Главная - Кухня
Храм в измайлово на острове расписание служб. Благодатный покров богородицы. Святые образы собора

Вот уже много лет я хожу в Покровский собор на Измайловском острове. Он просторный, светлый - сколько народу в праздники ни притечёт, всем место найдётся, тесно не будет…

Покровский храм в Измайлове

Наш Покровский собор - монументальное сооружение, увенчанное пятью главами. Построен он из большемерного кирпича с белокаменным цоколем, отделанным белокаменными деталями. Внутри своды Покровского собора опираются на четыре мощных квадратных столба.

Этот храм - каменная летопись, запечатлевшая славные и трагические страницы русской истории.

В древности в дремучих лесах близ будущего села Измайлова проходила дорога, которая связывала владимиро-суздальские земли с западными - смоленскими и брянскими. Где-то тут, в этих местах, где я живу сейчас (может быть, мимо моих окон!), проезжали Владимир Мономах и его сын Юрий Долгорукий…

А тогда ведь и Москвы-то ещё не было!

Позже дорога соединила Москву с Суздалем и стала называться Стромынкой: преподобный Сергий Радонежский по просьбе князя Димитрия Донского основал в 1378 году Успенский монастырь в селе Стромынь рядом с этой дорогой.

В первой четверти XIV века лес в восточных окрестностях Москвы принадлежал слуге Ивана Калиты - Васильцу, который промышлял бортничеством (дикий мёд собирал, если кто не понял). Лес со временем стали вырубать и ставить сёла, а само это место прозвали Васильцев стан. Одно из сёл в этих местах звалось Измайловом.

По архивным материалам история Измайлова начинается с правления государя Ивана Грозного. После женитьбы на Анастасии Романовне царь пожаловал брату жены, боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, Измайлово с деревнями в наследственное родовое владение. Вероятно, это произошло в 1550 году, когда царь решил расселить в пределах Москвы свою «избранную тысячу», окружив город вотчинами особо преданных ему людей.

Никита Романович - крупная фигура в русской истории: он отец Патриарха Филарета и дед первого царя из династии Романовых Михаила Фёдоровича. Кстати, он же основал в Москве Никитский монастырь, давший имя Большой и Малой Никитским улицам, и вообще оставил по себе добрую память. Есть версия, что именно ему, а не Борису Годунову царь Феодор Иоаннович намеревался завещать престол, что вызвало ненависть Годунова.

«Болярин Никита» умер в 1586-м, оставив семерых сыновей. По соображениям безопасности, чтобы лишний раз не мелькало их имя у Годунова, они стали прозываться по деду - Романовы. Измайловская вотчина ещё год принадлежала Михаилу Никитичу, потом и он был сослан и умер в изгнании. Укрываясь от преследований Годунова, старший, Фёдор, постригся в монахи, приняв имя Филарета. Младший, Иван Никитич по кличке Каша, тихо вернулся в Москву из двухлетней ссылки и затаился до смерти Годунова. Лжедмитрий I вернул ему родовую вотчину и пожаловал его в бояре. Позже Иван Романов входил в правительство Семибоярщины.

По легенде, именно в Измайлове скрывался 16-летний Михаил Романов до избрания на русский престол. После этого Иван Никитич, его дядя, стал одним из первых лиц государства. Примерно в 1640 году в Измайлове появилась первая деревянная Покровская церковь о трёх главах-шатрах. А заложили её ещё в 1619-м - в честь победы над польским королевичем Владиславом в ночь на праздник Покрова 1 октября 1618 года. Владислав с гетманом Петром Сагайдачным попытался было приступом взять Москву, штурмовал Белый город в районе Тверских ворот, которые, кстати, охранял Фёдор Пушкин, предок поэта, и у Арбатских ворот, защищавшихся князем Дмитрием Пожарским. Но врагов отбросили прочь, и это стало крахом Смутного времени: москвичи узрели воочию знак покровительства Пресвятой Богородицы. Это была первая военная удача Романовых. В благодарность они построили Покровскую церковь в Рубцове. По их примеру князь Пожарский поставил Покровский храм в своей вотчине - в Медведкове, а боярин Иван Никитич Романов - в своих: в Измайлове и Филях.

Измайлово. Наши дни

В 1640 году Иван Никитич умер, завещав Измайлово сыну Никите, которого называли «первым богачом после царя». У Кит Китыча, как его звали близкие, в доме водились книги, часы заморские, музыкальные инструменты, слуги в ливреях… И пуще того: заносчивый боярин рассекал по водам Яузы и Серебрянки на собственном ботике, который выписал из Англии!

После смерти Никиты Никитича в 1654 году Измайловская вотчина отошла в казну - стала царским владением. Её территория простиралась от Черкизова на севере до Гиреева и Кускова на юге. Сначала государь Алексей Михайлович только охотился здесь, но после Медного бунта и войны с Польшей в 1660 году, когда отечественная экономика была в упадке, решился на отважный шаг - устроить тут образцовое экспериментальное хозяйство.

И создал поистине рай!

На этом месте располагались обширные пашни (зерно на первый посев взяли у Патриарха под благословение), оранжереи с теплицами, пруды, которым царь сам дал названия - Лебедянский, Серебряный (сказывают, его дно и берега были выложены серебром), Виноградный, Просяной. Летом царевны пускали в пруды дорогих золотых рыбок и очень любили их кормить. Имелся ещё Зверинецкий пруд (от него к нашему времени осталось лишь название улицы) - возле большого зверинца, где водились леопарды, рыси и даже белый медведь, а также лев и львица, подаренные царю Алексею Михайловичу персидским шахом. На птичьем дворе расхаживали дивные павлины…

Вид села Измайлова. Худ. Карл-Фридрих Бодри. 1830

Однако Измайлово не было баловством и прихотью: в Пиявочном пруду разводили в лечебных целях пиявок, в садах выращивали редкие лекарственные травы. Для производственных нужд стекольного завода выкопали Стеклянный пруд. Царь выписал из Европы мастеров «самых добрых», работавших в традициях венецианских стеклодувов: они изготовляли посуду для царского стола и дорогие изделия для подарков.

Но самой «сладкой» мечтой царя оставался собственный виноград! И в августе 1665 года астраханский садовник Василий Никитин привёз в Москву первые виноградные кусты. И вот он, виноградный сад с беседками, увитыми виноградной лозой! Это был первый виноград, разведённый в Москве.

Садов тоже насчитывалось несколько: Яблоневый, Вишнёвый, Грушевый, Сливовый и даже Тутовый, где выращивали шелковичные деревья. В парниках и оранжереях росли дыни и арбузы, грецкие орехи, миндаль, кизил, перец, пряности, мак, хлопок и финиковые пальмы. На берегах Серебрянки разводили шиповник, барбарис, крыжовник, сирень, приглашённые голландские и немецкие садовники выращивали душистые цветы: белые лилии, махровые пионы, тюльпаны, гвоздики…

Так Измайлово стало предшественником Ботанического сада.

Из-за выкопанных прудов государев двор оказался окружён водой и превратился в остров. К нему вёл каменный арочный мост - прямо к парадной Мостовой башне. В её нижнем ярусе располагалась караульня, а в среднем часто проходили заседания Боярской думы, когда царь Алексей Михайлович пребывал в Измайлове, отсюда её второе название - Думская башня. В самом верхнем ярусе, где была звонница Покровской церкви, располагалась царская молельня, а также дозорная, откуда караульные следили за окрестностями.

План Измайловской вотчины во второй пол. XVII века

В 1665 году на парадной части государева двора среди садов построили сказочный деревянный дворец, имевший, по рассказам очевидцев, 300 башен. Царь Алексей Михайлович приезжал в Измайлово на храмовые праздники и останавливался во дворце. А царица Наталья Кирилловна любила проводить в нём лето. Некоторые историки считают, что Пётр I родился в Измайловском дворце, а не в Кремле, и в честь его рождения Алексей Михайлович приказал поставить каменный Покровский собор на месте деревянного.

Алексей Михайлович

В мае 1671-го, за год до рождения Петра I, подрядчик Артамон Матвеев заключил договор с артелью муромских и ярославских каменщиков. По предложению Матвеева каменный Покровский собор закладывали по образу Покровского собора Александровской слободы, однако готовый храм больше напоминал кремлёвский Успенский собор. Строил его царский архитектор Иван Кузнечик, тот самый, который возвёл по желанию Алексея Михайловича и по просьбе его духовника отца Андрея Постникова церковь Святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке. В Покровском соборе храмовые закомары и барабаны украсили узорчатыми поливными изразцами «павлинье око» знаменитого белорусского мастера Степана Полубеса. Внутреннее убранство было оформлено в традициях того времени: настенная роспись, великолепный иконостас - огромный, пятиярусный, изготовленный и расписанный царскими мастерами Оружейной палаты Карпом Золотарёвым, создавшим позднее дивный иконостас Покровской церкви в Филях; Василием Познанским, расписывавшим дворцовую Распятскую церковь в Кремле; Фёдором Зубовым, участвовавшим в росписи кремлёвского собора 12 апостолов и Верхоспасского собора при Теремном дворце. Для Покровского собора Зубов написал храмовый образ Покрова Богоматери. Были приглашены и лучшие иконописцы из Ярославля, Костромы, Троице-Сергиева монастыря - 140 мастеров! По внутреннему убранству Покровский собор считался лучшим в Москве. В самом его центре стояло расписное патриаршее место, а на западной стороне - хоры для царской семьи. Роль колокольни исполняла Мостовая башня, звонницу устроили в её верхнем ярусе.

В январе 1676 года, в самый разгар работ, Алексей Михайлович скоропостижно умер, отцовский замысел завершил царь Фёдор Алексеевич. Собор вышел так хорош, что стал образцом для других.

1 октября 1679 года, в канун праздника Покрова, Патриарх Иоаким торжественно освятил собор в присутствии царя Фёдора Алексеевича. С тех пор в храмовый праздник здесь служили патриархи Иоаким и Адриан, а также святитель Димитрий Ростовский.

Главной святыней Покровского собора всегда оставалась чудотворная Иерусалимская икона Богоматери.

По преданию, первообраз был создан в Гефсимании евангелистом Лукой (это самая первая из всех икон Богоматери, написанных им в 15-й год по Вознесении Господнем, в год Успения Пресвятой Богородицы для иерусалимской общины христиан). В 453 году икону перенесли из Иерусалима в Константинополь. После нашествия русов на Херсонес (Севастополь) византийский император преподнёс её копию в дар князю Владимиру, а тот даровал её новгородцам за принятие христианства. Святыня пребывала в Софийском соборе Великого Новгорода, но в 1571 году государь Иван Грозный перенёс её в Москву в Успенский собор. С подлинника сделали список для измайловского собора в конце XVII века. Кремлёвская святыня бесследно пропала из Успенского собора после нашествия Наполеона. А Измайловская Иерусалимская прославилась исцелениями во время страшной чумы в Москве в 1771 году, а в сентябре 1866 года помогла остановить холерную эпидемию, надвигавшуюся на Москву с юга. Этой иконе поклонялись даже старообрядцы. Икона пребывала в Покровском соборе до 1932 года. Закрытый пятью годами ранее собор был разорён, образ Божией Матери Иерусалимской передали в храм Рождества Христова в Измайлове. Там я впервые её и увидела…

Иерусалимская икона Божией Матери

После восстановления Покровского собора в конце прошлого века икону возвратили. Образ почернел, с трудом можно было различить складки одежды, черты Лика, ножки Младенца. В 2001-м во время штукатурных работ внутри храма стояла плотная известковая пыль, но икону словно кто-то протирал маслом: ни одна пылинка не осела на обновляющиеся Лики Пречистой Девы и Богомладенца. Наоборот: краски становились ярче, контуры отчётливее, золотой фон заблестел. Фотография иконы, сделанная одним из священников в то время, поражает: икона словно только что написана!

Сегодня обновлённая чудотворная икона Пресвятой Богородицы занимает почётное место в измайловском Покровском соборе, и ежедневно сотни, тысячи людей приносят свои радости и печали Матери Божией…

На Измайловском острове прошли юные годы царских детей - Софьи, Ивана и Петра Алексеевичей. Однажды на льняном дворе молодой Пётр нашёл английский ботик боярина Никиты Ивановича. Починить его взялся голландский корабельный мастер Карштен Брандт, участвовавший ещё в строительстве первого русского корабля «Орёл», сожжённого по приказу Стеньки Разина. И Пётр, как его предок, с восторгом плавал на ботике по Яузе и Измайловским прудам, потому что английский ботик в отличие от русских судов того времени мог плавать против ветра.

В наше время в Измайлове отмечают день рождения Петра Великого с участием ветеранов морского флота, городских властей и молодёжи. И плывёт по Серебрянке старинный ботик, на борту которого смотрит в подзорную трубу Пётр I, стреляют пушки, идёт потешный бой. Да такой, что включаются сирены машин на три квартала вокруг!..

А в Покровском соборе совершаются панихиды в память государя.

В октябре 2006-го под сводами собора отмечалась и другая памятная дата русской истории: 310 лет с того дня, когда Боярская дума по воле Петра постановила: «Морским судам - быть!», что явилось началом создания русского флота. В этот день в Покровском соборе всегда служат благодарственный молебен о здравии российских моряков.

В Измайлове прошли детские и юные годы не только Петра I, но и другой великой государыни - Елизаветы Петровны. Она была весьма набожна, любила слушать церковное пение и регулярно посещала Покровский собор.

А вот Екатерина II Измайлово не жаловала. По её приказу снесли обветшавший деревянный дворец и разобрали арочный мост, уцелела лишь Мостовая башня. От измайловского хозяйства не осталось и следа, даже пахотную землю раздали крестьянам под денежный оброк.

В 1780 году грозовая молния ударила в главу церкви Святого Иоасафа - это было знамение о грядущих тяжёлых временах. Они вскорости грянули - в 1812 году Измайлово захватили войска Наполеона. Покровский собор разграбили и осквернили: прямо в храме французы жгли костры, чтобы согреться от осеннего холода. Чудом сохранился иконостас собора, хотя от огня треснул свод и накренился главный купол. Богослужения прекратились.

В 1837 году в Москву на юбилей победы над французами приехал император Николай I. Он посетил Измайлово и сделал поистине царский подарок: отдал родовое владение под военную богадельню для инвалидов Отечественной войны - отставных офицеров и нижних юнкерских чинов, получивших на войне увечья, больных или старых, не имеющих возможности по этим причинам самим «снискивать себе пропитание трудами». Здесь должны были обрести приют и врачебную помощь герои Бородина и Тарутина, Малоярославца, Красного, взятия Парижа. Позже к ним прибавились инвалиды и других войн. Богадельня получила имя Николаевской. Строить её поручили архитектору Константину Тону, который только что победил на конкурсе проектов храма Христа Спасителя, возводимого тоже в память Отечественной войны. Храм удался, а вот в Измайлове что-то не срослось: богадельню признали неудачной. Тон пристроил вплотную к собору с трёх сторон - северной, южной и даже восточной алтарной части - три многоэтажных корпуса, сообщающихся с храмом, снеся два прекрасных храмовых крыльца, и соединил южную и северную стены собора внутренними воротами с корпусами богадельни, чтобы лежачие инвалиды могли при открытых дверях слушать службу в храме. Покровский собор стал домовым храмом Николаевской богадельни, но оказался совершенно обезображен. Зато внутренние росписи тогда же прекрасно отреставрировали приглашённые живописцы Петербургской императорской академии художеств. Возглавлял работы Александр Ястребилов, друг художника Василия Тропинина.

Восстановленный Покровский собор был освящён в 1847-м (иногда называют 1849 год) в присутствии государя Николая I и великого князя Александра Николаевича.

В последующие годы в Измайлово началось нашествие историков и писателей: здесь побывали Алексей Малиновский, Иван Забелин, Иван Снегирёв; даже Александр Дюма приезжал из Франции расследовать, где именно Пётр I нашёл легендарный ботик. Видимо, собирался писать роман «из русской истории». А Иван Бунин восторгался церковью Святого Иоасафа, которой оставалось жить считаные годы…

После октябрьского переворота Николаевскую богадельню закрыли.

В июне 1922-го собор осмотрели члены Комиссии по изучению старой Москвы Московского археологического общества с Аполлинарием Васнецовым, отметили хорошее состояние иконостаса времён царя Фёдора Алексеевича, уцелевшего даже при Наполеоне. Однако уже в 1928 году наиболее ценные иконы исчезли, лишь святыня храма, чудотворная Иерусалимская икона, спаслась в измайловском храме Рождества Христова. Иконостас уничтожили, а богатую утварь и убранство собора вывозили подводами неизвестно куда…

В соборе сначала разместился архив НКВД, потом овощной склад, причём из оставшихся образов пророческого и праотеческого ярусов иконостаса кощунники сделали полки для ящиков. Только в 1960-е часть уцелевших икон передали Музею древнерусской живописи имени Андрея Рублёва в Спасо-Андрониковом монастыре. Состояние бесценного Покровского собора сильно взволновало художника Павла Корина, и он писал в газетах о необходимости сохранить сказочные изразцы, «открытые всем ветрам и дождям», и соорудить навесы над единственным уцелевшим (западным) крыльцом. На острове, прямо под собором, расположился один из первых в Москве «рабочих городков» имени Баумана. В 1923 году эту территорию отдали заводу «Салют», который приспособил корпуса бывшей богадельни под коммуналки. Церковь святого Иоасафа закрыли в 1930 году и вскоре снесли.

В 1935-м, согласно известному Генплану реконструкции столицы, Измайлово вошло в черту Москвы - в привилегированный Сталинский район. В годы Великой Отечественной войны здесь находился военный аэродром, защищавший Москву от налётов, и секретный бункер Сталина - ныне музей.

После войны остатки «рабочего городка» на острове расселили и передали здания учреждениям. С 1987-го тут расположился филиал Государственного исторического музея. Уже на следующий год на Мостовой башне поднялся трёхцветный флаг: начались занятия исторического общества «Россия молодая». Это благое начинание явилось добрым предзнаменованием: в ноябре 1991 года была зарегистрирована православная община Покровского собора, а в 1994 году его здание возвратили Церкви.

Сейчас собор прекрасно отреставрирован, хотя пока и не полностью. Из музея Спасо-Андроникова монастыря возвращены несколько уцелевших образов старого иконостаса, правда, они нуждаются в дорогостоящей реставрации. Трудная задача - воссоздание исторического облика иконостаса и других элементов оформления интерьера! Работы продолжаются уже почти десять лет. Главные организационные труды несут настоятель Измайловского собора протоиерей Владимир Бушуев, благотворительный фонд «Анастасиос» и его президент Юрий Гаранин.

На сегодняшний день построено тело иконостаса, повторяющее первоначальную конструкцию, ведутся работы по его позолоте и росписи. Авторами проекта выступают архитекторы М. Домбровская, О. Неклюдова и искусствовед Н. Датиева. Позолотные и живописные работы осуществляет творческий коллектив под руководством художника Никиты Нужного. Таких икон, как сей изограф Никита Нужный пишет, нет ни в одном другом храме! Перед некоторыми люди стоят часами, слёзы наворачиваются на глаза: радость и восторг охватывает души, дивятся изумительной работе. В 2001–2006 годах Никитой Нужным и его коллегами заново написаны все 109 икон иконостаса, точно воссоздающие сюжеты и стиль иконостаса 1678 года. Выбор сюжетов икон, пышный, красочный убор иконостаса зримо воплотили идею о сакральном характере царской власти и Русского государства, осенённых особым покровительством небесных сил. Русскую церковь, воинскую доблесть, династию Романовых, преемницу Рюриковичей, прославляют иконы местного ряда: русские князья и митрополиты; «Собор Архистратига Михаила» - главы Небесного воинства и покровителя основателя царствующего дома Михаила Фёдоровича; «Богоматерь Владимирская» - палладиум земли Русской, перемещения которой (Константинополь - Киев - Владимир - Москва) были вехами перемещения центра государственного и церковного могущества. В иконах возрождена древняя традиция ктиторских икон, выполненных для храма на средства благочестивых прихожан. В данном случае заказчиком выступили кавалеры ордена Святителя Николая Чудотворца, активно принимающие участие в возвращении собору в Измайлове былого благолепия.

Село Измайлово. Гравюра первой четверти XVIII века

25 апреля 2006 года был торжественно освящён образ святителя Николая Мирликийского; 7 апреля 2007 года - икона Святых великомучеников и воинов Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Феодора Стратилата, Феодора Тирона (юго-западный столп, северная и южная грани). Иконография их восходит к древним памятникам византийского и русского искусства. Она обогащена изысканной, красочной манерой письма в стиле, культивировавшемся при дворе московских государей в последние десятилетия XVII века. Изящество рисунка, искуснейше выписанные детали, праздничный, богатый колорит, обилие орнаментов и золота создают необыкновенно торжественную и радостную симфонию в красках, славящую святых. Иконы замечательно вписались в сакральное и художественное пространство собора.

Очередным вкладом в воссоздание убранства собора Покрова в Измайлове кавалеров ордена Святителя Николая Чудотворца и кавалеров Императорского ордена Святой Анны стала икона с изображением святых благоверных князей Андрея Боголюбского, Даниила Московского, Михаила Тверского, Димитрия Донского (также работы Никиты Нужного). Образы благочестивых, мужественных, мудрых правителей земли Русской олицетворяют преемственность и тесный союз государственной власти и православия - от Киевской Руси к великому княжеству Московскому. Икона продолжает прославление христианского служения Богу и Отечеству, которое обрело новую силу в современной России.

Ещё одним радостным событием явился список чудотворной иконы Божией Матери Феодоровской работы того же «изографа Никиты», как его называет отец настоятель Покровского собора - протоиерей Владимир Бушуев. Именно перед ликом Феодоровской инокиня Марфа благословила своего юного сына Михаила Фёдоровича Романова на царский престол…

Наталья ЛЯСКОВСКАЯ

В древности в густых, дремучих лесах близ будущего села Измайлова проходила дорога, которая связывала владимиро-суздальские земли с запад­ными – смоленскими и брянскими. По ней ездили и Владимир Мономах, и его сын Юрий Долгорукий в те времена, когда и Москвы еще не было. А потом эта дорога соединила Москву с Суздалем. Стромынкой она была названа после того, как преподобный Сергий Радонежский по просьбе Димитрия Донского основал в 1378 году Успенский монастырь в селе Стромынь, лежавшем подле этой дороги. В первой четверти XIV века лес в восточных окрестностях Москвы принадлежал слуге Ивана Калиты – Васильцу, который промышлял в нем бортничеством. По его имени был назван Васильцев стан, где лес потом частично вырубили и завели села. К Васильцеву стану, как утверждали дореволюционные историки, и относилось древнее село Измайлово.

Начальная история Измайлова очень туманна и противоречива. Множество дискуссий идет о происхождении его имени, и существует несколько путанных, взаимоисключающих версий. Часть исследователей предполагают, что оно произошло от фамилии ранних владельцев, которыми могли быть бояре Измайловы, ведшие свой род от знатного татарского выходца Ивана Шая. В XIII веке он перешел на службу к рязанскому князю, принял крещение, и его внук звался Измаилом, от которого пошли Измайловы. А может быть, Измайлово вовсе было названо не от фамилии. Маститый историк И.М. Снегирев признавал, что «доселе наверное не известно, от чего получило свое название Измайлово» и считал возможным, что имя Измайлово перекочевало в Москву из Нижнего Новгорода: когда царь Алексей Михайлович завел здесь грандиозное хозяйство, потребовалось множество рабочих, и он переселил сюда крестьян из села Измайлово Нижегородской губернии. Можно встретить и такое оригинальное мнение, что Измайлово было названо по имени любимого шута царя Алексея Михайловича – Измаилки.

Все это лежит в области гипотез. Достоверная история Измайлова и его владельцев начинается со времени правления Ивана Грозного. После женитьбы на Анастасии Романовне царь пожаловал брату своей жены, боярину Никите Романовичу Захарьеву-Юрьеву, Измайлово с деревнями в вотчину – в наследственное родовое владение. (Кстати, тогда же царь пожаловал ему и село Рубцово, где потом тоже находилась царская резиденция Романовых.) О времени пожалования тоже нет единых мнений. Наиболее вероятно, что это произошло в 1550 году, когда царь решил расселить в пределах Москвы свою «избранную тысячу», то есть окружить Москву вотчинами особо преданных ему людей, чтобы в любой момент их можно было срочно созвать в столицу. Среди «избранных» был и царский шурин. Есть и другое мнение, основанное на записях в писцовых книгах, что Измайлово принадлежало боярину Никите Романовичу с 1573 года, поскольку оно упоминается письменно в 1570-х годах как его вотчина.

Так или иначе, владельцем Измайлова стал боярин Никита Романович, отец патриарха Филарета и дед первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича. Кстати, именно он основал в Москве Никитский монастырь, давший имя Большой и Малой Никитским улицам, и вообще оставил по себе очень добрую память. В своей новой резиденции царь предавался охоте и садоводству. По легенде, ему, а не Борису Годунову, царь Феодор Иоаннович будто бы намеревался оставить престол, что вызвало лютую ненависть Годунова к Романовым.

Никита Романович умер в 1586 году, оставив семерых сыновей. По имени деда, Романа Юрьевича Захарьина, они получили фамилию Романовы и при Борисе Годунове были подвергнуты страшной опале: их обвинили в замысле отравить царя. Старший брат Федор Никитич был насильно пострижен в монахи с именем Филарет. Измайловская вотчина еще год принадлежала Михаилу Никитичу, но потом и он был сослан, и умер в изгнании. Младший, болезненный Иван Никитич по прозвищу Каша вернулся в Москву из двухлетней ссылки и укромно прожил в ней до смерти Годунова. Лжедмитрий I вернул ему родовую вотчину и пожаловал в бояре, а потом он вошел в правительство Семибоярщины.

Измайлово тоже «участвовало» в сражениях Смутного времени. В 1609 году полководец Михаил Васильевич Скопин-Шуйский поставил близ Измайлова небольшое деревянное укрепление и разбил отряд поляков. Часть ученых считает, что вотчина вернулась во владение Романовых и стала принадлежать Ивану Никитичу не позднее 1623 года. И все же вероятней, это чуть произошло раньше. О том свидетельствует факт основания в Измайлове Покровской церкви.

С избранием на русский престол Михаила Романова боярин Иван Никитич, приходившийся ему дядей, стал одним из самых близких к царю лиц. В это время в Измайлове появилась первая деревянная Покровская церковь о трех главах-шатрах. Считают, что она была сооружена не позднее 1640 года, то есть при жизни Ивана Никитича. А вот основана она была в 1619 году в честь победы над польским королевичем Владиславом, претендовавшим в Смуту на русский престол. Победа была одержана в ночь на праздник Покрова 1 октября 1618 года, когда Владислав вместе с гетманом Сагайдачным попытался приступом снова взять Москву и предпринял решительный штурм стен Белого города в районе Тверских ворот, которые, кстати, поручено было охранять Ф.Ф. Пушкину, предку поэта, и у Арбатских ворот, защищавшихся князем Д.М. Пожарским. В ту ночь вражеские войска были напрочь отброшены от стен Москвы – это было фактическое окончание Смутного времени. В победе москвичи увидели зримый знак покровительства Пресвятой Богородицы. Это была первая военная удача Романовых, которые в своей резиденции в Рубцове и построили благодарственную Покровскую церковь. По царскому примеру тогда же появились Покровские церкви в Медведкове – вотчине князя Пожарского, в Филях – вотчине Мстиславских и в Измайлове – вотчине боярина Ивана Никитовича Романова.

В 1640 году Иван Никитич умер, оставив Измайлово сыну, Никите Ивановичу, которого называли «первым богачом после царя». В его доме водились книги, часы заморские, музыкальные инструменты, слуги в ливреях. Более того, боярин пожелал кататься по водам Яузы и Серебрянки, для чего выписал себе из Англии ботик. Этот-то знаменитый ботик, «дедушку русского флота» и обнаружил потом в Измайлове юный Петр I. И именно Никита Иванович, не прекращая охоты, заложил великое будущее Измайлова и завел здесь передовое хозяйство, которое стало предшественником грандиозного экономического эксперимента царя Алексея Михайловича.

«Бог создал свет, а человек украсил»

В 1654 году после смерти боярина Никиты Ивановича Измайловская вотчина отошла в казну и стала цар­ским владением. Ее территория простиралась от Черкизова на севере до Гиреева и Кускова на юге. Сначала Алексей Михайлович только охотился здесь, но в 1660-х годах, после Медного бунта и войны с Польшей, когда отечественная экономика была в упадке, решился на отважный шаг – устроить здесь образцовое экспериментальное хозяйство. Его значение нельзя сводить исключительно к сельскохозяйственным экспериментам. Набожный царь создавал здесь поистине райский островок.

Сад на Руси издревле назывался раем: в мировоззрении средневекового человека сад считался образом Эдема. Москва как Третий Рим, как мировая православная держава, устраиваемая во образ Небесного града – Царствия Божия, уподоблялась раю и через свои благоухающие сады. Оттого для садов в Москве тщательно выбирались подходящие, глубоко символические места: помимо Кремля и Замоскворечья, устроенных во образ Гефсиманского сада, это были государевы резиденции, в том числе и Измайлово. В них обязательно должны были находиться яблони, как символ древа познания добра и зла, и виноград – образ Самого Христа. В Москве с виноградом были понятные трудности, которые пытались решить двумя путями. Во-первых, заменой винограда на крыжовник, прозванным «северным» или «русским» виноградом. Такую замену придумал Аверкий Кириллов, ведавший царскими садовниками, чьи знаменитые палаты стоят на Берсеневской набережной. Кстати, крыжовник именовали на Руси «берсенем». Возможно, он и дал название московской набережной. Во-вторых, попытками развести собственный виноград, что и делалось в Измайлово.

Главные московские сады находились в Кремле. Их называли «красными», услаждающими красотой ярких цветов и необыкновенным ароматом душистых растений. Древние сады обязательно должны были благоухать и поражать воображение необычным, чудесным, а также услаждать слух, для чего на деревьях развешивались клетки с певчими птицами. Аналогичные сады создавались и в царских резиденциях.

Алексей Михайлович решил устроить в Измайлове образцовое хозяйство нового типа, чтобы собрать в нем лучшее, что могла тогда иметь Россия из своего и импортируемого, и распространить этот опыт по всей стране, а также избавиться от дорогостоящего импорта шелка, лекарств, хлопка, пряностей, научившись разводить все это у себя. Подобные новшества могли плохо восприниматься невежественной публикой, а царский сад был не только передовым, но и свободным от всяких мнений. Царь придавал свой авторитет всему, что росло в его саду, и, главное, подавал пример для повсеместного подражания – недаром он щедро раздавал семена своим приближенным. Измайлово считается едва ли не первым в Европе примером, когда царская резиденция одновременно была и образцовым вотчинным хозяйством.

Здесь было все: огромные пашни с хлебом, причем зерно на первый посев взяли у патриарха в благословение, оранжереи с теплицами, кишащие дорогой рыбой пруды, которым царь сам дал названия – Лебедянский, Серебряный (по преданию, его дно и берега были выложены серебром), Виноградный, Просяной… Летом царевны сами пускали в пруды рыбок и очень любили их кормить. Был еще Зверинецкий пруд для большого зверинца, где водились леопарды, рыси и даже белый медведь, а главное, лев и львица, подаренные царю Алексею Михайловичу персидским шахом. На птичьем дворе расхаживали дивные павлины, напоминавшие сказочных птиц. Одновременно Измайлово имело и чисто хозяйственное назначение. Например, в Пиявочном пруду разводились пиявки в лечебных целях, а Стеклянный пруд был выкопан для производственных нужд стекольного завода, для которого царь выписал из Европы мастеров «самых добрых», работавших в традициях венецианских стеклодувов. Они изготовляли посуду для царского стола и дорогие изделия для подарков.

Главной же мечтой был собственный виноград. В августе 1665 года астраханский садовник Василий Никитин привез в Москву первые виноградные кусты, и высшей царской гордостью стал Виноградный сад с беседками, увитыми виноградной лозой. Это был первый виноград, разведенный в Москве. Далее следовали Вишневый, Грушевый, Сливовый и даже Тутовый сад, где выращивали шелковичные деревья. В парниках и оранжереях росли дыни и арбузы, грецкие орехи, миндаль, кизил, перец, пряности, мак, хлопок и даже финиковые пальмы. В саду на берегу Серебрянки разводили шиповник, барбарис, крыжовник, сирень, различные сорта яблонь. В садах выращивались и редкие лекарственные травы, что сделало Измайлово предшественником Ботанического сада. Царь строго соблюдал московскую религиозную традицию своего сада: здесь выращивались удивительные редкие и заморские растения. Приглашенные голландские и немецкие садовники разводили особо душистые цветы, белые лилии, махровые пионы, тюльпаны, гвоздики. Все это диво, изобилие и благоухание символизировало изобилие райского сада, Божию благодать и чудо.

Однако царь-новатор заинтересовался и иностранными садами. В Измайлове был устроен один из первых в России регулярный сад с обманными перспективами, лабиринтом «Вавилон» и фонтанами в виде звериной пасти, из которой била вода. Его сравнивали с лучшими садами Европы, иностранцы дивились, и Измайлово называли «новым Версалем» царя Алексея Михайловича, к великому удовольствию русского монарха. Для своего уникального хозяйства царь выписал опытных садовников и агрономов из русских областей и монастырей, а также специалистов из Европы. Причем для возделывания каждого вида растения был призван работник из той местности, где их традиционно возделывали. Из Астрахани переселили умельцев выращивать арбузы, льноводов – из Пскова, выращивать лекарственные травы и разводить цветы пригласили европейских мастеров. А для возделывания винограда из Киева приехал садовник Межигорского монастыря старец Филарет, которого поселили в кремлевском Чудовом монастыре, сопровождать старца в поездках к измайловским виноградникам царь доверил своему другу боярину Артамону Матвееву. Сей боярин приложил немало сил к процветанию Измайлова, став фактическим его опекуном, и ведая всем, от строительства местных храмов до поступления семян. В качестве же рабочих рук, обслуживавших это гигантское хозяйство, Алексей Михайлович приказал переселить в Измайлово дворцовых крестьян из Костромского и Владимирского уездов. Причем велел отбирать «добрых, радетельных и не гордых» и разведать «подлинно, чтобы воров не было». В 1676 году для слободы этих переселенцев в Измайлове построили приходской храм в честь Рождества Христова.

В 1660-х годах парадная резиденция в Измайлове превратилось в остров: из-за выкопанных прудов государев двор, где стояли дворец и деревянный Покровский храм, оказался в прямом смысле слова на острове, окруженном водой. На него попадали через каменный арочный мост, который вел к парадной Мостовой башне. В ее нижнем ярусе располагалась караульня, а в среднем ярусе часто проходили заседания Боярской думы, когда Алексей Михайлович пребывал в Измайлове, отсюда ее второе название - Думская башня. В самом же верхнем ярусе, где была звонница Покровской церкви, будто бы находилась царская молельня, а также дозорная, откуда караульные следили за окрестностями и принимали сигналы об опасности.

В 1665 году на парадной части государева двора среди садов был построен сказочный деревянный дворец, имевший, по рассказам очевидцев, 300 башен. Царь Алексей Михайлович всегда ездил в Измайлово к обедне на храмовые праздники и останавливался во дворце. А царица Наталия Кирилловна любила проводить здесь лето. Издавна существует мнение, что в Измайловском дворце родился Петр I. И будто бы в честь его рождения Алексей Михайлович приказал построить в Измайлово каменный Покровский собор на месте деревянного.

«Освященное пятиглавие»

Рождение Петра в Измайлове – пока еще тема научных дискуссий, хотя иные ученые считают этот факт вполне доказанным. Местом рождения первого русского императора еще называют и Петровско-Разумовское, и Коломенское, хотя почти никто не сомневается, что он родился в Кремле. А вот величественный собор в Измайлове на государевом дворе уже был необходим, когда близ старого деревянного храма не только выросла громадная вотчина, но и появилась царская парадная резиденция. Строительство великолепного собора должно было увенчать весь замысел набожного царя, осенить его Измайлово. В мае 1671 года Артамон Матвеев заключил подряд с артелью муромских и ярославских каменщиков на строительство нового Покровского собора. Это было за год до рождения Петра I.

Расхожа легенда, что по предложению Артамона Матвеева каменный Покровский собор был построен по образу Успенского собора Московского Кремля. Он возводился намеренно огромных размеров, чтобы совершать в нем праздничные богослужения во время приема государевых гостей. Подтвержденная же документами версия гласит, что за образец был принят Покровский собор Александровой слободы, как храм старинной царской резиденции. Однако выстроенный пятиглавый собор действительно больше напоминал кремлевский Успенский собор.

Строил его царский архитектор Иван Кузнечик, тот самый, который возвел по желанию Алексея Михайловича и по просьбе его духовника отца Андрея Постникова замечательную церковь святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке. И в Покровском соборе храмовые закомары и барабаны украсили узорчатые поливные образцы «павлинье око» знаменитого белорусского мастера Степана Полубеса. Внутреннее убранство собора было оформлено в традициях того времени: еще была настенная роспись (лишь при царевне Софьи появилась мода вовсе не расписывать стены), но с великолепным иконостасом, в котором сосредотачивалась вся красота и благолепие храмового интерьера. (Теперь мы видим восстанавливаемый иконостас совсем иным, а о подлинном огромном пятиярусном иконостасе 1679 года, пропавшем в советские годы, можно судить только по эпохе, да по именам мастеров, изготовивших и расписавших его.) Первыми были приглашены царские мастера Оружейной палаты, в их числе Карп Золотарев, создавший чуть позднее дивный иконостас Покровской церкви в Филях; Василий Познанский, расписывавший дворцовую Распятскую церковь в Кремле; Федор Зубов, участвовавший в росписи кремлевского собора 12 апостолов и Верхоспасского собора при Теремном дворце. А для Покровского собора Зубов написал храмовый образ Покрова Богоматери. Сил москвичей для росписи огромного храма не хватило, и тогда были приглашены лучшие иконописцы из Ярославля, Костромы, Троице-Сергиева монастыря – всего над росписью Покровского собора трудились 40 мастеров. Примечательно, что его иконостас был сделан по древнему до-никоновскому образу – без Распятия наверху, но, по всей вероятности, его рама все же была украшена пламенеющей резьбой, символизировавшей плоды и изобилие райского сада, как это было в современном ему иконостасе кремлевского Архангельского собора или чуть позднее в церкви Покрова в Филях. Ведь недаром по внутреннему убранству Покровский собор считался лучшим в Москве. В самом его центре стояло расписное патриаршее место, а на западной стороне были устроены хоры для царской семьи, что свидетельствовало о статусе собора. Роль колокольни исполняла Мостовая башня – звонницу устроили в ее верхнем ярусе.

В январе 1676 года в самый разгар работ Алексей Михайлович скоропостижно умер, и отцовский замысел окончательно воплощал царь Федор Алексеевич. Он приказал сделать собор еще более величественным и богато украшенным. Покровский собор прославился своими размерами. Пять его мощных луковичных глав считаются самыми большими куполами в Москве. Оттого он и напоминал кремлевский Успенский собор и Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Потом он сам стал образцом, который копировали в других русских городах.

1 октября 1679 года в канун праздника Покрова патриарх Иоаким торжественно освятил собор в присутствии царя Федора Алексеевича. С тех пор в храмовый праздник в нем служили патриархи Иоаким и Адриан, а по преданию, здесь порой совершал богослужения и святитель Димитрий Ростовский.

Святыней Покровского собора стала чудотворная Иерусалимская икона Богоматери. По преданию, прототип этого образа был написан апостолом и евангелистом Лукой в Гефсимании, и он был самым первым из всех икон Богоматери, созданных им. Эту икону святой Лука написал в 15-й год по Вознесении Господнем и в год Успения Пресвятой Богородицы для иерусалимской общины христиан – отсюда и название. В 453 году икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь. После нашествия руссов на Херсонес (Севастополь) византийский император преподнес копию Иерусалимской иконы в дар святому князю Владимиру, который даровал ее новгородцам, когда они приняли христианство. Святыня пребывала в Софийском соборе Великого Новгорода, но в 1571 году Иван Грозный перенес ее в Москву, в Успенский собор. С подлинной Иерусалимской иконы и был сделан список для Измайловского собора в конце XVII века. А кремлевская святыня бесследно пропала из Успенского собора после нашествия Наполеона. Встречается утверждение, что она была увезена неприятелем в Париж и ныне хранится в Соборе Парижской Богоматери. Так или иначе, в Кремле ее заменили точным списком, который прежде хранился в кремлевской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях.

Измайловская Иерусалимская икона особо прославилась исцелениями во время страшной чумной эпидемии в Москве в 1771 году. После этого ее стали почитать чудотворной. А в сентябре 1866 года она помогла остановить холерную эпидемию, надвигавшуюся на Москву с юга. Жители южных окраин Москвы попросили отпустить к ним эту икону для совершения молебнов и вознесения общей молитвы перед ней. В особом ковчеге на руках чудотворный образ пронесли с крестным ходом из Измайлова через Коломенское, Нагатино, Новинки и Дьяково, где перед ней беспрестанно совершались молебны, после чего эпидемия остановилась. Более того, в селе Дьякове близ Коломенского в день пребывания святыни чудесно исцелилась от слепоты семилетняя крестьянская девочка, из семьи старообрядцев, которую мать втайне от родных привела поклониться православной чудотворной иконе и сама усердно помолилась перед ней. На глазах у девочки появились слезы, а потом она прозрела. После этого многие старообрядцы поклонились иконе, дав обещание вернуться в Православную Церковь.

Престольный праздник собора Измайлова приходится на осеннюю пору, считавшуюся лучшим временем для совершения свадеб. Осенью сюда всегда приезжали царевны и по традиции молились в Покровском соборе о счастливом замужестве. По старинному поверью, такая девичья молитва будет услышана Пресвятой Богородицей, если молитвенница вознесет ее именно в Покровской церкви и затеплит свечу перед храмовым образом. А ведь царевны были обыкновенными девушками.

Измайловская летопись

Царь Федор Алексеевич, имевший великую охоту к строительству, принялся сооружать в Измайлове обширный новый государев двор с хоромами. Тогда был построен, еще более причудливый деревянный дворец с резными крыльцами и резными гребнями, украсившими его кровли. В 1678 году царь основал при этом дворце деревянную домовую церковь святого Иоасафа, царевича Индийского. По одной из версий, этот святой был небесным покровителем недавно почившего патриарха Иоасафа II, в честь чего и появились в Москве два посвященных ему храма – в Измайлове и в Новодевичьем монастыре.

Царь Федор Алексеевич проводил в Измайлове лето. После его смерти в 1682 году Измайлово становится любимой резиденцией царевны Софьи, обожавшей сады. Однако она не продолжила в нем отцовское дело, а страстно увлеклась городскими садами, зато в 1683 году построила в Измайлово каменную церковь святого Иоасафа, которую считают первым образцом московского или «нарышкинского» барокко. Однако религиозный характер Измайлова все более уступал место светскому.

Кроме царевны Софьи, здесь жил ее брат царь Иван Алексеевич, соправитель юного Петра, но главные станицы истории Измайлова связаны с именем самого Петра I. Как считается, после смерти отца он здесь никогда не жил, но часто гостил у брата. Здесь он бывал в детстве, читал и пел на клиросе Покровского собора, здесь проходили маневры и баталии петровских потешных полков. Здесь же, в Измайлово, на льняном дворе молодой Петр нашел английский ботик боярина Никиты Ивановича. Починить его взялся голландский корабельный мастер Брандт, участвовавший еще в строительстве первого русского корабля «Орел», сожженного по приказу Стеньки Разина. И Петр с восторгом плавал на ботике по Яузе и Измайловским прудам, потому что сей ботик, в отличие от русских судов того времени, мог плавать против ветра. Кстати, когда в Измайлове Петру стало тесно, он перенес свои плавания на озера села Косино и, по преданию, в память о том подарил местной церкви чудотворную Моденскую икону.

Здесь же, в Измайлово, в 1689 году поймали сторонника Софьи, начальника Стрелецкого приказа Федора Шакловитого, участвовавшего в заговоре против Петра. После опалы Софьи Петр подарил Измайлово своему брату Ивану, где расположилась его загородная резиденция. По другой версии, он сперва ненадолго заточил здесь Софью, потом перевел ее в Новодевичий монастырь, и тогда только предоставил Измайлово Ивану Алексеевичу. А после смерти брата в 1696 году отдал владение вдове Прасковье Федоровне, которая поселилась тут с дочерьми Екатериной (матерью Анны Леопольдовны, будущей регентши престола при малолетнем Иоанне Антоновиче), Прасковьей и Анной – будущей императрицей Анной Иоанновной, которая провела в Измайлове свое детство и полюбила его на всю жизнь.

Однако Петр не забывал Измайлово. Он принимал здесь иностранных послов и объявил Измайлово заповедником. Когда ему сообщили, что в Измайловских лесах появились вольные охотники, он кратко распорядился отсылать таковых в Преображенский приказ.

И все же, когда столица была перенесена в Петербург, значение Измайлова упало – оно превратилось в тихую загородную резиденцию. Лишь в короткое царствование Петра II в нем снова закипели охотничьи страсти – юный государь предавался здесь охоте все время своего пребывания в Москве. Затем в Измайлово возвратилась со свитой царственная Анна Иоанновна и после коронации в апреле 1730 года провела лето в Измайловском дворце, где принимала восточных послов из Хивы и Бухары. Близ дворца встали лагерем оба лейб-гвардейских полка – Преображенский и Семеновский. Однако, не доверяя им и опасаясь переворота, ибо популярностью у них она не пользовалась, Анна Иоанновна в том же 1730 году создала себе из «верных людей» – «из лифляндцев, эстляндцев, курляндцев и прочих нацей иноземцев и из русских», – третий гвардейский полк, названный по ее резиденции Измайловским. Командование им было поручено графу Левенвольду, а в 1735 году императрица приняла на себя звание полковника Измайловского полка. К чести своей, он немало послужил Отечеству в дальнейшем.

В Измайлове Анна Иоанновна иногда собирала Сенат, причем его заседания проходили в той же Мостовой башне, где при Алексее Михайловиче заседала Боярская дума. Оттого башня получила очередное прозвище – Сенатская. Еще императрица пожелала иметь в Измайлове новый зверинец, один из крупнейших в Европе. И сама нередко охотилась в Измайловских лесах вместе с Бироном.

Наконец, в Измайлово прошли детские и юные годы будущей императрицы Елизаветы Петровны. Она получила хорошее религиозное воспитание, была очень набожной, особенно любила слушать церковное пение и регулярно посещала Покровский собор. Предание гласит, что позднее Елизавета приказала провести в Измайлове Главную аллею, которая вела в село Перово к ее фавориту графу А.Г. Разумовскому. А еще для нее построили в Измайлове Охотничий замок, так как царственная дочь Петра тоже любила охоту и предавалась ей с племянником Петром Федоровичем, будущим императором Петром III.

Екатерина II Измайлово не жаловала. При ней снесли обветшавший деревянный дворец и разобрали арочный мост, уцелела только Мостовая башня. К тому времени от измайловского хозяйства не осталось и следа, даже пахотная земля была роздана крестьянам под денежный оброк. Измайлово превратилось в придворное охотничье угодье. В 1780 году грозовая молния ударила в главу церкви святого Иоасафа, словно в предупреждение о грядущих тяжелых временах.

Отечества героям

В 1812 году Измайлово захватил Наполеон. Его полчища разграбили и осквернили Покровский собор, где они разжигали костры, чтобы согреться от осеннего холода. Чудом сохранился иконостас собора, но от огня треснул свод храма и накренился главный купол. Богослужения были прекращены, и потом собор долго не восстанавливался. И его, и само Измайлово ждали большие перемены.

В 1837 году исполнялось 25-летие Отечественной войны, и в Москву на торжества приехал император Николай I. Он посетил Измайлово и сделал поистине царский подарок на юбилей героям 1812 года: решил отдать свое родовое владение под военную богадельню для инвалидов Отечественной войны. Согласно уставу, в нее принимали на призрение отставных офицеров и нижних юнкерских чинов, получивших на войне увечья, больных или старых, не имеющих возможности по этим причинам самим «снискивать себе пропитание трудами». Здесь должны были обрести приют и врачебную помощь герои Бородина и Тарутина, Малоярославца, Красного, взятия Парижа, но потом к ним прибавились инвалиды Крымской, Турецкой и других войн, которые вела дореволюционная Россия. Богадельня получила имя Николаевской по имени своего основателя.

Строить ее государь поручил своему любимому архитектору К.А. Тону, который только что победил на конкурсе проектов храма Христа Спасителя, возводимого тоже в память Отечественной войны. Однако в отличие от того храма здесь чутье гениальному мастеру отказало. Постройка Николаевской богадельни всеми была признана неудачной. Он пристроил вплотную к собору с трех сторон – северной, южной и даже восточной алтарной части – три многоэтажных корпуса, сообщающихся с храмом; снеся два прекрасных храмовых крыльца, он соединил южную и северную стены собора внутренними воротами с корпусами богадельни, чтобы лежачие инвалиды могли при открытых дверях слушать службу в храме. Так Покровский собор стал домовым храмом Николаевской богадельни, но был совершенно обезображен этими нелепыми пристройками. Зато его тогда же прекрасно отреставрировали приглашенные живописцы Петербургской императорской академии художеств, а возглавлял работы друг художника Тропинина – А.С. Ястребилов. Москва обязана ему и созданием знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества, выросшего из «натурного класса» художников, который Ястребилов основал в 1832 году.

Восстановленный Покровский собор был освящен в 1847 году, хотя часто называют и другую дату – 1849 год, поскольку в апреле того года была торжественно освящена Николаевская богадельня в присутствии императора Николая I и великого князя Александра Николаевича. Статус богадельни подчеркивался тем, что в ней устроили царские парадные покои на случай, если государь или члены его семьи пожелают навестить призреваемых.

При этом Измайлово посещали все желавшие. Здесь побывали все его историки, в том числе А.Ф. Малиновский, И.Е. Забелин и И.М. Снегирев, видевший тут потомственных садовников и бывших смотрителей зверинца, упраздненного в начале XIX века. Александр Дюма приехал в Измайлово искать место, где Петр I нашел легендарный ботик, а И.А. Бунин особенно восторгался церковью святого Иоасафа, которой оставалось жить считанные годы.

Уход и возврат

После Октябрьской революции Николаевская богадельня была закрыта, а в 1927 году затворились двери и Покровского собора. Еще в июне 1922 года собор как памятник истории осмотрели члены Комиссии по изучению старой Москвы Московского археологического общества вместе с А.М. Васнецовым. Они отметили хорошее состояние иконостаса времен царя Федора Алексеевича, уцелевшего при Наполеоне. Однако уже в 1928 году наиболее ценные иконы исчезли, лишь святыня храма, чудотворная Иерусалимская икона, была передана в измайловский храм Рождества Христова. Иконостас уничтожили, а богатую утварь и убранство собора, по свидетельству старожилов, вывозили подводами. В Покровском соборе разместился архив НКВД, потом овощной склад, причем из оставшихся образов пророческого и праотеческого ярусов иконостаса сделали полки для ящиков. Только в 1960-е годы часть уцелевших икон передали музею древнерусской живописи имени Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре. А состояние бесценного Покровского собора тогда сильно взволновало художника Павла Корина, и он писал в газетах о необходимости сохранить сказочные изразцы, «открытые всем ветрам и дождям», и соорудить навесы над единственным (западным) крыльцом, оставшимся после постройки богадельни. В народе бродили слухи о тайниках и подземных ходах под собором, где будто бы хранились клады с несметными сокровищами и старинным оружием.

Медленная реставрация интерьера собора началась в 1980-х годах, когда здание готовили под концертный зал.

А на самом острове вместо богадельни вплотную к собору расположился один из первых в Москве «рабочих городков» имени Баумана – революционный опыт по социалистическому общежитию. В 1923 году эту территорию отдали заводу «Салют», который приспособил корпуса бывшей богадельни под традиционные коммуналки, но с полностью обеспеченной сферой обслуживания: рядом были школа, поликлиника, магазин, библиотека, ясли. Церковь святого Иоасафа закрыли в 1930 году и вскоре снесли.

В 1935 году согласно известному Генплану реконструкции столицы подмосковное Измайлово вошло в черту Москвы, да еще и в привилегированный Сталинский район. В годы Великой Отечественной войны здесь находился военный аэродром, защищавший Москву от налетов, а также секретный бункер Сталина.

После войны остатки «рабочего городка» на острове расселили и передали здания учреждениям. С 1987 года здесь расположился филиал Государственного Исторического музея. Уже на следующий год на Мостовой башне поднялся трехцветный флаг, ибо в Измайлове шли занятия исторического общества «Россия молодая». Это благое начинание было добрым предзнаменованием: в ноябре 1991 года была зарегистрирована православная община Покровского собора, а в 1994 году его здание возвращено Церкви.

Теперь великолепные чешуйчатые купола Покровского собора, похожие на крупные черные грозди, возвышаясь над кронами деревьев, служат путеводной звездой к храму для каждого, кто хочет его посетить. Внутри собор прекрасно отреставрирован, хотя и не полностью, зато ему вернули несколько уцелевших образов старого иконостаса, что находились в музее Спасо-Андроникова монастыря, и они нуждаются в дорогостоящей реставрации. Главной же радостью стало возвращение чудотворной Иерусалимской иконы, которая находится на правом столбе храма. Ей можно вновь поклониться и затеплить свечу. Особенно перед ней молятся о детях или в самых отчаянных, безвыходных положениях.

Отрадно, что у вновь действующего храма уже сложилась своя современная традиция. В 1998 году напротив храма установили памятник Петру I работы скульптора Льва Кербеля, в память о его первом плавании на найденном ботике. И теперь в Измайлове отмечают день рождения Петра Великого с участием ветеранов морского флота, городских властей и молодежи. В этот день в Покровском соборе совершаются панихиды в память государя.

В октябре 2006 года под сводами собора отмечалась и другая памятная дата русской истории: 310 лет с того дня, когда Боярская дума по воле Петра постановила: «Морским судам – быть», что стало началом создания русского флота. В тот день в Покровском соборе был отслужен благодарственный молебен о здравии российских моряков.

Ныне московские власти готовятся восстановить церковь святого Иоасафа, каменный арочный мост и историческую усадьбу Измайлово, обещая, что она будет воссоздана следующей после Царицына. Н.Н. Евтихиев, префект ВАО, предложил поставить здесь и памятник царю Алексею Михайловичу. Все это станет грандиозным подарком для москвичей.

А Покровский собор очень нуждается в реставрации, ибо восстановлен он далеко не полностью. Ему требуется воссоздание хоров, роспись иконостаса и стен, написание икон, многочисленные технические работы. Приход и настоятель храма протоиерей Владимир Бушуев надеются на помощь москвичей. Благотворительный фонд «Анастасиос», главный попечитель Покровского собора, просит вносить пожертвования для его дальнейшего восстановления.

Что есть что в церкви

Церковь получилась впечатляющей: высота центральной главы храма сравнима с шестиэтажным домом. Украшенная снаружи сказочными изразцами, она скромна внутри. Лишь иконостас, который оформили лучшие мастера , живописцы и резчики Ярославля и Костромы, напоминал о том, что церковь стоит в царской усадьбе.

В XIX веке Покровский собор превратился в домовый храм при богадельне инвалидов войны 1812 года, которую построили в Измайлово.

В советское время в Покровской церкви устроили овощехранилище. Тогда уничтожили иконостас, а на иконах, как на полках, хранили фрукты. В 1960-е образа отдали в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. В 1970-1980-х в Покровском соборе был склад НИИ «Информэлектро», а затем концертный зал.

Покровский храм на Измайловском острове вновь действует с 1990-х годов. Ему вернули немногие уцелевшие иконы, а в 2002 году создали новый иконостас.

Москва - город многоликий. Рядом с оживленными современными улицами есть места, практически не затронутые современной цивилизацией. В них сохранился и дух глубокой старины, и древние архитектурные памятники, бывшие свидетелями разных - героических и печальных - страниц истории российского государства. Одним из таких мест, безусловно, является Измайловский остров, обязанный своим существованием царю Алексею Михайловичу по прозванью Тишайший.

Сотворение острова

Был он правителем мудрым и рачительным, но особенным буйством характера не отличался, потому, наверное, и не слишком прославился. Измайловские земли принадлежали династии Романовых, и в середине семнадцатого века царь решил построить здесь усадьбу, что и было сделано.

Для начала путем сооружения нескольких плотин соединили между собой Виноградный и Это, собственно говоря, и обусловило появление Измайловского острова, который суть творенье человеческих рук. После столь остроумного решения оборонной задачи приступили к строительству усадьбы, которое закончилось только в 1690 году.

Государева резиденция

На огражденном пространстве располагался Государев двор, деревянный терем-дворец, каменный Покровский собор, возведенный на месте обветшавшей деревянной церкви, и Мостовая башня. Ею заканчивался стометровый мост, по которому на территорию Измайловского острова и проникали все приглашенные. Неподалеку от собора возвели церковь царевича Иоасафа. До наших дней, к сожалению, она не сохранилась, пав жертвой революционно настроенных трудящихся после известных событий 1917 года. Они же основательно повредили измайловский Покровский собор - величественное здание конца семнадцатого века.

Покровский собор

Он был возведен по образцу кремлевского Успенского собора и очень богато украшен: мелкие и крупные изразцы по фасадам придают зданию вид величественный и нарядный одновременно. Представлен тут и так называемый павлиний глаз - узор, изобретенный русским мастером Полубесом. Купола не золотые, а темные, чешуйчатые. Они придают собору оригинальный, неповторимый облик.

Внутреннее убранство храма было довольно скромным. Исключение составлял только иконостас, созданный лучшими мастерами из разных регионов России.

Колокольней главному храму острова некоторое время служила Мостовая башня. Она в известной степени гармонирует с собором: тоже украшена изразцами и колоннами.

След Петра Великого

Поскольку резиденцию омывала вода, из Англии доставили специальный ботик, на котором совершались в случае необходимости разнообразные путешествия по волнам.

Это судно обнаружил юный на одном из хозяйственных дворов усадьбы и потом тешил местную публику, носясь на нем по периодически устраивая «морские баталии».

Гораздо позже великий император назовет деревянного участника забав своей молодости «дедушкой российского флота», а сам Измайловский остров - его «колыбелью».

Сейчас английский ботик (вернее, то, что от него осталось) демонстрируется в Вернисаже, находящемся неподалеку - на другом берегу Тут совсем недавно (в 2007 году) построили так называемый воспроизводящий старинную русскую деревянную архитектуру. На красочные постройки, предназначенные в основном для туристов, с острова открывается прекрасный вид. Совсем рядом находится и шикарный суперсовременный гостиничный комплекс «Измайлово»: рядом со старинными постройками семнадцатого века он выглядит как пришелец из будущего.

Царь-экспериментатор

Государев двор окружали многочисленные сооружения хозяйственно-инновационного толка: Алексей Михайлович, судя по всему, был большим сторонником прогресса. В теплицах на территории Измайловского острова выращивали диковинные по тем временам фрукты и овощи (в основном экспериментировали с капризными южными культурами), в мастерских трудились многочисленные ремесленники.

Сам проводящий в своей резиденции лето, коротал время за охотой в окрестных лесах да вершил судьбы государства. Иногда в помещении Мостовой башни проходили заседания «парламента» семнадцатого века - Боярской думы (не такая уж крупная башня с легкостью вмещала участников мероприятия).

Памятники древнего зодчества

Сегодня это сооружение - одно из немногих сохранившихся. Кроме башни остался уже упомянутый Покровский собор (поныне действующий храм на Измайловском острове), Государев двор да еще Восточные и Западные ворота (называют еще Передними и Задними). Они сохранились вполне действующими до сегодняшнего дня. Правда, Задние чаще всего остаются закрытыми.

Остальные образцы древнего зодчества пали под натиском безжалостного времени и французской армии: усадьба была основательно разграблена и разрушена во времена Отечественной войны 1812 года.

Только в конце тридцатых годов Император Николай I решил, что свято место пустовать не должно. По его повелению на месте пришедшей в запустение резиденции построили военные богадельни. При этом два корпуса были возведены вплотную к Покровскому собору, отчего внешний вид сооружения значительно пострадал: пришлось пожертвовать двумя из трех нарядных входов и лишить путешественников удовольствия лицезреть храм со всех сторон.

Впрочем, винить архитекторов Тона и Быковского в ограниченном эстетическом чувстве не стоит: единственная сохранившаяся церковь на Измайловском острове к тому времени дала крен и грозила обвалиться. Новопостроенные здания попросту прижали ее с двух сторон, служа своеобразной опорой.

Восстановление справедливости

После года богадельни превратились в коммуналки: тут находился рабочий поселок, называемый городком имени Баумана. Некоторые «счастливчики» продолжали жить тут еще в конце XX века. Потом историческому прошлому Измайловского острова отдали должное, и сейчас он входит в состав учреждения с невоспроизводимым по памяти для простого смертного названием (сокращенно - МГОМЗ).

На территории нет увеселительных заведений, запрещено устраивать пикники. Возможно, поэтому большей популярностью пользуется находящийся по соседству парк: там всего этого даже в избытке.

Тихое место в шумной Москве

Для тех, кто предпочитает другой отдых, отлично подойдет Измайловский остров. Как добраться до этого тихого, умиротворенного и очень красивого места? Ближайшая станция метро - «Партизанская». Задачу облегчает то приятное обстоятельство, что из нее существует только один выход, так что блуждать в подземельях не придется.

Пройдясь вдоль оживленного Измайловского шоссе (максимум полчаса), путешественники оказываются у одного из трех мостов, соединяющих остров с материком, - Подъездного. Он автомобильный, но рассчитывать прокатиться по Государевому двору в собственном кабриолете не стоит: въезд разрешен только служебным машинам, так что прибывшим на личном транспорте гражданам придется оставить средство передвижения на стоянке.

Еще ближе к метро - изогнутый пешеходный мостик, к нему ведет тропинка, на которую можно свернуть с дороги, ведущей к Измайловскому кремлю.

По периметру остров огибает асфальтированная дорожка, так что любоваться окрестными красотами можно в любую погоду. В столице редко встретишь место, столь же уединенное и малолюдное, как Измайловский остров. Москва, грохочущая и тесная, словно отступилась от него, оставив пространство, преисполненное покоя. На заросших кустарником берегах полно рыбаков, ожидающих клева, по дорожкам и полянкам бродят романтичные влюбленные пары да еще москвичи, обожающие здешние места.

Музеи и выставки Измайловского острова

Между тем Россия старается развиваться в туристическом плане. К счастью, не стал исключением и Измайловский остров: экскурсии, обзорные и тематические, сейчас доступны желающим знать больше об истории родной земли. Их стоимость вполне демократична, а интересных фактов, легенд и рассказов предлагается к вниманию великое множество.

Во внутреннем дворике, окруженном строениями бывших богаделен, двумя воротами и собором, очень приятно прогуливаться. Вековые липы защищают о палящего солнца, а старые стены поглощают шум большого города практически полностью. Двор зелен и ухожен: на клумбах - пышное цветенье, дорожки чисто подметены.

В большинстве построек расположены служебные помещения музейщиков и реставраторов: когда церковные власти изгнали их из выбора особенно и не было. Сейчас здания стараются привести в соответствие с новым предназначением. Тут действует небольшой и довольно бедный усадебный музей. Измайловский остров (во всяком случае, пока) может похвастаться небольшим количеством экспонатов. Главным достоянием остаются архитектурные памятники семнадцатого века, в которых периодически случаются интересные выставки. С афишей можно ознакомиться на удобном и актуальном сайте музея. Остров с нетерпением ждет своих гостей.

В принадлежавшем с древних времен Романовым имении Измайлово деревянная церковь существовала еще с XV века. Нынешний каменный собор Покрова Пресвятой Богородицы был заложен в 1671, а закончен строительством в 1679 году. Расположен он вблизи двора царя Алексея Михайловича, до нас не дошедшего, в центре острова на рукотворном озере.

Обряд освящения провел патриарх Иоаким в присутствии тогдашнего царя Федора Алексеевича, переворот против которого впоследствии он же и возглавил. Затем этот первосвященник благословил на царствование Петра и его сводного брата Ивана Пятого, через 7 лет умершего. На высотном снимке храм предстает парадным западным фасадом, позади видна кровля въездной башни, впереди – башня ворот царского двора.

В каменном варианте собор Покрова Пресвятой Богородицы имеет пять глав, самая крупная — центральная, обозначающая Христа, с куполом диаметром 8,5 метра. При кладке стен храма использовался как красный кирпич, так и блоки из белого камня. Примечательны цветные изразцы под куполами, в верхних частях световых барабанов, изготовленные мастером Степаном Полубесом. После революции чем только не служило его здание, здесь размещали и архив чекистов, и фруктовое хранилище, и иные советские объекты.

Побывал собор Покрова Пресвятой Богородицы даже концертным залом, после чего пережил запустение и полное разграбление. В строй действующих после ремонта здания храм вернулся в 1997 году, восстановление внутреннего убранства в основном завершено к 2002 году. Однако совершенствованию конца не бывает, работы по украшению интерьера идут параллельно с богослужениями.

Изначально собор был чисто религиозным сооружением, затем к нему пристроили гражданские здания богадельни. Приют для ветеранов и инвалидов Отечественной войны 1812 года построен по приказу Николая Первого в 1849 году. Таким образом, собор Покрова Пресвятой Богородицы стал домовой церковью для обитателей богадельни, будучи напрямую соединенным с коридорами новых зданий.

Немного еще о внешнем облике

Рядом с красочным крыльцом западного фасада храма установлен стенд с описанием исторической судьбы и событий, которые пережил собор Покрова Пресвятой Богородицы. Непривычного вида шрифт с фигуристыми буквами излагает текст вполне современным и понятным языком. Позади стенда соединены стены приюта и храма, между постройкой которых почти двести лет перерыва.

Такой разрыв ни строители богадельни, ни авторы последней реконструкции маскировать не стали, различие стилей и материалов налицо. Хронология истории храма содержит и его предысторию, и строительство, в том числе и пристроек. Более новые здания оштукатурены, наверху гладко, а нижний этаж – с разделкой, швы которой имитируют крупногабаритные блоки. На светлом фоне пристроек храм между ними резко выделяется.

Справа от парадного входа, в простенке между вторым и третьим окнами первого этажа приюта, установлена отлитая из металла памятная доска. Изображен на ней царевич Петр в юном возрасте, держащим в правой руке макет корабля, повернув к модели голову. Края доски стилизованы под древний свиток, внизу лента, прославляющая будущего императора как основателя российского флота.

Задумана и выполнена памятная доска проживавшими в богадельне ветеранами, отлита в местной мастерской. Сюжет не выдуманный, царевич действительно плавал на суденышке по искусственному озеру вокруг острова. Более того, отдельные исторические источники считают Измайлово местом рождения Петра Алексеевича Романова, в будущем великого государя и реформатора России.

Архитектурные детали

Парадное крыльцо и вход в собор Покрова Пресвятой Богородицы выглядят торжественно и величественно. Навес над крыльцом покоится на портале, опирающемся на фигурные колонны. Внизу два квадратных яруса уменьшающегося размера, на них восьмигранники опор. Низ колонн украшают белокаменные обрамления и вставки, таким же образом оформлен фасад навеса, состоящий из двух рядов арок.

Внешняя арка – одинарная, опертая на капители колонн. Вплотную к ней выполнены две сходящиеся арки половинного размера, на месте их смычки – украшение в виде гирьки. Под навесом – сам вход, обрамленный четырьмя колоннами с каждой стороны. Каждая колонна состоит из трех ярусов, кверху становящихся тоньше. Арки на капителях этих колонн также уменьшаются в размерах, все детали усиливают объемность и перспективу.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы – внутреннее убранство

Размеры главного купола, отличающие собор Покрова Пресвятой Богородицы снаружи, сказываются и на впечатлении от внутреннего устройства. Покоящаяся на четырех массивных столбах верхняя часть строения в центре уходит далеко ввысь, к световым проемам барабана главного купола. Белокаменные столбы делят внутреннее пространство храма на три нефа, в центральном возвышается иконостас алтаря.

Сверху свисает многоуровневая люстра, за ней просматривается высоченный 18-метровый иконостас. Алтарная преграда в измайловском храме – одна из самых высоких в России, святые образа здесь располагаются на пяти уровнях. Таким он был и в давние времена, но непоправимо пострадал от костров, разводимых наполеоновскими вояками. Восстановлением образов для иконостаса занимается художник Никита Нужный.

Святые образы собора

Сохраняет собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово и подлинные старинные шедевры, особо почитаемые прихожанами. Среди них – список (копия с подлинника) иконы Богоматери Федоровской с клеймами, изображающей Деву Марию в покрове с младенцем Христом на руках. Оригинал образа, называемый еще Иерусалимской иконой, был вывезен из столицы Византии – Константинополя в Киев, побывал во Владимире и осел в Москве.

Клеймами называют боковые изображения рядом с центральным образом. На них отображены знаменательные события из жития Богородицы, описанные по библейским сюжетам. Большая информативность и красота комплекса произведений старинной иконописи привлекают внимание всех посещающих собор Покрова Пресвятой Богородицы. Перед этим образом – персональный подсвечник для обращающихся к Матери Божьей.

Есть отдельный подсвечник и возле образа Николая Чудотворца, одного из популярнейших в православии святых. Святитель изображен древним иконописцем в епископской мантии, с Евангелием в левой руке, правой рукой он благословляет верующих христиан. Поверх одеяния наброшена белая лента с изображениями креста. В верхних углах иконы помещены изображения ангелов или святых с сияющими нимбами.

Левее на дальнем плане виден храмовый иконостас со Святыми вратами и престолом, выше расположено более сотни святых образов, воссозданных в мастерской Нужного. На столбе справа от иконостаса помещен оригинал Иерусалимской иконы, возвращенный из временного пребывания в другом храме, вынужденном на время реставрации Покровского. На оригинале иная поза младенца, другие боковые изображения.

Окончание осмотра

Из средней части центрального нефа можно полностью осмотреть необычно высокий алтарный иконостас собора. Его вытянутое вверх построение достаточно необычно, обусловлено оно конструктивными особенностями здания – малой шириной нефа и избытком пространства вверху. Практически все размещенные на пяти ярусах иконы – произведения современных иконописцев, Никиты Нужного и его сподвижников.

Ими написан и образ Христа, размещенный на левом столбе возле иконостаса. Это одно из самых известных и распространенных изображений Иисуса – Спас Нерукотворный, списанный с иконы работы Симона Ушакова 1658 года. Это Святой Мандилион, второй после Туринской плащаницы сам собой появившийся лик Спасителя. Легенда гласит, что появился он на платке, поднесенной некой Вероникой при подъеме креста на Голгофу, после того, как Христос утер им пот с лица.

Еще один высотный снимок показывает, как смотрится собор Покрова Пресвятой Богородицы, на этот раз с северной стороны. Видно левое от входа в храм здание богадельни, купола собора и его небольшая апсида, выдвинутая в восточном направлении. Почти вплотную к апсиде примыкает офицерский корпус приюта, за ним виднеется верхняя часть въездной Мостовой башни. Ее построили при Алексее Михайловиче, здесь он писал свое Соборное уложение – первый российский свод законов. Рассказ о башне, возможно, скоро последует.

Не исключено, что появится и повествование о формировании самой царской усадьбы, сооружении запруд и образовании озера и острова. Пока можно полюбоваться живописными окрестностями и природными красотами, окружающими собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово, и определиться по времени путешествия в усадьбу.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS