Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
Реклама
Где найти цитаты цицерона про дом. Цицерон: цитаты и биография |
Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) - политический деятель, оратор и писатель. Только одно отечество заключает в себе то, что дорого всем. На первом месте должны быть родина и родители, потом дети и вся семья, а затем (остальные) родственники. Нет места милее родного дома. Человек часто сам себе злейший враг. Познай самого себя. Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни). Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе. Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию. Привычка – вторая натура. Лицо – зеркало души. Ничто не сравнится в быстроте с душевной деятельностью. Как чаша весов опускается под тяжестью груза, так и дух наш поддается воздействию очевидности. Предусмотрительная природа, подняв людей с земли, сделала их высокими и прямыми. Это существо, которое мы зовем человеком, одно лишь из стольких родов живых существ получило в удел разум и способность мыслить, тогда как остальные существа все лишены этого. Родившиеся одновременно имеют и природу, и жизнь несходную. Очевидно, что по природе каждый себе дорог. Каждому свое красиво. Собственное понимание добродетели и пороков – самое главное. Если этого понимания нет, все становится шатким. Природа не терпит одиночества. Мировой организм есть неразрывное целое. Мир по своей природе не только художественное произведение, но и художник. Мир держит все в своих объятиях. Нет ничего более упорядоченного, чем природа. Нет ничего более изобретательного, чем природа. Обычай не мог бы побороть природу – ибо она всегда остается непобежденной. Вся природа стремится к самосохранению. Все элементы мироздания гармонично связаны между собой. Земля вращается вокруг своей оси. Земля никогда не возвращает без излишка то, что получила. Сила природы очень велика. Ничто так не свойственно нашей душе, как числовая соразмерность. Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь немногих, в сколь малых вещах она нуждается. При руководстве природы ошибаться никоим образом нельзя. Все, что делается согласно природе, должно считать счастливым. Природа довольствуется малым. Самой природой не дано нам познать пределы вещей. То, что имеет силу в отношении большего, должно иметь силу и в отношении меньшего. Необходимость – страшное оружие. Необходимость не знает отдыха. Не только целесообразно, но и необходимо. Удивительно, как это жрецы-предсказатели, взглянув друг на друга, могут еще удерживаться от смеха. Что посеешь, то и пожнешь. Природа предоставила нам временное пристанище, но не постоянное жилье. Природа породила и создала нас для каких-то больших (более значительных) дел. Следует жить в соответствии с природой. Если человек не страдает, значит ли это, что он наслаждается высшим благом? Жить – значит мыслить. Дух неизбежно стремится ввысь (к идеалам). За вероломство и нравственную испорченность боги бессмертные обыкновенно сердятся и гневаются на людей. Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее. Бренное тело дух вечный двигает. Мы должны здраво обдумывать, что несет нам грядущий день. Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями. Следует не только выбирать из зол наименьшее, но и извлекать из них самих то, что может быть в них хорошего. Все ненавидят непомнящее благодеяние. Каждому надо оказывать добра столько, сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем еще сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь. О времена! О нравы! Не философы, а ловкие обманщики утверждают, что человек счастлив, когда может жить сообразно со своими желаниями: это ложно. Преступные желания – верх несчастья. Менее прискорбно не получить того, чего желаешь. чем достичь того, что преступно желать. О обманчивая надежда человеческая! Ошибаются те, которые во время благополучия думают, что навсегда избавились от невзгод. Сущность счастливой жизни в целом усматриваю в силе духа. Если боль мучительна, она не продолжительна, а если продолжительна, то не мучительна. Величайшее зло – страдание. Кто страдает, тот помнит. Первый закон истории – бояться какой бы то ни было лжи, а затем – не бояться какой бы то ни было правды. Природа наделила человека стремлением к обнаружению истины. Не стыдно ль физику, то есть исследователю и испытателю природы, искать свидетельства истины в душах, порабощенных обычаем? Разуму не приходится выбирать, если выбор стоит между истиной и выдумкой. Нет ничего слаще, чем свет правды. Через сомнения приходим к истине. Истина сама себя защищает. Не понимаю, почему, не веря видениям безумных, должны мы верить видениям спящих, которые гораздо более смутны. Лжецу мы не верим даже тогда, когда он говорит правду. Разве порядочному человеку пристало лгать? Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу. Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего. Наиболее полезно то, что наиболее справедливо. Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом. Справедливость в вопросах доверия именуется добросовестностью. Справедливость проявляется в воздаянии каждому по его заслугам. Справедливость не может быть отделена от полезности. Невелика заслуга, если человек честен лишь потому, что никто и не пытается его подкупить. Чем честнее человек, тем меньше он подозревает других в бесчестности. Низкая душа предполагает всегда и самые низкие побуждения у благородных поступков. Чем человек умнее и искуснее, тем он становится более ненавистным, когда он утратил свою репутацию честности. Те, кто много обманывают, стараются казаться честными людьми. Ни один умный человек никогда не считал возможным верить предателю. Труд делает нечувствительным к огорчениям. Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга. Память слабеет, если ее не упражняешь. Дело стоит труда. Труд как бы создает некую мозолистую преграду против боли. Труд притупляет горе. Тела юношей закаляются трудом. Нет ничего красивее хорошо возделанного поля. Именно действие придает добродетели истинную ценность и достоинство. Сделай, если можешь. Ум человеческий всегда стремится к какой-либо деятельности и ни при каких обстоятельствах не терпит непрерывного покоя. Это очевидно, что мы рождены для деятельности. Я больше, чем сделал, сделать не могу. Стремление к деятельности крепнет с годами. Раз начатое не может быть остановлено. Ни одно изобретение не может сразу стать совершенным. Осторожно действовать еще важнее, чем разумно рассуждать. Следует осмотрительно делать то, что делаешь. Должно соблюдать меру, наслаждаясь удовольствием. Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга. Знание, далекое от справедливости, заслуживает скорее названия ловкости, чем мудрости. Какую пользу или какую прибыль мы имеем в виду, когда желаем знать то, что сокрыто от нас? Невежество – ночь ума, ночь безлунная и беззвездная. Человеческий ум воспитывается учением и мышлением. Чем талантливее и способнее человек, тем с большей раздражительностью и мучением он учит. Порядок больше всего помогает ясному усвоению. Обучать есть дело долга, развлекать же – дело уважения (к слушателям). Найдется ли кто-либо, кто, бросая целый день дротик, не попадет однажды в цель? Занятия наукой питают юность, а приносят усладу старости, украшают в счастье, служат убежищем и утешением в несчастье. Не знать истории – значит всегда быть ребенком. История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины. Свести философию с неба на землю. Философия – мать всех наук. Философия является медициной души. Геродот – отец истории. Изучение и наблюдение природы породило науку. Найдется ли такой человек, на которого не произвела бы впечатления древность, засвидетельствованная и удостоверенная столькими славнейшими памятниками? Мы должны знать изобретения наших предков. Мудрость Сократа состояла в том, что он не думал, что знал то, чего не знал. Нет величайшей нелепости, которая не была бы сказана кем-либо из философов. Недостаточно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею. Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных – опытом, самых невежественных – необходимостью, животных – природой. Чем кто умнее, тем он скромнее. Обязанность мудреца – иметь попечение о своем достоянии, не поступая ни в чем против обычаев, законов, установлений. Мудрецу несвойственно делать то, о чем ему пришлось бы потом жалеть. Как бы ты ни был мудр, а если тебе будет холодно, задрожишь. Мудрость всегда удовлетворена тем, что есть, и никогда не досадует на себя. Более поздние мысли обычно бывают более разумными. Никакая острота ума человеческого не бывает так велика, чтобы могла проникнуть в небо. Нет пользу мудрому в мудрости, если он сам себе не может помочь. Мудрость – источник наук. Предвидение будущего должно опираться не на предсказания и приметы, а на мудрость. И в этом, несомненно, та высшая и божественная мудрость – глубоко понять и изучить дела человеческие, не удивляться ничему, что случилось, и ничто не считать невозможным до того, как оно произойдет. Ничто так не противоречит рассудку и порядку, как случайность. Каждому надо иметь свое суждение. Храбрым помогает не только судьба, как поучает старинная поговорка, но гораздо более – разумное суждение. Ни у глупцов никто не бывает счастлив, ни у мудрецов никто не бывает несчастлив. Я предпочитаю ошибаться вместе с Платоном, чем разделять правильное суждение с этими людьми. Каждый человек может заблуждаться, но упорствует в заблуждении только глупец. Глупость, даже достигнув того, чего она жаждала, никогда не бывает довольной. Сколь глубоки корни глупости! Я не только досадую на свою глупость, но и стыжусь ее. Очевидность умаляется доказательствами. Что может быть отраднее и свойственнее человеческой природе, чем остроумная и истинно просвещенная беседа? Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь. Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как видеть, что уместно. Поэтами рождаются, ораторами становятся. Чистота речи совершенствуется посредством чтения ораторов и поэтов. Суди не по отдельным словам, а по их общей связи. Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие – возвышенно, а средние – с умеренностью. Ораторское искусство немыслимо, если оратор не овладел в совершенстве предметом, о котором хочет говорить. Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием. Простой речи с первого взгляда как будто легче всего подражать, между тем первые опыты покажут, что нет ничего труднее. Перо – лучший учитель, написанная речь лучше только продуманной. Перестань, пожалуйста. говорить общими фразами. Письмо развивает искусство владения словом. Множество мыслей порождает многословие. Образное изложение делает предмет речи видным. Дела влекут за собой слова. Факты не согласуются с речами. Бумага не краснеет. Не столь прекрасно знать латынь, сколь постыдно ее не знать. Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что можем словами выражать свои чувства. Оживить речь юмором. Нужно быть умеренным и в шутках. В шутку, а не всерьез. Предпочитаю сдержанную разумность болтливой глупости. Величайшее из достоинств оратора – не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. Хвастливые речи – первый признак слабости, а те, кто способен на большие дела, держат язык за зубами. Где дело само за себя говорит, к чему слова. Лесть – помощница пороков. Должно остерегаться открывать уши для льстецов и позволять им льстить нам. Не хочу быть хвалителем, чтобы не казаться льстецом. Лишь только однажды кто-нибудь даст ложную клятву, тому после верить не следует, хотя бы он клялся несколькими богами. Сочинения прекрасны именно отсутствием прикрас. Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души. Я ставлю ни во что чтение без всякого удовольствия. Религия – это культ богов. Когда гремит оружие, законы молчат. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели. Крайняя строгость закона – крайняя несправедливость. Судья – это говорящий закон, а закон – это немой судья. Честный человек, садясь в судейское кресло, забывает о личных симпатиях. Когда выступают с обвинением против кого-либо, то нет ничего несправедливее останавливаться на длинном перечне фактов, говорящих против обвиняемого, и умалчивать о фактах, говорящих в его пользу. Нельзя полагаться на показания озлобленного свидетеля. Имеющий деньги не может быть наказан. По справедливости можно сказать, что начальник есть говорящий закон, а закон – немой начальник. Высшая законность – это высшее беззаконие. Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл. Благо народа – вот высший закон. Закон повелевает то, что следует делать, и запрещает противное этому. Даже у разбойников есть свои законы. Законы изобретены для блага граждан. Сила совести судьи велика. Правосудие следует рассматривать, как воздание каждому своего. Решать юридически, а не оружием. Величайшее поощрение преступления – безнаказанность. Наибольший соблазн преступления заключается в расчете на безнаказанность. Преступно брать деньги за вынесенные приговоры; еще преступнее осудить того, с кого возьмешь деньги за оправдание. Обвинение предполагает наличие преступления. Для обвиняемого желательнее всего признание обвиняемого. Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и, в некотором роде, предписанные нам мнения. Воспоминание неволи делает свободу еще сладостнее. Лучше умереть, чем быть рабами. Рабство – тягчайшее из всех несчастий. Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы. Превосходно, если мы сами в состоянии управлять собой. Есть разница между легкомыслием демагогов и натурой подлинно демократической. Как в дружбе, так и в государственной деятельности должны быть исключены притворство и лесть. Ценить дороже то, что кажется полезным, чем то, что кажется нравственным, в высшей степени позорно. Что безнравственно, то, как бы оно ни скрывалось, все-таки не может никоим образом сделаться нравственным. Кто однажды перешел границу скромности, тот делается постоянно и открыто бесстыжим. Мягкость и кротость заслуживают одобрения. но с тем ограничением, чтобы применялась строгость. Между добрыми людьми – все доброе. Щедрость не знает границ. Для государства полезно, чтобы знатные люди были достойны своих предков. Мы жалеем больше тех, которые не ищут нашего сострадания. Пусть каждый познает свои способности и пусть строго судит себя, свои достоинства и пороки. Добродетель состоит в защите людей. Нет никакого извинения проступку, даже если сделаешь его ради друга. Грешить никому не полагается. Велико могущество совести: оно дает одинаково чувствовать, отнимая у невинного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженные им наказания. Самое главное украшение – чистая совесть. Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды. Хотя всякая добродетель нас к себе влечет, однако всего более это делают справедливость и щедрость. Быть свободным от вины – великое утешение. Война требует быстроты. Пусть оружие уступит место тоге, воинские лавры – гражданским заслугам. Самый несправедливый мир я предпочел бы самой справедливой войне. Нужно сделать все, чтобы не допустить вооруженной борьбы. Если мы хотим пользоваться миром, приходится сражаться. Мир должен быть добыт победой, а не соглашением. Достигнутый мир лучше и надежнее ожидаемой победы. Нет ничего радостнее победы. Мир и согласие для побежденных полезны, для победителей только похвальны. Деньги – нерв войны. Битва за алтари и очаги. Малую цену имеет оружие вне страны, если нет благоразумия дома. Кто мужествен, тот и смел. Добродетель, которая противится грядущему злу, называется храбростью. Доблесть имеет много ступеней. Кто уверен в себе, тому чуждо чувство страха. А так как предающийся печали испытывает также страх, то отсюда следует, что храбрость с печалью несовместима. В страхе больше зла, чем в самом предмете, которого боятся. Какая тревога мучила бы нечестивых людей, если был бы уничтожен страх перед наказанием? С добрыми и злыми нельзя вести себя одинаково. Они научились говорить перед другими, но не сами с собой. Ничто так не сближает, как сходство характеров. Легче переносится удар от друга, чем от должника. Иначе живешь с тираном, иначе с другом. Всем этим можно пренебречь, если речь идет о нас, но нельзя, когда речь идет о наших близких. Равные больше всего сходятся с равными. Без истинной дружбы жизнь – ничто. Как много делаем мы для друзей, чего никогда не сделали бы для самих себя. Сколько различных выгод соединяет в себе дружба! Куда бы вы ни обратились, она к вашим услугам; она повсеместна; никогда она не докучает, никогда не приходит некстати, она придает благополучию новый блеск, и неудачи, которые она разделяет, в большей степени теряют свою остроту. В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света. Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами! Как трудно было бы перенести наши несчастия без друга, который испытывает их еще сильнее нас! Истинный друг должен быть нашим вторым "я"; он никогда не потребует от друга ничего, кроме нравственно-прекрасного; дружба дана нам природой, как помощница в доблестях, а не как спутница в пороках. Дружба может быть прочна только при зрелости ума и возраста. Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания. Основа дружбы заключается в полном согласии воли, вкусов и мнений. Искренней дружбе присуще давать советы и выслушивать их. Только в одном случае нам нечего бояться оскорбить друга, это когда дело идет о том, чтобы высказать ему правду и таким образом доказать ему свою верность. Дружба проникает в жизнь всех людей, но для сохранения ее порой приходится сносить и обиды. Кто настолько глух, что даже от друга не хочет услышать правды, тот безнадежен. Непременное условие дружбы – не предъявлять и не исполнять требований против духу чести. Отделить льстивого друга и распознать при известном старании так же можно, как все подкрашенное и поддельное от чистого и истинного. Дружба возможна только между хорошими людьми. Каждый любит самого себя не с тем, чтобы получать какую-либо награду за свою любовь, а потому, что каждый сам себе дорог. Если не применить то же самое к дружбе, то мы никогда не найдем истинного друга; ведь друг для каждого – это второй он сам. Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой. Вообще о дружбе можно судить лишь по отношению к людям зрелого возраста и зрелой души. Насколько кто сам себя ценит, настолько и друзья его ценят. Враги всегда говорят правду, друзья – никогда. Так как уединение и жизнь без друзей полны интриг и страха, то сам разум советует обзавестись дружбой. Где найдешь того, кто честь друга ставил бы выше своей? У кого уши закрыты для правды так, что он не может слышать правду от друга, на спасение того надо отложить надежду. Человек – твой злейший враг. Затаенная вражда опаснее явной. Иные думают, что старую любовь надо выбивать новой любовью, как клин клином. Выбирай, кого будешь любить. Нельзя любить ни того, кого боишься, ни того, кто тебя боится. Любовь – это стремление добиться дружбы того, кто привлекает своей красотой. Для любящего нет ничего трудного. Быть любимым и дорогим – приятно. Брачный союз – первая ступень человеческого общества. Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Дети забавляют себя тем или иным занятием даже тогда, когда ничего не делают. Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям. Нам не пристало падать духом. Людей ослепляет страсть. Что прилично, то достойно уважения, а что достойно уважения, то всегда прилично. Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого; напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном. Когда нечем гордиться в настоящем, хвастаются вчерашними заслугами. Влюбленный в себя соперников не имеет. Коварство предпочитает зло добру. Сколько тысяч людей занимается разбоем, хотя за это положена смерть! Алчность есть преступное желание чужого. Глупости свойственно видеть чужие пороки, а о своих забывать. Никакое притворство не может продолжаться долго. Презренны те, которые, как говорится, ни себе, ни другим; в ком нет ни трудолюбия, ни усердия, ни заботливости. Кто не стыдится, того я считаю заслуживающим не только порицания, но и наказания. Расточительность подражает щедрости. Гнев – начало безумия. Жизнь коротка, но слава может быть вечной. Тело мужей храбрых и великих людей смертно, а деятельность души и слава их доблести вечны. Слава – вещь основательная. Слава есть согласная похвала хороших людей, неподкупный голос людей, правильно судящих о выдающейся добродетели. Слава, как тень, следует за добродетелью. Не быть жадным – уже богатство, не быть расточительным – доход. Бережливость – важный источник благосостояния. Пусть мудрецы решатся презирать богатство. Размеры состояния определяются не величиною доходов, а привычками и образом жизни. Заменять богатство проворством ног. Плод богатства – обилие, признак обилия – довольство. Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись. Тщательно заботься о своем здоровье. Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья. Помни, что сильные страдания завершаются смертью, слабые дают нам частые передышки, а над умеренными мы владыки. Добросовестный врач прежде, чем назначить больному лечение, должен узнать не только его болезнь, но и привычки его в здоровом состоянии, и свойства тела. Иногда можно застонать и мужчине. Пока у больного есть дыхание, говорят, есть и надежда. Все хотят дожить до старости, а когда доживут, ее же винят. Потери наших сил гораздо чаще являются последствием порывов юности, чем разрушительного действия лет. Невоздержанная и сластолюбивая молодость передает старости изношенное тело. Мне нравятся в молодом человеке какие-либо хорошие черты старости, а в старике – какие-либо хорошие качества молодости. Легкомыслие свойственно цветущему возрасту. Каждому возрасту присущи свои особенности. Упражнение и умеренность могут даже и в старости сохранить до некоторой степени прежнюю силу. Ничего так не следует остерегаться в старости, как лени и безделья. Умеренные, уживчивые и неугрюмые старики проводят сносную старость; нетерпимость и угрюмость тяжелы во всяком возрасте. Старость крепка благодаря основам, заложенным в молодости. Оказывай помощь усердно, обдуманно и порционно. Чтоб человек мог принять добро без остатка, не захлебнувшись в нем и не растеряв веры. Ни влагой, ни пламенем, мы не пользуемся с завидным постоянством, как дружеским искренним расположением. – Цицерон Молодой человек имеет черты старости, которые его красят. Старикам же, наоборот, идут к лицу моложавые черты и качества. Душевная деятельность стремительнее оружейной пули, амурной стрелы или космической ракеты. Цицерон: Глупцы недовольны и всегда несчастливы, ибо везде им чудится горе и обман. Мудрецам видится счастье в любой крохотной радости, улыбке, луче света, пылинке и жужжании мотылька. Исследование истины – вот в чем соль всякого искусства, методология различается, цели тожественны. Старость безобразна и страшна душевной ленью и физическим бездельем, отравляя жизнь, убивая ее на корню. Всякое действие – добродетель изначально. Чем гуманнее действие, тем ценнее добродетель и выше достоинство. Продолжение цитат Цицерона читайте на страницах: Малую цену имеет оружие вне страны, если нет благоразумия дома. Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга. Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл. Дела влекут за собой слова. Между добрыми людьми – все доброе. Бережливость – важный источник благосостояния. Мир по своей природе не только художественное произведение, но и художник. Где дело само за себя говорит, к чему слова. Величайшее поощрение преступления – безнаказанность. Истина сама себя защищает. Ничто так не сближает, как сходство характеров. Высшее благо достнrается на основе полного физического и умствеиного здоровья. Война требует быстроты. Брачный союз – первая ступень человеческого общества. Даже у разбойников есть свои законы. Закон повелевает то, что следует делать, и запрещает противное этому. Каждому надо иметь свое суждение. Нет ничего радостнее победы. Жизнь коротка, но слава может быть вечной. Для любящего нет ничего трудного. Жить – значит мыслить. Ничто не цветет вечно. Воспоминание неволи делает свободу еще сладостнее. Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом. Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями. Ни один умный человек никогда не считал возможным верить предателю. Искренней дружбе присуще давать советы и выслушивать их. Более поздние мысли обычно бывают более разумными. Доблесть имеет много ступеней. Дело стоит труда. Занятия наукой питают юность, а приносят усладу старости, украшают в счастье, служат убежищем и утешением в несчастье. Сильные, коротко выраженные мысли много содействуют улучшению жизни. Ничто так не противоречит рассудку и порядку, как случайность. Гнев – начало безумия. Никто не может избежать смерти. Где найдешь того, кто честь друга ставил бы выше своей? Нет ничего красивее хорошо возделанного поля. Мир держит все в своих объятиях. Нет места милее родного дома. Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как видеть, что уместно. Глупость, даже достигнув того, чего она жаждала, никогда не бывает довольной. Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе. Мир должен быть добыт победой, а не соглашением. Нет ничего более изобретательного, чем природа. История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины. Затаенная вражда опаснее явной. Каждому возрасту присущи свои особенности. Каждому свое красиво. Нет пользы мудрому в мудрости, если он сам себе не может помочь. Земля никогда не возвращает без излишка то, что получила. Влюбленный в себя соперников не имеет. Знание, далекое от справедливости, заслуживает скорее названия ловкости, чем мудрости. Жизнь мертвых продолжается в памяти живых. Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись. Необходимость не знает отдыха. Иные думают, что старую любовь надо выбивать новой любовью, как клин клином. Мир и согласие для побежденных полезны, для победителей только похвальны. Иногда можно застонать и мужчине. Как много делаем мы для друзей, чего никогда не сделали для самих себя! Нет ничего слаще, чем свет правды. Когда гремит оружие, законы молчат. Величайшее из достоинств оратора – не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. Все элементы мироздания гармонично связаны между собой. Если человек не страдает, значит ли это, что он наслаждается высшим благом? Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что можем словами выражать свои чувства. Высшая законность – это высшее беззаконие. Алчность есть преступное желание чужого. Приятно вспоминать невзгоды, если они миловали. Выбирай, кого будешь любить. Никакое притворство не может продолжаться долго. Любовь – это стремление добиться дружбы того, кто привлекает своей красотой. Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Нужно быть умеренным и в шутках. Ничто так не свойственно нашей душе, как числовая соразмерность. Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания. Вся природа стремится к самосохранению. Имеющий деньги не может быть наказан. Множество мыслей порождает многословие. Нет ничего более упорядоченного, чем природа. Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели. Как в дружбе, так и в государственной деятельности должны быть исключены притворство и лесть. Ни одно изобретение не может сразу стать совершенным. Ни одно искусство не замыкается в самом себе. Все хотят дожить до старости, а когда доживут, ее же винят. Бумага не краснеет. Если боль мучительна, она не продолжительна, если продолжительна, то не мучительна. Что я делаю без охоты и из необходимости, того не могу делать долго и со старанием. Нет никакого извинения проступку, даже если сделаешь его ради друга. Изучение и наблюдение природы породило науку. Без истинной дружбы жизнь – ничто. Глупости свойственно видеть чужие пороки, а о своих забывать. Благо народа – вот высший закон. лат. Marcus Tullius Cicero (лат. Marcus Tullius Cicero; 3 января 106 до н. э., - 7 декабря 43 до н. э.,) - древнеримский политик и философ, блестящий оратор. Известен как: автор речей, трактатов и писем.О tempora, о mores! Sua cuique parti aetatis tempestivitas est data. Suo cuique judicio est utendum. Hoc uno praestamus vel maxime feris, quod colloquimur inter nos et quod exprimere dicendo sensa possumus. Mens cujusque is est quisque. Pluris putare, quod utile videatur, quam quod honestum, turpissimum est. A malis mors abducit, non a bonis. Brevis nobis vita data est, at memoria bene redditae vitae sempiterna. Homini necesse est mori. Смерть для человека неизбежна. Moriendum est omnibus. Mors laborum ac miseriarum quies est. Mortem effugere nemo potest. Omni aetati mors est communis. Tantum remanet, quod virtute et recte factis consecutus sis. Undique ad inferos tantumdem viae est. Vita mortuorum in memoria est posita vivorum. Errare, mehercule, malo cum Platone, quam cum istis vera sentire. Errata aetatis. Id me fallit. Inducere in errorem. Sermonis error. Spes eum fefellit. Contemnuntur ii, qui nec sibi, nec alteri, ut dicitur; in quibus nullus labor, nulla industria, nulla cura est. Quod turpe est, id, quam vis occultetur, tamen honestum fieri nullo modo potest. Divitiarum fructus est in copia, copiam declarat satietas. Non esse cupidum pecunia est, non esse емасем vectigal est. Edere de patella. Ex perfidia et malitia di immortales hominibus irasci et suscensere consuerunt. Religio id est cultus deorum. Aptum quiddam ad fidem faciendam.
Si insanorum visis fides non est habenda, cur credatur somnientium visis, quae multo etiam perturbatiora sunt, non intelligo. Post homines natos. Quod est dies allaturus, id consiuo anteferre debemus. Quod praeteriit, effluxit. Tempori parere. Est proprium stultitiae aliorum vitia cernere, oblivisci suorum. Nemo unquam sapiens proditori credendum putavit. Peccari licet nemini. Vacare culpa magnum est solacium. Nulla est excusatio peccati, si amici causa pecca-veris. Conservatis temporibus. Quid ad istas ineptias abis? Stultitia, et si adepta est quod concuptvit, nunquam se tamen satis consecutam putat. An est quicquam similius insaniae, quam ira? Ante occupatur animus ab iracundia, quam providere ratio potuit, ne occuparetur. Fortes non modo fortuna adjuvat, ut estin vetere proverbio, sed multo magis ratio. Ex malis eligere minima oportet. Honestum tale est ut vel ignorarent id homines, vel si obmutuissent, sua tamen pulchritudine esset laudabile. Largitio non hаbеt fundum. Malitia mala bonis ponit ante. Ne sit sane summum malum dolor; malum certe est. Nihil est там populare, quam bonitas. Omne malum nascens facile opprimitur. Summum malum est dolor. Tantum cuique tribuendum, primum quantum ipse efficere possis, deinde etiam quantum ille, quem diligas atque adjuves, sustinere. Consequens est beatam vitam virtute esse contentam. Cupiditas agendi aliquid adolescit una cum aeta-tibus. Me non solum piget stultitiae meae, verum etiam pudet. Interest inter levitatem contionatorum et animum vere popularem. Ita sunt altae stirpes stultitiae! Nec enim virtutes sine beata vita cohaerere possunt, nec illa sine virtutibus. Omnes virtutis compotes beati sunt. Parvi sunt foris arma, nisi est consilium domi. Semper est honestum virum bonum esse. Virtus constat ex hominibus tuendis. Virtus facit ut eos diligamus, in quibus ipsa inesse videatur. Virtutis et vitiorum grave ipsius conscientiae pondus est: qua sublata, jacent omnia. Voluptatem quidem si ipsa pro se loquatur nec там pertinaces habeat patronos concessuram arbitror dignitati. Etenim sit impudens si virtuts diutius repugnet aut si honestis jucunda anteponat. Animus meminit praeteritorum, praesentia cernit, futura providet. Animus superiora capessat necesse est. Corpus virorum fortium magnorumque hominum esse mortale, animi vero motus et virtutis gloriam sempiternam. Elatio animi. Fragile corpus animus sempiternus movet. Frons animi janua. Imago animi vultus est. Nihil est там cognatum mentibus nostris quam numeri. Non convenit nobis animum submittere. Nulla est celeritas, quae possit cum animi celeritate contendere. Nihil est copulatius, quam morum similitudo. Ut necesse est lancem in libra ponderibus impositis deprimi, sic animum perspicuis cedere. Avaritia est injuriosa appetitio alienorum. Avaritia senilis quid sibi velit, non intellego. Aegroto dum anima est spes esse dicitur. Quam utilitatem aut quem fructum petentes scire cupimus illa, quae occulta nobis sunt? Relinquere totam spem. Еа est enim profecto jucunda laus, quae ab iis proficiscitur, qui ipsi in laude vixerunt.
Apertum est sibi quemque natura esse carum. Id maxime quemque decet quod est cujusque suum maxime. Pares cum paribus maxime congregantur. Mendaci homini verum quidem dicenti credere non solemus. Nec simulatum quidquam potest esse diurnum. Nolo esse laudator, ne videar adulator. Pecuniam pedibus compensare. Ubi semel quis pejeraverit, el credi postea, etiamsi per plures deos juret, non oportet. Nihil semper floret. Bellum indiget celeritatis. Cedant arma togae! Cedant arma togae, concedat laurea laudi. Contendere debet quam maxime possit, ut vincat. De aliqua re jure decertare armis non contendere. Iniquissimam pacem justissimo bello antefero. Inter arma silent leges. Nihil est victoria dulcius. Omnia facienda ne armis decertetur. Расем inter gives conciliare. Расе uti. Pax et concordia victis utilia, victoribus tantumpulchra sunt. Pax popularis. Pecunia nervus belli. Pro aris et focis certamen. Quaerere laureolam in mustaceo. Si pace frui volumus, bellum gerendum est. Tanto detrmento illa victoria constitit. Victoria pax, non pactione parienda est. Adulescentis est majores natu revereri. A rebus gerendis senectus abstrahit. Manent ingenia senibus, modo permaneat studium et industria. Nihil habeo, quod accusem senectutem. Temeritas est florentis aetatis. Senectus, quae fundamentis adulescentiae constituta est. Senectutem ut adipiscantur, omnes optant, eandem accusant adeptam. Consuetudo majorum. Eorum nos magis miseret, qui nostram misericordiam non requirunt. Non aestimatione census, verum victu atque cultu, terminatur pecuniae modus. Quidquid honestum est, idem est utile. Res semel admissa reprimi non potest. Bovi imponere clitellas. Necessitas feriis caret. Nihil est simul et inventum et perfectum. Non solum oportet, sed etiam necesse est. Omnia enumerare opus non est. Omnia quae sunt ad vivendum necessaria. Ортата furiosorum. Si quid opus est. Cujusvis hominis est errare: nullrjs, nisi insipientis, in errore perseverare. Errant, qui in prosperis rebus impetus fortunae im omne tempus fugisse se putant. Nihil a me abest longius crudelitate. Quem non pudet, hunc ego non reprehensione solum, sed etiam poena dignum puto. «Vitium» appelant, quum partes corporis inter se dissident… integra valetudine. Aures veritati claudere. Cujus aures clausae veritati sunt, ut ab amico verum audire nequeat, hujus salus desperanda est. Inter visa vera aut falsa ad animi assensum nihil interest. Natura cupiditatem ingenuit homini veri videndi. Nihil est veritatis luce dulcius. Per dubitando ad veritatem pervenimus. Si verum quaerimus. Veritas se ipsa defendit. Non exemplis sed legibus judicandum. Commorandi natura deversorium nobis, non habitandi dedit. Mundi corpus apte cohaeret. Mundi natura non artificiosa, sed plane artifex. Mundus omnia complexu suo coercet. Natura duce errari nullo pacto potest. Natura ingenuit homini cupiditatem veri videndi. Natura nihil est callidius. Natura nos ad majora quaedam genuit et conformavit. Natura solitarium nihil amat. Non pudet physicum, id est speculatorem venatoremque naturae, ab anmis consuetudine imbutis quaerere testimonium veritatis? Nunquam naturam mos vinceret: est enim ea semper invicta. Omnem naturam conservatricem esse sui. Omnes inter se concinentes partes mundi. Omnia quae secundum naturam fiunt, sunt habenda in bonis. Parvo est natura contenta. Providentia naturae homines humo excitatos celsos et erectos constitut. Terra comvertit se circa axem suum. Terra nunquam sine usura reddit, quod accepit. Universi caeli complexus. Vis est permagna naturae. Nullus est locus domestica sede jucundior. Omnes omnium caritates patria una complexa est. Princeps sint patria et parentes, proximi liberi totaque domus, deinceps propinqui. Se offerre pro patria ad mortem. Imperium et libertas. Integrum dare. Jucundiorem facit libertatem servitutis recordatio. Legum servi sumus, ut liberi simus. Nobis libertas appropinquat. Praestat nobis mori, quam servire. Subjugus homo. Vindicare ex dominatu alicujus in libertatem. Vindicta liber factus. Servitudo altera mors. Majores nostri omnibus rebus agendis «quod bonum, faustum, felix esset» praefabantur. Non domo dominus, sed domino domus honestanda est. Nostrorum majorum inventa nosce debemus. Pueri, etiam quum cessant, exercitatione aliqua ludicra delectantur. Quod in re majore valet, valeat in minore. Velis remisque. Est gloria solida quaedam res. Gloria est consentiens laus bonorum, incorrupta vox bene judicantium de excellente virtute. Gloria virtutem tanquam umbra sequitur. Minuit praesentia famam. Nihil est там contrarium rationi et constantiae quam fortuna. Cadit ergo in virum bonum mentiri? Mea mihi conscientia pluris est quam omnium sermo. Multi quum maxime fallunt id agunt, ut viri boni esse videantur. Ubi istum invenias, qui honores amici anteponat suo? Ut quisque est vir optimus, ita difficillime esse alios improbos suspicatur. Nisi inter bonos esse non potest. Amicus tamquam alter idem (ego). Amorem conatum esse amicitiae faciendae ex pulchritudinis specie. Diligi et carum esse jucundum est. Ет secundas res splendidiores facit amicitia et adversas partiens communicansque leviores. Inimici semper verum dicunt, amici nunquam. Ipse enim se quisque diligit non ut aliquam a se ipse mercedem exigat caritatis suae, sed quod per se sibi quisque carus est. Quod nisi idem in amicitiam transferetur, verus amicus nunquam reperietur: est enim is quidam alter idem. Levior est plaga ab amico, quam a debitore. Maximum bonum est amicitia. Maximum est in amicitia superiorem parem esse inferiori. Multos modios salis simul edisse. Nihil difficile amanti puto. Non aqua, non igni pluribus locis utimur quam amicitia. Novo quidam amore veterem amorem, tanquam clavo clavum, ejiciendum putant. Omnino amicitiae corroborate jam conformatisque et ingeniis et aetatibus judicandae sunt. Quanti quisque se ipse facit, tanti fit ab amicis. Еа maxime conducunt, quae sunt rectissima. Fugienda semper injuria est. Injuria fit duobus modis: aut vi, aut fraude. Justitia creditis in rebus fides nominatur. Justitia in suo cuique tribuendo cernitur. Quamquam omnis virtus nos ad se allicit, tamen justitia et liberalitas id maxime efficit. Qui non defendit injuriam neque propulsat, quum potest, injuste facit. Verissime defenditur numquam aequitatem ав utilitate posse sejungi. Hastam abjicere. Plus in metuendo mali est, quam in ipso illo, quod timetur. Quaenam sollicitudo vexaret impios sublato suppliciorum metu? Cui dolet, meminit. Errant, qui in prosperis rebus impetus fortunae in omne tempus fugisse se putant. Jucunda memoria est praeteritorum malorum. Neque stultorum quisquam beatus, neque sapientium non beatus. Prosper flatus fortunae. Si gravis brevis, si longus levis. Si malo careat, continuone fruitur summo bono? Quos fortuna complexa est. Тотам vim beatam vivendi in animi robore pono. Agitur praeclare, si nosmet ipsos regere possumus. Animal hoc, quem vocamus hominem, solum est ex тот animantium generibus particeps rationis ет cogitationis, quum cetera sint omnia expertia. Non solum nobis divites esse volumus, sed liberis, propinquis, amicis maximeque rei publicae. Prima est hominis conciliatio ad ea, quae sunt secundum naturam. Secundum naturam vivere oportet. Solus homo particeps est rationis et cogitationis. Suam salutem posteriorem communi salute ducere. Sunt quidam homines non re, sed nomine. Uno in eodem temporis puncto nati dissimiles et naturas et vitas habent. Utile est rei publicae nobiles homines esse dignos majoribus suis. Totus hic locus est contemnendus in nobis, non neglegendus in nostris. Марк Ту́ллий Цицеро́н (лат. Marcus Tullius Cicero ; 3 января 106 до н. э., Арпинум - 7 декабря 43 до н. э., Формия) - древнеримский политик и философ, блестящий оратор. О воспитанииМарк Туллий Цицерон родился в семье всадника, то есть принадлежал к одному из привилегированных сословий Древнего Рима. Тем не менее, его отец желал для сыновей лучшей судьбы - политической карьеры. Потому для воспитания и обучения сыновей приехал в чужой для уроженцев небольшого городка Рим. Марк не подвел ожиданий своего отца, потратив ранние годы на кропотливое изучение судебного ремесла, ораторства, красноречия у лучших римских и греческих учителей. Уже за годы своей юности Цицерон блестяще освоил юриспруденцию, философию и греческую поэзию, что позволило ему уже первыми же выступлениями производить фурор на римских граждан.
О жизниСвою жизнь Цицерон всецело посвятил Риму и отстаиванию величия его республиканских устоев. Несмотря на конфликты и заговоры, а также превращение Рима в империю во главе с Цезарем, Цицерон до конца оставался верен своим идеалам.
О политикеС ранних лет Цицерон зарекомендовал себя как оппозиционер римской аристократии того времени, благодаря чему приобрел определенную популярность в народе. В одной из своих первых речей “В защиту Росция” оратор говорил о положении дел в государстве, где “разучились не только прощать проступки, но и расследовать преступления”. Политические взгляды Цицерона были однозначны: усиление позиций “сенатской республики” и почитание “заветов предков”.
О смертиСмерть Цезаря показалась Цицерону знамением перемен и возвращения республиканских порядков. Мыслитель уважал императора как истинного патриота, однако не мог простить тому узурпации власти. Цицерон намеревался вернуться к политике, но во главе Рима встал новый оппонент - Марк Антоний. Последний добился причисления Цицерона к “врагам народа”, и мудрецу пришлось бежать в Грецию. По пути он увидел настигающих его убийц и, приказав остановить повозку, гордо подставил голову палачам. Достойная смерть за свои идеалы была для Цицерона лучше бегства от палачей, разрушивших тот Рим, о возрождении которого он мечтал всю жизнь. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков |
Новое
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
- Учет расчетов с бюджетом