Главная - История ремонта
«Платон мне друг, но истина дороже»: происхождение и смысл выражения. Мои комментарии к пяти самым известным цитатам Аристотель утверждал платон мне друг но истина

Очень часто, в каком-либо споре, мои оппоненты, вместо необходимой собственной аргументации приводят какие-либо цитаты. Интересно, что часто индивидуум, приводящий ту или иную цитату, даже не знает её точного происхождения. Здесь расчёт на то, что крылатые выражения всем известны и лишь в силу этого кажутся неоспоримыми. Вот, представил себе, на минуту, следующее: Цитатами заговорил бы, например, мой сосед Василий, будучи с большого «бодуна», а я вот и не знал бы, что эти выражения так известны и был бы уверен, что он и есть их автор. Я бы ответил бы ему? Конечно, ответил бы (я от природы жутко язвительный). Нет бесспорных утверждений, так же как и нет утверждений, которые нельзя осмеять.
Ниже приводятся пять самых часто употребляемых в спорах цитат и мои комментарии к ним.


1. «Платон мне друг, но истина дороже».
Истина дороже, а Платон подешевле, получается? Ну, значит такой ты друг, что на всё ценники вешаешь. Явно, вы с Платоном в одном полку не служили. Платоша, ау! Не дружи с таким козлом!

2. «Патриотизм — последнее прибежище негодяя».
Ага. И в этом прибежище он и отбивается от нападающих гнусных мерзавцев. Вот же, негодяй, какой!

3. «Исключение только подтверждает правила».
Правдивейшая правда! Вот исключили тебя, к примеру, из школы благородных девиц, да? А в правилах этого заведения, что было написано, а? Что трансвеститам там не место! Всё подтвердилось!

4. «Лучшее - враг хорошего».
Ага, а наилучшее - враг лучшего, а супернаилучшее - враг наилучшего, и т.д. Ну, и разведут же сами себе врагов! И главное, что все как бы - неплохие.

5. «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой».
Какая-то кошмарная перспектива вырисовывается - каждый день ходить биться, как на работу прямо. Да при таком графике личная свобода отпадает однозначно. Тоже мне, жизнь называется, каторга какая-то … и на хрена нам это всё?

Поскольку, в большинстве случаев, мои оппоненты сами точно не знали, кто же является автором приводимых ими цитат (путали авторство), я им немного помогу. Вот вся необходимая информация по приведённым выражениям:

1. «Платон мне друг, но истина дороже».
Почему-то считается, что это сказал Аристотель. Это, мягко говоря, не совсем так. Вообще-то эти слова принадлежат … Платону. В одном из его произведений, было написано «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине». А Аристотель, полемизируя, также в письменном виде, высказал следующее мнение: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». Впоследствии это изречение перефразировал известный средневековый христианский богослов Мартин Лютер: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть», а уже это изречение перефразировал Мигель Сервантес, он и является его автором в современном виде. Данное высказывание имеет следующее толкования:
- Точное, конкретное знание (т.е. - истина) является главной ценностью, а поэтому важнее, чем авторитет учителя.
- Такой-то, такой-то мне друг, но я выскажусь против него, потому, что некая абстрактная справедливость мне дороже (в советское время, кстати, эту фразу частенько употребляли на различных партсобраниях).

2. «Патриотизм — последнее прибежище негодяя».
Это сказал английский деятель 18 века Сэмюэль Джонсон. В дальнейшем, фраза была вырвана из основного контекста. Сказал он это в своей речи, направленной против оппозиции. В Англии того времени, было постоянное противостояние между представителями двух партий - вигов и тори. У власти, на тот момент, были тори, а виги были в оппозиции. Джонсон поддерживал действующую власть - тори. Виги именовали себя «патриотами» и выставляли своих противников (тори) как антинациональную силу. Вообще, у Джонсона есть целое произведение, посвящённое разоблачению «ложного патриотизма» вигов, как проявления политической демагогии, в противопоставление настоящему истинному патриотизму. Например, в своём эссе на данную тему, он утверждал, что место в парламенте могут занимать только истинные патриоты (т.е. - такие как он, тори, надо полагать). Слово «патриот», он всегда писал с большой буквы. Я про него довольно много читал и, соответственно, много мог бы написать, при желании. Тот ещё типчик был, честно говоря. В России это изречение стало известно благодаря Л. Н. Толстому.
Данное высказывание, как ни странно, имеет три различных и крайне противоречивых толкования:
- Призыв не доверять громким словам о патриотизме и гражданском долге.
- Не все пропало даже для самого последнего негодяя. Патриотизм, может стать для него последним убежищем. Став патриотом своей страны, он имеет последний шанс морально возродиться, как птица Феникс, и вновь стать полноправным гражданином.
- Патриотизм (любовь к Родине) аморален и свойственен только недостойным негодяям, тогда как достойные члены человеческого общества должны любить весь мир (быть толерантны).

3. «Исключение только подтверждает правила».
Точное происхождение этого выражения не установлено, но, как правило, приписывается Цицерону. Считается, что данная фраза была им произнесена во время защитной речи, когда его наняли адвокатом для Луция Бальба Старшего. Луций Корнелий Бальб был олигархом и личным банкиром Юлия Цезаря. Народ Рима обвинил его в том, что он имеет двойное гражданство (ну, это как сейчас иметь в наглую два паспорта на руках, например израильский и российский, но тогда считалось, что это совсем плохо). Цицерон, будучи непревзойдённым оратором, произнёс защитную речь, и олигарх был оправдан. Вообще-то Цицерону приписывается много всяких выражений. Как закончил свой жизненный путь Цицерон? Ему отрубили голову, насадили на шест и выставили на ораторской трибуне, с которой он так любил выступать. Довыражался. В России же упомянутое изречение стало известно благодаря И. С. Тургеневу. Данное высказывание обычно имеет следующие толкования:
- Нет правил без исключений. И если очень надо, то сделать исключение можно.
- Происшедшее неожиданное исключение не ставит под сомнение существующие правила.

4. «Лучшее - враг хорошего».
Первым подобную мысль высказал Шекспир в одной из своих трагедий: «Стремясь к лучшему, мы часто портим хорошее» (есть мнение, что до него подобное выражение уже использовалось у итальянцев). Но известной эта фраза стала после того, как её стал использовать в своих произведениях Вольтер (в романе и в одной из статей). Известное нам крылатое выражение и есть перевод с французского вольтеровской версии данного афоризма.
Данное высказывание имеет следующие толкования:
- Одобрение действий того, кто готов отказаться от хорошего во имя лучшего, так как «нельзя останавливаться на достигнутом».
- Предостережение. Ибо, несмотря на все усилия, «лучшего» можно так и не достичь, при этом потеряв уже достигнутое «хорошее».

5. «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой».
Эта фраза из трагедии И.В.Гете «Фауст».

Фауст говорит:
«…Я предан этой мысли! Жизни годы
Прошли не даром, ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой!
Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной
Дитя, и муж, и старец пусть ведёт,
Чтоб я увидел в блеске силы дивной
Свободный край, свободный мой народ!
Тогда сказал бы я: Мгновенье!
Прекрасно ты, продлись, постой!
И не смело б веков теченье
Следа, оставленного мной!
В предчувствии минуты дивной той
Я высший миг теперь вкушаю свой».

Т.е. - это его пожелания и наставления, что должны делать «дитя, и муж, и старец», по его разумению.

Вот после этой пламенной речи, Фауст сразу и умирает.
После чего следует последняя глава поэмы, под названием «Положение в гроб» о похоронах Фауста. Из неё мне, кстати, запомнились такие строчки:

«Так почему же зал стоит
Без мебели, убого?
Всё было куплено в кредит,
И кредиторов много».

Но, в основе своей, это всё же произведение на религиозную тематику, поэтому и неудивительно, что, в конце-то концов, душа Фауста унеслась в рай (если дистанционироваться от высокой поэзии и просто вникнуть в смысловое значение последней главы, то становится ясно, что ангелы «развели» бесов как «лохов»), а Мефистофель сокрушается о грубом нарушении, так сказать, юридических норм, несмотря на наличие договора у него на руках.
Кроме того, некоторые исследователи считают, что на написание «Фауста» повлияло то, что автор был масоном (Иоганн Вольфганг фон Гёте был членом масонской ложи «Амалия» и не особо-то скрывал это).

Небольшое отступление: А ещё говорят, что читать «Фауста» надо только на языке подлинника (ну, мне так дважды умники какие-то написали). Совсем другое впечатление создаётся. Может быть, но немецким не владею. Я, вообще, не полиглот, увы. И это ещё мягко сказано. Кое-как, еле-еле, читаю на английском и испанском, также на славянских языках (в основном - на украинском и болгарском), на слух воспринимаю ещё и тюркские языки (знаю некоторые общетюркские слова и выражения), пожалуй и всё. Бегло разговариваю только на русском и русском-матерном. Ну, не судьба, стало быть, не вышло мне стать полиглотом. И, вообще, кто понимает «Фауста» на немецком, тот пусть и цитирует его на немецком … немцам. А мы тут на русском говорим.

Данное высказывание имеет следующее толкование:
- Как призыв к защите неких прав, свобод и личных интересов.
- Поощрительно-шутливая вариация на тему «и вся-то наша жизнь есть борьба».

P.S. Как-то вот так. Что скажете?

Исследователи сходятся во мнении, что автором фразеологизма "Amitus Plato, sed magis amica veritas", что переводится, как "Платон мне друг, но истина дороже" является известный древнегреческий философ Сократ. Которому также приписывается такое высказывание "Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине". Об этом изречении учёные узнали из малоизвестного широкой публике сочинения Платона (427-347 до Р.Х.), которое называется "Федон". В этой книге любопытным моментом является то, когда Федон, который являлся в то время учеником Сократа общается с Эхекратом философом-пифагорейцем. Из этой беседы мы узнаём, как провёл свои последние часы Сократ и о его общении со своими друзьями перед казнью.

Применение выражения в литературе

"Как-то вечером, когда у короля было дурное настроение, он лишь слегка улыбнулся, узнав, что существует вторая девушка ле Фонтан. Он помог ей с замужеством и выдал за богатого молодого судью, хотя и буржуазного происхождения. Кроме того, предоставил ему почётный титул барона. Кода же вандеец спустя год попросил устроить государя судьбу своей третьей дочери, он ответил ему язвительным тонким голосочком на латинском языке "Amicus Plato, sed magis amica Natio", что можно перевести, как "Платон - друг, но нация дороже" ("Загородный бал" Оноре де Бальзак)

"Здесь у меня возникло одно дело, которое скорее всего отправит меня в немилость к королю, и меня это приводит в уныние, но ничего поделать нельзя. Ведь в конце концов мне придётся считаться с неудовольствием или удовольствием, сколько со своим собственным предназначением, как говорится в известном выражении "amicus Plato, sed magis amica veritas" ("Дон-Кихот" М. Сервантес)

"Вникая во все подробности Плеханов, спрашивал и спрашивал, как-будто пытаясь проверить себя самого. Хотя по большому счёту это было похоже на экзамен старого приятеля старому же приятелю. Понимал ли вообще приятель всю высоту задачи, которую так яростно проповедует, и какой он придерживается тактики. Amicus Plato, sed magis amica veritas (Друг Платон, но истина выше дружбы), - Об этом говорил его ледяной взгляд" ("Георгий Валентинович Плеханов. Из личных воспоминаний" О. Аптекман)

"Прошу прощения, но мне очень стыдно так говорить о человеке, который научил меня настоящей дружбе, но amicus Plato, amicus Socrates, sed magis amica veritas - ты слвоно свинка, которая бы стала доказывать человеку, что зря он кушает бананы, что жёлуди гораздо вкуснее" (Н. Чернышевский)

Писательница Марко Вовчек выбрала эпиграфом для своей книги "Путешествие внутрь страны" выражение "Amicus Plato, sed magis amica Veritas" (Марина Вовчек - это псевдоним Марии Александровны Вилинской)

"Совсем недавно в нашем городе случился пожар. При этом сгорело несколько хо-лостых строений во дворе мещанки Залупаевой. Спросите, кто последним прибыл на этот пожар. Мне стыдно города в котором я проживаю, но ради истины (amicus Plato, sed magis arnica Veritas) я должен всем рассказать, что самой последней к месту трагедии приехала городская пожарная команда, и причём тогда, когда пожар был потушен усилиями соседей" ("Сатиры в прозе" М. Салтыков-Щедрин)

"Если вы считаете, что льстить живым дело неблагодарное, то как при этом называть лесть мёртвым? Тем же гражданам, которые могут посчитать, что я являюсь приятелем Грановского, и что мне неприлично высказываться о нём с большей строгостью, могу ответить старинным, но от этого не менее звучным выражением amicus Plato, sed magis arnica Veritas" (А. Герцен)

"А что сказать о защитниках своих произведений и своих авторов, которые похоже лично оскорбились отзывами "Отечественных записок" о Марлинском? Попытайтесь объяснить им, что если бы наш журнал ошибался в мнении об этом авторе, то за ним следует оставить собственный взгляд на различных авторов...и что amicus Plato, sed magis amica Veritas" (В. Белинский)

Платон мне друг, но истина дороже... Рассуждаем-сочиняем...

Платон (427-347 г. до н.э.) родился в знатной аристократической семье. По линии отца он был потомком последнего аттического царя Кодра, не менее знатным был и род его матери. Столь высокое происхождение представляло широчайшие возможности для физического и духовного совершенствования. Известно, что Платон уделял много внимания художественной деятельности, а также получал призы в весьма престижных спортивных состязаниях. Но в историю античной культуры Платон вошел в первую очередь не как талантливый поэт, музыкант или выдающийся спортсмен, а прежде всего как философ, у которого “больше, чем у кого-нибудь, философия была жизнью”.

Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Родился Аристотель в 384 г. до н.э. в Стагире в Македонии (отсюда стагирит), в семье лекарей при дворе македонских царей. В 17 лет отправился в Афины и вступил в Академию . Являлся ее участником в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона в 347. Аристотелю принадлежит такое изречение, как: "Платон мне друг, но истина дороже".

Итак, что же такое дружба? Дружба - это бескорытсная помощь, поддержка, разделение радостей и горестей вместе. Настоящая дружба не имеет права на ложь, предательство, оскарбления. Это уверенность в том, что тебя поймут, что ты не одинок в огромном мире. Друзья, настоящие друзья, познаються в беде или наоборот в радости. Друг - это человек, который искренне порадуеться твоему счастью и не будет высмеивать тебя за спиной. Друг - это человек, который поддержит, выслушает, поможет в беде и не станет распространяться о твоих промахах. Друг - это прежде всего своеобразное кладбище чужих тайн и секретов. Дружба не может держаться только на словах. Легко сказать: " Я тебе друг", но вот доказать правдивость своих слов для многих тяжело. Друзей не бывает много. Один, два за всю жизнь, а остальные просто приятели, знакомые, обычные прохожие. Дружба - это ценный клад. Человек словно открывает душу перед тобой, пускает в свой персональный мир. И только тот, кто принимает этот дар бескорытсно, только тот, кто не просит ничего взамен, тот может быть нстоящим другом. Дружба - это спасение. Спасения человека от одиночества.

Истина... А что же такое истина? "Истина - верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания". Есть хорошая поговорка: "Тайна всегда становиться явью". Этот пример наглядно доказывает нам, что истина всегда выходит победителем из любой ситуации. Ее невозможно скрыть, ее невозможно спрятать или утаить. Истина - это противоположность лжи. Истина - это самое светлое, самое искреннее, самое чистое, что есть в человеке. Да, ее можно скрыть на какое-то время, Но... Но она все равно возьмет вверх, все равно пробьеться к свету.

Стоит вопрос: Что дороже истина или дружба? Мне кажеться, что на этот вопрос сложно дать ответ, потому что каждый человек сам раставляет для себя приоритеты. Но без истины не было бы никакх отношений между людьми, не было бы доверия. Истина - это свет в конце черного тунеля. Она не зависит от человека, не завсит от обстоятельств, она может наказать, но в тоже время может и вознести человека.

Я понимаю, что это бред, но надеюсь преподу по риторике понравиться... Все для него, родимого...

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Платон мне друг, но истина дороже

Платон мне друг, но истина дороже

С латинского: Amicus Plato, sed magis amica veritas [амикус плато, сэд магис амика вэритас].

В мировой литературе впервые встречается в романе (ч. 2, гл. 51) «Дон Кихот» (1615) испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547-1616). После выхода романа в свет выражение стало всемирно известным.

Первоисточник - слова древнегреческого философа Платона (421- 348 до н. э.). В сочинении «Федон» он вкладывает в уста Сократа такие слова: «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине». То есть Платон советует ученикам выбирать истину, а не веру в авторитет учителя.

Похожая фраза есть и у Аристотеля (IV в. до н.э.), который в своем сочинении «Никомахова этика» писал: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». У других, более поздних, античных авторов это выражение встречается в форме: «Сократ мне мил, но истина всего милее».

Таким образом, история знаменитого выражения парадоксальна: его фактический автор - Платон - стал одновременно и его «героем», и именно в этом, отредактированном временем виде слова Платона вошли в мировую культуру. Это выражение послужило основой для формирования однотипных фраз, самая известная из которых - слова немецкого церковного реформатора Мартина Лютера (1483-1546). В своей работе «О порабощенной воле» он написал: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть».

Смысл выражения: истина, точное знание - это высшая, абсолютная ценность, а авторитет - это не аргумент.

Из книги Энциклопедический словарь (Е-Й) автора Брокгауз Ф. А.

Истина Истина сама по себе – то, что есть, в формальном отношении – соответствие между нашею мыслью и действительностью. Оба эти определения представляют И. только как искомое. Ибо во 1-х спрашивается, в чем состоит и чем обусловлено соответствие между нашею мыслью и ее

Из книги Как зовут вашего бога? Великие аферы XX века [журнальный вариант] автора

Пролог. Друг Альберт и друг Ивар В феврале 1932 года Альберт Эйнштейн, опередив эпоху ровно на семьдесят лет, выступил с революционной речью на международной конференции в Сайта Барбаре (Калифорния) и предложил ни больше, ни меньше, как план разоружения всех государств

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АБ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИС) автора БСЭ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Получение какой электроэнергии обходится дороже – атомной или солнечной? Несмотря на бесплатность солнечного света, в настоящее время электроэнергия, получаемая непосредственно от Солнца, обходится в 5 раз дороже

Из книги Крылатые слова автора Максимов Сергей Васильевич

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Печной горшок тебе дороже, / Ты пищу в нем себе варишь Из стихотворения «Поэт и толпа» (1829) А. С. Пушкина (1799-1837). Первая публикация его состоялась под названием «Чернь». Чернь (толпа) упрекает поэта в том, что его песня хотя и свободна как ветер, «зато как ветер и бесплодна». И

Из книги Тайны еврейского секса автора Котлярский Марк

Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман Из стихотворения «Герой» (1830) Л. С. Пушкина (1799-1837): Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман... Оставь герою сердце! Что же он будет без него?

Из книги Стервология. Уроки красоты, имиджа и уверенности в себе для стервы автора Шацкая Евгения

Что есть истина? Из Библии. В Новом Завете (Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст. 37) приводится диалог между Иисусом и допрашивавшим его Понтием Пилатом. Иисус сказал: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине». На что Пилат спрашивает его: «Что есть

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

Договор дороже денег Согласно Галахе, жениху и невесте в течение недели, предшествующей свадьбе, запрещено видеться друг с другом, а согласно принятому относительно недавно галахическому постановлению, и говорить друг с другом по телефону. Некоторые современные раввины

Из книги Великие аферы XX века. Том 1 автора Голубицкий Сергей Михайлович

Из книги Новейший философский словарь. Постмодернизм. автора

ИСТИНА И ЖИЗНЬ Ежемесячный иллюстрированный христианский журнал, выпускавшийся с ноября 1990 года как «католический вестник», а с 1995 года заявивший о себе как об издании межконфессионального диалога под евангельским девизом: «Да будет все едино…». Тираж в 2000 - 2 500

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Друг Альберт и друг Ивар В феврале 1932 года Альберт Эйнштейн, опередив эпоху ровно на семьдесят лет, выступил с революционной речью на международной конференции в Санта-Барбаре (Калифорния) и предложил ни больше, ни меньше, как план разоружения всех государств планеты с

Из книги Энциклопедия шокирующих истин автора Гитин Валерий Григорьевич

ИСТИНА - понятие, акцентированно выведенное философией постмодерна (см.) из круга основных философских вопросов. Согласно постмодернизму, единственной и предельной предметностью является наделенный множественностью смыслов текст (см.), рассматриваемый в качестве

Из книги автора

ИСТИНА - универсалия культуры субъект-объектного ряда (см.: Универсалии, Категории культуры), содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления - с другой. (1)

Платон в онтологии - идеалист, его воззрения впервые в истории европейской философии приобрели форму непротиворечивой идеалистической системы, и его считают родоначальником идеализма.

В 11-12 Философия Платона и Аристотеля

В11 Платон (427-347 гг до н.э.)

Учеником Сократа был Платон . Платон (427-347 гг. до н.э.), чье настоящее имя было Аристокл , являлся основателем первой Академии, т.е. философской школы, созданной в роще героя Академа в 348 г. до н.э. В этой школе изучали 4 основные дисциплины: 1) диалектику; 2) математику; 3) астрономию; 4) музыку.

Всю действительность Платон разделил на два мира: мир идей и материальный мир.

Материальный мир является лишь тенью мира идей: он вторичен. Все явления и предметы материального мира являются преходящими. Они возникают, изменяются и гибнут, поэтому не могут быть подлинно сущими. Идеи же являются вечными и неизменными. Поясняет он свою теорию с помощью образа «пещеры»: все люди находятся как бы в пещере, они закованы в цепи и стоят спиной к выходу, и поэтому видят то, что происходит за пределами пещеры лишь по тем отражениям, которые возникают на стенах пещеры. По Платону, идея предшествует материи уже в том плане, что прежде чем создать какую-либо вещь, человек создает в своей голове идеальный проект этой вещи . Платон объяснял подобие всех существующих в мире столов наличием идеи стола. Идея, или эйдос (вид, форма), есть истинное, сверхчувственное бытие, постигаемое разумом, «кормчим души». Место пребывание идеи – «наднебесные места». Наивысшая идея есть идея блага. Счастье состоит в обладании благом. Любовь – это стремление к целостности, гармонии, воссоединению со своей «половинкой».

Мир идей – это мужское, активное начало.Мир материи – это пассивное, женское начало.Чувственный мир – детище обоих. В основе теории познания, по Платону, лежит воспоминание (анамнесис ). Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась в мире идей до того, как соединилась с телом. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше человеку удается освободиться от телесности. Тело – это темница для души. Тело смертно, конечно, а душа – вечна. Следовательно, человек должен стремится к вечному и думать о совершенствовании души.

Обращая внимание на человека, Платон говорит, что душа подобна идее - едина и неделима, однако, в ней можно вычленить 3 части души и три начала:

1) разум; а) разумное;

2) воля и благородные желания; б) яростное;

3) чувственность и влечения; в)вожделеющее .

Если в душе человека преобладает разумная её часть - человек стремится к высшему благу, к справедливости и правде; таковы философы.



Если более развито яростное начало души, то человеку присущи храбрость, мужество, умение подчинять вожделение долгу; таковы воины , и их гораздо больше, чем философов.

Если же превалирует "низшая ", вожделеющая часть души, то человеку надлежит заниматься физическим трудом . В зависимости от того, какая из частей души преобладает, человек ориентирован на низменное и дурное, либо на возвышенное и благородное.

Из своих представлений о человеке Платон вывел формулу идеального государства (человек - общество).

По Платону, побудительной причиной возникновения государства является многообразие человеческих нужд и невозможность их удовлетворения в одиночку. Государство и человеческая душа имеют одинаковое строение. Платон выделяет в идеальном государстве три сословия: 1) правители-философы; 2) войны (стражи);

3) земледельцы и ремесленники.

В идеальном государстве Платона нет рабов, а для двух высших сословий не существует собственности и семьи. Каждому из сословий соответствует своя добродетель: 1) мудрость;2) мужество;3) сдержанность.

Четвертая добродетель – справедливость есть выполнение каждым сословием соответствующей ему в государстве функции. Платон выделяет 4 отрицательных типа государства , в которых главным двигателем поведения людей являются материальные заботы и стимулы:

1) тимократия; 2) олигархия; 3) демократия; 4) тирания.

Тимократия – это власть честолюбцев, которыми движет страсть к обогащению и стремление к стяжанию. Следствием тимократии является разделение общества на меньшинство богатых и большинство бедных, а также установление олигархии. Олигархия – это власть немногих богатых над большинством бедных. Здесь царит злоба и зависть, обостряются противоречия, и, как следствие, – победа бедных и установление демократии, т.е. власти большинства (народовластия). Но как в природе, так и в обществе, все, что делается слишком, вознаграждается великой переменой в противоположную сторону: тирания происходит именно из демократии , как жесточайшее рабство – из высочайшей свободы. Тирания – это форма государственной власти, основанная на единоличном правлении, которая чаще устанавливается насильственным путем и основана на деспотизме.

Влияние Платона огромно в Средние века. В его едином видели Бога-творца.

В12 Аристотель (384-322 гг до н.э.)

Учеником Платона был Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Аристотель – Стагирит, т.к. родился в городе Стагире, в 334 г. до н.э. основал первый лицей, или Ликей – перипатетическую философскую школу. Написал более 150 трактатов. Философия – это учение о всеобщем, знание общего. Мудрость – это знание причин всех явлений. Философия делится на 3 части:

1) теоретическая : метафизика, физика, математика.

2) практическая : политика, этика, риторика.

3) изобразительная : поэтика, риторика.

Аристотель заявил: «Платон мне друг, но истина дороже» и подверг критике платоновскую теорию идей. Во-первых , он утверждал, что идеи не находятся в каком-либо потустороннем мире, и во-вторых , что они находятся в самих вещах: «Конкретные вещи есть соединение материи и формы» . Это учение получило название – гилеморфизм.Форма образует из первой материи действительное реальное бытие . Первая материя – это основа бытия, потенциальная предпосылка существующего. Четыре элемента – огонь, воздух, вода, земля – это промежуточная ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который мы чувственно воспринимаем (его изучает физика). У чувственных вещей различают 2 пары противоположных свойств: тепло и холод, влажное и сухое . Четыре основных соединения этих свойств образуют четыре основных элемента:

· Огонь – это теплое и сухое.

· Земля – это холодное и сухое.

· Воздух – это теплое и влажное.

· Вода – это холодное и влажное

Эти четыре элемента – основа реальных вещей. При изучении конкретных вещей Аристотель говорит о первичных и вторичных сущностях (первых и вторых). Первая сущность – индивидуальное бытие, конкретная вещь как таковая. Вторая сущность – родовая или видовая, отражающая общее, выражена в дефиниции, она является производной.

Различают 4 причины всего существующего:

1) материальная причина (пассивное начало);

2) формальная причина (активное начало);

3) активная причина, связанная с источником движения;

4) конечная, или целевая причина, объясняет цель и смысл движения, как реализации цели.

Источником движения (перводвигателем) является форма форм (Бог).

Аристотель различал 3 уровня души:

1) вегетативный, растительный, – это способность к жизни, размножению и т.д. (душа растений),

2) чувственный, преобладающий в душах животных,

3) разумный, присущий человеку, – это та часть души, которая мыслит и познает.

Душа – это господствующий принцип, а тело – подчиненный. Душа – это форма реализации природного целого (1-я энтелехия, форма реализации природного тела). Энтелехия – это «реализация цели».

Познание начинается с удивления. Первый уровень познания – чувственное познание (познание конкретных вещей, единичности). Второй уровень познания – разумное (познание общего). Вершиной познания является искусство и наука.

Движения помимо вещей не существует, оно вечно . Движение – это изменение сущности, качества, количества и места. Различают 6 видов движения:

· возникновение;

· гибель;

· уменьшение;

· увеличение;

· перемена;

· изменение места.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS