1927-1990) из книги "У каждого свой город на земле".

Упражнение 2

Запишите следующие причастия с отрицательными местоимениями или наречиями. Объясните их правописание.

Образец: необученные солдаты - ничему не обученные солдаты.

(Не)исследованный, (не)видимый, (не)занятый, (не)меняющийся, (не)успокоенный, (не)прочитанный, (не)замеченный, (не)защищенный.

Упражнение 3

Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не.

(Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.

Упражнение 4

Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей не, составьте с ними словосочетания.

Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать.

Упражнение 5

Перепишите, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.

1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка - итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.

Упражнение 6

Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.

1. (Не)засыпая (н...) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н...)(н...)приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.). 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не) я, (не)ты виноваты в этом. 23. (Не)други моего друга - мои (не)други. 24. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 26. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 27. Отец (не)(до)смотрел за ребенком. 28. Ты как будто (не)рад мне? 29. (Не) достать мне этой редкой книги! 30. Урал - край (не)сметных богатств. 31. Издали слышался шум (не)угомонного ручья. 32. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.

Упражнение 7

Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки. Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?

А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.

Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.

В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.

Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)

Упражнение 8

Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст. Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово.

В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след. (Н.Сладков)

Упражнение 9

Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку.

Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.

Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не)счастье, (не)когда.

Упражнение 10

Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не.

1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи. 2. (Не)законченный портрет. 3. Рукопись (не)отредактирована. 4. (Не)решенная еще проблема. 5. (Не)исписанные листы. 6. (Не)запланированная на сегодня поездка. 7. Ничего (не)говорящий факт.

Упражнение 11

Прочитайте предложения. Найдите «лишнее». По какому признаку вы это определили? Сформулируйте общую тему для остальных предложений. Напишите одно свое предложение по данной теме.

1. (Не)вежда (не)навидит учение.

2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.

3. (Не)ряшливый человек смешон.

4. (Не)льзя объять (не)объятное.

5.(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.

6. Лучше жить любя, чем (не)навидя.

Упражнение 12

Раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем

2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.

4. (Не) быть гордым и грубым.

5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

6. (Не) хвастаться и (не) лгать.

7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.

8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.

10 Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)

Тест по теме «Правописание не с разными частями речи»

1. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) (не)прерывное (не)домогание

2) мне это вовсе (не)интересно

3) (не)вежда

4) это было (не)избежно

2. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) совершить (не)лепый поступок

2) бормотать что-то (не)внятное

3) ничем (не)оправданный риск

4) юноша крайне (не)вежлив

3. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) в пачке (не)достает трех тетрадей

2) (не)взлюбить с первого взгляда

3) (не)зная причины

4) обошлось (не)дешево

4. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) работа (не)зачтена

2) вести себя (не)принужденно

3) (не)приступная крепость

4) с утра (не)здоровится

5. Какое из объяснений является ошибочным?

1) (не)хочется в это верить - не с глаголами пишется раздельно

2) переспросить, (не)доумевая - не пишется слитно, так как слово без не не употребляется

3) отозваться очень (не)лестно - не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова

4) (не)погашенный костер - не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова

6. В каком примере НЕ пишется слитно?

1) Многие рукописи (не)расшифрованы.

2) В книге (не)хватало нескольких страниц.

3) Нам (не)доставало терпенья и опыта.

4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег.

7. Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно.

1) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.

2) Мне в этот день (не) здоровилось.

3) С людьми браниться – никуда (не)годится.

4) Толпа (не)доумевала.

5) (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.

8.В каком предложении не с существительным пишется слитно.

1) Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица.

2) Но это, к сожалению, было (не) озеро.

3) Мы поняли, что это было (не)доразумение.

4) (Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие.

9.Укажите слитное написание частицы не:

1) далеко (не)робкое замечание

2) (не)у кого остановиться;

3) ничуть (не)дорог;

4) (не)здоровый цвет лица;

5) (не)дядин дом;

6) (не)доумевал;

7) (не)большой, но удобный шкаф;

8) выразить (не)годование;

9) (не)чего бояться;

10) (не)длинна, а коротка.

10.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно:

1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)взгоды,

2) (не)доумение, (не)видел, (не)догадливый;

3) (не)доразумение, (не)кем, (не)взлюбил.

11.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не раздельно:

1) (не)лепость, (не)годовал, (не)красивый;

2) (не) (с) кем, (не)думал, далеко (не) робкий;

3) (не)широкая, но глубокая; (не)понял, (не)вразумительный.

12.Отметь строку, в которой оба прилагательных пишутся с не слитно:

1) далеко (не)спокойный, (не)суразный;

2) вовсе (не)сложная, (не)дорогой;

3) (не)вредимый, (не)громкая.

13.Отметь неверное пояснение, касающееся правописания не с существительными.

1) пишется слитно, если слово не употребляется без не;

2) пишется слитно, если можно заменить синонимом без не,

3) пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом а.

14.Укажи примеры с ошибкой:

1) проявил негодование;

2) не ласковый взгляд;

3) вовсе не лёгкий переход;

4) был недогадлив;

5) ничуть не подозрительный;

6) нисколько непривередлив;

7) отнюдь не безвыходный.

Правописание НЕ с разными частями речи (Упражнения ...

videotutor-rusyaz.ru›Упражнения и тест

Вопрос: Упражнение 7 Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки. Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой? А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться. Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек. В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов. Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)

Упражнение 7 Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки. Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой? А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться. Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек. В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов. Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)

Ответы:

В А Г Б Благоухание ландыша не слышишь за сто шагов. К нему нужно подойти вплотную и наклониться. Есть и люди, которых нельзя понять, не приблизившись к ним, не увидев их в кругу друзей или даже наедине. Не словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек. Основная мысль: Не всегда внешний вид соответствует внутреннему миру. Ландыш, невзрачный, на первый взгляд, цветок обладает прекрасным ароматом. Так же и человек, кажущийся странным, не таким как все или вовсе отталкивающим, может оказаться отличным другом, собеседником. Но для этого надо дать ему раскрыться, сделать шаг навстречу, прислушаться. Ведь первое впечатление не всегда верное.

Похожие вопросы

  • Длина лыжи 2 м, ширина её 10 см. Вычисли давление лыжи на снег, когда он стоит на лыжах, если его масса 72 кг.
  • история создание (год,история)"песнь о собаке"
  • Помогите пожалуйста вычислить:(10^6)^2-100^-6
  • Ребёнок с карими глазами никогда не видел своего отца. Глаза его матери серые, а обе сестры голубоглазые. Определите цвет глаз отца и генотипы всех членов семьи.
  • Мне нужен синтаксический разбор сначала всего предложения, а потом каждого предложения отдельно, спасибо. Языковеды хотят дознаться, как люди овладели такой способностью, как эти языки живут,изменяются,умирают.
  • приложение-это? помогите пожалуйста
  • Молния ударила в ящик со стальным ножами и вилками. После этого они оказались намагниченными. Как это можно объяснить?

Упражнение 1

Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не ; 2) со слитным написанием частицы не.

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

Упражнение 2

Запишите следующие причастия с отрицательными местоимениями или наречиями. Объясните их правописание.

Образец: необученные солдаты - ничему не обученные солдаты.

(Не)исследованный, (не)видимый, (не)занятый, (не)меняющийся, (не)успокоенный, (не)прочитанный, (не)замеченный, (не)защищенный.

Упражнение 3

Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не .

(Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.

Упражнение 4

Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей не , составьте с ними словосочетания.

Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать.

Упражнение 5

Перепишите, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.

1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка - итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.

Упражнение 6

Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.

1. (Не)засыпая (н...) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н...)(н...)приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.). 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не) я, (не)ты виноваты в этом. 23. (Не)други моего друга - мои (не)други. 24. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 26. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 27. Отец (не)(до)смотрел за ребенком. 28. Ты как будто (не)рад мне? 29. (Не) достать мне этой редкой книги! 30. Урал - край (не)сметных богатств. 31. Издали слышался шум (не)угомонного ручья. 32. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.

Упражнение 7

Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки. Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?

А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.

Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.

В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.

Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)

Упражнение 8

Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст.Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово.

В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след. (Н.Сладков)

Упражнение 9

Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку.

Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.

Подсказка: (не) в ежество, (не) п риступен, (не) с мелый, (не) д оброе, (не) у дачи, (не) м астер, (не) с частье, (не) к огда.

Упражнение 10

Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не .

1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи. 2. (Не)законченный портрет. 3. Рукопись (не)отредактирована. 4. (Не)решенная еще проблема. 5. (Не)исписанные листы. 6. (Не)запланированная на сегодня поездка. 7. Ничего (не)говорящий факт.

Упражнение 11

Прочитайте предложения. Найдите «лишнее». По какому признаку вы это определили? Сформулируйте общую тему для остальных предложений. Напишите одно свое предложение по данной теме.

1. (Не)вежда (не)навидит учение.

2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.

3. (Не)ряшливый человек смешон.

4. (Не)льзя объять (не)объятное.

5.(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.

6. Лучше жить любя, чем (не)навидя.

Упражнение 12

Раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем

2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.

4. (Не) быть гордым и грубым.

5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

6. (Не) хвастаться и (не) лгать.

7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.

8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.

10 Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)

Тест по теме «Правописание не с разными частями речи»

1.

1) (не)прерывное (не)домогание

2) мне это вовсе (не)интересно

3) (не)вежда

4) это было (не)избежно

2. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) совершить (не)лепый поступок

2) бормотать что-то (не)внятное

3) ничем (не)оправданный риск

4) юноша крайне (не)вежлив

3. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) в пачке (не)достает трех тетрадей

2) (не)взлюбить с первого взгляда

3) (не)зная причины

4) обошлось (не)дешево

4. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) работа (не)зачтена

2) вести себя (не)принужденно

3) (не)приступная крепость

4) с утра (не)здоровится

5. Какое из объяснений является ошибочным?

1) (не)хочется в это верить - не с глаголами пишется раздельно

2) переспросить, (не)доумевая - не пишется слитно, так как слово без не не употребляется

3) отозваться очень (не)лестно - не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова

4) (не)погашенный костер - не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова

6. В каком примере НЕ пишется слитно?

1) Многие рукописи (не)расшифрованы.

2) В книге (не)хватало нескольких страниц.

3) Нам (не)доставало терпенья и опыта.

4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег.

7. Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно .

1) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.

2) Мне в этот день (не) здоровилось.

3) С людьми браниться – никуда (не)годится.

4) Толпа (не)доумевала.

5) (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.

8.В каком предложении не с существительным пишется слитно.

1) Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица.

2) Но это, к сожалению, было (не) озеро.

3) Мы поняли, что это было (не)доразумение.

4) (Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие.

9.Укажите слитное написание частицы не:

1) далеко (не)робкое замечание

2) (не)у кого остановиться;

3) ничуть (не)дорог;

4) (не)здоровый цвет лица;

5) (не)дядин дом;

6) (не)доумевал;

7) (не)большой, но удобный шкаф;

8) выразить (не)годование;

9) (не)чего бояться;

10) (не)длинна, а коротка.

10.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно:

1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)взгоды,

2) (не)доумение, (не)видел, (не)догадливый;

3) (не)доразумение, (не)кем, (не)взлюбил.

11.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не раздельно:

1) (не)лепость, (не)годовал, (не)красивый;

2) (не) (с) кем, (не)думал, далеко (не) робкий;

3) (не)широкая, но глубокая; (не)понял, (не)вразумительный.

12.Отметь строку, в которой оба прилагательных пишутся с не слитно:

1) далеко (не)спокойный, (не)суразный;

2) вовсе (не)сложная, (не)дорогой;

3) (не)вредимый, (не)громкая.

13.Отметь неверное пояснение, касающееся правописания не с существительными.

1) пишется слитно, если слово не употребляется без не;

2) пишется слитно, если можно заменить синонимом без не,

3) пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом а .

14.Укажи примеры с ошибкой:

1) проявил негодование;

2) не ласковый взгляд;

3) вовсе не лёгкий переход;

4) был недогадлив;

5) ничуть не подозрительный;

6) нисколько непривередлив;

7) отнюдь не безвыходный.



 


Читайте:



Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков

Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков

ОВЕН (21.03. – 20.04.) Характер возможной криминогенности обусловлен, прежде всего, отсутствием у Овнов комплекса неполноценности, а...

feed-image RSS