Главная - История ремонта
Старейшая актриса россии. Биография Булгаковой Зои Фёдоровны Зоя булгакова муж дети личная жизнь

Жизнь актрисы

Булгакова Зоя Фёдоровна (родилась в 1914 году)

советская театральная актриса, заслуженная артистка РСФСР (1945), почётный гражданин Новосибирска.

Печатается по книге:

«Созидатели» : очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. II . С. 64-71.

Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.

Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. - 512 с.; Т.2. – 496 с.

Актриса Новосибирского ТЮЗа Зоя Федоровна Булгакова – живая легенда, одна из лучших травести советского театра для детей. Травести, кто не знает, – амплуа актрисы, исполняющей роли подростков.

Зоя Булгакова – сердце творческой жизни Новосибирского ТЮЗа 30-50-х годов. Здесь начался ее творческий путь. В театре, которому она отдала тридцать лет жизни, и где происходила в те годы частая смена его главных режиссеров, Булгакова фактически оставалась его единственной постоянной и счастливой величиной. Как актриса-травести она обладала редчайшей возможностью играть детей в возрасте 7-9 лет. Всего на сцене театра ею сыграно более 70 ролей.

Уже тогда, в тридцатые годы, ликующим шумом встречали мы свою любимую актрису – маленькую, прелестную Зою Булгакову. Она играет мальчишек и девчонок. Зоя ростом мне едва до груди, но сложена она пропорционально, у нее хорошенькое лицо и звонкий детский голос. Но, главное, на сцене она естественна, как сама жизнь. Многие, даже очень хорошие актеры, казались рядом с ней искусственными: они играли, а она жила. Кто из школьников не знал ее? – так писал о ней в книге воспоминаний «Мои бессонные ночи» новосибирский писатель Илья Лавров.

…Зоя Булгакова родилась в Новониколаевске в 1914 году. Детство ее прошло на одной из окраинных улиц, где у них был собственный дом; там жили ее мать, отец и они – пятеро детей. Отец работал на извозе, держал свою лошадь. В детстве Зоя участвовала в домашних спектаклях, которые устраивал со своими сверстниками ее старший брат Николай, и одновременно мечтала стать цирковой наездницей. Но судьба ее определилась в 1930 году, когда в город приехали актеры Ленинградского ТЮЗа, которым было осуждено открыть здесь, в Новосибирске, первый детский театр Сибири, и вообще первый стационарный театр в городе. Войдя в спектакли театра в 1931 году, еще будучи студийкой театрально-производственной мастерской, она свяжет с ТЮЗом свою судьбу на целых три десятилетия.

Творческий рост и становление актрисы пришлись на те годы в истории советского театра для детей, которые принято считать его «золотым веком». Однако при всех своих достижениях этот театр был втиснут в каркас сталинской эпохи. Ставились пьесы советских драматургов, многие из которых сегодня забыты. Именно в таких пьесах и начинала свой творческий путь Зоя Булгакова.

Первые роли... Девочка-туркменка Эне-Гуль в пьесе Н. Шестакова, Эльза – «Чемодан Клауса Хильснера» Н. Курдюмова, Топси – «Хижина дяди Тома» А. Бруштейн, Ахмет – «Винтовка № 492116» А. Крона. Среди более поздних персонажей – Ефимчик, герой пьесы Б. Горбатова «Юность отцов» – «молодой боец коммуны номер раз», который видит «классовые сны» и во всем старается походить на взрослых. Или советский мальчик Саша Бутузов, увезенный в годы войны в Германию – герой пьесы С. Михалкова «Я хочу домой»… Актриса была искренна по отношению к своим героям: детство – часть жизни общества, и оно более бесхитростно в выражении его мыслей.

Эстетическое воспитание понималось в те годы прежде всего как воспитание гражданских чувств, нацеленность на готовность к самопожертвованию во имя советской Родины, на чувство долга и активное проявление классового сознания. Новосибирский ТЮЗ шел в общем потоке тюзовского движения в стране: иначе и быть не могло. Своеобразной декларацией идейно-политической линии театра стал спектакль «Как закалялась сталь» Н. Островского с участием Василия Макарова в главной роли.

Маленькой со звонким голосом Зоечке Булгаковой судьба и время уготовили особый путь. Зоя уверенно пошла своей тропинкой, пролегшей параллельно главной, героико-романтической линии театра. Ее героическое начало будет иным. Непосредственность, вера в предлагаемые обстоятельства роли и всегдашняя готовность откликнуться на них всем строем своих чувств оказались у Булгаковой редчайшими качествами. Кажется, что природа специально оставила ей разноцветную эмоциональную палитру такой свежести и ясности, какие бывают только в детстве, чтобы напоминать зрителю о своем раннем-раннем утре, когда он вне всякой идеологии, а просто человек на живой земле.

В те годы актриса разговаривала на языке общечеловеческих ценностей, возможно, н е о с о з н а н н о отстаивая всей своей природой их свободное проявление. И Зое Булгаковой это удавалось в силу ее психофизических данных и возрастных особенностей юного зрителя. Особенно любимы стали современные герои Зои Булгаковой. Ведь они отвечали естественному и страстному желанию юных зрителей видеть себя на сцене. А актриса в силу своих природных данных могла решать эту сложную творческую задачу.

Первое десятилетие существования театра было отмечено и первой значительной победой не только в жизни актрисы, но и театра. В 1940 году в Москве проходил всесоюзный смотр ТЮЗов. В ту дальнюю поездку отправился и Новосибирский ТЮЗ. Впервые. Из Сибири в Москву. Везли сказку для детей «Снежная Королева» Е. Шварца, в которой Булгакова играла Герду (режиссер Д. Крамской) и «Как закалялась сталь» Н. Островского с Василием Макаровым в главной роли (режиссер Р. Суслович). Работы Булгаковой и Макарова были названы одними из лучших.

В 1936 году на улице Романова 35 был построен дом. Сейчас его так и называют: «Старый актерский дом». Тогда в него вселились многие актеры не только ТЮЗа, но и «Красного факела». Существуют интересные воспоминания об этом доме, о том, кто там жил. Представим и мы, в какой обстановке жила наша героиня, кто был ее соседями по дому, в котором она проживет почти всю свою жизнь.

«В том 1936 году в Новосибирск приехали в «Красный факел» около 20 актеров из Алма-Аты, Ташкента, Томска. Актерам давали 2-, 3-комнатные квартиры. Нужно сказать, что получить прекрасную квартиру для артистов того времени было событием. Ведь обычно у актеров, кроме пары чемоданов, больше ничего не было. Поэтому почти все актерские семьи были бездетными. Интересно, что через год, в 1938-м, около десяти актерских супружеских пар или ждали ребенка, или уже успели его родить. Так, ждали ребенка Елена Герасимовна Агаронова, жена Василия Макарова – Ася Березовская, Зоя Федоровна Булгакова, бывшая замужем за краснофакельским актером Виктором Подчасовым, режиссер Крамской и его молодая жена Надежда Лебедева – краснофакельская актриса, Клавдия Бесова – тоже краснофакельская актриса. Это был удивительный год!

И нужно сказать, что к семейной жизни, действительно, располагали прекрасные бытовые условия. Актеры не просто въехали в новые квартиры. Все квартиры были обставлены фешенебельной мебелью. На полах – ковры, на окнах – бархатные шторы, буфеты, письменные столы. Посуды и скатертей, правда, не было. Сейчас обычно кухни маленькие, а тогда кухни в трехкомнатных квартирах этого дома позволяли поставить там даже кровать. И многие актеры смогли принять домработниц, содержать их.

Из факельцев такие кухни были у Иловайского, Белоголовых, Северова. Домработницами обычно становились вырвавшиеся из деревни женщины, которых прописывали «по-блату» у знакомых в городе. Обычно они жили по году. Потом, получив паспорт, уходили.

Домработницу держала, например, и Валентина Баранова, одна из ведущих актрис «Факела» середины 30-х годов. Ее семья даже держала прачку, ей платили 25 рублей. Она приходила один раз в месяц и забирала вещи для стирки. Валя Баранова получала 105 рублей. Северов – ведущий актер – получал 100 рублей. Это считалось очень высокой ставкой. Домработница получала 50 рублей в месяц. Кроме того, ее одевали и кормили. Некоторые же домработницы задерживались в семье надолго. Так, в доме Северова домработница задержалась на 27 лет, и сын ее закончил к этому времени институт.

Жили тогда, как и многие граждане той советской эпохи, коллективно, сообща. Вместе трудились, вместе отдыхали. И не только в ТЮЗе. Старожилы помнят, как зимой многие актеры «Красного факела» в свой выходной понедельник в конце каждого месяца проводили вместе на городском катке – стадионе «Спартак». Лучше всех, как профессионал, катался Николай Федорович Михайлов в неизменном белом кашне… Любовь к спорту Зоя Федоровна пронесет на долгие годы. Лыжи, ходьба, лесные прогулки за грибами, плаванье – станут ее верными друзьями надолго.

Началась война. Осенью сорок первого в труппе театра остались только трое мужчин. Остальные ушли на фронт. А вскоре, оставив сцену своего родного театра и свои собственные квартиры эвакуированным из Ленинграда театральным коллективам, свернув свой скарб и взяв детей, новосибирские актеры уехали в шахтерский городок Анжеро-Судженск.

В годы войны театр возглавил ученик Мейерхольда, режиссер Павел Владиславович Цетнерович. Новое художественное руководство не только сохранило ТЮЗ, но и творчески его вырастило. В те годы благодаря эвакуации коллектив театра пополнился новыми прекрасными актерами: Руфиной Виноградовой (жена Цетнеровича), Ирмой Эйдиновой, Ириной Слоновой, Анной Поповой из Второго МХАТа, Еленой Негиной – одной из старейших актрис русского театра, и ее талантливым сыном Михаилом Бибером.

В Анжеро-Судженске театр был единственным, поэтому ТЮЗ много стал играть для взрослых. В его репертуар пришли: «Парень из нашего города» и «Русские люди» К. Симонова, «Давным-давно» Ф. Гладкова, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Комедия ошибок» В. Шекспира. Зоя Булгакова играла в спектакле «Тимур и его команда» по А. Гайдару. Однажды после спектакля ей и Зейнаб Новик-Берендеевой, игравшей в этом спектакле роль Мишки Квакина, отъявленного хулигана, местные мальчишки преподнесли по огромной охапке черемши, лесной травы. Актрисы заметили, что это не цветы, а трава. А они: «Мы вас так любим! У нас нет цветов. Но мы хотим, чтобы вам было хорошо, чтобы вы были здоровы и не умерли! Возьмите, это очень полезная и вкусная трава». Зейнаб и Зоя взяли эти охапки… Здесь в Анжерке им обеим было суждено получить похоронки на своих мужей. Зое – на Виктора Подчасова, Зейнаб – на Николая Лалетина…

В 1945 году Зое Булгаковой, Василию Макарову и Павлу Цетнеровичу первыми в истории Новосибирского ТЮЗа присвоено почетное звание «Заслуженного артиста РСФСР».

Может быть, одна из тайн успеха Булгаковой и в том, что она никогда не рассматривала своих юных героев с высоты своего возраста. Она относилась и относится к растущему человеку как к равному. Нет, точнее – с удивлением, как к тайне. Это присутствует в ее взгляде и сегодня, когда она смотрит на проходящую мимо пятилетнюю девочку или восьмилетнего мальчика. Уважение и любопытство к детству не покидают ее до сих пор.

В те далекие годы, когда говорили или писали о Булгаковой, обязательно добавляли – «любимица детворы». И это было правдой: Зоя Федоровна любила своего зрителя искренно и щедро. Она никогда не отказывалась ни от творческих встреч, ни от спектаклей, даже когда болела. Не раз ее больную с температурой больше 38, просили: «Зал полон. Все билеты проданы». И ее на машине привозили на спектакль, потом отвозили домой.

Отличительной особенностью творчества этого поколения актрис-травести была новизна стоящей перед ними задачи – создание образа ребенка на сцене нового театра – театра для детей. З. Ф. Булгакова оказалась не только чрезвычайно одаренной натурой, но и вдумчивым психологом. Она всегда стремилась к выявлению неповторимого в характере своих героев и больше всего боялась штампа в своей работе.

Спустя много лет актриса признавалась: Я ужасно боялась узнать, прочесть, что мой герой похож на тех, кого я уже играла. Я стремилась выстраивать характер по жизненной правде. Обстоятельства, в которые попадает ребенок, – это и есть его характер. И я всегда искала отличительные черты своих героев. Мы в те годы стремились играть, как нас учили, по системе Станиславского…

Зоя Булгакова в своем творчестве с особой силой утверждала те ценности, которые в официальной политике театра не являлись главными. Так, добродушием, приветливостью, доверчивостью она согревала образ Красной Шапочки. Бескорыстием, жалостью, состраданием, способностью к самопожертвованию щедро наделяла Герду. Самопожертвование во имя любви станет и главной чертой Снегурочки в пьесе А.Н. Островского. Эта роль будет единственной попыткой актрисы выйти за рамки своего амплуа, сыграть лирическую героиню на сцене родного театра.

Зоя Федоровна наполняла живым теплом своего сердца схемы-пьесы, схемы-характеры, которые часто встречались в ее творческой жизни. Актерская драматургия привносила в жизнь роли очень важный компонент – о ц е н к у всего, что окружало ее героев, как ч а с т ь ж и в о г о о г р о м н о г о м и р а. Очевидно, поэтому сама она больше всего любила играть в сказках – с их установкой на поэтический вымысел, игру фантазии.

Система причинно-следственных связей системы Станиславского для Булгаковой стала мостиком, трамплином, с которого она озорно устремлялась в стихию сказочной игры. Играя Конька-Горбунка в одноименной пьесе по сказке П. Ершова, Кота в сапогах в пьесе Л. Макарьева, Митиль в «Синей птице» М. Метерлинка, Зайку-Зазнайку в сказке С. Михалкова, Горе-Злосчастье в «Горя бояться – счастья не видать» и маленькую королеву в «Двенадцати месяцах» С. Маршака, она испытывала удовольствие и восхищение перед сказочными обстоятельствами пьесы (вплоть до мельчайших подробностей, как то: огромный размер какого-нибудь плода, растущего в сказочном лесу), на том же эмоциональном градусе, который свойственен ее юному зрителю.

Булгакова интонационно вводила зрителей в атмосферу сказки. Вносила свое личное отношение к происходящему в провисающей и тающей интонации, а в какие-то мгновения в лукавой отстраненности, словно из-под вислоухой маски Зайки-Зазнайки проглянуло лицо доброго и умудренного опытом человека.

Свое собственное детство актриса хорошо помнит. Помнит ясно дни, когда отец сажал их, детей, в телегу, запрягал лошадь, и они медленно ехали по заросшей травой и одуванчиками дороге в центр города. Это было событием. Помнит, как на Пасху сооружали им качели, и весь огромный душистый мир раскачивался у них над головой…

Эта удивительная маленькая женщина-ребенок и сегодня, в свои 89 лет, поражает всех, кто знает ее. При Новосибирской организации Союза театральных деятелей России она возглавляет секцию ветеранов сцены. Помогает доставать деньги нуждающимся, ездит к больным, устраивает одиноких в Дом милосердия, ходит на все мероприятия Дома актера, без устали стуча своими каблучками. Кто-то подметил, что Зоя Федоровна не ходит, бегает...

В 1999 году З. Ф. Булгакова награждена дипломом мэрии Новосибирска в области культуры за большой вклад в театральное искусство. В 2001 году ее имя внесено в Золотую книгу культуры Новосибирской области как лауреата областной премии «Честь и достоинство».

Зоя Булгакова
Имя при рождении:

Зоя Фёдоровна Булгакова

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Профессия:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Годы активности:
Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Амплуа:
Театр:
Роли:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Спектакли:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:
IMDb :

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Зо́я Фёдоровна Булга́кова (род. 1915) - советская театральная актриса , заслуженная артистка РСФСР (1945) .

Биография

Творчество

Напишите отзыв о статье "Булгакова, Зоя Фёдоровна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Булгакова, Зоя Фёдоровна

Было видно, что разговор даётся ему очень непросто. На каждом вздохе кардинал хрипел и кашлял, не в состоянии нормально вздохнуть.
– Вам очень тяжело. Пожалуйста, позвольте мне помочь вам! – упорно не сдавалась я, зная, что после уже никто больше ему не поможет.
– Это не важно... Думаю, вам лучше будет отсюда побыстрее уйти, мадонна, пока не пришли мои новые тюремщики, или ещё лучше – сам Папа. Не думаю, что ему очень понравилось бы вас здесь застать... – тихо прошептал кардинал, и добавил, – А вы и, правда, необыкновенно красивы, мадонна... Слишком... даже для Папы.
Не слушая его более, я положила руку ему на грудь, и, чувствуя, как в перебитую кость вливается живительное тепло, отрешилась от окружающего, полностью сосредоточившись только на сидевшем передо мной человеке. Через несколько минут, он осторожно, но глубоко вздохнул, и не почувствовав боли, удивлённо улыбнулся.
– Не звали бы вы себя Ведьмой – вас тут же окрестили бы святой, Изидора! Это чудесно! Правда, жаль, что вы поработали напрасно... За мной ведь скоро придут, и, думаю, после мне понадобится лечение посерьёзнее... Вы ведь знакомы с его методами, не так ли?
– Неужели вас будут мучить, как всех остальных, Монсеньёр?.. Вы ведь служите его излюбленной церкви!.. И ваша семья – я уверена, она очень влиятельна! Сможет ли она помочь вам?
– О, думаю убивать меня так просто не собираются... – горько улыбнулся кардинал. – Но ведь ещё до смерти в подвалах Караффы заставляют о ней молить... Не так ли? Уходите, мадонна! Я постараюсь выжить. И буду с благодарностью вспоминать вас...
Я грустно оглядела каменную «келью», вдруг с содроганием вспомнив висевшего на стене, мёртвого Джироламо... Как же долго весь этот ужас будет продолжаться?!.. Неужели я не найду пути уничтожить Караффу, и невинные жизни будут всё также обрываться одна за другой, безнаказанно уничтожаемые им?..
В коридоре послышались чьи-то шаги. Через мгновение дверь со скрипом открылась – на пороге стоял Караффа....
Его глаза сверкали молниями. Видимо, кто-то из старательных слуг немедля доложил, что я пошла в подвалы и теперь «святейшество» явно собиралось, вместо меня, выместить свою злость на несчастном кардинале, беспомощно сидевшем рядом со мной... Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Булгаковой Зои Фёдоровны

Булгакова Зоя Федоровна – советская театральная актриса.

Детство и юность

Зоя Булгакова родился 11 (по новому стилю – 24) декабря 1914 года в Ново-Николаевском (ныне этот город носит другое название – Новосибирск) в многодетной семье. Она стала четвертым отпрыском из пяти ребятишек извозчика и домохозяйки. Родители Зои были людьми неграмотными, но вместе с тем очень культурными и воспитанными.

Зоя с детства отличалась артистизмом. Именно поэтому, когда при местном Театре юного зрителя (сегодня – Новосибирский театр «Глобус») открылась театральная студия, Зоя стала там одной из первых учениц. В 1932 году она успешно окончила студию.

Творческий путь

Играть на сцене ТЮЗа Зоя Булгакова начала еще в 1930 году. Она посвятила родному театру целых 30 лет. Время от времени, в 1940 и 1946 годах, актриса ездила на смотры детских театров в Москву.

Зоя Булгакова играла на сцене Новосибирского театра юного зрителя маленьких девочек и мальчиков, причем последние удавались ей куда проще. Видимо, этому способствовал боевой характер Зои – в детстве она обожала лазать по крышам и деревьям. Из ярких ролей актрисы можно выделить Герду из «Снежной королевы», Красную Шапочку, Золушку, Кота в сапогах, Конька-Горбунка, Снегурочку, Зайку- Зазнайку и прочих.

В 1960 году Зоя Федоровна решила покинуть сцену. Спустя 4 года актриса начала преподавать актерское мастерство в кульпросветшколе. Помимо этого, Зоя Булгакова нередко устраивала встречи с начинающими актерами, на которых делилась с молодежью своей мудростью, и давала интересные интервью на радио.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Личная жизнь

Первым мужем Зои Булгаковой был актер театра «Красный факел» Виктор Подчасов. Он погиб на фронте во время войны. Вскоре после получения похоронки на Виктора вдове пришлось предать земле и своего маленького сына…

Вторым супругом актрисы был Герман Иванович Молодцов, хормейстер, сделавший огромный вклад в развитие хоровой культуры Новосибирска.

Награды и премии

В 1945 году Зоя Булгакова стала заслуженной артисткой РСФСР. В 1999 году актриса стала «Человеком года» в области культуры и искусства. Эту почетную премию она получила за огромный вклад, который внесла в развитие театрального искусства и культуры Новосибирска. В 2001 году имя Зои Булгаковой, лауреата областной премии «Честь и достоинство», попало в Золотую книгу культуры Новосибирской области.

Зоя Федоровна была награждена двумя почетными медалями – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и медалью «Ветеран труда».

Смерть

3 февраля 2017 году Зоя Булгакова скончалась. На момент смерти ей было 102 года. 6 февраля в Доме актера в Новосибирске состоялась церемония прощания со старейшей актрисой России.

Зоя Булгакова биография, от чего умерла, фото актрисы. Старейшая актриса России ушла из жизни 3 февраля 2017 года в возрасте 102 лет. Причиной ухода из жизни стала естественная смерть. Прощание с заслуженной артисткой РСФСР состоится 6 февраля 2017 года в местном новосибирском Доме актеров.

Зоя Булгакова биография. Зоя Федоровна Булгакова родилась 24 декабря 1914 года в Новониколаевске. Семья ее считалась многодетной. Зоя родилась четвертым ребенком из пяти. И хотя отец с матерью считались безграмотными, определенной врожденной культурой всё же обладали. Мать сидела дома и занималась воспитанием детей, отец работал извозчиком.

Зоя Федоровна в 1932 году закончила студию при местном ТЮЗе и посвятила свою жизнь новосибирскому театру «Глобус». Именно там она проработала с 1930 по 1960 годы.

Стоит заметить, что одним из самых главных персонажей Зои стала Красная Шапочка, которую она играла с 1937 и по 1955 годы. Также на ее счету роли Герды в «Снежной королеве», Кота в спектакле «Кот в сапогах», Панюшки в «Единой боевой». В 1945 году ей присвоили звание народной артистки РСФСР. В 55 лет Зоя Федоровна ушла из театра, желая, чтобы дети ее запомнили молодой или даже «ребенком».

Коллеги и ценители творчества Булгаковой говорят о ней, как о светлом человеке с удивительным голосом, который мог волшебным образом заворожить и ввести зрителя в сказку, которая повествуется на сцене.

Заслуженная артистка РСФСР, актриса Новосибирского театра юного зрителя в 1930-1960 гг.

Имя , актрисы-травести, хорошо известно сибирскому зрителю. «Жемчужиной» ТЮЗа называли ее сослуживцы и многочисленные поклонники.

Родилась Зоя Федоровна 24 декабря 1914 года в Новониколаевске в семье служащего. Училась в Новосибирске. В раннем детстве Зоя даже не думала о профессии актрисы. В школе на вопрос «Кем ты хочешь стать?» девочка отвечала: «Врачом по внутренним болезням». Первым в жизни театральным опытом стала роль Мышкинорушки в школьном спектакле. Потом было увлечение цирком: Зоя мечтала стать наездницей. Но судьба распорядилась иначе. После школы З. Булгакова поступила в театральную студию при театре юных зрителей. Уже на втором году обучения получила первую самостоятельную работу - играла девочку в пьесе «Аул Гидже». А потом были Топси в «Хижине дяди Тома», Птаха в «Кладе», Отто в спектакле «Продолжение следует», Герда в «Снежной королеве», Кот Васька в «Репке», Мотя в пьесе «Белеет парус одинокий», Ворчун в «Белоснежке», Котофей Иванович в сказке «Два клена», Мышь в «Волшебном цветке», Саша Троекуров в пьесе «Дубровский» и многие другие роли.

Актриса широкого плана, З. Ф. Булгакова наделяла каждый создаваемый образ своими особыми, всегда жизненно важными чертами. «Над каждой новой ролью я работаю так, как над первой в жизни - с той же тщательностью, с тем же старанием и с той же мыслью: а все ли я сделала, чтобы образ наполнился подлинной правдой?», - писала актриса. Играть детей примерно одного возраста так, чтобы они ничем не были похожи друг на друга, обладали индивидуальным характером, чтобы каждый образ был наполнен жизненными красками, не допускать штампов, наи гранной детскости - сложнейшая задача актрисы-травести. Дать жизнь целой галерее персонажей, которые запомнились бы юным зрителям на долгие годы, - по силам лишь настоящему таланту. «Образ ребенка надо так же вынашивать, как образ взрослого человека. Но в первом есть особая творческая радость - радость создания образа формирующегося человека», - делилась опытом Зоя Федоровна. Умение сохранять искренность, убедительность на протяжении всей роли очаровывали десятки тысяч детей края, будили в них горячий отклик и живое сочувствие.

Много творческой активности проявила З. Ф. Булгакова в годы Великой Отечественной войны во время работы Новосибирского ТЮЗа в городе Анжеро-Судженске. Кроме спектаклей в театре, Зоя Федоровна выступала с концертами перед шахтерами Кузбасса, в госпиталях. В 1939 г. она избрана депутатом в Новосибирский городской Совет депутатов трудящихся. С 1964 г. Зоя Федоровна работала педагогом по актерскому мастерству в культпросветшколе.

Сегодня З. Ф. Булгакова продолжает активно делиться своим богатейшим жизненным опытом, выступает по радио, встречается с молодежью. Оптимизм, вера в лучшие человеческие качества, широта души - отличительные качества этой удивительной женщины.

В Государственном архиве Новосибирской области имеется личный фонд Зои Федоровны Булгаковой, в котором представлены уникальные документы: статьи о творчестве актрисы, приказы, почетные грамоты, депутатские мандаты, удостоверения к медалям, справки, приветствия, поздравления, письма зрителей, юбилейный сборник, посвященный десятилетию Новосибирского ТЮЗа, переписка с Комитетом по делам искусств, с редакцией журнала «Сибирские огни» о постановке пьес, об участии в творческих конкурсах, программы спектаклей и другие документы, рассказывающие о жизни и деятельности Зои Федоровны.

За высокое исполнительское мастерство, талантливое сценическое воплощение образов З. Ф. Булгаковой в 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР». Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг.», значки «За освоение новых земель», «Отличник культурного шефства над Вооруженными силами СССР», «За активную работу с пионерами», почетные грамоты Новосибирского областного Совета депутатов трудящихся за плодотворную творческую и общественную деятельность и большую работу по коммунистическому воспитанию юношества, за военно-шефскую работу в воинских частях в дни Великой Отечественной войны - таков далеко не полный перечень наград за многолетний труд. Самой же главной наградой Зои Федоровны Булгаковой всегда была благодарная любовь зрителей.

Гутыра Т.Н. 90 лет со дня рождения заслуженной артистки РСФСР Булгаковой Зои Федоровны […] // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2004 год.

ЛИТЕРАТУРА И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

БУЛГАКОВА З. Ф. Судьбе говорю спасибо: [Автобиогр. воспоминания, 1914-1960 гг.] // Мой Новосибирск: Кн. воспоминаний. - Новосибирск, 1999. - С. 50 - 63.

БУЛГАКОВА З. Ф. Зоя Булгакова: О времени, театре и судьбе: [Беседа] / Вела М. Шабанова // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. - 2002. - № 43. - С. 21: ил., портр.

БУЛГАКОВА З. Ф. Юные зрители прошлого воспринимали все буквально: [Беседа] / Вела А. Батурина // Чест. слово. - 1999. - № 5. - С. 21: портр.

В «ЗОЛОТУЮ книгу культуры» вписаны новые имена // Новосиб. новости. - 2001. - № 23. - С. 19.

ЖУРАВЛЕВА Г. Жизнь актрисы // Созидатели: Очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. - Новосибирск, 2003. - Т. 2. - С. 64 - 70: портр.

БАЛАНДИН Л. А. Счастливая судьба: Зоя Булгакова на сцене и в жизни. - Новосибирск: Изд. Дом «Горница», 1998. - 62 с.: ил.

КОНЬЯКОВА Т. Вечной «лолите» новосибирской сцены исполнилось 85 лет, и она лишь недавно получила первую в жизни возрастную роль // Веч. Новосибирск. - 2000. - 31 янв. - С. 2: портр.

СМИРНЫХ В. Великая крошка // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. - 2000. - № 3. - С. 22: портр.

СТЮАРТ Е., САЛЬНИКОВ Ю. Четверть века на сцене // Сиб. огни. - 1956. - № 2. - С. 158 - 166.

КОЛЕСИНСКАЯ Я. Возвращение на сцену // Чест. слово. - 2001. - № 16. - С. 13.

ЖУРАВЛЕВА Г. К. Булгакова Зоя Федоровна // Новосибирск: Энцикл. - Новосибирск, 2003. - С. 127: портр. - Библиогр.: с. 127.

ГАНО. Ф.Р-210. Оп.1. Д.1. Л.28, 50, 50об.; Д.2.Л.49, 52; Д.6. Л.1. Д.7. Л.1-7. Д.9. Л.1. Д.10.Л.2-25. Д.13. Л.21об.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS