Главная - Кухня
Чтобы человек понял. и. с. стрельбицкий

На фото - Герой Советского Союза Александр Герман


Один из самых успешных и талантливых партизанских командиров.

Александр Викторович Герман - кадровый офицер Красной армии. С июля 1941 г. - на Северо-Западном фронте, офицер разведотдела, отвечал за связь и координацию партизанских отрядов.
Его биографию и прочую информацию я взял вот
В сентябре 1941 года был направлен в немецкий тыл, основная задача - разведка, уничтожение немцев и диверсии на коммуникациях. Первоначальная численность отряда составляла около 100-150 бойцов.

Отряд не только успешно воевал, но и совершенно нетрадиционно для партизан обустроился - в глубине лесов, вдали от наезженных дорог возникла стационарная база, со временем превратившаяся в настоящий укрепрайон - с капитальными строениями, казармами, кухнями, банями, лазаретом, штабом, складами и т.п.

К лету 1942 года успехи отряда, командирский талант и хозяйственные способности Германа привели к тому, что на его базе была сформирована кадровая партизанская бригада, численность её возросла до 2500 человек, зона боевых действий распространилась на большую часть территории Порховского, Пожеревицкого, Славковичского, Новоржевского, Островского и других районов Псковской области.

О деятельности А.В. Германа, о его военных новациях и нестандартных решениях можно рассказывать сколь угодно долго, приводить сотни примеров и всё будет мало и не даст полного впечатления об этом талантливом человеке.

А теперь - несколько фактов.

Впервые в партизанской практике Германом рядом с базой был создан стационарный аэродром, прорублена просека в лесу, оборудована полоса и инфраструктура для приема тяжелых транспортных самолетов, выставлены посты оповещения и зенитные расчёты. Проблема снабжения и связи с Большой землей была решена. Несколько попыток поднять истребительную авиацию на перехват партизанских самолетов закончились нападениями партизан (захватить аэродром, конечно, было нереальной задачей) на нефтяную базу в городе Порхов и авиасклады в поселке Пушкинские Горы, в результате были уничтожены все расходные запасы горючего, боеприпасов и прочего полка люфтваффе. Полк оказался небоеспособным и не смог выполнять боевые задачи на фронте. За партизан могли и поругать, а вот за такие последствия можно реально «загреметь». Командир полка люфтваффе это отчётливо понимал. И самолеты в «лес» летали регулярно.

Впрочем, Герману этого показалось мало. В ходе одной из вылазок была обнаружена проходившая недалеко от базы «торфяная» узкоколейная железная дорога с брошенным на ней впопыхах при отступлении подвижным составом - паровозами, вагонами и платформами. Дорога вела к линии фронта, причём по самым глухим топям и болотам (собственно, там торф и добывается). Была одна незадача - участок узкоколейки проходил по окраине узловой станции Подсевы, служившей перевалочным пунктом немецкой армии и имевшей сильный гарнизон. При необходимости перевозок каждый раз наносились сокрушительные удары по станции и «под шумок» партизанские составы успешно проходили нехорошее место. В конце концов (жить-то хочется) командование гарнизона просто прекратило обращать внимание на снующие туда-сюда через окраину станции маленькие паровозики и вагончики, тем более что они проблем особых не создавали, вели себя прилично и предпочитали перемещаться по ночам. Всё это время осуществлялись партизанские перевозки с линии фронта (!) в тыл противника (!) по железной дороге (!). Такого на фронтах никогда и нигде не было.

После плановой замены прежнего состава гарнизона на станцию прибыл новый комендант, из штабных, майор Паульвиц. Несмотря на «тонкие» намеки сменщика, ситуация с постоянно следующими через его станцию составами противника его настолько поразила, что тем же вечером путь был перерезан и очередной транспорт попал в засаду. Наутро станция была стремительным ударом захвачена и удерживалась несколько дней, гарнизон уничтожен, грузы взорваны или взяты трофеями. Попутно были «капитально» взорваны пять мостов, в том числе - стратегический, через реку Кебь. Дорога «встала» ровно на 12 дней. Кто именно застрелил Паульвица, точно неизвестно, по крайней мере в рапортах бригады этот подвиг ни за кем из партизан не значится. По воспоминаниям железнодорожников, колючую проволоку с путей немцы вскоре оттянули ДО узкой колеи и в упор её больше не замечали.

Любителей «бефель унд орднунг» начало беспокоить такое безобразие. Из абвернебенштелле Смоленска прибыла спецгруппа под началом авторитетного специалиста по борьбе с партизанами (имя не сохранилось, да и неважно). На совести этого «умельца» было около десятка уничтоженных партизанских отрядов на Смоленщине. Используя свои агентурные каналы, Герман выявил секрет его успеха: при захвате или уничтожении партизан с них снимали одежду и обувь, давали понюхать обычным полицейским ищейкам, после чего отряд карателей выдвигался по следам точно на партизанскую базу, минуя все топи, засады и мины. Использование известных методов - посыпание следов махоркой, поливание мочой не помогало, потому как сей факт только подтверждал правильность маршрута. Группы стали уходить одной дорогой, а возвращаться - другой. Сразу после прохода «туда» дорожка тщательно минировалась. Как и после прохода «обратно». С самим «умельцем» (после гибели нескольких карательных отрядов он быстро сообразил, в чём дело, и сам не «вёлся» на этот трюк) разобрались ещё более изящно: заминировав на глазах у пленённого «языка» по стандартной схеме «обратную дорожку», дальше повели его по секретной притопленной гати. Точно неизвестно как, но он всё-таки сбежал и вернулся к своим по этой гати. Живой! Значит, гать чистая. Абверовец, довольно потирая руки, затребовал большой отряд и, нагло улыбаясь, повёл его в обход мин именно этим путем. Сам не вернулся и две роты СС «демобилизовал». Гать всё-таки взорвалась без особого шума. С обеих концов одновременно. Стрелять не пришлось вообще, болото справилось стопроцентно. Командование встревожилось - как мог бесследно пропасть ВЕСЬ отряд СС, да ещё без всяких признаков боя? Но больше базу найти не пытались до осени 1943 года.

С местным населением отношения у бригады Германа складывались более чем дружественные. Благодаря действующим на базе аэропорту и ж/д вокзалу(!) было налажено сносное снабжение, так что партизанских продотрядов селяне не видели, да и немцы предпочитали в селах близ отряда по известным причинам харчами не разживаться и население лишний раз своим присутствием не беспокоить.

Постепенно Герман начал менять тактику на подконтрольной территории - от чисто военной к военно-политической. Был организован военный трибунал, который проводил открытые выездные заседания в селах и деревнях (институт полицаев и прочих старост и пособников мгновенно исчез как биологический вид, а попавшиеся немцы переводились в статус военнопленных и по железной дороге отправлялись в лагеря на Большую землю... мимо той самой станции Подсевы).

Открыт лазарет, в который могли обратиться окрестные жители и получить посильную медицинскую помощь. В тяжелых случаях врачи выезжали на дом (!). Советская «скорая помощь» в немецком тылу.

С целью решения текущих вопросов сформированы временные сельсоветы и исполкомы, которые выезжали на места, занимались пропагандистской работой и вели приём населения.
Однажды на очередной прием подпольного исполкома заявилась депутация станционного гарнизона, этаких поумневших наследников Паульвица, с нижайшей просьбой - их должны заменить, очень хочется обратно, в фатерлянд, к семьям. А поскольку пути и мосты в округе все взорваны, а дороги заминированы и вообще - по ним всё равно не проехать, то... нельзя ли им получить пропуск? Или по партизанской железке выбраться (одна ведь только и исправна), но в обратном направлении. А они, вообще, ничего. Со всем пониманием. Составы исправно пропускают и даже за путями следят, чтоб не повредил кто.

Через несколько дней и вовсе заявился офицер из местной фельдкомендатуры с жалобой на отряд фуражиров из какой-то соседней части, которые рыскают по деревням и заготавливают для себя продовольствие и овес, чему селяне совсем не рады. А поскольку он лично и его воины своей шкурой за это бесчинство отвечать не собираются, то, нельзя ли... этот отряд... ну... в общем, выгнать восвояси?

Неизвестно, чем для просителей закончились эти ирреальные иски (о последствиях в первоисточниках не сказано, хотя сами эти факты отмечены), но каким-то образом они стали известны высокому командованию, в том числе и в Берлине.

Сказать, что командование было взбешено - это ничего не сказать. Целый ворох местных начальников и офицеров был арестован, осужден, разжалован или отправлен на фронт. Невзирая на напряженную обстановку, с фронта была ЦЕЛИКОМ снята боеспособная дивизия вместе с танками, артиллерией и авиацией и две части СС общей численностью около 4500 человек.

Бригада была окружена, завязались, выводом командовал лично Герман, он спланировал очередную блестящую комбинацию, и, хотя и с потерями, бригада успешно прорвалась к регулярным войскам, уничтожив более половины атакующих войск. В ходе боя сам Герман был трижды ранен, последнее ранение в голову оказалось смертельным.
Он погиб 6 сентября 1943 года близ деревни Житницы. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Читая сухую официальную сводку (...бригадой под командованием Германа с июня 1942 года по сентябрь 1943 года уничтожено 9652 гитлеровца, совершено 44 крушения железнодорожных эшелонов с живой силой и техникой врага, взорван 31 железнодорожный мост, разгромлено 17 гарнизонов противника, до 70 волостных управлений etc...), не ясно, почему мы почти ничего не знаем об этом человеке, как могло имя одного из самых талантливых и успешных военачальников, обладавшего нетривиальным стратегическим мышлением, растаять в тумане седой старины?

Ужас немцев в Псковской области.

Родился в 1915 г. в Ленинграде. Русский. Член КПСС с 1942 г. Перед войной несколько лет жил и учился в Москве. Выпускник Орловского танкового училища, окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе. С июля 1941 г.- на Северо-Западном фронте, офицер разведотдела, отвечал за связь и координацию партизанских отрядов. В сентябре 1941 года был направлен в немецкий тыл, основная задача - разведка, уничтожение немцев и диверсии на коммуникациях. Первоначальная численность отряда составляла около 100-150 бойцов.

Отряд не только успешно воевал, но и совершенно нетрадиционно для партизан обустроился - в глубине лесов, вдали от наезженных дорог возникла стационарная база, со временем превратившаяся в настоящий укрепрайон - с капитальными строениями, казармами, кухнями, банями, лазаретом, штабом, складами и т.п.
К лету 1942 года успехи отряда, командирский талант и хозяйственные способности Германа привели к тому, что на его базе была сформирована кадровая партизанская бригада, численность её возросла до 2500 человек, зона боевых действий распространилась на большую часть территории Порховского, Пожеревицкого, Славковичского, Новоржевского, Островского и других районов Псковской области.
Впервые в партизанской практике Германом рядом с базой был создан стационарный аэродром, прорублена просека в лесу, оборудована полоса и инфраструктура для приема тяжелых транспортных самолетов, выставлены посты оповещения и зенитные расчёты. Проблема снабжения и связи с «большой землей» была решена. Несколько попыток поднять истребительную авиацию на перехват партизанских самолетов закончились атаками (захватить аэродром, конечно, было нереальной задачей) на нефтяную базу в городе Порхов и авиасклады в поселке Пушкинские Горы, в результате были уничтожены все расходные запасы горючего, боеприпасов и прочего. Полк оказался небоеспособным и не смог выполнять боевые задачи на фронте. За партизан могли и поругать, а вот за такие последствия можно реально «загреметь». Командир полка люфтваффе это отчётливо понимал. И самолеты в «лес» летали регулярно.

Впрочем, Герману этого показалось мало. В ходе одной из вылазок была обнаружена проходившая недалеко от базы «торфяная» узкоколейная железная дорога с брошенным на ней впопыхах при отступлении подвижным составом - паровозами, вагонами и платформами. Дорога вела к линии фронта, причём по самым глухим топям и болотам (собственно, там торф и добывается). Была одна незадача - участок узкоколейки проходил по окраине узловой станции Подсевы, служившей перевалочным пунктом немецкой армии и имевшей сильный гарнизон. При необходимости перевозок каждый раз наносились сокрушительные удары по станции и «под шумок» партизанские составы успешно проходили нехорошее место. В конце концов (жить-то хочется) командование гарнизона просто прекратило обращать внимание на снующие туда-сюда через окраину станции маленькие паровозики и вагончики, тем более, что они проблем особых не создавали, вели себя прилично и предпочитали перемещаться по ночам. Всё это время осуществлялись партизанские перевозки с линии фронта (!) в тыл противника (!) по железной дороге (!). Такого никогда не было ни до, ни после.

После плановой замены прежнего состава гарнизона на станцию прибыл новый комендант, из штабных, майор Паульвиц. Несмотря на «тонкие» намеки сменщика, ситуация с постоянно следующими через его станцию составами противника его настолько поразила, что тем же вечером путь был перерезан и очередной транспорт попал в засаду. Наутро станция была стремительным ударом захвачена и удерживалась несколько дней, гарнизон уничтожен, грузы взорваны или взяты трофеями. Попутно были «капитально» взорваны пять мостов, в том числе - стратегический, через реку Кебь. Дорога «встала» ровно на 12 дней. Кто именно застрелил Паульвица точно неизвестно, по крайней мере, в рапортах бригады этот подвиг ни за кем из партизан не значится.
По воспоминаниям железнодорожников колючую проволоку с путей немцы вскоре оттянули ДО узкой колеи и в упор её больше не замечали.

Любителей «бефель унд орднунг» начало беспокоить такое безобразие. Из абвернебенштелле Смоленска прибыла спецгруппа под началом авторитетного специалиста по борьбе с партизанами (имя не сохранилось, да и неважно). На совести этого «умельца» было около десятка уничтоженных партизанских отрядов на Смоленщине. Используя свои агентурные каналы, Герман выявил секрет его успеха: при захвате или уничтожении партизан с них снимали одежду и обувь, давали понюхать обычным полицейским ищейкам - после чего отряд карателей выдвигался по следам точно на партизанскую базу, минуя все топи, засады и мины. Использование известных методов - посыпание следов махоркой, поливание мочой не помогало, потому как сей факт только подтверждал правильность маршрута. Группы стали уходить одной дорогой, а возвращаться - другой. Сразу после прохода «туда» дорожка тщательно минировалась. Как и после прохода «обратно». С самим «умельцем» (после гибели нескольких карательных отрядов он быстро сообразил, в чём дело, и сам не «вёлся» на этот трюк) разобрались ещё более изящно: заминировав на глазах у пленённого «языка» по стандартной схеме «обратную дорожку», дальше повели его по секретной притопленной гати. Точно неизвестно как, но он всё-таки сбежал и вернулся к своим по этой гати. Живой. Значит, гать чистая. Абверовец, довольно потирая руки, затребовал большой отряд, и нагло улыбаясь, повел его в обход мин именно этим путем. Сам не вернулся и две роты СС «демобилизовал». Гать всё-таки взорвалась, без особого шума. С обеих концов одновременно. Стрелять не пришлось, болото справилось стопроцентно. Командование встревожилось - как мог бесследно пропасть ВЕСЬ отряд СС, да ещё без всяких признаков боя? Но больше базу найти не пытались до осени 1943 года.

С местным населением отношения у бригады Германа складывались более чем дружественные. Благодаря действующим на базе аэропорту и ж/д вокзалу(!) было налажено сносное снабжение, так что партизанских продотрядов селяне не видели, да и немцы предпочитали в селах близ отряда по известным причинам харчами не разживаться и население лишний раз своим присутствием не беспокоить.

Постепенно Герман начал менять тактику на подконтрольной территории - от чисто военной к военно-политической. Был организован военный трибунал, который проводил открытые выездные заседания в селах и деревнях (институт полицаев и прочих старост и пособников мгновенно исчез как биологический вид, а попавшиеся немцы переводились в статус военнопленных, и по железной дороге отправлялись в лагеря на Большую Землю... да-да... мимо той самой станции Подсевы).

Открыт лазарет, в который могли обратиться окрестные жители и получить посильную медицинскую помощь. В тяжелых случаях врачи выезжали на дом (!). Советская «скорая помощь» в немецком тылу. Да-а..
С целью решения текущих вопросов сформированы временные сельсоветы и исполкомы, которые выезжали на места, занимались пропагандистской работой и вели прием населения.
Тут и случилось непоправимое. Нет-нет, никакой исполком захвачен не был, и среди больных немецких лазутчиков не случилось.

На очередной прием подпольного исполкома заявилась депутация станционного гарнизона, этаких поумневших наследников Паульвица, с нижайшей просьбой - их должны заменить, очень хочется обратно, в Фатерлянд, к семьям. А поскольку пути и мосты в округе все взорваны, а дороги заминированы и вообще - по ним всё равно не проехать, то... нельзя ли им получить пропуск? Или по партизанской железке выбраться (одна ведь только и исправна), но в обратном направлении. А они, вообще, ничего. Со всем пониманием. Составы исправно пропускают и даже за путями следят, чтоб не повредил кто.

Через несколько дней и вовсе заявился офицер из местной фельдкомендатуры с жалобой на отряд фуражиров из какой-то соседней части, которые рыскают по деревням и заготавливают для себя продовольствие и овес, чему селяне совсем не рады. А поскольку он лично и его воины своей шкурой за это бесчинство отвечать не собираются, то, нельзя ли... этот отряд... ну... в общем, выгнать восвояси?
Неизвестно, чем для просителей закончились эти ирреальные иски (о последствиях в первоисточниках не сказано, хотя сами эти факты отмечены), но каким-то образом они стали известны высокому командованию, в том числе и в Берлине.

Сказать, что командование было взбешено - это ничего не сказать. Целый ворох местных начальников и офицеров был арестован, осужден, разжалован или отправлен на фронт. Невзирая на напряженную обстановку, с фронта была ЦЕЛИКОМ снята боеспособная дивизия вместе с танками, артиллерией и авиацией и две части СС общей численностью около 4500 человек.
Бригада была окружена, завязались упорные бои, выводом командовал лично Герман спланировал очередную блестящую комбинацию, и, хотя и с потерями, бригада успешно прорвалась к регулярным войскам, уничтожив более половины атакующих войск.

Майор Александр Герман - командир 3-й Ленинградской партизанской бригады. Под его командованием бригада уничтожила несколько тысяч вражеских солдат и офицеров, пустила под откос свыше трёхсот железнодорожных эшелонов, подорвала сотни автомашин и спасла от угона в рабство тридцать пять тысяч советских граждан.

Бригадой под командованием Германа с июня 1942 года по сентябрь 1943 года уничтожено 9652 гитлеровца, совершено 44 крушения железнодорожных эшелонов с живой силой и техникой врага, взорван 31 железнодорожный мост, разгромлено 17 гарнизонов противника, до 70 волостных управлений[источник не указан 1423 дня].

Майор Герман пал смертью храбрых 6 сентября 1943 года, выходя из вражеского окружения у деревни Житницы Новоржевского района Псковской области.
В ходе боя командир 3 партизанской бригады,Александр Викторович Герман был трижды ранен, последнее ранение в голову оказалось смертельным.

Похоронен на площади города Валдай Новгородской области.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Герману Александру Викторовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Областного значения

По результатам паспортизации особо охраняемых природных территорий (ООПТ), проведенной в 2006–2008 гг., 152 участка (площадью около 184 тыс. га) рекомендованы для утверждения в статусе ООПТ областного значения (табл. 27).

В 2008–2009 гг. вышли постановления администрации Брянской области «Об утверждении положений и паспортов особо охраняемых природных территорий в г. Брянске, Брянском, Брасовском, Выгоничском, Дятьковском, Жуковском, Злынковском, Гордеевском, Карачевском, Клетнянском, Климовском, Клинцовском, Комаричском, Красногорском, Мглинском, Навлинском, Погарском, Почепском, Рогнединском, Севском, Стародубском, Суземском, Трубчевском, Унечском районах Брянской области».

Таблица 27. Распределение особо охраняемых природных

территорий по административным районам

Район / ООПТ Государственные природные заказники Памятники природы Дендрарии и ботанические сады Всего ООПТ
ед. га ед. га ед. га ед. га
Брасовский - - - -
Брянский - - 4187,5 26,6 4214,1
г. Брянск - - 0,78 290,78
Выгоничский* - - 202,6 - - 202,6
Гордеевский** - - - -
Дубровский - - - - - - - -
Дятьковский 18,9 10535,9
Жирятинский - - - - - - - -
Жуковский - - - -
Злынковский - -
Карачевский - -
Клетнянский - - 11967,5 - - 11967,5
Климовский 1305,1 - - 21865,1
Клинцовский 3197,6 - - 16367,6
Комаричский - -
Красногорский - -
Мглинский - - - -
Навлинский - - 11699,1 - - 11699,1
Новозыбковский*** - - 1784,5 - - 1784,5
Погарский - - - -
Почепский 11 640
Рогнединский - - - -
Севский - - 3407,5 - - 3407,5
Стародубский - - - -
Суземский - -
Суражский - - - -
Трубчевский - -
Унечский - - - -
Область 64600,4 55,28 183893,7

Примечание:

* – без учета памятника природы «Гаваньские дубравы»

** – без учета памятника природы «Кожановское озеро»;

*** – без учета государственного природного заказника «Злынковский»

Наибольшее распространение получили государственные природные заказники (табл. 28).

Таблица 28. Государственные природные заказники

(Федотов, Ситникова, Кайгородова и др., 2008)

№ п/п Название заказника Район Год образования Площадь, га
1. «Партизанские топи» («Ивоток» Дятьковский
2. «Злынковский» Злынковский
3. «Карачевский» Карачевский
4. «Сновский» Климовский Проект
5. «Чуровичский» Климовский
6. «Клинцовский» Клинцовский
7. «Беседь-Колпита» Красногорский -
8. «Рамасухский» Почепский
9. «Колпины» Суземский
10. «Будимирская Пойма» Трубчевский
11. «Деснянско-Жеренский» Трубчевский
12. «Скрипкинский» Трубчевский

На прилегающих к заповеднику «Брянский лес» территориях имеется развитая сеть государственных природных заказников и памятников природы областного значения, созданных для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия Неруссо-Деснянского физико-географического района (биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье») (табл. 29).

В последние годы в области создано более 10 ландшафтных заказников, основная часть которых сосредоточена на территории Неруссо-Деснянского Полесья (рис. 33). Такзаказник «Скрипкинский» расположен в Скрипкинском лесничестве Трубчевского лесхоза. На его территории преобладает лесоболотный плакорный ландшафт, включающий большие массивы олиготрофных, мезотрофных, евтрофных болот. Верховые болота заказника являются одними из наиболее «южных» в европейской части России. В заказнике произрастают редкие и исчезающие растения – лилия мартогон, росянка круглолистная, любка двулистная и зелено-цветная, гроздовник многораздельный, хохлатка полая, ива лапландская. Здесь обитают редкие и исчезающие виды птиц, в том числе занесенные в «Красную книгу» России (орел-змееяд, черный аист). В состав фауны входят редкие для области таежные виды (бурый медведь, рысь, мохноногий сыч, кедровка, рябчик, глухарь). Заказник имеет и большое гидрологическое значение (водораздельный болотный комплекс, место истока многочисленных малых рек, впадающих в р. Десну и р. Неруссу).

Таблица 29. Комплексные заказники и памятники природы

на прилегающих территориях к заповеднику «Брянский лес»

(Государственный доклад «О состоянии окружающей

природной среды… в 2019 году», 2010)

Название ООПТ Вид ООПТ Год образования Площадь, га
Трубчевский партизанский лес Памятник природы
Деснянско-Жеренский Заказник
Колодезь Памятник природы
Неруссо-Севный Памятник природы
Болото Рыжуха Памятник природы
Княжна Памятник природы
Будимля Памятник природы
Скрипкинский Заказник
Горемля Памятник природы
Максимовский Памятник природы
Озеро Солька Памятник природы
Будимирская Пойма Заказник
Озерки Памятник природы
Теребушка Памятник природы
Данный тур временно недоступен.

Поход в честь Дня Победы, в память о героях партизанах. Маршрут по глухим лесам и безлюдным плоскогорьям Крыма, где более полувека назад, горстка отважных горцев противостояла огромной армии. Партизанские тропы и стоянки, секретные аэродромы и лес изрешеченный шрапнелью.

Симферополь - Красные пещеры - Долгоруковская яйла - Курган Славы - плато Орта-Сырт - плато Караби - гора Кара-Тау- Су-Ат - партизанская пушка - Малиновый ручей.

Маршрут похода:

День 1. Симферополь, Красные пещеры, Долгоруковская яйла, Курган Славы.

Встреча группы на вокзале в Симферополе (11:00). Переезд в п.Перевальное. Отсюда начнется наш подъем на Долгоруковскую яйлу. По дороге мы заглянем в Красную пещеру (оборудованная). На плато пусто и безлюдно. Где же прятались партизаны? В поисках партизанской стоянки мы пересечем Долгоруковскую яйлу и достигнем Кургана Славы. Неподалеку на опушке, на месте одного из партизанских куреней, мы и заночуем.

День 2. Плато Орта-Сырт, Караби яйла, Кара-Тау, пещера Терпи-Коба, Су-Ат.


Утром мы нырнем в лесную чащу, где вьется самая партизанская река Крыма - Бурульча. По ту сторону леса нас ждет плато Орта-Сырт, где был один из партизанских аэродромов. И вновь небольшое погружение в лес, чтобы тут же очутиться на следующем плато - Караби. Наша цель - памятник партизанам на горе Кара-тау. Оттуда открывается отличный вид, можно охватить взглядом весь наш маршрут. А неподалеку малозаметная пещера Терпи-Коба, где у древних жителей Крыма было святилище. На ночлег мы спустимся к очередной партизанской стоянке на ручье Су-Ат.

День 3. Высота 1025, Партизанская поляна, Малиновый ручей, Полигон.


Пора поворачивать обратно. Наш путь лежит через партизанскую стоянку «Дедов курень» и знаменитую «Высоту 1025» - место кровопролитнейших боев. Спускаться с плато мы будем вдоль Малинового ручья. Тут сразу два полигона. Сначала игровой полигон толкиенистов-ролевиков, а ниже настоящее армейское стрельбище, которое мы предусмотрительно обойдем. В конце концов тропа приведет в уже знакомое нам Перевальное (около 18:00). Отсюда можно уехать в Симферополь или спуститься в Алушту к морю.

Карта похода "Партизанские тропы"

Условия тура.

Инструктор оставляет за собой право вносить изменения в маршрут в зависимости от погоды, состояния группы и прочих факторов. Это автономный пеший поход. Все необходимое снаряжение и продовольствие распределяется среди группы и весь поход мы несем его в рюкзаках. Более подробно о нашем подходе к походной жизни читайте в статье .



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS