Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
Реклама
СПП с придаточными обстоятельственными, их виды (конспект). Урок на тему: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными |
Открытый урок
Методика проведения: ученик выбирает раздел и оценку, которую хочет получить за это
Обратим пристальное внимание на СПП. Что вы уже знаете об этом виде сложных
Если я приду домой пораньше, я успею поиграть. (условия) с и с. с обратиться к учебнику 12 ош – «4», 35 ош – «3», 6 и более – «2»
Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении (2)
(1)И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий
(Эпитеты: наш дивный, наш могучий, наш поющий язык; метафоры: ризах его Урок в 9 классе Проводила учитель русского языка Абильдина Карлыгаш Капановна І.Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными ІІ Цели : 1. Познакомить со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными. 2. Формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; простые и составные союзы в с/п предложениях с придаточными обстоятельственными. 3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность. Оборудование: учебник “Русский язык. 9 класс”, ІІІ. Ход урока I. Орг. момент. (Распоряжения учителя, организующие работу класса). II. Повторение изученного материала. 1. Теоретические вопросы. Чем отличается сложное предложение от простого предложения? На какие виды делятся сложные предложения? Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных? Какие виды сложноподчиненных предложений вам известны? Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными определительными? Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными? 2 . Записать предложения и построить схемы. 1) Чернила так глубоко проникали в пергамент, что самое жестокое скобление не могло изгладить следов текста. 2) Достаточно бывает иногда смочить рукопись тем или другим химическим составом, чтобы выступили на поверхность голубоватые или красноватые очертания старого текста. 3) А до ее изобретения материалами, которые использовали наши предки для письма, были камень, глина и металл. IV. Сообщение темы и целей урока. Сегодня мы познакомимся с видами обстоятельственных придаточных. Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды. Давайте вспомним, какие виды обстоятельств вы знаете? (Образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки) А как мы различаем виды обстоятельств? (По вопросам) Виды придаточных обстоятельственных мы тоже будем различать по вопросам, а также по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединяются к главному предложению. Изучение видов придаточных обстоятельственных по таблице учебника. Рассмотрим таблицу.
Придаточные обстоятельственные V. Закрепление. Выполнение упражнения учебника. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте придаточные предложения, а также союзы и союзные слова, прикрепляющие придаточное к главному. 1) Там где ранее было устье реки тропа взб…рается на гору. 2) Куда ни взглянешь всюду холмы. 3) Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться. 4) Утром как только мы отошли от бивака тотчас же натолкнулись на тропу. 5) Должно быть солнце скрылось за горизонтом потому что вдруг стало темно. VII. Итоги урока. С чем познакомились сегодня на уроке? Какие виды придаточных обстоятельственных выделяются? Как различать эти виды придаточных? VIII. Домашнее задание: правило упр. 5-6,7 Урок русского языка в 9 классе Тема урока : «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». Цели: Обучающие: Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в данного типа сложноподчиненных предложениях. Развивающие: Определять типы придаточных обстоятельственных в СПП. Обеспечить развитие речевых компетенций в деловом общении. Развивать умение работать с компьютером и компьютерной программойPowerPoint. Воспитывающие: Воспитывать любовь к малой родине, к творчеству кубанских авторов. Тип урока-практикума – изучение новых знаний Форма проведения урока – урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера) Оборудование: Компьютерная программа «Фраза». Презентации «Сложноподчиненные предложения» и «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». Раздаточный материал для индивидуальной работы. Разноцветные жетоны. Предварительная подготовка: Создание презентаций к уроку в программе PowerPoint. Подбор раздаточного материала с региональным уклоном. Ход урока I.Слово учителя. - Сегодня мы приступаем к изучению темы «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»: познакомимся с видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в предложениях этого типа. А также закрепим умение работать на компьютере. Но прежде повторим изученное. (Запись в тетради числа). II. Повторение изученного. Лингвистическая разминка. Расставьте ударение в словах, записанных на доске. Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить. (Проверка по цепочке). Слова, в которых допустили ошибки, запишите в словарь. Повторение теоретических сведений о придаточных определительных и изъяснительных. (Презентация №1). А сейчас проверим знания теории о придаточных определительных и придаточных изъяснительных при помощи уже знакомой вам презентации. Для начала давайте напомним себе, каково лексическое значение слова презентация. Презентация – 1 .официальное представление вновь созданного проекта, продукции. 2.Предъявление переводного векселя лицу, обязанному осуществить по нему платежи. Нас интересует, конечно, первое значение слова. Итак, приступаем. 1)Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? (1 слайд) 2)Что такое сложноподчиненное предложение? Чем оно отличается от сложносочиненного? (1 слайд) 3)На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения? (2 слайд) 4)Расскажите о СПП с придаточными определительными. (3слайд) 5)Расскажите о СПП с придаточными изъяснительными. (4 слайд) (Выдать жетоны). Хорошо, теорию вы знаете неплохо. 3.Фронтальный опрос – графический диктант. А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях. 1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придаточное определительное). 2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное). 3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. (Придаточное определительное). 4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное). 5.Не место красит человека, а человек место. (Сложносочиненное предложение). 6.В росистых лугах течет речонка, что мне так мила.(Придаточное определительное). -А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор. 7.Утром осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капли-сережки, которые долго висели на каждой иголочке. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподч.) Назовите обстоятельства с их значениями и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия, места). Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия). (Выдать жетоны). Учитель: подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении. - Итак, переходим к знакомству с новым материалом. (Запись темы в тетради). Представит нам новый материал о придаточных обстоятельственных Ксюша в своей презентации , которую она создала к сегодняшнему уроку. А вы по ходу её рассказа схематично запишите в тетради с опорными конспектами основные сведения о придаточных обстоятельственных. (Вопросы, союзы и союзные слова, примеры). III.Изучение нового материала. 1.Презентация № 2 . (Рассказ о придаточных обстоятельственных, запись схематично основных сведений в тетради с опорными конспектами). 2.-Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные? Как мы будем различать их? (По вопросам, союзам и союзным словам). (Выдать жетоны). IV.Закрепление новой темы. Проверим, как вы поняли новую тему при помощи распределительно-цифрового диктанта. 1. Распределительно-цифровой диктант. Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений: в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными, во 2-й - простые предложения с обстоятельствами. 1.Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо. (С придаточным условным). 2.Наскоро одевшись, он вышел в ночь. (Простое предложение). 3.Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи. (С придаточным времени). 4.Двое продолжали гулять вопреки дождю. (Простое предл.) 5.Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть. (С придаточным цели). 6.Переходя улицу, нужно быть очень внимательным.(Простое пр.) 7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса. (С придаточным места). 8. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем. (Простое предл.) 9.Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу. (С придаточным причины). 10.Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде. (Простое предл.) Ключ: сложноподч. предл. простыепредл. 1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10 - Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений. На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ). (Выдать жетоны). А сейчас будем опровергать известную пословицу «Один в поле не воин» посредством индивидуальной работы по карточкам.. 2.Индивидуальная работа по карточкам. Задание: расставить знаки препинания, составить схему предложения, определить тип придаточного обстоятельственного. (Собрать карточки, проверить во время работы детей на компьютере). (Выдать жетоны). Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, которое будет оценено самым беспристрастным учителем – компьютером. 3.Индивидуальная работа на компьютере (компьютерная программа «Фраза»: 9класс, «Сложноподчиненное предложение», вариант «Отдельные предложения» №515-518). Задание: расставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных. (Выдать жетоны). (Сообщить оценки за выполнение работы по карточкам). V.Подведение итогов урока. 1.Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях? 2.Как будем различать виды придаточных обстоятельственных? Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок. 3.Выставление оценок с учетом полученных жетонов. VI. Домашнее задание: п.12, с.57-59, выписать из романа Лермонтова «Герой нашего времени» 9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.
Аннотация Синтаксис СПП многообразен и функционален. Известно, что большинство придаточных обстоятельственных в таких предложениях имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды. Материал данного урока можно использовать в качестве дидактического материала к урочной, внеурочной деятельности, для организации индивидуального обучения, работы с одаренными детьми в области языка и литературы.
Интеллектуальная разминка Разберите по членам предложение. Чем оно интересно? Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во двор очень увлеченно поиграть в футбол. В этом предложении очень много различных обстоятельств, представлены практически все их разряды: в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия; вечером – обстоятельство времени; несмотря на дождь – обстоятельство уступки; во двор - обстоятельство места; поиграть – обстоятельство цели; увлеченно – обстоятельство образа действия; очень – обстоятельство степени
Придаточные обстоятельственные А теперь вспомните, о чем у нас шла речь на предыдущих уроках, «включите ассоциации» и сформулируйте тему сегодняшнего занятия. Основываясь на знаниях и своих ассоциациях, выскажите гипотезы о придаточных обстоятельственных. Вероятно, их так же много, как и обстоятельств; они отвечают на вопросы, на которые отвечают в простом предложении обстоятельства: ГДЕ?, КОГДА?, КУДА?, ОТКУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ? и КАК?
Проверяем гипотезу Определите вид придаточных, укажите, чем они прикреплены к главным частям. Составьте схемы предложений. 1. Смелый там найдет, где робкий потеряет. 2. Когда пьешь воду, помни об источнике. 3. Чтобы много знать, надо много читать. 4. Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками. 5. Я счастлива, потому что умею любить. 6. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. (Выполнение задания у доски. Проверка).
СПП с придаточными места Спишите пословицы, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений. 1.Откуда ветер оттуда и дождь. 2.Смелый там найдет где робкий потеряет. 3.Куда ветер дует туда и тучи несутся. 1. (откуда), [оттуда ]. 2.[там ], (где). где? 3.(куда), [туда ]. куда? откуда?
Проведение физкультминутки Закрыть глаза (досчитать до пяти) – вдох. Открыть глаза (посмотреть вверх, вниз, в стороны) – выдох. «Эмоциональная разрядка» Нахмуриться так, как это делает рассерженный человек или как осенняя тучка. Затем улыбнуться друг другу, как дети, увидевшие чудо.
Обобщим! Начинаем заполнять таблицу «Виды придаточных обстоятельственных в СПП») Вид придаточ- ного На какие вопросы отвечает К чему относится Средства связи Указатель- ные слова Обстоятель- ственное места Где? Куда? Откуда? Ко всему главному предложени ю (к сочетанию сказуемого с указательны ми словами) Союзные слова: где, куда, откуда Там, туда, оттуда
П\П Придаточные Вопрос Союзы Союзные слова К чему присоединяет ся Указательные слова 1 Места Где? Куда? Откуда? ______ Где, куда, откуда Сказуемое, обстоятельств о места Там, туда, оттуда 2 Времени Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Когда, как только, едва _______ Сказуемое, обстоятельств о времени Тогда, до тех пор, после того как 3 Образа и степени действия Как? Каким образом? До какой степени? Как, будто, словно, точно Как, что, сколько, насколько Сказуемое, обстоятельств о образа действия Так, такой, таким образом 4Условия При каком условии? Если, если..то, когда, кабы _______Сказуемое В случае, тогда 5Причины Почему? Отчего? По какой причине? Потому что, так как, ибо _______Сказуемое Потому, ввиду того, вследствие того 6Цели Зачем? С какой целью? Для чего? Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы _______Сказуемое Для того, затем, с тем 7Сравнения Как? На сколько? Как, как будто, словно, точно _______ Все предложение, обстоятельство образа действия Так, настолько, только
Подумай! Определите вид придаточных, укажите, чем они прикреплены к главным частям. Составьте схемы предложений. 1.Медведь остановился там, где только что стоял лось. [ там ],(с.с. где). – Придаточное обстоятельств. места где? 2. Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось. какой? [ той сущ ],(с.с. где). – Придаточное определительное 3. Медведь заметил, где стоял лось. [ глаг. ],(с.с. где). – Придаточное изъяснительное что?
Различие СПП с придаточными определительными и места, присоединенными при помощи союзных слов где, куда, откуда. Придаточные определительные Распространяют член предложения, выраженный существительным. Союзные слова могут быть заменены союзным словом который. Союзным словам в главной части соответствует указательное местоимение тот. Отвечает на вопросы какой?, каков?, какое? и т.д. Придаточные места Распространяют сочетание сказуемого с указательными словами там, туда, оттуда. Замена невозможна Союзным словам в главной части предложения соответствуют указательным словам (наречия) там, туда, оттуда. Отвечают на вопросы где?, куда?, откуда?
Различие СПП с придаточным изъяснительным и места Придаточные изъяснительные Отвечают на падежные вопросы. Указательные слова там, туда, оттуда к сказуемому, требующему изъяснения, поставить нельзя Придаточные места Отвечают на вопросы обстоятельств: где?, куда?, откуда? При сказуемом, к которому относятся придаточные места, можно поставить указательные слова там, туда, оттуда
Творческая работа -прочитайте текст; -озаглавьте его; -найдите в тексте СПП с придаточными обстоятельственными; -какие ассоциации у вас вызывает бабочка? Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась так далеко, что он был известен за пределами родного города. Но был в городке человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел завистник на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу- ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Таким образом все поймут, насколько я умнее» Так все и случилось. Хитрец поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрому старцу. Спросил он у него: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец ответил так, что завистник побагровел от злости. Он сказал: ???
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков |
Новое
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
- Учет расчетов с бюджетом