Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
Реклама
Николай Заболоцкий. Кому признавался в любви поэт, которому была чужда лирика? Любовная лирика Заболоцкого Н.А |
Николай Заболоцкий. Цикл этот, написанный в конце жизни поэта (07.05.1903 – 14.10.1958) – это первые стихи Николая Заболоцкого о любви, не об абстракной любви, не о любви, как таковой, в жизни людей, не зарисовки из чужих судеб – а своё, личное, прожитое сердцем. Сдержанный, по свидетельству очевидцев, в обыденной жизни, Заболоцкий оставался таким же и в стихах. Но в цикле “Последняя любовь” чувства выплескиваются без оглядки… Никита Заболоцкий: – Осенью 1956 года в семье Заболоцких произошел трагический разлад, основной причиной которого стал Василий Гроссман, автор знаменитого романа “Жизнь и судьба”. Поселившись в соседних корпусах на Беговой улице, Заболоцкие и Гроссманы быстро сблизились домами: дружили жены, дети, заинтересованно общались поэт и прозаик. Правда, отношения между этими слишком разными личностями были непростыми. Разговоры с Гроссманом, ядовито-ироничным, резким, всякий раз обращались к тому предмету, который растравлял старые душевные раны Заболоцкого, нарушал с трудом установившееся внутреннее равновесие, необходимое ему для работы. Екатерина Васильевна, как никто понимавшая состояние мужа, тем не менее не могла оставаться равнодушной к силе ума, таланту, мужскому обаянию Гроссмана. С их глубокой взаимной симпатией Заболоцкий мириться не мог. И в конце концов объявил: пусть Екатерина Васильевна уходит к Гроссману, а он найдет себе другую жену. 28 октября Заболоцкий позвонил почти незнакомой красивой молодой женщине из литературного круга – Наталии Александровне Роскиной – и попросил о встрече. Во время второго свидания сделал предложение. Но совместная жизнь не заладилась. Роскиной поэт посвятил нежно-трагическое стихотворение “Признание” (“Зацелована. Околдована…”). В первых числах февраля 1957 года они расстались. Заболоцкий погрузился в работу. А после разговоров с Екатериной Васильевной проникся убеждением, что пройдет время – и она вернется к нему. “Многие мои стихотворения, по существу, как ты знаешь, – писал отец маме в Ленинград 20 января 1958 года, – мы писали с тобою вместе. Часто один твой намек, одно замечание меняли суть дела… А за теми стихами, что писал я один, всегда стояла ты… Ты ведь знаешь, что ради моего искусства я всем прочим в жизни пренебрег. И ты мне в этом помогла”. В сентябре родители снова были вместе.” А в октябре Николай Заболоцкий ушёл из жизни… Последняя любовь Задрожала машина и стала,
Анализ стихотворения Заболоцкого «Последняя любовь»Драматические события, которые довелось пережить автору в конце жизни, подвигли его к созданию лирического цикла, отличающегося живыми, пронзительно искренними интонациями любовного переживания. Мучительные перипетии чувства завершаются окончательным примирением немолодых героев, которым удалось преодолеть «всё страшное» и ощутить умиротворяющую силу единства душ. Анализируемый текст, давший заглавие циклу, датирован 1957 г. Название совпадает с одноименным творением Тютчева, посвященным очарованию нежного суеверного чувства, одновременно несущего «блаженство» и «безнадежность». Эпический элемент, присутствующий в стихотворном тексте, сближает его с жанром новеллы. Автором моделируется фрагмент любовной драмы - встреча пожилого героя с возлюбленной в один из последних летних вечеров. Яркими доминантами пейзажной зарисовки выступают цветы, образы которых богато «декорированы» при помощи живописных иносказаний. Канны получают сложный эпитет «огнеликие» и сравнение с насыщенно красным, «кровавым» вином, аквилегия - определение «седые» и метафору, уподобляющую бутоны замысловатому украшению. Ряд замыкает скромная ромашка, чья желтая сердцевина напоминает драгоценный венец. Комплекс образов-растений символизирует красоту уходящей летней поры. В центре «цветочного круга», сияющем искренней радостью, находится влюбленная пара. Счастье, окружающее любовников, не безоблачно: оно осложняется туманными тревожными предчувствиями. За героями, совершающими прогулку в свете фонарей, наблюдает шофер. Его образ не однозначен: в определенных фрагментах текста персонаж выступает в роли лирического повествователя, наделенного даром всеведения. Доставив пассажиров, водитель решил воспользоваться коротким перерывом и отдохнуть. В состоянии полудремы ему открываются таинственные детали, скрытые от бодрствующих: «странные лица» двоих, обреченных навеки вглядываться друг в друга, обрамляет легкий туманный свет и окружают «сотни рук», иносказательно отождествляемых с персонифицированными образами растений, атрибутов прекрасного лета. Причудливое видение приносит ясное осознание кратковременности гармоничного периода. Приход осенних дней ассоциируется с ненастьем, которое по принципам параллелизма проецируется на отношения влюбленных - слепых счастливцев, упоенных поэзией настоящего. Знаете что-либо об обэриутах? Или о том, что Василий Гроссман был известным сердцеедом? А о любовной лирике Николая Заболоцкого? Во всяком случае, стихотворение "Признание" - точно, знакомо многим. Или романс на его слова. Что-то кармическое чудится мне во всей этой истории. «Зацелована, околдована»: кому признавался в любви поэт, которому была чужда лирика История создания стихотворения «Зацелована, околдована…», ставшего популярным романсом, весьма любопытна. После его прочтения может показаться, что написано оно было влюблённым юношей с пылким взором. Но на самом деле написал его серьёзный 54-летний серьезный педант с манерами и внешностью бухгалтера. К тому же до 1957 года, именно в тот года Заболоцкий создал свой цикл «Последняя любовь», интимная лирика ему была чужда вовсе. И вдруг на излёте жизни этот дивный лирический цикл. Его сослали в Караганду и жена с детьми последовала за ним. Освободился поэт только в 1946 благодаря хлопотам известных коллег, в частности, Фадеева. После освобождения Заболоцкому разрешили поселиться в семьей в Москве. Его восстановили в Союзе писателей, а писатель Ильенков предоставил ему свою дачу в Переделкино. Он много работал над переводами. Постепенно всё наладилось: публикации, известность, достаток, квартира в Москве и орден Трудового красного знамени. На смену удивлению пришёл ужас. Заболоцкий был беспомощен, сокрушён и жалок. Его горе привело его к Наталье Роскиной – 28-летней одинокой и умной женщине. В растерянности от произошедшего он просто позвонил некой даме, которая любила его стихи. Это всё, что он о ней знал. Он позволил той, что знала все его стили с юных лет, они встретились и стали любовниками. Признание
Николай Заболоцкий <1957 г> Пожалуй, не найти поэта, который не коснулся бы в своём творчестве темы любви. В произведениях различных авторов перед нами предстают разные лики этого чувства: любовь-счастье, любовь-страдание... Стихотворный цикл Н.А. Заболоцкого «Последняя любовь» был завершён за год до смерти автора. На излёте жизни поэт пишет о бессмертной любви. Несмотря на жизненные испытания (а их на долю Н.А. Заболоцкого выпало немало), он не утратил интереса к тончайшим движениям души. Описывая в стихах любовные волнения своего лирического героя, поэт побуждает нас сопереживать этому чувству. Когда читаешь «Последнюю любовь» Заболоцкого, полностью погружаешься в мир, созданный поэтом, находишь много созвучного и своим чувствам. Вместе с героями стихотворений мы проживаем целую жизнь — от юности до старости. В этой жизни есть всё: встречи, признания в любви, разлуки... Однако перед нами не повествование в чистом виде: поэт многое опускает, оставляя лишь самое значительное. У лирических героев Заболоцкого нет имён: в стихах действуют Он и Она. Называя так героев, поэт подчёркивает символичность происходящего. Речь идёт о двоих, но одновременно и обо всех влюблённых. Главным героем, безусловно, выступает Он: от его лица ведётся рассказ. Сказочной героиней предстаёт Она в «Чертополохе », первом стихотворении цикла. Как заколдованная принцесса, в «высокой темнице», за решёткой ожидает героиня спасения. «Печальный и прекрасный взор её неугасимых глаз» светит герою, как бы указывая путь к темнице, где заточена «радость». Но не радость, а грусть звучит в этом стихотворении: Но и я живу, как видно, плохо, Ибо я помочь не в силах ей. Между героями встала глухая «стена чертополоха». Несмотря на боль (в сердце герою врезается «шип клинообразный»), Он идёт сквозь «чертополох» к «радости»... В «Морской прогулке », втором стихотворении цикла, герои оказываются рядом. Волна, идущая от белого глиссера, «высока и легка»: она заслоняет их от мира. Сказка продолжается. Волшебным, «диковинным», будто сон, предстаёт мир перед героями. «Признание » — третье стихотворение цикла «Последняя любовь» Заболоцкого. Признание героя в любви воспринимается как глубоко интимное, и в то же время ему присуще нечто общечеловеческое — оно находит отклик в душе каждого (недаром эти стихи положены на музыку). Героиня, знакомая нам по «Чертополоху» и «Морской прогулке», становится ближе и лирическому герою, и читателю. Она по-прежнему «околдована», «словно в оковы закована», но это уже не сказочная красавица, а земная женщина. Появляются портретные черты: «очи тяжёлые», «брови восточные»... И всё же есть в её облике что-то загадочное, непостижимое для героя. Об этом говорят используемые автором метафоры и сравнения: «С ветром в поле когда-то обвенчана...», «Словно с тёмного неба сошедшая...», «Отвори мне лицо полуночное...». Загадочная стихия красоты околдовывает героя. Он называет возлюбленную своей «драгоценной женщиной», «звездой сумасшедшей», «горькой, милой», «красавицей». В четвёртом стихотворении «Последняя любовь » (оно дало название всему циклу) двое обращены «друг к другу навеки» и забыли «себя до конца». Но, предвещая разлуку, уходит лето их любви. Счастье, радость любви непродолжительны. Можно потерять и любовь, посланную на склоне лет... Предчувствием разлуки наполнено пятое стихотворение цикла «Голос в телефоне ». Разлука только намечается, но становится свершившимся фактом в шестом стихотворении цикла: героиня оставила героя. Его переживания достигают предела: И кричит душа моя от боли, И молчит мой чёрный телефон. Восторженной влюблённости свойственно клясться, но «счастья до гроба не будет». Вместе с болью к герою пришла мудрость: расставание и одиночество были неизбежны... Но если любовь была, может ли она исчезнуть? Не затаивается ли она в нас, ожидая определённого часа? В седьмом стихотворении цикла она напоминает о себе герою «полумёртвым цветком». На картинах, мимо которых он проходит, цветы искусственные — «в лепестках акварели». А под ногами прохожих — настоящий цветок, пусть «полумёртвый», «без движенья», но живой! Любовь жива, только обернись назад, вглядись, не пройди мимо... «Можжевеловый куст » — восьмое стихотворение цикла. Опять в грудь герою вонзается «смертоносная игла» любви. Чертополох, можжевеловый куст — образы-символы. Любовь ранит, но разве это останавливает нас? Герой идёт навстречу любви, его влечёт «чуть живое подобье улыбки» героини, что привиделось ему во сне «во мраке древесных ветвей». И зазвучала тема покаяния, прощения. Да, «облетевший садик безжизнен и пуст», но «простит тебя бог, можжевеловый куст!..». За надеждой на новое свидание приходит сама встреча. Девятое стихотворение цикла так и названо — «Встреча ». Автор предваряет его эпиграфом из «Войны и мира» Л.Н. Толстого: «И лицо с внимательными глазами, с усилием, как открывается заржавевшая дверь, — улыбнулось...», — Наташа Ростова, пережившая чувство к Андрею Болконскому, полюбила Пьера Безухова. Для героя и героини Заболоцкого открылась дверь в другую жизнь, в другой мир. Да, чтобы заново выстроить отношения, нужно приложить больше усилий, чем в первый раз, но любовь стоит этого. И вот уже «нежданное» счастье становится реальностью: «Снова из её глаз... хлынул свет — не свет, но целый сноп живых лучей, — не сноп, но целый ворох весны и радости...». За разговорами, улыбками, восклицаньями «теперь горел неугасимый свет» — свет любви, свет её красоты, не увядающей с годами и горестями. На этот «неугасимый свет» летят мотыльки. К этому «неугасимому свету» тянется сердце человека. И ни к чему ворошить прошлое. И, наконец, «Старость » — завершающее стихотворение цикла «Последняя любовь». К героям приходит осмысление счастья. Герои бережно хранят счастье любви, потому что они обрели его через боль и страдания. Испытав многое, Он и Она идут по жизни вместе, поддерживая друг друга. Как некогда, им снова легко, как некогда, «в одно единое навеки слились живые души их...». Прочитав эти десять стихотворений, испытываешь чувство благодарности к поэту. Стихи Заболоцкого убеждают в том, что настоящая любовь всё-таки есть на свете, а если она ещё не посетила нас, не стоит отчаиваться — всё ещё впереди. Готовимся к анализу стихотворения Задрожала машина и стала,Двое вышли в вечерний простор, И на руль опустился усталоИстомленный работой шофер.Вдалеке через стекла кабиныТрепетали созвездья огней.Пожилой пассажир у куртиныЗадержался с подругой своей.И водитель сквозь сонные векиВдруг заметил два странных лица,Обращенных друг к другу навекиИ забывших себя до конца.Два туманные легкие светаИсходили из них, и вокругКрасота уходящего летаОбнимала их сотнями рук.Были тут огнеликие канны,Как стаканы с кровавым вином,И седых аквилегий султаны,И ромашки в венце золотом.В неизбежном предчувствии горя,В ожиданье осенних минутКратковременной радости мореОкружало любовников тут.И они, наклоняясь друг к другу,Бесприютные дети ночей,Молча шли по цветочному кругуВ электрическом блеске лучей.А машина во мраке стояла,И мотор трепетал тяжело,И шофер улыбался устало,Опуская в кабине стекло.Он-то знал, что кончается лето,Что подходят ненастные дни,Что давно уж их песенка спета,-То, что, к счастью, не знали они. Изобразительно-выразительные средства Цикл стихотворений Николай Заболоцкий "Последняя любовь" Цикл "Последняя любовь" (10 стихотворений), написанный в конце жизни поэта (1957) – это первые стихи Николая Заболоцкого о любви, не об абстракной любви, не о любви, как таковой, в жизни людей, не зарисовки из чужих судеб – а своё, личное, прожитое сердцем. Сдержанный, по свидетельству очевидцев, в обыденной жизни, Заболоцкий оставался таким же и в стихах. Но в цикле “Последняя любовь” чувства выплескиваются без оглядки… В центре стихотворения – влюблённые: пожилой пассажир и его подруга. Мы не слышим их разговора, а видим, словно со стороны, глазами другого человека “два странных лица”. Эти лица – особенные: “обращённые друг к другу навеки и забывшие себя до конца”. Такая любовь – великий дар и великая трагедия: “ведь давно уж их песенка спета”. Мы понимаем, что это последняя любовь и последняя встреча перед расставанием навсегда. Вокруг праздник красок цветущей клумбы, но это только усиливает ощущение трагической развязки, её неизбежности. От слова - к смыслу Ключевые слова стихотворения: Двое...... пожилой пассажир...... с подругой... Обращеннх друг к другу...... забывших себя...... два света...... исходят от них... В неизбежном предчувствии горя...... кратковременной радости море... Наклонясь друг к другу...... Бесприютные дети ночей... Молча... Их песенка спета...... к счастью, не знали... |
Читайте: |
---|
Популярное:
Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков |
Новое
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
- Учет расчетов с бюджетом