Главная - Не совсем про ремонт
Грот в александровском саду история

: 55°45′13″ с. ш. 37°36′56″ в. д.  /  55.75361° с. ш. 37.61556° в. д.  / 55.75361; 37.61556 (G) (Я) Итальянский грот (название не устоялось, известен также как грот «Руины» , павильон-руина «Грот») - сооружение в Александровском саду у стен Московского Кремля . Грот был построен по проекту О. И. Бове в 1820-1823 годах.

Архитектура

Грот врезан в искусственный холм у подножия Средней Арсенальной башни - бастион (больварк), который был насыпан в рамках подготовки Кремля к обороне от (несостоявшегося) шведского нападения в ходе Северной войны . Романтический силуэт грота визуально разбивает единую линию стен Кремля .

Задуманный как мемориал разрушенному в 1812 году городу , грот символизирует возрождение Москвы из пепла . Махнева-Барабанова рассматривает идею контраста простоты и «игры масс» с «искусно обработанным» ордером в контексте работ К.-Н. Леду . Архитрав приземистой колоннады дорического ордера украшен символами воинской славы и фигурами гиппокампусов .

При постройке грота был использован материал московских зданий, разрушенных французами в 1812 году. Так, среди обломков легко заметить детали с отделкой расположенного поблизости здания Арсенала . Использовался и другой строительный мусор; наиболее удивительной деталью является средневековое каменное ядро диаметром 60 сантиметров.

Смотровая площадка

В южной части грота находится вход на расположенную над гротом смотровую площадку, обрамлённую фигурами львов.

Археология

В 2004 году производилась реставрация грота, в которой участвовали и археологи. Ожидания археологов были минимальными: этот участок второй надпойменной террасы левого берега реки Неглинной никогда не был заселен. Однако, анализ земли, использованной в петровские времена для насыпки больварка, дал неожиданные находки: от человеческих останков XV века (возможно, часть земли брали на старом кладбище) до осколков горшка XVII века с заметным присутствием ванадия . Археологи связали повышенное содержание этого металла с варкой мухоморов , видимо, в качестве галлюциногенного средства.

Напишите отзыв о статье "Итальянский грот"

Примечания

Литература

  • . // И. Ю. Юдаков. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель. Вече, 2007. ISBN 978-5-9533-2395-6
  • Т.Д. Панова. . // Природа , №9, 2005 г.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Итальянский грот

Та странная мысль, что из числа тех тысяч людей живых, здоровых, молодых и старых, которые с веселым удивлением смотрели на его шляпу, было, наверное, двадцать тысяч обреченных на раны и смерть (может быть, те самые, которых он видел), – поразила Пьера.
Они, может быть, умрут завтра, зачем они думают о чем нибудь другом, кроме смерти? И ему вдруг по какой то тайной связи мыслей живо представился спуск с Можайской горы, телеги с ранеными, трезвон, косые лучи солнца и песня кавалеристов.
«Кавалеристы идут на сраженье, и встречают раненых, и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждет, а идут мимо и подмигивают раненым. А из этих всех двадцать тысяч обречены на смерть, а они удивляются на мою шляпу! Странно!» – думал Пьер, направляясь дальше к Татариновой.
У помещичьего дома, на левой стороне дороги, стояли экипажи, фургоны, толпы денщиков и часовые. Тут стоял светлейший. Но в то время, как приехал Пьер, его не было, и почти никого не было из штабных. Все были на молебствии. Пьер поехал вперед к Горкам.
Въехав на гору и выехав в небольшую улицу деревни, Пьер увидал в первый раз мужиков ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что то работали направо от дороги, на огромном кургане, обросшем травою.
Одни из них копали лопатами гору, другие возили по доскам землю в тачках, третьи стояли, ничего не делая.
Два офицера стояли на кургане, распоряжаясь ими. Увидав этих мужиков, очевидно, забавляющихся еще своим новым, военным положением, Пьер опять вспомнил раненых солдат в Можайске, и ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят. Вид этих работающих на поле сражения бородатых мужиков с их странными неуклюжими сапогами, с их потными шеями и кое у кого расстегнутыми косыми воротами рубах, из под которых виднелись загорелые кости ключиц, подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты.

Пьер вышел из экипажа и мимо работающих ополченцев взошел на тот курган, с которого, как сказал ему доктор, было видно поле сражения.
Было часов одиннадцать утра. Солнце стояло несколько влево и сзади Пьера и ярко освещало сквозь чистый, редкий воздух огромную, амфитеатром по поднимающейся местности открывшуюся перед ним панораму.
Вверх и влево по этому амфитеатру, разрезывая его, вилась большая Смоленская дорога, шедшая через село с белой церковью, лежавшее в пятистах шагах впереди кургана и ниже его (это было Бородино). Дорога переходила под деревней через мост и через спуски и подъемы вилась все выше и выше к видневшемуся верст за шесть селению Валуеву (в нем стоял теперь Наполеон). За Валуевым дорога скрывалась в желтевшем лесу на горизонте. В лесу этом, березовом и еловом, вправо от направления дороги, блестел на солнце дальний крест и колокольня Колоцкого монастыря. По всей этой синей дали, вправо и влево от леса и дороги, в разных местах виднелись дымящиеся костры и неопределенные массы войск наших и неприятельских. Направо, по течению рек Колочи и Москвы, местность была ущелиста и гориста. Между ущельями их вдали виднелись деревни Беззубово, Захарьино. Налево местность была ровнее, были поля с хлебом, и виднелась одна дымящаяся, сожженная деревня – Семеновская.

© Панова Т.Д.

Грот Александровского сада,
археология
и… мухоморы

Т.Д. Панова,
доктор исторических наук
Музей-заповедник “Московский Кремль”

Когда в 2004 г. в Александровском саду Москвы началась реставрация Грота - памятника садово-парковой архитектуры начала XIX в., археологи музея-заповедника “Московский Кремль” не рассчитывали на интересные находки. Этот участок второй надпойменной террасы левого берега р.Неглинной, как показывали шурфовки, проведенные там еще в 1970-х годах, никогда не был заселен людьми.

Время изменило древний рельеф этой части города. Попробуем мысленно встать в центре Александровского сада и представить себе ту природную ситуацию, которую могли наблюдать жители средневековой Москвы - города XII-XIV вв. Находясь на берегу Неглинной, они видели высокий холм на месте Грота (он был выше берега Неглинной на 8 м), за ним - следующую возвышенность (надо прибавить еще 6-8 м), занятую ныне зданием Арсенала - эта постройка выглядывает из-за Кремлевской стены. На другом берегу Неглинной - на месте здания Манежа - размещался тоже возвышенный участок второй надпойменной террасы, за которым мягкие склоны вели к следующему холму - здесь сегодня стоят памятник М.В.Ломоносову и постройки старого Университета. А в XII-XV вв. на этой территории, как выяснилось во время археологических раскопок конца 1990-х годов, распахивали поля и сеяли хлеб (рожь и пшеницу).

Что же происходило на месте, которое в 1820-е годы занял Грот, украшенный двумя фигурами львов? В начале 18-го столетия возле Средней Арсенальной башни (тогда она называлась Безымянной) насыпали один из болверков (высокую площадку для размещения артиллерийских орудий), так как Петр Великий опасался нападения шведов на столицу России и организовал укрепление Кремля. Раскопки между Гротом и Кремлевской стеной с очевидностью показали, что землю для засыпки памятника брали где-то на территории города, а частично - и рядом, в пойме р.Неглинной. Но в археологическом плане наиболее интересными оказались пласты земли, привезенные для засыпки несущих конструкций Грота.

Сегодня мы вряд ли сможем определить, из какого района Москвы доставили этот грунт. Он представлял собой жилой городской слой с археологическим материалом XIV-XVIII вв. Как всегда, основную массу находок (около 2 тыс. экземпляров) составили фрагменты глиняной посуды разных типов - горшков, мисок, кувшинов, сковородок. На обломках некоторых кухонных горшков остались следы продуктов, которые в них варили. Химический анализ, проведенный Е.И.Александровской, показал, что в одном из сосудов, относящихся к XV в., сохранились остатки пищи из ячменя или гороха - эти растения, как правило, содержат много железа. Скорее всего, то была каша - одно из основных блюд средневекового меню русских людей.

Глиняный ритуальный сосудик (XV в.) и каменный оселок для заточки железных ножей (XVI в.)

Но совсем неожиданным оказалось присутствие в веществе, сохранившемся на внутренней поверхности осколков другого горшка 17-го столетия, повышенного количества меди, цинка и… ванадия. Последний элемент активно накапливается в мухоморах! Видимо, остается признать, что определенная категория москвичей того времени использовала эти грибы в качестве галлюциногенов. (Автору этой заметки вспомнились рассказы отца, проработавшего на Чукотке и Камчатке около 40 лет, о том, что местные жители использовали отвар мухоморов как дурманящее средство, варили эти грибы не менее трех дней. В “Природе” тоже в свое время публиковались соответствующие сведения *.)

* Дэвлет М.А. Пляшущие человечки // Природа. 1976. №9. С.115-123.
Вообще находки из грунтовой засыпки оснований Грота (а они заглублены на 5-6 м) дали немало пищи для размышлений. Например, есть среди находок человеческие останки (несколько костей и черепов) и ритуальный поливной сосудик XV в. Такие глиняные чашечки с остатками елея помещали в гроб после отпевания умершего. Значит, грунт для Грота частично взяли с какого-то старого и уже заброшенного городского кладбища.

В земле найдены также куски железных шлаков и отходы косторезного ремесла. Последние - это остатки пуговичного производства XVI-XVII вв. Для таких поделок использовали, как правило, длинные кости крупного рогатого скота. Их разрезали пополам (отсекая эпифизы), а из образовавшихся пластин вырезали круглые заготовки разного диаметра. В слое обнаружено несколько десятков использованных пластин с отверстиями и опиленных эпифизов. Видимо, какую-то часть грунта взяли в пределах городской территории, где жили и работали косторезы-пуговичники и кузнецы.

Отходы пуговичного производства, существовавшего в Москве в XVI-XVII вв.
Вверху слева - отсеченный эпифиз кости крупного рогатого скота

Очень интересно одно наблюдение: в изученных археологами отложениях за Гротом нет обломков цветных изразцов, столь часто и массово встречающихся в слоях XVII-XVIII вв. в центральных районах Москвы, где в то время активно строили каменные здания с керамическими элементами декора стен и с изразцовыми печами.

Грот Александровского сада - необычный памятник садово-парковой архитектуры. В одном издании по истории Москвы отмечен его “романтически-руинный характер”. Проект этого памятника разрабатывал известный архитектор О.И.Бове. Строили Грот в 1820-1823 гг. После войны 1812 г. руин в Москве действительно хватало. Пострадали тогда и постройки московского Кремля, в частности здание Арсенала, и поэтому в кладку стен Грота попали детали его архитектурного декора.

К началу 21-го столетия нижние части стен Грота заросли землей, и было удивительно наблюдать при их расчистке, как появляются на свет все новые и новые каменные детали, украшавшие когда-то кремлевские постройки. В 1820-е годы в кладку попало огромное белокаменное ядро! Его диаметр достигал 60 см - такие ядра использовали для метательных машин при осадах средневековых городов в эпоху, когда артиллерии не было или она только зарождалась (XIV-XV вв.). Известняк (из Мячковского месторождения в Подмосковье) шел тогда не только на сооружение первых московских каменных храмов и крепости, но и в военное дело. Кстати, по данным геологического бурения, пласты известняка залегают и в толще самого Боровицкого холма вдоль Москвы-реки на глубине 13-17 м.

Сегодня реставрационные работы на Гроте в Александровском саду почти завершены. Его белокаменные части и детали очищены от многолетней копоти и “творчества” современных вандалов, скреплены пострадавшие от времени кладки из туфа и несущие конструкции памятника. Скоро займут свое место и величественные фигуры львов, которым тоже досталось от любителей оставлять автографы. А археологам еще предстоит детально изучить находки, сделанные летом 2004 г. - они наверняка пополнят наши знания о прошлом столицы России.

Итальянский грот в Александровском саду

Одной из «жемчужин» Александровского сада по праву считается искусственный грот, врезанный в земляную насыпь у Средней Арсенальной башни. Он известен под разными названиями: грот «Руины», «Итальянский», «Павильон-руина». Наименование пещеры обусловлено тем фактом, что в процессе строительства использовали обломки зданий, разрушенных войсками французов. Проект разработал архитектор О. Бове, а сам грот, возведенный в начале 20-х годов XIX в., стал символом восставшей из пепла Москвы, не преклонившей колена перед Бонапартом.

Внешний облик грота

Полукруглая арка из красного кирпича под завалами из обломков и камней обрамляет ворота из белого мрамора с четырьмя проходами. Конструкция соответствует тенденциями того времени в садово-парковой архитектуре и визуально делит монотонную линию Кремлевской стены. Невысокие колонны выглядят, тем не менее, так будто большая их часть ушла под землю под тяжестью обломков.

Внутренние стены грота декорированы барельефами и скульптурными фигурами мифических водяных лошадей, на которых ездили нереиды. Даже обломки, использованные в качестве строительного материала, обладают исторической ценностью. На них несложно заметить элементы отделки, характерные для находящегося неподалеку здания Арсенала.

У грота двоякая смысловая нагрузка: с одной стороны, он служит мемориалом павшим в войне с Наполеоном, а с другой – является стильным украшением Александровского сада. В XIX в. это место в Москве пользовалось популярностью у горожан; под сводами грота по выходным играл царский духовой оркестр.

Археологические находки

В очередной реставрации, проходившей в 2004 г., принимали участие археологи. Особых открытий не ожидалось, т. к. по историческим данным, на этом берегу реки Неглинной никогда не было человеческих поселений. Результаты раскопок опровергли эту версию: здесь были найдены предметы домашней утвари XV-XVII вв.

Ежедневно к гроту приходят люди, желающие соприкоснуться с историческим прошлым Москвы и сфотографироваться на фоне ее красивой достопримечательности.

Ближайшая станция метро: «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая».

Адрес: Александровский сад, Москва, Россия.

Карта расположения:

Памятник» Сергею Прокофьеву
Одиннадцатого декабря 2016 г. на территории Камергерского переулка г. Москвы в торжественной обстановке был позиционирован монумент в ознаменование 125-летней годовщины со дня рождения выдающегося русского и советского композитора Сергея Сергеевича…

Грот в Александровском саду

Памятник» Юрию Долгорукому
Мемориал, посвящённый легендарному основателю Москвы Юрию Долгорукому, открылся в начале лета 1954 года на Советской площади (современное название - Тверская). Авторами проекта выступали С. Орлов, Н. Штамм и А. Антропов, мастер по архитектурному ди…

Памятник» А.С. Пушкину
6 июня достаточно широко отмечается в культурной среде и сегодня, однако в 1880 году в столице день рождения А. С. Пушкина праздновался с особенным размахом - к торжеству в честь знаменательной даты было приурочено ещё одно событие - открытие памят…

Театральная» площадь
Театральная площадь - один из ключевых туристических объектов Москвы с богатой историей и целым рядом достопримечательностей. Это красивейшее место по известности, культовости и значимости для столицы вполне может конкурировать с Красной площадью. …

«ВДНХ»» - выставка достижений народного хозяйства
Комплекс ВДНХ, расположенный в северо-восточной части российской столицы, можно назвать огромной выставкой под открытым небом. Его общая площадь составляет более 300 га, половину занимают павильоны, возведённые ещё до Великой Отечественной войны и …

Когда в 2004 г. в Александровском саду Москвы началась реставрация Грота — памятника садово-парковой архитектуры начала XIX в., археологи музея-заповедника “Московский Кремль” не рассчитывали на интересные находки. Этот участок второй надпойменной террасы левого берега р.Неглинной, как показывали шурфовки, проведенные там еще в 1970-х годах, никогда не был заселен людьми.

Время изменило древний рельеф этой части города. Попробуем мысленно встать в центре Александровского сада и представить себе ту природную ситуацию, которую могли наблюдать жители средневековой Москвы — города XII-XIV вв. Находясь на берегу Неглинной, они видели высокий холм на месте Грота (он был выше берега Неглинной на 8 м), за ним — следующую возвышенность (надо прибавить еще 6-8 м), занятую ныне зданием Арсенала — эта постройка выглядывает из-за Кремлевской стены. На другом берегу Неглинной — на месте здания Манежа — размещался тоже возвышенный участок второй надпойменной террасы, за которым мягкие склоны вели к следующему холму — здесь сегодня стоят памятник М.В.Ломоносову и постройки старого Университета. А в XII-XV вв. на этой территории, как выяснилось во время археологических раскопок конца 1990-х годов, распахивали поля и сеяли хлеб (рожь и пшеницу).

Что же происходило на месте, которое в 1820-е годы занял Грот, украшенный двумя фигурами львов? В начале 18-го столетия возле Средней Арсенальной башни (тогда она называлась Безымянной) насыпали один из болверков (высокую площадку для размещения артиллерийских орудий), так как Петр Великий опасался нападения шведов на столицу России и организовал укрепление Кремля. Раскопки между Гротом и Кремлевской стеной с очевидностью показали, что землю для засыпки памятника брали где-то на территории города, а частично — и рядом, в пойме р.Неглинной. Но в археологическом плане наиболее интересными оказались пласты земли, привезенные для засыпки несущих конструкций Грота.

Сегодня мы вряд ли сможем определить, из какого района Москвы доставили этот грунт. Он представлял собой жилой городской слой с археологическим материалом XIV-XVIII вв. Как всегда, основную массу находок (около 2 тыс. экземпляров) составили фрагменты глиняной посуды разных типов — горшков, мисок, кувшинов, сковородок.

Итальянский грот

На обломках некоторых кухонных горшков остались следы продуктов, которые в них варили. Химический анализ, проведенный Е.И.Александровской, показал, что в одном из сосудов, относящихся к XV в., сохранились остатки пищи из ячменя или гороха — эти растения, как правило, содержат много железа. Скорее всего, то была каша — одно из основных блюд средневекового меню русских людей.

Но совсем неожиданным оказалось присутствие в веществе, сохранившемся на внутренней поверхности осколков другого горшка 17-го столетия, повышенного количества меди, цинка и… ванадия. Последний элемент активно накапливается в мухоморах! Видимо, остается признать, что определенная категория москвичей того времени использовала эти грибы в качестве галлюциногенов. (Автору этой заметки вспомнились рассказы отца, проработавшего на Чукотке и Камчатке около 40 лет, о том, что местные жители использовали отвар мухоморов как дурманящее средство, варили эти грибы не менее трех дней. В “Природе” тоже в свое время публиковались соответствующие сведения *.)

Вообще находки из грунтовой засыпки оснований Грота (а они заглублены на 5-6 м) дали немало пищи для размышлений. Например, есть среди находок человеческие останки (несколько костей и черепов) и ритуальный поливной сосудик XV в. Такие глиняные чашечки с остатками елея помещали в гроб после отпевания умершего. Значит, грунт для Грота частично взяли с какого-то старого и уже заброшенного городского кладбища.

В земле найдены также куски железных шлаков и отходы косторезного ремесла. Последние — это остатки пуговичного производства XVI-XVII вв. Для таких поделок использовали, как правило, длинные кости крупного рогатого скота. Их разрезали пополам (отсекая эпифизы), а из образовавшихся пластин вырезали круглые заготовки разного диаметра. В слое обнаружено несколько десятков использованных пластин с отверстиями и опиленных эпифизов. Видимо, какую-то часть грунта взяли в пределах городской территории, где жили и работали косторезы-пуговичники и кузнецы.

Очень интересно одно наблюдение: в изученных археологами отложениях за Гротом нет обломков цветных изразцов, столь часто и массово встречающихся в слоях XVII-XVIII вв. в центральных районах Москвы, где в то время активно строили каменные здания с керамическими элементами декора стен и с изразцовыми печами.

Грот Александровского сада — необычный памятник садово-парковой архитектуры. В одном издании по истории Москвы отмечен его “романтически-руинный характер”. Проект этого памятника разрабатывал известный архитектор О.И.Бове. Строили Грот в 1820-1823 гг. После войны 1812 г. руин в Москве действительно хватало. Пострадали тогда и постройки московского Кремля, в частности здание Арсенала, и поэтому в кладку стен Грота попали детали его архитектурного декора.

К началу 21-го столетия нижние части стен Грота заросли землей, и было удивительно наблюдать при их расчистке, как появляются на свет все новые и новые каменные детали, украшавшие когда-то кремлевские постройки. В 1820-е годы в кладку попало огромное белокаменное ядро! Его диаметр достигал 60 см — такие ядра использовали для метательных машин при осадах средневековых городов в эпоху, когда артиллерии не было или она только зарождалась (XIV-XV вв.). Известняк (из Мячковского месторождения в Подмосковье) шел тогда не только на сооружение первых московских каменных храмов и крепости, но и в военное дело. Кстати, по данным геологического бурения, пласты известняка залегают и в толще самого Боровицкого холма вдоль Москвы-реки на глубине 13-17 м.

Сегодня реставрационные работы на Гроте в Александровском саду почти завершены. Его белокаменные части и детали очищены от многолетней копоти и “творчества” современных вандалов, скреплены пострадавшие от времени кладки из туфа и несущие конструкции памятника. Скоро займут свое место и величественные фигуры львов, которым тоже досталось от любителей оставлять автографы. А археологам еще предстоит детально изучить находки, сделанные летом 2004 г. — они наверняка пополнят наши знания о прошлом столицы России.

Москва — это настоящая Мекка для туристов, ведь здесь так много интереснейших достопримечательностей! Взять, к примеру, хотя бы «Итальянский грот», выложенный уцелевшими обломками домов, сгоревших во время пожара 1812 г. Находится этот уникальный памятник, служащий своеобразным символом Москвы, сумевшей возродиться буквально из пепла, на территории Александровского сада. Автором и главным реставратором грота является О. Бове. Именно по его проекту в 1841 г. была воздвигнута конструкция, ставшая не только оригинальным архитектурным памятником, но еще и ярким украшением, поскольку на то время подобные искусственно выполненные гроты являлись одним из самых стильных элементов парковой архитектуры.

Сам по себе «Итальянский грот» представляет собой не что иное, как небольшую нишу, которая удачно расположилось прямо у Арсенальной Кремлевской башни. Это — великолепный свод округлой формы, который обрамляет мраморные врата с мощной колоннадой. Его стены выложены темным кирпичом и черными гранитными плитами. Лестница, выполненная в южной части грота, выводит посетителей на открытую смотровую террасу, украшением которой служит парочка скульптурных львов.

В непосредственной близости от грота «Руины» расположен памятник «300 лет дома Романовых», а чуть ближе к центральному входу в сад со стороны Манежной площади, — интереснейшая композиция, включающая в себя монумент городам-героям и Могилу Неизвестного солдата.

Как добраться

Проезд общественным транспортом: проще всего добраться до Итальянского грота в Александровском саду, воспользовавшись услугами столичного метрополитена. Выходить можно на станции «Александровский сад», «Охотный ряд» или же на станции «Библиотека им. Ленина». Оттуда до грота пешком чуть более 300 метров.

"В Александровском саду ветер клейкими листами
И далёкими гудками шепчет нам, что на роду.
В этих правилах простых нам предписано от века
Оставаться человеком в обстоятельствах любых." (О.Митяев)

Александровский сад — парк в самом центре Москвы. Датой основания принято считать 1812 год на месте реки Неглинной.

Пожалуй, это самый "центральный" парк столицы, "центральнее" его разве что Тайницкий сад на территории Кремля. Люди внизу с зонтиками это не потому, что дождь, а потому, что китайцы.

Мы входим в Александровский сад через главные ворота возле гостиницы "Москва".

На главных воротах Александровского сада мы видим фасции - атрибут царской власти.

Слева от нас - Могила Неизвестного Солдата, Вечный Огонь и Пост № 1.

Гранитная аллея с блоками из тёмно-красного порфира. На каждом блоке название города-героя и чеканное изображение медали «Золотая Звезда». В блоках содержатся капсулы с землёй городов-героев.

Справа от аллеи городов-героев — стелла из красного гранита в честь городов воинской славы. Стела представляет собой блок на гранитном постаменте, схожий с блоками аллеи городов-героев, длиной около 10 метров. Названия 40 городов воинской славы разбиты на столбцы по 4 города в каждом.

Грот «Руины». Памятник победы над Наполеоном и одновременно памятник возрождения Москвы после великого разорения и пожара 1812 года. Создан в 1841 г., архитектор — Осип Бове.

Крылья грота выложены обломками московских зданий, разрушенных наполеоновской армией.

В южной части грота имеется лестница, ведущая на смотровую площадку с двумя скульптурами львов.

Возле смотровой площадки виден памятник-обелиск дому Романовых, установленный в годовщину 300-летия династии. Когда-то на его месте находился памятник Робеспьеру, поставленный в Москве большевиками 3 ноября 1918 года. Он простоял ровно четыре дня, и был взорван чьей-то злой рукой. Хотя некоторые газеты утверждали, что памятник взорвался сам по себе.

Памятник состоит из двух частей. Четырехгранный обелиск из финского гранита увенчан двуглавым орлом. Вверху самого обелиска располагается герб бояр Романовых — грифон с мечом и щитом. Ниже написаны имена царей и императоров из дома Романовых от Михаила Фёдоровича до Николая II.

Совсем недавно в Александровском саду появился Памятник патриарху Гермогену (Ермогену). Роль этого патриарха Всея Руси в истории России периода Смутного времени близка по масштабу роли Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Поляки поместили его под стражу. С декабря 1610 года Патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с некоторыми предателями из бояр они насильно свели Патриарха Гермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу.

На одном боковом барельефе - сцена изгнания Гермогеном бояр, просящих его благословения перейти в подданство польскому королевичу Владиславу.

На другом изображена сцена избрания Михаила Федоровича Романова царём всея Руси.

Русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Не дождавшись освобождения Москвы, Ермоген умер от голода.

Вид от памятника на грот. Вон на тех лавочках, как мне думается, Маргарита беседовала с Азазелло. Где-то здесь же происходили первые сцены романа Бориса Акунина "Азазель".

Здесь всегда что-то цветет, ароматы дурманят. Я думаю, что это гортензии, но не настаиваю.

На границе с Манежной Площадью установлен фонтан Церетели "Гейзер". Он оправдывает свое название благодаря своим мощным струям, которые не статичны по времени, а постоянно пульсируют - то резко взлетают вверх, то падают вниз, скрываясь от глаз. Именно так ведут себя гейзеры вулканов. Фонтан «Гейзер» является главным столичным фонтаном. По сложившейся с 1997 года традиции, именно здесь проходят торжества по случаю открытия фонтанного сезона в Москве.

Каждый год, в один и тот же день и час, а именно 30 апреля в 17 часов по московскому времени, мэр города произносит фразу «Фонтаны включить!» и выливает в фонтанную чашу «Гейзера» воду из хрустального рога, навстречу которой начинают бить мощные струи. Главной составляющей фонтана «Гейзер» является скульптурная группа, состоящая из четырех коней, олицетворяющих собой годовые сезоны. Именно поэтому у водной конструкции существует еще одно название - фонтан «Четыре времени года».

Какое удовольствие в жару пройти вот по этому водяному коридору. Вон то опасное лицо восточной национальности мой друг Хайом.

Прямо над фонтаном - здание Манежа. В 1996 г. в процессе реконструкции Манежной площади вдоль ограды Верхнего сада был сооружён искусственный водоём с фонтанами и скульптурами, имитирующий русло реки Неглинной.

По течению этой "реки" расположены скульптуры того же Зураба Церетели. Это те редкие его скульптуры, которые не вызывают у меня раздражения. Кажется, я не первый, кто их фотографирует. Сейчас мы их рассмотрим поближе все.

Я нигде не нашёл их точных названий. Ну эта пусть будет "Жар-птица".

Эта называется "Старик и Золотая рыбка".

Здесь мы видим Ивана-Царевича, который наконец нашел свою лучшую половину.

Просто Утка с утятками.

Здесь всё просто. "Лиса и Журавль".

Это не из сказки, а просто так. Я думаю, что Медведь объясняет Волку: "Ну во-о-от такую рыбу до этого поймал. Не эту, маленькую, а во-о-от такую!" Волк понимает, что он врет.

Это может "Алёнушка", а может "Лорелея".

"Баба с журавлём" или "Царевна-лебедь".

И ещё скульптура под мостом, которую видно только с одной стороны.

Вот она поближе. Наверное, "Русалочка". Фотография старая, потому что сейчас она облеплена какой-то противной тиной.

Моя аккуратная медвежонка всегда умудряется одеться так, чтобы вписаться в цветовую гамму фотосессии.

Буйство сирени. Это правильный мир.

Вентиляционная решётка реки Неглинной, стилизованная под античный жертвенник.

Сады на месте русла убранной под землю реки Неглинки были разбиты по проекту архитектора Осипа Бове в 1820—1823 годах в рамках плана по восстановлению Москвы после пожара 1812 года. Работы начались по указу императора Александра I и сады (Верхний, Средний и Нижний, разделённые Троицким и Боровицким мостами) были названы в его честь в 1856 году, до этого сады были Кремлёвскими.

Александровский сад состоит из трёх частей - Верхний, Средний и Нижний. В Верхнем находится всё, в Среднем памятник Александру I, а в Нижнем ничего нет, да и вообще он закрыт.

Памятник императору Александру I — бронзовая скульптура работы скульптора Салавата Щербакова. Открыта совсем недавно, 20 ноября 2014 года в Александровском саду, недалеко от Боровицких ворот. Это первый памятник Александру I в Москве.

Проект монумента определялся по итогам конкурса, в котором участвовали 8 скульпторов, в том числе Зураб Церетели. Конкурсанты представили по несколько вариантов, затем были определены финалисты конкурса.

Итоговый проект памятника выбирали из работ Салавата Щербакова, Андрея Ковальчука и Александра Рукавишникова путём закрытого голосования.

Памятник представляет собой скульптуру Александра I в парадной форме, стоящую на постаменте. В руках император держит шпагу, под его ногами лежит вражеское оружие, на плечи наброшен плащ.

Все фотографии этого года, сняты на этой неделе, кроме нескольких с цветами. Должен же я был показать, что здесь цветет в другое время года.

Под конец послушаем хорошую песню Олега Митяева.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS