Главная - История ремонта
Николай Заболоцкий. Кому признавался в любви поэт, которому была чужда лирика? Любовная лирика Заболоцкого Н.А

Николай Заболоцкий.
“Последняя любовь”

Цикл этот, написанный в конце жизни поэта (07.05.1903 – 14.10.1958) – это первые стихи Николая Заболоцкого о любви, не об абстракной любви, не о любви, как таковой, в жизни людей, не зарисовки из чужих судеб – а своё, личное, прожитое сердцем. Сдержанный, по свидетельству очевидцев, в обыденной жизни, Заболоцкий оставался таким же и в стихах. Но в цикле “Последняя любовь” чувства выплескиваются без оглядки…

Никита Заболоцкий: – Осенью 1956 года в семье Заболоцких произошел трагический разлад, основной причиной которого стал Василий Гроссман, автор знаменитого романа “Жизнь и судьба”. Поселившись в соседних корпусах на Беговой улице, Заболоцкие и Гроссманы быстро сблизились домами: дружили жены, дети, заинтересованно общались поэт и прозаик. Правда, отношения между этими слишком разными личностями были непростыми. Разговоры с Гроссманом, ядовито-ироничным, резким, всякий раз обращались к тому предмету, который растравлял старые душевные раны Заболоцкого, нарушал с трудом установившееся внутреннее равновесие, необходимое ему для работы. Екатерина Васильевна, как никто понимавшая состояние мужа, тем не менее не могла оставаться равнодушной к силе ума, таланту, мужскому обаянию Гроссмана. С их глубокой взаимной симпатией Заболоцкий мириться не мог. И в конце концов объявил: пусть Екатерина Васильевна уходит к Гроссману, а он найдет себе другую жену. 28 октября Заболоцкий позвонил почти незнакомой красивой молодой женщине из литературного круга – Наталии Александровне Роскиной – и попросил о встрече. Во время второго свидания сделал предложение. Но совместная жизнь не заладилась. Роскиной поэт посвятил нежно-трагическое стихотворение “Признание” (“Зацелована. Околдована…”). В первых числах февраля 1957 года они расстались. Заболоцкий погрузился в работу. А после разговоров с Екатериной Васильевной проникся убеждением, что пройдет время – и она вернется к нему. “Многие мои стихотворения, по существу, как ты знаешь, – писал отец маме в Ленинград 20 января 1958 года, – мы писали с тобою вместе. Часто один твой намек, одно замечание меняли суть дела… А за теми стихами, что писал я один, всегда стояла ты… Ты ведь знаешь, что ради моего искусства я всем прочим в жизни пренебрег. И ты мне в этом помогла”. В сентябре родители снова были вместе.” А в октябре Николай Заболоцкий ушёл из жизни…

Последняя любовь

Задрожала машина и стала,
Двое вышли в вечерний простор,
И на руль опустился устало
Истомленный работой шофёр.
Вдалеке через стёкла кабины
Трепетали созвездья огней.
Пожилой пассажир у куртины
Задержался с подругой своей.
И водитель сквозь сонные веки
Вдруг заметил два странных лица,
Обращённых друг к другу навеки
И забывших себя до конца.
Два туманные лёгкие света
Исходили из них, и вокруг
Красота уходящего лета
Обнимала их сотнями рук.
Были тут огнеликие канны,
Как стаканы с кровавым вином,
И седых аквилегий султаны,
И ромашки в венце золотом.
В неизбежном предчувствии горя,
В ожиданье осенних минут
Кратковременной радости море
Окружало любовников тут.
И они, наклоняясь друг к другу,
Бесприютные дети ночей,
Молча шли по цветочному кругу
В электрическом блеске лучей.
А машина во мраке стояла,
И мотор трепетал тяжело,
И шофёр улыбался устало,
Опуская в кабине стекло.
Он-то знал, что кончается лето,
Что подходят ненастные дни,
Что давно уж их песенка спета, -
То, что, к счастью, не знали они.

«Последняя любовь» Николай Заболоцкий

Задрожала машина и стала,
Двое вышли в вечерний простор,
И на руль опустился устало
Истомленный работой шофер.
Вдалеке через стекла кабины
Трепетали созвездья огней.
Пожилой пассажир у куртины
Задержался с подругой своей.
И водитель сквозь сонные веки
Вдруг заметил два странных лица,
Обращенных друг к другу навеки
И забывших себя до конца.
Два туманные легкие света
Исходили из них, и вокруг
Красота уходящего лета
Обнимала их сотнями рук.
Были тут огнеликие канны,
Как стаканы с кровавым вином,
И седых аквилегий султаны,
И ромашки в венце золотом.
В неизбежном предчувствии горя,
В ожиданье осенних минут
Кратковременной радости море
Окружало любовников тут.
И они, наклоняясь друг к другу,
Бесприютные дети ночей,
Молча шли по цветочному кругу
В электрическом блеске лучей.
А машина во мраке стояла,
И мотор трепетал тяжело,
И шофер улыбался устало,
Опуская в кабине стекло.
Он-то знал, что кончается лето,
Что подходят ненастные дни,
Что давно уж их песенка спета,-
То, что, к счастью, не знали они.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Последняя любовь»

Драматические события, которые довелось пережить автору в конце жизни, подвигли его к созданию лирического цикла, отличающегося живыми, пронзительно искренними интонациями любовного переживания. Мучительные перипетии чувства завершаются окончательным примирением немолодых героев, которым удалось преодолеть «всё страшное» и ощутить умиротворяющую силу единства душ.

Анализируемый текст, давший заглавие циклу, датирован 1957 г. Название совпадает с одноименным творением Тютчева, посвященным очарованию нежного суеверного чувства, одновременно несущего «блаженство» и «безнадежность».

Эпический элемент, присутствующий в стихотворном тексте, сближает его с жанром новеллы. Автором моделируется фрагмент любовной драмы - встреча пожилого героя с возлюбленной в один из последних летних вечеров. Яркими доминантами пейзажной зарисовки выступают цветы, образы которых богато «декорированы» при помощи живописных иносказаний. Канны получают сложный эпитет «огнеликие» и сравнение с насыщенно красным, «кровавым» вином, аквилегия - определение «седые» и метафору, уподобляющую бутоны замысловатому украшению. Ряд замыкает скромная ромашка, чья желтая сердцевина напоминает драгоценный венец.

Комплекс образов-растений символизирует красоту уходящей летней поры. В центре «цветочного круга», сияющем искренней радостью, находится влюбленная пара. Счастье, окружающее любовников, не безоблачно: оно осложняется туманными тревожными предчувствиями.

За героями, совершающими прогулку в свете фонарей, наблюдает шофер. Его образ не однозначен: в определенных фрагментах текста персонаж выступает в роли лирического повествователя, наделенного даром всеведения. Доставив пассажиров, водитель решил воспользоваться коротким перерывом и отдохнуть. В состоянии полудремы ему открываются таинственные детали, скрытые от бодрствующих: «странные лица» двоих, обреченных навеки вглядываться друг в друга, обрамляет легкий туманный свет и окружают «сотни рук», иносказательно отождествляемых с персонифицированными образами растений, атрибутов прекрасного лета. Причудливое видение приносит ясное осознание кратковременности гармоничного периода. Приход осенних дней ассоциируется с ненастьем, которое по принципам параллелизма проецируется на отношения влюбленных - слепых счастливцев, упоенных поэзией настоящего.

Знаете что-либо об обэриутах? Или о том, что Василий Гроссман был известным сердцеедом? А о любовной лирике Николая Заболоцкого? Во всяком случае, стихотворение "Признание" - точно, знакомо многим. Или романс на его слова. Что-то кармическое чудится мне во всей этой истории.
В любом случае, интересно.
Загляните в источник, прекрасные дополнения: фотографии, романс.

«Зацелована, околдована»: кому признавался в любви поэт, которому была чужда лирика

История создания стихотворения «Зацелована, околдована…», ставшего популярным романсом, весьма любопытна. После его прочтения может показаться, что написано оно было влюблённым юношей с пылким взором. Но на самом деле написал его серьёзный 54-летний серьезный педант с манерами и внешностью бухгалтера. К тому же до 1957 года, именно в тот года Заболоцкий создал свой цикл «Последняя любовь», интимная лирика ему была чужда вовсе. И вдруг на излёте жизни этот дивный лирический цикл.
Николай Заболотский (именно так, Заболоцким с ударением на предпоследнем слоге он стал только в 1925 году) родился 24 апреля 1903 года в Уржуме Вятской губернии. В юности он стал студентом Питерского института имени Герцена, и будучи студентом стал участником группы ОБЭРИУ. Отношение к женщинам у обэриутов было чисто потребительское, и сам Заболоцкий был среди тех, кто «ругал женщин яростно». Шварц вспоминал, что Заболоцкий с Ахматовой просто не выносили друг друга. «Курица - не птица, баба - не поэт», – любил повторять Заболоцкий. Пренебрежительное отношение к противоположному полу Заболоцкий пронес почти через всю жизнь и в любовной лирике замечен не был.

Но несмотря на такие жизненные подходы брак и Николая Алексеевича сложился удачно и был весьма прочным. Он женился на однокурснице – стройной, темноглазой, немногословной, которая стала прекрасной женой, матерью и хозяйкой.
От обэриутов Заболоцкий постепенно ушёл, его эксперименты со словом и образом существенно расширились, а к середине 1930-х он стал известным поэтом. Но донос на поэта, случившийся в 1938 году, разделил его жизнь и творчество на две части. Известно, что Заболоцкого на следствии истязали, но он так ничего и не подписал. Может быть, поэтому ему дали минимальные пять лет. Многие писатели были перемолоты ГУЛАГом - Бабель, Хармс, Мандельштам. Заболоцкий выжил - как считают биографы, благодаря семье и супруге, которая была его ангелом-хранителем.

Его сослали в Караганду и жена с детьми последовала за ним. Освободился поэт только в 1946 благодаря хлопотам известных коллег, в частности, Фадеева. После освобождения Заболоцкому разрешили поселиться в семьей в Москве. Его восстановили в Союзе писателей, а писатель Ильенков предоставил ему свою дачу в Переделкино. Он много работал над переводами. Постепенно всё наладилось: публикации, известность, достаток, квартира в Москве и орден Трудового красного знамени.
Но в 1956 году случилось то, чего Заболоцкий никак не ожидал – он него ушла жена. 48-летняя Екатерина Васильевна, жившая многие годы ради мужа, не видевшая от него ни заботы, ни ласки, ушла к писателю и известному сердцееду Василию Гроссману. «Если бы она проглотила автобус, - пишет сын Корнея Чуковского Николай, - Заболоцкий удивился бы меньше!»

На смену удивлению пришёл ужас. Заболоцкий был беспомощен, сокрушён и жалок. Его горе привело его к Наталье Роскиной – 28-летней одинокой и умной женщине. В растерянности от произошедшего он просто позвонил некой даме, которая любила его стихи. Это всё, что он о ней знал. Он позволил той, что знала все его стили с юных лет, они встретились и стали любовниками.
В этом треугольнике счастливых не было. И сам Заболоцкий, и его супруга, и Наталья Роскина мучились по-своему. Но именно личная трагедия поэта и подвигла его к созданию цикла лирических стихов «Последняя любовь», ставшего одним из самых талантливых и щемящих в отечественной поэзии. Но среди всех стихов, вошедших в сборник, особняком стоит «Признание» – подлинный шедевр, целая буря чувств и эмоций. В этом стихотворении две женщины поэта слились в один образ.
Екатерина Васильевна вернулась к мужу в 1958-м. Этим годом датируется еще одно знаменитое стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Его писал уже смертельно больной человек. Через 1,5 месяца после возвращения жены Николай Заболотский скончался от второго инфаркта.

Признание
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумасшедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что прибавится - не убавится,
Что не сбудется - позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?

Николай Заболоцкий <1957 г>

Пожалуй, не найти поэта, который не коснулся бы в своём творчестве темы любви. В произведениях различных авторов перед нами предстают разные лики этого чувства: любовь-счастье, любовь-страдание...

Стихотворный цикл Н.А. Заболоцкого «Последняя любовь» был завершён за год до смерти автора. На излёте жизни поэт пишет о бессмертной любви. Несмотря на жизненные испытания (а их на долю Н.А. Заболоцкого выпало немало), он не утратил интереса к тончайшим движениям души. Описывая в стихах любовные волнения своего лирического героя, поэт побуждает нас сопереживать этому чувству. Когда читаешь «Последнюю любовь» Заболоцкого, полностью погружаешься в мир, созданный поэтом, находишь много созвучного и своим чувствам.

Вместе с героями стихотворений мы проживаем целую жизнь — от юности до старости. В этой жизни есть всё: встречи, признания в любви, разлуки... Однако перед нами не повествование в чистом виде: поэт многое опускает, оставляя лишь самое значительное.

У лирических героев Заболоцкого нет имён: в стихах действуют Он и Она. Называя так героев, поэт подчёркивает символичность происходящего. Речь идёт о двоих, но одновременно и обо всех влюблённых. Главным героем, безусловно, выступает Он: от его лица ведётся рассказ. Сказочной героиней предстаёт Она в «Чертополохе », первом стихотворении цикла. Как заколдованная принцесса, в «высокой темнице», за решёткой ожидает героиня спасения. «Печальный и прекрасный взор её неугасимых глаз» светит герою, как бы указывая путь к темнице, где заточена «радость». Но не радость, а грусть звучит в этом стихотворении:

Но и я живу, как видно, плохо,

Ибо я помочь не в силах ей.

Между героями встала глухая «стена чертополоха». Несмотря на боль (в сердце герою врезается «шип клинообразный»), Он идёт сквозь «чертополох» к «радости»...

В «Морской прогулке », втором стихотворении цикла, герои оказываются рядом. Волна, идущая от белого глиссера, «высока и легка»: она заслоняет их от мира. Сказка продолжается. Волшебным, «диковинным», будто сон, предстаёт мир перед героями.

«Признание » — третье стихотворение цикла «Последняя любовь» Заболоцкого. Признание героя в любви воспринимается как глубоко интимное, и в то же время ему присуще нечто общечеловеческое — оно находит отклик в душе каждого (недаром эти стихи положены на музыку). Героиня, знакомая нам по «Чертополоху» и «Морской прогулке», становится ближе и лирическому герою, и читателю. Она по-прежнему «околдована», «словно в оковы закована», но это уже не сказочная красавица, а земная женщина. Появляются портретные черты: «очи тяжёлые», «брови восточные»... И всё же есть в её облике что-то загадочное, непостижимое для героя. Об этом говорят используемые автором метафоры и сравнения: «С ветром в поле когда-то обвенчана...», «Словно с тёмного неба сошедшая...», «Отвори мне лицо полуночное...».

Загадочная стихия красоты околдовывает героя. Он называет возлюбленную своей «драгоценной женщиной», «звездой сумасшедшей», «горькой, милой», «красавицей».

В четвёртом стихотворении «Последняя любовь » (оно дало название всему циклу) двое обращены «друг к другу навеки» и забыли «себя до конца». Но, предвещая разлуку, уходит лето их любви. Счастье, радость любви непродолжительны. Можно потерять и любовь, посланную на склоне лет...

Предчувствием разлуки наполнено пятое стихотворение цикла «Голос в телефоне ». Разлука только намечается, но становится свершившимся фактом в шестом стихотворении цикла: героиня оставила героя. Его переживания достигают предела:

И кричит душа моя от боли,

И молчит мой чёрный телефон.

Восторженной влюблённости свойственно клясться, но «счастья до гроба не будет». Вместе с болью к герою пришла мудрость: расставание и одиночество были неизбежны...

Но если любовь была, может ли она исчезнуть? Не затаивается ли она в нас, ожидая определённого часа? В седьмом стихотворении цикла она напоминает о себе герою «полумёртвым цветком». На картинах, мимо которых он проходит, цветы искусственные — «в лепестках акварели». А под ногами прохожих — настоящий цветок, пусть «полумёртвый», «без движенья», но живой! Любовь жива, только обернись назад, вглядись, не пройди мимо...

«Можжевеловый куст » — восьмое стихотворение цикла. Опять в грудь герою вонзается «смертоносная игла» любви. Чертополох, можжевеловый куст — образы-символы. Любовь ранит, но разве это останавливает нас? Герой идёт навстречу любви, его влечёт «чуть живое подобье улыбки» героини, что привиделось ему во сне «во мраке древесных ветвей». И зазвучала тема покаяния, прощения. Да, «облетевший садик безжизнен и пуст», но «простит тебя бог, можжевеловый куст!..».

За надеждой на новое свидание приходит сама встреча. Девятое стихотворение цикла так и названо — «Встреча ». Автор предваряет его эпиграфом из «Войны и мира» Л.Н. Толстого: «И лицо с внимательными глазами, с усилием, как открывается заржавевшая дверь, — улыбнулось...», — Наташа Ростова, пережившая чувство к Андрею Болконскому, полюбила Пьера Безухова.

Для героя и героини Заболоцкого открылась дверь в другую жизнь, в другой мир. Да, чтобы заново выстроить отношения, нужно приложить больше усилий, чем в первый раз, но любовь стоит этого. И вот уже «нежданное» счастье становится реальностью: «Снова из её глаз... хлынул свет — не свет, но целый сноп живых лучей, — не сноп, но целый ворох весны и радости...».

За разговорами, улыбками, восклицаньями «теперь горел неугасимый свет» — свет любви, свет её красоты, не увядающей с годами и горестями. На этот «неугасимый свет» летят мотыльки. К этому «неугасимому свету» тянется сердце человека. И ни к чему ворошить прошлое.

И, наконец, «Старость » — завершающее стихотворение цикла «Последняя любовь». К героям приходит осмысление счастья. Герои бережно хранят счастье любви, потому что они обрели его через боль и страдания. Испытав многое, Он и Она идут по жизни вместе, поддерживая друг друга. Как некогда, им снова легко, как некогда, «в одно единое навеки слились живые души их...».

Прочитав эти десять стихотворений, испытываешь чувство благодарности к поэту. Стихи Заболоцкого убеждают в том, что настоящая любовь всё-таки есть на свете, а если она ещё не посетила нас, не стоит отчаиваться — всё ещё впереди.

Готовимся к анализу стихотворения

Задрожала машина и стала,Двое вышли в вечерний простор, И на руль опустился усталоИстомленный работой шофер.Вдалеке через стекла кабиныТрепетали созвездья огней.Пожилой пассажир у куртиныЗадержался с подругой своей.И водитель сквозь сонные векиВдруг заметил два странных лица,Обращенных друг к другу навекиИ забывших себя до конца.Два туманные легкие светаИсходили из них, и вокругКрасота уходящего летаОбнимала их сотнями рук.Были тут огнеликие канны,Как стаканы с кровавым вином,И седых аквилегий султаны,И ромашки в венце золотом.В неизбежном предчувствии горя,В ожиданье осенних минутКратковременной радости мореОкружало любовников тут.И они, наклоняясь друг к другу,Бесприютные дети ночей,Молча шли по цветочному кругуВ электрическом блеске лучей.А машина во мраке стояла,И мотор трепетал тяжело,И шофер улыбался устало,Опуская в кабине стекло.Он-то знал, что кончается лето,Что подходят ненастные дни,Что давно уж их песенка спета,-То, что, к счастью, не знали они.

Изобразительно-выразительные средства

Цикл стихотворений

Николай Заболоцкий

"Последняя любовь"

Цикл "Последняя любовь" (10 стихотворений), написанный в конце жизни поэта (1957) – это первые стихи Николая Заболоцкого о любви, не об абстракной любви, не о любви, как таковой, в жизни людей, не зарисовки из чужих судеб – а своё, личное, прожитое сердцем. Сдержанный, по свидетельству очевидцев, в обыденной жизни, Заболоцкий оставался таким же и в стихах. Но в цикле “Последняя любовь” чувства выплескиваются без оглядки…

В центре стихотворения – влюблённые: пожилой пассажир и его подруга. Мы не слышим их разговора, а видим, словно со стороны, глазами другого человека “два странных лица”. Эти лица – особенные: “обращённые друг к другу навеки и забывшие себя до конца”. Такая любовь – великий дар и великая трагедия: “ведь давно уж их песенка спета”. Мы понимаем, что это последняя любовь и последняя встреча перед расставанием навсегда. Вокруг праздник красок цветущей клумбы, но это только усиливает ощущение трагической развязки, её неизбежности.

От слова - к смыслу

Ключевые слова стихотворения:

Двое...... пожилой пассажир...... с подругой...

Обращеннх друг к другу...... забывших себя...... два света...... исходят от них...

В неизбежном предчувствии горя...... кратковременной радости море...

Наклонясь друг к другу...... Бесприютные дети ночей...

Молча...

Их песенка спета...... к счастью, не знали...



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS