Главная - Кухня
Какие философы задумывались о смысле жизни. Зачем люди живут? Философские рассуждения о смысле жизни. Что говорит по этому поводу гедонизм

Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни. Проблема смысла жизни важна для каждого человека.

Безусловно, правы многие современные философы, утверждая, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов - объективных и субъективных. К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, состояние войны и мира и т.д. Значительную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности - воля, характер, рассудительность, практичность и т.д.

В античной философии наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон - в заботах о душе; Аристотель - в стремлении стать добродетельным человеком и ответственным гражданином; Эпикур - в достижении личного счастья, покоя и блаженства; Диоген Синопский - во внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики - в покорности судьбе.

Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его социальных характеристик. Человек - такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум, как на доброе, так и на злое, он живет в обществе и управляется законами.

Христианство было следующим и на сегодняшний день основным религиозным учением, сформировавшим новый смысл человеческого бытия.

Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабовладельческие общественные порядки и тем самым породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно призвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные интересы бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом – через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки. Через это люди обретали смысл жизни, если не во время жизни, то после ее смерти.

Главная этическая ценность в христианстве – это сам Бог. Бог – это любовь, любовь ко всем народам, признающим и почитающим его. Согласно христианскому учению, целью жизни человека является спасение. Достигается это каждым человеком при условии непрерывного духовного совершенствования, требующего аскетического подвига. Борьба со страстями и победа над ними составляет необходимую обязанность, задачу и цель земной жизни человека.

Философия Нового времени формируется под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, чем был открыт путь к рациональному истолкованию человеческой сущности.

В ХХ веке разработка философских и философско-социологических проблем человека приобрела новую интенсивность и развертывалась по многим направлениям: экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм, философская антропология.

Открыв важную роль бессознательного в жизни, как отдельного человека, так и всего общества, фрейдизм позволил объемно и на многих уровнях представить картину социальной жизни человека.

З. Фрейд говорил, что люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми. Это стремление имеет две стороны, положительную и отрицательную цели: отсутствие боли и неудовольствия, с одной стороны, переживание сильных чувств наслаждения - с другой. В узком смысле слова под «счастьем» подразумевается только последнее. Сообразно этой двойственной цели человеческая деятельность протекает в двух направлениях, в зависимости от того, какую из целей - преимущественно или даже исключительно - она стремится осуществить.

Экзистенциальные философы, прежде всего Хайдеггер , пытались точнее определить бытие в мире. Отношение между человеком и миром по его мнению представляли собой только взаимозависимость, голую полярность - наподобие теоретического субъектно-объектного отношения, - но отличается совершенно определенным напряжением. Воспринимая окружающий мир как враждебный, Камю понимал, что смысл жизни человека не разрушение, а поддержание мира: «Каждое поколение уверено, что именно оно призвано переделать мир. Мое, однако, уже знает, что ему этот мир не переделать. Но его задача, быть может, на самом деле еще величественнее. Она состоит в том, чтобы не дать миру погибнуть».

Проблему экзистенциального вакуума пытался разрешить Виктор Франкл с точки зрения классической психологии: «Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно либо субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу». Тем самым понятно и то, что человек, который уже не в состоянии найти в своей жизни смысл, равно как и выдумать его, убегая от чувства утраты смысла, создает либо бессмыслицу, либо субъективный смысл.

Смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом, совесть - это орган смысла. Ее можно определить, как способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации.

Совесть принадлежит к числу специфически человеческих проявлений, и даже более чем специфически человеческих, ибо она является неотъемлемой составной частью условий человеческого существования, и работа ее подчинена основной отличительной характеристике человеческого существования - его конечности. Совесть, однако, может и дезориентировать человека. Более того, до последнего мгновения, до последнего вздоха человек не знает, действительно ли он осуществил смысл своей жизни или лишь верит в то, что этот смысл осуществлен. Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. Осуществляя же смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке. Мы обретаем зрелость, мы растем, мы перерастаем самих себя. Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, - именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим.

Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. Здесь четко выделяются два направления: материалистическое и идеалистическое, светское и религиозное. Материалистическое направление представлено революционерами-демократами и прежде всего В.Г. Белинским , идеалистическое связано с именами В. Соловьева , Н.А. Бердяева и рядом других мыслителей.

Русский философ С.Л. Франк продолжил фундаментальное исследование мировоззренческих проблем в уже сложившейся русской философии. Франк был философом, который пытался разъяснить природу человеческой души и знаний человека.

Философское учение Франка было высоко религиозно. Он был одним из тех философов XX века, кто в процессе поиска мировоззрения наивысшей духовности пришел к выводу, что таковым является христианство, выражающее общечеловеческие духовные ценности и подлинное существо духовности.

Философия Франка - реалистичная философия духовности, высоко поднимающая проблему человека и нацеливающая на достижение духовного единства всего человечества.

Франк, прежде всего, постарался вдуматься, что это означает найти смысл жизни, какой смысл люди вкладывают в это понятие и при каких условиях они посчитали бы его осуществленным?

Под «смыслом» философ подразумевает примерно то же, что «разумность». Под «разумным» - все целесообразное, все правильно ведущее к цели или помогающее ее осуществить. Разумно то поведение, которое согласовано с поставленной целью и ведет к ее осуществлению, разумно или осмысленно пользование средством, которое помогает нам достигнуть цели.

Средство разумно, когда оно ведет к цели. Но цель должна быть подлинной. Но что это значит и как это возможно? Цель или жизнь в ее целом не имеет уже вне себя никакой цели - жизнь дана ради жизни или надо признать, что сама постановка о смысле жизни незаконна, что этот вопрос принадлежит к числу тех, которые не находят себе разрешения просто в силу своей собственной внутренней нелепости. Вопрос о «смысле» чего - либо имеет всегда относительное значение, он предполагает «смысл» для чего-нибудь, целесообразность при достижении определенной цели.

Чтобы быть осмысленной, наша жизнь - вопреки уверениям поклонников «жизни для жизни» и в согласии с явным требованием нашей души - должна быть служением высшему и абсолютному благу. И при этом человек должен также непрерывно разумно сознавать все это соотношение к высшему благу. В этом единстве жизни и Истины и заключается по Франку искомый «смысл жизни».

Жизнь становится осмысленной, поскольку она свободно и сознательно служит абсолютному и высшему благу, которое есть вечная жизнь, животворящая человеческую жизнь, как ее вечная основа и подлинное завершение, и есть вместе с тем абсолютная истина, свет разума, пронизывающий и озаряющий человеческую жизнь. Жизнь наша осмысляется, поскольку она есть разумный путь к цели, или путь к разумной, высшей цели, иначе она есть бессмысленное блуждание. Но таким истинным путем для нашей жизни может быть лишь то, что вместе с тем само есть и жизнь, и Истина.

Для того, чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия: существование Бога и наша собственная причастность Ему, достижимость для нас жизни в Боге, или божественной жизни. Необходимо, прежде всего, чтобы, несмотря на всю бессмысленность мировой жизни, существовало общее условие ее осмысленности, чтобы последней, высшей и абсолютной основой ее был не слепой случай, не мутный, все на миг выбрасывающий наружу и все опять поглощающий хаотический поток времени, не тьма неведения, а Бог, как вечная твердыня, вечная жизнь, абсолютное благо и всеобъемлющий свет разума. И необходимо, во-вторых, чтобы мы сами, несмотря на все наше бессилие, на слепоту и губительность наших страстей, на случайность и краткосрочность нашей жизни, были не только «творениями» Бога, не только глиняной посудой, которую лепит по своему произволу горшечник, и даже не только «рабами» Бога, исполняющими Его волю подневольно и только для Него, но и свободными участниками и причастниками самой божественной жизни, так, чтобы служа Ему, мы в этом служении не угасали и не изнуряли своей собственной жизни, а, напротив, ее утверждали, обогащали и просветляли.

Смысл жизни человека – это все то, ради чего он живет на земле. Но далеко не каждый, действительно, знает, что заставляет его жить. У каждого думающего человека наступает такой момент, когда перед ним встает вопрос: какой смысл жизни человека, какие цели, мечты, желания заставляют людей жить, преодолевать все жизненные испытания, проходить школу добра и зла, учиться на ошибках, совершать новые и так далее. Разные мудрецы, выдающиеся умы разных времен и эпох пытались найти ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», но к единственному определению никто, по сути, так и не пришел. Ответ индивидуален у каждого человека, то есть, то в чем видит свой смысл существования один индивид, может совершенно не интересовать другого, в силу различия индивидуально-характерологических особенностей.

Смысл жизни человека состоит в осознаваемой им ценности, которой он подчиняет свою жизнь, то ради чего он ставит жизненные цели и осуществляет их. Это такой компонент духовного смысла существования, который формируется независимо от общественных ценностей и составляет индивидуальную человеческую ценностную систему. Открытие этого смысла жизни и создание ценностной иерархии, происходит у каждого индивида в его размышлениях, основываясь на личном опыте.

Цель и смысл жизни человека обществознание видит полностью реализованными, только в случае необходимых условий общества: свободы, гуманизма, морали, экономических, культурных. Социальные условия должны быть такими, чтобы человек смог реализовать свои цели и развиваться, а не становиться преградой на его пути.

Цель и смысл жизни человека обществознание также видит неразрывным от социальных явлений, поэтому может знать, в чем его цель, но общество может не разделять ее и всячески препятствовать в ее реализации. В некоторых случаях это хорошо, когда речь идет о целях, которые хочет достигнуть преступник, или социопат. Но когда частный предприниматель малого бизнеса хочет развиваться, а социально-экономические условия тормозят его, и ему не разрешается выразить свое мнение, это конечно никак не способствует развитию личности и воплощение ее планов в жизнь.

Смысл жизни человека философия

Актуальный вопрос в философии – это смысл жизни человека и проблема бытия. Еще античные философы говорили о том, что человек может философствовать, познавая себя, вся загадка существования личности, кроется в ней самой. Человек является предметом гносеологии (познания) и вместе с тем, сам способен познавать. Когда человек постигнул свою сущность, смысл жизни, он решил уже много вопросов в своей жизни.

Смысл жизни человека философия кратко. Смысл жизни является основной идеей, которая определяет предназначение любого объекта, предмета или явления. Хотя истинного смысла можно до конца так и не постигнуть, он может лежать в таких глубинных структурах человеческой души, что человек имеет только поверхностное представление о том смысле. Он может познать его, заглянув вовнутрь себя, или по определенным знакам, символам, но полностью смысл не выходит на поверхность никогда, лишь только просветленные умы могут его постигнуть.

Чаще всего смыслом жизни человека считается значение предметов и явлений, которыми он их наделяет сам, зависимо от его индивидуального восприятия, понимания и степени важности этих предметов непосредственно для этого человека. Поэтому одни и те же предметы, могут обладать множеством значений, в зависимости от людей, с которыми они взаимодействуют. Предположим, какая-то вещь, может быть совершенно невзрачной, и одному человеку из нее нет толку совсем. Но для другого человека, эта, же самая вещь может значить очень много, она наполнена особенным смыслом. Она может ассоциироваться у него с определенными событиями, человеком, она может быть для него дорогой не в материальном плане, а в духовном. Обыкновенным примером тому есть обмен подарками. В подарок человек вкладывает свою душу, несмотря на его цену. Главное, он хочет, чтобы о нем осталась память. В таком случае самый обыкновенный предмет может приобрести небывалый смысл, он наполняется любовью, пожеланиями, заряжается энергией дарующего.

Так же, как и ценность предметов, есть и ценность действий индивида. Каждый поступок человека заряжается смыслом, когда он принимает определенное важное для него решение. Этот смысл обозначает, что определенные действия, несут в себе ценность, зависимо от принятого решения и его ценности для человека и его окружающих. Также он заключается в чувствах, состояниях, эмоциях и постижениях, которые возникают у индивидуума.

Смысл жизни человека, как философская проблема также изучается в религии.

Смысл жизни человека в религии – значит созерцание, и олицетворение божественного начала в душе, ее направленность к сверхчеловеческой святыне и присоединение к высшему благу и духовной истине. Но духовная сущность интересуется не только истиной, какая описывает предмет, является его сущим значением, но сам смысл этого предмета для человека и удовлетворение потребностей.

В таком смысле человек также надает значение и оценку фактам, случаям и эпизодам из его жизни, которые были для него значимыми и через призму этого реализует свое ценностное отношение к окружающему миру. Особенность взаимосвязи индивида с миром, происходит, благодаря ценностному отношению.

Смысл и ценность жизни человека , соотносятся так – ценность человек определяет, как все, что имеет для него значимость, несет смысл, является родным, дорогим и священным.

Смысл жизни человека — философия кратко, как проблема. В двадцатом веке философы особенно интересовались проблемами ценности человеческой жизни и выдвигали разные теории и концепции. Теории ценностей были также теориями смысла жизни. То есть смысл и ценность жизни человека, как понятия, отождествлялись, поскольку значение одного переходило в другое.

Ценность определяется практически одинаково во всех философских течениях и отсутствие ценности также объясняют тем, что человек безразличен и его не интересуют в жизни никакие различия между категориями добра и зла, истиной и ложью. Когда человек не может, определить ценность, или не знает, какими из них в собственной жизни ему руководствоваться, значит, он потерял себя, свою сущность, смысл жизни.

Самыми важными среди личностных форм психики индивида имеют ценность – воля, решительность, и . Важнейшими ценностными ориентирами личности есть – вера, как положительные стремления человека. Именно благодаря вере человек ощущает себя, живим, он верит в лучшее будущее, он верит, что достигнет своей жизненной цели и, что его жизнь имеет смысл, без веры, человек пустой сосуд.

Проблема смысла жизни человека стала особенно развиваться в девятнадцатом веке. Также образовалось философское направление – экзистенциализм. Экзистенциальные вопросы – проблемы человека, живучего повседневной жизнью, и переживающего депрессивные эмоции и состояния. Такой человек переживает состояние скуки, и стремление освободиться.

Известный психолог и философ Виктор Франкл создал собственную теорию и школу, в которой учились его последователи. Объектом его учений был человек в поисках смысла жизни. Франкл говорил, что обретая свое предназначение человек душевно оздоравливается. В своей самой известной книге, которая так и называется: «Человек в поисках смысла жизни», психолог описывает три пути осмысления жизни. Первый путь предполагает совершение трудовых действий, второй – переживания и чувства, связанные с определенным человеком или объектом, третий путь описывает жизненные ситуации, которые собственно доставляют человеку все его страдания и неприятные переживания. Выходит, чтобы обрести смысл человек должен заполнить свою жизнь работой, или каким-то основным занятием, заботой о близком человеке, и научиться справляться с проблемными ситуациями, извлекая из них опыт.

Проблема смысла жизни человека, изучение его жизненного пути, испытаний, тяжести и проблем есть предметом направления в экзистенциализме – логотерапии. В центре ее стоит человек, как существо, не ведающее своего предназначения, и ищущее успокоение души. Именно то, что человек ставит перед собой вопрос о смысле жизни и бытии, определяет его сущность. В центре логотерапии – процесс поиска смысла в жизни, в течение которой, человек либо будет целеустремленно искать смысл своего бытия, раздумывать над этим вопросом и пробовать что – делать, либо, он разочаруется в поисках и перестанет дальше делать какие-нибудь шаги для определения своего существования.

Цель и смысл жизни человека

Человек должен хорошо поразмыслить, в чем заключается его предназначение, чего он хочет достигнуть в данный момент. Потому что в течение жизни, его цели могут меняться, в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних метаморфоз личности, ее желаний и намерений. Изменение жизненных целей можно проследить на простом жизненном примере. Допустим, девушка, заканчивающая школу, мечтает сдать экзамены на отлично, поступить в престижный университет, она бредит карьерой и откладывает свадьбу со своим парнем до неопределенного времени. Проходит время, она приобретает капитал для своего бизнеса, развивает его и становится успешной бизнес-леди. В итоге первоначальная цель достигнута. Теперь она готова делать свадьбу, она хочет детей и видит в них свой дальнейший смысл жизни. В данном примере были выдвинуты две очень сильные цели, и независимо от их последовательности, они обе достигнуты. Когда человек точно знает, чего он хочет, его ничто не остановит, главное, чтобы были грамотно сформулированы эти цели и алгоритм действий для их достижения.

По пути к достижению основной жизненной цели человек проходит определенные этапы, между которыми тоже есть цели так называемые промежуточные. Например, сначала человек учится, чтобы приобрести знания. Но важны не сами по себе знания, а их практическая применяемость. Потом получение диплома с отличием может поспособствовать получению престижной работы, а правильное выполнение своих обязанностей содействует повышению карьерной лестницы. Здесь чувствуется переход важных целей и внедрение промежуточных, без которых не достигается общий результат.

Цель и смысл жизни человека. Бывает, что два человека с одинаковыми ресурсами совершенно по-разному проживают свой жизненный путь. Один может добиться одной цели и смириться с тем, он не чувствует необходимости идти дальше, а другой, более целеустремленный, все время задает себе новые цели, добиваясь которых чувствует себя счастливым.

Практически всех людей объединяет одна жизненная цель – создание семьи, продолжение рода, воспитание детей. Таким образом, дети есть смыслом жизни многих людей. Потому что, с появлением на свет ребенка, все общее внимание родителей сосредотачивается на нем. Родители желают обеспечить ребенка всем необходимым и работают ради этого, стараясь, как можно лучше. Потом работают, чтобы дать образование. Но, главное, каждый родитель мечтает воспитать своего ребенка нужным образом, чтобы он вырос добрым, справедливым и разумным человеком. Потом дети, получив все необходимые ресурсы от родителей, на их старости, могут их отблагодарить и ставят своей целью заботу о них.

Смыслом существования людей есть желание сохранить по себе след на земле. Но не все ограничиваются стремлением продолжения рода, некоторые имеют запросы побольше. Они проявляют себя, пытаясь, выделится из серой массы в разнообразных сферах жизни: спорте, музыке, искусстве, науке и других областях деятельности, это зависит от талантов каждого человека. Достижение какого-то результата может быть целью человека, как планка, которую он перепрыгнул. Но, когда цель человека реализуется достижением и он понимает, что принес этим пользу людям, он чувствует намного большее удовлетворение от сделанного. Но вот на достижение и полную реализацию такой великой цели могут уйти года. Многих выдающихся людей, так и не признали за их жизни, но постигли смысл их ценности, когда тех уже не было в живых. Многие так и умирают в молодом возрасте, когда достигли определенной цели, и не видели больше смысла в жизни, закончив ее . Среди таких людей в основном творческие личности (поэты, музыканты, актеры), и потеря смысла жизни для них является творческим кризисом.

Такая проблема порождает мысли о продлении человеческой жизни, и она может быть научной целью, но нужно ясно понимать, для чего это нужно. Если смотреть с позиции гуманизма, то жизнь имеет самую высокую ценность. Поэтому ее продление было бы прогрессивным шагом в отношении общества, и также отдельных людей конкретно. Если данную проблему рассматривать с точки зрения биологии, то можно утверждать, что некоторые успехи в этой области уже есть, например, пересадка органов, и лечение болезней, которые когда-то считались неизлечимыми. Очень много говорится об эликсире молодости, как источнику для поддержания вечно молодого тела, но это пока из уровня фантастики. Даже если отсрочить старость, придерживаясь здорового и правильного образа жизни, она неизбежно наступит, вместе со всеми своими проявлениями, психологическими и биологическими. Значит, целью медицины также должен быть некий способ, чтобы состарившееся люди не ощущали физический дискомфорт и не жаловались на рассудок, память, внимание, мышление, чтоб сохранили умственную и физическую работоспособность. Но не только наука должна заниматься продлением жизни, также само общество должно создавать необходимые условия для развития человеческих талантов, обеспечивать включенность в общественную жизнь.

Жизнь современного человека очень быстрая, и ему приходится расходовать немало энергии и сил, чтобы соответствовать нормам общества и успевать за прогрессом. Когда человек находится в таком ритме, ему не остается времени на то, чтобы остановиться, перестать делать повседневные дела и заученные, отработанные до автоматизма движения и подумать, а ради чего все это делается и насколько оно действительно дорого, глубоко осмыслить жизнь и развивать духовную сферу жизни.

Смысл жизни современного человека – это погоня за миражами, воображаемым успехом и счастьем, внедряемых шаблонов в головы, фальшивой культурой потребления современности. Жизнь такого человека не несет ценности в духовном плане, она выражается в постоянном потреблении, выжимании из себя всех соков. Результатом такого образа жизни есть нервозность, усталость. Люди хотят урвать себе большой кусок, занять место под солнцем, невзирая на потребности других. Если смотреть с такого ракурса, то, кажется, что жизнь катится ко дну, и скоро люди станут подобными роботам, бесчеловечные, бессердечные. К счастью, очень мала вероятность такого хода событий. Эта идея очень крайняя, и, по сути, касается только тех, кто действительно взвалил на себя бремя карьеры и все связанные с ней трудности. Но можно современного человека рассматривать и в другом контексте.

Смысл жизни современного человека – рождение и воспитание детей, которыми можно гордиться, и усовершенствования мира. Каждый современный человек является творцом будущего мира, и каждая трудовая деятельность человека есть вложением в развитие общества. Осознавая свою ценность, человек понимает, что его жизнь имеет смысл, и ему хочется еще больше отдавать себя, инвестировать в будущее поколение, делать добрые поступки для блага общества. Причастность к достижениям человечества, дает людям понимание их собственной значимости, они чувствуют себя носителями прогрессивного будущего, потому что им посчастливилось жить именно в такое время.

Смысл жизни современного человека в самосовершенствовании, повышении квалификации, получению диплома, новых знаний, благодаря которым можно генерировать новые идеи, создавать новые объекты. Такой человек, естественно, ценится, как хороший специалист, особенно когда ему нравится то, что он делает и считает это своим смыслом жизни.

Когда умные родители, то и дети соответственно должны быть такими. Поэтому родители стремятся развивать, образовывать своих детей, чтобы из них вышли достойные члены общества.

Смысл жизни и предназначение человека

Чтобы дать ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», нужно объяснить сначала все составляющие термины. «Жизнь» понимается, как категория нахождения человека в пространстве и времени. «Смысл» не имеет такого определенного обозначения, так как понятие встречается в научных трудах, и также в повседневном общении. Если разобрать само слово, то получается «с мыслью», то есть понимание какого-то предмета или воздействие с ним, с определенными мыслями.

Смысл проявляется в трех категориях – онтологическом, феноменологическом и личностном. За онтологическим взглядом все предметы, явления и события жизни имеют смысл, в зависимости от их влияния на его жизнь. Феноменологический подход гласит, что в сознании существует образ мира, в который входит личностный смысл, который дает оценку объектов лично для человека, обозначает ценность данного явления или события. Третья категория – это смысловые конструкты человека, которые обеспечивают саморегуляцию. Все три структуры обеспечивают человека пониманием его жизни и раскрытием истинного смысла жизни.

Проблема смысла жизни человека тесно переплетена с его предназначением в этом мире. Например, если человек уверен, что его смысл жизни в том чтобы внести в этот мир добро и божью благодать – его предназначение быть священником.

Предназначение – это способ бытия человека, оно определяет его смысл существование с самого рождения. Когда человек четко видит свою цель, знает, чем ему заниматься, он полностью всем своим телом и душой отдает себя этому. В этом и заключается предназначение, если человек не выполняет его, он теряет смысл жизни.

Когда человек думает о своем предназначении в жизни, он приближается к мысли о бессмертии духа человеческого, своих поступков, их значении сейчас и в будущем, того что после них останется. Человек по природе своей смертен, но раз уж ему дана жизнь, он должен понимать, что все, что с ним связанное в этом недолгом отрезке его жизни, ограничено только датой его рождения и смерти. Если человек хочет выполнить свое предназначение, он будет делать поступки, которые будут социально важными. Если человек не будет верить в бессмертие души, его бытие будет немыслимым и безответственным.

Смысл жизни и предназначение человека – это жизненно важное решение. Каждый человек сам выбирает, как себя воспринимать, как личность, тело и душу, и потом раздумывать над тем, куда нужно идти и что нужно делать. Когда человек обрел истинное предназначение, он становится более уверенным в ценности своей жизни, четко может выстроить свои жизненные цели и относиться к миру с добротой и благодарностью за дарованную жизнь. Предназначение, как река, по течению которой плывет человек, и если он сам не знает к какой пристани ему плыть, ни один ветер не будет ему попутным. Религия видит свое предназначение в служении Богу, психологи – служении людям, кто-то в семье, кто-то о сохранении природы. И нельзя кого-то осуждать за избранный им путь, каждый поступает, так как хочет, как чувствует.

Введение

1. Буддизм и брахманизм о смысле жизни

2. З.Фрейд о смысле человеческой жизни

3. Философы-экзистенциалисты о смысле человеческой жизни

4. Русские философы о смысле жизни

Список литературы

Введение

Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл человеческой жизни? Подобного рода вопросы интересуют людей с давних пор. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но одно из них является главным. Выявить эту черту означает постичь сущность и задачу его жизни. Есть ли вообще в человеческой жизни смысл? Философы отвечают на эти вопросы по-разному. Многое зависит от общей мировоззренческой установки той или иной эпохи, то есть от того, что данное философское или религиозное направление выдвигает в качестве высшей ценности.

Размышляя о человеке, люди ограничены и уровнем естественно - научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и взглядами на мир.

Проблема человека всегда стояла в центре философских исследований, какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.

Целью написания реферата является рассмотрение проблемы смысла жизни человека, основываясь на взглядах мыслителей различных эпох и направлений.

1. Буддизм и брахманизм о смысле жизни

Творцы Упанишад - одного из величайших литературных достижений человечества во множестве ставят вопросы о Вселенной, о человеке. Откуда он пришел и куда идет? Есть ли какой то смысл в этой жизни или нет? Как связан человек с Вечностью? Ведь только через эту связь человек приобщается к подлинной жизни.

На этот вопрос мудрецы-брахманы отвечали просто: наша гибель в неведении. Человеку нужно лишь осознать, насколько глубоко он укоренен в Бессмертном. Блажен тот, кто откроет в себе всеобщий Дух. Лишь через свое "я" человек может приблизится к мировому "Атману". Земные желания были помехой истинному знанию. Только тот, кто отказывался от всего, что связывало его с жизнью и окружающего мира, мог стать бессмертным.

Но не все люди, искавшие смысл жизни, были готовы стать аскетами и естественно, что брахманское учение не вышло за пределы скитов.

Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, войственных, в частности, брахманийско-ведической традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма.

Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного, освобождение - непроявленного.

Освобождение буддизм представляет себе прежде всего как уничтожение желаний, точнее - угашение их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены.

2. Фрейд о смысле человеческой жизни

В ХХ веке разработка философских и философско-социологических проблем человека приобрела новую интенсивность и развертывалась по многим направлениям: экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм, философская антропология.

Открыв важную роль бессознательного в жизни как отдельного человека, так и всего общества, фрейдизм позволил объемно и на многих уровнях представить картину социальной жизни человека.

З. Фрейд писал: “ Вопрос о смысле человеческой жизни ставился бесчисленное количество раз; на этот вопрос никогда не было дано удовлетворительного ответа, и возможно, что таковой вообще заповедан. Некоторые из вопрошавших добавляли: если бы оказалось, что жизнь не имеет никакого смысла, то она потеряла бы для них и всякую ценность, но эти угрозы ничего не меняют. О смысле жизни животных не говорят, разве только в связи с их назначением служить людям. Но и это толкование не состоятельно, так как человек не знает, что делать со многими животными, если не считать того, что он их описывает, классифицирует и изучает, да и то многие виды животных избежали и такого применения, так как они жили и вымерли до того, как их увидел человек. И опять-таки только религия берется ответить на вопрос о цели жизни.

Каковы смысл и цели жизни людей, если судить об этом на основании их собственного поведения: чего люди требуют от жизни и чего стремятся в ней достичь?

Трудно ошибиться отвечая на этот вопрос: люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми. Это стремление имеет две стороны, положительную и отрицательную цели: отсутствие боли и неудовольствия, с одной стороны, переживание сильных чувств наслаждения - с другой. В узком смысле слова под «счастьем» подразумевается только последнее. Сообразно этой двойственной цели человеческая деятельность протекает в двух направлениях, в зависимости от того, какую из целей - преимущественно или даже исключительно - она стремится осуществить.

Таким образом, как мы видим, просто определяется программой принципа наслаждения. Этот принцип главенствует в деятельности душевного аппарата с самого начала; его целенаправленность не подлежит никакому сомнению, и в то же время его программа ставит человека во враждебные отношения со всем миром, как с микрокосмосом, так и с макрокосмосом. ….Размышление нам подсказывает, что для разрешения этой задачи можно пробовать идти самыми разнообразными путями; все эти пути рекомендовались различными школами житейской мудрости и были людьми исхожены.

Религия затрудняет эту проблему выбора и приспособления те, что она всем одинаково навязывает свой путь к счастью и к защите от страдания. Ее методика заключается в умалении ценности жизни и в химерическом искажении картины реального мира, что предполагает предварительное запугивание интеллекта. Такой ценой, путем насильственного закрепления психического инфантилизма и включения в систему массового безумия, религии удается спасти многих людей от индивидуального невроза. Но едва ли больше; как уже сказано, к счастью ведут многие доступные человеку пути, хотя ни один из них не приводит к цели наверняка. Не может выполнить своих обещаний и религия. Когда верующий в конце концов принужден ссылаться на "неисповедимые пути Господни", он этим только признает, что в его страданиях, в качестве последнего утешения и источника наслаждения, ему остается лишь безоговорочное подчинение. Но если он к этому уже готов, то, вероятно, мог бы и миновать окольные пути.”

3. Философы-экзистенциалисты о смысле человеческой жизни

Философией существования, или же экзистенциальной философей, обозначают философское течение, которое возникло прежде всего около 1930 года в Германии с тех пор продолжало развиваться в различных формах и затем распространилось за пределы Германии. Единство этого, в свою очередь, внутренне еще очень разнообразного, движения состояло в возврате к великому датскому философу Сёрену Кьеркегору, лишь в эти годы по-настоящему открытому и приобретшему значительное влияние. Образованное им понятие экзистенциального существования обозначает общий исходный пункт получившей тогда свое название экзистенциальной философии.

Это философское движение лучше всего понимается в качестве радикализации первоначального выступления философии жизни, как оно было воплощено на исходе XIX и вначале XX в., прежде всего Ницше. Поставленная философией жизни задача - понять человеческую жизнь, исключая все внешние установки, непосредственно из нее самой, - в свою очередь, является выражением совершенно определенного конфликта и принципиально нового начинания в философии. Философия жизни поворачивается против любой всеобщей систематики и против любой воспаряющей метафизической спекуляции, верящей в возможность освобождения от связи с особенным местоположением философствующего, и обнаруживает человеческую жизнь в качестве той предельной связующей точки, где укоренено все философское познание, а также вообще все человеческие достижения, точки, с которой они всегда должны быть обратным образом соотнесены. Иначе говоря, эта философия отрицает покоящееся в себе царство духа, собственную сущность и самоцель великих сфер культуры: искусства, науки и т. д., старается понять их исходя из жизни, откуда они произошли и где должны воплотить совершенно определенный результат.

Воспринимая окружающий мир как враждебный, Камю понимал, что смысл жизни человека не разрушение, а поддержание мира: “Каждое поколение уверено, что именно оно призвано переделать мир. Мое, однако. уже знает. что ему этот мир не переделать. Но его задача, быть может, на самом деле еще величественнее. Она состоит в том, чтобы не дать миру погибнуть”.

Проблему экзистенциального вакуума пытался разрешить Виктор Франкл с точки зрения классической психологии:

«Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно либо субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Тем самым понятно и то, что человек, который уже не в состоянии найти в своей жизни смысл, равно как и выдумать его, убегая от чувства утраты смысла, создает либо бессмыслицу, либо субъективный смысл.…»

Аристотель

Многие люди задаются вопросом – в чем смысл жизни? И затем они старательно ищут ответ на этот вопрос, изучая самые разные мнения известных и не очень людей, которые можно найти в многочисленных источниках информации. А мнений на этот счет много. Кто-то видит смысл жизни в одном, кто-то в другом, а кто-то в третьем. Но в этой статье я покажу вам, уважаемые читатели, что ответ на этот извечный вопрос лежит на поверхности, он достаточно простой и очевидный и его не нужно нигде искать. Этот ответ напрашивается сам собой, нам нужно только внимательнее присмотреться к нашей жизни, и тогда мы сразу все поймем. А жизнь наша, одновременно проста и сложна – она проста по своему замыслу, но сложна с точки зрения самого процесса, когда человеку нужно не просто суметь выжить в этом далеко не самом дружелюбном мире, но и что-то после себя оставить. Вопрос лишь в том – что и зачем нам нужно после себя оставлять и как это сделать? Вот на него я и буду отвечать в этой статье, чтобы объяснить вам, дорогие друзья, в чем заключается смысл жизни человека.

Первым делом хочу сразу сказать вам, что человек, задающийся вопросом о смысле жизни – это с моей точки зрения настоящий человек, разумный человек, человек, умеющий мыслить за рамками своих животных потребностей. Животные не задаются вопросом о смысле жизни – они просто живут. Их задача заключается в том, чтобы выжить и оставить потомство, чтобы продолжить свой род. А вот человек – единственное существо на этой планете, который хочет знать – зачем ему жить, зачем ему выживать, ради чего, ради какой цели? И это очень хороший, очень правильный вопрос. Так что, друзья, задумываясь о смысле жизни – вы подтверждаете свою разумность.

Так вот, взглянув на жизнь людей, как бы со стороны и поразмыслив над ней, я пришел к выводу, что существует объективный и субъективный смысл жизни. Объективный смысл жизни выражается в том, что человеку нужно продолжить свой род, оставив после себя потомство. К этому его призывает инстинкт размножения. То есть, нам нужно продолжить род человеческий, чтобы сохранить человека как вид. На самом деле, многие наши инстинкты направлены именно на это, не только инстинкт размножения, а значит, в этом заключается объективный смысл жизни человека. Таким образом, с точки зрения природы, мы как и животные – должны выживать и размножаться, должны продолжать свой род – это наша задача. Вы спросите – зачем нам продолжать род человеческий, ради какой цели? Честно сказать друзья, я этого не знаю, и никто этого не может знать. Но, мы можем предположить, что все процессы во Вселенной происходят ради достижения какой-то конечной цели, о которой мы с вами знать не можем, потому что не должны. Наша задача – выжить. Вернее, мы должны передать свои гены потомкам, и таким образом сыграть свою роль в долгой истории эволюции. А уж для какой конечной цели нам [людям] необходимо это делать – никто не знает. О том, что мы живем прежде всего для того, чтобы обеспечить бессмертие человеческих генов, писал такой известный английский ученый, как Ричард Докинз, который в своей книге “Эгоистичный ген” очень хорошо объяснил эту мысль. Докинз писал, что главную роль в эволюции играет именно ген, а не особь и не популяция, и главная задача гена – выжить и размножиться, в условиях жесточайшей конкурентной борьбы с другими генами. На самом деле, к этой мысли приходят многие люди, задумывающиеся о смысле жизни, ведь совершенно очевидно, что независимо от наших желаний – наши инстинкты подталкивают каждого из нас к размножению. Задача – передать свои гены, стоит перед каждым из нас. Так что, повторюсь, с этой точки зрения – мы ничем не отличаемся от животных – нам нужно выживать и размножаться, чтобы продолжить жизнь нашего вида.

С другой стороны – мы все-таки хотим знать, ради какой конечной цели мы обеспечиваем бессмертие не только своим генам, но и вообще человеческим генам, мы хотим понять – в чем смысл жизни человечества в целом. Ведь как писал Виктор Франкл в своих книгах – сводя смысл жизни к продолжению рода, мы не отвечаем на этот извечный вопрос, не закрываем его полностью, а перекладываем его на своих потомков. Я с этой точкой зрения скорее не согласен, чем согласен, поскольку незнание человеком конечной цели существования и развития вообще всего во Вселенной, не оставляет вопрос о смысле жизни открытым. Я считаю, что мы, люди, промежуточные звенья в каком-то большом деле, мы часть какого-то замысла, или, возможно, часть эксперимента, проводимым кем-то, кто создал Вселенную со всеми ее законами. Это ведь возможно, согласитесь. Наша задача – сыграть свою роль в течение определенного отрезка времени в материальном мире, а возможно и в нематериальном, после чего, мы должны предоставить такую возможность другим людям – нашим потомкам. Я бы сравнил нас, людей – с отдельными кадрами фильма, которые должны сделать свою работу в течении всего лишь доли секунды, но из которых в конечном счете получается целый фильм со смыслом. Вот мы с вами – частичка Вселенского смысла жизни, и в этом заключается объективный смысл нашей собственной жизни. Таким образом, наши гены стремятся продлить свое бессмертие, а мы должны им в этом помочь, чтобы позволить им прийти к тому, к чему в итоге придет Вселенная.

Нужно ли нам знать о том, к чему стремится Вселенная, какая у нее или у того, кто ее создал, конечная цель? Не думаю, что нам это нужно знать. Я считаю, всему свое время. Возможно мы этого не узнаем, но наши потомки узнают больше, они познают мир еще лучше и поймут что-то, чего сейчас не понимаем мы. Мы с вами видим, по заложенным в нас природой инстинктам, что нам нужно выживать и размножатся, а также делать все, чтобы человечество не просто выжило, но и развивалось, значит именно это нам и нужно делать, не ломая голову над тем, чем в итоге закончится существование человечества. Это смысл нашей жизни, объективный смысл. Впрочем, поразмышлять на эту тему можно, ибо это очень интересная тема. И мы будем это делать.

Теперь давайте поговорим о более интересном – о субъективном смысле нашей жизни, то есть, о том, ради чего мы сами можем хотеть жить. Задумайтесь над тем, ради чего, ради какого дела, хотите прожить свою жизнь именно вы? Не надо искать смысла жизни – придумайте смысл сами. Сами решите – ради чего вам жить. У животных такого выбора нет – их жизнь настроена исключительно на самовоспроизводство, ради объективного смысла, то есть, ради какой-то конечной цели, к которой стремиться природа, Вселенная, и/или тот, кто ее создал. А вот мы с вами можем выбирать, чему посвятить свою жизнь, помимо основной нашей цели – продолжение своего рода. Разве это не здорово? На мой взгляд, это просто чудесно, мы с вами просто счастливчики – мы можем жить не только ради достижения какой-то неведомой нам цели, к которой стремится Вселенная, но и ради чего-то своего, что мы можем назвать – субъективным смыслом нашей жизни. А у каждого из нас могут быть свои представления о том, ради чего и для чего нам жить. Цели в жизни у нас у всех тоже могут быть разные. Так что обеспечивая бессмертие своим генам и в целом генам человечества, мы также можем пожить и для себя – реализовав себя в каком-нибудь значимом и интересном для нас деле, достигнув успеха в чем-то, что для нас важно, и таким образом оставив свое имя в истории, или просто, без всякой надежды на славу, дав человечеству что-то, что после нашей смерти будет приносить ему пользу и существовать еще очень долго. Такой подход к жизни делает ее чудовищно интересной. Мы ведь можем любую сказку сделать былью, порадовав и себя, и других.

Еще очень важно понимать, что жизнь каждого человека является по-своему уникальной, как и сам человек. Из этого следует, что каждый из нас пришел в этот мир, чтобы сыграть свою роль, чтобы сделать свой вклад в историю и развитие человечества и Вселенной. От каждого из нас есть польза, жизнь каждого человека – бесценна и имеет смысл! Поэтому какой бы вы не сделали выбор, решая, чему посвятить свою жизнь, вы в любом случае сделаете правильный выбор – вы сыграете ту роль, которая внесет свой вклад в развитие всей Вселенной. История жизни каждого человека, когда-либо жившего на земле – это бесценный опыт для Вселенной, мы все с вами являемся частью единого целого, без нас целое не может быть целым. Поэтому ваша жизнь, сама по себе, независимо от того, как вы ее проживете – имеет смысл для нас всех, так как она являются частью нас всех. Как человек не может состоять только из костей или только из мяса, так и Вселенная не может быть целостной без каждого из нас и не может развиваться без опыта каждого отдельно взятого человека. Так что жизнь каждого из вас, уважаемые читатели, бесценна! Даже если вы не сможете передать свои гены дальше и ничего за свою жизнь не добьетесь, не создадите ничего существенного – ваша жизнь не будет бессмысленной. Вы все равно сделаете свой вклад в общую историю человечества и историю Вселенной, просто он будет небольшим, важным, нужным, но небольшим. Только не забывайте о том, что вы всегда можете добиться большего, поэтому стремитесь к большему, старайтесь быть более значимым человеком, как для других, так и для самого себя.

И все же, как сделать выбор – чему посвятить свою жизнь? Полагаю, ее следует посвящать чему-то такому, что останется на века и будет служить человечеству долгие годы. Мне кажется, это оптимальный вариант для любого человека, который хочет прожить свою жизнь ярко и интересно. Сделайте свой вклад в нашу историю, дайте миру что-то, что сделает его богаче, лучше, красивее, и я вас уверяю, вы почувствуете огромное удовлетворение от своей жизни, вы почувствуете свою значимость – вы обретете смысл жизни. Каждому из нас не так уж и много отмеряно, поэтому каждая потраченная впустую минута – это потерянная частичка жизни. Поэтому не нужно ничего ждать – нужно идти и делать что-то грандиозное и выдающееся. Кто-то из нас сможет успешно передать свои гены и таким образом обрести генетическое бессмертие, а кто-то сделает что-нибудь такое для человечества, что будет напоминать о нем в течении долгих лет. Но есть и такие люди – которые просто прожгут свою жизнь и канут в лету, не оставив, ни потомства, ни каких-то значимых результатов своего труда, никакого наследия. Вот это, пожалуй, самое страшное для человека – когда в его жизни практически нет никакого смысла, когда он просто живет, чтобы прожить свою жизнь, чтобы, так сказать, отбыть номер и навсегда уйти из этого мира. Но это не судьба человека – это в значительной степени его выбор. За всех говорить не буду, ситуации разные бывают, но у многих из нас есть выбор – как прожить свою жизнь. Мы можем стремиться к тому, чтобы оставить после себя достойное потомство или какие-нибудь значимые для человечества результаты, а лучше и то, и другое, это возможно. А можем просто прожечь свою жизнь, ничем не запомнившись и не оставив после себя не только достойного, но и вообще никакого потомства.

Выше я писал, что так или иначе, мы все вносим свой вклад в историю человечества и в развитие Вселенной, поэтому в жизни каждого человека есть смысл, жизнь каждого человека бесценна. Но это не означает, что нам не нужно стремиться к тому, чтобы оставить свой след в мире. Ведь чем больше мы после себя оставим, чем больше всего хорошего успеем в своей жизни сделать, тем более удовлетворенными своей жизнью мы будем.

Так что, друзья, выбор за вами – решайте, как и ради чего вы будете жить. Будет ли для вас смыслом жизни являться следование законам природы, законам Вселенной, или если хотите, законам Бога, согласно которым вам необходимо передать свои гены максимально успешным образом, продолжив таким образом род человеческий, и/или вы решите добиться в жизни выдающегося успеха в каком-нибудь деле, чтобы что-то существенное после себя оставить людям, человечеству, всеми миру. Вам вполне по силам преуспеть и в том и в другом деле. Оставьте после себя достойное потомство и реализуйте себя в каком-нибудь важном для вас и желательно для других людей деле, чтобы оставить свой след в этом мире, и вы будете полностью удовлетворены своей жизнью, потому что в ней будет действительно большой смысл. Я желаю вам в этом удачи!


Наша жизнь — следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит и действует с доброю мыслью — радость следует за ним как тень, никогда не покидающая.

«Дхаммапада»

Все, что изменяет нашу жизнь, — не случайность. Оно в нас самих и ждет лишь внешнего повода для выражения действием.

Александр Сергеевич Грин

Жизнь — не страдание и не наслаждение, а дело, которое мы обязаны делать и честно довести его до конца.

Алексис Токвиль

Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.

Альберт Эйнштейн

Загадка Бога (часть 1) Загадка Бога (часть 2) Загадка Бога (часть 3)

Видеть все вещи в Боге, сделать из своей жизни движение к идеалу, жить благодарностью, сосредоточением, кротостью и мужеством: в этом удивительная точка зрения Марка Аврелия.

Анри Амьель

Всякая жизнь творит собственную судьбу.

Анри Амьель

Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик.

Антон Павлович Чехов

Призвание каждого человека в духовной деятельности — в постоянном искании правды и смысла жизни.

Антон Павлович Чехов

Смысл жизни только в одном — борьбе.

Антон Павлович Чехов

Жизнь — это непрекращающееся рождение, и себя принимаешь таким, каким становишься.

Я желаю сражаться за жизнь. Сражаются за правду. Все и всегда сражаются за правду, и в этом нет никакой двусмысленности.

Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь.

Апулей

Жизнь — это риск. Только попадая в рискованные ситуации, мы продолжаем расти. И одна из самых рискованных ситуаций, на которые мы можем отважиться, — это риск полюбить, риск оказаться уязвимым, риск позволить себе открыться перед другим человеком, не боясь ни боли, ни обид.

Арианна Хаффингтон

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

Аристотель

Никто не жил в прошлом, никому не придется жить в будущем; настоящее и есть форма жизни.

Артур Шопенгауэр

Помни: только эта жизнь имеет цену!

Афоризмы из литературных памятников древнего Египта

Бояться надо не смерти, а пустой жизни.

Бертольд Брехт

Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

Блез Паскаль

О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

Блез Паскаль

Нет, видимо, смерть ничего не разъясняет. Только жизнь дает людям определенные возможности, которые осуществляются ими или пропадают напрасно; только жизнь может противостоять злу и несправедливости.

Василий Быков

Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь.

Василий Осипович Ключевский

Жизнь — не бремя, а крылья творчества и радость; а если кто превращает ее в бремя, то в этом он сам виноват.

Викентий Викентьевич Вересаев

Наша жизнь — путешествие, идея — путеводитель. Нет путеводителя, и все останавливается. Цель утрачена, и сил как не бывало.

К чему бы мы ни стремились, каковы бы ни были частные задачи, которые мы сами себе ставим, мы в последнем счёте стремимся к одному: к полноте и завершённости... Мы стремимся стать сами вечной, завершённой, и всеобъемлющей жизнью.

Виктор Франкл

Найти свою дорогу, узнать свое место в жизни — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою.

Виссарион Григорьевич Белинский

Кто хочет принять смысл жизни как внешний авторитет, тот кончает тем, что за смысл жизни принимает бессмыслицу своего собственного произвола.

Владимир Сергеевич Соловьев

У человека в жизни может быть два основных поведения: он либо катится, либо карабкается.

Владимир Солоухин

Только вы властны изменить свою жизнь к лучшему, просто вознамерившись сделать это.

Восточная мудрость

Это есть смысл нашего пребывания на земле: мыслить и искать и вслушиваться в дальние исчезнувшие звуки, так как за ними лежит наша истинная родина.

Герман Гессе

Жизнь — гора: поднимаешься медленно, спускаешься быстро.

Ги де Мопассан

Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье - напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.

Гиппократ

Одно какое-нибудь дело, постоянно и строго выполняемое, упорядочивает и все остальное в жизни, все вращается вокруг него.

Делакруа

Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни.

Демокрит

Нет поэзии в безмятежной и блаженной жизни! Надо, чтобы что-нибудь ворочало душу и жгло воображение.

Денис Васильевич Давыдов

Нельзя ради жизни терять смысл жизни.

Децим Юний Ювенал

Истинный Свет — тот, что исходит изнутри человека и открывает тайны сердца душе, делая ее счастливой и согласной с жизнью.

Человек борется, чтобы найти жизнь вне себя, не осознавая, что та жизнь, которую он ищет, находится внутри него.

Человек, который ограничен в сердце и мыслях, склонен любить в жизни то, что ограничено. Тот, у кого ограничено зрение, не может видеть дальше длины одного локтя на дороге, по которой он идёт, или на стене, о которую он опирается своим плечом.

Те, кто озаряет жизнь других, не останутся сами без света.

Джеймс Мэтью Барри

Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием.

Джон Рескин

Трудно жить, когда ничего не сделал, чтобы заслужить свое место в жизни.

Дмитрий Владимирович Веневитинов

Завершенность жизни, и краткой и долгой, определяется только целью, ради которой она прожита.

Дэвид Стар Джордан

Жизнь наша есть борьба.

Еврипид

Без труда не достанешь мёда. Нет жизни без печали и невзгод.

Долг — это то, что должно отдать человечеству, нашим близким, нашим соседям, нашей семье, и, прежде всего то, что мы должны всем тем, кто беднее и беззащитнее нас. Такова наша обязанность, и неисполнение ее в течение жизни делает нас духовно несостоятельными и приводит к состоянию морального краха в нашем будущем воплощении.

Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения; защитой ей служит не меч и не щит, а честная и безупречная жизнь, и бой в таких условиях не уступит в мужестве всякому другому бою.

Жан Жак Руссо

Чаша жизни прекрасна! Какая глупость негодовать на нее только потому, что видишь ее дно.

Жюль Ренан

Жизнь только для того красна, кто стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели.

Иван Петрович Павлов

Два смысла в жизни — внутренний и внешний,
У внешнего — семья, дела, успех;
А внутренний — неясный и нездешний —
В ответственности каждого за всех.

Игорь Миронович Губерман

Кто может наполнить каждое мгновение глубоким содержанием, тот бесконечно продлевает свою жизнь.

Изольда Курц

Поистине нет в жизни ничего лучше, чем помощь друга и взаимная радость.

Иоанн Дамаскин

Все, что происходит с нами, оставляет тот или иной след в нашей жизни. Все участвует в создании нас такими, какие мы есть.

Жизнь — это долг, хотя б она была мгновением.

Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой.

Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

Жизнь подобно морским водам освежает лишь тогда, когда восходит к небесам.

Иоганн Рихтер

Жизнь человеческая подобна железу. Если употреблять его в дело, оно истирается, если же не употреблять, ржавчина его съедает.

Катон Старший

Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения.

Константин Георгиевич Паустовский

Что дороже — славное имя или жизнь? Что умнее - жизнь или богатство? Что мучительнее — достигать или утрачивать? Вот почему великие пристрастия неизбежно ведут к большим потерям. А неуемное накопление оборачивается огромной утратой. Знай меру - и не придется испытать стыд. Умей остановиться — и не столкнешься с опасностями и сумеешь прожить долго.

Лао-цзы

Жизнь должна и может быть неперестающей радостью

Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача — внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним.

Спасение не в обрядах, таинствах, не в исповедании той или иной веры, а в ясном понимании смысла своей жизни.

Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви.

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.

Леонардо да Винчи

Благо не в том, чтобы жизнь была долгой, а в том, как ею распорядиться: может случится, да и случается нередко, что живущий долго проживает мало.

Луций Анней Сенека (Младший)

Величайший изъян жизни — вечная ее незавершенность из-за нашей привычки откладывать со дня на день. Кто каждый вечер заканчивает дело своей жизни, тому время не нужно.

Луций Анней Сенека (Младший)

Для занятого делом день не бывает слишком долгим! Продлим себе жизнь! Ведь и смысл, и главный признак ее — деятельность.

Луций Анней Сенека (Младший)

Жизнь, как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна.

Луций Анней Сенека (Младший)

Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание.

Луций Анней Сенека (Младший)

Каков самый долгий срок жизни? Жить пока не достигнешь мудрости, не самой дальней, но самой великой цели.

Луций Анней Сенека (Младший)

Каково будет убеждение, таковы и поступки, и помыслы, а каковы будут они, такова и жизнь.

Луций Анней Сенека (Младший)

Нет ничего безобразней старика, который не имеет других доказательств пользы его продолжительной жизни, кроме возраста.

Луций Анней Сенека (Младший)

Пусть твоя жизнь будет равна тебе, пусть ничто не противоречит одно другому, а это невозможно без знания и без искусства, позволяющих познать божественное и человеческое.

Луций Анней Сенека (Младший)

На день надо смотреть как на маленькую жизнь.

Максим Горький

Смысл жизни в красоте и силе стремления к целям, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель.

Максим Горький

Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом.

Марк Аврелий

Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцa. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному.

Марк Аврелий

Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.

Марк Аврелий

Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью.

Марк Аврелий

Пусть дела твои будут великими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.

Марк Аврелий

Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни).

Марк Туллий Цицерон

Жизнь прекрасна, если научишься жить.

Менандр

Нужно, чтобы каждый человек нашел для себя лично возможность жить жизнью высшей среди скромной и неизбежной действительности каждого дня.

Михаил Михайлович Пришвин

Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.

Мишель де Монтень

Перемены, происходящие в нашей жизни, есть следствие нашего выбора и наших решений.

Мудрость Древнего Востока

Следуй за своим Сердцем, пока находишься на земле, и постарайся сделать так, чтобы хотя бы один день твоей жизни был совершенным.

Мудрость Древнего Египта

Красота заключается не в отдельных чертах и линиях, а в общем выражении лица, в том жизненном смысле, который в нем заключается.

Николай Александрович Добролюбов

Кто не горит, тот коптится. Это — закон. Да здравствует пламя жизни!

Николай Александрович Островский

Назначенье человека — служить, и вся жизнь наша есть служба. Не забывать только нужно того, что взято место в земном государстве затем, чтобы служить на нем Государю Небесному и потому иметь в виду Его закон. Только так служа, можно угодить всем: Государю, и народу, и земле своей.

Николай Васильевич Гоголь

Жить — значит действовать с энергией; жизнь — борьба, в которой надо драться храбро и честно.

Николай Васильевич Шелгунов

Жить — значит чувствовать, наслаждаться жизнью, чувствовать непрестанно новое, которое бы напоминало, что мы живем.

Стендаль

Жизнь — чистое пламя; мы живем с невидимым солнцем внутри нас.

Томас Браун

Лучшая часть жизни праведного человека — это его небольшие, безымянные и всеми позабытые поступки, вызванные любовью и добротой.

Уильям Уордсворт

Трать свою жизнь на то, что переживет тебя.

Форбс

Хоть и немногие из людей Цезари, каждый все же стоит один раз в жизни у своего Рубикона.

Христиан Эрнст Бенцель-Штернау

Мучимые страстями души пышут огнем. Такие испепелят любого на своем пути. Лишенные милосердия холодны, как лед. Такие заморозят каждого, кто им встретится. Те, кто привязаны к вещам, подобны тухлой воде и гнилому дереву: жизнь уже ушла из них. Такие никогда не смогут сотворить добро или сделать другого счастливым.

Хун Цзычен

Основа нашей удовлетворенности жизнью — ощущение своей полезности

Чарльз Уильям Элиот

Единственное счастье в жизни — это постоянное стремление вперед.

Эмиль Золя

Если в жизни ты сообразуешься с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат.

Эпикур

В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придаёт ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно…

Эрих Фромм

Каждый человек рождается для какого-то дела. Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни.

Эрнст Миллер Хемингуэй



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS